Когда был заключен вечный мир с польшей. Вечный мир с польшей и крымские походы. Раздел казачьих земель

«Вечный мир» 1686, договор между Россией и Речью Посполитой, заключённый 6(16) мая в Москве. Подтвердив условия Андрусовского договора 1667, «В. м.» навсегда закрепил за Россией г. Смоленск с окрестностями, Левобережную Украину с Киевом, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Православное население Речи Посполитой получило право свободного вероисповедания. Россия обязалась войти в антитурецкую коалицию, состоявшую из Речи Посполитой, Австрии, Венеции и Рима, и выступить против Турции и её союзника - крымского хана. В силу принятых обязательств Россия предприняла 2 похода в Крым - в 1687 и 1689. «В. м.» урегулировал отношения между Россией и Польшей и послужил основой для будущего русско-польск. союза в Северной войне 1700-21, облегчил борьбу России со Швецией за выход к Балтийскому м. «В. м.» отразил новую расстановку сил на междунар. арене, сыграл значит, роль в борьбе народов Вост. Европы против тур.-тат. агрессии.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

Литература:

История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 3. М., 1967, о. 145 - 146;

Очерки истории СССР. Период феодализма, XVII в. М., 1955;

История Польши. Т. 1. М., 1954;

Белов М. И. К истории дипломатических отношений России во время Крымских походов (1686-1689 гг.).- «Учен, зап. ЛГУ», 1949, № 112. Сер. ист. наук, вып. 14.

Предыстория. На пути к «Вечному миру»

После смерти бездетного царя Фёдора Алексеевича, бояре Милославские во главе с Софьей организовали Стрелецкий бунт. В результате 15 сентября 1682 года царевна Софья, дочь царя Алексея Михайловича, стала регентшей при малолетних братьях Иване и Петре. Власть братьев практически сразу стала номинальной. Иван Алексеевич был с детства болезненным и неспособным к управлению государством. Пётр был мал, и Наталья с сыном перебралась в Преображенское, чтобы уберечь себя от возможного удара.

Царевна Софья в исторической научно-популярной и художественной литературе часто представлена в образе мужикоподобной бабищи. Внешность, по словам французского иезуита де ла Невиля, была безобразной (хотя сам он её не видел). К власти она пришла в 25 лет, и портреты доносят до нас образ несколько полноватой, но миловидной женщины. Да и будущий царь Пётр описывал Софью как человека, которого «можно было бы считать как в телесном, так и умственном отношении совершенством, если бы не её безграничное честолюбие и ненасытная жажда власти».

Софья имела нескольких фаворитов. Это был князь Василий Васильевич Голицын – он получил под начало Посольский, Разрядный, Рейтарский и Иноземный приказы, сосредоточив в своих руках огромную власть, контроль над внешней политикой и вооружёнными силами. Получил титул «Царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский» (фактически главы правительства). Руководство Казанским приказом (этот государственный орган осуществлял административно-судебное и финансовое управление территориями, главным образом, на юго-востоке Российского государства) получил двоюродный брат В.В. Голицына – Б.А. Голицын. Стрелецкий приказ возглавил Фёдор Шакловитый. Выходец из брянских детей боярских, обязанный своему возвышению только Софье, был безгранично ей предан (судя по всему, как и Василий Голицын, был её любовником). Был возвышен Сильвестр Медведев, став советником царицы по религиозным вопросам (с патриархом Софья была в холодных отношениях). Шакловитый был «верным псом» царицы, а вот практически всё государственное управление было возложено на Василия Голицына.

