В какой гостинице погиб сергей есенин. Англетер - где погиб сергей есенин Призрак есенина находится в гостинице англетер

Здесь описана смерть Есенина. С событиями последнего дня жизни, указаны причина, дата, время и место смерти. Приведены посмертные фото, фото похорон и могилы. Поэтому всем людям с неустойчивой психикой, а так же лицам, не достигшим 21 года данная информация категорически не рекомендуется к просмотру.

Сергей Александрович Есенин
21/09/1895 — 28/12/1925

Причина смерти Сергея Есенина

По общепринятой, официальной версии Есенин, в возрасте 30 лет повесился. Однако, масштаб личности Есенина настолько велик, а одиозные поступки и привычки Сергея Александровича, сложные отношения с действующей властью и уголовным кодексом открывают широкое поле для споров о причинах гибели поэта. Пожалуй, даже у меньше адептов альтернативной версии смерти. С легкой руки Эдуарда Хлысталова в народные массы ушли ряд вопросов и противоречивых фактов, касательно смерти Есенина. В распоряжении любого желающего оказываются весьма качественные посмертные снимки и посмертные маски Сергея Александровича, документы уголовного дела, свидетельские показания, что позволяет каждому человеку, посмотревшему сериал с Безруковым, составить собственное «истинно правильное» представление о картине трагедии.


Суд. мед. Эксперт Гиляревский:

На основании данных вскрытия следует заключить, что смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение.


Акт вскрытия тела Есенина

Дата и место смерти

Есенин умер 28 декабря 1925, в Ленинграде, в гостинице «Англетер». Акт смерти произошел предположительно в 5 часов утра.

Немного о месте трагедии: с французского Hotel d’Angleterre переводится как гостиница «Англия» в наше время находится в самом центре Питера, с видом на Иссакиевский парк и Исаакиевский собор, ул. Малая Морская, д. 24, Исаакиевская Площадь.

В 1987 году здание гостиницы было полностью разрушено, соответственно не сохранилась комната №5, где погиб Сергей Александрович. Однако в 1991 году отель отстроен заново. Сейчас функционирует, принимает постояльцев. Во времена Есенина комната №5 была чем-то сродни современного «люкса». То есть не для всех, а для партийных функционеров, выдающихся людей, элиты.


Комната №5 гостиницы «Англетер», после смерти Есенина.
Фото Моисея Соломоновича Наппельбаума.

Смерть Есенина. Прощание

Церемония прощания с поэтом проходила в 29 декабря Ленинграде, а затем в Москве, куда тело Есенина доставили на поезде. Известно, что Сергея Александровича Есенина отпевали по христианскому обряду, вопреки правилу церкви, запрещающему отпевать самоубийц. Похороны состоялись 31 декабря 1925 года.


Похороны С. Есенина. Справа мать и сестра Сергея Александровича

Место захоронения Сергея Есенина

Сергей Есенин похоронен на 17 участке Ваганьковского кладбища в Москве. В данный момент рядом с Сергеем Александровичем похоронена его мама Есенина Татьяна Федоровна, которая умерла в 1955 году.


Могила С. Есенина, Москва, Ваганьковское кладбище, наши дни.

Ранее могила Сергея Александровича выглядела по другому:


Могила Есенина до установки памятника. Мать поэта на могиле сына.

В 80-х годах могила выглядела вот так:

Первый памятник на могиле С. Есенина

Смерть Есенина. Обстоятельства.

Акт о самоубийстве Есенина составил участковый надзиратель 2-го отделения ленинградской милиции 28 декабря 1925 года. Рукой участкового надзирателя Н. Горбова.

28 декабря 1925 года составлен настоящий акт мною, участковым надзирателем 2-го отд. ЛГМ Н. Горбовым в присутствии управляющего гостиницей «Интернационал» тов. Назарова и понятых. Согласно телефонного сообщения управляющего гостиницей гражданина Назарова Василия Михайловича о повесившемся гражданине в номере гостиницы. Прибыв на место, мною был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина в следующем виде, шея затянута была не мертвой петлей, а только одной стороной шеи, лицо было обращено к трубе и кистью правой руки захватился за трубу, труп висел под самым потолком, и ноги от пола были около 1,5 метра, около места, где обнаружен был повесившийся, лежала опрокинутая тумба, а канделябр, стоящий на ней, лежал на полу.

При снятии трупа с веревки и при осмотре его было обнаружено на правой руке выше локтя, под левым глазом синяк, одет в серые брюки, ночную белую рубашку, черные носки и черные лакированные туфли. По представленным документам повесившийся оказался Есенин Сергей Александрович, писатель, приехавший из Москвы 24 декабря 1925 года. Удостоверение ТЦ № 42-8516, и доверенность на получение 640 рублей на имя Эрлиха.

Управляющий – Назаров

Понятые (подписи неразборчивы)

Милиционер (подпись неразборчива)

Участковый надзиратель 2-го отд. ЛГМ – Н. Горбов

Судить о причинах, вызвавших смерть Есенина мы оставляем вам, нашим читателям. Приведем лишь факты:

  • На момент смерти на Сергея Александровича Есенина было заведено 13 уголовных дел, в том числе «дело 4-х поэтов».
  • 21 декабря 1925 года (за неделю до смерти) Есенин вышел из психиатрической лечебницы Ганнушкина. Скрывался ли там Сергей Александрович от суда или лечил депрессию сейчас никто доподлинно не скажет. Но факт остается фактом: Есенин проходил курс лечения в психиатрической клинике.
  • Николай Леопольдович Браун отказался подписать протокол, где смерть Есенина прямо называлась самоубийством, утверждая, что поэта убили. А Борис Лавренёв, который тоже был в «Англетере» на следующий день вообще опубликовал статью «Казнённый дегенератами».
  • Все очевидцы тех событий отмечают подавленность, депрессию и фатализм Сергея Александровича перед смертью. Доктор, лечивший запойное пьянство Сергея Александровича прямо говорил родственникам о суицидальных намерениях поэта.


Смерть Сергея Есенина до сих пор является одной из самых загадочных трагедий начала ХХ века. Тогда, холодной ночью 28 декабря 1925 года, поэта нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер». Когда поэт Василий Наседкин привез гроб в Москву, он пришел домой и сказал: «Сергея убили!» Что же на самом деле произошло в «Англетере» в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года?

Номер был разгромлен. Есенин висел на вертикальных трубах парового отопления. На его теле зафиксировано множество повреждений. Но следствие настаивало на самоубийстве.

По официальной версии так и считалось: Сергей Есенин покончил с собой, но выяснилось, что эта версия не выдерживает столкновения с фактами.

Теперь, через девяносто лет, множество исследователей (например, петербургский писатель Николай Астафьев в книге «Трагедия в «Англетере»: действующие лица и исполнители») утверждают: Есенина убили, а многие документы, приобщенные к делу, сфальсифицированы.

Например, записки якобы Есенина к Эрлиху, которые должны были доказать, что поэт приехал в «Англетер» добровольно (по утверждению сторонников версии убийства), были написаны не его рукой.

Сергей Есенин — в нижним левом углу, Эрлих — в верхнем правом

Одна записка, якобы написанная Есениным, звучит так: «Вова, захвати вещи ко мне в гостиницу. С. Есенин».

Вторая записка: «Вова, я поехал в ресторан Михайлова, что ли, или Федорова? Жду тебя там. Сергей».

