На какие машины распространяется система Платон? Массы максимальные, допустимые и разрешенные Единый при УСН

В связи с многочисленными обсуждениями темы финансового бремени, которое несут на себе владельцы большегрузных машин, начиная с ноября 2015 года, то и дело поднимаются вопросы, связанные с отменой либо изменением порядка начисления транспортного налога на грузовые автомобили.

Транспортный налог уплачивается по правилам, установленным Налоговым кодексом РФ (гл. 28 ст. 356) на базе основной (государственной) ставки. При этом назначение платежа - пополнение региональных бюджетов. Следовательно, транспортный налог для каждого региона утверждается на законодательном уровне субъектов РФ и является обязательным платежом для каждого автовладельца (гл. 28 ст. 357 НК РФ ). - отчетный год.

Налоговые ставки, определяемые законами на региональном уровне, могут быть увеличены или уменьшены по отношению к базовой (государственной) ставке. На их размер влияют:

  • Мощность двигателя транспортного средства, измеряемая в лошадиных силах.
  • Валовая вместимость .
  • Категория ТС .
  • Год выпуска автомобиля.

Более того, в каждом субъекте Российской Федерации и городах административного значения власти определяют, кто может пользоваться .


Транспортные средства относятся к разным группам в соответствии с категорией и типом (данная информация находится в техпаспорте).

  1. Мототранспорт («А») .
  2. Легковые машины с весом не более 3,5 т и количеством пассажирских мест не более 8 («В») .
  3. ТС с весом более 3,5 т («С») .
  4. ТС с количеством пассажирских мест свыше 8 («D») .
  5. , предназначенные для движения вместе с автомобилем («Е») .

Общероссийские базовые ставки для транспортного сбора на большегрузы

Если транспорт используется для выполнения сельскохозяйственных или иных специализированных работ, то на них транспортный сбор не начисляется. К таким машинам относятся молоковозы , транспорт для перевозки удобрений , птицы , скота , спецтранспорт ветеринарной службы , самоходный транспорт , комбайны и т.д. (гл. 28 ст. 358 НК РФ ).

На указанные виды машин не начисляется транспортная пошлина только в том случае, если владельцем является зарегистрированный производитель сельскохозяйственной продукции.

Нюансы начисления налога на грузовой транспорт категории «В»

Наибольшую неясность для автовладельцев представляет налог на грузовой бортовой автомобиль категории «B» (пикапы) и на автомобили, имеющие тип ТС «фургон » (микроавтобусы ), также относящиеся к категории «В».


Предполагая, что литера «В », указанная в ПТС в строке «Категория ТС », обозначает принадлежность автомобиля к категории легкового автотранспорта, хозяин такой машины удивляется, получив уведомление ФНС, в котором ставка транспортного сбора рассчитана, как для грузового транспорта. Как правило, такая ставка выше, чем на легковой автомобиль в несколько раз. И это не является ошибкой налоговых органов, так как транспортный налог рассчитывается исходя из ставки, которая определяется не категорией «В », а именно типом ТС.

  • максимальная масса автомобиля – не более 3,5 тонн;
  • число пассажирских мест – не более 8 .

Данные ограничения как раз и указывают на категорию «В » в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192 , Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (п. 28) и Приложением 6 к Конвенции о дорожном движении (п.5) .

Таким образом, можно сделать вывод:

  1. Категория «В» - это не всегда легковой автомобиль . К данной категории могут быть отнесены и грузовые машины, подпадающие под указанные признаки.
  2. Когда речь идет об определении типа автомобиля, на категорию «В» ориентироваться нельзя .

Льготы для участников системы «Платон»


В ноябре 2015 года в России была введена в действие система «Платон » (Федеральный закон № 68-ФЗ от 06.04.2011 ), предусматривающая обязанность внесения платы при движении по автомобильным дорогам федерального значения автомобилей с разрешённой максимальной массой свыше 12 т . На плечи владельцев грузовиков легла значительная финансовая нагрузка в виде двух обязательных платежей с одним и тем же назначением: финансирование дорог, предназначенных для общего пользования.

В дальнейшем с целью уменьшения этой нагрузки Федеральным законом от 03.07.2016 № 249-ФЗ были внесены поправки во вторую часть Налогового Кодекса РФ. Поправки предусматривают корректировку системы налогообложения для владельцев грузового автотранспорта, имеющего разрешенную максимальную массу более 12 тонн.

Удалось ли Вам получить льготу на уплату транспортного налога?

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в 2019 году транспортный налог на грузовые автомобили предусматривает льготу для автовладельцев, являющихся участниками системы взимания платы «Платон »:

  • Если сумма платы, внесенная по системе «Платон », равна сумме начисленного налога на грузовое ТС или превышает её, то владелец освобождается от уплаты данного налога .
  • Если сумма платы по системе «Платон » меньше, чем сумма налога, то автовладельцу положен налоговый вычет , равный сумме произведенной оплаты.

Важно, что льгота по транспортному налогу предоставляется владельцу грузового транспорта - участнику системы «Платон » вне зависимости от того, кому принадлежит грузовой автомобиль: физическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Объясняется это тем, что индивидуальные предприниматели при расчёте транспортного налога приравниваются к физическим лицам (гл.28 ст. 362 НК РФ ), так как для налогоплательщиков, являющихся индивидуальными предпринимателями, не определен специальный порядок уплаты транспортного налога.

Льгота предоставляется владельцам больших грузов для каждого грузовика, который прошел регистрацию в системе «Платон »

Следует иметь в виду, что данная льгота предусматривается для правоотношений, установленных с 1 января 2016 года – для организаций, с 1 января 2015 года - для физических лиц. Закон распространяет свое действие вплоть до 1 января 2019 года .

Оставить заявку на предоставление льготы на транспортный налог можно одним из способов:

  1. Обратиться лично в налоговую инспекцию.
  2. Воспользоваться услугами почты России .
  3. Оставить заявку на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика .

Правила и порядок уплаты транспортного налога

Плательщиком транспортного налога на грузовой транспорт, как и в случае с легковыми автомобилями, является собственник, на чьё имя произведена регистрация транспорта.


Грузовой автомобиль может быть оформлен на физическое лицо или компанию (организацию, учреждение).

Уплата транспортного налога производится автовладельцем после того, как будет получено соответствующее уведомление, направленное налоговой инспекцией за 30 дней до даты оплаты по адресу, который собственник автомобиля указал при регистрации транспортного средства.

