Петр Стефановский: Триста неизвестных. Читать онлайн "триста неизвестных" Стефановский петр михайлович генерал майор авиации


Родился 2 Января 1903 года в деревне Чирковичи, ныне Светлогорского района Гомельской области, в семье крестьянина. Окончил сельскую школу. Работал в сельском хозяйстве. С 1925 года в Красной Армии. В 1927 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу, в 1928 году - 1-ю военную авиационную школу лётчиков имени Мясникова. В 1931 году переехал в Москву. Работал лётчиком - инструктором, затем лётчиком - испытателем НИИ ВВС.

Участвовал в Первомайских воздушных парадах на Красной площади, где летал на самолёте И-16 тип 5 окрашенном в жёлтый цвет.

Участник Великой Отечественной войны. Некоторое время командовал 402-м истребительным авиационным полком особого назначения. Совершил 150 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 4 самолёта противника. Затем командовал западным сектором ПВО Москвы. С Мая 1942 года снова на лётно - испытательской работе. Был заместителем начальника отдела и заместителем начальника Управления НИИ ВВС. С 1944 года Генерал - Майор авиации.

После окончания войны продолжил службу в ВВС. Провёл 238 испытаний, совершил 16 первых вылетов на новых типах самолётов. Первым в мире выполнил высший пилотаж на реактивном самолёте.

5 Марта 1948 года земестителю начальника управления испытания самолётов Генерал - Майору авиации П. М. Стефановскому за освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и отвагу, было присвоено звание Героя Советского Союза. Более чем за 30-летнюю службу в авиации освоил 317 типов крылатых машин, совершил 13500 полётов.

С 1954 года - в запасе. Жил и работал в Москве. Награждён орденами Ленина (трижды), Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (трижды), мадалями. Умер 23 Февраля 1976 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Автор книги "Триста неизвестных".

Телеграмму из штаба фронта командиру 402-го истребительного авиационного полка Подполковнику Петру Михайловичу Стефановскому передали на аэродроме под вечер, в час, когда он встречал возвращающихся из боя лётчиков. Прочитал и отвёл глаза, словно обжёг их. Его вызывали в Москву. Вызывали срочно, в самый разгар боёв. Зачем? Что могло случиться?

О своём огорчении рассказал комиссару полка Сергею Федотовичу Пономарёву.

Надо ехать, командир, - посоветовал Пономарёв. - В Кремль зря не вызывают.

Стефановский распорядился, чтобы ему подготовили самолёт к утру. Времени оставалось много, можно обо всём хорошо подумать.

Совсем недавно, меньше месяца назад, было получено "добро" на формирование истребительного авиационного полка из лётчиков - испытателей. За эти дни удалось в основном подобрать лётчиков, инженеров, техников, мотористов, приступить к слётанности экипажей, групп, провести несколько жарких боёв с противником. И вдруг команда срочно прибыть в Кремль.

Рано утром, передав полк Майору К. А. Груздеву, Стефановский вылетел в Москву. В назначенный час прибыл в Кремль и вскоре был уже в кабинете Сталина.

Вы очень кстати, товарищ Стефановский, - сразу же заговорил Верховный. - Получено сообщение о том, что фашисты собираются бомбить Москву. У вас уже есть некоторый боевой опыт, и мы хотим, чтобы вы использовали его при обороне Москвы...

Он расспросил Стефановского о настроении личного состава полка, приказал отличившихся лётчиков представить к награждению орденами. В заключение сказал:

У нас очень мало времени. Сделать же необходимо многое. Мы уже создали несколько секторов обороны столицы. Вы назначаетесь начальником западного сектора и заместителем командира авиакорпуса. Сегодня будет подписан приказ...

Западный сектор, как вскоре узнал Стефановский, насчитывал 11 истребительных полков, расположенных в радиусе 120 километров с границами: Москва - Истра - Старица и далее: Москва - Наро-Фоминск - Мосальск. Это самый ответственный участок обороны.

И в тот же день Стефановский начал спешную и скрупулезную работу по налаживанию связей с частями, повышению боевой готовности, подготовке экипажей к перехвату и уничтожению самолётов противника.

Война не делит сутки на ночь и день, время для отдыха не отводит. Начальнику сектора хотелось побывать везде и лично удостовериться в готовности частей. Он осуществлял челночные полёты в Подмосковье - Кубинку, Чертаново, Тушино. Вопросы повсюду одни и те же: укомплектованность, мастерство, неповторяемость тактических приёмов, обученность личного состава. И митинг, краткий, эмоциональный, на котором выносили решение:

Умрём, но столицу защитим!

В те дни, когда над Москвой нависла реальная угроза, трепетное сердце патриота вобрало в себя и восхищение историческими памятниками столицы, и гордость за её обновлённую индустрию, и ответственность перед поколением за сохранность мировых шедевров.

В ночь на 21 Июля Государственный Комитет Обороны проверял боевую готовность штабов и командных пунктов Московской зоны ПВО. В Кремль были приглашены все ответственные за защиту Москвы.

Руководил командно - штабным учением начальник генштаба Генерал армии Г. К. Жуков. Верховный, присутствовавший на учении, непрерывно усложнял вводные. Трудно было поверить в то, что эта штабная игра завтра окажется смертельной реальностью...

В ночь на 22 Июля, фашистская Германия осуществила свой коварный замысел. 250 самолётов 4-мя эшелонами, с временным интервалом 30 минут шли на Москву с западного направления. Стефановский встретил налёт в Кубинке, в полку Когрушева. Получив предупреждение о приближении вражеских самолётов, он объявил тревогу и поднял в воздух полки своего сектора. Имея резерв на каждом аэродроме, он несколько томительных минут находился на земле, получал информацию с постов ВНОС, передавал необходимые распоряжения. Оперативным планом предусматривалась встреча с вражескими самолётами на рубеже Ржев - Вязьма - Солнечногорск. По расчётному времени Стефановский знал: бой уже начался. Доложив командиру корпуса о начале воздушного боя, Стефановский повёл новую группу истребителей.

Под крылом самолёта невидимо лежала родная земля. Было тихо в тревожном московском небе. Так трудно понималась реальность сегодняшней военной ночи, встречи с фашистами над лесами, где ещё совсем недавно отдыхали по воскресеньям! Впереди по курсу в настойчивом поиске самолётов противника метались тонкие лезвия прожекторов. Виднелись зарницы взрывов, огненные трассы пулемётных очередей.

Вражеские самолёты выплыли неожиданно, тяжело неся смертоносный груз к столице. Советские истребители врезались в боевые порядки врага, открыли огонь, вступили в воздушный бой.

Встретиться со вторым эшелоном наших самолётов противник, видимо, не предполагал. Не защищённый истребителями строй бомбардировщиков начал редеть, бомбовозы разворачивались, освобождались от груза, огрызаясь огнём турелей, норовили укрыться в тёмном небе.

Выйдя из боя,

группа Стефановского направилась на аэродром. Разобравшись в обстановке, получив новые данные о движении самолётов противника, начальник западного сектора поднял в воздух новую группу истребителей и вывел её в район Голицына, в полосу световых прожекторных полей. Он приказал прорвавшуюся группу бомбардировщиков уничтожить. Капитан К. Титенков сбил ведущего, обезглавил строй и тем самым позволил лётчикам В. Бокачу, П. Еремееву, А. Лукьянову, А. Мазенину, С. Гошко сбить ещё несколько самолётов, а остальных обратить в бегство.

Всего в ту ночь наши истребители, воздушные защитники московского неба, произвели 178 боевых вылетов, участвовали в 25 воздушных боях, сбили 12 вражеских самолётов.

Однако несмотря на большие потери противника, многое надлежало пересмотреть и в своём секторе. Стефановский хорошо знал, что фашисты стремятся сравнять Москву с землёй. Допрос сбитых вражеских лётчиков подтвердил: немцы будут рваться к нашей столице. Отобранные у захваченных лётчиков карты Москвы имели конкретные цели бомбардировки: вокзалы, мосты, заводы, Кремль.

Каждую ночь лётчики 6-го истребительного авиационного корпуса делали по нескольку боевых вылетов, летали с пробоинами в фюзеляже и плоскостях. Когда западный сектор пройти фашистам не удалось, они решили приблизиться к столице с севера и юга.

24 Июля 1941 года немецкое командование снова бросило на Москву 180 самолётов. Они летели 10-ю эшелонами. Путь им преградили лётчики Московской зоны ПВО, и в их числе К. Титенков, Г. Григорьев, Б. Васильев, И. Калабушкин, показавшие замечательные образцы мужества и отваги. Врагам и на этот раз не удалось прорваться к столице.

Стефановский тщательно анализировал всё новое, что рождалось творчеством лётчиков, техников и мотористов. Тут же всеми имеющимися средствами распространял его на другие части.

Много внимания уделял Стефановский улучшению системы связи, оперативной информации с главного поста ВНОС, налаживанию взаимодействия с прожекторными подразделениями.

Враг продолжал рваться к Москве. Лишь до 15 Августа он произвёл 18 ночных налётов на столицу, в которых приняли участие 1700 самолётов. За это же время силами истребительной авиации и другими вспомогательными средствами было уничтожено около 200 самолётов противника.

В Августе немцы усилили дневные налёты на Москву. Западный сектор вновь стал направлением их главного удара. Но на пути врага непоколебимо стояли лётчики - истребители Московской зоны ПВО. Боевое мастерство советских авиаторов значительно возросло, гибкой и разнообразной стала тактика воздушного боя, усложнилась система наземной подготовки. Лётчики брали на вооружение таран как средство достижения победы над противником, как тактический боевой приём. 7 Августа 1941 года таранным ударом сбил немецкий бомбардировщик Виктор Талалихин. 10 Августа то же самое совершил Климов. А вскоре стало известно о смелых и решительных действиях лётчиков Алексея Катрича, Бориса Ковзана, также применивших таранные удары по врагу. Уже к тому времени несколько лётчиков за героические подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза, многие награждены орденами и медалями. Ордена Красного Знамени удостоился и Пётр Стефановский.

В Октябре в связи с резким обострением положения на фронте Ставка поручила Стефановскому возглавить специальную авангардную авиагруппу, в состав которой входило более 100 самолётов, имевших мощное пушечное вооружение.

Первый удар по наступающим войскам противника спецгруппе приказали нанести в районе города Белый. Собрав группу, взлетевшую с 4-х аэродромов, и построив её в боевом порядке, Стефановский нанёс сокрушительный удар по вражеской пехоте. В тот же день состоялся повторный вылет. Во время налёта на вражеские войска произошёл бой, в котором Стефановский сбил 2 самолёта противника.

14 Ноября немецкая авиация снова направила на Москву 120 бомбардировщиков. Навстречу им поднялись 200 советских истребителей. Части сектора Стефановского, усиленные новыми истребителями, опытными лётчиками, бесстрашно встали на пути неприятеля. 43 вражеских бомбардировщика были сбиты в тот день.

Всего же с Июля по Декабрь 1941 года вражеская авиация произвела на Москву 122 налёта, в которых приняло участие 8912 самолётов. Во время этих налётов советские лётчики сбили 1029 вражеских машин, в их числе было и несколько самолётов, уничтоженных Стефансквским.

