Китай правила дорожного движения. Китайские правила дорожного движения. Действует ли российское удостоверение
Вождение транспортных средств в Китае — это масштабная тема, которая заслуживает особого внимания.
Начнем с того, что если вы пешеход — то вы в Поднебесной НИКТО , и зовут вас НИКАК !
Может показаться жестко и беспардонно, но запомните, смиритесь и не пытайтесь доказать свою важность или восстановить утерянную на Родине веру в то, что пешеход является участником дорожного движения в Китае. В лучшем случае отделаетесь нервным срывом, а в худшем — прокатитесь на капоте какого-нибудь нового чуда китайского автопрома.
Водят китайцы ужасно, ужасно и еще раз УЖАСНО ! Каждый выход на дорогу в Поднебесной знаменуется подбором хорошего отборного русского мата, хоть в какой-то мере передающего те ощущения, которые вызывает Вселенская тупость, встречающаяся при пересечении перекрестка, перехода дороги по четко обозначенной «зебре».
Живя в городе Нанкин, был у меня случай, когда я, уверенно шагая по пешеходной дорожке, ничего не подозревая, вдруг почувствовал соприкосновение своей правой ягодицы с чем-то металлическим. Обернувшись, я понял, что уже сижу на капоте нового Volkswagen Golf. Естественно, первое, что я сделал — начал бить по автомобилю рукой и орать на ПОНЯТНОМ языке, что я думаю о водителе. Но, что бы вы поняли, никто не собирался останавливаться — я наблюдал ситуацию как китаянка разговаривает по телефону, смотрит на меня, но как будто меня не замечает. Естественно, я в приступе уже переполняющего меня бешенства, спрыгнул с машины, подбежал к боковому окну и начал стучать кулаком еще сильнее. Единственное, что произошло — это оборот головы «отмороженной китаянки» и нажатие педали в пол. Уехала как ни в чем и не бывало!
Совсем недавно прочитал англоязычную статью о том, что манера китайского вождения сказывается не только на дорожном движении, а и на образе жизни в целом! Как китайцы водят, так они и мыслят, ведут бизнес, строят отношения в обществе. Сегодня сказал одно, завтра подписал контракт — послезавтра передумал и контракт этот вовсе, как оказалось, никто не подписывал. Не согласны — давайте решать в судебном порядке по всем традициям китайского правосудия. Вот она особенность китайского менталитета.
Тут вспоминается одна замечательная народная мудрость: «Закон, что дышло, куда повернешь — туда и вышло!». Как не крути, она описывает множество жизненных ситуаций.
Cовсем недавно я купил электро-мопед, популярнейшее среди «лаоваев» транспортное средство, разгоняющееся не более 46 км/ч и проезжающее до 70 км на одном заряде. С этой покупкой я перешел, так сказать, на новый уровень — теперь я уже уважаемей пешехода (в китайской иерархии хаотичного транспортного движения), но гораздо ниже по уровню, чем водитель автомобиля.
Так вот, теперь я встречаюсь с тупостью не только пешеходной, а и окружающей меня теперь повсюду — «тупостью мопедной». Китайцы никогда не смотрят по сторонам при повороте — они просто его делают, а там если повезет — то повезет, если нет — авария. Они никогда не отвечают за свои действия на дороге — если вы видите, что китаец едет на вас — объедьте его, так как в итоге просто врежетесь, а потом будете думать-гадать. Не раз был очевидцем подобных дорожных происшествий. А самое интересное знаете что во всем этом? Когда происходит какая-то предаварийная ситуация и вы уже готовитесь к конфликту, китаец просто улыбнется вам, как ни в чем не бывало, и поедет дальше. Вот это просто поражает!
Кстати, международные права в Китае не действуют, хотя и движение тут правостороннее и автомобили тоже водят люди. Нужно получать китайское удостоверение — поэтому если все-таки вы решили обзавестись автомобилем в КНР — готовьтесь подстраиваться к постоянному состоянию «на чеку».
Всем привет! Я OGNIS, и этот выпуск о дорожном движении в Китае. Дорожное движение в Китае особенное, так как здесь никто никого не уважает. То есть, если вы хотите перестроиться в ряд, вас никто не пустит, будете ждать до последнего. Если вы хотите сдать назад, то вас тоже никто не впустит, вам необходимо будет ждать, пропускать всех, а потом выезжать. То есть, это, в принципе, здесь нормальная ситуация, и никто из-за этого особенно не нервничает.
Перестроиться здесь то же самое, что подрезать. То есть, это также обычная ситуация. Китайцы воспринимают это абсолютно спокойно. То есть, за то, за что в Украине или в России можно получить по лицу на дороге, здесь не имеет никакой эмоциональной подпитки, и люди воспринимают это вполне нормально.
Китайцы привыкли думать только о себе. И иногда возникают дурацкие ситуации, когда человек выезжает на перекрёсток так медленно, что сзади создаёт пробку. То есть, я расспросил у подруги: «Почему же вы себя так ведёте некрасиво на дороге?». Она ответила, что такое количество автомобилей появилось у них в стране недавно, и ещё китайцы просто не знают, как ими правильно управлять. Едут, кто как знает, кто как в селе ездил, так и ездят сейчас в городе. То есть, со временем эта ситуация поменяется. И, я думаю, всё станет намного лучше.
Перед тем, как делать это репортаж, я создал тему на форуме дорожного контроля, где предложил написать вопросы, которые их интересуют по поводу дорожного движения Китая, автомобилей, ГАИ и т.д. Один из участников форума написал, что: «Наверное, местные тачки стоят в два раза дешевле, чем у нас». чтобы показать и осветить эту тему, мы приехали сейчас в автосалон «Дили», у нас эти автомобили продаются под маркой «Джили». Здесь есть другая английская транскрипция названия инлон – «Дили», на китайском означает благоприятный, счастливый. Но довольно таки сложно назвать марку, которая не прошла краш-тест, ни один из автомобилей, счастливой. Потому мы сейчас возьмём, сядем в автомобиль и расскажем вам, сколько же он здесь стоит и по каким причинам цена его здесь не отличается от цены в Украине.
Мы сейчас сели в самый дешёвый автомобиль, который у них здесь есть, он стоит 42000 юаней. Это примерно $7000. То есть, вот такой автомобиль, в такой комплектации стоит $7000. Насколько я знаю, такой же автомобиль стоит в Украине и России также $7000, то есть, по цене здесь особо разницы никакой нет.
Почему же китайские автомобили здесь не стоят в два раза дешевле, чем у нас? По следующим причинам. Первая причина – это то, что при продаже на внутреннем рынке не возвращается НДС. То есть, если компания экспортирует какой-то товар, государство им обязано обязательно вернуть НДС в размере 17%. То есть, эти 17% автоматически добавляются, когда товар продаётся на внутреннем рынке.
Второе – это налог на роскошь. В Китае автомобиль – это считается роскошью. Согласитесь, в стране, где проживает более одного миллиарда человек, иметь автомобиль – это, всё-таки, роскошь. Этот налог составляет, примерно, от 10 до 40% в зависимости от стоимости автомобиля. И также добавляется к стоимости автомобиля.
И третье – это заработок, интерес дилера. Всегда он составляет не менее 30%, дилер должен что-то зарабатывать, чтобы себя прокормить, свой персонал. И быть заинтересованным в продаже этих автомобилей.
Почему же китайские автомобили такие дешёвые? Дешёвые они потому, что у них такая сейчас маркетинговая стратегия. То есть, в данный момент они играют на маркетинговой стратегии «низкая цена». Это значит, что они стараются максимально сделать дешёвый автомобиль, который бы не уступал автомобилю на класс выше. То есть, в данный момент, этот автомобиль стоит $7000, но аналог такого же автомобиля, например, от марки «Киа» или какой-либо другой, стоит где-то от $10000. То есть, уже есть существенная экономия.
Китайские правила дорожного движения достаточно специфичны, поэтому любому, кто хочет управлять автомобилем на китайских автострадах, необходимо в них ориентироваться. Попробуем рассказать, что из себя представляют китайские ПДД и нужно ли бояться управлять автомобилем в Китае.
Обстановка на китайских дорогах
Четверть миллиона китайцев погибает ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий. Дорожные аварии являются основной причиной смерти людей возраста 15-45 лет. Многие иностранцы отказываются садиться за руль, предпочитая арендовать автомобиль с водителем. Дорожное движение в Китае остаётся достаточно опасным, несмотря на все меры, которые предпринимает китайское правительство. Очень стремительное и плотное дорожное движение требует хорошего знания ПДД, карт развязок и основных магистралей. В крупных городах Китая участниками оживлённого дорожного движения, помимо автомобилей, мотороллеров и мотоциклов является городской транспорт, бесчисленные велосипедисты, рикши и такси. В провинции их дополняют моторные повозки и гужевой транспорт. Весь набор этих транспортных средств непрерывно движется, перестраивается, звенит, сигналит и гудит.
Поэтому логично охарактеризовать условия автомобильного движения по дорогам в Китае как крайне сложные. При вождении по китайским улицам следует быть предельно собранным и внимательным, стараться ежесекундно контролировать ситуацию. Как и в любой незнакомой местности, разумно и безопасно будет выполнять движение по дорогам Китая в общем потоке.
Кстати, сотрудников дорожной полиции в Китае практически не видно. Зато везде и всюду висят камеры слежения. Именно они будут фиксировать все нарушения и передавать их на центральный компьютер. А дальше автоматически начисляются штрафы, снимаются баллы. Причём никто не будет присылать нарушителю напоминание об оплате штрафа. Надо самому изредка заходить на сайт дорожного департамента и проверять, не накопилось ли там чего-нибудь не слишком приятного. Иначе может случиться так, что человек уже как месяц лишён водительских прав, но продолжает ездить по дорогам как ни в чём не бывало.
Китайская система нарушений ПДД
В Китае принята балльная система нарушений. Всего у водителя 12 баллов, каждый год 1 января они обнуляются. Проезд на красный свет снимает 6 баллов, превышение скорости более чем на 50% снимает сразу 12 баллов. Езда с испорченным, нечитаемым номером также снимает 12 баллов.
Если нарушения зафиксированы камерами, то всегда можно записать штраф на любого человека, у которого есть права, таким образом можно «растянуть» свои 12 баллов на год. Так один ловкач раздал свои 16 баллов друзьям, которые уезжают из Китая, и у него всё также 12 баллов.
Если нарушение фиксирует полицейский, и баллов больше нет, то придётся отдать права, пройти двухнедельное обучение в специальном центре, заплатить штраф, сдать экзамен и получить права назад. Права возвращаются, если водитель сдаёт этот экзамен. Если не сдаёт – водитель продолжает обучение и повторно сдаёт экзамен. В случае неявки для прохождения обучения или на экзамен водительское удостоверение аннулируется.
В случае, если водитель получил 12 или больше штрафных баллов дважды за один год или 24 или больше штрафных баллов в общей сложности, этот водитель дополнительно обязан сдать экзамен для проверки навыков управления автомобилем.
В течение первого года после получения водительского удостоверения потеря всех 12 баллов влечёт лишение права управлять транспортным средством на целый год.
Двенадцать штрафных баллов водитель получает в случае:
1) управления транспортным средством без соответствующей категории водительских прав;
2) управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения;
3) управления пассажирским автобусом (не включая городской общественный транспорт) с превышением максимального количества пассажиров более чем на 20%;
4) сокрытия с места ДТП;
5) управления транспортным средством без номерных знаков; управление транспортным средством с поддельными или модифицированными номерными знаками, поддельным или модифицированным водительским удостоверением;
6) движения по полосе для встречного направления и разворот через пересечение разделительной полосы на автомагистралях;
7) остановки автобуса на проезжей части автомагистрали;
8) превышение скорости более чем на 20% на автомагистралях, городских скоростных дорогах или более чем на 50% на остальных дорогах при управлении грузовым автомобилем, автобусом, транспортным средством, перевозящим опасный груз, а также за превышение скорости более чем на 50% при управлении другим транспортным средством;
9) управления автобусом, транспортным средством, перевозящим опасный груз, в течение более чем четырёх часов без остановки для отдыха или с остановкой менее 20 минут.
Шесть штрафных баллов водитель получает за:
1) управление транспортным средством в случае изъятия водительского удостоверения;
2) движение в нарушение сигналов светофора;
3) управление пассажирским автобусом (не включая городской общественный транспорт) с превышением максимального количества пассажиров менее чем на 20%;
4) превышение скорости менее чем на 20% на автомагистралях, городских скоростных дорогах при управлении грузовым автомобилем, автобусом, транспортным средством, перевозящим опасный груз;
5) превышение скорости более чем на 20%, но менее чем на 50% при движении по другим дорогам (кроме автомагистралей, городских скоростных дорог);
6) управление грузовым транспортным средством с превышением максимальной грузоподъемности более чем на 30%;
7) остановку транспортного средства (кроме автобусов) на проезжей части автомагистрали;
8) незаконное движение по специальной выделенной полосе при движении по автомагистрали или городской скоростной дороге;
9) нарушение правил дорожного движения при движении по автомагистрали в условиях недостаточной видимости и др.
Три штрафных балла водитель получает в случае:
– управления грузовым транспортным средством с превышением максимальной грузоподъемности менее чем на 30%;
– движения по автомагистрали со скоростью ниже минимальной;
– въезда на автомагистраль, если управляемому транспортному средству запрещено движение по автомагистрали;
– нарушения правил обгона или движение по полосе для встречного движения;
– нарушения правил буксировки;
– если водитель не включил аварийную сигнализацию и не выставил знак аварийной остановки после ДТП или аварийной остановки;
– если водитель не прошел техосмотр транспортного средства и др.
Два штрафных балла водитель получает в случае нарушения правил остановки и стоянки вблизи перекрестка; за управление мотоциклом без шлема; за не пристёгнутый ремень безопасности при движении по автомагистрали или городской скоростной дороге; и др.
Один штрафной балл – нарушение правил опережения, правил использования световых сигналов, правил перевозки габаритных грузов.
Китайцы заинтересованы, чтобы ПДД соблюдались всеми гражданами страны и её гостями. Поэтому не нарушайте их. Кстати, если у вас ещё нет международного водительского удостоверения, вы можете легко и быстро оформить его на нашем сайте. С международным водительским удостоверением вы сможете ездить за рулём автомобиля даже по китайским автострадам!
Если вы когда-либо попадали в сложные дорожные ситуации при вождении автомобиля, это лучший пример тому, насколько хуже движение в Китае. Здесь всем иностранцам настоятельно рекомендуется садиться за руль только в случае крайней необходимости. При наличии финансов лучше всего арендовать машину вместе с водителем или нанять местного водителя, если вы собираетесь купить автомобиль. Принимая во внимание низкие зарплаты в Китае , это идея может сохранить Вам не только время и деньги, но даже может быть и жизнь. Помните, что Китай является страной с одним из самых высоких показателей смертности на дорогах!
В Китае правостороннее движение. Обгон разрешен с левой стороны. Правила дорожного движения распространяются на все транспортные средства в Китае, за исключением военных. Военным транспортным средствам разрешается двигаться в любом направлении, и не останавливаться на красный свет. Да и вообще, китайский правила дорожного движения сильно отличаются от остального мира. Автомобили, как правило, не останавливаются на пешеходных переходах. Вместо этого они прокладывают свой путь вокруг них.
Водительские права
С начала 2007 года международные водительские удостоверения принимаются в Китае, и посетители могут получить китайское временное водительское удостоверение в течение ограниченного периода времени на срок до 3 месяцев, но не более, чем на период, отмеченный за въездом/выездом документе. Этот срок не может быть продлен. Перед тем как сесть за руль, водитель должен получить временное удостоверение, а для этого посещать занятия для изучения китайских правил дорожного движения. И даже после этого Вы сможете управлять только малолитражным автомобилем или авто с автоматической коробкой передач.
Получение же официальных водительских удостоверений для постоянно проживающих в Китае иностранцев может оказаться затруднительным из-за необходимости сдавать дополнительный экзамен (по имеющейся информации экзамен проводится по-китайски).
Ограничение скорости
Максимальная скорость в Китае зависит от того, где вы ведете машину:
Тип дороги |
Городская / Междугородняя |
Ограничение скорости |
Скоростные |
Междугородняя | |
Полу-скоростные |
Междугородняя | |
Городская кольцевая дорога |
Городская | |
Китайская
национальная дорога |
Междугородняя | |
Китайская национальная дорога |
Городская |
Ниже 40 км / ч |
Проходящая трасса |
Городская | |
Дорога с 2 сплошными желтыми линиями |
Городская | |
Дорога с одной полосой в каждом направлении движения |
Городская |
Мало кто в Китае соблюдает скоростной режим, и на большинстве дорог камеры слежения не установлены. В местах же, где они установлены стоят указатели "камеры слежения за скоростью".
Допустимо превысить скорость на 10-20 км / ч. Однако, за большее превышение Вы можете быть оштрафованы. Нарушение законов на скорость может стоить вам штрафа в размере до 2000 юаней или даже конфискация водительского удостоверения
Состояние дорог
Общее состояние дорог в Китае значительно меняется от района к району и полностью зависит от муниципалитета. В Китае не редкость открытый люк или крупные трещины на дороге. Большинство дорог относится к так называемым национальным дорогам. Эти дороги с одной или двумя полосами для движения в каждом направлении, которые могут растягиваться на очень большие расстояния (на несколько тысяч км). Они будут проходить через города и деревни без каких-либо изменений или предупреждения. Они представляют собой эквивалент второстепенных дорог в Европе. Состояние этих дорог может быть каким угодно: от отличного (возможна езда 110 км/ч), до очень страшного (рекомендуемая скорость не более 20 км/ч). В восточном Китае имеются несколько "скоростных" магистралей. Эти вновь построенный автомагистралей отличного качества и пока не очень загружены автомобилями.Большинство стран мира подписали конвенции – Венскую и Женевскую. Остальные же котируют исключительно свои водительские удостоверения, то есть полученные в их стране. Именно в этом скрыт ответ на вопрос, действуют ли Ваши права в определенной стране, а в данном случае – в КНР.
Действует ли российское удостоверение?
Китай относится к списку стран, которые подписали Женевскую конвенцию о дорожном движении. Она более ранняя, чем Венская. Это значит, что в соответствии с данной конвенцией, в Китае иностранным гражданам предоставляется право на вождение транспортных средств только с международным водительским удостоверением, а также китайским соответственно. Российские водительские права в КНР считаются недействительными.
Как легально сесть за руль туристу в Китае?
Несмотря на свою подпись к Женевской конвенции, одного международного водительского удостоверения Вам будет недостаточно, чтобы сесть за руль.
Дабы избежать неприятного столкновения с китайскими стражами порядка, необходимо будет получить временные права для вождения.
Временное водительское удостоверение – лучший выход для тех, кто собирается путешествовать в Поднебесной на автомобиле, однако путешествие не должно затянуться дольше, чем на три месяца , тогда – задача на получение временных прав значительно упрощается.
Для оформления документов обратитесь в любое отделение дорожной полиции. Экзамен именно на временные права сдавать не требуется. Если место Вашего пребывания – Пекин, Вы сможете оформить документы, не выходя из аэропорта. Обязательно захватите с собой:
- Международное водительское удостоверение
- Национальные водительские права
- Заполненный Вами бланк заявителя
- Ваучер с бронью номера в любом отеле (на 1 день минимум!)
- 3 цветных фотографии 3×4
- Перевод Вашей водительской лицензии на китайский язык
Особенности дорожного движения
Правила дорожного движения в Китае имеют ряд особенностей и отличий от привычных нам. Есть несколько нюансов, с которыми нужно ознакомиться, прежде чем решать – водить машину самому, ездить на общественном транспорте, или нанять водителя.
- В КНР движение правостороннее. Обгоняют законопослушные водители только с левой стороны.
- В Китае бесполезно ждать, что водитель автомобиля пропустит пешехода на пешеходном переходе. Обычно они просто проскакивают или объезжают идущих людей.
- За пересечение двойной сплошной не оштрафуют .
- Редко в китайские водители соблюдают скоростной режим. На большинстве дорогах страны камер слежения попросту нет, а там, где они установлены, тут же стоят предупредительные знаки. Превышение скорости на 10-20 км/ч, как правило, допускается.
- Если скорость нарушена на более высокие показатели и Вас при этом «засекли» камеры, Вы можете быть оштрафованы на 2000 юаней максимум, вплоть до лишения водительских прав.
- В Китае нет инспекторов, подлавливающих нарушителей на дорогах. Такое случается только тогда, когда полиция устраивает «рейд» на пьяных водителей.
- Тонировать машину (если она Ваша) Вы можете как хотите, точнее тонировать можно и передние стекла машины , и задние, в то время как у нас — тонировать передние стекла запрещено.
- В Китае используется совершенно другая система дорожных и предупредительных знаков.
- Кроме непривычных российским водителям знаков, в Китае даже имеются весьма необычные и забавные правила, вроде: «Не есть за рулем », «Не курить за рулем », а также предупреждения «Смех во время вождения подвергает Вашу жизнь опасности».
Стоит помнить, что Китай – первая в мире страна по авариям на дороге, поэтому будьте предельно внимательны.
Последний совет туристу, путешествующему по другой стране на автомобиле – обязательно имейте при себе карту города, навигатор, ну или телефон на крайний случай, чтобы не плутать по незнакомым улицам несколько часов подряд.