Шкив коленвала: процедура снятия и установки. Как снять шкив коленвала и не разлюбить свой автомобиль Что мешает снимать шкив коленвала

Если знания и опыт автомобилиста достаточны, то временные затраты на демонтаж не превышают 15 минут. В обратном случае, этот процесс может затянуться на не определенный срок. При отсутствии должной информации, возникают значительные сложности. Они имеются даже при наличии сведений (инструкции) о том, как правильно проводить техническое обслуживание.

Трудности начинаются при установлении коленчатого вала в закрепленное положение.

Процесс демонтажа достаточно трудоемкий, вращение детали не позволяет ее зафиксировать.

Большинство встают в ступор на этапе подхода к болту, который определяет место шкива.

Сложностей при снятии добавляет его затянутость, способствующая нанесению повреждений элементов отсека двигателя и покрытию кузова.

Как производителями, так и специалистами техцентров закрутка гаек или болтов, в зависимости от модели, осуществляется с предельной жесткостью.

Цель данных действий имеет свое логическое объяснение.

Если элементы будут плохо закручены, то велика вероятность их самопроизвольного ослабления в момент эксплуатации транспортного средства.

Таким образом, если гайка или болт покинут свое местоположение, восстановить работоспособность средства передвижения, для продолжения пути, достаточно тяжело.

Расходы по воссозданию прежнего состояния будут не малыми.

Работа двигателя, в случае затянутости элементов, выступает в качестве дополнительного крепежного механизма, так как в момент его функционирования, жесткость затяжки повышается.

Крепление усиливается, когда возникают процессы коррозии, залипания и коксования.

Откручивания болта шкива

В основном болтами закрепляются шкивы автомобилей, которые имеют передний привод.

Подобраться к шкиву, в подобных транспортных средствах, достаточно тяжело, потому что его расположение относительно оси автомобиля перпендикулярно.

Для облегчения работы и экономии времени в наличии должны быть следующие элементы:

Комплект автомобильных инструментов;

-«пенек», средство, подставляемое под транспортное средство;

Домкрат;

Рычаг и торцевая головка, подбираемая по размеру болта.

Подготовив вышеуказанные приспособления, осуществляются следующие мероприятия.

Гайки правого колеса откручиваются.

После этого домкратом осуществляется подъем этой же стороны автомобиля. Открученное колесо снимается.

Затем, используется «пенек», который подкладывается под машину.

Следом требуется произвести демонтаж щитка двигателя, обеспечивающего защиту от пыли и грязи.

Со стороны капота, в верхней части, снимаются ремень генератора и фильтр воздуха.

В области блока сцепления имеется заглушка, которую необходимо открыть. При помощи монтировки, подвижность маховика устраняется, что позволит закрепить коленвал в неподвижном состоянии.

Зафиксировав его положение, можно начинать откручивать болт.

Если процесс не сдвигается с места, то необходимо увеличить длину ручки (рычаг).

Откручивания гайки шкива

Здесь целесообразнее применить, в качестве удлинителя, металлическую трубу значительной длины. Используя накидной или торцевой ключ, диаметр которого 36 или 38 мм, по средствам рычага и трубы осуществляется ослабление гайки. В основном гайкой крепятся шкивы транспортных средств, имеющих задний привод.

На ней имеются особые выступы.

Для демонтажа гайки, располагаемся, с подготовленными инструментами, под автомобилем.

Таким образом, осуществляется процесс откручивания.

Если процесс застопорился, то предпринимаем следующие действия.

Ставится нейтральная передача, надсвечники демонтируются, конструкция из рычага и трубы ставится в положение упора о пол.

Здесь посылается импульс по средствам поворота ключа зажигания. Проделав это, гайка, как правило, легко откручивается.

Для упрощения задачи снятия шкива имеется приспособление.

Выглядит оно в виде гайки, оснащенной шпилькой.

На ней имеются три захвата. Так, в процессе работы, шпилька создает упор в центральную часть вала, три захвата крепят за края шкива.

Это позволяет без видимых затруднений снять шкив с вала, вращая по часовой стрелке устройство со шпилькой.