В Мае 1942 года Стефановского так же неожиданно, как и назначили, освободили от должности начальника западного сектора Москвы и приказали вернуться на испытательную работу. 11 месяцев неимоверного напряжения сил были позади. Ещё шла война, кругом гремели взрывы артиллерийских снарядов и авиационных бомб, ещё были дни, когда из полётов не возвращались лётчики западного сектора. Можно ли заниматься иными делами, кроме фронтовых? С присущей ему настойчивостью Стефановский попытался возразить начальству. Но вскоре, после того как присутствовал при обсуждении в ЦК КПСС вопроса об обеспечении фронта самолётами новых образцов, убедился в закономерности и целесообразности своего отзыва с фронта.

И начались будни новой работы, связанной с военно - техническим направлением, работы, которой Стефановский отдал немалую часть своей жизни.

Прошли годы. Февральским морозным днем 1976 года журналист встретился с Петром Михайловичем. Тогда, беседуя с выдающимся лётчиком, он не знал, что через несколько дней его жизнь внезапно оборвётся, и эта памятная встреча будет последней. Пётр Михайлович был полон творческих планов, говорил о завершении работы над новой книгой. Отвечая на вопрос, что он думает о героических профессиях, ответил:

Михаил Иванович Калинин сказал в свое время, что любая профессия может сделать человека героем. Я согласен с этим. Действительно, дело не в характере труда, а в отношении человека к своему занятию. Авиаторов много, но Чкаловым, Громовым, Покрышкиным становится лишь тот, кто самозабвенно любит свою работу, кто видит в ней творчество.

Бытует мнение, что героическая слава авиации ушла в прошлое. Но так могут считать люди, плохо знающие авиацию. Авиация всегда пользовалась поистине всенародной любовью. По комсомольскому призыву в 1930 годы в неё пришли тысячи юношей, из которых впоследствии выросли всемирно известные асы, выдающиеся военачальники. В то время авиация только становилась, как говорится, на крыло. Каждое завоевание в воздухе вызывало у советских людей ликование, потому что это была победа не только научно - технической мысли, но и социалистического строя. В годы Великой Отечественной советские военные лётчики внесли немалый вклай в нашу общую победу. Родина по достоинству оценила их ратные подвиги. Никогда не забудут эти подвиги советские люди!

Наш народ никогда не забудет и ратный подвиг Петра Михайловича Стефановского, совершённый им в грозовом небе Москвы 1941 года.

А втор книги Герой Советского Союза генерал-майор авиации П. М. Стефановский - военный летчик-испытатель 1-го класса. Служению в авиации он отдал свыше тридцати лет жизни. Более трехсот крылатых машин различных типов - от первых отечественных с поршневыми двигателями до реактивных истребителей и бомбардировщиков - испытал в воздухе Петр Михайлович Стефановский. Он также пилотировал и испытывал многие военные самолеты зарубежных стран. В годы Великой Отечественной войны П. М. Стефановский по заданию Ставки Верховного Главнокомандования сформировал из летчиков-испытателей несколько истребительных авиаполков и возглавил один из секторов ПВО Москвы. В воздушных боях на подступах к столице он лично сбил несколько вражеских самолетов. О трудной и опасной работе летчиков-испытателей, о подвигах крылатых богатырей в годы суровых военных испытаний и рассказывает книга "Триста неизвестных". Рассчитана она на широкий круг читателей.

Литературная запись Г. И. Григорьева.

Глава первая. Небесные колумбы

Рано наступившая зима 1931 года плотно укрыла искрящимся снежным покрывалом обширное Ходынское поле. Здесь, на Центральном аэродроме Москвы, расположилась авиационная бригада Научно-испытательного института Военно-Воздушных Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Напряженная работа самого крупного в стране испытательного авиацентра идет обычным порядком. Взлетают самолеты, кружат над аэродромом, садятся. Возвратившись на землю, летчики горячо обсуждают выполненные полеты, спорят о достоинствах и недостатках испытываемых машин.

Нам, молодежи, недавно влившейся в ряды испытателей, все здесь кажется необычным, чуть ли не фантастичным.

Профиль использования новичков пока не был определен. Их внимательно изучали: опыт каждого, технику пилотирования, характер и волевые качества, физические данные.

Мы с нетерпением ожидали решения командования института. Хотелось летать.

Глава вторая. Самолет-звено

Самолет-истребитель обладает высокими летными данными, хорошей маневренностью. Но ему присущ и один, очень существенный недостаток - малая продолжительность полета. Задачу - как, за счет чего увеличить его полетное время - до сих пор продолжают решать авиаконструкторы.

В тридцатых годах эта проблема была особенно острой. Ею занимались во всех странах, имевших военную авиацию. Выносились самые различные предложения. Большинство из них предусматривало увеличение на истребителях запаса горючего. Но ведь это лишний груз. Самолет становится менее маневренным. Истребитель превращается в самодвижущуюся мишень. Какой-то заколдованный круг.

Талантливый советский авиаконструктор, инженер высшей квалификации Владимир Сергеевич Вахмистров пошел по другому, совершенно неизведанному пути. Он предложил увеличить радиус полета истребителя за счет… горючего, имеющегося в баках бомбардировщика.

В. С. Вахмистров рассчитал, что два истребителя И-4 с убранными нижними полупланами, укрепленные с помощью специального приспособления на плоскостях тяжелого бомбардировщика ТБ-1, могут выполнять "совмещенный" с ним полет. Три соединенных на земле самолета, по мысли конструктора, должны взлетать и лететь при всех их четырех работающих двигателях. Излишняя при этом нагрузка на бомбардировщик компенсируется дополнительной тягой двух двигателей истребителей. Летные качества соединенных самолетов не только не ухудшатся, а даже улучшатся. Во время совмещенного полета истребители питаются горючим из баков бомбардировщика. На заданном рубеже (или когда этого потребует обстановка) они отделяются от ТБ-1 с полной заправкой горючего и продолжают полет самостоятельно, ведут бой, возвращаются на базу. В этом случае дальность полета истребителей увеличивается по меньшей мере в два раза.

Но тут возникло препятствие. И-4 - цельнометаллические полуторапланы. При размещении на крыльях ТБ-1 их нижние плоскости слишком близко располагаются к воздушным винтам бомбардировщика. Малейшее смещение истребителей в полете может привести к катастрофе.

Стефановский Петр Михайлович (1903-1976).

Летчик-испытатель, Герой Советского Союза (05.03.1948 г.), генерал-майор авиации.

Родился 2 января 1903 года на хуторе Покровка, жители которого в 1939 году были переселены в деревню Чирковичи (ныне Светлогорского района Гомельской области), в крестьянской семье. Окончил сельскую школу. С 1922 года работает чернорабочим в г.Бобруйске (ныне Могилёвской области, Беларусь).

С 1925 года в Красной Армии.
В 1927 году закончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС.
В 1928 году закончил Качинскую 1-ю военную авиационную школу лётчиков имени Мясникова. Проходил службу в 11-й Луганской авиашколе пилотов в должности летчика-инструктора.
С января 1932 года — на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. Первыми испытываемыми машинами были ТБ-1 и ТБ-3 .
С конца 1931 года был одним из основных летчиков-испытателей проекта «Звено» , в качестве пилота авиаматки-бомбардировщика, под общим руководством конструктора В.С.Вахмистрова . Совершал вылеты на всех стадиях проекта от «Звена-1» до «Звена-7». Был первым пилотом, поднявшим ТБ-3 в составе «Звена-7» в воздух, 20 ноября 1935 года. Поднял в небо: Э-1 (08.10.1935 г.), Ш-тандем (МАИ-3) (05.12.1937 г.), «100» (07.05.1939 г.), И-28 (Яценко) (10.06.1939 г.).
12 марта 1936 года на планере Г-9 установил мировой рекорд, поднявшись на высоту 10360 метров после буксировки на И-15 до высоты 9000 м. На самолете БОК-1 конструктора В.А.Чижевского, последовательно побил несколько рекордов высоты, зафиксировав 28 августа 1937 года новый рекорд на отметке 14100 метров.
Несколько раз участвовал в первомайских парадах на Красной площади, пролетая над ней на ярко-желтом И-16 .

Участник Великой Отечественной войны. Начало войны встретил в Москве, в звании подполковника. По инициативе Супруна, одобрённой лично Сталиным, из лётчиков-испытателей были созданы три истребительных полка, командование которыми было поручено Супруну, Кабанову и Стефановскому. 29 июня командиры полков докладывали Сталину о готовности, и уже 30 июня 1941 года 402-й истребительный авиационный полк под командованием Стефановского вылетел к месту постоянной дислокации, в Идрицу.

Первые боевые вылеты полк совершил 3 июля 1941 года, сбив 6 самолетов противника и потеряв 1 самолёт. Пилот, старший лейтенант Шадрин остался жив и ему даже удалось посадить подбитый МиГ-3 , но самолёт в силу секретности пришлось уничтожить.

За годы войны лётчики 402-го полка совершили более 13000 вылетов, сбили 810 самолётов противника. Стефановский за время своего командования совершил 150 боевых вылетов, сбил 4 самолёта противника. В июле 1941 года полковник Стефановский был отозван с фронта и переведён на должность командующего Западным сектором ПВО Москвы.

В мае 1942 года, по собственному желанию, с должности заместителя командира авиакорпуса вновь направлен в НИИ ВВС на лётно-испытательную работу, сначала на должность лётчика-испытателя, затем на должность заместителя начальника отдела НИИ ВВС.
С 1943 года — заместитель начальника Управления НИИ ВВС. 23 февраля 1943 года, во время первых испытаний Як-9 , потерпел крушение, после которого смог подняться в небо только 10 октября.
В 1944 году вступил в ряды КПСС, получил звание генерал-майора авиации.

За время лётно-испытательной работы в этом прославленном институте лётчику-испытателю П.М.Стефановскому пришлось испытать более пятидесяти типов самолётов. Он поставил на крыло лучшие истребители того времени, в числе которых: Як-1 , Як-7Б , Як-9 , Як-3 , Ла-5 . Освоил большое число других самолётов, среди них пикирующий бомбардировщик Пе-2 и ряд реактивных крылатых машин. Служению в авиации выдающийся лётчик-испытатель отдал свыше тридцати лет жизни.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года за освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и отвагу заместителю начальника управления испытания самолётов НИИ ВВС генерал-майору авиации Стефановскому Петру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 1954 года лётчик-испытатель 1-го класса, генерал-майор авиации П.М.Стефановский — в запасе, а затем в отставке. Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 23 февраля 1976 года. Похоронен в Москве в колумбарии Новодевичьего кладбища (секция 131).

Награды:
-золотая медаль Героя СССР (05.03.1948 г. медаль № 5811);
-три ордена Ленина;
-три ордена Красного Знамени;
-два ордена Отечественной войны 1-й степени;
-три ордена Красной Звезды;
-медали.

Великая тайна Великой Отечественной. Глаза открыты Осокин Александр Николаевич

Из книги: Стефановский П. М. Триста неизвестных

Из книги: Стефановский П. М. Триста неизвестных

(М.: Воениздат, 1968. С. 181–183)

… Да, война. Долгие годы мы готовились к ней, на то и военными были, а грянула она внезапно, словно гром среди ясного неба…

С каждым днем все тревожнее сообщения радио и газет – наши войска ведут ожесточенные бои с превосходящими силами противника… наши войска оставили населенные пункты…

Ежедневно в кабинетах начальника института и его заместителей, в партийном комитете собирается много народу. Мы уже не просим, а требуем немедленной отправки на фронт. Ответ получаем один и тот же:

– Занимайтесь своим делом. Об отправке вас на фронт никаких распоряжений сверху не поступало.

Заниматься-то занимаемся, летаем, испытываем, но все делается как-то механически, без прежнего огонька. Думы каждого там, на фронте, где пылают наши города и села, гибнут советские люди, где враг неумолимо продвигается в глубь нашей страны. Но солдат есть солдат… Внешне институт живет по давно заведенному распорядку. Все ведут себя деловито, спокойно. Но в сердцах наших кипят страсти. Нас, испытателей, считают лучшими летчиками, а вот туда, где мы сейчас больше всего нужны, не пускают. Гордиев узел какой-то…

С. Супрун на пляже в Сочи в июне 1941 г.

Узел этот разрубил Степан Супрун, депутат Верховного Совета СССР, Герой Советского Союза. Когда началась война, он отдыхал в Сочи. Услыхав по радио о нападении на нашу страну гитлеровской Германии, он немедленно направился в Москву, прямо к И. В. Сталину, с просьбой разрешить ему сформировать из летчиков-испытателей авиационно-истребительный полк и немедленно вылететь на фронт. (Как-то трудно представить, что подполковник авиации, пусть даже депутат и герой, по собственной инициативе вернувшись в Москву, не доложившись своему непосредственному начальнику – начальнику НИИ ВВС, поехал в Кремль к вождю. По «Кремлевскому журналу» Cупрун появился в кабинете Сталина 24 июня в 20.15 и вышел из него в 20.35. Через 20 минут после его ухода в кабинет вошел Жданов, также отдыхавший в Сочи. Скорее всего, Жданов приехал или прилетел из Сочи вместе с Супруном и в Кремль они оба пришли по команде Сталина, возможно, чтобы лично что-то передать Молотову и другим членам высшего руководства – А. O. )

– Это очень хорошо, – произнес И. В. Сталин, – что испытатели готовы помочь нам и на фронте. Но одного полка мало.

– Можно поручить моему другу подполковнику Стефановскому, – ответил Супрун, – организовать еще один полк истребителей.

– Все равно мало, – сказал И. В. Сталин. – Войне нужны десятки, сотни полков. Постарайтесь организовать в НИИ возможно больше добровольцев. Срок формирования частей – трое суток. По приезде в институт немедленно доложите, сколько полков можно организовать у вас на новых самолетах и кто будет ими командовать. Все необходимые распоряжения будут отданы. Вам на период формирования предоставляются большие полномочия. До свидания. Желаю вам удачи, товарищ Супрун. (Скорее всего, здесь излагается разговор с вождем, состоявшийся у Супруна перед его отъездом или отлетом из Сочи. Именно для срочной реализации этого плана в виде поручения вождя Супрун и пришел в Кремль. – А. О.)

С какой радостью встретили в институте это известие Степана Павловича! В узком руководящем кругу мы немедленно обсудили поставленную перед нами задачу. В Кремль полетело донесение: на базе НИИ ВВС и Наркомата авиапромышленности можно создать шесть авиационных полков – два истребительных на МиГ-3, один штурмовой на Ил-2, два бомбардировочных на пикирующих Пе-2 и один дальнебомбардировочный на ТБ-7 (Пе-8). На должности командиров этих частей соответственно подобраны С. П. Супрун, Н. И. Малышев, А. И. Кабанов, В. И. Жданов, В. И. Лебедев и я.

Командир 402-го иап подполковник П.М. Стефановский перед вылетом на боевое задание

Впоследствии из летчиков-испытателей была образована разведывательная авиационная эскадрилья, летавшая на МиГ-3 и Пе-2. Ее прикрывало такое же подразделение на ЛаГГ-3.

Согласие на формирование полков и утверждение названных лиц командирами было получено незамедлительно. И сразу же заработали все рычаги правительственного и военного аппарата. С авиационных заводов перегонялись все новые партии боевых самолетов. Из Тулы прибыло оружие – десятизарядные полуавтоматические винтовки для наземного состава и пистолеты ТТ для летно-подъемного. Доставлялось обмундирование и снаряжение.

Институт напоминал взбудораженный улей. На самолетных стоянках пристреливалось оружие, проверялись моторы. Командиры комплектовали личный состав своих полков исключительно из добровольцев – лучших людей института. Тут же их распределяли по эскадрильям и звеньям.

Инженеры и техники учили летчиков самостоятельно обслуживать самолеты. Эти навыки понадобятся им во время перелета на фронт и в первые боевые дни. Инженерно-технический состав прибудет на фронтовые аэродромы позже. Оружейники готовили боекомплекты. Интенданты выдавали обмундирование и снаряжение. Штабы были завалены картами, списками, всевозможными наставлениями и инструкциями…

Главное политическое управление РККА прислало летчиков-истребителей, окончивших Военно-политическую академию, на должности комиссаров истребительных полков и эскадрилий. Штаб ВВС присвоил нумерацию авиачастям особого назначения. Они подчинялись непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования.

Через три дня Супруна, Кабанова и меня вызвали в Кремль к И. В. Сталину (Примечательно, что, хотя в НИИ ВВС и НКАП создали шесть авиаполков и были определены их командиры, по «Кремлевскому журналу» только трое из них 28 июня были вызваны в Кремль и находились в кабинете вождя с 22.00 до 22.10. – А. О. )

– Как, формирование полков закончено? – сразу спросил И. В. Сталин.

Первым доложил подполковник С. П. Супрун: к вылету на фронт готова половина его полка, готовность остальных через сутки. Мы с полковником А. И. Кабановым доложили то же самое.

– Хорошо, – в раздумье сказал И. В. Сталин. – Куда вылетать и в какое время, получите приказ сегодня. Оставьте своих заместителей для завершения формирования. Сами с готовыми экипажами по получении приказа вылетайте в пункты назначения. Есть у вас вопросы?

– Есть, – заявил Степан Павлович. – Нельзя ли нам получить по самолету Ли-2 для переброски техсостава и боеприпасов. Истребительным полкам нужны также лидеры. Ведь мы, истребители, редко летаем по маршруту.

– Хорошо, – последовал ответ И. В. Сталина, – Ли-2 будут выделены каждому из полков, в ваше полное распоряжение. Лидеров для истребителей назначит товарищ Кабанов. Желаю успеха. (Скорее всего, это надо понимать так: разговор шел в кабинете Сталина, но не со Сталиным, а с Молотовым. Выделяются три самолета Ли-2, на которых три лучшие летчика-испытателя страны повезут делегацию Политбюро во главе с Молотовым в Сочи. Очевидно, в трех полках за них остаются заместители. – А. О. )

В НИИ ВВС возвращаемся молча. Каждый из нас прекрасно сознает, какая огромная ответственность легла на его плечи. И в который раз задает себе вопрос: что ждет мой полк завтра, там, на фронте… Ночью поступил приказ – полкам вылететь в пункты назначения 30 июня 1941 года в 17 часов (с. 162–164).

А. О.: На мой взгляд, полки улетели на фронт 30 июня, а три самолета Ли-2 с членами руководства страны во главе с Молотовым и Жуковым (представляющим НКО), а также их помощниками и адъютантами, вылетели в Сочи утром 29 июня. Интересно отметить, что из трех этих пилотов два впоследствии стали генерал-майорами авиации в один день – 4 февраля 1944 г, а C. Супрун погиб на следующий день после выступления Сталина по радио и в тот же день, когда был арестован генерал армии Павлов, то есть 4 июля 1941 г. Интересно также, что 23 июля 1941 г. в газете «Правда» был опубликован Указ Президиума ВС СССР от 22 июня 1941 г.: «За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германской армией, дающих право на получение звания Героя Советского Союза, наградить Героя Советского Союза подполковника Супрун С. П. второй золотой медалью “Золотая Звезда”, соорудить бюст и установить на родине награжденного». Удивляют несколько моментов. Во-первых, формулировка Указа – не «За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками», а «За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германской армией, дающих право на получение звания Героя Советского Союза». Из такой формулировки вполне может следовать, что это звание ему присваивается за выполнение важного правительственного задания в тылу, приравненное к геройским действиям в бою. Во-вторых, ни слова о том, что Супрун погиб, нет и слова «посмертно». Но согласно официальной версии его гибели (см. с. 860) еще 9 июля 1941 г. «в штаб дивизии (какой?) пришел крестьянин (фамилия?)», который принес его личные вещи – обгоревшие документы, звезду Героя, значок депутата Верховного Совета СССР и пистолет «ТТ». И погибшему в бою герою впервые в этой войне присваивают звание дважды Героя, но не за мужество и героизм, а за выполнение каких-то заданий, «дающих право». Это означает, что указать конкретно, за что он награжден, было нельзя. В-третьих, в повестках дня заседаний Политбюро отсутствует решение о награждении Супруна второй «Золотой Звездой» (первым за войну решением ПБ о присвоении звания Героя Советского Союза летчику с указанием его имени стало постановление П.34/277 от 26 июля 1941 г. о награждении капитана Н. Ф. Гастелло). И наконец, в-четвертых: «немецкая пропаганда объявила Супруна сдавшимся в плен». На основании чего, если он погиб при взрыве самолета, а остатки его документов и личные вещи «крестьянин» принес в «штаб дивизии», то есть падение и взрыв произошли на еще незанятой врагом территории? Если же он пропал без вести, как могли ему дать самую высокую награду? Почему, если место его падения и захоронения было известно еще с июля 1941 года, его останки были найдены лишь в июле 1960 г. его братом Федором? Невольно приходит на ум, что останки героя-разведчика Николая Кузнецова, погибшего в 1944 г., были обнаружены по ходатайству его брата Виктора в то же время и захоронены во Львове 27 июля 1960 г. Все эти неясности в сочетании с «запятнанной» биографией героя (в 1913–1924 гг. он жил в Канаде, куда эмигрировал в поисках работы его отец; во время службы в Бобруйске в начале 30-х годов из-за перелета в Польшу летчика из его звена Супрун был арестован и некоторое время находился в тюрьме; в 1938 г. он был исключен из партии за связь с «врагом народа» начальником ГлавПУРа Гамарником и через два дня восстановлен) и с его работой по обслуживанию полетов кремлевской верхушки могли стать причиной совсем другого варианта его гибели.

…Подполковник С. П. Супрун не был новичком в воздушных боях. В 1939 году он находился в Китае, возглавлял там группу истребителей-добровольцев, прикрывавшую важнейшие объекты страны от налетов японской авиации. В этих боях Степан Павлович обрел солидный опыт, научился сражаться не только днем, но и ночью. За успешное выполнение специальной командировки и личные боевые подвиги ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

И теперь, формируя свой добровольческий полк, С. П. Супрун весьма умело применял накопленный ранее организаторский опыт. Под его руководством все делалось быстро и четко. Обремененный множеством забот и хлопот, он еще умудрился продолжать испытательскую работу. Отчет о результатах облета истребителя Як-1 (модифицированный вариант) Супрун закончил словами: «Необходимо срочно запустить самолет в серию». Впоследствии Як-1 стал одним из лучших истребителей периода Великой Отечественной войны.

Не дождавшись полного укомплектования полка самолетами МиГ-3, Степан Павлович оставил в институте своего заместителя К. К. Коккинаки и 30 июня с первой и второй эскадрильями вылетел на Западный фронт. В тот же день он написал родителям в Сумы свое последнее письмо: «Дорогие родные! Сегодня улетаю на фронт защищать свою родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков-орлов! Приложу все силы, чтобы доказать фашистской сволочи, на что способны советские летчики. Вас прошу не беспокоиться. Целую всех. Степан».

Это письмо и по сей день хранится в Историческом музее в Москве.

Степан Павлович с честью сдержал свое обещание. Эскадрильи 401 иап приземлились на лесном аэродроме Зубово. Самолеты рассредоточились по стоянкам. Супрун приказал немедленно дозаправить машины. Почти тут же в воздухе появился немецкий разведчик. Степан Павлович мгновенно взлетел на «миге» и с первого же захода сбил вражеский самолет. Вскоре на его счету появился второй сбитый фашист.

На этом участке фронта, как, собственно, и на других, немецкие летчики вели себя нагло, поскольку летали почти безнаказанно. Истребители 401-го авиаполка в первые же дни отбили у них пристрастие к полетам над самой землей, загнали их на высоту.

Письмо родным, написанное С. П. Супруном перед вылетом на фронт

Человек необыкновенной храбрости, подполковник Супрун участвовал в каждом боевом вылете. И летчики всегда чувствовали его присутствие в воздухе. Между тем Степан Павлович никогда не подменял командиров эскадрилий.

Почти ежедневно Супрун лично сбивал по неприятельскому самолету. Однажды ему пришлось драться с четверкой, а в другой раз с шестеркой немецких истребителей.

До обидного короткой оказалась ратная жизнь Степана Павловича. Утром 4 июля 1941 года он в паре с лейтенантом Остаповым вылетел на разведку, затем дважды слетал на сопровождение бомбардировщиков. Перед четвертым вылетом подполковник Супрун подошел к инженерам эскадрильи по специальностям – Николаю Степановичу Павлову и Андрею Арсентьевичу Манучарову, пожал плечами и сокрушенно произнес:

– Ребята, я сегодня себя не узнаю. Вот уж вылетаю четвертый раз, а пока не сбил ни одного самолета противника.

Из этого полета Степан Павлович не вернулся…

22 июля 1941 года С. П. Супрун за свой бессмертный подвиг в огненном небе войны был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.

Останки отважного летчика удалось обнаружить лишь в июне 1960 года. На Новодевичьем кладбище ему установлен памятник.

Подполковник Супрун провоевал в Великой Отечественной войне всего лишь четыре дня… Но имя его, как знамя, осеняло полк на протяжении всей войны, звало и вело летчиков на подвиги, вселяло в них мужество, рождало ненависть и непреклонную волю к победе, на что способны советские летчики (с. 181–183).

А. О.: Если Супрун с 1 по 4 июля «почти ежедневно» сбивал по немецкому самолету, то вполне можно было в Указе о присвоении ему звания дважды Героя сказать и о трех сбитых им самолетах. Почему-то это не было сделано…

Из книги Наброски, альбомные записи автора Гоголь Николай Васильевич

КНИГИ Печатается по автографу (ЛБ). Опубликовано впервые Г. П. Георгиевским в книге “Памяти В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя”, в. 3. СПб., 1909, стр. 183–186. Список книг по филологии, истории, географии России выписан Гоголем из “Росписи российским книгам для чтения, из библиотеки А.

Из книги Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства автора Сысоева Юлия

Из книги 108 минут, изменившие мир автора Первушин Антон Иванович

Книги Академик С. П. Королев: Ученый. Инженер. Человек: творческий портрет по воспоминаниям современников: сб. статей. – М.: Наука, 1986.Андреев С. Главная ракета ХХ века. – Самара: АНО Ретроспектива, 2004.Атлас обратной стороны Луны. – М.: Изд-во АН СССР, 1960.Афанасьев И.

Из книги Древний Рим. Быт, религия, культура автора Коуэл Франк

Из книги Есть такой фронт автора Глазов Григорий Соломонович

НИКОЛАЙ ИЛЬНИЦКИЙ ТРИСТА ПЕРВАЯ ОПЕРАЦИЯ ТИМОФЕЯ ВАЛИТОВА У него жилистые, сильные руки - такие бывают у строителей или землепашцев. Руки эти не дали врагу надругаться над первой коллективной бороздой в районе, потом они положили первый камень в фундамент

Из книги Поминальная свеча автора Павлов Алексей Михайлович

КНИГИ 1. В годины потрясений (документально - очерковые хроники «Казак Дикун» и «Иван Украинский»). Краснодар: «Советская Кубань», 2000. - С. 400.2. На сквозняке времени (стихи разных лет). Краснодар: ОАО «Роспечать» по Краснодарскому краю, 2000. - С. 70.3. Казачья Одиссея

Из книги Преступления могло не быть! автора Михайлов А.

В. Попов, доктор юридических наук. Трое неизвестных Было осеннее утро в Алма-Ате.В эту пору здесь, в предгорьях Алатау, теплое дыхание недалекой пустыни растворяется в холодных потоках, спускающихся с горных вершин. По вечерам, по ночам уже приходится снимать с вешалки

Из книги Анатомия убийства. Гибель Джона Кеннеди. Тайны расследования автора Шенон Филип

Книги Anson, Robert Sam. «They’ve Killed the President!» The Search for the Murderers of John F. Kennedy. New York: Bantam Books, 1975.Arйvalo, Juan Josй. The Shark and the Sardines. New York: Lyle Stuart, 1961.Aynesworth, Hugh. JFK: Breaking the News. Richardson, TX: International Focus Press, 2003 Aynesworth, Hugh. November 22, 1963: Witness to History. Dallas, TX: Brown Books, 2013.Baden, Michael M., M. D. Unnatural Death: Confessions of a Medical Examiner. New York:

Из книги Памятники Византийской литературы IX-XV веков автора

Из книги Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все автора Мазуркевич Сергей Александрович

Триста спартанцев Путник, поведай, коль сможешь, всем гражданам Лакедемона: Здесь мы в могиле лежим, честно исполнив свой долг. Симонид Кеосский (V век до н. э.) Историческая справка ЛЕОНИД, царь Спарты, правил около 490–480 годов до н. э. Согласно традиционной версии, в

Из книги Дед (роман нашего времени) автора Лимонов Эдуард Вениаминович

Триста спартанцев 110 декабря 2011 года с утра пошёл редкий мокрый снег. Столица России, всегда ненастная в тёплые зимы, выглядела неуютно. Было минус один по Цельсию.За рулём в этот день оказалась Ольга. Несколько лет она была в бегах, что называется, скрывалась от правосудия

Из книги Почему Америка и Россия не слышат друг друга? Взгляд Вашингтона на новейшую историю российско-американских отношений автора Стент Анджела

Книги и статьи Коржаков, А. Борис Ельцин: от рассвета до заката. М.: Интербук, 1997.Крыштановская, О. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005.Примаков, Е. Годы в большой политике. М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1999.Сурков В. Национализация будущего. Эксперт. 2009. № 43 (20

Из книги Серый волк. Бегство Адольфа Гитлера автора Данстен Саймон

Книги Aarons, Mark. Sanctuary: Nazi Fugitives in Australia. Port Melbourne, Victoria: William Heinemann Australia, 1989.Aarons, Mark, and John Loftus. Unholy Trinity: The Vatican, the Nazis, and the Swiss Banks. New York: St. Martin’s Press, 1991.Aldrich, Richard J. GCHQ: The Uncensored Story of Britain’s Most Secret Intelligence Agency. London: Harper Press, 2010.Alford, Kenneth D. Nazi Plunder: Great Treasure Stories of World War II. Cambridge, MA: Da Capo Press, 2001.Alford,

Из книги Сто суток войны автора Симонов Константин Михайлович

38«…до моста оставалось метров триста, когда… мы увидели, что по двум дорогам… сходившимся к мосту, - что по ним обеим движутся танки» Если местность под Могилевом, где мы были в полку Кутепова, запомнилась мне во всех подробностях и я точно восстановил в памяти, где что

Из книги Люблю и ненавижу автора Москвина Татьяна Владимировна

Триста лет одиночества В погожий апрельский день я возвращалась домой, а домик мой расположен в одном из поэтических уголков Петроградской стороны – там, где река Карповка остается без каменных набережных и, простоволосая, пустырями-огородами, как гулящая деваха,

Пётр Михайлович Стефановский

Пётр Стефановский родился 2 января 1903 г. в деревне Чирковичи в Белоруссии в крестьянской семье. Окончил сельскую школу. Работал в сельском хозяйстве. В РККА с 1925 г. В 1927 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую, а в 1928 г. Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

Работал лётчиком-инструктором, затем лётчиком-испытателем НИИ ВВС.

Во время Великой Отечественной войны подполковник П.М. Стефановский был назначен командиром 402-го истребительного авиационного полка, в составе которого воевали лётчики-испытатели НИИ ВВС. За первые три дня участия в боевых действиях полк подполковника Петра Стефановского сбил двенадцать самолётов противника, не потеряв ни одного своего самолёта. Всего же за годы войны лётчики-истребители этого полка совершили более 13000 боевых вылетов и сбили и уничтожили на земле 810 неприятельских самолётов. Сам Стефановский совершил 86 боевых вылетов на МиГ-3, в воздушных боях сбил 3 бомбардировщика и истребитель противника.

Когда в Ставке Верховного главнокомандующего И.В. Сталина решался вопрос о защите неба Москвы, Стефановского пригласили в Кремль, и Сталин лично назначил его одним из заместителей командира 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, в задачу которого входила оборона воздушного пространства западного сектора столицы. Лётчики этого авиакорпуса не допустили массовых налётов гитлеровских бомбардировщиков на Москву. В конце осени – начале зимы 1941 г., когда танковые группировки немецко-фашистских войск рвались к Москве, авиация ПВО прикрывала советские войска с воздуха, с тем чтобы остановить наступление на столицу танковой группировки фашистского генерала Г. Гудериана.

В мае 1942 г. Стефановский был отозван с фронта в НИИ ВВС, где продолжил лётные испытания новейших истребителей и бомбардировщиков. За время лётно-испытательной работы в этом прославленном институте Стефановскому пришлось испытать более пятидесяти типов самолётов.

В 1948 г. за освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и отвагу заместителю начальника управления испытания самолётов НИИ ВВС генерал-майору авиации Стефановскому было присвоено звание Героя Советского Союза.

С 1954 г. лётчик-испытатель 1-го класса, генерал-майор авиации Стефановский в запасе, а затем в отставке. По причине быстрого забвения чужих заслуг, часто бытующего в России, он не был удостоен почётного звания заслуженного лётчика-испытателя, как не были удостоены звания заслуженного военного лётчика СССР выдающиеся асы трижды Герои И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин.