Возрастной и социально-психологический портрет современного студента образовательного процесса вуза. Реферат: Социальный портрет современного российского студента Список использованной литературы

1

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как
Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон,
В.Т. Лисовский, 3.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.) .

По результатам опроса студентов: Современные студенты предпочитают Интернет с огромным количеством сайтов, которые им нужны не только для развлечения, но и для учёбы. В среднем в сети «зависают» на 2-5 часов, а многие и не отключают его вовсе. Наибольшей популярностью пользуются электронные странички «Одноклассники» и
«В контакте». Любят проводить весело время, приходят на занятия вечно сонными и голодными. Они считают, что студент живет от сессии до сессии, также он должен успевать везде и всюду, так описали современного студента 72% опрошенных. А 38% считают, что современный студент должен стремиться к новым знаниям и быть отзывчивым, помогать сокурсникам, целеустремлённым, общительным, активно участвовать в жизни своего университета, и, конечно же, вести здоровый образ жизни.

По результатам опроса преподавателей университета: По-мнению преподавателей современный студент, разносторонний, инициативный, самокритичный, активный, азартный, энергичный, всегда в движении и в поисках приключений, трудолюбивый, и старательный. А так же у них много амбиций, чем знаний, смелые и рискованные, умеют «доставать» материалы из Интернета, которые остаются только на бумаге, но не в их головах. Если бы не лень, современные студенты, были бы идеальными учениками наших преподавателей, которые вкладывают в студентов не только свои знания, но и любовь к предмету.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000.- №3. - С.1006-1007.

2. Карпенко М., Кибакин М., Лапшов В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Высшее образование в России - 2000. - №3. - С.99-1005.

Библиографическая ссылка

Таловская Н.А., Самигуллина Г.Ю. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 3. – С. 47-48;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=420 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Подобные документы

    Анализ социально-экономического положения и психологических характеристик студентов в России. Важность изучения профессиональных ориентаций студентов. Распределение установок профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики у студентов.

    реферат , добавлен 06.05.2015

    Классификация мотивов учебной деятельности студентов, мотивы получения диплома и межличностного общения, профессионально-познавательный мотив. Характеристика современного студента и наиболее типичные черты его социального портрета по данным опросов.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Понятие личности. Формирование социально-значимых качеств личности студента. Трактовка термина "профессионально-значимые качества". Социальный портрет студента на примере Сосновского филиала "Сибирского профессионально-педагогического колледжа".

    реферат , добавлен 15.12.2013

    Выявление степени удовлетворенности студентов качеством предоставляемых образовательных услуг. Основные причины возникновения трудностей и проблем в процессе учебной деятельности студентов. Проведение индивидуального анкетного социологического опроса.

    реферат , добавлен 18.03.2015

    Рейтинг значимых ценностей молодежи. Социально-психологическое исследование ценностных ориентаций студента. Опрос на тему: "Какие же они, современные студенты? Каковы их ценностные ориентиры?". Анализ и интерпретация результатов. Взгляды студентов на мир.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2017

    Библиотека как социальный институт и её функции. Использование библиотечных ресурсов в учебном процессе. Анализ динамики спроса студентов на них. Изменение статуса и деятельности научной библиотеки вследствие использования новых информационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2015

    Этический и профессиональный кодекс социального педагога. Профессиональное становление социального педагога и его этапы. Значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога. Готовность студентов к социальной работе.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2007

    Исследование проблемы сужения жизненного пространства студентов-пользователей виртуальным миром интернет. Изучение мнения студентов о возможностях интернета, предпочтениях, его значимости в повседневной жизни. Особенности современного пользователя сети.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2010

    Место и роль деятельности социального работника в жизнедеятельности общества, группы и человека. Общие сведения о предприятии. Цель и структура Центра. Перечень социально-правовых услуг, предоставляемых учреждением. Психологический портрет личности.

    отчет по практике , добавлен 27.09.2014

    Роль музыки в жизни современного студента. Наиболее популярный музыкальные стили в студенческой среде. Выявление закономерности между предпочтениями стилей в музыке на разных жизненных этапах среди студентов методом фокус-группового исследования.

Козловская Ю.П.,

Белорусский государственный экономический университет,

Республика Беларусь, г. Минск

Учебная деятельность в высшей школе – это деятельность по самоизменению, её продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе её выполнения в самом субъекте. Эти изменения составляют: изменения в уровне знаний, умений, навыков, сформированности отдельных сторон учебной деятельности в высшей школе, в умственных операциях, особенностях личности, то есть в уровне общего и умственного развития. Учебная деятельность в высшей школе сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и трудовая, учебная деятельность характеризуется целями и мотивами. Абитуриент, поступивший в высшую школу должен знать, что делать, зачем делать, как делать, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя.

По итогам исследований психологических особенностей мотивации учебной деятельности, самоактуализации, коммуникативной сферы, системы самоуправления, ценностных установок в системе межличностных отношений и влияния волевого самоконтроля на успеваемость у студентов первого-второго курсов разных факультетов в УО «Белорусский государственный экономический университет», был составлен психологический портрет современного студента.