Шкив коленчатого вала и его назначение

Любой современный двигатель внутреннего сгорания имеет дополнительное оборудование: генераторы , насосы, компрессоры, помпа системы охлаждения. Для работы всех этих механизмов необходимо передать крутящий момент от коленчатого вала к оборудованию двигателя. Для этого производители автомобилей используют ременные передачи. Со стороны носка коленчатого вала (с передней части двигателя) устанавливается шкив или несколько шкивов. На блоке двигателя крепятся ответные шкивы узлов и агрегатов двигателя, вращение которых обеспечивается ременной передачей. К коленчатому валу шкив крепится с помощью шпоночного соединения, фиксируется болтом или гайкой.

Конструктивно шкив - это плоское колесо с специальным каналом на торцевой поверхности, куда укладывается ремень. При условии достаточной натяжки ремень входит в зацепление со шкивом, и ременная передача начинает работать. Изготавливаются подобные шкивы из стали, алюминия, чугуна.

Виды и особенности шкивов

Шкивы отличаются по форме сечения, количеством «ручьев» на нем. Рассмотрим основные модели шкивов.

  • Шкив под клиновый ремень. Рабочая поверхность такого шкива имеет стандартную форму глубокой канавки с плоскими поверхностями, которая повторяет форму ремня. Подобный шкив может иметь два и более рабочих ручьев, то есть несколько шкивов могут быть объединены в один;
  • Шкив под поликлиновый ремень. На одной плоской поверхности такого шкива расположено несколько мелких ручейков — ребер в ряд. Такое сечение повторяется и на ремне. Эффективность таких передач выше, так как плоскость контакта рабочих поверхностей больше;
  • Шкив под зубчатый ремень. Такой шкив имеет поперечный зуб, похожий на зубья шестерни. Такое же сечение имеет и ремень. В работе зубья ремня входят в зацепление со шкивом, передача работает;
  • Шкив коленчатого вала с демпфером. Крутящий момент, скажем при пуске двигателя или торможении двигателем, может резко возрастать или падать. Чтобы снизить импульсные нагрузки на шкив коленвала, применяют шкивы с гасителем. Принцип работы в следующем: между основанием и рабочей частью шкива предусмотрена демпфирующая вставка, жесткость которой позволяет работать ременной передаче и компенсирует резкие импульсы коленчатого вала.

Неисправности шкивов и проверка их состояния

Шкив и ременные передачи работают за счет силы трения между контактными поверхностями, поэтому распространенная причина для замены шкива - выработка рабочей плоскости. От динамических нагрузок металл шкивов трескается, скалывается.

Еще одна типичная болезнь для таких деталей - это люфты шпонки в шпоночном пазе коленчатого вала. Причина этому износ плоскостей посадки шкива с валом. Крепеж шкива с такой неисправностью от вибраций постепенно откручивается, все больше увеличивая люфт.

Длительная работа коленвала с «люфтящим» шкивом приведет к выработке и повреждению самого шпоночного паза, откручиванию шкива коленвала. Далее весь узел проворачивает на посадочном месте, разрушая шпоночное соединение, корпус шкива и сам коленчатый вал. Если на вашем моторе сорвало шкив коленвала, высока вероятность что весь коленчатый вал подлежит замене.

Для того чтобы определить состояние шкива коленчатого вала, необходимо:

  1. снять ремни шкива, осмотреть его кромки и корпус на предмет повреждения трещин, износа;
  2. пошатать шкив, при наличии критичных люфтов узел необходимо разобрать, осмотреть на предмет выработки и повреждений;
  3. обычно в инструкциях по ремонту есть размеры допустимого износа деталей, расстояния до ближайших узлов двигателя. Проверка таких размеров поможет определить пригодность шкивов к дальнейшей эксплуатации.

Как снять шкив коленвала: замена шкива

Замена шкива коленвала - операция несложная. Достаточно изучить конструктивные особенности вашего двигателя, приготовить все необходимое.

Рассмотрим замену шкива коленчатого вала, на примере автомобиля Renault kangoo. Для выполнения подобного ремонта необходимо обездвижить автомобиль, установить его на домкратах.

