Электробус из татарстана стал жертвой политических интриг? эксперты уверены, что целью был не камаз, а собянин. Умные решения для электробусов Что такое электробус

Сегодня у Сергея Собянина день фейлов. Должно было случиться важное предвыборное мероприятие — запуск первого в Москве маршрута электробусов. Но всё пошло не так

По изначальному плану сегодня на 73 маршрут должны были выйти 30 электробусов, которые призваны зачем-то заменить там троллейбус. Однако, всё зафейлилось

Фейл №1: электробус с Собяниным на борту сломался
Главный фейл дня. У метро ВДНХ Собянин с группой детей погрузился в один работающий электробус, все поехали в сторону Альтуфьево.
Однако, проехав 3 остановки, электробус всех высадил, включая мэра, и уехал в парк. Дептранс забавно оправдывался:

Фейл №2: электробус на ходу был сегодня всего 1, а не 30, как планировалось
Ещё 2 машины поучаствовали в какой-то нелепой презентации, где блогеры распевали на сцене дифирамб, а потом уехали в парк. Говорят, что ещё 4 машины будут позже, а ещё 23 — вообще непонятно когда.

Фейл №3: вечером электробус смог проехать по маршруту только один круг
К вечеру, прозаряжавшись часа 4, электробус зарядился и смог проехать от ВДНХ до Алтуфьево и обратно, но не смог использовать инфраструктуру для подзарядки и уехал после этого круга заряжаться в парк.

Фейл №4: непонятно зачем вообще нужно менять троллейбус на электробус на 73 маршруте
Во время езды вечером троллейбусы обгоняли электробус, ездят они как минимум с такой же скоростью, они электрические, вся инфраструктура есть. Зачем такая замена нужна — непонятно. Он весь маршрут идёт под проводами

Фейл №5: ответы Ликсутова интересующимся
Скоро выложу полную беседу, получилось практически интервью. Ликсутов подтвердил, что вся троллейбусная сеть будет снята, новые троллейбусы закупаться не будут. В конце он зачем-то захотел ещё со мной сфоткаться

Вообще главное непонятно. Если бы мэрия вводила электробусы вместо вонючих дизельных автобусов, то это было бы суперпозитивное и полезное мероприятие, которое поддержали бы вообще все. Сам электробус внутри очень удобный, салон сделан качественно, если такие поедут вместо автобусов, то будет просто прекрасно.
Достаточно было просто купить правильную модель — которая заряжается от проводов в движении. И сегодня можно было бы с помпой запустить действительно работающую технологию.

Вместо этого запустили игрушку. Символично, кстати, что презентация была на фоне другой игрушки, предыдущего мэра — монорельса. Скоро его демонтируют

Но даже эту игрушку можно было использовать с умом. Можно было взять район, где нет троллейбусов, например, Митино, и запустить игрушку там. В таких районах жители давно ждут электротранспорта, в Митино были протесты, когда вместо троллейбусного парка построили автобусный.
Почему было не запустить игрушки там, вместо вонючих дизельных автобусов?

А в нынешнем формате это чистой воды вредительство

И другие. В России первые электробусы появились в Новосибирске и Туле, а затем уже пошли и петербургские маршруты электробусов. Электробусы сегодня - это что-то типа последнего Айфона: все хотят, даже если не очень-то и нужно. При этом, как и любой инструмент, электробусы могут дать хороший толчок для развития города, а могут остаться простой дорогой игрушкой.

Вчера в Москве показали первые серийные модели электробусов. Ходят упорные слухи, что приехало значительно меньшее число машин, чем планировалось, да и те решили сломаться перед торжественным запуском - чинили буквально в ночь перед пуском, но единственный работающий электробус всё равно сломался во время заезда с мэром. Всё ли было именно так - вопрос открытый, хотя обкатка новой техники замечена не была. Первые машины пустили на 73 маршрут троллейбуса, затем электробусы планируют пустить по 25, 36, 42 и 83 маршрутам.


Всего Москва заказала 200 электробусов, часть тендера выиграл Камаз и теперь поставит городу 100 штук. Аккумуляторы стоят от Драйв Электро, а для климат-контроля здесь таки поставили небольшой дизель-генератор.

Электробусы получили распространение как инструмент замены дизельных автобусов без серьёзных вложений в инфраструктуру города: не надо прокладывать контактную сеть по всем улицам, строить вдоль всего маршрута подстанции и так далее.

