Мари монпансье биография. Биография. Где нужная остановка

Герцогиня де Монпансье: яблочко от яблони

Анна-Мария-Луиза Орлеанская, герцогиня де Монпансье, была старшей и единственной дочерью Гастона от его первой супруги Марии де Бурбон, герцогини де Монпансье, умершей в родах и оставившей в наследство своей малютке огромнейшее состояние. Так что, помимо высокого титула «первой принцессы крови», Анна была еще и феноменально богата. Она была богаче королей величайших мировых держав.

И это было ужасно.

Потому что найти при таких условиях достойного супруга оказалось очень нелегко. Анна выбирала придирчиво. Она была еще совсем юна, когда к ней сватался принц Уэльский. Но положение будущего Карла II было в ту пору крайне незавидным, - его отец воевал с парламентом, а сам Карл вместе с матерью вынужден был прозябать во Франции на правах бедного родственника. Кому нужен такой жених? Чуть позже Анна узнала, что скончалась супруга Фердинанда III, императора Священной Римской империи, и пожелала выйти за него замуж. Однако с этим ничего не вышло. Император предпочел ей другую. Расстроенная произошедшим, Анна сосредоточила все свои помыслы на другом кандидате, и это был ее кузен Людовик XIV.

Великая Мадемуазель родилась в 1627 году и была старше Людовика на одиннадцать лет, тем не менее она пламенно желала, чтобы он стал ее мужем, и питала на это большие надежды, терпеливо дожидаясь, пока суженый подрастет.

«Королева родила сына, и это рождение стало для меня новой радостью; я навещала ребенка каждый день и называла его «мой маленький муж». Королю доставляло удовольствие все, что я делала», - так пишет она в «Мемуарах».

Так же как и ее отец, Анна не отличалась большим умом, и в душе ее пылала жажда подвигов и приключений. Правда, в отличие от Гастона, она была, в сущности, невинным и романтичным созданием и никогда не умышляла подлостей. Все глупости, что она совершила, были сделаны честно, открыто и импульсивно.

Вслед за своим отцом мадемуазель де Монпансье вступила в ряды фрондеров, но она не плетет интриги и не вдохновляет на подвиги мужчин, как это делают другие дамы-бунтовщицы. Одетая в шлем и доспехи, Анна командует легкой кавалерией, и ей даже удастся захватить Орлеан.

Как участие в мятеже против короля сочеталось в ней с желанием выйти за него замуж, объяснить сложно. То ли Анна считала, что одно с другим никак не связано, - в конце концов, в событиях Фронды в разное время поучаствовали все члены королевской семьи, все близкие родственники Людовика, почему она должна оставаться в стороне? А может быть, она думала, что действительно совершает благое деяние, вставая на сторону ненавистников Мазарини, ибо от этого злодея, который, как упоминалось выше, «чарами и колдовством пагубно влиял на разум королевы», следовало как можно скорее избавиться.

Летом 1652 года, отправляясь воевать, Гастон, бывший в то время градоначальником Парижа, оставил вместо себя дочь, наделив ее всеми возможными полномочиями. Поэтому, когда 2 июля у стен столицы погибали остатки армии Конде, именно ей предстояло решить, что следует делать. И Анна приказала открыть Сент-Антуанские ворота и впустить принца и его людей в город. А так же дала команду артиллеристам Бастилии стрелять по армии Тюренна, прикрывая отступление.

Наблюдавший за ходом битвы с холмов Шаронн кардинал Мазарини иронично проговорил в тот момент:

Этот пушечный залп убил ее мужа.

И в самом деле, своим опрометчивым поступком Великая Мадемуазель разом перечеркнула все свои матримониальные планы. Людовик, конечно же, ее никогда не простит. Впрочем, - в любом случае, вряд ли бы он на ней женился…

Парижане горько пожалели, что впустили принца Конде. Он вел себя в городе будто завоеватель. Он напал на собравшийся в ратуше городской совет, заподозрив его в «мазаринистских настроениях». Сотни человек погибли в тот день. Его солдаты занимались грабежами, насиловали женщин и постепенно дезертировали. Парижане все больше ненавидели его, наконец окончательно понимая, что принцы ничуть не лучше Мазарини, а может быть, даже еще хуже. В конце концов Конде вынужден был бежать.

Можно сказать, что в этот день и закончилась Фронда.

Принц Конде бежал в Испанию. Герцог Орлеанский подписал документ о повиновении королю и о признании своей вины. Ему было не впервой раскаиваться и просить прощения. Поучаствовав во всех заговорах во времена правления Людовика XIII, он привык, что как бы сурово ни наказывали других заговорщиков, он всегда выйдет сухим из воды, его всегда простят, потому что он - брат короля, особа неприкосновенная. Так было и теперь. Гастону было предписано отправляться в ссылку, в свой замок в Блуа, что он и сделал.

Великая Мадемуазель тоже отправилась в ссылку, в свое поместье, где и начала писать знаменитые «Мемуары». Король позволил ей вернуться ко двору только через пять лет. Анне было уже за тридцать, молодость уходила, а с замужеством по-прежнему не складывалось. Свободных монархов, желавших связать свою жизнь с не очень юной и не особенно красивой принцессой не находилось, во Франции мадемуазель де Монпансье считалась бунтаркой, и ее сторонились.

Анне было уже под сорок, когда она вдруг страстно влюбилась в человека, совершенно ее недостойного: бедного, недостаточно знатного, да и характер имеющего совершенно отвратительный. Его звали Антуан Номпар де Комон, граф де Лозен.

Принцесса влюбилась так сильно, что захотела выйти замуж несмотря ни на что.

«Мадам де Севинье в одном из своих знаменитых писем рассказывает о сильнейшем шоке, потрясшем двор, когда выяснилось, что наглец Лозен вознамерился жениться на Великой Мадемуазель, - пишет Жорж Ленотр в книге «Повседневная жизнь Версаля при королях». - Боже, какой срам: принцесса королевской крови, внучка Генриха IV, двоюродная сестра Людовика XIV! Это случилось в 1670 году. Ее Высочество была пятью годами старше этого проходимца, в которого влюбилась пылко, безумно, будто опоенная каким-то зельем. Это была внезапно вспыхнувшая, воистину роковая страсть.

