Блок управления ДХО на микроконтроллере Atmega8. Управление дхо на микроконтроллере Дневные ходовые огни на pic

Сегодня будем делать регулятор для дневных ходовых огней автомобиля без использования сложных микросхем. Несмотря на то, что нормальная и индивидуальная работа современных электронных устройств невозможна без каких-либо вспомогательных устройств, ученые на практике доказали, что такое явление все-таки возможно.

Контроллером в электронике называется специальное управляющее оборудование. Микроконтроллером в той же отрасли называют небольшую составляющую контролера, основой которого служит интегральная микросхема.

Если на автомобиль не установлены заводские фары дневных ходовых огней, а использование основных фар взамен непредусмотренным источникам дневного света – это непозволительная роскошь для автовладельца, то в дневные часы по правилам дорожного движения России для выделения автомобиля можно использовать противотуманные огни.

Применять противотуманные фары взамен основным фарам есть смысл только в той ситуации, когда их лампы имеют мощность меньше, чем мощность ламп в стандартных фарах автомобиля. Устанавливать специальные дневные ходовые огни на транспортные средства законодатель пока не обязует каждого автовладельца, тем не менее, уже к следующему 2016 году на каждое транспортное средство нужно будет установить дневные ходовые огни.

Таким образом, установка дневных ходовых огней на автотранспорт будет обязательным условием.

Для того, чтобы правильно и безопасно выполнить монтаж такого оборудования на автомобиль придется прибегнуть к работе профессионального мастера из автомастерской, или же сделать всю работу собственными силами.

От того, какие конструктивные особенности имеет автомобиль, и где было изготовлено монтируемое оборудование (на заводе, или своими силами) напрямую зависит сложность работы. Для тех, кто занимается установкой дневных ходовых огней на автомобиль самостоятельно, нужно знать, что такие работы выполняются в строгом соответствии со всеми НПА РФ, а именно п.1.3.29 прилож. №5 к тех. регламенту безопасности колесных транспортных средств.

Релейная основа контролера дневных ходовых огней

Основная масса автомобильного транспорта оборудована заводскими противотуманными фарами, но некоторые водители ими вовсе не пользуются из-за того, что такие фары попросту не нужны, потребляют много энергии, или плохо работают. Такие фары и следует преобразовать в ходовые огни. Для этого стандартные лампочки необходимо будет заменить на светодиодные. Данное обстоятельство позволит сэкономить электрическую энергию, а при исчислении электрической мнемосхемы можно будет не учитывать потребляемый ток.

Затем потребуется внести корректировки в штатную схему включения. Для этого, по всей видимости нужно будет снять бампер и панель приборов. Как утверждают мастера, такая работа занимает чуть больше одного часа. Как только доступ к бортовой электропроводке будет разрешен, выполняется коммутирование по схеме:

Крайне важно, чтобы все ходовые огни работали надлежащим образом: при определенном повороте ключа в замке зажигания, которое обеспечивает запуск двигателя, а также когда включается дальний, или ближний свет фар, габаритные огни, или основные фары ходовые огни должны выключаться. Чтобы не забывать выключать дневные ходовые огни, габариты должны быть взаимосвязаны с подсветкой. Такое удобное подключение оценила большая часть водителей.

Как же быть в такой ситуации, когда до проводки в автомобиле вовсе не добраться, или сделать это весьма затруднительно? Без всякого преувеличения, многим автолюбителям такая работа окажется не по плечу!

Выход есть – Atmega8.

Описание устройства Atmega8

Световое оборудование для дневных ходовых огней и модуль управления есть возможность купить отдельно за разумные деньги. Если на бампере автомобиля уже есть отверстия для установки противотуманных фар, то закрепить новое устройство можно в них, а если таких отверстий нет, тогда их нужно аккуратно вырезать. Светильники крепятся на 4 самореза. Далее переключаемся на работу с контроллером. Используем проверенный восьми битный микроконтроллер от компании Atmel – Atmega8.

С помощью этого оборудования можно применять ряд вспомогательных опций, таких как индексация работы ПЖД, которая отключается во время работы двигателя. Устройство работает по простой схеме: когда двигатель не работает, напряжение на аккумулятор менее 13.5В, а при работающем двигателе – напряжение больше 13.5В и аккумулятор заряжается.

Включение ходовых огней происходит в автоматическом режиме, если подключить 2 провод на аккумулятор и 2 провода на ДХО. Если надлежащим образом установить данное оборудование средней стоимости, то оно будет красиво дополнять общий экстерьер машины.

