Установка дополнительных фар дальнего света

Водители профессионалы, автопутешественники, спортсмены и любители бездорожья часто попадают в ситуации, когда возможности штатных осветительных приборов явно недостаточно для комфортной или безопасной эксплуатации автомобиля или квадроцикла. К нам часто обращаются с просьбой о помощи в решении различных задач, связанных с недостатком освещения и я позволю себе свести в короткой статье весь накопленный мной опыт в этом направлении.

Итак, попробуем выработать ряд универсальных требований к световым приборам, а проще говоря, к фарам и фонарям, установленным на нашем внедорожнике.

Требование первое: наш автомобиль должен быть отчетливо виден всем участникам движения в светлое и темное время суток, все световые сигналы, подаваемые водителем должны быть видны тем, кому они адресованы. Для обеспечения этой задачи на автомобиле штатно установлено некоторое количество фар и фонарей, четко регламентированных ГОСТом и здравым смыслом. Ну, что тут добавить? Разве что, фары и фонари надо держать чистыми, да своевременно менять в них перегоревшие лампы. Ну и разве что… если габариты Вашего авто серьезно изменились, а такое случается с внедорожниками при установке на крышу брутальных экспедиционных багажников, вынесении запаски на калитку, появлении на машине мощных силовых бамперов… В общем, если установленное дополнительное оборудование сделало машину больше, или прикрыло штатные фонари и фары, вспомните, что чем автомобиль заметнее, тем он безопаснее для экипажа и окружающих. А вспомнив, задумайтесь не стоит ли установить на автомобиль дополнительные габаритные огни, более четко определяющие новый габарит машины, повторитель стоп-сигнала, потому, как родные «стопари» находятся ниже ватерлинии и вечно замазаны грязью… Дополнительные же фары спереди, включенные даже днем делают Вас более заметными для встречных, и выезжающих перед Вами с прилегающих территорий.

Второе, основное требование к фарам: освещать. Для четкого понимания задачи разделим местность вокруг нашей машины на три зоны. Первая зона находится в непосредственной близости вокруг машины, в пределах пяти-десяти метров от нее. Качественное ее освещение необходимо при маневрировании, движении по бездорожью, пешем передвижении вокруг машины, особенно в условиях пересеченки, работе с дополнительным внедорожным снаряжением, лебедкой, в условиях организации лагеря и для освещения самого лагеря. Для частичного освещения этой зоны можно использовать ближний свет головных фар, и штатный белый фонарь заднего света . Однако, фонарь очень слаб, а штатные фары светят только вперед… Для создания комфортных условий на автомобиль разумно установить дополнительные противотуманные фары, обеспечивающие очень широкий угол освещения перед машиной. Однако, для того, чтобы эти фары отменно справлялись со своей противотуманной функцией они должны быть установлены как можно ниже, ближе к земле. Этим требованием создается множество неудобств, фары легко пачкаются, слепят находящихся впереди автомобиля, да и при всей ширине их луча, они все равно освещают пространство только спереди автомобиля, создавая узкий горизонтальный луч. В общем, туманные фары, установленные на бампер или кенгурин автомобиля очень полезны в условиях тумана, в дымке и сильный снегопад… Да и только… Наиболее практичным решением по освещению всей зоны, находящейся в непосредственной близости от автомобиля, будет установка фар рабочего света.

Эти фары дают широкую и равномерную световую заливку, тем более удобную, чем выше они установлены. Если фары рабочего света установить на крепкий экспедиционный багажник, и направить «на все четыре стороны» то Вы получите отличный результат. Если на крыше машины нет багажника, присмотрите возможные места крепления с учетом защищенности фары от веток и сучьев. Распространенными местами крепления рабочих фар являются петли двери багажника, калитка запаски и сама запаска, водосток по периметру крыши, силовой бампер и кенгурин спереди автомобиля. При установке фар на багажнике, обратите внимание на засветку капота и других частей машины видимых с места водителя. Такая засветка недопустима, так как будет серьезной помехой при управлении машиной, и причиной быстрого утомления глаз и рассредоточения внимания.

Следующая зона, требующая качественного освещения – поверхность земли впереди автомобиля от его передней части и метров на 20-50 вперед, с достаточно широким углом в обе стороны. Эта зона освещается штатным ближним светом фар нашего автомобиля, и большую часть времени, управляя автомобилем, мы контролируем именно ее. Однако, штатный головной свет не всегда может комфортно и равномерно осветить всю эту зону, и тогда на помощь приходят дополнительные противотуманные фары, о них мы уже упоминали, и так называемый водительский свет, по сути являющийся дополнительным ближним светом. Технический регламент и ГОСТы четко описывают места установки противотуманных фар на автомобиле следующим образом: на легковые автомобили допускается установка противотуманных фар исключительно в количестве двух штук с рассеивателями белого или желтого цвета. Располагать их следует симметрично относительно продольной оси не дальше 400 мм от плоскости бокового габарита (по внешней кромке фары) и не ниже 250 мм от уровня поверхности дорожного покрытия (по нижней кромке фары). Для легковых автомобилей ограничения по высоте определяются еще и требованием расположить дополнительные фары не выше фар ближнего света. Установленные на автомобиль фары не должны загораживать штатную оптику.

Таким образом с противотуманками все ясно, правила их установки и регулировки четко описаны, а вот водительский свет не упоминается ни в каких нормативных документах, и потому, фактически вне закона. Устанавливая его на автомобиль, надо понимать, что для выполнения функций, аналогичных функциям ближнего света и установлены такие фары должны быть неподалеку, то есть на бампере, или кенгурине автомобиля, и отрегулированы в соответствии с требованиями к регулировке фар ближнего света.

Четвертая, условная зона, нуждающаяся в освещении – это поверхность впереди и по сторонам – по ходу автомобиля на расстоянии 35-100 метров от капота. Эта зона нуждается в особенном контроле при движении на высоких скоростях, и освещение ее должно быть наиболее ярким и равномерным. И тут в помощь головным фарам дальнего света придут дополнительные. Устанавливать их следует перед решеткой радиатора, на бампер и кенгурятник, возможно, выше фар головного света, но не на крышу и багажник автомобиля. Установив фары таким образом мы добьемся максимально качественного освещения большой площади полотна дороги и возможных препятствий в его окрестностях. В случае, если эти фары установить сверху машины, то лучи от них будут создавать на поверхности земли отчетливые «пятна» и цель достигнута не будет, да и ночные насекомые, попадающие в луч фар перед лицом водителя доставляют серьезный дискомфорт, сопровождаемый желанием увернуться от них…

Впрочем, мощные фары-прожектора на крыше имеют право на существование, для разглядывания далеко находящихся объектов, однако для этих целей более практичным нам видится использование фары-искателя – мощного прожектора, установленного на подвижном основании. Подвижное крепление позволяет направлять луч фары на интересующие объекты и осматривать дальние окрестности в темноте. Крепятся такие фары обычно так, чтобы ими мог управлять через окно водитель или пассажир автомобиля, на передние крылья, двери, или на крыше, с возможностью направления луча рукояткой внутри салона. Производятся и дистанционно управляемые сервоприводами фары-искатели.

Общие требования к дополнительным фарам, устанавливаемым на внедорожник просты и понятны. Фары должны быть герметичны (в случае установки их ниже «ватерлинии» это требование строго обязательно), уверенно переносить толчки и вибрации, и быть физически прочными, ведь ветки и сучья наносят порой серьезные увечья даже элементам, защищенным надежными каркасами и сетками. Электрическая проводка к фарам дополнительного света должна строго соответствовать потребляемым токам. Все цепи питания дополнительных фар должны управляться при помощи силовых реле, и защищаться отдельными предохранителями, а проводка к фарам проложена так, чтобы максимально снизить риски ее повреждения ветками или подвижными деталями автомобиля. Для удобства оперативного монтажа и демонтажа фар, известные производители комплектуют свои изделия герметичными разъемами. Среди многообразия различных моделей и вариантов исполнения дополнительных фар особую популярность у джиперов, по понятным причинам, завоевали фары в пыле и грязезащищенном исполнении, а также в герметичных корпусах повышенной прочности. Кстати, думаю, следует напомнить, что установка фар дополнительного света, равно как и любых других мощных электропотребителей, требует особого внимания ко всей электропроводке автомобиля, состоянию его АКБ, а возможно, и дополнительных аккумуляторов, и генератору.

Мы не настаиваем на строгом соблюдении наших рекомендаций, они лишь дают представление о наиболее правильном расположении тех или иных типов фар.

Для удобства и наглядности место положение фары мы указываем соответствующим номером. В каждом варианте Вы можете посмотреть фотографию, сравнив световую эффективность предложенных фар.

Лучших результатов по освещению дороги и световой эффективности можно добиться при функциональном разделении оптики, т.е. когда каждая фара решает свою узконаправленную задачу.

Штатный головной свет

Мы достаточно много получаем звонков и писем с вопросом, как улучшить ближний свет автомобиля. Перед тем как приступить к модернизации и доработке фар, необходимо ответить на вопрос, почему фары стали светить хуже.

Несколько возможных причин ухудшения света:
- Отрегулируйте фары на стенде. Часто этого вполне достаточно для решения проблемы.
- Замените ламы. Не реже, чем раз в два года или 60 000 км пробега, что наступит раньше. Обратите внимание, что ксеноновые лампы со временем теряют свою интенсивность и тоже требуют замены, даже если они еще работоспособны. Средний срок службы ксеноновых ламп D2S (R), составляет порядка 2.500 часов. Гарантированный срок службы галогеновых ламп 100 — 650 часов.
- Отражатель фары покрыт слоем пыли из-за не герметичности корпуса или нарушении вентиляционных отверстий, нарушение вентиляции может также приводить к запотеванию и коррозии отражателя. Уменьшение отражающих способностей приводит к перегреву и выгоранию амальгамы.
- Занижено напряжение на разъемах фары из-за окисления или коррозии контактов.
- Покровное стекло (пластик) ваших фар, имеет множественные царапины и сколы.
Каждая царапина или скол на стекле, превращаются в небольшую призму, отклоняя световой луч от своей оси. Полировка пластика позволяет кратковременно решить проблему т.к. через некоторое время фара опять приобретет прежний вид. Дело в том, что все современные фары с покровным стеклом из поликарбоната имеют лаковое напыление для повышения абразивной стойкости и грубая полировка удаляет эту защиту.

Если фары исправны, а света все равно не хватает.

Варианты решения проблемы:
- Установить лампы с большей светоотдачей, например лампы Hella +90% света.
- Если фары Вашего автомобиля подходят к одному из стандартных размеров: 144мм; 169мм; 200x142мм или 167x107мм. Их можно заметить на фары Hella с большей световой эффективностью.
- Установить дополнительные фары ближнего/дальнего света.
- Модернизировать Ваши штатные фары, установив в них оптические модули компании Hella.

Теперь остановимся подробно на предложенных вариантах.

1. Установка ламп с большей светоотдачей.

Благодаря более длинной нити накаливания с дополнительным количеством витков и специальному составу газа внутри стеклянной колбы, удалось увеличить световой поток, сохранив при этом регламентированные стандарты мощности

H4 Hella 12V 60/55W H4 Hella 12V 60/55W +90%

2. Универсальные фары

Какие фары выбрать и куда закрепить?
В большинстве случаев мы рекомендуем экономить место на бампере для дополнительных фар дальнего света, но в тоже время спешим заметить, что наибольшая эффективность будет все же от навесных фар.

Если эффективность штатных фар дальнего света вас вполне устраивает, а густой туман и метели для вас не редкость, тогда Ваш выбор навесные фары противотуманного света. Ассортимент их весьма велик, выбирать их следует из своих предпочтений дизайна и наших тестов, опубликованных в разделе .

Luminator Luminator Compact Jumbo 320 FF
FF - 50

Чаще нужен дополнительный дальний? Тогда место противотуманных фар в бампере на их штатном месте. И тут есть из чего выбрать. Модульные фары противотуманного света отличаются по размеру и соответственно по световой эффективности, чем фара больше, а точней ее отражатель, тем света и площадь освещения больше.

Следует отметить, что в настоящие время появились многофункциональные противотуманные фары, совмещающие несколько режимов работы:
- Dynaview Evo2 (Система освещения поворотов, при совершении маневров + ПТФ)
- D90мм DRL/Fog light (Фара дневного света + ПТФ)

Естественно, что перед приобретением противотуманных модулей их лучше примереть, чтобы не возникло проблем с дальнейшей установкой.

Модуль D50мм ПТФ
Модуль D90мм ПТФ Модуль D 90мм
DynaView® Evo2
Модуль D100мм ПТФ

Дополнительный свет

Продолжение следует…

Арматурные работы Отечественные автомобили Иномарки малый класс Иномарки средний класс Внедорожники Микроавтобусы
Снятие/установка переднего бампера 500 p 1 000 p 1 000 p 2 000 p 2 000 p
Снятие/установка заднего бампера 500 p 1 000 p 1 000 p 2 000 p 2 000 p
Разборка бампера 400 p 800 p 800 p 1 000 p 1 000 p
Снятие/установка двери - 1 000 p 1 000 p 1 100 p 1 100 p
Снятие/установка крыла - 900 p 900 p 900 p 900 p
Снятие/установка подкрылка - 240 p 240 p 240 p -

Езда на машине в ночное время, либо в сумерки, туман или в дымке вызывает усталость и ошибки даже у привычных к этому дальнобойщиков-профессионалов. Облегчить процесс вождения автомобиля в таких условиях поможет установка дополнительных фар авто. Этот девайс улучшит вашу способность быстро оценивать события на трассе. Штатные фары автомобиля, особенно при езде по гравийным дорогам получают множество мелких повреждений. Их свет тускнеет. Поэтому при установке дополнительных фар авто старым штатным фарам желательна замена стекла фары . При этом вы получите одновременный усиленный световой поток от штатных и дополнительно установленных фар.

Требования ПДД и их соблюдение

Установка дополнительных фар автомобиля жестко регламентируется требованиями ПДД. Разрешены к установке противотуманные фары, либо еще одни фары дальнего света в количестве, не больше двух штук. Цвет этих фар - белый или желтый. При установке противотуманных фар соблюдаются следующие требования:
  • Возможность использования независимо от работы штатных фар авто.
  • Установка во фронтальной части авто по его оси, не менее 0.25 м от поверхности.
  • Для малолитражных авто – не более 0.80 м от поверхности дороги.
  • Противотуманные фары должны быть на уровне либо ниже штатных фар ближнего света.
  • Расстояние от кромки фар до границы поперечного габарита автомобиля не более 0.40 м.
Прежде чем установить еще одни фары дальнего света вам желательно проверить работу ламп. Если найдены неисправности или нестабильная работа, то должна быть сделана замена ламп в фарах . При установке еще одних фар дальнего света существуют нормативы ПДД, которые предписано исполнять:
  • Дополнительные фары обязаны допускать совместную работу с основными фарами дальнего света.
  • Они не должны заслонять габаритные огни автомобиля.
  • Дополнительные фары должны хорошо освещать не менее 100 метров при хороших условиях.
  • Они должны зажигаться совместно с основными штатными фарами дальнего света и гаснуть при переходе на ближний свет.

Комфорт и безопасность

Если вам плохо видна дорога в свете фар вашего автомобиля, вам лучше обратиться к специалистам по автосвету и протестировать фары. При необходимости сделать ремонт блока ксенона . Далее следует серьезно подумать и установить дополнительные фары автомобиля. Специалисты подскажут, какие фары больше подходят к вашему авто и принесут больше пользы. Установка дополнительных фар принесет вам новые ощущения при езде в условиях недостаточного освещения. Это - ваша безопасность на дороге. Вы будете меньше напрягаться и уставать.

Всем привет!
Немного об установке доп фар дальнего света. на ФФ2 рестайл
На форуме информации я не нашел, поэтому когда сделал себе, решил написать, вдруг кому пригодится..
(К сожалению, фото делал уже после окончания работы поэтому то что внутри не видно, ну не разбирать же обратно)
Сразу оговорюсь - ставил не для красоты, а потому что много езжу по межгороду. т,е. чтобы дорогу светили, а не душу грели:-)) как это будет смотреться - не имело особого значения.

На официальном дилере мне ставить отказались, сказали что нет у них такой работы -крепить доп. фары.
Согласились только проложить провода. Правда, пришлось потом все равно самому переделывать, но это уже не важно. - есть бумага, а значит гарантия жива;)

Крепление же пришлось колхозить самому.

Какие требования при этом учитывались:
1) фары должны быть закреплены жестко к несущим стальным элементам (иначе будут трястись)
2) Целостность внешних элементов а.м. (бампре, крылья, и пр.) должна быть сохранена, так как а.м служебный, и его потом сдавать нужно.

В ходе изучения конструкции передка была снята передняя пластиковая панель-вставка в бампер (та на которой номер крепится), и под ней BINGO!!! на силовой стальной поперечной балке были обнаружены специальные кронштейны "уши" с отверстиями под 10мм. :apl:
Заметьте на дилере о них не в курсе!

Дальше дело техники:
Примерить соответствие этих "ушей" с той точкой в которой нужно сверлить пластиковую панель вставку и просверлить в этих точках отверстие 10мм
После чего просверлить корончатым сверлом (не уверен что именно так называется) широкое отверстие.

Для чего нужно широкое отверстие:
1) позволяет подправить неточность первого сверления. :D
2) дает возможность пластиковому бамперу во время движения на неровностях, свободно смещаться ("играть") относительно балки. Это заложено в конструкции, поэтому нельзя жестко болтом крепления фары стягивать бампер и балку.
При широком отверстии фары крепятся только к жесткой стальной балке и с бампером не соприкасаются.
3) Позволяет вставить в отверстия чудесные резиновые заглушки от ВАЗ-2108 ;) (15-20 р на любом авторынке)
(IMG:)
(IMG:)
Т.е. если потом фары снять и вставить эти заглушки, то снаружи на машине будут только два аккуратных резиновых кружочка, причем в пластиковой панели, которая может быть легко и бюджетно заменена.
Соответственно корончатое сверло выбирал именно под заглушку (28 - 32 мм. Точно не помню)

Для того чтобы закрепить фары в кронштейнах на балке болты из комплекта фар (М10 с квадратными головками) не подходят (короткие)
Потребовалось два обычных болта М10Х100 плюс по 3 гайки к ним (ну и шайбы, гроверы)
Головки болтов пришлось срезать «болгаркой», до толщины головки болта из комплекта к фарам, так как головка обычного болта М10 намного толще, и фара не встала бы на место в своем креплении на П-образном кронштейне.
вот, для понимания вид снизу на болт со сточенной головкой в П-образном кронштейне

Порядок сборки этой мудреной конструкции таков:
1) Одеваем П-образный кронштейн фары на болт.
2) Надеваем шайбу и гровер.
3) Накручиваем до упора гайку которая будет прижимать кронштейн фары к головке болта (но пока не затягиваем)
4) Накручиваем на болт вторую гайку, но не до конца (см рисунок)
и надеваем шайбу.
5) Прикладываем (но пока не защелкиваем) пластиковую панель к бамперу
6) Просовываем через широкое отверстие в панели и отверстие в "ухе" болт вместе с надетыми на него элементами
7) Просовываем руку под панель и изнутри надеваем изнутри на торчащий болт: шайбу, гровер и гайку.
8) Затягиваем все гайки по местам, начиная с гаек крепления болта к "уху" на балке.
9) Одеваем корпус фары (без оптического элемента) на П-образный кронштейн и проверяем что она с запасом встает в горизонтальное положение. (если нет, отпускаем гайки крепящие болт к "уху" и увеличиваем длину, на которую болт выступает из бампера.
10) Повторяем все пункты со вторым болтом/фарой.
11) Подсоединяем провода
12) Собираем фары (корпусы и оптические элементы), проверяем что фары работают.
13) Затягиваем все гайки окончательно, защелкиваем панель на место.
14) Регулируем пучок света фар.

Фары: Hella Comet 450
Хотелось конечно Rally 1000, или что-нибудь помощнее, но:
1) Они мне попались по вкусной цене.
2) Большие фары - больший вес, а рычаг между креплением и ц.т. фары получился приличный – были опасения что будут болтаться.
3) Как выяснилось при примерке, фары большего размера закрывали бы номер.

Что получилось в итоге.
С точки зрения света:
1) фары держатся надежно и не дрожат.
2) существенно увеличили освещенное расстояние.
вот фото:

Дальний штатный
(IMG:)

Фото делал сразу как поставил, во дворе, но на шоссе, поверьте, разница впечатляет больше.

А красиво это, или нет - каждый пусть сам для себя решает.

Еще комменты:
Для удобства затягивания гаек изнутри, я снимал с машины основные фары и просовывал ключ оттуда.
Если есть подъемник, или эстакада, можно снять нижний пластиковый кожух между бампером и защитой. Тогда вообще очень удобно будет и сверлить и крепить. У меня подъемника не было и я обошелся без этого.
Можно заодно выкинуть ненадежную рамку номера и прикрутить его насквозь к панели болтиками М6. Никто кроме Вас его теперь снять не сможет;)