Принципиальная схема электрооборудования минитрактора уралец 160. Принципиальная электрическая схема электрооборудования трактора. Электрооборудование трактора Беларусь - схема

Кроме приборов системы зажигания, на дизельных колесных тракторах установлен ряд других электрических приборов, составляющих систему электрооборудования трактора , которые необходимы для прокручивания коленчатого вала двигателя при пуске, освещения агрегата при ночной работе и сигнализации. Все эти приборы выполнены и соединены между собой по однопроводной схеме, в которой металлические детали (масса) трактора используются как второй провод.

Электрооборудование трактора Беларусь - схема

Схема электрооборудования тракторов «Беларусь» приведена па рисунке 65. Генератор 1 переменного тока по проводам 2 через выключатель 7 подводит напряжение к передним фарам 3, задней фаре 5, щитковой лампе 4 и контактному болту 6. Приборы зажигания пускового двигателя независимы от приборов освещения и на схеме не показаны.

Рис. 65. Монтажная схема электрооборудования трактора «Беларусь»:
1-генератор; 2-провода; 3-передние фары; 4-щитковая лампа; 5-задняя фара; 6-контактный болт; 7-выключатель.

Электрооборудование трактора ДТ-14 - схема

Схема электрооборудования тракторов ДТ-14 показана на рисунке 66. Системы освещения и пуска трактора оборудованы приборами постоянного-тока. На тракторах первых выпусков для освещения применялся генератор переменного тока, который соединялся с фарами так же, как генератор трактора «Беларусь».

Рис. 66. Принципиальная схема электрооборудования и приборы трактора ДТ-14:
1-электролампа 12В, 21св ; 2-фара; 3-дистанционный термометр воды; 4-плавкая вставка ПВ-20А; 5-электролампа 12В, Зсв ; 6-лампа контрольная; 7-амперметр постоянного тока (20-0-20 а); 8-манометр давления масла; 9-сигнал звуковой; 10-аккумуляторная батарея, 12В ; 11-свеча; 12-выключатель освещения; 13-магнето; 14-реле-регулятор; 15-генератор.

Трактор ДТ-24 имеет такую же принципиальную схему электрооборудования, как и трактор ДТ-14.

Электрооборудование современных минитракторов выгодно отличается от выше рассмотренных, поэтому если хотите присмотреть например минитрактор Донг Фенг , который сейчас очень популярен, взгляните на сайт agromashtrade.ru

Электрооборудование трактора Т-40 предназначено для запуска двигателя и безопасной работы в ночное время суток при выполнении транспортных или сельскохозяйственных работ. Электрооборудование реализовано по однопроводной системе, в которой минусовым проводом служат металлические детали трактора («масса»).

Номинальное напряжение в системе электрооборудования трактора составляет 12 В. Источники электрического тока соединяются отрицательными клеммами с «массой».

Электрооборудование Т-40 состоит из следующих агрегатов и приборов:

1. Генератор постоянного тока, оснащенный реле-регулятором и аккумуляторы, являющиеся источником электрического тока.

2. Стартер с реле и включателем стартера, выполняющий функцию пускового устройства двигателя.

3. Указатели поворота, габаритов, задние и передние фары, плафон, стоп-сигнал, фонарь номерного знака, сигнальная лампа обрыва ремня вентилятора, а также переносная лампа служат для световой сигнализации и освещения.

4. Амперметр, отображающий силу разрядного или зарядного тока.

5. Звуковой сигнал оснащенный включателем.

6. Соединительные панели и провода, включатель «массы» и предохранитель.

Схема электрооборудования трактора Т-40 со стартером: 1 — фонарь-указатель поворотов и габаритов; 2 — передняя фара; 3 — соединительная панель; 4— звуковой сигнал; 5 — плафон кабины; 6 — переключатель плафона и вентилятора; 7 — вентилятор; 8 — стеклоочиститель; 9 — датчик указателя температуры масла; 10 — генератор; 11 — свеча накаливания; 12 — включатель «массы»; 13 — аккумуляторная батарея; 14 — стартер; 15 — реле стартера; 16 — контрольная лампа указателей поворотов; 17 — переключатель указателей поворотов; 18 — центральный переключатель света; 19 — переключатель света передних фар; 20 — контрольная лампа дальнего света; 21 — включатель сигнала; 22 — контрольная лампа включателя «массы»; 23— указатель температуры масла; 24 — выключатель блокировки пуска дизеля при включенной передаче; 25 — контрольный элемент; 26 — переносная лампа; 27 — розетка переносной лампы; 28 — дополнительное сопротивление; 29 — включатель свечи накаливания и стартера; 30 — указатель тока; 31 — включатель «стоп»; 32 — включатель света задних фар; 33 — лампы освещения щитка приборов; 34 — прерыватель указателей поворотов; 35 — предохранитель; 36 — фонарь-указатель поворотов, габаритов и сигнала торможения; 37 — задняя фара; 38 — штепсельная розетка; 39 — фонарь номерного знака. Обозначение расцветки проводов на схеме: Б — белый; Г — голубой (синий); Ж — желтый; З— зеленый; К — красный; Кч — коричневый; Ф — фиолетовый; Ч — черный. Рядом с обозначением расцветки цифрами указано сечение проводов. Неуказанные на схеме сечения проводов 0,75 мм².

Схема электрооборудования трактора Т-40 с пусковым агрегатом: 1 — фонарь-указатель поворотов и габаритов; 2 — передняя фара; 3 — соединительная панель; 4 — звуковой сигнал; 5 — плафон кабины; 6 — переключатель плафона и вентилятора; 7 — вентилятор; 8 — стеклоочиститель; 9 — датчик указателя температуры масла; 10 — генератор; 11 — свеча искровая; 12 — свеча накаливания; 13 — включатель «массы»; 14 — аккумуляторная батарея; 15 — стартер пускового агрегата; 16 — магнето; 17— контрольная лампа указателей поворотов; 18 — переключатель указателей поворотов; 19 — центральный переключатель света; 20 — переключатель света передних фар; 21 — контрольная лампа дальнего света; 22 — включатель сигнала; 23 — контрольная лампа включателя «массы»; 24 — указатель температуры масла; 25 — включатель остановки пускового агрегата; 26 — включатель блокировки пуска дизеля при включенной передаче; 27— контрольный элемент; 28 — переносная лампа; 29 — розетка переносной лампы; 30 — включатель свечи накаливания; 31 — дополнительное сопротивление; 32 — включатель стартера пускового агрегата; 33 — указатель тока; 34 — включатель света задних фар; 35 — лампа освещения щитка приборов; 36 — прерыватель указателей поворотов; 37 — предохранитель; 38 — включатель «стоп»; 39 — фонарь-указатель поворотов, габаритов и сигнала торможения; 40 — задняя фара; 41 — штепсельная розетка; 42 — фонарь номерного знака. Обозначение расцветки проводов на схеме выше.

Центральный переключатель необходим для включения габаритных огней и освещения трактора. Передние фонари используются для обозначения габаритов трактора и подачи сигналов поворота, задние фонари служат в качестве указателей габаритов, а также поворотов и сигнала торможения.

Передние фары вместе с фонарями смонтированы на едином кронштейне, закрепленный на переднем брусе трактора. На крыльях задних колес установлены задние фонари и световозвращатели, отражающие свет от передних фар идущего позади транспорта.

Для запуска двигателя, трактор Т-40 может быть оснащен пусковым агрегатом включателем стартера и кнопкой его выключения. В корпусе коробки передач находится включатель, не допускающий запуск двигателя при включенной передаче.

3.9. СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ МИНИ-ТРАКТОРОВ

Схема электрооборудования микротрактора TZ-4K-14

В качестве примера электрооборудования мини-трактора, оснащенного дизелем с электрозапуском и имеющим осветительные и коммутационные приборы, рассмотрим схему электрооборудования микротрактора TZ-4K-14, которая значительно сложнее всех рассмотренных выше. В качестве источника электрического тока (см. рис. 3.35) используются аккумулятор 17 и генератор 18 постоянного тока. Аккумулятор размещается под приборным щитком микротрактора и питает стартер 19 при запуске двигателя. Генератор мощностью 150 Вт расположен с левой стороны на передней крышке двигателя. Система имеет напряжение 12 В и служит для питания различных приборов и систем, а также зарядки аккумулятора. Ротор генератора приводится во вращение клиновым ремнем от распределительного вала двигателя. Этот же ремень используется и для привода вентилятора системы охлаждения. Натяжение ремня регулируется поворотом генератора, который имеет

возможность изменять свое положение относительно передней крышки картера.

Реле-регулятор постоянного тока 15 состоит из трех отдельных реле: реле обратного тока, регулятора напряжения и ограничителя тока. Реле обратного тока служит для автоматического соединения аккумулятора с генератором, если напряжение на клеммах генератора достигает 12 В. В этом случае происходит зарядка аккумулятора. При меньшем напряжении эта цепь разрывается, предохраняя аккумулятор от разрядки на генератор. Регулятор напряжения служит для стабилизации напря- : жения на клеммах генератора при изменении его частоты вращения или нагрузки в цепи потребителей электрического тока. Ограничитель тока защищает генератор от перегрузок, возникающих в случае подключения к нему большого числа потребителей или разряженного аккумулятора. При перегрузке ток в обмотках якоря генератора значительно возрастает, что приводит к их перегреву и выходу из строя.

Электрооборудование микротрактора имеет включатель массы 16 и кнопку электрозапуска 20. Зарядка аккумулятора контролируется по сигнальной лампе 21. Включение системы электрооборудования микротрактора в работу осуществляется специальным замком-включателем 22, имеющим три положения ключа, что обеспечивает работу приборов от генератора или от аккумулятора. Предохранители 6 защищают приборы системы электрооборудования от повышенного напряжения. Для удобства обслуживания через розетку 5 к электросистеме можно подключить переносную лампу. Электрический звуковой сигнал

4 связан с источником тока через кнопку включения сигнала 3. Фары 1 и 24, указатели поворота 2 и 23 подсоединяются к системе электрооборудования через трех- и. четырехклеммные колодки 25 и 26. Переключатель указателей поворота 8 связан с электросистемой через включатель 7 и клеммную коробку 9, к которой подключается-лампа 14, сигнализирующая о работе указателей поворота. Указатели поворота 10, 13 и габаритные огни подключаются к системе через пятиклеммную колодку 11. Семй-контактная розетка 12 служит для подключения электрооборудования прицепа.

Минитрактор - это точно такая же сельскохозяйственная техника, как и трактор, но с немного меньшей производительностью, которой жертвуют ради маневренности и экономичности. Кроме того, некоторые экземпляры настолько легкие, что перевозятся в прицепе. Небольшие трактора выполняют все те же задачи, что и аналоги более высокого класса. К ним также можно прицепить навесное оборудование для обработки и удобрения почвы, уборки территории и перевозки различных грузов. Помимо этого, во многих тракторах, даже изготовленных самостоятельно, присутствуют привод вращения вспомогательных агрегатов и гидравлика.

От мотоблока он отличается, прежде всего, тем, что это полноценная сельхозтехника. Конечно, у мощного мотоблока тоже немалый функционал, но при управлении им приходится все время ходить. Это очень утомительно, особенно при обработке большой площади пашни. А делая это самоходной машиной, даже самой маленькой, оператор устает гораздо меньше.
Понимая все преимущества минитракторов, отечественные изобретатели создают своими умелыми руками, подчас, первоклассные экземпляры, и в интернете сейчас можно найти много описаний, схем и даже готовых чертежей подобных самоделок.

Конструкции минитракторов

В большинстве своем самодеятельные конструкторы при изготовлении трактора просто переделывают какое-то серийное изделие, добавляя одни составляющие и упраздняя другие. Это легкий путь, но он не всегда осуществим, т.к. в наличии должна быть комплектная машина.
А конструкция тракторов самоделок, создаваемых с нуля, в каждом случае индивидуальна, поэтому на сегодня многообразие решений просто зашкаливает.
Например, раму для минитрактора делают цельной и ломающейся (называемой «переломкой»), поворот - управляемыми колесами и бортовой, компоновку - классическую или в виде отдельных модулей, позволяющих изменять назначение аппарата. Устанавливают гидравлическую систему и вал отбора мощности.

Трактор от производителя по цене самоделки - весь модельный ряд . Хорошее навесное оборудование для самодельной сельхозмашины покупаем по ссылке . Читаем в этой статье - как проще всего собрать минитрактор из мотоблока .

Предлагаемый ниже самодельный минитрактор является одним из самых простых в изготовлении и позволяет обойтись доступными материалами и деталями.

Но, конечно, тому, кто собрался что-то делать сам, своими руками, рекомендуется обладать техническими навыками, умением работать инструментом и читать чертежи. И, главное, иметь большое количество времени и огромное желание этим заниматься.

Рама

Изготавливают ее из металлопроката. Расчеты на прочность - дело неблагодарное (а в данном случае - и не нужное), поэтому надо просто заранее заложить многократный запас. Исходя из этого, применить швеллер от № 6 до 12 - наилучшее решение для самодельного минитрактора. Делать какие-то «выемки» и «огибания» агрегатов не стоит, т.к. это сильно усложнит и удорожит проект. Обычная плоская «лесенка» - просто и доступно многим.

Как показывает практика для трактора самоделки, полезнее в качестве передней и задней траверс (поперечин) использовать швеллер большего прокатного размера (вплоть до 20), т.к. впоследствии именно к этим траверсам крепятся различные рабочие органы и вспомогательное оборудование. Причем располагать его лучше полками внутрь. Швеллеры лонжеронов (продольных балок) можно располагать как внутрь, так и наружу. Внутри лонжеронов прокладывают топливопроводы и магистрали, которые получаются естественным образом защищены.

По форме самая простая конструкция рамы для самоделки - прямоугольник с двумя и более траверсами, но гораздо большей жесткостью будет обладать рама в виде трапеции. Ширина в передней части должна быть меньше для размещения в минимальных габаритах управляемых колес, а также для возможности наблюдения за движением строго по пахотному ряду. Места соединения лонжеронов и траверс обязательно усилить приваркой косынок.

Компоновка

Относительное расположение агрегатов любого трактора исторически сложилось давно.
Классическая компоновка самоходной машины следующая: двигатель расположен спереди, продольно, над передней осью. К нему через сцепление подсоединяется коробка передач, далее следует раздаточная коробка и за ней - ведущий мост. Между собой валы агрегатов соединяются при помощи карданов и (или) муфт.

Соблюдение этой схемы будет оптимальным вариантом при создании минитрактора, т.к. позволит применить существующие агрегаты без их изменения.
По опыту многих создателей самодельных тракторов, лучше компоновать агрегаты «по месту», не занимаясь излишними черчением и расчетами. Лучший вариант - на готовой раме разместить все основные узлы и механизмы самоделки, установив их на временные опоры (удобно - на деревянные бруски), и, найдя наилучшее взаимное положение, изготавливать кронштейны крепления. Но нельзя забывать, что все узлы на самодельный трактор необходимо крепить через опоры, гасящие вибрации (резиновые подушки). Лучше всего их заимствовать от той же техники, от которой взят агрегат. Еще один важный фактор необходимо учесть. Это развесовка, т.е. распределение полного веса минитрактора по передней и задней осям. Самый приемлемый вариант - 60% веса приходится на ведущие колеса, 40% - на управляемые.

Двигатель для самоделки

С точки зрения тяговооруженности, веса, доступности и дешевизны в ремонте, наиболее логично при изготовлении трактора в «домашних» условиях применить двигатель от автомобилей ВАЗ классических моделей - с 2101 по 2107. Их можно найти в хорошем состоянии по цене металлолома. Если повезет, то одна машина может стать донором большинства деталей для минитрактора.

Мотор со сцеплением и коробкой передач закрепляется как единый блок, что упрощает работу над трактором самоделкой и избавляет создателя от многих трудностей. Обязательно на валу водяного насоса («помпы») установить крыльчатку вентилятора, даже если ее там не было. Ведь скорости у сельхозтехники намного ниже, чем автомобильные, поэтому режим работы мотора минитрактора - такой же, как при стоянии в пробке, что считается тяжелым для любого двигателя. Следовательно, радиатор системы охлаждения самодельного трактора нуждается в принудительном обдуве.

Трансмиссия

Как уже говорилось выше, желательно установить силовую установку на самоделку целиком. В этом случае то, что впоследствии станет минитрактором, уже будет иметь, как минимум, четыре передачи вперед и одну назад. Остается только согласовать оптимальные обороты двигателя трактора и нужную скорость. Для этого будет вполне достаточно раздаточной коробки от любого полноприводного авто. Наиболее подходящий вариант - УАЗ. Кстати, от УАЗа можно использовать и рассматриваемые ранее составляющие, но они тяжелее, расход получившегося трактора будет выше, а вся его мощность будет использоваться редко.

Хороший элемент для соединения валов - упругая муфта, которая установлена на выходном валу ВАЗовской КПП. Изготовив фланец к раздаточной коробке, можно обойтись без промежуточного кардана. А вот от «раздатки» к ведущему мосту кардан обязателен, т.к. нагрузки там существенно выше, и муфта их не выдержит.
Ведущий мост при самостоятельной постройке трактора лучше всего использовать также от автомобиля УАЗ, имеющего бортовые редукторы. Это увеличит, во-первых, тягу, а во-вторых, клиренс (который желательно довести до 450 мм). Необходимый размер колеи самодельного минитрактора получают путем обрезания чулков моста (сужая ее) или изготавливая проставки для крепления колес (расширяя), т.к. номинальная колея УАЗика - 1445мм, что не совпадает с принятыми диапазонами для сельскохозяйственных машин (1260-1285, 1350-1370, 1490-1515, 1790-1815).

Ходовая часть и движитель

Эта система у рассматриваемого самодельного минитрактора почти полностью повторяет аналогичную у тракторов, выпускаемых промышленностью и имеет отличия от автомобильной по некоторым важным моментам. Основное отличие - отсутствие задней подвески, т.е., ведущий мост не крепится к остову на рессорах, а жестко на нем закреплен. Это надо сделать, если планируется смастерить не только сам трактор, но и все сельхоз орудия к нему, с которыми предполагается его использовать. Так как такое навесное оборудование, как плуги, бороны, косилки и прочие, крепящиеся к задней части минитрактора самоделки, очень сильно нагружают заднюю ось и, при наличии на последней задней подвески, быстро приведут ее в негодность. Передний мост на самодельном тракторе, также, можно установить без подвески, комфорт значительно не уменьшится. В качестве поворотных цапф удобно использовать вилки карданных шарниров грузовиков (ЗИЛ, КАМАЗ, КрАЗ), запчасти от которых можно найти в автохозяйствах и на металлоприемках. Две вилки привариваются к балке, или непосредственно к раме, соблюдая соосность, а две ответные - к поворотным кулакам автомобиля-донора. Рулевая трапеция вместе с рулевым механизмом целиком также заимствуется.

Тормозную систему в ее «автомобильном виде» на тракторе, изготавливаемом собственноручно, применять нет смысла, т.к. не те скорости. Достаточно только стояночного тормоза. Однако, привод механизма осуществить не от рычага, а от педали с фиксированным нажатым положением. Тогда самоделку можно будет и притормаживать в движении, и фиксировать на стоянке. Колеса правильнее всего использовать от сельхозмашин, т.к. они имеют нужный протектор, но вполне можно приспособить и покрышки от внедорожников или легких грузовиков, нарезав на них нужный рисунок протектора (лучше - «елочку», для самоочищения). Давление в шинах подбирается опытным путем, чтобы найти оптимальное сочетание комфорта и производительности.

Электрика на самодельном тракторе

Можно применить любые части от чего угодно, главное, чтобы совпадало напряжение генератора и потребителей. Не надо забывать и о том, что аккумуляторная батарея - это емкость с кислотой, поэтому ее необходимо очень прочно закрепить. Рекомендуемое решение - расположить ее под сиденьем минитрактора в специальном ящике, или просто в ограждении.

Фары и габаритные фонари, а также сигналы торможения - элементы желательные, но не обязательные, т.к. эксплуатировать результат своих трудов можно только вдали от другого транспорта.

Движение по дорогам

Далеко не все самоделки конструкторов минитракторов выезжают на дороги общего пользования. И это правильно, т.к. в нашей стране перечислен ряд жестких требований, которым должен удовлетворять транспорт, передвигающийся по ним. Даже если все получилось хорошо, и изделие соответствует всем требованиям, для подтверждения этого необходима будет сертификация, которая стоит очень недешево.

Поэтому двигаться по дорогам на самодельном тракторе запрещено. Если предстоит его доставить к месту выполнения работ, то лучше это сделать на прицепе. Это одна из причин, почему самоделку пытаются облегчить.