Управляющий контроллер ДХО может быть собран, и на компараторной основе.

Компаратор тут выполнен на основании операционного 2-х канального усилителя (LM358). Такая схема стоит не дорого и не требуется установка стабилизатора напряжения. Устройство направлено на экономию напряжения (на 3-30 В).

Устройство предназначено для автоматического включения и отключения дневных ходовых огней (ДХО) при начале движения и остановке. Собрано на простом и дешевом микроконтроллере PIC12F629. Имеет звуковую сигнализацю и другие полезные мелочи.

Краткая логика работы устройства

1.Питание 12в
2.При вкл зажигания после прохождения 6 импульсов с датчика скорости вкл ДХО
3.При вкл габаритов все переходит в штатный режим
4.При выкл габаритов переходим п.2
5.При остановке (например в пробке) ДХО выключится через 3 мин при начале движения п.2
6.При остановке и выключении зажигания, ДХО горит ещё 20 секунд и выключается (вежливая подсветка).

Режим работы устройства:

1. Когда выключено зажигание, светодиод HL1 моргает с частотой 1раз в секунду (1Hz), сигнализируя о том,что устройство находится в дежурном режиме (режим ожидания).

2. При включении зажигания светодиод HL1 начинает светится постоянно,микроконтроллер ждёт прихода импульсов с датчика скорости,и при начале движения автомобиля, через 1 секунду автоматически зажигаются ДХО и горят всё время движения до остановки.

3. Во время остановки, включается режим выдержки времени выключения ДХО (3 минуты), об этом сигнализирует встроенный Бипер (2 коротких звуковых сигнала - это при включёном зажигание и остановки автомобиля), если в это время выключить замок зажигания (например при длительной стоянке), прозвучат 4 коротких звуковых сигнала, сигнализируя о том, что включился режим выдержки времени включения ДХО 20 секунд и затем они выключатся (режим вежливой подсветки), устройство переходит в дежурный режим.

4. При включении Габаритных огней, устройство автоматически переходит в режим ожидания, ДХО выключаются (правила ПДД), всё работает в штатном режиме.

5. Режим вежливой подсветки можно включить так: включить зажигание, при этом прозвучат 2 коротких сигнала и сразу его выключить, (прозвучат 4 звуковых сигнала) при этом устройство автоматически перейдёт в режим вежливой подсветки. Если требуется выключить ДХО не дожидаясь выдержки времени, следует включить и тут же выключить Габаритные огни.

6. Светодиод HL2 сигнализирует о состоянии ДХО (Светится - ДХО работают, выключен - ДХО не работают)


Применёное реле, на максимальный ток проходящий через контакты 10А, если Вы вдруг захотите применить это устройство для Автоматического включенияБС, лучше установить дополнительное реле типа SLC - 12VDC - SL - C , максимальный ток контактов 30А, этого вполне достаточно для управления БС. Светодиоды HL1 и HL2 устанавиваются в удобном месте, например в приборной панели. Пишалка (BUZZER) так же устанавливается в удобном для водителя месте. На фотографии собраного устройства видно что светодиоды стоят на самой печатной плате, но это сделано было только для отладки схемы. Установка произвольная!


Применёное реле, на максимальный ток проходящий через контакты 10А, если Вы вдруг захотите применить это устройство для Автоматического включенияБС, лучше установить дополнительное реле типа SLC - 12VDC - SL - C , максимальный ток контактов 30А, этого вполне достаточно для управления БС. Светодиоды HL1 и HL2 устанавиваются в удобном месте, например в приборной панели. Пишалка (BUZZER) так же устанавливается в удобном для водителя месте. На фотографии собраного устройства видно что светодиоды стоят на самой печатной плате, но это сделано было только для отладки схемы. Установка произвольная!


Приветствую сограждан Датагории!
Я хочу рассказать вам историю создания мной контроллеров ДХО (контроллеров дневных ходовых огней для автомобиля). ГАИ, как всегда по просьбе трудящихся, навязало нам использование в автомобилях ДХО, а мы законопослушные стали радостно исполнять указание. Первые проблемы не заставили себя долго ждать - забываем отключить ДХО и имеем разряженные аккумуляторы, опоздания на работу и ласковые слова и мысли про наше родное ГАИ
Значит пора заняться контроллером ДХО!

Господа и дамы, автоводы, сограждане!
У нас есть новый кит с доработками и на заводской печатной плате:

Налетай!

