Экологически безопасный транспорт будущего. Какой транспорт самый экологичный? От резиновой пыли до ржавых кузовов

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В. Ф. Орлова» УК 1572 «Городской транспорт будущего» Руководитель проекта: Донникова Елена Михайловна Авторы проекта: Пименов Никита, Пименов Леонид, Сомов Александр, Стабровская Александра, Осипов Максим Москва 2017

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность темы Транспорт - это огромная индустрия, и эту индустрию в XXI веке ожидают большие перемены, связанные с тремя основными факторами. Во-первых, на планете происходит изменение ситуации, связанное с проблемой энергетических ресурсов. Вторым фактором, диктующим необходимость перемен, является современное состояние самой мировой транспортной системы. В-третьих, в XXI веке ещё острее встанут глобальные проблемы экологии и безопасности, так как транспорт, из-за масштабности своего использования, стал наиболее опасным изобретением человечества. В нашей работе мы предлагаем идеи разработок транспортных средств, которые возможно дойдут до практической реализации в ближайшем будущем.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Цель нашего исследования – изучить, как воплощаются идеи создания современных видов транспорта в целом; выявить, какие направления развития транспорта являются на сегодня особенно востребованными; определить актуальность разработки транспортных средств и маршрутов, позволяющих максимально эффективно использовать воздушное пространство города. Исходя из цели, мы установили следующие задачи исследования: 1) собрать информацию об идеях новых транспортных средств; 2) провести анализ собранной информации; 3) представить концепцию и модель транспортного средства для улучшения будущей городской транспортной инфраструктуры; 4) сделать выводы по теме исследования.

6 слайд

Описание слайда:

Транспорт - неотъемлемая часть нашей современной жизни. В настоящее время такое транспортное средство, как личный автомобиль, доступен почти каждому человеку. Увеличение количества автомобилей обостряет транспортные проблемы в городе – улицы загружены автомобилями, не хватает мест для парковок, ухудшается качество городского воздуха. Поэтому можно смело говорить, что очень важно заботиться не только о количестве транспортных средств в городе, но и о комплексном развитии городских транспортных систем и средств. ТРАНСПОРТ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ЛЮДЕЙ

7 слайд

Описание слайда:

Писатели… Изобретатели… Фантасты… Всегда жили немного впереди своего времени. Они пытались заглянуть в будущее. А изобретатели создавали это будущее с помощью науки. Например, Жюль Верн в своих рассказах предсказал появление таких невероятных для его времени вещей как вертолета, самолета, акваланга, телевидения, подводных лодок и пилотируемых полетов в космос. Можно сделать вывод, что будущее зарождается в настоящем…

8 слайд

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ТРАНСПОРТА Развитие происходит в трех направлениях: увеличение скорости движения; улучшение комфортности движения; применение энерго- и ресурсосберегающих технологий. Рассмотрим, в каком направлении развиваются основные виды транспорта – автомобильный, авиа, водный, железнодорожный. Развитие автомобильного транспорта - электромобили, биомобили, аэромобили, гибриды, автомобили на ядерном топливе.

9 слайд

Описание слайда:

Человечество уже давно занимается поиском и разработкой новых источников топлива для автомобиля. Как известно, уже появились классические электромобили, напрямую использующие электричество для движения, а также автомобили с биодизельным движком, использующие для движения биотопливо, например, из рапсовой биомассы или отработанного фритюрного масла (биомобили).

10 слайд

Описание слайда:

При разработке городских транспортных проектов человек старается решить проблему пробок в крупных городах, проблему безбарьерного передвижения в городе людей с ограниченными возможностями и проблему сохранения окружающей среды. И выход из этой ситуации есть в открытии новых пространств и новых способов передвижения. Совсем недавно инженеры «Лексуса» сумели воплотить детскую мечту – летающую доску из фильма «Назад в будущее» - в реальность, создав действующий прототип ховерборда.

11 слайд

Описание слайда:

Устройство парит над землей за счет использования мощных магнитов и сверхпроводников. Пока что доска может двигаться только над специальной металлической поверхностью - пробная площадка для испытаний была построена в Барселоне. Есть все основания полагать, что ховербайк станет реальностью в ближайшее время.

12 слайд

Описание слайда:

Вполне возможно, что новые летательные транспортные средства придут на смену современным автомобилям. «Ларк-4» оснащен бортовым компьютером, который отслеживает и предотвращает ошибки пилота. Он оснащен противоугонной системой опознавания "свой-чужой", сам совершает взлеты и посадки в заданной точке, при потере сознания пилота берет управление на себя.

13 слайд

Описание слайда:

Летающий АэроМобиль. Он также может передвигаться как по дорогам, так и по воздушному пространству, в качестве топлива использует обычный бензин и помещается на любое стандартное парковочное место. Он имеет небольшие размеры и очень красивый внешний вид.

14 слайд

Описание слайда:

Китайский летающий аппарат YEE был продемонстрирован больше двух лет назад. Эта машина пока еще не способна летать, но в ближайшем будущем обязательно сможет сделать это. Эта машина не очень похожа на автомобиль по внешнему виду, больше она напоминает маленький космический корабль. Китайские ученые позаботились и об экологии – этот аппарат оснащен солнечными аккумуляторными батареями.

15 слайд

Описание слайда:

Летательный аппарат от голландских ученых PAL-V ONE уже прошел успешно испытания на земле и в воздухе. По сути, это не летающий автомобиль, а скорее трехколесный мотоцикл с пропеллерами (как у вертолета). Американская модель летающего автомобиля Terrafugia Transition представляет собой двухместный самолет, который может ездить по дорогам, а также летать, используя в качестве топлива обычный бензин. В этом автомобиле предусмотрен автомобильный парашют, который сможет безопасно опустить его вместе с пассажирами на землю.

16 слайд

Описание слайда:

Весной 2015 года на автосалоне в Нью-Йорке был представлен летающий автомобиль GF7, заслуживший по своему внешнему виду прозвище «Бэтмобиль». Пока он находится на земле, движение осуществляется благодаря работе электродвигателя, который разгоняет авто до 160 км/час - скромно, тихо и экологично. Но стоит ему расправить 7-метровые крылья и взлететь ввысь, как в дело вступает реактивный двигатель, который ускоряет GF7 до 885 км/час, попутно заряжая электродвижок. Правда, для взлета и посадки ему понадобится настоящая взлетная полоса длинной 2 500 метра, но зато и максимально допустимая высота полета как у «взрослого» самолета - до 12000 метров.

17 слайд

Описание слайда:

Несмотря на то, что почти каждого пугает ядерная энергия в наши дни, она вполне может стать большой частью нашего общего экологического транспортного будущего. Американская компания Laser Power Systems работает над радиоактивным транспортным бизнесом и планирует построить автомобильный двигатель, который будет работать на одном небольшом кусочке радиоактивного материала. Двигатель будет работать, сосредотачивать тепло, выделяемое торием, и использовать его для превращения воды в пар, который будет крутить серию микротурбин для выработки электричества. Торий - крайне плотный элемент, поэтому его частичка размером с орешек сможет питать автомобиль в течение ста лет – что полностью исключает расходы на бензин и, как это ни парадоксально, помогает таким образом сохранять окружающую среду.

18 слайд

Описание слайда:

Военные и гражданские разработки сверхзвукового водного и авиа транспорта Самолет-разведчик нового поколения, SR-72 Планируемые характеристики SR-72: 6-кратное превышение скорости звука, гиперзвуковая скорость - 6000 км/час. На такой скорости разведчик станет абсолютно недостижимым для ПВО. Skylon, сверхбыстрого самолета, который может путешествовать в пять раз быстрее скорости звука и выходить на орбиту Земли, то есть в космос. Ракетный самолет от компании XCor. Lynx Mark II оснащен ракетными двигателями и способен разгоняться до 3,5 тысяч километров в час, поднимаясь даже в космос.

19 слайд

Описание слайда:

Развитие водного транспорта и суперкавитация В мире морской техники основное внимание уделяют развитию и воплощению в жизнь идеи суперкавитация. Этот эффект рождается, когда вокруг объекта в жидкости образуется слой пузырьков газа (представьте подводную лодку, окруженную пузырьками). Газ уменьшает трение почти в 900 раз от обычного значения, что позволяет весьма быстро перемещать объекты сквозь воду. По мнению ученых, в условиях суперкавитации возможно разогнать лодку до 5 800 км/час.

20 слайд

Описание слайда:

Развитие скоростного железнодорожного транспорта: Маглев, Hyperloop и Skytrane Маглев - официальное название поезда на магнитной подушке. Он приходит в движение благодаря действию электромагнитного поля и, по сути, левитирует в воздухе (отсюда и название «маглев» - магнитная левитация). Отсутствие колес снижает трение, что позволяет достигать больших скоростей: рекорд скорости манглева был установлен в 21 апреля 2015 года в Японии - 603 км/час. Японские суперпоезда спокойно разгоняются до 300 км/ч уже сейчас. Предполагается, что через 12-15 лет в стране появятся новые поезда серии L0, которым по плечу будет разгон до 500 км/ч. Власти Японии рассчитывают, что именно скоростная железная дорога станет транспортом будущего в стране, заменив автомобили и самолеты. Солнечный поезд. Это разработка SolarBullet, основанная на использовании энергии Солнца. Линии скоростного поезда будут снабжены навесами с солнечными батареями, а энергия будет передаваться через рельсы.

21 слайд

Описание слайда:

Hyperloop - это система, работающая на солнечной энергии: нечто вроде стальной трубы, по которой будут двигаться алюминиевые капсулы, перевозящие пассажиров со скоростью более 1200 км/час SkyTran – проект воздушной железной дороги, подразумевающий создание персонального городского железнодорожного транспорта. Система SkyTran работает по принципу магнитной левитации, однако вагоны этого маглева будут идти не поверху, а понизу. При этом сами вагончики будут совершенно небольшими, они рассчитаны на перевозку двух-четырех человек. Капсулы будут курсировать в среднем каждые 30 секунд. Пассажиры смогут вызывать их при помощи SMS или через специальное приложение в смартфоне. Вагончики SkyTran могут ездить со средней скоростью 70 километров в час, разгоняясь до 250 км/ч на специальных скоростных участках.

22 слайд

Описание слайда:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА К персональным городским средствам передвижения на электрическом приводе, стремительно набирающим популярность среди жителей мегаполисов, можно отнести: моноколесо, электровелосипед, электросамокат, электроскейт, гироскутер, сигвей.

23 слайд

Описание слайда:

Компания Toyota выпустила автомобиль специально для городских водителей-одиночек. Toyota i-ROAD – это ультракомпактный трехколесный электромобиль, который может при езде по дорогам протискиваться даже в самые малые щели между другими машинами, что позволит ему куда быстрее преодолевать пробки.

24 слайд

Ровно 25 лет назад в солнечной Бразилии прошла конференция Организации Объединённых Наций. В ходе неё Россию назвали одной из самых экологически неблагополучных стран. Минуло четверть века…

Быть может, ситуация стала хоть немного лучше? Вовсе нет. Напротив, объёмы выбросов в атмосферу увеличиваются с каждым годом. И во многом причиной ухудшения ситуации стало возрастающее влияние автомобилей, железнодорожного, гидро- и авиатранспорта на экологию.

Транспорт обошёл металлургию

Как утверждает статистика, в XXI веке удельный вес всех вредоносных транспортных выбросов в окружающую среду достигает предельного уровня. Он уже превысил аналогичные показатели в энергетике, металлургии, газовой и многих других отраслях промышленности.

Среди популярных ви­дов транспорта по объёму атмосферных загрязнений лидирует автомобильный. Особенно остро ситуация стоит в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и других крупнейших городах России. Ведь каждый пятый житель «миллионников» имеет собственную машину, которую эксплуатирует ежедневно.

К чему же это приводит? Перейдём на язык цифр и голых фактов. Итак:

  • загрязнение воздуха выхлопами – 95% от общего объёма выбросов;
  • шумовой «мусор» – 50%;
  • общее воздействие на климат – 70%.

Каждый из перечисленных факторов влияния автотранспорта на экологию заслуживает отдельного разговора. Поэтому пойдём по порядку!

Яды, которые выбрасывают машины

Большинство современных автомобилей «питается» бензином. Только представьте: одна тонна горючего в процессе сгорания выделяет до 800 кг вредных веществ! Но хуже всего, если двигатель работает на этилизированном бензине. В таком случае, в воздух будет попадать свинец, который легко оседает вниз и загрязняет почвы. Взаимосвязь такова: опасный металл оказывается в земле, затем аккумулируется в растениях, далее отправляется в организм животного или человека. Постепенно накапливаясь в клетках, он может стать причиной тяжёлых болезней, включая онкологию.

Впрочем, одним свинцом дело не ограничивается. Автомобили «выкидывают» в воздух до трёхсот вредоносных химических веществ и соединений.

  • Оксиды азота. Взаимодействуя с влажной средой, образуют азотистые и азотные кислоты. Они, в свою очередь, приводят к различным нарушениям работы органов дыхания и кровеносной системы.
  • Формальдегид. Чрезвычайно токсичное вещество – как минимум вызывает аллергию, как максимум – злокачественные опухоли, лейкемию и мутационные изменения в организме.
  • Бензол. Это страшный канцероген, провоцирующий развитие анемии, половой дисфункции и рака.
  • Сернистый ангидрид. Это вещество, отличающееся повышенной токсичностью. В первую очередь, оно «бьёт» по живым организмам. Что касается человека, то переизбыток вызывает почечную и сердечную недостаточности, а также ряд других патологий.
  • Сажа и другие твёрдые частицы. Попадают в организмы людей, вызывая нарушения работы внутренних органов. И ещё парочка «негативов» связана с тем, что данные вещества загрязняют водоёмы, а также мешают нормальному росту растений
  • Бензопирен. Имеет свойство накапливаться в организме и со временем вызывать онкологию.

На последнем «ингредиенте» выхлопов хочется остановиться подробней. Для этого вернёмся в лето 2010 года, признанное аномально жарким за всю историю метеонаблюдений. Тогда на российскую столицу обрушился страшнейший смог. Из-за него многие москвичи были вынуждены вывезти своих детей подальше от мегаполиса. И делали это не зря, ведь в смоге в большом количестве содержится бензопирен, опасный для детского организма.

Так что автомобиль – это не только наиболее аварийный вид транспорта. Он ещё и является источником вредоносных выхлопов – настоящей бомбой замедленного действия.

От резиновой пыли до ржавых кузовов

С одной стороны, автомобиль улучшает качество жизни человека. На своём «железном коне» удобно ездить на работу, в магазины, в гости и на отдых… С другой стороны, именно машины и портят это самое качество жизни! Ведь, чем больше авто находится в населённом пункте, тем меньше в нём будет зелёных зон: максимум свободной площади будет отдана под автодороги, гаражи, стоянки.

А теперь – о менее известных путях воздействия транспорта на экологию. Все мы знаем, из чего сделаны автомобильные шины. Во время их трения об асфальт в воздух попадает мелкая, но вредоносная резиновая пыль. Она проникает в дыхательные органы живых существ (в том числе, человека) и ухудшает общее состояние здоровья. Особенно данная проблема актуальна для астматиков и тех, кто страдает хронической формой бронхита.

Кроме того, на свалках продолжают накапливаться старые кузова, покрышки и прочие «останки», утилизация которых требует денег, времени и энтузиазма.

Но и это ещё не все последствия глобальной автомобилизации! Немногие знают, но машины не только выбрасывают в атмосферу вредные вещества, но и поглощают такой важный для живых организмов кислород. Так, всего одно авто за год регулярной эксплуатации уничтожает свыше 4 тонн кислорода.

«Шумно» – значит «вредно»

Немногие задумываются, но ведь не только своими выхлопами автомобили вредят природе. Есть такое понятие как «шумовое воздействие». Его источник – работающий двигатель, а «жертвы» – человек, животные, насекомые и даже, как полагают некоторые биологи, деревья и растения.

Уровень шумового фона измеряется в децибелах. К примеру, для человека данный показатель не должен превышать отметки в 40 дцб. Однако современный город с тысячами ревуще-сигналящих автомобилей оглушает нас всеми 100 и более дцб!

Загрязнение окружающей среды шумом приводит к следующему:

  • психические и нервные расстройства;
  • снижение слуха;
  • постоянное чувство усталости.

Накапливаясь день за днём, эти последствия делают нас заложниками постоянных депрессий и сниженного иммунитета.

День без автомобиля – за рулём автомобиля?..

Какие же способы снижения транспортной нагрузки на экологию предлагают эксперты? Некоторые из них можно выполнить лишь на государственном уровне. В том числе, вынести транзитные грузовые потоки из городской черты. На самом деле, данное требование зафиксировано в действующих нормах и правилах. Другой вопрос, что на деле они не соблюдается.

Впрочем, и обычным гражданам по силам снизить вредоносное воздействие автомобилей. Один из наиболее эффективных вариантов – в будние дни пересесть с собственных машин на вело- или городской транспорт.

Так, начиная с 2008 года акция «День без автомобилей» стала традиционной для России. Москва, Санкт-Петербург, Курск, Уфа, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Калуга, Владивосток… Эти крупнейшие города тоже включились в борьбу за «всеобщую экологизацию». Большинство сознательных граждан 22 сентября отказываются от поездок на «железном коне» и перемещаются любыми другими способами.

Увы, как показывает статистика, в 2016 году количество участников акции оказалось минимальным. Психология тех, кто не захотел отказываться от комфортного пребывания в салоне авто, ясна: «Пусть это будет кто-то другой, но не я». Но эта псевдо-логика убийственна; причём, не только для нас, но в большей степени для наших детей и внуков. Ведь именно они получают в наследство «убитую» экологию и многочисленные болезни, вызванные ею.

Опасность, несущаяся по рельсам

Впрочем, не только автомобили губят окружающий нас мир. Влияние железнодорожного транспорта заслуживает отдельного разговора. Для начала – несколько показательных цифр. Наши поезда и прочие составляющие отрасли ежегодно потребляют:

  • около 7% от всего добываемого в России топлива;
  • примерно 6% электроэнергии;
  • до 4,5% лесных ресурсов.

В масштабах страны это огромные цифры! Кроме того, воздействие железнодорожного транспорта на экологию сказывается в большом количестве механических твёрдых отходов, а также теплового излучения и вибраций, негативно влияющих на живых существ.

Что же может сделать обыватель, в качестве средства передвижения выбравший железную дорогу? Конечно же, не выбрасывать из окон мусор. Полиэтиленовые пакеты, стеклянные банки, пластиковая посуда… Это небольшой список того, что в огромном количестве валяется вдоль путей и постепенно отравляет окружающую среду. Так что, если вы всё-таки задумали путешествие на поезде или электричке, запаситесь индивидуальными пакетами для мусора. Выбрасывайте их только в специальные баки, чтобы внести свою лепту в защиту природы от вредоносного воздействия ж/д транспорта.

Железнодорожное хозяйство также является источником опасности для почвенных и водных ресурсов. Ведь в результате деятельности каждого локомотивного депо остаются производственные сточные воды. Они содержат нефтепродукты, бактериальную грязь, взвешенные частицы, кислоты, щёлочи, поверхностно-активные вещества… И всё это легко попадает в землю и воду, отравляя их. А оттуда – рукой подать до организма человека.

Водные суда и их влияние

Многие обыватели считают водный транспорт экологически чистым, а зря. Загрязнение в данном случае происходит двумя путями:

  • морские и речные суда ухудшают состояние биосферы за счёт отходов эксплуатационной деятельности;
  • периодически случающиеся аварии на судах с токсичными грузами (нефть и нефтепродукты) являются причинами настоящих экологических катастроф.

Большой процент вредных веществ сперва попадает в атмосферу, а потом, вместе с осадками, проникает в воду. Это общеизвестный факт.

С другой стороны, на танкерах, занимающихся нефтеперевозкой, регулярно делают промывку ёмкостей. Цель – удалить остатки ранее перевозимого груза. Как итог – чрезвычайно грязная вода, насыщенная нефтяными остатками. Обычно её, не задумываясь о наносимом ущербе, просто выливают за борт. А ведь это и есть настоящий яд для водной флоры и фауны.

Главный «экологический грешник» будущего

А теперь – о неожиданном. Согласно опросам, одним из наиболее экологически безопасных видов транспорта современные россияне считают… самолёты. И это коренное заблуждение! Ведь воздействие авиасудов на атмосферу несоизмеримо с другими способами перемещения в пространстве. Более того, эксперты утверждают, что через 10 лет воздушный транспорт станет главным «экологическим грешником», потеснив, таким образом, нынешнего «лидера» – автомобиль.

Перечислим основные факторы негативного влияния авиатранспорта на экологию:

  • вредные выбросы двигателей;
  • высокий шумовой «вброс»;
  • звуковые удары (характерно для полётов на сверхзвуковых скоростях).

Остановимся на первом, знаковом пункте. Дело в том, что все вредоносные выбросы, исходящие от самолётов и вертолётов, находятся в максимальной близости от озонового слоя. И, соответственно, разрушают его намного интенсивней чем те, что исходят от нашей планеты.

Что же входит в состав этих выбросов?

  • около 70% – углекислый газ;
  • порядка 30% – водяной пар;
  • 2-5% – загрязняющие вещества: оксиды серы, углеводороды, угарный газ, оксиды азота.

Таким образом, самолёты вносят свой довольно весомый вклад в формирование на планете парникового эффекта. А он – первейшая причина глобального потепления, которое приводит к весьма серьёзным последствиям наподобие таяния ледников, повышения рисков в аграрной отрасли и т.д.

Влияние транспорта на экологию – тема, касающаяся каждого из нас. Человечество привыкло к комфортной жизни. Но как быстро оно освоится в мире с отвратительным составом воздуха, загрязнёнными почвами, отравленной водой и сильнейшим парниковым эффектом? А ведь всё это и есть цена удобства и высоких скоростей, которую мы платим из кармана своих потомков.

В пятницу, 15 декабря, состоялась очередная встреча в библиотечном экологическом клубе «Муравейник». Ребята познакомились с важной проблемой экологии – созданием современного экологического транспорта.

Прогресс или развитие цивилизации не остановишь. Но не надо забывать, что расходовать ресурсы планеты следует разумно, осторожно, и первостепенной задачей людей является забота о чистоте окружающей среды. Много загрязнений и отходов мы выбрасываем во внешний мир, но одним из главных загрязнителей является автомобильный транспорт. Один автомобиль в год поглощает до 4 тонн кислорода, а выбрасывает около 1 тонны выхлопных газов, которые содержат более 1000 различных вредных или ядовитых веществ. И не только воздух страдает от этого, но и почва, воды. Все это влияет не только на наше здоровье, но и на экологию планеты.

На встрече школьники узнали о современном ноу-хау - абсолютной краске, которая не поддается граффити, восстанавливает бетон, не образует плесени, огнестойкая и затвердевает почти как алмаз. Если ею один раз покрасить свой дом, то не понадобится это делать еще 1000 лет. Главным свойством абсолютной краски является ее способность очищать воздух, которым мы дышим.

Но важнейшей задачей для людей является изготовление таких автомобилей, которые были бы дешевыми, быстрыми, прочными, безопасными и самое главное экологичными, чтобы не заражали воздух ядовитыми газами.

Ребята с удивлением узнали и увидели в видеороликах виды современных транспортных технологий. Например, разработан автомобиль, работающий на радиоактивном элементе тории, который отвечает за выделение тепла в центре Земли. Уже ездят по дорогам мира электромобили. В водородном автомобиле в результате реакции выделяется не углекислый газ, а обычная вода. В настоящее время выпускаются воздухомобили (пневмомобили), работающие на сжатом воздухе. Летающие автомобили выглядят как обычные легкомоторные самолеты, они могут, сложив крылья, ехать по шоссе. Экобус - новый экологический вид транспорта , разработанный в Саратове. Топливом для них, служит природный газ , который хранится в специальных защищенных баллонах. В странах Европы уже давно используют сегвей и моноколесо (сегвил) - электрические самобалансирующиеся самокаты, последний из которых, имеет только одно колесо и подножки, расположенные по бокам.

Чтобы сохранить и сделать нашу экологию годной для жизни надо преображать, изменять технологии. Выбирая экологически чистый транспорт, чистое производство, мы спасем нашу планету, и все города станут городами будущего.

Е. В. Пак,
библиотекарь детской библиотеки

Переход на «зелёный» транспорт — несомненно, польза для экологии. Но что за этим стоит для логистических компаний? Редакция «TLnews» решила разобраться, как в России проходит процесс внедрения экологичного транспорта и топлива, а также чем это может обернуться для транспортных компаний.

«Зелёный» проект начинается с топлива

В 2011 году Росстандарт, Ростехнадзор, Федеральная антимонопольная служба РФ и нефтеперерабатывающие компании подписали соглашение, согласно которому в 2016 году наша страна должна была перейти на использование топлива экологического стандарта не ниже Евро-5. Топливо 5-ого класса является менее вредным для окружающей среды, так как в литре такого горючего содержится всего 10 мг серы, а, например, в топливе 3-го класса – уже 150 мг.

Официальный переход на новые стандарты формально состоялся 1 июля 2016 года. Но по данным на 2016 год, в действительности только 1/3 часть транспортных средств, зарегистрированных на территории нашей страны, соответствовали стандартам Евро-4 и выше. Россияне и сейчас морально и финансово не готовы полностью отказаться от «старых» автомобилей и купить себе более экологичную модель машины.

Но эксперты считают, что, в первую очередь, на «зелёный» транспорт должны перейти не автомобилисты-любители, а транспортные компании. Да, сначала компаниям придётся потратиться на обновление автопарка, автомобили которого могут работать на экологичном топливе — электрическом, газомоторном или водородном. Однако впоследствии это позволит перевозчикам экономить на горючем, поскольку сейчас обслуживание транспорта, питающегося экотопливом, обходится значительно дешевле, чем обслуживание транспорта на дизеле или бензине.

Своим мнением по поводу внедрения экологического транспорта в работу логистических компаний с редакцией «TLnews» поделился аспирант Тамбовского государственного технического университета Тихонов Александр:

Экологический транспорт призван улучшить экологическую обстановку вокруг нас. Например, раньше в топливо бензиновых автомобилей добавляли тетраэтилсвинец. Он увеличивает токсичность выхлопных газов. Современные экологичные модели машин передвигаются на топливе высокого класса, в котором содержание токсичных веществ сведено к минимуму. Я считаю, что граждане нашей страны будут покупать экологичные автомобили, если их цена приравняется к стоимости обычной машины. При этом они не должны уступать в других важных технических показателях, — отметил он.


Переход на электрокары в России

Электромобили в жизнь россиян входят медленно. По данным «Автостата», на 1 января 2018 года в России числилось 1,8 тыс. зарегистрированных электрокаров. Большинство машин произведено в Японии под брендом «Nissan Leaf».

Однако известно, что серийный выпуск электромобилей планируют наладить и в России. Сейчас разработками электрического транспорта занимается московский технопарк «Калибр». Электрокар «Калибра» будет иметь как пассажирский, так и грузовой вариант. Машина сможет передвигаться со скоростью 100 км/час и работать без дозаправки на протяжении 100 км. Кроме того, в электрический транспорт в России разрабатывают и другие бренды. Ниже мы представили список электрокаров, которые выпущены или могут быть выпущены отечественными производителями в ближайшем будущем.

Электромобиль «Sona»

В августе 2017 года компания «Sona Motors» показала публике российский электромобиль «Sona». Пока проект имеет лишь тестовую модель, производство планируют начать в текущем году сразу после того, как компания найдёт инвестора.

Электромобиль «Zetta»

Российская компания «Zetta» тоже решила не отставать от коллег и представила электромобиль «El Panda». Машина получила своё название, потому что её дизайн похож на панду. Мощность двигателя машины составляет 98 л.с, электромобиль без подзарядки сможет проехать порядка 200 км. Для организации серийного выпуска данной модели компании также необходим инвестор.

Электромобиль «Bravo»

Над созданием этого электрокара трудилась мордовская компанией «Браво Моторс». Машина отличается от предшественников своей компактностью: электрокар имеет длину 2,7 м. Автомобиль рассчитан только на 1 человека, вместо 4-ёх колес у машины всего 3 колеса. Однако это не мешает электромобилю разгоняться до скорости 90 км/ч. Транспортное средство оснащено 3-мя подушками безопасности и может управляться с помощью гаджета.

Электромобиль«LADA Ellada»

Известный автомобильный концерн «LADA» также представил свой вариант электромобиля. Модель должна была заменить обычную бензиновую машину. Её цена варьировалась от 800 тыс. рублей до 1 млн. рублей. Однако у машины был огромный минус – она не могла проехать на одном заряде больше 30 км, а в условиях российской зимы и того меньше. Также не все станции заряда батареи могли обслужить «LADA Ellada», так как у машины был нестандартный разъём для подзарядки. По этим причинам электромобиль не пользовался популярностью среди автомобилистов.

Профильные ведомства упорно работают над внедрением электрического транспорта. Например, согласно проекту правительственной программы развития электрического автотранспорта в РФ до 2025 года, владельцам электрокаров будет предоставлена возможность не платить транспортный налог, пользоваться бесплатными парковками, получать скидку на проезд по платным трассам и т.д. Кроме того, «Россети» сейчас работают над воплощением всероссийской программы развития зарядной инфраструктуры. В 2018 году ведомство запланировало поставить около тысячи электрозаправок. По данным на 2017 год, всего в стране было построено 60 зарядных станций для электромобилей, половина из которых находилась в российской столице.

Новейшие разработки в области «зелёного» транспорта

Нейромобиль

В России, помимо электрокаров, разрабатывают и другие виды экологичного транспорта. Учёные Национального исследовательского Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского работают над выпуском первого отечественного нейромобиля. Разработка осуществляется в рамках госпрограммы «Проект 5-100». Глава лаборатории интеллектуальных биомехатронных технологий ННГУ Василий Миронов , что нейромобиль будет управляться силой мысли водителя.

Представим ситуацию, когда водитель решил перестроиться на дороге в другой ряд. Машина автоматически распознаёт, что движется по трассе с несколькими полосами. Основываясь на результатах электроэнцефалограммы водителя, нейромобиль перестраивается на другую полосу.

Беспилотные автомобили

Компания «Яндекс» уже на протяжении долгого времени занимается разработкой беспилотных транспортных средств. Прототипы будущих машин тестируются на специально отведённом полигоне. Однако в России пока нет документально закреплённого порядка допуска машин к испытаниям на дорогах общего пользования. Представители «Яндекс» надеются, что в скором времени появится нормативный акт с требованиями к безопасности в этой области. Начальник ГАИ России Михаил Черников рассказал , что компания обращалась за разрешением тестирования беспилотного автомобиля в УГИБДД по Москве, но получила отказ.

В России есть разработки не только легковых беспилотных машин, но и грузовых. «КАМАЗ» тоже создал и испытывает собственные прототипы грузовиков-беспилотников. Машина ориентируется благодаря камерам и датчикам. «КАМАЗ»-беспилотник имеет по всему периметру датчики, которые определяют качество дороги и могут предупредить водителя о возможном столкновении. Система, основываясь на полученных данных, определяет можно ли совершить поворот, торможение и т.д.

Дроны

Робототехника постепенно внедряется на логистический рынок. Плюс дронов в том, что они могут доставлять груз в населённые пункты, до которых не построены удобные дороги. Редакция «TLnews» , что «Деловые Линии» уже начали тестировать робототехнику в своей работе. Дроны прекрасно справились со своими обязанностями на складах компании. Не отстала от коллег bи компания Технополис «Москва». Специалисты разработали программное обеспечение, которое позволяет дронам доставлять грузы весом до 3-ёх кг на расстоянии до 30 км.

Напоследок отметим, что в нашей стране внедрение экологического транспорта не приобрело такого масштабного характера как, например, за границей. Это обусловлено не только нехваткой необходимой инфраструктуры, но и личными запросами автомобилистов. Не каждый водитель готов платить в 1,5–2 раза больше за более низкие экологические показатели транспортного средства. Такая тенденция в России будет сохраняться до тех пор, пока рыночная цена «зелёного» транспорта не станет такой же, как на бензиновые модели машин.

Ещё одной причиной медленного внедрения экотранспорта является неразработанная нормативно-правовая база. В России нет официально утверждённых законодательных актов, которые бы закрепляли передвижение экологического транспорта, поощряли их приобретение, а значит использование экотранспорта пока вызывает много вопросов на каждом этапе эксплуатации новейшей техники.

Численность населения на планете растет катастрофически быстро, большая его часть сосредоточена в городах. И человек продолжает осваивать все новые и новые пространства, повышать свою мобильность в городах и за его пределами. В такой же геометрической прогрессии растёт количество автомобилей на дорогах. Транспорт всегда занимал важное место в жизни людей, не зависеть от одного места - давняя мечта человека.

Именно транспорт называют одной из главных причин загрязнения окружающей среды. Потому создание альтернативных транспортных средств с минимальным влиянием на окружающую среду является приоритетным направлением деятельности современных учёных.

Экологически чистый транспорт - это не только велосипед, который сразу же приходит на ум. Хотя велосипед и самокат - индивидуальные экологичные транспортные средства, которые сегодня получают все большее распространение. Помимо заботы об экологии использовать велосипед и самокат полезно для здоровья, ведь они управляются мускульной силой. Любимым транспортом в Токио является, например, самокат.

А в таких европейских странах, как Нидерланды и Дания, велосипед имеет каждый второй житель.

Если говорить о научных разработках, ученые создали ряд альтернативных аккумуляторов для автомобилей. Уточним, что к экологичным видам относят не работающие на углеводородах.

Например, электрические аккумуляторы. Они более емкие и КПД их гораздо выше, чем у обычного аккумулятора, изготовить его проще. Единственное - их производство пока довольно дорогое. Если будут найдены дешёвые материалы, электрические аккумуляторы выйдут в массовое производство. Уже тысячи автомобилей по всему миру работают на электрическом двигателе. Такие машины, кстати, в 4 раза легче обычных.

Водородный двигатель.

Водород - самое энергоёмкое вещество. Но его использование связано с необходимостью установки керамических запчастей из-за происходящих в двигателе реакций, что повышает цену изготовления. Могут использоваться катализаторы, которые при окислении вырабатывают электрический ток, но такая энергия еще дороже. Автомобили на водородных аккумуляторах уже существуют, но в эксплуатации они значительно уступают электромобилям!

Известны химические двигатели, пневматические и пружинные.

Пневномобиль работает на баллонах сжатого воздуха, который выходит под давлением и заставляет двигаться автомобиль. Представляете, авто на чистом воздухе!

Химические и пружинные двигатели находятся на стадии разработки и усовершенствования.

Сегвеи , которые раньше казались почти космической инновацией, сейчас используют в некоторых странах даже представители власти. Идея его работы - движение, которое подчиняется и управляется малейшим изменением положения тела в пространстве. В процессе движения работают автономные двигатели, которые стоят на каждом колесе. Запасы энергии могут возобновляться при движении с горы и от простой розетки.

Сегаид или моноколесо был создан в США в 2012 году, сейчас очень популярен в Китае. Представляет собой самобалансирующийся самокат с мощным двигателем.

Альтернативными и очень экологичным и видами городского транспорта являются троллейбус и трамвай . Работая на электричестве, они наносят минимальный вред среде и способны занять лидирующие позиции в перевозке пассажиров в городах.

Как видите, альтернатива обычному транспорту существует уже сегодня.