Образование одинцовой в романе отцы и дети. Образ Анны Сергеевны Одинцовой в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети. Жизнь Одинцовой после разрыва отношений с Базаровым

  1. Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
  2. Характер и обстоятельства жизни Одинцовой.
  3. Любовь Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой.

В романе «Отцы и дети» не так много женских образов: Анна Сергеевна Одинцова и ее сестра Катя, Фенечка, Кукшина, мать Базарова. Каждая олицетворяет нечто свое: Катя - уравновешенность и практичность, Фенечка - мягкость, любовь к мужу, Кукшина - пародия на самого Базарова, его мировоззрение, мать Базарова - преданность, материнство. Наиболее ярко и полно в романе Тургенева «Отцы и дети» выписан образ богатой помещицы Анны Сергеевны Одинцовой. Эта сильная натура сумела не только внушить уважение к себе нигилиста Базарова, но и влюбить его в себя.

Анна Сергеевна Одинцова, дочь известного кутилы и карточного игрока, рано осталась без попечения родителей с младшей сестрой на руках и маленьким поместьем, унаследованным от отца. Оставшись одна, девушка не опустила руки. Она выписала старую тетку, сестру своей матери, княжну Авдотью Степановну. Имея превосходное образование, Анна Сергеевна занялась воспитанием сестры Кати. Молодая женщина совершенно смирилась со своим положением и совсем не думала о замужестве. Однако скоро ее заметил Одинцов, богатый человек, который впоследствии и оставил ей большое наследство. Уже в первые минуты общения Аркадий заметил ум и рассудительность Анны Сергеевны: «эта молодая женщина уже успела передумать и перечувствовать многое...».

Анна Сергеевна Одинцова хорошо образованна и придерживается передовых взглядов. Она не обращает внимания на пересуды соседей и выше всевозможных сплетен и домыслов. Ее не тяготит одиночество, хотя, по мнению Базарова, она и хотела бы полюбить, да не может. Анна Сергеевна прекрасно разбирается в людях. Она сразу разгадала Базарова, и даже этот убежденный нигилист, отвергающий все и вся, постоянно испытывает в ее присутствии некоторую робость. Эта женщина обладает развитым чувством собственного достоинства, присущее разве что герцогиням или королевам. Я думаю, Одинцова как бы противопоставлена Базарову, хотя у них и много общего. Если главный герой находится в постоянной внутренней борьбе, то для Анны Сергеевны характерно спокойствие и безмятежность. Эта молодая женщина живет в полной гармонии, как с собой, так и с окружающими людьми. Она довольно расчетлива и имеет трезвый ум, однако не корыстна. Одинцова с заботой относится к близким, хотя бывает несколько строга со своими домочадцами. Она, в отличие от Базарова, тонко чувствует искусство, хорошо разбирается в литературе и музыке. В жизни, по мнению Одинцовой, во всем должен быть порядок. Стремление к размеренности и трезвости ума приводит к тому, что Анна Сергеевна оказывается неспособной на сильные, всепоглощающие чувства. Тогда как Базаров вдруг неожиданно обнаруживает в себе зачатки романтизма. Однако это если и смущает душевный покой молодой женщины, то ненадолго. Ее внутренний мир довольно скоро приобретает былое равновесие. Я думаю, Базарова невольно привлекает именно гармоничность Анны Сергеевны. Она свободна от предрассудков, имеет свое мнение по любому поводу, однако при этом оказывается выше всякого рода споров. Одинцова не стремится кому-либо что-то доказать. Можно сказать, она просто живет по своим правилам, одновременно отвергая и равнодушно уживаясь с окружающей пошлостью жизни. Ей интересен Базаров, однако довольно скоро Анна Сергеевна приходит к мысли, что душевное спокойствие дороже, что это не тот человек, который ей нужен. Хотя она не отказывает себе в удовольствии добиться от главного героя признания в любви.

В начале романа Базаров также добивается определенного равновесия. Он прекрасно чувствует себя в обществе обожающего его друга и поклонника Аркадия. Удачно парирует все наскоки со стороны Павла Петровича Кирсанова и, по большому счету, во многих спорах со «старою гвардией» остается победителем. Однако мировоззрение Базарова несколько противоречит его страстной человеческой природе, поэтому равновесие быстро нарушается. Это наиболее наглядно проявляется, когда главный герой встречает Одинцову. Он влюбляется в эту умную сильную женщину, причем «глупо, безумно», без малейшего намека на взаимность. Базаров понимает, что «от нее толку мало», однако и отказаться от своей любви тоже не в состоянии. Развивается серьезный внутренний конфликт, борьба чувств и разума. Базаров находит в себе силы, чтобы уехать из имения Одинцовой, однако он не может уйти из жизни, не встретившись с ней еще раз. Я думаю, любовь к Анне Сергеевне явилась той лакмусовой бумажкой, которая показала несостоятельность идей Базарова, его оторванности от реальной жизни, чувств. В итоге, как бы главный герой ни старался, он не смог подавить в себе то человеческое, что ему было так ненавистно в других людях.

Немаловажную роль для раскрытия основного идейного содержания романа «Отцы и дети» играют женские образы, которые введены Тургеневым в качестве воплощения некоторых, особенно значимых, качествах характера человека. Например, образ Фенечки олицетворяет мягкость и женственность, Катя Локтева – практичность и деловитость, мать Базарова – материнскую любовь и заботу. Особо тщательно и объемно автор описывает Анну Сергеевну Одинцову, так как ей он отводит главную роль.

Кто такая Анна Сергеевна Одинцова

Анна Одинцова – красавица аристократка, которая стала предметом трагической любви нигилиста Базарова. Она прошла нелегкий жизненный путь. Трудности ее закалили, сделали сильной личностью и самодостаточным человеком.

Характеристика Анны Одинцовой сложна и многогранна. Ее отец, игрок и кутила, оставил дочерям только долги и пришедшее в упадок имение. Однако, героиня не опускает рук, она многого добивается в жизни для себя и своей малолетней сестры. Она получила прекрасное образование, удачно вышла замуж. От природы ей дан острый ум и наблюдательность. Одинцова прекрасно разбирается в людях, ей свойственна трезвая оценка, практичность.

Анна Сергеевна показана достаточно гармоничной личностью, несмотря даже на свой молодой возраст. Ее трудно обмануть: героиня видит все объективно. И в то же время, в романе «Отцы и дети» Анна Одинцова показана личностью, не способной проявлять сильные чувства, вернее сказать, она не дает им свободу, считая настоящими ценностями душевное спокойствие и равновесие.

Взаимоотношение с Базаровым могли нарушить ее спокойный уклад жизни, и она спокойно и уверенно отказывает Базарову в ответном чувстве, предлагая остаться друзьями. В итоге, Одинцова находит себе мужа не по любви, а по убеждениям, с прекрасной перспективой благополучной и умеренной жизни.

Тест по произведению

Анна Сергеевна Одинцова — персонаж второго плана, хотя и исключительно важный, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Она появляется на страницах произведения, чтобы стать испытанием для главного героя — Евгения Базарова. Этим её роль исчерпывается, потому Одинцова — персонаж статичный: ничто в ней не меняется, не развивается.

Одинцова — 28-летняя богатая и красивая вдова. Она умна, начитанна, интересуется всем новым и необычным. Потому Базаров и привлекает её внимание.

Но в отношениях с Евгением Анна Сергеевна ведёт себя ровно так, как Базаров поступает с лягушками: она будто изучает его со стороны, «препарирует», смотрит, как бьётся сердце, учащается дыхание, изменяется поведение, при этом сама остаётся холодна и «в стороне».

Возможно, причина тому — прошлое Анны. Она рано осталась без родителей, сама воспитывала младшую сестру, вышла замуж по расчёту за Одинцова, овдовела и, кажется, устала от испытаний, так рано выпавших ей.

На свидании в гостинице Анна с интересом наблюдает за Базаровым, который, к удивлению друга Аркадия, «ломается» — говорит неестественно и много, явно хочет «показаться». Одинцова же сохраняет спокойствие: «По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывала впечатления: оно сохраняло одно и то же выражение…»

Анна приглашает Базарова и Аркадия погостить у себя в имении, в прекрасно обустроенном доме, богатом и уютном. Всё время она разговаривает с Евгением — о науке, опытах, искусстве, людях. Но разговоры эти странные: Одинцова обычно задаёт вопрос и внимательно слушает, не высказывая своего мнения, внимательно наблюдая за собеседником, словно изучая его и… развлекаясь одновременно.

Даже в момент признания она сама «вытягивает» из Евгения роковые слова, ставшие истинной причиной гибели героя: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились».

Анна Сергеевна действительно добивалась этой любви — методично, последовательно, словно проверяя на практике «науку страсти нежной». Однако сама осталась холодна и разумна: «Нет, — решила она наконец, — Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».

Одинцова поступает именно так, как декларирует Базаров — без романтики, без чувств. Для неё главное — её прекрасный дом, налаженный быт, покой, всё то, ради чего Базаров думает «расчищать» жизнь.

Анна ещё выйдет замуж — по расчёту, за видного деятеля, человека её круга, либерала, «холодного, как лёд». И всё в их жизни будет упорядоченно, разумно, практично. Только нигилист Базаров будет лежать под землёй, с сердцем, разбитым «романтизмом».

Характеристика героини

Анна — умная, расчётливая и холодная женщина. У неё сильный характер, с помощью которого она способна справиться даже с сильным соблазном: «Или?» — произнесла она вдруг и остановилась, тряхнула кудрями…»

Но сила воли позволяет ей отказаться от близости с Базаровым, который ей хотя и интересен, но разрушит весь её привычный и такой налаженный мир. После всех треволнений Анна понимает, что к Евгению её влекло «сознание уходящей жизни, желание новизны», но Одинцова «заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее — и увидала за ней даже не бездну, а пустоту…»

Однако Одинцова, при всей её разумности и практичности, благородна. Иначе она не смогла бы стать любовью Базарова. По просьбе умирающего Евгения она приезжает, а на его просьбу не приближаться — «Не подходите ко мне: ведь моя болезнь заразительная» — решительно подходит к дивану и садится рядом, а потом ещё и «приложилась губами ко лбу».

Образ героини в произведении

Анна Сергеевна — вспомогательный герой. Она не представляет для Тургенева самостоятельной ценности — всё в ней статично и известно, всё в ней — обычно, хотя героиня отличается умом, красотой, образованностью.

Одинцова нужна Тургеневу, чтобы Базаров влюбился, чтобы разрушить самый главный миф, круживший голову молодёжи: любви нет — только физиология и инстинкт размножения.

С помощью Одинцовой Тургенев раскрывает перед нами Базарова как чрезвычайно глубокого и сильного человека, способного и трезво мыслить, и безумно страдать, и уметь признать своё поражение.

В 1983 году вышла еще одна экранизация романа Тургенева – четырехсерийная лента «Отцы и дети» с Натальей Даниловой в роли Одинцовой. Фильм снял режиссер Вячеслав Никифоров на киностудии «Беларусьфильм».

В 2008 году четырехсерийную экранизацию «Отцов и детей» сняла режиссер . В образе Анны Одинцовой выступила актриса . Богатую усадьбу Одинцовой снимали под Брянском в поместье Тютчева, которое сейчас стало музеем-заповедником. Это большой каменный дом с колоннадой в стиле русского классицизма.


В фильме Авдотьи Смирновой сцена объяснения Базарова и Анны разворачивается в комнате, которая заставленная богемским стеклом, хрупкими бокалами и кувшинчиками. Дребезжание тонкого стекла подчеркивает напряженность сцены и хрупкое изящество дворянского мира, в который Базаров врывается, как слон в посудную лавку.

Цитаты

«По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо».
«Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной - длинная, длинная дорога, а цели нет... Мне и не хочется идти».
«В деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет».

Одинцова Анна - главный женский персонаж в известном романе И. Тургенева «Отцы и дети». Эта женщина продолжает серию знаменитых героинь писателя. И хотя она, в отличие от других действующих лиц, не является молодой девушкой, процесс формирования и становления которой часто становился объектом пристального внимания и интереса автора, тем не менее, занимает видное место в его творчестве как человек, сумевший пробудить чувство в главном герое, который, в свою очередь, стал одним их самых выразительных персонажей в русской литературе.

Внешность

Одинцова Анна - очень красивая женщина. Писатель делает упор на особый тип ее красоты: она была не просто внешне привлекательной светской дамой (таковых в свете было немало), а человеком одухотворенным, интеллигентным, глубоко чувствующим и с философским складом ума, что, разумеется, отразилось в выражении ее лица, на ее походке, манерах, умении себя держать в обществе.

Автор при описании облика героини употребляет такие эпитеты, как «свежая», «чистая», которые подчеркивали не столько внешнюю красоту, сколько богатый внутренний мир. Одинцова Анна Сергеевна, характеристика внешности которой позволяет лучше понять ее характер, не зря сразу привлекает внимание главного героя, который небрежно замечает, что она не похожа на остальных женщин.

Первое появление

Впервые персонажи романа, Базаров и его друг Аркадий, встречают героиню на светском мероприятии. Последний был очарован и пленен ею, однако автор сразу подчеркивает, что она была его умнее, рассудительнее и спокойнее, поэтому читатель сразу понимает, что эта степенная женщина не станет парой для пылкого и горячего молодого человека. Зато Базаров сразу привлекает ее внимание, да и он сам также ею заинтересовался. Одинцова Анна Сергеевна, внешность которой выдавала в ней незаурядную натуру, была немногословной и очень рассудительной.

Все в этой женщине дышало покоем, умиротворением и уверенностью в себе и своих силах. Ее осанка поражала достоинством, а лицо - умом и важностью. Показателен тот факт, что в ней не было и тени кокетства или жеманства, присущих большинству светских дам. Автор акцентирует внимание читателя на тех ее чертах, которые свидетельствовали о ее незаурядном интеллекте: у этой женщины немного нависший белый лоб, внимательные наблюдательные светлые глаза, обаятельная, располагающая улыбка.

Одежда

Одинцова Анна одевалась просто, но со вкусом. Самое запоминающееся ее платье - черного цвета, и в этой маленькой детали внимательный читатель может найти параллель с Анной Карениной, которая появилась на одном балу в точно таком же наряде (в данном случае показательно также и совпадение имен героинь). Затем писатель несколько раз представляет ее в простом домашнем туалете: в легкой шерстяной одежде или белом платье, которое еще больше оттеняло ее красоту и непосредственность. Одинцова Анна почти всегда предстает в светлой одежде, которая окутывает ее широкими складками, подчеркивает естественность и непринужденность.

Социальный статус

Эта женщина по своему положению - богатая помещица. Она вдова, после смерти мужа так и не вышла снова замуж. Ее имение процветало, и это говорит о том, что героиня - очень умная и рачительная хозяйка. Она заботилась не только о себе, но и о младшей сестре, которая немного ее побаивалась, хотя и любила.

Тургенев сообщает несколько интересных фактов из жизни своей героини. Одинцова Анна Сергеевна до встречи с Базаровым была замужем за богатым человеком, которого совсем не любила, но согласилась вступить с ним в брак по расчету. Ее супруг был богатым, степенным и рассудительным, что вполне соответствовало характеру этой женщины. Умирая, он оставил ей все свое состояние: дом, сад, оранжерею и все хозяйство. Одинцова два года после его смерти не выезжала из деревни, потом побывала с сестрой за границей, но там быстро соскучилась и поскорее вернулась в свое поместье.

Характер

Одинцова Анна Сергеевна, характеристика которой является предметом настоящего обзора, была по натуре очень спокойной, рассудительной женщиной. Больше всего она ценила свой покой, умиротворение, привычный распорядок дня. Поэтому героиня избегала всего, что могло бы вывести ее из состояния равновесия и душевного умиротворения. Знакомство с Базаровым стало для нее также своеобразным испытанием, так как впервые она испытала довольно сильное влечение к этому человеку, что грозило в корне изменить ее жизнь.

Однако она нашла в себе силы преодолеть искушение и остаться верной тем принципам, которых придерживалась до сих пор. Одинцова Анна Сергеевна, характеристика которой доказывает незаурядность ее личности, успешно преодолела свою привязанность к главному герою, сохранив при этом к нему дружеские чувства, чего нельзя сказать о последнем. Базаров был человеком весьма импульсивным, и разочарование в любви принесло ему большие страдания.

Увлечения

Одна из самых колоритных героинь Тургенева - Одинцова Анна Сергеевна. Образование этой женщины весьма интересно с исторической точки зрения. В то время, когда происходит действие романа, женщины получали в основном гуманитарные знания и навыки ведения домашнего хозяйства. Героиня же произведения пошла несколько дальше своих современниц: она увлекалась ботаникой и неплохо в ней разбиралась. Благодаря этой теме она нашла общий язык с Базаровым. Интерес к естественным наукам для женщины этого времени можно считать необычным.

Однако Одинцова - героиня во всех отношениях весьма необычная, она делает то, что ей нравится, не считаясь с мнением окружающих. Впрочем, при этом молодая женщина пользуется популярностью в обществе, ее мнением дорожат, ее часто можно увидеть на светских раутах и приемах, а также балах.

Философия

Одинцова Анна Сергеевна, характеристика, цитаты которой доказывают наличие у этой необычной женщины стройного мировоззрения, довольно часто рассуждала с Базаровым о жизни, судьбе, о времени, что доказывало ее незаурядный ум. Например, отрицая его нигилизм, она задается вопросом: «По-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым?» Она заинтересовалась главным героем именно потому, что у него также была стройная система мировоззрения. В их разговорах и диалогах эти две системы постоянно сталкивались между собой, причем преимущество обычно оказывалось на стороне героини. Дело в том, что эта женщина жила так, как подсказывали ей ум и сердце, руководствуясь простым житейским опытом.

Она не мудрствовала, как Базаров, и предпочитала оставаться сама собой. Однако ее фраза «В деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет» доказывает, что она, тем не менее, стремилась заполнить свою жизнь смыслом, поэтому заботилась о младшей сестре, как мать, и работала над обустройством поместья.

Общие черты с Базаровым

Все читатели романа «Отцы и дети» наверняка всегда задавались вопросом о причине интереса этих героев друг к другу. Между обоими можно найти много общего. Герои, как уже было сказано выше, имели свою систему ценностей и философию жизни, которой следовали не только на словах, но и на деле. Одинцова, как и Базаров, была равнодушна к красотам природы. Она была умна, интересовалась науками, как и главный герой.

Героиня лишена предрассудков и, как и ее новый знакомый, жила по заведенному порядку, не считаясь с мнениями окружающих. При этом у нее не было никакой конкретной цели, в чем она сама однажды призналась: «Воспоминаний много, а вспомнить нечего… Мне и не хочется идти». Такая жизненная позиция удивляла Базарова, и в этом пункте между ними начинались расхождения.

Противостояние

Герой считал, что необходимо покончить со старым образом жизни и установить новый порядок. При этом сам он ничего для этого не делал практически: он не участвовал в революционном движении и не состоял ни в каких кружках, но, напротив, относился к молодым интеллигентам (вроде его случайного приятеля Аркадия) с добродушным презрением. Не такова Одинцова: она ко всему проявляла интерес, внимательно наблюдала за окружающими ее людьми, тщательно анализировала их характеры, поведение, слова. Базаров заинтересовал ее как человек незаурядный: молодая женщина сразу угадала в нем сильную личность с несколько эксцентричными взглядами, но способную на борьбу, и недюжинный физический и умственный труд. Эти качества сильно ей импонировали, кроме того, в Базарове чувствовался избыток жизненной силы и энергии, которую она старательно в себе подавляла.