Невероятная богачка, она принялась осыпать своего любимца подарками; привычный к милостям судьбы, тот позволял их делать. И это были вовсе не пряжки для башмаков или булавки для жабо, но сначала графство д’Ю, первое пэрство Франции, потом герцогство Монпансье, затем Сен-Фаржо, за ним герцогство Шательро; в целом - 22 миллиона сеньориального дохода, то есть 50 миллионов по нынешним деньгам. «Вот это и есть любовь?» - как сказал бы Фигаро.

Свадьба принцессы с этим донжуаном была делом решенным. Сам король дал согласие: скорее всего, движимый застарелой обидой, засевшей в нем еще со времен Фронды, он был не прочь позволить кузине совершить глупость, в которой она не замедлит раскаяться. Но всемогущая в те поры фаворитка мадам де Монтеспан в интересах семейной чести наложила на брак свое вето.

Влюбленную Мадемуазель трясло от негодования, в отчаянии она каталась по полу и испускала душераздирающие вопли. Куда более хладнокровный Лозен был, тем не менее, тоже задет. В один прекрасный день он проник к своей обидчице и нанес ей дикое оскорбление. Никогда в старых стенах Сен-Жерменского замка, где произошла эта сцена, не раздавались подобные обвинения: мадам де Монтеспан пришлось услыхать, как ее называют «потаскухой», «падалью», «дрянью». И это еще наиболее приличные эпитеты. Выпустив таким способом свой гнев, Лозен оставил фаворитку в слезах, почти без чувств. В этом состоянии ее застал король и выяснил причину волнения. В тот же вечер Лозен был арестован и отправлен в далекую крепость Пиньероль».

В заключении Лозен томился десять лет, пока наконец мадемуазель де Монпансье не удалось выкупить его у короля. Выкуп был солидный, - Анна отдала часть своих владений сыну Людовика и мадам де Монтеспан, герцогу дю Мэн.

Лозену было пятьдесят, а Анне пятьдесят четыре года, когда они тайно обвенчались. Но брак не продлился долго. Супруг вел себя по отношению к ней так отвратительно, что принцесса вскоре порвала с ним и, когда он скончался, даже отказалась присутствовать на его похоронах.

Из книги Любовь к истории (сетевая версия) ч.3 автора Акунин Борис

Яблоко от яблони 14 октября, 2011Всем более или менее ясно, что гениальность по наследству не передается, законы генетики тут не действуют, на детях талант отдыхает, эт цетера. И всё же потомки великих людей вызывают у нас повышенный интерес: мы смотрим на них и ждем

Из книги Царица Прасковья автора Семевский Михаил Иванович

III. Царевна и герцогиня Анна Ивановна …Государыня моя тетушка… содержи в своей неотменай милости: ей, ей, у меня краме тебя, свет мой, нет никакой надежды!., (матушка моя, царица Прасковья) гневна на меня; и мне, свет мой, печална, што нас мутят… и ни чем не могу радоваца; толка

Из книги От Анны де Боже до Мари Туше автора Бретон Ги

Из книги Знаменитые морские разбойники. От викингов до пиратов автора Баландин Рудольф Константинович

«Герцогиня из Гонконга» Так назывался фильм великого Чарли Чаплина по мотивам судьбы мадам Шан Вонг, в роли которой выступила Софи Лорен. В СССР был снят фильм, где ту же героиню сыграла Ирина Мирошниченко. С таким же успехом можно было использовать любую актрису:

Из книги Ружья, микробы и сталь [Судьбы человеческих обществ] автора Даймонд Джаред

Глава 8. Яблони или индейцы Только что мы узнали, с чего начиналось окультуривание диких видов растений в нескольких регионах - шаг, имевший огромные и непредсказуемые последствия для образа жизни обитателей этих регионов, а также для того, какое место в истории займут их

Из книги Чехия и чехи [О чем молчат путеводители] автора Перепелица Вячеслав

Из книги Лукреция Борджиа. Эпоха и жизнь блестящей обольстительницы автора Беллончи Мария

Из книги Диана де Пуатье автора Эрланже Филипп

Из книги Повседневная жизнь итальянской мафии автора Кальви Фабрицио

Яблоко от яблони… В молодости отец Сальваторе Конторно был членом мафии. До 1950 года Антонио Конторно входил в распущенную сегодня «семью» мафиози, которая контролировала часть территории Бранкаччо. После роспуска «семьи» по неустановленным причинам человек этот был

Из книги Пропавшая история автора Подъяпольский Алексей Григорьевич

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ Его дед получил при рождении имя Темучин. Вихрем пронеслись по миру воины Чингисхана: китайцы, корейцы, индийцы, персы, таджики, русские, поляки, венгры, хорваты - миллионы людей полегли под ударами кривых сабель. Поля, усеянные человеческими костями,

Из книги Солдаты неба автора Ворожейкин Арсений Васильевич

«Расцветали яблони и груши…» Два месяца учебы позади. Молодые летчики введены в строй. Полк снова начал боевую работу.Шло успешное освобождение Правобережной Украины. С особым упорством враг цеплялся за берег Днепра южнее Киева, в районе Корсунь-Шевченковского. Здесь

Из книги Штурмовики идут на цель автора Гареев Муса Гайсинович

Глава пятая Три яблони у отчего дома Гости из Энгельса находились у нас недолго. Вместе со мной в школу военных летчиков прибыло еще несколько парней. Был среди них и мой приятель по палатке. Петров, наконец, сжалился над ним и разрешил ему летать. На отборочных полетах он

Из книги Алиенора Аквитанская. Непокорная королева автора Флори Жан

3 Герцогиня Аквитании и Нормандии Впервые Алиенора оказалась свободной женщиной. Однако в середине XII в. женщина практически не имела возможности сохранить свою свободу, особенно если речь шла о наследнице фьефа или домена, нуждающегося в управлении или еще больше

