Как проверить аккумулятор мультиметром, нагрузочной вилкой и другими приборами? Проверка аккумулятора мультиметром – подробная инструкция по проверке работоспособности, емкости, тока и заряда Как проверить автомобильный аккумулятор в домашних условиях

При использовании аккумуляторных батарей на любых объектах, особенно в системах бесперебойного питания, за их состоянием нужно следить и регулярно проводить проверки. В этом материале мы рассмотрим основные параметры АКБ, а также рассмотрим, какими приборами и как можно провести их контроль и проверку!

Основная задача при проверке состояния любой аккумуляторной батареи - выяснить, обладает ли она достаточной емкостью, может ли обеспечить заявленные производителем характеристики в течение необходимого времени. Однако непосредственно средствами измерения определяются только несколько основных параметров - напряжение, сила тока. В обслуживаемых аккумуляторах можно также замерить плотность электролита. Измерения можно проводить неоднократно, фиксируя изменение значений с течением времени. Все остальные параметры и характеристики не измеряются напрямую, а выводятся по разработанной изготовителем методике, причем она зависит и от типа АКБ, и от рекомендаций производителя, и от вида подключенной нагрузки. При этом необходимо учитывать, что многие зависимости, характеризующие работу АКБ, носят нелинейный характер. Могут сказываться и другие факторы, например, влияние температуры.

При выполнении краткосрочных измерений при использовании даже самых совершенных методик тестирование носит не точный количественный, а качественный характер. Единственный достоверный способ измерения емкости АКБ - его полная разрядка в течение многих часов с тщательной фиксацией параметров в ходе всего процесса. Но использовать столь продолжительную процедуру на практике можно далеко не всегда, особенно если батарей много. Тем не менее, и краткосрочных оценочных измерений достаточно для того, чтобы отличить работоспособный аккумулятор от изношенного, утратившего емкость, и вовремя произвести замену АКБ.

Способы проверки АКБ

1. Подключение нагрузки

К АКБ на некоторое время подключается рабочая или второстепенная нагрузка той или иной величины. Вольтметром или мультиметром измеряется падение напряжения. Если процедура выполняется несколько раз, между измерениями выжидается определенное время, чтобы батарея восстановилась. Полученные данные сопоставляются с параметрами, заявленными производителем АКБ для данного типа батареи и данной величины нагрузки.

2. Измерения при помощи нагрузочной вилки

Строение простейшей нагрузочной вилки показано на схеме:

Устройство оснащено вольтметром, параллельно которому установлен большой по мощности нагрузочный резистор, и имеет два щупа. В старых моделях вольтметры аналоговые; новые модели, как правило, оснащены ЖК-дисплеем и цифровым вольтметром. Существуют нагрузочные вилки с усложненной схемой, использующие несколько нагрузочных спиралей (сменных сопротивлений), рассчитанные на разные диапазоны измерения напряжений, предназначенные для тестирования кислотных либо щелочных аккумуляторов. Есть даже вилки, которыми тестируют отдельные банки аккумуляторов. В состав продвинутых устройств помимо вольтметра может входить амперметр.

Получаемые при измерениях данные также необходимо сопоставлять с параметрами, заявленными производителями для данного типа батарей и данного сопротивления.

3. Измерения при помощи специальных устройств, тестеров анализаторов АКБ

Приборы Кулон

Принципиальным развитием идеи нагрузочной вилки можно считать семейство цифровых приборов-тестеров Кулон (Кулон-12/6f, Кулон-12m, Кулон-12n и другие) для проверки состояния свинцовых кислотных аккумуляторов, а также другие подобные устройства. Они позволяют проводить быстрые замеры напряжения, приближенно определять емкость АКБ без контрольного разряда и сохранять в памяти несколько сотен, а иногда и тысяч измерений.

Приборы Кулон питаются от аккумулятора, на котором проводятся измерения. Входящие в комплект провода с разъемами «крокодил» имеют части, изолированные друг от друга, что обеспечивает четырехзажимное подключение к аккумулятору и устраняет влияние на показания прибора сопротивления в точках подключения зажимов. По заявлению разработчика, прибор анализирует отклик аккумулятора на тестовый сигнал специальной формы, при этом измеряемый параметр примерно пропорционален площади активной поверхности пластин аккумулятора и, таким образом, характеризует его емкость. Фактически, точность показаний зависит от достоверности методики, разработанной производителем.

Емкость аккумулятора - электрический заряд, отдаваемый полностью заряженным аккумулятором - измеряется в ампер-часах и представляет собой произведение тока разряда на время. Для точного определения емкости необходимо произвести разряд батареи (процесс длительный, многочасовой), постоянно фиксируя величину заряда, отдаваемого батареей. При этом относительная емкость АКБ в зависимости от времени изменяется нелинейно. Например, для аккумуляторной батареи типа LCL-12V33AP относительная емкость меняется со временем следующим образом:

Прибор Кулон при помощи быстрого измерения ориентировочно определяет емкость полностью заряженного аккумулятора . Он не предназначен для оценки степени заряженности АКБ, все измерения необходимо проводить на полностью заряженной батарее. Устройство кратковременно подает тестовый сигнал, регистрирует отклик от батареи и через несколько секунд выдает ориентировочную емкость АКБ в ампер-часах. Одновременно на экран выводится измеренное напряжение. Полученные значения можно сохранять в памяти прибора.