Первый контроллер ДХО я выполнил на реле

В моем микроавтобусе стояли очень смешные противотуманные фары, они пластиковые, белые и используют габаритную лампочку! Толку с них не было никакого - на переделку! Габаритные лампочки были заменены светодиодными аналогами, это позволило пренебречь током потребления. Далее изменена штатная схема включения, благо доступность проводов в моем микроавтобусе великолепна. За час с перекуром была собрана и подключена схема:


Сигнал габарита взял прямо с подсветки кнопки. Итог: правильная работа ДХО, выключение при включении габаритов и невозможность забыть выключить ДХО. Данная схема работает несколько лет без нареканий как моих так и инспекторов ГАИ.

Но вот, приобрел я второй автомобиль, для семьи. Большой, комфортный и… страшно неудобный в плане прокладки новой проводки. Как я уже говорил, по сути я человек ленивый, лень мне разбирать приборную панель, протаскивать в плотную гофру провода, а ведь потом и собирать всё это назад!
Нет, увольте! Нужно другое решение!


Решил собрать контроллер и для знакомого, но т.к. конструкция должна была быть почти бесплатной (спасибо, век не забуду!), микроконтроллер - это жирно! Да и зачем, ведь есть более простое решение – компаратор!
Крепилась вся схема прямо на проводе АКБ с помощью пластикового хомута. Минус схемы - отсутствие функции гашения ДХО при включении габарита (лень было вводить).
И тут началось… Знакомый похвастался девайсом своему другу. Мне поступило еще несколько предложений на изготовление контроллеров. Что понравилось автолюбителям? Простота монтажа и то, что не нужно тащить провода в салон, всё располагается в моторном отсеке!
В итоге конструкция упростилась еще на 2 резистора, что благодатно сказалось на моем эго лентяя. Вместо регулировки опорного напряжения, я ввел прямую подстройку измеряемого напряжения:

Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только


Настройка обоих вариантов сводится к установке триммером порога срабатывания схемы при работе генератора, т.е. при напряжении в бортовой сети выше 13,5 В

Оформление конструкции не изменилось, собирается всё очень быстро, работа надежна даже при наших Якутских морозах.



Этот вариант устройства я собрал, как и предыдущие на коленке за 10 минут. Использовал макетную китайскую плату, готовую конструкцию залил термоклеем и облагородил термоусадкой.

--
Спасибо за внимание!
Игорь Котов, главный редактор журнала «Датагор»


Удачи вам и берегите ваши АКБ!

AliExpress.com Product - LED COB Car Auto DRL Driving Daytime Running Lamp Fog Light Z-Shape free shipping 2pcs/lot

Контроллер ДХО представляет собой устройство, использующееся для контроля работоспособности дневных ходовых огней. С помощью этого девайса обеспечивается более стабильная и оптимальная работа оптики, что позволяет оптимизировать функциональность электросети в целом. Подробнее о том, как соорудить такой девайс в домашних условиях, вы сможете узнать из этой статьи.

[ Скрыть ]

Варианты изготовления своими руками

Если вы решили соорудить контроллер дневных ходовых огней в свой автомобиль, то для начала предлагаем ознакомиться с несколькими вариантами изготовления устройства.

Фотогаларея «Схемы для изготовления»

  1. Контроллер ДХО на базе реле. На многих транспортных средствах установлены штатные противотуманки, но пользуются ими далеко не все автомобилисты. Причина может заключаться в отсутствии необходимости эксплуатации, большом потреблении напряжения оптикой либо ее неэффективностью. Как вариант, туманки при необходимости можно переделать в дневных ходовые огни, только источники освещения нужно будет заменить на диодные. Также нужно будет немного поменять стандартную схему подключения, вероятнее всего, в данном случае нужно будет демонтировать бампер и контрольный щиток.
    Когда вы сможете получить доступ к бортовой сети, процедура подключения осуществляется по схеме, приведенной выше. В данном случае вам необходимо обеспечить правильную работу оптики — то есть ходовые огни должны автоматически включаться при запуске двигателя и отключаться, когда вы включите габариты или дальний либо ближний свет. Чтобы обеспечить это, сигнал от габаритных огней можно взять с подсветки кнопки, благодаря этому вы не забудете о деактивации ДХО.
  2. С использованием платы ATmega8. Такой вариант более предпочтительный, если в машине затруднен доступ к проводке. Сами дневные ходовые огни покупаются отдельно, блок управления вам не нужен. ДХО своими руками нужно установить в бампер, для этого проделайте соответствующие отверстия и зафиксируйте оптику. Выполнив эти действия, вам останется поработать только с самим контроллером.
    Следует отметить, что данная плата также позволяет реализовать и другие, не менее полезные функции, например, индикацию работы подогревателя двигателя. В данном случае алгоритм функционирования будет таким — когда транспортное средство не заведено, на аккумуляторе напряжение будет составлять меньше 13.5 вольта. Соответственно, при запуске двигателя аккумулятор будет подзаряжаться, а это значит, что напряжение будет более 13.5 вольт. Сами ДХО будут активироваться автоматически. Чтобы произвести подключение, два провода необходимо подсоединить к аккумулятору, а два — на саму оптику.

