Какой заряд должен выдавать аккумулятор. Напряжение аккумулятора в зимнее и летнее время. Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром

Напряжение аккумулятора транспортного средства, как и его емкость – самые важные показатели этого автомобильного узла, от которых напрямую зависит его функциональность и качество работы. Батареи используются для запуска силового агрегата, поэтому каждый автовладелец должен знать о том, каким является нормальное напряжение аккумулятора автомобиля, постоянно поддерживая его в рабочем состоянии. Конечно, я уже затрагивал эту тему в предыдущих , однако сегодня хочу конкретизировать эту информацию …


Для начала хочется сказать, что в современных машинах уже нет приборов с измерением «Вольт», хотя раньше они были. Поэтому чтобы определить напряжение нужно для начала обзавестись мультиметром, . Хочу отметить, что желательно хотя бы раз в месяц — два проверять напряжение батареи, чтобы вовремя принять меры.

Норма для основных свойств аккумулятора

Каким минимальным это значение должно быть, чтобы можно было запустить двигатель? Точного показателя здесь нет. В стандартном состоянии это свойство у полностью заряженной батареи должно составлять в среднем 12,6-12,7 вольт.

Зависимо от конкретных условий этот показатель может незначительно изменяться, и в этом нет ничего плохого. Так например, некоторые производители, заверяют что у их продукции напряжение около 13 – 13,2 В, это допустимо, однако сразу хочу вас предупредить.

Не стоит мерить напряжение сразу после зарядки АКБ, как пишут многие эксперты, нужно подождать хотя бы час, тогда оно должно опуститься с 13 до 12,7 Вольта.

Но оно может гулять и в другую сторону, когда падает ниже 12 вольт – это свидетельствует о том, АКБ разряжена на 50%.

В таком случае устройству понадобиться срочная зарядка, поскольку ее эксплуатация в таком состоянии гарантировано приводит к сульфатации пластин свинца. Это снижает и работоспособность АКБ, и продолжительность ее эксплуатации.

Но даже в случае такого низкого напряжения запустить мотор легкового транспорта вполне возможно. Если аккумулятор находится в рабочем состоянии, ему не требуется ремонт и генератор при работе двигателя обеспечивает зарядку батареи, устройство даже в таком состоянии можно смело использовать.

В том же случае, когда данный электрический параметр аккумулятора надает ниже 11,6 В, батарея практически полностью разряженная, дальнейшее ее использование в таком состоянии без подзарядки и проверки на работоспособность невозможно.

Таким образом, уровень нормального напряжения находится в интервале 12,6 – 12,7 Вольт (редко, но возможно до 13,2В. максимум.)

Однако на практике это встречается очень редко. Чаще всего для легковых автомашин составляет 12,2-12,49 вольта, что свидетельствует о неполном заряде.

Но в этом нет ничего плохого: снижение работоспособности и качество устройства начинается в том случае, если происходит снижение до 11,9 вольт или ниже.

Под нагрузкой

Напряжение можно разделить на три основных показателя:

  • Номинальное;
  • Фактическое;
  • Под нагрузкой.

Если говорить о номинальном напряжении , его кстати принято указывать в литературе и прочих материалах, оно равняется – 12В, но прямо-таки этот показатель далек от фактического параметра, я молчу о нагрузке.

Как мы уже говорили, нормальное рабочее напряжение аккумулятора легкового автомобиля составляет 12,6 – 12,7вольт. Но на самом деле более достоверным является фактический показатель, который может колебаться в пределах от 12,4 вольт примерно до 12,8 В. Я хочу, подчеркнуть — этот параметр снимается без нагрузки, что говорится в состоянии покоя.

А вот если подать нагрузку на нашу батарею, то параметры будут совершенно другими. Нагрузка обязательна, эта проверка показывает работоспособность батареи, ведь зачастую выдержать нормальное напряжение могут все АКБ, а вот нагрузку «дохлые» не выдерживают.

Суть проверки проста – на полностью работоспособный АКБ, создают нагрузку (при помощи специального аппарата – «нагрузочной вилки») в два раза превышающее его емкость.

ТО есть если у вас батарея емкостью на 60 Ам/ч, то нагрузка должна быть 120 Ампер. Длительность нагрузки примерно 3 — 5 секунд, причем напряжение не должно проседать ниже 9 Вольт, если показатель 5 – 6, значит ваш АКБ либо разряжен, либо почти «сдох». Также хочется отметить, что после нагрузки напряжение должно восстановиться примерно за 5 секунд до нормального показателя, как минимум в 12,4.

При «просадке» первым делом нужно зарядить батарею, и после повторить опыт с «нагрузочной вилкой», если большого проседания не замечено, значит АКБ была нужна подзарядка. Смотрим видео о проверке под нагрузкой.

Пару слов об электролите

Главный параметр, который определяет уровень напряжения в аккумуляторной батарее – это плотность электролита, что есть внутри этого устройства.

При разрядке АКБ расходуется кислота, доля которой в этом составе равна 35 — 36%. В результате этого снижается уровень плотности этой жидкости. В процессе зарядки осуществляет обратный процесс: расход воды приводит к образованию кислоты — результатом чего является возрастание плотности электролитического состава.

В стандартном состоянии при 12,7 В плотность данной жидкости в батарее равна 1,27 г/см3. В случае уменьшения любого из этих параметров снижается и другой.

Снижение напряжение в зимнее время

Часто автовладельцы жалуются, что в зимнее время при сильных морозах в аккумуляторе падают основные его параметры, в результате чего машина не заводиться. Поэтому некоторые водители забирают на ночь батарею в тепло.

Но на самом деле все обстоит не совсем так. При отрицательных температурах изменяется плотность электролита, что, как уже отмечалось, влияет на уровень напряжения. Но при достаточном заряде АКБ плотность электролита в морозы возрастает, вследствие этого возрастает и второе из самых важных свойств. Поэтому достаточно заряженной батарее даже в сильный мороз ничего не грозит. Если же оставить ее в мороз разряженной, плотность электролита будет снижаться, в результате чего и возникнут проблемы с пуском двигателя авто, .

Проблемы с использованием и запуском силового агрегата транспортного средства в зимнее время связаны не со снижением основных параметров его АКБ, а с тем, что основные химические процессы внутри него при отрицательных температурах проходят медленнее, чем в обычное время.

Ближе к концу осени у автомобилистов нередко возникает вопрос качественной зарядки аккумулятора. Как же это делать для достижения наилучшего результата?

Свинцовые аккумуляторные батареи заряжаются от источника "выпрямленного" (постоянного) тока. Для этого годится любое устройство, позволяющее регулировать ток или напряжение зарядки, при условии что оно обеспечивает увеличение зарядного напряжения до 16,0-16,5 вольт. В противном случае зарядить современную 12-вольтовую батарею полностью, до 100 процентов ее емкости не удастся.

Для зарядки положительный вывод зарядного устройства соединяется с клеммой (+) аккумулятора, а отрицательный вывод - с клеммой (-).

Существуют два режима зарядки: режим неизменности тока и режим неизменности напряжения. По своему влиянию на продолжительность жизни аккумулятора эти режимы равнозначны.

Зарядка в режиме неизменности тока.

Аккумулятор заряжается при токе, сила которого составляет одну десятую часть от номинальной емкости при двадцатичасовом разряде. То есть, для аккумулятора, имеющего емкость 60 А/ч (ампер в час), нужен зарядный ток 6А. Недостаток этого режима зарядки состоит в необходимости неоднократного (через каждые 1-2 часа) контроля величины тока и его регулирования, а также сильное выделение газов в конце процесса.

Для того чтобы снизить газовыделение и обеспечить более полную заряженность аккумулятора полезно применять постепенное уменьшение силы тока по мере повышения напряжения заряда. При достижении напряжением значения 14,4 вольт ток заряда нужно уменьшить наполовину до 3 ампер (для аккумулятора, емкостью 60 А/ч) и продолжать зарядку, пока не начнется газовыделение.

В современных аккумуляторах, не снабженных отверстиями для доливки воды, после увеличения напряжения зарядки до 15 вольт полезно еще раз уменьшить зарядный ток наполовину - до 1,5 ампер (для аккумулятора, емкостью 60 А/ч).

У так называемых необслуживаемых аккумуляторов состояние полной заряженности наступает при значении напряжения, равном 16,3-16,4 вольт (разница зависит от качества электролита и состава сплавов, из которых сделаны решетки).

Зарядка в режиме неизменности напряжения.

При использовании этого метода уровень заряженности аккумулятора в конце процесса зависит от величины напряжения зарядки, выдаваемого зарядным устройством. Так после непрерывной 24-часовой зарядки при значении напряжения 14,4 вольт 12-вольтовый аккумулятор будет заряжен до 75-85% от своей емкости, при значении напряжения 15 вольт - до 85-90%, а при 16 вольтах - до 95-97%. Полностью за 20-24 час. аккумулятор заряжается при подаче на него напряжения 16,3-16,4 вольт.

В зависимости от емкости и внутреннего сопротивления аккумулятора в момент начала зарядки сила проходящего через него тока может превышать 50 ампер. Поэтому во избежание выхода его из строя в зарядных устройствах предусмотрено ограничение максимального тока до 20-25 ампер.

В процессе зарядки напряжение на клеммах аккумулятора постепенно достигает значения напряжения зарядного устройства, а сила тока заряда уменьшается почти до нуля (при условии что величина напряжения зарядки меньше напряжения, при котором начинается выделение газов). Таким образом зарядку можно производить без постоянного внимания человека. Показателем окончания зарядки здесь считается увеличение напряжения на клеммах аккумулятора до 14,3-14,5 вольт. В это время обычно включается зеленый световой сигнал, показывающий момент достижения требуемого напряжения и окончания процесса зарядки.

На практике для нормальной зарядки (до 90-95% емкости) необслуживаемых аккумуляторов современными зарядными устройствами с максимальным напряжением 14,4-14,5 вольт обычно требуется время более 24 часов.

Зарядка аккумулятора на автомашине.

На автомашине аккумулятор подзаряжается в режиме неизменного напряжения во время работы двигателя. По договоренности с изготовителями аккумуляторов автопроизводители устанавливают в генераторах напряжение зарядки 13,8-14,3 вольта - меньшее, чем напряжение, при котором происходит интенсивное газовыделение.

При понижении температуры воздуха возрастает внутреннее сопротивление аккумулятора, из-за чего эффективность его зарядки в режиме неизменности напряжения уменьшается. По этой причине аккумулятор на автомашине полностью возможно зарядить не всегда, а в зимнее время при напряжении на клеммах 13,9-14,3 вольта и включенных фонарях дальнего света заряженность АКБ не превышает 70-75%. В связи с этим зимой в условиях низких температур, небольших расстояний пробега автомобиля и частых пусках холодного двигателя полезно хотя бы раз в месяц заряжать аккумулятор в помещении с применением зарядного устройства.

Контроль плотности электролита.

У только что заряженного аккумулятора показатель плотности электролита в каждой банке должен находиться в пределах 1,27-1,29 г/см 3 . По мере расхода заряда плотность постепенно снижается и у аккумулятора, разряженного наполовину, составляет 1,19-1,21 г/см 3 . При полном разряде плотность электролита доходит до 1,09-1,11 г/см 3 .

У нормально заряженного аккумулятора, не имеющего внутренних коротких замыканий, показатель плотности электролита во всех банках примерно одинаков с расхождением не более 0,02 г/см 3 .При возникновении внутреннего замыкания в какой-либо из банок плотность электролита в ней будет ниже, чем в остальных, на 0,10-0,15 г/см 3 .

Плотность электролита и других жидкостей измеряют прибором, который называется ареометром. Для различных жидкостей у ареометра имеются сменные денситометры (от латинского слова densum - плотность, густота, вязкость).

Во время замера плотности ареометр по возможности нужно держать так, чтобы поплавок не касался стенки трубки. Вместе с этим измеряется температура электролита, и плотность вычисляется из расчета, что его теипература равна +25°C. Для этого показание ареометра увеличивается или уменьшается на значение, которое берется из таблицы, приводимой в соответствующей спецлитературе.

КЛИМАТ И ВРЕМЯ ГОДА ПРИ ИЗМЕРЕНИИ
ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА
ПЛОТНОСТЬ (г/см 3)
Аккум. заряжен Аккум. разряжен
на 25% на 50%
Очень холодный (температура в январе от -50°C до -30°C) ЗИМА 1,30 1,26 1,22
ЛЕТО 1,28 1,24 1,20
Холодный (температура в январе от -30°C до -15°C) 1,28 1,24 1,20
Умеренный (температура в январе от -15°C до -8°C) 1,28 1,24 1,20
Теплый влажный (температура в январе от 0°C до +4°C) 1,23 1,19 1,15
Жаркий сухой (температура в январе от -15°C до +4°C) 1,23 1,19 1,15

Если напряжение рабочего цикла на аккумуляторе будет менее 12,6 вольт, а плотность электролита - менее 1,24 г/см 3 , следует проверить напряжение на клеммах при работающем двигателе и поставить аккумулятор на зарядку.

