Ява 05 технические характеристики. История мотоциклов JAWA. Копия или оригинал

Существует немало легендарных мотоциклов. Американцы назовут вам Harley-Davidson, англичане – Royal Enfield, итальянцы – Moto Guzzy… На территории бывшего постсоветского пространства, включающей в себя страны восточной Европы, таким мотоциклом, безусловно, является Ява 350.

Сегодня, зайдя на сайт компании, там можно обнаружить адаптированные под современные требования модификации, вроде Jawa 350 Replica или Jawa 350 Premier. Легендарная марка продолжает пользоваться популярностью. Но чтобы понять причины этой популярности, следует обратиться к её истокам, познакомиться с Явой поближе.

Движение вперёд


Мало кто знает об этом, но история мотоцикла с таким названием началась ещё в 1934 году. Появившийся в то время байк оснащался одноцилиндровым двигателем мощностью 12 л. с., четырёхступенчатой КПП, имел вес 125 кг. и разгонялся до скорости 100 км/час. Он участвовал в международных соревнованиях и побеждал, доказывая своё качество. Назывался он – Jawa 350 SV.

Война внесла свои коррективы в планы чешского производителя, и модель, получившая индекс Ява 350 тип 12, появилась только в 1948 году. В силу определённых обстоятельств, она недолго продержалась на конвейере. Широкому российскому потребителю довелось познакомиться уже со следующей модификацией – Ява 350 354/06, запущенной в производство в 1954 году. Именно эту удачную машину следует считать первой строкой в истории успеха популярной марки в нашей стране.

Достойные характеристики Ява 350


Байк, в отличие от предшественников, получил двухтактный двухцилиндровый двигатель объёмом 350 куб. см, имеющий воздушное охлаждение. Мощность возросла до 16 л. с., а в поздних версиях, после установки нового карбюратора, до 18 л. с.

К слову сказать, карбюратор Ява 350 модифицировался впоследствии неоднократно. Максимальная скорость составляла 115 км/час (при прямой посадке мотоциклиста). Барабанные тормоза работали надёжно, а передняя и задняя вилки с телескопическими амортизаторами обеспечивали комфортное передвижение по дорогам с твёрдым покрытием.

Особенно заметно это стало в 1958 году, когда амортизаторы конусного типа заменили на поршневые. Напряжение батареи и генератора, используемых для работы электрооборудования мотоцикла Ява 350 – 6 вольт. Масса – 139 кг. Расход, по тому времени, был весьма умеренным – 3,6 литра.

Внешний вид модели не просто соответствовал веяниям того времени, а был прогрессивным и хорошо продуманным. Именно на модификацию 354/06 усадил Виктора Цоя автор памятника знаменитому рок-музыканту, Алексей Благовестнов. В качестве элемента монументальной композиции старушка Ява выглядит очень гармонично.

Совершенству нет предела


В 1964 году, после проведённой модернизации, Ява 350 получила новое обозначение — K?va?ka Automatic typ 360/01. Основные характеристики, такие как мощность и максимальная скорость, остались на прежнем уровне.

А вот переключать передачи, за счёт установки полуавтоматического сцепления, стало значительно удобнее. Изменили конструкцию оптических элементов. Подкорректировали форму крыльев. Популярность Ява 350 росла и, несмотря на довольно высокую стоимость техники, в магазинах за ней выстраивались очереди.

Эту модель уже смело можно назвать культовой. Её тюнинг – не лучшее решение. Немало любителей истории мототехники желают заполучить в свою коллекцию раритетов мотоциклы Ява 350 354/06 и 360/01.

Редкие и красивые


Не следует думать, что чешская мототехника продавалась исключительно в восточной Европе. Продукция Jawa поставлялась и на запад. В 1969 году была разработана экспортная модификация Jawa 350 Californian IV typ 362, 363, отличавшаяся оригинальным дизайном. Но произведено таких машин было относительно немного.

Ещё чуть позже, в 1970 году, выпустили модификацию Jawa 350 U? typ 633/1 Bizon, характерными чертами которой стали специфической формы топливный бак и обилие отделений для хранения инструмента и багажа. Сегодня такой байк – большая редкость, и если в вашем распоряжении оказалась подобная модель, то, в отличие от какого-нибудь станет просто безумием.

Следующий шаг


Но время брало своё, и руководство чешской компании решилось на серьёзные изменения. В 1973 году любители мототехники получили возможность познакомиться с Ява-350 тип 634. На новом байке изменили конструкцию рамы и серьёзно переработали конструкцию двигателя, увеличив мощность до 23 л. с.

Максимальная скорость, указанная в техническом описании, несмотря на прибавку в весе до 160 кг, возросла до 125 км/час. Правда, больше стал и расход топлива, составив 4,5 литра бензина на сотню километров при скорости 80 км/час. Достоинствами модели стали:

  1. Лёгкость в управлении и устойчивость на высоких скоростях что, в сочетании с комфортной подвеской и удобной посадкой, благоприятно сказывалось на утомляемости мотоциклиста. Преодолеть за рулём значительное расстояние можно было без проблем.
  2. Эксплуатационная надёжность и солидный ресурс конструкции.

Основным недостатком считалась высокая цена.

Близкое родство


Почти одновременно с этой моделью появился мотоцикл CZ 350, отличавшегося конструкцией рамы, формой топливного бака, настройками подвески. Если Ява 350 с коляской была нормальным явлением, то Чезет 350 продавался только в одиночном варианте. Модель, производимую на предприятиях Сeskа Zbrojovka было принято считать более спортивной, хотя она и имела схожие с Ява 350 характеристики.

Новые стандарты


В 1984 году в производство пошла новая модификация – тип 638. Изменения коснулись силового агрегата. Изменили профиль и проходное сечение каналов впуска и выпуска, улучшив продувку цилиндров. Двигатель Ява 350 получил алюминиевый блок цилиндров и облегчённые поршни. Мощность возросла до 27 л. с., а расход топлива снизился до 4,2 литра. Максимальная скорость осталась без изменений.

Важным нововведением стала установка электрооборудования, работающего при напряжении 12 вольт. Новая 12-и вольтовая система позволила существенно уменьшить массу генератора и других электрических компонентов. Предпринятые меры привели к снижению веса до 149 кг. Именно по мотивам этой модели сегодня выпускается Jawa 350 Replica.

За время производства дизайн на этих явах несколько раз корректировался. Изменялась форма и отделка топливного бака. На руль был установлен небольшой обтекатель. Каким бы изменениям ни подвергалась Ява 350, технические характеристики находились на высоком уровне.

Перед кризисом


Дальнейшим развитием модели стала Jawa 350 typ 639, запущенная в производство в 1990 году и уже спустя год уступившая место на конвейере модификации Ява 350 640. К особенностям этой машины следует отнести появившийся в поздних версиях дисковый передний тормоз.

Серьёзного изменения технических параметров не произошло. Это была последняя модификация, выпуск которой был налажен до распада СССР. Что до Ява 350 спорт, то, вопреки расхожему мнению, такой вариант никогда не производился. Приставки спорт удостаивались только мотоциклы с объёмом двигателя 250 куб. см.

Ява сегодня


В начале 90 годов XX века для чешского производителя мототехники, как и для многих предприятий на постсоветском пространстве, наступили тяжёлые времена. И всё же фирма осталась на плаву. Не в последнюю очередь – благодаря большому количеству поклонников Ява 350.

Компания продолжает не только производить мотоциклы, но и поставлять их в Россию. Часть представленных в каталоге моделей являются прямыми наследниками былой славы бренда:

  1. Jawa 350 Premier – дорожный байк, который, в качестве опции может оснащаться электрическим стартером. Внешность машины изменили в соответствии с современными представлениями о дизайне, но опытный глаз наверняка распознает под новомодным макияжем знакомый российскому потребителю Ява 350 640. Такой вот Премьер!
  2. Ява 350 люкс, как и Jawa 350 Premier, это тоже реинкарнация выпускавшейся в 1991 году модели. Модификация получила в качестве оснащения оригинальной формы топливный бак, цифровую панель приборов и закреплённый на багажнике пластиковый кофр.
  3. Jawa 350 Replica. Тут и говорить ничего не надо. Модификация не только создана на агрегатах классических мотоциклов Ява 350, но и стилизована под модели времён расцвета фирмы.

Популярность производимых компанией реплик довольно велика. Главное для этих моделей не скорость, а надёжность, комфорт и узнаваемость. Завидев подобную технику в потоке транспорта, многие иногда полагают, что это тюнинг.

Копия или оригинал?


Впрочем, и Jawa 350 Premier, и Jawa 350 Replica едва ли удовлетворят истинного ценителя продукции легендарной марки. Зачем им копии, когда есть возможность приобрести оригинал? Ведь в нашей стране ещё можно найти и восстановить до оригинального состояния классические мотоциклы Ява. И тюнинг здесь неуместен!

Если же вы всё-таки хотите заняться переделкой какой-нибудь мототехники по своему вкусу, то на нашем сайте вы сможете узнать про – советского мотоцикла, массово выпускавшегося на заводе имени Дегтярёва в городе Ковров.

Мотоцикл ЯВА 350/634 представляет собой одноколейное средство моторного транспорта, рассчитанное для перевозки одного или двух человек и багажа общим весом до 180 кг. Мотоциклы ЯВА 350/634 предназначены для движения по дорогам с твердым покрытием и по сельским дорогам с упрочненным покрытием.

К мотоциклам можно присоединить боковой прицеп (например, модели ЯВА 562) или задний прицеп (типа ПАВ 40) при помощи прилагаемых к ним деталей согласно руководству заводов-изготовителей прицепов. Оба прицепа нельзя применять одновременно.

В качестве силового агрегата в мотоцикле ЯВА 350/634 использован двухцилиндровый двухтактный двигатель воздушного охлаждения в блоке с коробкой передач. Двигатель работает бесшумно, сбалансирован во всем диапазоне числе оборотов и обладает хорошей приемистостью. Двигатель смазывается маслом, смешанным с бензином в соотношении 1: 30.

Сцепление у мотоцикла ЯВА 350/634 многодисковое со стальными дисками и с дисками с несгораемыми асбестовыми накладками. Сцепление работает в масляной ванне. Для управления сцеплением служит рычаг с левой стороны руля.

Коробка передач - четырехступенчатая со скользящими шестернями. Переключение передач ножное, при помощи рычага (педали), расположенной с левой стороны.

Пуск двигателя производится той же педалью, что и переключение передач.

Для передней и задней передач использованы цепи. Передняя передача находится в картере и работает в масляной ванне. Задняя передача полностью закрыта кожухом и постоянно смазывается консистентной смазкой.

Двигатель мотоцикла ЯВА 350/634 (см. рисунок ниже) имеет блочную компоновку, т. е. его картер объединяет в одно целое сцепление и коробку передач. Цилиндры отлиты из серого чугуна, головки цилиндров и поршни - из легкого сплава. Поршни снабжены тремя компрессионными кольцами. Поршневые пальцы стальные, установлены в шатунных головках на игольчатом подшипнике; в поршне палец зафиксирован проволочными замками. Шатуны кованые, стальные, со втулками. Коленчатый вал составной, собран из маховиков (щек кривошипа), пальцев и цапф.

Заводской номер двигателя выбит с левой стороны картера двигателя.

Заводской номер рамы выбит на левом заднем кронштейне двигателя. Фирменная табличка помещена спереди на головке рамы. Рама - сдвоенная, дуплексная, трубчатая, с задней маятниковой вилкой.

Топливный бак мотоцикла ЯВА 350/634 сварен из штампованных стальных деталей. Бак имеет наливную горловину с крышкой диаметром 60 мм и топливный бак, обеспечивающий резерв топлива на пробег 30-50 км (в зависимости от режима движения).

Спицевые колеса - легкосъемные, установлены на шарикоподшипниках. Передняя и задняя оси выдвижные. Заднее колесо соединено со звездочкой при помощи резинового гасителя крутильных колебаний. Заднее колесо можно снимать без разъединения цепи.

Тормоза - барабанные, колодочные, с механическим приводом. Диаметр барабана 160 мм, ширина колодок 35 мм. Задний тормоз приводится педалью, расположенной с правой стороны двигателя, передний - рычагом, находящимся на правой стороне руля. Оба тормоза отличаются высокой эффектив-ностью. (В первой серии мотоциклов передний тормоз однокулачковый, в последующих - двухкулачковый).

Двойное седло - подушечного типа удобной формы. Вместе с задней подвеской оно обеспечивает комфортабельную поездку как для водителя, так и для пассажира. Седло, запираемое замком, можно снять; под ним находится ящик для инструмента, аккумуляторной батареи, регуляторов напряжения и насоса для накачивания шин. Боковые крышки можно снять лишь после снятия седла.

Подножки - спортивного типа. Руль - спортивного типа, с регулируемым углом наклона.

Переднее колесо закреплено в телескопической вилке со стальными спиральными пружинами и гидравлическими амортизаторами; ход вилки составляет 150 мм. Элементы подвески полностью закрыты. Характеристика телескопических амортизаторов подобрана так, чтобы вилка реагировала на мелкие неровности дороги и эффективно поглощала сильные удары.

Заднее колесо закреплено в маятниковой вилке, на двух пружинящих элементах, которая соединена с рамой посредством двух пружинно-гидравлических амортизаторов. Ход задней подвески составляет 90 мм.

Задняя маятниковая вилка имеет широкую опору, обеспечивающую хорошую устойчивость машины особенно при движении на мокрых, и сколь-зких дорогах. Опора мало нуждается, в смазке, так как ее ось установлена в насыщенных смазкой втулках из комбинированного бронзово-пластмассового материала. Ось можно вынуть без разъединения цепи.

С левой стороны головки рамы мотоцикла ЯВА 350/634 встроен цилиндровый замок. Он действует при повороте руля вправо до упора. Для этого нужно поставить ключ в замок, повернуть его вправо и вдвинуть ключ с замком внутрь головки рамы. Затем повернуть влево и вынуть его из замка. Открывание производится в обратной последовательности, причем замок достаточно только выдвинуть. Владельцам мотоцикла ЯВА важно помнить, что национальное предприятие ЯВА не поставляет и не выпускает запасные ключи замков седла и руля. Поэтому запасной комплект следует тщательно хранить и в случае потери одного из ключей нужно сделать по этому запасному новый.

Хай! Обсуждаем мы сегодня уже не мотоцикл (хоть с этим некоторые способны поспорить), а скорее мопед Jawa 50, который в выгодном свете смотрится на фоне массы некачественных отечественных и китайских малокубатурных двухколесных. Речь пойдет о Pioner и его более позднем аналоге — Robby. Парочка этих железных коней используется преимущественно почитателями легендарного чехословацкого бренда стальных скакунов.

Описание Ява Пионер 50 с фото

По своей сути, вышеуказанный 50-кубовый байк является подходящим мини мотоциклом для всех без исключения начинающих мотоциклистов. Этот прекрасный двухколесный хорошо справляется с большими расстояниями, удивляя высокой экономичностью движка, а также серьезной надежностью последнего.

Выпускаться подобный транспорт начал параллельно со схождением с конвейера усовершенствованной модели знаменитой Jawa 500 - в 1954 году. Этот байк стал продолжением довоенной линейки под названием "Робот".

До сегодняшнего дня этот железный скакун остается самым маленьким во всем семействе продукции Чешского мотобренда.

Фото Явы 50, купить которую можно, обладая денежной суммой от 2 тысяч американских долларов, указывают на должный уровень эстетики в шасси стального коня. Интересно, что создавали указанный выше мини мотоцикл не только на Пражском заводе, но и в Словакии (город "Поважска Быстрица").

С первых лет эксплуатации 50-кубового мопеда у него появилось народное прозвище "Пень" из-за особенностей конструкции сидения. На мото устанавливали простенький одноцилиндровый мотор двухтактного типа. Последний позволял располагать мощностью в 1,6 лошадок на впечатляющих, как для скутера оборотах движка (5 тысяч в минуту). Серьезный у мопеда был и показатель компрессии (6,6 к 1).

Купить б/у версию этого мопеда в наше время можно с различными вариантами переделок. Часто меняют узлы рамы байка и его карбюратор. Тем не менее в оригинале последний представлен чехословацкой классикой - "Jikov" (модель "2912") и предусматривает подачу в камеру сгорания бензина в смеси с маслом с пропорцией (20 к 1).

В отличии от советских скутеров двигатель Jawa Пионер 50 обустраивался трехступенчатой КПП. Это позволяло двухколесному резво набирать максимальную скорость в почти 50 км/ч. Открытая сварная рама мопеда из стали создавалась при использовании высокопрочных квадратных труб. Благодаря использованию в шасси мото особой передней телескопической вилки и задней подвески из штампованых профилей без амортизаторов вышеуказанный двухколесный подал серьезный пример легендарным японским мотобрендам. К примеру, нечто подобное активно использовалось в создании мотоциклов от концерна "Yamaha ".

Новаторский подход в создании Пионер Ява 50, фото которой вы видите, конструкция двухколесного не считалась устаревшей вплоть до начала 1970-х. А тот факт, что любители активного отдыха на природе все еще используют чешский скутер в наши дни говорит о высоком уровне надежности стального скакуна.

Стоит также отметить, что на протяжении всей истории выпуска данного железного коня, инженеры бренда Jawa старались постоянно его модернизировать, совершенствуя кузов, тормозную систему, колеса мото, и многое-многое другое. Постепенно увеличивалась мощность двигателя двухколесного, а также его максимальная скорость. С конвейера сходили даже двухместные 50-кубовые Pioneer. А рост грузоподъемности байка может вообще шокировать, достигая отметки в 150 килограмм. Все же, вместе с тем, возрастал и уровень расхода топлива на 100 километров пройденного пути, переваливая за отметку в 3 литры бензина. Интересным фактом является то, что самого свежего представителя такой легендарной мало-кубатурной линейки ("Мустанг") чехословацкий бренд создавал с итальянцами.

Ява 50 технические характеристики

Указанные ниже характеристики относятся к модели мини мотоцикла 2014 года. Мы специально отыскали для вас детали по свежей модели чешского мопеда.
Тип мотора - двухтактный одноцилиндровый с системой воздушного охлаждения.
Объем движка составляет 49,5 см.куб.
Максимальная мощность двухколесного достигает 3,5 лошадиных сил.
Емкость бензобака - 6,5 литра.
КПП - 4 ступени.
Высота байка по седлу - 730 мм.

Первый мотоцикл, производства своей фабрики, Франтишек Янечек представил на Пражском автосалоне 23 октября 1929 г. Первая Ява отличалась от своего германского образца рядом деталей, но наиболее каплеобразным бензобаком.

У него был четырёхтактный одноцилиндровый двигатель 498,7 см3 с полушаровой камерой сгорания и мощностью 13 кВт (18 лс). Двигатель был закрепленный в двойной штампованной раме. У передней вилки был короткий ход и она была подрессорена листовой рессорой. У двигателя был сухой картер, циркуляционная смазка под давлением. С двигателем в одном блоке была трехступенчатая коробка передач управляемая ручным рычагом. Заднее колесо приводилось валом с упругим соединением. Задний наружный ленточный тормоз тормозил приводной вал. На обод колеса монтировалась шина 27x4.

Одноместный вариант весил 175 кг, достигал максимальной скорости 95 км/час и расходовал 5 – 6 литров/ 100 км бензина. Цена нового мотоцикла была 14 890 крон, включая электро оснащение Bosh. С прицепной коляской стоял уже 17 000 крон.

Уже тогда мотоцикл был покрашен красной краской с желтыми украшающими линиями, эта комбинация стала характерной для всех Яв.

Кроме того проявились конструкционные ошибки, прежде всего ломалась передняя вилка. Поэтому у второй серии была передняя вилка переработана и рама собиралась из прессованного листа. Изменилась передняя фара, взамен старой цилиндрической фары монтировалась новая от фирмы Bosh с регулируемым параболическим зеркалом. Цена модели 1930 г. снизилась – 14 000 крон.

Третья серия отличалась новым глушителем. Место исходной формы „граната“ у ней монтировался наконечник в форме „хвост рыбы“. На бензобаке был уже овальный знак Jawa. Ходовые свойства улучились благодаря новой четырехступенчатой коробке передач, за неё надо было дополнительно платить. Цена третей серии Jawа 500 OHV в одноместном исполнении снизилась – 12 000 крон.



Экономический кризис в то время ограничивал производство, мотоциклы были тяжелые и дорогие. Поэтому не удалось развернуть крупносерийное производство, но всё-таки до 1931 года продалось 1 016 штук, что в то время считалось хорошим результатом. Из-за своего могучего вида этот мотоцикл получал различные прозвища, самое известное было „ворот“.

Благодаря мощному двигателю к мотоциклу часто прикрепляли коляску. Коляска была оснащена тормозом колеса, ножной рычаг которого находился рядом с рычагом тормоза мотоцикла. Водитель смог тормозить или оба колеса сразу, или толко одно. Хотя мотоцикл Jawa 500 OHV был тяжелым, его надёжность была очень высокая.

AWA 175cc Villiers



В 1932 году еще чуствовался экономический кризис. Мотоцикл по 15 000 крон представлял для покупателей недоступную роскош. Многим предприятиям пришлось свернуть производство, как например фирме Premier из Хеба (Чехия), которая начала сове производство с 1908 г. и до 1930 г. продала 4000 мотоциклов.

Jawa в этих условиях начала выпускать мотоцикл 175 сс. „Самый лучший мотоцикл за мало денег“ – провозглашал рекламный слоган. Простой, красивый мотоцикл был представлен на Пражском автосалоне. Его цена 4 650 крон была невероятно низкая, на одну треть ниже по сравнению с другими мотоциклами этого класса.

У Jawa 175 был трёхканальный двухтактный двигатель объёмом 172,6 сс (57,2 x 67), мощность 3,6 кВт (5,5 лс) при 3 700 об/мин и степень сжатия 6,7:1. У поршня был дефлектор. Магнетогенератор Villiers 15 Вт был встроен в маховик.Переключение скоростей в трехступенчатой коробке передач с однодисковой сухой муфтой осуществлялось рычагом соединёным прямо с коробкой передач. Рама была собственной конструкции из прессованого листа, качающаяся рычажная пердняя вилка была подрессорена одной витой пружиной.

В топливный бак вмещалось 10,5 литра бензина с маслом в соотношении 25: 1. Вес мотоцикла был в начале только 70 кг, размер шин у первых типов был 2,75x25. Мотоцикл достигал максимальной скорости 70-80 км/час и расходовал 3 – 3,5 литров бензина на 100 км.

Для того, чтобы выпускать эти мотоциклы ещё в 1932 г., купили в Англии у фирмы Villiers не только двигатели, но и коробку передач, ступицы колёс, топмоза, магнетогенератор, фару, карбюратор и цепь.

Мотоцикл выглядел очень компактно, просто и красиво, да ещё и спортивно. В глаза бросалась выхлопная система, обе выхлопные трубы соединялись в одно сильное выхлопное колено, из которого выходила одна труба без глушителя.

В первом году было изготовлено 3 020 „Вилиерсов“, почти в три раза больше чем Jawa 500 за три года. Малая Jawa была настоящим успехом. Этот тип выпускался до самого 1946 года. Только во время войны производство было запрещено, впрочем как и у всех мотоциклов.

Почти каждый год у малой Явы что-то изменилось, так что мотоциклы каждой из семнадцати серий отличались. Мотоциклы изготовлялись в двух исполнениях, общедоступный тип стандарт и улучшенный специал. Варианты отличались количеством хромированых деталей и множеством принадлежностей.

Уже в 1933 г. резко снизился импорт деталей и началось производство по английской лицензии. В мотоциклы были монтированы искючительно английские магнето, карбюратор и цепь. В этом году на заводе изменилось соотношение между военой продукцией (3,5 миллиона крон) и производством мотоциклов (18 миллионов крон).

В 1934 г. мотоцикл получил магнетогенератор Jawa 30 Вт, двухрычажный карбюратор Amal-Fisher и новую укороченую выхлопную трубу с глушителем.

В течении следующих годов мотоциклы получили новый седлообразный топливный бак и новый семиканальный двигатель с плоским поршнем. Кроме того монтовался выпрямитель и батарея, за дополнительную плату поставлялся электрический клаксон. Опять изменилась выхлопная система, у мотоцикла стало два длиных глушителя. У двигателя был богато ребристый цилиндр и повышеная мощность. На мотоцикле было много других конструкционных элементов.

На Пражском автосалоне в 1938 г. Ява позволяла посетителям пробную поездку. Это была самая лучшая реклама. Jawa 175 зарекомендовала себя так хорошо, что в том же году создала серию из 50 мотоциклов с двойным управлением для обучения новых мотоциклистов.

Ява с двойным управлением стала центром внимания профессиональной прессы.

Эти мотоциклы были признаны как изобретение, так как были первые своего вида.

Всего изготовили 27 535 штук Явы 175 и её цена снизилась в течении годов до 3 490 крон (1936).

Этот мотоцикл способствовал развитию независимости Чехословакии в этой сфере.

Импорт мотоциклов почти прекратился. В 1930 г. продалось 90% импортных машин и только 6% отечественных, напротив тому в 1937 г. продалось уже только 6% импортных машин.

Фабрика „На зелёной лисе“ (район где стояла фабрика Jawa) сделала наконец правильный шаг.

JAWA 350 SV

Руководство Явы решило, что между двухтактным мотоциклом 175 сс и четырехтактным 500 сс большой разрыв, и начали думать как его лучше заполнить. Оказалось, что нужен мотоцикл класса 350 сс.

Уже в 1931году, ещё перед выпуском Виллиерсы, об этом шла речь. Ява 350 должна была заменить Яву 500 и предназначалась для очень требовательных покупателей. Прототип этого мотоцикла был представлен на Пражском автосалоне в 1934 г. У него был штампованная двойная треуголная рама с штампованной передней вилкой подрессоренной центральной витой пружиной и большой бензобак.

По тем временам Ява спроектировала свой мотоцикл со множеством замечательных элементов.

У двигателя SV был электрический стартер-генератор, коробка передач находилась близ заднего колеса и приводилась валом как у Явы 500. Испытания прошли хорошо, но с точки зрения серийного производства эти решения обошлось бы слишком дорого. Но с дорогим мотоциклом „ у Янечка“, так народ называл фабрику, уже был плохой опыт.

Построить второй собственный мотоцикл опять не удалось, но по другой причине – с точки зрения конструкции никаких претензий не было, но цена этой Явы 350 равнялась цене Явы 500.

В 1934 г. всё-таки расширили производственную программу и начали выпускать Яву 350, но совсем традиционной конструкции.

У нее был вертикальный одноцилиндровый двигатель SV, охлаждаемый воздухом, объёмом 346 сс (70 x 90), мощность 8,8 кВт (12 лс) и степень сжатия 5:1. Четырехступенчатая коробка передач управлялась рукой или ногой. Заднее колесо приводилось цепью.

Рама была двойная из штампованого листа, передняя вилка тоже, похожая на Яву 175. В топливный бак вместилось 10,5 литра бензина, к нему был прикреплен маслобак. Масло из бака поступало в насос с регулировкой количества и оптической контролью смазки. Необычным было двойное закрытие пружин клапанов. Зажигание было или динамо-батарейное фирмы Bosch или динамо-магнето фирмы Miller. Двигатель был оснащен карбюрятором Amal с регулировкой бензина и воздуха. Передняя фара была Bosch или Miller, который был на 300 крон дешевле. Электрический клаксон являлся стандартной оснасткой.

Весил мотоцикл 125 кг, достигал максимальной скорости до 100 км/час и расходовал 3,5 литров бензина на 100 км.

Ява 350 была надёжным мотоциклом с хорошими ходовыми качествами. Особо ценилась очень тугая рама. Цена более дешёвого мотоцикла была 6 950 крон. За первый год изготовили 1 000 штук, в 1935 году тоже 1 000 штук и в 1936 г. ещё 504 штук. В течении этих трёх лет, кроме нового глушителя, почти ничего не изменилось. Более новая Ява 350 SV получила глушитель в виде хвоста рыбы.

Эта Ява участвовала в нескольких больших спортивных соревнованиях, для которых была частично изменена. Была повышена степень сжатия, отполированы каналы и изменена настройка клапанов. Гонщик Франтишек Юхан участвовал в разных трековых гонках. Гонщики Витвар и Дусил участвовали в международных шестидневных гонках 1934 г. в Германии, где оба получили золотые медали.

JAWA 250 Special

Тяжёлый мотоцикл с двигателем объёмом 500 см3 и приводом на карданный вал находил слишком мало покупателей в условиях экономического кризиса. Из-за этого под руководством известного английского конструктора Дж. Вильяма Патчетта был создан более простой и лёгкий мотоцикл с двигателем объёмом 175 куб. см. Мотоцикл, дебютировавший в 1932 году сразу же завоевал признание чешских мотоциклистов. В 1935 г. на конвейер встали 250-кубовые модели, с 1936 г. выпускались более мощные модели с четырёхтактными двигателями объёмом 350 кубических сантиметров.

Мотоциклы «Ява-250» выпускались также для армии Чехословакии, а после захвата Чехословакии Германией мотоциклы выпускались уже для нужд германской армии.
С небольшими усовершенствованиями «Ява-250»выпускалась и после войны.

В 1935 г., выпускались мотоциклы 175 см3, две 350 см3 и малый автомобиль, Ява представила новый двухтактный мотоцикл 250 см3. Этим типом началась славная история Явы 250, благодаря которой стала Ява после войны всемирно известной.

Первая Ява 250 появилась в продаже в начале 1935 г. И вместе с Явой 175 стала основной частью продукции фабрики.

У Явы 250 был двухтактный одноцилиндровый двигатель 248 см3 (63x80), мощость 6,6 кВт (9 л.с.) при 3 900 об/мин с семиканальной петлевой продувкой двигателя, поршень был с плоским днищем. Карбюратор был Виллиерс (позднее Гретзин). Две выхлопные трубы кончались плоским глушителем. Трехступенчатая коробка передач управлялась вручную, по желанию монтировалось управление ногой. Штампованая рама конструкции Ява годилась также для двигателей 175 см3 и 350 см3.

Объём бензобака был 10 литров смеси бензина и масла (25:1). Вес мотоцикла 95 кг, максимальная скорость 100 км/час, расход топлива 3 литра/100 км.

Цена 5 490 крон была достаточно низкая, поэтому Ява 250 продавалась очень хорошо, тысячи штук в год. До 1946 г. изготовилось 14 000 штук.

Во время первых прототипов был у Явы 250 двигатель Виллиерс с плоским поршнем и петлевой продувкой. Эта конструкция принесла большие проблемы, так как двигатель перегревался и расход топлива был большой. Причиной была недостаточная продувка. Поэтому в серийной продукции использовался двигатель другой конструкции.

В течении годов мотоцикл изменялся. Уже в 1936 г. Получил карбюратор Амал, у модели 1937 появился новый бензобак и ручное изменение скоростей на бензобаке в замен рычага прямо из коробки передач. Плоский глушитель был заменен овалным с наконечником в виде хвоста рыбы.

В ограниченом количестве изготовлялся „горный тип”, у которого был на коленчатом вале двигателя прикреплен ещё один маховик вне картера, рядом с шестерней примарной цепи.

JAWA 350 OHV

В 1935 г., через год после выпуска первого автомобиля Jawa и выпуска первого мотоцикла собственной конструкции, Ява представила новый мотоцикл модели 350 OHV.

Jawa 350 OHV исходит от предыдущей модели, от которой отличалась только другим цилиндром и его головкой и была предназначена прежде всего для спортивных целей.

Объём двигателя 346 сс (70 x 90), мощность 11 кВт (15лс) при 4 000 об/мин и степень сжатия 6: 1. Четырехступенчатая коробка передач была изготовлена из алюминиевого сплава.

Рама была такая же, как у Jawа 350 SV, только передняя вилка была побольше с увеличеным амортизатором колебаний. Весил мотоцикл 142кг и достигал максимальной скорости в 115 км/час.

Мотоциклы изготовлялись в двух исполнениях, как общедоступный вариант стандарт и улучшенный специал. Варианты отличались количеством хромированых деталей, большей передней фарой, спидометром с подсветкой, ножным переключением передач и шинами 3,50 - 19, стандартными шинами тогда были 3,25 – 19.

Цена стандартного типа была 8 950 крон а тип специал, который начал выпускаться с 1937 года, был на 500 крон дороже.

Jawa 350 OHV выпускалась одновремено с более ранней моделью Jawa 350 SV, производство которой прекратилось в 1936 году.

Jawa 350 OHV выпускалась до 1946 года, кроме военных годов. Всего изготовили 2 700 штук.

У мотоцикла проявлялись неисправности связаные с системой смазки. Недостаток масла испытывал прежде всего механизм привода клапанов. Так же проявлялись неисправности в зажигании. Поэтому двигатель переработали, увеличили ребра охлаждения, механизм клапанов закрыли и улучшили смазку.

После этих улучшений мотоциклисты-спортсмены стали охотнее покупать эту модель. При хорошем техобслуживании мотоцикл был надёжным, его мощность и скорость отвечала требованиям покупателей.

AWA 100 Robot

В конце 30-тых годов Ява полностью овладела домашним рынком больших мотоциклов. Надо было привлеч молодежь, которой не разрешалось управлять большими мотоциклами. В то время Ява не выпускала машины класса сегодняшних мопедов.

Малые мотоциклы выпускал прежде всего Оружейный завод Страконице (ЧеЗет Страконице). Его мотоциклы объемом 73 см3 и 98 см3 считались лучшими на рынке малых мотоциклов.

Изначально Ява хотела купить французскую лицензию, но в итоге конструктор Йосеф Йозиф получил задание создать велосипед со вспомогательным двигателем. По личной просьбе Янечека, Йозиф работал над новой конструкцией дома и никому ничего не говорил.

Мотоцикл соответствовал правилам для мопедов – велосипед с двигателем до 100 см3 и ножным приводом заднего колеса. Им могли управлять лица старше 14 лет без водительских прав. Велосипед с двигателем не регистрировался и не облагался дорожным налогом. Многие изготовители устанавливали на свои велосипеды двигатели Sachs или Ilo.

Ява создала свой малый мотоцикл – «Ява-100» который был представлен на Пражской ярмарке в 1937 году. Рекламный отдел фабрики объявил конкурс на название нового мотоцикла с наградой 2500 крон для победителя. В течении трёх недель проголосовало 15 025 посетителей. Жюри выбрала название Робот (Слово робот впервые применил писатель Карел Чапек в своём романе Р.У.Р)

47x57) с петлевой продувкой двигателя, мощость 1,9 кВт (2,6 л.с.) при 3 750 об/мин и степень сжатия 5,7: 1. Карбюратор Гретзин управлялся сначала рычагом, позднее поворотной рукояткой. Магнето-зажигание было своей конструкции. Трехступенчатая коробка передач была в одном блоке с двигателем, рычаг переключения скоростей был на бензобаке.ÆУ Явы-100 был двухтактный одноцилиндровый двигатель 98,8 см3 (

Двигател запускался на месте помощью педалей или с разбегу.

Штампованная рама и передняя вилка были конструкции Ява. Объём бензобака 8 литров смеси бензина и масла (20:1). Сидение и руль можно было регулировать по высоте, размер шин был 2,25x19. Вес мотоцикла 49 кг, максимальная скорость 65 км/час, расход топлива 2 литра/100 км.

В первый год производства «Явы Робот» стоила 2 790 крон и было изготовлено 5 000 штук, а всего до 1946 года было изготовлено 12 000 малых Яв.

В течении годов происходили модернизации, например в 1939 году увеличили степень сжатия до 6: 1 и тем самым повысили мощность до 2 кВт (2,7 л.с.). Выхлопная труба получила защитный кожух и была изогнута немножко вверх.

Ява Робот была очень популярной, её покупали люди, которые не хотели большой мотоцикл, или наоборот молодёж, для которой большие мотоциклы были ещё запрещены.

AWA 250 Duplex

Jawa Duplex Blok была последней довоенной новинкой фирмы Ява. Она была создана на основе двухтактной Явы 250, но двигатель был полностью переработан, так что можно было говорить о новой модели. Коробка передач была жёстко соединена с двигателем, хотя изготовлялась самостоятельно.

Первичная передача осуществлялась двойной цепью (Duplex). Двигатель (Ø 68 х 68) был объёмом 246 см3 и выдавал мощность 6,6 кВт (9 л.с.) при 4 000 об/мин, степень сжатия 6: 1.

Цилиндр изготовлялся из особого серого чугуна, головка цилиндра из лёгкого сплава, зажигание - магнето Ява. Карбюраторы ставили Амал или Гретзин. Дисковое сцепление в масляной ванне находилось в блоке двигателя, четырехступенчатая коробка передач переключалась ногой. Рама и передняя вилка были одинаковой конструкции как у Явы 250, но немножко усиленые. Разъёмное заднее крыло и новая конструкция вала облегчала снятие заднего колеса. На бензобаке монтировались резиновые опоры.

Размер шин 3,25 – 19. Вес мотоцикла 115 кг. Максимальной скорость 100 км/час и расход бензина был 3,5 литров/ 100 км.

В 1939 году успели изготовить 900 Дуплексов, после войны ещё 100.

В прототипе осталась Ява 175 Дуплекс, для её производства не хватало производственных мощностей

JAWA 250/350 Perak

История возникновения этого мотоцикла весьма необычная. Он создавался во время втрой мировой войны в условиях глубокого подполия, когда всем угрожала смертная казнь. Но всё таки в1944 г. в сарае, у фашистов под носом, возник мотоцикл, который поразил всех.

Своей конструкцией он отличался от всех предидущих Яв.

Рама была из четырехгранных труб из стального листа, все провода проходили внутри этих труб. Телескопическая передняя вилка с витыми пружинами переходила в преднюю фару диаметром 150 мм и встроеным спидометром.

65x75), мощость 6,6 кВт (9 л.с.) с плоским поршнем. Совсем новой была конструкция карбюратора и его крышка.ÆДвигатель был двухтактный одноцилиндровый 248,8 см3 (

Динамо было четырехполюсное, напряжение 6 В и мощность 45 Вт.

Четырехступенчатая коробка передач была создана в одном блоке с двигателем. Скорости переключались ногой, сцепление включалось во вдемя движения педали. Одновремено зажигалась лампочка в коробке управления на бензобаке, его объём был 13 литров.

Сидение новой конструкции качалось вокруг оси соединеной с рамой и подрессоренное центральной витой пружиной с фрикционным амортизатором. Жёсткость пружины можно было отрегулировать по весу водителя.

Заднее колесо было подрессорено сколзящими телескопическими амортизаторами с витыми пружинами. Размер шин 3,00 – 19.

Весил мотоцикл 125 кг, достигал максимальной скорости в 100 км/час и расходовал 3 литра бензина на 100 км.

Новая Явы была впервые показана на автосалоне в Париже, где получила золотую медаль.

Уже в 1946 г. успели изготовить 1360 штук Явы 250. В 1947 г. изготовили уже 17 162 мотоциклов с новим динамо, оно было шестиполюсное. Обозначение было Тип 10.

В 1948 г. начался выпуск Явы 350 с одинаковой рамой как у Явы 250. Ява 350 продавалась под маркой Jawa-Ogar. Фирма Ogar стала с 1948 г. частью фирмы Jawa.

58x65), мощость 8,8 кВт (12 л.с.). Мотоцикл достигал максимальной скорости до 110 км/час и расход бензина был 3,5 литра/ 100 км. Обозначение было Тип 12.ÆДвигатель Явы 350 был двухцилиндровый 344 см3 (

Обе Явы - Тип 10 и Тип 12 – изготовлялись до 1950 г.

В 1950 г. произошли некоторые изменения – новые ребра на цилиндре, шатун и поршень. Поэтому мотоциклы получили новое обозначение Тип 11 (250) и Тип 18 (350).

Производство этих Яв завершилось в 1956 г. Всего было изготовлено 180 000 штук, они продавались в 112 странах мира.

Слово Pérák возникло от перо (пружина).

JAWA 500 OHC

После войны было принято решение выпускать более простые и дешёвые двухтактные мотоциклы. Но через пару лет покупатели потребовали более силный мотоцикл.

И уже в 1950 году в Яве подготовили пол-литровый двигатель и с 1952 года началось серийное производство Явы 500, Тип 15/00. Двигатель был воздушного охлаждения, четырехтактный двухцилиндровый. Кулачковый вал в головке цилиндров (OHC) приводился червячной передачой. Объём цилиндров 488 см3 (Ø 65 х 73,6), мощность 19,1 кВт (26 л.с.) при 5 000 об/мин.

Коробка передач была четырехступенчатая. Магнитное динамо Lucas было скоро заменено динамо-батарейным зажиганием PAL мощностью 60 Вт.

У Типа 15/01 изменился привод кулачкового вала – коническими колесами с зубьями типа Gleason. Смазку обеспечивал масляной насос, отделный масляный бак содержал 4,5 литра масла.

Рама была похожа на Яву 250, но была соответствено усиленая, так как предполагалось присоединение коляски. Объём бензобака 16 литров, и к нему крепилось сидение как и на Яве 250.

Телескопической передняя вилка оснащалась масляным амортизатором, заднее колесо было подрессорено сколзящими телескопическими амортизаторами с витыми пружинами.

Размер шины переднего колеса 3,25 – 19, заднего 3,50-19.

Весил мотоцикл 156 кг, и достигал максимальной скорости в 135 км/час, расход бензина 4 литра/ 100 км.

В 1953 году начал выпускаться Тип 15/02 с усовершенствованым двигателем. Мощность увеличилась до 20,6 кВт (28 л.с.). Вес мотоцикла достиг 174 кг, максимальная скорость достигла 147 км/час.

С 1956 года стали устанавливать удобное двойное седло.

Последняя Jawa 500 OHC съехала с конвеера в 1958 году и тем самым окончилось серийное производство четырехтактных двигателей Jawa.

JAWA 250/350 (мод 353/354)

Осенью 1953 г. появились новые модели мотоциклов ЯВА. Было налажено паралельное производство мотоциклов рабочим объемом двигателя 250 и 350 см3. Новый мотоцикл рабочим объемом двигателя 250 см3 получил обозначение ЯВА-250 мод. 353. В нем были введены изменения принципиального характера. К важнейшим из них относится применение качающейся задней вилки, которая обеспечивает намного больший ход заднего колеса, чем у предыдущих моделей. Цепь привода колеса полностью закрыли кожухом, а вместо колес 19" установили колеса 16". Вилка оснащалась гидравлическими амортизаторами, что улучшило внешний вид мотоцикла. Двигатель не подвергся изменениям. Была изменена лишь звездочка привода заднего колеса. Очень важное изменение произошло в электрооборудовании мотоцикла: к массе мотоцикла (раме) присоединен положительный вывод (плюс), раньше присоединяли отрицательный (минус). Выполнено это для соответствия с некоторыми зарубежными нормами, без технического обоснования и какого-нибудь эффекта. Было установлено также сдвоенное седло.

У выпускавшегося параллельно мотоцикла ЯВА-350 мод. 354 ходовая часть была совершенно такая же, как и у предыдущей модели. Двигатель этой модели тоже не изменился. Тем не менее у мотоциклов ЯВА-250/353 и ЯВА-350/354 существенно улучшились основные ходовые качества. В результате использования увеличенного хода задних телескопических амортизаторов стали применять более мягкие пружины, что устранило подскоки колес на неровностях дороги, тем самым снизилась склонность мотоцикла к юзу и облегчилось управление им на поворотах и при движении с большими скоростями. Вследствие использования качающейся задней вилки до сих пор сохранилось название этих моделей-«кивачка» 250 или 350.

В 1953-1954 гг. начинается производство мотоциклов с однопедальным устройством переключения передач и пуска (на экспорт). Стандартное обозначение их-ЯВА-250 мод. 353/02 и ЯВА-350 мод. 354/02.

Внешнеторговые организации интересовали мотоциклы с двигателем большей мощности при том же рабочем объеме цилиндров, с более высокой скоростью, которые были бы безопасны в эксплуатации. Поэтому в 1955 г. предприятие «ЯВА» начинает выпуск мотоциклов ЯВА-250 мод.353/03 и ЯВА-350 мод. 354/03. Их главное отличие-повышенная мощность двигателя: до 8,8 кВт (12 л. с.) у мотоцикла ЯВА-250 и 11,8 кВт (16 л. с.) у мотоцикла ЯВА-350. В этих мотоциклах была введена однопедальная система переключения передач и пуска, усовершенствована конструкция генератора тока. Ходовая часть у мотоциклов обеих моделей осталась одинаковой, а главным результатом модернизации стали «центральные колеса», т.е. тормозные барабаны шириной, равной ширине ступицы колеса, с тормозными колодками соответствующей ширины. Эффективность тормозов тем самым существенно увеличилась. Спицы колеса были зацеплены за фланцы тормозных барабанов без отгиба концов, так что в смонтированном состоянии на них действовало только усилие растяжения.

В 1957 г. предприятие «ЯВА» начинает выпуск последующих моделей, а именно ЯВА-250 мод. 353/04 и ЯВА-350 мод. 354/04. В двигателях этих моделей почти ничего не изменилось, за исключением только глушителей шума впуска. Они были сделаны из пластмассы с вмонтированными фильтрующими элементами. Глушители были расположены в пространстве под передней частью седла и соединялись с патрубком карбюратора фигурной резиновой муфтой.

В отличие от двигателя в ходовую часть были внесены два существенных изменения. Первое из них-в передней вилке, пружины которой были установлены снаружи неподвижных труб (до этого у всех моделей они были внутри). Такое расположение дало возможность использовать пружины большего диаметра. Одновременно был введен конический амортизатор внутри подвижного наконечника. Через некоторое время, однако, опять стали использовать поршневой амортизатор со штоком, закрепленным на верхнем конце неподвижных труб. Второе изменение касалось формы глушителей шума выпуска: наконечники их на концах имели не рыбообразную форму, а сигарообразную с круглым выходным отверстием.

JAWA 50 Pionyr

В 1954 году вместе с Явой 500 появилась и самая маленькая Ява 50.

Ява 50 возникла в Праге как модернизация довоеной Явы Робот. В Праге она изготовлялась до 1955 года, потом производство перенесли в Словакию, в город Поважска Быстрица. Завод называется Povážské strojírny (Поважские машиностроительные заводы).

Маленькую Яву начали называть по форме сидения «пень». И она стала сразу пользоваться успехом.

Двигатель был одноцилиндровый двухтактный, объём 49,8 см3 (Ø 38 х 44), мощность 1,18 кВт (1,6 л.с.) при 5 000 об/мин, степень сжатия 6,6: 1, карбюратор Jikov 2912. В бензин добавлялось масло в соотношении 20: 1.

Коробка передач была трёхступенчатая. С ней мотоцикл достигал скорость 50 км/час.

Рама была открытая, свареная из стальных труб квадратного сечения. Переднее колесо закреплено в телескопической вилке без амортизатора, поверхности трения закрыты резиновыми манжетами. Заднее колесо закреплено в качающейся вилке без амортизатора. Вилка сварена из штампованых профилей, была подрессорена одной витой пружиной без амортизатора закрепленой под сидением в оси симетрии машины (похожую конструкцию применила на много позже у своих мотоциклов Yamaha).

Пионер своей конструкцией опередил конкурентов в своей категории и благодаря тому выпускался до начала 70. годов. Ещё сегодня пионер является любимым мотоциклом молодых и пенсионеров, особо рыболовов.

Первая Ява 50 („пень“) обозначалась Тип 550. Следующий Тип 555 был ещё одноместный, но уже существенно изменился кузов, изменились тормоза в колесах и другие детали. Мощность двигателя повисилась до 1,62 кВт при 5500 об/мин и максимальная скорость до 60 км/час.

Тип 05 был первым двухместным пионером. Для этого пришлось изменить подвеску заднего колеса с амортизаторами как у больших мотоциклов и повышить мощность двигателя (2,21 кВт при 6000 об/мин). Тип 05 отличался высокой жизнеспособностью.

В 60-х годах произошла очередная модернизация прежде всего формы деталей кузова – Тип 20 и Тип 21. У Типа 20 были ноги водителя защищены от грязи плитой из тонкого листа. Тип 21 был более спортивный и без этой защиты.

Двигатель был у обеих одинаковый, мощность 2,6 кВт при 6 500 об/мин, степень сжатия 9,2: 1. В бензин добавлялось масло в соотношении 30: 1.

Мотоцикл достигал скорость 60 км/час, с двумя ездоками 50 км/час, расход бензина 2,3 литра/100км и до 3,2 литра/100км при полной нагрузке 150 кг.

Последним типом была Jawa 50 typ 23 Mustang. Была построена вместе с итальянской фирмой Italemmeza и считается самой популярной Явой 50 среди молодых. Она выглядела как большой мотоцикл, но двигатель был таким же как у Типа 20.

JAWA 50 Jawetta

С 1958 по 1962 года на заводе Ява в Праге-Нуслих выпускался ещё один малый мотоцикл, который сегодня почти никто не помнит.

Это был малый мопед Яветта. Мопед существовал в двух вариантах – Стандарт и Спорт(на фото).

У обеих типов был модный кузов, у типа Спорт была увеличеная мощность двигателя, большой бензобак и более спортивный вид.

Двигатели для этих мопедей выпускали в городе Чешске Будейовице. Двигатель был одноцилиндровый двухтактный, объём 49,8 см3 .

У типа Стандарт была мощность 1,1 кВт (1,5 л.с.) при 4000 об/мин, макс. скорость 45 км/час, вес 47,5 кг и расход бензина 1,65 литра/ 100км, вместимость бензобака 2,7 литра.

У типа Спорт была мощность 1,4 кВт (2 л.с.) при 6000 об/мин, макс. скорость 51 км/час, вес 50,5 кг и расход бензина 1,8 литра/ 100км, вместимость бензобака 6,5 литра.

Коробка передач была двухступенчатая, скорости переключались поворотом рукоятки на руле. Зажигание - магнето 20 Вт. Рама была сварная из штампованых профилей. Передняя вилка была сварена тоже из штампованых профилей. Колесо было закреплено в вилке с помощью пары коромыслов и подрессорено витыми пружинами и резиновыми упорами. Заднее колесо закреплено в качающей вилке и подрессорено одной витой пружиной под сидением и резиновыми упорами.

На обеих колесах были барабанные тормоза, передний включался рычагом на руле, задний обратным движением педалей. Размер колес 2,00 – 23.

В октябре 1962 г. предприятие «ЯВА» опять выпускает две новые модели классов 250 и 350 см3. Это модели 559/02 и 354/06. У мотоцикла ЯВА-250 мод. 559/02 традиционно одинаковая с мотоциклом ЯВА-350 мод. 354/06 ходовая часть, но улучшен внешний вид, а также функциональные свойства. Главное изменение внешнего вида мотоциклов данных моделей произошло за счет того, что верхняя половина корпуса фары переходит в кожухи рукояток, образуя с ними единую форму. Для этого потребовалось изменить и форму спидометра, он стал овальным вместо круглого, как у предыдущих моделей. Одновременно был введен выключатель зажигания нового типа, комбинированный с включателем света. Фонарь на заднем щитке выполнен из просветленного красного полистирола. В нем расположены лампочки сигнала торможения и габаритного света. И, наконец, было установлено седло, которое откидывалось или снималось только после отпирания замка в передней части.

После того как седло откинуто, можно отомкнуть пружинные защелки запора боковых ящиков, которые снаружи открыть невозможно.

Мощность двигателя у мотоцикла ЯВА-350 мод. 354/06 увеличили с 11,8 кВт (16 л.с.) до 13,2 кВт (18 л.с.) в результате изменения каналов в системе газообмена, однако внешний вид двигателя остался без изменений.

В двигателе мотоцикла ЯВА-250 мод. 559/02 по сравнению с двигателем мотоцикла класса 350 см3 были введены некоторые изменения принципиального характера. Мощность повысили с 8,8 кВт (12 л.с.) до 10,3 кВт (14 л.с.), причем применили цилиндр новой конструкции. Этот цилиндр выше, так что большая часть продувочных каналов расположена в нем и только небольшая часть их-в картере двигателя. Поэтому и карбюратор присоединен патрубком к цилиндру, в отличие от предшествующих моделей, в которых его прикрепляли к картеру двигателя. Карбюратор мотоцикла мод. 559/02 оборудован обогатителем для пуска двигателя. Обогатителем управляют при помощи поворотной втулки, размещенной около правой рукоятки управления подачей топлива. На двигателе мотоцикла мод. 559/02 выпускные трубы присоединены к цилиндру двигателя. Гайку крепления труб завинчивают во внутреннюю резьбу в цилиндре. На ее наружной поверхности имеются выступы для затяжки ключом. Размеры гаек стали намного меньше.

Кривошипно-шатунный механизм всех предшествующих двигателей рабочим объемом 250 см3 устанавливали на трех шариковых подшипниках: одном справа (со стороны генератора) и двух слева (со стороны передней передачи). В первых сериях двигателя мотоцикла мод. 559/02 было только два подшипника коленчатого вала, по одному с каждой стороны. При использовании этого варианта упрощалось производство, однако других преимуществ он не имел. В последних сериях двигателей опять стали устанавливать кривошипный механизм на трех подшипниках.

Мотоцикл ЯВА-250 мод. 559/02 обладал по сравнению с мотоциклом мод. 353/04 несколько лучшими мощностны-ми показателями, тогда как мотоцикл ЯВА-350 мод. 354/06 имел лучшие не только мощностные показатели, но и ходовые качества, а также хороший внешний вид.

Поэтому с конца 1964 г. и с начала 1965 г. эти модели начали выпускать с некоторыми изменениями функционального характера. Большая мощность двигателя у мотоциклов, особенно имеющих рабочий объем двигателя 350 см3, повлекла за собой изменение сцепления. Сцепление нового варианта значительно меньше проскальзывает при сильном и резком открытии дроссельного золотника (ускорении). Изменен был также механизм автоматического выключения сцепления, который стали изготовлять преимущественно из штампованных деталей (для упрощения технологии и уменьшения стоимости производства). Была переделана и передняя телескопическая вилка, для которой использовали систему амортизации подвески в нижней части подвижного наконечника. Существенно улучшился разгон мотоцикла и увеличился срок службы силового агрегата при введении резиновых гасителей крутильных колебании, встроенных в заднее колесо. После этих изменений мотоциклы получили обозначения ЯВА-250 мод. 559/04 и ЯВА-350 мод. 360.

Мотоциклы ЯВА-250 мод. 559/04 и ЯВА-350 мод. 360 стали в 1964-1965 гг. основными мотоциклами, выпускаемыми народным предприятием «ЯВА». Были выпущены сотни тысяч этих надежных мотоциклов. Кроме основных вариантов для внутреннего рынка предприятие разработало еще ряд модификаций с меньшими изменениями в соответствии с пожеланиями отечественных и зарубежных заказчиков

JAWA 250/350 (мод. 559/02 и 354/06)

Мотоцикл ЯВА 350/634

Мотоцикл ЯВА 350/634 представляет собой одноколейное средство моторного транспорта, рассчитанное для перевозки одного или двух человек и багажа общим весом до 180 кг. Мотоциклы ЯВА 350/634 предназначены для движения по дорогам с твердым покрытием и по сельским дорогам с упрочненным покрытием.

К мотоциклам можно присоединить боковой прицеп (например, модели ЯВА 562) или задний прицеп (типа ПАВ 40) при помощи прилагаемых к ним деталей согласно руководству заводов-изготовителей прицепов. Оба прицепа нельзя применять одновременно.

В качестве силового агрегата в мотоцикле ЯВА 350/634 использован двухцилиндровый двухтактный двигатель воздушного охлаждения в блоке с коробкой передач. Двигатель работает бесшумно, сбалансирован во всем диапазоне числе оборотов и обладает хорошей приемистостью. Двигатель смазывается маслом, смешанным с бензином в соотношении 1: 30.

Сцепление у мотоцикла ЯВА 350/634 многодисковое со стальными дисками и с дисками с несгораемыми асбестовыми накладками. Сцепление работает в масляной ванне. Для управления сцеплением служит рычаг с левой стороны руля.

Коробка передач - четырехступенчатая со скользящими шестернями. Переключение передач ножное, при помощи рычага (педали), расположенной с левой стороны.

Пуск двигателя производится той же педалью, что и переключение передач.

Для передней и задней передач использованы цепи. Передняя передача находится в картере и работает в масляной ванне. Задняя передача полностью закрыта кожухом и постоянно смазывается консистентной смазкой.

Двигатель мотоцикла ЯВА 350/634 (см. рисунок ниже) имеет блочную компоновку, т. е. его картер объединяет в одно целое сцепление и коробку передач. Цилиндры отлиты из серого чугуна, головки цилиндров и поршни - из легкого сплава. Поршни снабжены тремя компрессионными кольцами. Поршневые пальцы стальные, установлены в шатунных головках на игольчатом подшипнике; в поршне палец зафиксирован проволочными замками. Шатуны кованые, стальные, со втулками. Коленчатый вал составной, собран из маховиков (щек кривошипа), пальцев и цапф.

Заводской номер двигателя выбит с левой стороны картера двигателя.

Заводской номер рамы выбит на левом заднем кронштейне двигателя. Фирменная табличка помещена спереди на головке рамы. Рама - сдвоенная, дуплексная, трубчатая, с задней маятниковой вилкой.

Топливный бак мотоцикла ЯВА 350/634 сварен из штампованных стальных деталей. Бак имеет наливную горловину с крышкой диаметром 60 мм и топливный бак, обеспечивающий резерв топлива на пробег 30-50 км (в зависимости от режима движения).

Спицевые колеса - легкосъемные, установлены на шарикоподшипниках. Передняя и задняя оси выдвижные. Заднее колесо соединено со звездочкой при помощи резинового гасителя крутильных колебаний. Заднее колесо можно снимать без разъединения цепи.

Тормоза - барабанные, колодочные, с механическим приводом. Диаметр барабана 160 мм, ширина колодок 35 мм. Задний тормоз приводится педалью, расположенной с правой стороны двигателя, передний - рычагом, находящимся на правой стороне руля. Оба тормоза отличаются высокой эффектив-ностью. (В первой серии мотоциклов передний тормоз однокулачковый, в последующих - двухкулачковый).

Двойное седло - подушечного типа удобной формы. Вместе с задней подвеской оно обеспечивает комфортабельную поездку как для водителя, так и для пассажира. Седло, запираемое замком, можно снять; под ним находится ящик для инструмента, аккумуляторной батареи, регуляторов напряжения и насоса для накачивания шин. Боковые крышки можно снять лишь после снятия седла.

Подножки - спортивного типа. Руль - спортивного типа, с регулируемым углом наклона.

Переднее колесо закреплено в телескопической вилке со стальными спиральными пружинами и гидравлическими амортизаторами; ход вилки составляет 150 мм. Элементы подвески полностью закрыты. Характеристика телескопических амортизаторов подобрана так, чтобы вилка реагировала на мелкие неровности дороги и эффективно поглощала сильные удары.

Заднее колесо закреплено в маятниковой вилке, на двух пружинящих элементах, которая соединена с рамой посредством двух пружинно-гидравлических амортизаторов. Ход задней подвески составляет 90 мм.

Задняя маятниковая вилка имеет широкую опору, обеспечивающую хорошую устойчивость машины особенно при движении на мокрых, и сколь-зких дорогах. Опора мало нуждается, в смазке, так как ее ось установлена в насыщенных смазкой втулках из комбинированного бронзово-пластмассового материала. Ось можно вынуть без разъединения цепи.

С левой стороны головки рамы мотоцикла ЯВА 350/634 встроен цилиндровый замок. Он действует при повороте руля вправо до упора. Для этого нужно поставить ключ в замок, повернуть его вправо и вдвинуть ключ с замком внутрь головки рамы. Затем повернуть влево и вынуть его из замка. Открывание производится в обратной последовательности, причем замок достаточно только выдвинуть. Владельцам мотоцикла ЯВА важно помнить, что национальное предприятие ЯВА не поставляет и не выпускает запасные ключи замков седла и руля. Поэтому запасной комплект следует тщательно хранить и в случае потери одного из ключей нужно сделать по этому запасному новый.

JAWA 350 мод. 634

Технические характеристики мотоцикла

В 1973 г. специалисты народного предприятия «ЯВА» разработали новую модель мотоцикла - 634, он выпускался только с двигателем объемом 350 куб. см.

Существовавшая до сих пор конструкция силового агрегата мотоциклов ЯВА была настолько удачна, что и в мотоцикле новой мод. 634 она сохранилась. Два цилиндра, расположенных в ряд поперек оси мотоцикла, наклонены вперед на 25°. Расположение кривошипно-шатунного механизма, коробки передач и моторной передней передачи в общем картере двигателя осталось таким же, как в предыдущих моделях. Однако для повышения надежности работы и увеличения срока службы их несколько изменили. В сочленении поршневого пальца с шатуном вместо бронзовой втулки в верхней головке шатуна применили игольчатый подшипник с иглами INA, зафиксированными от осевого смещения. В нижней головке шатуна установили подшипник INA с сепаратором, зафиксированный в осевом направлении стальными калеными шайбами. Средний подшипник коленчатого вала можно повторно смазывать пластичным смазочным материалом.

Изменением и конструктивным улучшением можно считать применение двойной втулочной цепи в передней цепной передаче (вместо прежней простой). Двойная цепь имеет больший срок службы, не удлиняется и не вызывает ударов, передаваемых на пары зубчатых колес коробки передач. Зубчатые муфты на зубчатых колесах коробки передач были внедрены уже на мотоциклах моделей 623 и 633 и на мод. 362 «Калифорниан IV». Однако двойная цепь переднего привода, простой механим выключения сцепления и использование игольчатого подшипника INA в верхней и нижней головках шатуна были введены на последних мотоциклах ЯВА-350 мод. 634.

Наиболее характерным признаком мотоцикла новой модели 634/4 является совершенно новая рама с качающейся вилкой, при использовании которой было из менено расположение остальных узлов и деталей ходовой части.

Рама сдвоенная закрытого типа, сварена из стальных труб круглого сечения. Оба нижних кронштейна имеют U-образную форму, которая сверху замыкается головкой рамы и двумя соединенными между собой трубчатыми кронштейнами. Дополняет конструкцию и придает жесткость всей сварной системе кронштейн седла в форме стремени, к которому при помощи приваренных косынок присоединены задние концы нижних кронштейнов. Единое целое раме придают поперечные трубки, которые распирают в четырех местах нижние кронштейны-трубы и в то же время служат местом для крепления двигателя и некоторых деталей ходовой части. Задний узел крепления двигателя расположен на кронштейнах, прессованных из листовой стали и приваренных в местах заднего выгиба нижних кронштейнов-труб. К кронштейнам присоединяют также заднюю качающуюся вилку, через полую ось которой проходит вал педали заднего тормоза. Соединение вилки не требуется смазывать, так как в нем применяют металлопластмассовые втулки с резиновыми кольцами для предотвращения проникания пыли. Качающаяся вилка заднего колеса выполнена из трубы диаметром 32 мм. В ее вертикально сплюснутых концах выштампованы продольные отверстия для оси заднего колеса, обеспечивающие его перемещение при натяжении цепи привода заднего колеса.

Рама спроектирована и технологически проработана для обеспечения необходимой ее прочности и жесткости не только как основной несущей детали ходовой части мотоцикла, но и как детали присоединения коляски.

Передняя вилка мотоциклов ЯВА прежних моделей оказалась удовлетворительной и для новой модели 634/4. Поэтому ее не изменили, за исключением нижнего мостика, который заменен жестким кованым. Топливному баку приданы новые формы, а его крепление к раме стало практически новым. Сзади бак захватывается двумя обыкновенными резиновыми блоками с распорными винтами. Переднюю часть пространства под седлом заполняет глушитель шума впуска с фильтрующим цилиндрическим элементом, установленным горизонтально. При этом решении обеспечивается хороший доступ к элементу воздушного фильтра после снятия правой боковой крышки. Всасываемый воздух поступает в глушитель шума впуска через съемную лабиринтную вставку. Вставку устанавливают в глушитель шума только в варианте с пониженным уровнем шума для ЧССР и для экспорта в страны с жесткими нормами на уровень шума, создаваемого мотоциклами.

Тенденция использования больших (восемнадцатидюймовых) колес до сих пор сохраняется. Этим, а также хорошими ходовыми качествами обусловливается такой размер колес и для новой модели-ЯВА-350/634, даже если на прежнем поколении мотоциклов ЯВА-350 установлены колеса 16", за исключением мотоциклов последнего исполнения, известных под названием «Калифорниан». Цепь привода заднего колеса целиком закрыта кожухом. Передняя (ведущая) звездочка на двигателе и звездочка на заднем колесе мотоцикла заключены в кожухи из двух половин с наставками, которые вверху и внизу взаимно соединены резиновыми муфтами,имеющими форму четырехгранной трубки с гофрированными сзади концами. Цепь таким способом хорошо защищена от пыли и воды.

Пространство ящика под седлом и глушитель шума впуска закрывают боковые легкосъемные крышки. На левой крышке находится еще плоский в форме кармана ящик для инструмента. Седло изготовлено из пенистого латекса, обтянутого искусственной кожей. Основу седла образует фигурный штампованный стальной лист.

Источником питания служат шестивольтовая аккумуляторная батарея и шестиполюсный генератор, аналогичный прежним. Применив улучшенные изоляционные материалы, мощность генератора увеличили до 75 Вт без изменения его габаритных размеров и снижения срока службы. Вместо прежнего однокатушечного (одноякорного) реле-регулятора в электрической системе нового типа применяют реле-регулятор двухъякорный, размещенный отдельно от генератора в ящике под седлом. В корпусе фары, выштампованном из пластмассы, установлены параболическое зеркало диаметром 160 мм, спидометр, выключатель зажигания, контрольные лампы заряда и дальнего света и прерыватель указателя поворота с собственным предохранителем. Мотоцикл оборудован световыми указателями поворота. Передние указатели укреплены на кронштейне фары, задние на кронштейне седла.

Мотоцикл ЯВА-350/634/4 приспособлен для присоединения коляски мод. ЯВА-560/3. Поэтому на раме стандартного исполнения имеются два отверстия для крепления двух задних тяг коляски. Передние тяги коляски крепят, во-первых, к самой верхней поперечине нижних труб рамы и, во-вторых, к переднему узлу крепления двигателя. Мотоциклы без коляски и с присоединенной коляской испытывали на долговечность и прочность. Мотоциклы успешно выдержали эти испытания, В результате изменений в двигателе и ходовой части, а также использования новых деталей удалось сохранить целостность внешнего вида мотоцикла. Мотоцикл ЯВА новой модели имеет удачное эстетическое решение внешнего вида некоторых узлов (двигателя, фары). Это подтверждает, что получаемые любой ценой модернистские формы обычно не обеспечивают популярности мотоцикла. Наоборот, традиционные для мотоциклов ЯВА элегантные формы, принятые опять для новой модели, наряду с изменениями конструкции и технологии составляют основу качества мотоцикла при его изготовлении. Работники народного предприятия «ЯВА» создали удачную модель, которая достойно представляет его славную марку.

Новый мотоцикл ЯВА-350 мод. 634/4/03 подготовлен для внутреннего (Чехословацкого) рынка. Мощность его двигателя преднамеренно снижена до 14,7 кВт (20 л. с.) для того, чтобы уровень шума не превышал норму (84 дБ), Совершенно идентична этой модели мод. 634/4/01 с мощностью двигателя 16,2 кВт (22 л. с.), которая является базовым вариантом для экспорта в СССР. Мотоцикл мод. 634/4/01 представляет собой опытный вариант мотоцикла с однокулачковым передним тормозом и двигателем мощностью 16,2 кВт (22 л. с.), предназначенный для испытаний на надежность, тогда как мотоцикл мод. 634/4/02-серийный вариант с тем же двигателем и двухкулачковым передним тормозом.

Параллельно с мотоциклами этих моделей народное предприятие «ЯВА» производит мотоциклы других модификаций. Их отличают плоская фара и отдельная панель со спидометром и тахометром и несколько других незначительных дополнений по требованиям заказчиков. Мотоциклы имеют номер 634/5. Мотоцикл последней модели 634/6 представляетсобой известный вариант мотоцикла с раздельной смазочной системой и отдельным масляным насосом «Ойлмастер», поставляемым по заказам некоторых торговых организаций.

Различия модификаций:

Года выпуска:

Модель Год начала производства

Данная модель стала поступать в Советский Союз со второй половины 1984 года. Это переходная модель между ЯВА-634 и новой конструкцией ЯВА-638-0-00. Новые двигатель, электрооборудование, передняя вилка - вот что прежде всего отличает модель «638-5-00».

Двигатель. Хотя компоновка его принципиально не изменилась, он подвергся основательной модернизации. Цилиндры не из чугуна, а из алюминиевого сплава с запрессованной чугунной гильзой. У алюминиевых головок теперь по-иному расположены ребра. Результат - более эффективное охлаждение цилиндров и головок, более равномерное распределение тепловых нагрузок. Также в целях лучшего охлаждения наклон осей цилиндров относительно вертикали уменьшен с 25 до 15°.

Благоприятные условия для отвода тепла позволили поднять мощность повышением степени сжатия и изменением фаз газораспределения, улучшением продувки. Так, увеличение на 12 мм межцентрового расстояния у цилиндров дало место четырем более широким перепускным каналам вместо двух и второму шарикоподшипнику в средней опоре коленчатого вала. Поэтому половины картера двигателя и его крышки имеют другую форму и размеры. Два шарикоподшипника средней опоры коленчатого вала, разделенные лабиринтным уплотнением, теперь лучше смазываются маслом от поступающей в картер горючей смеси.

Из других изменений назовем уменьшение со 148 до 144 мм диаметра маховиков, что улучшило приемистость двигателя.

Чтобы полнее использовать все преимущества нового двигателя, надо применять только указанную в заводской инструкции топливную смесь бензина, имеющего октановое число 90-93, с маслом в пропорции 33:1 для периода обкатки и 40:1 после обкатки.

Электрооборудование полностью обновлено, поскольку напряжение бортовой сети выросло с 6 до 12 В. Сердце нового электрооборудования - асинхронный генератор, который стал в 2,8 раза мощнее, хотя практически не изменился по габариту благодаря переходу с постоянного тока на переменный.

Новый генератор работает в паре с выпрямителем на шести кремниевых диодах и вибрационным регулятором на¬пряжения - оба размещены под седлом рядом с аккумулятором. Теперь эти приборы обеспечивают зарядку батареи уже при 1000 об/мин двигателя, в то время как у прежней модели она начиналась лишь с 1700-1800 об/мин. Таким образом, даже при движении с небольшой скоростью (в грязь, дождь, ночью) аккумулятор может надежно получать зарядку.

ЯВА-638-0-00 комплектуется новым задним фонарем с большей поверхностью свечения и встроенными боковыми световозвращателями, новыми аккумулятором (с прозрачным корпусом) и звуковым сигналом. В указателях поворота и приборах водителя изменились только лампы. Что касается фары, то она имеет мощность 45/40 Вт и обеспечивает так называемый симметричный свет. Это новшество содействует повышению активной безопасности. Еще одно, не столь заметное на первый взгляд, но полезное нововведение. В целях соответствия международным нормам изменен размер штекеров в электропроводке. Они теперь имеют номинальный размер 6,3 мм и более надежны.

Трансмиссия. Если коробка передач осталась практически такой же, как у модели «634», то сцепление подверглось реконструкции. Это вызвано тем, что теперь передаваемые им мощность и крутящий момент выросли и, чтобы повысить долговечность, особенно в тяжелых дорожных условиях, увеличены наружный и внутренний диаметры фрикционных дисков, а следовательно, поверхность их трения. Общее усилие пружин понижено на 15%. Соответственно характеристике двигателя изменено передаточное число задней передачи: ее ведущая звездочка имеет теперь не 18, а 17 зубьев.

Ходовая часть также претерпела ряд изменений. Прежде всего - передняя вилка, заимствованная от мотоцикла ЧЗ-472. У нее увеличен до 36 мм диаметр несущих труб, улучшено уплотнение штоков. Новая вилка обеспечивает более эффективное гашение колебаний, повышенную жесткость, меньшие неподрессоренные массы. Ход ее составляет теперь 175 мм.

Для эксплуатации с боковым прицепом машина комплектуется звездочкой задней передачи, обеспечивающей большее передаточное число, а также амортизатором, гасящим угловые колебания передней вилки, которая снабжена пружинами с увеличенным предварительным натягом. Кроме того, у этой модификации (ее индекс «638-5-01») неоткидывающаяся левая подножка и нет защитных дуг.

Оформление. Новая передняя вилка, иная форма деталей двигателя, а также измененные задний фонарь и оформление бензобака вместе с панелями подседельного отсека значительно изменили облик мотоцикла. Из важных, но невидимых на первый взгляд деталей назовем эластичное крепление топливного бака, удлиненную переднюю часть глушителя, которая способствовала увеличению мощности.

Техническая характеристика мотоцикла ЯВА-638-5-00

Общие данные: масса в снаряженном состоянии - 170 кг; наибольшая скорость при вертикальной посадке водителя - 120- км/ч. Размеры: длина - 2110 мм; ширина - 750 мм; высота - 1070 мм; высота седла - 810 мм; дорожный просвет - 130мм; база - 1335 мм; шины: передние - 3,25 - 18", задние - 3,50-18". Двигатель: двухтактный, двухцилиндровый; диаметр цилиндра - 58 мм; ход поршня - 65 мм; рабочий объем - 343 см3; степень сжатия - 10,2; октановое число бензина - 90 по исследовательскому методу; мощность - 26 л.с./19кВт при 5500 об/мин; наибольший крутящий момент - 3,3кгс м при 5250 об/мин; карбюратор - модели «2928ЦК». Электрооборудование: напряжение бортовой сети - 12 В; емкость аккумулятора - 5 А - ч; генератор - переменного тока, трехфазный, мощностью 210 Вт; опережение зажигания - 2,7 мм. Трансмиссия: сцепление - многодисковое в масляной ванне; коробка передач - четырехступенчатая; передаточные числа: передней передачи - 1,62; коробки передач - 3,166; 1,88; 1,333; 1,00; задней, цепной передачи - 3,06. Ходовая часть: рама - дуплексная из труб прямоугольного сечения; передняя вилка - телескопическая; задняя вилка - маятниковая; подвеска колес - пружинная; амортизаторы - гидравлические, телескопические; тормоза - барабанные диаметром 160 мм впереди и сзади