Николай Астафьев считает, что это явная подделка, что это не рука Есенина.

Зачем же понадобилось фальсифицировать документы дела, если это банальное самоубийство?

Малоизвестная записка, приписываемая С.А. Есенину, упоминаемая в протоколе опроса В. Эрлиха (лицевая сторона) РО ИРЛИ, Фонд 697, оп. 1, ед.хр. 32

Возможно затем, что Есенина доставили в пустой номер гостиницы насильно, но это надо было скрыть.

Петербургский писатель Виктор Кузнецов, изучая документы гостиницы «Англетер», обнаружил, что Есенин в ней вообще не жил! Фамилии поэта нет в списке жильцов этой гостиницы в тот период, когда в ней будто бы обнаружили его труп, висящий на трубе парового отопления.

Мемуарная записка Есенина, упомянутая в воспоминаниях В. Эрлиха (лицевая сторона), РО ИРЛИ, Фонд 817, оп. 1, ед.хр. 30

Никто из персонала гостиницы и проживавших там гостей Есенина в эти дни не видел. А все «свидетели», которые потом давали показания об общении с поэтом в его номере «Англетера», в том числе и Эрлих, были тайными агентами ГПУ.

В XXI веке родственники поэта, исследователи и просто граждане не раз обращались в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой о возобновлении уголовного дела о предполагаемом убийстве Сергея Есенина.

Полученные ответы, как под копирку: «Подтверждена причина смерти поэта в результате сдавления органов шеи петлей при повешении».

Вот и думайте, как хотите: то ли кто-то это нарочно сделал, то ли действительно он это сделал сам.

Между тем, есть десятки косвенных доказательств, по которым можно работать.

Первый вопрос: когда, кем и при каких обстоятельствах все документы следствия были повреждены? Причем идентичным образом: у них вырван фрагмент в нижней части листа.

Второй вопрос: доверенность, которая приложена к делу – это доверенность, написанная рукой Эрлиха. И на ней значится совершенно чудовищная подпись Сергея Александровича Есенина . В то время, когда в вещах Есенина обнаружили написанную его рукой доверенность, но порванную.

Доверенность, написанная В.И. Эрлихом, с неадекватной подписью С.А. Есенина

Третий вопрос: почему к документам следствия не была приложена так называемая предсмертная записка – стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»? Если ей придается такой статус, значит, она должна быть в официальном деле.

Четвертый вопрос связан с участковым надзирателем, а именно, его подписями на документах: почему-то они разнятся. В акте от 28 декабря у Горбова одна подпись, в протоколах опроса свидетелей она совершенно иная.

Еще одна череда косвенных доказательств связана с самими посмертными фотографиями. Во-первых, мы не имеем фотографии трупа в петле. Во-вторых, мы не имеем ни одной посмертной фотографии, где Сергей Александрович был бы изображен в полный рост.

Художник Василий Сварог, который рисовал мертвого Есенина еще без грима, сказал в 1927 году:

«Сначала была «удавка» – правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась… Вешали второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве…».

Однако этим свидетельствам доверяют не все. Филолог Олег Лекманов, профессор ВШЭ, автор биографии Сергея Есенина, считает, что поэт повесился сам.

«Есть стихотворение Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья…», которое он перед тем, как покончить с собой, а он, безусловно, стопроцентно покончил с собой, записал кровью на листочке и передал Вольфу Эрлиху. Пускай те, кто отстаивают эту так называемую «версию» убийства, сначала нам докажут каким образом убийцы смогли его заставить это стихотворении выдумать, сочинить, потом его написать на листочке кровью».

Стихотворение, которое сейчас трактуется многими как вещдок, не было привлечено в качестве такового. Вероятно потому, что там нет датировки.

Стихотворение «До свиданья…» (подлинник) (РО ИРЛИ, Фонд 817, оп. 1, ед.хр. 14)

Это стихотворение трудно назвать предсмертным, так как оно было передано Эрлиху за день до гибели. И вполне возможно, что эти строки вообще написаны задолго до «Англетера» и посвящены близкому другу Алексею Ганину, который был расстрелян на Лубянке в марте 1925 года по обвинению в принадлежности «Ордену русских фашистов». Не проводилось никакой экспертизы касательно подлинности того самого листка, который был передан Вольфу Эрлиху.

Это первое.

Второе – неестественно согнутая рука. Живой поэт мог держаться за трубу, но после смерти мышцы ослабевают, и руки у самоубийцы должны опуститься вдоль туловища, чего не произошло.

Третье – шрамы от губы к подбородку. Они образуются, если преступник душит жертву сзади.

Сергей Есенин с сестрой

Сомневались в самоубийстве Сергея Есенина и его современники: Анна Ахматова, Павел Лукницкий, Осип Мандельштам . Сомневались, потому что знали и дерзкого Есенина, и еще лучше – то время, в которое жили.

Четвертое – пробитый лоб, то есть вмятину официальная версия объясняет ожогом, который получил Есенин уже после повешения от горячей трубы отопления, на которой он висел, а не от прижизненного удара.

Но воронежский режиссер Евгений Парщиков, автор фильма «Есенин. 1925 – 2010», уверен, что это не так. Он привлек родственников поэта и независимых экспертов, которые выяснили, что фотография номера, сделанная после трагедии, фальшивка. Ее развернули, чтобы как-то объяснить неудобные следствию факты.

Номер Есенина в гостинице «Англетер» после трагедии

Данный снимок показали эксперту по судебной фотографии, и он сказал, что снимок является зеркальным перевертышем реального положения в номере, то есть трубы находятся не в правом углу, а в левом. Но это не просто трубы и не просто углы – направление раны на лбу Сергея Александровича таково, что оно могло быть получено только в правом углу. То есть мы получаем полную несостоятельность официальной версии.

«Я знал поэтессу Иду Наппельбаум… Так вот. Ее брат Лев помогал отцу – фотографу во время съемок. Он рассказал сестре, как помогал милиционеру, стоявшему на стремянке, снимать тело поэта с трубы отопления. Он был свидетелем того факта, что Есенин висел не в петле, как это бывает у самоубийц, а веревка была несколько раз намотана вокруг шеи. Потому-то его тело и пришлось снять до прихода писателей – повешен он был уж очень неправдоподобно» (Николай Браун, поэт, переводчик, бывший политзаключенный, общественный деятель).

В качестве возможных идеологов устранения поэта фигурировали и Блюмкин, и Троцкий, и Агранов , которого называли палачом русской интеллигенции.

Сергей Есенин с матерью

В самоубийстве Есенина сомневалось и духовенство, настолько, что священники сочли возможным отпевать поэта на похоронах, что для самоубийц недопустимо.

Церковные панихиды на могиле поэта служат и сейчас. Священник Андрей Дударев приезжает каждый год.

«Кто может сказать, что он покончил жизнь самоубийством? Шрам от веревки, на которой якобы повесился Есенин. Если человек вешается, то полоса эта от подбородка тянется к затылку, непременно снизу вверх, а здесь она перпендикулярна относительно позвоночника. Это удавка, стянутая на шее поэта и задавившая не только человека великого, но и русскую культуру».

В воскресенье 27 декабря, по свидетельству Эрлиха, они с Есениным расстались. Эрлих ушел из гостиницы домой, но дойдя до Невского проспекта, он вспомнил, что забыл в номере портфель. Эрлих возвратился в гостиницу. Есенин был один. Он сидел за письменным столом и просматривал рукопись. Был спокоен. Утром его нашли повешенным.

