Состав высокотемпературных графитовых смазок. Преимущества графитовой смазки. Графитная смазка. Свойства

При выборе графитовой смазки стоит учитывать, что она относится к классу органических смазок с твердой структурой. Как правило, графитовая смазки не подходит для использование вакуумных условиях.

При активном использовании и для обеспечения функциональности необходима вода либо незначительное количество кислорода в обязательном порядке. Если рассматривать графит как наполнитель, что стоит учитывать что наиболее эффективным является использование такой смазки для вкладышей для подшипников которые имеют вид прессованных графитных вкладок.

Какую максимальную температуру выдерживает графитовая смазка?

Обязательным условием, которое предусмотрено в требованиях к графитовой смазке, является слоистая текстура, а также хорошая стабильность при контакте с воздухом в том числе и термическая устойчивость и стабильность, которая может достигать показателей 400 — 600 градусов по Цельсию, так называемая . Графитовая смазка универсальная может быть использована в разных областях промышленности.

Смазка такого типа значительно улучшает технические характеристики рессоров различного вида и соединений с резьбовой структурой, она может применяться для передач открытого типа шестеренчатый поверхностью. Однако, как или любой другой смазки для графитовая предусмотрен специальный температурный режим, в котором она функционирует наиболее эффективно.

Такой режим может устанавливаться производителем самостоятельно и указывается на маркировке, но в любом случае он должен соответствовать нормам ГОСТа, которые установлены специально для смазок с графитовым наполнителем.

Температурный режим для смазки

Согласно нормам ГОСта 3333- 80, оптимальной температурой для использования графитовой смазки является показатель не ниже 20 градусов по Цельсию и не выше 60, однако всегда устанавливаются исключения, например, если графитовая смазка применяется в рессорах и подобных устройствах, то возможна работа в температурном режиме ниже 20 градусов по Цельсию эффективности смазки.

Смазка с добавлением графита обладает повышенной термоустойчивостью, что делает ее универсальной и благодаря чему она пользуется большой популярностью среди потребителей. Если вы будете использовать смазку при температуре ниже 20 градусов, то она будет очень быстро замерзать, таким образом, трение будет увеличиваться и эффективность смазки соответственно уменьшаться.

А при условии использования при температуре не выше 70 градусов обеспечиваются максимальные показатели по устойчивости к окислению и, таким образом, сфера применения смазки значительно расширяется в том числе и на благородные металлы. Если вы хотите добиться желаемого результата и обеспечить максимально эффективное использование смазки, следует в обязательном порядке придерживаться температурного режима, который установлен нормами ГОСТа и производителем.

  1. Что такое графитная смазка?
  2. Графитная смазка. Свойства
  3. Применение графитных смазок
  4. Передовые материалы MODENGY и EFELE – идеальная замена традиционных графитовых смазок!
В качестве смазочного материала графит начали использовать еще в XVIII веке. Как правило, его применяли для обслуживания различных механизмов подъемных устройств. Графит в таких соединениях обеспечивал плавную и бесшумную работу.

Что такое графитная смазка?

Первая графитная смазка была изготовлена из минерального базового масла, загущенного графитом и кальциевым мылом. Кальциевое мыло обеспечивало материалу хорошую устойчивость к смыванию водой. Готовый продукт представлял собой однородную мазь от черного до темно-коричневого цвета.

Сегодня графитные смазки представляют собой какой-либо смазочный материал, в состав которого входит графит, например, масла с добавлением графита, антифрикционные покрытия, пластичные смазки и т.д.

Графитная смазка имеет большое преимущество – стойкость. После того, как масляная пленка перестает работать, твердые частицы графита защищают поверхность узла от граничного трения, коррозии, задиров, заеданий и контакта с абразивами.

Традиционные графитные смазки работают при температурах от -20 °С до +70 °С. Они предназначены для обслуживания нагруженных механизмов из стальных или медных сплавов, склонных к окислению (резьбовые соединения, зубчатые передачи, ходовые винты, домкраты, элементы подвески автомобилей и т.д.).

Особенно актуально применение графитной смазки в автотехнике, например, с целью уменьшить трение между листами рессор, для смазывания тросика стояночного тормоза, выдвижной антенны автомобиля (убирает помехи при работе радиоприемника). В быту графитной смазкой можно обработать дверные петли для защиты металлических поверхностей и устранения скрипа.