Производитель подчеркивает, что устройство не является прецизионным измерителем, но позволяет оценочно определять емкость свинцовой кислотной батареи, особенно если пользователь самостоятельно откалибровал прибор при помощи аккумулятора такого же типа, что и тестируемый, но с известной емкостью. Процедура калибровки подробно изложена в инструкции к прибору.

Тестеры PITE

Следующая разновидность устройств для тестирования АКБ - тестеры PITE: модель PITE 3915 для измерения внутреннего сопротивления и модель PITE 3918 для оценки проводимости батарей.

Управление осуществляется при помощи цветного сенсорного экрана, но основные управляющие кнопки вынесены на клавиатуру в нижней части корпуса. Прибором можно тестировать батареи емкостью от 5 до 6000 А·ч, с элементами аккумулятора 1.2 В, 2 В, 6 В и 12 В. Диапазон измерения напряжения - от 0.000 В до 16 В, сопротивления - от 0.00 до 100 мОм. Прибор позволяет задать тип проверяемых батарей, выполнить измерение напряжения и сопротивления (модель 3915) или напряжения и проводимости (модель 3918), и на их основании судить о том, соответствует емкость батареи заявленной производителем или нет. При этом параметр Capacity (емкость батареи) выводится в процентах.

Интерфейс прибора позволяет проводить как одиночные измерения, так и последовательные (до 254 измерений в каждой последовательности, совокупное количество результатов более 3000), что удобно при проверке большого количества однотипных АКБ (в последнем случае результаты сохраняются автоматически, помимо данных в них фиксируется также порядковый номер измерения). В зависимости от настроек прибор может использовать для выдачи результата (статуса Good, Pass, Warning или Failed) собственные критерии либо значения, заданные пользователем. Результаты тестирования через порт USB могут быть перенесены на компьютер для просмотра и последующей подготовки отчетов.

Анализаторы Fluke

Более глубокое развитие той же идеи - приборы Fluke Battery Analyzer серии 500 (BT 510, BT 520, BT 521), которые позволяют измерять и сохранять в памяти напряжение, внутреннее сопротивление стационарной батареи, температуру минусовой клеммы, напряжение при разрядке. При наличии дополнительных аксессуаров можно измерять и сохранять в памяти и другие параметры. Тесты можно проводить как в режиме отдельных измерений, так и в последовательном режиме; используя настраиваемые профили. Есть возможность задать пороговые значения для различных параметров. Встроенный порт USB позволяет передавать собранные записи (до 999 записей каждого типа) на компьютер для подготовки отчетов с помощью программного обеспечения Analyze Software, входящего в комплект поставки.

Щупы прибора имеют специальную конструкцию: внутренний подпружиненный контакт предназначен для измерения тока, внешний - для измерения напряжения. Если на щуп надавить, внутренний наконечник смещается внутрь таким образом, что оба контакта каждого щупа касаются поверхности одновременно. В результате одни и те же щупы позволяют организовать как 2-проводное, так и 4-проводное подключение к полюсам батареи (последнее необходимо для измерения Кельвина).

    Прибор позволяет измерять следующие параметры:

    Внутреннее сопротивление батареи (измерение занимает менее 3 с).

    Напряжение батареи (производится одновременно с измерением внутреннего сопротивления)

    Температура минусовой клеммы (рядом с черным наконечником на щупе BTL21 Interactive Test Probe предусмотрен ИК-датчик)

    Напряжение при разрядке (определяется несколько раз в ходе разрядки или во время теста на нагрузку)

Также возможно измерение пульсирующего напряжения, измерение переменного и постоянного тока (при наличии токовых клещей и адаптера), выполнение функций мультиметра. С анализаторами Fluke можно использовать интерактивный тестовый щуп BTL21 Interactive Test Probe со встроенным датчиком температуры. С приборами совместимо большое разнообразие дополнительных аксессуаров (токовые клещи, удлинители разного размера, съемный фонарик и т. п.).

Хотя прибор обладает богатым функционалом, ключевым этапом в определении состояния АКБ остается сопоставление измеренных показателей с расчетными или заданными изготовителем для данного конкретного типа батарей. Устройства Fluke Battery Analyzer серии 500 удобны для массовой инспекции состояния батарей. Последовательный режим и система профилей позволяют выполнять необходимые измерения одно за другим, результаты запоминаются прибором и хранятся в упорядоченной форме, последовательно пронумерованные и разбитые на группы. Но прибор не имеет функции прямого или косвенного измерения емкости АКБ в ампер-часах - хотя бы потому, что для батарей разного типа на сегодняшний день вряд ли возможно разработать единую точную методику такого определения.