Сергей Есенин за работой

Что именно произошло в те несколько ночных декабрьских часов, доподлинно неизвестно до сих пор.

Виктор КОЛМОГОРОВ

Гостиница «Англетер» в конце первого десятилетия ХХ века (светлое здание слева на переднем плане)

В этом году исполнилось не только 120 лет со дня рождения Сергея Есенина, но и 90 лет со дня его трагической смерти. Поэт погиб в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года. Утром 28 декабря Сергея Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер».
Как же погиб Есенин? Было ли это самоубийство или убийство? Я решил поинтересоваться у жителей и гостей Петербурга, как, по их мнению, погиб Сергей Есенин.

Лично для меня Сергей Есенин – это легенда. С детства читаю его стихи, заворожен его жизнью и творчеством.

Я не претендую на полную биографическую объективность. Мне лишь хочется понять причины, которые побудили Сергея Александровича уйти из жизни. А причин этих было немало. Поэт сам признавался:

Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.

В последние годы жизни Есенин особенно часто думал о смерти. "Меня хотят убить, – не раз говорил он своим друзьям. – Я как зверь чувствую это".
В стихах Сергей пророчески писал:

И первого меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной
За то, что песней хриплой и недужной
Мешал я спать стране родной.

Есенин и боялся смерти, и желал её. Уже в ранние годы он думал о смерти.

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель.
Синь очей утративший во мгле.
Эту жизнь прожил я словно кстати,
Заодно с другими на земле.

Когда я учился в школе, версий об убийстве поэта даже не возникало. Нам объясняли, что самоубийство Сергея Есенина вызвало целую волну самоубийств, поэтому стихи его некоторое время были запрещены.

Пой же, пой! В роковом размахе
Этих рук роковая беда.
Только знаешь, пошли их на хер...
Не умру я, мой друг, никогда.

Впервые о версии убийства стали говорить в начале перестройки. В 1987 году в Ленинграде состоялись первые массовые протесты в связи со сносом гостиницы «Англетер». Поговаривали, что власть таким образом хочет скрыть следы преступления. Сегодня сохранилась лишь мемориальная доска на здании гостиницы в память о том, что здесь погиб поэт Сергей Есенин.

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

В период перестройки появилось много брошюр о трагической кончине Есенина. В качестве причин убийства выдвигались и любовная месть, и ж-м заговор, и политический террор, и зависть братьев по перу и др. Наиболее распространёнными были версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства.

Один литератор сказал: "Писатель – это следователь по особо важным делам человечества", который пытается "осознать общие интересы землян".

Как юрист-криминолог, занимающийся изучением проблем преступности, я должен выяснить, во-первых, мотивы преступления, во-вторых, обстоятельства гибели, в-третьих, личность преступника или жертвы.
Помню, как сдавал зачёт по криминалистике и отвечал на вопрос об отличительных свойствах повешенного. У совершившего самоубийство через повешение от сдавливания шеи петлёй есть характерная странгуляционная борозда. Эта борозда имеет ярко выраженный красно-фиолетовый цвет и у покойника не исчезает.
На трупе Есенина (если судить по фотографиям) странгуляционная борозда почти не видна.

Было ли это убийство или доведение до самоубийства?

Древние римляне: ищи того, кому это выгодно.

Кто-то причину смерти видит в пьянстве и нервном расстройстве поэта.
Кто-то во всём винит многочисленные любовные связи и женщин Есенина.
Кто-то видит причину в творческом кризисе поэта.
Кто-то объясняет смерть Есенина конфликтом с власть держащими.
Кто-то видит в трагической кончине поэта проклятие рода Есениных.

Он запутался. Запутался в своих любовных и семейных узах, запутался в отношениях с властью, с друзьями и недругами.
Возможно, его и не убили. Но определённо, довели до самоубийства.

Одной из причин ранней смерти Есенина называют его самоубийственное ощущение своей исключительности, избранности и защищённости. Да, он нашёл себе покровителя в лице Троцкого. Но как-то в хмельной компании Есенин сказал: "Тошно мне, законному сыну российскому, в своем государстве пасынком быть… Россиею правит Троцкий-Бронштейн… А он не должен править".

«Поэт погиб, погиб, потому что был не сроден революции», – признал Троцкий в своей речи на могиле Есенина. – «Больше не могу, сказал побеждённый жизнью поэт».

Политика погубила поэта. Писателям лучше держаться подальше от власти и политики. Власть не перехитришь, в игре с дьяволом всегда побеждает дьявол.

Для меня очевидно, что Сергей Есенин – жертва политического режима.

Есенин любил Русь, но не принимал большевистский режим. Он открыто «крыл» большевиков. Всякий, сказавший десятую долю того, что говорил Есенин, давно был бы расстрелян.
Большевики долго пытались поэта приручить, но пришли к выводу, что Есенина приручить невозможно. Есенин был бунтарём и открыто противопоставлял себя власти. «Я намордник на себя одеть не позволю», – говорил поэт.

Как и ты – я, отовсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.

Как и ты – я всегда наготове,
И хоть слышу победный рожок,
Но отпробует вражеской крови
Мой последний смертельный прыжок.

Чтобы спасти поэта от уголовного преследования и алкогольной зависимости, в конце ноября 1925 года родственники и друзья уговорили Есенина лечь на обследование в платную психоневрологическую клинику Московского университета. О цели такого решения Есенин 26 ноября 1925 года написал своему другу Петру Чагину: "Отделаюсь от кой-каких скандалов и махну за границу. Там и мраморные львы красивей, чем наши живые медицинские собаки".
Разумеется, об этих планах знало ГПУ.

Профессор Ганнушкин, выписывая Есенина из клиники, сделал его близким грозное предупреждение: «должен обратить их внимание на то, что припадки меланхолии, ему (Есенину – НК) свойственные, могут кончиться самоубийством».

После лечения в клинике Есенин находился в неуравновешенном состоянии. Согласно выписке из психиатрической больницы, в которой лежал Есенин за месяц до своей кончины, сделанные ему там уколы довели классика серебряного века до состояния чудовищной депрессии, которую побороть он был уже не в силах.

21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград. Это было бегство от неминуемого ареста. Поэт взял с собой рукописи и хотел работать над собранием сочинений. Планов у него было много, и самоубийство в этих планах отсутствовало.

Кто-то считает, что поэт был болен манией преследования. Однако у Есенина были вполне реальные основания быть арестованным и подвергнутым суду. В это время на поэта было заведено 13 уголовных дел.

Николай Асеев вспоминал, что Есенин, «наклонясь через стол ко мне, зашептал о том, что за ним следят, что ему одному нельзя оставаться ни минуты, ну да он-де тоже не промах, – и, ударяя себя по карману, начал уверять, что у него всегда с собой «собачка», что он живым в руки не дастся и т.д.».

В Ленинграде Есенин просил друзей снять для него две-три комнаты. Но поскольку подходящего жилья не нашли, поэт остановился в гостинице «Англетер». Помог ему в этом его «друг» Георгий Устинов (негласный сотрудник ГПУ). Именно поэтому в списках постояльцев гостиницы «Англетер» фамилии Есенина и Устинова нет.
В то время гостиница «Англетер» называлась «Интернационал» и была ведомственной гостиницей ленинградского ГПУ. Комендантом был чекист Назаров.