Не является основанием для освобождения от уплаты транспортного сбора. В случае отсутствия такого извещения следует обратиться в налоговую инспекцию для выяснения причин и получения налоговой квитанции лично.

Если оплата транспортного налога не произведена в установленные законом сроки, то это может рассматриваться как налоговое, административное правонарушение или даже уголовно наказуемое деяние . В случае уклонения от уплаты налога (в том числе транспортного) предусмотрены меры принудительного характера.

Основные данные

Система «Платон» обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения.

1,53 ₽/км
3,73 с коэф.0,41 * Постановление Правительства РФ от 29.06.2019 № 843

2,04 ₽/км* Постановление Правительства РФ от 29.06.2019 № 843

50 774 км Федеральных
дорог в Системе

15/11/2015 Дата запуска
Системы

2 000 000 Более двух миллионов транспортных средств

Объекты и элементы системы

Центры
Информационной
поддержки
пользователей


Система
мобильного
контроля


Бортовые
устройства


Интернет
-сайт

Центр управления
и мониторинга,
включая центр
обработки данных

Геоинформационная система
и автоматическая
система расчетов

Система
стационарного
контроля

Колл-центр
круглосуточно

  • Цели проекта

    Система взимания платы «Платон» создана для обеспечения порядка взимания платы с автомобилей разрешенной максимальной массой более 12 тонн в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию.

    Полученные средства ежедневно поступают в Федеральный бюджет РФ и направляются на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.

    Реализация проекта позволит обеспечить достижение целевых параметров программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» (подпрограмма – «Автомобильные дороги») при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог.

  • Документы и нормативные акты

    Основаниями для создания системы взимания платы являются следующие документы и нормативные акты

    2. Оплата за фактически пройденное расстояние

    Владелец транспортного средства вносит плату в счет возмещения вреда за каждый километр маршрута по федеральной трассе, используя на выбор один из вариантов расчета платы:

    • оформление разовой Маршрутной карты;
    • использование Бортового устройства.

    Оформление маршрутной карты предусматривает внесение платы за разовый маршрут.

    При использовании бортового устройства списание денежных средств с расчётной записи владельца транспортного средства в счет платы происходит в автоматическом режиме, что исключает наличие ошибок вследствие влияния человеческого фактора.

    3. Использование спутниковых навигационных систем

    Позиционирование транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн осуществляется с использованием Бортовых устройств, обеспечивающих прием сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.

    4. Мониторинг движения автотранспортных средств и идентификация автомобилей массой свыше 12 тонн

    Контроль внесения платы осуществляется системами стационарного и мобильного контроля:

    • рамные конструкции с навесным оборудованием, которые размещаются над полотном федеральной автомобильной дороги;
    • мобильный контроль - автомобили со специальным оборудованием.

    5. Вынесение Ространснадзором постановлений об административных нарушениях за движение по федеральным дорогам без внесения платы автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу более 12 тонн

    Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений Ространснадзора на основе автоматической фото и видеофиксации выявляет нарушителей на федеральных трассах для вынесения постановлений об административном правонарушении.

  • Описание работы системы

    Для внесения платы Владелец грузовика обязан зарегистрировать себя и транспортное средство в Реестре Системы взимания платы.

    Регистрация в
    системе

    Через Личный кабинет, терминалах самообслуживания или в Центрах информационной поддержки пользователей

    Личный кабинет

    После проверки данных пользователь получает логин и пароль для доступа в Личный кабинет

    Внести плату

    Владелец автомобиля должен пополнить счет и оформить Маршрутную карту до начала движения

    Внесение платы осуществляется Владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам или в порядке постоплаты.

    Система взимания платы предусматривает два способа расчета платы:

    Маршрутная карта

    Оформление разовой Маршрутной карты в Личном кабинете, Мобильном приложении или Центре информационной поддержки пользователей

    Бортовое устройство

    Использование бортового устройства для расчета платы в автоматическом режиме

    Внести деньги на расчётную запись можно через Личный кабинет на сайте системы «Платон» или Мобильном приложении для всех типов смартфонов, в Центре информационной поддержки пользователей, через терминалы самообслуживания, через агентские терминалы.

    Способы оплаты маршрутных карт:

    • с расчетной записи Владельца транспортного средства, открытого в Системе взимания платы

    Способы пополнения расчётной записи:

    • безналичный банковский перевод по реквизитам Оператора Системы взимания платы
    • банковской/топливной картой в Личном кабинете и Мобильном приложении «Платон», в Терминалах самообслуживания «Платон», в Центрах информационной поддержки пользователей Системы взимания платы, через электронный кошелёк Qiwi, а также через интернет-банк и мобильное приложение «Сбербанк Онлайн»
    • наличными в агентских терминалах партнёров: Qiwi, Сбербанк, Московский кредитный банк, Элекснет, в сети салонов Евросеть
    • с помощью мобильного телефона, используя платёжный сервис МОБИ.Деньги

С осени прошлого года в России введен платный проезд для грузовиков свыше 12 тонн. С 1 ноября 2015 стоимость проезда по федеральным трассам составляет 3,7 рубля за километр. При этом муниципальные и региональные власти будут самостоятельно определять ценность своих дорог.

Платный проезд грузовиков по федеральным трассам: закон

Дата этого нововведения переносилась не один раз: изначально изменения планировались в 2013 году, потом - в 2014. Окончательная дата была назначена на ноябрь 2015, и правительство страны подтвердило информацию, рассказав о цене проезда, правилах и технической стороне. Взимание платы с грузовиков свыше 12 тонн будет производиться в размере 3,7 рубля за каждый километр пройденного пути. Изначально рассматривался еще один вариант данной системы, подразумевающий плату за каждую тонну груза, однако он был признан неосуществимым, поскольку требовал значительного переформирования

Расстояние, пройденное грузовиками по будет рассчитываться при помощи специального прибора, подключенного к GPS или ГЛОНАСС. Получать его водители будут абсолютно бесплатно.

Введение платного проезда для грузовиков Минтранс РФ объяснило уроном, который они наносят дорожному покрытию. По словам ведомства, он исчисляется в триллионах рублей, а транспортный налог, выплачиваемый каждый год многотоннажными автомобилями, не способен его покрыть. Введенный закон позволит внести в бюджет страны свыше 100 миллиардов рублей, которые будут направлены на реконструкцию и ремонт федеральных трасс.