Регулярно выполняя эти несложные действия, можно добиться долговременной и безотказной работы аккумулятора в любое время года.

Напряжение аккумулятора автомобиля – важный показатель электросети, который обеспечивает стабильную работу без сбоев. Автолюбитель должен следить за этой величиной, чтобы быть уверенным в работоспособности аккумулятора. Без него запуск авто практически невозможен.

Нормальное напряжение АКБ

Полностью заряженная батарея выдает напряжение 12,6-12,7 Вольт. На ретро-автомобилях на панели приборов можно было следить за этой величиной. Теперь водители прибегают к помощи мультиметров для измерения. Специалисты рекомендуют делать это 1-2 раза в месяц.

Нормальное напряжение аккумулятора легкового автомобиля зависит от факторов окружающей среды, а также от производителя. У некоторых брендов нормой является показатель 13-13,2 В.

Величина зависит также от времени измерения. Если измерять сразу после зарядки, она может быть выше. Нужно подождать 1-2 часа, тогда мультиметр покажет настоящее значение.

Уровень без нагрузки

Чаще всего автомобили выдают значение 12,2-12,39 Вольт. Это говорит о неполном, но вполне достаточном заряде АКБ. Номинальная величина, которая указывается во всех справочниках – 12 Вольт. Но на практике такое значение встречается редко.

Уровень при запуске: минимальный для заводки

Для запуска авто достаточно величины больше 12 В. Батарея может быть полностью или только наполовину заряжена, это не помешает вам завестись. Нормальным рабочим считается напряжение от 12,4 до 12,8 В. Оно измеряется в спокойном состоянии без нагрузки.

Каким должно быть рабочее напряжение под нагрузкой в зависимости от емкости

Нагрузка – это проверка АКБ на работоспособность. Какое напряжение на аккумуляторе должно быть под нагрузкой, зависит от емкости вашего устройства.

Чтобы провести проверку, снимите АКБ с автомобиля. С помощью нагрузочной вилки вам нужно создать нагрузку в два раза больше емкости. Например, если у вас аккумулятор рассчитан на 60 Ампер/ч, дайте нагрузку 120 Ампер.

Достаточно 5 секунд, чтобы получить результат. Напряжение не должно быть ниже 9 Вольт. Через 5 секунд после нагрузки оно должно восстановиться до 12 В. Значение 5-6 В говорит о том, что батарея разряжена или находится на грани умирания. Подзарядите АКБ и повторите опыт. Если значение восстановится, значит, проблема была в недостаточном заряде.

Как измерить напряжение аккумулятора

Чтобы измерять напряжение и другие показатели. Приобретите мультиметр. Он пригодится для проверки всего электрооборудования в автомобиле.

Алгоритм измерения:

    Включить на мультиметре режим измерения постоянного напряжении.

    Установить максимальную величину около 20 В.

    Подключить черный провод к минусу АКБ, а красный – к плюсу.

    Снять показания и проанализировать их.

Признаки и причины плохой зарядки АКБ

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Если АКБ постоянно разряжается, разберитесь в причинах низкого уровня заряда аккумулятора:

    АКБ требует обслуживания. Даже необслуживаемые батареи рекомендуется периодически заряжать. Также нужно проверять уровень электролита и его плотность.

    Выработка ресурса. Об этом говорит отсутствие возможности зарядить АКБ, перепутавшиеся полярности, малый ток при нагрузке, полный разряд.

    Постоянный потребитель в момент покоя берет ток от аккумуляторной батареи, отчего она постоянно наполовину разряжена.

Индикатор степени разряженности и падения уровня

Если напряжение аккумулятора упало ниже 12 В – это первый признак того, что батарея разряжена наполовину. В этом случае нужно сразу зарядить устройство, иначе пластины свинца подвергнуться процессу сульфатации, а срок службы АКБ уменьшится.

Нормальное напряжение аккумулятора автомобиля не должно опускаться ниже 11,6 В. Эта величина свидетельствует о полном разряде. Чтобы завести машину в этом случае, вам понадобится «прикуривание» или пуско-зарядное устройство.

Некоторые батареи имеют на корпусе цветовые индикаторы, которые говорят о степени заряда и разряда АКБ. Это приблизительный параметр, так как он не указывает, на сколько процентов разряжена АКБ.

Почему на выходе бывает неправильное и высокое напряжение

Если напряжение на мультиметре выше 13 В, скорее всего это нормально для вашей марки АКБ. Некоторые производители устанавливают повышенные значения, которые преобразуются в электрической схеме авто в обычные показатели.

Зависимость напряжения от плотности электролита: таблица

Напряжение напрямую зависит от плотности электролита. Его измеряют прибором ареометром.

При этом проверка плотности электролита должна проходить при его температуре от 20 до 30 градусов. Понижение плотности на 0,01 говорит о разряде на 5%.

Обычно при покупке АКБ плотность электролита находится на отметке 1,27. Если при проверке вы увидели значение 1,22, значит, батарея разрядилась на 30%. Можно использовать зарядку от генератора. Если значение опустится ниже 50%, рекомендуется воспользоваться зарядным устройством.

Зависимость плотности электролита от напряжения и температуры воздуха

Зимой емкость батареи всегда уменьшается и она быстрее разряжается. Именно поэтому водители заносят АКБ домой при температуре ниже 30 градусов. Это гарантирует, что с утра машина заведется.

От холода плотность электролита увеличивается, от этого падает напряжение. При этом, если АКБ заряжена хорошо, изменение плотности не скажется на ее работе. Наполовину или частично разряженная батарея плохо воспринимает изменения в электролите, поэтому автомобиль заводится сложнее.

Как правильно зарядить АКБ

Рекомендуется заряжать устройство один раз в год перед наступлением холодов. Это подготовит вашу аккумуляторную батарею к зиме и продлит срок ее службы. Если требуется, то можно заряжать ее чаще одного раза в год.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Алгоритм зарядки АКБ зарядным устройством (ЗУ):

    Снимите батарею с авто и очистите от пыли. Лучше всего мыть мягкой ветошью и раствором соды и воды.

    Самое главное – соблюдать полярность устройств. Плюс АКБ нужно подключать к плюсу ЗУ, а минус – к минусу. Если вы перепутаете провода, будет происходить разрядка устройства.

    Включите ЗУ в сеть.

    Установите постоянное напряжение 14-16 В. Силу тока поставьте 25-30 А. По мере зарядки она будет падать.

    Полная зарядка займет 10-13 часов.

Каждый автовладелец должен время от времени проводить диагностику аккумуляторной батареи, чтобы избавить себя от проблемы разряда АКБ. При разряженном аккумуляторе есть вероятность, что запуск автомобильного двигателя будет невозможен, особенно часто такая проблема возникает в холодное время года. Каким должно быть напряжение заряженного автомобильного аккумулятора и как произвести замер своими руками — подробнее об этом мы расскажем ниже.

[ Скрыть ]

Значения нормального напряжения АКБ

Зарядный прибор для АКБ

Самый оптимальный показатель должен быть около 12.65 вольт, допускается, чтобы напряжение было чуть менее большим или меньшим, на 0.5 В. Если значение заряда меньше, это говорит о недостаточной зарядке девайса. К примеру, если показатель заряда равен примерно 12.42 В, это свидетельствует о том, что АКБ заряжено примерно на 80%. Если напряжение автомобильного аккумулятора составляет 12.2 В, то уровень заряда составляет 60%. В том случае, если данный показатель составит только 11.9 В, это свидетельствует о критически низком уровне заряда батареи, использование такой АКБ может привести к невозможности запуска мотора.

Естественно, не так много аккумуляторов автомобилей позволяют выдавать уровень напряжения 12.65 В. Как показывает практика, на большинстве устройств значение напряжения аккумулятора варьируется в районе 12.2-12.4 В, что свидетельствует о нехватке заряда. Что касается максимального показателя, то многие производители уверяют потребителей, что их АКБ выдают напряжение зарядки 13-13.2 В. Это не более, чем рекламный ход. Разумеется, можно найти батареи, которые обеспечивают около 13.2 вольт, однако это, скорее, исключение.

Замер напряжения АКБ своими руками

При необходимости измерить напряжение заряженного автомобильного аккумулятора можно в домашних условиях. Чтобы произвести диагностику этого параметра, потребуется мультиметр или вольтметр.

Процедура измерения и контроля заряда частично или полностью заряженного аккумулятора выглядит следующим образом:

  1. Для начала следует произвести снятие АКБ из посадочного места автомобиля. Отсоедините клеммы, при необходимости произведите очистку выводов устройства — если они будут окислены, полученные значения могут быть неточными. Также следует произвести очистку корпуса девайса от пыли и загрязнений. Демонтируйте пластину, фиксирующую батарею, после чего извлеките ее из посадочного места. Осмотрите внимательно корпус — на нем не должно быть трещин и прочих следов повреждений, в противном случае процесс проверки будет нецелесообразным.
  2. Прежде чем приступить к процедуре, убедитесь в том, что уровень раствора электролита в банках соответствует норме. Для этого открутите каждую банку и проверьте объем. Если видно, что он недостаточный, то есть жидкость не покрывает все банки, следует добавить дистиллированной воды. Только после этого можно приступать к измерению.
  3. В первую очередь измеряется уровень напряжения без нагрузки на устройство, для этого подключите щупы мультиметра или вольтметра к выводам батареи, соблюдая полярность. То есть плюс к плюсу, минус к минусу. Включите тестер и замерьте значение примерно через 5 секунд после активации. Как сказано выше, в идеале полученный показатель должен составлять примерно 12.6 вольт. Также можно произвести тестирование каждой отдельной банки — в данном случае тестер должен выдавать около 2.1 В.
  4. Когда первый этап диагностики будет завершен, можно приступать к следующему — теперь следует произвести замер того же параметра, только под нагрузкой. Для реализации этого шага вам надо будет дополнительно ввести сопротивлением, причем его значение должно соответствовать емкости батареи. Сопротивление должно составлять примерно 0.01 Ом для АКБ, емкость которых равна 100 Ач.
    Когда сопротивление будет выставлено, процедура повторяется аналогичным образом. То есть батарею следует подключить к тестеру, а спустя 5 секунд производится считывание параметров. В среднем под нагрузкой напряжение на банках должно составлять примерно 1.8 В, а общий уровень заряда должен быть равен примерно 12.2-12.6 В (автор видео о том, как правильно произвести замер напряжения АКБ — канал ВАЗ 2101-2107 РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ).

Если в ходе диагностики выяснилось, что полученные значения отличаются от номинальных, причем разрыв достаточно большой, то это говорит о необходимости решения проблемы. Если вы продолжите использовать транспортное средство с частично разряженной батареей, впоследствии это может привести к более серьезным неполадкам. Если значение отличаются, нужно убедиться в том, что используемый тестер полностью исправен, в противном случае он может выдавать некорректные результаты.

Результаты тестирования не соответствуют требуемым — действия автовладельца

Итак, если вы столкнулись с похожей проблемой, то наиболее оптимальным выходом из сложившейся ситуации будет восполнение заряда батарей с помощью зарядного устройства. Если у вас есть соответствующий прибор, то сделать все можно своими руками в домашних условиях.

Есть несколько способов подзарядить девайс в домашних условиях:

  1. Ускоренный вариант. В большинстве современных зарядных приборов, которые продаются сегодня на авторынке, этот режим называется Boost. Следует отметить, что данный способ более актуален в том случае, если необходимо срочно завести двигатель для поездки, а времени подзаряжать девайс попросту нет. Процедура зарядки позволяет значительно быстрее восполнить емкость аккумулятора в результате использования более высокой силы тока.
    Учтите, что этот вариант нельзя использовать постоянно, поскольку это может привести к разрушению пластин, установленных внутри конструкции, соответственно, к снижению ресурса эксплуатации устройства в целом. Метод ускоренной зарядки можно применять только в крайних, исключительных случаях.
  2. Еще один вариант — с постоянным напряжением. Данный способ восполнения емкости основывается на поддержании постоянного значения вольт на контактах. На большинстве современных зарядных приборов этот вариант применяется в качестве автоматического. Большинство специалистов рекомендуют прибегать к данному методу тогда, когда уровень разряда устройства не критический, то есть соответствует не менее, чем 12 вольтам.
    Следует отметить, что такой вариант чаще всего используется среди наших соотечественников. Его основное достоинство заключается в том, что автовладельцу не нужно постоянно производить контроль проведения процесса, в частности, если речь идет об автоматических ЗУ. Такие приборы позволяют автоматически определить степень зарядки устройства, и если девайс восполнит свой заряд, прибор сам отключит питание. Также преимущество этого метода заключается в том, что он не разрушает внутреннюю конструкцию батареи.
  3. Следующий способ — с постоянным током. Как можно понять из названия, данный способ основан на проведении и постоянного тока через автомобильную батарею. Процедура зарядки осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых происходит постепенное снижение тока. Если вам нужно срочно завести двигатель и куда-то ехать, то этот вариант вам не подойдет, поскольку он более длительный из всех вышеописанных. Реализация данного метода более актуальна в том случае, если аккумулятор полностью и глубоко разряженный — способ постоянного тока позволит более оптимально восполнить емкость батареи, при этом не разрушив ее пластины.
    Единственный, но самый существенный недостаток заключается в том, что автовладельцу необходимо будет постоянно контролировать выполнение этой задачи, производить замер напряжения. А когда процедура будет завершена, нужно будет вовремя отключить АКБ от питания.

Двигатель — это «сердце автомобиля», тогда аккумулятор это часть его нервной системы — это его спинной мозг. От нормально функционирующей батареи зависит работа электроприборов и конечно пуск двигателя. Особенно критичен пуск в холодное время. К зиме аккумулятор должен быть подготовлен. Любой диагност и опытный автолюбитель знает, что ключевой показатель при диагностике аккумулятора — это его напряжение.

Напряжение — это физическая величина, значение которой равно работе эффективного электрического поля (включающего сторонние поля), совершаемой при переносе единичного пробного электрического заряда из точки A в точку B.

Если говорить простыми словами, то это накопленная энергия, которую аккумулятор передаст стартеру при повороте ключа. Стартер эту энергию потратит, а генератор потом компенсирует. Этот процесс должен проходить неразрывно. Водитель должен постоянно следить за величиной напряжения. Чтобы не запутаться и сделать всё правильно рассмотрим всё по порядку.

Нормальные показатели с нагрузкой и без

Чтобы распознать неполадки, нужно знать как аккумулятор работает в норме. Для выявления отклонений в работе требуется знать какое напряжение должен показывать заряженный аккумулятор автомобиля. Рассмотрим как правильно определить заряд аккумулятора.

Очень важно понимать в какой момент производить замер: в покое или под нагрузкой. Это принципиально разные величины. Прежде всего рассмотрим номинальное и фактическое напряжение в покое заряженного АКБ без нагрузки.

  • Номинальное (в покое) должно быть 12,6 — 12,7 В. Данная цифра прописана в паспортах и инструкциях к аккумуляторам почти любого производителя и она говорит о полной исправности и нормальной работы батареи.
  • Фактическое (в покое) несколько отличается от номинального. На деле диапазон колеблется в пределах от 12,4 до 12,8 В.

При замерах напряжения аккумулятора в покое величина может подняться до 13,2 В. Такая картина возникнет, если замерять сразу после зарядки, поэтому необходимо подождать 30 минут и повторить замер. Тогда вы увидите реальный показатель.

Чаще всего 12,6 вольт — это то каким должно быть напряжение нормального АКБ.

Важно! Если заряд аккумулятора в покое упали ниже 12 В — это говорит о недостаточной заряженности АКБ и необходимо срочно поставить батарею на зарядку.

Теперь разберёмся с напряжением аккумулятора под нагрузкой. Для чего она нужна и каковы нормативы?

Нагрузка на аккумулятор требуется для проверки работоспособности АКБ. Нормативное напряжение может вынести любая АКБ, а вот уже нагрузку далеко не любая. Если нагрузить батарею, то напряжение изменится.

Проверка эта очень простая. Специальным прибором нагружаем аккумулятор.

Нагрузка должна быть почти в два раза больше емкости батареи . Например, если Ваш аккумулятор имеет емкость 80 А/ч, нагружаем его на 160 ампер.

Нагрузка даётся на 5 секунд (не больше)! Напряжение должно получиться выше 9 вольт . Если заряд падает ниже этого предела — это значит аккумулятор разряжен, либо его дальнейшая эксплуатация невозможна. В этом процессе есть один нюанс. После нагрузки, напряжение должно приблизиться к норме примерно за 5-6 секунд.

Чтобы узнать в каком состоянии аккумулятор, нужно повторить весь процесс после зарядки. Если со второго раза величина поднимается до 9 вольт и выше, значит АКБ в нормальном состоянии, но был разряжен.

Определение уровня заряженности

Измерение напряжения АКБ производится мультиметром (также подойдут вольтметр или нагрузочная вилка). Для того чтобы замерить напряжение (неважно под нагрузкой или в покое) необходимо перевести регулятор мультиметра в режим «U» и прислонить щупы прибора к клеммам аккумулятора. На дисплее отобразиться результат замера.

Как писалось выше — замер можно производить в покое и под нагрузкой. В первом случае, а также, в случае, если мы берём нагрузку с внешнего прибора электрические цепи должны быть разомкнуты, зажигание отключено.

Проверка напряжения аккумулятора под нагрузкой при помощи бортовой сети автомобиля — нежелательна, потому что сеть подключена не напрямую к батарее. Поэтому здесь могут быть погрешности измерений и неточности.

Важно! Нагрузочная вилка должна использоваться строго в соответствии с полюсами (плюс или минус). А вот при замерах вольтметром или мультиметром можно не обращать внимание на полярность щупов и клемм аккумулятора.

Помимо напряжения, есть ещё уровень заряженности аккумулятора Эти две величины неразрывны между собой. Зная нормальное и фактическое напряжение батареи, мы можем определить до какой степени она заряжена, нужно ли подзаряжать ещё. Рассмотрим как проверить уровень заряда аккумулятора.

Таблица заряженности

Данная таблица поможет определить состояние аккумулятора и степень его заряженности.

Определить уровень заряда по напряжению не трудно. Как видно из таблицы — при снижении напряжения до 12,06 вольт, можно говорить о разрядке аккумулятора наполовину. Если напряжение падает до 11,31 вольт, значит он заряжен всего лишь на 10%. Падение напряжения ниже говорит о его полном разряде. Напротив, если заряд аккумулятора 12,6 вольт и выше, значит он заряжен полностью и подзарядка не требуется. Напряжение в 12,5 — 13 вольт — именно то, до которого и нужно заряжать.

Нужно помнить что эти данные актуальны только для классических свинцово — кислотных АКБ , заряженность EFB, AGM, GEL и прочих, технологичных батарей требуется проверять по другим таблицам. К примеру вольтаж полностью заряженного EFB аккумулятора равен 16, вольт.

Полезное видео

Подробное видео об определении работоспособности аккумулятора по напряжению:

Причины отклонений от нормы

Если заряженная батарея теряет заряд в одночасье, причин может быть целый ряд. Уровень заряда аккумулятора может быстро снижаться вследствие естественной причины и ряда неполадок:

  • АКБ просто исчерпала свой ресурс из-за длительной эксплуатации и требует замены.
  • Также может сломаться генератор , который заряжает батарею в поездке и компенсирует затраты энергии аккумулятора на пуск стартера.
  • Если аккумулятор новый и замены не требует, а генератор работает без нарушений - вероятно, в автомобиле есть серьезные проблемы с током в виде его постоянной утечки.

Подробно вопрос диагностики тока утечки в данной статье не рассматриваются, но ему нужно уделить пристальное внимание. В двух словах: ток утечки — это потребление тока, непредусмотренное конструкцией авто, которое планомерно садит ваш аккумулятор. Теоретически причиной возникновения тока утечки может оказаться любой прибор, подключенный к бортовой сети автомобиля.

Все вышеуказанные причины и неполадки разряжают ваш аккумулятор. Этим объясняется падение напряжения, в случае их появления. К счастью, нормальная и своевременная диагностика помогает легко их выявить и устранить.

Нельзя не отметить, что может возникнуть и обратная ситуация. Когда напряжение превысит 13 В и произойдёт так называемый перезаряд АКБ. Произойти это может по причине неисправного генератора (за исключением тех случаев, когда автовладелец намеренно перезарядил АКБ на станции, например для того чтобы поднять плотность электролита). Привести это может к выкипанию электролита и выходу батареи из строя. Вот основные неисправности машины, которые могут привести к перезаряду АКБ:

  • Сломано реле устройства. Этот элемент отключает генератор после полной зарядки батареи. Если он не работает - ток и дальше поступает в полностью заряженную батарею. Это простая неполадка, заменить реле не трудно, да и недорого.
  • Сломан сам генератор. Ремонт обойдётся дороже, но суть та же, что и в предыдущем пункте.
  • Неверно выбрано зарядное устройство.

Повторные замеры напряжения на клеммах аккумулятора после устранения причин и нескольких часов его эксплуатации показывают правильность той или иной причины. Важно оценить и такие показатели, как уровень плотности электролита.

В заключении хотелось бы отметить, что своевременная диагностика и устранение причин продлит срок жизни Вашего аккумулятора и сбережёт нервы и деньги в кошельке.