Жена коменданта гостиницы Назарова свидетельствует, что 27 декабря в одиннадцатом часу вечера её мужа вызвали в гостиницу, сообщив, что с Есениным случилось несчастье. Прибыв в гостиницу, Назаров встретил там работников ГПУ…

Около 10 часов вечера в номер к Есенину будто бы заходил секретный сотрудник ГПУ Берман. По словам Бермана, он застал Есенина пьяным. Однако при осмотре в номере Есенина спиртного найдено не было.

Утром 28 декабря супруга Георгия Устинова пошла звать Есенина на завтрак, долго стучала в дверь, но никто не отвечал. Подошёл близкий знакомый Есенина – Вольф Эрлих. Однако и ему из номера никто не ответил. Наконец вызвали коменданта гостиницы Назарова, который открыл дверь отмычкой, но сам заходить в номер не стал.

По официальной версии, Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством. Его тело висело в петле на вертикальной трубе горячего отопления под самым потолком на высоте почти трёх метров. Для петли была использована верёвка от заграничного чемодана, подаренного Есенину Максимом Горьким. Высота потолка в номере предположительно составляла 4–5 метра, а размер опрокинутой тумбы – 1,5 метра, рост поэта – 168 см.

Первыми в номер утром 28 декабря были вызваны литераторы Рождественский и Медведев. По воспоминаниям Всеволода Рождественского, они увидели тело Есенина, лежащее на ковре. Но их заставили подписать в протоколе то, что они не видели – повешенного на трубе Сергея Есенина.
Павел Медведев и прибывший позже прозаик Михаил Борисоглебский являлись тайными агентами ГПУ.

Акт о самоубийстве был составлен участковым надзирателем 2-го отделения Ленинградской городской милиции Николаем Горбовым в присутствии управляющего гостиницей Интернационал тов.Назарова и понятых 28 декабря 1925 года. Причём никто из понятых, подписавших протокол, не видел Есенина висящим на трубе отопления. Когда их допустили в номер, труп Есенина, уже снятый с трубы, лежал на ковре. Согнутая в локте рука говорила о том, что поэт пытался освободиться от петли, силился стянуть в горла верёвку.

Вызванный санитар Дубровский вспоминал, что на полу лежала битая посуда, клочья рукописей, окурки, сгустки крови, всё было перевёрнуто.
По свидетельству присутствовавшего художника Василия Сварога, в номере были следы борьбы, разбитая и разбросанная посуда.
Однако протокол осмотра места происшествия не был составлен. Не был произведён и следственный эксперимент.

Бесследно исчезли некоторые рукописи Есенина, над которыми работал поэт; не нашли пиджак и обувь поэта, не нашли деньги, снятые Есениным со сберкнижки. Исчез и пистолет, который Есенин всегда возил с собой.
Но если у Сергея был пистолет, он ведь мог застрелиться, а не вешаться.

Труп отвезли в морг Обуховской больницы, где судебно-медицинский эксперт Гиляревский произвёл вскрытие и составил акт, в котором не указал примерное время смерти (как это делал во всех других случаях). В заключительной части акта Гиляревский написал: «На основании данных вскрытия следует заключить, что смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение….»

В акте Гиляревский указал, что зрачки и глаза Есенина в норме. Однако секретарь похоронной комиссии Павел Лукницкий в своей записи отметил, что один глаз Есенина навыкате, а другой вытек.

Кто же лгал? И главное – зачем?

Согласно общепринятой версии, поэт в состоянии депрессии (через неделю после окончания лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился).
Версия о самоубийстве поэта возникла ещё до того, как была найдена предсмертная записка, переданная следователю Вольфом Эрлихом, – стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья», написанное Есениным якобы 27 декабря своей кровью.

Вольф Эрлих (тоже секретный сотрудник ГПУ) заявил, что будто бы Есенин просил вечером 27 декабря администрацию не пускать к нему никого в номер, поскольку хотел отдохнуть. Однако комендант «Англетер» чекист Назаров об этом не упоминает в своих показаниях.

В подтверждение версии самоубийства Эрлих предоставил следователю якобы подаренное ему накануне последнее стихотворение Есенина, которое тот написал своей кровью.

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Есенин жаловался, что в номере нет чернил и он вынужден писать своей кровью. Ранее Есенин писал кровью стихи за неимением чернил – любил эффектные сцены.

Уже в наши дни эксперты установили подлинность почерка Есенина и то, что стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья» написано кровью в количестве не более 0,02 мл. Но вот принадлежность крови именно Есенину не была установлена экспертизой.

Так чьей же кровью написаны строки «до свиданья, друг мой, до свиданья…»?

Обращение «друг мой» было привычным и не относилось лично к Вольфу Эрлиху – он не был близким другом Есенина.
Есть мнение, что это стихотворение вовсе не предсмертная записка, а сочинено оно ранее на смерть друга поэта Алексея Ганина.

Кому же было выгодно распространять версию о самоубийстве Есенина?

Для поэта очень важно не только красиво прожить, но и «красиво уйти» из жизни. Самоубийство слишком банально. Хотя Есенин несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством.

29 декабря 1925 года вечерние ленинградские газеты, а на следующий день газеты всей страны сообщили о самоубийстве Сергея Есенина. Из Москвы в Ленинград выехали жена поэта Софья Толстая и муж сестры Екатерины Василий Наседкин. Они привезли тело поэта в Москву. 31 декабря тысячи людей проводили Есенина в последний путь. Поэт просил похоронить его на Ваганьковском кладбище.

Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, -
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Первый памятник Есенину на Ваганьковском кладбище в Москве был поставлен в 1955 году, спустя 30 лет после смерти поэта. Однако некоторые родственники поэта до сих пор сомневаются, что тело Есенина похоронено именно там.

«Из могилы на Ваганьковском кладбище исчез гроб поэта, – говорит Николай Браун. – Это обнаружила в 1955 году сестра Есенина Шура, когда могилу вскрыли, чтобы рядом с останками поэта похоронить его маму Татьяну Фёдоровну. В конце 80-х гг. нашёлся пожилой свидетель, шофёр ОГПУ Снегирёв, который 1 января 1926 г. принимал участие в изъятии гроба из могилы. Куда увезли гроб, он не знал».

Официальная версия самоубийства лишь дымовая завеса, скрывающая неприятную правду. Родственники Сергея Есенина убеждены, что великий поэт земли русской был убит. Так считает родной сын Сергея Есенина, правнучка и внук. В роду Есениных много тех, кто погиб страшной трагической смертью, как их великий предок.

Сразу после гибели Есенина драматург Борис Лавренёв написал, что поэт был убит. В «Красной газете» Лавренёв опубликовал статью «Казнённый дегенератами».

В 1989 году была создана Есенинская комиссия, и по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы».

Эксперименты проводились в присутствии прокурора-криминалиста Генеральной прокуратуры РФ. Криминалисты рассчитали высоту потолка и установили, что она была не более 352 см. Провели следственный эксперимент. Статист с ростом Есенина привязал верёвку на окрашенную масляной краской трубу и безуспешно пытался сдернуть с вертикали веревку. Её свободно свисающий конец выдерживал весовую нагрузку более 100 кг.

