Компания Зил: история создания и особенности продукции. Что происходит с бывшим заводом имени лихачева Почему закрыли завод зил

Завод имени Лихачёва — это один из старейших производителей автомобилей в СССР и России. Несколько моделей грузовиков этого завода (в частности ЗИС-5 и ЗИЛ-130). Но ассортимент этого завода не ограничивался автомобилями. В разные годы он выпускал автобусы, холодильники и велосипеды. Во время Великой Отечественной войны завод выпускал бронированные автомобили. А когда наступила эра космонавтики, то ЗИЛ выпустил установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. К сожалению, сегодня завода уже нет.


Центральная проходная завода ЗИЛ.



Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов. За постройку одного из них брался торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». В соответствии с договором, планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15. Ter образца 1915 года.

Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. На конец 1917 года готовность завода составляла, по разным оценкам, от 2/3 до 3/4. На заводе имелось около 500 новейших американских станков.

Понимая, что к указанному в договоре сроку (15 марта 1917 года) изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 года первые комплекты были отправлены из Италии в Москву. Всего завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, из которых 432 единиц в 1917 году, 779 единиц — в 1918 году и 108 единиц — в 1919 году. Когда комплекты деталей закончились — недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.


Строительство инструментального корпуса московского автозавода.


15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Предлогом для национализации послужил срыв Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод, хотя и медленно, но достраивался. Помимо сборки грузовиков FIAT 15 Ter из оставшихся комплектов, выполнялись заказы на запчасти для железнодорожных вагонов, изготавливались вулканизаторы и керосиновые лампы. Затем в октябре 1918 года завод занялся капитальным ремонтом поступавших с фронта грузовиков


Строительство кузнечного цеха.


После окончания гражданской войны страна получила возможность бросить больше сил и средств на создание новой техники. На 1922/23 год Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал средства на опытное автостроение на заводе АМО. В качестве исходной модели послужил всё тот же FIAT 15 Ter, который хорошо себя зарекомендовал в условиях фронтовой службы. В июне 1923 года Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923—1927 годы. Однако только в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.

Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади.


Рабочие завода «АМО» приветствуют первый советский автомобиль, выезжающий с завода. 1924 год.



В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало и к 1931 году было сделано 6971 экземпляров АМО-Ф-15, из которых 2590 единиц было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО две модернизации.


Автомобили АМО-Ф-15 (1926 г.)


В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 году и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л. с.

В 1933 году грузовик АМО-3 был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошёл в массовую серию. Завод выпускал до 60 автомобилей в сутки! На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 пошли в серию.



Цех автозавода им. Сталина



Завод вошел в историю благодаря выпуску представительских автомобилей для первых лиц государства. В ноябре 1936 года предприятие выпустило первый отечественный лимузин ЗИС-101. Он был создан на базе американского Buick.


Первый отечественный лимузин ЗИС-101 (1937 г.)


Конвейер легковых автомобилей ЗИС-110 на Московском автомобильном заводе.


Сталинский ЗИС-101.


В 1927 г. к руководству предприятием пришел Иван Лихачев. Он закончил сельскую школу, был слесарем на Путиловском заводе, матрос с Балтийского флота (то есть один из той тучи «матросни», что сегодня рисуется силой, разметавшей страну, на самом деле был частью промышленного созидания - как так?), с его именем связано интенсивное развитие будущего ЗиЛа.

Иван Алексеевич Лихачёв


В 1928-1929 гг. шла партийная борьба, определялся курс на будущее, насколько мы помним из истории, в правительстве были идеи «построить социализм в одной отдельно взятой стране» и закончить уже с «революцией мировой» - с этой точкой зрения выступал Сталин. Через какое-то время он начал реализовывать программу на сворачивание НЭПа и заявил о необходимости форсированной индустриализации. Сталин объявил 1929 г. годом «великого перелома». Итог двух сталинских пятилеток — СССР стал крупной промышленной державой, а некогда маленький и плохо оснащенный завод превратился в автогиганта, флагмана сталинской индустриализации. Так была создана автопромышленность.


На снимке — Сталин и Лихачёв.


Автомобильный завод им. Лихачева, 1937 год.


Грузовик ЗИС-15. 1940 год.


У проходной завода ЗИС.


ЗИС-5 во время Великой Отечественной войны.


Бронированный грузовик ЗИС-5, вооруженный 20-мм авиационной пушкой ШВАК. Ближние подступы к Ленинграду, 5 октября 1941 г.


ЗИЛ на фронте, в 1944 году.


С 1944 года ЗИС-5 начал делать расположенный в Миассе завод «УралЗИС».


