Можно ли чистить дроссельную заслонку ацетоном. Чистка дроссельной заслонки – простая операция для стабильной мощности двигателя. Разбираемся, почему засоряется дроссель

Чистка дроссельной заслонки — это необходимая процедура обслуживания для любого современного автомобиля. Предназначение дроссельной заслонки очень велико, оно заключается в регулировке количества воздуха который поступает во впускной коллектор для перемешивания с топливом и образования топливовоздушной смеси, и если она загрязнена и не обслужена то ее работа нарушается, и как следствие нарушается работа всего автомобиля.

Для чего двигателю воздух

Вся работа двигателей внутреннего сгорания основана на горении. Как известно для горения топлива необходим газ, который будет выполнять роль окислителя. В нашем случае этим газом будет выступать кислород, который содержится в воздухе. При смешивании этого газа с топливом – получится смесь, которая легко воспламенится в цилиндрах двигателя. В бензиновых двигателя, воспламенению поспособствует искра свечи, а в дизельных двигателях – образование высокого давления при сжатии этой смеси в цилиндре за счёт хода поршня.

Виды дроссельных заслонок

Заслонки, которые открывают поток воздуха двигателю, присутствуют в любых системах впрыска. В отличие от карбюратора в котором заслонка встроена, на инжекторе заслонка сделана более технологично, и является отдельным узлом, ее называет дроссельной заслонкой.

Различают два вида заслонок:

  1. Механическая
  2. Электрическая

Дроссельная заслонка открывается, когда Вы нажимаете на педаль газа. В механическом исполнении дросселя, педаль газа связана с заслонкой с помощью тросика или тяги. При нажатии на педаль тросик сдвигает собачку дросселя, и заслонка открывается .

На современных автомобиля, часто можно увидеть аббревиатуру ЕГАЗ. Это значит, что используется электронная педаль газа, и электронная дроссельная заслонка.

Принцип действия такой заслонки отличается от механической, тем что заслонку двигает не тросик или тяга, а электромотор, который получает данные от ЭБУ автомобиля. В ЭБУ данные приходят от электронной педали газа.


Считается, что система ЕГАЗ позволяет экономить топливо, но на практике это практически не заметно, зато отзывчивость педали газа намного хуже.

Зачем чистить дроссельную заслонку

Чистить дроссельную заслонку необходимо для того, чтобы двигатель автомобиля мог принимать чистый воздух без каких-либо препятствий которые образуются в виде отложений на стенках. Образованию этих отложений способствует:

  • Грязный воздух. Конечно, же во всех автомобиля есть воздушный фильтр. Весь свой срок эксплуатации он фильтрует всасываемый воздух двигателем. Но к сожалению, он фильтрует только крупные частицы пыли в виде абразива, самым же мелки удается пройти сквозь него, какая-то часть сгорает в двигателе, а какая-то оседает на дроссельной заслонке и ее узлах.
  • Картерные газы. На современных автомобиля, картерные газы, отчищаются от масла в специальном узле – маслоотделителе. В дальнейшем они попадают обратно в двигатель через впуск, а именно дроссельную заслонку.
  • Отработавшие газы. С каждым годом нормы экологичности становятся все более жесткими. И производители вынуждены внедрять все новые и новые системы по ее обеспечению в двигатели авто. Одной из таких систем является клапан ЕГР, суть которого заключается в возвращении небольшого количества выпускных газов обратно в двигатель, через дроссельную заслонку.

А теперь делаем вывод, что частички масла которые находятся в картерных газах, смешиваются с продуктами горения из отработавших газов, с пылью и мелким абразивом из воздуха внешней среды, и все это оседает в дроссельной заслонке. Спустя тысячи километров, внутри нее образуется солидный слой всей это субстанции, который нарушает правильную работу дроссельной заслонки.


Когда пора чистить дроссельную заслонку

Если вы замечаете на своем автомобили нижеописанные признаки, то нужно в ближайшее время посетить СТО и почистить дроссель.

  • Начали плавать обороты на холостом ходу, двигатель работает неровно
  • Тяжело завести автомобиль (особенно на горячую)
  • Заметное повышение расхода топлива
  • Ухудшение динамики (создается ощущение, что автомобиль кто-то держит сзади при разгоне)
  • Рывки в начале движения на небольших скоростях

Посмотреть в каком состоянии находится заслонка можно самому, для этого нужно снять патрубок воздушного фильтра, и заглянуть в дроссель. Если вы увидите на стенках нагар, а язычок заслонки черного цвета, а не золотистого – то вывод один, необходимо чистить.

Почему дроссельную заслонку лучше чистить на СТО

Чистка электронной дроссельной заслонки своими руками не самая хорошая идея. Некоторые дроссельные заслонки не будут правильно работать после чистки, им необходима адаптация, для которой нужно специальное дорогостоящее оборудование. Обычно рядовой автолюбитель не имеет такого оборудования, и сделать сам адаптацию он не сможет.

В самом процессе чистке, ничего сложного нет, но так как сейчас автомобили высокотехнологичные, они сами регулируют обороты холостого хода. Когда на стенках дросселя со временем образуется нагар, ЭБУ автомобиля это учитывает, и открывает дроссель на нужное положение, с учетом этого нагара. А когда смывается слой этого нагара, то происходит сбои и обороты на холостом ходу начинают плавать, так как ЭБУ уже адаптировался к заслонке на которой присутствует нагар.

Для того чтобы исправить ситуацию, нужно скинуть адаптацию заслонки. Делается это с помощью специального диагностического оборудования, которое есть только в сервисных центрах либо на специализированной технической станции под марку Вашего автомобиля.


Чем чистить дроссельную заслонку

Различные производители автомобильной химии предлагают ряд средств для чистки дросселя и его составляющих. Можно конечно же использовать средства которые есть под рукой, например спирт или ацетон. Но они в ряде случаев будут не эффективны, а могут даже нанести вред устройству, поэтому специалисты советуют использовать специализированные очистители.

Мы предоставили таблицу, в которой, на наш взгляд, собраны самые популярные средства среди СТО и автомехаников.

* Цены представлены по Московской области на 2017 год, в регионах цена может быть другой.

Как почистить дроссельную заслонку самому

Если Вы решили, что почистить дроссельную заслонку сможете сами, то вот краткая инструкция как правильно чистить дроссельную заслонку

Алгоритм чистки:

  1. Снять воздушный фильтр, отсоединить провода подходящие к заслонке, открутить заслонку от впускного коллектора. Выполнить демонтаж заслонки.
  1. Для того чтобы произвести отчистку, необходимо запастись мягкой ветошью, и средством для чистки.
  2. Залить все загрязненные места заслонки, средством для очистки и дать постоять 5-10 минут, для того отложения размокли.
  3. Аккуратно удалить грязь внутри и снаружи, не применяя дополнительных усилий и нажатий на язычок заслонки.
  4. Еще раз все хорошо промыть и почистить
  5. Собрать все в обратном порядке и произвести адаптацию если она требуется.

Попытки самостоятельной чистки дроссельной заслонки, могут привести к неправильной ее работе в дальнейшем и выходу из строя. Прежде чем чистить дроссельную заслонку, прочитайте соответствующую документацию к автомобилю, а также какие могут возникнуть в случае неправильной чистки.

Если на стенках заслонки Вашего автомобиля, нанесено специальное антифрикционное покрытие, то следует быть особенно внимательным, и очень нежно производить чистку пятака и стенок заслонки, так как повреждение этого покрытия может привести к неправильной работе и невозможности адаптации.

Через сколько чистить дроссельную заслонку

Регламента, когда стоить производить очистку дроссельной заслонки, как такового нет, поэтому стоит следить за этим самостоятельно, и при появлении малейших симптомов проверять состояние загрязненности.

Итог:

Стоит отметить, что после чистки дроссельной заслонки, Вы почувствуете, что автомобиль едет так как должен ехать. Пропадут рывки, двигатель станет работать ровнее, динамика автомобиля увеличится. Водить такой автомобиль будет одно удовольствие.

Всех владельцев транспортных средств можно условно разделить на две категории. В первую попадают автолюбители, которые любят не только ездить в машине, но и не отказывают себе в удовольствии в случае необходимости самостоятельно провести мелкие ремонтные и профилактические работы. Во вторую категорию попадают владельцы машин, которые не любят заглядывать под капот автомобиля и предпочитают пользоваться услугами специализированных автосервисов. Информация, предоставленная в данной статье, будет интересна именно первой категории автомобилистов, потому что дальше речь пойдет о том, как почистить дроссельную заслонку без услуг специалистов станций технического обслуживания.

Как работает дроссельный узел

С одной стороны дроссельной заслонки находится воздушный фильтр, с другой - впускной коллектор. Во время нажатия на педаль газа дроссельная заслонка приоткрывается, позволяя воздушному потоку беспрепятственно поступать в коллектор. Чем сильнее осуществляется нажатие на педаль акселератора, тем сильнее открывается заслонка и тем больше воздуха подается во впускной коллектор. Далее воздух перемешивается с топливной смесью и подается в мотор. Объем воздушно-топливной смеси, которая поступает в ДВС, влияет на количество оборотов двигателя. Очевидно, что данная деталь автомобиля выполняет важную задачу, поэтому периодическая чистка дроссельной заслонки является обязательной процедурой, влияющей на бесперебойную работу мотора.

Основные причины засорения

В процессе езды из ДВС на внутренние и внешние стенки дроссельной заслонки неизбежно попадают частицы масла и картерные газы. Воздушный фильтр не может задержать всю пыль, проходящую через него, вследствие чего некоторое ее количество также оседает на дроссельном узле. Это неизбежно является причиной образования отложений и масляных пятен внутри дроссельной заслонки и на ее поверхности, что в свою очередь негативно влияет на нормальное функционирование данного конструктивного элемента впускной системы.

Основные признаки, загрязнения:

  • нестабильный пуск ДВС;
  • провалы в работе мотора во время холостого хода;
  • появление небольших рывков транспортного средства во время езды на незначительной скорости.

Техника безопасности

Чистку дроссельной заслонки, как и большинство других работ, проводимых в подкапотном пространстве автомобиля, рекомендуется выполнять при полностью остывшем двигателе.

Транспортное средство должно находиться на ровной поверхности с включенным стояночным тормозом или на пониженной передаче, под колесами должны находиться противооткатные упоры.

Способы чистки дроссельной заслонки

Существует два способа, позволяющих самостоятельно почистить дроссельную заслонку в гаражных условиях.

Процесс поверхностной чистки

Поверхностная чистка является простым, но малоэффективным методом борьбы с грязью, которая скапливается на дроссельном узле. Данный метод не требует демонтажа дроссельной заслонки, т.к. предполагается, что отложения и масляные пятна будут убраны исключительно с ее поверхности.

Для выполнения поверхностной чистки в наличии необходимо иметь:

  • любое активное растворяющее средство для чистки,
  • ветошь.

Прежде всего, отсоединяется корпус дроссельной заслонки от гофры воздушного фильтра. Далее можно приступить непосредственно к процессу удаления масляных пятен и отложений. Средство для чистки наносится на доступную для очищения поверхность дроссельного узла, после чего с помощью ветоши счищается грязь. Как видно, основное достоинство этого метода в простоте и быстроте его исполнения.

Существенный недостаток заключается в том, что не представляется возможным очистить дроссельную заслонку полностью. Также не получится освободить отверстия и каналы узла от скопившейся в них грязи.

Процесс полной чистки

Полная чистка является более трудоемким процессом, позволяющим максимально эффективно удалить с внутренней и наружной поверхности дроссельного узла частицы грязи и масляные пятна.

Для выполнения этой работы необходимы следующие материалы и инструменты:

  • чистящее средство,
  • ветошь,
  • набор плоских и крестовидных отверток,
  • оригинальная прокладка корпуса дроссельной заслонки,
  • торцевой ключ (размер зева 13 мм),
  • баллончик со сжатым воздухом.

Чтобы тщательно очистить дроссельный узел его нужно полностью снять. Корпус дроссельной заслонки, как и в предыдущем случае, надо отсоединить от гофры воздушного фильтра. Потом снимается газовый тросик, открывающий и закрывающий дроссельную заслонку, и демонтируются патрубки, проводящие охлаждающую жидкость (ее следует слить в заранее подготовленную емкость). После этого удаляется старая прокладка корпуса дроссельного узла (вместо нее во время сборки устанавливается новая), и выкручиваются болты, фиксирующие заслонку. Иногда остатки старой прокладки могут быть обнаружены на впускном коллекторе. В этом случае их нужно обязательно удалить.

После извлечения дроссельного узла отсоединяются и чистятся датчик холостого хода и датчик положения дроссельной заслонки. При помощи баллончика со сжатым воздухом продуваются все каналы и отверстия. Непосредственно на дроссельную заслонку наносится чистящее средство, которое по истечении 15-20 минут нужно удалить вместе с масляными пятнами и отложениями при помощи ветоши. Сборка узла осуществляется строго в обратном порядке.

Получить более подробную информацию о самостоятельной очистке дроссельной заслонки можно посмотрев видео.

Практика показывает, что во время процедуры не следует наносить чистящее средство на резиновые и пластиковые части узла, т.к. это может стать причиной их частичного или полного разрушения.

Фото

Одной из причин нарушения нормального функционирования бензиновой силовой установки является загрязнение дроссельной заслонки. Налет, отложения на внутренних поверхностях и каналах этого узла оказывают негативное влияние на смесеобразование горючей смеси, в результате чего двигатель начинает работать с перебоями.

Назначение заслонки

Дроссельная заслонка – это клапан, при помощи которого осуществляется дозирование количества воздуха, подаваемого во впускной коллектор.

Для качественного сгорания горючей смеси, состоящей из бензина и воздуха, очень важно соблюдение пропорций компонентов, причем на всех режимах работы силового агрегата.

Дозирование топлива выполняется системой впрыска, а за количеством воздуха «следит» дроссельная заслонка, являющаяся одним из ключевых компонентов системы впуска инжекторного мотора.

Основным компонентом этого узла является сама заслонка, открывающая-перекрывающая канал, по которому проходит воздух в коллектор. Управляет заслонкой водитель, нажимая на педаль акселератора.

Разновидности по типу привода, их принцип работы

Изначально привод дросселем был механический (он и сейчас используется на авто бюджетной категории). В таком приводе ось заслонки посредством троса соединяется с педалью газа.

Взаимодействие системы подачи воздуха и системы впуска происходит благодаря установленному на дросселе датчику положения заслонки (ДПДЗ).

Работает все так: для набора оборотов, водитель нажимает на педаль, тем самым открывает заслонку на дроссельном узле, увеличивая количество воздуха, при этом ДПДЗ передает сигнал на ЭБУ, сообщая насколько сильно она открыта.

На основе этих показаний блок управления определяет количество бензина, которое нужно подать в коллектор, чтобы соблюсти нужные пропорции горючей смеси.

Функционирование мотора на холостом ходу обеспечивается дополнительными каналом и регулятором ХХ. Через канал воздух постоянно поступает в коллектор в обход основного, который на этом режиме работы двигателя полностью перекрыт.

Более современным является электромеханический привод, но используется он пока не на всех автомобилях.

Его особенность заключается в том, что прямой связи между педалью акселератора и осью заслонки нет. В этом типе привода открытие заслонки осуществляется электродвигателем с небольшим редуктором.

Для реагирования на действия водителя на педали установлен датчик положения, а управление эл. моторчиком привода осуществляется ЭБУ.

Поэтому в узле с таким приводом используется так называемая двухсторонняя связь блока управления с дросселем – ЭБУ получает информацию с датчика положения акселератора и на его основе подает сигнал на открытие заслонки. А после блок управления считывает информацию с ДПДЗ относительно правильного угла открытия.

В таком типе привода отпала надобность в канале холостого хода, поскольку даже в режиме ХХ количество подаваемого воздуха регулируется заслонкой (ЭБУ просто открывает ее на нужный угол).

Отметим, что выше описан упрощенный принцип функционирования дросселя с электромеханическим приводом. В действительности управление заслонкой осуществляется на показании множества датчиков, чтобы обеспечить оптимальную работу мотора при любых условиях.

Симптомы сильного загрязнения

Состояние дросселя напрямую влияет на работоспособность силовой установки. Значительное количество загрязняющих отложений на заслонке и внутренних поверхностях каналов нарушает нормальное функционирование узла.

Из-за грязи заслонка попросту не может полностью перекрыть канал, а также подклинивает при открытии. А грязь в канале холостого хода снижает его пропускную способность.

Это приводит к тому, что:

  • Плавают обороты мотора, особенно на холостом ходу (вплоть до полной остановки);
  • Пуск силовой установки затруднен (как «на холодную», так и «на горячую»);
  • Появляются провалы при наборе оборотов;
  • Двигатель запоздало реагирует при нажатии на педаль газа;
  • Снижается динамика (обычно проявляется на мощных двигателях).

Но стоит отметить, что такие симптомы могут возникать и по иным причинам, а не только при загрязнении дроссельного узла.

Такие же признаки дают выход из строя ДПДЗ, сильное загрязнение воздушного фильтра, пропуски в свечах и т. д.

Поэтому сначала следует точно установить, что проблема возникла именно из-за большого количества отложений в дросселе. Для этого достаточно послабить хомут крепления воздуховода к узлу, снять его и посмотреть, после чего оценить ситуацию.

Причины образования отложений

Изначально может показаться, что грязи в системе впуска особо взяться неоткуда, поскольку воздух перед поступлением в коллектор очищается фильтром. Но это не так, и существует ряд факторов, которые приводят к появлению отложений:

  • Фильтрующий элемент не может полностью очистить воздух от пыли, ее мелкие частицы проходят дальше и достигают дросселя. И чем фильтр грязнее, тем больше пыли он пропускает;
  • Система вентиляции картерных газов реализована так, что эти газы попадают в дроссель, а из него уже – в цилиндры, где и сгорают. В этих газах содержатся частицы масла, основная масса которых отделяется в маслоотделителе, но часть их все же попадает в дроссельный узел;
  • Система рециркуляции отработанных газов, которая начала использоваться на авто не так давно, тоже работает через дроссель (газы проходят через него и попадают в коллектор). В отработанных газах также немало примесей, оседающих на поверхностях дросселя;
  • Грязь попадает также из ;

Попадающие в дроссельный узел пыль, масло и иные загрязняющие частицы смешиваются и оседают на поверхностях в виде маслянистого слоя, который со временем нарастает и приводит к нарушению работы топливной системы.

Правила проведения очистки

Несмотря на то, что дроссельная заслонка – простой по конструкции механизм, ее обслуживание следует проводить аккуратно и соблюдать некоторые правила:

  • Если уж решено провести чистку, то для качественного выполнения работ нужно дроссель в сборе снимать, чтобы хорошо отмыть его со всех сторон;
  • Перед началом работ следует убедиться, что деталь действительно требует очистки (лишний раз снимать ее не стоит);
  • Удаление отложений следует выполнять только специальными средствами для промывки с последующей протиркой мягкой ветошью. Для очистки нельзя применять щетки, жесткие материалы, проволоку (для прочистки тонких каналов);
  • На некоторых авто с электромеханической заслонкой после проведения работ нужно сделать настройку системы управления приводом (так называемое «обучение» заслонки), чтобы ЭБУ корректно управляло узлом.

Соблюдение всех этих правил позволит правильно и без повреждений очистить дроссельную заслонку самостоятельно, не прибегая к услугам автосервисов.

Инструменты

Для каждой модели автомобиля может потребоваться совой набор инструментов, но как правило, он мало чем отличается от перечисленного ниже.

Для чистки дросселя в домашних условиях потребуется:

  • Отвертка крестовая (плоска);
  • Пассатижи;
  • Набор головок с воротком или торцевых ключей (обычно необходим ключ на 13, но может потребоваться и другой);
  • Чистая безворсовая ветошь;
  • Средство для очистки (о них чуть ниже).

Этого комплекта инструментов будет вполне достаточно, чтобы выполнить работы. Также обязательно понадобиться новая прокладка, размещаемая между узлом и впускным коллектором.

Технология очистки

Алгоритм действий:


После сборки на некоторых марках авто необходимо провести «обучение» заслонки.

Что касается узлов с механическим приводом, то после сборки ничего дополнительно делать не нужно, можно сразу проверять, помогла ли очистка дроссельной заслонки устранить описанные выше симптомы.

Чистка без снятия

Отметим, что некоторые автолюбители выполняют чистку дросселя без его снятия. Но этот метод не дает нужного результата, поскольку чистящим средством обрабатывается только видимые поверхности. Полноценно отмыть дроссель и заслонку таким способом не удастся.

При мойке без снятия используется два метода, но в любом случае нужно отсоединять воздуховод.

При первом методе чистки, после снятия воздуховода на все видимые поверхности наносится чистящее средство, после чего все тщательно протирается ветошью. Также в процессе чистки нужно рукой открыть заслонку и протереть ее с двух сторон.

Второй метод частичной чистки выполняется на заведенном моторе. Веществом покрываются все внутренние поверхности узла, после чего нужно рукой приоткрыть заслонку, поток воздуха возрастет и втянет в цилиндры остатки средства вместе с грязью. Процедуру нужно повторять несколько раз.

После этого воздуховод ставится на место и продолжается эксплуатация авто. Но как уже отмечено, чистка без снятия не обеспечивает должное удаление отложений, но ее можно применять для профилактики.

Данный метод имеет одни существенный недостаток – грязь сгорает в цилиндрах, а для двигателя это плохо.

В целом, рекомендуется полноценно чистить дроссельную заслонку каждый 50-60 тыс. км или же раз в год. А вот профилактическую мойку (без снятия) следует выполнять раз на 10 тыс. км, чтобы поддерживать дроссель в чистоте.

Процесс «обучения» заслонки

Немного об электромеханических заслонках, а точнее процедуре их «обучения» после чистки. Выполнять такую настройку нужно не всегда, на некоторых авто все делается в автоматическом режиме.

Чтобы понять, нужна ли настройка, достаточно перед закреплением воздуховода включить и выключить зажигание.

Если в авто есть функция автоматической настройки, то после включения зажигания заслонка самостоятельно полностью закроется. В этом случае никаких дополнительных процедур делать не нужно.

Также в некоторых авто настройка делается путем сброса до заводских настроек, для чего достаточно на непродолжительное время снять клемму с АКБ.

Даже если и нужно проведение «обучения» дросселя, выполнить ее не сложно. На каждой конкретной модели используется свой алгоритм действий, который необходимо точно соблюдать.

Но в целом, действия водителя при «обучении» заслонки сводятся к тому, чтобы «показать» ЭБУ диапазон углов ее открытия. И для этого нужно включить зажигание на определенное время на полностью отпущенной педали акселератора.

Затем повторить ту же процедуру, но уже с полностью выжатой педалью. В некоторых случаях необходимо ЭБУ «показать» промежуточное положение заслонки (к примеру, при наполовину выжатой педали).

Средства для чистки

Напоследок немного о том, что же следует использовать для чистки дроссельной заслонки.

В гаражных условиях автолюбители для этих целей применяют такие распространенные средства, как «WD-40», ацетон, бензин.

Но все же лучше применять специальные чистящие вещества, и вот некоторые из них:


Также при чистке дроссельной заслонки хорошо себя зарекомендовали такие средства, как Bullsone Air Intake System Cleaner, Runway Carburetor Cleaner, Mannol Carburetor Cleaner, Abro Carb&Choke Cleaner, MaxiFlush Universal Cleaner.

Все из указанных средств хоть и предназначены для чистки без снятия, но они хорошо подходят и при тщательном удалении грязи на снятом узле.

ВИДЕО – проведение работ на ВАЗ 2114, 2115, 2110.

Чистка некоторых систем автомобиля является обязательной задачей современного владельца автомобиля. Дело в том, что российские условия эксплуатации не щадят определенные узлы транспортного средства. Плохое качество бензина, не слишком бережная эксплуатация, сомнительное происхождение материалов для обслуживания - все это накладывает определенные сложности на работу машины. Особенно страдает система подачи топлива, которая принимает на себя удар сразу всех факторов, включая суровый климат. В России машинам приходится непросто, и с этим приходится соглашаться. Но есть ряд способов защитить свой автомобиль от проблем или вернуть ему былое рабочее состояние.

Первое, что необходимо помнить владельцу автомобиля, - это качество обслуживания. Покупайте оригинальное масло, которое может стоить в разы дороже универсального. Так вы защитите двигатель от многих неприятных воздействий. Также стоит заливать хороший бензин, который зачастую не является самым дешевым. Если же проблемы уже пришли, необходимо заняться чисткой автомобиля, а потом делать выводы по поводу правильного обслуживания и эксплуатации. Наиболее частой проблемой в русских авто является засоренная дроссельная заслонка. Рассмотрим особенности этой неприятности.

Что даст прочистка дроссельной заслонки в вашем автомобиле?

Чистка любого узла машины позволяет вернуть качественную эксплуатацию оборудования. Именно для этого выполняется замена масляного и топливного фильтров, чистка мелких систем и важных узлов вашего авто в процессе обслуживания. Но стандартная процедура обслуживания не включает промывку дроссельной заслонки. Проблема засорения этого элемента может возникнуть на любом авто, ведь каждый двигатель внутреннего сгорания использует данный узел для распределения топлива по цилиндрам силового агрегата. Чистка дроссельной заслонки может потребоваться, когда авто показывает такие неполадки:

  • на холостых оборотах при прогретом двигателе стрелка тахометра плавает, меняя диапазон оборотов;
  • на автомате ощутимыми становятся рывки, в особенности при переключении с первой передачи на вторую;
  • повышается расход топлива - зачастую двигатель начинает потреблять на 10-20 процентов больше бензина;
  • появляются определенные дрожания на холостых оборотах или при стабильной работе агрегата на одних оборотах;
  • двигатель хуже тянет, возникает запоздалая реакция на нажатие педали газа или авто «захлебывается»;
  • могут возникнуть провалы (чаще всего на механической коробке передач), при наборе скорости.

Подобные симптомы явно не порадуют владельца автомобиля, ведь транспорт начинает вести себя непредсказуемо, а к тому же поедает намного больше дорогого топлива. Потому зачастую в такой ситуации владелец автомобиля отправляется на станцию технического обслуживания, где ему с удовольствием выполняют огромный комплекс работ по замене всех фильтров, прочистке всех модулей и периферийных устройств. На самом же деле, достаточно было прочистить дроссельную заслонку, но об этом автомобилисту никто не скажет. Сами понимаете, бизнес у СТО специфический.

Как промыть дроссельную заслонку самостоятельно?

Несмотря на определенные сложности выполнения этой задачи, дроссельную заслонку промыть вполне можно и своими руками. Для этого достаточно прочесть нормальное руководство по этому процессу, а также обзавестись всеми нужными материалами и инструментами. Процесс промывки заслонки на разных автомобилях будет выглядеть по-разному. К примеру, на карбюраторных авто на порядок проще выполнить эту задачу, но карбюратор необходимо чистить регулярно. А вот в современных инжекторных силовых агрегатах выполнить промывку заслонки не так просто. Впрочем, нет ничего невозможно. Для выполнения этой задач вам потребуется произвести такие действия:

  1. снимаем патрубок, ведущий от воздушного фильтра непосредственно к дроссельной заслонке;
  2. далее следует по инструкции выполнить демонтаж дросселя - зачастую достаточно открутить четыре болта;
  3. все крепления кладем аккуратно в коробочку, чтобы не потерять, ведь их покупка будет непростой задачей;
  4. для промывки дроссельной заслонки можно использовать специальные средства (для дросселей или карбюраторов);
  5. промывать следует до состояния блеска всех внутренних деталей, затем дать системе полностью высохнуть;
  6. ставим все узлы на место и аккуратно зажимаем болты крепления, затем не спешите закрывать дроссель крышкой;
  7. вставьте ключ в замок зажигания и поверните на стадию включения непосредственно зажигания, но без запуска двигателя;
  8. убедитесь, что дроссельная заслонка после прогрева полностью закроется (для прогрева потребуется 5-15 минут).

После этого можно с чистой совестью все закрывать и пробовать автомобиль на предмет изменившихся параметров. В общем, процедура прочистки дроссельной заслонки занимает порядка часа, но в первый раз все может оказаться несколько дольше. Главной задачей владельца авто является правильное и аккуратное выполнение всех пунктов инструкции. Многие задают вопрос, что же делать, если заслонка не станет на место после выполнения процедуры. В таком случае вам придется пройти процесс «обучения» дроссельной заслонки, который достоин отдельной инструкции. Но этот процесс лучше всего выполнять у специалистов.

Когда лучше выполнять промывку дроссельной заслонки на СТО?

Станция технического обслуживания сегодня не является лучшим другом автомобилиста. Из-за огромного количества этих компаний и невероятной конкуренции они стараются выжать из приехавшего водителя все, что можно. Потому о некоторых СТО даже легенды слагают. Клиент приехал поменять масло, а уехал с новым двигателем. Тем не менее, в некоторых ситуациях без участия профессиональной компании не обойтись. В частности, прочистить дроссельную заслонку самостоятельно будет очень сложно, если имеют место следующие особенности:

  • автомобиль новый, принадлежит к высокотехнологичным разработкам - в таком авто вы даже не доберетесь до заслонки;
  • машина на гарантии - если полезете сами чистить заслонку, лишитесь гарантийного обслуживания;
  • вы совершенно далеко от слесарного дела, никогда не держали в руках гаечный ключ - лучше не экспериментировать;
  • на хорошо знакомом СТО вам предложили более или менее демократичную цену на промывку всей системы подачи топлива;
  • засорилась не только заслонка, проблемы также возникают из-за плохого функционирования инжектора;
  • у вас просто нет времени или подходящего места для самостоятельного выполнения процедуры.

Если нет времени, инструментов или желания, также лучше будет заплатить специалистам и получить более или менее качественные услуги с какой-нибудь гарантией. Конечно, говорить о гарантии от современных СТО не слишком приятно, но ответственность мастера лично перед вами присутствует. Нужно подобрать нормальную станцию обслуживания, чтобы получить больше преимуществ в выполнении вашей задачи. Только профессионалам стоит доверять работу с вашим авто. Предлагаем посмотреть видео с процессом очистки дроссельной заслонки разными средствами:

Подводим итоги

Эксплуатация автомобиля в России обязательно рано или поздно выливается в потребность проведения масштабных чисток всех систем. Если в вашем авто засорился дроссель, следует выполнить чистку и не тратить на 20% больше денег на топливо. Выполнив очистку дроссельной заслонки самостоятельно, вы сможете без проблем увидеть хорошие результаты работы. Если же вы отдаете этот процесс на выполнение специалистам, отнеситесь ответственно к проверке машины после предоставления услуг по чистке.

Часто симптомы засорения дроссельной заслонки повторяются при неправильно работающих инжекторах. От накопления различных загрязнений этот узел перестает нормально функционировать и распылять топливо. Из инжектора льется струя бензина, которая не сгорает полностью и значительно увеличивает затраты на заправку машины. Потому при чистке дросселя, возможно, вам потребуется также промыть инжектор на профессиональном оборудовании. Сталкивались ли вы когда-нибудь с проблемой засоренной дроссельной заслонки?

Дроссельная заслонка или дроссель является узлом, который служит для регулировки количества воздуха, попадающегося в цилиндры . От степени нажатия на педаль акселератора будет зависеть то, насколько сильно открывается указанная заслонка. На современных инжекторных авто определяет положение дроссельной заслонки и объем поступающего в силовой агрегат воздуха при помощи датчиков, после чего подает управляющий сигнал на / для подачи необходимого количества топлива, которое будет пропорционально количеству поступающего воздуха.

Чистка дроссельной заслонки на бензинового мотора, а также чистка дроссельной заслонки на является необходимой процедурой, так как загрязнение данного узла приводит к нестабильной работе двигателя. При загрязненном дросселе силовой агрегат может неровно работать на холостом ходу, обороты плавают, реакции на нажатие педали газа могут быть замедленными, увеличивается расход топлива, возникают провалы при разгоне и т.п. В нашей статье мы поговорим о том, что предполагает чистка дроссельной заслонки самостоятельно, как правильно отрегулировать дроссельную заслонку (настройка дроссельной заслонки, обучение, адаптация), а также какую жидкость для чистки дроссельной заслонки нужно использовать.

Читайте в этой статье

Загрязняется дроссельная заслонка: причины

В процессе эксплуатации автомобиля загрязнения дросселя является неизбежными. При этом на исправном ДВС даже без регулярной очистки грязь, которая приводит к определенным проблемам, возникает к 25-40 тыс. км. пробега. Процесс может быть ускорен по следующим причинам:

  1. Использование воздушных фильтров низкого качества или потеря герметичности во . Например, достаточно того, чтобы в корпусе воздушного фильтра появилась трещина или возникли дефекты патрубка для подачи воздуха.
  2. Еще одной причиной ускоренного загрязнения дросселя считается система принудительной вентиляции картерных газов. Некоторые модели авто с указанной системой устроены так, что газы из картера вместе с частичками моторного масла подаются не во впускной коллектор, а в патрубок, по которому подается воздух. Указанный патрубок находится как раз перед дросселем. Определенное количество масла задерживается маслоуловителем, в то время как остатки накапливаются на заслонке.

В результате по причине налипшего масла и пыли заслонка плохо закрывается, устройство может подклинивать. Именно поэтому заслонку рекомендуется чистить в целях профилактики каждые 10 тыс. км, то есть во время плановой замены масла и фильтров.

Средство для чистки дроссельной заслонки

Для того чтобы почистить дроссельную заслонку, отлично подойдет средство для чистки карбюратора (так называемый «карбиклинер»). Данные составы позволяют эффективно отмыть грязь и отложения всего за несколько минут. Чистка дроссельной заслонки предпочтительна со снятием, что позволяет отмыть отложения, после чего они не окажутся в цилиндрах двигателя. После нанесения очистителя необходимо воспользоваться мягкой кисточкой или щеткой, которой аккуратно снимаются остатки грязи, затем дроссельный узел дополнительно продувается воздухом из компрессора.

После чистки дроссельной заслонки плавают обороты

Итак, казалось бы, вся процедура окончена. Заслонка была прочищена очистителем, воздушный фильтр заменен на новый, датчики обратно подключены, то есть все собрано и затянуто. Теперь можно переходить к запуску двигателя. Если мотор заводится после чистки дроссельной заслонки и дальше нормально работает, тогда процедуру можно считать успешной.

Следует добавить, что так бывает не всегда. Многие сталкиваются с тем, что после чистки дроссельной заслонки высокие обороты двигателя держатся постоянно и не падают. Также многие водители замечают, что после чистки дроссельной заслонки увеличился расход топлива. Вероятной причиной может быть ошибка в подключении какого-либо датчика при обратной сборке, но это случается редко.

Чаще всего после очистки дроссель нужно также дополнительно калибровать и настраивать, о чем знают не все или делают это неправильно. Другими словами, большие обороты ХХ после чистки дроссельной заслонки являются наглядным примером и одновременно ответом на распространенный вопрос, нужно ли обучать дроссельную заслонку после чистки данного узла. Давайте разбираться.

Начнем с того, что чистую дроссельную заслонку в ряде случаев действительно нужно адаптировать (обучать). Обычно адаптация заслонки дросселя чаще необходима тогда, когда перед этим производилась чистка электронной дроссельной заслонки. С механической заслонкой проблем меньше, но они тоже имеются. В системах с электронным дросселем ЭБУ самостоятельно выставляет положение заслонки, в механических системах происходит выставление регулятора холостого хода. Если проще, после снятия слоя грязи положение очищенной заслонки меняется, но ЭБУ об этом не знает и продолжает подавать топливо в соответствии с предыдущими параметрами до чистки. Для решения задачи необходимо выставить обороты ХХ при помощи диагностического оборудования, так как имеется возможность сбросить предыдущие параметры.

Также можно попробовать обучить дроссель вручную. Простейшим способом обучения без диагностического оборудования или сканера для адаптации является откручивание минусовой клеммы с от нескольких секунд до 10 минут (в зависимости от марки и модели авто). Это позволяет сбросить настройки, то есть выполняется сброс имеющейся адаптации и возврат к заводским настройкам. После подсоединения клеммы к аккумулятору и повторного запуска ДВС холостые обороты должны стабилизироваться.

Отметим, что подобный способ работает на ограниченном числе автомобилей. В подобном случае можно воспользоваться еще одной возможностью обучить дроссельный узел без компьютера. Данный способ подходит для целого ряда ТС различных производителей. Рассмотрим такую адаптацию на примере японского авто марки Ниссан.

  • Сначала мотор нужно прогреть до рабочей температуры, после чего следует заглушить двигатель.
  • Далее понадобится выждать 5-10 секунд, затем включить зажигания на 3 секунды.
  • Теперь на педаль газа нужно нажать до упора и сразу отпустить. Это делается 5 раз, нужно успеть за 5 секунд (одно нажатие в секунду). Интервал следует засекать по секундомеру, чтобы не сбиваться.
  • После последнего нажатия следует подождать 7 сек., после чего педаль газа снова нажимается «в пол» и удерживается в таком положении до того момента, пока на приборной панели не начнет моргать «чек», а далее эта лампочка загорится постоянно.
  • После момента, кода check стал постоянно гореть, нужно выждать еще 3 секунды. Теперь педаль газа можно отпускать.
  • Далее двигатель нужно завести, холостые обороты должны прийти в норму.

Добавим, что во время проведения такой адаптации дроссельной заслонки важно точно выдерживать время на каждом этапе, а также укладываться во все временные отрезки. В этом случае можно говорить об успешном проведении обучения. Также рекомендуется уточнить особенности и возможность ручной адаптации для конкретной модели авто.

После чистки дроссельной заслонки загорелся «чек»

На некоторых автомобилях заслонка имеет напыление, так как покрыта специальной молибденовой краской, нанесенной по периметру заслонки. Если чистить заслонку слишком активно, тогда существует риск удаления этого покрытия. Без него нормальная работа дросселя нарушается. Краску можно приобрести отдельно, после чего покрытие следует восстановить. Еще одним нюансом может быть естественный износ дроссельной заслонки, то есть поверхность изнашивается сама по себе с учетом того, что происходит открытие и закрытие. На торцах скопившаяся грязь стачивает заслонку, после чего появляется зазор. До очистки зазор забит отложениями, но после их удаления выработка немедленно дает о себе знать.

Если зазор большой, тогда в работе управляющих систем регулировки холостого хода происходит сбой. В норме чрез заслонку, которая находится в закрытом положении, идет небольшое количество воздуха. Воздух также в минимальном количестве проходит чрез небольшой зазор, который имеется между торцами «пятачка» и стенками дроссельного узла. Такой воздух учитывается ЭБУ во время регулировки ХХ, регулятор ХХ выставляет нужный шаг и обороты все равно поддерживаются в заданных пределах.

Такова упрощенная схема работы регулятора холостого хода, который сильнее перекрывает или больше открывает канал для подачи воздуха на холостых и поддержания работы ДВС на заданных оборотах. А теперь давайте представим, что через увеличенный зазор между заслонкой и стенками идет слишком много воздуха. Вполне очевидно, что обороты холостого хода будут увеличены. ЭБУ в свою очередь будет через регулятор ХХ осуществлять попытки удержания оборотов в заданных пределах. Другими словами, на РХХ будет подан сигнал, в результате чего количество шагов будет уменьшено для подержания, например, 800 об/мин.

Другими словами, РХХ условно уменьшит количество шагов с 25 до 5, после чего обороты станут нормальными. Такая корректировка будет возможна до того момента, пока остается запас по количеству шагов регулятора. Если же регулятор полностью перекроет канал, то есть выставит шаги в положение ноль, а обороты все равно будут на отметке около 1000 об/мин, тогда ЭБУ определит ошибку дроссельного узла и на приборной панели загорится «чек». Фактически, блок управления выявит ошибку системы регулировки холостого хода. В этом случае неисправным может оказаться не только регулятор, но и сама заслонка, что приводит к необходимости замены заслонки или сразу всего дроссельного узла.

Подведем итоги

Как видно из всего вышесказанного, чистка дроссельной заслонки, форсунок, контроль состояния фильтров, свечей зажигания и другие подобные действия находятся в списке базовых операций, которые желательно регулярно выполнять на каждом ТО. Что касается чистки дроссельного узла, данная процедура проводится максимально каждые 50 тыс. км. (рекомендуется каждые 25-40 тыс.), делается аккуратно и при помощи спецсредств, так как заслонка может иметь особое покрытие для плавной работы узла.

Также следует быть готовым к тому, что потребуется дополнительное оборудование для последующей адаптации. Если стало заметно, что после чистки дроссельной заслонки увеличился расход топлива, тогда необходимо обратить внимание на работу системы ХХ, проверить дроссельный узел и регулятор холостого хода. Обратите внимание, если вы не уверены в своих силах, а также не имеете определенных навыков и соответствующего оборудования, тогда лучше обратиться к специалистам.

Напоследок добавим, что если на автомобиле установлена роботизированная коробка передач, тогда чистку и последующую адаптацию дроссельной заслонки оптимально осуществлять параллельно обучению «робота». Указанные действия в совокупности дают более ощутимый результат, двигатель лучше реагирует на педаль газа, а трансмиссия работает мягче, задержки, рывки и толчки при переключении передач минимизируются.

Читайте также

В результате чего появляются рывки и провалы при наборе скорости, машину дергает в движении на переходных режимах. Причины и устранение неисправностей.