Однако есть и немало версий, утверждающих, будто Есенин был убит. Одни считают, что в 5-м номере гостиницы, где поселился поэт, его вначале жестоко избили, а уже потом в бессознательном состоянии подвесили в петлю.
Есть версия, согласно которой Есенина положили на диван, ударили рукояткой пистолета по лбу, где образовалась вмятина, затем завернули в ковер, пытались вытащить на балкон, чтобы спустить вниз и вывезти.

Отставной полковник МВД Эдуард Хлысталов в книге «Как убили Сергея Есенина» пишет, что привязать веревку на вертикально стоящую трубу невозможно: под весом тела она обязательно соскользнёт вниз. В подтверждение своих слов он вспоминает эксперимент, проведённый студентами Литературного института в «Англетере», когда гостиница была ещё цела: привязанная к вертикальной трубе верёвка рывком руки сдергивалась вниз.

Больше всего версий породила запись в акте судебно-медицинского эксперта. «На середине лба… вдавленная борозда длиной 4 см и шириной 1,5 см». Сам Гиляревский объяснял её перепадом давления в черепе во время удушения.
Сторонники же теории убийства трактовали вдавление как удар рукояткой пистолета, утюгом, тупым тяжелым предметом «со страшной силой».

Петербургский писатель Виктор Кузнецов опубликовал книгу "Тайна гибели Сергея Есенина". В.Кузнецов считает: «По приезде в Ленинград его (Есенина – Н.К.) по негласному распоряжению Троцкого арестовали. И предположительно держали в доме N8/23 по проспекту Майорова, где допрашивали четыре дня. Смысл допросов заключался в том, что Есенина хотели завербовать в качестве секретного сотрудника ГПУ. Не думаю, что Троцкий давал приказ убить поэта, но так уж случилось...»

Скорее всего, убийство не входило в платы чекистов. Есенина хотели просто «купить», предложив стать осведомителем в обмен на избавление от уголовного преследования. Такая вербовка «сексотов» обычная практика; у сотрудников органов существует даже «план вербовки».

По делу №89 о гибели Сергея Есенина дознаватели работали 26 дней и в результате дело закрыли. Как это бывает и почему, я хорошо знаю по личному опыту. Достаточно одного звонка «сверху», чтобы дело тебе «сшили» или, наоборот, закрыли за отсутствием состава преступления.

Мне говорят: «не надо конспирологии». Но как быть, если материалы дела Сергея Есенина до сих пор под грифом «секретно». Архивы обещают открыть только через 10 лет – в 2025 году.

Кому же выгодно сохранять секретность?
Неужели скрываемая правда так страшна, что может скомпрометировать даже нынешних чекистов?

В 1997 году на аукционе были выставлены на продажу посмертная маска Есенина и четыре фотографии, сделанные в день гибели поэта. Кто-то явно стремится скрыть следы преступления, уничтожить последние сохранившиеся улики.

Все, кто имел отношение к смерти Есенина, либо расстреляны, либо исчезли, либо покончили жизнь самоубийством. «Друг» поэта Георгий Устинов повесился в 1932 году. Александр Тарасов-Родионов покончил с собой. Писатель Вольф Эрлих, следователь Николай Горбов были арестованы и расстреляны в 30-е годы. Комендант «Англетер» чекист Назаров выбросился из окна (или, скорее всего, его выбросили).

Чтобы установить истину, надо требовать пересмотра дела Есенина по вновь открывшимся обстоятельствам. Необходимо возбудить уголовное дело для эксгумации тела поэта и проведения экспертизы.

Представьте, если докажут, что Есенина убили, что стихотворение «до свиданья, друг мой, до свиданья,…» написано не его кровью и не за день до смерти, что похоронен Есенин не на Ваганьковском кладбище, и что приказ о его убийстве с последующей инсценировкой самоубийства отдавал один из руководителей партии и государства …

Если выяснится, что так называемые «друзья» Есенина были осведомителями ЧК и что они умышленно довели его до самоубийства, или непосредственно совершили убийство, изменится отношение не только к классику русской литературы, но и к российской власти.

Поэты в России долго не живут. Ни в одной стране с такой жестокостью не уничтожают своих гениев. Пушкина – убили, Лермонтова – убили, Грибоедова – убили, Николая Гумилёва убили, Николая Клюева убили, Осипа Мандельштама убили …

Полностью данную статью со всеми видеороликами можно прочитать в моём блоге

А по Вашему мнению, как погиб Есенин?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Рейтинг: / 2
Просмотров: 13513

Светлана Лучкина

ПЯТЫЙ УГОЛ ПЯТОГО НОМЕРА

«Войдя в комнату, я увидел граж. Есенина,
висевшего в переднем правом углу на веревке,
привязанной к входящей (написано поверх слова ВЫХОДЯЩЕЙ)
трубе центрального отопления...»

Из протокола опроса управляющего гостиницей ИНТЕРНАЦИОНАЛ
(бывш. АНГЛЕТЕР)
Василия Назарова

Декорации поставлены. Занавес, товарищи!

В Музее-заповеднике села Константиново, в Есенинском музее в Москве, во многих книгах и статьях о С.А. Есенине можно увидеть фотографию номера 5 гостиницы «Интернационал» (бывш. АНГЛЕТЕР), изображающую место происшествия, зафиксированное фотохудожником Моисеем Наппельбаумом 28 декабря 1925 года.


Перед нами мизансцена, которая по замыслу её постановщиков, символизирует полный хаос в номере. По воспоминаниям очевидцев, в номере было всё перевернуто вверх дном! Чемоданы открыты, вещи вывернуты на пол, рукописи разбросаны в полном беспорядке, на полу - мусор, окурки, обрывки бумаги, кровь. Но на фотографии Наппельбаума инсценирована умеренная степень хаоса (видимо, чтобы не сильно волновать зрителя): упавшая за столом тумба, канделябр на полу, зимнее пальто Сергея Александровича на стуле и шапка, брошенная на стол - вот и весь «погром».
Странная фотография. Сосредоточимся на следующем факте: перед нами правый угол номера . Мы видим трубы центрального отопления в правом углу и окно слева, задернутое тяжелыми вельветовыми шторами.
Именно от этих труб, по заключению Комиссии по расследованию обстоятельств гибели С.А. Есенина, образовалась глубокая рана на лбу поэта. Давление и ожог - таков вердикт специалистов Комиссии, выяснявшей обстоятельства гибели поэта с 1991 по 1993 год. Возможно, нам не потребуется три долгих года для выводов, если мы внимательно вглядимся в одну из немногих посмертных фотографий поэта - укрупненный снимок головы, сделанный в пятом номере «Англетера» кремлевским «королем ретуши» - Моисеем Соломоновичем Наппельбаумом.
Мы видим, что рана в лобной области имеет четко выраженное направление справа налево вверх :

Важно, что след от трубы одинарный, несмотря на то, что труб было две. Значит, труп висел таким образом, что лицо соприкасалось только с ОДНОЙ трубой. Возможно ли такое?.. Только в том случае, если тело висит ближе к окну. Только там есть место для того, чтобы вплотную прикоснуться к одной трубе и не задеть вторую. Смоделируем эту ситуацию:

Заметьте, снимать мертвого поэта вызвали не фотографа-криминалиста из ближайшего отделения милиции, а известного советского портретиста, известного не только своими фотографиями, но оригинальной манерой и концепцией съемки, присущей только ему. По каким-то причинам в номере «Англетера» больше понадобилась сила искусства, чем сила закона.
Обратите внимание, что на рисунке руки не висят вдоль тела. Это не ошибка. В документах официального «Дела о самоубийстве С.А. Есенина» сказано (дословно) : «труп одной рукой захватился за трубу».
При подобном расположении тела - между окном и углом - вдавленная борозда хотя бы теоретически могла располагаться «правильным образом», при условии, что голова поэта была сильно склонена к правому плечу. Оговорка «хотя бы теоретически» вызвана тем, что практическое исполнение суицида под потолком, на веревке без мертвой петли, привязанной к гладкой вертикальной трубе на высоте 3,2 м, а также получение в ходе всего процесса страшных повреждений лица, рук и тела - не кажется возможным обычному здравомыслящему человеку. А если упомянуть еще и о том, что левый глаз Есенина вытек (Причина травмы неизвестна. О вытекшем глазе сохранилось документальное свидетельство официального руководителя Комиссией похорон С.А. Есенина - Павла Лукницкого. Дневники П.Н. Лукницкого хранятся в известных частных коллекциях. По сей день живы свидетели личных бесед и рассказов П.Н. Лукницкого о ранах Есенине и в том числе о вытекшем левом глазе.) , что на предплечье правой руки была глубокая рваная рана и что этой рукой «повесившийся» поэт держался за вертикальную трубу, на которой висел (О том, что тело поэта было обнаружено в столь нехарактерной для «висельников» позе - с поднятой рукой, крепко держащейся за трубу, - свидетельствует официальный документ следствия: акт участкового надзирателя Н. Горбова. Скорее всего, этим «захватом трубы» официальная версия объясняет инстинктивный предсмертный жест поэта, пытающегося освободиться от смертельной удавки, накинутой убийцами.) - то веры в такое самоубийство хватит не у многих людей. Тем не менее, допустим, что теоретически возможно подобное положение тела… Запомним это.

Пятый номер из семейного архива

Перебирая фотографии семейного архива, Светлана Петровна Есенина, племянница С.А. Есенина, нашла фотоснимок М. Наппельбаума, обладающий небольшим, но принципиальным отличием от своих растиражированных копий. Фотография была зеркальным отражением привычной «правосторонней» обстановки, то есть все предметы и вещи были теми же, однако, изображаемый угол с трубами был не правым, а левым. Обратная сторона снимка гласила о том, что он был подарен в 1966 году младшей сестре поэта Александре Александровне Есениной.

Найденный фотодокумент точным образом совпал с воспоминаниями Светланы Петровны Есениной. В 1955 году она была в этом номере вместе со своей мамой Александрой Александровной и известным литературоведом, руководителем научной Есенинской группы ИМЛИ им. Горького Юрием Львовичем Прокушевым.

«Я прекрасно помню, - рассказывает Светлана Петровна, - что трубы центрального отопления были с левой стороны, то есть в левом углу комнаты. Запомнилось это потому, что мама стояла перед этим углом и плакала…»

Попытаемся пристальнее вглядеться в оба варианта для того, чтобы понять, где реальное изображение печально известного номера, а где его зеркальная копия. Сейчас, когда о старом «Англетере» остались одни воспоминания, эта фотография 83-летней давности - уникальное свидетельство об обстановке комнаты, ставшей последней точкой в фактической биографии великого русского поэта Сергея Есенина. Итак, какой угол хранил в себе тайну гибели поэта: правый или левый?..

Задачка для студентов, или зачем поэту женское пальто?..

Первое открытие последовало моментально! При детальном изучении фотографии М. Наппельбаума от 28 декабря 1925 года обнаруживаем удивительную вещь:

Зимнее пальто Сергея Александровича, которое мы не раз встречаем на прижизненных фотографиях поэта, на снимке М. Наппельбаума от 28 декабря 1925 года, имеет пуговицы, пришитые на… «женскую» сторону!

На увеличенном фрагменте мы явственно видим, что пуговицы расположены на левой поле. Абсурдно предполагать, что Сергей Александрович носил женское пальто! Приходит в голову единственный контраргумент: пальто могло быть двубортным. Проверим эту версию.
И все равно женское!
Увеличение фрагмента позволяет явственно разглядеть ранку − петлю для внутренней пуговицы − на левой поле в 2-х см от края.

Что это значит?..
Проконсультировавшись со специалистами по пошиву верхней одежды, мы узнали: петля у края, действительно, функциональна: она выполняет роль внутреннего фиксатора полы, поскольку пола, оказывающаяся внутри, может «съезжать вниз», собираться, принося тем самым неудобство владельцу. Таким образом, на пальто делали эти внутренние петли, для женщин − на левой поле, для мужчин − на правой.
Как ни крути - несоответствие остается: есенинское пальто на фотографии Наппельбаума застегивается «по женскому принципу». Достаточно сравнить пальто поэта с современным женским двубортным плащом. Идентичность расположения пуговиц и ранок, что называется, налицо.

Cпециалист по судебной фотографии, к которому мы обратились с просьбой прокомментировать наши находки, поколдовав с лупой над снимком, сказал, что подобные фотографии в криминалистике принято называть «хрестоматийными».

От перемены мест слагаемых сумма вдруг… разрушилась!

Итак, никуда не деться от вывода: фотография Пятого номера, висящая в музеях страны, - это всего лишь зеркальный перевертыш.
Как следует относиться к данному факту?.. Как в невинной ошибке, которую мог допустить любой нерадивый лаборант, помогавший мастеру в работе? Или как к умышленному действию, вплетенному в цепь событий, подгоняемых под заданную версию?.. Один из известных московских фотографов в ответ на наш вопрос о перевернутости снимка говорит: «Да знаете, сколько таких случаев?.. Один раз перевернули и пошло-поехало!.. В этом нет криминала, всего лишь перепутали!..»
И мы были бы готовы с ним согласиться, если бы вместе с пальто, столом, шкафом и канделябром своё расположение не поменял угол с трубами центрального отопления. Теми самыми трубами, которые якобы стали причиной этой страшной травмы - вдавленной борозды на лбу поэта, косо восходящей справа налево. Ведь если самоубийство С.А. Есенина состоялось в левом углу номера, то направление раны никак не может идти справа налево! При повешении в левом углу след ожога (по офиц. версии) на лбу может совпасть по форме и направлению с трубой только в том случае, если голова поэта оказалась между трубами и стеной, то есть в узкой щёлке расстоянием 2-5 см! Точно так, как показано на рисунке 2:

Стоит ли комментировать реальность выполнения такого трюка?!.. Не очевидна ли не только абсурдность, но и невозможность такого положения чисто с физической точки зрения?..
Судебные медики и криминалисты говорят, что в практике бывает всякое... Но можно ли просунуть голову в двухсантиметровый зазор между стеной и трубой (?!), предварительно приладив веревку на вертикальной (!!!) трубе под самым потолком. Выбрав такой нетривиальный способ суицида, поэт даже не стал затягивать веревку мертвой петлей, а просто обмотал ее вокруг шеи, как шарф… Создается объективное впечатление, что «допуски вероятности» у сторонников самоубийства поэта практически не знают границ! Тенденциозно рассматривая любые вновь открывающиеся факты, махая рукой и закрывая глаза на десятки серьезных оснований для исследования, мы все неумолимо отдаляемся от того «торжества закона и прав человека», которые декларирует сегодня наше государство.
Факты − упрямая вещь. Левый угол и самоповешение оказались несовместимы! Версия с давлением и ожогом рассыпается. Вот каков неожиданный смысл перевернутой фотографии!..

Правые и левые. Сторонники версий вчера и сегодня

Судя по дошедшим до нас документам, воспоминаниям и свидетельствам, очевидцы и участники событий 1925-26 года прекрасно понимали смысловую и тактическую нагрузку правых и левых углов в этой истории.
Первое видимое исправление мы находим в документе, который был составлен в день «официального обнаружения» тела С.А. Есенина - 28 декабря 1926 года. Это Протокол опроса управляющего гостиницей «Интернационал» Василия Назарова.

Хотя 29-летний управляющий одной из крупнейших гостиницей Ленинграда тов. Назаров и обладал «нисшим», по своему признанию, образованием, но, все же в разводке труб соображал и поспешил исправиться, когда первоначально указал, что гражданин Есенин висел на «выходящей трубе центрального отопления». В приведенном ниже фрагменте показаний Василия Назарова видно, что слово «входящей» написано поверх слова «выходящей», что говорит о старании «очевидца» не противоречить утвержденному кем-то сценарию.
Интересно заметить, что в акте участкового надзирателя Николая Горбова, который собственно является основным документом следствия, ни слова об углах не сказано. Кроме того, что он увидел в номере «мужчину, повесившегося на трубе центрального отопления», тов. Горбов ничего особо полезного не сообщил.
По городу, стране, а позже и за рубежом ползли слухи о смерти поэта, и они нашли свое отражение в воспоминаниях известного писателя Георгия Иванова, который, кстати говоря, слышал версию «левого угла»:

«Рассказали о том, что, судя по всему, Есенин поставил в левом переднем углу стол, на него столик, стул, дотянулся до изгиба до потолка у тонкой трубы отопления, зацепил за нее веревку от чемодана и в решительную минуту оттолкнул из-под ног установленную им опору».

Писатели, друзья и близкие в основной своей массе не видели реальных, незамаскированных ран на лице и теле поэта. На публичной панихиде в Москве люди прощались с поэтом, лицо которого реконструировали опытнейшие медики того времени. Достаточно посмотреть на снимок, чтобы оценить мастерство московских специалистов. Известны свидетельства очевидцев о «прекрасном румяном юноше» в гробу. Сравним фотографии с панихиды в Ленинграде и Москве.

Фото №1. Прощание с поэтом в Ленинграде.

Фото №2. Похороны. Москва.

Московские мастера превзошли не только своих питерских коллег, но и, кажется, самих себя!.. В румяном юноше с античными чертами лица близкие и друзья не узнали своего Сергея.

Но, несмотря на все старания властей, весть об убийстве Есенина передавалась из уст в уста по всей России.
В наши дни немного осталось людей, которые были в «комнате №5» и помнят, в каком углу были трубы в тогдашнем «Англетере». Обратившись к статьям и материалам главного есениноведа советских времен Ю.Л. Прокушева, не раз посещавшего «есенинский номер», понимаем, что он, без всякого сомнения, также понимал стратегическую важность «правосторонней версии». Отнюдь не случайно в его воспоминаниях находится место деталям, казалось бы, малозначительным с точки зрения непосвященного читателя:

«18 мая 1966 года. Поднимаемся на второй этаж. Идем к номеру Есенина. Александра Александровна и Екатерина Александровна здесь в первый раз. Входим в комнату. <…> Два окна номера глядят на площадь и Исаакиевский собор. <…> Войдя в номер, Екатерина Александровна, как-то очень быстро сразу подошла к правому окну, долго вместе с Александрой Александровной стояла, молча разглядывая собор…»

Главная неточность касается состава гостей Пятого номера. В мае 1966 года Юрий Львович мог посещать номер вместе с Екатериной Александровной, но младшей сестры поэта при этом не было. Александра Александровна была в «Англетере» в 1960 году, вместе с дочерью Светланой и самим Ю.Л. Прокушевым. Но не на правую сторону номера смотрела она тогда, а на левый угол с вертикально уходящими в потолок трубами центрального отопления. Соответственно, сцена молчаливого созерцания Исаакия из правого окна, если и имела место быть, то не как описано выше.
Однозначно судить о перевернутости фотографии, сделанной М. Наппельбаумом 28 декабря 1925 года, мог бы позволить анализ непосредственно оригинального негатива. Обратившись в Государственный литературный музей (ГЛМ), где постоянно хранился данный негатив, мы получили возможность прикоснуться к первоисточнику. Однако, авторитетное заключение фотографа, которому были переданы материалы на экспертизу, оказалось, мягко говоря, неожиданным…
Бережно хранимая в крупнейшем историческом и литературном архиве страны стеклянная пластинка оказалась качественной пересъемкой бумажной фотографии с изображением правого угла! А где же оригинал?! Уничтожен?.. Хранится в архивах с иной степенью секретности?.. Погряз в частных коллекциях, не менее недоступных?.. Ответа, к сожалению, нет. Но все музеи страны, книги, статьи и научные работы продолжают ссылаться на хранилище ГЛМ как на единственный «адрес проживания» негатива М. Наппельбаума с единственным официальным изображением места гибели С.А. Есенина. Невольно приходит мысль, что если негативы такого исторического масштаба заменяются сомнительными копиями и бесследно исчезают, значит, это кому-нибудь нужно.

Публичный взрыв как лучшая секретность!

Как ни страшно это осознавать, но сейчас мы лишены возможности придти в комнату, где останавливался Есенин, и своими глазами посмотреть, с какой стороны идут трубы отопления в Пятом номере «Англетера».
В 1987 году «Англетер» стал грудой камней и облаком бетонной пыли. Руинами и обломками стали те трубы, те стены и тот пол, по которому не единожды ступала нога великого русского поэта.
Сотрудники вновь возведенного здания, хотя и привыкли к расспросам туристов о Есенине, но помочь достоверной информацией не могут. По их словам, гостиница внутренне преобразована таким образом, что даже этажа, на котором находился злополучный номер, более не существует. И только постояльцы говорят, что в англетеровских коридорах до сих пор жутко!
Но народную память и любовь невозможно разрушить взрывами мемориальных мест и подлогами оригиналов документов. Простой снимок от 28 декабря 1925 года возвращает нас к вопросу, двусмысленно сформулированному на мемориальной табличке «Англетера»: каким образом «трагически оборвалась жизнь великого русского поэта С.А. Есенина»?
Ответа нет до сих пор. Но есть люди, в чьих силах пролить свет на тайну гибели Сергея Есенина. Именно к ним - государственным мужам, ученым-медикам, юристам, работникам Генпрокуратуры - обращены сейчас надежды семьи Есенина - его родных и близких. Борьба, которую они ведут уже более десяти лет, нацелена только на одно - снятие клейма самоубийцы с имени человека, чьего греха в собственной смерти нет. Установление долгожданной истины - необходимость не только для близких Сергея Александровича! Это нужно, прежде всего, для всех нас, для всего российского общества! Мы не должны убивать своих поэтов. Убивать тем, что оказываемся согласными со всем тем бредом, который предлагается нам в качестве официальной версии.

Любовь к Есенину огромна.

Неужели государству так сложно проявить, наконец, истинное уважение к памяти великого поэта и признать смерть насильственной?!

