Сколько серы в российской солярке. Реальное положение с дизельным топливом. Методика отбора и добрые люди

Не в последнюю очередь влияют свойства топлива. Сегодня производители в России предлагают и дизтопливо ГОСТ 305-82. Государственный стандарт, разработанный еще в 1982 году, уже устарел, как, впрочем, и само топливо, которое по нему до недавнего времени изготавливали.

ГОСТ 305-82

Созданный еще в Советском Союзе, этот стандарт, который регламентирует изготовление ДТ, является межгосударственным. Он определяет как технические условия производства, так и характеристики топлива, которое предназначалось для автомобилей, промышленных агрегатов и судов с быстроходными дизельными двигателями.

Современное топливо, изготовленное по международным европейским стандартам, практически вытеснило с рынка солярку, для производства которой использовался старый ГОСТ. Дизтопливо ЕВРО, кроме того что имеет значительно более высокие эксплуатационные характеристики, еще и намного экологичнее.

Впрочем, и сегодня считается (по крайней мере на постсоветском пространстве), что горючее, в котором можно применять различные разрешенные присадки, имеет некоторые преимущества из-за своей универсальности и широкого диапазона рабочих температур.

Область применения

Дизтопливо (ГОСТ 305-82) использовалось до недавнего времени для военной, сельскохозяйственной техники, дизельных судов и грузовых автомобилей старого образца.

Этим топливом пользовались для отопления малоэтажных зданий, расположенных далеко от центрального теплоснабжения. Сочетание низкой цены и достаточно высокой энергоэффективности позволяло экономить затраты на содержание домов.

Почему в прошлом? Государственный стандарт 1982 года заменен на ГОСТ 305-2013, вступивший в действие с января 2015 года. И в нем четко указано, что дизтопливо ГОСТ 305-2013 не реализуется через АЗС общего пользования и предназначено для быстроходных и газотурбинных двигателей как внутри страны, так и в (Казахстане и Белоруссии).

Основные преимущества

Итак, главные достоинства - это универсальность и рабочие температуры. Кроме того, преимуществами старой доброй солярки считают ее эксплуатационную надежность, проверенную десятилетиями; возможность длительного хранения без ухудшения технических характеристик; повышение мощности двигателя.

Дизтопливо ГОСТ 305-82 легко фильтруется, содержит незначительное количество сернистых соединений и не разрушает детали двигателя.

Бесспорным преимуществом солярки является ее низкая цена по сравнению с другими видами жидкого топлива.

Главный недостаток

Главным недостатком горючего, из-за которого, собственно, и ограничено его использование, является низкий класс экологичности. Дизтопливо ГОСТ 305-82 (2013) принадлежит к классу К2. А на сегодняшний день на территории РФ запрещены к обращению даже виды топлива с классом экологичности К3 и К4.

Марки дизтоплива

Старый ГОСТ устанавливал три новый же - четыре. Также несколько отличаются температурные диапазоны их использования и характеристики.

Параметры (ГОСТ) дизтоплива летнего (Л): эксплуатационная температура - от минус 5 °С, температура вспышки для общего назначения - 40°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных - 62°С.

Такая же температура вспышки у межсезонного топлива (Е), рабочие температуры которого начинаются с минус 15°С.

Зимнее топливо (З) используется при температурах до минус 35°С и до минус 25°С. И если в технических условиях 1982 года диапазон рабочих температур определялся температурой застывания топлива, то в новом документе речь идет о температуре фильтрации - минус 35°С и минус 25°С соответственно.

Арктическое (А) дизтопливо ГОСТ 305-82 можно было использовать, начиная с температуры минус 50°С. В новом документе этот предел подняли на пять градусов, называется уже рекомендованная температура от 45°С и выше.

Виды дизтоплива

Дизтопливо ГОСТ 52368-2005 (ЕВРО) делится по массовому содержанию серы на три вида:

  • I - 350 мг;
  • II - 50 мг;
  • III - 10 мг на один кг горючего.

В ГОСТ 305-82 дизтопливо в зависимости от процентного содержания серы делится на виды:

  • I — топливо всех марок, в котором доля серы не больше 0,2%;
  • II — дизтопливо с содержанием серы для марок Л и З - 0,5%, а для марки А - 0,4%.

Новый ГОСТ 305-2013, приближаясь к международным стандартам, делит топливо на два вида по массовому содержанию серы вне зависимости от марки. К виду I относится горючее с содержанием серы 2,0 г, а к виду II - 500 мг на килограмм топлива.

Даже вид II содержит серы в полтора раза больше, чем топливо вида I, соответствующее международным стандартам.

Большое количество серы - это вредные выбросы в атмосферу, но и хорошие смазывающие свойства топлива при этом.

Условные обозначения

В ГОСТ 305-82 топливо маркировалось заглавной буквой Л, З или А (летнее, зимнее или арктическое соответственно), массовой долей серы, температурой вспышки летнего и температурой застывания зимнего топлива. Например, З-0,5 минус 45. Сорта высший, первый или без него, характеризующие качество топлива, указываются в паспорте на партию.

Дизтопливо (ГОСТ Р 52368-2005) маркируется буквами ДТ, указывается сорт или класс в зависимости от значения температур фильтруемости и помутнения, а также вид топлива I, II или III.

Для Таможенного союза существует свой документ, регламентирующий требования к топливу, в том числе и его условное обозначение. Он включает буквенное обозначение ДТ, марку (Л, З, Е или А) и коэффициент экологичности от К2 до К5, показывающий содержание серы.

Поскольку документов много, понятие сортности в них разное, а характеристики более подробно указываются в паспорте качества, то сегодня не редкость объявления типа «Продажа дизтоплива трубного сорт 1 ГОСТ 30582005». То есть все параметры и качество горючего соответствуют указанному стандарту, кроме содержания серы.

Основные характеристики дизтоплива

Самыми важными эксплуатационными показателями, которыми характеризуется дизтопливо ГОСТ 305-82 (2013), являются: цетановое число, фракционный состав, плотность и вязкость, температурные характеристики, массовые доли различных примесей.

Цетановое число характеризует воспламеняемость топлива. Чем выше этот показатель, тем меньше времени проходит от впрыска топлива в рабочий цилиндр до начала его горения, а следовательно, меньше длительность прогрева двигателя.

От фракционного состава зависит полнота сгорания топлива, а также токсичность отработанных газов. При перегонке дизельного топлива фиксируется момент полного выкипания определенного количества горючего (50% ли 95%). Чем тяжелее фрикционный состав, тем уже диапазон температур и выше нижний порог кипения, а значит, позднее происходит самовоспламенение горючего в камере сгорания.

Плотность и вязкость влияют на процессы подачи и впрыска топлива, его фильтрование и эффективность.

Примеси влияют на износ двигателя, коррозионную стойкость топливной системы, появление в ней налета гари.

Предельная температура фильтруемости - это такая низкая температура, при которой загустевшее топливо перестает проходить через фильтр с ячейками определенного размера. Еще один температурный показатель - это температура помутнения, при которой начинает кристаллизоваться парафин, то есть мутнеет дизтопливо.

Характеристики ГОСТ 305-2013 устанавливает для всех марок одинаковые: цетановое число, массовую долю серы, кислотность, йодное число, зольность, коксуемость, загрязнение, содержание воды. Отличия касаются температурных и плотности топлива. В ГОСТ 305-82 были отличия еще и по коксуемости.

Технические требования к дизтопливу

Итак, цетановое число для всех марок топлива равно 45, содержание серы - либо 2,0 г, либо 500 мг на один кг. Это самые важные показатели, характеризующие горючее.

Плотность дизтоплива по ГОСТ меняется от 863,4 кг/куб. м для горючего марок Л и Е до 833,5 кг/куб. м для марки А, кинематическая вязкость - от 3,0-6,0 кв. мм/с до 1,5-4,0 кв. мм/с соответственно.

Характеризуется диапазоном температур от 280°С до 360°С для топлива всех марок, за исключением арктического, для которого температуры выкипания находятся в пределах от 255°С до 360°С.

Характеристики (новый ГОСТ) дизтоплива летнего ничем не отличаются от характеристик межсезонного горючего, за исключением предельной температуры фильтруемости.

Температура вспышки зимнего топлива общего назначения - 30°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных - 40°С, арктического - 30°С и 35°С соответственно.

Отличия дизтоплива ГОСТ 305-82 (2013) и ЕВРО

Еще в 1993 году европейские стандарты качества устанавливали цетановое число не ниже 49. Спустя семь лет стандарт, который определял технические характеристики топлива ЕВРО 3, установил более жесткие показатели. Цетановое число должно быть более 51, массовая доля серы - меньше 0,035%, а плотность - меньше 845 кг/куб. м. Стандарты ужесточились в 2005 году, а сегодня действуют международные, установленные в 2009 году.

Сегодня в РФ производится дизтопливо ГОСТ Р 52368-2005 с цетановым числом выше 51, содержанием серы меньше 10 мг/кг, температурой вспышки от 55°С, плотностью в пределах от 820 до 845 кг/куб. м и температурой фильтруемости от плюс 5 до минус 20°С.

Даже сравнивая первые два показателя, можно сделать вывод о несоответствии дизтоплива ГОСТ 305-2013 современным требованиям экологии.

Требования безопасности

Поскольку дизельное топливо - жидкость горючая, то меры безопасности касаются, прежде всего, защиты от возникновения пожара. Достаточно всего 3% его паров в общем объеме воздуха в помещении для того, чтобы спровоцировать взрыв. Поэтому высокие требования предъявляются к герметизации оборудования и аппаратуры. Защищенными выполняются электропроводка и осветительные приборы, инструменты используются только те, которые не высекают даже случайно искру.

Важными для соблюдения техники безопасности и условий хранения дизтоплива ГОСТ 305-82 (2013) являются температурные показатели, касающиеся способности к горению.

