Применение модулей в электронной системе автомобиля. Какие электронные системы установлены в современных машинах. HHC - облегченный подъем

Существует огромное количество систем управления двигателей и их модификаций. Для этого рассмотрим различные варианты ЭСУД, которые когда-либо устанавливались на серийно выпускаемые автомобили.

ЭСУД - это электронная система управления двигателем или по-простому компьютер двигателя. Он считывает данные с датчиков двигателя и передает указания на исполнительные системы. Это делается, что двигатель работал в оптимальном для него режиме и сохранял нормы токсичности и потребления топлива.

Обзор приведём на примере инжекторных автомобилей ВАЗ. Разобьем ЭСУД на некоторые группы по критериям.

Производитель электронной системы управления
Для автомобилей ВАЗ использовались системы управления двигателем компаний Bosch, General Motors и отечественного производства. Если хотите заменить какую-нибудь деталь системы впрыска, например производства Bosch, то это окажется невозможным, т.к. детали невзаимозаменяемые. А вот отечественные детали впрыска топлива иногда оказываются аналогичными деталям иностранного производства.
Разновидности контроллеров
На вазовских автомобилях можно встретить следующие типы контроллеров:
  • Январь 5 - производство Россия;
  • M1.5.4 - производство Bosch;
  • МР7.0 - производство Bosch;
Кажется, что контроллеров не много, а на самом деле все сложней. Для примера, контроллер M1.5.4 для системы без нейтрализатоpa не подходит для системы с нейтрализатором. И они считаются невзаимозаменяемыми. Контроллер МР7.0 для системы "Eвpo-2" не может быть установлен на автомобиль "Евро-3". Хотя установить контроллер МР7.0 для системы "Eвpo-3" на автомобиль с экологическими нормами токсичности "Евро-2" возможно, но для этого потребуется перепрошить программное обеспечение контроллера.
Типы впрыска
По этому параметру можно разделить на систему центрального (одноточечного) и распределенного (многоточечного) впрыска топлива. В системе центрального впрыска форсунка подает топливо во впускной трубопровод перед дроссельной заслонкой. В системах распределенного впрыска каждый цилиндр имеет свою форсунку, которая подает топливо непосредственно перед впускным клапаном.

Системы распределенного впрыска разделяются на фазированные и не фазированные. В не фазированных системах впрыск топлива может осуществляться или всеми форсунками в одно время или парами форсунок. В фазированных системах впрыск топлива осуществляется последовательно каждой форсункой.

Нормы токсичности
В разные времена собирались автомобили, который соответствовали требованиям стандартов по токсичности отработавших газов от "Евро-0" до "Евро-4". Автомобили, который соответствуют нормам "Евро-0" выпускаются без нейтрализаторов, системы улавливания паров бензина, датчиков кислорода.

Отличить автомобиль в комплектации "Евро-3" от автомобиля с комплектацией "Евро-2" можно по наличию датчика неровной дороги, внешнему виду адсорбера, а также по числу датчиков кислорода в выпускной системе двигателя (в комплектации "Евро-2" он один, а в комплектации "Евро-3" их два).

Определения и понятия

Контроллер - главный компонент электронной СУД. Оценивает информацию от датчиков о текущем режиме работы двигателя, выполняет достаточно сложные вычисления и управляет исполнительными механизмами.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) - преобразует значение массы воздуха, поступающего в цилиндры, в электрический сигнал.

Датчик скорости - преобразует значение скорости автомобиля в электрический сигнал.

Датчик кислорода - преобразует значение концентрации кислорода в отработавших газах после нейтрализатора в электрический сигнал.

Датчик кислорода управляющий - преобразует значение концентрации кислорода в отработавших газах до нейтрализатора в электрический сигнал.

Датчик неровной дороги - преобразует величину вибрации кузова в электрический сигнал.

Датчик фаз - его сигнал информирует контролер о том, что поршень первого цилиндра находится в ВМТ (верхняя мертвая точка) на такте сжатия топливовоздушной смеси.

Датчик температуры охлаждающей жидкости - преобразует величину температуры охлаждающей жидкости в электрический сигнал.

Датчик положения коленвала - преобразует угловое положение коленвала в электрический сигнал.

Датчик положения дроссельной заслонки - преобразует значение угла открытия дроссельной заслонки в электрический сигнал.

Датчик детонации - преобразует величину механических шумов двигателя в электрический сигнал.

Модуль зажигания - элемент системы зажигания, накапливающий энергию для воспламенения смеси в двигателе и обеспечивает высокое напряжение на электродах свечи зажигания.

