Конструктор скоростных автомобилей рекордсмен автогонок. Рекордсмены среди автомобилей. Гонки. Гран-при. Максимальный мировой рекордсмен

В 1968 году в стенах Харьковского автомобильно-дорожного института ХАДИ под руководством заслуженного мастера спорта СССР Владимира Никитина готовился грандиознейший проект − харьковчане конструировали реактивный автомобиль, который впервые в истории должен был достичь сверхзвуковой скорости, не отрываясь от земли, тем самым установив абсолютный рекорд скорости на суше!

В то время рекорды было ставить модно и престижно, все хотели быть первыми. Владимир Константинович Никитин − заслуженный мастер спорта СССР, непревзойденный гонщик и талантливый конструктор-изобретатель всю свою жизнь посвятил созданию скоростных гоночных автомобилей. Он говорил что «Создание рекордно-гоночного автомобиля имеет и большое практическое значение: проектируя и исследуя новое, мы учим завтрашних инженеров поискам нестандартных, оригинальных решений тех проблем, с которыми они столкнутся, придя в конструкторское: бюро и исследовательские институты».

Идея построить сверхзвуковой реактивный автомобиль, или как его еще называли, болид, родилась у Никитина весной 1968 года. Новость о том, что «русские стремятся создать самый быстрый в мире автомобиль», облетела все уголки планеты и буквально ошеломила западных специалистов, а в лабораторию к Никитину потянулись любопытные студенты… Ведь изначально создание болида под названием «ХАДИ-9» было коллективным дипломным проектом нескольких студентов ХАДИ. Каждый из дипломников разрабатывал определенную часть машины: привод, раму, кузов, ходовую часть, а руководителем являлся Владимир Константинович Никитин. Сначала было очень трудно. Даже отличных знаний студентов оказывалось явно недостаточно. Но вскоре на помощь пришли студенты-старшекурсники из Харьковского авиационного института и художественно-промышленного института, и работа пошла веселее. Всего за несколько дней была изготовлена первая модель будущего автомобиля, которая прошла всесторонние испытания в аэродинамической лаборатории ХАДИ. Вслед за первой появилась вторая, усовершенствованная, затем третья. Конструкторы-изобретатели модель за моделью совершенствовали свое детище, улучшая аэродинамические характеристики и упрощая внешний вид.

Впервые в Союзе – реактивный сверхзвуковой автомобиль!

На втором году проектирования болида до харьковчан дошли слухи, что в США «на сухопутной ракете» Blue Flame Гари Габелич преодолел рубеж в 1000 км/ч. Это немного расстроило советских энтузиастов, однако задора у них не поубавилось. На создание болида ушло несколько лет. Наконец-то в 1978 году советский рекордсмен был готов!

Объединенными усилиями студентов трех харьковских вузов под руководством Владимира Никитина впервые в Советском Союзе был создан реактивный сверхзвуковой автомобиль.

Каждая деталь, каждый узел, каждый агрегат ХАДИ-9 представлял собой оригинальную конструкцию, плод длительного научного анализа. У сверхзвукового автомобиля был ракетоподобный фюзеляж, по обе стороны которого открыто, на трубчатых раскосах, стояли задние колеса. Спереди были установлены сдвоенные колеса. Шины − авиационные, сделанные на заказ специально для этой модели, а от МИГ-19 был взят турбореактивный двигатель. Ее длина составляла 11 м, высота 1100 мм, а вес 2500 кг. Торможение автомобиля осуществлялось при помощи парашютов и воздушных заслонок, а также применялся переброс режима работы турбины на реверс. В носовой игле находились датчики электронной системы, которые сообщали информацию о воздушном потоке для управления закрылками, удерживающими машину на трассе и не дающими ей взмыть в воздух. Самый быстрый в мире автомобиль должен был развивать скорость 1200 км/ч!

Машина напоминала наконечник от стрелы или самолет без крыльев — схожие аэродинамические формы, плавные обводы, высокий стабилизатор, герметическая кабина.

Вот как описывал сверхзвуковой болид один из журналов того времени: «Он похож больше на абстрактное изображение птеродактиля: острый нос переходит в длинную хищную иглу. Это уже не автомобиль... Это скорее самолет, который призван скользить по земле. Разница только в том, что крылья и хвост должны не помочь, а помешать аппарату оторваться от дорожки».

В 1979 году ХАДИ-9 уже проходил испытания. И тут снова удар – из Америки пришла новость, что пилот автомобиля Budweiser развил сверхзвуковую скорость. Позже, на официальном уровне эта информация не подтвердилась, но уверенности, что харьковчане будут первыми уже не было.

ХАДИ-9, или непоставленные рекорды

Первые испытания ХАДИ-9 на безопасных скоростях дали почувствовать завидный потенциал этой машины. Однако «пилоты» машины заявляя, что 700−800 км/ч харьковская «ракета» сможет преодолеть, сильно сомневались в достижимости рубежа в 1000 км/ч и тем более скорости звука − 1200 км/ч. Аппарат был легче американских аналогов, но заметно проигрывал им в уровне тяги.

Какую же максимальную скорость удалось развить на ХАДИ-9, по сей день остается секретом. Об этом не знает никто. Известно только, что из-за отсутствия подходящей трассы попыток установить на ней рекорд скорости не предпринималось.

Дело в том, что для адекватных испытаний такого автомобиля и выхода на максимальную скорость нужна была прямая и очень ровная трасса длиной около 10 километров. Единственным местом в СССР, где могла быть обустроена такая трасса при минимальных расходах, являлось соляное дно пересыхающего озера Баскунчак в Астраханской области. Но и тут испытателей ожидала неудача − из-за увеличения соледобычи все заезды на этом озере прекратили.

Зная о затруднениях харьковчан, американские энтузиасты пригласили команду Никитина к себе в штат Юта на знаменитое соляное озеро Бонневиль. И даже обещали взять все расходы на себя при условии, что русские посоревнуются там с американцами. Однако грандиозное шоу не состоялось − лететь в Америку на чужие деньги Никитину было неловко, а для его команды это были непомерные расходы. Да и возраст уже не позволял – к моменту окончания строительства «сверхзвуковика» Никитину было почти семьдесят. Рекорды скорости на своих автомобилях он всегда устанавливал самостоятельно, не рискуя ничьей жизнью. Поэтому на самом знаменитом советском «сверхавтомобиле» не было установлено ни одного рекорда.

По слухам, во время съемок фильма «Скорость» на озере Баскунчак с участием этой машины, пилоты в тайне от всех разогнали автомобиль до 500 км/ч. А правда это, или вымысел, сегодня понять сложно.

ХАДИ-9 до наших дней не дожил. Во время длительного пребывания на соленом озере он изрядно пропитался рапой. Потом, за ненужностью, его поставили на задворки института и забыли. Когда же, через много лет, вдруг вспомнив о ХАДИ-9, его решили сохранить для будущих поколений, вместо когда-то красивой «машины-ракеты» обнаружили лишь груду ржавого металла. Так закончилась жизнь самого быстрого советского автомобиля, которому, к сожалению, так и не суждено было установить ни одного рекорда скорости…

Владимир Константинович Никитин родился в 1911 году. Конструктор скоростных автомобилей, рекордсмен мира и СССР по автогонкам, заслуженный мастер спорта СССР, наставник нескольких поколений автомобильных инженеров.

Владимир Никитин умер в 1992 году, оставив после себя несколько непобитых международных и всесоюзных рекордов скорости, а также с десяток оригинальных рекордных автомобилей, большинство из которых хранится в Харькове, в музее Автомобильно-дорожного института.

Автогиганты всего мира без конца соревнуются в мощи, скорости и других параметрах, создавая всё новых и новых серийных рекордсменов, ставя всё новые рекорды и разрабатывая всё более совершенные технологии. В этой подборке мы познакомим Вас с основными рекордсменами среди серийных автомобилей на данный момент. Как говорится, совершенству нет предела, и вполне возможно, что в ближайшем обозримом будущем все нижеперечисленные суперавтомобили могут потеснить новые разработки, пока же узнаем немного о современных нам рекордсменах.

Итак, первым в нашем списке идёт суперкар, который на данный момент считается быстрейшим при разгоне от 0 до 100 км/ч - делает это за 2,1 секунды.


Автомобиль с двигателем Chevrolet V8 мощностью 1622 л.с. построен на базе Ultima GTR, но получил более продвинутое шасси и два турбонагнетателя.


Стоимость такой "игрушки" в 2009 году составляла $3 миллиона.


Изначально планировался серийный выпуск этой модели, но спрос не оправдал ожиданий его создателей и на данный момент продано лишь несколько автомобилей, что, тем не менее, фактически делает его серийной моделью.


Следующий автомобиль из нашего списка - - в 2009 году являлся самым быстрым в мире, достигнув на высохшем соленом озере в штате Юта отметки в 418,6 километров в час.


В 2010 году его создатели хотели "перешагнуть" отметку в 480 км/ч, но, к сожалению, автомобиль разбился.


Как мы знаем, на данный момент рекорд побит небезызвестным Bugatti Veyron Super Sport - сегодня он составляет 431,072 км/ч, но Китинг можно оставить в нашем списке хотя бы за его мощь.


Ведь мощность 7-литровой V-образной "восьмёрки", являющейся сердцем Keating TKR, составляет 1832 л.с. при снаряжённой массе 995 кг!


Благодаря невысокой стоимости, Энтони Китингу удалось продать неплохое количество экземпляров Keating TKR, на данный момент он продолжает совершенствовать своё творение.


Третий рекордсмен лидирует сразу в нескольких "номинациях" - объём двигателя, крутящий момент, разгон до 200 км/ч и разгон до 300 км/ч.



Weineck Cobra 780cui 2006 года оборудован двигателем V8 объёмом 12782 см 3 или почти 12,8 литров при максимальном крутящем моменте 1760 Н*м!



Изначальная мощность этого монстра - "всего" 1115 л.с. при снаряжённой массе 989 кг, но впоследствии для участия в гонках по драг-рейсингу двигатель одного Weineck Cobra 780cui был форсирован до 4500 "лошадок"!


На первой передаче можно разгоняться вплоть до 160 км/ч, при этом разгон до "сотни" займёт около 2,2 секунд, до 200 км/ч - 4,9 секунд, а спустя 10 секунд после старта автомобиль достигает отметки 300 км/ч!


С таким результатом могут потягаться лишь профессиональные драгстеры, поэтому почти серийный Weineck Cobra 780cui стоимостью $650 тысяч является весьма лакомым кусочком для любителей бешеных скоростей и ускорений.



Правда, доподлинно неизвестно, как обстоят дела с управляемостью, т.к. обычно у автомобилей с такой мощностью, динамикой разгона и достаточно "неаэродинамичной" внешностью серьёзные проблемы с поворотливостью)


Совершенно другим немаловажным достоинством любого мощного автомобиля является эффективность его тормозной системы


В этом плане безусловное лидерство занимает Chevrolet Corvette ZR1 Centennial Edition 2012 года выпуска, чей тормозной путь при экстренном торможении со 100 км/ч составляет всего 28,3 метра!

Причём по-сравнению с вышеуказанными суперкарами стоимость этого Корвета составляет всего $130 тысяч, практически даром)


Конечно же, нельзя обойти вниманием вышеназванный , поставивший в 2010 году до сих пор не побитый рекорд максимальной скорости среди серийных автомобилей - 431 км/ч.


Более подробно об этом легендарном суперкаре можно почитать в отдельной статье, здесь отметим лишь, что стоимость точных копий автомобиля-рекордсмена составила $2,4 миллиона за штуку.


Напоследок хотелось бы написать ещё об одной необыкновенной машине - 2011 года - творении американской компании Shelby Super Cars, которая давно уже прославилась, благодаря SSC Ultimate Aero TT - тому самому, что 2 года держал пальму первенства среди быстрейших автомобилей планеты.


Новый суперкар, по мнению его создателей, способен побить ныне существующий рекорд Бугатти - с этой целью была спроектирована абсолютно новая форма кузова, увеличена мощность двигателя, а сам автомобиль максимально облегчёна и оборудован самой современной 7-ступенчатой коробкой передач с тройным диском сцепления.


Осталось лишь дождаться момента, когда компания решит, наконец, бросить вызов скорости и показать миру, на что способен их новый суперавтомобиль.


В принципе, пока это всё. Список получился небольшой, но мы постарались охватить все важные категории рекордов для нынешних суперкаров. Будем следить за развитием автомобильных технологий и дальше!

Конструкторы ЛЕГО одни из самых популярных развлечений для детей и их родителей во всем мире. Рассмотрим серию конструкторов от LEGO – Чемпионы скорости. Последнее время они имеют огромную популярность. Серия включает в себя гоночные машины марок: Порше, Макларен, Феррари, что, несомненно, понравится мальчикам, любящим агрессивные гоночные автомобили. На каждой коробки данной серии LEGO вы сможете увидеть описание характеристик настоящего автомобиля с фото.

Начнем с первоё модели – Порше 911 , на коробке сказано, что максимальная скорость данного гоночного автомобиля составляет триста километров в час, а за 2,8 секунды спортивное авто может разогнаться до ста километров. Конечно же, автомобиль с такими характеристиками очень мощный. В комплекте содержится три инструкции, первые две – строительство двух авто, третья – строительство автомобильного подиума. В первом авто преобладает белый и оранжевый цвет. Наклейки на авто сделаны с точностью, как на настоящем. Ну, а вторая машина выполнена в сером и белом цвете. К комплекту прилагаются два автомобилиста, которые по цветам соответствуют цвету машин. На них надеты шлемы, их костюмы с надписями, как у настоящих пилотов. Так как деверей на наших автомобилях нет, мы снимаем крышу и сажаем в авто наших водителей. На подиуме находится все необходимое для обслуживания автомобиля. В комплекте также имеется множество разных деталей, для создания более полной картины гонки.

Рассмотри вторую модель данной серии – Макларен Р1 , с задней части коробки также можно увидеть фото настоящего авто и его подробные характеристики. Вес полученной конструкции достаточно тяжелый. Автомобиль выполнен в желтом и черном цвете. Бампера, которых два, собираются по отдельности и прикрепляются к авто. В наборе представлено большое количество наклеек, которые более точно воссоздают образ настоящей машины. Так же как и на остальных автомобилях данной серии, авто не имеет дверей, для того чтобы посадить пилота за руль, необходимо снять крышу, которая впервые появилась на свет только в серии Чемпионы скорости. Водитель данного автомобиля имеет белый комбинезон с надписью сзади. В комплекте идут несколько дополнений. Самое интересное из них – гаечный ключ. Им, действительно, можно открутить колесо и вытащить или же вставить диск. Данная модель хороша, но не имеет столько деталей, сколько имеет первая модель.

Третья модель серии Speed Champions – спортивный автомобиль Ferrari LaFerrari.

На задней части коробке написаны технические характеристики настоящего автомобиля. Сказано, что максимальная скорость достигает 350 километров в час, а разгон до ста километров происходит за 2,8 секунды. Данный комплект включает в себя две подробные инструкции и в них же фотографии всех автомобилей данной серии. Машина выполнена в красном цвете с довольно низкой посадкой, кстати, данная модель очень узкая по сравнению с другими. Автомобиль довольно агрессивный, как и настоящий супер авто. Так же как и в предыдущих моделях, в этой комплекте множество различных виниловых наклеек, воссоздающих тот образ автомобиля, который мы привыкли видеть на гоночных площадках. Машина сделана с точностью, описывая все детали и изгибы настоящей версии. Костюм нашего пилота полностью красного цвета с эмблемой марки нашего автомобиля. Кстати, колеса в данной модели можно легко снять, а спицы на колпаках имеют звездную форму.

Новая коллекция «Гоночные машины» как всегда удивила своих поклонников. Три модели, представленные здесь, являются хитами продаж серии Speed Champions. Они абсолютно разные, поэтому приобрести и собрать рекомендуется каждую. Приятного времяпрепровождения с ЛЕГО.

Понравилась статья? Поставь «Лайк» - нам это очень важно.
Автопром не самая выдающаяся отрасль советской экономики, хотя и здесь имели место шедевры и замечательные образчики инженерно-конструкторской мысли, о которых позабыло современное поколение. Давайте вспоминать вместе.

Индустриализация начала 1930-х в первую очередь была направлена на военную промышленность, но изобретательные русские инженеры не всю творческую энергию тратили на пушки и танки. Послужив государству и его милитаристскому вектору развития, последователи Кулибина находили время и вдохновение на создание могучего, прекрасного экспериментального автомобильного потока. Свой важный и заметный вклад в развитие новаторской индустрии также сделали энтузиасты-любители, которые сотрудничали со спортивными клубами и пытались собрать собственные аналоги западных спорткаров. Итак, подборка 16 гоночных спорт-каров Советского Союза.

ГАЗ А-Аэро, 1934



Один из первых гоночных авто СССР был создан в 1934-м конструктором Алексеем Никитиным в качестве прикладного примера его теоретической работы “Исследование обтекаемости автомобиля”. Голубого цвета Газ-А-Аэро существовал в единственном экземпляре, оснащался 4-цилиндровым двигателем в 48 лошадиных сил и разгонялся до 106 км/ч.

ГАЗ ГЛ-1, 1938



Самый быстрый довоенный советский спортивный автомобиль был построен на Горьковском автозаводе в 1938-м. Для создания спорткара конструкторы взяли стандартную модель ГАЗ-М-1, установили на неё 2-местный обтекаемый кузов (серьезно снизив массу) и форсировали двигатель (увеличив мощность до 65л.с.). На дебютном заезде в Киеве ГАЗ ГЛ-1 (Гоночная Липгарта – по имени конструктора Андрея Липгарта) показал результат 143 км/ч. Спустя пару месяцев в Москве машина разогналась до 147км/ч. Работа продолжилась и к 1940-му горьковские инженеры подготовили вторую модификацию, оснащенную двигателем в 100л.с. : 22 сентября 1940-го ГЛ-1 установил новый рекорд скорости СССР – 161км/ч. Война помешала дальнейшим модификациям и уничтожила уже собранные модели.

ГАЗ М-20 «Победа», 1950



Конструкторы ГЛ к работе над гоночными тачками не вернулись (Николаев сосредоточился на авиации, Агитов умер во время войны), но Горьковский завод продолжил процесс создания концепт-каров под руководством Алексея Смолина, взяв за основу “газовский” кузов М20. На нем снизили крышу, оснастили обтекателями из дюраля, а двигатель охлаждали отверстиями-ноздрями на капоте. Длина кузова 565 см, ширина -169,5см, высота – 148см, масса – 1200 кг, мощность мотора – 75л.с. при 4100 оборотах в минуту. Максимальная зафиксированная скорость – 190км/ч.

ГАЗ Торпедо, 1951



Вторым ключевым спорткар-проектом Смолина был ГАЗ Торпедо, для которого был создан новейший кузов из чистого листа алюминия + дюраль длиной 630см, шириной 207см, высотой 120см и массой 110 кг. Мотор был раскачан до 2487 кубических сантиметров и разгонял машину до 191км/ч. Своего «газовского» собрата Торпеда не превосходила, зато в отличие от остальных концепт-каров 1950-х «Газ-Торпедо» сохранился до наших дней и находится в музее.

ЗИС 112, 1951



Успехи «горьковцев» в деле гоночного автомобилестроения заставили их главных конкурентов Завод имени Сталина вмешаться в соцсоревнование. Так появился ЗИС 112, вдохновленный американским GM LeSabre и за свой внешний вид прозванный “циклоп”. Кроме единственной фары на радиаторе “сталинский” спорткар отличался следующими характеристиками: две с половиной тонны веса, шесть метров длины, 180л.с. под капотом и максимальная скорость 200км/ч. Всего было выпущено пять экземпляров, ни одного не сохранилось.

ГАЗ Стрела, 1954



В 1954-м гениальный Смолин опередил западных коллег и сконструировал болид, оснащенный реактивным авиационным двигателем - «Стрела» потенциально могла бы разогнаться до 500км/ч, однако взлетно-посадочной полосы аэродрома не хватило и стартовый заезд закончился аварией. Гонщик Метелев сравнительно легко отделался, сломав палец на ноге, а вот болид пострадал очень серьезно, хотя успел показать скорость выше 300км/ч.

Звезда 5, 1955



Научный автомоторный институт кроме теории занимался практикой и производил широкий спектр автомобилей. В 1955-м НАМИ представил публике концепт «Звезда 5»: 3250мм в длину, 1250мм в ширину, 820мм в высоту, 360 кг и скорость до 200км/ч.

НАМИ 050 Белка, 1955



Вторым заметным произведением НАМИ была “белка на колесах” ученого, журналиста и автоконструктора Юрия Долматовского, который пытался сделать свой проект всенародным автомобилем, но не нашел понимания у собственного руководства. Однако разработки Долматовского печатали в зарубежных журналах, откуда идеи советского ученого позаимствовали специалисты из Chevrolet и использовали для производства Corvair Greenbrier. Пророк и его отечество...

Москвич Г2, 1956



Москвич-Г2 Гладилина и Окунева был построен в единственном экземпляре в 1956-м и конструкцией почти полностью совпадал с произведенным на год раньше Г1. Изменился лишь форсированный двигатель (75 л.с.) и появился более обтекаемый алюминиевый кузов с закрытыми колесами. Аэродинамическая конструкция позволяла модели Г2 показать рекордные 223км/ч.

Звезда 6, 1957



Очередная “звездная” модель НАМИ вышла с конвейера в 1957-м достигала четырех с половиной метров длины, 420 килограммов массы и скорости 200 км/ч.

ХАДИ 5, 1960



В первой украинской столице бросили вызов московским концепт-карам и с начала 1950-х под руководством инженера Никитина занимались производством гоночных автомобилей. В 1960-м харьковчане собрали самый известный и успешный болид ХАДИ-5: независимая подвеска на все четыре колеса, четыре цилиндра, двигатель 3000 кубических см и мощностью 126л.с., длина – 4.25м, масса – 550кг, скорость – 290км/ч.

ВАЗ Porsche 2103, 1976



В 1975-м Эрнст Фурманн, председатель совета директоров Порше, договорился с Виктором Поляковым, министром советского автопрома, о трехлетнем сотрудничестве между Porsche и ВАЗом, в результате чего появился автомобиль ВАЗ-Porsche 2103. В первую очередь немцы занимались дизайном салона и кузова, заменив металл на пластик согласно последним европейским тенденциям и требованиям безопасности. Ещё немецкие дизайнеры снизили уровень внешнего и внутреннего шума, а также улучшили антикоррозионную защиту. Модель двигалась и выглядела прекрасно, однако у «вазовцев» уже был готов проект 2106, который выиграл заочный спор у совместной немецко-русской машины ввиду значительно меньшей стоимости производства.

Юна, 1977



Уникальный проект авто-энтузиаста Юрия Алгебраистова, который собрал Юну в собственном гараже. Начав работу над концептом в 1969-м, обладатель математической фамилии и гениальных мозгов закончил авто в 1977-м, завоевав вместе с “Юной” множество международных наград и уважение всего авто-сообщества. Однако признания специалистов оказалось недостаточно для запуска в массовое производство и было собрано только две Юна-модели, одна и сегодня жива-здорова и наездила полмиллиона километров русских дорог.

Панголина, 1980



Ещё один блестящий представитель советского “самавтопрома” под авторством инженера-электрика Александра Кулагина, который у себя дома сумел приготовить достойный ответ западным суперкарам DeLorean Lamborghini Countach. В своей родной Ухте Кулыгин в свободное время занимался с талантливыми пионерами в техническом кружке Дворца молодежи. С помощью своих юных коллег электрик сумел собрать автомобиль мечты – Панголину, которая сначала потрясла провинцию, а потом добралась до столицы и там также навела шороху. На финальной стадии работ автор уничтожил матрицы и его спорткар остался единственным образцом.

Лаура, 1982



В 1982-м на окраине Ленинграда двое молодых людей, Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов, закончили сборку собственной модели спортивного авто, которое талантливые любители окрестили «Лаурой»: ручная сборка, переднеприводная компоновка, кузов из стеклоткани и пенополистирола, пять мест, двигать от пятой Лады, коробка передач ЗАЗ-968, масса 1000кг, максимальная скорость 160км/ч, расход топлива – 6 литров на сто километров.

НАМИ Охта, 1986-87



Один из последних спортивных советских автомобилей, произведенный в перестроечной и почти распавшейся стране – НАМИ Охта Ленинградской лаборатории. Советский минивэн был построен на базе ВАЗ-21083 и расширен до семи мест с водительским креслом, разворачивающимся на 180 градусов, и последним сидением, превращающимся в столик. Охта славно покаталась по отечественным и зарубежным выставкам, произведя настоящий фурор на Женевском автосалоне. Правда, после Женевы таможенники не захотели без пошлины пропускать суперкар домой. В итоге концепт-минивэн НАМИ Охта простоял несколько лет на складе и был возвращен изобретателям в ужасающем состоянии.

Так закончил свой путь спорт-минивэн и подошла к финалу история гоночных авто СССР. Началась новая эпоха, чьи автомобильных героев мы представим в следующий раз.

Автомобильные гонки очень популярны в западных странах. Фирмы-производители традиционно вкладывают часть своей прибыли для того, чтобы продемонстрировать свои технологические возможности, а призовые места служат лучшей рекламой известных марок.

Такой профессии, как конструктор скоростных не существовало. Надобности в столь зрелищных соревнованиях не было, массовый потребитель постоянно находился в стесненных условиях. Когда автомобили продавались свободно, население не располагало деньгами, а как только нужные средства у части народа появились, куда-то подевались машины, несмотря на постоянный рост их производства. И все же энтузиасты находились.

Первый рекордный автомобиль Агитова

Евгений Агитов, первый конструктор скоростных автомобилей в СССР, решил создать машину, которая, ни много ни мало, смогла бы побить рекорд. Конструкторское бюро Горьковского автозавода в 1938 году возглавлял Андрей Липгарт, он горячо поддержал это начинание. В результате упорного труда двух талантливых инженеров на свет появилось чудо, названное рекордным автомобилем, так как гонки устраивать не было смысла за отсутствием достойных соперников. Официальный индекс ГАЗ-ГЛ1 расшифровывался как «Гоночный Липгарта». Агитов не возражал.

Базой для создания автомобиля послужила серийно выпускавшаяся «Эмка» ГАЗ-М1, но с существенными конструктивными изменениями. Первоначально добавив 15 «лошадок» за счет увеличения рабочего объема, а затем его заменили на более мощный, стосильный. Внешне машина стала совсем другой, своей аэродинамикой она напоминала фюзеляж достигла почти 168 км/ч, что, конечно, было неплохим результатом, но отнюдь не рекордом. В 1940 году ГЛ-1 разобрали в надежде сделать что-то лучшее, но вскоре началась война, и стало не до спорта.

Наша «Звезда» Пельтцера - самая быстрая!

После Победы в СССР начали поступать трофеи, в том числе и образцы бывшей вражеской техники. Этим обстоятельством удачно воспользовался Александр Пельтцер, другой конструктор скоростных автомобилей. В СССР на базе двигателя от спортивного мотоцикла фирмы DKW был построен болид «Звезда». Происходило это в 1946 году в созданном на тот момент ЦКБ «Главмотовелопрома», переименованном впоследствии в НАМИ. Немецкий мотор позже заменили на отечественный, и через пять лет «Звезда-М-НАМИ» установила девять мировых рекордов по скорости в разных категориях. Этому достижению способствовала возможность быстрой замены двигателя на другой, с объемом от 250 до 500 куб. см. Болид разгонялся до 215 км/ч (при 350 «кубиках»).

«Харьков» конструктора Лорента

В 50-е годы, когда наша страна вошла в международную автофедерацию FIA, проявил себя Эдуард Осипович Лорент, талантливый конструктор скоростных автомобилей. В СССР и за его пределами это имя стало знаменитым в 1960 году, когда он на построенном собственноручно болиде «Харьков-Л2» разогнался до 286 км/ч с хода на километровой дистанции, что и поныне считается непревзойденным достижением.

Сын Лорента Валерий, тоже конструктор автомобилей, на «Л-2» побил еще несколько международных рекордов и создал другие образцы скоростной автотехники, такие как «Харьков-Л3», первый в СССР «дрэгстер» (класс гоночных машин, стартующих с места и соревнующихся на коротких дистанциях), и «Харьков-Л4» (формульный класс).

Шестидесятые и семидесятые стали «золотым веком» советских строившихся в заводских условиях. Отличные результаты показал в 1976-1978 годы болид «БПС-Эстония», управлял которым В. Барковский, его конструктор. СССР еще раз продемонстрировал всему миру свои технологические возможности. Правда, в единичных экземплярах…