Удар по перевозчикам

В «Росавтодоре» ранее говорили о том, что платный проезд для грузовиков свыше 12 тонн понизит прибыль компаний максимум на 0,5 %. Подобный оптимизм выглядел слегка неуместным, особенно на фоне того, что в круг плательщиков планировалось включить даже автомобили массой свыше 3,5 тонны и распространить действие закона на все дороги Российской Федерации.

Рентабельность бизнеса перевозчиков крайне редко превышает 20 %, кроме того, они обязаны ежемесячно выплачивать транспортный налог, размер которого составляет порядка 4-6 тысяч рублей на один автомобиль. Учитывая тот факт, что в среднем одна фура проезжает как минимум 10 тысяч километров, то ее владельцу придется выплачивать как минимум еще одну

Платный проезд грузовиков по федеральным трассам, закон о котором был принят в прошлом году, согласно расчетам повысит стоимость услуг перевозчиков на 8-15% в зависимости от конкретного маршрута транспортировки грузов.

Система «Платон»

Платный проезд грузовиков в России реализовывался как проект при помощи системы «Платон». Основных функций у нее несколько: сбор, обработка, хранение и передача информации о передвижении транспортных средств, чей вес превышает 12 тонн. Подобная система оплаты действует на всех федеральных трассах страны.

Куда направляются деньги, собранные «Платоном»

Сборы с грузовиков свыше 12 тонн будут направляться в Дорожный фонд, откуда поступать в региональные дорожные проекты. Средняя сумма таких «пополнений» будет составлять порядка 40 миллиардов рублей в год. Благодаря этому к 2019 году планируется привести все трассы федерального назначения в более-менее нормальное состояние. Подобный подход к данной проблеме даст возможность региональным дорожным фондам направить собственные ресурсы на решение других проблем.

Система позволяет воплощать сложные проекты, требующие привлечения частных инвестиций. На ближайшие несколько лет уже запланировано строительство нескольких объектов, расположенных в разных регионах страны.

Как пользоваться системой

Сумма за платный проезд для грузовиков свыше 12 тонн будет вноситься путем оформления маршрутной карты либо установкой специального бесплатного бортового устройства. Приобретение подобного прибора не является обязательной мерой.

Пополнить личный счет в системе можно официальный интернет-сайт, терминалы QIWI или «Платон» либо в одном из 138 офисов обслуживания по всей стране. Для удобства водителей работает круглосуточная горячая линия. Также созданы специальные мобильные офисы, которые осуществляют контроль оплаты километража, пройденного грузовыми автомобилями.

Штрафы в проекте

Введение нового законодательства включает в себя специальные правила платного проезда грузовиков и штрафную систему. В Кодекс об административных нарушениях были внесены некоторые поправки, согласно которым владельцы многотоннажных автомобилей в случае неуплаты сбора будут обязаны выплатить 5 тысяч рублей, при повторном нарушении - 10 тысяч, но при этом на водителей фур санкции налагаться не будут. Для юридических лиц размеры штрафов куда более значительны: до 450 тысяч рублей за нарушение.

Система «Платон» функционирует на данный полностью в автоматическом режиме. Проверку автомобилей на дорогах никто не производит, оплата за километраж проводится путем оформления маршрутной карты, которую предъявлять никому не надо. В основе системы лежит определение наличия упомянутого выше документа либо бортового устройства. Грузовики свыше 12 тонн, плата за проезд которых не была внесена, будут штрафоваться сотрудниками ГИБДД на основе фото- и видеосъемки.

На сегодняшний день система контроля внесения средств включает в себя 100 автомобилей мобильного контроля и порядка двух десятков рамок, установленных на территории Калужской и Московской областей. На России на протяжении последующих полутора лет планируется разместить еще 461 рамку стационарного контроля.

Элементы системы «Платон»

  • Центр управления и мониторинга.
  • Автоматизированная система расчетов и геоинформационная система.
  • 138 центров по обслуживанию пользователей.
  • Мобильный контроль.
  • Официальный интернет-сайт.
  • Рамки стационарного контроля, размещенные на федеральных трассах.
  • Партнерская сеть терминалов QIWI.
  • Терминальная сеть самообслуживания.
  • Колл-центр.
  • Маршрутные карты и бортовые приборы.

Как взимание платы отразится на стоимости товаров

Платный проезд для грузовиков свыше 12 тонн не должен сказаться на цене продовольственных товаров, подорожания продуктов потребитель заметить не должен.

Согласно словам перевозчиков, в среднем стоимость перевозок за километр составляет порядка 30 рублей. Учитывая окончательный тариф в 3,06 рубля, цена на продукцию возрастет на максимум 10 %. При этом стоимость самой транспортировки составляет как минимум 4-10 % от себестоимости грузов. Проще говоря, на итоговую цену данные сборы если и повлияют, то в очень небольшой величине - максимум 1 %.

Введение подобной системы никак не отразится на стоимости продовольственной продукции. Как правило, подобные товары производятся недалеко от точек продаж, поэтому необходимости в транспортировке груза на дальние расстояния нет. Проще говоря, в 12-тонных фурах хлеб не перевозят.

Если полагаться на опыт прибалтийских компаний, можно сделать вывод о том, что после введения аналогичных фрахты не повысились, а, наоборот, понизились в условиях огромной конкуренции.

Протесты дальнобойщиков

Еще до того как закон о взимании платы за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн был принят, по стране прокатилась волна протестов дальнобойщиков. Водители требовали отсрочить запуск системы, снизить тарифы и провести тест «Платона». Выражались подобные митинги весьма просто: многие федеральные трассы были перекрыты фурами, из-за чего образовались многокилометровые пробки.

Многие дальнобойщики были не рады введению новых сборов, поскольку им приходилось выплачивать налоговые сборы, которые правительство обещало отменить несколько лет назад. Кроме того, их смущала сама необходимость регистрации в системе, «сырое» программное обеспечение приборов и штрафы за несоблюдение требований и отказ от выплаты средств.

Введение подобного закона, согласно мнению многих экспертов, вряд ли приведет к чему-либо хорошему. Обязательная плата за проезд многотоннажных автомобилей может привести к уничтожению мелкого бизнеса как такового и весьма сильно ударить по кошелькам обычных потребителей, несмотря на все расчеты правительства.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 6 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", в целях улучшения экологической обстановки и увеличения пропускной способности автомобильных дорог города Москвы Правительство Москвы постановляет:

1.1. Въезд в центральную часть города, ограниченную Третьим транспортным кольцом (далее - ТТК), и движение по ТТК грузовых транспортных средств, соответствующих по экологическим характеристикам требованиям ниже экологического класса 3.