Форсунка - элемент системы топливоподачи, обеспечивающий дозирование топлива.

Регулятор давления топлива - элемент системы топливоподачи, обеспечивающий постоянство давления топлива в подающей магистрали.

Адсорбер - главный элемент системы улавливания паров бензина.

Модуль бензонасоса - элемент системы топливоподачи, обеспечивающий избыточное давление в топливной магистрали.

Клапан продувки адсорбера - элемент системы улавливания паров бензина, управляющий процессом продувки адсорбера.

Топливный фильтр - элемент системы топливоподачи, фильтр тонкой очистки.

Нейтрализатор - элемент системы впрыска двигателя для снижения токсичности выхлопных газов. В результате химической реакции с кислородом в присутствии катализатора оксид углерода, углеводороды СН и окислы азота превращаются в азот, воду, а также в двуокись углерода.

Диагностическая лампа - элемент системы бортовой диагностики, которая информирует водителя о наличии неисправности в СУД.

Диагностический разъем - элемент системы бортовой диагностики, для подключения диагностического оборудования.

Регулятор холостого хода - элемент системы поддержания холостого хода, который регулирует на холостом ходу подачу воздуха в двигатель.

Кажется, человечество уже давно вошло в мир электронных технологий. Силиконовый век начался очень бурным развитием и кажется, ничто не может остановить этот бег современности. Все электронные гаджеты крайне прочно вошли в жизнь современного человека и дают, мнимый полный контроль во многих ситуациях в жизни. Почему мнимый? Ну, давайте посмотрим. Постараемся дать ответы на интересующие вопросы.

Электронные помощники на автомобилях.

Многие автомобилисты покупая современные автомобиля, особенно когда до этого они ездили на машинах более низкого класса, либо старых автомобилях, не имевших подобных систем, сталкиваются с одной и той же проблемой, у всех них отмечается одна интересная черта. Они чрезмерно начинают доверять автомобилю, вверяют его системам свою безопасность и управление машиной, ошибочно полагая, что девайсы, установленные на них, могут предотвратить серьезную аварию и на них можно всецело положиться.

Такой подход приводит к тому, что водители начинают пренебрегать правилами безопасности, превышают скорость, используют свои мобильные телефоны прямо за рулем, не задумываясь о последствиях и возможных проблемах.

Автовладельцы считают, что автомобиль не только защитит их в аварии, но и может вполне себе предотвратить ее. Это большое заблуждение. Современные электронные технологии, хоть и развиваются семимильными шагами, но еще не дошли до мощностей и функционала человеческого мозга. Попросту говоря, самый совершенный компьютер из всех,- это человеческий мозг и ничего лучшего сейчас не существует. Так, что стоит доверять себе, своему опыту, интуиции, реакции, не отвлекаться и быть крайне внимательным за рулем любого автомобиля. Ваши обязанности ни одна электронная система сейчас выполнить не может. И не сможет, по всей видимости, в ближайшие несколько лет, это точно.

Как обещают компании запустят в производство свои автономные автомобили и уже в течение некоторого времени после этого можно будет увидеть серийные образцы автомобилей, передвигающиеся по дорогам общего пользования без необходимости водителю вмешиваться в процесс управления. Но повторимся, как минимум до этого должно пройти еще лет пять. А пока… Пока какими бы высокотехнологичными не казались машины, полностью, на 100%, доверять им не стоит.

Не так давно человеку за рулем приходилось решать сразу много задач, ежесекундно. Но потихоньку, с приходом сперва чисто механических, затем электрических, а в последние несколько десятилетий электронных систем, кажется, что все это уходит в прошлое, теперь автомобиль самостоятельно следит за безопасностью, отнюдь нет.

Данные электронные помощники таят в себе одну, но очень серьезную проблему. Ни для кого не секрет, что техника иногда работает не идеально. Попросту говоря у нее бывают глюки. Даже если в автомобиль производитель установил очень мощные компьютеры с крайне чувствительными надежными датчиками, все равно может произойти непредвиденный сбой, особенно в тех случаях, когда данные получаются от внешних датчиков, которые могут получить повреждения или неправильно интерпретировать внешнюю обстановку.

Плюс к этому, такие технологии пришли на рынок не так давно. Это означает, что автопроизводители сейчас проходят этап проб и ошибок. То есть, как бы серьезно они не подходили к безопасности своих автомобилей, неизвестный просчёт может «всплыть» через год, два, а то и более, в ходе эксплуатации автомобиля. Но так как жизнь всего одна и второго шанса выйти из критической ситуации может и не быть, то нам самим нужно быть предельно внимательными и не доверять слепо, кажущимся идеальным и сверхумным технологиям.