В основном такой техникой интересуются города без разветвлённой сети троллейбусов или трамваев - проще развить уже имеющийся зелёный транспорт, чем придумывать колесо. С другой стороны, в будущем грань между автобусом и троллейбусом сотрётся и останутся электробусы - городам с инфраструктурой для электротранспорта будет намного проще внедрять новую технику.

Сегодня в мире существует три вида электробусов, они различаются принципами зарядки:


  • Ночная зарядка: нужны огромные мощности в депо для одновременной зарядки большого числа машин, а сами электробусы тяжёлые (меньше может взять пассажиров). Зато не надо тянуть коммуникации, выкупать землю и устанавливать что-либо на улицах.

  • Динамическая подзарядка во время езды. Это троллейбус 2.0 - часть маршрута он едет с поднятыми рогами и заряжает батареи, а часть - на аккумуляторах. Этот вариант считается идеальным для городов с троллейбусной инфраструктурой - никаких дополнительных вложений в инфраструктуру не требуется. Именно такие электробусы .

  • Быстрые зарядки на остановках и конечных: электробус подъехал, поднял пантограф, быстро подзарядился и поехал дальше. Для этого нужны подстанции в городе и подвод энергии к остановкам. Если из-за неправильной парковки или сломанного электробуса нет доступа к подзарядке, то может случиться беда. Также есть проблема с длинными маршрутами - электробусы будут долго стоять на конечных для зарядки, поэтому придётся покупать больше техники и нанимать дополнительных водителей для поддержания коротких интервалов. Москва выбрала этот тип электробусов.


С электробусными планами Москвы есть две фундаментальные проблемы: необходимость увеличивать выпуск для поддержания прежних интервалов и замена троллейбусных маршрутов электробусами. Первая значительно увеличивает капитальные и операционные затраты. Второе не решает проблемы экологии и выхлопов от автобусов. При этом городские власти идут на разного рода ухищрения и пытается обманом заставить думать людей, что новые электробусы чище, выгоднее и эффективнее троллейбусов.

Дизайн электробусов и зарядок понравился. Салон получился большим, ведь здесь нет двигателя, а все аккумуляторы на крыше.

Особо радуют большие окна. Ещё в наличии USB-зарядки на поручнях:

Салон получился прямо отличный, я совершенно серьёзно:

Брендированные покрышки:

Самый большой провал в плане дизайна - электронный маршрутоуказатель:

Кому могло придти в голову ставить такое - вопрос. Блики не дают прочитать информацию с разных углов, то есть в большинстве случаев табло оказывается совершенно бесполезным. Вангую кучу жалоб от пассажиров и картонки с маршрутом поверх экранов на второй неделе езды по городу.

Сам факт появления и развития электробусов - скорее плюс для промышленности и города, но инструментом нужно уметь пользоваться правильно. В Москве здорового человека сначала бы довели до ума существующую троллейбусную сеть: натянуть, а где-то переложить контактную сеть, но главное - сделать автоматические стрелки и плавные повороты для скоростного проезда. На основе существующей сети можно было бы развить сеть троллейбусов-электробусов вместо дизельных автобусов и даже убрать провода из исторического центра и у важных точек города - эти места проезжались бы на аккумуляторах, а дальше под контактной сетью. Но решение было принято иначе: убираем вообще все провода без проверенной и надёжной альтернативы.

Будем наблюдать за развитием событий, но пока пессимизм преобладает.

Сегодня у Сергея Собянина день фейлов. Должно было случиться важное предвыборное мероприятие - запуск первого в Москве маршрута электробусов. Но всё пошло не так

По изначальному плану сегодня на 73 маршрут должны были выйти 30 электробусов, которые призваны зачем-то заменить там троллейбус. Однако, всё зафейлилось

Фейл №1: электробус с Собяниным на борту сломался
Главный фейл дня. У метро ВДНХ Собянин с группой детей погрузился в один работающий электробус, все поехали в сторону Альтуфьево.
Однако, проехав 3 остановки, электробус всех высадил, включая мэра, и уехал в парк. Дептранс забавно оправдывался:

Фейл №2: электробус на ходу был сегодня всего 1, а не 30, как планировалось
Ещё 2 машины поучаствовали в какой-то нелепой презентации, где блогеры распевали на сцене дифирамб, а потом уехали в парк. Говорят, что ещё 4 машины будут позже, а ещё 23 - вообще непонятно когда.