Все перечисленные выше устройства, хоть и отличаются друг от друга по размеру, относятся к классу портативных. В отдельную группу можно выделить стационарные комплексы для проверки АКБ, которые могут проводить быстрые испытания с определением внутреннего сопротивления, контролировать все параметры, включая активную и реактивную составляющие сопротивления, управлять процессом разряда/заряда и т. п. Подобные комплексы адресованы скорее исследовательским лабораториям, промышленным производителям АКБ и разработчикам нового оборудования, чем конечным пользователям.

Анализаторы Vencon

Промежуточное положение занимает анализатор Vencon UBA5 , предназначенный для работы с аккумуляторными батареями, используемыми в портативных средствах связи (мобильных телефонах, носимых радиостанциях, разнообразных гаджетах и т. п.), портативных инструментах и других устройствах напряжением до 18.5 В, емкостью от 10 мА·ч до 100 А·ч. Анализатор Vencon UBA5 совмещен с зарядным устройством и может использоваться в ремонтных мастерских, центрах обслуживания компьютерной техники, мобильной электроники и других устройств.

Прибор предназначен для различных типов АКБ (никель-кадмиевых, никель-металл-гидридных, литий-ионных, литий-полимерных, свинцовых кислотных и др.), позволяет задавать токи зарядки и разрядки, изменять алгоритмы работы устройства, тестировать емкость батарей при помощи однократных и многократных измерений, сохранять результаты измерений в памяти и выводить их через порт USB, готовить графические отчеты при помощи программного обеспечения.

Характерная особенность устройства - два измерительных канала (по 2 измерительных провода каждый), причем для проведения различных измерений их можно комбинировать, в том числе и от нескольких устройств UBA5. Дополнительно могут заказываться датчики температуры.

Прибор способен генерировать зарядный ток до 2А на каждом канале, ток нагрузки - до 3А (45 Вт) на каждом канале (в комплект входит адаптер питания). Более точные характеристики зависят от конкретной модели устройства - в серию UBA5 входит 5 различных моделей приборов.

В данном типе прибора, как и во всех описанных ранее, ключевым для определения состояния батареи является сопоставление измеренных показателей с параметрами, заявленными производителями АКБ.

4. Полная разрядка/зарядка

На сегодняшний день полная разрядка и зарядка - это единственный прямой и максимально достоверный способ определения емкости АКБ. Специализированные устройства контроля разряда/заряда батареи (УКРЗ) позволяют выполнить глубокую разрядку и последующую полную зарядку батареи с постоянным контролем емкости. Однако эта процедура занимает очень много времени: 15-17-20-24 часа, иногда и более суток, в зависимости от емкости и текущего состояния батареи. Хотя метод дает наиболее точные результаты, из-за временных затрат его применение ограничено.

5. Измерение плотности электролита

В обслуживаемых аккумуляторах для определения их состояния можно измерять плотность электролита, поскольку между этим параметром и емкостью АКБ существует непосредственная зависимость. Плотность электролита может меняться в силу разных причин, которые вдобавок взаимосвязаны (частый глубокий разряд батареи, сульфатация, неоптимальная плотность электролита, испарение и утечка раствора и т. д.). Аккумулятор начинает быстрее разряжаться, отдает меньше заряд. При этом необходимо понимать, что плотность электролита даже в исправном аккумуляторе, находящемся в идеальном состоянии - не константа, она меняется с температурой и степенью зарядки аккумулятора. Более того, для разных регионов рекомендованная плотность электролита отличается в зависимости от типовых климатических условий.

Результаты измерения плотности ареометром можно сопоставить со следующей диаграммой для кислотных аккумуляторов.

В зависимости от того, больше или меньше плотность электролита, чем требуемая (а для батареи вредно отклонение и в ту, и в другую сторону), можно частично или полностью заменить электролит, залить дистиллированную воду или раствор необходимой концентрации, обязательно обеспечив перемешивание. Как и при использовании всех ранее описанных способов проверки состояния АКБ ключевым является сопоставление измеренных значений с рекомендациями производителя батареи и следование всем предусмотренным процедурам обслуживания.

Выводы

Каждый способ определения текущего состояния аккумуляторной батареи имеет свои преимущества и недостатки. Каким из них пользоваться - зависит от ваших задач и возможностей. Сориентироваться вам поможет эта сводная таблица.

Способ определения состояния АКБ Преимущества Недостатки
Подключение нагрузки Достаточно реалистичные результаты без использования специализированного оборудования Времязатратность при многократных измерениях Измеренные параметры документируются вручную
Нагрузочная вилка, специализированные анализаторы и тестеры

Портативность устройств

Простота использования

Быстрое проведение измерений, особенно многократных

Некоторые модели способны проводить измерения без выведения АКБ из режима эксплуатации

Специализированные модели позволяют сохранять результаты и переносить их на компьютер для подготовки отчетов

Часть параметров АКБ определяется по косвенным методикам Оценочная точность измерений
Полный разряд/заряд Единственный достоверный способ оценки емкости АКБ Очень продолжительная процедура - многие часы, иногда сутки
Измерение плотности электролита ρ Непосредственное определение состояния батареи по концентрации электролита Способ применяется только для обслуживаемых батарей

Материал подготовлен
техническими специалистами компании “СвязКомплект”.

Иногда требуется проверить аккумулятор автомобиля на заряд. Ну например стояла машина долгое время, , и вроде двигатель запустился – но непонятно нужно ли подзаряжать батарею или нет? Ведь «недозаряд» может сыграть злую шутку, плотность электролита упадет и ваш . В салоне современного авто датчиков заряда нет, а поэтому придутся проверять мультиметром – сейчас их просто навалом, причем не обязательно это будет дорогой вариант. Кстати внизу будет и видео версия, так что читайте – смотрите …


Способов проверить аккумулятор не так-то много, два способа с применением сторонних устройств, а вот последний может быть встроен в саму батарею. Если их перечислить то это:

  • Встроенный индикатор
  • «Нагрузочная вилка»
  • Обычный мультиметр

Сегодня я хочу рассказать про все три типа, но хочется начать именно с «встроенного индикатора».

«Зеленое окошко»

Некоторые типы АКБ имеют , пришло к нам это изобретение с Японии, после стали устанавливать большинство компаний, на необслуживаемые типы.

Суть проста, справа или слева, также бывает и посередине размещается маленький глазок, в котором есть не сильное свечение – индикатор. Оно имеет три положения, проверить очень легко:

  • Зеленый – батарея имеет полный заряд.
  • Белый – низкий уровень электролита.
  • Черный – АКБ разряжен, нужно подзарядить.

Как видите если у вас такой вариант, то собственно мультиметр и нагрузочная вилка вам не нужны. Пришли на стоянку — открыли капот — посмотрели на индикатор – приняли решение. Если нет «зеленого окошка» — срочно подзаряжать.

Однако такие типы недешевые, они стоят примерно на 20 – 30 % дороже среднестатистического аккумулятора, многие водители экономят, а поэтому такая проверка не пройдет! Переходим к последующим методам.

Нагрузочная вилка

«Что» — спросите вы? Что это вообще такое? ДА ребята инструмент не популярный, да и встретишь его, пожалуй только на СТО. Однако проверка аккумулятора этим приспособлением самая точная.

Суть заключается вот в чем – это устройство подсоединяется к клеммам аккумулятора и дает ток короткого замыкания. Если без нагрузки батарея может вырабатывать 12,7 Вольта, то под нагрузкой напряжение конкретно, проседает.

Под нагрузкой напряжение на должно падать меньше 9 – 10 Вольт. После того как отсоединили нагрузку, происходит восстановление до 12,7Вольта. Если под нагрузкой происходит сильное проседание, до 3 — 5В – то батарея «дохлая»! Она не запустит двигатель авто.

То есть нагрузочная вилка имитирует нагрузку стартера на аккумулятор автомобиля, если нагрузка выдержана, то батарею можно использовать. Еще раз подчеркну – проверка заряда на этом устройстве, самая точная и достоверная. Но как вы понимаете – нагрузочной вилки в простом гараже или у вас дома в 90% случаев не будет! Поэтому проверить, скорее всего получится только мультиметром.

Проверка мультиметром

Мультиметр — это приспособление для замера силы тока, вольтажа, а также сопротивления и температуры. Применяется во многих сферах электроники (при ремонте, при изготовлении, при тестировании и т.д.), им можно определить напряжение практически в любой электрической цепи (правда на моем ограничение в 600В, так больше не стоит мерить). Также можно проверить и аккумулятор. Конечно, он не дает таких точных показаний, как скажем первый и второй способы, однако немного сориентироваться можно.

Сейчас небольшая инструкция:

  • Собираем мультиметр, провода должны быть подключены в режим «вольтажа» (замер напряжения), а не в «ампеража» (замер силы тока).


  • Снимаем показатели напряжения.

По напряжению :

  • Полностью заряженная батарея имеет напряжение в 12,7 (редко 13,2) Вольта, значит АКБ не нуждается в заряде.
  • Если напряжение от 12,1 до 12,4В то разряд примерно на половину.
  • Если показатель в 11,6 – 11,7В, то это ! Нужно , да и движок он запустит вряд ли.

Сейчас небольшое видео.

Проверка плотности электролита

Если еще один способ проверки заряда аккумулятора, но он также не очень популярный – это замер плотности . Но нам опять е понадобиться еще одно устройство – ареометр. Все дело в том — что заряженная батарея имеет плотность электролита примерно в 1,24 — 1,27 г/см3. Замеряются плотность как раз ареометром – он погружается в «банку» батареи и в него закачивают электролит, дальше либо «поплавок», либо «палочки» внутри всплывают до нужного значения.

