Какие скутеры не подлежат регистрации в гибдд. Как происходит регистрация мотоцикла в отделении гибдд. Регистрационный учёт скутеров

Мотороллеры (скутеры) и мотовелосипеды (мопеды) пользуются большой популярностью у молодежи, а также у лиц, занимающихся разъездным или доставочным видом деятельности. Законодательство РФ в течение прошлых лет несколько раз пересматривало правила управления этими видами транспорта, устанавливало ограничения по возрасту, а также вводило и изменяло технические характеристики аналогичных средств передвижения. Нужны ли права на скутер в текущем году?

Изменения в ПДД об управлении скутерами и мопедами были введены ноябре 2013 года. Для этих видов транспорта была предложена новая категория – М. Казалось бы, что именно с этого времени все владельцы скутеров должны были обратиться в ГИБДД для сдачи экзамена и получения прав нового образца, но нет.

Утвержденные правила вступили в силу в конце 2014 года. С этого времени вопрос, нужны ли права на мопед, имел только один ответ – да. Скутер и мопед объединяются в одну категорию, если они обладают следующими характеристиками:

  • мотор не более 50 кубов;
  • максимальная скорость – до 60 км/ч.;
  • электродвигатель – 0,25-4 кВт;
  • количество колес – 2-4 (квадроциклы).

Вся техника, подходящая под перечисленные параметры, для управления ей предусматривает наличие прав категории М. Следует заметить, что на рынке стали появляться электрические разновидности скутеров, а точнее, гибриды велосипеда и электромотора. Техника предусматривает как автоматическое передвижение, так и механическое за счет педалей. Ошибочно думать, что права на велосипед с мотором не нужны. Если мощность двигателя выше 0.25 кВт, то водитель обязан иметь права с категорией М.

Во всех случаях важно, что прописано в документах на транспортную единицу. Производители могут специально занижать мощность или объем двигателя, приравнивая ТС к мопеду. В таком случае инспектор ГИБДД ориентируется именно на запись в документах. Однако если визуально техника имеет все признаки мощного мотоцикла, но по паспорту объем мотора менее 50 куб. см., сотрудник ГИБДД вправе обратиться в суд для детального разбирательства.

К примеру, права на скутер 150 кубов предусматривают наличие категории А, потому что это уже мотоцикл по всем признакам. Это видно визуально – габариты техники, размер колес, масса мотоцикла, внешний вид двигателя. И если такая техника по документам имеет 50 кубов вместо 150, то у инспектора имеются все основания для сомнения.

В будущем может быть назначена экспертиза для определения истинных характеристик транспорта. Таким образом, права на скутер до 50 кубов в 2019 году предполагают наличие категории М. Все, что выше, приравнивается к мотоциклам и требует категории А1 или А.

Какая категория нужна на управление скутером

Учитывая, что скутеры и мопеды отличаются между собой по мощности двигателя, то и категории водительских удостоверений у них разные. Права на электроскутер предусматривают наличие категории М. Это касается всей техники, которая подпадает под этот сегмент (мощность двигателя в пределах 0.25-4 кВт), вне зависимости куплен скутер у официального дилера или гражданин самостоятельно сконструировал велосипед и электромотор.

Наиболее спорным вопросом считается, можно ли с категорией С управлять мопедом. Мнения на этот счет могут быть разные и касаются они вида прав – старые или новые. До нововведения управление мопедами до 50 кубов не подразумевало наличие ВУ. В удостоверении не было этой графы, а открытая высшая категория давала возможность управления транспортом низшей категории.

При сдаче на категорию А (мотоциклы) категория М проставляется автоматически. Главное, чтобы она была открыта. Иногда при сдаче экзамена на С водитель хочет получить разрешение на управление мопедом. В таком случае экзамен будет сильно упрощен, а иногда и полностью исключен (достаточно навыков вождения, поскольку правила ПДД человек сдавал ранее).

Таким образом, чтобы управлять мопедом, в новых правах нужна обязательная отметка в соответствующей категории. В противном случае, даже при возможности управления автобусом или грузовым автомобилем с прицепом, сотрудники ГИБДД могут оштрафовать за вождение мопеда без прав.

Некоторые особенности

Следует отметить, что регистрация мопеда или скутера в ГИБДД не требует водительского удостоверения. Любой гражданин имеет возможность приобрести механическое средство передвижения (не только мопед, но и автомобиль) и поставить его на учет, не имея водительских прав. Техника до 50 кубов также не предусматривает обязательного технического осмотра и наличия техпаспорта.

Это же правило касается страховой ответственности. Водитель мопеда не обязан оформлять полис ОСАГО, а сотрудники ГИБДД не имеют право его спрашивать. При возникновении ДТП с участием скутера размер порчи имущества и ответственность за совершенное деяние устанавливается в судебном порядке.