Графитная смазка. Свойства

Рабочие характеристики традиционных графитных смазок отвечают условиям эксплуатации оборудования и техники, которые производятся на территории России. По сравнению с обычными смазками, графитные обладают следующими преимуществами:
  • Высокие антифрикционные характеристики
  • Повышенная несущая способность
  • Обеспечивают более плавный ход механизмов
  • Улучшают притирку металлических деталей
  • Проводят электричество
  • Влагостойкость
Однако графитные смазки не лишены недостатков:
  • Низкая температура плавления кальциевого загустителя уменьшает верхний предел рабочих температур
  • Из-за грубоочищенного графита крупного помола область применения ограничена открытыми узлами с низким качеством поверхности
Использование обычной графитной смазки без учета вышеописанных ограничений неизбежно увеличит износ и значительно снизит ресурс оборудования. Поэтому стала необходимость в улучшении свойств материалов. Сегодня производится большое количество высокотехнологичных графитных смазок, подходящим под условия эксплуатации различного оборудования.

Одна из находок инженеров – синергетическое взаимодействие между графитом и дисульфидом молибдена (MoS 2). Оно основано на замещении слабых сторон одного вещества сильными другого. Так графит плохо проявляет себя в сухой среде и неудовлетворительно – в инертных газах. Дисульфид молибдена, в свою очередь, показывает слабые свойства во влажной среде.

При соединении порошков графита и дисульфида молибдена получается смесь, значительно превосходящая по характеристикам каждый из этих материалов по отдельности.

Применение графитных смазок

Графит – это отличный антифрикционный наполнитель, поэтому графитная смазка идеально подходит для обслуживания больших и малых механизмов.
Область применения графитовых смазок велика. Как правило, их используют для обслуживания узлов и механизмов, работающих при больших нагрузках – в нефтедобывающей, автомобильной, строительной, сельскохозяйственной технике. Помимо защиты от износа, смазка предотвращает скрипы, вызываемые трением деталей. В тихоходных редукторах «графитка» смягчает контакт шестерен за счет поглощения энергии ударного взаимодействия зубьев.

В быту графитная смазка используется для защиты гаражных и дверных петель, замков и т.д. За счет хорошей водостойкости материал не требует частой замены.

Наибольшей популярностью графитная смазка пользуется при обслуживании узлов автомобиля.

  • Шаровые опоры и подвески
  • Подшипники поворотных кулаков
  • Шестерни и рулевые рейки
  • Резьбовые соединения
  • Аккумуляторные клеммы
  • Крестовины карданной передачи на заднеприводном автомобиле
  • Направляющие тормозных суппортов
  • Противоскрипные шайбы в рессорах и т.д.
Следует отметить, что графитная смазка подходит не для всех узлов автомобиля, так как графит, например в мелких подшипниках, может оказаться причиной преждевременного износа.

Передовые материалы MODENGY и EFELE – идеальная замена традиционных графитовых смазок!

Антифрикционное покрытие (сухая смазка) на основе графита и дисульфида молибдена (MoS 2) - разработка компании «Моделирование и инжиниринг». Оно производится с использованием уникальных технологий с использованием высококачественных компонентов.

MODENGY 1001 полимеризуется при комнатной температуре и отлично работает при высоких нагрузках в широком диапазоне температур (-180…+440 °C). Сухая смазка не выдавливается из зон трения, препятствует налипанию пыли и абразивов, надолго защищает от фрикционного износа. Покрытие работает при высоких нагрузках, в условиях радиации, и вакуума.

Область применения:

  • Узлы трения скольжения в автомобилях: направляющие, петли и шарниры, замки, резьбовые и шлицевые соединения, дроссельная заслонка
  • Зубчатые зацепления, направляющие скольжения, цепи полиграфического и прессового оборудования
  • Направляющие скольжения оборудования по переработке полимеров
  • Ходовые винты и подшипники скольжения трубопроводной арматуры
  • Цепные передачи конвейеров и подъёмно-транспортных машин
  • При холодной экструзии стали для защиты от образования задиров

Преимущества MODENGY 1001

  • Высокая адгезия
  • Широкий диапазон рабочих температур от -180 до + 440 °C
  • Отверждение на воздухе
  • Работоспособность в условиях запыленности
  • Аэрозольная упаковка
  • Смягчает движение механизмов
  • Предотвращает контакт пыли и абразивов с рабочими поверхностями

Масло для цепей с графитом – идеальное средство для обслуживания тяжелонагруженных узлов, например цепных передач, работающих при низких скоростях.

Благодаря графиту и специальным присадкам масло обладает высокими несущими и антикоррозионными свойствами, а также не вытекает из зон трения под воздействием центробежных сил.

Область применения:

  • Цепи с крупными звеньями
  • Высоконагруженные цепные передачи, работающие при низких скоростях
  • Направляющие скольжения, работающие при высоких нагрузках и низких скоростях
  • Защита цепных передач и направляющих скольжения, эксплуатируемых в пыльной среде

Преимущества EFELE MO-749

  • Высокая несущая способность
  • Антифрикционные наполнители снижают износ узлов в пыльной среде
  • Хорошие противоизносные свойства
  • Предотвращает скачкообразное движение
  • Широкий диапазон рабочих температур
  • Высокие антикоррозионные свойства
  • Обладает свойствами антиаварийной смазки

Графитная смазка - очень востребованный материал, который применяется повсеместно: от тяжелой промышленности до легкового автомобиля.

Усилить характеристики графита позволяет поляризация, т.е. поляризующие агенты внедряются в слоистую структуру графита. Так получается поляризованный графит. Он работает во влажной среде, обладает большей адгезией к металлическим поверхностям и отличается термической стабильностью. На сегодняшний день он является одним из наиболее перспективных твердосмазочных веществ.

Благодаря высоким эксплуатационным свойствам графит, как добавка, может применяться практически в любом виде смазочных материалов, усиливая их характеристики. При этом его наличие в составе практически не увеличивает конечную стоимость продукции.

Графитовая смазка представляет собой вещество, изготовленное путем обработки нефтепродуктов с использованием кальциевого мыла. В итоге получается густое по консистенции средство, использующееся в разных целях, в том числе в автомобильной отрасли. Об областях применения, технических характеристиках и производителях вы сможете узнать из этой статьи.

[ Скрыть ]

Состав и характеристики смазки

Все свойства и особенности смазочного средства определяются химическими элементами, которые входят в его состав. Основу вещества составляет измельченный уголь. Во времена СССР, когда смазка называлась УССА, базой являлась синтетическая либо органическая жидкость (из нефтепродуктов), которая загущалась посредством добавления в основу кальциевого мыла, а также графитового порошка.

Наличие в составе продукта графита обеспечивает качественную притирку узлов и движущихся компонентов, а также плавный уход за ними. Снижение величины трения механизмов достигается благодаря присутствию в смазке частиц воды между определенными слоями графита. По внешнему виду смазочное вещество представляет собой густую массу черного цвета.

Свойства продукта отличаются в зависимости от типа средства, и показатели могут быть разными у различных изготовителей. Основной характеристикой вещества считается температура замерзания, которую выдерживает смазка. Как правило, вещество замерзает при -20 градусах. Но если речь идет о промышленных смазках, то в этом случае температура замерзания будет до -40 градусов. Когда на улице мороз, продукт сначала загустевает, что приводит к увеличению трения между отдельными компонентами двигателя.

Температурный режим не ограничивается одним только порогом застывания. Есть также наиболее высокая температура использования, при которой средство не теряет своих особенностей и свойств. В среднем этот показатель составляет +70 градусов, для промышленных смазок — +400.

Описание технических свойств вещества:

  • температура каплепадения составляет более 77 градусов Цельсия;
  • величина коллоидной стабильности должна быть менее 5% от выделившейся смазки;
  • показатель массовой части воды в составе продукта менее 3%;
  • величина прочности на сдвиг составляет более 100 Паскалей при температуре деталей 50 градусов;
  • показатель вязкости - менее 100 Па.

Проводит ли ток?

Вещество может использоваться для защиты электрических соединений, поскольку смазка не создает сопротивления по сравнению с другими материалами. При необходимости в автомобиле можно мазать силовые контакты. К примеру, на разъеме подключения положительного вывода к стартерному устройству. Данный нюанс очень важен. Поскольку если не применять смазку для обработки контактов, которые плохо проводят напряжение, это может стать причиной перегрева и возгорания электроцепи.

В ролике канала Delta Moto предоставлена инструкция по обработке дверных петель и направляющих стеклоподъемников.

Где применяется?

Ниже разберем, где используется и для чего предназначена смазка. Сфера применяемости вещества достаточно распространенная. Средство находит свое назначение не только в автомобиле, но и в быту, а также промышленности.

В быту

Расходным веществом смазывают велосипедные цепи, замки, дверные петли квартир, гаражей, а также тросовые приводы тормозных систем. Благодаря густоте смазку можно смешивать с растворителями. В результате этого вещество попадает в труднодоступные места. После нанесения растворитель испаряется, а смазка остается. Средство можно использовать в обработке резиновых и пластиковых деталей, а также поверхностей, пропитанных лакокрасочным покрытием.

В производстве

В промышленности смазка нужна для обработки:

  • запорной арматуры;
  • тихоходных подшипниковых устройств на лентах и промышленных конвейерах;
  • подвесок и ходовых частей оборудования, спецтехники, а также крупногабаритных агрегатов;
  • открытых либо закрытых валов, шкивов и зубчатых передач;
  • рессоров строительной техники и крупногабаритных механизмов;
  • долот и буровых агрегатов.

Пользователь Антон КПД Гомель в своем ролике рассказал о разных смазочных средствах, в том числе графитовой смазке.

В автомобиле

Где применяется смазочное вещество в авто:

  • обработка рулевых механизмов и узлов, помимо тех, в которых используются трансмиссионные жидкости, поскольку такие продукты обладают высокими противозадирными характеристиками;
  • смазывание шаровых опор;
  • обеспечение защиты контактов электрической цепи от воздействия коррозии;
  • обработка шайб в рессорах.

Автовладельцы часто используют вещество для обработки направляющих суппортов. Если имеется аэрозольное средство, то им можно смазать тормозные диски, барабаны и фланцы ступиц, это позволит предотвратить возможное прикипание материала. Благодаря спрею вещество эффективно попадет в труднодоступное место и обработает поверхность обезжиривающим составом.

При сборке механизмов смазку можно нанести на резьбовую часть деталей, это позволит обеспечить более упрощенное выкручивание винтов и гаек при дальнейшем выполнении ремонтных работ. Что касается подшипников, то на данный момент при производстве устройств закрытого типа вещество не используется. Но производители регулярно работают над изготовлением новых составов, поэтому в скором будущем возможно появление на рынке специального средства, предназначенного для подшипниковых деталей. На данный момент для этой цели лучше использовать Литол.

Производители графитовой смазки

Графитная смазка Агринол Продукт от производителя Ойлрайт Смазочное вещество Феликс

На сегодняшний день графитный смазочный материал выпускают почти все изготовители моторных жидкостей:

  1. Феликс. Производитель предлагает потребителям высокотемпературный продукт, а также средство общего пользования. Разница в том, что первые предназначены для обработки сильно нагруженных поверхностей, а вторые можно использовать в быту.
  2. Ойлрайт. Продукция этого производителя поступает на рынок в разных упаковках — от 100 грамм до 180 килограмм. Смазка отечественного изготовления позволяет эффективно защитить трущиеся узлы, механизмы машины и предотвратить их разрушение в результате воздействия коррозии.
  3. Агринол. Средство характеризуется высоким уровнем морозостойкости, хорошо справляется со своими функциями при повышенных нагрузках. Возможно использование для обработки рессоров и других аналогичных механизмов. Вещество Агринол устойчиво к омыванию водой и обладает хорошей адгезией.
  4. Юкойл. Качественная смазка, предназначенная для использования в высоконагруженных узлах и агрегатах. Своевременная обработка поверхностей этим средством позволит избежать множества проблем.
  5. VAG. Продукция одного из самых крупных автомобильных производителей. Допускается к применению как в машинах, так и в быту.

Как сделать своими руками?

При необходимости можно самостоятельно приготовить смазку. Для этого потребуется медный, а также графитовый порошок (подойдет один из двух вариантов). Вещество разводится с синтетической моторной жидкостью в определенной пропорции, которая устанавливается вами. Мешать компоненты смазки нужно до того момента, пока не будет получена необходимая консистенция. Как правило, пропорции составляют один к одному.

Об одном из вариантов изготовления смазочного вещества вы можете узнать из ролика, снятого каналом Сергей Лашин.

Плюсы и минусы графитной смазки

Графитная смазка благодаря своим техническим характеристикам позволяет заполнить все небольшие трещины и неровности на узлах и деталях машины. В результате этого снижается трение при функционировании механизмов. Смазка может эффективно контактировать с металлическими поверхностями, которые наиболее подвержены окислению. Также ее применение актуально при обработке изделий и механизмов из благородных металлов.

Из-за высокой устойчивости масляная пленка держится долго, а когда она разрывается, то функцию защиты от трения выполняют частицы графита.

Какими еще достоинствами обладает средство:

  1. Обширный температурный диапазон применения. При эксплуатации в условиях тяжело нагруженных агрегатов температура застывания может быть больше -20 градусов, поскольку в таких узлах присутствуют потери на трение. Они значительно снижают коэффициент полезного действия.
  2. Отличные водоотталкивающие характеристики. Можно не переживать, что на трущиеся узлы будет оказывать влияние вода, поскольку после обработки смазкой поверхность надежно защищена.
  3. Эффективная защита трущихся узлов от отрицательного воздействия коррозии.
  4. Антифрикционные свойства. Которые достигаются за счет того, что в составе вещества используются элементы, обеспечивающие появление кристаллической решетки на рабочей поверхности после обработки. Благодаря этому увеличивается порог износостойкости материала и возрастают механические параметры.
  5. Универсальность средства, а также большой выбор смазочных материалов от разных производителей по приемлемым ценам. Это позволяет выбрать продукт, наиболее подходящий для целей, которые вы преследуете.

Графитная смазка обладает и определенными недостатками. К примеру, речь идет об ограниченности использования средства в узлах с высокой точностью производства механизмов, а также повышенной скоростью вращения. Дело в том, что в графите присутствуют твердые частицы. Это приводит к тому, что деталь, обработанная смазкой, будет изнашиваться быстрее.

Как черное вещество с тусклым блеском. Он отлично проводит тепло и электричество, не подвергается коррозии. Также графит обладает антистатичностью и способностью выдерживать высокие температуры. Подобные качества сделали графит довольно многофункциональным материалом, который используется во многих сферах промышленности и производства. Сама смазка на основе графита является идеальным средством для устранения всевозможных скрипов и защиты металлических поверхностей.

Молекулы вещества графита имеют характерную особенность – они отлично связываются с окислами металлов, но при этом заметно слабо притягиваются друг к другу. Этот эффект обеспечивает хорошую несущую способность пленки и защиту при фрикционном трении.

Применение графитовой смазки в повседневной жизни

Применение графитовой смазки в производстве

В промышленности, и производстве графитовая смазка применяется в таких механизмах как:

Запорная арматура;
- тихоходные подшипники лент и конвейеров;
- подвеска крупногабаритных механизмов и спецтехники;
- открытые и закрытые зубчатые передачи, а также валы;
- рессоры крупногабаритной техники и спецмашин;
- опоры буровых установок и долот.

Применение графитовой смазки, прежде всего, связано с ее дешевизной и универсальностью. Графит как составная часть пластичного смазочного материала, обеспечивает механизмам защиту и плавный ход, а также притирку деталей. Графит обладает слоистой кристаллической решеткой, и поэтому является отличным антифрикционным компонентом смазывающих продуктов, который придает деталям износостойкости, а также качественные механические показатели. Графитовая смазка обладает еще одной особенностью – стойкостью. Когда масляная пленка рвется и перестает защищать механизм, частицы графита предохраняют поверхность механизма от граничного трения.

Уход за автомобилем и профилактика всевозможных его неисправностей подразумевает, прежде всего, проверку наличия масел и смазочных материалов во всех рабочих узлах машины, а также их своевременную замену или пополнение. Регулярная замена смазки – основной залог долговечности, как автомобиля в целом, так и его отдельных частей, особенно тех, которые подвержены трению.

Одной из видов смазки, которая применяется в автомобилях, является графитная смазка. В этой статье мы расскажем о том, что это за смазка, какие ее свойства и где она применяется.

Все виды смазок условно подразделяются на четыре категории:

  • органические;
  • неорганические;
  • углеводородные;
  • мыльные.

Принадлежность к той или иной категории определяется составом загустителя смазки, который также определяет ее основные эксплуатационные свойства. В этом отношении синонимом неорганических смазок являются графитовые смазочные материалы. Кроме того, под «графитными» подразумевают смазки, в составе которых присутствует графит, чаще всего выступающий в роли присадок. Также графитный порошок может применяться в качестве самостоятельной смазки.

Характеристики графита и графитных смазок

Сам по себе графит знаком большинству из нас. Это твердое вещество черного цвета, которое отличается достаточно высокими показателями теплопроводности, а также электрической проводимости. Также графит выдерживает высокие температуры без изменения своей структуры, что делает возможным его применение в различных эксплуатационных условиях.

Полезные свойства графита в чистом виде также сохраняются при его добавлении в различные типы смазок. Положительное качество графита заключается в поведении его молекул, которые почти не притягиваются друг к другу, но при этом хорошо соединяются с оксидами металлов. Благодаря этому свойству на поверхности металлических частей, обработанных графитной смазкой, образуется прочно сидящая защитная пленка, способствующая нейтрализации сил трения.

Еще одним преимуществом графитной смазки можно назвать ее высокую стойкость, обусловленную двойным действием. Во-первых, трению препятствует защитная пленка. Во-вторых, даже при разрушении защитной пленки частицы графита сами по себе выполняют функцию антифрикционного вещества, предохраняя детали от трения и его пагубных последствий.

Таким образом для всех видов графитных смазок можно выделить следующие присущие им полезные свойства:

  • невысокая стоимость при достаточно большой эффективности;
  • термостойкость, позволяющая использовать механизмы в широком диапазоне температур;
  • двойное антифрикционное действие (основного смазочного вещества — нефтяного масла и графита, как наполнителя);
  • химическая нейтральность, позволяющая применять смазку для деталей из различных материалов, не опасаясь негативных последствий.

При хранении содержащих графит смазочных материалов рекомендуется избегать попадания на них прямого солнечного света, ухудшающего их антифрикционные свойства.

Применение графитных смазок в автомобиле

Смазки на основе графита можно применять в различных сферах техники, где требуется обеспечить плавное взаимодействие сопряженных металлических элементов. Особенно рекомендовано применять графитные смазки в узлах, работающих под большими механическими нагрузками, а также в период притирки деталей в новых или отремонтированных механизмах

Благодаря вышеперечисленным полезным свойствам графитные смазки эффективно применяются при техническом обслуживании автомобилей. Так как этот смазочный материал способен функционировать при температурах от минус 30 до плюс 120 градусов по шкале Цельсия, то его можно применять практически во всех широтах нашей страны.

Незаменимым помощником автомобилиста являются графитные смазки, используемые в следующих автомобильных узлах:

  • подвески и шаровые опоры;
  • подшипники поворотных кулаков;
  • рулевые рейки и шестерни;
  • крестовины карданной передачи заднеприводных автомобилей;
  • различные резьбовые соединения;
  • аккумуляторные клеммы.

Следует отметить, что в некоторых узлах использование графитной смазки нежелательно, так как частицы графита обладают небольшими абразивными свойствами и могут оказаться причиной преждевременного износа мелких подшипников.

Для вышеперечисленных автомобильных узлов графитные смазки позволяют не только продлить срок службы, но также обеспечить плавное взаимодействие, избавиться от посторонних звуков и шумов, снизить выработку. В резьбовых соединений такая смазка предупреждает коррозию и прикипание, что в свою очередь существенно облегчает разборку узлов и сохраняет ресурс деталей на более продолжительный срок.

Общим правилом применения графитной смазки в том или ином автомобильном узле является следования рекомендациям производителей автомобиля и смазочного материала, а также экспертным мнениям специалистов в данной области. При разумном применении данного вида смазок и автомобиль в целом, и его наиболее уязвимые детали прослужат своему хозяину намного дольше, чем без их использования.