Художественное описание машины. Описание: примеры. Художественное описание природы. Описание в школе

В ночном небе вижу, как луна курит облаками. Забавное сравнение, можно было бы поразмыслить над этим, но сейчас совсем не время и не место.
Мне не больно, но я чувствую, что лежу в луже крови, и что-то тепло и вязкое стекает из под расколовшегося шлема по шее и груди. Наверняка это тоже кровь, а что это может быть еще в этой ситуации? Но все же, боли нет и это странно. Очень подозрительно и странно…
Слышу отрывистый визг покрышек и удаляющийся рык пятилитрового двигателя. Я не удивлен… Глупо было бы ожидать, что водитель геленвагена, ставшего причиной этой ситуации, окажет мне помощь. Очень хочется оглядеть себя, оценить свои повреждения, но я не могу пошевелиться. Я даже не уверен, дышу ли я. Продолжаю пялиться вверх, как Андрей Болконский пялился в небо под Аустерлицем. Как и в его случае, доступная мне панорама – это черное небо и полная луна окруженная облаками. Не самая плохая картинка для последних мгновений жизни.
Стоп!!! Что за мысли? Какие последние мгновения? Неужели я умираю? Хотя… наверное надо это признать, так будет легче. Теряя кровь гранеными стаканами, остается только думать о маме, о том, что ее надежды и мечты сейчас растекаются липким струйками крови по асфальту. О дочери, о ее будущем и о том, что у мамы останется внучка, а значит и смысл в жизни.
Внезапно я начинаю ощущать, что-то огромное, великое вокруг себя. Я буквально чувствую всю Вселенную. Она воздушная, мягкая, сладкая и липкая как сахарная вата. Все становится таким неважным. Все страсти, люди, дела – это химеры, фантомы и миражи! Теперь я уже вижу всю Вселенную. Вижу в ней пустынный ночной проспект и себя, намалеванного красной краской на асфальте, с тянущейся вдоль дорожной разметки красной линией. Метрах в тридцати от моего тела, в кустах белеет моя обувь. Повсюду тут и там заметны лоскуты того, что некоторое время назад было джинсами и другой одеждой. Мерзко видеть себя окровавленным и полуголым, распластанным в какой то нелепой позе. На мне осталась только куртка – это заслуга кордуры и защитных пластин вложенных в нее. Жутковатая картина, но надо признать, что я понимал свои риски. Теперь остается только дождаться, когда я буду окончательно призван. Интересно как это будет происходить? Придет «Костлявая» или появится тоннель с белым светом в конце, а может быть откроется какой-то шлюз? Хотя меня должен больше интересовать не процесс призвания в мир иной, а суд который за ним последует. Натворил то я немало… Странно верить в независимость прокурора-Господа. Эту жилистую лапу никак смазать не удастся.

А вот и менты, тут же подъезжает и скорая помощь. Все не торопливо, в ритме какого-то неспешного танца. По мое тело приехало сразу около десятка человек. Лейтенант, даже не подойдя ко мне, начинает составлять протокол, в то время как сержант направляется дальше вдоль улицы и осматривает в арыке останки моего Сузуки. Мужчина в белом халате перетряхивает мои карманы, находит мой мобильник. Неужели мародер? Нет… он находит в мобильнике последний набранный номер, нажимает кнопку вызова и отходит к карете скорой помощи… через несколько секунд Дима станет первым кто узнает… об аварии… о случившемся… может быть еще о чем то…

Вспышка невероятной боли – медсестра сняла с меня шлем.

- «Ой, он живой!»
- «Да понял я. Жмурики так не орут. Носилки, быстро».

Темнота. Вселенная пропала. Мне ужасно больно, но эта боль меня радует. Кажется, у меня есть еще один шанс…

_________________________________________________________________________________________________

* - Пост не является попыткой провокации холивара
** - Я не изменил своего отношения к мотоциклам и образу жизни. Трепетно буду хранить воспоминания обо всех трипах и фестивалях, но не более.
*** - Художественные преувеличения касаются:
1. Виновника ситуации - фактически им был я, значительно превысивший скорость на неосвещенной трассе.
2. Места действия - не проспект, а пригородная трасса.
3. Авто субъекта - конечно же никакой не геленваген, а древнее ведро с гайками выскочившее с примыкающей проселочной дороги, ведущей с дачного массива.
4. Опасность - как оказалось в последующем, угроза для моей жизни была минимальной. Лишь в случае не оказания своевременной помощи или неверного действия медиков.

Широко распространённой разновидностью знаковых информационных моделей являются словесные описания. Множество словесных описаний содержится в ваших школьных учебниках: в учебнике истории представлены модели исторических событий; в учебнике географии - модели географических объектов и природных процессов; в учебнике биологии - модели объектов животного и растительного мира.

В словесных описаниях ситуации, события, процессы приводятся на естественном языке (русском, английском, немецком и др. - всего на нашей планете более двух тысяч языков).

Словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили. Книжный стиль имеет такие разновидности как научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Научные описания

Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и чёткость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов.

Рассмотрим несколько примеров словесных моделей - научных описаний, содержащихся в ваших школьных учебниках.

Информационное моделирование

Пример 1. Модель римского войска

    Перед боем римляне строились не сплошной массой, а в три линии, каждая из которых состояла из десяти отрядов. В первой линии стояли юноши призывного возраста, во второй - воины постарше и покрепче, а в третьей - самые надёжные, чьё мужество не раз было испытано на деле.

    Первыми вступали в бой юные воины. Если консул видел, что они не могут одолеть врага, он приказывал им отступать в промежутки между отрядами второй линии. Бой принимали воины из этих отрядов. Но если и они не добивались успеха, то шаг за шагом отступали к третьей линии. Воины этой линии, пропустив отступающих в промежутки между своими отрядами, смыкали строй и нападали на врага единой сплошной стеной.

    В рукопашной схватке короткие мечи легионеров были страшным оружием. Конница во время боя защищала пехоту с флангов, а при победе преследовала разбитого противника. У римлян были метательные машины и другие орудия для осады крепостей.

Пример 2. Модель одноклеточной водоросли хламидомонады

    Тело одноклеточной водоросли хламидомонады имеет все части клетки: оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли, хлоропласт с хлорофиллом и другие органоиды. Вместе с этим у неё есть структуры, свойственные живому организму: жгутики, благодаря которым хламидомонада активно передвигается в водной среде; маленькое красное пятно - глазок в передней части тела, с помощью которого водоросль активно движется в сторону света; две пульсирующие вакуоли, удаляющие из клетки избыточную воду и ненужные вещества.

    Водоросль питается, дышит, растёт, двигается, размножается, развивается как всякий организм. Вместе с тем её тельце работает как маленькая химическая фабрика, совершая все процессы, свойственные фототрофной клетке.

Художественные описания

Произведения художественной литературы - это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определённых сторонах человеческой жизни. Анализируя литературное произведение, вы выделяете в нём объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями, проводите параллели с другими произведениями и т. п.

Самое непосредственное отношение к понятию модели имеет такой литературный жанр, как басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами, например животными.

Пример 3

Художественный текст мы воспринимаем зрительно. Поэтому для него важна графическая подача. Усилить образность текста можно за счёт его фигурного расположения, смены шрифтов или изменения начертания. Например, в стихотворении Р. Саути «Как падают воды в Лодоре?» (пер. А. Шмульяна) расположение строк вызывает в воображении читателя картину водопада:

    Кипя,
    Шипя,
    Журча,
    Ворча,
    Струясь,
    Крутясь,
    Сливаясь,
    Вздымаясь,
    Вздуваясь,
    Мелькая, шурша,
    Резвясь и спеша,
    Скользя, обнимаясь,
    Делясь и встречаясь,
    Ласкаясь, бунтуя, летя,
    Играя, дробясь, шелестя,
    Блистая, взлетая, шатаясь,
    Сплетаясь, звеня, клокоча,
    Взвиваясь, вертясь, грохоча,
    Морщинясь, волнуясь, катаясь,
    Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
    Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
    Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
    Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
    Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре -
    так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

Обратите внимание на важные особенности естественного языка:

  • многозначность - разные значения одного многозначного слова сохраняют некоторую общность в толковании их смысла;
  • использование слов в прямом и переносном значениях (прямое значение слова переносят на другой предмет);
  • синонимия - наличие близких по значению, но разных по звучанию слов;
  • омонимия - наличие слов, одинаково пишущихся, но имеющих различное значение и т. д.

С одной стороны, перечисленные особенности делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным. С другой стороны, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек - компьютер»). Именно поэтому наряду с естественными языками используются языки формальные, в которых одинаковые слова всегда имеют одинаковый смысл. С примером формального языка вы познакомитесь чуть позже, при записи программ для исполнителя Чертёжник.

Математические модели

Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.

Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями .

Пример 4

Рассмотрим текст небольшой заметки из школьной стенгазеты:

    После капитального ремонта бассейн «Дельфин» буквально преобразился: просторные раздевалки и душевые сверкают новеньким кафелем, захватывает дух от вида замысловатой горки и пятиметровой вышки, манит голубая гладь водных дорожек. Но самое главное, строители переделали систему водоснабжения бассейна. Раньше бассейн наполнялся водой из одной трубы. На это уходило 30 часов. Теперь строители подвели ещё одну трубу, которая наполняет бассейн за 20 часов. Представляете, как мало времени теперь потребуется для наполнения бассейна, если включить обе эти трубы!

Этот текст можно рассматривать как словесную модель бассейна. Попробуем решить содержащуюся в заметке задачу: узнаем, за сколько часов бассейн наполнится водой через обе трубы.

Если отбросить информацию, несущественную с точки зрения поставленной задачи, то условие задачи можно сформулировать так:

    Через первую трубу бассейн наполняется водой за 30 часов, через вторую трубу - за 20 часов. За сколько часов наполнится бассейн, если вода будет поступать через обе трубы одновременно?

Попробуем решить задачу в общем виде, обозначив время заполнения бассейна через первую и вторую трубы - через А и В соответственно. Примем за 1 весь объём бассейна, искомое время обозначим через t.

Так как через первую трубу бассейн наполняется за А часов, то 1/А- часть бассейна, наполняемая первой трубой за 1 час; 1/В - часть бассейна, наполняемая второй трубой за 1 час.

Следовательно, скорость наполнения бассейна первой и второй трубами вместе составит: 1/А + 1/В.

Можем записать:

Мы получили математическую модель, описывающую процесс наполнения бассейна из двух труб. Преобразуем выражение в скобках:

Формула (1) примет вид:

Теперь искомое время может быть вычислено по формуле:

Пример 5

На шоссе расположены пункты А и В, удалённые друг от друга на 20 км. Мотоциклист выехал из пункта В в направлении, противоположном пункту А, со скоростью 50 км/ч (рис. 31).

Рис. 31

Составим математическую модель, описывающую положение мотоциклиста относительно пункта А через t часов. За t часов мотоциклист проедет 50t км и будет находиться от А на расстоянии 50t км + 20 км. Если обозначить буквой s расстояние (в километрах) мотоциклиста до пункта А, то зависимость этого расстояния от времени движения можно выразить формулой

К легковым автомобилям относят пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, включая водителя. Основными отечественными заводами-изготовителями их являются: Волжский автозавод (ВАЗ), г.Тольятти; запорожский автомобильный завод (ЗАЗ), г.Запорожье; производственное объединение «Ижмаш», г.Ижевск; Горьковский автозавод (ГАЗ), г.Нижний Новгород, а также в г. Таразе; Ульяновский автозавод (УАЗ), г.Ульяновск; Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ), г.Луцк, «Шкода» г. УстьКаменогорск, «НИВА» г. Семипалатинск и т.д.

Главными классификационными признаками для легковых автомобилей являются масса снаряженного автомобиля и рабочий объем двигателя.

Основной номенклатурной характеристикой для конкретных разновидностей автомобилей является индекс модели . Принятая система обозначений включает сокращенное название завода-изготовителя, индекс класса автомобиля, номер его модели и модификацию, разновидность исполнения (например, ВАЗ-21083-01). Полный товарный адрес включает индекс и торговую марку рассматриваемой модели (например, ВАЗ-2121 Нива).

При характеристике типажа конкретных моделей по классам важнейшими ассортиментными признаками являются: предназначение автомобиля, колесная формула и компоновка, тип кузова (с числом мест и дверей).

Предназначение выражает функциональные возможности данной модели в части передвижения в различных дорожных условиях. По данному признаку различают автомобили общего назначения и автомобили повышенной проходимости.

Автомобили общего назначения предназначены для движения по дорогам различных категорий, преимущественно по автотрассам.

Автомобили повышенной проходимости могут двигаться вне дорог, предназначены для эксплуатации преимущественно в условиях сельской местности.

Проходимость автомобиля существенно зависит от конструктивного показателя, называемого «колесная формула».

Колесная формула указывает общее количество колес автомобиля (для легковых – обычно 4) и количество приводных (ведущих) колес. Автомобили общего назначения, как правило, имеют колесную формулу «4 х 2», то есть из четырех колес автомобиля ведущими являются два; автомобили повышенной проходимости конструируются по формуле «4 х 4» , то есть со всеми ведущими колесами. С колесной формулой увязывается компоновка автомобиля в целом.

Компоновка характеризует место расположения двигателя. Количество и положение приводных осей, конструкцию силовой и ходовой части автомобиля в целом. В легковых автомобилях отечественного производства применяются следующие компоновочные схемы:

· Заднее приводная с передним расположением двигателя (классическая) «4 х 2» - двигатель располагается спереди (продольно кузову над осью передних колес), привод на ведущие колеса задней оси осуществляется посредством карданного вала, расположенного в нише пола кузова. Примеры: ВАЗ-21013, ВАЗ-2105 и др.;



· Заднее приводная с задним расположением двигателя «4 х 2» - двигатель расположен в заднем отсеке кузова автомобиля, ведущими являются также колеса задней оси, которая находится рядом с двигателем. Пример: ЗАЗ-968М;

· Переднее приводная «4 * 2» - двигатель и трансмиссия располагаются непосредственно над передней осью, представляя собой общий силовой узел с выводом крутящего момента на передние ведущие колеса. Весь узел при этом компактно размещается в передней части кузова и ниша в полу кузова не требуется. Примеры: ВАЗ-2108, Москвич-2141 и др.;

· Полно приводная «4 * 4» - расположение двигателя и привода на заднюю ось аналогично классической схеме, для привода передней оси имеется раздаточная коробка и второй карданный вал. Пример: ВАЗ-2121, УАЗ-31512.

В настоящее время наиболее целесообразной для автомобилей малых классов считается переднее приводная компоновочная схема - прежде всего в силу высокого коэффициента полезного использования внутреннего объема кузова. В среднем классе этот показатель не так важен и здесь сохраняется в основном классическая компоновка.

Тип кузова определяется по взаиморасположению внутренних объемов, базе (расстояние между осями автомобиля), количеству рядов сидений и боковых дверей, возможности открытия (или снятия) верха, доступу в багажное отделение и в значительной мере – по внешней конфигурации.

Современные легковые автомобили в основном выпускаются с кузовами типа «седан», «хэтчбек» и «универсал».

«Седан» - закрытый двух- или четырех дверной кузов с двумя рядами сидений. Багажник полностью отделен от салона, доступ к багажнику - через специальную крышку (капот багажника).

Таблица 11.3 Типаж легковых автомобилей

Менее распространенными названиями кузовов данного типа являются: «нотчбек», «салун», «берлина», «лимузин».

«Хэтчбек» - закрытый двух- или четырех дверной кузов с наклонной задней стенкой, в которой имеется открывающийся наверх люк, то есть «нечетная дверь». Багажник отделен горизонтальной съемной полкой в задней части салона. Задний ряд сидений может откидываться, при этом увеличивается пространство для размещения багажа. Менее распространенные названия кузовов данного типа: «комби», «лифтбек» и «свингбек».

«Универсал» - закрытый двух- или четырех дверной грузопассажирский кузов, в котором помещение для груза выполнено в общем объеме с салоном и может значительно увеличиваться путем складывания заднего ряда сидений. Доступ к багажу – через дополнительную дверцу («нечетную дверь») в заднем торце кузова. К «универсалам» относятся: ВАЗ-2121 (с двумя боковыми дверями), ВАЗ-2104 (с четырьмя боковыми дверями). Кузова данного типа называются также «стейшн вэгон», «фамильяле», «эстейт» и «бреак».

За последние годы самое широкое распространение в мире получили кузова типа «хэтчбек», сочетающие достоинства «седана» и «универсала», занимающие промежуточное положение между ними.

Потребительские свойства легковых автомобилей. В настоящее время в особо малом и малом классах производятся в основном переднее приводные автомобили с кузовами типа «хэтчбек». Рассмотрим их более подробно.

Особо малый класс представлен автомобилями ВАЗ-1111 и ЗАЗ-1102.

Ока ВАЗ-1111 – переднее приводной малогабаритный (длина – 3,2м), легкий и экономичный автомобиль, предназначенный для деловых поездок по городу и в хороших дорожных условиях. При малых внешних габаритах внутри кузова типа «хэтчбек» относительно свободно умещаются четыре взрослых человека, при сложенных задних сидениях объем багажника - около 0,5м 3 . Двухцилиндровый двигатель с рабочим объемом всего 649см 3 развивает мощность 30л.с., что достаточно для движения со скоростью 120 км/ч. При этом жидкостное охлаждение обеспечивает устойчивый температурный режим работы двигателя даже в экстремальных условиях. Низкий уровень шума в салоне – 77дБ (А) – также выгодно отличает этот автомобиль от предыдущих моделей данного класса в отношении комфортабельности. Автомобиль снабжен вакуумным усилителем привода тормозов, галогенными фарами, эффективным отоплением салона и другими элементами комфортабельности и безопасности, применяемыми обычно в автомобилях более высокого класса. Съемные передние крылья значительно повышают ремонтопригодность кузова, особенно в отношении антикоррозионной обработки. Кузов быстро и легко трансформируется в «грузовой вариант».

Таврия ЗАЗ-1102. особенностями кузова являются высокие аэродинамические качества, современный внешний вид и выгодное сочетание жесткости и прочности конструкции с малой собственной массой. Компоновка кузова позволяет при данных габаритных размерах автомобиля достичь наибольшего полезного объема. Размещение силового агрегата спереди позволяет создать вместительный багажник сзади, а поперечное расположение двигателя экономит длину моторного отсека и за счет этого дает возможность увеличить длину пассажирского салона. При меньшей, чем у модели ЗАЗ-968М (на 40 мм), длине автомобиля ЗАЗ-1102 имеет большую длину пассажирского салона и в 1,5 раза больший объем багажника.

Четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения мощностью 50 л.с. имеет довольно высокие значения крутящего момента в зоне малых частот вращения. Коробка передач – пятиступенчатая (5-я передача – для снижения расхода топлива в условиях равномерного магистрального движения). Использование прогрессивных технических решений по всем агрегатам автомобиля позволило добиться существенного снижения его снаряженной массы: 710 кг у ЗАЗ-1102 по сравнению с 840 кг у ЗАЗ-968М. За счет этого значительно улучшены как топливная экономичность, так и динамические показатели.

Малый класс представлен автомобилями Лада – Спутник ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и автомобилем Москвич АЗЛК-2141.

Спутник ВАЗ-2108 – наиболее массовый автомобиль этого класса. Благодаря компоновке с поперечным расположением силового агрегата и передними ведущими колесами этот автомобиль стал компактнее и легче. Кроме того, более эффективно используется пространство в автомобиле, повышены курсовая устойчивость и проходимость машины по дорогам со скользким покрытием, исключены заносы из-за пробуксовки колес, обеспечен высокий уровень пассивной безопасности при лобовом ударе и низкий уровень шумов и вибраций. Технические и технологические решения, воплощенные в этой машине, обеспечивают комплекс потребительских качеств, определяющих современный легковой автомобиль.

По сравнению с прежними моделями ВАЗа салон на 60 мм длиннее (хотя габаритная длина автомобиля сократилась на 120 мм), сократились размеры туннеля на полу в результате перехода на новую компоновочную схему. Габаритная ширина машины не изменилась, однако благодаря гнутым боковым стеклам ощутимо выросла внутренняя ширина салона на уровне плеч. Кузов «хэтчбек» легко трансформируется из пассажирского в грузопассажирский вариант. Багажный отсек отделен от салона складывающейся полкой, которая поднимается при открывании двери задка. Для перевозки более крупного багажа или груза задние сидения могут быть сложены.

Система отопления и вентиляции обеспечивает подачу воздуха одновременно в несколько точек салона и обеспечивает равномерный прогрев всего объема салона и его стекол. Существенно повлияли на улучшение комфорта передние анатомические сидения с подголовниками и механизмом бесступенчатой регулировки наклона их спинок. При продольном перемещении подушка одновременно приподнимается и поворачивается относительно горизонтали. Взаимное расположение рычагов, кнопок, педалей, руля, приборов подчинено созданию наибольших удобств для управления. В целом улучшена обзорность и снижен по сравнению с ВАЗ-2105 уровень шума в салоне – на 7 дБ (А). Хорошая аэродинамика обеспечила высокие скорость и приемистость ВАЗ-2108. автомобиль требует меньше корректирующих движений рулем, позволяет быстрее и безопаснее преодолевать повороты, особенно на скользких дорогах. Общее уменьшение массы ВАЗ-2108 обеспечивается применением более рациональной компоновочной схемы и широким использованием алюминия – для радиатора и других деталей, а также пластических масс (около 80 кг). Сократились потери, связанные с сопротивлением воздуха, и расход топлива. Двигатель по мощности практически равноценен силовому агрегату ВАЗ-2105, но на 20 кг легче его, имеет новый карбюратор, систему зажигания и целый ряд усовершенствований. Система встроенных датчиков сигнализирует о падении уровня тормозной жидкости, опасном износе тормозных накладок, затянутом стояночном тормозе, падении давления масла, разрядке аккумулятора. Избранная для кузова силовая схема обеспечивает сохранение жизненного пространства салона при ударах спереди, сзади, с боков и в то же время гасит энергию ударов.

В числе мер антикоррозионной защиты – более стойкая грунтовка панелей перед окраской, специальная обработка закрытых полостей, нанесение защитной пленки из эпоксидного состава при окончательной обработке кузова.

Внешний вид автомобиля своеобразен благодаря клинообразной форме двух объемного кузова с гнутыми боковыми стеклами и минимальному количеству хромированных декоративных элементов. Для ВАЗ-2108 характерны большие углы наклона лобового и заднего стекол, ярко выраженные отформованные кромки колесных проемов, блок фары, наружная поверхность которых как бы вливается в формообразующую поверхность кузова.

Спутник ВАЗ-2109 имеет по две двери с каждой стороны, что облегчает посадку и выход пассажиров; разделяющая двери центральная стойка кузова смещена вперед, благодаря чему увеличилось расстояние между стойкой и подушкой заднего сидения; изменилось также положение верхних точек крепления ремней безопасности и они меньше стесняют при поездке.

Для ВАЗ-2109 и его модификаций освоено производство бензобаков из пластмассы. Не уступая в прочности металлическим, пластиковые емкости легче, более технологичны и безопасны.

Среди конструктивных особенностей, повышающих безопасность и комфортабельность ВАЗ-2109, - гидра корректор фар. Он снижает их слепящее действие, помогает правильно освещать дорогу независимо от загрузки автомобиля. Улучшение микроклимата в салоне обеспечивают дефлекторы вытяжной вентиляции в рамках неподвижных боковых окон. Панели обивки на боковинах и двери задка придают салону больший комфорт.

Москвич АЗЛК-2141 – пятиместный автомобиль, его салон на 140 мм шире и на 100 мм длиннее салона автомобиля Москвич -2140. Такое сочетание размеров и массы достигается благодаря применению компоновки автомобиля с приводом на передние колеса. Конструкция передней подвески типа «реечный руль», эффективная тормозная система с плавающими скобами дисковых тормозов передних колес и рычажно-пружинная задняя подвеска обеспечивают безопасность и комфортабельность. Силовой агрегат, состоящий из двигателя, сцепления, коробки передач и главной передачи, выполнен в одном блоке.

Трансформируемое заднее сиденье и легкосъемная средняя часть полки, отделяющей багажник, расширяют возможности автомобиля для перевозки габаритных грузов. Объем багажного отделения может быть увеличен с 0,4 до 1,7 м 3 .

Контроль качества легковых автомобилей. Перед отгрузкой автомобилей покупателям завод-изготовитель обязан:

· провести консервацию автомобилей согласно заводской инструкции по эксплуатации и в соответствии с технологическим процессом;

· залить в бак топливо по установленной техническими условиями норме;

· отключить аккумуляторную батарею от «массы»;

· наклеить на ветровое стекло с внутренней стороны ярлык с указанием мест расположения и количества пломб, а также с отметкой вида применяемого топлива и состояния аккумуляторной батареи (с электролитом, без электролита);

· закрыть стекла и двери кузова;

· произвести пломбирование, исключающее доступ в кузов и багажное отделение, к двигателю и аккумуляторной батарее.

Проведение операций по подготовке автомашин к отгрузке должно быть выполнено торговыми предприятиями при приемке с учетом вышеперечисленных требований без разборки агрегатов и механизмов. Качество автомобилей подтверждается соответствующими документами и клеймом ОТК завода.

Качество всех материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, изготовленных другими заводами, определяют по внешнему виду, наличию клейм технического контроля заводов-поставщиков, сертификатам или паспортам. Заводы-изготовители гарантируют исправность автомобиля в целом, а также нормальную работу всех его агрегатов, механизмов и деталей в течение установленного для каждой модели срока (указывается в ТУ).

При приемке необходимо проверить комплектность автомобиля, так как каждая машина продается с комплектом инструментов и принадлежностей (запасное колесо, банка с краской в цвет кузова, домкрат, насос для накачки шин, лопатка для монтажа шин, манометр шинный, лампа переносная, ключи разных размеров, сумки инструментальные и так далее). Все контрольно-диагностические операции проводятся в процессе предпродажной подготовки автомобилей.

Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русской классики одним из таких устойчивых моментов стал мотив путешествия, странствия, дорожная тема. Недаром А. Блок говорил, что первым признаком самобытности русского художника, является чувство пути, дороги.

М.М. Бахтин так пишет о пересекающихся дорогах, хранящих следы разных человеческих судеб: «На дороге («большой дороге») пересекаются в одной временной точке пространственные и временные пути много различнейших людей - представителей всех сословий, состояний, вероисповеданий, национальностей, возрастов. Здесь могут случайно встретиться те, кто нормально разъединен социальной иерархией и пространственной далью, здесь могут возникнуть любые контрасты, столкнуться и переплестись различные судьбы… Здесь время как бы вливается в пространство и течет по нему (образуя дороги), отсюда и такая богатая метафоризация пути-дороги: «Жизненный путь», «вступить на новую дорогу», «исторический путь» метафоризация дороги разнообразна и многопланова» .

Дорожная тема - одна из излюбленных русской литературы. К ней обращались почти все великие мастера художественного слова. Уже один этот факт полон значения. В этой теме воплотились и народная философия, и взгляды авторов на проблемы истории и эстетики.

Дорога - это древний образ-символ, спектральное звучание которого очень широко и разнообразно. Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя, народа или целого государства. «Жизненный путь» в языке - пространственно-временная метафора, к использованию которой в своих произведениях прибегали многие классики: А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов.

Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление. В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» путь отражает духовное движение крестьян и всей России второй половины XIX века. А М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» прибегает к использованию мотива дороги, чтобы показать обретение лирическим героем гармонии с природой.

В любовной лирике дорога символизирует разлуку, расставание или же преследование. Ярким примером такого осмысления образа стало стихотворение А.С. Пушкина «Таврида».

В русской литературе мотив путешествия часто использовался как сюжетообразующий, в связи с этим можно назвать такие произведения, как «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова или «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова. Однако иногда он сам по себе является одной из центральных тем, целью которой является описание жизни России в определенный период времени. Мотив дороги вытекает из способа повествования - показать страну глазами героев.

Образ дороги тянется красной нитью через все творчество А.С. Пушкина. Традиционно мотив дороги сопровождается образами тройки, колокольчика и ямщика, которые в стихотворении несут дополнительную окраску грусти, тоски, одиночества.

Дорога в «Бесах» сопровождается бураном, который символизирует неизвестность, неясность будущего, что подчеркивается и мотивом бездорожья («Все дороги занесло»).

Анализируя систему образов стихотворения «Бесы», можно заметить, что здесь присутствуют те же четыре образа, что и в стихотворении «Зимняя дорога»: дорога, тройка, колокольчик и ямщик. Но теперь они помогают создать не чувства грусти и тоски, а смятения, предчувствия перемен и страха перед ними. К четырем образам добавляется ещё один: буря, который и становится ключевым, определяющим поэтическую окраску дороги. Образы, мотивы, сплетаясь в целое, образуют один - нечистую силу:

Многообразие пушкинских «дорог» создает одно «карнавальное пространство» (термин М. Бахтина) , на котором можно встретить и князя Олега с дружиной, и «вдохновенного кудесника» («Песнь о вещем Олеге»), и путника («Подражание Корану»). На перепутье вдруг появится «шестикрылый серафим» («Пророк»), с дороги в еврейскую хижину «входит незнакомый странник» («В еврейской хижине лампада»), а «рыцарь бедный» «на дороге у креста» видел Марию Деву («Жил на свете рыцарь бедный»).

Дорога-судьба, свободный путь, топографическая и любовная дороги составляют единое карнавальное пространство, в котором движутся чувства и эмоции лирических героев.

Одиночество лирического героя М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» - символ: человек один на один с миром, каменистая дорога становится жизненным путём и приютом. Лирический герой отправляется на поиски душевного покоя, равновесия, гармонии с природой, именно поэтому сознание одиночества на дороге не носит трагическую окраску. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» образ пути тесно связан с образом вселенной: создаётся впечатление, что пространство расширяется, дорога эта уходит в бесконечность, связывается с идеей вечности.

Характерный для поэзии Лермонтова мотив странничества, пути, понимается им не только как неприкаянность романтического героя-изгнанника («Листок», «Тучи»), но и как поиск цели жизни, её смысла, так и не открытого, не названного лирическим героем («И скучно, и грустно…», «Дума»).

Лермонтовское одиночество, проходя сквозь призму мотива дороги, теряет трагическую окрашенность вследствие поиска лирическим героем гармонии с вселенной.

Для Н.В. Гоголя дорога стала стимулом к творчеству, к поиску истинного пути человечества. Она символизирует надежду на то, что такой путь станет судьбой его потомков.

Функции мотива дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» разнообразны. В первую очередь, это композиционный прием, связывающий воедино главы произведения. Во-вторых, образ дороги выполняет функцию характеристики образов помещиков, которых посещает одного за другим Чичиков. Каждая его встреча с помещиком предваряется описанием дороги, поместья. Например, вот как описывает Н.В. Гоголь путь в Маниловку: «Проехавши две версты, встретили поворот на проселочную дорогу, но уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа все еще не было видно. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то значит, что к ней есть верст тридцать».

Гоголь высвечивает в слове дорога и другие значения, например, способ разрешить какую-либо трудность, выйти из сложных обстоятельств: «И сколько раз уже наведенные нисходившим с небес смыслом, они и тут умели отшатнуться и сбиться в сторону, умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи и, влачась вслед за болотными огнями, умели-таки добраться до пропасти, чтобы потом с ужасом спросить друг друга: где выход, где дорога?» . Экспрессия слова дорога усилена здесь с помощью антитезы. Выход, дорога противопоставлены болоту, пропасти.

Как и в «Мертвых душах», в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму «со столбовой дороженьки», на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога лишь иллюстрация жизни, малая ее часть. Основное действие Некрасова - повествование, развернутое во времени, но не в пространстве (как у Гоголя). В «Кому на Руси жить хорошо» все время звучат насущные вопросы: вопрос счастья, вопрос крестьянской доли, вопрос политического устройства России, поэтому тема дороги здесь второстепенная.

В обеих поэмах мотив дороги является связующим, стержневым, но для Некрасова важны судьбы людей, связанных дорогой, а для Гоголя важна дорога, связывающая все в жизни. В «Кому на Руси жить хорошо» тема дороги является художественным приемом, в «Мертвых душах» - главной темой, сутью произведения.

Ещё одним характерным примером произведения, в котором мотив дороги выполняет композиционную роль, является повесть «Очарованный странник» Н.С. Лескова. Виднейший критик литературного народничества Н. К. Михайловский говорил об этом произведении: «В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова. Но в нём же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что фабулы в нём нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных, как бусы на нитку, и каждая бусина сама по себе может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и ещё сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку» . А соединяет эти «бусины» в одно единое целое дорога-судьба главного героя Ивана Северьяновича Флягина. Здесь тесно сплетаются символическая и композиционная роли мотива дороги. Если связующим звеном в «Мёртвых душах» и в «Кому на Руси жить хорошо» является сама дорога, то в «Очарованном страннике» - это жизненный путь, по которому, как по дороге, идет герой. Именно сложное метаморфическое сплетение ролей дороги обуславливает многогранное восприятие произведения.

Русские писатели второй половины XIX века Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой также обращаются к образу дороги, но их духовные скитальцы -- Раскольников, Дмитрий Карамазов, Дмитрий Нехлюдов -- отличаются от Онегина, Печорина, Чичикова в том, что они изменяют свои места не только топографически, но они изменяются и нравственно -- становятся лучше. Они постоянно в пути, но цель и направление их путешествия являются другими.

Достоевский и Толстой изображают несколько этапов познания истины своих духовных скитальцев, причём каждый этап содержит моменты заблуждения и прихода к новой правде. Поездка паломника получает характер покаяния. Он не заблудший, а ищущий человек.

Герои отправляются в дорогу грешными и прибывают праведными людьми в Сибирь -- в это великое чистилище. Паломник повторяет в себе путь Божий. В душе каждого паломника должна разыгрываться иисусовская мировая драма. Согласно религиозной традиции, беспокойным в движении принято было изображать лишь людей грешных, мятущихся. Святые были умиротворены и неподвижны. В житиях святых, поэтому обычно отсутствует описание пути, ведущего к святости.

Грешный человек должен пройти через страдания и лишения, чтобы потом даровалось ему мирное человеческое счастье. Грешный человек должен победить разные трудности и препятствия, символизирующие низшую, чувственную природу человека, чтобы могла воскреснуть в нём природа духовная. Его путь соединяется с хождением по мукам, в конце которого блуждающего человека ожидает просветление и нравственное воскресение. Бездомный плут только шатается в мире, духовный скиталец идёт по пути к Небесному Человеку.

У вечного странника не Дом, а бездомье, он не поглощён чревом истории, а исторгнут из него вон. Духовному человеку, ищущему божественное, даруется Дом и Храм.

Дорога, уходящая в неизведанную даль, стала символом исканий человека и человечества. Это обусловило изображение пути как важного элемента композиции и содержания разных литературных произведений. Писателями продолжается осмысление человеческой жизни как пути, который нужно пройти.

В современной русской литературе образ дороги предстает в различных вариантах, среди которых «человеческая жизнь», «путь к познанию себя и мира», «путь к Богу», «саморазрушение», непосредственно «путешествие», образ дороги может выступать как символ детства, символ единства мира и т.д. С мотивом пути в современной русской литературе по-прежнему тесно связан образ железной дороги. Железная дорога в России - не средство передвижения. Ее переживают как один из мистических символов страны. Быть может, она ведет в царство мертвых.

Образ дороги - символ, поэтому каждый писатель и читатель может воспринимать его по-своему, открывая всё новые и новые оттенки в этом многогранном мотиве.

Машин Дима знает много: «газоны», «пазы», «Зилы»... Однако то, что он видит сейчас, даже не автомобиль, а чудо.

Кузов «Москвича» пылает. Огромные глазищи-фары не сводят с Димы стеклянного взгляда. Маленькие глазки-подфарники следят за каждым его движением, а сверкающая часть радиатора и бампера скалит огромные торчащие клыки.

Дима медленно обходит машину вокруг и снова останавливается перед радиатором. От неё нельзя оторвать глаз.

Даже сквозь пыль видно, какая она гладенькая - рука скользит по кузову. Как по маслу... А в бампер и колпаки на колёсах можно смотреться, как в зеркало. Вместо лица там видна смешная рожица.

(По Н. Дубову)

Задания

  1. Определите тип речи большей части текста. Приведите доказательства.
  2. Составьте план.
  3. Напишите подробное изложение и письменно докажите, что текст написан в художественном стиле.

Ответы

  1. Большая часть этого отрывка - описание предмета (машины), так как в предложениях называется предмет или его детали и показываются его признаки.
  2. План.

    I. Вступление.
    II. Основная часть:

    1. Как живая!
    2. Глаз не оторвать!
  3. Рассказ Н. Дубова «Машина» - текст художественного стиля.

    В-третьих, в тексте есть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (глазки) и увеличительными суффиксами (глазищи).

    Из всего сказанного можно сделать вывод, что этот текст написан в художественном стиле.