Посадка по скользящей. Сборка шкивов

Cтраница 1


Посадки шкивов на валы и натяжные устройства клиноременных передач также аналогичны плоскоременным. Однако для клиноременных передач натяжные устройства в целях компенсации вытяжки ремня и возможности свободного надевания нового должны предусматривать возможность увеличения межцентрового расстояния А на 3 0 % и уменьшения на 1 5 % от расчетной длины ремня. Кроме того, для клиноременных передач угол обхвата имеет значительно меньшее значение, поэтому натяжной ролик обычно располагается с внутренней стороны ремня. Такой ролик называется оттяжным. Он не изгибает ремень в противоположную сторону, что способствует повышению долговечности передачи.  

Посадки шкивов на валы и натяжные устройства клиноременных передач также аналогичны плоскоременным. Однако для клиноременных передач по ГОСТ 1284 - 68 натяжные устройства в целях компенсации вытяжки ремня и возможности свободного надевания новых должны предусматривать возможность увеличения межцентрового расстояния А на 3 0 % и уменьшения на 1 5 % от расчетной длины ремня.  

Посадка шкивов с помощью клиновых шпонок несколько отличается ст описанного способа.  

Посадка шкива на шейку вала производится от зазора 0 02 мм до натяга 0 03 мм. Крепление шкива выполняется болтом с шайбой, ввинченным в резьбовое отверстие вала.  

Для посадки шкивов следует применять специальные винтовые приспособления, например, винтовые скобы (рис. 17) или винты с планками на трех опорах, которыми нажимают в торец ступицы шкива.  

После посадки шкивов проверяют правильность их взаимного расположения. При этом за базовый следует принимать тот шкив, положение которого регулировать труднее.  

Проверка посадки шкива на валу (при ременной передаче), состояния соединительных муфт, посадки ротора на валу и правильности направления его вращения и соответствия кожуху (правый и левый) и наличия необходимых зазоров.  

Проверить посадку шкива на вал, предварительно отогнув стопорную шайбу, и отвинтить гайку.  

При посадке шкива на клиновую шпонку дополнительного крепления не требуется.  

При посадке шкивов на концы вала делают взаимную пригонку шпонок и пазов по валу и ступице, а затем, очистив и смазав машинным маслом посадочные места, осуществляют посадку. Посадка производится после установки и закрепления вала в подшипниках.  

При посадке шкива непосредственно на вал давление ремня на шкив, которое для плоского ремня примерно втрое больше окружного усилия, полностью передается валу и его подшипникам. В материале вала возникают напряжения изгиба, он деформируется; если на нем сидят зубчатые колеса, они при этом МОГУТ перекоситься настолько, что правильность зацепления их с сопряженными колесами заметно нарушится. При таком креплении шкива нередко возникают поперечные колебания вала, особенно при высоких числах оборотов шкива, неполной уравновешенности вала вместе с сидящими ни нем деталями и применении не цельных ремней. Эти явления в особенности нежелательны для шпинделей станков, на которых выполняются чистовые и отделочные операции. Поэтому в современных моделях станков часто прибегают к разгрузке шпиндели (или другого вала, который должен быть связан со шкивом) от давления ремня. Для этого приводной шкив монтируется на отдельных опорах, не связанных со шпинделем или ведомым валом, с которым он соединяется шпонками, шлицами, муфтой или каким-либо другим способом, обеспечивающим передачу необходимого крутящего момента. Примеры иких конструкций приведены на фиг.  

Выбираем шпонку для посадки шкива клиноременной передачи.  


К атегория:

Слесарно-механосборочные работы

Гибкие передачи и сборка шкивов

Ременные передачи разделяются на две основные группы: передачи плоскими ремнями и передачи клиновидными ремнями. Плоскоременные передачи разделяются также на две группы: обыкновенные передачи и передачи с натяжным устройством.

Обыкновенные передачи разделяются на три типа: открытую, перекрестную и полуперекрестную. Открытая передача применяется при параллельных валах. Параллельное расположение валов является самым простым и удобным для устройства ременной передачи и благоприятным для работы ремня. На каждый из валов надевают шкив, через который перекидывают ремень. При этом оба шкива вращаются в одном направлении.

Если направление вращения шкива совпадает с направлением движения часовой стрелки, то говорят, что шкив вращается по часовой стрелке, если же оно не совпадает, то шкив вращается против часовой стрелки.

В каждой паре шкивов, связанных ременной передачей, различают ведущие и ведомые шкивы. Шкив, получающий движение от своего вала и передающий его ремню, называется ведущим, а получающий движение от ремня и передающий его валу, - ведомым.

На рис. 1, а показана открытая ременная передача. Шкив Ох является ведущим. Стрелка на рисунке указывает, что он вращается по часовой стрелке. Ведомый шкив 02 будет тоже вращаться по часовой стрелке.

Если нужно получить вращение ведомого шкива в сторону, противоположную вращению ведущего шкива, то пользуются перекрестной передачей (рис. 1,б). При этом ведущий шкив 01 вращается по часовой стрелке, а ведомый 02 будет вращаться против часовой стрелки. Валы расположены параллельно между собой.