Конечно, некоторые автомобили имеют помимо этой и систему предупреждения столкновений, которая сначала предупредит водителя о надвигающейся опасности, а в крайнем случае применит автоматическое торможение, если водитель не отреагирует вовремя, но с учетом разобранной ситуации аварии вряд ли можно будет избежать.

И это мы не упоминаем даже и мусоре и грязи, которые спокойно могут заблокировать нормальную работу датчиков систему.

Lane Keeping Assist (Система помощи движению по полосе)


Эта использует камеры чтобы «видеть» полосы дороги и сохранять ваш автомобиль на одной из полос. Теоретически эта система может быть полностью автономной, но также как и в вышеописанном случае, не все столь радужно.

Опять же, если вы слишком уверены в эффективности этой системы, то поверьте, скорее всего, она в ближайшие десятки километров сможет отправить вас в кювет или в попутно идущий автомобиль.

Эта система безопасности полагается исключительно на одну вещь, это белые и желтые линии на асфальте. Чтобы она хорошо делала свою работу, ей необходимо их видеть, а там где линии стерты и не видны, то и толку от этой системы не будет никакого. Так что не копайтесь в своем телефоне, когда включаете «Lane Keeping Assist» будьте бдительны и следите за ситуацией на дороге.

Этот тип помощника действительно эффективен лишь в идеально среде, где полосы обозначены правильно или в асфальт вмонтированы дополнительные датчики, по которым ваша машина будет «видеть» свое направление, даже если дорога покрыта снегом.

Blind Spot Monitoring (Система контроля «слепых зон»)


Этот девайс использует датчики или камеры, установленные под каждым из внешних зеркал заднего вида, непрерывно сканирующих «слепую зону». На многих автомобилях этот неприятный эффект «слепой зоны» не позволяет полностью обезопасить вас при перестроении.

Алгоритм работы предельно простой- если рядом в «слепой зоне» автомобиль, то сработавший датчик оповестит об этом загоревшийся пиктограммой на соответствующем из зеркал. Но, как и в предыдущие разы существуют и исключения. На дороге случаются ситуации, в которых датчики не смогут правильно сработать.

Предположим, автомобиль быстро движется позади вас, а затем, в последний момент, резко перестраивается в соседнюю полосу. В такой ситуации датчики могут и не показать наличие постороннего автомобиля в слепой зоне, если вы захотите перестроиться.

Более того, некоторые системы до сих пор не научились обнаруживать мотоциклистов и велосипедистов на улице. Два вида транспортных средств, которые крайне внезапно подкрадываются к бортам вашего автомобиля в городском потоке.

Мы, конечно, не говорим, что эти устройства абсолютно бесполезны, но стоит обращать внимание и мониторить свое окружение, даже если пиктограмма не загорелась. Никогда не знаете, где найдете, где потеряете…

На дорогих автомобилях есть система активного мониторинга «слепых зон», которая возвращает автомобиль обратно в свою полосу, если она замечает движение в «слепой зоне». Но опять же, даже эта система на 100% не сможет избавить от проблем. Ведь завязана она на датчики «Blind Spot Monitoring».

Pedestrian Detection (Система обнаружения пешеходов)


Обычно коррелируется с системой предупреждения столкновений. Камеры и/или датчики, расположенные на машине, постоянно следят за дорогой перед автомобилем и тротуаром. В случае, если стоящие перед пешеходным переходом внезапно выходят на дорогу и водитель не успевает вовремя среагировать, срабатывают автоматически тормоза и автомобиль замирает как вкопанный, не причинив вреда людям.

Но это в идеале. А вдруг на дорогу выбежит ребенок, из-за машины, где система не будет его видеть или даже какой-нибудь спешащий взрослый человек рискнет перебежать дорогу, что произойдет тогда? Почти на 100% можно быть уверенным, автомобиль собьёт человека, вопрос только в том, на какой скорости.

Хоть система и среагирует быстрее, чем простой водитель, физику обмануть не удастся, тормозной путь никто не отменит. Отсюда вывод, не нарушает правила, не превышайте скорость, только в таком случае этот электронный помощник сможет сделать ваш автомобиль безопаснее для пешеходов.

Помните, надеется можно только на себя в этой жизни, тем более когда вы за рулем!

