Что залить в радиатор тосол или антифриз. Тосол и антифриз: в чем разница, возможно ли смешивание

С давних пор существует недоразумение и недопонимание в определении тосола и антифриза. Многие автолюбители считают, что это одно и то же, просто одну жидкость делают за границей, а другую у нас. Отчасти это правда, но далеко не полная. За границей действительно не производят тосол, поскольку давно отказались от него в пользу антифриза. Чем же отличается хороший тосол и хороший антифриз, и можно ли антифриз залить в расширительный бочок, для замены тосола?

Различия охлаждающих жидкостей

Чтобы определить что лучше, тосол или антифриз, необходимо узнать, чем они отличаются и какими полезными свойствами обладают. вы заливаете в двигатель, но охлаждающая жидкость это тоже важный элемент.

Антифриз это жидкость, предназначенная для заливки в систему охлаждения двигателя, изготовленная на основе технологии карбоксилатов, содержащая в себе:

  • Воду;
  • Соли органических кислот;
  • Этиленгликоль;
  • Карбонатные присадки.

Он лучше тосола борется с коррозией, кавитацией и меньше пенится. Также, если залить антифриз, разница будет и в температуре закипания. Чтобы он закипел, нужно целых 115 градусов, а для тосола, хватит и 105 градусов. которые вы заливаете, оказывают существенное влияние на температуру и работу двигателя.

Если в охлаждающей системе вашей машины течет тосол, то это снижает скорость ее охлаждения. В составе отечественного тосола присутствует все та же вода и этиленгликоль, но вместо органических солей, применяются неорганические, что хуже сказывается на сроке службы жидкости. Также в ее состав входят амины, нитраты, бораты, фосфаты и силикаты.

Что выбрать тосол или антифриз

Большинство знатоков и автомобилистов со стажем, в один голос уверяют, что выбирать лучше антифриз. Единственный недостаток, которым наделен антифриз – цена. Она превосходит цену на тосол, но преимущества, которые получает автовладелец, несоизмеримо больше. Это:

  • Более эффективное охлаждение мотора;
  • Улучшение его теплоизоляции;
  • Почти в 6 раз больший срок эксплуатации, более 250 000 км по сравнению с тосолом, который прослужит максимум 40 тысяч;
  • В случае экстренного перегрева и выхода из строя какой-то важной части системы, дает возможность водителя среагировать вовремя, поскольку имеет большую температуру закипания. Тосол же кипит практически сразу;
  • После его применения, радиатор остается чистым и не засоряется отложениями солей;
  • Продлевает работу водяной помпы;
  • Намного лучше защищает то действия кавитации в гильзе блока цилиндров.

Следует отметить, что если вы решите поменять тосол на антифриз, то следует не только полностью слить первый из системы, но и промыть ее специальным средством или хотя бы водой. Делается это из-за того, что эти две жидкости хоть и похожи по свойствам, цвету и составу, но никак не сочетаются между собой. Такой «микс», вполне может испортить внутренности системы охлаждения, и привести к ремонту двигателя. Удачного выбора!

Что лучше – тосол или антифриз?

Продолжаем познавательную страничку.

что лучше?

Очень часто автолюбители не предают должного значения охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, и в большинстве случаев не то что не меняют охлаждающую жидкость вообще, но даже не знают, что именно залито в систему охлаждения двигателя их автомобиля. Такая беспечность напрасна. Ведь от правильного выбора между тосолом и антифризом зависит дальнейшее техническое обслуживание всего автомобиля.
И так, давайте разберемся что лучше – тосол или антифриз? .

Такое разделение охлаждающих жидкостей на тосолы и антифризы существует только в России. О происхождении и истории возникновения ТОСОЛа уже неоднократно описывалось в различных средствах массовой информации. По данным компании Arteco , до 22% всех поломок прямо, а 40% прямо или косвенно связаны с системой охлаждения двигателя. Поэтому должное внимание охлаждению и правильный выбор охлаждающей жидкости может помочь сохранить деньги и время.

В состав смазывающих охлаждающих жидкостей входят смеси этиленгликоля (изредка в состав входят смеси пропиленгликоля) , вода и целый пакет присадок-ингибиторов коррозии. Охлаждающие жидкости разных производителей отличаются друг от друга именно технологией производства присадок, входящих в их состав.

Выбирая смазочную охлаждающую жидкость для своего автомобиля, в первую очередь необходимо изучить руководство по его эксплуатации или сервисную книжку, чтобы узнать рекомендации автопроизводителя и возможные нюансы использования той или иной жидкости, известные последнему. В таком руководстве автопроизводитель может прописать конкретных производителей и наименования смазочно-охлаждающих жидкостей, которые успешно прошли все испытания и тесты (лабораторные, стендовые, эксплуатационные) , проведенные автопроизводителем, или же прописать класс таких жидкостей. К ним относятся жидкости, произведенные по одной из следующих технологий:
- традиционной – в состав входят пакеты присадок на основе солей неорганических кислот (нитратов, нитритов, боратов, силикатов, фосфатов, аминов) ;
- карбоксилатной (ОАТ) – в состав входят пакеты присадок на основе солей органических кислот (карбонатов) ;
- гибридной – разновидность карбоксилатной технологии, в которой пакеты присадок создаются на основе солей карбоновых кислот с незначительными добавками (силикатов и/или фосфатов) .

На российском рынке преобладают смазочно-охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной (тосол) и карбоксилатной (антифриз) технологии.

Антифриз имеет немало преимуществ перед тосолом, с которыми обязательно следует ознакомиться:

1. Повышенная эффективность системы охлаждения двигателя.

Охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной технологии, образуют защитный слой на поверхности металла, который может достигать 0,5 мм.

Хотя этот слой защищает металл от коррозии, он в то же время значительно ухудшает теплоотвод (до 50%) из-за своей очень низкой теплопроводности. Таким образом тосол работает как своеобразный изолятор, ухудшающий теплопередачу. Следовательно, двигатель начинает работать при более высокой температуре, чем это предусмотрено и рекомендовано автопроизводителем. Это в свою очередь приводит к более быстрому износу двигателя, а также к снижению мощности и большему расходу топлива.


Карбоксилатным охлаждающим жидкостям, например, таким как CoolStream , свойственная повышенная эффективность охлаждения двигателя. Эти жидкости образуют защитный слой исключительно в тех местах, где образуется коррозия толщиной 0,0006 мм (60 ангстрем ). А так как на остальной внутренней поверхности защитный слой не образуется, то теплоотвод не ухудшается.

нового поколения

2. Более длительный срок использования карбоксилатной охлаждающей жидкости (антифриза) .

Пакеты присадок антифризов состоят из композиций солей неорганических кислот (нитратов, боратов, силикатов, фосфатов, нитритов) .

Можно с уверенностью утверждать, что в производстве 90% отечественных охлаждающих жидкостей используются такие ингибиторы коррозии как силикаты и нитриты. При этом силикаты добавляются преимущественно с целью антикоррозионной защиты алюминия, а нитриты добавляются с целью защиты от кавитационной эрозии. Пакеты этих присадок сбалансированы, но в случае нарушения композиции по причине более быстрого расхода одного из составляющих, охлаждающая жидкость теряет свои полезные свойства. Как видно на приведенном ниже графике, силикаты и нитриты истощаются в первую очередь, и уже через 30-40 тыс. км пробега автомобиля охлаждающая жидкость на их основе практически полностью теряет свои защитные качества.

В то же время, антифризы, произведенные по карбоксилатной технологии, сохраняют стабильность практически весь период использования. Благодаря защите, которая действует только в нуждающихся в этом местах, расход присадок происходит значительно медленнее. Например, по этой причине, ресурс эксплуатации антифриза марки CoolStream Premium достигает 250 тыс. км или 5 лет эксплуатации для легковых автомобилей, и 650 тыс. км для грузовых автомобилей; а ресурс эксплуатации антифриза марки CoolStream Standard – 100 тыс. км или 2 года эксплуатации.

3. Превосходная защита алюминия в режиме высоких температур.

В процессе строения современных автомобилей алюминий все чаще используется в качестве конструкционного материала. И эта тенденция последних времен слабо сочетается с охлаждающими жидкостями, произведенными по традиционной технологии - тосолом .

Главным недостатком тосола является неспособность входящих в его состав присадок на основе неорганических соединений защищать алюминий при высоких температурах – выше 105 ºС по Цельсию, и при высоких тепловых потоках. По этой причине большинство автопроизводителей отказались от использования тосола в своих автомобилях.

А карбоксилатные антифризы, наоборот, наилучшим образом защищают конструкции из алюминия и его сплавов.

Для наглядности, в таблице приведены сравнительные результаты высокотемпературного динамического теста на коррозию алюминия в разных охлаждающих жидкостях, доказывающего превосходство карбоксилатных жидкостей над традиционными.

4. Продление срока эксплуатации водяного насоса до полутора раз.

Главной причиной износа водяного насоса является гидродинамическая кавитация. Этот физический процесс заключается в образовании и схлопывании пузырьков газа охлаждающей жидкости у поверхности движущихся лопастей насоса. Когда пузырьки газа хлопают, происходят гидродинамические микроудары по поверхности лопасти, которые вырывают молекулы. При частой эксплуатации и длительном воздействии таких микроударов образовываются каверны (раковины) и разрушаются лопасти.

К сожалению, пока что ни одна из существующих охлаждающих жидкостей не может химическим способом уберечь лопасти насоса, полностью предотвратив данный физический процесс.

Тем не менее, в отличие от традиционных охлаждающих жидкостей, карбоксилатные антифризы, благодаря «адресной» направленности своей защиты, снижают воздействие кавитации и таким образом увеличивают срок использования водяного насоса до 50%.

5. Превосходная защита от кавитации гильз цилиндров двигателя.

Значительному влиянию гидродинамической и высокотемпературной кавитации подвержены также гильзы цилиндров.

6. Высокая стабильность качеств и свойств антифризов.

В традиционных охлаждающих жидкостях используются силикаты, которые имеют негативное свойство образования гелей. Жидкости, в состав которых входят фосфаты, могут образовывать нерастворимые фракции, выпадающие в осадок. Этот осадок наряду с гелями блокирует работу термостата и засоряет радиатор, а в конечном результате нарушает работу системы охлаждения двигателя.

Карбоксилатным антифризам свойственна высокая стабильность качеств и отсутствие образования гелей и осадка в процессе использования.

7. Повышенная совместимость с эластомерами и пластиками.

В системе охлаждения двигателей автомобилей используются пластиковые, эластомерные, резиново-силиконовые и другие подобные материалы, к которым карбоксилатные антифризы абсолютно неагрессивны. Этот факт подтвержден 15-летними практическими испытаниями, проведенными компанией Arteco, миллионами километров пробега и тысячами часов работы двигателей. И как знак доверия к результатам этих испытаний, большое количество автопроизводителей включают антифризы на базе карбоксилатных присадок Arteco в перечень рекомендованных охлаждающих жидкостей.

8. Отсутствие отложений и засоров в радиаторе.

Охлаждающим жидкостям, произведенным по традиционной технологии, свойственно образование осадков и мелких нерастворимых частиц, которые ухудшают теплообмен и засоряют радиатор. Тогда как карбоксилатные антифризы не имеют таких негативных качеств и не образуют отложений и засоров в процессе всего периода их использования.

9. Экологическая чистота карбоксилатных ингибиторов коррозии.

Благодаря продленному сроку эксплуатации (у антифриза под маркой CoolStream Premium (250 тыс. км или 5 лет для легковых автомобилей, или 650 тыс. км для грузового транспорта) автоматически уменьшается количество отработанных охлаждающих жидкостей, которые необходимо утилизировать.

У ингибиторов коррозии на основе карбоксилатов более низкий класс вредности и опасности для окружающей среды, поэтому они более экологичны, чем традиционные ингибиторы.

10. Отличная стабильность в условиях высоких температур.

Современные автомобильные двигатели рассчитаны на повышенную нагрузку при эксплуатации. Автопроизводители закладывают в качестве верхней границы рабочей нормы температуру до 135 ºС и давление до 3 атмосфер.

Полезные свойства традиционных ингибиторов коррозии теряются уже при температуре 105 ºС. При этой температуре ингибиторы распадаются и не могут обеспечить достаточную защиту двигателя при высоких температурах. В то же время, карбоксилатные антифризы сохраняют свою стабильность при вышеописанных условиях и продолжают эффективно защищать двигатель.

жмём нопочки

3 года Метки: #тосол или антифриз

Сопряжена с определенными трудностями. Знаменитые плакаты «Водитель! Не забудь слить воду!» появились не зря – и по сей день в глубинке грузовой транспорт ездит с водой в системе, и, оставляя автомобиль на длительное время, водителям приходиться опустошать блок цилиндров и радиатор, чтобы их не разорвало льдом.

Но то, что привычно промасленному водителю «ГАЗона»-собственного ровесника, то среднестатистическому автомобилисту покажется дикостью. Поэтому появление незамерзающих жидкостей в Советском Союзе произошло во времена запуска Тольяттинского автомобильного завода – выпуская массовые автомобили, нужно было обеспечить их беспроблемную эксплуатацию в любом климате.


Начнем с уточнения главного момента – распространенный вопрос, вынесенный в заголовок, неверен в корне, ибо термином «антифриз» обозначают любую незамерзающую , то есть тосол – это одна из разновидностей антифриза. Поэтому если и сравнивать, то тосол с одним конкретным типом охлаждающей жидкости – а их насчитывается немало.

Сам по себе тосол по советскому стандарту выпускался двух типов:

  1. Тосол-40 – это жидкость голубого цвета с температурой замерзания -40° С, применявшаяся в большинстве регионов страны.
  2. Тосол-65 – «арктическая» жидкость красного цвета, применявшаяся в районах Крайнего Севера.

В основе же тосола и других типов антифризов лежит этиленгликоль. У этого вещества отличные характеристики для использования в подобных целях: уже при соотношении в растворе с водой 3:2 достигается температура замерзания -40°С, перед этим не происходит увеличение вязкости или расслоение раствора. Однако у этиленгликоля есть и два больших минуса:

  1. Он ядовит, что вынуждает соблюдать известные меры предосторожности при обращении с ним.
  2. Отличается высокой коррозионной активностью по отношению к сплавам железа, алюминия и меди, то есть применение чистого раствора этиленгликоля способно повредить радиатор и сам двигатель, не говоря уже о термостате и помпе.

Поэтому в состав антифриза на этиленгликолевой основе вводится пакет ингибиторов коррозии, защищающих двигатель, поэтому срок службы антифриза строго ограничен – старая охлаждающая жидкость уже не способна противостоять собственной агрессии по отношению к металлу. Состав пакета присадок может быть различным, он определяет не только совместимость жидкостей, но и их применимость.

Тосол, как и его устаревшие зарубежные аналоги, использовал для снижения коррозионной активности силикатные добавки. Это дешевое решение на практике оказалось малоэффективным – срок службы пакета силикатных присадок составляет не более двух лет, резко снижаясь при нагреве свыше 108 градусов, то есть в современных двигателях с высокой рабочей температурой (например, в двигателях BMW N-серии она переваливает за 100°С) они неприменимы.

Принцип действия подобного пакета присадок – в образовании на всех поверхностях, с которыми он соприкасается, химически инертной силикатной пленки. Но одновременно это снижает теплопередачу, поэтому тосол, как и любой другой антифриз на этиленгликолево-силикатной основе, неприменим в высокофорсированных двигателях. В двигателях с узкими каналами охлаждения их проходное сечение может снижаться до критической величины, поэтому при использовании тосола необходима не только его частая , но и .

Классификация антифризов и цветовая маркировка

Современные охлаждающие жидкости классифицируются следующим образом:

  • G11 – охлаждающие жидкости с силикатными и/или фосфатными присадками. Более современный состав позволяет ограничивать их срок службы тремя годами. Из-за своего принципа действия (образование пассивной пленки на всей поверхности) они, как и тосол, неприменимы в форсированных и «высокотемпературных» двигателях;
  • G12/G12+ – антифризы с карбоксилатными присадками. Их принцип защиты отличается – пакет присадок начинает «работать» только в очаге коррозии, соответственно темпы старения пакета присадок падают, и срок замены подобных антифризов увеличен до 5 лет. Так как теплопередача от блока цилиндров к жидкости не ухудшается, подобные жидкости работоспособны в теплонапряженных моторах;
  • G12++ — антифризы комбинированного типа, использующие одновременно минеральные (силикатные) и органические (карбоксилатные) добавки. Подобные жидкости принято считать «вечными» при заливке их в новый двигатель.

Ядовитость этиленгликоля привела к поиску его замены, и она нашлась в том же классе веществ: ближайший к нему по составу пропиленгликоль не просто безвреден, но и широко применяется в пищевой промышленности. Пропиленгликолево-карбоксилатные антифризы маркируются классом G13.

Цветовая маркировка

Для различения охлаждающих жидкостей между собой традиционно применяются красители. Однако же здесь есть важный нюанс – дело в том, что ни один стандарт не оговаривает четкую окраску, поэтому два антифриза одного цвета, но разных производителей могут быть несовместимы между собой. Стандартизированы только цвета оригинальных жидкостей Volkswagen, откуда и пошла общепринятая классификация G11, G12 (G12+), G12++: первые традиционно окрашиваются в зеленый цвет, вторые – в красный, третьи – в голубой. В продаже можно встретить и жидкости других цветов, поэтому необходимо ориентироваться только на указанный на упаковке класс. Например, при заводской заливке концерном Renault-Nissan применяется антифриз желто-зеленого цвета, но по составу он близок к карбоксилатным антифризам G12 – если же ориентироваться по цвету, то можно совершить серьезную ошибку, приняв его за G11.

Совместимость антифриза и тосола

Начнем с тосола: теоретически возможно его смешение с антифризами класса G11. Но только теоретически – дело в том, что советский состав и само название «тосол» не были запатентованы, поэтому на упаковке с надписью «тосол» может оказаться жидкость с заранее неизвестным составом. Вместо силикатных добавок могут применяться боратные, в то время как к применению в охлаждающих жидкостях класса G11 они запрещены. Поэтому, смешивая современный тосол с антифризом G11, вы всегда действуете на свой страх и риск.


Что же касается остальных антифризов, то их совместимость (при условии соответствия состава классификации Volkswagen, что соблюдается не всеми производителями) описывается следующим образом:

  • если в системе охлаждения залита жидкость G11, то допускается доливка антифризов G12+, G12++, G13;
  • используя антифриз G12, можно доливать жидкости G12+, G12++, G13;
  • в систему охлаждения, заправленную антифризом G12+, можно доливать жидкости G12++, G13 без ограничений, G12 – с сокращением срока замены;
  • используя G12++ и G13, доливать можно только антифризы этих типов.

Так как до сих пор наиболее распространены жидкости классов G11 и G12, достаточно запомнить простое правило – они несовместимы, их смешение допустимо только в случае крайней необходимости и кратковременно.

Видео: При сколько градусах кипит антифриз (тосол)

Так что заливать?

Диапазон рабочих температур и качество теплопередачи – не единственные характеристики, определяющие применимость охлаждающей жидкости. Крайне важна и стойкость к кавитации – образованию микропузырьков при быстром движении крыльчатки помпы в толще антифриза. Кавитация несет сразу два отрицательных момента: сама по себе она разрушительно воздействует на крыльчатку, а пузырки резко снижают эффективность работы системы охлаждения.

Поэтому, начиная с класса G12, в состав охлаждающих жидкостей вводится пакет присадок, противодействующих кавитации. В то же время даже классический состав советского тосола этого не предполагал, состав же современных жидкостей под этим названием и вовсе известен только их производителям. Поэтому применять всевозможные «тосолы», продающиеся сейчас, можно только в низкооборотныхдвигателях с низкой теплонапряженностью (старые грузовики, автомобили ГАЗ с моторами 24Д, 402).

Очень часто начинающие автолюбители не только не придают особого значения автомобиля, но и вообще понятия не имеют о том, что вообще туда залито в случае с их же автомобилем. Такое отношение откровенно поражает и обескураживает. Ведь от правильного выбора зависит не только техническое состояние машины, но и ваше собственное здоровье. Сегодня мы поговорим о том, чем лучше антифриз или «Тосол» по сравнению друг с другом.

Предыстория

В принципе, такой спор мог возникнуть только в нашей стране, так как только у нас практикуется такая классификация этого типа жидкостей. Дело в том, что «Тосол» - тот же самый антифриз, но российского производства. Из-за этого многие автолюбители с крайней настороженностью относятся к его эксплуатационным качествам, предпочитая не заливать этот состав в дорогие и качественные автомобили.

Справедливости ради стоит сказать, что риск «нарваться» на подделку в этом случае и правда довольно велик, но зарубежный антифриз подделывают немногим реже. Так что сама постановка вопроса о том, чем лучше антифриз или «Тосол», если сравнивать их качества, не слишком корректна. Глупо сравнивать одну и ту же жидкость. Можно несколько переиначить эту тему: чем лучше (или хуже) отечественная охлаждающая жидкость по сравнению с ее зарубежными аналогами?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать теоретическую часть. Конечно, узнать все об антифризах и тосолах из столь краткого материала невозможно, но наиболее важную информацию вы получить сможете наверняка.

Общие эксплуатационные сведения

Как свидетельствуют практически все автомобильные эксперты, не менее 20% от всех случаев поломок двигателя связаны с охлаждающей жидкостью прямо, а еще 44% - косвенно. А потому правильный ее подбор поможет сохранить немало денег, так как капитальный ремонт движка — мероприятие, которое сложно причислить к особо дешевым (особенно при нынешних курсах валют).


Как правило, все охлаждающие жидкости в своем составе содержат соединения этиленгликоля (очень редко пропиленгликоля), а также воду и огромное количество присадок, единственным назначением которых является предупреждение коррозийных процессов. И вот здесь «зарыта собака»: фактическое отличие смесей разных производителей как раз в наборах и составе присадок, которые используются при производстве продукции.

В принципе, именно они составляют главную коммерческую тайну производителей, так как от этих веществ зависят все свойства продаваемой ими продукции.

На что следует ориентироваться в первую очередь?

Чтобы ответить на вопрос, чем лучше антифриз или «Тосол» для вашего автомобиля, важно ознакомиться с инструкцией или сервисной книжкой, в которой производитель обязан дать полную информацию о предпочтительном типе охлаждающей жидкости и нюансах ее использования. Нередко западные компании указывают конкретные марки антифриза, которые следует использовать в их автомобилях. Они прошли весь спектр исследований и тестов, а потому гарантированно не навредят вашей машине.

Впрочем, довольно лирики. Нам важно узнать, чем лучше антифриз или «Тосол», если сравнивать эти жидкости друг с другом. Дабы ответить на этот вопрос, вы должны знать о том, что производятся эти составы по трем различным технологиям.

  • Традиционная . В этом случае используются присадки, созданные на основе солей неорганических кислот (то есть силикатов, нитритов, нитратов, фосфатов и т. д.).
  • Карбоксилатная (ОАТ) . Если вы разбираетесь в химии, то поймете, что в этом случае используются, напротив, соли органических кислот (карбонаты, если быть точнее).
  • Гибридная . В этом случае охлаждающая жидкость создается на основе пакета присадок органического происхождения, в составе которых присутствует незначительное количество силикатов и/или фосфатов.

Так какой антифриз лучше, почему? А вот сейчас мы подходим к самому главному. Отечественный производится по традиционной схеме, в то время как импортный делают по карбоксилатной технологии. Соответственно, дабы разобраться в их сильных и слабых сторонах, следует знать аналогичные характеристики составов. Мы разберем восемь главных черт, которые проявляются при повседневной эксплуатации двигателя любого автомобиля.

Мешать или не мешать?

Кстати, можно ли мешать «Тосол» с антифризом? Если вы внимательно прочитали информацию, изложенную выше, то и сами уже знаете ответ. Нет, так делать не стоит. Более того: посмотрите на цвета различных от разных производителей. Другой совет. Перед тем как менять антифриз (или «Тосол») тщательно промойте двигатель дистиллированной водой. Новый состав можно заливать только после того, как из системы охлаждения будет стекать совершенно чистая жидкость.

Смеси даже от одной фирмы, но имеющие разный цвет, мешать категорически не стоит. Зато даже составы от разных производителей, но одинаковые по цвету, вполне можно доливать один к другому. Ничего катастрофического в этом случае не произойдет. Вот вы и узнали, можно ли мешать «Тосол» с антифризом.

Процедура замены охлаждающей жидкости

Всегда полезно повторить процедуру замены охлаждающей жидкости.

  • Ставим автомобиль так, чтобы передняя его часть имела небольшой уклон вниз.
  • Выкрутить пробки и слить жидкость в загодя подставленную емкость с широкой горловиной.
  • Система охлаждения промывается обычной дистиллированной водой, в которую желательно добавить специальную очистительную смесь. Воду заливаем, закручиваем все крышки и пробки. После этого необходимо завести машину и на полную мощность включить обогреватель салона. Дать поработать ему не менее десяти минут.
  • Отработанный раствор сливается, процедура повторяется еще два-три раза.
  • На 2/3 заполняем приемник антифриза составом и, оставив пробку открытой, запускаем двигатель автомобиля. Это позволит убрать из системы все воздушные пробки. Ждем все те же десять минут, доливаем антифриз до требуемого уровня, закрываем бачок.

Эффективность охлаждения двигателя


На первый взгляд, традиционная технология хороша тем, что механически защищает металл от коррозии. Как? Эти составы образуют слой толщиной до 0,5 мм, который, осев на поверхности деталей, предотвращает развитие коррозионных процессов.

Вот только теплопроводность этой пленки настолько плоха, что охлаждение двигателя может сократиться на 50%, что не есть хорошо. Проще говоря, отечественный «Тосол» частенько может выступать в качестве прекрасного изолятора! Движок начинает систематически перегреваться (хоть и не критически), а это приводит к его эксплуатации в условиях, к которым он чисто технологически не был приспособлен. Он быстрее изнашивается, резко повышается и падает мощность.

Карбоксилатные жидкости в этом отношении явно лидируют. Они тоже образуют защитный слой, но его толщина не превышает 0,0006 мм (60 ангстрем). Эта пленка практически никак не влияет на процесс отведения тепла от двигателя, а потому тот не перегревается. Так что лучше: антифриз или «Тосол»? Как выбрать между двумя типами жидкостей, неужели можно ориентироваться только по этой характеристике? Конечно же, нет.

Срок использования охлаждающей жидкости

Специалисты с уверенностью утверждают, что практически в 90% случаев, если речь идет об отечественных антифризах, в качестве присадок используются преимущественно силикаты и нитриты. Силикаты в этом случае добавляют, дабы обеспечить защиту алюминия, в то время как нитриты эффективно работают против кавитационной эрозии.

Конечно же, состав охлаждающей жидкости оптимально сбалансирован. Но если случается так, что какой-то компонент расходуется, «Тосол» быстро теряет все свои свойства, а потому плохо защищает двигатель как от перегрева, так и от коррозии. Дело в том, что из-за высоких температур и прочих факторов силикаты и нитриты практически полностью выпадают в осадок уже через 30-35 тысяч километров пробега. Соответственно, охлаждающая жидкость по истечении этого срока все свои свойства теряет практически полностью.


Жидкости же, изготовленные на основе органических солей, практически не снижают своих качеств на всем протяжении своего эксплуатационного периода. Присадки практически не выпадают в осадок, раствор на протяжении всего периода использования остается практически гомогенным. Так, многие зарубежные антифризы могут нормально эксплуатироваться на протяжении двух лет (не менее 100 тысяч километров пробега).

Но! Заранее предупреждаем начинающих автолюбителей, что замена охлаждающей жидкости («Тосола» или антифриза) должна проводиться своевременно, а не после того, как состав превратится в нечто совершенно неприглядное.

Защита алюминия и в условиях высоких температур и повышенных нагрузок

Не секрет, что современная автомобильная промышленность все большее значение придает использованию алюминия и сплавов на его основе. В частности, из этих материалов производятся даже двигатели. Нужно сказать, что наши охлаждающие жидкости очень плохо сочетаются с алюминием, так как они практически не защищают это вещество от разрушения в условиях экстремальных температур и нагрузок.

Исследователи выяснили, что при температуре выше 105 градусов по шкале Цельсия «Тосол» практически перестает оберегать алюминий. Собственно, из-за этой его особенности он уже давно не используется производителями всех ведущих автомобильных марок.

Напротив, карбоксилатные составы в этой области демонстрируют максимально высокие показатели. Специалисты, проведя многочисленные тесты на динамическую коррозию в различных условиях, выяснили, что качественный антифриз позволит эксплуатировать двигатель из алюминиевых сплавов на 45-60% дольше.

Срок эксплуатации жидкостного насоса

Известно, что основной причиной выхода жидкостного насоса из строя является гидродинамическая кавитация. Проще говоря, это образование многочисленных пузырьков газа в жидкости и их быстрое схлопывание у рабочих поверхностей механизма. В результате материалы ежесекундно подвергаются настоящей гидродинамической атаке, которая способствует быстрому разрушению металла. С течением времени образуются каверны, и детали выходят из строя.

Вот в этом случае хотелось бы порекомендовать не «вестись» на прокламации производителей. Законы физики не обманешь, а потому разницы между антифризом и «Тосолом» тут практически нет. Никакой повышенной защиты антифриз в этом случае обеспечить не может.

Защита гильз двигателя от кавитации


Губительному воздействию высокотемпературной кавитации подвергаются также гильзы цилиндров автомобильных двигателей. В этом случае лучше проявляет себя «Тосол». Мы уже говорили, что он образует толстую которая намного эффективнее предотвращает разрушение металла.

Стабильность состава и свойств

Силикаты, которые используются в производстве «Тосола», имеют неприятное обыкновение переходить в гелеобразное состояние. Фосфаты же, которые также входят в состав этого типа охлаждающих жидкостей, имеют свойство выпадать в осадок при частых циклах нагрева и охлаждения. Вместе с гелями все это образует «адскую смесь», которая полностью забивает радиатор и мешает нормальной работе системы охлаждения автомобильного двигателя. Напротив, жидкости на основе карбоксилатных составов таких недостатков полностью лишены.

Совместимость с пластиками и эластомерами

В охлаждающей системе современных машин массово используются пластиковые, эластомерные, резиновые и силиконовые элементы. Карбоксилатные составы не оказывают на эти материалы никакого негативного влияния. Впрочем, качественный «Тосол» также не разрушает резину, пластик и силикон, так что в этом отношении составы практически равны.

Об этом же свидетельствуют многолетние исследования отечественных и зарубежных производителей автомобилей, которые не смогли выявить каких-нибудь значимых различий в этой области.

Так что лучше: «Тосол» или антифриз, и как их отличить? В общем-то, все просто. Для старых автомобилей с чугунными двигателями особенной разницы нет. Пожалуй, в этом случае более подходит «Тосол» (за счет невысокой цены). Визуально же различить эти составы невозможно, приходится надеяться исключительно на честность производителя. А потому рекомендуем покупать охлаждающие жидкости только в специализированных магазинах.

Нет ничего страшного в том, чтобы использовать вместо антифриза «Тосол», но переплачивать за дешевую жидкость, продающуюся под видом более дорогой, всегда неприятно.

Некоторые способы дифференциации

Впрочем, некоторые способы все же есть. Так, некоторые «специалисты» советуют пробовать состав на вкус: считается, что «Тосол» сладковатый, так как в его составе есть много этиленгликоля. Вот только пользоваться таким способом мы бы настоятельно не советовали, так как все жидкости для охлаждения двигателя являются ядовитыми (в той или иной степени). Как еще можно различить «Тосол» или антифриз? Как узнать, что залито в бачок?

Если есть возможность перелить небольшое количество состава в какую-нибудь посудину, сделайте это и посмотрите на процесс: по своей «фактуре» «Тосол» больше похож на растительное масло, в то время как антифриз сильнее всего смахивает на обычную воду. Помните, что цвет состава ни о чем не говорит, так как зависит только лишь от красителей, которые можно добавить любые (чем и пользуются продавцы поддельной продукции).

Таким образом, в большинстве случаев лидируют антифризы. Особенно это касается новых автомобилей, которые выпущены в последние несколько лет. Вот мы практически и ответили на вопрос о том, что лучше: «Тосол» или антифриз (и почему). Осталось уточнить несколько мелких деталей.

Забота об экологии


Здесь карбоксилатные составы показывают лучшие результаты. И дело тут не столько в их химическом составе, сколько в банальной логике. Менять их нужно намного реже, а потому и вреда окружающей среде наносится заметно меньше. Наконец, да, с точки зрения химии карбоксилатные смеси все же куда лучше, так как их проще утилизировать, дабы они не наносили вреда экологии.

Вот вы и узнали, что лучше: антифриз или «Тосол», можно ли мешать эти смеси, каковы их характеристики. Надеемся, что наши рекомендации оказались для вас полезными.

Итак, рассмотрим: что лучше Тосол или антифриз и чем отличается Тосол от антифриза? Антифриз (Antifreeze) ― это англоязычное слово, пришедшее к нам из европейских стран, и дословно означает ― «препятствующий замерзанию, незамерзающая жидкость», чем собственно и является Тосол. Антифриз можно сравнить с маслом. Есть огромное количество названий , но как бы оно ни называлось и где ни производилось – это по-прежнему будет масло. А Тосол и есть антифриз, так как это лишь торговая марка, т. е. антифриз отечественного производства под брендом Тосол.

Но даже зарубежный антифриз имеет ряд различных параметров, и . Есть антифриз лучше, есть и похуже. А уж наш отечественный Тосол по своему качеству и характеристикам довольно сильно отличается от зарубежных аналогов. Поэтому прежде чем выбрать, что лучше заливать в систему охлаждения «движка», необходимо хорошенько понять, что собой представляет та или иная жидкость.

Тосол

Разработка жидкости началась ещё в Советском Союзе, специально по заказу строящегося в тот момент , поэтому создавался Тосол специально для отечественных автомобилей, а если быть точнее, то для модели «Жигули». В итоге было создано два типа охлаждающей жидкости с обозначениями «-40» и «-65». Разница между ними небольшая и заключается в термических характеристиках. Температура, при которой происходит замерзание первого составляет -40 градусов по Цельсию, соответственно, второго ― шестидесяти пяти градусам ниже нуля. Температура кипения у обоих продуктов одинакова и составляет примерно +110 градусов по Цельсию.

Между ними также есть и внешние отличия. Разница заключается . И если Тосол «-40» имеет синий окрас, то вот Тосол «-65» несёт в себе краситель красного цвета.

Цветовые добавки применяются для того, чтобы легче было определить уровень жидкости в расширительном бачке, ведь бесцветный Тосол увидеть сквозь не очень прозрачные стенки белого бачка крайне трудно. Лучше всего окрас помогает в поисках протечек, и при подсветке специальной лампой краситель приобретает люминесцентные свойства, за счёт чего можно довольно быстро выявить источник течи. Также с помощью окраса лучше всего определять, когда необходимо поменять Тосол. Ведь помимо этиленгликоля и воды в жидкости имеются ещё множество специальных присадок, которые не дают развиваться коррозии, а также . И срок службы этих добавок и красителей естественно не бесконечен и зависит от условий эксплуатации.


Если Тосол изначально имеет синий окрас, то вскоре он станет сине-зелёным, потом зелёным, затем жёлтым, после чего окончательно потеряет цвет. Время, за которое Тосол сможет поменять цвет, напрямую зависит от условий его эксплуатации. Если же температура «движка» во время работы не будет превышать девяноста пяти градусов по Цельсию, то в таком случае промежуток времени между синим и желтым цветом составит примерно шестьсот рабочих часов. Если «движок», подвергается систематическому перегреву, и температура доходит до температуры кипения, то время, за которое Тосол может поменять цвет с синего на жёлтый, составит около 500 рабочих часов.

Рабочий период антикоррозийных добавок, как и у красителя, зависит от температуры «движка», и скорость износа присадок равна скорости изменения цвета. Таким образом, окрас подскажет, насколько Тосол изношен и нужно ли его поменять.

Антифриз иностранного производства

Итак, давайте разберемся, что собой представляет не отечественный антифриз, и есть ли разница между зарубежными охлаждающими жидкостями. В составе зарубежного антифриза так же, как и в Тосоле, присутствует вода, сам антифриз (незамерзающая субстанция) и огромный набор всевозможных присадок. Однако, в Тосоле этих присадок насчитывается около десяти, а вот антифриз в среднем содержит в себе от 30 до 40 различных химических добавок, которые активно способствуют . Самый распространённый зарубежный антифриз изготавливается из этиленгликоля, однако, существуют и более редкие экземпляры незамерзающей субстанции, которые используются в очень дорогих охлаждающих жидкостях. К примеру, антифриз может быть на основе пропиленгликоля, калия, карбитолы, а также на основе различных спиртов.

Европейский антифриз делится на несколько сегментов, и отличается между собой как по составу, так и по характеристикам. Отличительной особенностью сегментов является цветовая палитра, которая не совпадает с цветами и свойствами отечественных жидкостей. И если Тосол с антифризом имеют одинаковый цвет, то это не значит, что они имеют одни и те же свойства. К примеру, красный Тосол с антифризом могут сильно отличаться по составу и иметь разную основу.

Итак, давайте ознакомимся с тем, какие бывают виды зарубежных жидкостей. Всего насчитывается четыре типа охлаждающих жидкостей:

Традиционный антифриз (traditional coolants)

Самый старый вид жидкостей, уже вышел из рыночной тенденции за рубежом, но по-прежнему широко распространён на территории бывшего СССР. Основу составляет этиленгликоль, а в качестве антикоррозийных добавок используются неорганические присадки из силикатов, нитратов, нитритов, фосфатов и так далее.

Отказ иностранцев от этого типа обусловлен малоэффективными неорганическими присадками, срок службы которых в нормальных условиях эксплуатации максимум 2 года. Ещё одной отрицательной чертой является отложение в охладительной системе антикоррозийных присадок, которые отжили свой срок. Добавки покрывают всю систему трудновыводимым силикатным покрытием, за счёт чего появляется систематический перегрев двигателя и как результат – прямой путь в автосервис обеспечен. Тосол тоже относится к этой группе, и отличить Тосол от антифриза этого вида практически невозможно.

Гибридный антифриз (hybrid coolants) G-11


Этот антифриз уже из разряда более современных и эффективных. Основным компонентом является этиленгликоль, а вот добавки изменились. Используется смесь неорганических и карбоксилатных (органических) добавок, отсюда и название «гибридный». В качестве неорганических присадок применяют нитриты, европейцы для этих целей используют силикаты, а японцы и корейцы предпочитают пользоваться фосфатами. Присутствие органики лучше защищает систему охлаждения, а также значительно увеличивает эксплуатационный срок, который составляет от трёх до пяти лет. Антифриз этой группы по европейским стандартам должен иметь зелёный цвет.

Карбоксилатный антифриз (carboxilate coolants) G-12, G-12+

Эта группа по всем параметрам лучше предыдущих двух. В качестве основной составляющей по-прежнему используется этиленгликоль, а в качестве добавок применяется только органика.

Срок эксплуатации таких субстанций стартует от пяти лет. Антикоррозийная защита в разы лучше, чем у описанных выше. Такие показатели были достигнуты за счёт «умных» органических добавок, которые концентрируются исключительно в местах зарождения коррозии. Небольшим слоем в 0,1 микрона обволакивают коррозийный очаг, тем самым препятствуя дальнейшему распространению , и не снижая теплообмена между системой и двигателем. Антифриз этого класса по европейскому регламенту должен иметь красный окрас.

Лобрид антифриз (lobrid coolants) G-12++, G-13

Для экологически чистых автомобилей нет ничего лучше, чем этот тип. Самый нетоксичный и из всех существующих на данный момент. Разница между этой группой и предыдущими заключается в основной составляющей. Если в вышеупомянутых роль основы играл этиленгликоль, то здесь эту роль взял на себя безопасный и быстроразлагающийся пропиленгликоль.

Однако, подобная манипуляция с основным компонентом повлекла за собой и существенный недостаток, который заключается в температуре кипения. Все вышеупомянутые группы имеют более высокую температуру кипения. Высокая цена также не даёт этой категории конкурировать, например, с G-12 и G-12+. Что же касается добавок, то тут вновь используется гибридная технология ― происходит смешивание органических и минеральных добавок. Европейским регламентом для этой группы были присвоены жёлтые и оранжевые цвета.

Что выбрать

Так что же всё-таки Тосол или антифриз? , безусловно, лучше заливать антифриз. Тосол разрабатывался для Жигулей и впоследствии для других устаревших моделей ВАЗ, и для таких автомобилей лучше заливать Тосол, так как антифриз может негативно сказаться не только на системе охлаждения, но и на двигателе в целом.

Выбирая Тосол или антифриз, нужно, прежде всего, руководствоваться рекомендациями производителя авто. И лучшим для автомобиля будет то, что изначально залил в него автоконцерн. Если залил Тосол – значит лучше использовать Тосол, если залил, к примеру, антифриз G-12 – значит лучше заливать G-12. Потому что автопроизводители по-разному изготавливают и системы охлаждения, и двигатели. В изготовлении используются разные материалы, и некоторые могут отрицательно взаимодействовать с антифризами, а другие, наоборот, могут конфликтовать с Тосолами, так и появляется нежданная коррозия, разъеденные прокладки и так далее. Например, многие изготавливают подшипники скольжения для помпы из керамических материалов, для таких автомобилей категорически не рекомендуются охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля, и для них производятся антифризы с глицериновой основой.

Если выбирать из того, что было представлено в статье, то лучшим однозначно будет карбоксилатный антифриз G-12, G-12+. Этот тип имеет много плюсов, таких как долговечность, эффективность, надёжность и .

Комбинирование жидкостей

Извечная забота большинства автолюбителей – можно ли смешивать Тосол с антифризом? Смешать Тосол можно только с группой традиционных антифризов, ведь они почти одинаковы по своему составу и свойствам. Если Тосол смешать с антифризами более высокого класса, то последствия могут быть куда серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Добавив такой антифриз в Тосол, можно получить полное выпадение присадок и прочих добавок, все они осядут в системе, и не только не будут защищать её, но и сами будут способствовать скорейшему износу. Добавляя антифриз в Тосол, обратите внимание на основной компонент, ибо взаимодействие разных основ вызовут опасные химические реакции, результатами которых могут быть ядовитые, тяжёлые испарения, способные повлечь серьёзное отравление.


После покупки автомобиля рано или поздно наступает момент, когда необходимо поменять охлаждающую жидкость. В большинстве случаев автолюбители не знают, на что поменять отработавшую свой срок жидкость, и появляются вопросы – как определить Тосол или антифриз, как узнать, что залил производитель в систему? будет намного проще, и определить, что было использовано ранее, можно по сроку, прошедшему с момента покупки, сравнив его со сроками эксплуатации различных антифризов и Тосолов. Но лучше всего узнать рекомендации автопроизводителя и залить то, что он рекомендует.

Подводя итог, хотим сказать: если сравнивать Тосол и антифриз – разница между ними определённо присутствует. Но кто бы что ни говорил, а каждый из продуктов достойно справляется со своими задачами, но только в той среде, для которой они разрабатывались. И если не лить в радиатор что попало, а использовать то, что советует автопроизводитель, то никакая коррозия и прочие неприятности не будут возникать в результате очередной замены. Приобретайте Тосол либо антифриз только в надёжных и проверенных точках продаж, не стоит гнаться за дешевизной, ибо потом переплатите в разы больше.