Если валы расположены перпендикулярно друг другу, то применяют полуперекрестную передачу (рис. 1, в).


Рис. 1. Виды ременных передач: а - открытая, б - перекрестная, в - полуперекрестная, г - поперечное сечение клиновидного ремня, д - схема передачи вращения, с - поперечное сечение поликлиновидного ремня

В приводах машин применяют плоские ремни - кожаные, хлопчатобумажные цельнотканые, хлопчатобумажные шитые, тканые и прорезиненные и клиновидные. В станках применяют главным образом кожаные, прорезиненные и клиновидные. На рис. 1,г показано сечение клиновидного ремня: он состоит из нескольких рядов прорезиненной ткани, нескольких рядов корда (толстые крученые хлопчатобумажные нити), слоя резины и обертки из прорезиненной ткани.

На рис. 1, д показана клиноременная передача. Каждый из ремней укладывают в «свой» желобок на ободе шкива. При этом ремень утапливается в желобке настолько, что не касается его дна своей нижней поверхностью.

Получили распространение поликлиновидные ремни рис. 1, е. Это бесконечные плоские ремни, на внутренней поверхности которых имеются клиновые выступы, выполненные по форме клиновидных ремней (число их от 2 до 36). Выступы эти входят в соответствующие впадины шкивов.

Основным недостатком ременной передачи является проскальзывание ремня, зависящее от натяжения ремня и величины дуги, на которой ремень охватывает шкивы. При различных диаметрах шкивов в худшем положении находится меньший шкив, у которого величина охвата ремня небольшая.

Чтобы увеличить натяжение ремня и величину охвата у меньших шкивов, применяют натяжные ролики (рис. 2, а). Диаметр натяжного ролика берется равным 0,8 – 1,0 диаметра малого шкива. Он располагается на ведомой ветви у малого шкива. За счет тяжести ролика, а при необходимости и дополнительного груза или пружины, осуществляется постоянное натяжение ремня. Это обеспечивает большой угол охвата ремнем шкива, улучшает условия работы передачи, позволяет уменьшать межосевое расстояние.

Во всех видах ременных передач применяют натяжной вал. Натяжение ремня выполняется периодически путем перемещения одного из валов (рис. 2, б, в).

Способы натяжения ремня:
— электродвигатель с малым шкивом устанавливается на салазки и может перемещаться по ним. Натяжение выполняется винтом; с помощью качающейся плиты. Плита крепится шарнирно, ее положение фиксируется винтом. Натяжение осуществляется за счет силы тяжести двигателя и плиты; с помощью груза. Груз оттягивает один из валов и обеспечивает автоматическое регулирование натяжения.

Рис. 2. Способы натяжения ременных передач: а - натяжным роликом, б - салазками с установленным двигателем, в - силон тяжести электродвигателя, установленного на качающейся плите

Первые два способа применяются во всех видах технологического оборудования для любых ременных передач. Плоские ремни после вытяжки укорачивают с последующими сшивкой и склеиванием.

Сборка шкивов. Шкивы обычно изготовляются литыми из чугуна или стали. Выполняются они или со спицами, или со сплошным диском, в котором могут быть сделаны отверстия для уменьшения массы шкива. Шкивы могут быть цельными и разъемными. При расположении шкива на конце вала применяют цельные шкивы, а при расположении между подшипниками - разъемные.

Шкивы бывают одноступенчатые и многоступенчатые. На многоступенчатом шкиве имеется несколько ступеней различного диаметра.

Шкивы для клиноременной передачи по конструкции отличаются от гладких шкивов только наличием на ободе призматических канавок.

Рабочие неразъемные шкивы монтируются на валу с тугой или напряженной посадкой. Если шкив устанавливается на выступающей из подшипника шейке вала, то она может быть конической (рис. 3, а) или цилиндрической (рис. 3, б) с призматической или клиновой шпонкой. На цилиндрическом валу с призматической шпонкой делают буртик (рис. 3, в) для фиксирования положения шкива, а чтобы шкив не сдвинулся во время работы, его дополнительно крепят гайкой (рис. 3, г). Если шкив крепится клиновой шпонкой (рис. 3, в), то дополнительного крепления делать не требуется.

Установка шкива на клиновой шпонке применяется лишь в тихоходных и неответственных передачах, когда не требуется точной посадки, так как клиновая шпонка смещает ось ступицы, а при небольшой длине ее появляется перекос, что недопустимо в быстроходных тяжело нагруженных передачах. При использовании призматической шпонки смещение оси ступицы шкива значительно меньше и такие соединения являются более точными.

Если требуется весьма высокая точность, применяют шлицевые соединения – (рис. 3, г). При таком виде соединения шкивы центрируются лучше, чем на шпонках, увеличивается прочность и меньше изнашивается место посадки.