Инструкция по изготовлению регулятора ДХО

Рассмотрим процесс изготовления регулятора для ДХО в домашних условиях в соответствии со схемой, приведенной выше.

Логика функционирования данного девайса следующая — блок активирует работу дневных ходовых огней только в таком случае:

  • если запущен силового агрегат автомобиля;
  • если габаритное освещение и дальний, а также ближний свет отключены.

Собственно, эти условия являются обязательными и соответствуют всем требованиями по работе дневных ходовых огней. Когда вы включите либо ближнее освещение в темное время, то регулятор автоматически отключит ходовые огни.

Для изготовления блока в соответствии со схемой вам понадобятся следующие элементы:

  • два биполярных транзистора, на схеме обозначены как VT1 и VT6;
  • три выпрямительных диодных элемента, маркируются как VD1, VD2, VD3;
  • два резисторных компонента на 1 кОм R1 и R2;
  • также потребуется два резистора на 5.1 кОм — маркированы как R3 и R4;
  • один резисторный элемент на 10 кОм — R5;
  • один предохранитель на 15 ампер и одно реле на 10 ампер, на схеме отмечено как К1.

Все эти запчасти можно приобрести на любом радиорынке, в соответствующем магазине или заказать в интернете. Проблем с поиском составляющих элементов схемы возникнуть не должно. Сам процесс изготовления устройства вызвать проблем не должен — вам нужно просто соединить на плате все элементы таким образом, как это показано на схеме. Процедура соединения осуществляется при помощи пайки. Если вы не умеете паять, то лучше обратитесь к квалифицированному электрику — любой специалист, имеющий опыт, сможет без проблем спаять такой регулятор.


При пайке будьте осторожны и не повредите составляющие элементы контроллера, поскольку это может привести к его дальнейшей неработоспособности. Все детали должны быть надежно припаяны, поскольку при движении автомобиля могут возникать вибрации, а они, в свою очередь, разрушительно действуют на любые движущиеся элементы. Особенно, если речь идет об электронике.

После того, как устройство будет сделано, его необходимо правильно подключить:

  • ДДМ — необходимо соединить с контроллером давления моторной жидкости или со стояночным тормозом;
  • выход на +12 вольт необходимо соединить с генераторным устройством либо замком зажигания, в частности, вам нужно соединить его с контактом, где появляется напряжение при запущенном моторе;
  • габариты — как можно догадаться, в данном случае речь идет о положительном контакте габаритных огней, конкретное место подключения не имеет значения;
  • GND — это масса или кузов транспортного средства;
  • ДХО — сами дневные ходовые огни с галогенными или диодными источниками освещения (автор видео о подключении — Виталий Новаков).

Что касается настройки изготовленного контроллера, то этот процесс заключается в диагностике алгоритма работы в результате подачи на него имитационных импульсов. Когда на вход габаритных огней поступит 12-вольтное напряжение, реле должно автоматически отключиться. Также оно отключится в том случае, если вход контроллера давления масла будет замкнут на землю.

Цена вопроса

Если по каким-то причинам вы не хотите делать контроллер в домашних условиях, то его всегда можно купить на рынке или заказать в интернете. Стоимость может отличаться в зависимости от магазина, причем разница в цене может составлять до 40%. В среднем стоимость контроллера DRL на сегодняшний день составляет от 650 до 1000 рублей.

Видео «Обзор контроллера ДХО, купленного в Китае»

На видео ниже продемонстрирован подробный обзор китайского контроллера дневных ходовых огней (автор ролика — Сергей Станевич).