Анализ мотивов учебной деятельности, социальных установок студентов на этапе их профессиональной подготовки в БГЭУ показал, что студенты, доминирующей мотивацией учебной деятельности которых является получение знаний (53%), как правило, важнейшей ценностью в своей жизни считают свободу и ориентируются на неё. Они всегда имеют своё мнение и свободно его высказывают, отстаивая свою позицию. При совершении поступков у них наблюдается проявление самостоятельности и индивидуальности.

Студенты, доминирующей мотивацией учебной деятельности которых является получение диплома (42%), как правило, ориентированы на альтруизм, свободу, труд, процесс деятельности. Это студенты, которым в большей степени нравиться процесс учебной деятельности. Они менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть. Студенты этой группы все свое время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, каникул. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то другие занятия. Доминация альтруистических ценностей позволяет сделать вывод о том, что юноши и девушки этой группы часто безвозмездно помогая другим решать их проблемы, действуют в ущерб себе. Они отличаются от других высоким уровнем социальной и гражданской зрелости, независимостью в совершении поступков и выражении мыслей.

Среди студентов, доминирующей мотивацией учебной деятельности которых является овладение профессией (5%), не было отдано предпочтение той или иной изучаемой социальной установке и жизненной позиции. Среди этих студентов есть как ориентирующиеся на альтруизм, труд, свободу, процесс деятельности, достижения успеха, так и те, которые ориентируются на эгоизм, деньги, власть, результат деятельности и избежание неудач.

В процессе учебной деятельности преподавателю для развития мотивации учения и овладения профессией необходимо использовать активные методы обучения, организовывать межвузовские обмены между студентами, встречи со специалистами, достигшими успеха в профессии, формировать и развивать профессиональную компетенцию, проводить ознакомительную практику на ранних этапах обучения в высшей школе. Курс «Введение в специальность» читать с привлечением психолога, специалиста и студента- выпускника. Такой подход обеспечит всестороннее ознакомление с особенностями типичных ситуаций, возникающих в будущей профессиональной деятельности, трудностями, с которыми предстоит столкнуться будущим молодым специалистам.

Анализ уровня развития самоактуализации у студентов в БГЭУ показал, что современный студент высоко ценит себя, нравится сам себе, причем при условии, что для этого есть объективные основания, обладает способностью осмысленно связывать противоречивые жизненные явления, придерживается тех идеалов, ценностей, по которым живут самоактуализирующиеся личности.

Однако современным молодым необходимо развивать у себя стремления к приобретению знаний об окружающем мире, способность открыто проявлять свои чувства и эмоции в поведении. Им следует научиться правильно ориентироваться во времени, рассматривая его в единстве прошлого настоящего и будущего, не откладывать жизнь на завтра, не увязать в прошлом, а жить в настоящем, воспринимая его, однако, в единстве с прошлым и будущим. Учиться связывать свои цели с текущей деятельностью и учитывать свой прошлый опыт и его влияние на поведение.

Для повышения уровня социального интеллекта студентов БГЭУ необходимо включать в учебный процесс упражнения на развития познавательных способностей (память, восприятие, внимание, мышление, воображение). Проводить психологические тренинги на развитие эмоциональной сферы личности и ориентации во времени.

Исследуя коммуникативную сферу современных студентов, мы пришли к выводу, что студентам с низким уровнем потребности в общении свойственен очень высокий уровень организаторских склонностей, стремление к цели и продуктивной работе, низкий уровень коммуникативных склонностей (46%). Студенты со средним уровнем потребности в общении обладают низким уровнем организаторских (40%) и коммуникативных (50%) склонностей.

Современный студент предпочитает благоразумный стиль в общении, доброжелательно относится к деловой критике, критически относятся к высказываниям других людей. Однако ему необходимо избегать поспешных выводов, не заострять внимание на манере говорить, не притворяться, не искать скрытый смысл в словах собеседника .

Для развития коммуникативных навыков и умений у студентов следует в учебном процессе использовать следующие активные методы обучения, способствующие установлению диалога или обратной связи между студентом и преподавателем, между студентами: 1) лекция-беседа; 2) лекция-дискуссия, лекция с интенсивной обратной связью; 3) лекция с применением элементов «мозгового штурма»; 4) лекция с разбором микроситуаций; 5) лекция-консультация, групповая консультация; 6) пресс – конференция.

Формирование умений и навыков целесообразнее реализовывать путем: 1) анализа и обсуждения конкретных ситуаций; 2) решения ситуационных (производственных) задач; 3) рассмотрения конфликтов, событий; 4) разбора деловой документации; 5) разыгрывание ролей; 6) деловых имитационных игр; 7) игрового проектирования .

На начальном этапе профессиональной подготовки в высшей школе необходимо выявлять уровень развитии коммуникативных навыков и умений и по результатам диагностики организовывать в студенческих группах тренинги общения.

Изучая влияние волевого самоконтроля на успеваемость студентов на этапе профессиональной подготовки в БГЭУ, было выявлено 62% студентов с высоким уровнем самоконтроля, которых можно охарактеризовать как эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных, уверенных в себе, ответственных, способных контролировать свои действия людей. Среди студентов этой группы 86% имеют высокую успеваемость учебной деятельности. Студенты с низким уровнем самоконтроля (38%) характеризуются как эмоционально неустойчивые, ранимые, неуверенные в себе, импульсивные, с неустойчивыми намерениями. Среди студентов этой группы только 7% имеют высокую успеваемость.

В ходе исследования были выявлены студенты с высоким уровнем самообладания (72%) и настойчивости (54%). Они хорошо владеют собой в различных ситуациях, иногда внутренне напряжены, озабочены, стремятся завершить начатое дело. У 92,8% студентов с высоким самообладанием высокая успеваемость и у 78,6% студентов с высокой настойчивостью высокая успеваемость. Студенты с низким уровнем самообладания (28%) и настойчивости (46%) характеризуются как спонтанные, импульсивные, обидчивые, консервативные. 83,3% студентов с низкой успеваемостью имеют низкий уровень настойчивости. 50% студентов с низкой успеваемостью имеют средний и выше уровень самообладания.

Исследуя ценностные установки современных юношей и девушек, мы пришли к выводу, что 70 процентов девушек считают духовное для них важнее материального. Однако больше половины юношей предпочли материальное. Это, скорее всего, обусловлено тем, что в нашем обществе мужчина по-прежнему воспринимается как «кормилец семьи» и мальчики с ранних лет настраиваются на то, что они должны, просто обязаны работать и зарабатывать.

Чтобы более подробно выявить структуру приоритетов молодёжи, опрашиваемых попросили ранжировать такие понятия как «семья», «любовь», «деньги», «карьера» и «дружба».

Большинство девушек на первое место поставили любовь (более 50%), на вторе место - семью (40%). Таким образом, большинство девушек предпочли духовное материальному, почти 50% девушек поставили деньги на самое последнее, пятое место.

Юноши же противоречили сами себе: деньги 75% из них поместили на 4 место, предпочтя им семью, любовь и дружбу. Выходит, что и они больше места в своей жизни отводят духовным её аспектам, но боятся признаться в этом даже самим себе, ибо такая система ценностей не вписывается в современные модели поведения, где предпочтение следует отдавать деньгам и карьере. Причём карьера, оказавшаяся на третьем месте, как у юношей, так и у девушек, сейчас всё больше рассматривается не как самореализация в деле, которое тебе нравится, а как продвижение по служебной лестнице с соответствующим увеличением заработка. И успешность карьеры соизмерятся как раз количеством нулей в зарплате, а не личной удовлетворённостью проделанной работой. Однако, как мы видим из результатов, у подрастающего поколения роль денег снижается. В отличие от старшего поколения они воспринимают их не как цель, а лишь как средство .

Организация учебно-воспитательного процесса в высшей школе должна основываться на знании психологических особенностей личности студента на разных курсах обучения, к изучению которых необходимо подходить комплексно, исследуя разные сферы: мотивационную, волевую, эмоциональную, познавательную и другие.

Список литературы

    Бобнева, М.И. Нормы общения и внутренний мир личности / М.И. Бобнева Проблема общения в психологии / под ред. Б.Ф. Ломов. М. – 1981. – С. 241–264.

    Тренинг развития жизненных целей / М. А. Алиева [и др. ] ; под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб, 2001. – 216с.

    Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. / Н.И. Шевандрин. – М: ВЛАДОС, 1995. –544с.

Как всё начиналось… Первые университеты возникли на Востоке еще в IX в. , в Западной Европе они появились в конце XII – начале XIII вв. Название «университет» проис ходит от латинского слова «университас» - совокупность, объединение, вселенная (вселенная знаний). Первые университеты входили в систему духовного образования, поэтому практически все кафедры тогда были заняты монахами, а обычными темами диспутов и научных работ были такие: «Почему Адам в раю съел яблоко, а не грушу? и «Сколько ангелов может уместиться на острие иглы? » . Болонский университет, создан в 1088 г. (ХI в.) К XVI в. университеты все больше внимания уделяется наукам, в XVIII в. они уже публикуют собственные научные журналы. Но только в XIX в. роль религии постепенно уменьшается на столько, что университеты могут всецело сконцентрироваться на научных исследованиях.

К XIX в. выработались 2 основные модели университета: немецкая и французская, хотя одновременно развивались и другие, например, российская и британская. В немецкой модели университет поддерживает академические свободы, создает библиотеки и лаборатории, организует семинары. Во французских университетах господствует жесткая дисциплина, администрация контролирует все аспекты деятельности. Парижский университет Широкое распространение (Сорбонна), 1208 (ХIII в.) получает немецкая модель.

Средневековые студенты В XIV XV вв. в Парижском университете в числе студентов (а их всего было более 30 тыс. человек) входили и совершенно взрослые люди и даже старики. Преподавание сводилось к чтению текстов, которые комментировал профессор (главной причиной такого способа обучения следует считать недостаток книг). Иногда отдельные темы выносились на публичный диспут. С XVIII в. недостаток литературы устраняется за счет собственных публикаций университетов, осуществляемых профессурой. С XIV в. первые 3 4 гг. обучение состояло в овладении 7 «свободными искусствами»: грамматика, риторика и логика, а рифметика, геометрия, музыка и астрономия. В XVI в. в университетах так же обсуждали вопросы международного права. Университет делился на факультеты, которые возглавля ли еканы. д Высшим был богословский, за ним следовали факультеты права и медици ны. Обучение начиналось с факультета сво бодных скусств. и Закончив его, студент полу чал тепень бакалавра, с по окончании всего курса - степень магистра.

Во французской стороне, на чужой планете, Предстоит учиться мне в университете. До чего тоскую я не сказать словами. . . Плачьте ж, милые друзья, горькими слезами! На прощание пожмем мы другу руки, И покинет отчий дом мученик науки. Вот стою, держу весло через миг отчалю. Сердце бедное свело скорбью и печалью. Тихо плещется вода, голубая лента. . . Вспоминайте иногда вашего студента. Много зим и много лет прожили мы вместе, Сохранив святой обет верности и чести. Ну, так будьте же всегда живы и здоровы! Верю, день придет, когда свидимся мы снова. Всех вас вместе соберу, если на чужбине Я случайно не помру от своей латыни, Если не сведут с ума римляне и греки, Сочинившие тома для библиотеки, Если те профессора, что студентов учат, Горемыку школяра насмерть не замучат, Если насмерть не упьюсь на хмельной пирушке, Обязательно вернусь к вам, друзья, подружки!

В эпоху Просвещения К XIX в. обучение в университетах происходило, главным образом, в университеты постепенно виде семинаров и лабораторных работ, эволюционировали от обучения «отрыжкам студентов стали активно привлекать к знания» , как писал один участию в научных исследованиях. ученый, к «поощрению Начиная с этого времени творческого мышления» . университетский преподаватель более не учитель, а студент - не ученик. Вместо этого студент самостоятельно проводит исследования, а профессор руководит ими и поддерживает студента в его работе. В основном в XIX-XX вв. студенты сами несли полную ответственность за получение необходимых знаний. Профессора не контролировали посещаемость занятий, если в конце курса назначался экзамен, и студенты могли выбирать, какие курсы слушать.

В России первые университеты появились в ХIХ в. Всего в стране действовало 6 университетов: в 1802 г. - Дерптский, в 1803 г. - Виленский (в 1834 г. его сменил Киевский), в 1804 г. - Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. Кроме того, существовали отдельные Академии и Институты. В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения - «Высшие женские курсы» с университетскими программами. Накануне 1917 г. в России было 63 (гос. , обществ. , част.) ВУЗа, в которых училось 135 тыс. чел.

Женское образование Постепенно доступ в европейские университеты для женщин был открыт в сер. XIX в. На Востоке еще в период Средневековья у исламских женщин была возможность получать образование, становиться учеными и учителями. А Фатима Мухаммед аль Фихри сама основала в 859 году Университет Аль Карауин. В средневековой Европе девочки и женщины из знатных семей получали частное образование, изучая литературу, искусство, иностранные языки, обучаясь вышиванию, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению и др. видам искусств. Но доступ в университеты женщины официально получают только с XIX в. В России, где высшее образование начинает формироваться в XIX в. , женщины смогли посещать университетских лекциях с 1860 г. ; но до 1869 г. как слушатели и по решению ректора. Бестужевские курсы для женщин включали 3 отделения: историко филологическое, юридическое и физико математическое (с химическим курсом). Минимальный срок обучения составлял 4 г. Плата за посещение лекций составляла 100 руб. в год, однако желающих было достаточно (одновременно учились до 1800 человек). Окончательно проблема права женщин на образование была в Европе и США решена лишь в 60 е гг. XX века в результате студенческих революций. В России она была решена после Октябрьской революции 1917 г.

Студент Российской империи Это человек, обучающийся, преимущественно, за собственный счет; Это, как правило, мужчина; Это, в основном, городской житель.

В 1918 г. экзамены в вузах отменили и доступ к высшему образованию получили все молодые люди, достигшие 16 летнего возраста. Число вузов резко возросло, однако фактически высшее образование могли получить не все. При приеме в вузы действовали ограничения не только по классовому, но и по национальному признаку: примерно с 1960 по 1980 гг. был периодом антисемитизма в математике - евреям крайне трудно было попасть на мехмат. Негласные ограничения действовали и на прием в другие вузы. Большое значение имела коммунистическая идеология. Неблагонадежных преподавателей, студентов и детей диссидентов отчисляли из вузов по политическим соображениям.

