Повар, кондитер базовой подготовки профессиональные компетенции. Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии «Повар, кондитер» учебно-методическое пособие на тему Результаты освоения общих компетенций таблица повар

Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов общественного питания.

Производство кулинарной продукции на современном предприятии сложный технологический процесс, который состоит из ряда последовательных операций по обработке продуктов, приготовлению блюд и кулинарных изделий. Удовлетворение потребностей общества в высококачественных и разнообразных продуктах питания, повышение культуры их потребления за счет совершенствования технологии производства, улучшения качества готовой продукции во многом зависит от мастерства поваров, от того какими профессиональными компетенциями они обладают.

В научной литературе выделены следующие существенные признаки компетенций:

    Понятие «компетенция» относится к области умений, а не знаний. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится не к знаниям ни навыкам; Быть компетентным – не означает быть ученым или образованным».

Профессиональные качества специалиста очень важны. Они формируют у будущего специалиста положительное отношение к своей профессии и людям с которыми он работает. Стремление к личностному росту, профессиональному совершенствованию, позволяет решать те производственные задачи, которые ставит перед ним работодатель:

    социальные, определяющие его взаимодействие с другими людьми;

    информационные, связанные с получением и обработкой информации;

    расчетные, связанные с умением решать профессиональные задачи;

    эксплутационные;

    управленческие, организационные;

    конструкторские;

    проектировочные;

    экономические, включающие поведение на рынке труда.

Компетенции формируются в результате осознанной деятельности. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых. Для того чтобы научить работать, нужно работать.

Профессиональная компетенция - емкое понятие, включающее не только профессиональные способности и умения (трудовая функция в рамках должности, профессии, специальности, квалификации), но и способность самостоятельно действовать в новых ситуациях при решении профессиональных проблем.

В нашем случае будущий специалист общественного питания должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе учёбы, должен быть готов к выполнению производственно технологической, организационно-управленческой, контрольно-технологической, опытно - экспериментальной деятельности; также должен владеть теоретическими основами и профессиональными компетенциями, такими как:

Механическая кулинарная обработка продуктов; основные приемы;

Приемы тепловой кулинарной обработки продуктов;

Технология приготовления супов, соусов, блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, овощей, рыбы и морепродуктов, мяса, мясных продуктов, сельскохозяйственной птицы;

Технология приготовления и отпуска блюд из яиц и творога, холодных блюд и закусок из рыбы, мяса и других продуктов, бутербродов, сладких блюд и горячих напитков;

Рецептуры, требования к качеству, условия и сроки хранения;

Технология приготовления мучных кондитерских изделий;

Технология приготовления полуфабрикатов;

Замес теста и способы его разрыхления;

Технологию приготовления дрожжевого и бездрожжевого теста, полуфабрикатов и изделий из них;

Способы украшения пирожных и тортов.

Владеть практическими основами профессиональной деятельности, а именно:

Вести технологический процесс механической кулинарной обработки сырья;

Готовить блюда и кулинарные изделия;

Выполнять комплектацию блюд и раздачу блюд массового спроса;

Определять качество приготовляемой пищи, предупреждать и устранять возможные ее недостатки;

Подготавливать кондитерское сырье к производству;

Приготавливать различные виды начинок, сиропов, помады, кремов, фаршей;

Вести технологический процесс приготовления различных видов теста, полуфабрикатов и изделий из них;

Украшать кондитерские изделия;

Вырабатывать штучные кондитерские изделия, пирожные и торты.

Ко всему этому мы должны:

Понимать социальное и экономическое значение предприятий общественного питания;

- знать правила хранения продуктов, режимы их обработки, нормы, соотношения и последовательность закладки продуктов, рецепты блюд, правила эксплуатации оборудования, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, физиологию питания, основы лечебной и диетической кулинарии;

Уметь обрабатывать различные продукты, приготавливать блюда в соответствии с рецептами, использовать специальное оборудование; составлять основные технологические карты блюд, составлять калькуляцию;

- иметь навыки использования методов применения профессиональных компетенций на практике;

- Для нашей деятельности необходимы тонкое цветоразличение, хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движений рук). Должны быть физически выносливыми, иметь хорошую долговременную память, объемный и линейный глазомер, уметь концентрировать внимание. Нужно тонкое чувство времени, высокая чувствительность к оттенкам запаха и вкуса, воспроизводящее воображение (способность глядя на рецепт, представить внешний вид и вкус блюда), нужно быть ответственным и честным.

Перечисленные компетенции формируются в ходе теоретической и практической подготовки в колледже. К первому этапу можно отнести учебные и лабораторно-практические занятия, на которых мы изучаем не только технологию приготовления различных блюд и полуфабрикатов, но и проводим калькуляцию блюд, составляем меню, составляем технологические карты, учимся правильно сервировать стол. В лаборатории колледжа есть возможность заниматься приготовлением холодных и горячих блюд из мяса, рыбы, птицы, молочных продуктов, овощей, фруктов. Мы получаем практические навыки от подготовки продуктов к приготовлению до получения готового блюда.

Раннее, до поступления в колледж на данную специальность т.е. «Повар, кондитер, калькулятор», мы ничего не знали об этой профессии и не представляли как будет интересно и полезно нам в общественном питании в дальнейшей жизни. Но для дальнейшего развития в данном направлении, для того чтобы стать квалифицированным работником нам необходимо сформировать в себе профессиональные компетенции будущего специалиста общественного питания. Ведь формирование профессиональных компетенций у студентов - одна из актуальных проблем в настоящее время.

Овладение компетенциями позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. Они обеспечивают гибкое поведение специалиста на рынке труда.

К следующему этапу формирования профессиональных компетенций можно отнести производственную практику, в ходе которой появляется возможность не только наблюдать за организацией рабочего процесса в организациях общественного питания, но и закреплять профессиональные умения на производстве. На личном примере я могу рассказать о значимости производственной практики, с 13.10.2014г по 20.11.2014г. мы проходили производственную практику на предприятиях общественного питания. Нас ознакомили с правилами и техникой безопасности на предприятии, также ознакомили со структурой предприятия и с должностными обязанностями специалиста общественного питания на предприятии . Я овладел необходимыми профессиональными компетенциями, закрепил свои теоретические знания и умения с производственного обучения. Я учавствовал в приготовлении различных блюд. Практика оставила у меня только хорошие впечатления. Коллектив нас принял доброжелательно, ответили на все вопросы. Практика дала мне общие представления о будущей профессии, и повысила интерес к учебе. Получено много ценной и полезной информации, которая несомненно окажет большое влияние в моей дальнейшей профессиональной деятельности . Мною был проведен небольшой социологический опрос студентов колледжа и сотрудников базовых организаций общественного питания в ходе которого выяснилось, что представители данной профессии очень востребованы на рынке труда

Еще одним этапом формирования профессиональных компетенций и мотивацией для нас может стать участие на профессиональных фестивалях и конкурсах, посещение мастер-классов шеф-поваров. Профессионалы своего дела демонстрируют нам особенности приготовления сложных блюд, необыкновенно-красивые способы их оформления. К примеру в период с 12.05.2014г по 20.05.2014г мы присутствовали на мастер-классе, который проводил специалист из Германии для обмена опытом и повышения уровня квалификации наших студентов. После таких конкурсов и мастер-классов у нас появляется еще большее стремление двигаться вперед, совершенствовать свои умения и навыки.

Список использованной литературы.

    Чебанная И.А. Теоретические подходы к определению профессиональных компетенций специалистов СПО // Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы. . – Ставрополь: Литера, 2008. – С. 99–103.

    Чебанная И.А. Формирование профессиональных компетенций специалиста средствами информационно-коммуникационных технологий // Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы. Матер. 53-й научно-метод. конф. СГУ «Университетская наука – региону» . – Ставрополь: Литера, 2008. – С. 103–105.

    Чебанная И.А. Профессиональные компетенции и технологии их формирования в условиях колледжа // Современные образовательные технологии. Матер. Всеросс. научно-практ. конф. – Тверь: ТГТУ, 2008.

    Мирсаетова Н. Условия формирования успешности в будущей профессиональной деятельности: статья / Н.Мирсаетова // Среднее профессиональное образование. – 2010. №3. – С. 61

    Прокопьев М. Компетентностный подход в образовании: статья / М. Прокопьев // Среднее профессиональное образование. – 2009. – №4. – с. 29.




Разработка ассортимента блюд и кулинарных изделий разрабатывается в соответствии с актуальными направлениями в ассортиментной политике предприятий индустрии питания г. Москвы и утверждается у социальных партнеров колледжа; (из него составляться меню обеда для каждого обучающегося) - ноябрь Закрепление тем за студентами – декабрь Выполнение Письменной экзаменационной работы (кроме практической части) декабрь 2012 г. – апрель 2013 г (проверяется ведущим преподавателем с выставлением оценки по 5- бальной системе и рецензирования работы) Демонстрации профессиональных компетенций приготовления и оформления блюд по меню в учебной лаборатории в присутствии экзаменационной комиссии, а также экспертов из числа работодателей май – июнь 2012 г (каждое блюдо оценивается отдельно, затем выставляется общая оценка за работу). После выполнения работы студенты составляют компьютерную презентацию и оформляют практическую часть ПЭР Демонстрации профессиональных компетенций приготовления и оформления блюд Презентация ВКР в присутствии аттестационной комиссии, состоящая из администрации, ведущих преподавателей, мастера п / о колледжа, экспертов из числа работодателей - июнь 2013 г. Студент представляет: Презентация ВКР в присутствии аттестационной комиссии, проверенную ПЭР, дневник по производственной практике, характеристику с предприятия компьютерную презентацию


Складывается из оценок ПЭР практического экзамена производственной практики оценки ответов на вопросы при защите работы По окончании экзамена аттестационная комиссия присваивает студенту III-IY разряд повара. По окончании экзамена аттестационная комиссия присваивает студенту III-IY разряд повара.


Титульный лист План - задание Содержание Введение (актуальность темы, новые направления в приготовлении и подаче блюд по теме, краткая историческая справка: происхождение названий, технологических терминов, сведения из истории производства кулинарных блюд вашего меню, цели и задачи работы).










2. Подготовка сырья к работе (Правила обработки, форма нарезки для данного блюда, условия хранения до использования) 3. Технология приготовления блюд (последовательность технологических операций, характеристика технологических режимов – температурный и временной режим термической обработки) 4. Оформление и отпуск блюд по меню (особенности в оформлении и подаче блюд по меню, температура подачи, требования к качеству)

В качестве основного механизма, призванного обеспечить подготовку квалифицированных рабочих специалистов среднего звена с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования выступают профессиональная компетентность, компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование профессиональных компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии «Повар, кондитер»

В качестве основного механизма, призванного обеспечить подготовку квалифицированных рабочих специалистов среднего звена с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования выступает профессиональная компетентность, компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование профессиональных компетенций.

Современная профессиональная школа испытывает острую необходимость в обосновании и разработке с теоретико-методологических аспектов и адекватного технологического обеспечения процесса развития творческого потенциала личности, как фактора ее успешной социально-производственной интеграции, ресурсы профессиональной мобильности и конкурентноспособности. Речь идет об овладении обучающимися целостной профессиональной деятельностью от целеполагания до самоанализа.

Именно перечень профессиональных компетенций для конкретной профессии или специальности отражен в новом макете ФГОС СПО.

Например, при разработке структуры профессиональной образовательной программы СПО для работников индустрии питания определено, что в соответствии с требованиями профессионального стандарта специалист должен демонстрировать способность и готовность, во-первых, планировать, организовывать и контролировать производственные процессы на отдельных участках (подразделениях) предприятия питания и, во-вторых, готовить и оформлять сложные блюда, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия с учетом требований качества и безопасности процесса приготовления и готовой продукции для различных категорий потребителей.

Для освоения этих профессиональных компетенций в структуру образовательной программы включены модули обучения, направленные на формирование готовности к выполнению набора конкретных трудовых функций.

2. Теоретические основы

Необходимо подчеркнуть, что каждый модуль предусматривает формирование как профессиональных, так и общих компетенций , включающих в себя определенный уровень готовности к принятию решений, использованию интерпретации информации и т. д.

Освоение совокупности профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций и составляющих модули обучения, становится целью образовательной программы. Таким образом, в структуре образовательного стандарта профессиональные модули, включающие обязательный объем знаний, умений и практического опыта, необходимого для выполнения различных видов профессиональной деятельности, заменяют традиционные специальные дисциплины.

Модульный подход к обучению, базирующийся на компетенциях , предусматривает разработку модульной профессиональной образовательной программы на основе отражения требований профессионального стандарта в целях и содержании образовательной программы, что предполагает изменение целей, содержания обучения и способов управления деятельностью по освоению компетенций .

Реализация модульных образовательных программ, основанных на компетенциях, требует принципиально иного подхода к организации учебного процесса, основной особенностью которого становится практикоориентированное обучение и самостоятельная работа обучающихся.

2.1 Самостоятельная работа обучающихся в модульных программах

Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности обучающихся, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.д.

Профессиональная карьера - это профессиональное становление и развитие личности, основными показателями которой является:

Профессиональная самостоятельность;

Профессиональная мобильность;

Способность работать в коллективе.

Под самостоятельной учебной работой следует понимать любую организованную мастером производственного обучения активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленных целей в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённых целей. С другой стороны – форму проявления соответствующей познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентами задания на учебной практике, которое, в конечном счёте, приводит его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

В каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной цели и задаче;

Формирует у обучающегося необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для решения определённых познавательных задач на каждом этапе его движения от незнания к знанию;

Вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных и профессиональных задач;

Самостоятельная работа обучающихся - составная часть обучения, деятельность обучающихся в процессе обучения, выполняемая по заданию мастера п/о, но без непосредственного его участия. Самостоятельная работа имеет целью проработку пройденного материала во время учебной практики.

Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у обучающихся , особенно на первом курсе, когда необходимо научить обучающихся правильно ставить учебные цели. Обучающимся необходимо научиться запоминать главное, поэтому их необходимо научить приемам запоминания, повторения, приемам смыслового конструирования, развивать мышление и функции понимания, осмысливания, нового на базе старого. Например, они знают теоретические основы приготовления блюда, а практическому приготовлению их нужно научить.

В виду того, что самостоятельная работа является важнейшей формой учебного процесса, мастеру п/о следует акцентировать ее преимущества по формированию параметров квалификационной характеристики.

Самостоятельная внеаудиторная работа учащихся на современном этапе развития педагогики выступает как важнее средство повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов. Именно в ней проявляется мотивация учащихся, его целенаправленность, самостоятельность, самовоспитание и другие значимые характеристики. Все эти характеристики соответствуют требованиям, которые выдвигают работодатели: умение работать с информацией, умение самостоятельно добывать знания и систематизировать их; профессиональная компетентность; высокая ответственность и организаторские и коммуникативные способности.

Необходимо отметить, что под « профессиональными компетенциями» понимается способность применять знания, умения для успешной деятельности: способность работать самостоятельно, способность брать на себя ответственность, готовность замечать проблемы и искать пути их решения, умение анализировать новые ситуации и применять знания для такого анализа. Однако следует отметить наличие многообразных определений понятия профессиональной компетенции»:

2.2 Определения понятия «профессиональная компетенция»

Определения:

А.В.Хуторской:

«включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;

В.Байденко :

«- это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а так также самооценивать результаты своей деятельности»;

И.А.Зимняя :

«- это внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования действий, системы ценностей и отношений) выявляются в компетентностях человека»;

Т.Ю.Базаров :

«- это требования успешной деятельности, сформулированные в терминах интегральных качеств индивидуального или коллективного субъекта»;

Б.И.Беспалов :

«- это требования профессии и система профессиональных задач, которые должен или может решать человек (задачи, входящие в его компетенцию)»;

В.Д.Шадриков:

«служат для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки специалиста»;

Г.В.Безюлева :

«- это понятие, характеризующее разные сферы деятельности человека, и представляющее собой обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной или иной деятельности»;

Освоение профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Повар, кондитер» невозможно без с соблюдением следующих условий:

  • правильно подобранных методов обучения, таких как:
  • репродуктивных демонстрациях;
  • проблемно-поисковых (постановка практических и ситуационных задач);
  • имитационных методов (анализ конкретных производственных ситуаций и задач; ситуационные решения; практические задания в процессе практики; обсуждение разработанных вариантов).
  • необходимых средств обучения, обеспечивающих оптимизацию достижение целей, (например, наличие учебных пособий по ФГОС, профессия «Повар, кондитер», документация, необходимая для уроков учебной практики, инструкционные карты, тесты);
  • материально-технического обеспечения уроков учебной практики по профессии «Повар, кондитер».

Материально-техническая база профессионального образования имеет первостепенное значение для формирования профессиональных компетенций выпускников, востребованным работодателем. Так, в учебном кулинарном цехе рабочие места обучающихся отвечают требованиям правил безопасности труда, санитарии, гигиены и пожарной безопасности. Создан и систематизирован методический и дидактический материал по всем разделам профессионального модуля. При прохождении учебной практики все обучающиеся обеспечиваются индивидуальными рабочими местами. Учебный кулинарный цех укомплектован необходимым оборудованием, инструментами, посудой, инвентарем: электрическими печами, электрическими плитами, холодильным оборудованием, весовым оборудованием и т. д. Наличие продуктов в соответствии с перечнем учебных работ для отработки трудовых приемов. Учебный кулинарный цех укомплектован специальной поварской мебелью: шкафами, столами, мойками. Оснащенность рабочих мест для проведения учебной практики предусматривает возможность приобретения профессиональных умений и навыков в соответствии с профессиональными компетенциями.

  • Прохождение учебной практики;
  • Организации самостоятельной работы обучающихся на занятиях учебной практики;
  • Компетентность мастера производственного обучения.

Только мастер производственного обучения может обеспечить формирование данных компетенций на достаточном уровне. В связи с этим особое значение имеет компетентностная модель мастера производственного обучения профессии «Повар, кондитер», включающая следующие уровни:

  • на 1 уровне задаются составляющие ценностного потенциала личности мастера п/о, он готов научить всем умениям;
  • 2 уровень представлен профессиональными и общими компетенциями мастера производственного обучения:
  • ориентация на профессиональную деятельность;
  • самообразование, повышение квалификации;
  • мотивационно-организаторская направленность взаимодействия мастера с обучающимися.
  • 3 уровень модели необходим для реализации профессиональной деятельности
  • Организация учебно-производственного процесса;
  • Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
  • Методическое обеспечение учебно-производственного процесса;
  • Участие в организации производственной деятельности. Участвовать в разработке и внедрении технологических процессов, разрабатывать и оформлять технологическую документацию.
  • Выполнение работ по профессии «Повар, кондитер» .

Таким образом, на основании всего вышесказанного можно прийти к следующему выводу:

  • среди педагогического сообщества отсутствует единое мнение на вопрос о понятии профессиональных компетенций;
  • основными условиями формирования профессиональных компетенций являются: правильно подобранные методы обучения, средства обучения, материально-техническое обеспечение уроков учебной практики.

3. Практические основы формирования профессиональной компетентности

Становлению профессиональной компетентности по профессии, на производственной практике в течение 3-х лет обучения, другими словами, это любые формы обучения, связанные с вовлечением обучающихся в производственную деятельность.

Обучающиеся нашего техникума во главе с мастерами производственного обучения организуют работу техникумовского буфета, для этого нужно рано утром приготовить различные виды теста (дрожжевое, бисквитное, песочное), приготовить разнообразные начинки (капуста, картофель, рис с фаршем, повидло), сформовать изделия, дать расстояться и выпечь в жарочном шкафу эти изделия. На плечи обучающихся также ложится реализация всей выпеченной продукции. В процессе такой производственной деятельности обучающиеся очень хорошо ориентируются во всех образовательных услугах: хорошо знают технологию приготовления различных видов теста, аккуратно формуют изделия из дрожжевого теста, знают температурные режимы выпекания дрожжевых изделий, бисквитного теста, песочного теста, проявляют гибкость и конкурентоспособность

После окончания техникума наши выпускники самостоятельно работают на предприятиях по выпеканию хлебобулочных изделий:

На предприятиях Сурского района;

На предприятиях Ульяновской области;

За пределами области;

Профессиональная самостоятельность – способность разбираться в требованиях, предъявляемых к деятельности по профессии, умение самостоятельно планировать, выполнять, принимать решения и контролировать выполненную работу.

Профессиональная мобильность . А мобильность как исходное понятие (от лат. mobiles – «подвижный» означает подвижность, готовность к быстрому выполнению заданий. Из этого следует, что профессиональная мобильность – это готовность и способность к быстрой смене выполняемых функций, а также специальностей в рамках одной профессии (повар, кондитер, составитель калькуляции на блюда, официант), способность быстро осваивать новые профессии или изменения в них, возникающих под влиянием технических преобразований. В психологическом словаре она определяется так же, как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности.

Для самораскрытия и самореализации внутренних потенциальных возможностей у обучающихся имеется обширная дополнительная литература, которая способствует самораскрытию и самореализации:

Литература по практическому приготовлению «Русских национальных блюд» в цветных иллюстрациях;

Литература по банкетной тематической (юбилей, новый год, торжество, 8 Марта, детский стол и т.д.) сервировке столов. С необходимыми скатертями, посудой и столовыми приборами;

Фуршетное оформление стола – с посудой, столовыми приборами и скатертями;

Имеется в наличии: стол круглый, стол квадратный, стол фуршетный, с удлиненными ножками для сервировки;

Развиты способности к сотрудничеству (обучающийся – мастер производственного обучения, обучающийся – обучающийся, где обучающиеся учатся друг у друга, перенимают опыт опытных мастеров п/о).

Что должен уметь обучающийся, работая с мастером

производственного обучения

п/п

1. Профессиональные качества:

Знание всех технологических операций

Умение выполнить технологический процесс

Профессиональная компетентность

Творческая работа

2. Распределение времени:

Планирование времени по операциям

Распределение времени на технологический процесс приготовления блюд

Время на творческий поиск

3.Коммуникативные качества

Умение активно работать

Пользоваться рабочей документацией

Устранять неполадки в работе

Добиваться своего признания

Слушать и убеждать в своей правоте

Учебная практика играет решающую роль в формировании профессиональных компетенций обучающихся, которая заключается в его специфических особенностях в части целеполагания, содержания, логики, дидактических принципов, организационных форм, методов и средств обучения.

Приоритетным для учебной практики является формирование профессиональных умений обучающихся перед формированием профессиональных знаний;

Ведущим методом учебной практики остается упражнение;

Основным средством учебной практики является производительный труд обучающихся;

Осуществляется неразрывная связь теории и практики;

Происходит сочетание обучения в специально-организованных условиях и в условиях реального производства.

Благодаря этим особенностям происходит последовательная реализация целей учебной практики в формировании профессиональных компетенций обучающихся:

Профессионализм (отработка правильности и точности трудовых действий, достижение определенной скорости их выполнения, развитие умений и навыков);

Профессиональной самостоятельности;

Профессиональной мобильности.

Основной формой организации учебной практики является занятие . Характерная особенность учебной практики – это целенаправленная учебно-производственная деятельность обучающихся на протяжении всего занятия. Для этого до мельчайших подробностей продумывается весь ход урока, разрабатывается его план, подготавливаются необходимые приспособления, проверяется комплектность и исправность необходимого технического оборудования, определяется и конкретизируется деятельность обучающихся на каждом этапе учебного занятия. Целесообразна разработка и применение инструкционно-технологических карт, тестовых заданий. Эти задания побуждают обучающихся проверить свои знания, приучают к самоконтролю, указывают им на пробелы, заставляют обращаться к технической литературе, к мастеру производственного обучения, к более сильному в учебе товарищу.

Практически показываю приемы выполнения заданий в рабочем и замедленном темпе, показ сопровождаю исчерпывающим объяснением. Рассказывая и показывая, я учу своих воспитанников правильно выполнять трудовые приемы и операции, соблюдаю при этом правила техники безопасности, производственной санитарии, санитарии и гигиены, знакомлю их с опытом передовиков, с новой техникой, прививаю любовь к избранной профессии, показываю элементы творческой работы. Понятное, доступное, располагающее объяснение, четкий показ приемов выполнения рабочих операций по приготовлению блюд, посильные задания – все это позволяет обучающимся успешно овладеть специальными навыками и умениями, приобрести уверенность в собственных силах и возможностях. Это имеет важное значение для хорошего психологического и эмоционального состояния воспитанников, для развития самостоятельности, мобильности, творческих способностей. В целом все это работает на профессиональную компетентность.

Профессия «Повар, кондитер» в настоящее время относится к числу востребованных профессий по стране, потому как развивается индивидуальное предпринимательство общественного питания, частный бизнес, ресторанный, придорожный бизнес, открывается большое количество точек общественного питания: кафе, мини-рестораны, закусочные, столовые, пельменные, пиццерии, бистро и т.д. Повсюду нужны квалифицированные специалисты своего дела, конкурентно-способные на современном рынке труда, отвечающие требованиям работодателей, быть мобильными, коммуникабельными, умеющими адаптироваться во всех условиях, быть профессионально компетентными.

Результативная деятельность:

60% выпускников устраиваются на работу по своему профессиональному назначению;

17% выпускников поступают учиться дальше по своему профилю;

5% выпускников занимаются частным индивидуальным предпринимательством (открыли цеха и занимаются выпеканием и продажей дрожжевых и кондитерских изделий);

10 % выпускников устраиваются работать не по профилю;

Ежедневно идет выпекание продукции из дрожжевого теста и кондитерских изделий для буфета, где от продажи всего выпеченного зарабатываются деньги, которые сдаются в кассу бухгалтерии;

Участие в ежегодных конкурсах профессионального мастерства по профессии «Повар, кондитер», как мастер производственного обучения, так и обучающийся;

Арт профи слет и т.д.

Управляю жизнью ученического коллектива, обучающиеся приобретают колоссальный опыт общения, исследовательской поисковой деятельности, опыт творческого решения задач, относящихся к профессиональной подготовке, формируют профессиональную культуру и компетентность.

Для качественного осуществления управленческих функций я владею практическими умениями профессиональных компетенции

Проблемные вопросы профессиональной компетентности , они создают фундамент творческого мышления:

Что нужно сделать, если цвет у борща получился не насыщенным, не ярким?

Если сильно пересолено при приготовлении картофельное пюре?

Если очень пережарены котлеты? И т.д.

Эти влияния обеспечиваются созданием в процессе обучения ситуаций интеллектуального затруднения – проблемных ситуаций и их разрешения. Они являются необходимым условием развития мышления обучающихся и эмоциональным средством в процессе обучения.

Принцип создания проблемных ситуаций:

1. Подведение обучающих к противоречию, с предложением самим найти способ его разрешения (если бисквит при выпекании получился осевшим, плотным);

2. Изложение точек зрения на один и тот же вопрос (разведение бульоном горячей, мучной пассеровки 1 обучающийся медленно разводит, 2 обучающийся разводит быстро и сразу);

3. Предложение обучающим рассмотреть блюдо с различных позиций (клиент, повар, кондитер, составитель калькуляции, директор кафе);

4. Побуждения обучающих делать сравнения, обобщения, выводы из сложившихся ситуаций (готовить блюда из качественных продуктов и что будет если некоторые продукту будут не совсем доброкачественными).

В данном случае уделяется большое внимание на профессиональную мыслительную деятельность обучающихся.

Существует направленное создание специальных ситуаций на поиск ошибок. На этой идее построен метод опоры на ошибки.

Ошибки познавательного характера совершаемые в процессе эволюции знаний, они объективно обусловлены неполнотой и ограниченностью знаний:

Например, в инструкционно-технологической карте специально предусмотрена одна незначительная ошибка, по ходу технологического процесса при приготовлении щей из квашеной капусты не указана закладка сахара, обучающиеся должны это заметить и по ходу деятельности справиться с этой операцией в нужном месте;

Познавательные ошибки группируются в специальную группу и используются в дальнейшем в качестве одного из средств обучения. Например, при приготовлении дрожжевого теста нельзя допускать такие ошибки:

Чтоб процесс брожения шел более 3,5 – 4 часа;

Нельзя делать в процессе брожения теста 4 – 5 обминок;

Нельзя добавлять масло со всеми другими компонентами одновременно;

При приготовлении песочного теста тоже имеется целая группа недопустимых ошибок;

Почему нельзя замешивать тесто в помещении с высокой температурой;

Что произойдет, если процесс замеса теста будет идти длительное время и т.д.

Особый интерес среди ошибок, вызывают ошибки, допущенные в профессиональной деятельности, разбор которых позволяет организовать более глубокое и осознанное усвоение профессионального обучения.

3.1. Творческая деятельность обучающихся, как главная форма профессиональной компетентности

В нашей работе творческое отношение ко всему происходящему, это неотъемлемая часть учебного процесса.

Творчество должно начинаться с первых уроков учебной практики. Правильная нарезка овощей это уже начало творчества. Приучаю обучающихся видеть разницу:

В правильных и не правильных размерах овощей;

Видеть разваренность овощей;

Внешний вид;

Консистенцию.

Показываю блюдо с правильной и неправильной технологией приготовления, делаю акцент на культуру и эстетику приготовления, обучающиеся видят разницу и что очень важно соглашаются со мной в этом направлении.

При приготовлении первых блюд учу обучающихся правильности и соблюдении технологии приготовления, а когда этот процесс будет пройден, здесь уже можно переходить к творческой инициативе. Для оригинальности и неповторимости вкуса можно добавить что-то свое, от себя, например,

Корицу, гвоздику;

Щавель, калину;

Дикий лук;

Апельсиновую и лимонную цедру;

Свежие ягоды.

Для фантазии и творчества предлагаю неограниченные возможности, конечно в рамках разумного того, что можно добавить для приготовления 1 блюд. Делаю акцент на то, что это уже начало вашего творчества, возможно это будет ваше именное блюдо, возможно ваши друзья и родные смогут оценить его по достоинству. Показываю, как эстетично должно быть оформлено 1 блюдо – строго в середину тарелки кладется ровным кружочком сметана, на нее посыпается аккуратно нарезанная зелень, такое блюдо выглядит очень эстетично и аппетитно.

Творчески можно подойти и к приготовлению самого простого блюда. Суп молочный, многие не едят молочных супов, предлагаю такое творчество при приготовлении этого супа:

Мелкая вермишель подкаливается на сковороде до слегка коричневатого оттенка;

Во время варки ее в молоке вкус и аромат становится специфическим;

При подаче в середину кладутся ягоды клубники, малины или размягченной кураги.

Это простое молочное блюдо превращается с ягодами в – десертное. Обучающиеся в свою очередь предлагают свои варианты приготовления молочного супа, мне очень нравится такое направление обучающихся, когда они становятся на творческий поиск, это начало, но оно важное, оно постепенно будет переходить в профессионализм и творчество.

3.2. Требования работодателей к подготовке специалистов в сфере общественного питания

Анализируя развитие сферы общественного питания, выявлено, что сегодня успех ресторатора зависит от наличия хорошего менеджмента, безукоризненного сервиса, интересного интерьера и разумных цен, повысились требования к производственному и обслуживающему персоналу предприятий общественного питания, среди них усилилась конкуренция, появились новые критерии оценки качества кулинарной продукции. В связи с этим возникла необходимость постепенно совершенствовать и расширять знания о национальной кухне, винах, способов приготовления кофе и напитков.

Базовая теоретическая и практическая подготовка позволяет самостоятельно применять умения и навыки в профессиональной деятельности;

Владение навыками делового общения;

Умение осваивать новые технологии;

Умение действовать в стандартных и нестандартных ситуациях;

Проявлять готовность к изменению характера и содержания труда;

Создание модели выпускника образовательного учреждения в соответствии с требованиями работодателя;

Формирование внутренний мотивации профессионального обучения;

Построение обучения на рефлексивной основе.

4. Заключение

В исследованиях А.Л.Жохова, Н.М.Спирина, Р.Н.Перловой, В.В.Темкина рассматриваются в отдельности такие диагностические показатели профессиональной компетентности как вопросы формирования интереса к выбранной профессии, профессиональной самостоятельности, коллективизма, толерантности, творческого мышления и др. Меня же интересует проблема развития в комплексе, со всеми ее показателями у обучающихся в соответствии с тем определением, которое выбрано, как целевой ориентир в деятельности педагогических работников.

На мой взгляд, в условиях рыночной экономики качественное решение задач развития профессиональной компетентности будущих рабочих и специалистов обеспечит их успешную и профессиональную социальную адаптацию. Вот в чем вызван интерес к проблеме развития профессиональной компетентности обучающихся:

Сущность и структура понятия профессиональной компетентности , дано ее рабочее определение применительно к категории обучающихся в учреждении среднего профессионального образования;

Описывается процесс развития показателей профессиональной компетентности : интереса к профессии, профессионализма, профессиональной самостоятельности и мобильности;

Рассмотрены организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности обучающихся в образовательных учреждениях СПО.

Таким образом, анализируя показатели своей деятельности за 5 предыдущих лет, можно сделать вывод, что занятия учебной практики в формировании профессиональной компетентности обучающихся имеют огромное значение, поскольку на занятиях учебной практики они приобретают практические навыки, столь необходимые для конкурентно-способного профессионала в современных условиях, когда работодателям выгодно иметь в своем штате высококвалифицированного, мобильного, воспитанного, адаптированного работника, со знанием технологического процесса, умеющего принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, владеющего современными технология.

5. Список используемой литературы

1. Базаров Т.Ю. Авторские технологии разработки моделей компетенций -Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность специалиста. Беспалов Б.И. Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» в деятельностной психологии человека Гайнеев Э.Р. Компонентностный подход в реализации ФГОС //Методист. - №8. - 2013. - С.44.

2. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015 новый 273-ФЗ - [Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования Козырева О.А. Профессиональная педагогическая компетентность учителя: феноменология понятия //Вестник Томского государственного педагогического университет. -Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подход - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://sinncom.ru/conten.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL

4. Анфимова Н.А., Татарская Л.Л. Кулинария «повар, кондитер» учебник профессионального образования, 2006 г.

5. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления (текст) Екатеринбург.

6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии (текст)/ Беспалько В.П. – М, Педагогика, 1989 г – 190 с.

Воспитательная деятельность педагога (Текст): учебное пособие для студ. высш. учеб.завед., И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Полянов, Н.Л. Селиванова. – Академия, 2005. – 336 с.

7. Концепция модернизации российского образования до 2020 года, 6. Новые педагогические исследования (Текст),

8. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе (Текст) – Педагогическое общество России: Ноосфера,

9. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, библиотека федеральной программы развития образования, «Издательский дом Новый учебник», 2004 год.


480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Хаматгалеева Гулия Агзамтдиновна. Формирование производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Хаматгалеева Гулия Агзамтдиновна; [Место защиты: Казан. гос. технол. ун-т].- Казань, 2010.- 274 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1690

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания 12

1.1. Сущностная характеристика повара-профессионала индустрии питания 12

1.2. Требования к профессиональной компетентности будущего повара индустрии питания 35

1.3. Модель формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания 72

Выводы по главе 80

ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания 84

2.1. Технология модульного обучения в подготовке повара индустрии питания 84

2.2. Структура и содержание специальной дисциплины «Кулинария» как средство реализации модели формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания 94

2.3. Взаимосвязь форм и методов обучения в подготовке повара индустрии питания 122

2.4. Опытно - экспериментальная работа и обоснование эффективности модели и педагогических условий формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания 145

Выводы по главе 174

Заключение 177

Библиография 181

Приложения 199

Введение к работе

Актуальность исследования . Быстрое развитие индустрии питания, появление инноваций в области технологии производства кулинарной продукции и торгово-технологического оборудования предъявляют новые требования к профессиональной подготовке повара учреждениями начального профессионального образования.

Однако, по мнению президента Федерации рестораторов и отельеров России И.О.Бухарова, существующая подготовка поваров не удовлетворяет работодателей. Работодатель, как основной заказчик качества профессионального образования и «потребитель» его результатов, требует от повара индустрии питания наличия профессиональной компетентности, мобильности, конкурентоспособности, личностных и профессиональных качеств, влияющих на производство качественной кулинарной продукции, а также на успешность предприятия и коллектива, в котором он трудится.

В научной литературе вопросы, связанные с формированием конкурентоспособного специалиста, в том числе и для индустрии питания, нашли своё отражение в работах Г.Ф.Авдеевой, В.И.Андреева, П.Н.Осипова, С.А. Отставновой, В.С. Суворова, Р.А.Фахрутдинова и др. Во многом этому способствовали исследования, посвященные совершенствованию трудового и профессионального обучения (С.Я.Батышев, А.П.Беляева, Э.Ф.Зеер, М.И.Махмутов, Г.В.Мухаметзянова, А.М.Новиков и др.), формированию мотивации учения и труда (О.В.Горбушина, О.С.Гребенюк, Г.И.Ибрагимов, В.И.Ковалев, С.Н.Козлова, Ю.П.Поваренков и др.), формированию профессиональной компетенции поваров и технологов индустрии питания (А.Ф.Амельченко, И.А. Чебанная, Л.И. Непогода и др.).

Анализ структуры профессиональной деятельности повара индустрии питания показывает, что ему необходимо владеть несколькими видами профессиональной деятельности (производственно-технологической, организационно-технологической, контрольно-технологической, экономико-технологической), среди которых производственно-технологическая непосредственно влияет на выполнение производственных операций, связанных с приготовлением, оформлением, порционированием и отпуском кулинарной продукции на предприятии индустрии питания. Это позволяет выделить производственно-технологическую компетенцию среди других профессиональных компетенций как наиболее важную, непосредственно влияющую на выпуск поваром качественной кулинарной продукции и включающую совокупность знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств, способствующих эффективной подготовке повара учреждениями начального профессионального образования.

К сожалению, проведенные ранее исследования не затрагивали формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания на этапе его подготовки в учреждении начального профессионального образования (УНПО), что отрицательно сказывается на его профессиональной подготовке. Имеет место ряд противоречий :

между требованиями современного рынка труда к компетенциям повара индустрии питания и недостаточной разработанностью механизмов их формирования в теории и практике;

между объективной необходимостью организации процесса обучения обучающихся в УНПО, ориентированного на профессиональную компетентность повара и преимущественной направленностью содержания профессиональной подготовки на формирование знаний, умений, навыков;

между востребованностью профессионально-компетентных поваров индустрии питания и недостаточной разработанностью педагогических условий обеспечения процесса их обучения.

Отсюда вытекает проблема исследования : каковы модель и педагогические условия формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания в учреждении начального профессионального образования?

Объект – процесс профессиональной подготовки будущего повара индустрии питания в учреждении начального профессионального образования.

Предмет – формирование производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания.

Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить модель и педагогические условия формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания в системе профессионального образования.

Гипотеза исследования. Формирование производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания в профессиональной школе может быть успешным, если:

1. Производственно-технологическая компетенция рассматривается как ведущая компетенция в структуре его профессиональной компетентности и включает когнитивный, операционно-деятельностный и личностно-мотивационный компоненты.

2. С учётом требований потенциальных работодателей разработана и внедрена в учебный процесс модель формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания.

3. Реализация данной модели обеспечивается комплексом следующих педагогических условий:

отбор и структурирование содержания специальной дисциплины «Кулинария» в виде обучающих модулей, включающих инвариантную часть, основанную на содержании учебной программы дисциплины и отражающую требования ГОС НПО, и вариативную, основанную на использовании технологии производства кулинарной продукции базовых предприятий;

построение организационной структуры обучающего модуля в виде системы поэтапного процесса освоения обучающимся блоков: входа и актуализации, информационного, практического и контрольного;

использование проблемных задач, практикумов, лабораторно-практических работ, проектов, отражающих профессиональную деятельность будущего повара индустрии питания;

изучение и анализ эффективности формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания в образовательном процессе УНПО с привлечением потенциальных работодателей.

Задачи исследования :

1. На основе анализа профессиональной деятельности выявить требования к будущему повару индустрии питания и определить структуру его профессиональной компетентности.

2. Определить структуру, критерии и показатели сформированности производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания.

3. Разработать модель формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания.

4. Обосновать структуру и содержание специальной дисциплины «Кулинария» как средства реализации данной модели.

5. Проверить в ходе опытно-экспериментальной работы эффективность модели и педагогических условий формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания.

Методологической основой исследования являются психолого-педагогические основы обучения (В.П.Беспалько, П.И.Пидкасистый и др.); основные идеи педагогического моделирования учебного процесса (В.П.Беспалько, Б.С. Гершунский, Л.И.Гурье, В.Г.Иванов и др.); концепции построения модели специалиста и профессиограммы (А.А.Кирсанов, Е.А.Климов, П.Н.Осипов, В.С.Суворов, Н.Ф.Талызина и др.); современные подходы и методики профессиональной подготовки специалистов технологического образования (П.С.Лернер, В.Д. Симоненко и др.); идеи системного подхода к явлениям педагогической действительности (В.П.Беспалько, В.В.Кондратьев, А.М.Новиков, С.Л. Рубинштейн и др.); личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса (Б.Г.Ананьев, В.И.Андреев, Е.В.Бондаревская, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, В.В.Сериков, Е.Н.Шиянов, И.С. Якиманская и др.); концепции поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Б.С.Гершунский, Н.Ф.Талызина и др.); идеи компетентностного подхода к обучению и воспитанию (В.И.Байденко, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, В.Д.Шадриков и др.); теория проблемного обучения (И.Я.Лернер, Т.В.Кудрявцев, М.И. Махмутов, М.Н.Скаткин и др.); технологии конструирования и реализации модульных программ (К.Я.Вазина, Е.В.Загайнова, Г.И.Ибрагимов, И.Я.Курамшин, Е.И.Соколова, С.В.Соколова, М.А.Чошанов, Ф.Т.Шагеева, П.А.Юцявичене и др.).

Методы исследования:

теоретические – анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, директивных и нормативных документов, изучение и обобщение педагогического опыта, аналогия, моделирование;

эмпирические: наблюдение, опросы (анкетирование, индивидуальные и групповые беседы), изучение результатов учебной и внеучебной деятельности (продуктов деятельности) обучающихся;

педагогический эксперимент;

статистические методы обработки результатов.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №67» г. Набережные Челны.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа:

На первом этапе (2006-2007 гг.) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике образования, разрабатывался научный аппарат исследования, его программа и методика, проводилась его констатирующая часть, обобщались предварительные результаты.

На втором этапе (2007-2009 гг.) осуществлялась разработка модели формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания, определялись педагогические условия её внедрения; структурировалось содержание специальной дисциплины «Кулинария» в виде дидактических модулей; проведен формирующий эксперимнт и обобщены его результаты.

На третьем этапе (2009-2010 гг.) проводилось обобщение полученных данных, оформлялись результаты исследования, статистически проверялась выдвинутая гипотеза, формулировались основные выводы экспериментальной работы, оформлялась диссертация.

Научная новизна исследования:

обосновано понятие «производственно-технологическая компетенция» как ведущая компетенция в структуре профессиональной компетентности будущего повара индустрии питания, включающая совокупность знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств, позволяющих решать задачи, связанные с производственно-технологической деятельностью повара на предприятиях индустрии питания;

определена структура профессиональной компетентности повара индустрии питания, складывающаяся из совокупности компетенций: производственно-технологической, организационно-технологической, контрольно-технологической и экономико-технологической;

разработана структура производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания, состоящая из следующих компонентов: профессиональные знания, умения, навыки и профессионально важные качества, содержание которых имеет вариативную и инвариантную части;

определены и обоснованы критерии и показатели сформированности производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания, позволяющие отслеживать её уровни и осуществлять коррекцию учебного процесса;

разработана модель формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания в процессе профессиональной подготовки в учреждении начального профессионального образования, которая представляет собой четыре структурных блока: целевой, содержательный, организационно-исполнительный и процессуальный;

определены и обоснованы структура и содержание специальной дисциплины «Кулинария» в виде обучающих модулей, включающих инвариантную часть, основанную на содержании учебной программы дисциплины и отражающую требования ГОС НПО, и вариативную, основанную на использовании технологии производства кулинарной продукции базовых предприятий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём введены в научный оборот понятия «повар-профессионал индустрии питания», «конкурентоспособный повар»; раскрыта сущность понятия «производственно-технологическая компетенция будущего повара индустрии питания», обоснована трехкомпонентная структура этой компетенции, которой придан статус ведущей компетенции в структуре профессиональной компетентности данного рабочего; разработана модель и педагогические условия формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания в учреждении начального профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана технология формирования производственно-технологической компетенции у будущих поваров индустрии питания, реализуемая с помощью учебно-методического комплекса дисциплины «Кулинария», включающего информационные, практические, контрольные модули; методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий, самостоятельной работы, подготовке к семинарским и лабораторно-практическим занятиям; положения о проведении профессиональных конкурсов, предметных олимпиад, творческих проектов по профессии «Повар». Результаты исследования внедрены в практику Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №67» и могут быть использованы другими образовательными учреждениями.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются системным и целостным подходом к изучению проблемы, опорой на фундаментальные исследования по ней, широким кругом использованных источников, адекватностью выбранных методов исследования (в их числе и педагогический эксперимент) его логике и задачам, широким охватом испытуемых; статистической обработкой и анализом полученных результатов.

Апробация результатов исследования . Ход и результаты исследования на различных его этапах докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ, педагогических советов Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №67», международных, Всероссийских и республиканских научно-практи-ческих конференциях (см. публикации автора).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Производственно-технологическая компетенция повара-профессионала является ведущей в структуре профессиональной компетентности, обеспечивающей эффективность его производственно-технологической деятельности на предприятиях индустрии питания.

2. Эффективность формирования производственно-технологической компетенции будущего повара зависит от того, насколько в учебном процессе профессиональной школы учитываются требования потенциальных работодателей и реализуется разработанная и апробированная в ходе исследования модель, построенная с учётом личностно-деятельностного, компетентностного, системного подходов и принципов модульного обучения (структуризации, преемственности, проблемности, адаптивности, гибкости, реализации обратной связи), включающая четыре структурных блока (целевой, содержательный, организационно-исполнительный и результативный).

3. Реализации разработанной модели формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания способствуют следующие педагогические условия: а) отбор и структурирование содержания специальной дисциплины «Кулинария» в виде обучающих модулей, включающих инвариантную часть, основанную на содержании учебной программы дисциплины и отражающую требования ГОС НПО, и вариативную, основанную на использовании технологии производства кулинарной продукции базовых предприятий; б) построение организационной структуры обучающего модуля в виде системы поэтапного процесса освоения обучающимся блоков: входа и актуализации, информационного, практического и контрольного; в) использование проблемных задач, практикумов, лабораторно-практических работ, проектов, отражающих профессиональную деятельность будущего повара индустрии питания; г) изучение и анализ эффективности формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания в образовательном процессе УНПО с привлечением потенциальных работодателей.

4. Критериями сформированности производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания выступают: когнитивный – уровень сформированности профессиональных знаний, операционно-деятельностный – уровень сформированности профессиональных умений и навыков; личностно-мотивационный – уровень сформированности развития учебной мотивации и проявления профессионально-важных качеств.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 203 источника, 22 приложений, содержит 10 рисунков и 40 таблиц. Объем основного текста 198 страниц.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены его объект, предмет, цель, сформулированы гипотеза и задачи, представлены теоретико-методологические основы и методы, научная новизна работы, её теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические предпосылки формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания» содержится анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; определена структура профессиональной компетентности будущего повара индустрии питания, раскрывается сущность производственно-технологической компетенции; обосновываются этапы и содержание процесса её формирования.

Во второй главе «Педагогические условия формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания» раскрывается и обосновывается структурированное содержание подготовки повара индустрии питания на основе целостного представления профессиональной деятельности; определяются способы структурирования содержания специальной дисциплины «Кулинария», рассматривается взаимосвязь методов и форм обучения в подготовке повара индустрии питания, приведена методика и результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении приводятся основные выводы проведенного исследования.

Требования к профессиональной компетентности будущего повара индустрии питания

В последние годы качество профессионального образования напрямую связано с реализацией компетентностного подхода . В рамках нашего исследования, в задачи которого не входит всестороннее рассмотрение обоснования перехода к компетентностному подходу, мы лишь отметим основные противоречия и причины, указываемые В.И.Байденко. К ним автор относит «требования действующих профессиональных стандартов и имеющиеся реальные потребности общества; наличие узкой специализации знания вместо широкого профиля профессиональной подготовки человека; быстрые темпы обновления знания и ограниченные возможности усвоения знаний субъектом; мобильность человека, возникновение новых профессий и так далее» . В тоже время В.И.Байденко отмечает, что «образовательная программа не свидетельствует о том, какие способности, готовности, знания и отношения оптимально связаны с эффективной жизнедеятельностью человека» . Как отмечает А.А.Вербицкий, для современного специалиста важно «уметь решать проблемы, а не задачи с готовыми ответами» .

Компетентностный подход позволяет на основе практико- и индивидуально-ориентированного обучения решать задачи, связанные с освоением обучающимися различного рода умений, которые позволят им эффективно действовать в профессиональной, личной и общественной жизни . При этом особое значение уделяется обучаемости человека, самоопределению, самоактуализации, социализации и развитию индивидуальности личности . Только в условиях «открытых» стандартов и учебных планов, отмечает В.И.Байденко, могут достигаться цели образовательного процесса .

Э.Ф.Зеер в качестве инструментальных средств достижения целей выделяет конструкты - компетентности и компетенции, которые «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий, содержания обучения, тесным взаимодействием субъектов образовательного процесса .

В качестве основных положений компетентностного подхода выделяют приоритет компетентностей и компетенций; выявление и формирование компетентности обучающихся посредством применения активных методов обучения в процессе профессиональной подготовки; компетентность является критерием качества подготовленности выпускника к профессиональной деятельности . Однако, несмотря на обоснованность использования компетентностного подхода, существуют проблемы в определении понятий «компетентность» и «компетенция». Трудность состоит в том, что в настоящее время нет общепринятого определения понятий «компетенция» и «компетентность», а также единой классификации, номенклатуры и состава компетенции.

Анализ научной литературы показывает, что практически все -авторы определений акцентируют внимание на том, что компетентность является относительной и поддерживается лишь при постоянном овладении новой информацией и обновлении на ее основе имеющихся знаний и умений, опыта, личностных качеств и других для эффективной деятельности в определенной области; она адекватна поведению специалиста на производстве, из чего следует, что профессиональная компетентность является главным условием конкурентоспособности рабочего на рынке труда . Для уточнения понятия «профессиональная компетентность» необходимо соотнести его с другим понятием, употребляемых для оценки специалистов, как «конкурентоспособность».

Р.А.Фахрутдинов определяет конкурентоспособность специалиста как «преимущество одного специалиста по сравнению с другим- специалистом, ко-торое выражается в более качественном выполнении необходимых требований к качеству и количеству, затрат и сроков изготовления определенной продукции» ; В.И.Андреев - как «стремление и способность личности к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами» . По мнению Г.А.Авдеевой, «принудительные стимулы понижают конкурентоспособность рабочего, что влечет за собой усиление и воспроизводство принуждения к труду; ослабление вынужденной мотивации, напротив, повышает конкурентоспособность работника, снижая тем самым чувствительность последнего к принуждению к труду» .

Е.А.Галузо под конкурентоспособностью рабочего понимает степень развития его профессионально-важных качеств и квалификации на данном уровне организации отношений производства и труда на предприятии. Высокий уровень конкурентоспособности рабочего позволяет ему выдержать конкуренцию со стороны других претендентов на его рабочее место или самому претендовать на другую, более престижную должность. С позиции рабочего, уровень его конкурентоспособности рассматривается как показатель устойчивости его положения на предприятии. С позиции предприятия, оценка уровня-конкурентоспособности рабочего необходима для определения устойчивой деятельности персонала, направленности инвестирования, привлечения, отбора, распределения, перераспределения рабочих .

В то же время, необходимо отметить, что уровень конкурентоспособности специалиста зависит от внешних и внутренних факторов, влияющих на человека. К внешним факторам относят предложение и спрос на рабочую силу, оценочные технологии работодателя (образование, стаж работы, возраст), условия деятельности, размер заработной платы, доплат и надбавок, премий, наличие социального пакета, режим труда и отдыха (рис.1). Профессиональная компетентность повара индустрии питания выступает в качестве внутреннего фактора, влияющего на его конкурентоспособность.

Анализ научной литературы показывает, что конкурентоспособность человека ученые рассматривают с разных точек зрения: как способность субъекта управлять своими конкурентными преимуществами ; как свойство человеческого капитала , как источник максимального удовлетворения рабочим рыночной потребности в товарах и услугах .

Как свойство способности к труду, конкурентоспособность характеризует качественную сторону трудового потенциала рабочего. Следовательно, от уровня конкурентоспособности зависит специфика профессионального поведения будущего повара индустрии питания и степень развития его потенциала.

Таким образом, под профессиональной компетентностью будущего повара индустрии питания мы понимаем особое интегратиеное качество, которое выражается в его готовности применять соответствующие профессиональ-ные компетенции, связанные с производством кулинарной продукции, обслуживанием потребителей и предоставлением услуг в качестве повара на предприятиях индустрии питания различных организационно-правовых форм собственности. Процесс формирования профессиональной компетентности будущего повара происходит в течение всей трудовой деятельности.

Формирование профессиональной компетентности будущего повара индустрии питания мы рассматриваем как процесс становления и развития обучающегося на этапах овладения им профессией повара в УНПО. Только по результатам выпускной квалификационной работы обучающегося можно говорить о сформированности профессиональной компетентности.

Модель формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания

В Каменск-Уральском профессиональном агролицее, Белоярском профессиональном училище, Камышловском профессиональном лицее подготовка конкурентоспособного выпускника включает в себя: изучение требований работодателей; проектирование образовательного процесса и системы поэтапного освоения профессиональных квалификаций; реализация процесса обучения-проведение поэтапных квалификационных испытаний и сертификации профессиональных квалификаций .

В профессиональных училищах Усть-Каменогорска, Зыряновска Восточно-Казахстанской области созданы следующие организационно-педагогические условия: организация ступенчатого режима обучения; обеспечение функционального анализа стандартов профессионального образования и требований работодателей; структурирование содержания учебных программ; дифференциация образовательных маршрутов обучающихся в соответствии с психофизиологическими особенностями; осуществление стратегического планирования здо-ровьесберегающей образовательной деятельности на основе мониторинга профессиональной адаптации обучающихся .

В Казанском профессиональном училище №10 разработана система управления качеством подготовки рабочих для пищевой промышленности, которая базируется на использовании ситуационного и системно-функционального подходов, принципа эгалитарности и включает взаимосвязанную и взаимодополняющую деятельность инженерно-педагогического коллектива .

В Георгиевском региональном колледже подготовка кадров для индустрии питания включает следующие направления: корректировка учебных планов и программ; интеграция содержания общего и профессионального образования; внедрение современной системы качества; повышение методической компетентности педагогического коллектива; внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий; развитие интеллектуальной, творческой, научно-исследовательской деятельности; обеспечение системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся .

Рассмотрим подготовку кадров для предприятий индустрии питания в ГБОУ НПО ПУ-67, где автором данного исследования в течение пяти лет проводилась опытно-экспериментальная работа. ГБОУ НПО ПУ-67 получил статус профессионального училища в 1994 году. С 1978 по 1984 г.г. - техническое училище. С 1984 по 1994 г.г. - среднее профессионально-техническое училище. С 1994 по 2010 г.г. - профессиональное училище. В 2007 году педагогический коллектив был награжден премией имени Каюма Насыри за вклад по сохранению и развитию национальных культурных традиций. О деятельности учреждения как единственного профессионального училища в Республике Татарстан ведущего подготовку кадров на татарском языке для индустрии питания и торговли прозвучала в докладе президента М.Ш.Шаймиева в 2008 году на республиканской августовской педагогической конференции.

Одним из направлений стратегического развития ГБОУ НПО ПУ-67 является создание фонда методической и учебной литературы на татарском языке по подготавливаемым профессиям. Особую гордость педагогического коллектива представляет музей Юныса Ахметзянова, знаменитого пропагандиста татарской национальной кухни.

Разработанная программа социального партнерства позволяет педагогическому коллективу изучать потребности базовых предприятий индустрии питания, проводить мониторинг трудовой деятельности выпускников; трудоустраивать обучающихся выпускных групп; согласовывать графики и рабочие места прохождения производственной практики, стажировку мастеров и преподавателей; оснащать учебные кабинеты и лаборатории; создавать учебные фильмы и учебно-методическую литературу по профессиям; разрабатывать содержание вариативной части дисциплин профессионального цикла, проводить педагогические советы по подготовке квалифицированных рабочих и другие мероприятия. Ежегодно обучающиеся принимают участие в профессиональных конкурсах мастерства, которые проходят на предприятиях индустрии питания. Руководители и специалисты базовых предприятий являются председателями аттестационных комиссий и принимают участие в поэтапных квалификационных испытаниях и сертификации профессиональных квалификаций обучающихся.

Разработка новых (водитель трамвая (по заказу ОАО «КамАЗ - Электротранспорт»), парикмахер (по заказу ООО «Ларкон»), обработчик птицы (по заказу ОАО «Челны - Бройлер», слесарь - электрик (по заказу ОАО «Челны -Хлеб») и интегрированных (повар - контролер-кассир, повар - продавец продовольственных и непродовольственных товаров) профессий предоставляет возможность выпускникам быть более мобильными при трудоустройстве.

Подготовка рабочих включает в себя этапы: профориентацию, профессиональное обучение, курсовую подготовку. Профориентационная работа с обучающимися школ города и республики начинается за год до вступительных экзаменов. Основными элементами профориентационной работы являются: психодиагностика профессиональной направленности школьников; пропаганда рабочих династий; организация экскурсий на базовые предприятия города; проведение мастер-классов; организация выставок; участие школьников (абитуриентов) в учебно-воспитательных мероприятиях училища; индивидуальное консультирование и оказание практической помощи школьникам в профессиональном самоопределении; участие педагогического коллектива и обучающихся в мероприятиях школы; привлечение СМИ города к профориентационной деятельности училища и другое.

Подготовка рабочих осуществляется из числа выпускников общеобразовательной школы на базе среднего общего и среднего (полного) общего образования по разработанным учебным программам, отражающим содержание ГОС НПО, специфику региона, запросы работодателей. Обучающиеся, окончившие 9-е классы основной общеобразовательной школы, могут получить в течение двух лет одну профессию (повар, продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров, официант) без получения аттестата о среднем (полном) общем образовании или в течение трех лет две профессии (повар - кондитер, продавец продовольственных товаров - контролер-кассир, продавец непродовольственных товаров - контролер-кассир, официант - бармен, повар -официант, повар - бармен) с получением аттестата о среднем (полном) общем образовании на уровне 3-4 разряда. На 1,2,3 курсах обучающиеся параллельно изучают программы общеобразовательной школы за 10 - 11 классы, цикл дисциплин профессиональной подготовки, проходят производственное обучение и практику на предприятии индустрии питания.

Абитуриенты, поступившие на базе среднего (полного) общего образования, могут получить в течение одного года одну профессию (повар, продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров, офици-ант, обработчик птицы, пекарь, водитель трамвая, слесарь - электрик) или в течение двух лет две профессии (повар - кондитер, продавец продовольственных » товаров - контролер-кассир, продавец непродовольственных товаров - контролер-кассир, официант - бармен, повар - официант, повар - бармен) на уровне 3 -4 разряда с получением соответствующего документа об образовании.

Теоретическое и производственное обучение проводится в учебных аудиториях и лабораториях училища, производственная практика - на базовых предприятиях индустрии питания. Качественная оценка освоения профессиональных образовательных программ включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. Обучающиеся, имеющие положительные итоговые оценки за предшествующий этап обучения, решением педагогического совета по итогам промежуточной квалификационной аттестации переводятся на следующий курс.

Структура и содержание специальной дисциплины «Кулинария» как средство реализации модели формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания

Определение таксономии целей модульной программы специальной дис циплины «Кулинария», направленной на формирование производственно технологической компетенции будущего повара индустрии питания, связано с общими целями образования. - Авторы научных исследований в области модульного формирования содержания образовательных программ выделяют следующую таксономию дидактических целей - общепедагогические, предметные, оперативные, связанные с тремя уровнями обучения, и познавательные, операционные, которые связанны с дидактическими функциями . Содержание общепедагогических целей отражает модель подготовки рабочего по профессии 34.2 «Повар» и предусматривает необходимые профессиональные знания, умения и навыки, а также «развитие тех профессиональных качеств, которые нужны государству и обществу» . На этом уровне содержание общепедагогических целей дифференцируется по этапам подготовки будущего повара и задается ГОС НПО и Уставом учебного заведения. ГОС НПО по профессии 34.2 «Повар» определяет подготовку рабочего данного профиля в квалификационной характеристике выпускника. Выпускник по профессии «Повар» должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: производственно- технологической, организационно-технологической, контрольно-технологической, экономико-технологической. Таким образом, на уровне УНПО целью подготовки рабочего по профессии 34.2 «Повар» является воспитание личности повара-профессионала, готового теоретически и практически осуществлять все виды профессиональной деятельности, формирующих профессиональную компетентность данного рабочего. В модульном обучении предметные цели реализуются посредством мо дульной программы. Предметная цель отражает содержание и специфику спе циальной дисциплины «Кулинария», входящей в содержание профессиональ ной подготовки повара. Структуризация содержания специальной дисциплины «Кулинария» на определенные модули позволяет выделять интегрирующие ди дактические цели. Модуль состоит из отдельных учебных элементов, каждый из которых имеет свою частную дидактическую цель.. Решение этих целей и обеспечивает достижение комплексной дидактической цели. Комплексной дидактической целью подготовки будущего повара индустрии питания является поэтапное формирование составляющих профессиональной компетентности: профессиональной направленности; профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств.

Реализация операционных целей обеспечивается практической частью содержания модуля специальной дисциплины «Кулинария» и предполагает формирование профессиональных умений и навыков обучающихся. Содержание практической части модуля формируется по функциональному признаку с целью формирования системы профессиональных умений и навыков обучающихся, то есть вокруг технологии, способов и приемов изготовления кулинарной продукции.

Опытно - экспериментальная работа и обоснование эффективности модели и педагогических условий формирования производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания

Модульная технология обучения, направленная на формирование производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания, состоит из содержательной и процессуальной части. Данную технологию мы относим к общедидактическим технологиям ввиду того, что она направлена на решение одной из задач профессионального образования - подготовку компетентных рабочих. Далее мы рассмотрим структурные элементы и принципы реализации модульной программы специальной дисциплины «Кулинария».

Определение таксономии целей модульной программы специальной дисциплины «Кулинария», направленной на формирование производственно технологической компетенции будущего повара индустрии питания, связано с общими целями образования. - Авторы научных исследований в области модульного формирования содержания образовательных программ выделяют следующую таксономию дидактических целей - общепедагогические, предметные, оперативные, связанные с тремя уровнями обучения, и познавательные, операционные, которые связанны с дидактическими функциями .

Содержание общепедагогических целей отражает модель подготовки рабочего по профессии 34.2 «Повар» и предусматривает необходимые профессиональные знания, умения и навыки, а также «развитие тех профессиональных качеств, которые нужны государству и обществу» . На этом уровне содержание общепедагогических целей дифференцируется по этапам подготовки будущего повара и задается ГОС НПО и Уставом учебного заведения. ГОС НПО по профессии 34.2 «Повар» определяет подготовку рабочего данного профиля в квалификационной характеристике выпускника.

Выпускник по профессии «Повар» должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: производственно- технологической, организационно-технологической, контрольно-технологической, экономико-технологической. Таким образом, на уровне УНПО целью подготовки рабочего по профессии 34.2 «Повар» является воспитание личности повара-профессионала, готового теоретически и практически осуществлять все виды профессиональной деятельности, формирующих профессиональную компетентность данного рабочего.

В модульном обучении предметные цели реализуются посредством мо дульной программы. Предметная цель отражает содержание и специфику спе циальной дисциплины «Кулинария», входящей в содержание профессиональ ной подготовки повара. Структуризация содержания специальной дисциплины «Кулинария» на определенные модули позволяет выделять интегрирующие ди дактические цели. Модуль состоит из отдельных учебных элементов, каждый из которых имеет свою частную дидактическую цель.. Решение этих целей и обеспечивает достижение комплексной дидактической цели. Комплексной дидактической целью подготовки будущего повара индустрии питания является поэтапное формирование составляющих профессиональной компетентности: профессиональной направленности; профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств.

Оперативные цели учебных занятий специальной дисциплины «Кулинария» позволяют последовательно организовать учебную деятельность и формулируются с помощью знаний, умений, мыслительных операций, социально-коммуникативных навыков. Кроме того, применяя модульную технологию на уроках специальной дисциплины «Кулинария», мы выделяем познавательные (гносеологические) и операционные (функциональные) цели обучения. Реализация познавательных г елей обеспечивается теоретическим содержанием учебного материала по специальной дисциплине «Кулинария». Так информационный материал модулей специальной дисциплины «Кулинария» формируется по гносеологическому признаку с целью формирования системы профессиональных знаний обучающихся, то есть вокруг профессиональной терминологии, планирования последовательности умений, формирующих производственно-технологическую компетенцию будущего повара индустрии питания.

Реализация операционных целей обеспечивается практической частью содержания модуля специальной дисциплины «Кулинария» и предполагает формирование профессиональных умений и навыков обучающихся.

Говоря о целях В.П.Беспалько, Ю.Г.Татур обращают внимание на диагно-стичность цели . Авторы выделяют следующие условия диагностично поставленной цели: точное описание формируемого качества, отличающее его от других качеств личности; наличие инструментария для измерения интенсивности проявления качества в процессе его формирования, и шкалы оценки качества, на которую опираются результаты измерений. В параметры диагно-стичного описания цели изучения дисциплины входят число учебных элементов; уровень усвоения; степень абстракции; степень освоения видов деятельности (степень автоматизации); степень осознанности выполнения деятельности.

Большое внимание в подготовке рабочего уделяется развивающей функции учебного процесса, формирующей личность профессионала, способной к самообразованию и обучению в течение всей жизни, а также становлению профессиональной компетентности.

Итак, таксономия дидактических целей в контексте модульного обучения предполагает их классификацию по уровню (комплексные, интегрирующие, частные) и по виду (познавательные (информационные) и операционные (практи-ческие)). Как известно, достижение целей обучения обеспечивается отбором учебного материала (содержания) и дидактическими процессами, способствующими переводу его в знания, умения, навыки и профессионально-важные качества специалиста. Под содержанием обучения понимают те сведения, которые составляют ориентировочную основу деятельности, то есть основные сведения дисциплины, которые должен усвоить обучающийся для эффективного выполнения профессиональной деятельности.

Основным нормативным документом в подготовке рабочего является учебный план. Структурирование содержания подготовки специалистов, по мнению Л.Л.Никитиной, Ф.Т.Шагеевой, В.Г.Иванова, целесообразно осуществлять на основе тезаурусного подхода ; В.М.Гареев, С.И.Куликов, Е.М. Дурко, В.В.Карпов, М.Н.Катханов рассматривают междисциплинарный подход . С позиции логики познавательной деятельности структурирует модульные программы и модули В.Ф.Башарин ; И.Я.Курамшин, В.Г.Иванов, Е.В.Загайнова предлагают структурировать в соответствии с теорией графов (А.М.Сохор) и теорией З.А.Решетова и другие.

Интерес для нас представляет метод построения структурно-смысловой модели подготовки повара индустрии питания. Содержание подготовки рабочего осуществляется по учебному плану для профессии 34.2 «Повар», состоящему из перечня учебных дисциплин и факультативов, изучающихся обязательно и последовательно.