Голицын – это одна из спорных фигур в истории России. Одни считают его «предтечей» Петра, чуть ли истинным реформатором, который замыслил весь комплекс реформ, проведённых в петровскую эпоху. Другие исследователи оспаривают это мнение. Факты говорят о том, что это был «западник» того времени, политик «горбачёвского типа», который похвалу с Запада воспринимает, как высшую ценность. Голицын преклонялся перед Францией, был франкофилом, даже своего сына заставил носить на груди миниатюру Людовика XIV. Его образ жизни и дворец соответствовал лучшим западным образцам. Московская знать того времени всячески подражала западному дворянству: сохранялась мода на польские наряды, вошёл в моду парфюм, началось повальное увлечение гербами, высшим шиком считалось приобрести иностранную карету и пр. Знатные люди и богатые горожане, беря пример с Голицына, стали возводить дома и дворцы западного типа. В Россию были допущены иезуиты, канцлер Голицын часто проводил с ними закрытые совещания. В России разрешили католическое богослужение – в Немецкой слободе была открыта первая католическая церковь. Есть мнение, что Сильвестр Медведев и Голицын были сторонниками унии православия с католицизмом.

Голицын стал отправлять юношей на учёбу в Польшу, в основном, в Краковский Ягеллонский университет. Там учили не техническим или военным дисциплинам, необходимым для развития Русского государства, а латыни, богословию и юриспруденции. Такие кадры могли пригодиться в преобразовании России по западным стандартам.

Но наиболее значительные достижения у Голицына были в области дипломатии, во внутренней политике консервативное крыло было слишком сильным, да и царица сдерживала реформаторский пыл князя. Голицын вёл переговоры с датчанами, голландцами, шведами, немцами, хотел установить прямые отношения с Францией. В тот период чуть ли не главные события европейской политики вертелись вокруг войны с Османской империей. В 1684 году император Священной Римской империи, король Чехии и Венгрии Леопольд I прислал в Москву дипломатов, которые стали взывать к «братству христианских государей и пригласили Русское государство вступить в «Священную лигу». Этот союз состоял из Священной Римской империи, Венецианской республики и Речи Посполитой и противостоял Оттоманской империи в Великой Турецкой войне. Аналогичное предложение Москве поступило и от Варшавы.


Встреча Яна III Собеского и императора Священной Римской империи Леопольда I
после битвы под Веной. Худ. А. Гротгер. 1859 г
.

Война с могучей Османской империей в тот период не была в интересах России. Польша и Австрия не были нашими союзниками. Со Стамбулом только в 1681 году был заключён Бахчисарайский мирный договор, который устанавливал мир на 20-летний срок. Турки признали за Россией Левобережную Украину, Запорожье и Киев. Россия значительно усилила свои позиции на юге. Турецкий султан и крымский хан обязались не помогать врагам России. Крымская орда обязалась прекратить набеги на русские земли. К тому же, Турция не воспользовалась чередой смут на Руси, борьбой за власть в Москве. России в тот период было выгоднее не ввязываться в прямой бой с Турцией, а ждать её ослабления. Земель для освоения было с избытком.

Но соблазн вступить в союз с западными державами оказался для Голицына слишком велик. Великие западные державы обратились к нему, звали в друзья. Московское правительство выставило только одно условие за вступление в «Священный союз», чтобы Польша подписала «вечный мир». Но поляки с негодованием отвергли это условие – они не хотели отказываться от Смоленска, Киева, Новгорода-Северского, Чернигова, Левобережной Украины. Таким образом, польская сторона сама отталкивала Россию от «Священной лиги». Переговоры продолжались весь 1685 год. В России было много противников вступления в этот союз. Против участия в войне с Турцией выступали многие бояре.

Против союза с Польшей был гетман Войска Запорожского Иван Самойлович. Украина только несколько лет прожила без ежегодных набегов крымских татар за полоном. Гетман указывал на вероломство поляков и на то, что в случае успеха войны с Турцией православные христиане, свободно исповедующие свою веру под господством турков, будут отданы под власть римского папы. По его мнению, Россия должна была заступиться за православных, которые подвергались гонениям и поруганию в польских областях, отнять у Польши русские исконные земли – Подолье, Волынь, Подляшье, Подгорье и всю Червоную Русь. Был против войны с Турцией и патриарх Московский Иоаким (он был в лагере противников царевны Софьи). В то время решался важный для Украины религиозный и политический вопрос – киевским митрополитом был избран Гидеон, он был утверждён Иоакимом, теперь требовалось согласие Константинопольского патриарха. Это мероприятие могло быть сорвано в случае ссоры с Османской империей. Все доводы Самойловича, Иоакима и других противников союза с поляками, папой римским и австрийцами были отметены. Правда, вопрос оставался за польской стороной, которая упорно отказывалась от «вечного мира» с Россией.

В это время для «Священной лиги» осложнилась ситуация на фронтах и внешнеполитическая обстановка. Порта быстро оправлялась от поражений, проводила мобилизации, привлекала войска из азиатских и африканских регионов. Турки взяли Цетинье, резиденцию черногорского епископа, правды вскоре были вынуждены отступить. Турецкие войска нанесли удар по самому уязвимому звену «Священной лиги» - Польше. Польские войска потерпели поражение, турки угрожали Львову. Это заставило поляков по другому взглянуть на необходимость союза с Россией. Осложнилось внешнеполитическое положение Священной Римской империи: французский король Людовик XIV решил воспользоваться тем, что Леопольд I увяз в войне с Турцией и развил бурную деятельность. Леопольд заключает союз с Вильгельмом Оранским и начинает переговоры с другими государями, чтобы создать антифранцузскую коалицию. Для Священной Римской империи возникает угроза войны на два фронта. Австрия, чтобы компенсировать ослабление сил на Балканах, активизировала дипломатические усилия в отношении России и посредничество между Москвой и Варшавой. Австрия также усиливает давление на короля польского и великого князя литовского Яна III Собеского. В этом же направлении работали папа римский, иезуиты и венецианцы. В результате общими усилиями Варшаву дожали.

«Вечный мир»

В начале 1686 года в столицу России для заключения прибыло огромное польское посольство, почти в тысячу человек, во главе с познанским воеводой Кшиштофом Гжимултовским и литовским канцлером Марцианом Огиньским. Россию в переговорах представлял князь В.В. Голицын. Поляки опять стали настаивать на своих правах на Киев и Запорожье. Правда, тот факт, что переговоры затянулись, сыграл на руку патриарху Иоакиму и Самойловичу. В самый последний момент они смогли добиться согласия Константинопольского патриарха на подчинение Киевской митрополии Москве.

Договорённости с Польшей удалось достичь только в мае. 16 мая 1686 года был подписан Вечный мир. По его условиям Речь Посполитая отказывалась от притязаний на Левобережную Украину, Смоленск и Чернигово-Северскую землю с Черниговом и Стародубом, Киев, Запорожье. Поляки получали за Киев компенсацию в 146 тыс. рублей. В составе Речи Посполитой оставались Северная Киевщина, Волынь и Галичина. Южная Киевщина и Брацлавщина с рядом городов (Канев, Ржищев, Трахтемиров, Черкассы, Чигирин и др.), т. е. земли, сильно опустошённые за годы войны, должна была стать нейтральной территорией между Речью Посполитой и Царством Русским. Россия разрывала договоры с Османской империей и Крымским ханством, вступала в союз с Польшей и Австрией. Москва обязывалась через своих дипломатов содействовать вступлению в «Священную лигу» - Англии, Франции, Испании, Голландии, Дании и Бранденбурга. Россия обязалась организовать походы против Крымского ханства.

«Вечный мир» пропагандировался в Москве (и считается таковым в больше части исторической литературы), как величайшая дипломатическая победа России. Князь Голицын, заключивший этот договор, был осыпан милостями, получил 3 тыс. крестьянских дворов. Но если рассуждать здраво, становится ясно, что этот договор был большой геополитической ошибкой. Русское государство втянули в чужую игру. Война с Турцией и Крымским ханством в тот период была не нужна России. Россия вступала в войну с серьёзным врагом и выплачивала большую сумму за то, что польская сторона признала за Россией те земли, которые и так были уже отбиты у Польши. Поляки не могли вернуть земли военной силой. Постоянные войны с Русским государством, Османской империей и внутренние дрязги подорвали мощь Речи Посполитой. Польша уже не была серьёзной угрозой для России – всего через столетие (небольшой срок в историческом понимании) её будут делить соседние великие державы.

