Радиаторы отопления. Система радиаторного отопления

Электрическое отопление – Радиаторное отопление

Современное автономное отопление обладает рядом преимуществ, которые позволили ему завоевать широкую популярность у частного застройщика в России. Удобство, чистота и экологическая безопасность электроэнергии сочетаются с компактными размерами и невысокой ценой электрических котлов .



Электрическое радиаторное отопление

Наиболее распространенным является простое, надежное и эффективное . Принцип работы данной системы обогрева жилого дома заключается в нагревании теплоносителя котлом с последующей доставкой тепла в отопительные приборы, которые передают тепло в окружающее пространство. По названию отопительных приборов данную систему часто называют радиаторным отоплением .

Современное автономное электрическое отопление может быть обустроено по одной из схем монтажа тепловой магистрали: однотрубной, двухтрубной, коллекторной. В последнее время водяное электрическое отопление все чаще монтируется по коллекторной или лучевой схеме. Двухтрубная схема используется для уменьшения стоимости работ, а однотрубная осталась только в старых домах и сегодня почти не применяется.

Различные схемы подключения радиаторов

При однотрубной схеме автономного электрического радиаторы подключаются к единственной нитке трубопровода последовательно. Из-за такой компоновки самый удаленный от электрического котла радиатор получает недостаточно тепловой энергии.

Более эффективным вариантом обустройства радиаторного отопления является двухтрубная схема разводки. При такой компоновке нагретый теплоноситель по подающей магистрали доставляется к параллельно подключенным отопительным приборам. Отдавшая тепло вода или антифриз возвращаются в электрический котел по обратной линии. Двухтрубная схема обеспечивает более равномерный нагрев каждого радиатора.

Самым прогрессивной схемой разводки водяного электрического отопления является коллекторная компоновка. Принцип действия лучевого отопления позволяет в индивидуальном режиме регулировать температуру каждого отопительного прибора . Все это позволяет позиционировать коллекторную схему подключения как лучший вариант частного радиаторного

Наиболее подходящими для обогрева частных домов заслуженно считаются радиаторные системы отопления, опыт использования которых демонстрирует их отличные показатели. Они безотказно выполняют свои функции, оставаясь при этом простыми и удобными в эксплуатации. Вопрос устройства в доме радиаторного отопления своими руками волнует многих владельцев частного жилья. Наша статья призвана проинформировать читателей о способах проектирования и монтажа таких отопительных систем.

Особенности радиаторного отопления дома

В сравнении с другими видами отопления, радиаторные системы требуют меньше энергии для обогрева помещений. Соответственно, финансовые затраты на их установку и обслуживание также будут сравнительно небольшими. Водонагревательный котел можно выбрать такой, который использует наиболее доступное в данном регионе топливо (газ, торф, уголь). Сделать своими руками разводку труб для радиаторного отопления гораздо проще, чем, например, монтировать систему «теплый пол». Радиаторы легко установить в каждой комнате, где они будут согревать воздух, насыщая его теплом от циркулирующей в системе горячей воды.

Для обогрева жилищ применяют радиаторное отопление, схема которого предусматривает один из двух способов перемещения теплоносителя по трубам:

  • путем естественной циркуляции, когда горячая вода своим повышенным давлением вытесняет остывшую воду обратно в котел;
  • путем искусственной циркуляции, когда циркуляционный насос нагнетает давление и усиливает движение теплоносителя.

Систему можно сделать саморегулирующейся, если при монтаже радиаторного отопления установить термостатические клапаны. Распределение потоков тепла по дому будет происходить автоматически, в зависимости от температурных потребностей каждого помещения.

Применение радиаторных батарей отопления имеет и свои недостатки. Нагретый воздух постоянно совершает круговорот по комнате, и вместе с ним летает пыль, что создает некоторый дискомфорт. К тому же отдельные зоны в помещении остаются недостаточно обогретыми. Но подобные неудобства почти незаметны на фоне безусловных преимуществ рассматриваемой нами отопительной системы.

Схемы сетей радиаторного отопления


В зависимости от способа подводки труб к нагревательным приборам, радиаторное отопление загородного дома может быть выполнено в виде следующих схем:

  • Однотрубная - нагревательные приборы соединены последовательно, и теплоноситель протекает сквозь каждую радиаторную батарею отопления, направляясь в следующую. При этом последняя из батарей нагревается слабее, чем предыдущие;
  • Двухтрубная - горячая вода подводится к каждому радиатору по одной трубе, а остывшая уходит по другой. Все батареи при параллельном подключении получают одинаковую долю тепловой энергии;
  • Коллекторная - обладает более удобной регулировкой системы и распределением тепла. Общая длина труб при этой схеме значительно увеличивается.

Некоторые пользователи считают однотрубную радиаторную систему отопления малоэффективной, потому что нет возможности регулировать нагрев каждого радиатора в отдельности. Но исправить такую ситуацию поможет установка байпаса - дополнительной перемычки с терморегулятором, которую размещают возле нагревательного прибора.

Применяя однотрубную систему, можно на 25% уменьшить затраты, сравнительно с двухтрубной, за счет более рациональной прокладки труб.

Решить проблему равномерного обогрева всех помещений большого коттеджа помогает применение коллектора для радиаторного отопления. Это устройство оптимизирует функционирование системы и снижает потери тепла. Правда, коллекторная система может действовать только в условиях принудительной циркуляции, и ее сооружение требует прокладки многочисленных линий трубопроводов.


Нагревательные приборы подсоединяют к подающей тепло магистрали по-разному. Например, схема радиаторного отопления двухэтажного дома может быть выполнена с подсоединением к вертикальному стояку. Горячая вода подается от котла в вертикальный стояк, а затем разводится к радиаторам. Подача теплоносителя в стояк может осуществляться как снизу, так и сверху.

Горизонтальные варианты подсоединения удобнее применять в зданиях с большими по площади помещениями. Расположенные на уровне пола трубопроводы подключают к нижней части радиаторов, и такая схема позволяет спрятать трубы под декоративной облицовкой.

Эффективность циркуляции теплоносителя в длинных по протяженности горизонтальных магистралях должна обеспечиваться применением циркуляционного насоса.

Виды отопительного оборудования

Основной комплекс оборудования для радиаторного отопления загородного дома состоит из нагревательного котла, трубопроводов и теплообменников (радиаторов). При необходимости система может быть дополнена циркуляционным насосом, коллектором, расширительным баком, байпасами и терморегуляторами.

Нагревательный котел


Наиболее экономичным источником тепла можно считать котел на газовом топливе. Разнообразие моделей этих отопительных устройств делает возможным применять их в любой из схем радиаторного отопления. Наиболее мощные агрегаты необходимо устанавливать на полу в специальных помещениях, а компактные газовые котлы можно вешать на стену в кухне или подсобке. Для установки в доме газовых нагревательных аппаратов необходимо получить разрешение, а монтировать их имеет право только специалист. Электрический отопительный котел бывает оснащен группой безопасности, автоматикой, встроенным насосом, расширительным баком и другими полезными приспособлениями. Использовать его в системе радиаторного отопления довольно удобно, но очень невыгодно из-за больших расходов на оплату электричества.

Котел на твердом топливе - это старый испытанный источник тепла, усовершенствованный новыми технологиями. Некоторые трудности при монтаже радиаторного отопления, могут произойти по причине того, что в схеме обвязки твердотопливного котла нежелательно использовать пластиковые трубы.

Материал для труб

Стальные трубы - тяжелые и подверженные коррозии - повсеместно вытесняются более практичными металлопластиковыми и полипропиленовыми. Есть вариант использовать медные трубы, но из-за высокой стоимости такая система отопления будет не каждому по карману.

Для монтажа металлопластиковых труб не понадобится громоздкое сварочное оборудование. Надежные соединения производятся посредством обжимных фитингов или пресс-фитингов с использованием инструментов для развальцовки и прессования. Из металлопластика изготавливают не только систему трубопроводов, но и коллекторы для радиаторного отопления.

Трубы из полипропилена и соответствующие фитинги к ним еще доступнее по стоимости, чем металлопластиковые. Для самостоятельной работы с ними нужно будет приобрести особый паяльник для полипропиленовых труб. При правильной эксплуатации в домашней отопительной системе этот материал прослужит долго. Полипропиленовая труба не лопается даже при случайном размораживании системы.

Выбор радиаторов для отопления


Современные радиаторные батареи отопления изготавливают из различных по свойствам металлов. Рассмотрим их особенности:

  • Алюминиевые - легкие и компактные, они обеспечивают высокую теплоотдачу за счет дополнительных внутренних ребер. Теплопроводность алюминия настолько велика, что батарея нагревается за считанные минуты. Среди недостатков называют чувствительность к уровню рН теплоносителя и непрочность резьбовых соединений;
  • Биметаллические - более надежны благодаря наличию в алюминиевом корпусе стальных трубок. Обладают повышенной химической стойкостью и выдерживают повышенное давление. Их преимущества лучше проявляются в системах с принудительной циркуляцией;
  • Стальные - изготавливаются из двух соединенных в единую панель стальных пластин. Благодаря штампованным углублениям обладают высокой теплоотдачей. Разнообразие габаритов панельных радиаторов облегчает покупателям выбор;
  • Чугунные - в отличие от своих советских предшественников, более привлекательны по дизайну и обладают улучшенными характеристиками.

Выбор конкретной модели радиаторов должен производиться с учетом всех особенностей системы отопления дома.

При расчете мощности отопительных радиаторов учитывайте, что, если их закрывать декоративными щитами, теплоотдача может снижаться на 10%.

Монтаж радиаторного отопления своими руками


Главное - должна быть продумана схема устройства радиаторного отопления, без которой нельзя начинать работу. Предварительный расчет системы удобно сделать, воспользовавшись онлайн-калькулятором, но более точно рассчитать работоспособность отопления способен только инженер теплотехник. Его услугами необходимо воспользоваться, чтобы застраховаться от ошибок в расчетах.

Монтировать радиаторное отопление своими руками нужно в определенной последовательности:

  1. Установить котел в предназначенном для него помещении.
  2. Произвести обвязку котла (желательно, под руководством специалиста).
  3. Смонтировать коллектор для радиаторного отопления (если предусмотрено).
  4. Произвести разводку труб и (если необходимо) установку циркуляционного насоса.
  5. Навесить радиаторные батареи на кронштейны в заранее обозначенных местах.
  6. Подсоединить трубопроводы к радиаторам.
  7. Произвести опрессовку и проверить функционирование системы.

Конкретный вариант прокладывания труб для радиаторного отопления в загородном доме выбирают исходя из проекта оформления интерьера. Трубопроводы прокладывают вдоль стен или прячут их в штробах. При скрытой прокладке трубы нужно будет теплоизолировать. В схеме радиаторного отопления частного двухэтажного дома может присутствовать и теплый пол. В таком случае, стяжку пола с уложенными внутри него трубопроводами допустимо производить только после опрессовки системы.

Радиатор является одним из ключевых и наиболее важных элементов Основной задачей становится рассеивание в атмосферу тепла, которое было отведено от двигателя охлаждающей жидкостью. Радиатор системы охлаждения двигателя можно считать важнейшей деталью самого силового агрегата.

Устройства, похожие на современный радиатор, устанавливались на самых ранних версиях автомобилей с , так как без указанного элемента охлаждения работа силовой установки становится попросту невозможной. Это устройство напрямую отвечает за поддержание нормальной рабочей температуры двигателя в строго отведенных рамках. Такая защита бережет мотор от перегрева, который неминуемо выведет практически любой двигатель внутреннего сгорания из строя.

История создания радиатора


Водяная система охлаждения появилась на заре двигателестроения. Впервые концепцию радиатора применили на первом серийном автомобиле под названием Benz Velo, который оказался в свободной продаже в 1886 году. Данную идею устройства продолжил развивать Вильгельм Майбах, который сконструировал изделие с сотами. Разработка нашла применение в конструкции модели Mercedes 35HP. За последующие десятилетия и до наших дней устройство радиатора не претерпело глобальных изменений, оставшись практически в том же самом виде, что и во времена Майбаха.

Первые жидкостные системы охлаждения двигателя не имели водяного насоса (помпы), который заставлял охлаждающую жидкость (в самом начале это была простая вода) принудительно циркулировать в системе. Ранние разработки системы охлаждения ДВС опирались на эффект термосифона.

Благодаря такому эффекту охлаждающая жидкость попадала в радиатор. Эффект термосифона основывается на том, что плотность воды понижается при нагреве. Разогретая вода благодаря этому свойству устремляется вверх. В итоге нагретая жидкость оказывалась в устройстве, проникая туда посредством прохода через верхний патрубок.


Внутри радиатора происходило охлаждение воды, плотность жидкости снова возрастала. Это приводило к тому, что вода опускалась в нижнюю часть радиатора, а уже оттуда проникала обратно в рубашку двигателя через нижний патрубок. Главным недостатком систем с эффектом термосифона стало то, что они не могли обеспечить должного охлаждения на фоне постоянно растущей мощности ДВС. Такие системы достаточно быстро вытеснили решения, которые основывались на применении центробежного водяного насоса (помпы).

Радиатор в системе жидкостного охлаждения

Главной задачей элемента является отвод тепла от силовой установки в атмосферу путем охлаждения жидкости, которая проходит внутри по каналам. Для обеспечения лучшего отвода тепла устройство монтируется в таком месте, где отмечен наилучший обдув встречным воздушным потоком в процессе движения автомобиля. Типичным местом установки в подкапотном пространстве является область за радиаторной решеткой спереди автомобиля. Стоит отметить, что даже в автомобилях с задним расположением ДВС радиатор зачастую устанавливается спереди. Отличием становится прокладывание более длинных магистралей системы охлаждения к двигателю.


Существуют и другие места для монтажа устройства охлаждения, но встречаются реже. Автомобили с заднемоторной компоновкой могут иметь радиатор, который установлен вдоль боковой стенки. Такое решение можно встретить на спортивных автомобилях, которые имеют сразу два радиатора охлаждения, расположенные вдоль обеих стенок моторного отсека. Эффективный обдув воздухом реализован путем использования воздухозаборников. Указанный воздухозаборник располагают в задней части машины на боковых стенках.


а – устройство; б – паровой клапан открыт; в – воздушный клапан открыт.

  • Радиатор конструктивно имеет верхний (1) и нижний (7) бачок. Эти бачки соединены между собой трубками (5) из латуни или алюминия. К этим трубкам посредством пайки прикреплены пластины (6), которые увеличивают площадь поверхностного охлаждения элемента. Через эту поверхность тепло отводится от охлаждающей жидкости и отдается в окружающую среду.
  • Верхний бачок имеет заливную горловину для заправки охлаждающей жидкостью. Горловина перекрывается пробкой (3). В этой пробке имеются паровой (11) и воздушный (12) клапаны.
  • Верхний бачок также имеет патрубок (2) для того, чтобы соединить радиатор с рубашкой охлаждения мотора. Такое соединение реализовано посредством резинового шланга. Дополнительно имеется пароотводная трубка (4), а также датчик электрического термометра (13).
  • Нижний бачок (7) имеет патрубок (8) для соединения устройства с насосом (помпой). Еще имеется дополнительный кран, который способен обеспечить слив охлаждающей жидкости. На раме автомобиля радиатор крепится специальными крепежными деталями (9).

Так называемые сердцевины (пластины радиатора) являются основными элементами теплообмена. В зависимости от типа сердцевины выделяют следующие типы радиаторов:

  1. трубчатые;
  2. пластинчатые;
  3. трубчато-ленточные и т.д.

Бачки радиатора могут быть изготовлены из пластика или металла. Если взглянуть на устройство более детально, тогда основная часть сердцевины, по сути, является набором бесшовных алюминиевых или латунных трубок. Трубки, соединяющие верхний и нижний патрубки, имеют толщину стенок до 0,15 миллиметра. Жидкость, проходящая через сердцевину радиатора охлаждения, расходится на большое количество микропотоков. Каждая такая трубка покрывается своеобразными ребрами, которые являются тонкой гофрированной медной или алюминиевой лентой.

Изделия из алюминия имеют меньший вес сравнительно с другими материалами изготовления, но склонны к ускоренному разрушению. Дело в том, что возникает ряд существенных сложностей при попытке сварки этого металла, а также алюминий плохо противостоит механическим повреждениям.

Для того чтобы алюминиевый продукт приблизился по качеству охлаждения к латунной конструкции, его необходимо изготавливать большим по размеру и увеличивать толщину элемента. В начале эпохи автомобилестроения активно использовались сотовые радиаторы. Такое устройство было выполнено из небольших отрезков латунных трубок, которые имели пятиугольное сечение. Жидкость внутри таких трубок не циркулировала принудительно, а весь процесс охлаждения осуществлялся посредством контакта металлических ребер со встречным потоком воздуха.

Вернемся к устройству современного радиатора. Паровой клапан, изображенный на рисунке, нагружается специальной пружиной (10). Пружина имеет упругость 1250-2000 г. Это позволяет нарастить давление в радиаторе охлаждения и повысить температуру закипания охлаждающей жидкости в жидкостной охлаждающей системе до отметки 110-119°С. Такое решение обеспечивает уменьшение объема охлаждающей жидкости во всей системе, что означает параллельное снижение массы двигателя. При этом сохраняется необходимая интенсивность охлаждения силового агрегата. Еще одним плюсом становится уменьшение потерь, под которыми следует понимать испарение охлаждающей жидкости.

Воздушный клапан также нагружают пружиной, но более слабой по силе противодействия. Упругость такой пружины находится на отметке 50-100 г. Задачей воздушного клапана является пропуск воздуха внутрь устройства в том случае, если произошла конденсация охлаждающей жидкости после того, как она закипела и была охлаждена.


Другими словами, внутри системы за счет явления парообразования может возникнуть избыточное давление. Точка кипения охлаждающей жидкости соответственно ему повышается, при этом нет зависимости от атмосферного давления, так как давление сброса задается клапаном в крышке. Такое свойство системы охлаждения незаменимо в процессе езды по горной местности. По причине пониженного атмосферного давления в горах охлаждающая жидкость закипает быстрее, чем в обычных условиях. Данное решение установки воздушного клапана позволяет таким образом предотвратить разрушение радиатора. который может быть попросту раздавлен атмосферным давлением.

Пробка, оснащенная клапанами, обеспечивает открытие выпускного клапана в случае закипания охлаждающей жидкости внутри системы и возникновения избыточного давления, которое приблизительно находится на отметке 0,5 кг/см 2 . Пар выводится в пароотводную трубку. Впускной клапан обеспечивает доступ воздуха тогда, когда давление внутри оказывается ниже атмосферного давления (ниже 1 кг/см 2), что возникает в устройстве при остывании охлаждающей жидкости.

Таким образом, устройство пробки полностью изолирует систему охлаждения от внешней атмосферы. По этой причине описанную систему называют системой охлаждения закрытого типа.

В закрытой системе охлаждения для слива охлаждающей жидкости нужно открыть сливные краны и извлечь пробку радиатора. Чтобы спустить жидкость из водяной рубашки двигателя, в нижней части блока отдельно предусмотрен соответствующий кран для слива. Существует также система охлаждения открытого типа. В открытой системе горловина устройства охлаждения закрыта пробкой без клапанов. В такой системе вода закономерно кипит при температуре 100°С.

Регулировка температуры охлаждающей жидкости


За поддержание постоянной температуры в системе охлаждения двигателя отвечает термостат. Данный элемент распределяет движение охлаждающей жидкости по контурам. Эти контуры называются малый и большой круг. Рубашку двигателя можно считать малым кругом, движение потока через радиатор-большой круг. Возникает такая ситуация, когда охлаждения наружным воздухом при движении ОЖ по большому кругу в жаркую погоду или при нагрузках оказывается недостаточно. Чтобы обеспечить эффективный отвод нагретого воздуха и поддерживать постоянную температуру охлаждающей жидкости дополнительно устанавливается один или целый ряд вентиляторов. Такие вентиляторы могут иметь механический привод (вискомуфту) или электрический привод.

Регулирование теплового режима «шторкой»


Жидкостная система охлаждения двигателя внутреннего сгорания может быть оснащена двойным регулированием теплового режима. Первым регулятором выступает термостат, о котором мы уже говорили. Вторым терморегулирующим элементом становится шторка-жалюзи.

Устройства с двойным регулированием конструктивно имеют жалюзи, установленные непосредственно перед радиатором. Благодаря такому решению в сильные морозы радиатор можно прикрыть, уменьшив интенсивность обдува наружным воздухом. Отвод тепла снизится, а само тепло можно более эффективно использовать для поддержания рабочей температуры ДВС и интенсивного отопления салона автомобиля.

Жалюзи представляют собой пластины из металла, которые соединены между собой шарнирами. Эти шторки могут иметь вертикальное или горизонтальное расположение перед устройством. Управление таким решением осуществляется рукояткой из салона автомобиля, а также может быть реализовано автоматически в отдельных конструкциях. Принцип действия механического устройства заключается в том, что задвигая или вытягивая рукоять в салоне, водитель осуществляет поворот пластин. Происходит изменение щели между жалюзи и происходит регулировка интенсивности обдува радиатора воздушными потоками. Результатом становится воздействие на температуру охлаждающей жидкости.

В условиях предельно низких температур на капот и радиаторную решетку дополнительно крепят специальный утеплительный чехол. Такой чехол изготовлен из водонепроницаемой пожаробезопасной ткани. Указанные меры способствуют поддержанию рабочего теплового режима двигателя в необходимых рамках.

Установка дополнительного радиатора

Появление мощных высокофорсированных атмосферных и турбодвигателей, которые работают в самых разных режимах нагрузки, поставило перед разработчиками задачу установить дополнительные устройства охлаждения. Инженеры реализовали параллельную установку дополнительного радиатора. Такое решение получило свой отдельный электрический вентилятор. Не стоит путать дополнительный радиатор охлаждения с интеркулером, который устанавливается для охлаждения сжатого воздуха в .

Принцип работы

Для правильного функционирования современные жидкостные системы охлаждения в процессе работы учитывают множество важнейших параметров. Специальные датчики снимают показания температуры двигателя, температуры охлаждающей жидкости и моторного масла, температуры за бортом и т.д.


Если вкратце описывать принцип работы системы охлаждения, тогда за точку отсчета стоит принять жидкостной насос. Этот элемент заставляет охлаждающую жидкость постоянно двигаться и циркулировать по кругу. При этом проход через рубашку охлаждения двигателя (малый круг) позволяет жидкости омывать горячие стенки головки блока и цилиндров. Когда температура охлаждающей жидкости растет, тогда при определенных показателях срабатывает термостат и открывает доступ жидкости в большой круг (радиатор). Так удается избежать перегрева двигателя и эффективно отдать жидкости избыточное тепло от нагретых деталей мотора. Когда горячая жидкость попадает в устройство охлаждения, от неё происходит отвод тепла в окружающую атмосферу. Полный цикл заканчивается, а охлажденная жидкость движется аналогично по новому циклу.

Вполне очевидно, что радиатор является своеобразным теплообменником, который обеспечивает эффективное охлаждение не самого мотора, а охлаждающей жидкости. Установка дополнительного вентилятора или жалюзи позволяет поддерживать температуру жидкости на оптимальном для работы мотора уровне как в экстремальный холод, так и в сильную жару.

Диагностика и ремонт неисправностей радиатора своими руками


Главной диагностической процедурой является периодический контроль системы охлаждения двигателя на предмет утечек и снижения объема охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Контролировать количество жидкости можно визуально. Так как жидкость постоянно нагревается и охлаждается, со временем входящая в состав любой ОЖ вода частично выпаривается, что и приводит к общему снижению объема.

Если говорить о неисправностях радиатора, тогда основной является загрязнение его сот и каналов, а также их разрушение. Загрязнение приводит к тому, что циркуляция жидкости внутри устройства ухудшается, ОЖ при движении по большому кругу не успевает остыть. В таких условиях мощности вентилятора перестает хватать, так что перегрев двигателя неминуем.


Начинать ремонт радиатора охлаждения двигателя с загрязненными сотами стоит начинать с обычной промывки сердцевины проточной водой. Необходимо отсоединить нижний патрубок, а далее через горловину начинать заливать воду. Крайне желательно осуществлять промывку сот устройства охлаждения водой под давлением. В ряде случаев, когда радиатор сильно забит, его можно распаять и произвести демонтаж верхнего и нижнего бачков. После демонтажа становится возможным осуществить чистку сердцевины механическим способом.

В процессе эксплуатации верхний или нижний бачок, а также и сами соты начинают течь. Это происходит по причине использования низкосортных охлаждающих жидкостей, механических повреждений и т.д. Если подтекание незначительное, тогда можно попытаться засыпать или залить в радиатор специально предназначенное для временного устранения таких дефектов решение из автомагазина. К «дедовским» методам относят добавку большой порции горчичного порошка, который размокает и затягивает трещину. Как первый, так и второй способ не ремонтирует устройство полностью, а только позволяет устранить течь на время дороги до СТО и постановки автомашины на ремонт.


Помните, что когда двигатель горячий, открывать пробку радиатора опасно! Можно получить сильный ожог паром и горячей охлаждающей жидкостью. Перед тем как открыть пробку на горловине, нужно максимально широко накрыть саму пробку и область вокруг неё тканевым материалом, а уже потом отворачивать.

Что касается расширительного бачка, то пробку на нем при разогретом моторе нужно отвинчивать с аналогичной осторожностью. Слегка прокрутите пробку, но не до конца. Вы услышите характерный звук вырывающегося воздуха, похожий на тот, что возникает при открытии крышки на бутылке газированной воды. После такого стравливания крышку бачка можно постепенно открывать полностью и осуществлять контроль или долив охлаждающей жидкости.

Радиаторное отопление - неотъемлемая часть эффективного и экономичного водяного отопления загородного дома. Нагретый в котле теплоноситель подается в радиатор. Температура в помещении поднимается благодаря конвективному теплообмену между воздухом и нагретой поверхностью радиатора. Большое количество ребер и пластин увеличивает площадь поверхности обогревательного прибора, улучшая его теплоотдачу.

Радиаторное отопление удобно и экологично. Радиаторы (или более привычно - батареи) не сжигают кислород, работают бесшумно и могут быть установлены во всех жилых помещениях. Чтобы улучшить отопление частного дома, радиаторы могут быть выбраны из нескольких типов - секционные, панельные, пластинчатые, трубчатые. Из-за большого выбора оборудования и высокой эффективности, отопление частного дома батареями имеет заслуженную популярность.

Типы радиаторов отопления

Секционные - набираются из отдельных нагревательных элементов-секций.
Трубчатые - конструкция из вертикальных труб, соединяющих верхний и нижний коллекторы.
Панельные - два стальных листа, соединенные вертикальными или горизонтальными каналами, по которым циркулирует теплоноситель.
Пластинчатые - обогревающая труба с большим количеством насаженных для улучшения конвекции тонких пластин, ребер и т.д. Возможен открытый и закрытый варианты исполнения (кожух, декоративная решетка).

Металл, из которого делаются радиаторы отопления

- высокая теплоотдача, низкая тепловая инерционность, небольшой вес, существует риск химической и гальванической коррозии, высокая цена.
(сердцевина - сталь, оболочка - алюминий) - высокая теплоотдача, низкая тепловая инерционность, небольшой вес, лучше защищены от коррозии, выдерживают большое давление (до 40 атмосфер), длительный срок службы (до 20 лет), высокая цена.
- большой вес, устойчивы к коррозии, высокая тепловая инерционность, доступная цена.
- хорошая теплоотдача, оптимальное соотношение эффективности, надежности и цены.

Выбор отопительных приборов очень широк, существуют дизайнерские решения, которые идеально впишутся в интерьер вашего дома.

Насколько будет эффективным отопление частного дома батареями зависит не только от конструкции и материала отопительного прибора, но и от типа разводки труб, по которым будет доставляться теплоноситель.

Однотрубная разводка

Двухтрубная разводка

Коллекторная (лучевая) разводка






Самая простая схема, все отопительные приборы соединены последовательно. Однако в этом случае каждый следующий нагревательный прибор получает более остывший теплоноситель. Другой критический недостаток однотрубной схемы - нельзя независимо регулировать температуру каждого радиатора. Однотрубная разводка может быть эффективно использоваться только в маленьких помещениях с небольшим количеством радиаторов. Однотрубное радиаторное отопление имеет недостаточную эффективность, которая снижается с увеличением количества нагревательных приборов. Радиаторы подключены к трубе с теплоносителем параллельно. Радиаторное отопление при такой схеме наиболее эффективно. Нагрев всех отопительных приборов происходит равномерно, возможна независимая регулировка температуры каждого радиатора. К каждому радиатору подводится независимая пара труб. Тепло от котла распределяется наиболее равномерно по всему дому, независимая регулировка температуры каждого радиатора. Кроме эффективного отопления лучевая разводка делает систему очень надежной и ремонтопригодной. Во время обслуживания или ремонта одного радиатора остальные продолжают работать в обычном режиме.

Быстрый нагрев всех отопительных приборов до нужной температуры возможен только в отопительной системе с принудительной циркуляцией теплоносителя. При проектировании отопления загородного дома недостаточно рассчитать необходимую мощность приборов отопления. Правильная расстановка радиаторов в помещении позволит с максимальной эффективностью использовать их потенциал.

Отопительные приборы, используемые в системе отопления, подбираются исходя из требуемой мощности и дизайна. Радиаторное отопление, построенное по лучевой схеме, считается наиболее функциональным.

Какие радиаторы отопления выбрать

Основным типом отопительных приборов являются радиаторы отопления (отопительные батареи), обогревающие помещение за счет излучаемого тепла.

Стальные панельные радиаторы

Cтальные панельные радиаторы отопления с точки зрения надежности и функциональности оптимальны. По ценовому классу и дизайну они тоже привлекательны. Еще один плюс применения этого типа отопительных радиаторов в совместимости со всеми типами труб.








стальные радиаторы

Алюминиевые радиаторы

В сравнительных характеристиках выигрывают у стальных панельных радиаторов хорошей теплоотдачей, но имеют высокую стоимость.








Биметаллические радиаторы

Биметаллические радиаторы отопления характеризуются высокой прочностью (до 40 атмосфер) и долговечностью (срок службы биметаллического радиатора до 20 лет). Сейчас на рынке появились радиаторы не только со стандартом металл-алюминий, но и медь-алюминий.


В дополнение к отопительным приборам используются водяное отопление пола и электрическое, когда под покрытием пола прокладываются гибкие трубы, по которым циркулирует горячая вода, или нагревательный электрический кабель.

Наши специалисты подберут наиболее эффективные радиаторы для Вашего дома или дачи, быстро и качественно выполнят монтаж систем отопления и водоснабжения.

Европейские производители отопительных приборов предлагают широкий ассортимент радиаторов отопления, практически на любой вкус напольные и настенные. Стальные панельные, чугунные, алюминиевые и биметаллические. Чтобы правильно выбрать радиаторы для отопления надо учитывать их технические характеристики, материал и эстетическое восприятие.
Общее описание о материалах, из которых изготавливают радиатор отопления. Стальные панельные производят с 50-х годов прошлого века, поэтому они не являются диковинкой на российском рынке радиаторов. Конструктивно панельные представляют собой два штампованных стальных листа.
Секционные из алюминия представляют собой прессованные секции и коллекторы, изготовленные из алюминиевого сплава с добавлением кремния, придающего металлу необходимую прочность на разрыв.
Биметаллические изготавливают из двух металлов - стали и алюминия, благодаря чему они лишены недостатков, свойственных отдельно алюминиевым и стальным радиаторам при сохранении их главного достоинства - высокой теплоотдачи.
Секционные радиаторы отопления из чугуна производят с начала прошлого столетия. Конструктивной единицей чугунного радиатора является одно или многоколончатая секция с каналами круглого или эллипсовидного сечения.

Большой выбор радиаторов отопления

Стальные панельные радиаторы наиболее популярны для установки в загородных домах, дачах, коттеджах. Они не рассчитаны на очень высокое давление, но это и не нужно. В загородном доме высокого давления в системе отопления быть не должно. При этом они имеют хорошее соотношение цены и качества, высокую теплоотдачу, малое водосодержание. Стальные панельные радиаторы отопления обладают относительно небольшой тепловой инерцией и хорошо поддаются автоматическому регулированию.
Бывает два типа панельных радиаторов – с нижним и боковым подключением. В отопительном приборе с нижним подключением встроен термостатический вентель (клапан), на который можно установить терморегулятор для поддержания в помещении заданной температуры. Как следствие, стоимость радиаторов отопления с нижним подключением выше, чем аналогов с боковым подключением.

Алюминиевые радиаторы занимают как бы промежуточное положение между стальными панельными и "чугуном", объединяют в себе практически все преимущества и недостатки всех остальных групп приборов водяного отопления. Они имеют очень хорошую теплоотдачу, низкую массу и привлекательный дизайн, выдерживают достаточно высокое давление. Кроме того, алюминиевые приборы подвержены коррозии. Коррозия усиливается при образовании в системе гальванических пар алюминия с другими металлами. В случае использования алюминиевых радиаторов отопления желательно проведение противокоррозионных мероприятий, что вполне реально осуществить в частном доме.

Биметаллические секционные радиаторы имеют алюминиевый корпус и стальные каналы, по которым движется теплоноситель, сочетают в себе все плюсы алюминиевых: высокую теплоотдачу, низкую массу, хороший внешний вид и кроме того, при определённых условиях имеют большую коррозионную стойкость и в отличии от стальных панельных, обычно рассчитаны на большее давление в системе отопления до 40 атм. Их основной недостаток – высокая цена. Использование такого отопительного прибора для частного загородного дома экономически неоправданно, поскольку высокого давления в таком случае быть не должно и нет смысла дополнительно платить за это.

Чугунные секционные радиаторы установленные в большинстве старых российских домов, отлично всем известны. Их основные достоинства: очень долговечны, хорошо отдают тепло и сопротивляются ржавчине, выдерживают достаточно высокое давление в отопительных системах.
Недостатки: трудоёмкость монтажа, не самый привлекательный внешний вид и большая тепловая инерция, вследствие чего с трудом поддаются регулировке радиаторными и комнатными термостатами без соответствующей регулировки температуры отопительной воды.
Традиционный плюс отечественного чугунного радиатора отопления – низкая цена. Но надо иметь в виду, что это достоинство может быть практически сведено к нулю более высокой стоимостью их монтажа.