  1. Автомобиль имеет поперченное расположение двигателя, для доступа к креплению шкива снимаем левое колесо;
  2. Так как деталь в работе вращается, необходимо зафиксировать шкив. Для этого применяем специальные фиксаторы. В случае с двигателями Renault в блоке цилиндров есть специальное отверстие (закрыто болтом), куда вставляется фиксатор BMT Mot. 1489 в форме штифта с резьбой. Он фиксирует коленчатый вал;
  3. Чтобы заблокировать вращение двигателя необходимо:
    1. выкрутить болт;
    2. установить фиксирующий штифт.
  4. Затем устанавливаем коленчатый вал в ремонтное положение, провернув его по часовой стрелке до упора в штифт;
  5. Ослабляем и снимаем ремень генератора;
  6. Затем откручиваем крепеж шкива к носку вала и снимаем сам шкив. У многих возникает вопрос: как открутить болт шкива коленвала? От постоянного вращения резьба болта сильно утягивается, из-за этого неопытные автовладельцы полагают, что направление резьбы левое. Однако болт шкива коленвала имеет обычную правую резьбу и откручивается против часовой стрелки;
  7. Устанавливаем новый шкив, закручивание болта шкива необходимо выполнить с контролем момента затяжки динамометрическим ключом (0,8 Н.м);
  8. Убрать фиксатор коленчатого вала, установить болт-заглушку;
  9. Собирать демонтированные узлы и детали в порядке, обратном разборке.

Замена шкива коленвала

    Исходя из написанного выше видно, что работа ДВС и всего автомобиля в целом становится невозможной без исправно работающего шкива коленвала. В связи с большим функционалом и объемом выполняемых работ, данная деталь, как никакая другая, подвержена действию износа. В результате этого замена шкива коленвала становится логичным шагом ответственного автолюбителя.

    Причины, по которым может потребоваться замена шкива коленвала

    В ходе длительной эксплуатации транспортного средства замена шкива коленвала может потребоваться в следующих случаях:

Результат, к которому может привести вовремя не произведенная замена шкива коленвала, весьма плачевный – это может быть и расслоение ремня навесного оборудования, и проникновение струн испорченного ремня под ремень ГРМ, что в свою очередь может стать причиной загиба клапанов. Все это ведет к сложному, дорогому ремонту, трате личного времени и нервов.

Эксплуатационный период работы шкива коленвала и признаки его неисправности

При наступлении времени планового техобслуживания следует производить контроль исправность ремня аксессуаров. Плановое ТО для многих автомашин назначено на каждые 60 тысяч километров, в процессе его проведения советуют выполнить демонтаж демпферного шкива коленчатого вала. Следует также отметить базовые признаки его неисправности:

  • расслоение демпфирующей резины;
  • смещение наружной обоймы шкива к полимерной крышке мотора;
  • видимые следы от перегрева;
  • чрезмерный износ либо механические дефекты на ремне аксессуаров.

Настоятельно рекомендуют проводить замену шкива каждые 120 тысяч километров, а у такого класса, как микроавтобус – это вовсе крайний предел. Для примера, замена шкива коленвала на Форд Транзит назначается при пробеге до 100 тысяч километров.

Стоимость замены шкива коленвала

Замена шкива коленвала представляет собой довольно трудоемкую задачу, по большому количеству критериев. К тому же дело может усугубиться, в случае если произошло расслоение шкива. Производить ремонт такого уровня необходимо именно в автосервисе по ряду причин, главная из которых, наличие специального оборудования, оценивающего напряжение и поперечное биение шкива в ходе работы двигателя.

Сложная работа требует достойной оплаты. Однако, результаты некачественного ремонта, или отсутствие такового вовсе, могут повлечь за собой очень серьезные последствия, в особенности, если неисправность обнаружит себя где-нибудь в дальней дороге. Отвечая за привод всех вспомогательных узлов автомашины, поломка этого элемента сделает движение невозможным. Стоит ли говорить, в какую цену обойдутся услуги эвакуатора при работе за городом?

Самостоятельно, это не только сокращение расходов из семейного бюджета, но и отличное времяпрепровождение. Каждому такому автомобилисту рано или поздно предстоит столкнуться с проблемой снятия шкива коленвала автомобиля.

В большинстве случаев автолюбитель задумывается, как снять шкив коленвала, когда впервые сталкивается с необходимостью заменить уплотнительные сальники. С течением срока службы они высыхают, трескаются и начинают пропускать масло, и без снятия шкива эту задачу не решить. На первый взгляд, задача не из разряда сложных, но как показывает практика, на деле вы можете столкнуться с некоторыми трудностями:

  • Сам шкив находится глубоко в моторном отсеке, за генератором. При этом проведение работы по демонтажу шкива затрудняется небольшим пространством, что обусловлено конструкцией моторного отсека любого авто. Кроме того, при демонтаже вы можете повредить другие очень важные детали, поэтому необходимо быть крайне осторожным, чтобы не сломать ещё что-нибудь. Для того чтобы получить доступ к крепежу и открутить шкив коленвала, нужно первым делом ослабить натяжные болты, а также снять ремни генератора и ГУР.
  • При изготовлении автомобиля на заводе шкив очень сильно затягивается гайкой или болтом. Это делается для надёжности крепежа, чтобы шкив случайно не открутился при эксплуатации. Кроме того, в процессе эксплуатации авто шкив затягивается ещё сильнее и резьба портится . Поэтому, чтобы открутить его, потребуется приложить немалые усилия.
  • Также следует учесть, что при выключенном сцеплении коленчатый вал свободно вращается, что усложняет и без того трудный процесс демонтажа. Чтобы открутить гайку или болт, которым он крепится, необходимо его надёжно зафиксировать. Для этого следует установить коробку передач на 4-ю скорость и позаботиться о том, чтобы под колёсами был надёжный упор. Кроме того, не помешает зафиксировать и маховик коленвала, уперев в его зубья монтировку.

Как мы уже писали выше, шкив коленчатого вала может быть закреплён либо болтом, либо гайкой.

Откручиваем гайку шкива

Гайка используется в основном у заднеприводных автомобилей: классика ВАЗ 2101–2107 и Нива. Чтобы выполнить такую процедуру, нам понадобится эстакада или смотровая яма. Прежде всего, воткните коробку передач на 4-ю скорость и выжмите ручник. Нам понадобятся следующие инструменты:

  • торцевой ключ на 36 или 38 (в зависимости от конструкции крепёжного узла);
  • в качестве рычага можно использовать монтировку или кусок трубы.

Если же, используя рычаг, открутить гайку всё-таки не удалось, то пробуем следующее:

  1. Ставим КПП в нейтральное положение.
  2. Убираем насвечники.
  3. Убираем ремень генератора.
  4. Ставим торцевой ключ с рычагом так, чтобы конец его упирался в лонжерон по ходу вращения.
  5. Если после этого , то должен податься короткий импульс, отчего гайка должна слететь. Если с первого раза открутить шкив коленвала не получилось, можно попытаться сделать это ещё 1–2 раза. Чаще всего после этого резьба слабнет и гайку можно будет запросто выкрутить обычным ключом.

Откручиваем болт шкива

Болт используется в основном в конструкции переднеприводных автомобилей. В этом случае блок располагается перпендикулярно оси. Процесс откручивания болта немного сложней, потому что к нему труднее подобраться. Для выполнения этой операции необходимы:

  • домкрат, а также опорный элемент (пенёк или козлы);
  • торцевая головка (в зависимости от размера головки болта, установленного на шкиве вашего авто);
  • рычаг, подойдёт такой же, как и в случае с заднеприводными машинами.

Теперь перейдём к процессу откручивания болта, порядок наших действий будет следующим:

  1. Поднимаем переднюю часть авто домкратом и устанавливаем её на «козла» (пенёк).
  2. Убираем переднее правое колесо.
  3. Открываем капот и убираем все детали, мешающие нам подобраться к шкиву коленвала, а именно кожух и воздушный фильтр. Также можете устранить и другие детали, которые могут помешать вам демонтировать шкив.
  4. Убираем ремень генератора.
  5. Изымаем заглушку блока сцепления и в отверстие вставляем монтировку, чтобы заклинить этим самым зубья маховика.
  6. Используя рычаг, пробуем ключом открутить болт шкива коленвала. Если перед этим смазать его WD-40, то процесс должен пойти легче. В случае когда открутить вручную не представляется возможным, можно попробовать выполнить действия с кратковременным включением зажигания, о котором мы писали выше.