Марка топлива

Температура самовоспламенения, °С

Температурный предел воспламенения, °С

Летнее, межсезонное

Арктическое

Особенно важно соблюдение мер безопасности и температурных режимов в местах длительного хранения многих тысяч тонн дизельного топлива, например на электростанциях.

Характеристики дизтоплива для электростанций

Дизельные электростанции и сегодня используют горючее по ГОСТу 305-82. Оборудование на них установлено как отечественного производства, так и зарубежное.

Например, компания F.G.Wilson к использованию рекомендует высший и первый сорта всех марок топлива с цетановым числом от 45, содержанием серы не больше 0,2%, воды и присадок - 0,05%, плотностью 0,835 - 0,855 кг/куб. дм. Этим характеристикам соответствует горючее вида I ГОСТ 305-82 (2013).

В договоре на поставку дизельного топлива на электростанцию обязательно указываются его физико-химические свойства: цетановое число, плотность, вязкость, температуру вспышки, содержание серы, зольность. Механические примеси и вода не допускаются вообще.

Для проверки качества поставленного горючего и соответствия его характеристик установленным государственным стандартом пределам определяют содержание нежелательных примесей и температуру вспышки. Если в работе оборудования наблюдаются сбои и его детали интенсивно изнашиваются, определяют и остальные показатели.

ГОСТ 305-82 устарел и заменен, но и новый документ, введенный в действие с начала 2015 года, не так заметно изменил требования к дизельному топливу для быстроходных двигателей. Может быть, когда-нибудь такое горючее запретят к использованию вообще, но сегодня его еще используют как на электростанциях, так и на тепловозах, тяжелой военной технике и грузовых автомобилях, парк которых сохранился еще со времен Советского Союза.

В современном мире дизельные агрегаты используются весьма интенсивно. Однако, многие, заказывающие доставку дизтоплива , слабо разбираются в его параметрах, которые самым решительным образом влияют на экономичность и срок службы дизельного двигателя. Этому также способствует чехарда с различными ГОСТами и ТУ, согласно которым выпускается топливо в России.

Мы не будем приводить нормативные документы целиком, остановимся лишь на некоторых, очень важных для потребителя параметрах дизельного топлива.

Цетановое число

Параметр характеризующий скорость самовоспламенения сжатого в цилиндре топлива.

От скорости воспламенения зависит жесткость работы дизеля. Чем выше цетановое число, тем меньше период задержки и тем быстрее воспламеняется топливо, основная масса которого сгорает по мере поступления в цилиндр, а процессом сгорания можно управлять с помощью инжекторов. Это идеальный вариант.

Малое цетановое число означает малую скорость воспламенения. Топливо накапливается в цилиндре, а затем сгорает в короткий промежуток времени. Это вызывает резкое повышение давления, которое бьет по поршню. Топливная экономичность ухудшается, происходит неполное сгорание, двигатель начинает дымить.

В случае, если цетановое число слишком высокое, самовоспламенение происходит в момент, когда топливо еще не успевает испариться и превратиться в топливную смесь. Это ведет к неполному сгоранию, увеличению вредных выбросов, жесткой работе двигателя, увеличению вибрации.

Сегодня в России действуют два стандарта на дизельное топливо – ГОСТ 305-82 и ГОСТ Р 52368-2005 . Согласно этим документам российские НПЗ выпускают топливо с цетановым числом от 40 до 51.

Какое дизельное топливо нужно лично вам? Ответ можно найти в инструкции по эксплуатации вашего двигателя. Каждый дизельный агрегат оптимизирован под топливо с определенным цетановым числом.

Любое дизельное топливо содержит сернистые соединения. Общее их количество зависит от нефти, из которой вырабатывается топливо и степени очистки.

Во время работы двигателя, сернистые соединения вода, содержащиеся в топливе превращаются в кислотные окислы. Всё происходит по такой схеме:
S0 2 (двуокись серы) --> S0 3 (сернистый ангидрид) --> H 2 S0 4 (серная кислота).

В процессе расширения, серная кислота конденсируется на стенках цилиндров, образуя растворы серной кислоты. В картере сернистые соединения резко ухудшают качество смазочного масла. С увеличением содержания серы в топливе возрастает износ поршневых колец и зеркала втулки цилиндра. Интенсивность кислотной коррозии возрастает при нарушении режимов охлаждения цилиндров.

Окислы серы и несгоревшая сера образуют отложения на выпускных клапанах, ускоряя выход их из строя. Кроме того, использование дизельного топлива с высоким содержанием серы существенно снижает срок службы катализаторов и узлов выхлопной системы автомобиля.

Существует еще одна проблема – экологическая. Окислы серы в той или иной степени присутствуют в выхлопных газах. Вступая в реакцию с влагой из воздуха, они отравляют атмосферу. Отсюда заболевания, кислотные дожди и т.д.

Именно экологические проблемы заставляют вводить ограничения на содержание серы в дизельном топливе и бензине. Снижение содержания серы достигается за счет дополнительных этапов переработки нефти и влечет за собой значительное удорожание топлива.

Действующий ГОСТ 305-82 допускает выработку дизтоплива с содержанием серы:

  • 0,5% (вид II)
  • 0,2% (вид I)
  • менее 0,2% (высший сорт).

Более новый ГОСТ Р 52368-2005 допускает выработку топлива с содержанием серы:

  • 0,35% (вид I)
  • 0,05% (вид II)
  • 0,01% (вид III).

Обратите внимание, виды топлива в этих стандартах имеют обратную нумерацию. А топливо вида I выработанное по старому ГОСТу оказывается даже чище, чем аналогичное топливо выработанное по новому ГОСТу.

Впрочем, если вам дорого здоровье свое и своего дизельного друга, пользуйтесь топливом с содержанием серы 0,05% или 0,01%. Чаще всего его можно встретить под названием ЕВРО-4 и ЕВРО-5 соответственно.


ООО "Ойл-Экспо" - дизельное топливо и бензин с доставкой. Обоснованные цены, гарантированное качество.

ГОСТ 305-2013

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

Технические условия

Diesel fuel. Specifications


МКС 75.160.20

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП"), Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы"

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

Минэкономики Республики Армения

Киргизия

Кыргызстандарт

Россия

Росстандарт

Узбекистан

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1871-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 305-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 305-82


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на дизельное топливо (далее - топливо) для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов, а также для экспорта.

Топливо с содержанием серы 2000 мг/кг поставляют по государственному оборонному заказу и на экспорт.

Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.

Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП), предназначенная для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции, приведена в приложении А.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.4.010-75 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия

ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 12.4.020-82 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Номенклатура показателей качества

ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования

ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка

ГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования

ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация

ГОСТ 12.4.111-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы мужские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия

ГОСТ 12.4.112-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы женские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия

ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости

ГОСТ EN 116-2013 Топлива дизельные и печные бытовые. Метод определения предельной температуры фильтруемости

ГОСТ 1461-75 Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности

ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 2070-82 Нефтепродукты светлые. Методы определения йодных чисел и содержания непредельных углеводородов

ГОСТ ISO 2160-2013

ГОСТ 2177-99 (ИСО 3405-88) Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава

ГОСТ 2517-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ ISO 2719-2013 Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса

ГОСТ 3122-67 Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа

ГОСТ ISO 3405-2013 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении

ГОСТ 5985-79 Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа

ГОСТ 6307-75 Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей

ГОСТ 6321-92 (ИСО 2160-85) Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке

ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле

ГОСТ 17323-71 Топливо для двигателей. Метод определения меркаптановой и сероводородной серы потенциометрическим титрованием

ГОСТ 19121-73 Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе

ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 19932-99 (ИСО 6615-93) Нефтепродукты. Определение коксуемости методом Конрадсона

ГОСТ ISO 20846-2012 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом ультрафиолетовой флуоресценции

ГОСТ 22254-92 Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре

ГОСТ 32139-2013 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

ГОСТ 32329-2013 Нефтепродукты. Определение коррозионного воздействия на медную пластинку

ГОСТ 32392-2013 Нефтепродукты. Определение коксового остатка микрометодом

ГОСТ 32508-2013 Топлива дизельные. Определение цетанового числа

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Классификация

3.1 В зависимости от условий применения топливо подразделяют на марки:

- Л - летнее, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 5 °С и выше;

- Е - межсезонное, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 15 °С и выше:

- З - зимнее, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до минус 25 °С (предельная температура фильтруемости - не выше минус 25 °С) и до минус 35 °С (предельная температура фильтруемости - не выше минус 35 °С);

- А - арктическое, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 45 °С и выше.

4 Условные обозначения

4.1 В условном обозначении топлива указывают:

- для марки Л - температуру вспышки и экологический класс топлива.

Пример условного обозначения дизельного топлива марки Л, с температурой вспышки 40 °С, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:

ДТ-Л-40-К2 по ГОСТ 305-2013;

Для марки Е - предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива.

Пример условного обозначения дизельного топлива марки Е, с температурой фильтруемости минус 15, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:

ДТ-Е-минус 15-К2 по ГОСТ 305-2013;

Для марки З - предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива.

Пример условного обозначения дизельного топлива марки З, с температурой фильтруемости минус 25, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:

ДТ-З-минус 25-К2 по ГОСТ 305-2013;

Для марки А - экологический класс топлива.

Пример условного обозначения дизельного топлива марки А, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:

ДТ-А-К2 по ГОСТ 305-2013.

5 Технические требования

5.1 Топливо должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по утвержденной технологии. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытно-промышленных образцов и прошли испытания с положительными результатами.

5.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям топливо должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.


Таблица 1 - Требования к топливу

Наименование показателя

Значение для марки

Метод испытания

1 Цетановое число, не менее

2 Фракционный состав:

для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин

для дизелей общего назначения

5 Массовая доля серы, мг/кг, не более

6 Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

7 Массовая доля сероводорода

Отсутствие

8 Испытание на медной пластинке

Выдерживает. Класс 1

Отсутствие

10 Кислотность, мг KОН на 100 см топлива, не более

11 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более

12 Зольность, %, не более

14 Общее загрязнение, мг/кг, не более

По стандарту

По стандарту

16 Плотность при 15 °С, кг/м, не более

17 Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

Минус 5

Минус 45

Примечания

1 В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг KОН на 100 см топлива

2 По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с предельной температурой фильтруемости не ниже 5 °С при минимальной температуре воздуха на месте применения топлива 5 °С и выше.

3 Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливают норму по плотности при 15 °С для марки Л не более 878,4 кг/м, для марок З и А - не более 863,4 кг/м.

4 Для дизельного топлива марки Л, вырабатываемого из газовых конденсатов, допускается кинематическая вязкость 2,0-6,0 мм/с.

5 На территории Республики Казахстан:

- для марки Е устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 5 °С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 5 °С и выше.

- для марки З устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 15 °С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 15 °С и выше.

5.3 Топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки.

5.4 Топливо может содержать присадки, не причиняющие вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

Топливо не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.

6 Прецизионность методов испытаний

6.1 Прецизионность установлена в стандартах на методы испытаний, на которые даны ссылки в настоящем стандарте. При разногласиях в оценке результатов испытаний следует использовать стандарты и .

7 Требования безопасности

7.1 Топливо является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007 .

7.2 Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний. Постоянный контакт с топливом может вызвать острые воспаления и хронические экземы.

7.3 Предельно допустимая концентрация паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны - 300 мг/м в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005 .

Требования к предельно допустимым концентрациям (ПДК) топлива в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.

7.4 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 топливо представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость.

Взрывоопасная концентрация паров топлива в смеси с воздухом - 2% об. - 3% об.

Температура самовоспламенения топлива марок Л, Е - 300 °С, марки З - 310 °С, марки А - 330 °С; температурные пределы воспламенения:

- Л, Е - нижний 69 °С, верхний 119 °С.

- З - нижний 62 °С, верхний 105 °С;

- А - нижний 57 °С, верхний 100 °С.

7.5 При возгорании топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ и "3,5", перегретый пар.

7.6 В помещениях для хранения и использование топлива запрещается использовать открытый огонь; электрические сети и искусственное освещение должны быть взрывозащищенного исполнения.

При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

7.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования топлива, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018 .

7.8 При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, а место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива необходимо засылать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с санитарными нормами, утвержденными в установленном порядке.

7.9 Помещения для работ с топливом должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021 . Места интенсивного выделения паров топлива должны быть оборудованы местными отсосами.

В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.

7.10 При работе с топливом применяют индивидуальные средства защиты по ГОСТ 12.4.011 , ГОСТ 12.4.103 , ГОСТ 12.4.111 , ГОСТ 12.4.112 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.

В местах с концентрацией паров топлива, превышающей ПДК, необходимо применять фильтрующие противогазы марки ПФМГ с коробкой БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные, указанные в ГОСТ 12.4.034 .

7.11 При работе с топливом необходимо соблюдать правила личной гигиены.

7.12 При попадании топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз необходимо обильно промыть глаза теплой водой.

Для защиты кожи рук применяют специальные защитные рукавицы по ГОСТ 12.4.010 , мази и пасты по ГОСТ 12.4.068 , а также средства индивидуальной защиты рук по ГОСТ 12.4.020 .

7.13 Все работающие с топливом должны в установленном порядке проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с установленными требованиями.

8 Требования охраны окружающей среды

8.1 С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.

8.2 Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий топлива являются использование герметичного оборудования в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием, применением и хранением топлива, а также строгое соблюдение технологического режима.

8.3 При производстве, хранении и применении топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие его попадание в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву.

9 Правила приемки

9.1 Топливо принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, по одной и той же технологической документации, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве (паспортом продукции), выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы. Масса объединенной пробы - 2 дм топлива.

9.2 Паспорт продукции, выдаваемый изготовителем, должен содержать:

- наименование и марку продукции;

- наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);

- обозначение настоящего стандарта;

- нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива требованиям настоящего стандарта и технического регламента *;
_______________



- дату выдачи и номер паспорта;

- подпись лица, оформившего паспорт;

- сведения о декларации соответствия (при наличии);

- сведения о наличии в топливе присадок.

9.3 Сопроводительную документацию на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняют на русском языке и на государственном языке государства - члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.

9.4 При реализации топлива продавец обязан предоставить информацию о наименовании и марке топлива, его соответствии требованиям технического регламента *.
_______________
* Действует на территории стран - участников Таможенного союза.


При розничной реализации топлива необходимо предоставить информацию о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, которая должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливораздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках.

По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт продукции) на топливо.

9.5 При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей, приведенных в таблице 1, проводят повторные испытания на пробе, вновь отобранной от той же партии. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.

9.6 Показатели 9-13 таблицы 1 гарантируются технологией производства и определяются 1 раз в квартал.

При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из указанных показателей испытания переводят в категорию приемо-сдаточных и проводят испытания по данному показателю до получения положительных результатов не менее чем на двух партиях подряд.

10 Методы испытаний

10.1 Отбор проб - по ГОСТ 2517 или по стандартам , .

10.2 При разногласиях в оценке качества топлива следует использовать метод испытания, приведенный в таблице 1 первым.

11 Маркировка, транспортирование и хранение

11.1 Маркировка, транспортирование и хранение топлива - по ГОСТ 1510 .

11.2 Грузоотправитель наносит маркировку, характеризующую транспортную опасность топлив, по правилам - и ГОСТ 19433 : класс - 3; подкласс - 3.3; знак опасности - 3; классификационный шифр - 3313; номер ООН - 1202, аварийная карточка - 315.

11.3 Транспортирование осуществляют железнодорожными и автомобильными цистернами или автотопливозаправщиками.

11.4 Хранение топлива - по ГОСТ 1510 .

12 Гарантии изготовителя

12.1 Изготовитель гарантирует соответствие топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

12.2 Гарантийный срок хранения дизельного топлива - 5 лет со дня изготовления.

Приложение А (справочное). Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП)

Приложение А
(справочное)


Таблица А.1

Марка топлива

ОКП для топлива с содержанием серы не более

500 мг/кг

Л (летнее)

Е (межсезонное)

З (зимнее)

А (арктическое)

Примечания

1 Коды ОКП действуют только на территории Российской Федерации.

2 Код ОКП при поставке топлива для судовой техники - 02 5134.

Библиография

Нефтепродукты жидкие. Средние дистиллятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и получаемого цетанового числа (DCN) сжиганием в камере постоянного объеме

Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельного топлива. Определение цетанового числа моторным методом

ЕН ИСО 5165:1998*

Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельных топлив. Метод цетанового числа с использованием двигателя

(EN ISO 5165:1998)

(Petroleum products - Determination of the ignition quality of diesel fuels - Cetane engine method)

________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей

Жидкие нефтепродукты. Определение задержки воспламенения и производного цетанового числа (DCN) средних дистиллятов путем сжигания в камере постоянного объема

(Liquid petroleum products - Determination of ignition delay and derived cetane number (DCN) of middle distillate fuels by combustion in a constant volume chamber)

ЕН ИСО 3104:1996

Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости

(EN ISO 3104:1996)

(Petroleum products - Transparent and opaque liquids - Determination of kinematic viscosity and calculation of dynamic viscosity)

АСТМ Д 445-12

Стандартный метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (расчет динамической вязкости)

Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны

СТ РК ИСО 8754:2003*

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СТ РК ИСО 8754-2004 . - Примечание изготовителя базы данных.

ЕН ИСО 8754:2003

Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии

(EN ISO 8754:2003)

(Petroleum products - Determination of sulfur content - Energy-dispersive X-ray fluorescence spectrometry)

ЕН ИСО 14596:2007

Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод длинноволновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

(EN ISO 14596:2007)

(Petroleum products - Determination of sulfur content - Wavelength-dispersive X-ray fluorescence spectrometry)

Нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах методом рентгенофлуоресцентной энергодисперсионной спектрометрии

ЕН ИСО 20847:2004

Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливах для двигателей внутреннего сгорания. Метод рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией энергии

(EN ISO 20847:2004)

(Petroleum products - Determination of sulfur content of automotive fuels - Energy-dispersive X-ray fluorescence spectrometry)

ЕН ИСО 6245:2002

Нефтепродукты. Определение зольности

(EN ISO 6245:2002)

(Petroleum products - Determination of ash)

АСТМ Д 482-13

Стандартный метод определения зольности в нефтепродуктах

(Standard test method for ash from petroleum products)

Жидкие нефтепродукты. Определение загрязнений в средних дистиллятах

(Liquid petroleum products - Determination of contamination in middle distillates)

ЕН ИСО 12937:2000

Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру

(EN ISO 12937:2000)

(Petroleum products - Determination of water - Coulometric Karl Fischer titration method)

Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра

EH ИСО 12185:1996

Нефть сырая и нефтепродукты. Определение плотности. Осцилляционный метод в U-образной трубке

(EN ISO 12185:1996)

(Crude petroleum and petroleum products - Determination of density - Oscillating U-tube method)

АСТМ Д 1298-12

Стандартный метод определения плотности, относительной плотности (удельного веса) или плотности в единицах API сырой нефти и жидких нефтепродуктов ареометром

(ASTM D 1298-12)

(Standard test method for density, relative density or API gravity of crude petroleum and liquid petroleum products by hydrometer method)

Стандартный метод определения плотности и относительной плотности с применением цифрового плотномера

(ASTM D 4052-11)

(Standard test method for density, relative density, and API gravity of liquids by digital density meter)

Государственная система обеспечения единства измерений. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний нефтепродуктов

EH ИСО 4259:2006

Нефтепродукты. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний

(EN ISO 4259:2006)

(Petroleum products - Determination and application of precision data in relation to methods of test)

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011

О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826)

ИСО 3170:2004

Нефтепродукты жидкие. Ручной отбор проб

(ISO 3170:2004)

(Petroleum liquids - Manual sampling)

ЕН ИСО 3171:1999

Нефтепродукты жидкие. Автоматический отбор проб из трубопровода

(EN ISO 3171:1999)

(Petroleum liquids - Automatic pipeline sampling)


УДК 665.753.4:006.354 МКС 75.160.20

Ключевые слова: дизельное топливо, технические условия
____________________________________________________________________________________


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2014

Постоянное совершенствование техники и ужесточение экологических норм ведет к повышению требований к качеству топлива . Большое внимание уделяется содержанию серы в нефтепродуктах и нефти . Этот параметр обязательно отражается в паспорте качества.

Примеси серы присутствуют в любом сорте нефти и во всех нефтепродуктах, составляя от 0,05 до 6% от общей массы. Сернистые соединения неравномерно распределяются по всем фракциям, присутствуя даже в глубоко очищенных дистиллятах. Высокое содержание серы в топливе нежелательно по многим причинам:

  • сера токсична и является причиной неприятного запаха нефтепродуктов,
  • снижает стойкость бензинов к детонации,
  • провоцирует повышенное смолообразование при крекинге,
  • увеличивает коррозионную активность,
  • пары серных соединений раздражают дыхательные пути человека и ухудшают состояние растений.

Однако совсем исключить серу из топлива пока невозможно. Например, если содержание серы в дизельном топливе ниже 0,035%, то значительно ухудшаются его смазывающие способности, что ведет к ускорению износа элементов топливной системы автомобиля. Чтобы это предотвратить, в солярку добавляются присадки, улучшающие смазывающие свойства. Но они пока малодоступны, так как серийное производство еще не налажено. Единственный выход – снижать количество серы в нефтепродуктах, устанавливая строгие нормы.

Серная классификация нефти

ГОСТ Р 51858-2002 определяет классы нефти по содержанию серы:

  • Класс 1 – малосернистая – серы в общей массе 0,6%.
  • Класс 2 – сернистая – серы в общей массе до 1,8%.
  • Класс 3 – высокосернистая – серы в общей массе до 3,5%.
  • Класс 4 – особо высокосернистая – серы в общей массе выше 3,5%.

Нефть обычно содержит чистую серу (ее немного) и ее производные. В паспорте качества указывается доля общей серы (чистая сера + серосодержащие примеси). Чем выше содержание серы в нефти, тем ниже ее стоимость.

Основную долю серных соединений (50-80%) в нефтепродуктах представляют почти нейтральные сульфиды и дисульфиды. Самыми «неприятными» из производных серы являются меркаптаны. Именно они вызывают резкий запах и больше других провоцируют коррозию и образование смол. Содержание меркаптанов ограничивается до нескольких сотых процента в зависимости от вида топлива и указывается в паспорте качества отдельно.

Нормы сернистости для разных видов топлива

Нормы содержания серы устанавливаются для всех видов топлива. Наиболее жесткие требования предъявляются к автомобильным бензинам и реактивному топливу . Допустимое содержание серы в них от 0,02 до 0,1%. Такие же требования предъявляются к бензинам-растворителям.

Дизельное топливо по показателю сернистости делится на экологические классы . На сегодня в России разрешен выпуск и использование только ДТ класса Евро-5 с содержанием серы меньше 10 мг/кг.

Как снизить содержание серы

Удаление серы из топлива осуществляется на нефтеперерабатывающих заводах двумя способами:

Предварительно нефть пропускают через фильтры, чтобы освободить от механических примесей. А затем она обрабатывается методом каталитического гидрирования при высокой температуре. Стоимость обессеренной нефти примерно вдвое выше стоимости начального сырья, но таким способом можно получить нефть с содержанием серы до 1%.

Второй способ предполагает удаление серы из части тяжелых нефтяных фракций с помощью вакуумной перегонки. Затем эти фракции подвергаются гидрированию водородом. Полученное бессернистое сырье смешивается с основной массой, и общее содержание серы снижается на 80-95%.

В 2005 году в связи с принятыми государственными обязательствами по снижению экологической нагрузки от выхлопных газов, а также необходимость соответствовать требованиям европейских заказчиков при экспортных отгрузках вынудило разработать в России новый стандарт на дизельное топливо.

ГОСТ Р 52368-2005 дублирует все требования европейского стандарта EN 590:2004 (именно поэтому в обозначениях дизельного топлива, изготовленного по ГОСТ Р 52368-2005 обязательно присутствует слово «ЕВРО» и ссылка на «EN 590:2004»).

Осенью 2009 года в Европе вступила в действие новая версия BS EN 590:2009. Основным отличием ее от прошлого стандарта является исключение видов дизтоплива с содержанием серы 50 мг/кг. Таким образом, в стандарте Евросоюза остается только одна норма по содержанию серы - не более 10 мг/кг.

В российском ГОСТ Р 52368-2005 норма содержания серы до 350 мг/кг существовала до 31 декабря 2011 г., а 50 мг/кг просуществует до 31 декабря 2014 г. У дизельного топлива с содержанием серы 10 мг/кг срок выпуска в оборот не ограничен. Итак, с 2012 г. нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает дизельное топливо с содержанием серы 10 и 50 мг/кг.

Согласно ГОСТу Р 52368-2005 дизельное топливо классифицируется по двум параметрам:

1. Предельное содержание серы, отраженное в показателе «ВИД» топлива, а именно:

вид I - содержание серы не более 350 ррМ (мг/кг);

вид II - содержание серы не более 50 ррМ (мг/кг);

вид III с содержание серы менее 10 ррМ (мг/кг).

2. Температура применения (климатическая зона, в которой дизельное топливо может применяться). Для умеренной климатической зоны дизельное топливо разделяют по шести сортам: А,В,С,D,E,F.

Требования к топливу для умеренного климата


Для районов с холодным климатом дизельное топливо условно разделяют на пять классов: 0, 1, 2 , 3, 4.

Термин «температура фильтруемости» также впервые введен новым ГОСТ Р 52368-2005 и обозначает ту температуру, ниже которой дизельное топливо не проходит с необходимой скоростью (расходом) через стандартный эталонный фильтр.

Требования к топливу для холодного и арктического климата

Наименование показателя

Класс

Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

Температура помутнения, °С, не выше

Плотность при 15 °С, кг/куб. м

800-845

800-845

800-840

800-840

800-840

Кинематическая вязкость при 40 °С, кв. мм/с

1,50-4,00

1,50-4,00

1,50-4,00

1,40-4,00

1,20-4,00

Цетановое число, не менее

49,0

49,0

48,0

47,0

47,0

Цетановый индекс, не менее

46,0

46,0

46,0

43,0

43,0

Фракционный состав:

До температуры 180 °С, % (по объему), не более

До температуры 340 °С, % (по объему), не более

Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже

Важно запомнить: «СОРТ» или «КЛАСС» - это параметр температурной характеристики, а «ВИД» - это параметр содержания серы в дизельном топливе.
Приведем несколько примеров условного обозначения топлива его расшифровку.

Пример 1. «ДТ Евро сорт F, ВИД II». Из этого обозначения мы узнаем, что дизельное топливо предназначено для умеренной климатической зоны (сорт F) - зимний сорт, а содержание серы в этом топливе не более 50 ррМ (мг/кг).

Пример2. «ДТ Евро класс 2,вид I». Cлово «КЛАСС» означает, что это топливо предназначено для холодной и арктической климатической зоны. Класс «2» показывает что предельная температура фильтруемости составляет минус -32 °С. Вид I говорит о том, что содержание серы не более 350 ррМ (мг/кг).

Сезонное применение дизельных топлив в регионах Российской Федерации в соответствии с требованиями к предельной температуре фильтруемости

Центральный федеральный округ

Применение дизельного топлива по предельной температуре фильтруемости

летний период

переходные весенний/осенний периоды

зимний период

сорт A

сорт B

сорт C

сорт D

сорт E

сорт F и класс 0

класс 1

класс 2

класс 3

класс 4

не выше +5 °С

не выше 0 °С

не выше

не выше -10 °С

не выше -15 °С

не выше

-20 °С

не выше

-26 °С

не выше -32 °С

не выше -38 °С

не выше-44°С

Белгородская обл.

Брянская обл.

Воронежская обл.

Курская обл.

Липецкая обл.

Орловская обл.

В соответствии с климатическими условиями допускается изменение числа суток весеннего и осеннего переходных периодов в сторону зимы или лета по согласованию местной администрации с региональными службами Гидрометцентра.

Требования к дизельному топливу по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) следующие:

Наименование показателя

Значение

1. Цетановое число, не менее

51,0

2. Цетановый индекс, не менее

46,0

3. Плотность при 15 °С, кг/куб.м

820 - 845

4. Полициклические ароматические углеводороды, % (по массе), не более

Вид I

350,0

Вид II

50,0

Вид III

10,0

6. Температура вспышки в закрытом тигле, °С, выше

7. Коксуемость 10%-ного остатка разгонки, % (по массе), не более

0,30

8. Зольность, % (по массе), не более

0,01

10. Общее загрязнение, мг/кг, не более

11. Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С) 6), единицы по шкале

Класс 1

12. Окислительная стабильность: общее количество осадка, г/куб. м, не более

13. Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60 °С, мкм, не более

14. Кинематическая вязкость при 40 °С, кв. мм/с

2,00 - 4,50

15. Фракционный состав:

При температуре 250 °С, % (по объему), менее

При температуре 350 °С, % (по объему), не менее

95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше