Славяне теории возникновения и расселения. Теории происхождения

    Проблема этногенеза восточных славян

    Этногенез - момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
    К восточнославянским народам относят русских, украинцев и белорусов, а также субэтнические группы малой численности: поморы, казаки донские, ка-заки запорожские, казаки-некрасовцы, русскоустьинцы, марковцы и некоторые другие. Территория проживания этих народов компактна, ограничена с запада Польшей, прибалтийскими странами, странами Скандинавии, с севера - Север-ным Ледовитым океаном, далее с востока реками Двина и Волга и с юга - Чер-ным морем. Основная часть приходится на Восточноевропейскую равнину, ко-торая диктует основной ландшафт территории (равнины, зона лиственных ле-сов). Климат умеренный.
    Предыстория восточных славян начинается с III тыс. до н. э. Племена про-тославян уже знали мотыжное земледелие и скотоводство. Установлено, что в рамках IV тыс. до н. э. скотоводческо-земледельские племена, носители Балка-но-Дунайской археологической культуры, занимали область нижнего течения Днестра и Южного Буга.
    Следующим этапом было расселение "трипольских" племен - III тыс. до н.э. Это были племена с развитым для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, обитатели огромных поселков.
    На время эпохи средневековья выделились следующие племена восточных славян:
    - кривичи;
    - словене новгородские;
    - вятичи;
    - радимичи;
    - дреговичи;
    - северяне;
    - поляне;
    - тиверцы;
    - уличи;
    - древляне.

2.1. Проблема этногенеза восточных славян: теории происхождения и расселения

История народов нашей страны своими корнями уходит в глубокую древность. Родиной их далеких предков была Евразия. Индоевропейцы (предки германских, славянских и некоторых других народов) пришли в Европу из степей Северного Причерноморья и Поволжья (район их более раннего расселения вызывает споры) и первоначально заселили нижнее и среднее течение Дуная, северную часть Балкан. Под влиянием миграционных процессов единая индоевропейская общность распадается: племена, устремившиеся на Восток, доходят до побережья Каспия, проникают в Малую Азию и постепенно заселяют Индостанский полуостров. Движение на Запад позволило индоевропейцам продвинуться в глубь Европы. Время выделения славян (точнее - праславян) из индоевропейской языковой и этнической общности обычно относят ко II - I тыс. до н. э. Скорее всего, процесс обособления праславянских племен происходил тогда, когда племена расселились в Европе. По археологическим данным, прародиной славян являлась территория, которая простиралась от Одера на западе до Днепра на востоке, от Вислы и Припяти на севере до Дуная на юге. Ближайшими соседями славян на западе были кельтско-иллирийские племена, на севере - балтийские и финно-угорские, на юго-востоке - ираноязычные, на юго-западе - дакийские.

Исторический ландшафт заселенной славянами территории включал в себя огромные лесные массивы, широкую степь, пересекаемую крупными речными системами Днепра, Волги, Западной Двины, Днестра, Западного и Южного Буга. В отличие от Западной Европы здесь не было гор, разъединяющих народы. Главным местом обитания древних славян стал лес, который спасал от степных кочевников, давал пищу, одежду и обувь, жилище и топливо. Основными занятиями славянских племен были подсечное лесное земледелие, охота, бортничество, лесные промыслы. Другой природной стихией древнего человека были реки с их обильными рыбными запасами. Реки являлись главными средствами сообщения. Именно по течению рек шла славянская колонизация , проходили торговые пути, связывающие славян с другими народами. Так, "путь из варяг в греки" через Днепр соединял Балтику с Черным морем и Византией. Именно на этом пути возникли первые города - Новгород, Смоленск, Киев. Другой речной путь - по Оке и Волге к Каспийскому морю - позволял славянам вести торговлю с государством болгар (ныне Чувашия и Татария). Третий путь соединял среднее течение Днепра с Доном и Северным Донцом и выходил в Азовское и Каспийское моря. По системе рек можно определить место обитания отдельных славянских племен. Главной водной артерией являлся Днепр. На правом берегу среднего течения Днепра и его правых притоках располагались поляне, древляне, дреговичи. Северяне и радимичи расселились на левых притоках Днепра. В верховьях Днепра, Волги, Западной Двины жили кривичи , а на Днестре, Южном Буге, ближе к Карпатским горам - волыняне, бужане и другие немногочисленные племена.

К востоку от Днепра, к югу от Оки и Верхней Волги тянулись степи. Из Азии, с Северного Кавказа проникали в южно-русские степи воинственные кочевые и полукочевые племена, представлявшие большую угрозу для славян. В IV - V вв. это были гунны , в конце VII в. появились авары , на смену которым пришли хазары , основавшие на Нижней Волге и в донских степях сильное государство - Хазарский каганат - со столицей Итиль. Хазары вели обширную торговлю со своими ближайшими соседями. В период расцвета каганата их влияние распространилось на Северный Кавказ. Некоторые славянские племена платили дань правителям Хазарии, устанавливали с ними торговые связи или вели вооруженную борьбу. В конце IX в. в Северном Причерноморье, в приазовских степях появилось тюркское кочевое племя - печенеги , постоянно совершавшие набеги на славянские земли. Во второй половине XI в. их сменили половцы , также достаточно часто нарушавшие границы славянских поселений. В результате постоянных столкновений различных кочевых, полукочевых и оседлых племен шел постепенный процесс складывания древнерусской народности.

Эпоха Великого переселения народов, к концу которой произошло выделение восточных славян, совершенствование орудий труда и техники земледелия, развитие ремесленного производства привели к изменению социальной структуры общества: началось разрушение древних родовых связей и усиление связей территориально-политических. Радимичи, кривичи, поляне, дулебы и другие славянские племенные союзы, о которых упоминает автор древнейшего летописного свода "Повести временных лет" , являлись территориально-политическими, а не этническими образованиями. Стабильная оседлость и господство земледельческого хозяйства вызвали к жизни у восточных славян земледельческую общину ("мир", "вервь" ), которая надолго стала основной первичной организацией восточнославянского общества. Несколько вервей объединялись в "землю" , где постепенно обособлялась государственная власть. Эта власть в лице местных князей выполняла две основные функции: улаживание общинных споров и оборона территории от соседей (на севере - от набегов скандинавов, на юге - от разного рода кочевников-степняков). Кроме того, князь также руководил вооруженной силой - дружиной , вершил суд, за что ему платили дань на содержание его двора и дружины. Иногда в одном племени правили несколько князей.

Славяне, как и другие народы, находившиеся на стадии военной демократии , были язычниками. Они поклонялись силам природы, которые были непонятны человеку, обожествляли умерших предков. При всех неповторимых особенностях язычество восточных славян являлось лишь ветвью общеславянского, шире - общеиндоевропейского, более того - общечеловеческого древа языческой религии и мифологии. Славянские дохристианские верования в своем развитии прошли три этапа. Первоначально славяне приносили жертвы упырям и берегиням. Упыри - это вампиры, оборотни, олицетворявшие зло. Берегини - добрые, помогающие человеку духи. Одухотворение всей природы, деление ее на доброе и злое начало - очень древние представления, возникшие еще у охотников каменного века. Против упырей применяли различные заговоры, носили амулеты - "обереги" и т. д. На втором этапе славяне стали приносить жертвы Роду и рожаницам, божествам плодородия. Вероятнее всего, появление этих божеств связано с земледелием и действительно отражает более позднюю ступень развития человечества - неолит, энеолит и последующее время. Род был верховным божеством неба и земли, распорядителем жизненно важных стихий - солнца, дождя, грозы, воды. Вера в единого верховного бога явилась основой позднейшего христианского монотеизма. Впоследствии славяне стали молиться Перуну, при этом сохраняя веру и в других богов. Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия, возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного элемента общества.

Моления славян - язычников своим богам были строго расписаны по временам года и важнейшим сельскохозяйственным срокам. Год определялся по солнечным фазам, поскольку солнце играло огромную роль в мировоззрении и верованиях древних земледельцев. Язычники стремились активно воздействовать на своих богов при помощи просьб, молений и жертвоприношений. В честь богов устраивались пиры, на которых закалывали быков, козлов, баранов, всем племенем варили пиво, пекли пироги. Знатоками обрядности и точных календарных сроков молений были волхвы, кудесники, ведуньи-знахарки, появившиеся еще в первобытную эпоху. Наряду с языческими молениями об урожае, которые составляли содержание годового цикла праздников, славянское язычество включало и первобытный анимизм (вера в леших, водяных, болотных духов) и культ предков (почитание мертвых, вера в домовых). Сложной обрядностью обставлялись свадьбы и похороны. Свадебные обряды были насыщены магическими действиями, направленными на безопасность невесты, переходившей из-под покровительства своих домашних духов в чужой род, на благополучие новой семьи, на плодовитость молодой четы. Погребальные обряды славян значительно усложнились к концу языческого периода в связи с развитием дружинного элемента. Со знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней. На могилах богатых русов совершались ритуальные убийства их жен.

Впервые попытка зафиксировать на общегосударственном уровне высший круг языческих божеств принадлежит киевскому князю Владимиру I. Согласно летописи, Владимир велел поставить на холме возле княжеского терем двора идолов Перуна, Хорса (бога Солнца), Дажьдбога (бога света, тепла, плодородия), Стрибога (бога ветра, неба), Симаргла (бога почвы, корней растений), Мокоши (женское божество), а под холмом - "скотьего бога" Велеса (Волоса).

    восточных (украинцы, русские, белорусы);

    западных (поляки, чехи, словаки, лужичане);

    южных (болгары, македонцы, хорваты, словенцы, черногорцы, сербы).

происхождении славян до сих пор остается спорным. Наиболее распространенным на сегодня является мнение о том, что формирование славян как отдельного этнического сообщества и их культуры происходило в несколько этапов.

1. Предславянский этапохватывает вторую половину II-I тыс. до н.э. Тогда в Центральной и Восточной Европе сформировалось несколько родственных археологических культур, в которых существовал ряд элементов (позже стали характерными для культуры славян). Первой из этих культур надо назвать тшинецко-комаровскую этническую общность, которая, по мнению многих исследователей, была праславянской - предшественницей восточных и западных славян.

С I тыс. до н.э. усиливается разница между западной и восточной половинами праславянского мира:

    западная втягивается в связи с кельтским миром (лужицкая культура);

    восточная продолжает тяготеть к киммерийско-скифскому и фракийскому миру (Чернолесская культура).

Чернолесская культура образовалась в восточной части современной славянской территории в начале железного века и граничила с киммерийцами , а затем кочевыми скифами .

В VI-IV вв. до н.э., по данным греческого историка Геродота, в восточной части современной славянской территории достаточно высокого уровня развития достигли скифы-земледельцы, которые экспортировали хлеб из Среднего Поднепровья через Ольвию в страны Средиземноморья. Сочетание археологических и лингвистических данных, по мнению некоторых ученых, дает основания отнести и геродотовских скифов-земледельцев к праславянам.

2. Древнеславянский этап связан с тем, что в последние века I тыс. до н.э. и в первые века нашей эры мы уже видим отчетливые археологические культуры древних славян, в том числе и предков украинского народа. Около II в. до н.э. под давлениемсарматов произошел частичный уход лесостепного населения с юга на север и колонизация им лесной зонымеждуречья Десны, Сейма и Сожа. Это привело к возникновению арубы-нецкой культуры, которую исследователи признают как бесспорно славянскую.

Зарубинецкая культура быстро превратилась в своей южной части в несравненно более высокую Черняховскую культуру - ІІ- V в. С этого времени очень оживились торговые связи украинских земель с Римом. Свое существование Черняховская культура прекратила, видимо, в результате вторжения гуннов, однако имела на них достаточно сильное влияние.

Большое значение для изучения истории древнеславянского этапа принадлежит письменным источникам, в частности произведениям римских авторов конца I в. Плиния Старшего, Тацита, Птоломея, которые знали славян под названиемвенеды (их также называли венеты, венды, винды). Римские авторы сообщали, что венеды жили на рубеже нашей эры между р. Одр и Днепром и возле Карпат. Они занимались земледелием, оседлым скотоводством, охотой и рыболовством, имели торговые связи с другими племенами. В III в. они вели войны с Римской империей. Многие историки придерживались точки зрения, что венеды стали общей этнической основой для формирования западных и восточных славян.

Более конкретные сведения о славянах дал готский историк Иордан , который впервые сделал попытку уточнить место расселения различных частей славянства. В этот период сведения о славянах оставляет и византийский историк Прокопий Кесарийский. Эти авторы делили венедов на две части:

западную - склавены (словины, словены);

анты .

Склавены

Анты

Склавены занимали территорию между Днестром на востоке, и, вероятно, бассейном Тисы на западе. Эта территория накладывается на ареал археологической культуры пражской керамики и включает в себя Чехию, Моравию, Словакию, Венгрию, Румынию, большую часть Молдавии, правобережье лесостепной части Украины и украинское Полесье, часть Сербии (Воеводино), возможно, части Хорватии, Словении и Австрии. Склавинам принадлежит главная заслуга в колонизации славянами Балканского полуострова в конце VI - первой половине VII в.

Анты - название восточнославянских племен III-VII вв. Они занимали территорию между Днестром, Днепром и к востоку от Днепра. Основные сведения об антах содержатся в работах византийского историка Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Анты основали первое славянское государственное объединение - Антское царство (IV-VII века). Они имели наследственную царскую власть. Главным занятием антов было земледелие, которое достигло достаточно высокого уровня. Некоторые из историков считают антов прямыми предками украинцев.

Известной как « ... только с VII в. восточные славяне постепенно расселились на...

  • Отечественная история. Курс лекций (1)

    Конспект >> История

    Территория расселения восточных славян определялась следующими... восточных славян , констатировать, что относительно происхождения слова "славяне" ... : Проблема этногенеза восточных славян . Проблема возникновения названий «славяне» , ... НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ - теория , ...

  • Истоки и начало славянской культуры. Происхождение древних славян

    Контрольная работа >> Культура и искусство

    Источники изучения этногенеза славян Теории происхождения славян Культура славян а) Верования древних славян б) Социальный... Введение Проблема происхождения и древнейшей истории славян ... территорию расселения древних славян с областью Центральной и Восточной ...

  • Лекции по истории

    Конспект >> История

    В процессе расселения восточных славян по Восточно -Европейской равнине у... божественном происхождении королевской власти, просветители выдвигали теорию «общественного... территории нашей страны. Проблема этногенеза восточных славян . Лекция 2. Киевская Русь...

  • Этническими и историческими предшественниками восточных славян считается племя антов, которые проживали в Приднепровье, Причерноморье и Приазовье в первом веке до нашей эры. Иное название антов асы близко к названию племён роксоланов, а также с племенным названием «рос» и «русь». Исследователи норманнской школы полагают, что «русью» называли одно из скандинавских племён из которого был князь Рюрик и его дружина.

    Однако убедительных доказательств верности этой теории не существует. При этом, совершенно точно известно, что в десятом – одиннадцатом веках Русскими землями назывались территории Среднего Приднестровья – территории киевских полян. Считается, что именно оттуда название распространилось на иные области, которые к тому времени были заняты восточнославянскими племенами.

    На юге данное название было знакомо намного раньше прихода Рюрика, а также варягов в Новгородскую область. Так, уже в седьмом веке норманны проникшие на побережье Азова начали организовывать так называемый «русский каганат». Тмутаракань становится важным торговым и политическим центром данного государства. В начале и середине девятого века приазовская Русь совершала набеги на византийские владения.

    Славянская колонизация земель Русской равнины начиналась с юго-западного угла (Прикарпатского края). Тут в шестом веке формируется военный союз славян, который возглавлял князь дулебов. Однако уже на протяжении седьмого – восьмого веков славяне расселяются по равнине, занимая области, которые располагаются по днепровской линии. В девятом – десятых веках юго-запад Восточно-Европейской равнины занимали иверцы и уличи, которые заняли земли между Чёрным морем и Днепром, а также «белые» хорваты, воздвигшие поселения в предгорьях Карпат и дулебы с бужанами и волынянами, жившими в Восточной Галиции, а также на берегах Буга и Волыни.

    По западному берегу так называемого Среднего Днепра жили поляне, на север от них по Припяти – древляне, а ещё дальше на север – дреговичи. На восточном берегу и Десне проживали северяне, на речке Согле – радимичи, а на Оке – вятичи.

    Северо-западную область русской территории занимало племя кривичей, которое располагалось в верховьях Двины, Днепра и Волги, делившееся на псковских, смоленских и полоцких кривичей. Северную русскую группу составляли ильмене, которые занимали территорию около озера Ильмень и по обоим берегам речки Волхов.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Источники

    Предки восточных славян появляются на территории современной Украины около 7 - 3 века до н.э. Археологические исследования свидетельствуют о том, что часть поселений чернолесской археологической культуры, несомненно, принадлежит именно им. Таковы, например, Бельское и Немировское городища. Славянское население было и среди племен зарубинецкой (конец I тысячелетия до н.э. - начало I тысячелетия н.э.) и черняховской (II - V века н.э.) археологической культур, территория распространения которых захватывает лесостепные и часть лесных районов современной Украины.

    О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин -- отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 года специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.

    Оригинальных восточнославянских (древнерусских) документов, датируемых до XI века сохранилось крайне мало, и среди признанных академической наукой нет ни одного, датируемого до IX века. Наиболее полные и достоверные источники древнерусского происхождения -- летописи, составление которых началось после принятия христианства по образцу византийских хроник. Из ныне известных самой ранней является «Повесть временных лет» -- летописный свод, составленный на рубеже XI и XII веков и включивший в себя не дошедшие до нас более ранние русские летописи, устные предания и византийские документы. Текст, частично сохранился в составе Новгородской I летописи. Однако из-за того, что в центре внимания летописцев находилась прежде всего история Древнерусского государства (династии Рюриковичей), основные сведения по славянам касаются полян и новгородских славян, тогда как данные об остальных племенах крайне фрагментарны. Датированная часть летописи начинается с 852 года, хотя вся хронология IX--X вв. является условной и может отличаться от истинной.

    1. Теории происхождения

    Для понимания процессов, которые привели к формированию единой древнерусской государственности, необходимо представлять территориальное расположение и динамику расселения славянских племен в догосударственный период, то есть выяснить вопросы территориально-географического порядка: где обитали «первославяне», с кем соседствовали, с какими природно-географическими условиями сталкивались, каковы пути последующих перемещений славянских племен. И здесь сразу встает важный вопрос о происхождении славян - времени и месте их формирования в древней индоевропейской среде. По этой проблеме имелось и имеется немало гипотез. Исконные области древних этнических общностей славян, получившие наименование «прародины» славянских племен, определяются учеными до сих пор неоднозначно.

    Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор - автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился - родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов 13-14вв. Это мнение долгое время разделяли историки 18 и нач. 20 вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др…

    По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень - озера в 7-8 вв. Так, В.О.Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле.

    Теория происхождения воспринятая многими западноевропейскими авторами. Получившая наименование «скифо-сарматская». Впервые она зафиксирована Баварской хроникой 13в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами 14 - 18 вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад.

    В начале XX в. вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно - балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

    2. Общественный строй

    Славянские поселения были не большими, располагались близко друг от друга. Каждая группа имела свой укрепленный град, в котором спасались от врагов, в случае нападения. В 6-5вв. первобытнообщинный строй у славян интенсивно разлагался с усовершенствованием орудий и ростом производитильности труда. Появилось имущественное неравенство. Торговля и частые войны благоприпятствовали обогащению отдельных семей. Социальное расслоение требовало определенных форм политической организации. Поэтому в 1тыс. у славян появились элементы государственности. В 6в. сформировалось крупное объединение антов во главе с ""царем"" Божем.

    Пашенное земледелие как основная отрасль хозяйства славян. Землю они обрабатывали усовершенствованным ралом с железным наконечником, а также мотыгами и лопатами. Рало напоминало соху, которую и на много столетий позднее крестьяне использовали для распушивания почвы. В рала запрягали быков или лошадей. Только в V - VI вв. славяне изобрели плуг с металлическим (железным) лемехом и череслом (плужным ножом). Они сеяли и выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху, коноплю, лен, репу, лук, капусту и другие культуры, количество которых значительно возросло по сравнению с прошлыми эпохами. Зерновые культуры жали исключительно металлическими серпами. Траву на сено косили косами-горбушами. Как и прежде, зерно мололи каменными жерновами, или толкли в деревянных ступах. Хлеб выпекали в печах-каменках.

    Славяне занимались и такой прибыльной отраслью хозяйства, как скотоводство: разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз, свиней. В хозяйстве славян важное место занимали также промыслы: охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел) и др., чему способствовали природные богатства - лесные массивы, широкие степи, поросшие травой, реки, озера, болота с зарослями камыша.

    Природные богатства способствовали широкому развитию ремесел: железоплавильному (из болотных руд), кузнечному, столярному, гончарному, ткацкому, скорняжному (обработка кож) и др. Вблизи села Григорьевки на Винничине археологи обнаружили 25 горнов, в которых древние славяне плавили железо. Это было большое открытие! Находки свидетельствуют, что кузнецы уже тогда изготовляли и использовали в земледелии и скотоводстве более 20 орудий труда. Домашние потребности славян удовлетворялись прядением, сапожным и портняжным ремеслами местных умельцев. Изделия этих ремесел часто в пределах общин и племен обменивались на другие предметы. Искусно сделанные ремесленниками ювелирные изделия-украшения также использовались как для личных нужд, так и для торгового обмена.

    нестор славян племя

    3. Религия Восточных Славян

    Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Сложной системе языческих верований славян соответствовала не менее сложная система культов. “Малые” божества не имели ни жрецов, ни святилищ, им молились либо поодиночке, либо семьей, либо поселком или племенем. Для почитания высоких богов собиралось несколько племен, для этого создавались храмовые комплексы, формировалось жреческое сословие.

    Языческие жрецы - волхвы - совершали обряды в святилищах, изготавливали идолов и священные предметы, используя магические заклинания, они просили богов об обильном урожае. Славяне долго хранили веру в волков-облакогонителей, которые превращались в волков, в таком облике поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи. Другим магическим воздействием на погоду было - “чародейство”- заклинательные действия с чарой (чашей), наполненной водой. Водой из этих сосудов окропляли посевы, чтобы увеличить урожай. Волхвы также изготавливали амулеты - женские и мужские украшения, покрытые заклинательными символами.

    Главным был Род - бог неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Род - повелитель земли и всего живого, он - языческий бог-творец. Много общего с Родом имеют Стрибог и Сварог. “Стрибог” означает бог-отец. Бог зимы и ветров. Также известен как рассеиватель богатства. Стрибог - олицетворение зимы и мороза, он известен своими внуками - ветрами. Стрибог - плохой бог, который находит радость в несчастье другого. Он изображается в виде старухи, задирающей своих внуков, как добро, так и зло, на подчинение его сумасшедшим идеям. Сварог - обозначает Единый Бог Вселенной, также известен как - Яркий, символ облака, раскалываемые молнией. Сварог - олицетворение неба, создатель мира. Некогда Сварог расколол облака стрелами молнии и зажег факел солнца. Своим могучим мечом он поражает демонов тени. В древности Сварог имел горячее желание обеспечить своим сыновьям будущее, поэтому Даждьбогу дал божественный дар огня, а Сварожичу - молнии.

    Среди общеславянских богов плодородия особое место занимают воинственные боги, которым приносили кровавые жертвы - Ярило и Перун. Несмотря на глубокую древностью а следовательно широкую известность этих богов, они были мало почитаемы большинством славянских племен из-за своего воинственного облика.

    Славянским громовержцем был Перун. Символ - скрещенные топор и молот. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к 3 тысячелетию до н.э., когда воинственные пастухи на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена. Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощением оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому не удивительно, что вплоть до Х века - времени военных походов киевлян - его культ не занимал центрального места, а в некоторых областях славянского мира был вообще не известен. Неизменность языческой символики на протяжении многих столетий, говорит о том, что русский народ, будучи крещенным, долго сохранял многие черты исконной религии, которые касались обыденной жизни человека.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Образование Древнерусского государства. Историческое значение образования государства восточных славян. Быт, хозяйственная жизнь, нравы и религия восточных славян. Критика норманской теории. Освоение лесных и лесостепных пространств Восточной Европы.

      презентация , добавлен 10.03.2011

      Происхождение и особенности территориального расселения восточных славян. "Повесть временных лет" – первая русская летопись - наиболее серьезный письменный источник. Особенности материальной и духовной культуры, религия, общественный строй славян.

      реферат , добавлен 04.12.2010

      Происхождение восточных славян. Первые упоминания о венедах. Основные занятия восточных славян в степной и лесостепной полосе. Языческая религия, отражающая отношение славян к стихийным силам природы. Образование государства у восточных славян.

      контрольная работа , добавлен 24.04.2009

      Восточные славяне в VI-VIII вв. Первые свидетельства о славянах. Территория восточных славян. Общественный строй восточных славян, роль общины и городов. Культура восточных славян в VI-VIII вв. Различные сферы культуры восточных славян и язычество славян.

      реферат , добавлен 13.01.2009

      Происхождение и общественный строй восточных славян в догосударственный период. Факторы возникновения и особенности государства у восточных славян, направления и закономерности его развития, нормандская и антинорманская концепции данного процесса.

      контрольная работа , добавлен 06.11.2012

      Формирование единой древнерусской государственности. Происхождение древних славян. Миграционная теория происхождения славян. Хозяйство, социальные отношения восточных славян. Ремёсла. Торговля. Путь "из варяг в греки". Религия восточных славян.

      реферат , добавлен 24.11.2008

      Происхождение и особенности территориального расселения восточных славян, основные этапы и направления данного процесса, временные рамки. Восточные славяне в древности: специфика материальной и духовной культуры, быт и традиции, общественный строй.

      контрольная работа , добавлен 24.04.2013

      Восточные славяне и становление их государственности, теории происхождения термина "Русь", сведения об общественном и политическом строе восточных славян. Образование славянского государства, объединение крупнейших политических центров древних славян.

      контрольная работа , добавлен 31.01.2010

      История происхождения и расселения восточных славян. Природные условия и их роль в жизни славян. Общественный строй, развитие торговли и появление первых городов. Обычаи, нравы и верования древних славян. Создание единого государства – Киевская Русь.

      контрольная работа , добавлен 11.01.2011

      Первые сведения о славянах. Свидетельства летописца Нестора о территории славян, миграционная теория их происхождения. История скифо-сарматской, автохтонной теории образования славян. Теории происхождения государства Русь, противоречия норманнской теории.

    Виталий Игнатьев 13.10.2015

    Виталий Игнатьев 13.10.2015

    СЛАВЯНЕ

    ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАССЕЛЕНИЯ

    О происхождении славян пишут разное, но принято считать, что это была вторая половина первого тысячелетия от Рождества Христова, при этом также считается, что они появились сразу и вдруг. По крайней мере, версии о существовании славянских племен до этого времени официальная история не рассматривает. Наука отказывает им в наличие предков, праязыка и прародины. Были всякие малоизученные, и, не изученные совсем пеласги, иллирийцы, фракийцы, скифы, сарматы, даки, геты, анты, венеты с венедами, этруски, но славян, нам говорят, не было.

    Официальная наука датирует происхождение славян примерно VI веком. В эти года они впервые упоминаются историками. Ареал их обитания очерчивается учеными от верхней Эльбы до Днепра, соприкасаясь на юге с Дунаем и захватывая верховья Вислы.

    Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор - автор «Повести временных лет» . Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная, согласно «Повести…» начался процесс расселения славян, то есть они не были исконными жителями своей земли, речь идет о миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником, так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов ХШ- XIV вв. Это мнение долгое время разделяли историки XVIII - нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С. М. Соловьев , В. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII- VIII вв. Так, В.О. Ключевский (и не он один) видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле.


    В эпоху средневековья берет начало еще одна миграционная теория происхождения славян, получившая наименование «скифо-сарматской». Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XV - Х VIII вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад.

    Иной вариант миграционной теории дал другой крупный историк и языковед академик А. А. Шахматов . По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только, что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II - III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А. А. Шахматова, была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

    Существовал и существует ряд других теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины»- это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии. И «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», Подобную теорию выдвигал Александр Нечволодов. В своей книге «Сказание о Русской земле» он пишет: «Наше происхождение от колена Иафета… СВЯЩЕННОЕ писание повествует нам, что после потопа от трех сыновей Ноя - Сима, Хама и Иафета произошли все народы, обитающие ныне на земле. Одно из колен племени Иафета поселилось в верховьях рек Амударьи и Сырдарьи, находящихся ныне в пределах Российской империи - в Туркестанском крае. Здесь, колено это дало начало, как многим племенам Малой Азии, Персии и Индии, так и всем славным и знаменитым народам, населяющим Европу: грекам, римлянам, испанцам, французам, англичанам, немцам, шведам, литовцам и прочим, а также и всем славянским племенам: русским, полякам, болгарам, сербам и всем остальным» .

    Много теорий и вымыслов выдвинуто разными авторами, учеными и не очень, о происхождении племени славян. Кто-то, основывает свою точку зрения на археологических раскопках, но и здесь нет единой точки зрения о преемственности культур - имеется в виду славянских и протославянских, так в последних, не отрицая их вклад в формирование славян, исследователи, тем не менее, замечают наличие неславянских компонентов: фракийцев, кельтов, германцев, балтов и скифов. А кто-то пытается проследить пути миграции, используя различные летописи. Но здесь проблема в том, что все летописные своды, так или иначе сообщающие сведения о происхождении славян и Руси, не дошли до нас в оригинале, а были переписаны гораздо позднее и в силу политических событий оказывавших на них безусловное влияние, не могут являться достоверными на 100%.

    А. Нечволодов — трактовал нашу историю как историю народа, наделенного Божественным призванием, видя ее корни в далеких библейских временах и включая в нее всю докиевскую древность. При этом к предкам славян причислялись скифы, гунны и другие народы .

    Историк и этнолог Л. Н. Гумилев , написавший большое количество работ, посвященных истории древних народов, имел свою точку зрения на вопрос о происхождении славян. Особое внимание он уделял проблеме межэтнических контактов, в том числе и в российской истории, утверждая, что россияне — это этнос, сложившийся из трех компонентов: славян, финно-угров и татар.

    Советский академик Б. А. Рыбаков, в книге «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII веков» отнес начало славянской/русской истории к XV веку до Рождества Христова, и при этом предположил на основании ряда документов, что предками славян были отдельные скифские народы времен Геродота, тем более что достаточно очевидно сходство между описанием скифов Геродотом и позднейшими описаниями славян арабскими путешественниками, в частности ибн Фадланом, и им же ясно описано сосуществование землепашцев из лесных деревень и всадников из городов.

    М. В. Ломоносов, начавший свою борьбу за русскую историю в Московском университете, воспринимался тогда официальной наукой России (именно вследствие германского влияния) как фантазер и неуч, однако, если бы не упорство Ломоносова, то в России до сих пор бы изучались в школах мифы о полной неспособности славян к созданию государства. Он доказывал, что история славян намного старше и глубже, чем та, которую для нас определили иностранцы, засевшие в нашей академии наук.

    Спорить можно долго, но в помощь историкам приходит наука.

    Для начала обратимся к антропологии - науке о человеке и его происхождении. Результаты масштабного эксперимента, опубликованные в научном журнале «The American Journal of Human Genetics» совершенно однозначно говорят, что «несмотря на расхожие мнения о сильной татарской и монгольской примеси в крови русских, доставшейся их предкам еще во времена татаро-монгольского нашествия, гаплогруппы тюркских народов и других азиатских этносов практически не оставили следа на населении современного северо-западного, центрального и южного регионов».


    Кроме того исследования строения черепов восточных славян, древних и современных, произведенные Т. А. Трофимовой, привело к неожиданному выводу об автохонности образования (возникшие и продолжающие существовать в данной местности, по сути то же самое, что и аборигены) племен восточных славян. То есть согласно этим данным, ни о каком переселении славян с западных территорий - и речи нет.

    Антропология, наука достаточно молодая, но сегодня набирает силы совершенно новое течение - Генетическая генеалогия - использование ДНК-тест ов совместно с традиционными генеалогическими методами исследования. ДНК-тест Y-хромосомы позволяет, например, двум мужчинам определить, разделяют ли они общего предка по мужской линии или нет. Y-хромосомные гаплогруппы, - это статистические маркеры, позволяющие понять происхождение человеческих популяций. Особенность Y-хромосомы в том, что она передается от отца к сыну практически в неизменном виде и не испытывает «смешения» и «разбавления» материнской наследственностью. Это позволяет использовать ее как математически точный инструмент для определения происхождения по отцовской линии. Если термин «династия» имеет какой-либо биологический смысл, то это именно наследование Y-хромосомы.

    В настоящее время ДНК-генеалогия предоставляет куда более широкие возможности, нежели раньше, чтобы восстановить направления былых миграций. Так, согласно работам Анатолия Клесова, гаплогруппа R1а, особенно характерная для славян (хотя не только для них), характерна и для Северной Индии, где от 15 до 30% (по разным оценкам) населения имеет эту гаплогруппу, причем в высших кастах этот процент растет до 72%.

    R 1 a 1 - происходит от мутации гаплогруппы R1, произошедшей у мужчины, жившего около 15 000 лет тому назад предположительно. И распространение потомков носителя протохромосомы вероятно осуществлялось несколькими волнами.

    Самая значительная волна — около 3—5 тыс. лет назад из черноморских степей, вероятно, связана с распространением индоевропейских языков и курганной культуры. Больше всего данная гаплогруппа распространена среди славян, северных индийцев, иранских народов (таджики, пуштуны) и среднеазиатских народов (алтайцы, хотоны, киргизы).

    Этногеографическое распространение гаплогруппы R1a

    В настоящее время, высокие частоты гаплогруппы R1a находятся в Польше (56% населения), Украине (от 50 до 65%), европейской части России (от 45 до 65%), Беларуси (45%), Словакии (40%), Латвии (40 %), Литве (38%), Чехии (34%), Венгрии (32%), Хорватии (29%), Норвегии (28%), Австрии (26%), Швеции (24%), северо-восток Германии (23%) и Румынии (22%). Наибольшее распространение имеет в Восточной Европе: среди лужичан (63 %), поляков (ок. 56 %), украинцев (ок. 54 %), белорусов (52 %), русских (48 %), татар 34 %, башкир (26 %) (у башкир Саратовской и Самарской обл. до 48 %); и в Центральной Азии: у худжандских таджиков (64 %), киргизов (63 %), ишкашими (68 %). Гаплогруппа R1a наиболее характерна для славян. Например, у русских распространены следующие гаплогруппы :

      R1a - 51% (славяне, поляки, русские, белорусы, украинцы);

      N3 - 22% (финно-угры, финны, прибалты);

      I1b - 12% (норманны - германцы);

      R1b - 7% (кельты и италики);

      11a - 5% (тоже скандинавы);

      E3b1 - 3% (средиземноморцы).

    Данные исследования не дают четкого ответа, когда и откуда появились славяне. Однако совершенно точно, что гаплогруппа R 1 a , присущая в большей долевой пропорции всем народам, известным как славянские, возникла не менее 15000 лет назад, а, по мнению других исследователей - 36000 лет назад, одновременно с другими основными гаплогруппами.



    По родине R 1 a ведутся споры, и однозначного ответа на этот вопрос нет. Существует несколько теорий ее возникновения. Вот три из них.

    Восточноевропейская теория

    Согласно теории происхождения R1a в Восточной Европе, C. Уэллс, директор Генографического проекта из NationalGeographic утверждает, что R1a возник в Европе от 10000 до 15000 лет назад на Украине или в южной России, этот регион называется «Украинским убежищем», которым он служил для людей во время последнего ледникового максимума. Также, допускается, что мутация пришла с территорий, которые лежат чуть дальше к востоку — с Причерномормско-Каспийской степи. В любом случае, это случилось в результате миграции, что подкрепляется Курганной гипотезой, согласно которой существует связь между распространением индоевропейских языков и развитием Курганной культуры. Эта теория подкрепляется высокой частотой (свыше 50 %) на Украине и на юге России (Wells 2001) и высоким процентом носителей R1a в приграничных областях.

    Вероятно, там же произошло одомашнивание лошади, что сделало возможным широкую культурную экспансию, произошедшую более 5000 лет назад из области Курганной культуры на Украине.

    Южноазиатская теория

    Теория о происхождении R1a в Южной Азии, изложенная генетиком Стивеном Оппенгеймером из Оксфордского университета, предполагает происхождение этой гаплогруппы в Южной Азии около 36 тысяч лет назад, а уже оттуда она начала своё распространение. Гипотеза основана на разнообразии субкладов гаплогруппы и большом числе их носителей в Пакистане, Северной Индии и Восточном Иране.

    Западноазиатская теория

    Кивисилд (2003) придерживается гипотезы происхождения в Западной Азии из-за убеждения, что именно оттуда произошло вторжение индоарийских племен в Индию. Кроме того Семино (2000) говорит о появлении R1a на Ближнем Востоке, опираясь на то, что совместно с происхождением гаплогруппы здесь же возникли индоевропейские языки.

    Но давайте отвлечемся от научных открытий и вернемся к истории славян, которая и без исследования ДНК свидетельствует о славном прошлом.

    Своими корнями история славян уходит в глубокую древность. В качестве доказательства этому может выступить древнеславянский город Аркаим , который был обнаружен летом 1987 года в Челябинской области. Строения в этом городе были возведены кругообразно и между собой соединялись в виде амфитеатра. В таком расположении ученые усмотрели возможность участия в принятии решении большого круга людей. Проще говоря, в истории славян можно найти истоки демократии, которая зародилась здесь задолго до появления на западе.

    Подтверждением древней истории славян могут служить и древнейшие мегалиты , которые удалось обнаружить недалеко от Уральского хребта в Челябинской области. Они размещались на площади около 6 квадратных километров, то есть, они более многолики и ярки по сравнению с английским Стоунхенджем . Помимо этого на одном из островов также было обнаружено древнее строение, которое очень напоминало обсерваторию. Крыша и стены сооружения построены из каменных многотонных плит, самая большая из которых весит порядка 17 тонн. Датируется это строение 4 тысячелетием до н.э., и воздвигли его предки славян.

    В историю славян можно также включить и более древнее строение: завод по переработке металлов, который был обнаружен там же, на Урале. На этом заводе славяне выплавляли медь. В 2011 году группа археологов обнаружила там геоглиф гигантских размеров, который был выложен в форме лося из каменных плит и в длину достигал 265 метров.

    В той же Челябинской области, в Каповой и Игнатьевской пещерах, ученым удалось найти наскальные рисунки, которые были сделаны более 14 тысяч лет назад, и изображают творение жизни на земле так, как видели это предки славян. Интересно, что фрагменты аналогичных рисунков гораздо более позднего происхождения были найдены в алжирских и австралийских пещерах.


    Раскопки в Триполье (Украина)? Города по двадцать тысяч человек примерно пять тысяч лет до нашей эры. А Костёнки? (Близ Воронежа). Сорок четыре тысячи лет до нашей эры , по оценкам американских учёных-археологов! То есть Костёнки древнее египетских пирамид на сорок тысяч лет!

    Мне кажется, что сегодня можно совершенно твердо утверждать, что так называемая «норманнская» теория возникновения славянских государств, утверждавшая, что славяне самый молодой народ, в корне не верна. Основной базис её апологетов, то, что ранее середины первого тысячелетия нигде не упоминается слова - славяне и русские. Однако эти самоназвания более позднего происхождения, и до их возникновения племена и народы носили другие названия. Просто русскими в далёком прошлом стали называться множество родственных народов, родов и племён, вошедших в государственное объединение под названием Русь . Тому доказательством строки, приведенные выше, археологические раскопки, устные предания и многое другое, о чем писать в данной статье нет ни времени, ни необходимости.

    Пора переписывать историю. Но делать это надо не в угоду политической конъектуре, а осознано, опираясь на научные исследования.

    P . S . «Русь была создана объединением славян, которые уходили как можно дальше на восток от евровойн и евроразборок. Началось это ещё задолго до Новгородской Руси. Уходили за мирной жизнью: земледельничать, создавать семьи, продолжать род, сеять, собирать урожай, петь, танцевать, водить на праздники хороводы…

    Призыв «За Родину!» был всегда только у славян, потому, что славянам всегда приходилось защищаться!

    С именем Иисуса славяне никогда не ходили в грабительские походы, как это делали в Европе «политкорректные» крестоносцы.

    Женщин в России не жгли на кострах! Ужасающей /подобной западной/ инквизиции в России не было.

    Наши предки, те же праславяне, не признавали рабства, в то время как в Греции и Риме оно процветало. За это, между прочим, славян и считали отсталыми » .

    Михаил Задорнов






    Реконструкция лиц мальчика из захоронения поселения Сунгирь




    1. Теория происхождения восточных славян

    Историческими и этническими предшественниками восточных славян были племена антов, живших в Приазовье, Причерноморье и Приднепровье в I в. до н. э. Другое название антов – асы сближается с названием племени роксоланов и с племенным названием «русь» или «рос». Ученые норманнской школы считают, что «русью» называлось одно из скандинавских племен, к которому принадлежал князь Рюрик со своей дружиною.

    Но убедительных доказательств, что именно эта теория является правильной не найдено. Совершенно определенно известно только то, что в X–XI вв. Русской землей называлось Среднее Приднестровье – земля киевских полян, и именно отсюда это название в течение XII–XIII вв. распространилось на другие области, занятые восточнославянскими племенами. На юге оно было известно намного раньше прихода Рюрика и варягов в Новгородскую область (середина IX в.). Уже в VII в. норманны проникли на Азовское побережье, а в VIII–IX вв. здесь образовалось славяно-варягское княжество, или «русский каганат». Город Тмутаракань стал важным политическим и торговым центром этого государства. В начале и в середине IX в. приазовская Русь совершила набег на византийские владения.

    Славянская колонизация Великой Русской равнины началась с ее юго-западного угла, а именно – с Прикарпатского края. Здесь в VI в. возник большой военный союз славян под предводительством князя дулебов. Но уже в течение VII–VIII вв. славяне начинают расселяться по Русской равнине и занимают обширную область, расположенную по линии Волхова – Днепра. В IX–X вв. юго-западную часть Восточно-Европейской равнины занимали уличи и иверцы, поселившиеся на территории между Днепром и Черным морем; «белые» хорваты, располагавшиеся в предгорьях Карпат; дулебы, волыняне и бужане, жившие в Восточной Галиции, на берегах Волыни и Западного Буга. По западному берегу Среднего Днепра располагались поляне, к северу от них по реке Припяти – древляне; еще дальше к северу – дреговичи; на восточном берегу Среднего Днепра, на Десне и ее притоках жили северяне; на реке Согле – радимичи, на реке Оке – вятичи, самое восточное из славянских племен.

    Северо-западную часть русско-славянской территории занимало многочисленное племя кривичей, жившее в верховьях Волги, Днепра, Западной Двины и делившееся на кривичей полоцких, смоленских и псковских. Наконец северную русскую группу составляли ильменские славяне (или новгородские), занимавшие территорию, располагавшуюся вокруг озера Ильмень и по обоим берегам реки Волхов.

    Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

    Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

    § 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Занятия. Большинство восточнославянских племён занимались земледелием и скотоводством. Охота, рыбная ловля и другие промыслы играли важную, но второстепенную роль.Лесостепи Среднего Приднепровья – это область развития древнейшего

    Из книги Краткий курс по русской истории автора

    Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев изменился во

    Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

    автора

    ГЛАВА II. Проблема происхождения славян Споры о месте и времени происхождения индоевропейцев, изложенные в предшествующей главе, уже предполагают, что условия возникновения «исторических» народов также не имеют однозначных решений. Это в полной мере относится и к

    Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

    §3. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУСИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ, ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ И ВОСТОЧНЫХ

    Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

    К ГЛАВЕ II. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛАВЯН Иллюстративный материал в данном случае открывается извлечением из «Повести временных лет» - наиболее раннем собственно славянским осмыслением своего происхождения. Древний летописец брал за основу византийскую хронику

    Из книги Крещение Киевской Руси автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

    Проблема происхождения «Руси» в отечественных, западноевропейских и восточных источниках Проблема этнического происхождения «руси» намного сложнее, нежели «варяжская». Дело в том, что этноним «русь» встречается в самых разных областях Европы, более того, под этим

    Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

    Комплексная теория происхождения патрициев и плебеев Учитывая это обстоятельство, а также привлекая другие категории источников, можно попытаться построить более правильную теорию про­исхождения римских сословий. Эту теорию мы назовем комплексной. Патриции

    Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

    Быт и занятия восточных славян Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины

    Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

    Боги восточных славян Наряду с упоминаемыми уже богами, культ которых был распространен среди всего славянства или большей его части, у отдельных славянских народов были и другие боги, имевшие местное значение и у прочих славян вообще не засвидетельствованные. Такие

    Из книги Лучшие историки: Сергей Соловьев, Василий Ключевский. От истоков до монгольского нашествия (сборник) автора Ключевский Василий Осипович

    Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев

    Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

    Норманнская теория происхождения государственности на Руси Согласно летописи «Повесть временных лет», около 862 года славянские и финские племена Новгородской и Псковской земель призвали на княжение Рюрика (Регрика) - представителя скандинавской знати. В летописи

    автора Керов Валерий Всеволодович

    3. Занятия восточных славян 3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в

    Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

    5. Религия восточных славян 5.1. Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху

    Из книги История хазар-иудеев. Религия высших кланов автора Данлоп Дуглас

    Глава 2 Теория уйгурского происхождения хазар Название «тюрки» стало известно, благодаря подъему в VI веке великой силы, о чем мы уже упоминали. Оно применяется к группам, появившимся в разные времена и принадлежащим к одной расовой семье. В том, что хазары были тюрками, а