Третья реконструкция завода началась в 1946 году. Целью реконструкции была разработка выпуска новой послевоенной продукции. Ими стали грузовые автомобили ЗИС-150 (1947г.) и грузовые автомобили повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).



1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина (ЗиС)


В 50-е годы ЗИС наращивает производственные мощности — начинает выпускать холодильники, велосипеды, а также специальную автотехнику — бронетранспортеры (ЗИС-152) и автомобили-амфибии (ЗИС-485). На заводе создается специальное конструкторское бюро для разработки особой техники, предназначенной для мобильных ракетных систем.



Испытание автомобиля на водонепроницаемость в сборочном цехе №6 1-го Государственного автомобильного

завода им. И.В. Сталина.

В 1951 году завод наладил выпуск холодильников, которые отличались превосходным качеством и были очень прочными и долговечными.


Стахановка, слесарь-испытатель цеха по производству домашних холодльников А.В. Землянская

производит осмотр и испытание новой партии готовых холодильников «ЗиС».

Июль 1952 года.


Цех сборки велосипедов на 1-м Государственном автомобильном заводе им. И.В. Сталина.


Автобус ЗИЛ-158 (1957 г.)


С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 (его разработка начиналась ещё до войны) и его модификаций, при этом разработка новой модели откладывалась из-за государственных планов, предусматривавших превалирование выпуска количества грузовиков для народного хозяйства, над качеством выпускаемой продукции. После многократных внесений изменений в конструкцию ЗИС-150 и его морального устаревания встал вопрос о том, что его потенциал для модернизации полностью исчерпан и нужно начать выпуск новых грузовиков.



В 1956 году, после смерти Лихачева, завод переименовывают в его честь и последующие модели получают название ЗИЛ.

С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).


Главный конвейер завода ЗИЛ. 70-е.


Рабочие ЗИЛ приветствуют визит руководителя Югославии Иосипа Броз Тито в Москву, в 1956 году.


Склад готовой продукции (1959 г.)


В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130. Грузовик получил новый двигатель мощностью 150л.с., гидроусилитель руля, синхронизированную 5-тиступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Интересным был дизайн грузовика, разработанный промышленными дизайнерами ЗИЛ. Грузовик отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод поменял многое оборудование.



Завод имени Лихачёва. Сортировка свежевыпущенных грузовиков. 1976 год.


В 1975 г. на заводе началось производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6×4) г/п 8 т. В 1977 г. к ним добавился 10-тонный грузовик ЗИЛ-133Г2. Модели были оборудованы стандартным двигателем V8 150 л.с, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.



С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 стали выпускать ЗИЛ-133ГЯ с дизельными двигателями КамАЗ-740 Камского автозавода (210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.



ЗИЛ ПЭУ-1М 1972-79 гг., поисково-эвакуационные установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов.



В 1974 г. на московском конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130.


Миллионный автомобиль «ЗИЛ-130».


Летчик-космонавт СССР Алексей Леонов (слева) и посол Кубы в СССР Агирре Дель Кристо (в центре) в одном из цехов автозавода ЗИЛ. 1980 год.


Начало 80-х. Отгрузка грузовиков ЗИЛ 130.


После выпуска ЗИЛ-133 завод вернулся к разработке ЗИЛ-169. Проект шёл тяжело, так как завод осваивал впервые для себя новый дизельный двигатель собственной разработки. При испытаниях грузовика переделывалась трансмиссия, находились серьёзные недочеты, в результате чего ЗИЛ-169 дошёл до конвейера только к 1985 году, получив индекс ЗИЛ-4331.


Конвейер ЗИЛ. 1983 год.


1984 Проходная завода Зил.

С началом 90-х годов и распадом СССР, завод потерял многолетние внутрисоюзные связи. В условиях перестройки ЗИЛ нес большие потери важных рынков, перестали поступать военные заказы. Еще больше усугубило ситуацию общее падение спроса на грузовую автотехнику, и конкуренция запада. Завод встал на грань банкротства.

В результате активных поисков путей выхода из кризиса и модернизации производственной программы в 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301, впоследствии названный мэром г.Москвы Лужковым «Бычок». В 94 году завод начал мелкосерийный выпуск «Бычка».


С 2004 по 2011 год объемы производства резко снизились. Завод снова претерпевал большой кризис. Все попытки вывести завод из кризиса были неудачны. Переговоры с инвесторами также не увенчались успехом.

К концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены, а в 2013 Общество полностью прекратило выпуск автомобильной техники и автозапчастей.

Администрация Москвы отказалась от производства грузовиков. В 2014 году легендарный Завод ЗИЛ был ликвидирован.



