Общие требования к конструкции и параметрам лифтов. Лифты: виды, технические параметры, режимы эксплуатации Общие требования к характеристикам

Изобретение относится к лифтостроению, в частности к способам, обеспечивающим точность остановок кабин пассажирских лифтов. Способ точной остановки пола кабины лифта на уровне посадочной площадки заключается в том, что система управления лифтом вырабатывает команды, подаваемые на исполнительное устройство, которым является тормоз лебедки, используя сигналы, поступающие от датчиков в шахте для затормаживания объекта регулирования лифта, фиксирует с помощью измерительного элемента положение кабины лифта и по результатам измерения вырабатывает команду на обеспечение воздействия исполнительного механизма на объект регулирования. При этом объектом регулирования, на который оказывает воздействие исполнительный элемент, является пол кабины, совмещенный с ее порогом и отделенный от этой кабины, а воздействие упомянутого исполнительного механизма, размещенного на самой кабине, осуществляется с возможностью выравнивания уровня пола кабины с уровнем порога дверей шахты выбранной посадочной площадки и происходит при неподвижной кабине лифта за время, не превышающее времени открытия дверей кабины и шахты на выбранной посадочной площадке при получении соответствующего сигнала измерительного элемента. Сигнал на время включения исполнительного механизма, определяющий расстояние, на которое необходимо переместить пол кабины, вырабатывается устройством сравнения, которое сопоставляет сигнал с измерительного элемента с сигналом, записанным в запоминающем устройстве и характеризующим точное местоположение порога дверей шахты выбранной посадочной площадки, и сигналом с датчиков-ограничителей, контролирующих высоту подъема пола. Изобретение обеспечивает повышение точности остановки кабины относительно посадочной площадки. 4 ил.

Изобретение относится к области лифтостроения и, в частности, к способам торможения и достижения точности остановок кабин пассажирских лифтов. Подавляющее количество пассажирских лифтов для домов массового строительства содержит двухскоростную лебедку с рабочей скоростью в 1 м/с и малой скоростью в 0,6 м/с. Известен способ остановки кабины лифта (авторское свидетельство 432077, 1973 г. RU Кл. В 66 В 11/04, авторское свидетельство 260139, 1968 г. RU Кл. В 66 D 5/08), осуществляющийся при переходе на малую скорость за счет затормаживания кабины тормозным колодочным механизмом, охватывающим шкив лебедки и приводящимся в рабочее состояние с помощью электромагнита. Главный недостаток заключается в недостаточной точности остановок кабины на посадочных площадках. Причиной этого явления является то, что конечный результат (точность остановки кабины на посадочной площадке) зависит от большого числа факторов: состояния рабочей поверхности фрикционных накладок колодок, поверхности тормозного шкива, затяжки регулировочных пружин, упругости металла этих пружин, степени равномерного прилегания колодок к шкиву, регулировки хода штока электромагнита, зазора между колодками и шкивом, выборки зазоров между штоком и кулачками, тягового усилия электромагнита и величины питающего напряжения. Регламентируемая точность автоматической остановки кабины при эксплуатационных режимах работы должна быть не более +50 или -50 мм (разница по высоте между порогом кабины и порогом дверей шахты посадочной площадки). Это указание нормативного документа Госгортехнадзора России: "Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов" НПО ОБТ г. Москва, 1992 г. (ПУБЭЛ), пункт 2.15. В процессе эксплуатации часто точность остановок нарушается. Это приводит к неудобству пользования лифтом, возможно получение травмы пассажиром. Анализ алгоритма функционирования такого известного лифта показывает на наличие одноступенчатой схемы регулировки точности остановок кабины лифта: при вхождении движущейся кабины в шунт точной остановки электронная схема шкафа управления выдает сигнал на отключение электромагнита тормоза и колодки под действием пружин накладываются на тормозной шкив лебедки, останавливая кабину. Для повышения точности остановки кабины подъемной машины и аварийного торможения применяют другой известный способ торможения (авторское свидетельство 350744, 1969 г. RU Кл. В 66 D 5/00 Б), принятый за прототип, и близкий ему способ (авторское свидетельство 716960, 1980 г. RU Кл. В 66 В 1/24). Способ управления аварийным торможением подъемной машины основан на совместном действии исполнительного элемента 6 (рабочий тормоз) и исполнительного элемента 10 (аварийный тормоз) на объект регулирования 7 (подъемную машину), останавливающий подъемный сосуд (кабину). Рабочий тормоз функционирует по системе бесступенчатого регулирования тормозного момента в зависимости от местонахождения подъемного сосуда (кабины) и управляется работой задающего устройства 4 и элемента сравнения 5, которые вырабатывают выходной сигнал по командам от ряда датчиков 1-3 в шахте. Измерительный элемент 8 контролирует параметры движения подъемного сосуда в шахте (степень замедления движения) и в зависимости от ее величины подключает тот или другой тормоз. Аварийный тормоз дополнительно подключается при чрезмерном отклонении действительного замедления подъемного сосуда от заданного. Эта двухступенчатая схема торможения нашла применение в шахтах горнодобывающей промышленности. Недостатки ее - громоздкость, наличие большого количества датчиков в шахте и на подъемном сосуде, сложность и дороговизна подъемной машины, не устраненная зависимость точности остановки подъемного сосуда от многочисленных параметров рабочего и аварийного тормозов, которые трудно постоянно контролировать и регулировать. Все эти факторы делают непригодным для лифтов массового применения способ управления, описанный в прототипе. Неприменим и известный способ повышения точности остановок кабины за счет существенного снижения скорости двигателя лебедки (до 0,15 м/с) с последующим включением колодочного тормоза (больничные лифты), так как в жилых домах значительно больше этажных остановок и время поездки в кабине становится чрезмерно большим, а интенсивность поездок резко падает. Задачей изобретения является создание двухступенчатого способа регулирования точности остановок, с одной стороны, использующего главные преимущества существующего способа торможения (переходом на малую скорость и включение электромагнита колодочного пружинного тормоза - первая ступень), а с другой, осуществляющего доводку пола кабины до уровня этажной площадки с требуемой точностью - вторая ступень. Изобретение базируется на конструкции наиболее массовых пассажирских лифтов грузоподъемностью в 400 и 630 кг, которые выпускаются известными заводами: Карачаровский механический завод, Щербинский лифтостроительный завод. Эти лифты оснащены системой управления пассажирским лифтом для жилых зданий с парным управлением до 17 этажей (ЕИЛА. 655114.002-01). Поставленная задача решается: - введением цепи обратной связи в систему электронного управления лифтом, которая выдает сигнал о реальном местоположении кабины лифта в районе ее остановки на заданном этаже при приведении в действие обычного колодочного тормоза; - формированием управляющего сигнала, пропорционального отклонению места кабины от заданного (уровень чистого пола посадочной площадки, порог дверей шахты посадочной площадки); - перемещением (подъем, опускание) на небольшое расстояние подвижного пола неподвижной кабины лифта, совмещенного с порогом кабины, за время открывания (закрывания) дверей кабины и шахты на выбранном этаже. Техническая реализация предложенного способа заключается: 1) в установке новой отводки на кабине, которая совмещает свои прямые функции по открыванию дверей шахты, воздействуя на ролик двери шахты, с функцией определения местоположения остановившейся кабины, относительно неподвижных дверей шахты заданной посадочной площадки за счет линейки бесконтактных датчиков, образующих измерительный элемент; 2) в конструкционном объединении подвижного пола кабины с порогом кабины в единое изделие, которое может перемещаться в вертикальной плоскости от воздействующего на него приводного механизма (гидроцилиндр, электропривод с кривошипным механизмом и т. д.); 3) в новой конструкции порога дверей кабины, которая обеспечивает совместное взаимодействие порога и дверей кабины при вертикальных перемещениях порога (вместе с подвижным полом) и не нарушает требований по безопасному пользованию лифтом; 4) в применении приводного механизма для поднятия и опускания подвижного пола кабины с пассажирами на незначительную высоту (предпочтителен гидроцилиндр - бесшумность и плавность хода при перемещении большого груза на малое расстояние); 5) в ведении электронного блока в общую систему управления лифтом, который реализует функции: обработки сигналов от линейки датчиков, установленных на новой отводке; выдачи командных сигналов на работу приводного механизма пола; отслеживания работы привода дверей кабины; формирования сигнала нейтрального положения пола кабины, в котором кабина находится при движении между этажами; проверки безопасности работы второй ступени регулировки точности остановки кабины лифта. Фиг.1-4 поясняют заявленный способ. Для лучшего понимания предложенного способа достижения точной остановки пола кабины на выбранной посадочной площадке на фиг.1 представлены укрупненные компоненты блок-схемы: датчики замедления движения 1 и 2, датчики точной остановки 3; система управления лифтом 4; исполнительное устройство 5 (электромагнитный колодочный тормоз лебедки); движущийся объект 6 (кабина лифта); объект регулирования 7 (подвижный пол кабины); измерительный элемент 8; устройство сравнения 9; запоминающее устройство 10; исполнительный механизм 11; датчики ограничители 12. Рассмотрим работу предложенной блок-схемы способа достижения точной остановки кабины, изображенной на фиг.1. Система электронного управления 4 задает алгоритм работы лифта. В частности, рассмотрим случай, когда пассажир в кабине, нажимая кнопку приказа, задает направление движения кабины в сторону выбранного этажа. При этом система управления 4 вырабатывает ряд команд: включается электродвигатель лебедки, срабатывает исполнительное устройство 5 - отжимаются тормозные колодки включившимся электромагнитом, выбирается скорость движения и направление, закрываются двери кабины и т.д. В результате объект движения 6 - кабина лифта - перемещается в сторону нужного этажа. При подходе кабины к заданному этажу кабина замедляет свой ход, переходя на малую скорость по команде системы управления 4, получившей сигнал от датчика замедления 1 или 2 в шахте. Сигналом для остановки кабины служит импульс с датчика точной остановки 3, который вырабатывается при въезде этого датчика на кабине в шунт требуемого этажа. Шунт каждого этажа устанавливается на направляющей в шахте в среднее положение с таким расчетом, чтобы порог кабины был вровень с порогом дверей шахты данного этажа как при приближении кабины сверху к этому этажу, так и при приближении к нему снизу. При этом трудно учесть все факторы, влияющие на точность остановки: загруженность кабины, состояние и работу тормоза лебедки. Сигнал, образующийся при попадании кабины в зону точной остановки, приводит систему управления 4 в режим торможения кабины, что формирует команду на отключение исполнительного устройства 5. Электромагнит тормоза обесточивается и пружинный колодочный тормозной механизм останавливает кабину в пределах заданного этажа. При включении привода дверей отводка кабины воздействует на ролик портала дверей шахты и начинает их открывать. На этом заканчивается первая ступень регулирования, реализованная в современных массовых лифтах. Совмещение подвижного пола остановившийся кабины (объект регулирования 7) с порогом дверей шахты при этом может быть произведено с некоторой степенью ошибки. На графике фиг. 2 показаны возможные варианты остановки кабины и ее порога относительно порога дверей шахты выбранного этажа. На данном этапе начинает работать вторая ступень регулирования, разработанная автором. Линейка бесконтактных датчиков измерительного элемента 8, размещенная на отводке кабины, формирует сигнал о реальном положении остановившейся кабины в шахте относительно портала дверей шахты заданного этажа. Оптические (инфракрасные, например) лучи датчиков измерительного элемента 8 фиксируют ролик портала дверей шахты, вошедший в отводку кабины. На устройстве сравнения 9 идет сопоставительный анализ сигнала с линейки датчиков измерительного элемента 8 и сигнала, предварительно записанного в памяти запоминающего устройства 10, который характеризует точное положение объекта регулирования 7 (пола кабины, совмещенного конструктивно с порогом кабины) с порогом заданного этажа. При наличии разницы в уровнях порогов больше установленной заранее критической величины, например 5 мм, на выходе устройства 9 формируется сигнал, пропорциональный отклонению. Этот сигнал организует включение исполнительного механизма 11 (гидроцилиндр, электрический привод), который перемещает объект регулирования 7 (поднимает или опускает пол неподвижной кабины) на необходимую высоту до пропадания выходного сигнала с устройства сравнения 9. Безопасность работы исполнительного механизма 11 обеспечивается за счет ряда мер: установки двух датчиков на кабине, контролирующих предельно-максимальное перемещение пола вверх и предельно-максимальное перемещение пола вниз; ограничения числа циклов перемещения пола кабины на одной этажной площадке, задаваемого программно в устройстве сравнения 9; механическими упорами, физически ограничивающими зону перемещения пола кабины. Для безопасности высоких пассажиров максимальный подъем пола в кабине рекомендуется ограничить величиной в 50 мм, контролируемой датчиками ограничителями 12 и механическими упорами. В случае нештатного подъема (опускания) пола исполнительным механизмом 11 на расстояние более 50 мм срабатывает датчик ограничитель 12 и через устройство сравнения 9 отключает цепь электропитания исполнительного механизма 11. При неисправности устройства сравнения 9 или датчика ограничителя 12 пол воздействует на механические упоры кабины, которые связаны с выключателем, разрывающим электрическую цепь питания исполнительного механизма. На графике фиг.3 показаны временные параметры данного процесса, причем важно, чтобы суммарное время t 1 +t 2 не превышало времени, за которое открываются двери кабины t 3 . На графике фиг.4 показано действие второй ступени регулирования точности остановок для трех возможных случаев. Случай 1 - кабина и ее пол и ее порог остановились в поле допустимых по ПУБЭЛ значений разницы между порогами, и тем не менее это создает неудобства пассажирам. В этом случае идет команда с устройства сравнения 9 для включения исполнительного механизма 11 и пол кабины выравнивается с порогом дверей шахты выбранного этажа. Процесс выравнивания контролируется измерительным элементом 8. Случай 2 - кабина не доехала до порога дверей этажа на значительное расстояние (60-150 мм). В этом случае по команде устройства сравнения 9, зафиксировавшего ошибку с помощью измерительного элемента 8, система управления 4 включает исполнительное устройство 5 и привод лебедки перемещает вниз кабину лифта на 100 мм на малой скорости до вхождения пола и порога кабины в зону допустимых остановок, где затем происходит доводка пола кабины до уровня пола дверей, как описано в первом случае. Случай 3 - кабина проехала зону допустимых остановок и опустилась ниже уровня порога дверей шахты на значительное расстояние (60-150 мм). По команде устройства сравнения 9 система управления 4 включает кратковременно исполнительное устройство 5, которое поднимает кабину на 100 мм вверх до вхождения ее в зону допустимых остановок, где происходит доводка пола кабины до уровня порога дверей шахты этажа, как в случае 1. Если движущийся объект 6 остановился от порога дверей шахты выбранного этажа на расстоянии больше 150 мм, то формируется сигнал с устройства сравнения 9 на вход системы управления 4. Система управления формирует команды на включение исполнительного устройства 5 и перемещение кабины лифта на малой скорости к выбранному этажу. При этом время работы электродвигателя лебедки выбирается таким образом, чтобы переместить кабину на регламентированное расстояние, например не менее 100 мм. Этот процесс продолжается до двух раз включительно, если кабина не попала в зону работы второй ступени регулирования после первого цикла доезда. Работа второй ступени регулирования проходит за время открывания дверей лифта и заканчивается выравниванием порогов кабины и дверей шахты с заданной точностью. При следующим цикле движения кабины к другому выбранному пассажиром этажу исполнительный механизм 11 устанавливает объект регулирования 7 (пол кабины) в нейтральное положение: положение, при котором возможен подъем или опускание пола кабины на регламентируемое расстояние в 50 мм. Это необходимо для осуществления последующего такта регулирования на другом заданном этаже. Практическая реализация предложенного способа регулирования в лифтах достигается за счет использования в них многих уже применяемых массовых изделий: лебедок, станций управления, шахтных дверей, направляющих, противовесов, шунтов и датчиков. Доработка кабины лифта затрагивает четыре позиции: подвижный пол объединяется с порогом новой конструкции; дверь кабины за счет новой конструкции своей нижней части не выходит из порога при перемещении его вверх-вниз на регламентируемое расстояние; внизу кабины устанавливается исполнительный механизм привода пола, сам же привод может быть на верху кабины, где доступен для осмотра и ремонта; отводка совмещается с линейкой оптических датчиков и сопрягающей электронной платой. Устройство сравнения и запоминающее устройство реализуются на дискретно-логических цифровых элементах электронной платы и могут размещаться в шкафу системы управления, например, на базе микропроцессора, ШУЛК (разработчик - МЭЛ г. Москва).

2 3 9 ..

Общие требования к конструкции и параметрам лифтов

Безопасность применения и надежность работы - основополагающие требования, на которых базируется проектирование, изготовление и эксплуатация лифтового оборудования. Эти требования нашли отражения в ПУБЭЛ, ГОСТ и Технических условиях на проектирование лифтов.

Наряду с указанными, к лифтам предъявляются следующие дополнительные требования: точность остановки относительно уровня этажной площадки; плавность движения кабины при разгоне и торможении; комфортабельность условий транспортировки пассажиров; общедоступность пользования лифтом; бесшумность работы; допустимый уровень электромагнитных помех работе систем радиосвязи и телевидения.

Точность остановки кабины определяется величиной разности отметок пола кабины и пола этажной площадки. Порог, образующийся в результате неточности остановки, представляет опасность для пассажиров и затрудняет погрузо-разгрузочные работы с применением напольного транспорта или монорельсовой системы загрузки кабины.

Неточность остановки определяется зависимостью тормозного пути кабины от массы груза и направления движения в момент торможения.

При торможении поднимающейся груженой кабины, остановка произойдет несколько ниже порога разгрузочной площадки, тогда как порожняя кабина пройдет больший путь и остановится выше этого уровня. При движении вниз будет наблюдаться обратная картина.

Шунты датчика точной остановки кабины устанавливаются на таком расстоянии, чтобы разница уровней пола кабины и этажной площадки была одинаковой при остановке груженой и порожней кабины при ее движении в одном направлении. Схематически это показано на рис. 1.2.

Точностью остановки принято оценивать величиной полуразности тормозных путей кабины при движении в одном направлении с грузом и порожняком:

огласно рекомендации ПУБЭЛ точность остановки кабины должна выдерживаться в пределах, не превышающих: для больничных лифтов и грузовых лифтов с монорельсом ±15 мм; для остальных - ±50 мм. При использовании управляемого привода переменного трехфазного тока и привода постоянного тока достигается значительно большая точность остановки.
Плавность движения кабины количественно определяется уровнем ускорения при разгоне и торможении подъемного механизма.
По нормам ПУБЭЛ максимальная величина ускорения (замедления) кабины в" нормальных эксплуатационных режимах не должна превышать следующих значений: для больничных лифтов - 1 м/с2; для лифтов других типов - 2 м/с2.

Максимальная величина замедления при остановке кабины нажатием кнопки «СТОП» - не должна превышать 9,81 м/с2.

При посадке кабины на ловители или буфер в аварийных ситуациях допускаются ускорения до 25 м/с2. „

Эффект физиологического воздействия ускорений существенно зависит от времени их действия. Так, при времени действия ускорений менее 0,04 с, человеческий организм удовлетворительно переносит ускорения около 30-40 м/с2. Поэтому ПУБЭЛ допускает кратковременное превышение ускорений замедления кабины.

Комфортабельность условий перевозки пассажиров определяется минимальной величиной времени ожидания лифта на посадочной площадке, плавностью и точностью остановки, отсутствием шума и вибрации в кабине, наличием хорошей вентиляции салона и достаточной освещенности.

Улучшение комфортабельности способствует красивая отделка кабины с хорошо продуманной гаммой цветов, создающей эффект увеличения объема салона кабины.

Общедоступность пользования лифтом предполагает наличие достаточно простой и понятной системы управления движением из кабины и этажных площадок, не требующей специальной подготовки пассажиров всех возрастных групп.

Бесшумность работы лифта обеспечиваются рядом мер по снижению уровня шума и предотвращению его распространения по несущим конструкциям здания. С этой целью, лебедка лифта и другие узлы оборудования лифта устанавливаются на амортизаторы и к их конструкции предъявляются повышенные требования относительно уровня шума и вибрации. Эти требования должны учитываться при проведении монтажных, профилактических и ремонтных работ.

Техническими условиями на проектирование лифтов регламентируется также предельно допустимый уровень шума в помещениях, расположенных рядом с лифтом. Соответствующие нормативные данные зависят от назначения и технологии использования соответствующего здания.

Снижение уровня электромагнитных помех может быть гарантировано хорошим качеством экранировки источников помех электрооборудования лифта и установкой высокочастотных фильтров во вводном устройстве электрической силовой цепи питания лифта.

Лифт (англ. lift - подъем, поднимать) - широко используемый вид грузоподъемных машин, предназначенных для подъема/спуска грузов и людей. К основным особенностям, отличающим лифт от других грузоподъемных устройств, относятся стационарность и наличие прямых направляющих, расположенных под углом к вертикали не более чем на 15º. По режиму работы лифт является машиной периодического действия.

Требования к устройству, монтажу, эксплуатации, обслуживанию, диагностике лифтов и СДК регламентируются ПУБЭЛ («Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов»).

Виды лифтов

Лифты классифицируются по многим параметрам. В зависимости от вида перемещаемого груза различают следующие категории оборудования.

Пассажирские лифты . Устанавливаются в общественных, жилых и промышленных зданиях, предназначены для перевозки людей и домашних вещей, вес которых не превышает допустимых значений.

Больничные . Разработаны для медицинских учреждений, служат для подъема/спуска находящихся на медицинских транспортных средствах больных и сопровождающих их врачей.

Грузовые. Используются для подъема/спуска различных грузов. По способу управления и конструктивным особенностям грузовые лифты подразделяют на следующие виды:

  • управляемые лифтером (проводником) из кабины.
  • управляемые с этажных площадок, закрытых для перемещения людей;
  • малые грузоподъемные лифты с кабиной высотой до 1250 мм и г/п до 250 кг;
  • лифты с потолочной балкой-монорельсом, которая служит для закрепления грузоподъемных устройств;
  • выжимные лифты, движение которых осуществляется в результате приложения подъемной силы к низу кабины.
  • тротуарные лифты, расположенные в подземных шахтах, имеющих в верхней части люк для выхода лифта.

Основные технические параметры лифтов

Грузоподъемность. Предельный вес груза, который допускается поднимать с помощью лифта. Вес кабины со всем находящимся в ней оборудованием в значение грузоподъемности не входит. Номинальная г/п лифта зависит от площади пола кабины.

Вместимость. Это количество людей, которые могут одновременно находиться в лифте. Равна частному от деления грузоподъемности машины на средний вес человека, который принимается равным 75 кг. Полученное дробное значение округляется до ближайшего целого.

Точность остановки лифта. Расстояние между уровнем площадки на этаже и полом остановившейся кабины. Допускается отклонение в ту или иную сторону не более 35 мм.

Скорость движения. Различают номинальное и рабочее значение. Первое - это расчетное значение скорости перемещения кабины. Второе - фактическое, то которое имеет место при эксплуатации. По скорости движения лифты подразделяются на четыре категории:

  • высокоскоростные (номинальная скорость кабины выше 4 м/с);
  • скоростные (движение происходит со скоростью, расположенной в диапазоне 2,0-4,0 м/с);
  • быстроходные (1-2 м/с);
  • тихоходные (до 1 м/с).

Есть еще двухскоростные лифты, у которых перед остановкой происходит снижение скорости до 0,4 м/с. Это повышает точность остановки кабины.

Вид грузонесущей площадки . Лифт может иметь стандартную кабину или платформу.

Тип привода дверей. Различается по способу открывания:

  • автоматический;
  • полуавтоматический;
  • ручной.

По типу исполнительного механизма (виду потребляемой энергии):

  • гидравлический;
  • электрический.

Система управления лифтом

Управляющая система классифицируется по двум критериям: месту, с которого осуществляется управление, и характеру подачи и приема управляющих команд.

Лифтом можно управлять из следующих мест:

  • снаружи кабины (с площадок на этажах) - наружное или внешнее управление;
  • из кабины - внутреннее управление;
  • одновременно из кабины и с этажной площадки - смешенное управление.

В зависимости от алгоритма приема и исполнения команд возможна реализация следующих способов управления.

Простое раздельное управление . Это тот случай, когда принимается и исполняется только одна команда.

Собирательное . При этом способе производится прием и регистрация нескольких команд, но порядок их исполнения определяется программой, заложенной в систему управления. Собирательный способ управления предполагает промежуточные остановки, при которых забираются попутные пассажиры с этажных площадок. На лифтах, работающих в жилых зданиях, промежуточные остановки допускаются только при спуске кабины. В лифтах, работающих в общественных зданиях, система управления реализует промежуточные остановки как при движении вниз, так и вверх.

Одиночное . Лифт управляется от одной кнопки вызова.

Групповое . Реализуется для группы лифтов, которые расположены в одной шахте и работают на одних и тех же этажах. Один из вариантов такого вида управления - часто используемое в жилых домах парное управление.

Режимы работы лифта

Различают следующие режимы работы:

Рабочий . Используется при перемещении пассажиров.

Режим обслуживания . Предполагает управление кабиной из машинного отделения, в котором находится электромеханик, производящий обслуживание оборудования.

Ревизия. Управление осуществляется электромехаником, находящимся на крыше кабины.

Пожарная опасность . Переход на этот режим происходит при получении сигнала о пожаре. Электросхема лифта в этом случае обеспечивает подачу кабины на основной посадочный этаж, игнорируя команды, поступающие с других мест (посадочной площадки или кабины).

Перевозка пожарных. Управление перемещением лифта, а также закрывание/открывание дверей шахты/кабины возможно только изнутри кабины.


2016.07.05

Очень важным вопросом при проектировании подъемных установок, является точная остановка подъемника против заданного уровня. Кабина лифта или клеть шахтного подъемника после торможения должна останавливаться против уровня загрузки с заданной степенью точности. Недостаточная точность остановки ухудшает эксплуатационные качества подъемных машин, снижает безопасность пользования ими и их производительность.

При ручном управлении лифтами и шахтными подъемниками, если подъемный сосуд при торможении по тем или иным причинам не остановился против заданного уровня, доводка его может быть произведена оператором путем повторного включения двигателя. В этом случае непосредственно к системе электропривода каких-либо специальных требований в отношении точной остановки не предъявляется. При автоматизации подъемной установки управление всеми элементами рабочего процесса и, в частности, процессом остановки полностью возлагается на электропривод. В связи с этим к нему предъявляются жесткие требования в отношении точной остановки, которые в ряде случаев оказывают решающее влияние на выбор системы электропривода.

Рассмотрим в качестве примера остановку кабины лифта (рис. 48). При подходе кабины к этажной площадке происходит переключение путевого датчика точной остановки ДТО упором У на кабине, и в схему управления электропривода поступает командный импульс. После срабатывания датчика кабина некоторое время будет продолжать следовать с постоянной скоростью , пока не сработают аппараты, отключающие двигатель от сети, и не наложится механический тормоз. Кабина при этой скорости пройдет путь, определяемой выражением

- начальная постоянная скорость, м/с;

- суммарное время работы аппаратов, с.

Далее начинается торможение кабины, за время которого она проходит путь . Кинетическая энергия, запасенная в движущихся частях лифта расходуется на совершение работы по преодолению сил сопротивления на пути

или
,

m – приведенная к скорости движения кабины масса всех движущихся частей подъемника, кг;

–статическое и тормозное усилия, приведенные к скорости движения кабины, Н.

Рис. 48. Процесс остановки кабины. Уровни пола кабины: х1 – х1 при недоподъеме; х2 – х2 при переподъеме; х – х при точной остановке

Путь пройденный кабиной с момента воздействия на датчик точной остановки до полной остановки равен

,

где
, или та же величина, выраженная через

.

Величины
,

при работе лифта изменяются в более или менее широких пределах. Например, момент инерции
и статический момент
зависят от загрузки кабины, скорость
определяется жесткостью механической характеристики двигателя и значением
, время
и момент тормоза
не остаются в процессе работы постоянными под влиянием различных случайных факторов. Поэтому путьS также меняется по величине.

Если обозначить через
и
наибольшее и наименьшее возможные значения путиS , то его среднее значение определяется по формуле

.

Датчик точной остановки ДТО устанавливается на расстоянии от уровня пола этажа. Тогда максимальная неточность остановки кабины, характеризуется величиной

,

может быть подсчитана по формуле

,
,
,
,
- наибольшие возможные отклонения величин от их средних значений;

- составляющие остановочного пути для средних значений
,
,
,
.

Из выражения (*) следует, что повысить точность остановки можно в первую очередь путем снижения
, а также уменьшением времени
и увеличением тормозного момента
. Повышение момента механического тормоза может привести, однако, к увеличению темпа торможения кабины выше допустимого значения.

Наиболее эффективно влияет на точность остановки начальная скорость кабины при торможении. Поэтому при больших рабочих скоростях лифта необходимо заблаговременно снизить перед остановкой кабины ее скорость до значения
, при которой неточность остановки
не будет превосходить допустимого значения
. Следовательно электропривод должен обеспечивать достаточный диапазон регулирования скорости и иметь достаточно жесткие характеристики во всем диапазоне.

Значение
лежит в пределах: 35 - 50 мм для пассажирских и грузовых свободно загружаемых лифтов; 10 - 15 мм для грузопассажирских и грузовых лифтов с грузами на тележках; 250 - 300 мм для скиповых шахтных подъемников.