Демонтаж шкива коленвала

Если вы уже сняли болт или гайку с вашего шкива коленвала, то дальнейшие действия по снятию произвести будет гораздо легче. При отсутствии специальных инструментов это можно сделать обычной монтировкой, поочерёдно поддевая его то с одной, то с другой стороны. При этом соблюдайте осторожность и не прилагайте излишних усилий, чтобы не повредить шпонку и паз.

Вот мы с вами и разобрались, как можно собственноручно снять шкив коленчатого вала. Процесс не слишком сложный, но в любом случае, когда вы выполняете своими руками, необходимо соблюдать осторожность. Будьте аккуратны и внимательны, и всё у вас получится!

Каждый автолюбитель прекрасно знает, что большинство поломок и технических операций можно выполнить самостоятельно, сэкономив при этом хорошие деньги. В данной статье мы поговорим о том, как снять шкив коленвала без обращения в сервисный центр. Детально рассмотрим все нюансы, разберём основные проблемы и методы их решения.

Где находится шкив коленвала

Шкив коленвала скрывается за генератором. В нижней части моторного отсека размещён диск, который плотно зафиксирован на валу сцепления, он и является шкивом. По конструкции этот сегмент разделяется на два вида: обычные или с демпфером. Последние имеют дополнительное внешнее массивное кольцо с резиновой прокладкой, что обеспечивает улучшенное поглощение вибрации. На первый взгляд процедура может показаться абсолютно простой. Однако есть несколько нюансов.

Необходимо зафиксировать коленвал так, чтобы он не вращался. Высокая сила сжатия крепёжных элементов также доставляет немало хлопот. При установке болт шкива закручивается с достаточно большим усилием. Чтобы он самопроизвольно не откручивался, степень зажатия постепенно увеличивается в процессе работы силового агрегата. Такая система крепления обуславливается необходимостью повышенной надёжности фиксации гаек. Ведь при случайном отвинчивании может произойти серьёзная поломка, из-за которой не избежать дорогостоящего ремонта.

Как открутить гайку шкива в заднеприводных моделях

Шкив удерживается гайкой, которая размещена на конце коленчатого вала. Такое конструктивное решение представлено во всех заднеприводных автомобилях ВАЗ в моделях от 2101 до 2107, «Нива» и т. п. Этот крепёжный элемент также называют храповиком из-за наличия уступа для кривого стартера.

Для максимального удобства выполнения данной работы рекомендуется поместить машину над смотровой ямой. Для фиксации коленчатого вала нужно поставить КПП в положение 4-й передачи и включить ручной тормоз. В процессе работы нам потребуются такие инструменты:

    Торцевой или накладной ключ на 38 или 36, в зависимости от крепёжного узла.

    Удлинитель рычага. Это может быть монтировка или отрезок трубы, который позволит облегчить процесс, увеличив эффективность ваших усилий.

Если открутить гайку с помощью рычага не получается, делаем следующее:

    Снимаем насвечники, а ключ с рычагом устанавливаем так, чтобы его конец упёрся в пол, предотвращая вращательные операции.

    Затем нужно подать кратковременный импульс на деталь. Для этого поворачиваем ключ в замке зажигания.

Гайка должна сдвинуться если не с первой, так со второй попытки. После этого её легко можно будет открутить с помощью обычного ключа.

Как открутить болт шкива в переднеприводных моделях

Болт в качестве крепёжного элемента шкива коленвала используется в машинах с передним приводом. В таких моделях блок размещается перпендикулярно оси автомобиля. В отличие от демонтажа гайки в заднеприводных модификация, данный метод требует больше времени из-за необходимости снятия дополнительных деталей. Для выполнения работ нужно подготовить следующие инструменты: