Электронная схема стеклоочистителя. Реле стеклоочистителя ваз газ

Страница 1 из 3

Стеклоочиститель ветрового стекла ВАЗ-2109

Комплект очистителя ветрового стекла состоит из моторедуктора (электродвигателя с редуктором), рычагов и щеток. Движение щеток - параллельное. Электродвигатель очистителя - с возбуждением от постоянных магнитов, трехщеточный, с двумя скоростями вращения.

Для защиты электродвигателя от перегрузок при примерзании щеток к стеклу или большом сопротивлении их движению в очистителе устанавливается термобиметаллический предохранитель

Р ис. 1

Рис.1 Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла: 1 -электродвигатель омывателя ветрового стекла; 2 -электродвигатель очистителя ветрового стекла; 3 -монтажный блок; 4 -выключатель зажигания; 5 -реле разгрузки выключателя зажигания; 6 - переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла; КЗ - реле очистителя ветрового стекла; А - к источникам питания; В - порядок условной нумерации штекеров в колодке электродвигателя очистителя

Схема включения очистителя показана на рис 1. Очиститель имеет три режима работы I - режим - прерывистый, осуществляется в положениях II и III рычага переключателя 3 Этот режим обеспечивается электронным реле К3 типа 525 3747, установленным в монтажном блоке. Это реле также включает моторедуктор очистителя (малую скорость) при включении омывателя ветрового стекла II - режим - постоянный, с малой скоростью движения щеток, осуществляется в положении IV рычага переключателя 6. При этом напряжение питания подается на щетку электродвигателя, находящуюся в геометрической нейтрали III - режим - постоянный, с высокой скоростью движения щеток Имеет место в положении V рычага переключателя 6. При этом напряжение питания подается на щетку, смещенную с геометрической нейтрали Для разгрузки контактов выключателя зажигания применяется реле

Причина неисправности

Метод устранения

биметаллический предохранитель не срабатывает

и не перегорает предохранитель F16 в монтажном блоке

1. Повреждены провода питания моторедуктора,

окислены наконечники проводов в соединительных колодках

1. Проверьте провода, поврежденные замените. Зачистите наконечники

2. Поврежден переключатель очистителя

2. Замените переключатель очистителя в подрулевом переключателе

3. Зависание щеток электродвигателя, сильное загрязнение или подгорание коллектора

3. Проверьте, устраните зависание щеток или замените поврежденные детали; зачистите коллектор

4. Обрыв провода в обмотке якоря электродвигателя

4. Замените якорь или моторедуктор

Электродвигатель очистителя не работает,

биметаллический предохранитель срабатывает

или перегорает предохранитель F16 в монтажном блоке

1. Рычаги механизма очистителя деформированы и задевают за детали кузова

1. Проверьте, выправьте рычаги или замените очиститель

2. Щетки примерзли к стеклу

2. Оторвите щетки от стекла,

не допуская повреждения резиновой ленты

3. В механизм очистителя попал посторонний предмет

3. Проверьте, извлеките предмет

4. Короткое замыкание в обмотке якоря электродвигателя

4. Замените моторедуктор или якорь электродвигателя

Электродвигатель очистителя не работает в прерывистом режиме

1. Поврежден переключатель очистителя

1. Замените переключатель очистителя в подрулевом переключателе

2. Повреждено реле очистителя

2. Замените реле

Электродвигатель очистителя не останавливается в прерывистом режиме

1. Повреждено реле очистителя

1. Замените реле очистителя

2. Кулачок шестерни моторедуктора

не отгибает пружинную пластину концевого выключателя

2. Подогните пластину выключателя,

чтобы кулачок отгибал пластину,

или подогните контакты концевого выключателя

3. Загрязнение контактов концевого выключателя в моторедукторе

3. Зачистите контакты выключателя

Электродвигатель очистителя работает, щетки не движутся

1. Поломаны зубья шестерни моторедуктора

1. Замените шестерню

2. Слабое крепление кривошипа на оси шестерни моторедуктора

2. Проверьте, затяните гайку крепления кривошипа,

установив его в конечном положении

Ремонт очистителя заключается в основном в правке деформированных тяг и рычагов или замене их новыми. Неисправный моторедуктор рекомендуется заменять новым Из ремонтных работ по мотор еду кто руд о пускаете я только замена шестерни редуктора, зачистка коллектора и регулировка концевого выключателя

Не стоит думать, что обладателям "родной" проводки такие изменения ни к чему, напротив, есть несколько веских причин внедрить в штатную проводку рэле от ВАЗ 2108:

  • Рэле 52.3747 (2108) реализовано на интегральной схеме; соответственно, имеет меньше шансов выйти из строя и не отзывается на изменения температуры и влажности, что сплошь и рядом происходит со штатными биметаллическими рэлюшками.
  • Для ВАЗ 2108 выпускается усовершенствованное рэле, позволяющее самостоятельно устанавливать время задержки между взмахами и имеющее еще несколько полезных функций. Переделка проводки позволит использовать это рэле вместо штатного. Такие рэле производят, например, рязанская фирма "Русский Партнер" (самое простое) и московская фирма "Дека" (пожалуй, самое навороченное).
  • Отдельный вход 86 реле 52.3747 автоматически включит щетки очистителя на несколько взмахов, когда вы включите омыватель.
  • Одно из затруднений, связанных с имплантацией проводки от ВАЗ 2109 в "копейку", касалось комбинирования проводки и рэле стеклоочистителя с "классическими" подрулевым переключателем, мотором и редуктором стеклоочистителя. Несмотря на то, что элементы крайне схожи, простым переключением проводов проблему не решить - внутри редукторов двигателей принципиально разные контактные группы, практически взаимоисключающие.

    Вот полная схема включения стеклоочистителя и омывателя на ВАЗ 2109 (я исключил из нее ненужные на классике клапан омывателя и очистители/омыватели заднего стекла и фар):




    Рис.1: Схема стеклоочистителя и омывателя ВАЗ 2109

    Если внимательно посмотреть на разводку контактов внутри редуктора электродвигателя ВАЗ 2109 и сравнить ее со схемой "классики" (ниже), сразу бросается в глаза, что цепи до и после двигателя зеркально отличаются.


    Рис.2: Схема внутри редуктора с/о ВАЗ 2107

    Составленная мною новая схема для преодоления несоответствий отличалась, мягко говоря, большой сложностью исполнения. Оптимизировав ее по максимуму, я добился комбиначии всего с двумя рэле-переключателями:) Мало того, рэле в этой схеме были включены катушками последовательно в цепь электродвигателя и свободного контакта, что рождало индуктивные токи, которые, в свою очередь, мешали полной остановке двигателя. Вобщем, вариант был признан негодным к эксплуатации и забракован.

    Обнаружению наиболее оптимального решения помог случай - коромысло стеклоочистителя задело за случайно оставленную под капотом отвертку и погнулось. Нужно было снимать мотор, и я решил его заодно разобрать и изучить. Увиденное при разборке обрадовало - пара тычков паяльником с легкостью превращают абсолютно несовместимые схемы в абсолютно же идентичные. Что куда перепаивать, лучше всего разбираться по схеме "зубильного" редуктора, понадобится лишь продеть один лишний проводок в косу. Хотя, и этого можно не делать, если использовать вместо него провод, подводящий "массу" к контактной пластине - масса там не очень-то нужна, а на обмотку двигателя она подается с корпуса. Красным на схеме проводки редуктора ВАЗ 21011 показана новая коммутация.

    2109" src="el_016/02.gif">
    Рис.3: Перекоммутация проводки редуктора 21011 -> 2109

    Осталось только перекоммутировать провода на "классическом" рычажке стеклоочистителя. Сложностей это не составляет, однако требует некоторого пространственного воображения:) Синим на схеме обозначена "переходная" проводка.

    2109" src="el_016/01.gif">
    Рис.4: Схема подрулевого переключателя 21011 -> 2109

    Пара советов по пайке: паяльник нужен довольно мощный (не менее 40W), потому что узел стеклоочистителя - мощный потребитель и при пайке его цепей используется тугоплавкий припой; по этой же причине рекомендую для лужения проводов использовать не канифоль, а паяльную кислоту.

    Отечественные четырки, как принято среди наших автомобилистов называть ВАЗ 2114, — в целом надежные авто. Но, как и любые транспортные средства российского производства, они имеют множество недостатков и недочетов. Подробнее о том, какие неисправности характерны для дворников, как работает ВАЗ 2114 и как отремонтировать устройство очистителя при необходимости.

    Устройство

    Дворники на ВАЗ 2114 — это достаточно простое устройство. Вся конструкция включает в себя , а также резиновую прокладку.

    В целом схема очистки состоит из следующих элементов:

    • сами щетки, предназначенные для очищения лобового и заднего стекол;
    • трапеция, управляющая синхронным перемещением дворников;
    • моторчик дворников, приводимый в движение всю конструкцию после его активации посредством подрулевого переключателя в салоне авто;
    • датчик уровня — регулятор уровня омывающей жидкости предназначен для контроля объема расходного материала в расширительном бачке.


    Возможные причины неисправности дворников

    Какие неисправности характерны для системы очистки стекол:

    1. Дворники медленно работают. В этом случае необходимо в первую очередь произвести диагностику состояния трапеции, если нужно, выполнить ее ремонт.
    2. Вышел из строя подрулевой переключатель — в соответствии со схемой, это основной элемент управления. Для диагностики переключателя следует замкнуть два контакта, которые находятся под рулевым колесом, а затем произвести замер сопротивления. В частности, речь идет о контактах 53ah-w 53ah-wh. В том случае, если сопротивление будет слишком низким, или если в устройстве имеется пробой, его необходимо будет заменить.
    3. При включении переключателя дворники начинают работать, однако вода на стекло не подается. Если проблема заключается в насосе, что бывает достаточно часто, то его необходимо заменить.
    4. В соответствии со схемой работы, если щетки не функционируют, нужно тестером прозвонить провод, который соединяет переключатель с моторчиком. Возможно, проблема кроется в обрыве проводки.
    5. Если напор воды на стекло слишком слабый, то необходимо продиагностировать форсунки. Как видно по схеме, форсунки предназначены для рассеивания потока жидкости по стеклу. При использовании низкокачественной воды, эти элементы быстро забиваются грязью, поэтому нужно попытаться их прочистить.
    6. Вышло из строя реле К3 — его надо просто поменять.
    7. Произошел обрыв шланга, идущего от расширительного бачка к форсункам. Если это так, то шланг надо будет заменить (автор — канал PitStopMD).

    Ремонт стеклоочистителя

    Поскольку схема системы достаточно простая, произвести ее ремонт в домашних условиях не составит труда. Мы не будем долго описывать ремонт, поскольку его можно выполнить без инструкции, в частности, речь идет о замене форсунок, шлангов и моторчика. В случае с мотором, при замене от него надо просто отключить шланг и произвести его демонтаж из бачка, заменив на новый. При установке нового насоса поверхность соприкосновения с бачком следует обработать герметиком, чтобы исключить возможность протечки.

    Подробно остановимся именно на ремонте трапеции, поскольку эта часть конструкции чаще всего вызывает вопросы у владельцев четырок. Как сказано выше, по причине неработоспособности будут медленно работать, поэтому данный элемент надо будет поменять. В принципе, замена производится в случае механических повреждений устройства. В целом процесс замены довольно простой, однако для правильного выполнения задачи необходимо соблюдать последовательность действий, описанную ниже.

    Итак, как снять трапецию:

    1. Сначала отключите проводку под капотом, которая соединяется с блоком.
    2. Произведите демонтаж защитного кожуха, за которым скрывается вентилятор отопителя. Также надо будет демонтировать фильтр печки.
    3. Мотор печки надо отключить от бортовой сети, для этого его просто отодвиньте в сторону. Снимать этот элемент не обязательно.
    4. Далее, со стеклоочистителя снимается накладка. Под прорезиненным кожухом вы можете увидеть гайку, фиксирующую дворник. Сам кожух следует немного приподнять — так вы сможете без проблем открутить гайку, после чего стеклоочиститель можно демонтировать.
    5. После этого надо снять кольца, а также уплотнительные компоненты с вала очистителя. То же самое надо сделать и с другим дворников.
    6. В моторном отсеке вы можете увидеть болты, фиксирующие трапецию — их надо выкрутить. На завершающем этапе необходимо демонтировать моторчик отопителя и блок или выкрутить редуктор трапеции, а затем ее извлечь.

    Схема стеклоочистителя имеет несколько типов исполнения. При любой схеме исполнения стеклоочистители должны обеспечить очистку лобового стекла при любом количестве осадков. Привод автомобильных стеклоочистителей, как правило, имеют две скорости. Он должен обеспечить укладку щёток при выключении в крайнее положение, не мешающее обзору водителя.

    На современных автомобилях привод стеклоочистителя имеет режим прерывистой работы. Он обеспечивается тепловым или электронным реле, включенным в цепь включения питания привода стеклоочистителя. Такой режим может быть как с постоянным промежутком времени, так и регулируемым.
    При прерывистой работе совершается один или два цикла прохода щёток по лобовому стеклу с перерывами 3 — 5 секунд. Кроме того на некоторых автомобилях, например ВАЗ классика, прерывистый режим выполняет функцию малой скорости привода стеклоочистителя.

    На некоторых автомобилях импортного производства, место прерывистой работы используется плавная регулировка скорости, которая обеспечивается изменением напряжения на электродвигатель электронным блоком.

    Способы подключения стеклоочистителей.

    Схему подключения стеклоочистителей можно разделить на два вида, по способу подключения переключателя режимов работы.

    При первом способе подключения на электродвигатель привода стеклоочистителя подаётся постоянный плюс, а переключатель режимов соединяет элементы двигателя с минусом. Этот способ широко применяется в иностранных и отечественных автомобилях.

    Второй способ полностью противоположен первому, то есть питание на электродвигатель подаётся через переключатель режимов, а минус в этом случае берётся с корпуса привода.

    Я предлагаю рассмотреть принцип работы схемы стеклоочистителей автомобиля на примере, где плюс на электродвигатель подаётся через переключатель режимов, так как это более распространённый способ подключения.

    На схеме представлено подключение привода стеклоочистителя с электродвигателем от постоянных магнитов и имеющего две скорости работы. Разница оборотов в данной схеме обеспечивается смещением одной из плюсовых щёток относительно физической централи якоря электродвигателя.

    Схема стеклоочистителя работа.

    Нулевое положение.

    Схема состоит из плавкого предохранителя F, трёхпозиционного переключателя SA, электродвигателя с постоянными магнитами М и концевого переключателя SQ. Нулевое положение переключателя SA соответствует выключенному состоянию стеклоочистителя автомобиля. Если переключатель перевести в это положение после рабочего то остановка электродвигателя произойдёт только после размыкания концевого переключателя SQ, которое происходит в момент нахождения щеток стеклоочистителя в крайнем положении.

    Замыкание щётки электродвигателя, переключателем SQ, на массу приводит к динамическому торможению и резкой остановке электродвигателя, что препятствует проскакиванию момента отключения и повторной подачи питания на щётки электродвигателя через SQ, что приведёт к безостановочной работе электродвигателя.

    Первое положение.

    При переводе переключателя SA в первое положение питание от предохранителя F через контакты переключателя, будет поступать к щётке электродвигателя, и привод будет работать на низкой скорости.

    Второе положение.

    Если включить второе положение, то питание получит дополнительная щётка электродвигателя, смещённая относительно минусовой щётке, что приведёт к изменению магнитного потока якоря и увеличению скорости вращения.

    «Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CТRL+ENTER»

    admin 31/08/2011