Договор был выгоден лично Софье. Он помогал утвердить её статус, как полновластной царицы. Во время шумихи, поднятой по поводу «вечного мира», Софья присвоила себе титул «Всея великия и иных Россий Самодержца». На лицевой стороне монет по-прежнему изображали Ивана и Петра, но уже без скипетров. Софью чеканили на обратной стороне – в царском венце и со скипетром. Польский художник пишет её портрет без братьев, но в шапке Мономаха, со скипетром, державой и на фоне державного орла (все прерогативы царя). Кроме того, успешная военная операция должна была сплотить знать вокруг Софьи.


Договор о Вечном мире между Россией и Польшей. 1686 год

1686 год. 6 мая (26 апреля ст.ст.) между Россией и Польшей был заключен Вечный мир

«Вечный мир 1686 года - заключён 6. V между Россией и Речью Посполитой. - Со времени Андрусовского договора 1667 года Польша неоднократно делала попытки заключить с Россией союз против Турции. Московское правительство также было заинтересовано в создании антитурецкого союза и ещё в начале 70-х годов предпринимало дипломатические шаги в этом направлении. Война 1676-81 гг. с Турцией усилила стремление Москвы к созданию такого союза. Тем не менее неоднократные переговоры по этому вопросу не достигли результата; одной из важнейших причин этого было сопротивление Польши русскому требованию окончательно отказаться от Киева. С возобновлением в 1683 году войны с Турцией Польша, в союзе с которой выступали Австрия и Венеция (с 1684 года), развила оживлённую дипломатическую деятельность с целью привлечения России к антитурецкой лиге. В начале 1686 года в Москву прибыло специальное посольство, возглавляемое познаньским воеводой Кшиштофом Гжимултовским и литовским канцлером Марцианом Огиньским. С русской стороны переговоры вёл В. В. Голицын. Голицын использовал настоятельную потребность в русской помощи для Польши и сумел превратить русское требование об окончательном закреплении приобретений России на Украине в предварительное условие переговоров о союзе. Переговоры закончились подписанием договора о "Вечном мире" и союзе обоих государств против Турции.

"Вечный мир" подтвердил территориальные изменения, произведённые по Андрусовскому договору. Польша отказалась навсегда от Киева, получив за это компенсацию в 146 тысяч рублей Россия разрывала сношения с Портой и должна была послать войска в Крым. "Вечный мир" 1686 года гарантировал свободу вероисповедания для православных в Речи Посполитой и признал за Россией право представлений в их защиту. Договор 1686 года получил действительную силу немедленно, но ратифицирован польским сеймом он был лишь в 1710 году. "Вечный мир" урегулировал русско-польские отношения и этим развязал России руки в борьбе с турецко-татарской угрозой. В то же время "Вечный мир" способствовал окончательному оформлению антитурецкой коалиции в Европе».

Цитируется по: Дипломатический словарь. Под ред. А. Я. Вышинского и С. А. Лозовского. М.: ОГИЗ, Государственное изд-во политической лит-ры, 1948

История в лицах

Грамота царей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в Новгород боярину и воеводам Петру Васильевичу Шереметеву с товарищами о заключении вечного мира с Польшей:
От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великие государыни благоверные царевны и великие княжны Софии Алексеевны всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцев в нашу отчину в Великий Новгород боярину нашему и воеводам Петру Васильевичю Шереметеву с товарыщи. В прошлом во 175-м году у отца нашего, великих государей, блаженные и вечно-достойные памяти у великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича учинено было с Полским Яном Казимером королем перемирье на тринатцать лет и на шесть меся-цов. А потом у брата нашего великих государей, блаженные ж памяти великого государя царя и великого князя Федора Алексеевича учинено было с Полским же Яном Третием королем перемирье ж на другую на тринатцать же лет и на шесть месяцов. И в те перемирные лета уступили они, великие государи, их царское величество в сторону короля Полского и Речи Посполитой городов: Полоцк, Витепск, Дино-борк, Лютик, Резицу, Велиж, Невль, Собеж со всеми уездами и землями. Да с теми ж городами дано в Полскую сторону в два перемирья денежной казны четыреста тысечь рублев. А Смоленск с пригородки и Черкаские городы оставлены были в стороне нашего царского величества толко на те ж перемирные лета, на время, такж и город Киев по первому перемирью удержан был в державе нашего царского величества толко на два года, а по выхождении дву лет договорено ево отдать королю ж Полскому и Речи Посполитой. И на том отец великих государей, блаженные памят великий государь, царь.и великий князь Алексей Михайлович и брат наш, великих государей, блаженные ж памяти великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич пред святым евангелием трижды свое царское обещание учинили, что Киев отдать королю Полскому. И те перемирные лета ныне выходили. А что в тое прошедшую войну с королевством Полским и княжеством Литовским наши, великих государей, будучие в Польше и в Литве ратные люди поимали в полон и вывезли в Росийские государства Полского и Литовского народу мужеска и женска полу шляхецкого и служилого чину и мещан и пашенных крестьян многие сот тысечи, также и костелных всяких утварей и украшеней и колоколов, и из городов и на боях пушек и всяких воинских орудей в те времена взяли, и то все, по тем же вышепомянутым перемирным договором, оставлено было в стороне нашего царского величества толко на те перемирные лета; а по выхождении перемирных лет, то все отдать было в сторону короля ж Полского и Речи Посполитой. И в нынешнем во 194-м году, милостию всемогущаго в Троице славимаго бога и предстательством надежды християнские пресвятые богородицы и всех святых молитвами, а нашим, великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой государыни благоверной царевны и великой княжны Софии Алексеевны, и всего нашего государского дому счастием, будучи при нашем великих государей нашего царского величества дворе в царствующем великом граде Москве, Польского короля великие и полномочные послы Хриштоф Гримультовский воевода Познанский и канцлер великого княжества Литовского князь Марцыян Огинский с товарищи с нашими, царского величества, ближними бояры царственные большие печати и государственных великих посолских дел со сберегателем з ближним боярином и намесником Новгородцким со князем Васильем Васильевичем Голицыным, з ближним боярином и намесником Вяцким з Борисом Петровичем Шереметевым, з ближним боярином и наместником Суздалским с Ываном Васильевичем Бутурлиным, з ближним окольничим и намесником Шацким с Петром Дмитреевичем Скуратовым, з ближним окольничим и намесником Муромским с Ываном Ивановичем Чаадаевым да з думным дьяком с Емельяном Игнатьевым сыном Украинцовым с товарищи, будучи в ответе о вечном миру и о святом покое, имели многие розговоры и трудности. И на тех розговорах о вечном миру и о святом покое согласно поговорили и постановили и утвердили, что междо нами, великими государи, нашим царским величеством, и королевском величеством вечному миру и покою християнскому и обновленной и постоянной и утвержен-ной дружбе и доброй верности быть навеки непорушимо. И по тому договору уступили и написали нам, великим государем, на шему царскому величеству многие прибылые славные у всех християнских государей титла, то есть нас, великих государей, писать в титлах пресветлейшими и державнейшими великими государи. Да они ж уступили писатися нам великим государем вечно Киевскими и Черниговскими и Смоленскими великими государи. Да по тем же договором быть вечно королевскому величеству святым церквам божиим и епископъям Луцкой, Галицкой, Перемышльской, Львовской, Белоросийской, и при них монастырям архимандриям Виленской, Минской, Полоцкой, Оршанской и иным игуменствам и братствам, в которых обреталось и ныне обретаетца во всей коруне Польской и великом княжестве Литовском употреблении благочестивой грекоросийской веры всем живущим людем никакова утеснения и к вере римской и к унее принуждения не чинить и чинить не велеть, но по давным правам во всяких свободах и в вольностях церковных блюсти.