Где проходит обучение

Обучение на права категории М проходят в тех же автошколах, где учатся вождению автомобиля. Процедуры практически не отличается друг от друга. Разница состоит в цене и в сроке обучения, а также в отсутствии практических занятиях езды по городу.

Процедура обучения

Принимая решение, как получить права на скутер, следует изучить несколько автошкол в своем городе и сравнить их предложения:

  • возможность обучения – не все автошколы предоставляют возможность сдачи экзамена на управление скутером;
  • стоимость – не стоит переплачивать значительную сумму, поскольку получение прав категории М не предусматривает ничего сложного;
  • отзывы – нелишним будет почитать мнения пользователей интернета о конкретной автошколе.

Не менее важный момент – сколько стоят права на мопед. Ценовая категория зависит от расценок конкретной автошколы, но в среднем размер оплаты за курс обучения варьируется между 10-15 тысячами рублей. Иногда имеет смысл взять частные уроки по вождению, если имеется иная категория прав и со знанием правил ПДД все в порядке.

Такой способ обойдется значительно дешевле. Это подразумевает самостоятельную сдачу экзамена в ГИБДД без прохождения обучения в автошколе. Таким образом, то, категории М в каждом индивидуальном случае, зависит как от навыков, приобретенных гражданином ранее, так и от ценовой политики автошкол в городе.

Кто может получить права


Правом на получение ВУ категории М наделен любой дееспособный граждан РФ. Для этого необходимо пройти медицинскую комиссию, которая подтвердит отсутствие противопоказаний для управления техникой.

Молодых людей в первую очередь интересует, во сколько лет можно получить права на мопед. По законодательству РФ получить права на скутер или мопед можно при достижении 16 лет. Следует отметить, что на мотоциклы объемом выше 125 кубов права можно получить только с 18 лет, как и на большинство автомобилей. Поэтому стоит различать класс техники и возраст вождения.

А вот , имеет свою особенность. Обучение можно проходить при достижении 14 лет, но при этом ребенок не будет допущен к экзамену в ГИБДД. Его можно будет пройти только с 16 лет. Достаточным будет предъявить документы об обучении в автошколе и сдать экзамен на общих основаниях.

Особенности сдачи экзамена

После обучения в автошколе необходимо сдать внутренний экзамен, после чего гражданин будет допущен к экзамену в ГИБДД. Как правило, сотрудники автошколы снисходительно относятся ко всем тестам. Главная составляющая экзамена – его теоретическая часть. До практических занятий дело может и не доходить, если человек реально умеет ездить.

По законодательству автошкола обязана предоставлять определенное количество часов как на теорию, так и на практическую часть. После успешного внутреннего экзамена требуется сдать на права в ГИБДД. Сначала происходит сдача теоретической части – знание ПДД. Практика состоит в следующем:

  • исполнение езды по «восьмерке»;
  • «коридор» – проезд в узком пространстве;
  • полукруг;
  • змейка;
  • разгон до разрешенной скорости;
  • торможение в случае непредвиденной ситуации;
  • движение на стандартной скорости машинопотока.

Если первая попытка оказалась неудачной, то экзаменуемому дается время на новую подготовку и пересдачу. Это же правило касается, если не прошел экзамен второй раз.

Штраф за отсутствие прав на скутер

Управление мопедом, скутером без соответствующих на то прав предусматривает серьезное денежное взыскание – от 5 до 15 тысяч рублей. Это касается тех случаев, если водитель не имеет водительского удостоверения совсем или нет открытой категории М. Если права остались дома, но при этом водитель был остановлен сотрудником ГИБДД, то за отсутствие ВУ предусматривается штраф – 500 рублей.

Еще совсем недавно те, кто покупали скутера и мопеды, рабочий объем двигателей которых не превышал 50 кубических сантиметров, могли ездить на них по дорогам нашей необъятной Родины, не имея водительских прав. Что касается регистрации этих транспортных средств в органах ГИБДД, то она также была не нужна. Однако доблестные депутаты нашей Государственной Думы, радея о безопасности подвластного им народонаселения, решили изменить такое, по их мнению, неправильное положение дел.

В итоге с 8 апреля 2014 года вступили в силу изменения в Правила дорожного движения, согласно которым тем, у кого есть скутер до 50 кубов, управлять им могут только при наличии прав. Если владельца двухколесной машины остановит инспектор ГИБДД и при нем не окажется прав, то придется заплатить штраф в размере 800 рублей. Кроме того, ездить на скутерах теперь можно только тем, кто достиг шестнадцатилетнего возраста.

Слуги народа (да, впрочем, и специалисты тоже), разрабатывая и принимая эти изменения, исходили из того, что требуется ограничить число людей, которые выезжают на дороги, не зная ПДД и создавая своими неправильными действиями множество аварийных ситуаций. Следует заметить, что они, в принципе, правы: согласно статистике, количество ДТП с участием владельцев скутеров в последние годы резко возросло, поскольку китайский или японский мопед 50 кубов стал доступен по цене, эту технику начали приобретать в массовом масштабе и кататься на ней, причем как раз в основном те, кто не имеет прав и понятия о том, как следует вести себя на дорогах.

Однако, как это часто бывает в нашей стране, закон приняли, а вот механизм его реализации не разработали. Выражается это в том, что программ подготовки водителей категории «М» (а именно она сейчас предусмотрена для скутеров) пока не существует и автошколы подготовку на нее не ведут. То есть получается, что права нужны, а получить их законопослушные граждане не могут. В принципе, для управления скутером достаточно тех документов, в которых открыта хотя бы одна из других категорий. Таким образом, на сегодняшний день получается, что ездить на этих двухколесных транспортных средствам могут все те, кто учился в автошколе и сдал хоть на какие-нибудь права. Даже если обратиться в прокат скутеров и мопедов , без наличия прав на управление любым транспортным средством, в аренде будет отказано на вполне законных основаниях.

Что касается регистрации скутеров до 50 кубов в ГИБДД, то она, к счастью, пока не требуется, хотя от наших народных избранников вполне можно ожидать, что они примут очередной закон, согласно которому ее производить придется. Вроде бы, такого законопроекта еще нет, но если он вдруг появится, то это доставит владельцам скутеров немало дополнительных проблем хотя бы потому, что такой документ, как паспорт транспортного средства на скутер, просто отсутствует в природе.

Специально для любознательных журналистов, везде сующих свой нос в поисках сенсаций: материал в данной статье не является официальным трактованием законодательства, и выражает сугубо личную точку зрения автора. Поэтому, если появится настойчивое желание процитировать или опубликовать вырезки из статьи в какой-либо своей интертрепации, настойчиво рекомендуется хотя бы правильно ссылаться на принадлежность статьи к какому-либо домену/сайту и спрашивать разрешение у автора... И кстати, правописание в статье – тоже не ваше дело. :)

Материал актуален на момент написания и в данный момент уже может устареть.

Значит так. Давайте все же сядем и внимательно разберемся, что и как регулирует движение скутеров по дорогам РБ.

Скутер

Начнем, пожалуй, сначала. Вы хотите приобрести скутер и, естественно, кататься на нем. Понятия «скутер» в документах РБ нет, зато есть аналогичный термин – мопед.

мопед - механическое транспортное средство, оборудованное двигателем с рабочим объемом до 50 кубических сантиметров и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками;

Исходя из этого определения понятно, что чтобы ваш скутер был мопедом у вас должен быть документ, подтверждающий его рабочий объем менее 50 куб. см., и если инспектора будут мерить вашу скорость (а других способов определить какую-либо скорость пока не существует, кроме как словить вас на радаре), она не должна быть выше 50 км/ч.

06.01.2008, Kot: На самом деле существуют еще портативные динамометры, однако в Беларуси их не наблюдалось. В любом случае особо нарываться не стоит, потому что известны случаи, когда работники ГАИ заставляли водителей скутеров следовать за их машиной, и уже на месте измеряли как кубатуру, так и развиваемую скорость.

Можно, как кореспонденты некоторых газет РБ, долго пускаться в размышления про различие понятий реальной и конструктивной скоростей, про то, что конструктивная скорость должна быть записана в документах на скутер от производителя. Реалии таковы – документы от производителя есть только у тех, кто официально приобрел технику у дилеров. Таких, купивших «китай» – десятки в общем числе мопедов. А тех, кто официально купил европейца или японца, вообще думаю не осталось. У большей части владельцев хорошо, если будет гражданский договор купли-продажи. И еще одно... Я ни разу не видел, чтобы в паспорте на импортный мопед

В настоящее время в ГАИ введен в действие список мопедов (крайне неполный), с объемом двигателя выше 50 см 3 и/или конструктивной скоростью выше 50 км/ч., которые подлежат регистрации. Сотрудники ГАИ будут сравнивать модель вашего мопеда со списком и соответственно принимать решения.

Вы спросите, а что, если вы будете ехать с горки 60? На этот случай есть другой пункт правил:

мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него и двигателем с рабочим объемом более 50 кубических сантиметров. К мотоциклам приравниваются … мопеды, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час;

Т.е. в случае если вас остановили за превышение скорости, то вы являетесь мотоциклом (если кто-то хочет поспорить про юридическую сторону сказанного, про разницы максимальной и конструктивной скоростей и пр. – всегда добро пожаловать на дороги и спорьте с ГАИ, сколько угодно), и что из этого вытекает, мы рассмотрим позже (ничего хорошего).

Возраст

С понятием скутер мы разобрались. Теперь разберемся с вами. Скутер стоит готовый к покупке, и вам очень хочется расплатиться с продавцом, и «отжечь» по полной по улицам города. Не спешите, а лучше припомните, когда это у вас день рождения. Оказывается, мопед не всем возрастам покорен:

180. Водителю велосипеда и мопеда запрещается:

180.1. управлять велосипедом на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица лицам моложе четырнадцати лет, а мопедом - лицам, моложе шестнадцати лет;

Так что если вам только что исполнилось 15, вы можете ездить только по лесу вокруг своей дачи. На дорогу можно будет выехать только в сопровождении совершеннолетнего.

Право собственности

Теперь вы готовы приобрести скутер у продавца. Нужно четко знать, какой документ вам потребуется – документ, подтверждающий право владения данным транспортным средством. Так что же у вас будут требовать инспектора ГАИ, когда остановят и попросят предъявить документы?

2.5. К числу документов, подтверждающих законность производства, получения или приобретения транспортных средств, номерных агрегатов, а также достоверности их учетных данных, относятся:

Свидетельство о регистрации (технический паспорт) с отметкой регистрационного органа о снятии транспортного средства с учета

(для нас не интересно, т.к. мы и не собираемся регистрировать в ГАИ);

25.04.2008

Мопеды с объемом двигателя менее 50 см3 и конструктивной скоростью более 50 км/ч. РЕГИСТРАЦИИ В ГАИ НЕ ПОДЛЕЖАТ.

Основание: ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 марта 1999 г. N 45 "ПРАВИЛА регистрации и учета автомототранспортных средств на территории Республики Беларусь"

Однако они относятся к категории мотоцикл, и для управления ими необходимо иметь права категории А. В этом случае мопед может передвигаться по дорогам общего пользования в соответствии с ПДД как мотоцикл (но номерные знаки не требуются).

Приемо-сдаточный акт производителя транспортного средства (или иной документ, выдаваемый производителем и подтверждающий факт его производства);

(ну, это только от ВелоМото или от дилеров «китайцев»)

Документы, выдаваемые таможенными органами республики при таможенном оформлении транспортных средств и их номерных агрегатов в порядке, установленном таможенным законодательством, за исключением ввоза транспортных средств и номерных агрегатов из государств - участников Таможенного союза;

(растаможка – это хорошо, когда вы импортируете скутер сами)

Решение суда о признании права собственности;

(это ж сколько ждать придется!)

Решение органа соцобеспечения о выделении транспортных средств инвалидам;

(пока рановато)

Договоры отчуждения транспортных средств, составленные на территории республики и удостоверенные в нотариальном порядке, если хотя бы одной из сторон сделки является физическое лицо;

(т.е. можно нотариально оформлять такую сделку с физическим лицом – отказ нотариуса и ссылка на ГАИ будет нарушением)

Свидетельство о праве на наследство, выданное нотариальными органами;

(ну, если только дедушка вам свою Веспу завещал)

Справка-счет установленного образца, выдаваемая по договору комиссии субъектом хозяйствования республики, имеющим лицензию на право торговли, а также производителем транспортного средства;

(это выдадут у нас в магазинах)

Документы, подтверждающие законность приобретения транспортных средств за пределами Республики Беларусь;

(н-дааа, ну этот пункт вообще полная отсебятина – счета-фактуры магазинов в Великобритании, например, печатаются на матричном принтере на куске бумажки, в таком случае точно можно писать что угодно)

Иные документы в случаях, предусмотренных законодательством.

Что из этого перечня реально представляет интерес? Так называемый гражданский договор на бумаге, без всякого оформления у нотариуса, за подписями обеих сторон и с полными паспортными данными, счет из магазина в РБ и растаможка. Все остальное – либо странновато/страшновато, либо чушь малопригодная.

Ах да, чуть не забыл упомянуть специально для тех, кто будет писать этот документ (справку, договор) от руки, на китайском языке, на бланке магазина «Дары моря», со штампом виноводочного отдела универсама «Tesco», что:

РЭП ГАИ вправе потребовать перевод текста вышеназванных документов, если он не выполнен на государственном языке Республики Беларусь. :)

Что требуют по ПДД

С документом на право собственности разобрались. Теперь посмотрим, что еще правила требуют от нас. Хотелось бы также ответить на статьи в некоторых газетах РБ, в которых авторы, прочитав только один документ ПДД, делают заключения о действующем законодательстве.

ПДД 2006г

12. Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки:

12.1. работникам ГАИ:

12.1.1. водительское удостоверение;

12.1.2. свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) механического транспортного средства, прицепа (прицепов) к нему;

12.1.3. документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра;

12.1.4. документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (договор пограничного страхования либо действительный на территории Республики Беларусь договор страхования «Зеленая карта»);

А теперь обратимся к другим законодательным актам, о которых как оказывается, не знают некоторые сотрудники наших СМИ.

п. 12.1.1. - ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5 января 2008 г. № 313-З «О дорожном движении»

Статья 5. Водительское удостоверение

Водительское удостоверение – документ, подтверждающий право управления механическим транспортным средством или самоходной машиной соответствующей категории.

В Республике Беларусь выдаются водительские удостоверения на право управления:

мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом;

колесным трактором, самоходной машиной (удостоверение тракториста-машиниста).

Таким образом водительское удостоверение на мопед не выдается в РБ (а оно моментально понадобится, в случае если вас словили на скорость, т.к. в этом случае вы – мотоцикл, а доказать обратное очень сложно даже если в документах написана конструктивная – 40 км/ч. Скорее только возникнет вопрос о подлинности ваших документов).

п. 12.1.2. - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 марта 1999 г. N 45 «ПРАВИЛА регистрации и учета автомототранспортных средств на территории Республики Беларусь»

1.7. Регистрации подлежат все транспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб.см и более и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепы к ним, кроме боковых прицепов к мотоциклам.

Т.е. мопеды, у которых скорость выше, но кубатура ниже, не могут быть зарегистрированы!

п. 12.1.3. - ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении разработаное в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения»

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИЙ НА ИХ ДОПУСК К УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ

17. Для получения разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, выдаваемого работником республиканского унитарного сервисного предприятия «Белтехосмотр», представляется транспортное средство и следующие документы:

17.2. водительское удостоверение;

17.3. свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) механического транспортного средства, прицепа (полуприцепа) к нему;

Ни 17.2, ни 17.3 владельцем мопеда выполнены быть не могут (причем все по закону, как можно видеть выше). Соответственно по результатам техосмотра разрешение на допуск к участию в дорожном движении выдано не будет. Подобный техосмотр не имеет смысла.

п. 12.1.4. - Приказ Белорусского бюро по транспортному страхованию от 12 октября 2000 г. №27-од «Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (По состоянию на 19 января 2007 года)

ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА ВНУТРЕННЕГО СТРАХОВАНИЯ 3. Договор внутреннего страхования заключается с владельцем - резидентом Республики Беларусь или нерезидентом Республики Беларусь, временно находящимся на территории Республики Беларусь, по всем транспортным средствам, используемым в дорожном движении на территории Республики Беларусь.

4. Для заключения договора внутреннего страхования владелец транспортного средства обращается к страховщику с письменным заявлением по форме согласно приложению 1 следующего содержания:...

основание на право владения транспортным средством (в силу принадлежащего права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления, по договору аренды, по доверенности и т.д.);

сведения о транспортном(ых) средстве(ах): тип, марка (модель), номерной знак, номер кузова (шасси), технические характеристики (рабочий объем двигателя или вместимость, грузоподъемность, мощность двигателя);

Одновременно с заявлением владелец транспортного средства представляет технический паспорт либо иной документ, подтверждающий право на владение этим транспортным средством. Физическое лицо также представляет страховщику паспорт или другое заменяющее его удостоверение личности.

И здесь вы будете несказанно удивлены обнаружив, что в РБ мопеды не везде, но все-таки можно застраховать при желании:

2. Объектом обязательного страхования является гражданская ответственность владельцев транспортных средств за вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц, их имуществу либо имуществу юридических лиц в результате дорожно-транспортных происшествий.

«транспортные средства» - … мотоколяски, мотоциклы, мотороллеры,…

При заполнении бланка на страхование:

…в графе «Тип» указывается тип транспортного средства, закодированный следующим образом:

10) Мотоколяски, мотоциклы, мотороллеры с рабочим объемом двигателя:
до 150 куб. см включительно – F1,…

Номерные регистрационные знаки по ПДД

181. На мопеде, велосипеде должен быть установлен регистрационный знак в соответствии с пунктом 191 настоящих Правил.

191. На механических транспортных средствах в предусмотренных для этого местах должны быть установлены регистрационные знаки, соответствующие стандартам.

Мопеды не регистрируют в ГАИ (см. выше).

189.13. Регистрацию мопедов, велосипедов и гужевого транспорта проводят органы местного самоуправления.

Не может быть выполнено по причине отсутствия номерных знаков, которые выдавали бы органы местного самоуправления…

ГАИ сказало – иди … в БОАМЛ. А БОАМЛ не регистрирует. Поэтому ответ – нигде.

Сразу оговорюсь для тех, кто любит ездить под номерным знаком с текстом типа «Братан», «Перец» и пр. Специально для вас придумали:

Могут добавить лишних вопросов...

Ну вот, пожалуй, и все по документам. Теперь без денег, с кипой бумажек, вы можете счастливо гонять по городу на скорости 49км.ч. :).

Сложная транспортная ситуация в крупных городах, высокие цены на топливо привели к повышению популярности малолитражных транспортных средств, таких как мопеды. Маленькие, но довольно мощные средства передвижения немедленно привлекли внимание подростков. С 2013 года законодатель ввел в обращение новую категорию водительского удостоверения (М). Рассмотрим, нужны ли права на скутер.

С момента появления на дорогах страны скутеров и подобных ТС количество дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних значительно увеличилось. Именно такую мототехнику облюбовали подростки. Отсутствие опыта вождения и знаний в области ПДД зачастую приводили к серьезным последствиям. Это и стало основной причиной изменений в законодательстве.

Скутеры и мопеды подлежат регистрации в общем порядке, предусмотренном для транспортных средств. Ему обязательно присваивается номерной знак. Регистрация скутера осуществляется в территориальном подразделении ГИБДД по месту жительства владельца.

С 2013 года малолитражные транспортные средства появились в перечне средств, для использования которых необходимо специальное право управления. Получить права на скутер должен каждый владелец мопеда до 50 кубиков.

Кроме того, данный перечень включает ТС:

  • развивающие скорость не больше 50 км/ч;
  • имеющие электродвигатель (мощность 0,25 – 4 кВт);
  • оснащенные двигателем с объемом до 50 кубов.

Если самостоятельно оборудовать велосипед двигателем, объем которого соответствует категории М, владельцу также придется получать права на электроскутер.

На чем можно ездить без прав

Законодательство России предусматривает использование без специального права управления только тех транспортных средств, показатели которых меньше, чем необходимо для категории М.

Вождение скутера требует наличия документа, подтверждающего право управления. Используя скутер без прав, владелец подлежит наказанию в соответствии с законом.

На какие мотоциклы не нужны права? Специализированные двухколесные транспортные средства для мотокросса можно эксплуатировать без прав. Мотоцикл без прав обладает довольно серьезными характеристиками, однако их нельзя использовать на автотрассе. Таким образом, на питбайк права не нужны, а управление мопедом требует наличия прав.

Где проходит обучение

Чтобы получить права на скутер, необходимо пройти обучение. Подбирая школу, уделите внимание отзывам от студентов и наличию государственной лицензии. Обучение осуществляется на платной основе.

Для начала нужно оформить документы, после чего кандидат может приступать к освоению программы. Процесс обучения состоит из теоретической (72 часа) и практической части (30 часов, из них 18 – вождение). Срок получения знаний может отличаться в зависимости от выбранной организации.

По окончании курса кандидату предстоит экзамен. В качестве экзаменатора присутствует сотрудник ГИБДД.

В настоящее время уполномоченным органом, ответственным за выдачу удостоверений, является ОВД. Кандидат должен собрать необходимые документы и обратиться с заявлением в территориальное отделение ГИБДД. Специалист проверит представленную информацию и вынесет решение о возможности/невозможности получения удостоверения категории М.

Причиной для отказа может стать возраст кандидата. Со скольки лет можно водить скутер с объемом двигателя 125 – 150 кубов? Законодатель установил нижнюю планку на уровне 16 лет.

Кто может получить права

Закон устанавливает строгие ограничения к кандидатам на получение удостоверения. Получить документы на скутер может лицо, соответствующее всем перечисленным условиям:

  • достижение шестнадцатилетнего возраста;
  • гражданство РФ или вид на жительство;
  • соответствующее по состоянию здоровья;
  • успешно сдавшее экзамены.

Если гражданину нужны права на скутер 50 кубов, он должен соответствовать по состоянию здоровья. Закон предусматривает перечень противопоказаний, при наличии которых стать водителем не получится.

Необходимые документы

Чтобы получить права на мопед, необходимо подготовить бумаги, предусмотренные законодательством. Если водитель достиг 18 лет и имеет удостоверение категории В или С, проходить специальное обучение на категорию М или А ему не нужно. Однако при движении удостоверение с категорией М должно быть при себе. Оно предъявляется в случае запроса от сотрудника ГИБДД.

Чтобы получить права на скутер до 50 см³, необходимо предоставить:

  • заявление по образцу и на бланке ГИБДД;
  • личный документ (паспорт);
  • информация из психиатрического и наркологического диспансеров;
  • фотография 3х4;
  • медицинское заключение по установленной форме;
  • бланк об оплате пошлины за экзамен.

Особенности сдачи экзамена

Чтобы получить документы на скутер, необходимо сдать экзамен в ГИБДД. Тестирование проходит следующим образом:

  • проверка теоретических знаний;
  • проверка водительских навыков.

Сдача теории заключается в проверке знаний правил дорожного движения, разборе конфликтных практических ситуаций. Экзамен проводится в режиме тестирования.

Проверка водительских навыков проводится в 2 этапа:

  • автодром;
  • населенный пункт.

Первоначально кандидат должен показать свои навыки в вождении на автодроме. Знания водителя проверяются при прохождении искусственно созданных препятствий.

Во втором этапе управление скутером проверяется в тестировании по населенному пункту. Водительские навыки кандидата оцениваются представителем ГИБДД.

Если один из этапов экзамена (теоретический или практический) не сдан надлежащим образом, повторная попытка возможна через неделю. После двух неудачных попыток, следующая возможность предоставляется кандидату только через месяц. Каждая пересдача осуществляется при предъявлении квитанции об оплате.

Стоимость обучения

Получить документы на скутер может любой желающий, соответствующий перечисленным условиям. Стоимость прав на электромотоцикл зависит от следующих трат:

  • медицинское заключение (изготавливается только на платной основе);
  • фотография 3х4;
  • обучение в автошколе;
  • цена топлива (при необходимости).

Штраф за отсутствие прав на скутер

Закон предусматривает наказание за езду без прав на мотоцикле или другом транспортном средстве. Его наименование не имеет значения.

Езда на мопеде без прав, в случае наличия документа, наказывается наложением штрафа в 800 рублей. Для исключения большего штрафа ему необходимо доказать факт наличия удостоверения.

На мотоцикле обойдется нарушителю от 5 тыс. до 15 тыс. рублей. Кроме того, скутер будет изъят и перемещен на штрафную стоянку. Забрать его сможет только гражданин, имеющий водительское удостоверение, в соответствии с которым разрешается его эксплуатация.

Кроме административного наказания (штраф), нарушитель понесет расходы на оплату стоянки.

Итак, со скольки лет можно ездить на скутере? Водитель должен достигнуть 16 лет. Это единственная категория транспорта к управлению которым допускаются лица, не достигшие совершеннолетия.

Достаточно часто водители мопедов и скутеров, задаются вопросом, нужно ли регистрировать их транспортное средство в ГИБДД, а если да, что при этом сделать и какие документы необходимы? Именно об этом следует позаботиться заранее, чтобы уже при эксплуатации не было никаких проблем. Главными критериями будут - мощность и размер самого мопеда, так как именно от этого зависит необходимость регистрации или нет.

Как это регламентируется в новой редакции ПДД?

Начиная с января 2017 года статус мопедов, к которым относят и скутеры, полностью определился. Действующее законодательство приравнивает скутеры к мопедам, а это значит, что с этого года они подлежат обязательной регистрации, но при определенных условиях, которые мы рассмотрим далее.

В соответствии с частью 2 Правил дорожного движения России:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

– регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов ), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам ).

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД РФ:

“Мопед” – двух- или трехколесное механическое транспортное средство , максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч , имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Внимание! Согласно действующим нормам, регистрация мопеда (скутера) с объемом до 50 куб.см. в ГИБДД не требуется!

Также, под эту категорию попадают и мопеды, оснащенные электродвигателем с минимальной мощностью, не выходящей за пределы 0,25-4 кВт, что приравнивается к объёму в пятьдесят кубических сантиметров. Более того, даже велосипеды с навесными моторами тоже обязаны проходить регистрацию, если их характеристики превышают допустимые пределы.

Внимание! Для управления скутерами с объемом двигателя до 50 см3 необходимо водительское удостоверение категории «М».

Стоит отметить тот факт, что для водителей, у которых уже есть водительская категория серии «В», они могут спокойно пользоваться и скутером, так как им не нужно проходить экзамены, чтобы открыть категорию «М» для вождения. Сделать это можно начиная с 16-ти лет, так как Госавтоинспекция ежегодно фиксировала дорожно-транспортные происшествия с участием малолетних водителей маломощных скутеров. Именно этот факт стал ключевым для изменения возрастного ценза.

Читайте также: Размер штрафа за езду без шлема на скутере: сколько и когда?

Несмотря на то, что мопеды до 50 куб. регистрировать не требуется, желательно иметь при себе правоустанавливающие документы, подтверждающие ваши права собственника на данное транспортное средство.

Для регистрации потребуется оформить полис ОСАГО на добровольной основе, данную возможность предоставляют многие страховые компании.