Естественнонаучным предметам отдавалось явное редпочтение, п потому что это соответствовало государственным интересам. Иностранные языки преподавались слабо - если не считать специализированные вузы В вузах не изучали творчество выдающихся поэтов, писателей и художников, которые тогда не соответствовали советским представлениям о прекрасном и идеологически правильном (например, творчество поэтов Серебряного века). Историю преподавали исключительно в одобряемом государством ключе: трактовка событий не могла расходиться с идеологическими установками, а многие эпизоды замалчивались - например, вся история советских репрессий. Иногда такое влияние испытывали и точные науки: печально известная «лысенковщина» из советских учебников по биологии исчезла только к 1960 м годам. Отдельно преподавали Историю КПСС и Атеизм.

Помимо занятий студенты каждую осень так же оказывали омощь п сельскому хозяйству (выезжали на «картошку»), а каждое лето – народному хозяйству страны (работая в стройотрядах или летних детских лагерях).

Советский студент Это бюджетник; Это, преимущественно, житель города; Это до 1960 х гг. , преимущественно, мужчина, затем наблюдается рост женщин в ВО; Это, преимущественно, представитель естественно научной школы; Это коллективист, активист общественник.

Какой он, современный студент? стереотип: он беден, голоден, всегда хочет спать, не хочет честно учиться, и вообще несчастный (он не понимает, зачем учится, чему учится, что его ждет, когда он получит диплом). Так ли это?

Современные студенты: В основном – контрактники (52, 7 %), однако в н. 2000 х гг. в ВУЗах учится 3, 1 млн. студентов бюджетников, это больше, чем в советский период, когда обучалось максимум 2, 95 млн. чел. (объясняется возросшим престижем высшего образования). В сер. 2000 х гг. в сфере ВО РФ обучается 6 7 млн. чел. , еще 51 тыс. чел. обучается за рубежом. При этом количество ВУЗов за 2014 2016 гг. сократилось с 2486 до 1450, т. е. на 42 % за 2 г.

Но это, по прежнему, в основном горожане, хотя за последний год количество сельских жителей, поступивших в ВУЗы увеличилось на 50 тыс. чел. , т. е. на 7 %. С 2010 г. число россиян, чьи дети после школы идут в вузы, значительно снизилось - с 80 до 48% (теперь чаще идут сначала в колледжи). 45 % абитуриентов заранее знают куда и на кого пойдут учиться, 12 % даже в начале вступительной компании и примерно не предполагают.

Они почти разучились писать сами, в том числе писать лекции (конспекты), им проще записать на диктофон, «загуглить» или сфотографировать, в крайнем случае – снять ксерокопию.

Профессиональный выбор По данным соц. опросов, не смотря на стоимость обучения и большой конкурс на бюджетное место (до 94 чел.), ВО выбирают 80 % респондентов. Пока современный студент так определяет кем ему быть (самые востребованные профессии в 2017 г.): 1 м. – IT специалист; 2 м. – инженер проектировщик; 3 м. – педагог; 4 м. – юрист; 5 м. – медик.

Какие профессии будут востребованы через 5– 7 лет? Прогнозы BBC, Forbes, «Сколково» , Высшей школы экономики и Росстата: здравоохранение, образование, гостеприимство, недвижимость, домохозяйство и персональные услуги, IT и робототехника. Продолжит развиваться сфера онлайн обучения, в том числе постдипломное образование (повышение квалификации и переподготовка кадров).

До 2030 г. появятся 136 новых междисциплинарных профессий. Среди них: ИТ медик; биоэтик; генетический консультант; эко аналитик в строительстве; архитектор энергонулевых домов; тренер творческих состояний архитектор территорий; игропрактик; урбанист эколог; строитель «умных» дорог специалист навигации в условиях Арктики; проектировщик жизненного цикла космических сооружений; космогеолог; инженер роботизированных систем; проектировщик детских и медицинских роботов; специалист по рециклингу одежды; разработчик моделей Big Data; цифровой лингвист; оценщик интеллектуальной собственности.

Студент: базовые характеристики С 3 курса многие студенты начинают совмещать учёбу с работой и, понятно, учёба страдает. Сегодняшний студент более спортивный, чем его сверстник ещё несколько лет назад. В последнее время в среде студентов обозначилась мода на здоровый образ жизни. Он обязательно в наушниках и с гаджетом в руках. Сегодняшние студентки гламурные и стильные. Современный студент активен и амбициозен, но не всегда объективен по отношению к себе. Современный студент ни за что не будет мириться с условиями, которые ему не по душе, как предыдущее поколение студентов. Он очень прагматичен и экономен в своих усилиях: он делает только то, что даст быстрый конкретный результат, и ничего сверх, просто так, поэтому многие мотивированы получить диплом, а не знания. Чувствуете разницу?

Вера в себя Современный студент немного тщеславен. Он всегда уверен, что достоин лучшего: высоких оценок, красного диплома, престижной работы, немалой зарплаты и всевозможных почестей. Иногда ему даже кажется, что все блага упадут на него с неба или накроют волной, в общем, это случится само собой и без лишних хлопот. Современному студенту очень сложно понять, почему люди не попадают из университета сразу на руководящие посты и высокие должности, он полагает, что 5 лет учебы – достаточный срок, чтобы набраться профессионального опыта.

Тяга к высоким технологиям Современный студент разбалован возможностями НТП, он, дитя высокотехнологичного времени, иногда забывает, что его мозг устроен немного иначе, чем жесткий диск. И загруженную на него информацию надо не просто хранить в далекой папке, а анализировать и использовать для собственного блага.

У него поверхностное «клиповое» мышление: он знает много, но «копает» неглубоко, ему нужна яркая картинка для мотивации и понимания

Департамент образования и науки Костромской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской области»

2017г.

Социальный портрет студента СПО

(на примере ОГБПОУ «Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской области»)

Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы определяется сегодня необходимостью изучения ценностных ориентаций учащейся молодежи, причин и тенденций их изменений, эффективности современных способов организации учебно-воспитательного процесса.

Цели данной работы - провести социологическое исследование обучающейся молодёжи, её нравственных ценностных установок для последующего использования его результатов в практике учебно-воспитательного процесса.

Главные задачи работы:

Получить достоверные, объективные данные о социальном портрете студента системы СПО путём анкетирования и обработки данных;

Оценка эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, опираясь на результаты анкетирования;

Изучение ожиданий и интересов студентов образовательного учреждения в сфере образовательных услуг;

- определение осознанности выбора профессии и самоопределения;

- возможность в перспективе проводить сопоставительный анализ результатов исследования с целью выявления каких-либо устойчивых тенденций;

Использовать результаты социологического опроса для разработки модели формирования ценностных ориентаций студентов.

1.Вступление.

Для того чтобы выстроить эффективную образовательную и воспитательную систему подготовки профессиональных кадров среднего звена, конкурентоспособных на современном рынке труда, необходимо иметь представление о спектре ближайших интересов современной молодежи, их нацеленности на освоение выбранной специальности и отношении к основным жизненным ценностям и приоритетам. В настоящее время остро стоит вопрос о преодолении духовного кризиса, породившего утрату доверия к идеалам и ценностям.

Социальный облик студента системы СПО постоянно меняется, как меняется и наше общество в целом.

2. Основная часть.

Данное исследование имеет практическую значимость для инженерно-педагогических работников и администрации образовательного учреждения. Работая со студентами, мы, прежде всего, должны знать их нравственные ориентиры, социально значимые установки.

С целью изучения социального портрета студентов мною было проведено следующее социологическое исследование.

Во-первых, была разработана анкета «Социальный портрет студента «Буйского техникума железнодорожного транспорта Костромской области». В данную анкету вошли 25 вопросов. Данная анкета не является всеобъемлющей. С другой стороны она не перезагружена и не утомит при заполнении. Вопросы были составлены с опорой на реалии нашего учебного заведения и те задачи, которые я ставила в ходе исследования.

Во-вторых, все вопросы были скомпонованы в 3 блока:

    Адаптация студента.

    Общественная жизнь студента

    Нравственные ценностные ориентиры

Данная анкета была проведена среди студентов 1 и 2 курсов, ею было охвачено 105 студентов.

Проанализируем ответы на 1 блок вопросов «Социализация студентов».

На вопрос, «какими качествами обладает современный студент?», 56% ответили, что современный студент «активный, общительный, доброжелательный», 28% считают современного студента «внимательным и ответственным», 14% видят современного студента «неорганизованным и невнимательным», а ещё 2% - «неответственным и невоспитанным». Такую характеристику себе дают сами студенты и она, очевидно, близка к истине.

На вопрос, «довольны ли Вы тем, что учитесь именно в этом учебном заведении?», 60% опрашиваемых ответили, что «полностью довольны», 31%, «что скорее довольны, чем недовольны», 4% - «скорее недовольны» и 5% ответили, что «если бы была возможность, поступили бы в другое учебное заведение».

На вопрос, «как вы относитесь к выбранной вами специальности или профессии?», 75% опрашиваемых ответили, что им «нравится данная профессия, специальность», 16% ответили, что «скорее нравится, чем не нравится», 5% ответили, что «скорее не нравится», и 2% ответили, что на выборе профессии «настояли родители».

На вопрос, «изменилась ли ваша жизнь после поступления в техникум?», 51% опрашиваемых ответили, что изменилась. На вопрос, в чём изменилась, уточнения были следующие: «появилось много новых друзей», «жизнь стала интереснее», «стал лучше учиться», «стал более ответственным, самостоятельным», «появилось много проблем, так как живу в общежитии, далеко от дома». 49% опрашиваемых ответили, что после поступления в техникум их жизнь не изменилась.

На вопрос, «должен ли работать современный студент», 52% опрашиваемых ответили, что «должен», 36% ответили, что «основная их работа – это учёба» и 12% - что студент не должен работать, «надо наслаждаться молодостью».

На вопрос, «сколько времени вы тратите на подготовку домашнего задания?», 46% опрашиваемых ответили, что тратят 1-2 часа, 43% - «не делают домашних заданий» и 11% тратят на подготовку домашнего задания 3 часа и больше.

При написании докладов, рефератов и курсовых работ 73% опрашиваемых пользуются только ресурсами Интернета, 26% - ресурсами Интернета и научной литературой, и 1% опрашиваемых – платят деньги и получают готовые работы.

Данные ответы показали, что большинство студентов осознанно выбрали данное учебное заведение и профессию или специальность. Многие студенты считают, что успешная учёба – их главная задача на современном этапе. Для большинства студентов с поступлением в техникум жизнь изменилась в лучшую сторону: появились новые друзья, став студентами, они стали более ответственными и самостоятельными. Но заставляет задуматься тот факт, что 43% студентов не выполняют домашних заданий. Заметна зависимость студентов от Интернета. Обращение студентов к ресурсам Интернета имеет как положительные моменты, так и отрицательные. Сегодня появилась возможность скачать готовый реферат или курсовую работу.

На второй блок вопросов «Общественная жизнь студента» были получены следующие ответы.

К студенческому самоуправлению 75% опрашиваемых относятся положительно, 12% сами входят в число студенческого самоуправления, и 13% - не знают, что это такое.

Волонтёрами хотели бы быть 36% опращиваемых студентов, 2% - не знают, чем занимаются волонтёры, и 62% - не хотят быть волонтёрами.

В общественной жизни техникума активно участвуют 16% опрашиваемых, 32% - участвуют по мере возможности, и 52% - не участвуют.

Только 10 % опрашиваемых читают художественную литературу, 25% - читают очень редко, 27% - предпочитают читать в Интернете, и 38% - совсем не читают.

Спортом занимаются 48% опрашиваемых студентов, 52% - не занимаются никакими видами спорта. Кружками охвачено лишь 19% опрашиваемых.

Поддерживают дресс-код в техникуме лишь 15% опрашиваемых, остальные – за свободный стиль одежды.

Данные ответы говорят об общественной пассивности значительной части студентов и необходимости вовлечения их в студенческое самоуправление, кружковую работу, спорт и общественно-полезный труд. Удручает тот факт, что 38% опрашиваемых студентов совсем не читают художественную литературу и не ходят в библиотеку. Большинство студентов предпочитают свободный стиль одежды в учебном заведении.

На третий блок вопросов «Нравственные ценности и ориентиры» были получены следующие ответы.

Для 31% опрашиваемых студентов «материальный достаток и деньги» – самое главное в жизни. Для 30% опрашиваемых главным является «дружная семья», для 36% - любовь, для 1% - карьера, достижение высокого положения в обществе.

41% опрашиваемых студентов ценят в людях доброту, 37% - ценят понимание, 16% - порядочность, и 6% - честность.

Среди отрицательных качеств личности на первом месте стоит лживость (49%), 45% считают самым отрицательным качеством предательство и 6% - жадность.

«Я – верующий человек» - утверждает 44% опрашиваемых, 18% утверждают, что они не верят в бога, 38% - затрудняются ответить на вопрос.

Главными социальными проблемами молодёжи 25% опрашиваемых считают наркоманию, 49% - пьянство, 25% - трудоустройство.

Наиболее важным условием для достижения успеха в жизни 56% опрашиваемых студентов считают целеустремлённость и трудолюбие, 21% - интересную работу, 15% - образование и 8% - способности.

    Заключение.

Данные ответы показали, что значительная часть студентов ценит в людях доброту, понимание и порядочность, а главными отрицательными качествами считает лживость и предательство. Главным в жизни большинство студентов считают дружную семью и любовь, но 31% на первое место ставят материальный достаток и деньги. Очевидно, это связано с тем, что значительная часть студентов принадлежит к малообеспеченным семьям, в которых материальный достаток выходит на первый план. Заставляет задуматься и тот факт, что 49% опрашиваемых студентов называют пьянство главной социальной проблемой молодёжи.

В заключение, хотелось бы подвести общие итоги исследования:

1. Воспитательный процесс в техникуме целесообразно строить на основании социологических исследований, дающих представление о целях, интересах и ценностях современной молодежи. Такой подход повышает эффективность воспитательного процесса и устойчивость ценностных ориентаций выпускников.

2. Ценности, сложившиеся у молодежи, имеют преимущественно индивидуально-личностную направленность, связаны с повышением роли материального фактора.

3. Проведенные исследования показали, что в процессе обучения меняются ценностные ориентации учащейся молодежи. Через изменение сложившейся системы ценностей меняется человек, развивается его личность.

4. В техникуме необходима разработка модели формирования ценностных ориентаций студентов на основе проектирования обновленного содержания.

Таким образом, развитие государственной системы профессиональной ориентации молодежи напрямую связано с учетом факторов подготовки к будущей профессиональной деятельности, социальных, нравственных и психологических особенностей личности. Только при таком условии возможно решение проблем профессионального самоопределения и успешной профессиональной и социально-психологической адаптации студентов учреждений среднего профессионального образования.

Литература.

1. Белинская Д.В., Задонская И.А., Томилин В.Ф. Социальный портрет современного студента (на примере студентов ТГУ им. Г.Р. Державина). // Социально- экономические явления и процессы. 2014г. Электронный ресурс.

2. Грязнов А.Н., Масленникова В.Ш., Боговарова В.А. Социально- психологический портрет студента [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. 2013г.

Приложение 1.

Анкета

Социальный портрет студента «Буйского техникума железнодорожного транспорта»

    Адаптация студента.

    Относите ли Вы себя к современному студенту?
    А) да;

    Б) нет.

    Какими качествами обладает современный студент, по вашему мнению?

А) внимательный, ответственный, легко обучаемый

Б) активный, общительный, доброжелательный

В) неорганизованный, невнимательный

Г) неответственный, невоспитанный

    Довольны ли Вы тем, что учитесь именно в этом учебном заведении?

А) да, полностью доволен

Б) скорее доволен, чем не доволен

В) скорее не доволен, чем доволен

Г) не доволен, если бы была возможность, поступил бы в другое учебное заведение

    Как вы относитесь к выбранной вами профессии, специальности?

А) мне нравится данная профессия, специальность

Б) скорее нравится, чем не нравится

В) скорее не нравится, чем нравится

Б) мне не нравится данная профессия, специальность, на её выборе настояли родители

    Изменилась ли ваша жизнь после поступления в техникум? В чём?_

А) да, _________________________________________________________

Б) нет

    Должен ли работать современный студент?
    А) да;

    Б) нет, нужно наслаждаться молодостью;

    В) основная работа - учёба.

    Сколько времени в день вы тратите на подготовку домашнего задания?
    A) 1-2 часа
    Б) 3 и больше
    B) не делаю домашних заданий

    Какими источниками вы пользуетесь при написании курсовой работы, докладов, рефератов?_

А) ресурсами Интернета

Б) книгами, научной литературой

В) и тем и другим

Г) плачу деньги и получаю готовый реферат, доклад

    Модно ли, на ваш взгляд, быть отличником сейчас?
    А) нет;

    Б) очень даже модно.

    Часто ли вы прогуливаете пары? (если да, обоснуйте, почему)
    А) да, потому что_________________________________________________
    Б) нет.

    Общественная жизнь студента

    Как вы относитесь к студенческому самоуправлению техникума?
    A) не знаю, что это такое

    Б) вхожу в число данных студентов

    B) поддерживаю самоуправление.

    Хотели ли бы Вы стать волонтёром?
    A) да;

    Б) нет;

    B) не знаю, чем они занимаются

    Участвуете ли вы в студенческой жизни техникума?
    A) да, мне очень нравится;

    Б) нет, мне это не интересно;

    B) по мере возможности.

    Читаете ли вы художественную литературу, берёте ли книги в библиотеке?

А) да, часто

Б) иногда

Г) совсем не читаю

    Занимаетесь ли вы спортом? (если да, то каким?)
    А) да, _______________________________
    Б) нет

    Посещаете ли вы какой-либо кружок? (если да, то какой?)
    А) да, ______________________________
    Б) нет

    Вы предпочитаете жить...
    А) в общежитии;

    Б) на квартире.

    Какого стиля одежды должен придерживаться современный студент?

А) соблюдать дресс-код;

Б) свободный стиль одежды

III . Нравственные ценности и ориентиры.

    Что для вас в жизни самое главное?

А) карьера, достижение высокого положения в обществе Б) материальный достаток, деньги

В) любовь Г) дружная семья Д) интересная работа Е) хорошее образование Ж) друзья

З) здоровье И) другое (напишите что?)_________________________________________________

    Какие качества вы больше всего цените в людях?

А) порядочность Б) доброту В) понимание Г) независимость

Д) чувство собственного достоинства Е) честность Ж) смелость

З) целеустремлённость

    Какие качества личности вам кажутся самыми отрицательными?

А) необразованность Б) лживость В) предательство

Г) лень Д) жадность Е) аморальное поведение

    Что вы ненавидите?

А) жадность Б) предательство

В) жестокость Г) ложь Д) работу

    Как вы относитесь к религии?

А) я верующий человек

Б) я неверующий, но воспринимаю религию спокойно

В) затрудняюсь ответить

Г) считаю религию обманом народа

    Какие социальные проблемы молодёжи вы считаете главными?

А) наркомания; Б) пьянство; В) трудоустройство;

Г) получение образования

    Наиболее важным для достижения успеха в жизни является:

А) целеустремлённость и трудолюбие Б) интересная работа

В) образование Г) богатые родители Д) способности