6 мая 1686 года в Москве между Русским царством и Речью Посполитой был подписан мирный договор, вошедший в историю как «Вечный мир». В польском варианте известен как Мир Гжимултовского, который также называют мирным договором о разделе Гетманщины. Со стороны Речи Посполитой договор подписал воевода Познанский, дипломат Кшиштоф Гжимултовский, с российской - канцлер и начальник Посольского приказа князь Василий Голицын.

Договор формально констатировал окончательное завершение русско-польской войны, длившейся с 1654 года на территории современных Украины и Белоруссии. Он подтверждал постановления Андрусовского перемирия 1667 года, правда с одним весьма важным добавлением. Согласно новым условиям, Киев теперь уже навсегда признавался принадлежащим Русскому царству с выплатой 146 тысяч рублей компенсации Речи Посполитой, которая также отказывалась от совместного протектората над Запорожской Сечью.

Со времени Андрусовского договора 1667 года Польша неоднократно делала попытки заключить с Россией союз против Турции. Московское правительство также было заинтересовано в создании антитурецкого союза и ещё в начале 70-х годов предпринимало дипломатические шаги в этом направлении. Война 1676−81 гг. с Турцией усилила стремление Москвы к созданию такого союза. Тем не менее неоднократные переговоры по этому вопросу не достигли результата; одной из важнейших причин этого было сопротивление Польши русскому требованию окончательно отказаться от Киева.

С возобновлением в 1683 году войны с Турцией Польша, в союзе с которой выступали Австрия и Венеция (с 1684 года), развила оживлённую дипломатическую деятельность с целью привлечения России к антитурецкой лиге. В начале 1686 года в Москву прибыло специальное посольство, возглавляемое познаньским воеводой Кшиштофом Гжимултовским и литовским канцлером Марцианом Огиньским. С русской стороны переговоры вёл фаворит царевны Софьи князь Василий Голицын. Будучи умелым дипломатом, Голицын использовал настоятельную потребность в русской помощи для Польши и сумел превратить русское требование об окончательном закреплении приобретений России на Украине в предварительное условие переговоров о союзе. Переговоры закончились подписанием договора о «Вечном мире» и союзе обоих государств против Турции.

«Вечный мир» подтвердил территориальные изменения, произведённые по Андрусовскому договору. Польша отказалась навсегда от Киева, получив за это денежную компенсацию. За это Россия разрывала сношения с Портой и должна была послать войска в Крым. «Вечный мир» 1686 года гарантировал свободу вероисповедания для православных в Речи Посполитой и признал за Россией право представлений в их защиту. Хотя договор 1686 года вступал в силу немедленно, однако ратифицирован польским сеймом он был лишь в 1710 году. «Вечный мир» урегулировал русско-польские отношения и этим развязал России руки в борьбе с турецко-татарской угрозой. В то же время «Вечный мир» способствовал окончательному оформлению антитурецкой коалиции в Европе.

Договор закрепил за Русским царством Смоленщину, Левобережную Украину с Киевом, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Заключение «вечного мира» открывало возможность для объединения государств против татаро-турецкой агрессии и стало основой русско-польского союза в Северной войне 1700−1721 годов. Россия примкнула к антитурецкой «Священной лиге» - союзу Австрии, Речи Посполитой и Венеции.

В 1686 году Россия и Польша заключили Вечный мир. Он положил конец многочисленным и длительным войнам соседних стран за влияние в приграничных регионах. Договор закреплял усиление России и возвращение ей части Украины и Смоленска.

Шаткий мир

В 1654-1667 гг. Россия и Речь Посполитая находились в состоянии изнурительной войны. Державы спорили за приграничные земли, на которые претендовала каждая из стран. Вечный мир с Польшей 1686 года стал договором, подтвердившим итоги этого конфликта. Фактически он дублировал положения документа, подписанного в деревне Андрусово в 1667 году. Если первый договор был лишь временным 13-летним перемирием (что было зафиксировано в одном из пунктов), то Вечный мир с Польшей 1686 г. закреплял примирение двух стран и их политическое сближение.