На чем можно ездить без прав?

Существует такой вид транспортных средств, как . Как правило, они всегда являются мощными и могут преодолевать сложные маршруты благодаря своей специфической конструкции. Более того, чем больше мощность и объём двигателя для этих мопедов - тем лучше.

Вся суть заключается в том, что квалифицируются они не как транспортные средства, а как спортивные снаряды, так как существует вид спорта, в котором они используются. Из этого следует, что передвижение на этих мопедах по дорогам запрещается, но они являются отличным вариантом для того, чтобы ездить по проселочным дорогам или по дорогам, свободным от других транспортных средств.

Какие документы нужны для регистрации

В каждом процессе регистрации существуют свои особенности, согласно которых проходит вся процедура. Регистрация мопеда или скутера с объемом 50 куб. см. и выше производится при наличии следующего комплекта документов:

  • договор купли-продажи;
  • общегражданский паспорт;
  • паспорт транспортного средства;
  • копию грузовой таможенной декларации (только в случаях первой постановки на учёт).

После того, как все документы собраны, можно обращаться в ГИБДД для того, чтобы транспортное средство зарегистрировали.

Вариант регистрации без каких-то документов

Нередко возникают ситуации, когда человек хочет поставить на регистрационный учет свое транспортное средство (скутер), но у него отсутствует часть важных документов. Возникает вопрос, сможет ли он сделать это, ведь от этого будет зависеть законность езды на скутере.

Такая возможность существует, но для этого придется собрать все документы, которые относятся к данному мототранспорту. К таковым могут относиться чеки либо договора купли-продажи, то есть те, которые непосредственно будут указывать на тот факт, что мопед действительно принадлежит этому человеку.

Процедура выглядит следующим образом:

  1. Первым делом следует обратиться в ГИБДД. Для этого при себе должен быть паспорт гражданина РФ и документ, который будет подтверждать покупку данного транспортного средства. Он должен быть обязательно на имя будущего владельца, так как в противном случае весь процесс оформления может стать ещё сложнее и длиннее. В противном случае, если он не на имя владельца или вовсе отсутствует, обратиться в МРЭО для уточнения. Делается это по месту прописки.
  2. После первого этапа заполняются все необходимые документы для прохождения сверки номеров, после чего оплатить пошлину.
  3. После пройденной сверки, работники инспекции заверяют бланки и ставят печать.
  4. Когда все документы будут оформлены и готовы, нужно обратиться в МРЭО по месту прописки. Там же подается заявление о желании зарегистрировать собственное транспортное средство.

Читайте также: Правила дорожного движения для мопедов

Следует учитывать тот факт, что после такой регистрации, снять его будет невозможно следующие три года. Это относится как к скутерам, так и к мопедам либо другим видам мототранспорта. Чтобы провести регистрацию, водительское удостоверение не требуется. Для этого человек должен быть старше 18 лет и иметь при себе паспорт гражданина РФ.

Необходимые документы для езды на малолитражном скутере

Следует помнить, что не только регистрация скутера 50 куб. в ГИБДД является единственной и необходимой. Чтобы передвигаться на скутере оформляют следующие документы:

  1. Проходят государственный техосмотр и получают талон, который заверяет прохождение.
  2. Страховка ОСАГО (на добровольной основе, но в некоторых случаях является незаменимой).
  3. Проходят регистрацию в ГИБДД.
  4. Наличие медицинской справки, которая разрешает пользование и управление данным транспортным средством.
  5. Собственно, права (водительское удостоверение), без которых вождение является незаконным (категории М, А, А1).

Для того чтобы получить медицинскую справку для управления транспортным средством (в этом случае малолитражным мотороллером) проходят специализированный медосмотр в поликлинике либо же в автошколе, если там работает водительская автомобильная комиссия. Оптимальным вариантом является поликлиника, но если человек получает водительское удостоверение в автошколе, тогда лучше сразу там все оформлять. Для того, чтобы пройти медосмотр необходимо иметь при себе медицинскую карту, паспорт и военный билет для мужчин. Женщины же обязаны ещё проходить осмотр у гинеколога.

Права получить можно после успешно сданного вождения и теста по ПДД в ГАИ. Однако, если у человека уже была открыта водительская категория (например, «В»), ему не нужно сдавать все. Процесс будет состоять только в том, чтобы подождать, пока их оформят.

Экзамен на получение соответствующей водительской категории состоит из двух частей: теоретической и практической. При неудачной попытке сдать какую-либо часть, человек отправляется на пересдачу. Произойти она может не ранее, чем через неделю с момента последней сдачи. Всего допускается 3 попытки для пересдачи. Если же и они были неудачными, тогда следующая сдача назначается минимум через 30 дней.