Фейл №3: вечером электробус смог проехать по маршруту только один круг
К вечеру, прозаряжавшись часа 4, электробус зарядился и смог проехать от ВДНХ до Алтуфьево и обратно, но не смог использовать инфраструктуру для подзарядки и уехал после этого круга заряжаться в парк.

Фейл №4: непонятно зачем вообще нужно менять троллейбус на электробус на 73 маршруте
Во время езды вечером троллейбусы обгоняли электробус, ездят они как минимум с такой же скоростью, они электрические, вся инфраструктура есть. Зачем такая замена нужна - непонятно. Он весь маршрут идёт под проводами.

Фейл №5: ответы Ликсутова интересующимся
Скоро выложу полную беседу, получилось практически интервью. Ликсутов подтвердил, что вся троллейбусная сеть будет снята, новые троллейбусы закупаться не будут. В конце он зачем-то захотел ещё со мной сфоткаться.

Вообще главное непонятно. Если бы мэрия вводила электробусы вместо вонючих дизельных автобусов, то это было бы суперпозитивное и полезное мероприятие, которое поддержали бы вообще все. Сам электробус внутри очень удобный, салон сделан качественно, если такие поедут вместо автобусов, то будет просто прекрасно.
Достаточно было просто купить правильную модель - которая заряжается от проводов в движении. И сегодня можно было бы с помпой запустить действительно работающую технологию.

Вместо этого запустили игрушку. Символично, кстати, что презентация была на фоне другой игрушки, предыдущего мэра - монорельса. Скоро его демонтируют.

Но даже эту игрушку можно было использовать с умом. Можно было взять район, где нет троллейбусов, например, Митино, и запустить игрушку там. В таких районах жители давно ждут электротранспорта, в Митино были протесты, когда вместо троллейбусного парка построили автобусный.
Почему было не запустить игрушки там, вместо вонючих дизельных автобусов?

А в нынешнем формате это чистой воды вредительство.


Первый в России электробус КАМАЗ6282 начал курсировать 13 мая в Подмосковье на территории инновационного центра «Сколково», а после финальных испытаний новый вид пассажирского транспорта выйдет на маршрут от станций метро «Кунцевская» и «Славянский бульвар» до «Сколково». Электоробус, к запуску которого готовились не один год, по целому ряду параметров опережает существующие виды наземного городского транспорта – автобус и троллейбус: он более экологичный и маневренный, а также более комфортный и экономичный.

Как работает


Главное отличие электробуса от автобуса в том, что он ездит не на топливе, а на электричестве, а значит, не загрязняет воздух выхлопами. Соответственно, вместо дизельного мотора у электробуса – электродвигатель, а вместо бензобака – аккумуляторные батареи. В качестве электро-накопителя в электробусе КАМАЗ-6282 используются современные литий-титанатные аккумуляторы. Срок их службы – более 10 тысяч циклов, или около 10 лет. В электробусах используется система мотор-колеса, то есть у каждого колеса - свой электродвигатель.

Троллейбус без усов
Пожалуй, второе по значимости преимущество электробуса – его маневренность. В отличие от троллейбуса, для движения электробуса не требуется контактной сети, а значит, он способен объезжать препятствия на дороге и не создаст пробку из-за обрыва проводов, что нередко случается с троллейбусами.

Как заряжается


Заряжается электробус от станций «ультрабыстрой подзарядки» с помощью токоприемника, на это требуется всего 6 – 20 минут. Если поблизости нет колонны зарядки, подзарядиться электробус может и от троллейбусной сети. Система зарядки электробуса автоматизирована: стыковка токоприемника, расположенного на крыше электробуса, с контактами на «зарядном столбе» происходит и контролируется автоматически. Также используется «ночная зарядка» в парке с помощью бортового зарядного устройства от стандартной трехфазной сети переменного тока.

По данным KAMAZ, максимальный запас хода электробуса без подзарядки – 100 километров, то есть на средний маршрут 50 км зарядки электробусу вполне хватит.

Может ли работать в мороз

Литий-титанатные аккумуляторы способны выдерживать температуры в диапазоне от минус 45 до плюс 45 градусов Цельсия. Встроенная система подогрева накопителя обеспечивает эффективность работы при отрицательных температурах. Кроме того, такие батареи вполне пригодны для коротких и частых подзарядок. Кстати, как утверждают разработчики, дождь и снег электробусу тоже не страшны.

Как выглядит


Внешне электробус мало чем отличается от современного автобуса – понять, что на дороге электрический вид транспорта, можно будет лишь по логотипам и дизайну кузова. В салоне особых отличий тоже нет, разве что – в кабине водителя на приборной панели вместо тахометра появился амперметр и некоторые другие счетчики и кнопки.

Вместимость


Электробус КАМАЗ большого класса вмещает 85 пассажиров, включая 25 сидячих мест. То есть практически не уступает современному низкопольному автобусу большой вместимости, а сидений в салоне электробуса умещается даже больше за счет отсутствия громоздкой системы подачи топлива. Низкий пол для удобства маломобильных пассажиров также предусмотрен.

Чем выгоден

Хотя стоимость электробуса примерно вдвое выше обычного автобуса, зарядка электричеством обходится гораздо дешевле, чем заправка дизтопливом, а от роста цен на бензин такой вид транспортного средства уже не зависит.

«Это не транспорт, а дорогая игрушка»

«Главный фейл дня. У метро ВДНХ Собянин с группой детей погрузился в один работающий электробус, все поехали в сторону Алтуфьево. Однако, проехав три остановки, электробус всех высадил, включая мэра, и уехал в парк», - написал 1 сентября общественник.

По его словам, все остальные попытки вывести электробусы на линию также оказались провальными. Эту информацию растиражировали многие СМИ, которые назвали начало внедрения камских электробусов в столичную транспортную схему крахом.

Однако, по словам наших экспертов, категоричность в оценке работы нового транспорта неуместна.

Кто такой Максим Кац? 33-летний общественник с богатой политической биографией.

Максим Кац, уроженец Москвы, вернулся в 17 лет в российскую столицу из Израиля, куда эмигрировала его семья, в 2001 году. Активно изучал проблемы урбанистики и городского планирования. В 2012 году был избран депутатом муниципального собрания столичного района Щукино от партии «Яблоко». Максим Кац руководил избирательным штабом Ильи Варламова на выборах мэра Омска в 2012 году, стал заместителем руководителя избирательного штаба Алексея Навального на выборах мэра в 2013-м. Однако в 2016 году их политические дороги окончательно разошлись, и расстались они явно не друзьями. В данный момент вместе с Ильей Варламовым числится создателем фонда «Городские проекты» и активно выступает за сохранение в Москве троллейбусов.

«Если бы мэрия вводила электробусы вместо вонючих дизельных автобусов, то это было бы суперпозитивное и полезное мероприятие, которое поддержали бы все. Сам электробус внутри очень удобный, салон сделан качественно. Если такие поедут вместо автобусов, то будет просто прекрасно. Достаточно было просто купить правильную модель, которая заряжается от проводов в движении», - утверждает общественник.

Кац считает, что электробусы и троллейбусы почти «братья», но первые отличаются от вторых тем, что для их зарядки используются неправильные способы. По мнению блогера, зарядка в парке и на остановках - «слабое звено» проекта по внедрению зеленого транспорта. Электробусы должны заряжаться на ходу, от проводов, то есть практически стать троллейбусами.

«Особенность Москвы заключается в том, что у нас сохранилась крупнейшая в мире сеть для подзарядки электробусов на ходу. Мэрия хочет эту сеть уничтожить, но если бы там и правда думали о том, как развивать электротранспорт, просто закупили бы электробусы с подзарядкой на ходу», - пишет Кац.

По его словам, первые дни работы камских электробусов полностью подтвердили его опасения. «Такие автобусы - это вообще не транспорт, это просто дорогие игрушки», - написал общественник в соцсетях.

Между тем технари назвали рассуждения Максима Каца поверхностными, а его самого - дилетантом.

Москва намерена покупать ежегодно по 300 электробусов

Напомним, в мае текущего года ПАО «КАМАЗ» стало одним из победителей аукционов на поставку электробусов в столицу России. По их итогам были заключены контракты с ПАО «КАМАЗ» и ГК «ГАЗ» на поставку каждым из них по сто электробусов и по 31 ультрабыстрой зарядной станции. В 2019–2020 годах власти Москвы намерены покупать ежегодно по 300 электробусов. А в 2021 году златоглавая собирается исключить дизельные автобусы из планов закупок и перейти исключительно на приобретение электробусов.

По утверждению создателей камского электробуса, московский вариант был спроектирован специально под заказ столичной администрации. Электробус позиционируют как экологичный, высокомобильный и безопасный вид городского транспорта.

Отметим, что проект технического задания предусматривал создание низкопольных машин, вмещающих не менее 85 пассажиров. Инновационное транспортное средство предполагалось оснастить самым современным оборудованием, среди которого системы климат-контроля, видеонаблюдения и спутниковой навигации, USB-разъемы для зарядки мобильных устройств, доступ к Wi-Fi. Проезд в электробусе должен стать комфортным для пассажиров любых категорий, в том числе маломобильных.

Все эти «хотелки» были воплощены в новом продукте «КАМАЗа». Функции «Быстрая зарядка» при его создании уделялось особое внимание.

По утверждению проектировщиков, в электробусе КАМАЗ-6282 применены современные компоненты тягового электрооборудования, в том числе портальный мост c электроприводом и литий-титанатные аккумуляторные батареи. На их подзарядку требуется всего 6–12 минут.

Электробус заряжается от станций ультрабыстрой зарядки с помощью пантографа, в дополнение используется бортовое зарядное устройство, позволяющее заряжать накопитель от трехфазной сети переменного тока 380 вольт (ночная зарядка). Примечательно, что зарядка электробуса возможна при диапазоне температур от +45 до –40 градусов по Цельсии. Таким образом, электробус может перевозить пассажиров круглый год. Максимальная скорость - 75 километров в час, максимальный запас хода электробуса - 70 километров.

«Первый рейс прошел без сбоев»

По поводу раздутого скандала из-за поломавшегося электробуса ПАО «КАМАЗ» выступило с официальным опровержением. По словам представителя автогиганта, камский электробус выполнил первый рейс в Москве без сбоев.

В официальном заявлении говорится: «Вышедшие на линии Москвы электробусы производства ПАО „КАМАЗ“ - новый продукт, который отвечает всем требованиям современного мегаполиса. Как любой инновационный продукт он требует новых подходов - как в разработке, так и в эксплуатации».

В документе утверждается, что все намеченные на 1 сентября мероприятия с участием электробуса прошли без сбоев и никакие иные мероприятия не были запланированы. «Электробус „КАМАЗ“ выполнил первый рейс по заранее предусмотренному маршруту», - особо отмечается в сообщении пресс-службы предприятия.

Кроме того, в заявлении говорится о том, что машина была разработана в соответствии с требованиями заказчика и специалисты завода постоянно находятся в контакте с ГУП «Мосгостранс», оперативно реагируя на неизбежно возникающие при внедрении принципиально новой техники вопросы. При этом с эксплуатантами «заключен контракт пожизненного цикла, который предусматривает обслуживание техники компанией в течение 15 лет».

В завершение КАМАЗ заверяет, что и в дальнейшем намерен «выполнять все взятые на себя обязательства в рамках контракта и оперативно реагировать на все замечания заказчика».

«Это не автобус, а космический корабль на колесах!»

ИА «Татар-информ» удалось получить информацию от источника, хорошо знакомого с ситуацией, сложившейся вокруг камских электробусов.

«Собянин с окружением проехал всего три остановки, потому что так и было заранее запланировано, - утверждает наш источник. - Вспомните любого высокопоставленного чиновника, который приезжал к вам на открытие той или иной транспортной линии. Он же не проехал по полному маршруту - от одной конечной остановки до другой, а как и положено по протоколу, прокатился несколько остановок, после чего поехал на следующую встречу. Так было и здесь. Собянин оценил работу электробуса, после чего техника вернулась в парк своим ходом. А Максим Кац увидел в этом повод для скандала и раздул его до вселенских размеров».

«Сейчас идет внедрение в эксплуатацию абсолютно новой, необкатанной техники, которая ранее в городе не применялась. Сейчас камские электробусы проходят этап опытной эксплуатации. Поэтому они делают несколько ходок, три-четыре по городу, а потом возвращаются в парк, где располагается диагностическое оборудование. И с них снимают показания по тысяче параметров. Это, по сути, не автомобиль, а космический аппарат на колесах. И сейчас идет проверка того, как эти параметры работают. Электробусы находятся на линии в разных погодных условиях, при различной загрузке, передвигаются по разным дорожным покрытиям. Как все это сказывается на техническом состоянии транспорта, что и выясняют камазовские специалисты, отрабатывая все возникающие шероховатости. И это нормально. Потому что любая новая техника на начальном этапе требует дополнительного внимания».

«Это информационный удар, скорее всего, был направлен не на КАМАЗ, а на главного претендента на кресло столичного градоначальника», - предположил он.