Согласно достигнутым договоренностям, Россия получила Новгород-Северский, Смоленск, и Киев (расположенный на правом берегу Днепра). Для царя Алексея Михайловича в свое время это был самый настоящий исторический триумф. Он вернул земли, которые когда-то были частью единого Древнерусского государства. Они были присоединены к Литве, когда восточнославянские княжества были раздробленными и не консолидированными. В конце XIV в. правители Вильно заключили унию с Польшей, после чего Москва, а потом и Россия получила у своих западных границ мощную силу.

Воссоединение с Украиной

Особенно важным было то, что Вечный мир с Польшей 1686 года возвращал России Смоленск. Этот город сначала был отвоеван у Литвы Василием III, а потом вновь потерян в эпоху Смутного времени. С восстановлением стабильности в России на московском престоле оказались Романовы. Второй царь из этой династии - Алексей Михайлович - теперь восстановил историческую справедливость, а при его дочери Софье она была закреплена.

Во второй половине XVII века польскую Украину стали сотрясать восстания местных националистов, тяготевших к Москве. Их лидером стал гетман Богдан Хмельницкий. Многолетняя борьба закончилась, только когда был заключен Вечный мир с Польшей. 1686 год стал праздничной датой для украинцев. Их конфликт с поляками зрел на почве конфессиональных (одни были православными, а другие католиками) и языковых отличий.

Раздел казачьих земель

Тем не менее за Польшей сохранялась Правобережная Украина. Раздел только увеличил пропасть между двумя частями страны, границей между которыми стал Днепр. Закреплению нового политического положения вещей в регионе способствовал Вечный мир с Польшей (1686). Итог длительных переговоров заключался и в том, что стала буфером между двумя державами. Это был важный регион, в котором проживало вольное казачество. Атаманы и их армии были надежной защитой от Османской империи, усиливавшей свое влияние в Причерноморье.

Турция стала той самой силой, которая поспособствовала сближению Польши с Россией и заключению их обоюдного мирного договора. В 1672 году, когда уже закончились переговоры в Андрусово, и было еще непонятно, как будет развиваться ситуация, мусульмане захватили Каменец-Подольский, до этого принадлежавший Речи Посполитой. После этого турки стали систематически нападать на казачьи земли, находившиеся в зоне интересов России. Стало ясно, что двум христианским странам пора сгладить собственные противоречия и объединить усилия в борьбе против османской угрозы.

Турецкая угроза

Турки продолжали воевать со всей Европой. В 1683 году они даже попытались осадить Вену - столицу Австрии и могущественной Стала складываться всеобщая коалиция против Стамбула. которая находилась в самом уязвимом положении, до этого не хотела признавать результаты последней войны с Россией, после которой Романовы вернули Смоленск и другие важные русские земли.

Но в новых условиях, когда южные страдали от набегов турок и татар, монархия решила пересмотреть свое отношение к договоренностям с Москвой. Центральная власть, чувствуя приближение развязки, даже созвала в столице последний в истории страны Земский собор. На его заседании должны были быть обсуждены условия Вечного мира с Польшей 1686 г.

Подписание договора

Заключительный этап переговоров с поляками пришелся на период регентства царицы Софьи - старшей дочери Алексея Михайловича. Она поставила во главе Посольского приказа своего фаворита князя Голицына. Он, непосредственно контактируя с присланными иностранными делегатами, настаивал на том, что Россия присоединится к антитурецкому союзу, только если Речь Посполитая окончательно подтвердит условия прежнего Андрусовского договора.

Эти предложения и были приняты. Королевские послы решили не торговаться в условиях, когда их страна была на грани разорения из-за войны с турками. Так был согласован Вечный мир с Польшей (1686). Где подписан этот важный для отечественной истории документ? Он был заключен в Москве 6 мая. Согласно договоренностям, Россия присоединилась к союзу европейских стран, воевавших с Османской империей. В 1687 и 1689 годах состоялись знаменитые во главе которых стоя все тот же князь Голицын.