Можно ли будет снимать сотрудников дпс. «выключай камеру»: мифы и правда о новом регламенте гибдд

20 октября вступает в силу новый административный регламент для сотрудников ГИБДД (приказ №664), который спровоцировал изрядную шумиху в СМИ. Сайт 74.ru разбирался, действительно ли инспекторов запретили снимать на видео и правда ли, что останавливать машину для проверки документов теперь можно где угодно.

Пост закончен

– В чем причина остановки? – любят вопрошать грамотные водители, когда их тормозит инспектор.

Так вот, раньше при остановке вне поста сотрудник ГИБДД не мог сослаться на необходимость проверки документов, теперь может. Но изменилось ли что-то по существу? Нет, считают наши эксперты.


Инспектор может остановить водителя для проверки документов вне стационарного поста, но обосновать необходимость должен в любом случае

Возможность для остановки вне стационарного поста у инспектора была и раньше, и любой мало-мальски подкованный инспектор без труда соблюдал .

В новом регламенте, на первый взгляд, полномочия сотрудников даже расширены, но по факту остановка для проверки документов все равно должна быть обоснованной.

– Требования к проверке документов только ужесточились: теперь хоть на стационарном посту, хоть вне его инспектору нужны для этого основания, которые перечислены в п. 106 нового регламента, – объясняет автоэксперт Юрий Панченко.

Не вдаваясь в подробности, причины можно разделить на три группы: выявление признаков нарушения ПДД, наличие ориентировок или проведение мероприятий.

Проще говоря, останавливать для проверки документов теперь можно, но поводы к остановке водителя по сути те же самые! Инспектору достаточно лишь заявить о выявлении признаков нарушения ПДД или сослаться на спецоперацию, и церемониальная часть будет закончена.

– К этому якобы запрету останавливать машины вне стационарных постов чаще всего апеллировали пьяные водители, пытаясь развалить дело, но я не помню, чтобы какой-то суд принял их аргументацию, даже если инспектор нарушил требования регламента, – объясняет автоюрист Лев Воропаев. – Поймите, суды крайне редко принимают во внимание упомянутый регламент при рассморении административных дел в отношении водителей, так как производство по ним регулируется Конституцией РФ, КоАП РФ, а порядок действий инспектора - в том числе и Указом Президента РФ №711, законом "О полиции" и т.д. Тема с запретом проверки документов вне стационарных постов изначально раздута.

Тайные знаки

А вот довольно любопытный аспект, обнаруженный автоэкспертом Юрием Панченко: в прежнем регламенте ст. 57 запрещала применять средства автоматической фиксации в местах установки временных знаков. Сейчас такой запрет из регламента исчез.

– С одной стороны, уполномоченному лицу нужно как-то подтвердить, что временный знак действительно был установлен в такое-то время на таком-то участке дороги, – комментирует Юрий Панченко. – С другой, можно предварительно получить подтверждение установки временного знака, например, у подрядной организации, которая выполняет ремонтные работы, и затем шлепать "автоматические" штрафы, даже если знак не установлен или установлен с нарушениями.


Временные знаки имеют желтый фон, и прежний регламент запрещал фото- и видеофиксацию нарушений в зоне их действия

Это может породить нехорошую практику, потому что временные знаки часто неуловимы, как счастье. Речь не только про намеренный подлог: временный знак может упасть из-за ветра, быть украден или закрыт строительной машиной, но доказать что-либо через несколько недель водителю удастся разве что при сохранении записи с видеорегистратора.

– При нарушениях, зафиксированных автоматикой, доказательство собственной невиновности лежит на водителе. Наличие или отсутствие временных знаков на соответствующем участке дороги в момент нарушения придется доказывать именно гражданину, а не инспектору, что, конечно, крайне проблематично, – считает Лев Воропаев.

Как снять инспектора

Еще одной раздутой темой является якобы запрет снимать инспектора ГИБДД на видео. В прежней версии регламента формулировка была такой: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».

Подобное требование было введено с подачи высшего руководства ГИБДД после серии конфликтов между водителями и инспекторами ДПС, и мотив его понятен – сделать работу сотрудника ГИБДД прозрачной.


Если градус разговора повысился, водитель может записать его содержание на смартфон – новый регламент не разрешает этого в явном виде, но, что важно, и не запрещает

Юрий Панченко считает, что разрешение снимать инспектора никуда не делось:

– СМИ трубят о том, что за съемку сотрудника можно схлопотать чуть ли не ч. 1. ст. 19.3 (неподчинение законным требованиям инспектора), которая грозит наказанием вплоть до ареста – чушь несусветная. Отсутствие прямого разрешения в административном регламенте не меняет ничего по существу, потому что право вести такую съемку определяется другими законами, в частности, законом «Об информации...». Закона, который бы запрещал записывать разговор с инспектором, нет, поэтому вести съемку можно хоть скрыто, хоть открыто. Но предостерегу от использования скрытых спецсредств для записи, например, ручек с вмонитрованным диктофоном. В России даже их приобретение образует состав уголовного преступления. Снимать инспектора на обычный смартфон по-прежнему можно.

Лев Воропаев считает, что новая редакция регламента увеличит количество спорных ситуаций:

– Инспекторы и раньше через одного считали, что снимать их нельзя, но, по крайней мере, прямое разрешение делать это содержалось в административном регламенте. Сейчас убрали, и хотя это ничего не изменило по сути, вряд ли рядовые сотрудники будут вникать в эти тонкости. Они чаще ориентируются на информационный фон СМИ, где муссируется идея о появлении запрета на съемку, поэтому не удивлюсь, если сотрудники ГИБДД будут чаще препятствовать съемке.

О «коммерческих» камерах

Во многих регионах сложилась практика, когда комплексы видеофиксации нарушений не принадлежат ГИБДД. Их операторами и собственниками выступают специализированные компании, которые работают с ГИБДД в рамках закона о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.


Предмет спора во многих регионах: камеры-треноги, которые устанавливают на дорогах непонятные люди, не относящиеся к ГИБДД. Отныне подобная возможность закреплена в регламенте

В новом административном регламенте подобный подход закрепили официально: пункт 76 разрешает использовать технические средства, принадлежащие в том числе общественным объединениям и организациям.

Кроме того, камеры должны удовлетворять , что актуально для комплексов, установленных после 1 июля 2017 года.

Лучший способ для развода

– Старый регламент при изъятии поддельного водительского удостоверения предусматривал выдачу водителю временного разрешения, – говорит Юрий Панченко. – В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена, а согласно пункту 7.11 выдается копия изъятого водительского удостоверения при наличии признаков его подделки. Но об изъятии документов говорится еще и в пункте 219, который сформулирован таким образом, что выдавать водителю копию прав не нужно, цитирую: в случае, если изымаются документы, за исключением изъятия водительского удостоверения, с них изготавливаются копии... На практике это открывает лазейку для такого развода: останавливают отдыхающего водителя где-нибудь под Краснодаром и говорят, что права имеют признаки подделки, в связи с чем они изымаются. А поскольку пункт 219 не требует предоставления заверенной копии, то будет проводиться экспертиза, а водитель никуда не поедет. И тут ему предлагают решить вопрос «полюбовно».

Эксперт отмечает, что подобный развод возможен, но незаконен, потому что подделка документов образует состав не административного нарушения, о котором идет речь в пункте 219, а уголовного преступления, и, в соответствии с УПК, в этом случае предоставление копии обязательно, о чем и сказано в пункте 7.11.

– Но инспекторы могут на дурачка попугать водителя, что он вдали от дома останется без водительского удостоверения, – подытоживает Юрий Панченко. – Если такое произойдет – не поддавайтесь и требуйте заверенной копии документа, и если права все-таки изымут, и они окажутся подлинными, то обращайтесь в суд за компенсацией.

Медосвидетельствование с доставкой

Регламент пополнился статьей 223, которая предписывает сотрудникам полиции доставить водителя от медцентра к его автомобилю, если медицинские работники не подтвердили состояние опьянения.

Надо ли зубрить регламент

Ажиотаж вокруг нового административного регламента создает впечатление, что это – чуть ли не основной документ, регулирующий отношения сотрудника ГИБДД и водителя. Лев Воропаев объясняет, что его значимость преувеличена:

– По большому счету, это внутренний документ инспекции, и прямого отношения к водителям он не имеет. Об актуальности регламента можно говорить лишь в тех случаях, когда стоит вопрос о привлечении инспектора к ответственности за нарушения, что на практике происходит нечасто по понятным причинам. Прекратить дело об административном правонарушении в отношении водителя (уйти от штрафа, лишения права управления, ареста и т.п.) знание административного регламента вряд ли поможет. Он не является первоочередным документом, который бы определял деятельность ГИБДД, если мы говорим о практике судебных разбирательств административных дел против водителей

Юрий Панченко считает, что польза от знания регламента все же есть:

Он описывая все действия инспектора и представляет выжимку из законов да еще и со ссылками на них. При подаче жалобы открывайте нужный раздел регламента, переписывайте, как инспектор обязан был поступить, но не поступил, но ссылку ставьте не на сам регламент, а на упомянутые там законы, - подытоживает он.

Сотрудники получили право останавливать автомобили вне стационарных пунктов, а для водителей ввели ряд ограничений на право вести съемку во время разговора с полицейским.

– Роман, расскажите, почему новый регламент ГИБДД вызвал такое бурное обсуждение? Что такого экстраординарного произошло?

– С момента принятия старого регламента прошло уже более 8 лет. И в тот регламент вносились изменения более трех раз. И, когда в ведомственный нормативный документ вносят такое количество изменений, его становится просто трудно читать.

За это время произошли изменения и в ПДД, и в административный кодекс и в ряд федеральных законов. На самом деле все изменения с выходом нового регламента были направлены на приведение его в соответствие с действующим законодательством. Некоторые нормы, которые были в старых правилах и потеряли свою актуальность, были попросту убраны.

– По регламенту сотрудник ГИБДД больше не выдает справки участникам происшествий. Эта норма вообще никого не задела. Зато многие возмущаются, почему теперь им будут запрещать снимать сотрудника ГИБДД. Хотя, как я понимаю, в новом регламенте об этом речи не идет.

– Снимать сотрудников на камеру можно. Есть ряд ограничений, когда такие действия препятствуют выполнению инспектором своих должностных обязанностей. В этом случае сотрудник правопорядка имеет право попросить прекратить съемку.

В других случаях нет прямого запрета. Более того, в соответствии с законом «о полиции», действия сотрудников МВД являются открытыми и публичными. Видимо, эта тема животрепещущая, поэтому она и получила широкое общественное обсуждение.

– У многих есть опасения, что представители власти будут пользоваться тем, что запрета препятствовать съемке нет, и поэтому при каждом удобном случае будете запрещать снимать?

– Поверьте, такого не будет. Потому что действия инспектора контролируются не только с точки зрения общественности. У нас есть свой институт и проверяющих и контролирующих органов, и записи с патрульных автомобилей.

При возникновении какой-то спорной ситуации не составит труда поднять все материалы и вынести законное и правильное решение в отношении сотрудников ГИБДД.

– Но все-таки ограничения на съемку есть?

– Да, есть. В том случае, если проводятся мероприятия по сопровождению или охране объектов, которые подлежат госохране. Если видеосъемка проводится в зоне видимости спецобъектов, либо видеосъемка препятствует выполнению сотрудником полиции своих должностных обязанностей.

– Еще одна из больших тем, которая вызвала много обсуждений, это то, что теперь можно останавливать водителей даже вне стационарных пунктов. Но ведь останавливали и раньше. В чем тогда разница?

– Раньше был конкретный перечень мест, в которых инспектор имел право остановить автомобиль – начиная от выявления нарушений ПДД и заканчивая проведений специальных профилактических операций.

Запрет, связанный с остановкой автомобиля вне стационарного пункта, был вызван тем, что не во всех случаях люди могли быть уверены, что эту службу несут сотрудники ДПС, а не «ряженые» злоумышленники. Тем не менее, такая норма не могла эффективно сказаться на контроле за дорожным движением.

В настоящее время стационарные посты сократились по территории России в три раза. В Красноярском крае сейчас вообще нет ни одного поста, потому что это было признано неэффективной формой несения службы.

– Что касается освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Что поменялось в этом аспекте?

– Раньше не было нормы, которая обязывала бы сотрудника полиции доставить водителя к своей машине, если результат на состояние опьянения окажется отрицательным. Сейчас такая норма была введена.

Теперь, если инспектор ошибочно установил у водителя признаки опьянения, он обязан извиниться и доставить человека к его машине.

В нынешние времена развитых технологий нет человека, не увековеченного в фото- и видеоматериалах. Граждане запечатлевают личные памятные события при помощи видеосъёмки, снимаются в музыкальных клипах и кино. Если видеосъёмка производится на добровольных началах, этот процесс приятен и увлекателен. Но граждане оказываются под прицелом камер и не по собственной воле.

Порядок съемки в общественных местах по закону

Случается, что человек попадает в кадр не желая этого, а в ряде случаев и не подозревает о видеосъёмке. Чаще всего это происходит в общественных местах. Закон гласит, что претензии к оператору будут не обоснованы на основании статьи 29 Конституции РФ. В соответствии с указанной статьёй, гражданин обладает правом использовать любые средства для добычи и производства информации. В том числе, ему дозволенно снимать любые материалы в общедоступных местах. Препятствовать непосредственно процессу видеосъёмки, угрожать оператору и, тем более, предпринимать физическое воздействие на него - закон не позволяет.

Видеосъемка должностных лиц

Полицейские, военные, чиновники бывают категорически против видеосъёмки. По закону, права на подобный запрет у них нет. Должностных лиц, находящихся при исполнении, фотографировать и снимать на видео можно беспрепятственно.

Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии коррупции», принятого 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, что в рамках антикоррупционной кампании, деятельность государственных и районных управленческих организаций должна быть прозрачной и открытой. Закон гласит, что должностное лицо, препятствующее видеосъёмке, будет привлечено к административной ответственности. Если посредством видеосъёмки запечатлелось должностное преступление данного сотрудника (например, получение или дача взятки) или ещё каким — либо способом нарушал закон, его противодействия оператору в будущем будут расценены как препятствующие следствию.

Закон предусматривает полномочия граждан лично отслеживать качество работы и добросовестность должностных лиц. Любой человек по закону имеет абсолютное право вести видеосъёмку, наблюдая за представителями органов государственной власти, федеральных органов, членов партии и должностных лиц, когда те находятся при исполнении. Действовать таким образом гражданин может как в личных, так и в общественных интересах. Законное право скреплено пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года №2234, не потерявшего актуальность и в наше время.

Согласно постановлениям федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», представители государственных органов (МВД, спецназ) не имеют право отказать в информативном доступе к своей деятельности и налагать запрет на видеосъёмку. Это положение действующего закона не теряет актуальности, даже если заинтересованное лицо не является представителем средств массовой информации. Согласно Приказу МВД, принятому 2 марта 2009 года, сотрудник ГИПДД не уполномочен запрещать участникам дорожного движения записывать аудио- и видеоматериалы. Запрет на видеосъёмку по закону может иметь место в случае наличия такового в действующем законодательстве РФ. Если запрет существует на законодательном уровне, сотрудник ГИПДД обязан проинформировать об этом гражданина, производящего видеосъёмку. Выписывание в данном случае штрафа и агрессивное препятствие видеосъёмке со стороны сотрудника — недопустимое превышение должностных полномочий.

Закон о видеосъемке физических лиц

Как было сказано выше, Конституцией Российской Федерации не возбраняется видеосъёмка любого человека, даже без его личного согласия, если видеосъёмка была произведена в общественном месте. Гражданский кодекс таким же образом защищает права на сбор подобного рода информации.

В общественных местах разрешена как профессиональная, так и любительская видеосъёмка. На организацию видеосъёмки имеют право журналисты и рядовые граждане. Фотографии или видео человека, сделанные в месте общественного препровождения, не могут расцениваться законом, как посягательство на тайны частной жизни гражданина. Получившая и опубликовавшая подобные материалы личность не может быть привлечена к ответственности, даже в случае действительного желания навредить репутации гражданина, снятого на видео.

Видеосъёмка детей до 14 лет подчиняется тем же законам. Фотографировать и снимать на видео ребёнка можно, но есть риск столкнуться с недопониманием со стороны родителей. Самостоятельное согласие на видео- и фотосессии несовершеннолетний гражданин может дать только с 14 лет.

Закон о запрете видеосъёмки в музеях, театрах и на концертах - не более, чем миф. Снимать людей на фоне произведений искусства, являющегося объектом авторского права, допустимо, если данная работа не является основной целью съёмки. Совершая видеозапись полного концерта или спектакля и его участников в личных некоммерческих целях, гражданин, с точки зрения закона, ничем не рискует.

Когда действует запрет?

В действительный Гражданский Кодекс Российской Федерации 18 декабря 2006 года Федеральным Законом N 230- ФЗ была введена ст. 152.1 «Охрана изображения человека». Согласно тексту статьи, закон ставит под запрет личное или коммерческое использование видео при отсутствии письменного разрешения фигурирующих в нём граждан.

Закон о запрете видеосъёмки без согласия не распространяется на видео, которое:

  • было создано в интересах государства;
  • является частью новостного блока;
  • указанный гражданин не является основной целью видеосъёмки, его лицо попало в кадр случайно;
  • получено на массовых мероприятиях, таких как концерт, забастовка и т. д.;
  • является материалом о сотрудниках полиции при исполнении.

Существует ряд положений, запрещающих снимать на видео людей и объекты в следующих местах:

  • В зданиях суда, исправительных учреждений (Арбитражный процессуальный кодекс, ст. 11, ч. 7);
  • На заседаниях Госдумы, если таковые не являются открытыми;
  • На военных и других стратегических объектах;
  • В пунктах таможенной и пограничной службы в пределах 5 км от границы, согласно приказу ФСБ Российской Федерации от 10 сентября 2002 года.