Если показания:

  • 1,24 – 1,27 г/см3 ваша батарея заряжена полностью
  • 1,20 г/см3 – разряд примерно 25%, нужна небольшая подзарядка
  • 1,16 г/см3 – разряд на 50%
  • 1,08 – 1,10 г/см3 – полный или глубокий разряд, нужно срочно заряжать!

Минус этого метода в том, что сейчас многие батареи – необслуживаемые. То есть, нельзя разобрать и погрузить в электролит ареометр.

Всем без исключения автовладельцам рано или поздно придётся столкнуться с проблемой неисправности используемого аккумулятора. В процессе эксплуатации автомобиля АКБ может выходить из строя или же по каким-либо причинам разряжаться, не позволяя использовать свой автомобиль. Существуют различные способы проверки аккумулятора, о которых мы и расскажем в этой статье.

Визуальный осмотр АКБ

Перед тем как приступать непосредственно к замеру напряжения батареи следует провести ее визуальный осмотр. Так, например, нужно убедиться в целостности корпуса, который не должен иметь механических повреждений. Обратите внимание на отсутствие подтеков электролита. Клеммы должны быть чистыми, без светло-зеленого или рыхлого белого налета. При недостаточной плотности прилегания клемм в местах соединения возрастает сопротивление, что отрицательно сказывается на величинах пускового тока. В итоге двигатель плохо заводится, а клеммы при этом могут нагреваться до высоких температур. В последнем случае существует даже риск возгорания проводов и порчи авто. В обязательном порядке поддерживайте ваш аккумулятор в чистоте и своевременно подтягивайте его клеммы.


Проверяем уровень и плотность электролита

Выполнить такую проверку можно только с обслуживаемыми аккумуляторами. Чтобы проверить уровень электролита следует снять батарею с машины, установить аккумулятор на горизонтальной поверхности, после чего выкрутить пробки и визуально осмотреть уровень электролита, который должен быть на несколько сантиметров выше свинцовых пластин. В том случае, если электролит находится ниже уровня пластины, необходимо долить в АКБ дистиллированную воду. Проверка плотности может выполняться специальным ареометром для кислот. Аккуратно сливаем часть электролита и, используя ареометр, проверяем соответствующую плотность электролита, которая должна составлять 1,28.


Проверка аккумулятора мультиметром

Если по каким-либо причинам автомобиль завести не удается, то, в первую очередь, следует проверить напряжение батареи. Выполняется такая работа с помощью мультиметра. Для выполнения такой проверки необходимо выполнить следующее:

    Включаем мультиметр и устанавливаем режим измерения постоянного напряжения.

    Черный щуп мультиметра соединяем с минусовой клеммой, а к плюсовой клемме АКБ подсоединяем красный щуп.

    На дисплее фиксируем показания мультиметра.

При полной зарядке мультиметр показывает напряжение на уровне более 12,7 Вольт. Если же зафиксировано напряжение аккумулятора в 11,7 Вольт, батарея полностью разряжена. В данном случае необходимо либо заменить АКБ, либо провести ее зарядку с помощью специальных устройств.


Проверяем аккумулятор мультиметром при работающем двигателе

Проверка АКБ на работающем двигателе позволяет определить наличие утечек в сети, а также выявляет проблемы в работе генератора. На работающем двигателе напряжение на аккумуляторе должно находиться в диапазоне 13,5-14 В. Отметим, что повышенное напряжение на батарее при рабочем двигателе может свидетельствовать о проблемах с генератором. В том случае, если подобное повышенное напряжение аккумулятора держится при заведённом двигателе в течение длительного времени необходимо провести соответствующую диагностику генератора и всей электросистемы автомобиля. Если же показатели напряжения составляют 13 В и менее, то подобное говорит о поломках генератора, который не заряжает батарею во время движения машины.

Проверяем аккумулятор нагрузочной вилкой

Проверка работоспособности заряда АКБ при помощи нагрузочной вилки позволяет установить работоспособность используемого аккумулятора на машине. Такую нагрузочную вилку необходимо подключать к аккумулятору с соблюдением полярности. Если нагрузочная вилка показывает заряд аккумулятора на уровне 12-13 В, подобное говорит о качественной зарядке батареи и ее способности работать под нагрузкой. Если же во время такой проверки показатель напряжения падает ниже 9 В, то такая батарея ненадежна и считается непригодной к использованию.


Заряжаем аккумулятор

Зарядка аккумулятора в домашних условиях не представляет какой-либо сложности. Вы с легкостью сможете воспользоваться специальными зарядными устройствами, которые могут буквально в течение 8-10 часов полностью зарядить аккумулятор, что и позволяет без каких-либо сложностей использовать свой автомобиль. Специальное зарядное устройство можно приобрести в автомагазинах или же спаять самостоятельно по соответствующим схемам из интернета.


Старый свинцовый аккумулятор, снятый с автомобиля или обнаруженный в гараже, имеет шанс обрести вторую жизнь. Чтобы понять, есть ли у него такой шанс, полезно знать, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

После выработки основного ресурса, исправный аккумулятор ещё может быть пригоден для работы в системах с пониженными требованиями. Например, старая стартерная автомобильная батарея вполне успешно сможет работать как источник питания автономного освещения. Дело в том, что для работы стартера при пуске двигателя требуются токи, достигающие сотен ампер. Со временем, в результате сульфатации пластин, ёмкость снижается, аккумулятор утрачивает способность отдавать максимальную мощность. Пуск двигателя затрудняется, особенно в холодное время года, но его ресурса для работы с относительно малыми токами ещё вполне достаточно. Перед применением таких аккумуляторов желательно провести проверку на работоспособность, выполнить необходимое обслуживание и батарея сможет проработать ещё несколько лет.

Немного об устройстве

Автомобильные свинцово-кислотные батареи устроены примерно одинаково. Несколько пакетов свинцовых пластин, образующих отдельные элементы погружены в раствор электролита, состоящего из серной кислоты и воды. В некоторых моделях в состав электролита введены загустители, превращающие электролит в гель. Банки изолированы между собой, в каждой свой уровень электролита.

Типы свинцовых аккумуляторов

В зависимости от наличия заливных отверстий и состава электролита батареи подразделяются на:

  • обслуживаемые;
  • малообслуживаемые;
  • необслуживаемые.

В реальности необслуживаемость совсем не означает, что при производстве были использованы надежные технологии и материалы, обеспечивающие безотказную работу на весь срок службы. Прежде всего такие модели выпускаются из соображений безопасности и экологичности, с прицелом на утилизацию в специализированных центрах сбора вторсырья. Однако, основная проблема — испарение воды из электролита, в той же мере присуща необслуживаемым аккумуляторам, при этом восполнить утерю жидкости в корпусе без пробок проблематично.

Несколько описанных ниже процедур нацелены на проверку общего состояния, выполнение необходимого минимума обслуживания, тестов и восстановительных мероприятий. Результаты проверки позволят сделать вывод о целесообразности дальнейшего использования батареи.

Проверка общего состояния

Производится путём внешнего осмотра на предмет наличия повреждений корпуса, следов вытекания электролита, вздутий. Если имеются трещины в корпусе или корпус деформирован от вздутия, с большой вероятностью такой аккумулятор не удастся использовать и его лучше утилизировать.

Проверка уровня и плотности электролита

В обслуживаемых моделях достаточно отвернуть заливные пробки и определить уровень жидкости визуально или с помощью стеклянной трубки. Как правило, уровень жидкого электролита должен полностью покрывать поверхность пластин или быть выше на 5-10мм. Если на корпусе есть отметка уровня, то он должен находиться на этой отметке. При пониженном уровне доливать следует только дистиллированную воду. Серная кислота, входящая в состав раствора не выкипает, поэтому уровень понижается только за счёт испарения воды.

Необслуживаемые батареи отвинчивающихся пробок не имеют, но заливные отверстия в них всё же имеются. При внимательном осмотре можно обнаружить на корпусе пластиковые крышки, отделив которые обнаруживаются заливные отверстия. Далее контроль и долив дистиллированной воды производится по тем же правилам, как в случае с обслуживаемыми АКБ.

В моделях с гелевым электролитом и AGM так же допускается доливать воду до покрытия пластин. В силу особенностей конструкции AGM, полное заполнение отсека жидкостью не требуется, достаточно чтобы пакет пластин был пропитан раствором.

Плотность жидкого электролита определяется ареометром, в полностью заряженном состоянии она должна находиться в районе 1.27 г/см 3 . Повышенная плотность ускоряет процесс сульфатации пластин, пониженная снижает ёмкость батареи.

Электрические измерения

Напряжение полностью разряженного исправного аккумулятора 10,8В, а полностью заряженного — 12,7-13В без нагрузки. При большой потере ёмкости параметры напряжения могут оставаться в норме, но при подключении нагрузки напряжение быстро падает до минимума. Для проверки нагрузочной способности, необходимо измерять напряжение с подключенной нагрузкой. Такой нагрузкой может быть специальный нагрузочный реостат или мощная лампа накаливания. Измерения напряжения проводятся вольтметром или мультиметром.

Нагрузочная вилка

Представляет собой мощный нагрузочный резистор с параллельно подключенным электронным или стрелочным вольтметром. В схеме может быть один или несколько параллельно подключаемых резисторов R, таким образом, возможно регулирование тока нагрузки.

Измерение напряжения под нагрузкой даёт более объективную картину состояния, позволяет приблизительно оценить потерю ёмкости. Вилки старого образца позволяют контролировать состояние каждой банки в отдельности, но для этого необходимо иметь доступ к контактам каждого отдельного элемента. В современных АКБ электрические связи между элементами обычно недоступны, в таком случае возможен тест всей батареи целиком.

Для получения наиболее достоверных результатов, при проверке ток должен быть как можно ближе к номинальному. Для автомобильных аккумуляторов его величина составляет 1-1,4С ампер, где С- емкость в А/ч. Измерение нагрузочной вилкой производят в два этапа.

  • Измерение напряжения без нагрузки. Можно проводить как с помощью вольтметра нагрузочной вилки или обычным мультиметром, подключенным напрямую к клеммам аккумулятора. Резисторы отключены, степень заряда приблизительно определяется по таблице.
Напряжение, В >12,7 12,5 12,3 12 <10,7
Заряд, % 100 75 50 25 0
  • Измерение под нагрузкой. Резисторы подключены. Время проведения теста с нагрузкой около 5 секунд. Ограничение по времени связано с большой мощностью, рассеиваемой на нагрузочных резисторах, которые при этом сильно нагреваются и могут перегореть. Показания вольтметра считываются в окончании теста, на пятой секунде, результаты сведены в таблицу.
Напряжение, В >10,2 9,6 9,0 8,4 <7,8
Ёмкость, % 100 75 50 25 0

Цикл заряд/разряд

С целью проверки и восстановления работоспособности целесообразно провести 1-3 цикла заряд/разряд. Такой цикл называют тренировкой. При этом производится полный заряд с последующим разрядом до нуля током 1/10С. Тренировка способна значительно восстановить ёмкость батареи.

В большинстве случаев, при нормальном напряжении, отсутствии повреждений корпуса и вздутостей, после проведения обслуживания и цикла заряд/разряд, свинцовые аккумуляторы способны проработать в щадящих режимах ещё несколько лет.

Как проверить аккумулятор на работоспособность: видео

Чтобы новая аккумуляторная батарея прослужила в автомобиле хотя бы тот срок, который обещает производитель, ей нужен постоянный контроль и периодическое техническое обслуживание. Для его проведения можно обращаться в сервисные центры, а можно выполнять и самостоятельно - особых навыков и финансовых вложений это не требует. Если грамотно и своевременно проверять аккумулятор автомобиля на работоспособность, можно оперативно обнаруживать малейшие негативные изменения и устранять их.

К примеру, постоянный недозаряд, который можно обнаружить регулярными проверками мультиметром, вносит огромный вклад в снижение срока эксплуатации батареи. Кроме того, нехватка заряда может привести к тому, что с наступлением холодов запуск двигателя окажется просто невозможным. Для постоянного самостоятельного тестирования АКБ не нужно тратить много времени или денег, и проводить его рекомендовано 5-6 раз в год . Перед тем как проверить заряд аккумулятора автомобиля снимать его совершенно не обязательно, поэтому каждый может найти пару минут перед выездом, чтобы убедиться в полной работоспособности батареи.

Проверка мультиметром - просто и информативно

Для того, чтобы проверить аккумулятор автомобиля мультиметром его нужно сначала купить. В настоящее время имеются цифровые и аналоговые модели, из которых первые отличаются большим удобством и точностью, а вторые меньшей стоимостью. Какой использовать особого значения не имеет. Стоит знать, что перед тем, как проверить заряд аккумулятора мультиметром следует очистить клеммы, поскольку наличие большого количества отложений ухудшает контакт и данные будут неточными. Для очистки можно использовать щетку по металлу или наждачную бумагу.

Для оценки степени текущего заряда батареи проверку необходимо проводить на выключенном двигателе. В идеале - после простоя авто не менее 6-ти часов. Все оборудование должно быть выключено. Минусовую клемму необходимо снять. Полностью заряженный и исправный аккумулятор должен показать напряжение покоя в 13 вольт , если значения колеблются в районе 12,5 вольт - уровень заряда составляет порядка 50%. Если показания не дотягивают и до 12 - это служит не только основанием для срочной зарядки, но и полномасштабной проверке. Для быстрого тестирования можно использовать способ проверки нагрузочной вилкой.

Для получения более полной информации, можно использовать метод проверки с нагрузкой. Для этого, перед тем, как проверить аккумулятор мультиметром, к нему подключаются потребители. Лучше всего использовать цепь из нескольких ламп, при этом суммарная мощность потребления не должна превышать половины тока самой батареи. Если подключенные лампы горят ярко и уверенно, то замеряется напряжение - АКБ считается полной, если показания мультиметра составят 12,4 вольт. Если же значение менее 12 вольт с нагрузкой, стоит задуматься о замене батареи, либо о серьезных реанимационных мероприятиях. Мультиметр позволяет проверить новый аккумулятор при покупке - делать это не обязательно, но желательно, особенно, если есть хоть малейшие сомнения.

Важно! Проверка АКБ мультиметром под нагрузкой является весьма информативным способом диагностики, но проводится лишь на полностью заряженной батарее.

Проверка генератора - важный момент для любого автомобиля

Проверка самой аккумуляторной батареи, безусловно, важна. Но какой бы качественной она ни была, если плохо работает автомобильная система зарядки батареи, добиться от нее высоких показателей и долгого срока службы будет просто невозможно. Главным «производителем» тока в автомобиле является генератор, и от его работоспособности зависит очень многое, поэтому важно не исключать его из алгоритма регулярных проверок. Наиболее простым способом его тестирования является проверка напряжения на клеммах АКБ после пуска двигателя. Если на клеммах оно составляет не менее 8 В , генератор функционирует нормально, если меньше - это является поводом для более глубокой проверки.

Внимание! Не допускается прикасаться к клеммам батареи мультиметром во время пуска двигателя - это может привести не только к выходу прибора из строя, но и поражению электрическим током. Проверка начинается уже после пуска.

Следующим этапом можно считать проверку регулятора - при увеличении числа оборотов до 3000 напряжение на клеммах не должно превышать 12,5 В. После этого можно приступать к более углубленной диагностике генератора. После тщательного визуального осмотра следует взять омметр, имеющий функцию тестирования диодов и измерения большого сопротивления. Проверке подлежат следующие элементы генератора:

  • обмотки;
  • диодные мосты;
  • конденсатор.

Следует уделить внимание и щеткам генератора, их длина не должна составлять менее 5 мм. Если на контактных кольцах устройства имеется нагар, его необходимо убрать при помощи наждачной бумаги с мелким зерном.

Другие способы проверки АКБ

Если для того, чтобы проверить аккумулятор тестером не требуется прилагать особых усилий или тратить время, то для проверки и коррекции электролита времени уйдет куда больше. Делать это необходимо, особенно, если после проверки аккумулятора мультиметром был выявлен неполный заряд. Как правило, причиной этому может быть неправильный уровень или плотность электролита. Это в случае, если генератор полностью исправен и выдает при работе адекватный ток. Начинается процесс проверки с демонтажа, очистки и визуального осмотра корпуса батареи. Не должно быть трещин и следов вытекания электролита.

Проверка уровня электролита

Его уровень должен составлять значение 12-15 см, и любые отклонения от нормы являются показанием для отказа от использования такой батареи вплоть до устранения проблем. Перед тем как проверить состояние аккумулятора автомобиля в плане количества электролита, батарея ставится на ровную и устойчивую поверхность, все пробки из него выкручиваются. Берется полая трубочка из стекла и опускается в батарею, ее верхний конец зажимается пальцем, и трубочка извлекается. После этого останется измерить высоту столбика, и, если уровень ниже положенного, требуется долить чистой дистиллированной воды, после чего замер можно повторить. На этом же этапе оценивается и цвет извлеченного из аккумулятора раствора - он должен быть прозрачным. Если наблюдается темное окрашивание, это повод либо заменить электролит в батарее полностью, либо купить новую АКБ.

Контроль плотности электролита

Это один из важнейших параметров для любого аккумулятора, определяющий насколько полным будет заряд батареи, как быстро она исчерпает свои энергоресурсы, а также ее поведение на морозе. Плотность измеряется лишь после полного цикла зарядки батареи на зарядном устройстве, для чего требуется не менее 10-ти часов. После этого нужно дать батарее время для «отдыха», которое составляет 4-6 часов. Теперь можно приступать к измерению. Потребуется специальный прибор - ареометр. Он оснащен длинным наконечником, через который удобно набирать электролит непосредственно из аккумулятора. Внутри него имеется градуированный поплавок, показывающий текущую плотность. Для удобства имеется и цветовая индикация. Стоит понимать, что плотность контролируется в каждой банке, и показания не должны расходиться более, чем на 0,1-0,2 г/см 3 . Если значения не дотягивают до нормы, требуется долить в банки концентрированный раствор, после чего замер следует повторить. Видеоинструкцию по проверке аккумулятора можно посмотреть на следующем видео:

Важно! Работать с электролитом можно лишь в плотных резиновых перчатках и защитных очках. Кроме того, в помещении необходимо обеспечить хорошую приточно-вытяжную вентиляцию - все это поможет избежать несчастных случаев, связанных с отравлением или ожогом кислотой.

Как заряжать аккумулятор правильно

Естественно, что перед тем, как проверить автомобильный аккумулятор, его необходимо полностью зарядить. И сделать это необходимо правильно, чтобы не навредить батарее. Для самостоятельного заряда, который рекомендуется проводить 3-4 раза в год, а при необходимости и чаще, целесообразно использовать заводские зарядные устройства, оснащенные регулятором тока и многочисленными системами защиты от разнообразных перегрузок.

Если же используются самодельные устройства, особенно не отличающиеся новизной, желательно проверять такую «зарядку» мультиметром каждый раз, когда возникает необходимость зарядить батарею. Важно, чтобы была возможность регулировать зарядный ток, поскольку плановая зарядка аккумулятора проводится небольшим током, но в течение длительного времени. Но иногда возникает необходимость экстренного заряда - к примеру, когда села батарея, а автомобиль необходимо срочно завести. В этом случае значение тока можно увеличить на 30% , помня о том, что такая зарядка не является «полезной» для АКБ, и должна использоваться как можно реже.