Из книги Русские исторические женщины автора Мордовцев Даниил Лукич

X. Анна Петровна, герцогиня Голштинская В то время, когда культурные начала общественной жизни западной Европы, с наступлением XVIII столетия, как бы силой ворвавшись в неподвижный дотоле строй русской жизни, выводили русскую женщину из терема, моленной и кладовой, вырывали

автора

Глава II Любимая дочь русского царя - герцогиня Голштинская Когда в ночь на 28 января 1725 года Петр I лежал в предсмертной агонии, сенаторы и другие высшие сановники государства собрались во дворце для решения вопроса о преемнике престола. Спорили долго.Этот вопрос

Из книги Брачные союзы Дома Романовых автора Манько Александр Васильевич

Герцогиня Курляндская В исторической летописи России период царствования императрицы Анны Иоанновны (1730–1740) является одним из самых печальных. С восшествием на престол этого последнего отпрыска бояр Романовых по прямой линии, которое сопровождалось многими весьма

Носивший титул Месье , был младшим сыном короля Генриха IV . Таким образом Анна приходилась двоюродной сестрой Людовику XIV . Мать, Мария де Бурбон , герцогиня де Монпансье была правнучкой 1-го герцога Монпансье и унаследовала от предков огромное состояние с большим числом титулов. Она умерла при родах Анны. Девочка воспитывалась при дворе короля Людовика XIII под опекой его жены Анны Австрийской .

Личная жизнь

Будучи принцессой королевской крови и наследницей огромного состояния, оставленного матерью, она, казалось, представляла блистательную партию. Одним из первых ухажёров герцогини де Монпансье был принц Уэльский, будущий король Англии Карл II , который тогда вынужден был находиться во Франции, пока его отец старался удержать власть в Англии . Однако Анна посчитала кандидатуру принца в изгнании недостаточно подходящей. К тому же в мае она узнала, что скончалась Мария Анна Испанская , сестра королевы Анны, оставив императора Фердинанда III вдовцом. Тогда ей пришла в голову идея стать императрицей, выйдя за него замуж. Однако дело со сватовством не продвигалось, и в конце выяснилось, что император собирается жениться не на ней, а на эрцгерцогине Тирольской . Анна была обижена на придворных, когда узнала, что они скрывали от неё истинное положение дел.

Анна Мария Луиза не оставляла мысли об удачном браке. Она решила выйти замуж за своего кузена Людовика XIV , который был на десяток лет моложе её. Но её надеждам не суждено было сбыться, герцогиня прониклась идеями Фронды . Как и её отец, она встала на сторону фрондёров, чему немало способствовала неприязнь к кардиналу Мазарини , которого она считала виновным в неудавшемся браке. Во Фронде принцев Анна присоединилась к силам Великого Конде . Её действия во время вооруженных стычек в Париже были очень решительными. Она не только номинально командовала одной из армий на стороне принцев, но и лично участвовала в военных действиях. 2 июля герцогиня спасла принца Конде и его людей, стреляя из пушек по королевским войскам и контролируя ворота в город. В конце 1652 года , когда королева-регентша Анна Австрийская и Мазарини восстановили власть, Анна вместе с другими фрондёрами была выслана из столицы. Только в 1657 году , получив прощение короля, она вновь появилась при дворе. Мадемуазель была все ещё не замужем, но свататься к ней никто не спешил, ввиду её бунтарского прошлого. Да и первая молодость принцессы уже прошла. Ей было почти сорок, когда её внимание привлек Антуан Номпар де Комон , сын худородного графа Лозена и Шарлотты, дочери Анри-Номпара де Комона Ла Форса . В 1670 году Мадемуазель торжественно потребовала разрешение короля выйти замуж за Лозена. Людовик понимал, что нельзя допустить свадьбу кузины с любым из принцев, так как внушительное приданое и статус Анны сделают жениха слишком влиятельным. Поэтому он разрешил ей вступить в брак с рядовым дворянином. Однако не все при дворе были согласны с решением короля. По неизвестной причине через год, в декабре , последовал арест Лозена, следующие десять лет он провел в Пинероло , и Анна изо всех сил старалась освободить его оттуда. Десять лет спустя герцог был освобожден после того, как Анна согласилась отдать Домб и некоторые другие свои владения внебрачному сыну короля Луи Огюсту . Пожилые любовники (в , когда Лозен был выпущен, ему было почти пятьдесят, а Анне было пятьдесят четыре) тайно обвенчались. Но герцог презрительно относился к жене, и после нескольких случаев явного неуважения Анна Мария Луиза порвала с ним все отношения и отказалась видеть его даже на её смертном одре.

Последние годы

Герцогиня жила в течение нескольких лет в Люксембургском дворце , где она умерла 3 апреля 1693 года года. Анна Мария Луиза была похоронена в аббатстве Сен-Дени ; её могила, как и многие другие, была разграблена во время Великой французской революции . Сердце герцогини было передано на хранение в церковь Валь-де-Грас .

Мемуары

В последние годы жизни она писала мемуары, которые начала, когда была в немилости, тридцатью годами ранее. Её воспоминания, впервые опубликованные в 1729 году , имеют большую литературную и историческую ценность, несмотря на то, что они эгоцентричны и чрезвычайно отрывочны. Автор воспоминаний уделяет внимание не столько историческим событиям, сколько живописным эпизодам из собственной жизни. Мемуары позволяют представить себе знаменитостей XVII века - Людовика XIV , Анну Австрийскую , Гастона Орлеанского , принца Конде , Генриетту Английскую - в их домашнем, бытовом обличье. Портрет знаменитой королевы Христины Шведской , посетившей Францию в 1656 году , представляет большой интерес для историка костюма:

«На ней была юбка из серой шёлковой ткани с золотыми и серебряными кружевами, камлотовое полукафтанье огненного цвета с кружевами того же цвета, что и юбка, и маленькая косичка - золотая, серебряная и чёрная; также на юбке был завязанный платок из генуэзского кружева с бантом огненного цвета: светлый парик, а сзади кольцо, как носят женщины; шляпа с чёрными перьями, которую она держала в руках.» (Пер. В. Д. Алташиной )

В своих мемуарах мадемуазель де Монпансье довольно успешно смешивает разные жанры - дневник , роман , новелла , комедия , фарс .

Титулы

Анна с рождения имела титул Мадемуазель , который носила старшая незамужняя дочь герцога Орлеанского. Её отец, герцог Орлеанский, носил титул Месье , а впоследствии, когда на трон взошёл Людовик XIV , Гастон стал именоваться Великий Месье, чтобы отличать его от племянника, брата Людовика XIV Филиппа Анжуйского, который получил титул Малого Месье. Вслед за отцом Анна также прибавила к титулу приставку Великая (Гранд) (фр. La grande Mademoiselle ), именно под этим именем она известна в романах Дюма .

Анна унаследовала от матери владения и титулы, среди которых:

  • Герцогиня де Монпансье , Сен-Фаржо, Шательро, Бопрео;
  • Принцесса де Домб , Люк, ля Рош-сюр-Ион, Жуанвиль;
  • Дофина д"Овернь ;
  • Маркиза де Мезьер;
  • Графиня д’Э , Форез, Мортен, Бар-сюр-Сен;
  • Виконтесса д’Ож, Бресс, Домфрон;
  • Баронесса де Божоле, Монтегю-ан-Комбрай, Мирбо, Рош-ан-Ренье, Тьер-ан-Овернь.

Напишите отзыв о статье "Анна де Монпансье"

Примечания

Литература

  • (фр.)
  • Алташина В. Д. Искусство светской беседы: «Мемуары» Великой мадемуазель // Поэзия и правда мемуаров (Франция, XVII-XVIII вв.). - СПб. : РГПУ имени А. И. Герцена, 2005. - С. 87-108.

Отрывок, характеризующий Анна де Монпансье

– Всё равно одна, без моих друзей… И хочет, чтобы я не боялась.
Тон ее уже был ворчливый, губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выраженье. Она замолчала, как будто находя неприличным говорить при Пьере про свою беременность, тогда как в этом и состояла сущность дела.
– Всё таки я не понял, de quoi vous avez peur, [Чего ты боишься,] – медлительно проговорил князь Андрей, не спуская глаз с жены.
Княгиня покраснела и отчаянно взмахнула руками.
– Non, Andre, je dis que vous avez tellement, tellement change… [Нет, Андрей, я говорю: ты так, так переменился…]
– Твой доктор велит тебе раньше ложиться, – сказал князь Андрей. – Ты бы шла спать.
Княгиня ничего не сказала, и вдруг короткая с усиками губка задрожала; князь Андрей, встав и пожав плечами, прошел по комнате.
Пьер удивленно и наивно смотрел через очки то на него, то на княгиню и зашевелился, как будто он тоже хотел встать, но опять раздумывал.
– Что мне за дело, что тут мсье Пьер, – вдруг сказала маленькая княгиня, и хорошенькое лицо ее вдруг распустилось в слезливую гримасу. – Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты ко мне так переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь. За что?
– Lise! – только сказал князь Андрей; но в этом слове были и просьба, и угроза, и, главное, уверение в том, что она сама раскается в своих словах; но она торопливо продолжала:
– Ты обращаешься со мной, как с больною или с ребенком. Я всё вижу. Разве ты такой был полгода назад?
– Lise, я прошу вас перестать, – сказал князь Андрей еще выразительнее.
Пьер, всё более и более приходивший в волнение во время этого разговора, встал и подошел к княгине. Он, казалось, не мог переносить вида слез и сам готов был заплакать.
– Успокойтесь, княгиня. Вам это так кажется, потому что я вас уверяю, я сам испытал… отчего… потому что… Нет, извините, чужой тут лишний… Нет, успокойтесь… Прощайте…
Князь Андрей остановил его за руку.
– Нет, постой, Пьер. Княгиня так добра, что не захочет лишить меня удовольствия провести с тобою вечер.
– Нет, он только о себе думает, – проговорила княгиня, не удерживая сердитых слез.
– Lise, – сказал сухо князь Андрей, поднимая тон на ту степень, которая показывает, что терпение истощено.
Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице ее показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом.
– Mon Dieu, mon Dieu! [Боже мой, Боже мой!] – проговорила княгиня и, подобрав одною рукой складку платья, подошла к мужу и поцеловала его в лоб.
– Bonsoir, Lise, [Доброй ночи, Лиза,] – сказал князь Андрей, вставая и учтиво, как у посторонней, целуя руку.

Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою рукой.
– Пойдем ужинать, – сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери.
Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля, начал говорить:
– Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным… А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Да что!…
Он энергически махнул рукой.
Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга.
– Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя.
Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения.
– Ты не понимаешь, отчего я это говорю, – продолжал он. – Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, – сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. – Ты говоришь Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis tres aimable et tres caustique, [Я очень мил и очень едок,] – продолжал князь Андрей, – и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины… Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguees [все эти женщины хорошего общества] и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда показываются все так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей.
– Мне смешно, – сказал Пьер, – что вы себя, вы себя считаете неспособным, свою жизнь – испорченною жизнью. У вас всё, всё впереди. И вы…
Он не сказал, что вы, но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждет от него в будущем.
«Как он может это говорить!» думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу.
В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали.
– Je suis un homme fini, [Я человек конченный,] – сказал князь Андрей. – Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, – сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям.
Улыбка эта в то же мгновение отразилась на лице Пьера.
– А обо мне что говорить? – сказал Пьер, распуская свой рот в беззаботную, веселую улыбку. – Что я такое? Je suis un batard [Я незаконный сын!] – И он вдруг багрово покраснел. Видно было, что он сделал большое усилие, чтобы сказать это. – Sans nom, sans fortune… [Без имени, без состояния…] И что ж, право… – Но он не сказал, что право. – Я cвободен пока, и мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать. Я хотел серьезно посоветоваться с вами.
Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, всё таки выражалось сознание своего превосходства.
– Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё…
– Que voulez vous, mon cher, – сказал Пьер, пожимая плечами, – les femmes, mon cher, les femmes! [Что вы хотите, дорогой мой, женщины, дорогой мой, женщины!]

На протяжении многих веков война была любимым мужским занятием. Однако традиция участия женщин в войнах также имеет очень давнюю историю и отнюдь не является феноменом XX века.

Если реальность существования амазонок еще требует серьезных доказательств, то присутствие женщин в составе вооруженных формирований Древней Спарты – документально установлено, а в Древнем Китае и Индии отряды женщин охраняли императоров. Женщины участвовали в походах Александра Македонского, а римский историк Тацит описывал кельтское войско, противостоящее римлянам, в составе которого было много женщин. Историки установили, что у германцев, сарматов и у других индоевропейских народов женщины не только участвовали в боевых действиях, но и возглавляли воинские отряды.

О самых известных воительницах прошлого и настоящего рассказывает очередная книга серии.

Герцогиня де Монпансье: стрельба в центре Парижа

Среди наиболее известных женщин-воительниц этой эпохи следует назвать еще одну знатную даму, прославившуюся тем, что она стреляла из пушек в самом центре Парижа. Речь идет об особе королевских кровей – герцогине Анне-Марии-Луизе Орлеанской, или, как ее еще называли, Великой Мадемуазель. Она была второй дочерью Гастона Орлеанского, брата короля Людовика XIII, и имела титул герцогини де Монпансье (duchesse de Montpensier) .

Именно эта милая во всех отношениях дама, родившаяся в 1627 году, в один прекрасный день приказала коменданту Бастилии открыть огонь из пушек по королевским войскам.

Чтобы понять причину этого, следует обратиться к истории Фронды . Когда Гастон Орлеанский в союзе с принцем де Конде присоединился к делу Фронды принцев, Анна-Мария-Луиза последовала за отцом. К 1650 году во Франции сложились две основные фрондерские аристократические группировки: во главе одной из них встал принц де Конде, главой другой был герцог Орлеанский, постоянный участник всех антиправительственных заговоров. В группировку Гастона Орлеанского входили также коадъюторы архиепископа Парижского Поль де Гонди, герцог де Бофор, маркиз де Шатонёф, знаменитая интриганка герцогиня де Шеврёз и другие.

Особенно ненавистным для знати стал первый министр короля кардинал Джулио Мазарини – безродный чужестранец, без малейшего на то права получивший громадную власть в стране, власть, которая столетиями принадлежала дворянству.

Фрондеры надеялись, что им удастся отстранить Мазарини от дел.

Но 18 января 1650 года принца де Конде арестовали и поместили в Венсеннский замок. Вместе с ним были арестованы принц де Конти и герцог де Лонгвилль.

Арест кардиналом Мазарини высокомерного и властного Конде стал толчком к росту недовольства знати, особенно светских дам, в том числе сестры Конде Анны-Женевьевы де Бурбон, герцогини де Лонгвилль, и кузины короля герцогини де Монпансье.

Сторонники принца решили бороться за его освобождение. Так началась Фронда принцев.

Герцогиня де Лонгвилль постаралась поднять восстание в Нормандии, но ей это не удалось. Настоящее восстание, поддержанное испанцами, находившимися в состоянии войны с Францией, началось в Бордо. Армия короля тут же приступила к осаде города.

Парижские фрондеры, опасаясь, как бы падение Бордо ни укрепило еще больше позиции правительства, постарались добиться открытия мирных переговоров. 28 сентября 1650 года был заключен мир. Но освобождения принца де Конде добиться не удалось.

6 февраля 1651 года кардинал Мазарини был вынужден покинуть Париж и удалиться в Сен-Жермен, откуда продолжал управлять делами государства. Парламент объявил Мазарини врагом Франции и народа и предписал ему покинуть королевство, что тот и вынужден был сделать.

После этого принц де Конде был освобожден. Но вскоре король издал указ, обвинявший его в государственной измене и связях с врагами-испанцами. Принц решил начать войну и подписал с испанским королем Филиппом IV договор о взаимопомощи.


Военные действия велись с переменным успехом, но в целом – не в пользу принца.

Землю Франции топтали шесть армий в тщетных порой поисках друг друга: армия принца де Конде, королевская армия под командованием маршала Тюренна, армия Гастона Орлеанского, армия герцога де Бофора, армия герцога Лотарингского и, наконец, армия кардинала Мазарини, который из немецких земель послал королеве подкрепление.

В начале 1652 года армии фрондеров потерпели ряд неудач. Отличилась лишь одна герцогиня де Монпансье, вдохновленная подвигами герцогини де Лонгвилль, которой удалось завладеть Орлеаном.

Однако влияние герцогини де Монпансье на военные операции не всегда было счастливым. Так, например, 3 мая 1652 года под Этампом она потребовала, чтобы армия принца де Конде построилась к бою. Многие полководцы потом сурово осуждали эту опасную демонстрацию, осуществленную буквально на глазах у маршала Тюренна.

Но и у мужчин дела обстояли не лучше. Принц де Конде и герцог Орлеанский не могли согласовать свои действия. В результате Гастон Орлеанский начал вести с двором тайные переговоры.

Принц де Конде решил поставить на карту все. Теснимый королевской армией, он двинул свои войска к Парижу, где в Сент-Антуанском предместье 2 июля вступил в сражение с маршалом Тюренном, решившим остаться верным королю. Сент-Антуанские ворота оказались запертыми, а герцог Орлеанский не дал никакого распоряжения об оказании помощи Конде.

И вот в этот момент герцогиня де Монпансье отправилась в ратушу и стала призывать парижан к оружию. Затем она послала узнать, на чьей стороне комендант Бастилии. Им был в то время Лувьер, сын советника Брусселя, и он ответил, что, если бы у него был письменный приказ герцога Орлеанского, он бы исполнил все распоряжения герцогини. Тогда Великая Мадемуазель, взяв полученную у отца бумагу, сама отправилась в крепость, где прежде ей бывать не случалось. Переговорив с Лувьером и желая осмотреть поле боя, она поднялась на одну из башен Бастилии. С помощью подзорной трубы она увидела скопление людей на высотах Шарона, разглядела кареты и убедилась, что именно там находится король, королева и весь двор. Несколько далее, около Баньоле, королевская армия сосредотачивалась для очередной атаки. Герцогиня увидела, как генералы разделили кавалерию, намереваясь отрезать принцу де Конде сообщение между рвом и предместьем, и немедленно послала слугу уведомить об этом принца, который, воспользовавшись затишьем, сам уже смотрел на эти движения с колокольни аббатства Сент-Антуан. Он приказал генералам, командовавшим отдельными частями его армии, собрать войска и стать лицом к лицу с неприятелем, а слуга вернулся к герцогине объявить, что Конде продолжает на нее надеяться. В это время она уже распоряжалась наведением пушек Бастилии на королевские войска.

Более того, она встала у одной из пушек, стала наводить ее на наступавших и подносить огонь к запальному фитилю, торжествующе крича при каждом громовом ударе пушечного выстрела и потом восторженно следя за полетом ядра.

Глядя со стен Бастилии на разорванные тела вражеских солдат, которые тоже были французами, герцогиня де Монпансье ликовала, требуя, чтобы ей подносили все новые и новые ядра.

В это время кардинал Мазарини, уверенный в победе, воскликнул:

– Славно! Пушки Бастилии стреляют по войскам Конде!

– Не ошибаетесь ли вы, милостивый государь? – заметил в ответ кто-то. – Скорее всего, эти пушки стреляют по королевской армии!

– Может быть, – сказал кто-то другой, – герцогине де Монпансье вздумалось посетить Бастилию и пушки стреляют в ее честь?

Но маршал Вильруа догадался, в чем дело, и, поникнув головой, с грустью резюмировал:

– Если герцогиня в Бастилии, то, поверьте, не в ее честь стреляют, а она стреляет!

Вскоре все выяснилось, и королева поклялась в вечной ненависти к герцогине де Монпансье. А та, прибыв затем к Сент-Антуанским воротам, не только склонила горожан впустить принца де Конде и его армию, но и умудрилась уговорить их выйти из города и стрелять по противнику, пока не войдут внутрь его войска.

Только благодаря поддержке гецогини де Монпансье Конде удалось одержать победу, понеся при этом значительные потери. Вечером в Люксембургском дворце состоялся большой праздник. Все превозносили герцогиню де Монпансье за ее подвиги, славили принца де Конде. Сам же принц сказал, что это сражение было самым жестоким из всех, в каких он принимал участие.

Впрочем, положение в Париже вскоре осложнилось. Столица была осаждена войсками короля. Народ голодал. Недовольство парижан вылилось в стихийный бунт и кровавую резню в городской ратуше.

Принц де Конде быстро сумел навести порядок. Генеральным наместником государства и «блюстителем французской короны» провозгласили Гастона Орлеанского. Комендантом Парижа был назначен герцог де Бофор. Таким образом, власть в столице на некоторое время захватила аристократическая верхушка.

Именно на некоторое время, ибо уже 21 октября 1652 года король и королева торжественно вступили в Париж, а 3 февраля 1653 года вернулся кардинал Мазарини. В августе в Бордо был подавлен последний очаг сопротивления. Дворянской Фронде пришел конец.

После сдачи Парижа маршалу Тюренну герцогиня де Монпансье бежала и только в 1657 году смогла возвратиться в Париж.

В 42 года она страстно влюбилась в молодого графа де Лозёна; на брак их было дано согласие Людовика XIV, но он не состоялся, так как вследствие разных придворных интриг де Лозён был заключен в тюрьму. Через десять лет он был освобожден благодаря хлопотам герцогини. Говорят, что брак между ними был заключен, но тайно и ненадолго: через пять лет супруги расстались.

Герцогиня де Монпансье оставила «Мемуары», весьма важные для истории Фронды и характеристики нравов двора того времени.

Она умерла 5 апреля 1693 года. Все ее наследство вместе с титулом перешло к Филиппу Орлеанскому, брату Людовика XIV.

24 марта 2012, 13:31

Анна Орлеанская, герцогиня де Монпансье, близкая родственница трех французских королей была, несомненно, одной из самых ярких женщин своей эпохи. Анна - одна из немногих дам, чей образ сохранился в истории не только благодаря высокому происхождению. Эта эксцентричная женщина интересна прежде всего своим сильным характером, незаурядным талантом и весьма необычной биографией. Анна Мария Луиза Орлеанская (29 мая 1627 - 3 апреля 1693) - французская принцесса королевской крови, герцогиня де Монпансье. Приходилась племянницей Людовику XIII. Также известная как «великая мадемуазель», активная участница Фронды, автор известных «Мемуаров». Анна родилась в Луврском дворце. Её отец, Гастон Орлеанский, носивший титул Месье, был младшим сыном короля Генриха IV. Таким образом Анна приходилась двоюродной сестрой Людовику XIV. Мать, Мария де Бурбон, герцогиня де Монпансье была правнучкой 1-го герцога Монпансье и унаследовала от предков огромное состояние с большим числом титулов. Она умерла при родах Анны. Девочка воспитывалась при дворе короля Людовика XIII под опекой его жены Анны Австрийской. Анна с рождения имела титул Мадемуазель, который носили незамужние внучки, племянницы и двоюродные сестры короля. Её отец, герцог Орлеанский, носил титул Месье, а впоследствии когда на трон взошёл Людовик XIV, Гастон стал именоваться Великий Месье чтобы отличать его от племянника, брата Людовика XIV Филиппа Анжуйского, который получил титул Малого Месье. Вслед за отцом Анна также прибавила к титулу приставку Великая (Гранд) (фр. La grande Mademoiselle), именно под этим именем она известна в романах Дюма. Обладая титулом и богатством, принцесса Анна, казалось, была «обречена» на выгодный брак. Оставалось только подыскать подходящую кандидатуру и сыграть роскошную свадьбу. Замужество Анны стало предметом торга между ее родственниками, когда девочка была еще маленькой. Королева Анна Австрийская и ее фаворит кардинал Мазарини предпочитали брак, который бы укрепил положение Франции на европейской арене. А отец Анны Гастон хотел выбрать зятя, который бы поддержал его собственные политические амбиции. Тогда шестнадцатилетняя Анна удивила всех, высказав собственное мнение о том, кого она хочет или не хочет видеть своим супругом. Одним из претендентов на руку герцогини де Монпансье был принц Уэльский, будущий король Англии Карл II. Он вынужден был находиться во Франции в то время, как его отец пытался удержать власть в родной стране. Однако принц в изгнании не соответствовал амбициям Анны. В своих мемуарах Гранд Мадемуазель писала: «Мое сердце и мои глаза смотрели на принца сверху вниз. Я чувствовала себя достойной императора». К тому же в мае 1646 она узнала, что скончалась Мария Анна Испанская, сестра королевы Анны, оставив императора Фердинанда III вдовцом. Тогда ей пришла в голову идея стать императрицей, выйдя за него замуж. Она решила изменить себя таким образом, чтобы максимально соответствовать вкусам своего потенциального супруга. Услышав, что император очень религиозен, Анна принялась укреплять свою веру. Она настолько серьезно увлеклась этим, что в какой-то момент решила посвятить свою жизнь служению Богу. В монастыре. Анна забыла даже о своих притязаниях на трон. Она, полная мыслей о самопожертвовании, готовилась к постригу. Однако дело со сватовством не продвигалось, и в конце выяснилось, что император собирается жениться не на ней, а на эрцгерцогине Тирольской. Анна была обижена на придворных, когда узнала что они скрывали от неё истинное положение дел. Анна Мария Луиза не оставляла мысли об удачном браке. Она решила выйти замуж за своего кузена Людовика XIV, который был на десяток лет моложе её. Но её надеждам не суждено было сбыться, герцогиня прониклась идеями Фронды. Как и её отец, она встала на сторону фрондёров, чему немало способствовала неприязнь к кардиналу Мазарини, которого она считала виновным в неудавшимся браке. В вооруженных стычках в Париже 24-летняя герцогиня де Монпансье проявила необыкновенную смелость. Она возглавила одну из повстанческих армий и лично принимала участие в боях. 2 июля 1652 герцогиня спасла принца Конде и его людей, стреляя из пушек по королевским войскам и контролируя ворота в город. Из ее мемуаров: По дороге в Люксембург, мы много разговаривали о том, что произошло этим днём; все развлекали меня тем, что перечисляли события. Монсеньер Принц выказал мне тысячу комплиментов и сказал Монсеньеру, что я сделала достаточно, чтобы заслужить его похвалы. Он приблизился ко мне и сказал, что удовлетворён мною; но нигде не чувствовалось той привязанности, которую он должен был испытывать по отношению ко мне. Я отнесла это на счёт сожаления по поводу того, что всё, что ему следовало совершить, сделала я, тем самым успокоившись относительно того безразличия, которое труднопереносимо, рассудив всё таким образом. Анна наслаждалась новой ролью, которую преподнесла ей судьба. В кругу мятежников она могла наконец-то полностью проявить всю силу и страстность своего характера. В иную эпоху эта сильная женщина могла вполне стать героиней революции, второй Жанной Д"Арк. Пребывая в лавах повстанцев, Анна влюбилась в принца Конде. Возможно, тут личная жизнь герцогини могла бы наконец-то наладиться, но… принц был уже женат. Анне пришлось лишь носить в своем сердце его героический образ и всячески поддерживать Конде в намерении занять трон. Вскоре королева-регентша с кардиналом Мазарини восстановили власть. За свои «приключения» во время Фронды Анне пришлось дорого заплатить: вместе с другими «фрондерами» она была выслана из Парижа.Анна провела много лет в своих владениях. В Сент-Ферго Анна организовала свой первый литературный салон. В просторной гостиной своего замка Гранд Мадемуазель устроила театр, который транс- формировался в бальный зал. Шесть месяцев в году в поместье жили музыканты и актеры. На представления и приемы Анна приглашала знатных особ своего круга, постепенно восстанавливая вокруг себя привычную атмосферу королевского двора. В Сент-Ферго Анна начала писать свои знаменитые «Мемуары», которые закончила только через тридцать лет. Её воспоминания, впервые опубликованные в 1729 году, имеют большую литературную и историческую ценность, несмотря на то, что они эгоцентричны и чрезвычайно отрывочны. Автор воспоминаний уделяет внимание не столько историческим событиям, сколько живописным эпизодам из собственной жизни. Мемуары позволяют представить себе знаменитостей XVII века - Людовика XIV, Анну Австрийскую, Гастона Орлеанского, принца Конде, Генриетту Английскую - в их домашнем, бытовом обличье. Описывая яркие эпизоды своей жизни во дворце, Гранд Мадемуазель словно переносилась в те счастливые, беззаботные дни. Она также написала несколько романов. Свой вклад в литературу и историю герцогиня де Монпансье сделала с присущей ей оригинальностью. На одном из приемов Анна предложила своим друзьям написать собственные литературные портреты. Сама герцогиня также приняла участие в забаве. Вначале она написала свой портрет, затем принялась и за других. Героями ее литературных упражнений стали самые известные люди Франции, среди которых были и Людовик XIV, и принц Конде. Результат получился довольно пикантным. Конечно, не следовало ожидать от этих произведений строгой правдивости. Вполне закономерно, что портреты были подслащены капелькой утонченной лести. Вскоре подобные литературные развлечения стали популярными во всей Франции. Именно благодаря герцогине де Монпансье литературные портреты вошли в моду. Развитие этого жанра в итоге сильно повлияло на всю французскую литературу. Вернувшись в Париж после пятилетнего изгнания, Анна возобновила свои литературные приемы, теперь уже в Люксембургском дворце. Получив через несколько лет прощение короля, Анна некоторое время пребывает в Версале. Она увлечена изучением итальянского языка, приобретает большое количество картин, увлекается флорентийской живописью. Но, несмотря на свой «неюный» возраст, герцогиня остается одна, без мужа. После возвращения в Париж герцоги- ня де Монпансье предпринимает еще несколько попыток обрести семейное счастье. Однако ее снова ожидает разочарование. Принц Филипп избирает себе другую невесту, а от короля Португалии Альфонса IV Анна мудро отказалась сама: он был психически нездоров. В этот период в переписке с подругой герцогиня описывает свои мечты об утопической стране, свобод- ной от любовной путаницы и «вульгарного института брака». Антуан Номпар де Комон, герцог де Лозен, маркиз де Пюйгилем. И вот, неожиданно, случилось нечто непредвиденное: сорокалетняя мадемуазель влюбилась! И, по иронии судьбы, избранник герцогини, когда-то метившей в императрицы, едва ли был ей ровней. Это был обычный придворный граф де Лозен, ко всему прочему еще и небогатый. Вся европейская аристократия, с интересом и долей иронии следившая за попытками Анны найти достойного мужа, была шокирована ее выбором. Однако счастливая герцогиня не обращала ни на кого внимания. Она добилась от Людовика XIV разрешения на неравный брак и начала готовиться к свадьбе. Но бракосочетание не состоялось: король отменил свое решение. Угрозы, просьбы, слезы, мольбы не повлияли на монарха. По неизвестной причине через год, в декабре 1671, последовал арест Лозена, следующие десять лет он провел в Пинероло, и Анна изо всех сил старалась освободить его оттуда. Десять лет спустя герцог был освобожден после того, как Анна согласилась отдать Домб и некоторые другие свои владения внебрачному сыну короля Луи Огюсту. Пожилые любовники (в 1681, когда Лозен был выпущен, ему было почти пятьдесят, а Анне было пятьдесят четыре) тайно обвенчались. К сожалению, брак продлился недолго: граф оказался вовсе не тем благородным мужчиной, которого так боготворила Анна. Он не уважал свою супругу, увлекался другими женщинами и быстро разрушил тот пьедестал, на который его возвела влюбленная герцогиня. Через три года совместной жизни Анна выгнала мужа, поставив точку в самом романтическом эпизоде своей жизни. Многие историки считают, что увлечение Лозеном было непростительной глупостью герцогини де Монпансье. В любом случае, после нескольких проявлений публичного неуважения Анна Мария Луиза порвала с ним все отношения и отказалась видеть его даже на её смертном одре. Ее сердце не знало полумер. В 1693 г Великая Мадемуазель заканчивает свою жизнь в Люксембургском дворце. В последние годы своей жизни герцогиня стала очень набожной, поэтому смерть она встретила с достоинством, как полагается истинному христианину. Герцогиню похоронили в аббатстве Сен-Дени, в склепе королей Франции. Могила была осквернена во время Великой Французской Революции. ердце герцогини было передано на хранение в церковь Валь-де-Грас. Источники.

Анна Мария Луиза Орлеанская, герцогиня де МонпансьеАнна Мария Луиза Орлеанская (29 мая 1627 - 3 апреля 1693) - французская принцесса королевской крови, герцогиня де Монпансье. Приходилась племянницей Людовику XIII. Также известная как Гранд Мадемуазель (или Великая Мадемуазель) , активная участница Фронды, автор известных «Мемуаров». Пьер Миньяр, портрет Анны-Марии-Луизы Орлеанской, герцогини де Монпансье. Обратите внимание, что на этом портрете она держит в руках портрет своего отца.
Воспитывалась Анна-Мария-Луиза при дворе короля Людовика XIII-го под опекой его жены Анны Австрийской, которая заботилась о ней куда больше, чем родной отец. Однако имея независимый характер, Большая Мадемуазель в конце-концов совершенно вышла из под опеки отца и тети.
Первым принцем, ухаживавшим за Анной-Марией-Луизой, был в 1647-ом году принц Уэльский (будущий король Англии Карл II), бежавший вместе с матерью во Францию, в то время как отец его с трудом удерживал свой трон в Англии во время Гражданской войны. Анна родилась в Луврском дворце. Её отец, Гастон Орлеанский, носивший титул Месье, был младшим сыном короля Генриха IV. Таким образом Анна приходилась двоюродной сестрой Людовику XIV. Мать, Мария де Бурбон, герцогиня де Монпансье была дочерью Генриха Монпансье и унаследовала от него огромное состояние и большое количество титулов. Она умерла при родах Анны. Девочка воспитывалась при дворе короля Людовика XIII под опекой его жены Анны Австрийской. Возможно, она и имела некоторые шансы стать королевой Франции, если бы не последующие события. Фронда! Борьба принцев крови против малолетнего короля и кардинала Мазарини. Гастон Орлеанский, старый бунтовщик и заговорщик, конечно же, не мог остаться в стороне от этих событий. Но его дочь умудрилась даже переплюнуть своего папочку, показав себя бесстрашной амазонкой. Будучи во главе отряда мятежников, она даже сама стреляла из пушки по королевским войскам. Но подобное поведение, увы, не принесло Большой Мадемуазели ничего хорошего. Во-первых, король Людовик XIV-ый, на всю свою жизнь запомнивший события Фронды, на такой вопиющий факт никак не мог закрыть глаза. Большой Мадемуазели пришлось после униженно просить прощения у короля, и хотя она это прощение получила, король всё равно не забывал ее участия в бунте против королевской власти. Конечно же, ни о каком браке между ними теперь и речи быть не могло. Мало того, и другие женихи больше не сватались к ней после событий Фронды. Кардинал Мазарини, узнав о ее стрельбе из пушек по королевским войскам, сказал, что этим "Мадемуазель убила своего мужа", предсказав тем самым, что богатейшей и знатнейшей невесте Франции грозит участь старой девы.
Хотя некоторое время спустя Анна-Мария-Луиза таки вернулась ко двору, ее там не особо жаждали видеть и лишь терпели ее присустствие. Как и предсказал Мазарини, свататься к ней никто из принцев французских и иностранных вовсе не спешил. А она ведь была принцессой крови, внучкой короля, так что все другие женихи были ниже ее по рождению, и брак с ними был бы для нее мезальянсом.
Но вот на пятом десятке Большая Мадемуазель вновь собралась замуж, причем по любви! Ее избранником стал Антуан Номпар де Комон, маркиз де Пюйгилем, герцог де Лозен.