В конструкции системы курсовой устойчивости могут быть реализованы следующие дополнительные функции (подсистемы):гидравлический усилитель тормозов, предотвращения опрокидывания, предотвращения столкновения, стабилизации автопоезда, повышения эффективности тормозов при нагреве, удаления влаги с тормозных дисков и и др.

Все перечисленные системы, в основном, не имеют своих конструктивных элементов, а являются программным расширением системы ESP.

Система предотвращения опрокидывания ROP (Roll Over Prevention) стабилизирует движение автомобиля при угрозе опрокидывания. Предотвращение опрокидывания достигается за счет уменьшения поперечного ускорения путем подтормаживания передних колес и снижения крутящего момента двигателя. Дополнительное давление в тормозной системе создается с помощью активного усилителя тормозов.

Система предотвращения столкновения (Braking Guard) может быть реализована в автомобиле, оснащенном адаптивным круиз-контролем. Система предотвращает опасность столкновения с помощью визуальных и звуковых сигналов, а в критической ситуации - путем нагнетания давления в тормозной системе (автоматического включения насоса обратной подачи).

Система стабилизации автопоезда может быть реализована в автомобиле, оборудованным тягово-сцепным устройством. Система предотвращает рыскание прицепа при движении автомобиля, которое достигается за счет торможения колес или снижения крутящего момента.

Система повышения эффективности тормозов при нагреве FBS (Fading Brake Support, другое наименование - Over Boost) предотвращает недостаточное сцепление тормозных колодок с тормозными дисками, возникающее при нагреве, путем дополнительного увеличения давления в тормозном приводе.

Система удаления влаги с тормозных дисков активируется на скорости свыше 50км/ч и включенных стеклоочистителях. Принцип работы системы заключается в кратковременном повышении давления в контуре передних колес, за счет чего тормозные колодки прижимаются к дискам и происходит испарение влаги.

Системы-ассистенты водителя

Функции, или системы, поддержки водителя предназначены для помощи водителю при выполнении определённых маневров или в определённых ситуациях. Таким образом они повышают удобство управления автомобилем и его безопасность. Такие системы как правило не вмешиваются в управление в критических ситуациях, а включены всегда и могут при желании быть отключены.

Ассистент движения на спуске

Ассистент движения на спуске, называемый также HDC (от англ. Hill Descent Control) помогает водителю при движении по горным дорогам. Когда автомобиль находится на наклонной плоскости, действующая на него сила тяжести раскладывается, по правилу параллелограмма, на нормальную и параллельную составляющие.

Последняя представляет собой действующую на автомобиль скатывающую силу. Если на автомобиль действует собственная сила тяги, то она добавляется к скатывающей силе. Скатывающая сила действует на автомобиль постоянно, независимо от скорости автомобиля. Вследствие этого автомобиль, скатывающийся по наклонной плоскости, будет всё время ускоряться, т. е. двигаться тем быстрее, чем дольше он скатывается.


Принцип работы:

Ассистент движения на спуске задействуется при выполнении следующих условий:

Скорость автомобиля меньше 20 км/час,

Уклон превышает 20-,

Двигатель работает,

Ни педаль газа, ни педаль тормоза не нажаты.

Если эти условия выполнены и получаемые ассистентом движения на спуске данные о положении педали акселератора, оборотах двигателя и скорости вращения колёс свидетельствуют о увеличении скорости автомобиля, ассистент исходит из того, что автомобиль скатывается на спуске и необходимо задействовать тормоза. Система начинает работать со скорости, которая слегка превышает скорость пешехода.

Скорость автомобиля, которую тормозной ассистент должен (с помощью подтормаживания всех колёс) поддерживать, зависит от скорости, с которой было начато движение на спуске, и включённой передачи. В этом случае ассистент движения на спуске включает насос обратной подачи. Клапаны высокого давления и впускные клапаны ABS открываются, а выпускные клапаны ABS и переключающие клапаны закрываются. В тормозных цилиндрах колёс создаётся тормозное давление, и автомобиль замедляется. Когда скорость автомобиля снизится до того значения, которое необходимо удерживать, ассистент движения на спуске прекращает подтормаживание колёс и вновь снижает давление в тормозной системе. Если после этого скорость начинает увеличиваться (при том, что педаль акселератора остаётся не нажатой), ассистент исходит из того, что автомобиль по-прежнему движется по спуску. Таким образом, скорость автомобиля постоянно удерживается в безопасном диапазоне, который легко может управляться и контролироваться водителем.