Промзона завода имени И.А. Лихачева занимает большую часть территории Даниловского района Москвы, который получил свое название от села Даниловское, также известного как Даниловская слобода.

До революции это место славилось благодаря нескольким объектам - Симонову и Даниловскому монастырям и знаменитой Тюфелевой роще. Мало кто сегодня может вообразить, что раньше нынешняя промышленная зона «ЗиЛ» ассоциировалась не с автомобильным производством, а с духовным центром, девственно чистой природой, ландышами и многочисленными водоемами.

Симонов монастырь был основан в 1370 году. В царские времена он являлся одним из самых известных и почитаемых в России: сюда всегда стекалось огромное количество людей. Продолжалось это вплоть до конца ХVIII века, когда монастырь был упразднен Екатериной II. В его здании был создан изолятор для больных чумой, эпидемия которой случилась в 1770-х годах. Спустя 25 лет комплекс зданий был восстановлен в своем религиозном качестве и просуществовал до 1920 года. Сначала здесь организовали музей, а в начале 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести.

В начале 1990-х годов монастырь вернули церкви и начали восстанавливать. До наших дней дожила лишь малая часть построек Симонова монастыря. Уцелела южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло», пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Святого Духа постройки конца ХVII века, «старая» трапезная (конец ХV века), братский корпус, мастеровая палата и некоторые более поздние хозяйственные постройки. Взрыв прогремел в ночь на 21 января. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также Сторожевая и Тайницкая башни с прилегавшими к ним постройками. На этом месте в 1932 - 1937 годах появился Дворец культуры ЗиЛа.

Впрочем, в советские времена, как и многие монастыри и храмы, он был закрыт. В конце 1920-х годов советские власти разобрали колокольню и планировали пустить большие колокола на переплавку. К счастью, их спас американский дипломат Чарльз Крейн, и до недавнего времени они находились в Гарвардском университете. В 2007 году, после многолетних переговоров, колокола монастырской звонницы были возвращены на свое историческое место.

Второй монастырь, которым известен этот район Москвы, - Даниловский, основанный в конце ХIII века. Он расположен на правом берегу Москвы-реки (Даниловский Вал, 22). Практически полностью он сохранился до наших дней, и сейчас его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В 1931 году вблизи монастыря было уничтожено местное захоронение, где покоились писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М. Языков, художник В.Г. Перов, их останки были перенесены на другие московские кладбища. В 1930 году здесь был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц.

С севера, запада и юга рощу окружала река Москва, вдоль которой тянулись озера Постылое, Черное, Болотное, а немного восточнее располагалась деревня Кожухово (включена в состав Москвы в 1923 году). Еще одно достопримечательное место Даниловского района до наших дней не сохранилось - это знаменитая Тюфелева роща. Сейчас в честь нее названа улица Москвы, а на ее месте находится завод имени И.А. Лихачёва (ЗиЛ).

С конца ХVIII века роща наряду с близлежащими объектами находилась в собственности у архитектора и государственного деятеля Н.А. Львова, который начал возводить здесь промышленные предприятия. Так на месте нынешней промзоны появился первый завод, который производил картон. Также Н.А. Львов начинал разработку торфяных залежей Сукиного болота (возле деревни Кожухово).

После выхода повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина Лизин пруд в окрестностях Симонова монастыря и Тюфелева роща стали популярным местом для прогулок и романтических встреч. Светские дамы со всей Москвы и близлежащих сел каждую весну приезжали сюда собирать ландыши, подобно тому, как это делала героиня повести.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОРПУС МОСКОВСКОГО АВТОЗАВОДА (1934 Г.)

В конце ХIХ - начале ХХ века в роще начинается бум промышленного строительства. Появляются кожевенный завод Торгового дома «Волк и К», химический завод Русского акционерного общества «Шеринг». В 1903 - 1908 годах через ее территорию прошла Окружная железная дорога (ныне Малое кольцо Московской железной дороги) со станцией Кожухово, для которой в 1907 году через Москву-реку был сооружен Алексеевский мост (ныне Даниловский). Так луга и сельскохозяйственные угодья изрезали железнодорожными путями, а сама роща потеряла половину высоких сосен. Несколько лет спустя, в 1916 году, в Тюфелевой роще началось строительство первого автомобильного завода (сейчас - завод имени Лихачева).

Газета «Русские ведомости» сообщала, что 20 июля состоялись торжественный молебен и закладка первого в России автомобильного завода в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. Постройкой ЗиЛа занялся торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и К». Договор с правительством на постройку завода предусматривал следующие условия: «27 февраля 1916 года Главное Военно-техническое управление (ГВТУ) и «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и К» заключили договор на поставку 1500 машин. Полный заказ составляет общую сумму в 27 000 000 рублей. Завод поставщика должен быть пущен не позднее 7 октября 1916 года. К 7 марта 1917 года должно быть изготовлено не менее 10 процентов всей поставки (то есть 150 автомашин)».

Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам строительство в срок завершено не было. Тогда руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку машин в Москве. В результате в течение всего 1917 года было собрано лишь 432 автомобиля. Вскоре недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.

15 августа 1918 года всё имущество завода «АМО» было признано собственностью государства, и в октябре 1918 года предприятие занялось капитальным ремонтом грузовиков.

С 1920 года «АМО» участвовал в советской танковой программе и изготавливал двигатели для танка «Русский Рено».

АВТОМОБИЛИ «АМО-Ф-15» (1926 Г.)

СКЛАД ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ (1959 Г.)

АВТОМОБИЛЬ «ЗИЛ» ВО ВРЕМЕНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1944 Г.)

В 1922 - 1923 годах Совет Труда и Обороны выделил средства на производство на заводе «АМО» грузовых автомобилей. Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран 1 ноября 1924 года, а 7 ноября колонна из десяти таких автомобилей принимала участие в параде на Красной площади, и с марта 1925 года началось их серийное производство.

В 1927 году директором был назначен И.А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало, и к 1931 году были собраны почти семь тысяч автомобилей. Однако стоимость машины, содержавшей большое количество деталей из цветных металлов, по мнению советских чиновников, была слишком высокой. Примерно в десять раз дороже иностранных машин с учетом их доставки в СССР. Поэтому было принято решение о полной реконструкции завода и начале производства совершенно новой модели грузового автомобиля.



ГЛАВНАЯ ВНУТРИЗАВОДСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (1977 Г.)


ГЛАВНАЯ ВНУТРИЗАВОДСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (2013 Г.)

В начале 1930-х начинается масштабная реконструкция, в ходе которой территория завода расширяется до нынешних размеров. Вот что пишет в журнале «Строительство Москвы» главный архитектор завода имени Сталина Е.М. Попов: «Территория, отведенная под промышленное строительство завода, 2,5 на 2 километра, только на четвертую часть занята реконструируемыми цехами, остальные три четверти территории сплошь заняты строительством новых цехов, образующих новые заводские площади, улицы и магистрали.

Участок строительства делится на три четко выраженных сектора, границы примыкания друг к другу совпадают с направлениями будущих магистралей, а именно: административно-бытовой сектор в северной стороне заводского участка, район подсобного и складского хозяйства в юго-восточной полосе промплощадки, район расположения основных производственных цехов, занимающих среднюю и заднюю части участка.

Новые магистрали Москвы, парковое кольцо и магистраль набережной, сливаясь в единую мощную магистраль, ведут к главному входу на автозавод, в районе культсектора, проектиромому в виде предзаводской площадки.

В состав административного и культурно-бытового сектора входят здания заводоуправления, общественных организаций, амбулатории, детских яслей и главной проходной конторы. Здесь же отводится место для стоянки машин, принадлежащих рабочим завода. Узкая полоса участка строительства зданий культсектора южной стороной примыкает непосредственно к фронтовой линии застройки производственных цехов, а с северной - выходит на набережную Москвы-реки.

ГЛАВНАЯ ПРОХОДНАЯ АМО «ЗИЛ»

ГЛАВНЫЙ КОНВЕЙЕР

НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЦЕХА

Площадь главного входа образована с восточной стороны величественным высоким зданием заводоуправления.

Здания культсектора располагаются как бы по течению реки, композиционно дополняя друг друга и нарастая к месту главного входа.

Средняя часть промплощадки занята в основном сооружениями производственных цехов, расположенных по четкой схеме поточности производственного процесса. Планировка производственных цехов предусматривает расположение бытовых помещений с выходом на главную магистраль.

Главную магистраль заканчивает южная площадь, решающая вход в район подсобных цехов и складского хозяйства. Здесь располагаются деревообрабатывающие цеха, склады готовой продукции, ТЭЦ».

СТРОИТЕЛЬСТВО КУЗНЕЧНОГО ЦЕХА (1929 Г.)

МИТИНГ В ЧЕСТЬ ПРИЕЗДА БРОЗ ТИТО (1956 Г.)

СОРТИРОВКА СВЕЖЕВЫПУЩЕННЫХ «ЗИЛ-130» И «ЗИЛ-131»

После модернизации завод начинает массовое производство грузовиков ЗИС-5. В сутки рабочие собирали по 60 автомобилей. На базе него в будущем были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 выпускались серийно.

В 1953 году согласно cоветско-китайскому договору о дружбе и взаимопомощи по документации советского завода имени Сталина в Китае был построен Автомобильный завод № 1, позже ставший Первой Автомобилестроительной Компанией (First Automotive Works - FAW), которая по сей день является лидером автоиндустрии Китая. Стажировку и обучение китайские инженеры проходили в СССР, на заводе ЗиС, примечательно, что в их числе был и будущий руководитель КНР Цзян Цзэминь.

ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЛИМУЗИН «ЗИС-101» (1937 Г.)

ГРУЗОВИК «ЗИС-15» (1940 Г.)

АВТОБУС «ЗИЛ-158» (1957 Г.)

После распада СССР предприятие стало быстро деградировать: производственные мощности разрушались, объемы выпуска продукции многократно снизились.

В 2008 году АМО ЗиЛ планировало организовать совместное предприятие с китайской компанией Sinotruk по производству тяжелых дизельных грузовиков марки HOWO. Однако из-за случившегося в нашей стране кризиса проект реализован не был.

За 2009 год АМО ЗиЛ произвел 2253 грузовых автомобиля и четыре автобуса (что почти на 50% меньше, чем годом ранее). В 2010 году компания произвела еще меньше - 1258 грузовых автомобилей и пять автобусов.

Сегодня предприятие находится в глубоком кризисе, накопились многомиллиардные долги. Значительная часть производственных площадей не используется, бывшие цеха и сооружения разрушены и напоминают картины американского города Детройт.

Когда-то Детройт являлся автомобильным центром США. Но в 1973 году разразился нефтяной кризис, который привел к банкротству многих американских автомобилестроителей. Заводы один за другим начали закрываться, люди теряли работу и уезжали в другие города и штаты. Население Детройта в его административных границах сократилось в 2,5 раза: с 1,8 миллиона в начале 1950-х до 700 тысяч к 2012 году.

В результате оттока населения целые районы города оказались оставлены людьми. Небоскребы, заводы, жилые кварталы стоят заброшенные и разрушаются от времени и вандализма.

Чтобы не повторять судьбу американских городов-призраков, власти Москвы приняли решение о реновации депрессивных территорий в городе. В конце 2012 года правительством Москвы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода «ЗиЛ» площадью 50 га, на остальной территории планируется разместить качественно новый район мегаполиса с парками, жильем, рабочими местами, объектами социальной и транспортной инфраструктуры. Вскоре здесь появится множество парковых зон с высокими деревьями, которые отчасти будут напоминать Тюфелеву рощу.

ЗиЛ сегодня

Вконтакте

19.02.2016, 13:53 35266 3

Завод имени Лихачёва - старейшая автомобильная компания страны - прекратил своё существование спустя ровно 100 лет с начала своего открытия.

История этого автогиганта начиналась не менее мучительно, чем его затянувшаяся на два десятилетия агония

В 1916 году согласно государственной программе царского правительства о развитии российской автомобильной промышленности торговым домом «Кузнецов, Рябушинские» началось строительство завода АМО (автомобильное московское общество).

По договоренности с итальянцами предполагалось в течении нескольких лет выпустить 1500 грузовиков FIAT-15 ter. Но революция, общее состояние экономики страны и последующая национализация предприятия внесли коррективы в изначальные планы. Вместо производства полного цикла была налажена отверточная сборка грузовиков из машинокомплектов, поставленных итальянцами. А затем АМО и вовсе превратился в гигантский комплекс авторемонтных мастерских.

И только в 1925 году завод начал выпуск первого грузовика собственной разработки - АМО Ф 15, спроектированного на базе все того же FIAT. Но автомобиль получился очень дорогим, поэтому по-настоящему массовым стал, появившийся в начале 30-х ЗИС-5. Это по сути был модернизированный, лицензионный американский грузовик Autocar-5S.

В послевоенные годы тиражом без малого 800 000 автомобилей разошелся ЗИС 150, а затем эстафету приняла его глубоко модернизированная версия ЗИЛ 164. Но самой известной и массовой стала, запущенная в производство в 1963 году совершенно новая модель - ЗИЛ 130.

В это же время завод работает над созданием перспективного бескапотного грузовика ЗИЛ 170. На этот проект были брошены все силы конструкторского бюро. Но в 1968 году волею партии было решено построить завод Набережных Челнах. И новую модель, уже прошедшую испытанию и практически готовую встать на конвейер, передают КамАЗу.

Сам ЗИЛ при этом остается с устаревающим 130-ым, без серьезного «задела» на будущее. И лишь к моменту заката истории СССР на конвейер встает ЗИЛ 4331, с которым в новых экономических условиях заводу приходится несладко.

Но и в период всеобщего краха промышленного производства на постсоветском пространстве завод пытается нащупать новые ниши в сегменте коммерческого транспорта. Так в середине 90-х появляется трехтонник ЗИЛ 5301 «Бычок». К началу 21 века на этот грузовик приходилось уже более половины всего объема производства столичного автогиганта.

Но технически устаревшие, не отличавшиеся надежностью и качеством сборки ЗИЛы под натиском новых и подержанных иномарок стремительно теряли свою долю рынка. А сам завод с его огромной территорией и не загруженными мощностями приносил убытки.

Последние годы на завод находился в «вегетативном» состоянии, выполняя мелкие заказы и собирая по несколько автомобилей в месяц. Но теперь, спустя 100 лет, в истории ЗИЛа окончательно поставлена точка.

Журналист и эксперт Ассамблеи автомобилистов Александр Пикуленко так прокомментировал новость о закрытии ЗИЛа:

«Чтобы составить мнение, надо знать немного историю этого завода, поэтому вкратце я позволю себе ее напомнить.

Братья Рябушинские построили завод автомобильного общества (АМО) в 1916 году. Потом этот завод большевики национализировали, и лишь 7 ноября 1924 года сделали там первые 10 грузовиков. Тогда еще пословица такая появилась; «Полуторка АМО всем машинам мама».
Потом он долго был заводом имени Сталина. На нем делали автомобили легковые и грузовые, автобусы, велосипеды и даже холодильники. И там же делали все «членовозы». Потом, после смерти Сталина и ХХ съезда он стал заводом имени Лихачева, хотя Иван Алексеевич тоже был большой сволочью, поскольку был чекистом со всеми вытекающими. При советской власти на заводе работало 100 тысяч человек и делали они 220 тысяч грузовых автомобилей, какое-то количество легковых и прочую технику.

Позже, в постсоветское время грузовики перестали выпускать. Начались метания. И вот, наконец, старичок отмучился и прекратил свое существование.

Я считаю, то, что подходило братьям Рябушинским и большевикам, совсем не подходит к современным историческим условиям. Сейчас некому не нужны 200 тысяч среднетоннажных грузовиков того качества, что выпускал завод имени Лихачева. Поэтому кончина его естественна, не преднамеренна и лучше, если на этом месте появится какой-нибудь технопарк или жилые комплексы.

Свое завод отжил, а 100 лет - достаточный возраст, чтобы остаться в истории».

" (ЗИЛ) - российская автомобилестроительная компания, в советское время - головное предприятие крупного производственного объединения автомобильной промышленности СССР.

Строительство завода началось 2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 года. В этот день в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка завода. Постройкой занялся торговый дом "Кузнецов, Рябушинские и К", который должен был сдать завод в октябре 1917 года, но из-за революций строительство в срок завершено не было. Руководство решило закупить в Италии комплекты деталей и начать "отверточную" сборку машин в Москве. В течение 1917 года было собрано 432 автомобиля .

В 1918 году все имущество завода АМО было признано собственностью государства, и в октябре 1918 года предприятие занялось капитальным ремонтом грузовиков.
С 1920 года завод участвовал в советской танковой программе и изготавливал двигатели для танка "Русский Рено".

30 апреля 1923 году заводу было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро, убитого фашистами.

В 1922-1923 годах Совет Труда и Обороны выделил средства на производство на заводе грузовых автомобилей. Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран 1 ноября 1924 года. 7 ноября 1924 года первые 10 автомобилей АМО-Ф-15 прошли во главе колонны демонстрантов по Красной площади в Москве. С марта 1925 года началось их серийное производство.

В 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году его возглавил Иван Лихачев, с именем которого связано интенсивное развитие предприятия (к 1931 году были собраны почти семь тысяч автомобилей).

В начале 1927 года Автотрест, которому подчинялся завод, принял решение о реконструкции предприятия. Объектом производства был выбран грузовик американской автосборочной фирмы "Автокар". В ходе реконструкции территория завода значительно расширилась.

1 октября 1931 года заводу было присвоено имя Иосифа Сталина (ЗИС). 25 октября 1931 года был пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер .

В 1936 году началась конвейерная сборка первого отечественного лимузина ЗИС-101 , основой которого стала конструкция американского легкового автомобиля "Бьюик".

Осенью 1941 года из-за начавшейся войны значительная часть рабочих и оборудования была эвакуирована в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. Однако после успешных операций Красной Армии с июня 1942 года ЗИС вновь заработал. С конвейера сходили военные грузовики ЗИС-5В, выпускалось вооружение для фронта. В июне 1942 года завод был награжден первым орденом Ленина за отличную организацию производства боеприпасов и вооружения. В октябре 1944 года завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

В сентябре 1942 года были начаты работы по созданию правительственного лимузина высшего класса ЗИС-110. За образец автомобиля был взят лимузин фирмы "Паккард".

В 1953 году, согласно советско-китайскому договору о дружбе и взаимопомощи, по документации советского завода имени Сталина в Китае был построен Автомобильный завод №1, позже ставший Первой автомобилестроительной компанией (First Automotive Works - FAW), которая по сей день является лидером автоиндустрии Китая. На заводе ЗИС проходили стажировку и обучение китайские инженеры, в их числе был и будущий руководитель КНР Цзян Цзэминь.

В 1956 году умер Иван Лихачев, и заводу было присвоено его имя (ЗИЛ).

В 1959 году правительственный лимузин ЗИЛ-111 был награжден Почетным дипломом на международной выставке в Брюсселе.
Четвертая реконструкция завода, начавшаяся в 1959 году, позволила освоить производство автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 .

В 1967 году были спроектированы и производились (штучно) установки для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. В том же году СССР впервые принял участие в Международной "Неделе автобусов" в Ницце, где комфортабельный автобус малого класса "Юность" ЗИЛ-118 завоевал 12 призов , однако серийное производство автобуса организовать не удалось.

В 1971 году завод был награжден третьим орденом Ленина за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана.Игорь Захаров .

В настоящее время значительная часть производственных площадей предприятия не используется, бывшие цеха и сооружения разрушены.

В конце 2012 года правительством Москвы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода площадью 50 гектаров, на остальной территории планируется качественно новый район мегаполиса с парками, жильем, рабочими местами, объектами социальной и транспортной инфраструктуры.

Площадь реконструируемой территории ЗИЛа — около 300 гектаров .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Промышленные зоны Москвы занимают тысячи гектаров. Часть таких зон процветает и функционирует, но большинство из них прекратили свое производство много лет назад и превратились в хаотичные склады и свалки. Давайте посмотрим, что происходит с «ржавым поясом» Москвы на примере моего любимого ЗИЛа.

1. Сегодня в ЦАО сосредоточено 40% рабочих мест Москвы, при том что проживает там только 8% населения. Реорганизация промзон - это не только сплошное строительство жилья (иначе Москва просто лопнет), но и возведение офисных зданий и новых производственных площадок, которые создадут рабочие места рядом с жильем на периферии города.

2. С ЗИЛом у меня связаны особые воспоминания. Напомню, что по образованию я дизайнер автомобилей, и все наше обучение было так или иначе связано с этим заводом. Курсовые проекты на базе автомобилей ЗИЛ, преподаватели, которые работали на этом заводе в отделе дизайна, практика и экскурсии по цехам этого города-гиганта. С тех пор я посетил сотни похожих заводов, страшных и ужасных, новых и современных. Цеха старого ЗИЛа я уже почти не помню.

3. С закрытием ЗИЛа ушла целая эпоха. Завод имени Лихачева был старейшей советской автомобилестроительной компанией. Я стал фотографом, а не дизайнером автомобилей. Жаль, я не знаю, кто автор этого гениального кадра.

4. Сейчас большинство цехов завода демонтировано. Насколько я понял, сохранилась часть производства на южной площадке завода, на территории, приближенной к ТЭЦ. Но как я вычитал, производство автомобилей остановлено.

Нужно понимать, что такое застройка земель, на которых десятилетиями загрязнялись почвы, сливались отработанные технические жидкости и закапывались в землю отходы производства. Прежде, чем начинать строительство, застройщики сняли и вывезли всю почву, и завезли новый плодородный слой.

5. Сейчас на территории завода ЗИЛ строятся сразу несколько комплексных проектов: «Парк Легенд», «Зиларт» и «Технопарк».

Кроме этого сегодня в Москве идут работы по реновации сразу десятка промзон, некоторые вам наверняка известны. Вот часть из них:
- Бывший металлургический завод Серп и Молот - «Символ»
- Шелепихинская набережная - «Сердце столицы»
- Бывшая территория аэропорта Тушино - «Город на реке 2018»
- «Арт-Квартал» на Яузе
- «Садовые кварталы» в Хамовниках
- Огородный проезд у Марьиной рощи - «Савеловский сити»
- Грайвороново - «Среда»

6. Большую часть этих промзон я так или иначе уже посетил и снял. А комплексы «Сердце столицы» и «Символ» фотографы нашего фотоагентства снимают ежемесячно на протяжении нескольких лет. Но сегодня я хотел бы рассказать именно про спортивно-развлекательный квартал «Парк Легенд», так как он сильно отличается от всех подобных проектов.

7. Как обычно принято у застройщиков? Сначала построить и продать побольше жилья, а потом уже заниматься инфраструктурой и объектами соцкультбыта. Тут все наоборот, об этом чуть ниже.

В этом году группа компаний ТЭН приступила к строительству жилого квартала «Парк Легенд», который будет находится всего в паре минут от станции МЦК «ЗИЛ». На фотографии видна стройплощадка первых корпусов, где сейчас возводятся паркинг и первые этажи монолита.

8. По проекту планируется построить девять 24-этажных башни. Под ними будет расположена подземная парковка на тысячу машиномест.

9. Главной отличительной особенностью строящегося квартала является большая спортивная составляющая. Застройщик в первую очередь позаботился о создании социальной инфраструктуры и лишь после этого начал строительство жилья, что совсем не свойственно для рынка жилой недвижимости. Обычно первые годы люди живут буквально на стройке. А здесь уже построены крупные спортивные объекты, вокруг которых постепенно растут дома.

В 2015 году было открыт ледовый дворец, огромное сооружение олимпийского уровня. В начале 2017 года откроется комплекс водного спорта, где разместится олимпийский центр синхронного плавания Анастасии Давыдовой (в центре на фото).

10. Ледовый дворец - это первый в России спорткомплекс с тремя аренами под одной крышей. Это первый в Москве спортивный объект такого уровня, который был построен на территории, которая еще недавно была промышленной зоной. В квартале появилась спортивная инфраструктура высочайшего уровня сильно раньше сдачи первых квартир. Теперь главное не забыть про сады и школы)

12. По другую сторону ТТК открыт нечеловеческих размеров торгово-развлекательный центр «Ривьера», который по словам моих друзей пока в основном пустует. Сам я там еще не был.

13. В дальнейшем в рамках реновации территории промзоны ЗиЛ планируется также расширение транспортной инфраструктуры и развитие улично-дорожной сети. На фотографии новая станция МЦК «ЗИЛ».

14. В начале 2017 года запланирован ввод в эксплуатацию энергоцентра, который решит вопрос оптимизации расхода энергетических ресурсов и обеспечит бесперебойную работу всех спортивных сооружений.

15. Рядом с ледовым дворцом построен открытый каток «Парк Легенд». Появилось еще одно место в Москве, где есть отличная возможность провести время с семьей на открытом воздухе, сходить на хоккейный матч или сыграть в хоккей самим.

16. На уличной арене будут проходить не только хоккейные матчи, но и массовые катания, вечеринки с живой музыкой, мастер-классы для детей и родителей с возможностью покататься в полной хоккейной экипировке, уроки фигурного катания, встречи с легендарными хоккеистами и многое другое.

19. А это здание, которому скоро исполнится 100 лет. Объект культурного наследия «Контора первого в России автомобильного завода АМО». До реконструкции в здании располагался музей «ЗИЛа», а сейчас - первый в истории отечественного спорта музей хоккея.

20. Здание заводоуправления - одно из лучших образцов так называемого промышленного стиля в классической архитектуре.

21. И самый интересный с точки зрения фотографии объект «Парка Легенд». Бывший кузовной цех завода «ЗИЛ». Высоченная, огромная коробка, где когда-то я гулял среди шумных штамповочных прессов и сварочных станков.

22. Почему-то застройщик не стал сносить все под корень. От цеха бережно сохранили все несущие конструкции. Теперь его ждет новая жизнь - это будет комплекс апартаментов, деловой центр и многоуровневая парковка на 3500 машиномест.

24. Огромный паркинг занимает первые несколько этажей бывшего цеха. Сейчас парковка используется для посетителей ледового дворца, музея хоккея и открытого катка.

25. Стоимость парковки - 50 рублей в час. Есть фиксированный тариф на мероприятия - 200 рублей, начинающийся за 2 часа до матча/концерта и заканчивающийся спустя 2 часа после мероприятия.

27. Ааа, это та самая плитка, которая помнит отпечатки ног работяг «ЗИЛа» и шум работы многотонных станков!

30. Я не знаю, чем оправдано сохранение несущих балок. Но приятно, что хоть что-то осталось от бывшего цеха.

31. Готовые элементы декора будущих апартаментов)

32. Рядом виднеется комплекс «ЗилАрт», известный всем по одному сомнительному рекламному клипу с российскими звездами. Завидую всем, кто не знает о каком клипе идет речь)

34. Промышленная красота строек. Могу бесконечно снимать такие объекты)

35. Москва строится!

Дмитрий Чистопрудов,