1.2. Въезд в часть города, ограниченную Московской кольцевой автомобильной дорогой (далее - МКАД) до территории города Москвы, ограниченной ТТК, и движение по МКАД грузовых транспортных средств, соответствующих по экологическим характеристикам требованиям ниже экологического класса 2.

2. Ограничить с 6.00 до 22.00:

2.1. Въезд и движение по территории города Москвы, ограниченной ТТК, и движение по ТТК грузового автотранспорта грузоподъемностью более 1 тонны.

2.4. Въезд и движение по территории города Москвы, ограниченной Московской кольцевой автомобильной дорогой (далее - МКАД), и движение по МКАД грузовых автотранспортных средств разрешенной максимальной массой более 12 тонн.

4. Установить, что:

4.1. Для целей настоящего постановления используются следующие термины и определения:

4.1.1. Автомобили-эвакуаторы - транспортные средства, предназначенные для транспортировки неисправных транспортных средств к месту их ремонта или стоянки или транспортных средств, задержанных в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.1.3. Грузоподъемность транспортного средства определяется разницей между разрешенной максимальной массой и массой без нагрузки.

4.1.4. Пропуск - сведения о грузовом автотранспортном средстве, внесенные в Реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве.

4.2. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Департамент) вправе принимать решения о введении дополнительных, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления временных ограничений или прекращений движения грузовых транспортных средств в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки улично-дорожной сети.

4.3. Информация для водителей о существующих ограничениях обеспечивается соответствующими дорожными знаками, дорожными знаками индивидуального проектирования и информационными указателями.

4.4. Документами, подтверждающими соответствие экологических характеристик грузового автотранспорта требованиям экологического класса, установленного пунктом 1 настоящего постановления, являются паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации транспортного средства, содержащие сведения об экологическом классе.

4.5. Пункт 2 настоящего постановления, приказ Департамента о введении временного ограничения или прекращения движения грузового автотранспорта, при подтверждении принадлежности грузового автотранспортного средства документами, предусмотренными пунктами 4.6 и 4.7 настоящего постановления, не распространяются на грузовой автотранспорт:

4.5.1. Имеющий опознавательные знаки, цветографические схемы и надписи в соответствии с ГОСТ Р 50574-2002 "Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования".

4.5.2. Закрепленный на праве собственности либо используемый по договору лизинга федеральным органом государственной власти, органом государственной власти города Москвы, органом государственной власти Московской области, органом местного самоуправления города Москвы или органом местного самоуправления Московской области.

4.5.3. Закрепленный на праве собственности либо используемый по договору лизинга подведомственной организацией (государственным, муниципальным учреждением либо унитарным предприятием) федерального органа государственной власти, органа государственной власти города Москвы, органа государственной власти Московской области, органа местного самоуправления города Москвы или органа местного самоуправления Московской области.

4.5.4. Имеющий цветографическую схему и надписи в соответствии с ОСТ 45.60-2001 "Автотранспорт почтовый организаций федеральной почтовой связи. Требования к цветографическим схемам, цветам, отличительным знакам, покрытиям и рекомендации по специальным световым и звуковым сигналам" и ГОСТ Р 52508-2005 "Средства транспортные для перевозки денежной выручки и ценных грузов. Требования к цветографическим схемам, опознавательным знакам и надписям".

4.5.5. Автомобили-эвакуаторы.

4.5.6. Закрепленный на праве собственности либо используемый по договору лизинга дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств.

4.6. Документами, подтверждающими, что грузовые автотранспортные средства относятся к транспортным средствам, указанным в пункте 4.5 настоящего постановления, являются:

4.6.1. Паспорт транспортного средства.

4.6.2. Свидетельство о регистрации транспортного средства.

4.6.3. Договор лизинга транспортного средства в случае, указанном в пунктах 4.5.2 и 4.5.3 настоящего постановления.

4.6.4. Устав организации, подтверждающий, что владельцем транспортного средства является подведомственная организация федерального органа государственной власти, органа государственной власти города Москвы, органа государственной власти Московской области, органа местного самоуправления города Москвы или органа местного самоуправления Московской области, в случае, указанном в пункте 4.5.3 настоящего постановления.

4.6.5. Документы, подтверждающие право владения, в случае, указанном в пункте 4.5.6 настоящего постановления.

4.7. Владелец грузового автотранспортного средства, указанного в пункте 4.5 настоящего постановления, также представляет в Государственное казенное учреждение города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы (далее - ГКУ ЦОДД) в порядке, предусмотренном пунктом 4.8.1 настоящего постановления, российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий, водителя грузового автотранспортного средства, на которое в ГКУ ЦОДД направляются копии документов.

4.8. Порядок подтверждения принадлежности грузового автотранспортного средства к транспортным средствам, указанным в пункте 4.5 настоящего постановления:

4.8.1. В ГКУ ЦОДД владельцем грузового автотранспортного средства посредством почтовой связи, фельдъегерской связи или нарочно направляются копии документов, указанных в пунктах 4.6 и 4.7 настоящего постановления, а также сведения по форме согласно приложению 6 к настоящему постановлению.

4.8.2. ГКУ ЦОДД после регистрации представленных документов рассматривает содержащиеся в них сведения на соответствие требованиям пунктов 4.5 - 4.7 настоящего постановления.

4.8.3. ГКУ ЦОДД по итогам рассмотрения представленных документов:

4.8.3.1. Уведомляет владельца грузового автотранспортного средства о несоответствии представленных документов и сведений требованиям пунктов 4.5 - 4.7 настоящего постановления.

4.8.3.2. Формирует сводную электронную ведомость о грузовых автотранспортных средствах, подлежащих внесению в Реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве (далее - сводная электронная ведомость).

4.8.4. После поступления сводной электронной ведомости Департамент проверяет соответствие представленных документов и сведений требованиям пунктов 4.5 - 4.7 настоящего постановления:

4.8.4.1. При отсутствии замечаний согласовывает сводную электронную ведомость.

4.8.4.2. При наличии замечаний возвращает сводную электронную ведомость в ГКУ ЦОДД на доработку.

4.8.5. ГКУ ЦОДД в соответствии с согласованной электронной ведомостью вносит сведения о грузовых автотранспортных средствах, указанных в пункте 4.5 настоящего постановления, в Реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве (далее - Реестр), о чем уведомляет лицо, по обращению которого сведения о данном грузовом автотранспортном средстве были внесены в Реестр.

4.8.6. Максимальный срок рассмотрения представленных документов, а также принятия решения о внесении сведений о грузовых автотранспортных средствах в Реестр или о несоответствии представленных документов и сведений требованиям пунктов 4.5 - 4.7 настоящего постановления не должен превышать 30 календарных дней.

4.8 1 . Сведения о грузовом автотранспортном средстве, указанном в пункте 4.5 настоящего постановления, после согласования с Департаментом исключаются ГКУ ЦОДД из Реестра в случае получения:

4.8 1 .1. Сведений о прекращении распространения на грузовое автотранспортное средство требований, указанных в пункте 4.5 настоящего постановления.

4.8 1 .2. Сведений о смене владельца грузового автотранспортного средства.

4.8 1 .2 1 . Информации о прекращении договора лизинга..

4.8 1 .3. Сведений об изменении регистрационных данных грузового автотранспортного средства.

4.8 1 .4. Заявления об исключении сведений о грузовом автотранспортном средстве из Реестра от лица, по обращению которого сведения о данном грузовом автотранспортном средстве были внесены в Реестр.

4.8 2 . В случае установления сведений, указанных в пункте 4.8 1 настоящего постановления, ГКУ ЦОДД уведомляет об исключении сведений о грузовом автотранспортном средстве из Реестра лицо, по обращению которого сведения о данном грузовом автотранспортном средстве были внесены в Реестр.

4.9. Движение грузовых автотранспортных средств в зонах, указанных в пункте 2 настоящего постановления, допускается при наличии внесенных в установленном порядке о них сведений в Реестр.

5. Право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве предоставляется в целях обеспечения непрерывного технологического цикла предприятий и жизнедеятельности города, а также потребностей населения.

7. Установить, что пропуск по сроку действия может быть:

7.1. Разовый - со сроком действия не более пяти суток.

7.2. Со сроком действия не более одного года.

7 1 . Сведения о грузовых автотранспортных средствах, указанных в пункте 4.5 настоящего постановления, вносятся в Реестр сроком на пять лет.

8. Основаниями для аннулирования пропуска являются:

8.1. Получение Департаментом от уполномоченных органов государственной власти сведений о:

8.1.1. Лишении права управления транспортным средством заявителя - физического лица, который обращался за предоставлением государственных услуг, предусмотренных приложением 1 и приложением 2 к настоящему постановлению, на основании вступившего в законную силу в течение срока действия пропуска постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 2 статьи 12.8, частями 4, 5 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частями 4 и 5 статьи 12.15, частью 2 статьи 12.17, частями 3, 5, 6 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26 и частями 2 и 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

8.1.2. Лишении права управления транспортным средством водителя, указанного в запросе заявителя - индивидуального предпринимателя или заявителя - юридического лица, которые обращались за предоставлением государственных услуг, предусмотренных приложением 1 и приложением 2 к настоящему постановлению, на основании вступившего в законную силу в течение срока действия пропуска постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 2 статьи 12.8, частями 4, 5 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частями 4 и 5 статьи 12.15, частью 2 статьи 12.17, частями 3, 5, 6 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26 и частями 2 и 3 статьи 12.27 КоАП РФ.

8.1.3. Вступивших в законную силу в течение срока действия пропуска двух и более постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4 - 7 статьи 12.9, частью 2 статьи 12.11, статьей 12.12, частями 2 - 5 статьи 12.15, частями 3 - 7 статьи 12.16, статьями 12.17, 12.18, 12.19, 12.21, частями 1 - 7, 10 и 11 статьи 12.21.1, статьями 12.21.2, 12.24, частью 2 статьи 12.25, частями 2, 3 статьи 12.27, частями 1 и 2 статьи 12.31, статьей 12.33, частью 1 статьи 19.4 (при осуществлении надзора в сфере транспорта), статьей 19.4.1 (при осуществлении надзора в сфере транспорта) КоАП РФ (за исключением случаев, указанных в пункте 8.1.1 или 8.1.2 настоящего постановления), статьями 8.14, 8.25 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" и совершенных при эксплуатации грузового автотранспортного средства, внесенного в Реестр.

8.1.4. Допуске в течение срока действия пропуска к управлению транспортным средством, внесенным в Реестр, водителя, не имеющего в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, российского национального водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами.

8.1.5. Наличии у владельца либо водителя грузового автотранспортного средства, внесенного в Реестр, не погашенной в течение установленного статьей 32.2 КоАП РФ срока задолженности по оплате штрафа, наложенного за совершение административного правонарушения при эксплуатации грузового автотранспортного средства, внесенного в Реестр, в соответствии со вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 2 статьи 12.8, частями 4 - 7 статьи 12.9, частью 2 статьи 12.11, статьей 12.12, частями 2 - 5 статьи 12.15, частями 3 - 7 статьи 12.16, статьями 12.17, 12.18, 12.19, 12.21, частями 1 - 7, 10 и 11 статьи 12.21.1, статьями 12.21.2, 12.24, частью 2 статьи 12.25, частями 2, 3 статьи 12.27, частями 1 и 2 статьи 12.31, статьей 12.33, частью 1 статьи 19.4 (при осуществлении надзора в сфере транспорта), статьей 19.4.1 (при осуществлении надзора в сфере транспорта) КоАП РФ (за исключением случаев, указанных в пункте 8.1.1 или 8.1.2 настоящего постановления), статьями 8.14, 8.25 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", выявленной в течение срока действия пропуска.

8.1.6. Неуведомлении (отсутствии сведений в реестре уведомлений) заявителем из числа юридических лиц или индивидуальных предпринимателей Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ее территориального органа) о начале осуществления деятельности по предоставлению услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше 2,5 тонны (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".

8.1.7. Прекращении деятельности (ликвидации):

8.1.7.1. Лица, подавшего запрос на предоставление государственных услуг, предусмотренных приложением 1 и приложением 2 к настоящему постановлению, из числа юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

8.1.7.2. Всех контрагентов, указанных в приложенных к запросу на предоставление государственных услуг, предусмотренных приложением 1 и приложением 2 к настоящему постановлению, договорах, подтверждающих необходимость осуществления грузовой перевозки.

8.2. Выявление Департаментом оснований для отказа в предоставлении государственных услуг, предусмотренных приложением 1 и приложением 2 к настоящему постановлению, после оформления соответствующего пропуска, а также выявление Департаментом фактов представления заявителем для предоставления указанных государственных услуг документов, содержащих заведомо недостоверные сведения.

8.3. Выявление Департаментом фактов отклонения грузового автотранспортного средства, внесенного в Реестр, от маршрутов движения, несоблюдения периодичности или объема перевозок, заявленных в запросе на предоставление государственных услуг, предусмотренных приложениями 1, 2 к настоящему постановлению.

8.4. Получение Департаментом посредством межведомственного информационного взаимодействия с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений об изменении государственного регистрационного знака или собственника грузового автотранспортного средства.

8.5. Запрос об аннулировании пропуска физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица или уполномоченного представителя, который обращался за предоставлением государственной услуги по внесению в Реестр сведений об оформленных пропусках сроком действия не более одного года.

8.6. Предоставление государственной услуги города Москвы в части внесения в Реестр сведений об оформленных пропусках сроком действия не более одного года с измененными маршрутами движения и (или) с большей зоной действия с аннулированием ранее оформленных пропусков на грузовые автотранспортные средства, внесенные в Реестр.

8.7. Перечень оснований для аннулирования пропусков, установленных пунктами 8.1-8.6 настоящего постановления, является исчерпывающим.

9. Решение об аннулировании оформленных пропусков принимает:

9.1. ГКУ ЦОДД в случае наличия основания, указанного в пункте 8.5 настоящего постановления, Департамент в случае наличия основания, указанного в пункте 8.6 настоящего постановления. Аннулирование пропуска осуществляется в порядке, предусмотренном приложением 2 к настоящему постановлению.

9.2. Департамент в случае наличия оснований, указанных в пунктах 8.1-8.4 настоящего постановления.

10. Не позднее дня, следующего за днем принятия Департаментом решения об аннулировании пропуска:

10.1. Решение направляется физическому лицу, индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу или уполномоченному представителю, подавшим запрос на получение государственных услуг, предусмотренных приложением 1 и приложением 2 к настоящему постановлению, в подсистему "Личный кабинет" Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.

В случае направления запроса уполномоченным представителем в прилагаемой к запросу доверенности должны быть указаны полномочия уполномоченного представителя на направление запроса об аннулировании пропуска и получение им извещения в подсистему "Личный кабинет" Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.

10.2. Сведения об аннулировании пропуска в порядке, предусмотренном пунктами 8.1 - 8.4 настоящего постановления, вносятся ГКУ ЦОДД в Реестр на следующий день после доставки извещения об аннулировании пропусков в подсистему "личный кабинет" Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица или уполномоченного представителя, подавших запрос на получение государственных услуг, предусмотренных приложением 1 и приложением 2 к настоящему постановлению.

12. Утвердить:

12.1. Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в Реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве, сведений об оформленных разовых пропусках" (приложение 1).

12.2. Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в Реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве, сведений об оформленных и аннулированных пропусках сроком действия не более одного года" (приложение 2).

12.2. Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в Реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве, сведений об оформленных и аннулированных пропусках сроком действия не более одного года, об оформленных пропусках сроком действия не более одного года с измененными маршрутами движения и (или) с большей зоной действия с аннулированием ранее оформленных пропусков" (приложение 2).

12.4. Положение о Реестре действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве (приложение 5).

13. Установить, что въезд и передвижение грузового автотранспорта разрешенной максимальной массой более 12 тонн по МКАД без въезда в пределы МКАД разрешаются на основании пропусков (приложение 4), выдаваемых в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Московской области, в соответствии с соглашением между Правительством Москвы и Правительством Московской области.

14. С 1 октября 2013 г. предоставление государственных услуг по внесению в Реестр сведений о разовых пропусках и пропусках сроком действия не более одного года осуществляется только в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.

15. Определить, что в Реестр вносятся сведения о следующих зонах действия пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве:

15.1. Зона "СК" - предоставляет грузовым автотранспортным средствам право движения в городе Москве без ограничений в пределах МКАД в период действия ограничений, установленных пунктом 2 настоящего постановления.

15.2. Зона "ТТК" - предоставляет грузовым автотранспортным средствам право движения в пределах МКАД и по МКАД в период действия ограничений, установленных пунктом 2 настоящего постановления. Не дает права движения в пределах Садового кольца и по Садовому кольцу.

15.3. Зона "МКАД" - предоставляет грузовым автотранспортным средствам право движения в пределах МКАД и по МКАД в период действия ограничений, установленных пунктом 2 настоящего постановления. Не дает права движения в пределах ТТК и по ТТК.

17. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. N 32-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы" (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 июня 2011 г. N 278-ПП):

17.1. Дополнить приложение к постановлению новыми пунктом 6.31 и пунктом 6.32 в следующей редакции:

"6.31. Выдает пропуска на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения.

6.32. Ведет реестр выданных пропусков на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения.".

17.2. Пункт 6.31 приложения к постановлению считать пунктом 6.33.

18. Признать утратившими силу:

18.1. Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 1 апреля 1998 г. N 352-РП "Об ограничении въезда большегрузного автотранспорта в пределы малого кольца Московской окружной железной дороги".

18.2. Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 11 октября 2000 г. N 1016-РП "О внесении изменений в распоряжение Премьера Правительства Москвы от 01.04.98 N 352-РП "Об ограничении въезда большегрузного автотранспорта в пределы малого кольца Московской окружной железной дороги".

18.3. Распоряжение Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 2401-РП "О создании Комиссии по оперативному рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением режимов движения транспортных средств в городе Москве".

18.4. Распоряжение Правительства Москвы от 6 декабря 2007 г. N 2694-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 2401-РП".

18.5. Распоряжение Правительства Москвы от 11 сентября 2009 г. N 2389-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 2401-РП".

18.6. Распоряжение Правительства Москвы от 26 июля 2010 г. N 1557-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 2401-РП".

18.7. Постановление Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 604-ПП "Об изменении режима движения грузового автотранспорта с целью повышения пропускной способности улично-дорожной сети".

18.8. Постановление Правительства Москвы от 19 октября 2004 г. N 717-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 604-ПП".

18.9. Распоряжение Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 2678-РП "О мерах по изменению режима проезда грузового автотранспорта разрешенной максимальной массой более 7 тонн в пределы малого кольца Московской окружной железной дороги".

18.10. Постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. N 834-ПП "О мерах, направленных на достижение норм выбросов загрязняющих веществ (Евро-2 и выше) от автотранспорта в городе Москве".

18.11. Постановление Правительства Москвы от 1 апреля 2008 г. N 232-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 604-ПП".

18.12. Постановление Правительства Москвы от 5 мая 2009 г. N 387-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. N 834-ПП, от 6 августа 2002 г. N 604-ПП".

18.13. Постановление Правительства Москвы от 27 октября 2009 г. N 1156-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 604-ПП".

18.14. Пункт 15 постановления Правительства Москвы от 29 июня 2010 г. N 553-ПП "О ходе работ и дальнейших мерах по расширению использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте в городе Москве".

19. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Ликсутова М.С.

Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве, сведений об оформленных и аннулированных пропусках сроком действия не более одного года, об оформленных пропусках сроком действия не более одного года с измененными маршрутами движения и (или) с большей зоной действия с аннулированием ранее оформленных пропусков"

С глубокой древности во всех мировых культурах число 12 соответствовало изобилию, целостности всего сущего и было даже символом философского камня. Но с 1 марта 2013 года для российских автоперевозчиков оно приобрело более приземленный смысл, хотя тоже оказалось связано с благополучием и деньгами. Именно для грузовиков полной массой более 12 тонн с этой даты был запрещен въезд на МКАД днем. За нарушение - штраф. Но толчея и пробки уменьшились совсем не намного. Вблизи радиальных трасс в Московской области возникают стихийные стоянки автопоездов, водители которых отдыхают до полудня после бессонной ночи. Зато с этими ограничениями на «кольце» днем появляются такие старые грузовики, которые в пору в музеях показывать. Здесь главное, что на двери или в свидетельстве о регистрации было написано «12 тонн» или стояла бы меньшая цифра. Встанет этот «рыдван» с поломкой (причем обязательно во втором или в третьем ряду) - сразу же возникает солидный затор. Дыма и шума от такого ТС значительно больше, чем от современного тягача 40-тонного автопоезда, а ведь для того, чтобы доставить 20 тонн груза, надо задействовать два-три грузовика полной массой 10-12 тонн. Если пересчитывать на ГАЗели - вообще получаются жуткие цифры. А еще надо учитывать расходы на топливо, а также на зарплату всем этим водителям. Много и косвенных затрат.
Однако такие подсчеты перевозчикам придется «выносить за скобки», как-то приспосабливаться: судя по всему, никто постановление отменять не будет. Добавятся только новые запреты: по нормам токсичности - не ниже Евро-2, планируется взимание платы с грузовиков полной массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Ограничения, принятые в Москве, скоро начнут вводить и другие города, а потом, вероятно, владельцев тяжелых грузовиков обяжут платить за передвижение по дорогам регионального, муниципального и местного значения. Россия в организации дорожного движения все больше тяготеет к европейским стандартам, а там практически на любом съезде с магистрали висят запрещающие 12-тонные знаки. В Европе уже не одно десятилетие существуют эти ограничения, а в 2005 году создали особый сегмент среднетоннажников - полной массой 11 990 килограммов, которым в той же Германии и делают скидку на налоги, и позволяют ехать под эти знаки. К примеру, тогда инженеры Mercedes-Benz поставили на Atego модели «1222» новую «четверку» и сделали машину полной массой именно 11 990 илограммов, при этом грузоподъемность даже чуть выросла в сравнении с Atego первого поколения. Поэтому постараемся разобраться, чем же все-таки придется обновлять свой автопарк, если сейчас возникла необходимость возить грузы через Москву и область, и глядя в перспективу, выбрать такой грузовик (несколько грузовиков), чтобы потом не пришлось в спешке продавать их или менять устоявшиеся клиентские связи.

Объемы выпуска

Многие мировые производители коммерческого автотранспорта начинали свою историю именно с выпуска автомобилей грузоподъемностью 3-6 тонн, то есть предвестников появления нынешних среднетоннажников. Практически у всех компаний здесь набирается солидный опыт: у кого 60, а кого и все 90 лет - гораздо больший, чем в производстве тяжелых грузовиков в современном понимании этого термина. Хотя, конечно же, с годами шла определенная эволюция, но основы конструкции нынешних среднетоннажных грузовиков заложены еще в те времена, отлажены десятилетиями эксплуатации и потому предельно функциональны. У любого авторитетного европейского производителя в семейство среднетоннажников входит около 200-300 модификаций, основными являются бортовые автомобили и фургоны различного назначения, шасси под монтаж различных надстроек, необходимых муниципальным службам: от небольших самосвалов до мусоровозов. У DAF Trucks это модель DAF LF, у Volvo - FL и FE, у Mercedes-Benz - Atego и новый Antos, у MAN - TGL и TGM, у Renault Trucks - Midlum, у IVECO - EuroCargo. Объемы производства «среднетоннажников» у «членов клуба большой семерки»: от 9 до 25 тысяч автомобилей в год, а это четверть, а то и почти треть от выпуска грузовиков. К примеру, Renault Midlum в год делают от 10 000 до 15 000 экземпляров, которые наиболее успешно продают не только во Франции, Бельгии и Голландии, но и в других странах Западной Европы. А DAF LF изготавливают около 10 тысяч в год, но без учета продающихся в Америке Kenworth К260 и Peterbilt 220 - автомобилей, аналогичных DAF LF.

Тяжелые или легкие килограммы

Обычно у каждого европейского производителя модельный ряд среднетоннажников делится как минимум на легкую и тяжелую серии. Легкая - грузовики полной массой от 6,5 до 10-12 тонн, а тяжелая рассчитана на полную массу от 11 или 12 и до 15-16 тонн. Примечательно, что Scania и турецкий Ford Otosan с моделью Ford Cargo не работают не только в легком сегменте, но и даже у нижней планки тяжелых версий среднетоннажников. У них самый «мелкий» грузовик начинается как раз с полной массы 15-16 тонн. Если же европейский 12-15-тонный среднетоннажник работает в составе автопоезда, то его полная масса доходит до 24 и даже до 35 тонн. В России при длине автопоезда 20 метров на такой сцепке с хорошим прицепом можно возить под 90 кубов относительно легкого груза! Причем в Европе иной раз на короткобазном шасси среднетоннажника делают седельный тягач. Там аналогичные тягачи производят даже на шасси IVECO Daily и Mercedes-Benz Sprinter, но в России пока такой практики почти нет. Хотя все же встречаются автопоезда с тягачом ГАЗ-3310 «Валдай» и прицепом, и даже с полуприцепом. Только не надо пытаться зацепить к такому тягачу обычную фуру - для такого дела нужны специальные прицепы.
Нигде, кроме Европы, нет этой «пограничной» цифры 12 тонн, точнее 11 990 килограммов, под которые автопроизводители вынуждены уже не один десяток лет подгонять полную массу своего подвижного состава. Поставляемые в Россию японские Hino, Isuzu, Mitsubishi Fuso Canter, китайские грузовики (этих не перечесть), единственный корейский - Hyundai HD120 если не ориентированы на поставки в Европу, часто имеют агрегаты и всю конструкцию, которые не могут обеспечить столь же низкую снаряженную массу, как «европейцы». В результате страдает эффективность перевозок. У них полная масса или больше, чем 12 тонн, или меньше. Похоже, «азиаты» просто не задавались этой целью - их представительства не подготовили к российской сертификации именно такие модели и комплектации. Эти машины были во многом ориентированы на работу в России с перегрузом. Поэтому 10-тонную машину вроде бы вполне можно загрузить под 12 тонн полной массы, но если начнет проверять документы грамотный и дотошный инспектор ДПС, то это обязательно выявится. А кроме того, не дай бог, перегруженная машина попадет в ДТП, и будет какая-то причинно-следственная связь с работой тормозов, рулевого, шин, подвески… В России же о предельных 12-ти тоннах полной массы раньше не знали не только транспортники, но и отечественные производители грузовиков. В результате даже сейчас, спустя год после принятия этих ограничений (а слухи и разговоры о запрете въезда на МКАД возникли почти три года назад!), 12-тонных грузовиков нет ни у «КАМАЗа», ни у «МАЗа», ни у автозавода имени Лихачева (о ЗИЛе как об автопроизводителе сейчас вообще говорить сложно), ни у «Группы ГАЗ». Пока существуют машины весьма близкие к этому сегменту, и ведутся соответствующие разработки на ближайшую перспективу.

От миллиметров - к дюймам

Функциональное назначение среднетоннажников наиболее ярко отражается в конструкции и размерах рамы. Чем длиннее выделенное место под фургон или платформу - тем больший объем можно увезти, но длинная рама увеличивает снаряженную массу грузовика. У любого из «европейцев» обеспечить возможность размещения всего многообразия надстроек позволяют свыше дюжины или того больше (!) вариантов длины колесной базы с шагом 300-400 мм, от 2,7 (у «Волги» база 2,8 м) до 6,8 метра. А еще возможно изменение длины заднего свеса от 1800 до 2400 мм. Благодаря этому, допустим, длина автомобиля с бортовой платформой или фургоном может составлять до 11,5 метра, причем длина короткой кабины с учетом бампера всего 1,8-1,9 метра. Делать такое количество вариантов базы и свесов экономически целесообразно только в одном случае: при постоянной высоте лонжеронов по всей длине рамы. К примеру, у Hyundai HD120 рама не ровная, а с лонжеронами меньшей высоты по краям, в середине - целых 245 мм, поэтому она сложнее в производстве. Получается только четыре длины базы, но в Россию ввозят только с базой Long - 4260 мм, предназначеной для бортовых платформ/фургонов длиной 5300 мм, и Extra Long - 4895 мм, под кузова длиной 6250 миллиметров. Обычно профиль лонжеронов 200, 220 или 230 мм, полка - около 70 мм. Толщина зависит от колесной базы, осевой нагрузки, типа подвески и грузоподъемности: 5, 6, 7 или даже 8 миллиметров. Получается несколько исполнений рамы: Extra Light - сверхлегкое шасси, Medium Light - среднее легкое, Light - просто легкое, Medium - среднее, Heavy - тяжелое. Высота верхней полки рамы, важного параметра, связанного с установкой надстроек, чаще всего составляет 700-750 мм на легких сериях
и 800- 850 миллиметров - на тяжелых. Соответственно, погрузочная высота получается меньше метра. Очень экзотическая рама у легких серий Mercedes Atego: у него швеллеры в лонжеронах только под платформой, а передняя часть сделана из Z-образного профиля. А все для того, чтобы уменьшить высоту ступеней для входа
в кабину. У российского длинного «Валдая» рама тоже составная, но здесь причина другая: раму обычной длины разрезают за кабиной и удлиняют вставкой. У отечественных КАМАЗов и МАЗов вариантов базы не больше трех, но так чтобы обязательно обеспечить установку
6-метрового кузова.
Можно с одного взгляда оценить потенциал ходовки среднетоннажника, его приблизительную грузоподъемность, несущую способность мостов. Надо просто посмотреть на количество шпилек крепления колес к ступицам, а затем - на размер шин. Шесть шпилек - у самых легких шасси, полной массой от 7,5 до 10-12 тонн, восемь - у средних, полной массой от 11 до 15-16 тонн. Больше всего шпилек достается шасси Heavy, как, к примеру, у DAF LF 55 или у MAN TGM. Здесь - их десяток, потому что оси стоят от более «старших» моделей в «клане». Когда-то, в СССР, примерно в той же «шпилечной» пропорции была поделена грузоподъемность между ГАЗом, ЗИЛом и КрАЗом(!). Неписанная аксиома «международной шинной конвенции»: чем больше нагрузка на колесо, тем больше посадочный диаметр и ширина шины. Конечно, и норма слойности тоже не на последнем месте. А потому на среднетоннажниках можно увидеть шины сразу трех «посадок». Первый - ставший уже для нас привычным размер 17,5 дюйма, причем несколько вариантов ширины - 205,215, 225, 235 и 245 мм, далее - экзотический диаметр на 19,5 дюйма и традиционный, с которого начинался у нас переход с «двадцатки» - 22,5 дюйма. Гайки колес с плоскими шайбами, центровка диска - по пояску ступицы. Особенность «азиатских» грузовиков - применение шин на 16 дюймов с высоким профилем. Такой диаметр посадки шины уже давно не встречается у европейских грузовиков. К примеру, Hyundai HD120 обут в шины размерностью 8,25R16. У «японцев» давняя, но необъяснимая сегодня приверженность креплению спаренных колес футорками.