Описание

Инновационное устройство, позволяющее водителю чувствовать себя увереннее на дороге. Оснащено интеллектуальной системой на Android, которая получает информацию от датчиков (GPS , 6-осевой гироскоп , геомагнитный сенсор ) и обрабатывает видеопоток, поступающий от бинокулярной камеры. Голосовые подсказки предупреждают об опасном сближении с впереди идущим автомобилем, о смене полосы движения , о пешеходах на проезжей части. Также есть ещё несколько полезных функций, среди которых дублирование сигналов светофора и тревожная сигнализация, не позволяющая водителю заснуть. Гаджет может получать интернет из мобильных сетей (GSM, WCDMA, CDMA) и раздавать в салоне автомобиля с помощью Wi-Fi .

Данный гаджет универсален и может с успехом применяться на автомобилях любых марок!

Презентация системы помощи водителю "ADAS N2"
Скачать этот видеоролик [.mp4, 22 Mб]

Нервы на пределе в "час пик", когда вы за рулем? Воспользуйтесь системой помощи водителю "ADAS N2", которая позволит избежать аварийных ситуаций на дороге!

Количество автомобилей на дорогах растет, и плотность потока увеличивается день ото дня. Особенно это заметно на улицах больших городов с многорядным движением, где машины идут практически впритирку друг к другу, а многочисленные нарушения со стороны водителей и пешеходов становятся причиной ДТП. В этой ситуации, когда человек на пределе своих возможностей пытается контролировать ситуацию на дороге, значительно облегчит управление автомобилем электронная система помощи "ADAS N2".

Этот инновационный прибор с помощью современных технологий в состоянии отследить положение автомобиля относительно линий дорожной разметки, выявляет внезапно появившихся пешеходов, определяет расстояние до движущихся впереди автомобилей и сигнализирует, если они оказываются в опасной близости. Благодаря помощи этого умного гаджета вы всегда будете предупреждены о нештатных опасных ситуациях, созданных другими участниками движения, будете чувствовать себя уверенней на дороге даже в "час пик" в плотном потоке автомобилей.

Преимущества

  • Раннее предупреждение о лобовом столкновении (FCW). Устройство распознает впереди идущие транспортные средства и высчитывает время до сближения, учитывая дистанцию и скорость движения обоих автомобилей. При достижении опасных параметров звучит предупреждающий сигнал и включается световая сигнализация.


  • Предупреждение о смене полосы движения (LDW) . Гаджет умеет определять вашу полосу движения на многополосной дороге. При выезде автомобиля за пределы полосы звучит предупреждающий сигнал, который особенно полезен, когда необходимо строго соблюдать рядность движения.


  • Идентификация пешехода на "зебре" (ZCPD). Прибор напоминает водителю, что на пешеходном переходе есть люди, которые имеют преимущество на дороге, поэтому есть потенциальный риск столкновения, если не снизить скорость.


  • Контроль внимания водителя (AAS) . Система оценивает поведение водителя и выявляет момент, когда водитель склонен к засыпанию. Звучит сигнал, который не дает водителю заснуть.

Принцип работы системы помощи "ADAS N2"

Устройство оснащено быстродействующим 8-ядерным процессором Cortex A53 c оперативной памятью 2 Гб и флеш-памятью 16 Гб, установлена операционная система Android 6.0. Также есть все необходимые датчики, определяющие положение автомобиля и его динамику в движении: GPS, 6-осевой гироскоп и 3-осевой геомагнитный датчик. Качественное видео обеспечивается камерой с двумя объективами. Система обрабатывает данные, поступающие с датчиков и видеокамеры, по специальным алгоритмам и выдает водителю предупреждающие сигналы в случае потенциальной опасности.

Статистические исследования работы системы помощи "ADAS N2" показали, что в среднем предупреждающие сигналы об опасности поступают на 2,7 секунды раньше, чем их замечает водитель, что снижает риск попасть в ДТП на 79%!

Пример работы системы "ADAS N2"
Скачать этот видеоролик [.mp4, 16 Mб]

Дублирует сигналы светофора

Устройство умеет считывать сигналы светофора и по цвету определяет - разрешено движение или нет. Водитель получает соответствующие голосовые подсказки, поэтому ему не надо на перекрестке все время следить, когда зажжется зеленый цвет - система вовремя подскажет, что можно начинать движение.

Записывает видео с высоким качеством

Система оснащена видеокамерой, которая работает в режиме видеорегистратора - записывает видеоролики с HD-качеством на съемную карту памяти объемом до 32 Гб.


