Автомобильный эквалайзер. Эквалайзер для автомобильной аудиосистемы. Как работает эквалайзер

В последнее время, все больше автовладельцев желают украсить свое авто различными элементами тюнинга. Одним из распространенных видов такого усовершенствования есть установка светодиодной (неоновой) подсветки на разные части транспортного средства. Одни водители размещают ее под днищем автомобиля, другие украшают ею фары, а третьи вообще крепят на заднее стекло для отображения работы эквалайзера. Да-да, вы все правильно поняли, в настоящее время все большей популярности обретает графический автомобильный эквалайзер. В данной статье мы обязательно расскажем о его особенностях и принципе работы, но для начала давайте разберемся с тем, что такое автомобильный эквалайзер в широком смысле этого понятия.

1. Зачем нужен эквалайзер на авто

Многие из нас любят путешествовать в сопровождении любимой музыки, однако, автомобильный салон, в плане акустики, не самое выгодное место. Дело в том, что на пути звуковых волн постоянно возникают какие-то препятствия: они натыкаются на стекло, металлические или пластиковые детали интерьера транспортного средства. Кроме того, поглощением звука занимаются также сиденья и обивочный материал, не говоря уже о дорожном шуме, вибрации кузова и , исходящего от работающего двигателя. Все эти факторы значительно снижают «чистоту» и качество звучания, а посему даже самая дорогая и высококачественная магнитола, без применения эквалайзера теряет большинство своих преимуществ.

Эквалайзер – это специальное устройство, позволяющее увеличивать (либо уменьшать) громкость тех или иных зон частотного диапазона. Основной задачей прибора, есть улучшение акустического состояния звукового пространства, которое окружает слушателя. Другими словами, эквалайзер помогает избавиться от ненужных шумов и сделать звучание автомобильной магнитолы более качественным.

В список основных задач указанного устройства входит выравнивание «пиков» и «срезов» звука, которые возникают в результате складывающейся внешней акустической ситуации, а также, обеспечение хорошего слухового восприятия как можно большего количества звуковых частот. При правильной настройке прибора, он сможет помочь улучшить звучание автомобильной магнитолы в несколько раз. Кроме того, что бы получить хорошее качество звучания, необходимая правильная интенсивность работы определенных частот, в чем также может помочь эквалайзер. Одним словом, описанное устройство способствует созданию полной звуковой картины, такой приятной нашему уху. Что касается графических эквалайзеров, то кроме указанных достоинств, они еще и могут помочь украсить автомобиль красивым неоновым свечением.

Большинство современных акустических систем высокого уровня, не могут обойтись без использования эквалайзера, однако, применяют его, все же, не всегда. Давайте попробуем выяснить, когда же он реально необходим.

Само по себе, устройство незаменимо лишь тогда, когда нужно откорректировать звуковые полосы, в результате чего звук на них выравнивается и нормализируется, становясь объемным и кристально «чистым». В слуховом восприятии, часто становится непонятным, откуда именно исходит музыка, ведь она в буквальном смысле заполняет собой весь салон транспортного средства. Добиться дополнительной чистоты звучания акустической системы, эквалайзерам помогают так называемые встроенные кроссоверы. Однако, если Вы, к примеру, желаете поднять звучание только одной полосы на 12 децибел, одновременно снизив звучание другой на то же значение, то эквалайзер Вам тут не поможет, ведь скорее всего проблемы имеются в самой системе и для решения проблемы придется искать другие способы.

2. Как работает эквалайзер

Эквалайзер считается одним из самых старых и широко распространенных устройств для обработки звука, история которого началась еще в 30-х годах нашего века. Свое название прибор получил исходя из первоначального предназначения, согласно которому он был создан для выравнивания амплитудно-частотной характеристики канала передачи сигнала (англ. слово «equalize» означает «выравнивать»).

Необходимость в использовании эквалайзеров, впервые возникла при проведении опытов с передачи телефонных сигналов на большие расстояния. Дело в том, что высокочастотные провода имеют свойство намного сильнее ослаблять звуковые сигналы, нежели провода низкой частоты, вот и получается, что для восстановления естественного голосового тембра на приемном конце, нужно соответствующим образом скорректировать амплитудно-частотную характеристику.

С тех пор «утекло немало воды» и понятное дело, что первоначальный вид таких аппаратов изменился и усовершенствовался. Современный эквалайзер является электронным фильтром, чувствительным к различным частотам и имеющий возможность управлять ими. Этим понятием можно охарактеризовать и пассивные кроссоверы, которые в некоторой степени также подпадают под определение «эквалайзер». В конструкцию эквалайзера входит целая группа фильтров, позволяющих обрабатывать определенные характеристики частот звукового сигнала.

В наше время, эквалайзеры успешно применяются в разных сферах жизнедеятельности человека, одной из которых есть использования автомобиля. Если Вы желаете стать счастливым обладателем нестандартного решения в области тюнинга своего транспортного средства, то можете с уверенностью покупать графический эквалайзер, обычно устанавливаемый на заднее стекло авто. Не сомневайтесь, с этих пор Вы уже не останетесь незамеченным на дороге, особенно в вечернее время.

Светящийся в темноте эквалайзер представлен в виде тонкого, мягкого, прозрачного пластикового изделия, в конструкцию которого встроенный довольно долговечный источник света, обладающий высокой технологичностью. Управление графическим эквалайзером осуществляется с помощью модуля специального управления, оснащенного чувствительным к звуковым частотам сенсором. Кроме того, в его конструкцию, также, входит и регулятор сенсорной чувствительности. Если на Вашем автомобиле установлен , то чувствительность эквалайзера придется подрегулировать.

Описанное устройство имеет следующие особенности:

Его питание осуществляется от 12 Вольтной автомобильной сети, или же от прикуривателя;

Крепление к поверхности окна выполняется с помощью клейкой ленты или двухстороннего скотча;

Способно ритмично повторять музыкальные «движения»;

Гибкая лента изготавливается из прочного ПВХ.

Обратите внимание! При проведении самостоятельной установки, очень не желательно подключать ленту к магнитоле - это может вызвать сбои в ее работе (в движение, светящуюся «картинку» будет приводить драйвер, который считывает музыку).

Рассмотрим некоторые ключевые параметры графических эквалайзеров.

Размеры. Эта характеристика может объединять в себе устройства разных видов и цветовых сочетаний. Наиболее распространенным размером является значение 70*16 см., самому маленькому и дешевому варианту соответствует 45*11 см., а самому большому и дорогому – 114*30 см. Как видите, размеры позволяют размещать графические эквалайзеры не только на заднем стекле автомобиля, но и на боковых стеклах.

Цвет. Графические автомобильные эквалайзеры могут иметь самую разнообразную расцветку: красную, желтую, синюю, розовую, зеленую и т.д. Выбор цвета – это уже дело вкуса владельца автомобиля. Он может соответствовать цветовой гамме машины, оформлению салона или патриотическим мотивам (существую эквалайзеры с цветами флагов Украины или России).

Характеристика. Толщина изделия составляет всего 0,35 мм., что позволяет ему с легкостью крепится к стеклу. В установке изделия нет ничего сложного и выполнить ее сможет даже новичок автомобильного дела, не имеющий дополнительных навыков. Что бы с процедурой монтажа не возникло никаких проблем, вместе с устройством в комплект входят также чувствительный датчик (с возможностью регулировки чувствительности) и 3-3,5 метра кабеля, необходимого для подключения. Весь процесс установки, не должен занять более 10 минут.

Графический авто эквалайзер – универсальный продукт. Он может работать от обычного автомобильного прикуривателя, используя для этого 12 Вольтовой напряжение. Мощность самого эквалайзера составляет 5 Вт, а ресурс работы ровняется 10000 часам непрерывного функционирования (почти год без выключения). Маленький совет: когда Вы решите приобрести эквалайзер, помимо его качества, обратите внимание еще и на рисунок, который впоследствии будет украшать стекло Вашей машины. Это могут быть обычные полоски, крылья или какое-нибудь другое изображение, мало ли на что хватило фантазии современных разработчиков.

3. Разновидности эквалайзеров

Мир аудиотехники предоставляет нам огромный выбор различных видов эквалайзеров, которые усиливают или наоборот, ослабляют, звуковой сигнал в разных частотных диапазонах. Мы уже упоминали один из наиболее известных видов этого устройства (графический эквалайзер), но давайте рассмотрим его еще раз и более внимательно.

И так, графический эквалайзер – это устройство, имеющее множество фильтров с различными частотными диапазонами пропускания. Когда звуковой сигнал, состоящий из большого количества частот, проходит через указанное устройство, то, в результате, происходит его разделение на несколько определенных сигналов, обладающих уже более узкими частотными диапазонами. Любая разделенная частотная полоса может подлежать регулировке (усилению или срезанию). При вращении регулятора (передвижении ползунка) одной из полос устройства, тем самым усиливается (уменьшается) интенсивность частот, входящих в эту полосу. Надо отметить: уровень регулировки определяет только та частота, которая находится в центре этой полосы. Она и отвечает за «пик» при увеличении силы интенсивности полосы или за «срез» при ее уменьшении. Такую частоту, часто называют центральной.

Параметрический эквалайзер. По сути, его функции такие же как и у графического эквалайзера, а отличие состоит лишь в том, что он может осуществлять регулировку ширины полосы, отвечающей за пропускания частот разделенных сигналов и сдвигать центральную частоту в каждой из них вправо или влево. Эти действия позволяют получить более реальную звуковую картину.

Гибридный эквалайзер является чем-то средним между двумя предыдущими видами, поскольку вобрал в себя все функции графического эквалайзера и отдельные возможности параметрического. Данный вид («параграфический» эквалайзер) – это графическое устройство, имеющее возможность передвигать центральную частоту в каждой разделенной полосе звукового сигнала. Однако, при все этом, изменить ширину разделенных полос такой эквалайзер не может.

Q-фактор эквалайзера. Данный показатель указывает на качество регулировки полос. К примеру, звуковой сигнал обладает диапазоном от 20 Гц до 22000 Гц. Мы подаем его на вход десятиполосного однооктавного эквалайзера (октава – частотный интервал, в котором последняя частота в два раза превышает первую), а степень взаимного влияния полос при регулировке и будет определятся Q-фактором. При регулировке центральной полосы эквалайзера, соответственно меняются и соседние частоты, размещенные справа и слева от нее. Q-фактор эквалайзера может быть как постоянным, так и переменным.

В первом случае, при регулировке центральной части, она окажет влияние на частоты, которые находятся внутри той же полосы, но практически никак не сможет повлиять на соседние полосы, а значит создаваемая Вами звуковая картина будет полностью соответствовать положению регуляторов. Если же эквалайзер обладает переменным Q-фактором, то срез или усилие центральной частоты окажет влияние не только на частоты «своей» полосы, но и зацепит частоты соседних полос.

Провести качественную настройку звука, имея под рукой только эквалайзеры этого вида, довольно трудно. Дело в том, что реальная звуковая картина и положение регуляторов на эквалайзере не будут точно совпадать. Поэтому, эквалайзеры, имеющие постоянный Q-фактор считаются более качественными. Кроме того, судить о качестве того или иного устройства можно исходя из количества его полос: чем их больше – тем лучше. Также, стоит принимать к сведенью и октавность эквалайзера: меньшая октавность свидетельствует о более высоком качестве прибора. Наиболее качественными считаются устройства, в которых ширина полос соответствует 1/3 октавы.

Стандартные панельные эквалайзеры монтируются в отведенное для этого место, размещенное вблизи от головного устройства. Согласно такой схемы, на передней панели эквалайзера размещаются полосные регуляторы, а их количество зависит от модели прибора (от 5 до 11), для более серьезной акустической системы, обладающей большим количеством необходимых полос, подбирают более серьезные эквалайзеры, в которых число регуляторов, иногда, доходит и до 20. Отдельные их виды включают в себя встроенный спектровый анализатор, представленный в виде дополнительных лампочек, которые находятся на передней панели.

Более сложным вариантом описанных устройств есть системные эквалайзеры, часто использующиеся любителями очень громкой музыки. Обычно, они располагаются отдельно от головного устройства, а их преимуществом есть то, что настройка выполняется только раз – непосредственно в процессе установки. В состав таких приборов входит очень много регулировочных полос, количество которых, в некоторых моделях, достигает 30 штук.

В общем, в результате всего вышеизложенного можно прийти к следующему выводу: если у Вас есть лишние деньги и Вы часто используете автомобильную магнитолу, то для качества и чистоты звука можно приобрести стандартный панельный эквалайзер, ну а если, вдруг, этого окажется недостаточно – можно задуматься о приобретении системного эквалайзера.

Эквалайзер для автомобильной аудиосистемы

Автомобильная аудиосистема - сооружение весьма сложное и противоречивое. Как ни крути, а замкнутое пространство салона транспортного средства с то и дело возникающими резонансами совсем не приспособлено для звуковоспроизведения. На звук влияют форма кузова, материалы, применяемые для оформления салона, позиции, отведенные производителями под акустику, и многое другое по мелочи. Никто, конечно, не утверждает, что создание добротного мобильного аудиокомплекса - затея абсолютно бесперспективная. Можно поэкспериментировать с частотами кроссовера, найти приемлемое местоположение динамиков, выставить нужные уровни на усилителе. Но даже эти усилия часто не в состоянии компенсировать условия существования компонентов, уготованные автомобилестроителями. И тут на помощь приходит эквалайзер.

Хотя и на этот счет есть мнения. Многие установщики из числа больших профессионалов с неохотой идут на внедрение в тракт сигнала дополнительного электронного устройства, поскольку следуют довольно распространенной в автомобильном аудио пуристической философии "чем меньше, тем лучше". И в этом они, в общем-то, правы: чем меньше компонентов, тем меньше причин для проникновения в систему шума и искажений. А чувствуя за собой правоту, они готовы идти на большие жертвы, сутками конструируя новые оптимальные гнезда для акустики. В этом праведном, в сущности, порыве они увлекают за собой клиента: оплачивать инсталляционные изыски приходится все же ему, да и акустика должна быть уровня соответствующего, никак не 20 "условных" за комплект.

С другой стороны, бывает, что клиент ждать, пока закончатся творческие муки установщика, не хочет. Ему надо за три дня, в рамках бюджета, и чтобы играло, "как ему нравится, но на уровне". Вот здесь без внедрения эквалайзера уже редко когда кто обходится. Данное корректирующее устройство можно рассматривать с двух позиций. С одной - это средство выправления амплитудно-частотной характеристики малой кровью. То есть даже при неидеальной ориентации акустики и в абсолютно бедовом, с музыкальной точки зрения, салоне эквалайзер (EQ) часто может обеспечить вполне достойный результат. Иначе говоря, приблизить звук в машине если не к идеалу, -то хотя бы к, так сказать, индивидуальным запросам заказчика. Кроме того, солидные профессиональные приборы нередко используются для коррекции АЧХ при подготовке к соревнованиям.

Сами эквалайзеры, как известно, делятся на два типа - графические и параметрические. По своей сути обе разновидности - это сигнальные процессоры. Функция устройства состоит в том, чтобы получить от головного аппарата сигнал, откорректировать его и отправить усилителю. Оба типа EQ различаются главным образом по количеству корректируемых полос частотного спектра (обычно от 20 Гц до 20 кГц), коих в устройстве может быть всего одна и до 30 и более. Каждая такая полоса в графических и параметрических эквалайзерах выделяется из частотного спектра ВЧ- и НЧ-фильтрами, после чего с ней начинается "исправительная работа": регулировка уровня сигнала. Таким образом, сам корректирующий прибор является своего рода набором полосовых кроссоверов (кстати, многие эквалайзеры попутно выполняют функцию электронных кроссоверов).

Графические эквалайзеры

Так их назвали за наглядность. Органы управления многих графических эквалайзеров выполнены в виде движков, и график желаемой кривой АЧХ можно наблюдать прямо на лицевой или верхней панели. Поэтому и пользоваться ими обычно не слишком сложно, особенно теми, что применяются для оперативных регулировок. Графические EQ имеют фиксированные регулируемые полосы, и центральная частота в них не изменяется. Эти приборы различаются по ширине полос: одна, пол и одна треть октавы. Встречаются и такие, у которых часть полос раздается в ширь на одну октаву, а остальные - на пол октавы или одну треть. Понятно, что чем больше полос, тем точнее регулировки. Частоты выше и ниже центральной частоты регулируемой полосы определяют ее ширину или добротность. При этом чем больше выставляемый уровень сигнала в регулируемой полосе, тем она уже, тем "скалистее" будет АЧХ. И наоборот: при меньшем уровне затрагивается более широкий диапазон частотной полосы, обуславливая более ровную частотную характеристику. Есть, правда, устройства, ширина полосы (добротность) которых не зависит от подъема частотной характеристики (так называемые "Constant Q"). При настройке графического эквалайзера "проблемная" частота должна совпадать (или быть близкой) с центральной частотой полосы, чтобы можно было выполнить надлежащую коррекцию.

Параметрические эквалайзеры

Опять-таки название этого типа EQ говорит само за себя. В параметрических эквалайзерах можно регулировать три параметра: центральную частоту, ширину регулируемой полосы и, разумеется, усиление. Что делает эти устройства на порядок более гибкими в сравнении с рассмотренными выше графическими приборами, хотя и регулируемых полос у них на порядок меньше, да и весь частотный диапазон они редко когда перекрывают. Зато в "зоне охвата" параметрического эквалайзера можно добиться впечатляющих результатов в деле борьбы с резонансами. Пользователь самолично, правда, в определенных пределах, может выставить центральную частоту. Ширина полосы в параметриках зависит от добротности (Q) и выставляется в зависимости от величины проблемного участка частотного спектра. Чем больше добротность, тем уже полоса, и наоборот.

Настройка

Еще, как мы уже говорили, следует различать между эквалайзерами для оперативных регулировок и теми, что используются для единовременных настроек. С первыми все ясно. В последнее время масса производителей приноровилась штамповать полудиновые приборы для установок прямо в приборную панель или куда еще поблизости. Это на самом деле удобно: эквалайзер располагается прямо под рукой, а количества полос (5-10) вполне хватает, чтобы слушатель мог в любое время откорректировать тембр по своему разумению, покрутив (подвигав) пару регулировок. Проще говоря, все делается на слух, без какой-либо измерительной аппаратуры.

Иное дело устройства для одноразовых настроек АЧХ. Не совсем, конечно, одноразовых (при желании все можно переиграть), но, как правило, параметры выставляются надолго. Процесс этот достаточно трудоемкий, и без помощи спецоборудования здесь не обойтись. Минимум, что потребуется, - реальновременной анализатор спектра (RTA) с источником розового шума (тестового сигнала с исключительно равномерным распределением энергии по октавным полосам. На слух напоминает статические помехи в радиоприемнике).

Еще понадобится изрядный запас терпения, поскольку наличие измерительного комплекса результата не гарантирует. К примеру, при воспроизведении розового шума мы поместим микрофон в область, где обычно находится голова слушателя, и снимем график АЧХ. Затем сместим микрофон сантиметров на двадцать влево. И что заметим? А то, что в замкнутом пространстве салона кривая АЧХ довольно сильно изменилась по сравнению с первоначальной. Объясняется это тем, что прямой и отраженный звук в салоне суммируется, и амплитудно-частотная характеристика очень чутко реагирует на любое смещение микрофона. Поэтому выровнять эквалайзером частоту только по результатам одного измерения, снятого с одной точки, нельзя. А как можно?

Один из способов - вычисление так называемого "пространственного среднего" из графиков АЧХ, полученных с шести-восьми позиций в салоне. То есть усредненную кривую, снятую с 6-8 "стратегически важных" областей салона. Но, во-первых, занятие это довольно муторное, а во-вторых, следует учитывать тот факт, что человеческое ухо обладает способностью отделять звуковые волны прямой направленности от отраженных от обшивки и стекол. Реальновременной анализатор смешивает все в одну кучу, тогда как оптимальной, с точки зрения субъективного восприятия, является плоская кривая, находящаяся где-то посредине АЧХ-сигнала, воздействующего на наши уши непосредственно из динамиков и АЧХ отраженного звука. Найти золотую середину можно попытаться с помощью метода, обнародованного известным американским специалистом в области car audio Марком Румрейхом. Причем он предупреждает, что данный способ выправления АЧХ адресован не участникам автозвуковых конкурсов "на самую плоскую кривую", а предназначен, скажем так, для достижения оптимального звуковоспроизведения и соответственно звуковосприятия (о том, что идеально ровная АЧХ и оптимальный звук - это две большие разницы, мы уже писали в прошлом номере).

Так вот, Марк рекомендует для начала выставить на ноль регуляторы баса и высоких частот на головном устройстве, регуляторы эквалайзера - в центральные позиции, а фейдер и регулятор громкости - в "нормальное для прослушивания положение". Затем розовый шум с выходов RTA подается на входы эквалайзера.

При корректировке средних и мид-басовых частот регулятор баланса следует повернуть в крайнее левое положение так, чтобы слышны были только левые динамики. Микрофон при этом располагается непосредственно перед левым громкоговорителем на расстоянии 20-30 сантиметров и направлен строго в его центр. В этом случае микрофон улавливает только прямые звуковые волны и практически не "слышит" отраженные. После этого можно двигать (крутить) регуляторы эквалайзера (те, что отвечают за полосы от 150 Гц до 1,5 кГц) в поисках плоской кривой АЧХ. При этом рекомендуется не слишком отклоняться от центрального (как правило, фиксированного) положения движков или "крутилок".

При работе с басами микрофон помещается в то место, где обычно находится голова "основного" слушателя - водителя. Микрофон должен быть направлен вверх. Регулируются полосы от 45 до 150 Гц. Остальные, ниже 45 Гц, лучше не трогать, а оставить в фиксированном (центральном) положении. Мало какие динамики могут воспроизводить эти ультрабасовые частоты, так что повышением уровня сигнала на этих полосах можно только перегрузить усилитель и получить порцию искажений на глубинных басовых пассажах. На частотах от 40 до 100 Гц уровень следует поднять примерно на 5 децибел, чтобы перекрыть эффект маскирования дорожного шума (уменьшение чувствительности слуховых органов в ответ на дорожный шум), который особенно влияет на восприятие нижнего баса.

Остается подправить средневысокую и высокочастотную составляющие - полосы от 1,5 кГц и выше. Микрофон опять устанавливается в районе подголовника водительского кресла, будучи направленным в сторону левых фронтальных динамиков. После исправления АЧХ микрофон сдвигается на 3-0-35 сантиметров вправо, производятся регулировки с целью получения усредненной кривой АЧХ. Для надежности можно попробовать еще несколько положений микрофона: высокие частоты, как известно, обычно требуют тонкой настройки.

Но измерения измерениями, а слушать все равно придется ушами. Другими словами, какая бы ни была объективная реальность, чуть-чуть субъективизма здесь не повредит. Поэтому финальный аккорд настройки эквалайзера требует привлечения к процессу слуховых органов и тестовых дисков. Можно даже -не тестовых, а тех, что слушает клиент, но очень желательно, чтобы музыкальный материал перекрывал весь частотный спектр. Предпочтение нормальных, живых инструментов (фортепиано, саксофон, ударные и т.д.) перед синтезаторами также очевидно. Особое внимание здесь следует обратить на "подозрительные" настройки. Скажем, если на частотах выше 150 Гц усиление сигнала в соседних полосах превышает 6 дБ, попробуйте понизить уровень на 3 дБ и еще раз послушать тестовую композицию. Если второй вариант звучит более убедительно, то можно смело доверится своему восприятию музыкальной действительности.

До черта красивая штукенция! Постоянно бросались в глаза прыгающие столбики на задних стеклах автомобилей. Собственно, около полугода назад они появились на
Конечно, если грабить, то миллион, если заказывать эквалайзер, то самый большой(самый большой на сайте 90х25см)
С выбором цвета особых проблем не испытывал. Заказал. Потом возник вопрос легальности сего предмета со стороны ПДД… но это другая история:)


Эквалайзер приехал в достаточно большом пластмассовом туеске, свернутый в рулон.(заказывал давно. к сожалению, своего фото нет).

В комплекте:
Эквалайзер - 1 шт.
Датчик звука - 1шт.
Провод питания - 1шт. (длина около 3 метров)

Датчик шума оснащен тумблером, что очень удобно(не нужно постоянно выдергивать из прикуривателя) Кстати о прикуривателе, повезло тем, у кого он находится в подлокотнике со стороны задних пассажиров(это мне). Еще больше повезло тем, у кого он в багажнике(это не мне). В таком случае меньше протяжки проводов придется сделать. В общем вот

Переходим к главному. Сама лента эквалайзера крепится на двусторонний скотч(уже налеплен по кругу изначально, оставалось только снять бумажку и наклеить). В процессе установки возникли некоторые проблемы, т.к. заднее стекло не идеально ровное. Пережил. Далее идет подключение питания от эквалайзера до датчика звука. Самое интересное, что при подключении штекера к эквалайзеру одной стороной, он будет мигать сверху вниз, ежели перевернуть штекер, то снизу вверх(что собственно мне больше по душе, а ведь я около недели ездил с неправильной индикацией)))



В конечном варианте все выглядело так

В использовании есть некоторые неудобства, нужно время от времени регулировать чувствительность. Например, если стоять на месте и слушать музыку, то чувствительность одна. В движении - другая, так как датчик звука улавливает не только музыку, но и шум колес(зависит так же от типа и новизны асфальта) =)

Плюсы:
1. Красота, особенно хорошо смотрится через тонированное стекло(эффект ЖК дисплея)
Минусы:
1.90х25 достаточно сильно ограничивает обзор.
2.Волнение со стороны ДПС.

Планирую купить +13 Добавить в избранное Обзор понравился +5 +37

Дата: 2016-06-01

Многие знают, что салон автомобиля сложно охарактеризовать в качестве лучшего места для прослушивания музыки. В салоне любого автомобиля место слушателя смещено от центральной части акустического объема, который формируется динамиками. Подбор места монтажа колонок в автомобильном салоне весьма ограничен и его сложно назвать идеальным. В процессе распространения по салону волнам звука приходится преодолевать самые различные виды препятствий. Естественно, такие материалы, как металл, пластик или стекло различно резонируют, поглощают звучание.

Сюда стоит добавить проблемы типа шума дорожного полотна, автомобиля и кузовной вибрации. Ели даже разговор идет относительно особо качественных колонок, излучаемый ими диапазон частот корректируется в худшую сторону под действием неблагоприятных компонентов. Высококачественный компакт-диск проигрыватель или автомобильная магнитола лишаются собственных преимуществ при отсутствии рациональной настройки эквалайзера. В свою очередь эквалайзер способен компенсировать вышеперечисленный негатив. Не стоит забывать, что его возможности особо ограниченные. У него нет возможности добиться хорошего звучания из посредственного головного устройства или же ликвидировать те сторонние шумы, которые проникают в салон.

Для чего нужен эквалайзер?

Основополагающая деятельность эквалайзера представлена улучшением состояния акустики пространства звука, где размещен слушатель. Далее изображается замкнутая кривая Н, где представлен частотный диапазон, который воспринимается ухом человека. В свою очередь кривая N представлена посторонними шумами в автомобильном салоне.

Попробуем предположить, что характеристики частот, которые выдаются системой звука вне авто ровная, без какой-либо эквализации. Далее система переносится в салон перемещающегося авто. Шумы дороги низкочастотного характера гасят басы системы. В это же время высокочастотный и среднечастотный диапазон получают «пиковые» значения в процессе вибрирования салонного пластика и панелей дверей. В свою очередь провалы формируются при звуковом поглощении материалами обивки и сидений. Становится заметно, что в салоне картина акустики сильно ухудшается, относительно чего свидетельствует кривая Z .

Результативность головного устройства и усилителя системы становится меньше. Эквалайзер должен обрезать пиковые значения и сровнять срезы. Говоря иначе, происходит выравнивание картинки частот, и большее число частот делаются воспринимаемыми слухом. На рисунке присутствует линия Е представляющая результат деятельности эквалайзера. Низкие частоты приподнимаются выше значений сторонних шумов N . Высокие и низкие частоты пологие, более низко линии F , что говорит относительно того, что человеческий слух более чувствительно относится к данному диапазону, а завышать их не имеет никакого смысла.

Отличная регулировка эквалайзера позволяет неслыханно улучшить звучание. Между тем, присутствие в картине звука всего спектра частот не предстает в виде достаточного условия получения качественного звучания. Требуется присутствие некоторых частот в определенной интенсивности. В частности, частотное усиление ниже 70 Гц призвано насытить и усилить картину звука. Для усиления частотного диапазона от 180 Гц и до 250 Гц, заметно проявление гула. В голосе человека проявляется больше резкости при усилении диапазона порядка 1000 Гц. Интенсивность 3000 Гц делает звучание пронзительным и резким. Усиление диапазона частот звука колокольчиков и цимбал (8кГц) придаст картине звука больше объема. Становится заметно, что осуществляя контроль над эквалайзером показатель интенсивности всевозможных частот может существенно сделать лучше качественные параметры звучания.

Здесь рассматривалась деятельность эквалайзера в простом виде, не особо рассматривая нюансы и особенности. В реальности же, эквалайзер представлен особо сложной тематикой в аспекте автомобильного звука, изучение которого более глубокое с практической точки зрения, посредством проведения экспериментов с системами звука.

Виды автомобильных эквалайзеров

Перед тем, как приступить к обсуждению всевозможных типов эквалайзеров, стоит рассмотреть их конструкцию. Прежде всего, эквалайзер является своеобразным электронным фильтром, который особо чувствителен к всевозможным частотам и способен ими управлять. Под данное понятие могут быть отнесены и пассивные кроссоверы, также являющиеся эквалайзерами. В эквалайзере имеется группа фильтров, позволяющих заниматься обработкой определенных параметров частот звучания. Среди аудиоаппаратуры имеется громадное число самых разных вариантов эквалайзеров. Далее рассмотрим устройства, отвечающие за усиление или ослабление звукового сигнала в разных диапазонах частот.

Кроссоверы активные и пассивные

Пассивный кроссовер является фильтром, не требующим источника питания. Здесь находит применение электрическая энергия той линии, куда включен обработанный и усиленный сигнал с усилителя.

В свою очередь кроссовер активный подразумевает подведение внешнего питания и отвечает за обработку сигнала звука до момента усиления. Стоит заметить, что кроссоверы активного типа требуются в случае инсталляции нескольких усилителей. Кроссовер активного типа призван разделить поступивший сигнал на некоторое количество составляющих его элементов, в последствии усилив каждый индивидуально.

Графический эквалайзер является аппаратом, укомплектованным большим числом фильтров, которые пропускают разнообразные частотные диапазоны. После того, как сигнал, составленный громадным числом частот, пройдет через данное устройство, он будет разделен на некоторое число сигналов более узкого диапазона частот. Всякая разделенная полоса частот может регулироваться отдельными настройками, входящими в комплект эквалайзера. Посредством вращения регулятора одной полосы эквалайзера, происходит усиление частотной интенсивности, что входит в данную полосу. Стоит заметить, что только расположенная в центральной части частоты определяют уровень настройки. Здесь вырисовывается «пик» в процессе усиления полосной интенсивности или же «срез», когда интенсивность уменьшается. Данная частота будет характеризоваться в качестве центральной. Данная частота будет характеризоваться, как центральная.

Эквалайзер параметрический идентичен эквалайзеру графическому. Отличается он тем, что обладает возможностью настройки коридора частотного пропускания по разделенным сигналам и перемещать по любой из них влево или вправо центр полосы. Такое положение дел помогает получить наиболее реальную картину звука.

Эквалайзер гибридного типа получает функционал графического и частично параметрического эквалайзера. Эквалайзер параграфический представляется графическим эквалайзером, обладающим возможностью сдвижения центральной частоты в любой разделенной полоске сигнала звука. Между тем, корректировка ширины раздельных полос ему не под силу.

Эквалайзер - Q -фактор

Именно Q -фактором определяется число настройки полос на эквалайзере. Предположим, разговор идет относительно звукового сигнала в диапазоне от 20 и до 22 Гц. Сигнал подается на 1-октавный 10-полосый эквалайзер. Октава является частотным интервалом, у которого финальная частота в пару раз больше начальной. Как следствие, рассматриваемый эквалайзер может быть представлен так.

Показатель степени взаимодействия полос в процессе настройки определяет Q -фактор. Настройка в эквалайзере основной полосы подразумевает корректирование соседских частот, расположенных слева и справа. На эквалайзерах может использоваться переменный или постоянный Q -фактор. В том случае, когда на эквалайзере присутствует Q -фактор постоянного типа, настройка основной частоты оказывает непосредственное влияние на те частоты, которые находятся во внутренней части полосы, не оказывая никакого влияние на те полосы, которые находятся по соседству. Состояние настройки будет точно соответствовать картине звука, которая формируется пользователем. В том случае, когда разговор идет относительно Q -фактора переменного характера, срез или усиление центральной частоты будет оказывать влияние на частоты, которые находятся в границах рассматриваемой полосы и будет затрагивать в близлежащих полосах частоты. Настройка звучания подобными эквалайзера осуществляется более сложно, так как размещение регулятора на панели устройства не обеспечивает точного соответствия реальности картины звучания.

Становится понятно, что те эквалайзеры, которые обладают Q -факторами постоянного типа, отличаются большим качеством. Кроме всего прочего, качественные характеристики эквалайзера выделяются числом полос. Большее число полос дает лучший результат. Стоит рассмотреть вопрос октавности эквалайзера. Большее значение октавности говорит относительно лучшего качества аппарата.

В качестве наилучших эквалайзеров выделяются те аппараты, на которых ширина полосы составляет треть октавы. В аспекте музыки интервалом является некоторое соотношение целочисленного типа пары частот. Меньшие числа обеспечивают более приятное восприятие звучания.


© А.И.Шихатов 2003

Одно из важнейших требований к аппаратуре высококачественного воспроизведения - линейность амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). На ее неравномерность в рабочем диапазоне частот влияют многие факторы - источник сигнала, усилительный тракт, акустические системы. И, хотя современные компоненты обладают хорошей АЧХ, на результат влияют акустические дефекты салона - локальные резонансы и области поглощения. Поэтому в установке высокого уровня практически всегда присутствует эквалайзер.
Некоторые головные устройства высокого класса имеют в своем составе электронный эквалайзер с анализатором спектра, и в состоянии автоматически скорректировать большинство погрешностей АЧХ по входящему в комплект измерительному микрофону. Это идеальное решение для меломана, не имеющего измерительной аппаратуры. Однако широкого распространения оно пока не получило, да и стоимость еще высока для большинства любителей.
В тех счастливых случаях, когда коррекция требуется только в трех-четырех полосах, удобен параметрический эквалайзер, который позволит выбрать центральную частоту и ширину полосы регулирования (добротность) для каждого регулятора. Это позволит произвести регулировку только в необходимых частотных полосах, не затрагивая "безгрешные" участки, что снизит искажения сигнала. С точки зрения минимального вмешательства в сигнал параметрические эквалайзеры вне конкуренции. Автомобильных параметрических эквалайзеров с регулируемой добротностью ("полных параметриков") немного, гораздо больше моделей с фиксированной добротностью ("полупараметриков"), возможности которых несколько меньше. Однако широкого распространения ни те, ни другие пока не получили, поскольку требуют объективного контроля результатов настройки.
Для коррекции большого количества локальных дефектов АЧХ используют 15-полосный (2/3 октавный) или 30-полосный (третьоктавный) эквалайзер с фиксированной добротностью. Ширина каждой частотной полосы (добротность) у него постоянна и определяется схемотехникой устройства. Поскольку взаимное влияние регулировок слишком велико, для получения гарантированного результата процесс настройки требует постоянного контроля АЧХ. Поэтому на сегодняшний день в любительских установках многополосные эквалайзеры распространения не получили, это прерогатива профессионалов. Распространенные в домашней аудиотехнике 10-полосные (октавные) эквалайзеры в автомобиле также не прижились, но уже по причине "избыточности".
Если ограничиться устранением только наиболее заметных специфических погрешностей АЧХ, возникающих в салоне автомобиля, количество полос регулирования в области средних и высоких частот можно сократить. Основная масса автомобильных эквалайзеров (включая встроенные в магнитолу) спроектирована с учетом этих особенностей. Эти модели имеют 5-7 полос регулирования и отличаются уплотненной сеткой частот в области НЧ (3-4 полосы) и редкой (2-3 полосы) на ВЧ. В этом случае вполне возможно установить коррекцию с приемлемой точностью, не прибегая к постоянному контролю АЧХ, что делает этот вариант более пригодным для любителей. В первом приближении можно установить на эквалайзере "зеркальную" АЧХ по отношению к среднестатистической АЧХ салона, однако все же лучше произвести контрольные измерения.
В конструкции многополосных эквалайзеров чаще всего используют потенциометры с линейным перемещением. Положение регуляторов в этом случае наглядно отображает установленную АЧХ. Такие эквалайзеры обычно называют графическими, хотя это, скорее, вопрос оформления, а не схемотехники. В то же время в эквалайзерах с небольшим числом полос часто применяют поворотные регуляторы. В этом случае переднюю панель можно выполнить высотой, что удобно при установке эквалайзера рядом с головным устройством.

    С точки зрения схемотехники эквалайзеры можно разделить на два класса:
  • фильтровые эквалайзеры (с разделением спектра)
  • эквалайзеры с частотно-зависимыми обратными связями

В фильтровых эквалайзерах спектр сигнала разделяется на несколько частотных полос фильтрами Z1…Zn (рис.1). Уровень каждой полосы регулируется отдельно, после чего сигналы через смеситель поступают на выход устройства. Фильтры могут быть любыми - активными или пассивными.

Рисунок 1 - фильтровый эквалайзер.

Основной недостаток устройств такого типа состоит в том, что при установке регуляторов в положение, соответствующее линейной АЧХ, результирующая АЧХ имеет небольшую неравномерность (волнистость). С другой стороны, достоинство этих эквалайзеров - хорошая фазо-частотная характеристика (ФЧХ). В силу простоты эта структура широко применялась в прошлом, но в настоящее время так выполнены только ламповые студийные эквалайзеры и некоторые любительские конструкции.
В остальных современных эквалайзерах использованы частотно-зависимымые делители и частотно-зависимые обратные связи. И параметрические, и многополосные (графические) эквалайзеры используют одну и ту же структуру на основе операционного усилителя (ОУ), отличие только в схемотехнике фильтров (рис.2).


Рисунок 2 - частотозависимый эквалайзер.

В левом по схеме положении движков соответствующие фильтры образуют с резистором R1 частотно-зависимый делитель, поэтому сигнал в полосе пропускания фильтра "стекает на землю"и подавляется. В правом по схеме положении движков образуется аналогичный делитель, но с резистором R2. Сигнал отрицательной обратной связи ослабляется, поэтому в соответствующей полосе усиление возрастает. В промежуточных положениях усиление или ослабление зависит от соотношения прямого сигнала и сигнала ООС. В среднем положении движков фильтры не оказывают никакого влияния на сигнал, поэтому получается линейная АЧХ.
Конструктивное исполнение фильтров может быть различным. Первоначально в эквалайзерах применялись катушки индуктивности, однако, LC-фильтрам свойственны определенные недостатки. Катушки подвержены наводкам и взаимной индукции, обладают заметным разбросом характеристики, имеют большие габариты и нетехнологичны. Поэтому к серийному производству такие системы практически не пригодны. Это удел бескомпромиссного хайэнда и особо продвинутых любителей.
В современных конструкциях вместо катушек применяют гираторы - аналоги индуктивности, выполненные на основе ОУ (рис.3).


Рисунок 3 - схема замены катушки интдуктивности RC цепочками и ОУ.

Основное достоинство гиратора - возможность настройки эквивалентной индуктивности, а, следовательно, и частоты получившегося контура. К сожалению, в данной схеме добротность и частота настройки эквивалентного контура взаимосвязаны. Поэтому гиратор такой конструкции применяется в эквалайзерах с фиксированными полосами или в "полупараметрических" с нерегулируемой добротностью. Тем, что добротность в процессе регулирования частоты настройки немного изменяется, обычно пренебрегают. В некоторых случаях вместо плавной перестройки частоты используется ступенчатая. Это позволяет за счет коммутации дополнительных элементов поддерживать выбранную добротность.
Параметрические эквалайзеры с регулируемой добротностью ("полные параметрики") достаточно сложны по конструкции. Чтобы обеспечить независимую регулировку частоты настройки и добротности, каждый фильтр содержит 4 ОУ и большое количество резисторов и конденсаторов. Эквалайзеры с нерегулируемой добротностью заметно проще, схема несложной любительской конструкции приведена на рисунке 4.
Основа устройства - ОУ DA1.2, охваченный частотно-зависимыми обратными связями. АЧХ цепей обратной связи формируется эквивалентами последовательных LC-контуров. Недостаток упрощенной схемы - уменьшение добротности фильтров при увеличении частоты настройки. Добротность звеньев изначально невысокая, что в данном случае даже к лучшему - импульсные характеристики остаются хорошими. Переключатель SA1 изменяет тип фильтра нижней полосы. В разомкнутом состоянии это полосовой регулятор, в замкнутом - обычный интегральный регулятор с изменяемой частотой перегиба. Переключатель SA2 изменяет частоту перегиба регулятора ВЧ, эта часть схемы подобна классическому регулятору тембра.



Рисунок 4 - принципиальная схема эквалайзера.
Такова предельно упрощенная любительская конструкция, со всеми свойственными минимализму недостатками. Что же предлагает нам промышленность? Эквалайзеры различных типов выпускают практически все крупные фирмы, специализирующиеся в области car audio. От рассмотренных структур они отличаются, главным образом, дополнительными функциями предусилителя, наличием формирователя сигнала сабвуфера, а иногда и встроенным усилителем небольшой мощности (как в магнитоле). Впрочем, эквалайзеры с усилителем (бустеры) в последние год-два исчезли из проспектов крупных фирм.

В качестве примера современной конструкции сегодня у нас выступают наиболее удачные представители своего класса - эквалайзеры E540p и E750s , выпускаемые фирмой Lanzar. Они относятся к одному модельному ряду, поэтому в их конструкции много общего. Несмотря на относительную простоту (а вернее -благодаря ей), эквалайзеры обеспечивают высокое качество звучания и являются, пожалуй, лучшими представителями данного класса устройств.

  • Диапазон рабочих частот 20 Гц - 20 кГц
  • Глубина регулировки +/-12 дБ
  • Чувствительность 400 мВ
  • Коэффициент гармоник 0,025%
  • Выходное сопротивление 1,2 кОм
  • Отношение сигнал/шум 85 дБ
  • Разделение стереоканалов 60 дБ

Помимо регулировки частотной характеристики эквалайзеры предоставляют ряд дополнительных возможностей. Обе модели снабжены двумя парами линейных выходов (front/rear)и фейдером, а также стереофоническим формирователем сигнала сабвуфера. Уровень сигнала на выходе сабвуфера не зависит от положения фейдера. Частота среза фильтра перестраивается от 40 до 400 Гц, уровень сигнала на выходе сабвуфера регулируется в пределах 10 дБ. Этот выход можно использовать и как формирователь сигнала для мидбасового звена в трехполосной системе, поэтому эквалайзер отчасти выполняет функцию кроссовера. Помимо этого есть и общий регулятор громкости, что расширяет область применения. Вполне возможно, например, построить систему на основе чейнджера с контроллером, не используя головное устройство.
Пятиполосный параметрический эквалайзер E540p выполнен на специализированных микросхемах M5227P, центральная частота каждой полосы выбирается переключателем из четырех возможных значений (см.таблицу). Диапазон перестройки в каждой полосе -одна октава. Два линейных входа позволяют использовать аппарат совместно со штатным оборудованием автомобиля, либо подключить альтернативный источник сигнала. Для каждого входа можно отрегулировать чувствительность независимо по левому и правому каналу. Есть кнопка Defeat, отключающая все регулировки. Эта функция может оказаться полезной при работе с различными источниками сигнала или в ходе соревнований.