Классность водителей по категориям. О присвоении классности водителям. Доплаты за ненормированный трудовой день водителя

1 апреля даже самые суровые и угрюмые офисные работники вспоминают, что смех продлевает жизнь, и стараются хоть как-то разыграть своих коллег. Но на шутку «Вась, а у тебя спина белая» уже не реагируют даже дети, а за кнопки на стуле можно вполне схлопотать штраф за членовредительство. предлагает подборку безобидных, но веселых розыгрышей, которые поднимут настроение вам и вашим коллегам.

Канцелярский розыгрыш

Возьмите обычную канцелярскую скрепку и разогните ее так, чтобы две ее округлые части смотрели в разные стороны. Отломайте одну часть и направляйтесь к копировальному аппарату. Положите часть скрепки в угол сканера и сделайте несколько десятков «копий» скрепки. Затем верните эти бумаги обратно в лоток аппарата. Ваш коллега, решивший сделать копию, обнаружит на документах отпечаток скрепки и решит, что забыл ее снять с документа. Увидев, что на бумаге ничего нет, он сделает еще копию. Но заметив скрепку-призрак во второй раз, он, вероятно, займется исследованием самого сканера и, ничего не обнаружив, попробует напечатать снова. Если сообразительность не является коньком вашего коллеги, то поиски скрепки могут затянуться надолго.

Мокрый розыгрыш

Раздобудьте 15-20 пластиковых стаканчиков и поставьте их в ряд на рабочем столе «жертвы». Затем соедините их последовательно степлером в верхней части. После этого налейте в каждый стакан воду почти до краев. Когда сотрудник придет на рабочее место, присаживайтесь поудобнее и доставайте заранее приготовленный попкорн: зрелище начинается! Взяв первый стакан, ваш коллега неминуемо выплеснет жидкость из соседних, тихо выругается и поставит его на место. А дальше возможны два варианта: либо он вручную будет выдергивать скрепки из всех стаканчиков, либо позовет на помощь других сотрудников, чтобы скованными одной цепью отправиться к ближайшему туалету.

Компьютерный розыгрыш

Этот розыгрыш стар, как компьютер на Windows 95, однако он до сих пор может доставить удовольствие офисным шутникам. Для розыгрыша вам потребуются: базовые , жертва (желательно женского пола с длинными ногтями и светлыми волосами) и 10 минут времени, которое вы можете провести за компьютером без ведома его хозяина. Итак, заходим на рабочий стол коллеги и создаем папки и документы с провокационными названиями типа «Моя подборка эротического белья», «Отпуск с Мишей», «Отпуск с Гришей», «Как подсидеть начальника.doc» и тому подобное. Завалив рабочий стол таким безобразием, сделайте его скриншот (с помощью кнопки «Print Screen» и программы Paint) и установите это изображение в качестве обоев. После этого удалите все новые файлы и ждите, когда жертва усядется на свое место. Увидев рабочий стол, коллега будет сначала думать, откуда взялись эти папки, а потом предпримет попытки их удалить. Каково будет его удивление, когда он обнаружит, что папки некликабельны. Помимо первичного шока жертвы интересно также наблюдать за ее душевными терзаниями, ведь, с одной стороны, нужно обратиться за помощью, а с другой — вряд ли коллеги поверят, что «это не мое, оно как-то само появилось».

Вообще, беспрепятственный доступ к компьютеру другого сотрудника открывает перед вами поистине неограниченные возможности для первоапрельских розыгрышей. Начать можно с малого: например, переставить местами значения левой и правой кнопки мышки. Для этого нажимаем на кнопку «Пуск», затем на «Панель управления», далее выбираем пункт «Мышь» и ставим галочку напротив строчки «Обменять назначение кнопок». Даже опытному пользователю компьютера будет неудобно работать с «неправильной» мышкой, не говоря уже о менее подготовленных сотрудниках.

Еще одна классическая шутка — экран-перевертыш. В системном трее (эта та область рабочего стола в правом нижнем углу, где отображаются часы) ищем программу, отвечающую за графику на вашем компьютере. Как правило, это AMD Catalyst или «Панель управления NVIDIA®», или Intel Graphics Media Accelerator Driver. В меню этих программ нам нужно найти пункт, отвечающий за поворот экрана. Далее выбираем 180º и жмем «Ок». Экран перевернется вверх ногами. После этого работать за компьютером станет практически невозможно. У сотрудника всего два выхода из сложившейся ситуации: или ждать, пока придет специалист техподдержки, или перевернуть монитор вверх ногами и работать в таком состоянии, что, кстати, смотрится довольно забавно.

Телефонный розыгрыш

Подшутить над коллегой можно не только с помощью его компьютера. Обычный стационарный так же может стать замечательным инструментом для розыгрыша. Например, можно аккуратно заклеить микрофон трубки скотчем, а затем наблюдать, как ваш коллега пытается докричаться до собеседника, периодически натужно дуя в трубку. Чтобы повысить градус веселья, можно выйти в коридор и позвонить бедолаге с мобильного. При этом можно представиться сотрудником крупной компании, которая заинтересована в партнерстве. После 30 секунд глухого бормотания вашего коллеги можно закончить разговор фразой «Простите, кажется, я не туда попал».

Поиздевавшись над одним сотрудником, не спешите откладывать скотч в сторону — он вам еще пригодится. Заклейте рычаг съема телефонной трубки коллеги: звонок будет работать даже после того, как сотрудник снял трубку. Правда, большинство работников довольно быстро догадывается о причинах поломки, однако свою порцию веселья вы все равно получите.

Воздушный розыгрыш

Если хотите весело разыграть любимого начальника, да так, чтобы он вас потом не уволил, то советуем вам запастись воздушными шариками, насосом и терпением. За два-три часа до прихода начинайте заполнять надутыми шариками его кабинет. Чем больше шариков, тем лучше! Слой шариков должен доходить как минимум до рабочего стола, а в идеале — до груди. Наполнив кабинет шефа шариками и радостью под завязку, ждите его прихода и наблюдайте за его реакцией. Самая искренняя улыбка и укороченный рабочий день вам обеспечены!

Деловой розыгрыш

Пожалуй, один из самых популярных розыгрышей в офисе. Никаких навыков, кроме умения не рассмеяться в ответственный момент, вам не потребуется. В конце беседы с коллегой вскользь упомяните, что главный экономист (бухгалтер, начальник АХО, руководитель) попросил зайти его к нему в кабинет. Фигура должна быть достаточно грозная, чтобы сотрудник не решился переспросить о совещании напрямую по телефону. За целый день можно отправить к боссу 15-20 работников, а то и весь отдел отдел. Причем достанется всем: и сотрудникам, которые приходят на несуществующие совещания, и руководителю, который каждые десять минут будет слышать стук в свою дверь и робкий голос: «Вызывали?». Правда, будьте готовы к тому, что все посетители, собравшись в кучу, припрут вас к стене и грозно спросят: «Кто сказал тебе, что у нас совещание?!». Тогда вам ничего больше не остается, как расплыться в глуповатой улыбке и громко крикнуть: «С первым апреля!!!».

Как бывает иногда приятно подшутить над коллегами, над людьми, с которыми ты видишься каждый день, с которыми проводишь большую часть своей жизни! Только не стоит забывать, что делать это нужно предельно ос-торожно, чтобы потом не о чем было жалеть. Итак, действуйте.

Скрытая камера

Б офисе, где планируется празднование какого-либо юбилея, на самом видном месте вывешивается картинка эротического содержания. На ее обратной стороне делается надпись: «Улыбнитесь! Вас снимает скрытая камера!» Теперь остается только наблюдать за реакцией при-ходящих сотрудников.

Press any key!

Если один из ваших коллег не очень знаком с компью-тером и знания английского языка основываются на средней школе, то этот розыгрыш для вас. Напечатайте надпись Any key и приклейте ее к системному блоку компьютера на клавишу Reset. Когда какая-то программа выдаст жертве Press any key to continue, первое, что увидит она, это «ваша» кнопка. Главное, чтобы в этот момент не было никаких важных документов.

Волшебные яйца

В один из праздничных дней, когда все приходят принарядившимися, можно порадовать друзей розыгрышем с яйцами.
Обычные куриные яйца незаметно прокалывают шприцем, и содержимое удаляется. При помощи чистого шприца внутрь наливается вода. Благодаря определенным физическим законам вода из яйца не прольется. Встречая друзей, радостно поприветствуйте их и быстро положите в карман каждому по яйцу, потом изо всех сил хлопните по ним — все, можно бежать, ведь друзьям сразу не объяснишь, что следов не будет...

«Смешная» коробка

Этот розыгрыш хорошо делать на входе в офис. Берем коробку, по ширине не проходящую в двери, делаем прорезь вверху и пишем крупными буквами: «Помогите сделать операцию по смене пола». Коробку держим надписью к себе.
Возле входа демонстративно не можете пройти в дверь, поэтому просите друга подержать коробку «минуточку». Конечно, проблем нет. Надпись оказывается впереди, но человек-то о ней не знает. Вот и стоит он, бедолага, смешит народ.

М и Ж

Если день рождения проходит в каком-либо большом и не очень-то знакомом здании, можно поменять таблички на мужском и женском туалете: «муЖской» и «даМский». Надписи нужно делать так, чтобы центральные буквы выделялись издалека.

С днем рождения!

Рано утром одинокий именинник спешит на работу. Вызывает лифт, двери открываются, и он там видит сервированный столик с дымящимся кофе, стул и официанта. С днем рождения! Розыгрыш исполняется группой молодых людей, которые предусмотрительно должны учесть временную зависимость друг от друга.

Одежду забыл...

В офисе во время рабочего дня появляется завернутый в простыню молодой мужчина и громко, чтобы все слышали, говорит одной из сотрудниц: «Маш, я у тебя свою одежду забыл, ты не захватила?» В полной тишине, небрежно пожав плечами, девушка достает из пакета мужские брюки, рубашку, носки и белье.

«Исцелованный» именинник

Ту часть телефонной трубки, которую прикладывают к уху, тщательно обработайте влажной салфеткой. Нарисуйте проявляющейся губной помадой губы. «Исцелованный» именинник — радость для всех!

Ложись!

Вы знаете, что у вашего коллеги праздник и он принимает поздравления с днем рождения , и в обеденный перерыв в его кабинете объединился для поздравления весь «цвет общества». Непринужденно входите в комнату и просите разрешения поздравить юбиляра. После одобрения большинства ставите на стол пустую бутылку из-под шампанского и кидаете в нее петарду с криком «Ложись!». Все в панике прячутся в самые неожиданные места, так как дверь вы предусмотрительно закрыли. Весь фокус в том, что бутылка шампанского не разлетится от небольшой петарды, так как сделана из толстого стекла, кстати, когда из нее повалит дым, можно предложить гостям загадать джинну три желания...

«Исцелованный» именинник

Если к вам в организацию пришел новый сотрудник, то грех не подшутить над ним, конечно в меру. Новичок, придя на работу, обнаруживает записку, в которой — указание срочно позвонить по телефону хххххххх.
Целый день работяга на глазах сотрудников пытается дозвониться, но там постоянно занято. Позже он, конечно, узнает, что звонил сам себе...

Расход топлива

Приятелю, купившему новенькую машину, каждый вечер в гараже, когда он будет премило болтать с соседями, подливайте литра три бензина. Вполне понятно, что владельцу новенького авто интересно, сколько бензина съест его машинка. Может оказаться, что расход будет очень незначительным. После того как радостный водитель отправится в первый раз на СТО, перестаньте выполнять эту процедуру. Представь-те себе его разочарование, когда расход топлива увеличится!

Заказ по почте

Если в вашем коллективе работают женщины — любительницы выписывать всякую ерунду по почте, возьмите определенное количество бланков, заполните их поименно. В каждом псевдозаказе указывайте именно то, что хотели выписать коллеги. От мастерства вашей игры зависит, насколько поверят в эти почтовые сюрпризы. Кое-кто ведь все-таки сходит на почту.

Наиболее распространена данная выплата при регулировании вопросов оплаты труда водителей. При этом следует учитывать, что тарификационный разряд водителям устанавливается исходя из наличия у работника 3 класса. Для работников же, которым в установленном порядке присвоены 1-ый или 2-ой классы, устанавливается (если это предусмотрено соответствующими нормативными актами) надбавка к заработной плате.

Надбавка за классность , как правило, устанавливается в следующих размерах:

за 2 класс — 10 процентов;

за 1 класс — 25 процентов.

При выплате надбавки следует учитывать, что в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 февраля 1984 года № 58/3-102 (раздел «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады) квалификация третьего, второго и первого класса может быть присвоена водителям автомобилей, которые прошли соответствующую подготовку и получили удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств.

Так, присвоение водителю3-го класса производится при наличии в водительском удостоверении разрешающихотметок «В» или «С», или только «Д»; водителю 2-го класса — «В», «С», «Е» илитолько «Д» («Д» или «Е»), а водителю 1-го класса — «В», «С», «Д» и «Е».

При этом квалификация2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее трех летв качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, аквалификация 1-го класса — при непрерывном стаже работы не менее двух лет вкачестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии.

Выплата надбавки за классность также предусмотрена:

1) в размере 10 процентов за 2-ой класс и 25 процентов установленной тарифной ставки (оклада) в месяц водителям автомобилей и автобусов Государственной противопожарной службы МЧС России (пункт 2.3. приложения № 3 к приказу МЧС России от 21 августа 2003 г. № 499 «Об условиях оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России»).

Порядок присвоения водителям автомобилей класса квалификации определен письмом МЧС России от 28 октября 1999 г. № 21/7-1041.

2) в размере 25 процентов за 1-ый класс квалификации и в размере 10 процентов тарифной ставки за 2-ой класс — водителям предприятий городского наземного пассажирского транспорта (пункт 4.2.8. Отраслевого тарифного соглашения по автомобильному транспорту на 2002—2004 годы, зарегистрированного в Минтруде России 22 марта 2002 г., регистрационный номер 1641-ВЯ);

3) до 25 процентов тарифной ставки — водителям служебного транспорта организаций и учреждений Пенсионного фонда Российской Федерации (постановление Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 8 июня 1999 года № 73 «Об условиях оплаты труда работников системы ПФР»);

Общеустановленные размерынадбавки за классность водителей (от 10 до 25 процентов) предусмотрены длявыплаты в министерствах и ведомствах, в которых законодательством предусмотренавоенная или иная специальная служба, в частности:

в Спецстрое России — постановление Минтруда России от 22 февраля 2002 г. № 15 «О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности структурных подразделений Федеральной службы специального строительства Российской Федерации»;

в Гостехкомиссии России — постановление Минтруда России от 18 сентября 2001 г. № 68 «О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) по категориям работников Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации»;

в ГТК России — постановление Минтруда России от 19 октября 2000 г. № 77 «О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) по категориям работников таможенных органов Российской Федерации, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности таможенных органов Российской Федерации»;

в МЧС России — постановление Минтруда России от 6 апреля 1993 г. № 76 «О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности учреждений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

в МВД России — постановление Минтруда России от 15 марта 1993 г. № 52 «О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

в Минобороны России — постановление Минтруда России от 4 марта 1993 г. № 47 «О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации».

Более высокие размерынадбавки устанавливаются на предприятиях лесопромышленного комплекса. Согласнопункту 1.2.4. Отраслевого соглашения по лесопромышленному комплексу РоссийскойФедерации на 2003—2005 годы (зарегистрировано в Минтруде России 23 декабря 2002г., регистрационный номер 8671-ВЯ) надбавки за классность трактористам, а такжеводителям грузовых и легковых автомобилей устанавливаются на основании решенийаттестационной комиссии в следующих размерах: за 1-ый класс — до 50 процентов,за 2-ой класс — до 25 процентов. Конкретные размеры и условия выплаты надбавкиопределяются в коллективном договоре.

Правомерность введениянадбавок за классность в бюджетных учреждениях подтверждена (дело в том, что вотдельных учреждениях в этих случаях применяется общеустановленное правило отом, что квалификация работников уже учтена в их тарифных ставках) письмомМинтруда РФ от 18 января 1993 года № 63-РБ «О надбавках, доплатах и другихвыплатах стимулирующего характера».

В данном письме указано,что согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 14октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетнойсферы на основе Единой тарифной сетки» руководители учреждений, организаций ипредприятий, находящихся на бюджетном финансировании, предоставлено правосамостоятельно устанавливать работникам надбавки, доплаты и другие выплатыстимулирующего характера, в том числе и надбавки за классность водителямгрузовых, легковых автомобилей, автобусов и других транспортных средств, впределах выделенных бюджетных ассигнований.

Надбавка за классность,как правило, выплачивается за фактическое время работы в качестве водителя (завремя ремонта надбавка выплачивается пропорционально фактически отработанномувремени на автомобиле).

Пример

Водителем предприятия (тарифная ставка 6000 руб.) отработано за месяц (норма рабочего времени — 184 часа) непосредственно на автомобиле 140 часов. Остальное рабочее время в месяце работник простаивал в связи с поломкой автомобиля, в течение которого он привлекался к работам на самом предприятии с закреплением за ним права на получение тарифной ставки в размере 100 процентов.

Работник имеет квалификацию водителя 1 класса.

Сумма заработной платы работника за месяц составит:

1) тарифная ставка — 6000 руб.;

2) надбавка за классность — 1141 руб. 30 коп. (6000 руб./184 (норма рабочего времени за месяц) х 140 часов х 25%).

Всего заработная плата за месяц — 7141 руб. 30 коп. (6000 руб. + 1141 руб. 30 коп.).

На предприятиях, относящихся к сфере морского транспорта, необходимымиусловиями выплаты надбавки за классность водителям автотранспортных средствявляется наличие разработанного Положения о начислении надбавки за классностьводителям и Положения о присвоении классности водителям. Указанные положенияпринимаются работодателями с учетом мнения соответствующего выборногопрофсоюзного органа и включаются в коллективные договоры (пункт 3.2.5.Отраслевого соглашения по морскому транспорту на 2003-2005 годы,зарегистрированному в Минтруде России 31 марта 2003 г., № 2367-ВЯ).

Классность является оценкой уровня профессионализма водителя. Она присваивается на основании категорий, открытых в водительском удостоверении и стажа работы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Данный показатель позволяет автолюбителю заниматься профессиональной деятельностью и рассчитывать на повышение заработной платы.

Что это такое

Класс водительского удостоверения – это значение, которое присваивается водителям, имеющим определенную водительскую категорию и стаж работы, заключающийся в управлении транспортным средством.

Впервые данное значение было введено в 1976. В советское время активно применялись классы для служащих многих профессий, в том числе водителей.

Квалификация использовалась для назначения заработной платы. Водителям, имеющим высокий класс, полагалась надбавка за достижения в профессиональной деятельности.

Позже документ утратил силу, но был создан справочник квалификация рабочих в 1984 году. Его используют до сих пор для определения водительского класса.

Сейчас квалификация рабочих практически не используется. Но водители, прошедшие советское время и работающие по профессии на протяжении долгих лет, могут рассчитывать на определенные компенсационные выплаты. Поэтому стоит изучить данный момент более детально, чтобы знать о своих правах.

Какие бывают и их характеристики

Всего существует три класса: 1,2 и 3. Каждый показатель присваивается при соблюдении определенных условий и получения навыков по управлению и обслуживанию транспортных средств.

Самый низкий, 3 класс, присваивается водителям при условии:

  • водитель управляет транспортным средством , «C» или только автобусом, который относится к категории «Д»;
  • водитель управляет крановой установкой, самосвалом и другой спецтехникой, соблюдая правила безопасности и действуя по должностной инструкции;
  • водитель управляет транспортом, оборудованным специальными звуковыми и световыми сигналами;
  • водитель занимается буксированием грузов с весом не более 750 кг.

По сути, 3 класс присуждается всем владельцам водительского удостоверения, дающего право управлять легковым автомобилем.

Класс №2 присуждается при условии:

  • у водителя открыто несколько категорий удостоверения: одновременно «B», «C» «E» или категории на право управления автобусами: «Д» и «E»;
  • обязанность водителя заключается в буксировании прицепов с массой свыше 750 кг;
  • водитель умеет самостоятельно исправлять поломки, возникшие в процесс выполнения служебных обязательств.

Второй класс присуждается опытным водителям, имеющим стаж более 3 лет. Но также возможно и более ранее присвоение повышенной квалификационной категории при получении навыков обращения с служебным автотранспортом.

Самый высокий, 1 класс доступен при условии, что у водителя отрыты все четыре основные категории: «B», «C», «Д» и «E».

Он должен знать техническое устройство транспортного средства, уметь самостоятельно проводиться диагностику и ремонт служебной машины.

Также определяются требования к теоретической части: знания о влиянии технических показателей автомобиля на себестоимость, соотношение качества машины и безопасности на дороге, пути предупреждения происшествий на дорогах.

Первый класс присуждается при условии безаварийной езды и положительных характеристик со стороны работодателя. Каждый работник рассматривается индивидуально. И при наличии хороших показателей в работе возможно повышение класса.

Водительское удостоверение первого класса дает возможность трудоустраиваться на высокооплачиваемую работу и получать надбавку к заработной плате.

Если в советское время работодатели продвигали своих сотрудников, обеспечивали им условия для обучения и профессионального роста, то сейчас большинство водителей работает даже без официального оформления. Соответственно, такие работники повысить водительский класс не могут.

На практике водительские классы применяются редко. Они были востребованы в советское время, когда страной правила честность и порядочность.

Стремление к повышению класса объяснялось поощрениями на работе, возможностью карьерного роста. Сейчас классификация фактически используется редко. И она не влияет на трудоустройство и льготы водителя.

Как определить класс водительского удостоверения

Присвоение водительского класса не фиксируется в личных документах. О том, что повышена квалификация, работник может узнать из приказа, который предоставляется на подпись сотрудникам.

Или следует обратиться в отдел кадров предприятия для получения трудовой книжки. Все достижения в профессиональной деятельности отображаются в трудовой.

Если водитель считает, что он заслужил повышение квалификационного показателя, то следует обратиться к работодателю и написать заявление.

При соответствии установленным условиям, класс может быть повышен. Но работодатель оставляет за собой право не присуждать сотруднику повышение квалификационного уровня.

Стоит заметить, что класс не сохраняется за водителем при переходе на новое место работы. В характеристиках бывший работодатель обязательно указывает, что квалификация сотрудника была повышена в связи с профессиональным ростом.

Условия для получения

Каждый водительский класс присваивается при выполнении определенных условий:

  1. Первый класс присваивается при наличии категории «Д», «B» или «E». Водители получают квалификацию при начальном профессиональном обучении и небольшом опыте работы, хороших показателей в выполнении обязательств.
  2. Второй класс можно получить при нескольких двух категорий: «B», «C» и «E» или «Д» и «E». Дополнительным требованием является наличие стажа в должности водителя третьего класса на протяжении 3 и более лет у одного работодателя.
  3. Третий класс присуждается при получении всех четырех категорий, стажа работы не менее двух лет на должности водителя второго класса. Также работник должен иметь хорошие показатели, соблюдать производственную и трудовую дисциплину.

Важным требованием является отсутствие за последние три года ДТП с участием водителя. Работник должен уметь самостоятельно выявлять и устранять технические неисправности транспортного средства.

Порядок присвоения

Порядок присвоения класса зависит от квалификационного уровня водителя. Если на прошлом месте работы ему был присужден 3 класс, то при трудоустройстве ему необходимо написать заявление с просьбой принять его на должность водителя третьего класса.

Без данного документа работодатель может самостоятельно определить нового сотрудника на должность с повышенной квалификацией, но делается это крайне редко.

А вот трудоустроиться со 2 и 1 классом уже невозможно. При смене места работы теряется полученная квалификация.

Водителю придется заново проходить обучение, получать навыки, трудиться в течение 3 лет на должности водителя третьего класса, затем еще два года на должности водителя второго класса.

При этом решение о целесообразности повышения квалификации остается за работодателем. Он может исключить такую возможность.

Вопрос о присвоении водителю второго и первого класса решается специальной квалификационной комиссией и работодателем.

На основе имеющихся характеристик и личных показателей выносится решение о повышении водительского класса. Такая практика применяется только в тех предприятиях, где предусмотрены надбавки и льгот работникам с повышенным квалификационным уровнем.

Если в компании все работники равны, то классы не присваиваются за достижения в профессиональной деятельности.

Классность водителя можно не только повысить, но и понизить. На это должны быть обоснованные причины:

  • неоднократные ДТП по вине водителя;
  • нарушение трудовой дисциплины;
  • систематическое опоздание на работу и/или прогулы без уважительной причины;
  • отсутствие знаний о техническом устройстве автомобиля, необходимость в обращении к третьим лицам для проведения ремонтных работ;
  • посещение работы в алкогольном опьянении;
  • имеется перерасход топлива;
  • невыполнение ежемесячного или ежеквартального плана;
  • несоблюдение графика перевозки и/или расписания движения.

Понижается водительский класс после составления приказа, с которым водитель должен ознакомиться и расписаться. Изменения вносятся в трудовую книжку. При этом причина понижения квалификации не указывается.

Какая доплата за классность при начислении заработной платы

Раньше действовало правило надбавки за второй и первый водительский класс:

Сейчас данные правила на практике не применяются. Они носят рекомендательный характер.

Согласно , работодатель самостоятельно принимает решение о целесообразности увеличения заработной платы сотрудников в виде премий, надбавок и поощрений.

И если на предприятии используется квалификационная система для водителей, то они могут рассчитывать на повышение дохода при получении 2 и 1 класса.

О существующей системе надбавок необходимо уточнять у работодателя при трудоустройстве.

Если данное правило прописывается в трудовом договоре, то можно рассчитывать на увеличение заработной платы при повышении квалификации. При этом в документе должно быть указано процентное соотношение от оклада.

На практике поощрения от работодателя встречаются чаще при длительном стаже работы. Создается определенная схема, по которой определяется квалификация работника. Отсутствие ДТП ускоряет повышение.

Получается, что премия к зарплате выплачивается только при условии, что был отработан определенный промежуток времени.

Как отмечается в удостоверении

Или национального образца содержит информацию об открытых категориях. На оборотной стороне документа проставляются галочки при получении прав.

Если водитель получает еще одну категорию, то ему потребуется заменить водительское удостоверение, в котором будут проставлены отметки с учетом полученной категории.

Соответственно, классность на не отображается. Она фигурирует в личном деле водителя, в трудовом договоре, трудовой книжке. Но на правах не предусмотрена отметка о классах.

Объясняется это тем, что квалификационный уровень используется только работодателем. Для управления ТС достаточно проставленной галочки на категории.

Вопрос: Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, хочет присвоить водителям автомобилей 1-й и 2-й классы и установить надбавку за классность. На основании какого документа работодатель вправе это сделать? Какие требования должны предъявляться к водителям и какова процедура присвоения классов?

Ответ: Порядок присвоения водителям классов работодатель может предусмотреть в локальном нормативном акте организации. Работодатель также вправе устанавливать водителям надбавки к заработной плате в зависимости от классности, порядок выплаты которых должен быть прописан в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте.

Обоснование: В настоящее время документом, в котором предусмотрены классы водителей в зависимости от квалификации, является Квалификационный справочник , который действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, на основании ст. 423 ТК РФ.

Указанный документ делит водителей автомобилей на три класса в зависимости от квалификации. Присвоение классности водителям, как правило, используется для того, чтобы устанавливать стимулирующие выплаты к заработной плате.

Присвоение классности водителю

На основании ст. ст. 195.3 , 196 ТК РФ требования к квалификации работника устанавливаются профессиональными стандартами, которые обязательны для применения только в случаях, если законодательством предусмотрены требования к квалификации работника, в остальных случаях работодатель самостоятельно определяет такие требования. В настоящее время утвержден только Профессиональный стандарт "Водитель внедорожных автомототранспортных средств" (утв. Приказом Минтруда России от 02.11.2015 N 833н).

Наименование должности работодатель также вправе определять самостоятельно, поскольку в соответствии со ст. 57 ТК РФ единственное исключение - когда с работой по соответствующей должности связано предоставление работнику каких-либо компенсаций, предусмотренных законодательством, в этом случае наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Если работодатель решит установить классы по должности водителя, то он вправе руководствоваться Квалификационным справочником , утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 (далее - Квалификационный справочник). При этом порядок присвоения работникам классов и требования к ним необходимо будет закрепить в локальном нормативном акте организации.

В соответствии с Квалификационным справочником основным признаком, на основании которого должности водителя присваивается класс, является стаж работы, а также добросовестное исполнение работником своих обязанностей (п. 3 раздела "Автомототранспорт и городской электротранспорт").

Для присвоения работникам-водителям соответствующего класса работодателю следует создать квалификационную комиссию. Порядок присвоения класса должности водителя законодательством не установлен, поэтому работодатель вправе сам определить данный порядок, например делать это исключительно по формальному признаку в зависимости от стажа работника либо организовать проверку знаний работника и присваивать класс в зависимости от результата. В последнем случае локальным нормативным актом необходимо предусмотреть порядок такой проверки знаний: кто будет входить в состав комиссии, за сколько работники будут уведомляться о проверке знаний, в какой форме она будет проходить (письменно, устно) и т.п.

Кроме того, в случае применения Квалификационного справочника работодателю необходимо обратить внимание на то, что присвоение 1 класса возможно, только если водителю ранее был присвоен 2-й класс, а присвоение 2-го класса - только если ранее был присвоен 3-й класс, требования к квалификации которого также установлены данным документом.

Из вышеуказанных норм можно сделать вывод о том, что работодатель вправе, но не обязан установить уровни классности водителей и соответствующие надбавки к заработной плате за классность водителей. Аналогичного мнения придерживается судебная практика (см., например, Апелляционное определение Ростовского областного суда от 19.12.2016 по делу N 33-22137/2016).

Установление надбавки за классность водителям

Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством (ст. 135 ТК РФ). Следовательно, работодатель вправе, но не обязан устанавливать водителям надбавки в зависимости от классности.

Таким образом, если работодатель собирается выплачивать водителям надбавку за классность, ему необходимо утвердить порядок присвоения водителям классов и порядок выплаты надбавок. Сделать это можно, например, утвердив положения: Положение о начислении надбавки за классность водителям и Положение о присвоении классности водителям.

Обратите внимание!

Надбавки, установленные работодателем для работников по собственной инициативе, в том числе за классность водителям, могут быть учтены в расходах по налогу на прибыль, только если они будут установлены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ).

Надбавка за классность водителям не имеет компенсационного характера, а представляет собой доплату к заработной плате за особую квалификацию работника и подлежит обложению НДФЛ (ст. ст. 209 и 217 НК РФ).

Подготовлено на основе материала А.М.Туршиной, Первый Дом Консалтинга "Что делать Консалт". Региональный информационный центр