В любой момент можно узнать точное местонахождение автомобиля

Система постоянно фиксирует местонахождение автомобиля по сигналам GPS. Вы в любой момент можете получить точные координаты своего автомобиля, где бы он ни находился.

Автоматическая тревога в случае аварии

В случае ДТП, когда срабатывают датчики гироскопа, система способна определить опасную ситуацию и отослать тревожный сигнал в автоматическом режиме. Это могут быть специализированные службы (полиция, скорая помощь) и назначенные заранее номера телефонов близких вам людей.


Функция определения выезда на левую полосу

Система постоянно следит за удержанием автомобиля на своей полосе. В случае выезда на левую полосу, что бывает, если водитель засыпает, звучит тревожный сигнал с просьбой вернуться на правую полосу движения.

Может работать как роутер Wi-Fi

Прибор работает в сетях GSM, WCDMA, CDMA, FDD-LTE и TSCDMA, кроме того, он снабжен модулем Wi-Fi с функцией роутера и умеет раздавать интернет с мобильных сетей в салоне автомобиля для смартфона, планшета и других устройств.


Технические характеристики:


Система "ADAS N2" - вид сбоку

Комплект поставки:

  • электронная система помощи водителю "ADAS N2";
  • инструкция по эксплуатации;
  • гарантийный талон;
  • упаковка.

Гарантия : 12 мес.

Научно-техническая революция начала свой забег в середине ХХ столетия, и до сих пор не может остановиться. Это особенно заметно, если заглянуть под капот современного автомобиля: транспортные средства сегодня превратились в настоящие крепости на колесах, которые могут защитить водителя от многих неприятностей. И не последнюю роль в этой всей истории с гарантией удачной поездки играют системы безопасности автомобиля.

Ситроеновская система AFIL, отслеживающая положение авто относительно разметки

Фото

Каждый день конструкторы автомобильных концернов усложняют чертежи автомобилей, делая их все заковыристее и непонятнее для рядового пользователя. Сегодня бал правят интеллектуальные системы безопасности, а также различные средства, обеспечивающие комфортное вождение. И если учесть, что обстановка на дорогах мира, мягко говоря, далека от идеала, то автомобилю, который не оснащен современными средствами пассивной и активной безопасности, все сложнее «пробиваться» к покупателю.

ABS - антиблокировочная система

Задача ABS (anti-lock braking system ) заключается в том, чтобы предотвратить блокировку колес притормаживающего автомобиля, а также сохранить его управляемость и курсовую устойчивость.

Когда колеса блокируются, и машина, кажется, вот-вот сорвется в занос, электроника начинает методично «отпускать» и «прижимать» тормозные колодки, что дает возможность колесам проворачиваться. Эффективность системы ABS зависит в первую очередь от того, насколько хорошо она настроена. Если, например, она срабатывает слишком рано, то тормозной путь может существенно увеличиться.

Принцип действия

Механизм функционирования ABS довольно прост. Датчики вращения колес издают сигналы, которые попадают на анализирующий их компьютер. Происходит как бы имитация действий профессионального водителя, который использует метод прерывистого торможения.

Насколько же эффективна данная система? Следует сразу отметить, что с момента ее появления не умолкают споры по поводу того, больше от нее пользы или все же вреда. Но, как бы там ни было, даже противники ABS не могут игнорировать такие ее полезные качества, как значительное сокращение тормозного пути, а также сохранение контроля над многотонным авто во время экстренного торможения. Да, при срабатывании АБС очень сложно рассчитать длину тормозного пути, но лучше в полном неведении остановиться неизвестно за сколько метров до фонарного столба, чем «поцеловать» его, точно зная, сколько автомобиль протянет во время торможения. Два противоборствующих лагеря решили сойтись на том, что ABS придется как нельзя кстати неопытным водителям, а «шумахеры» всегда смогут переиграть систему. Но мы ведь говорим с вами о революционной научной мысли, потому сегодня уже смело можно утверждать, что в схватке «ABS - опытный водитель» безоговорочную победу одержит, конечно же, электроника.


Фото

Современные многоканальные ABS позволяют избавиться даже от вибрации тормозной педали при включенной системе. Когда-то причиной дорожно-транспортных происшествий становилось резкое срабатывание ABS: педаль начинала вибрировать, а машина - стонать, потому неопытные автомобилисты пугались и отпускали тормоз. Сегодня же нужно быть крайне чувствительным, чтобы почувствовать, как срабатывает ABS, входящая в стандартную комплектацию почти всех автомобилей. При этом она служит основой для других более сложных электронных систем безопасности.

ASR - антипробуксовочная система

У системы ASR (anti-slip regulation ) есть масса названий, самыми распространенными из которых являются TRC , или «трэкшн-контроль », STC , ASC+T и TRACS . Эта активная система безопасности автомобиля функционирует в тесной связке с ABS и EBD и предназначается для предотвращения пробуксовки колес, независимо от состояния дорожного полотна и усилия, применяемого для нажатия на педаль газа. Как мы уже сказали выше, многие системы безопасности работают на основе ABS. Вот и ASR использует датчики антиблокировочной системы, фиксируя пробуксовку ведущих колес, снижает обороты мотора и, если возникает такая необходимость, притормаживает колеса, обеспечивая эффективный набор скорости. Иными словами, даже если вы «утопите» педаль газа в пол, ASR не даст жечь резину и заниматься шлифовкой асфальта.


Сегодня автомобили оснащают даже приборами ночного видения

Фото

Главное назначение ASR - обеспечение устойчивости авто при резком старте или же при движении в гору по сколькой дороге. «Прокрутка» колес нивелируется благодаря перераспределению крутящего момента силовой установки на те колеса, который в данный момент имеют лучшее сцепление с дорожным полотном. Для ASR действуют определенные ограничения. К примеру, она работает исключительно на скоростях, не превышающих 40 км/ч.

Недостатки

Нельзя не сказать и о некоторых недостатках данной системы. Так, ASR будет очень мешать опытным водителям, пытающимся вытащить застрявшую машину «в раскачку». Система будет не к месту и не ко времени притормаживать и сбрасывать газ. Известны случаи, когда антипробуксовочная система настолько «душила» двигатель, что автомобиль вообще не мог двигаться.

Или вот, к примеру, активные драйверы. Им ASR вставляет палки в колеса при управляемом заносе, контролируя этот занос тягой. Но это не идет ни в какое сравнение с той пользой, которую приносит система: она блокирует дифференциал, притормаживает колесо, загруженное в повороте, и уравнивает скорость вращения колес, позволяя максимально эффективно использовать крутящий момент «сердечка» автомобиля.

Многие автопроизводители сегодня забывают о стрит-рейсерах и делают ASR неотключаемой. Но разве наших изобретательных водителей может что-то остановить? Они просто извлекают предохранитель и потакают своим амбициям гонщика. Однако тут есть и свое «но»: если вы уверены в том, что ASR помешает вам посадить на поводок скорость, мы напоминаем, что данную систему используют в болидах Формулы 1.

EBD - распределяем тормозное усилие

EBD (electronic brake distribution ), или EBV - это активная система безопасности авто, отвечающая за распределение тормозного усилия между всеми колесами. Снова-таки, EBD всегда работает параллельно с основополагающей ABS.

Примечательно, что EBD начинает действовать до реакции ABS, или же страхует последнюю в том случае, если она неисправна. Так как эти системы тесно связаны и всегда работают в паре, то в каталогах очень часто можно встретить обобщающую аббревиатуру ABS+EBD.

Благодаря EBD мы получаем оптимальное сцепление колес с дорогой, значительно повышенную курсовую устойчивость авто при экстренном торможении, а также гарантию того, что контроль над автомобилем не будет потерян даже в критической ситуации. Кроме того, система учитывает такие факторы, как положение автомобиля относительно дороги и загрузка транспортного средства.

Brake assistant - безопасное торможение

Brake Assist (BAS, DBS, PA, PABS ) представляет собой активную систему безопасности автомобиля, которая работает в одной упряжке с ABS и EBD. Она включается в момент экстренного торможения, когда водитель недостаточно сильно, но довольно резко нажимает на педаль тормоза. Brake Assist самостоятельно измеряет усилие и скорость нажатия на педаль и, если необходимо, немедленно повышает уровень давления в тормозной магистрали. Это дает возможность торможению быть максимально эффективным и значительно сократить тормозной путь.


Brake Assist

Фото

Система умеет различать панические действия водителей или же те моменты, когда они довольно продолжительный отрезок времени давят на тормозную педаль. BAS не будет вступать в работу при резких торможениях, которые входят в разряд «прогнозируемых». Многие считают, что эта система является помощником в основном для представительниц слабого пола, ведь у милых дам иногда попросту не хватает сил для осуществления экстренного торможения. Потому в критической ситуации им на помощь приходит система Brake Assist, которая и «дожимает» тормоз до максимального замедления.

EDL: блокируем дифференциал

EDL (electronic differential lock ), которую еще называют EDS , - это система, отвечающая за блокировку дифференциала. Этот электронный помощник дает возможность повысить общую безопасность автомобиля, улучшить его характеристики тяги при неблагоприятных условиях, облегчить момент трогания, обеспечивает интенсивный разгон, а также движение на подъем.


Фото

Система блокировки дифференциала определяет угловую скорость каждого из ведущих колес и сопоставляет полученные результаты. Если угловые скорости не совпадают, например, при пробуксовке одного из колес, EDL подтормаживает буксующее колесо до тех пор, пока скорость его вращения не сравняется со скоростью другого ведущего. Если разность частот вращения достигает отметки в 110 оборотов в минуту, система включается автоматически и действует без каких-либо ограничений на скоростях до 80 км/ч.

HDC: контролируем тягу во время спуска

HDC (hill descent control ), а также DAC и DDS - электронная система контроля тяги для спуска со скольких и крутых уклонов. Функционирование системы осуществляется через подтормаживание колес и «удушение» силового агрегата, однако при этом действует фиксированное ограничение скорости в пределах 7 км/ч (при заднем ходе скорость не превышает 6,5 км/ч). Это пассивная система, которая как включается, так и выключается самим водителем. Регулируемая скорость при спуске в полной мере зависит от первоначальной скорости автомобиля, а также от включенной передачи.


Фото

Система, контролирующая скорость, позволяет отвлечься от тормозной педали и сосредоточиться исключительно на управлении. Этой системой комплектуются все полноприводные транспортные средства. HDC, в автоматическом режиме включающая стоп-сигналы, отключается сразу после того, как скорость автомобиля переваливает за отметку 60 км/ч.

HHC - облегченный подъем

В отличие от системы HDC, помогающей водителям спускаться с крутых склонов, HHC (hill hold control ) предотвращает откат машины при движении в гору. Альтернативными названиями данной системы безопасности являются USS и HAC .


Фото

В тот момент, когда водитель перестает взаимодействовать с педалью тормоза, HDC продолжает удерживать высокий уровень давления в тормозной системе. Лишь в тот момент, когда автомобилист достаточно сильно нажмет педаль газа, давление снижается, и автомобиль начинает движение с места.

ACC: в круиз на автомобиле

ACC (active cruise control ) является адаптивным круиз-контролем, используемым для поддержания заданного скоростного режима автомобиля и контроля безопасной дистанции. PBA (predictive brake assist ) является прогнозирующей системой торможения, которая работает совместно с адаптивным круиз-контролем.


Круиз-контроль

Фото

Если расстояние до впереди идущего авто сокращается, система начинает притормаживать до тех пор, пока дистанция не восстановится до заданного уровня. Если же впереди идущий автомобиль начинает отдаляться, ACC начинает прибавлять скорость.

PDC - парковка под контролем

PDC (parking distance control ), в простонародье Parktronik - система, использующая ультразвуковые сенсоры для определения расстояния до препятствия и позволяющая контролировать дистанцию при парковке.


Парктроник

Фото

О том, насколько велико расстояние до ближайшего препятствия, водителя информируют специальные сигналы, частота которых изменяется при сокращении дистанции - чем ближе автомобиль к опасному участку, тем короче паузы между отдельными сигналами. После того, как до препятствия остается 20 см, сигнал становится непрерывным.

ESP - гарантия курсовой устойчивости

У системы ESP (electronic stability program ), наверное, больше всего альтернативных названий, в которых и черт шейку бедра сломит: ESC, VDC, DSTC, VSC, DSC, VSA, ATTS или Stabilitrac . Данная активная система безопасности отвечает за курсовую устойчивость автомобиля и работает вместе с ABS и EBD.

В тот момент, когда возникает опасность заноса, на сцену выходит ESP. Проанализировав скорость вращения колес, давление в тормозной магистрали, положение руля, угловую скорость и поперечное ускорение, ESP за каких-то 20 миллисекунд вычисляет, какие колеса необходимо притормозить и насколько нужно снизить обороты двигателя для того, дабы стабилизировать авто.


Фото

Электронные системы безопасности вовсе не превращают наши автомобили в высокоинтеллектуальных роботов, которые смогут проделать всю работу за водителя. Краеугольным камнем в этом случае пока остается водитель, который должен уметь трезво оценивать дорожную ситуацию, свои возможности и возможности своего автомобиля. А, как известно, опасней иллюзии, чем иллюзия собственной неуязвимости, не существует.