Ходовые огни дневного света присутствуют далеко не на всех автомобилях, а необходимость в их наличии заставляет автолюбителей устанавливать ДХО своими силами. Согласно ГОСТу, дневные ходовые огни должны автоматически включаться при включении двигателя, а также отключаться или снижать мощность на 50% при включении основных фар. Выполнение данного условия необходимо для безопасного вождения в темное время суток. Также это исключает возможность вождения автомобиля без включенных фар, что запрещено правилами дорожного движения. Данные функции в системе ДХО выполняет блок управления дневными ходовыми огнями.


Блока управления ДХО

Помимо всего сказанного, наличие блока управления ДХО позволяет сэкономить и вместо энергоемких фар ближнего света использовать более экономичные лампы или светодиодные ленты. В нашей статье мы рассмотрим несколько вариантов, как установить блок управления ДХО на ваш автомобиль, если это изначально не предусмотрено конструкцией. В частности мы поговорим об установке купленного блока управления и о сборке реле управления ходовыми огнями своими руками.

Важно: помните, что вы сами несете ответственность за выполнение всех нижеописанных процедур. Если вы не уверены в своих силах, мы настоятельно рекомендуем обратиться в специализированный сервисный центр для установки ДХО в соответствии с ГОСТ.

Покупка готового реле управления ДХО

Использование таких реле является самым удобным вариантом подключения ДХО в соответствии с ГОСТ. Реле обеспечивает включение ходовых огней при запуске движка, а также снижение их мощности на 30-50% при включении основных фар. Данные реле оснащены предохранителями, что делает их использование безопасным, и сохраняет ваши фары от выхода из строя при скачках напряжения. Устройство продается уже в собранном виде, ваша задача – лишь правильно подключить его.


Схема подключения ДХО через реле

Изготовление блока управления своими руками

Безусловно, второй вариант подойдет для тех, кто имеет опыт пайки и сборки микросхем. Сборка реле по обойдется вам намного дешевле, чем покупка готового. Для начала давайте рассмотрим алгоритм действия самодельного реле.

Алгоритм действия:

Схема блока управления получает питание от включенного зажигания и начинает определять работу двигателя по активности импульсов, присутствующих на катушке зажигания. Если импульсы присутствуют дольше 5 секунд (что соответствует заведенному двигателю), ДХО включатся автоматически. Если импульсов нет в течение 5 секунд, ДХО отключаются. Также ходовые огни автоматически отключаются при включении основного освещения.

Подключение блока дневных ходовых огней:

  • Питание можно брать с любой точки электросети, где оно присутствует после поворота ключа зажигания;
  • Импульсы, по которым схема определяет работу двигателя, как правило, берутся с катушки зажигания;
  • Сигнал включения основного освещения берем с любой точки, в которой появляется напряжение 12 вольт от включения фар;
  • На выходе подключаем любое автомобильное реле, соответствующее следующим условиям: ток, который потребляет реле, не должен быть выше 200mA при напряжении 12V и токе на выходе 30-40А;
  • Минус кидаем на корпус автомобиля.

Плюс данной схемы в том, что при отсутствии отдельно установленных ДХО, мы можем подключить их параллельно стандартному блоку управления ближним светом.


Реле ДХО своими руками

Оптимальным вариантом для сборки своего блока будет микропроцессор PIC12F629. Относительно недорогой и доступный, данный девайс станет основой нашего реле. Для программирования нашего контроллера используется специальный программатор, например PICkit-2. Схема самого блока не является очень сложной: используется обычный линейный стабилизатор, по входам которого устанавливаются делители по входящему сигналу, подстрахованные транзисторными ключами. На выходе устанавливается полевой транзистор, подключаемый к обычному автомобильному транзистору с током не более 200mA.

Визуально схема выглядит следующим образом:

Мы не будем подробно углубляться в процесс пайки самой микросхемы. Алгоритм действий логичен: моделируем плату в любой программе для проектирования схем, создаем схему разводки, при необходимости проектируем 3D-модель.

Подбираем корпус

В качестве корпуса идеально подойдет корпус от любого другого автомобильного реле: желательно, чтобы разъем был на 6 контактов.

Для безопасности плату необходимо залакировать. Идеально подойдет средство CRAMOLIN ISOTEMP, данное силиконовое покрытие предназначено специально для изоляции различных плат. Для любителей перестраховаться, плату можно облачить в термоусадочную трубку.

Когда процесс подготовки будет закончен, можно вставить готовое реле в подготовленный корпус. Большинство реле идут на защелках, так что у вас не возникнет проблем с плотной фиксацией всей конструкции.