История жизни и смерти Сергея Есенина еще совсем не закончена, и мы рассчитываем вернуться к ней в следующих публикациях.

Спустя больше 70 лет, уже после развала СССР, многие ученые, историки и просто не равнодушные к творчеству поэта люди начали всерьез говорить о возможном убийстве поэта. Быть может спустя столько времени им удалось открыть тайну его гибели?

В 1925 году, когда тело Есенина было найдено, объявили, что поэт совершил самоубийство. Десятилетиями советские правоохранительные органы всеми возможными методами пытались сокрыть правду об обстоятельствах дела, не позволяя даже собственным сотрудникам усомниться в правдивости официальной версии. Лишь с относительно недавнего времени в руки исследователей и историков начала поступать различная информация и факты, которые пошатнули незыблемость официальной версии самоубийства и заставили всерьез говорить об убийстве Есенина . Но, не беря во внимание все существующие материалы, доказывающие версию об умышленном убийстве поэта, государственные служащие все также продолжают оказывать сопротивление проведению объективного и тщательного расследования, оценке обстоятельств, при которых он погиб.

Детали убийства Есенина

Тело поэта Сергея Есенина было найдено подвешенным за трубу в одном из номеров гостиницы «Англетер» в Петербурге 28 .12.1925. Тысячи людей были шокированы сообщением о его смерти. Многие знакомые поэта не были удивлены такому финалу жизни Есенина, так как у него было множество недоброжелателей. Самоубийство поэта приняли в круге литераторов, так как они были уверены – его довели до этого поступка представители советской власти. Но даже в то время нашлись люди, которые не приняли официальную версию и предполагали, что на самом деле Есенина убили.

Есенинский «фан-клуб»:
Есенин С.А. Есенин, М.З. Перетц, Л.И. Кашина, Е.Е. Кондратьева, Г.Л. Бальмонт, Г.А. Кожевников.
1918 г., октябрь, Москва

Первая информация о случившемся появилась 29.12.1925 на страницах ленинградских газет, а уже на следующий день новость о том, что в одном из номеров «Англетера» известный поэт Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством, облетела всю Россию. Так называемые «друзья» поэта, его товарищи и знакомые один за другим начали публиковать собственные воспоминания о дружбе с Есениным и его характере: о пьянках, хулиганствах и бесчисленных женщинах, которые его окружали. Многие критики тот час начали находить подтверждение его отчаявшегося состояния в стихах поэта, разглядев в них разочарованность в жизни, серьезные отклонения в психике. Газетчики опубликовали так называемое предсмертное письмо Есенина , которое он, по версии журналистов, написал кровью в номере гостиницы перед собственной смертью. Через некоторое время выяснилось, что стихотворение появилось только в газетах, а в расчет следствия не бралось. Во время встречи газетчиков с матерью поэта удалось выяснить, что письмо было написано за пару месяцев до смерти поэта и адресовалось другу Есенина – Алексею Ганину (который в те дни находился под арестом, и позже был казнен в тюрьме). Мать поэта Татьяна Федоровна также призналась, что уверена в том, что Сергея убили «нехорошие люди». Но все последующие годы это стихотворение преподносилось газетчиками как неопровержимое доказательство самоубийства Есенина .

Одна из фотографий мертвого Есенина в номере «Англетера»

Но истинные литераторы, усомнившиеся в официальной версии, начали проводить независимые расследования. Позже вся эта информация и результаты изысканий были опубликованы в журналах и газетах, но так и не были проанализированы специалистами по подчеркам с целью подтвердить авторство документов теми лицами, которые под ними подписались. Большинство же документов до нашего времени хранятся в архивах под грифом «секретно» и их изучение является невозможным.

Ошибки следствия или намеренное прикрытие преступления?

У многих историков и независимых следователей вызывает сомнение качество проводимых следственных действий по делу Есенина . Скорость, с которой провели расследование, впечатляла – правоохранители провели несколько допросов, составили пару актов и протоколов. На этом все следственные действия завершились. Удивляет, что в деле не было протокола, в котором должно было быть описание места происшествия, также правоохранители не провели следственного эксперимента. Уже через месяц следствие прекратилось, а толщина папки дела о Есенине не увеличилась ни на одну новую страницу и не пополнилась новым документом.

Огромную лепту в дело о расследовании обстоятельств смерти Есенина внес Виктор Кузнецов, член союза писателей РФ, доцент Академии культуры в Санкт-Петербурге. В своих трудах автор не раз высказывал свое мнение о том, что поэта на самом деле убили. Он считал, что на самом деле нет ни одного доказательства тому, что Есенин совершил самоубийство, зато фактов, которые говорят о том, что его убили – множество.

По мнению Кузнецова, в тот день, когда Сергей Есенин прибыл в Ленинград, чекист Блюмкин, отлично знавший поэта и вхожий в круги литературной верхушки, пригласил Есенина в гостиницу, чтобы отпраздновать встречу товарищей. Но поэт так самостоятельно и не переступил порог гостиницы. В документах о посетителях «Англетера» в ту ночь информации о поэте найдено не было. После общения с работавшими в ту ночь сотрудниками заведения также было установлено, что Есенина в здании гостиницы никто не встречал. Известно, что поэт, в силу своего характера, был человеком очень общительным и с «приметным» поведением, поэтому кажется маловероятным, что все сотрудники отеля не заметили его присутствия. И это натолкнуло Кузнецова на поиски ответа в другом месте. Та версия, которую он озвучивает в своих трудах, рассказывает читателям совершенно другую историю убийства. По приезду в Ленинград поэта Есенина арестовали по устному распоряжению Льва Троцкого. Четыре дня поэта допрашивали в доме №8/23 по проспекту Майорова. Чекисты намеревались сделать Сергея Есенина секретным сотрудником Главного политуправления. Очень сомнительно, что Троцкий приказал убить поэта, скорее всего убийство произошло по неосторожности во время проведения допросов. Сразу после убийства Блюмкин позвонил Троцкому, который дал указания все подготовить и ожидать, что уже завтра в газетах появится сообщение о психически неуравновешенном, упадническом поэте, которые покончил свою жизнь самоубийством. И именно так все произошло.

Яков Блюмкин

В своей книге Кузнецов также высказывает предположение о том, что «режиссером» псевдосамоубийства Есенина стал кинорежиссер П. П. Петров (Макаревич). Он, дождавшись пока чекисты перенесли подвальными ходами тело мертвого Есенина из здания тюрьмы Главного политического управления в «5» номер гостиницы «Англетер», открыл его для осмотра. Сам режиссер доверился ГПУшникам и не проверил – как они подготовили комнату для инсценировки. В результате таких несогласованных действий, у чекистов вышло много промахов: веревка была обвита вокруг шеи всего полтора раза, а петля на ней отсутствовала вовсе. Также после увиденного многим стало непонятно, как Есенин весь в крови с порезанными руками смог соорудить такой постамент на столе, забраться на него, еще и после этого повеситься. Из номера исчез пиджак погибшего, но больше всего в будущем исследователей насторожил огромный выдавленный тяжелым предметом след на лице поэта – официальное следствие утверждало, что это – обыкновенный ожог.

На этих фотографиях на лице Есенина видны следы серьезных травм

О странной ране на лице Есенина писал и известный в то время врач И. Оксенов. О тяжелом повреждении также вспоминал в своей книге П. Лукницкий.