Рис. 3. Схемы сборки шкивов на валах: а – на коническом конце вала, б - на цилиндрическом конце вала со шпонкой, в - установка шкива с креплением клиновой шпонкой, г - посадка шкива на шлицевом валу; 1 – вал, 2 - шпонка, 3 – стопорный винт

Для посадки шкива на вал применяют винтовые приспособления, например стяжные скобы. Разъемный хомутик (рис. 4) надевают на вал и упирают в его буртик. Затем между спицами шкива пропускают тяги, а к торцу ступицы шкива под-кладывают планку, в которую упирается винт. Поворачивая винт и слегка ударяя через подкладку в разных местах по наружной поверхности ступицы, постепенно надвигают шкив на вал. Удары устраняют заедание шкива на валу вследствие возможных перекосов.

Разъемные шкивы можно устанавливать в любом месте по длине вала. Сборка шкива заключается в соединении шпильками двух его половинок. Проверка правильности посадки шкивов на вал сводится к проверке на биение.

Биение шкивов вызывает быстрый износ подшипников, а у передач точных быстроходных металлорежущих станков способствует повышению вибраций, увеличивающих шероховатость поверхности обрабатываемых деталей. Причинами биения шкивов являются: изгиб вала, неправильная механическая обработка шкивов и неправильная посадка их на вал при сборке.


Рис. 4. Схема посадки шкива с помощью стяжной скобы а - на биение, б - взаимной параллельности валов с помощью шнура с гирями, в - металлической линейкой, г - шнуром; I - стрелки, 2 - гиря, 3 - шкивы

Рис. 5. Схемы проверки собранного шкива:

Биение шкивов проверяют рейсмасом-чертилкой или индикатором. При проверке биения индикатором отсчет ведут по циферблату.индикатора (рис. 5, а), а при проверке чертилкой величину биения определяют щупом.

Проверяют два параллельных вала с помощью стрелок и отвеса (рис. 5,6). На концах валов укреплены стрелки, концы которых соприкасаются со шнуром. При повороте валов на 180° стрелки должны вновь соприкоснуться со шнуром. Проверку выполняют также с помощью линейки - рис. 5, в, с помощью шнура - рис. 5, г (при натягивании шнура между ободами шкивов и шнуром должен быть одинаковый зазор).

После проверки на биение надевают ремень. Для этого шкивы вращают вручную. Сначала ремень надевают на ведущий шкив, затем - на ведомый. Для надевания пользуются крючками или наводками.

В зависимости от конструкции передачи шкивы могут располагаться в любом месте на валу или крепиться на его посадочном конце, Разъемные шкивы устанавливаются на любом месте вала и собираются без всяких затруднений. При стягивании болтами двух половинок шкива нужно следить за тем, чтобы плоскости разъема шкива совмещались без перекосов, смещений и щелей. Предварительно собранный шкив шпоночным пазом надвигают на шпонку, уложенную в паз вала, затем стягивают гайки сначала у ступицы, а потом у обода.

Неразъемные шкивы чаще располагаются на выступающем из подшипников конце вала. Этот конец делают коническим (рис. 109, а) или цилиндрическим (рис. 109, б), с призматической или клиновой шпонкой. На цилиндрическом валу с призматической шпонкой имеется буртик для фиксирования положения шкива. На свободный конец торца вала ставится шайба, которая крепится винтами, ввинчиваемыми в торец вала. В точных соединениях паз шкива и шпонка пригоняются пришабриванием. Шпонку надо устанавливать легкими ударами медного молотка или при помощи струбцинки.

Рис. 109. Приемы сборки шкивов и проверки взаимной параллельности валов :

а - на коническом конце вала, б - на цилиндрическом конце вала со шпонкой:

1 - вал, 2 - шпонка, 3 - стопорный винт; в - посадка шкива на шлицевом валу, г - проверка взаимной параллельности валов с гирями, д - проверка металлической линейкой, е - проверка шнуром: 1 - стрелка, 2 - шкив, 3 - гиря

Центрирование шкивов по конусу (см. рис. 109, а) дает лучшую плотность прилегания отверстия ступицы к шейке вала.

Посадка шкивов на шлицевых валах (рис. 109, в) имеет большое преимущество перед вышеописанным способом: получается лучшая центровка, большая прочность и меньшая изнашиваемость мест сопряжения.

После установки шкивов на вал проверяют правильность посадки, которая сводится к проверке на биение. Биением называется колебание наружной поверхности детали при ее вращении вокруг своей оси. Величиной биения какой-либо точки поверхности детали называется наибольший размах колебания этой точки за один оборот детали.

Биение шкивов вызывает быстрый износ подшипников, а у передач точных быстроходных металлорежущих станков способствует повышению вибраций, что ухудшает чистоту поверхности обрабатываемых деталей.

Для нормальной работы ременной передачи необходимо, чтобы средние плоскости обоих шкивов совмещались, что возможно только при взаимной параллельности осей ведущего и ведомого шкивов (рис. 109, г, д, е).

Сборка и проверка шкивов клиноременной передачи ничем не отличается от шкивов плоскоременной передачи.