Мини трактор из мотоблока. Как самому сделать мини-трактор из мотоблока Как переделать мотоблок кентавр на минитрактор чертежи

Если вам удастся изготовить минитрактор из мотоблока, то вы сможете в короткие сроки и с минимальными усилиями обрабатывать небольшие участки земли. Приобрести заводскую модель по силам будет не каждому потребителю, поэтому вы можете импровизировать.

Если в сарае вы нашли старый мотоблок, то его можно самостоятельно переоборудовать в маленький трактор. Да и приобретение нового мотоблока окажется дешевле по сравнению с покупкой полноценного трактора. Технология проведения работ не отличается сложностями, но для выполнения манипуляций необходимо ознакомиться с методикой.

Выбор мотоблока

Не каждый мотоблок подойдет для переделки, данная техника должна соответствовать некоторым критериям, в противном случае трактор не будет выполнять свои основные функции. Специалисты рекомендуют обратить внимание на следующие характеристики:

  • мощность;
  • вид топлива;
  • масса техники;
  • стоимость.

Что касается первой особенности, то она должна быть больше. В этом случае удастся обработать внушительную площадь. Важно обратить внимание еще и на вид топлива. Лучше предпочесть модель, которая функционирует на дизеле. Такие двигатели способны обрабатывать большие территории. Кроме того, такая техника экономичнее расходует горючее, если проводить сравнение с бензиновыми аналогами.

Изготавливая минитрактор из мотоблока, важно учитывать еще и массу. Когда мотоблок приобретается в качестве отдельного сельскохозяйственного оборудования, следует выбирать модели с небольшим весом, это обусловлено их легкой управляемостью. Однако в описываемом случае рекомендуется отдавать предпочтение массивным конструкциям, так как самодельный минитрактор должен обрабатывать грунт. А если устройство окажется легким, оно не будет справляться с твердой почвой.

Если вы решили изготовить минитрактор из мотоблока, важно учитывать еще и стоимость исходной техники, она не должна быть слишком высокой, в противном случае не удастся сэкономить. Не стоит сразу же приобретать популярную модель известного бренда. В некоторых случаях специалисты рекомендуют отдавать предпочтение отечественным производителям. Как показывает практика, для изготовления минитрактора отлично подходят мотоблоки следующих марок:

  • "Агро";
  • "Нева";
  • "Зубр";
  • "Кентавр".

К данным моделям вы можете приобрести готовый комплект для переоборудования, в этом случае работы удастся завершить в короткие сроки.

Если вы решили изготовить минитрактор из мотоблока, то следует рассмотреть все вышеперечисленные модели, однако вариант "Агро" обладает некоторыми конструктивными недостатками, заключающимися в низкой прочности на излом. Этот дефект на работе мотоблока не отражается. А вот если переделать его в минитрактор, то нагрузка на полуоси возрастет. Поэтому необходимо будет усилить проблемный узел.

Осуществить данные работы можно методом установки колесных редукторов. Все перечисленные выше модели отлично зарекомендовали себя при обработке почвы. Если возникнет поломка, то проблем с запчастями возникнуть не должно.

Изготовление трактора из мотоблока «Кентавр»

Когда домашние мастера изготавливают минитрактор своими руками из мотоблока, они достаточно часто предпочитают модель "Кентавр". Это сельскохозяйственное оборудование относится к классу профессиональной техники, что указывает на высокую производительность устройства.

В качестве ключевого узла в данном случае выступает двигатель, мощность которого составляет 9 л. с. Для переделки мотоблока в трактор необходимо будет изготовить раму, используя металлический профиль. Дополнительно нужно будет установить сиденье и колесную пару. Такой из мотоблока можно будет оснастить прицепом для перевозки малогабаритных грузов. Дополнительно можно использовать отвал и однолемеховый плуг.

Использование и "Агро"

Если вы задумались над вопросом о том, как из мотоблока сделать минитрактор, то в качестве примера можно рассмотреть модель "Зубр". Как и в вышеописанном случае, данное устройство имеет хорошую силовую установку, она функционирует за счёт дизельного топлива. Для изготовления минитрактора необходимо подготовить:

Что касается гидравлики, то она потребуется для работы устройства совместно с навесным оборудованием. Дополнительные колёса можно позаимствовать у легкового автомобиля.

Перед тем как из мотоблока сделать минитрактор, можно попытаться отыскать модель "Агро". В этом случае подход будет более серьезным. Понадобится усиление ведущей полуоси и колесных редукторов. В качестве варианта изготовления можно расположить двигатель сзади, это позволит распределить нагрузку максимально равномерно.

Переоборудовать мотоблок в минитрактор можно по технологии, которая является одинаковой для всех моделей. В качестве исключения выступает трактор, изготавливаемый на базе МТЗ. Перед началом работ следует подготовить инструменты и детали.

  • сварочным аппаратом;
  • гаечным ключом;
  • крепежным элементом;
  • электродрелью с набором сверл;
  • болгаркой;
  • гайками и болтами;
  • дисками для резки металла.

Особенности изготовления рамы

Для изготовления рамы необходимо дополнить несущую конструкцию, ведь потребуется установка еще двух колес. Для этого используются трубы или металлические уголки. Сечение особой роли не играет, главное, чтобы рама смогла выдерживать нагрузки. Переделка мотоблока в минитрактор на этом этапе предусматривает нарезку и скрепление между собой заготовок. Для повышения надежности конструкции следует установить поперечную балку.

Заключение

Для обработки участков земли с небольшой площадью оптимально использование малогабаритных тракторов. Стоимость заводских изделий достаточно высока, поэтому многие сельские жители создают самодельный минитрактор из мотоблока. За счет применения коробок передач с несколькими скоростями удается расширить тяговый диапазон и вести обработку почвы сельскохозяйственными орудиями с увеличенной рабочей зоной.

Выбор мотоблока под минитрактор

Перед тем как сделать минитрактор с мотоблока, требуется выбрать исходную модель. При подборе следует учитывать ряд параметров:

  • мощность и число тактов двигателя;
  • тип двигателя (дизельный или бензиновый);
  • вес исходного изделия;
  • размеры штатного плуга;
  • стоимость;
  • место производства, поскольку для ряда импортных изделий возможны перебои с поставками запчастей.

Для переделки под тракторы применяются изделия отечественного, китайского и белорусского производств.

Китайские

Китайские мотоблоки представляют собой копии российских изделий. В качестве силовых установок применяются двигатели собственной разработки и производства, которые несколько отличаются от российских узлов. Преимуществом моделей является цена, которую снижают за счет упрощения конструкции и экономии на материалах. Из-за этого имелись нарекания к качеству изделий, но последние модели во многом лишены такого недостатка. Улучшение качества изготовления и сборки стало причиной роста популярности китайских изделий.


Функции, параметры двигателей и весовые характеристики китайской техники мало отличаются от российских аналогов. К числу распространенных марок можно отнести продукцию под брендами Зубр, Кентавр, Аврора.

Российские

Мотоблоки производства российских заводов относятся к числу более популярных моделей. Соответственно, они чаще используются и в качестве исходной базы для постройки самодельных тракторов. Особенностью конструкции является ременное сцепление в трансмиссии и система привода навесного оборудования от отдельного шкива (сенокосилок или почвенных фрез).

В качестве силовых агрегатов часто используются импортные двигатели (например, Lifan), идентичные применяемым на китайской технике. За счет этого решения удалось снизить стоимость изделий и улучшить ряд характеристик. Двигатели обладают малым объемом и гибкой характеристикой мощности и крутящего момента. При этом обеспечен большой ресурс и хорошая топливная экономичность.


Кроме изделий российского производства на рынке встречаются мотоблоки, собранные на Минском тракторном заводе (МТЗ). По своим характеристикам они не уступают российским аналогам. На технике используются силовые агрегаты Honda или Weima, развивающие до 13 л.с. Конструктивной особенностью является использование многодискового «мокрого» сцепления мотоциклетного типа и дифференциала. Для привода дополнительных агрегатов применяется вал со шлицами.

Особенности конструкций

Переоборудование мотоблока в минитрактор не требует от владельца оформления технической документации и регистрации транспортного средства в органах ГИБДД. Общей чертой для самодельных конструкций является рама, на которой жестко установлен силовой агрегат, задний мост и узлы управления. При сборке трактора используются готовые узлы от серийных автомобилей и тракторов.

Для желающих сэкономить время выпускаются готовые комплекты для переделки мотоблока в минитрактор.

Примером может служить комплект для переоборудования техники Crosser со средней стоимостью от 60 тыс. рублей.

Встречаются более доступные комплекты, которые изготавливаются мелкими мастерскими. В состав наборов входит рама, приводы и механизм тормоза, крылья, а также сиденье и рулевая трапеция. Стоимость комплекта находится в пределах 16-18 тыс. рублей. Плюсом такого набора является универсальность — покупатель дорабатывает его под имеющийся в наличии мотоблок в соответствии со своими предпочтениями.


В качестве силовых агрегатов стандартно используются четырехтактные карбюраторные двигатели с объемом цилиндра до 250 см³ и развивающие до 10-13 л.с. Реже встречаются дизели с близкими характеристиками. Коробки передач имеют до четырех скоростей и связаны с ведущими колесами ременной передачей. В приводе колес применяются шестеренчатые или цепные редукторы. В штатных трансмиссиях часто отсутствует дифференциал.

К засеванию, ухода за наделом, уборки урожая владелец крупного хозяйства целыми днями вынужден быть на ногах, что, конечно же, вызывает сильнейшее утомление. Именно поэтому все преимущества мотоблока, такие как маневренность, небольшой расход горючего при сравнительно высокой производительности и функциональности, отходят на задний план из-за необходимости постоянной ходьбы. Но почему бы не соорудить самодельный трактор из мотоблока, тем более что это можно сделать всего несколькими действиями с помощью небольшой приставки.

Прицеп-адаптер крепится к задней сцепке вашего моторизированного помощника, представляя собой дополнительный мост, гибко соединенный с передней колесной парой . Снабженный собственным сцепным узлом для навесного оборудования и сиденьем для оператора, данный мини-трактор на базе мотоблока позволяет не шагать, изменив угол руля к корпусу, а ехать прямо над обрабатываемой полоской земли. Благо, клиренс адаптера соответствует просвету передней колесной пары. Таким образом, вы увеличиваете скорость вспашки или окучивания с доступных пешеходу 5 км/ч до вполне комфортных 10 км/ч, то есть в 2 раза, при этом совершенно не утомляясь.

Надо сказать, адаптер, позволяющий получить мини-трактор из мотоблока, стоит не дешево, простейшая модель обойдется вам в 10 000 рублей. Конечно, это намного дешевле, чем покупать полноценную сельскохозяйственную четырехколесную технику, но можно попробовать сэкономить. Имея достаточное количество материалов, нетрудно сообразить, как сделать мини-трактор из мотоблока самодельный при наличии сварочного аппарата и некоторых навыков слесарных работ.

Прицеп может иметь в основе либо треугольную раму, либо квадратный профиль дышла с поперечиной, к которой привариваются колесные стойки. Сиденье монтируется болтовым соединением на специальную вертикальную стойку, верхний торец которой снабжен горизонтальной пластиной с отверстиями, а нижний – жестко зафиксирован сваркой на дышле. Также под сиденье можно приспособить металлический ящик, который можно использовать в качестве багажного отсека для хранения инструментов или запаса воды на время полевых работ.

Колеса на предназначенные для них стойки можно поставить от обычной садовой тележки, только втулки нужно применять достаточно мощные, чтобы выдержали большую нагрузку.

Стоит в первую очередь отметить высокую проходимость, особенно если снабдить доработанную технику большими колесами с протекторами для бездорожья, что, в свою очередь, заметно увеличит просвет. После обильных осадков передвигаться пешком по размокшей земле довольно затруднительно, и мини-трактора самодельные из мотоблока позволяют работать с комфортом. Во-вторых, как уже было сказано, обработка почвы становится быстрее, но не следует забывать, что и передвигаться по участку можно со скоростью, вдвое превышающей пеший ход.

Несмотря на то, что к задней части мотоблока будет прицеплен адаптер, имеющий собственный крепеж для навесного оборудования, в передней части устройства ничто не мешает устанавливать необходимое приспособление . Таким образом, в вашем распоряжении будет косилка, снегоуборщик или отвал с сиденьем для оператора. Если же постараться, можно придумать, как переделать мотоблок в мини-трактор с полноценным управлением. То есть, сделать мощную раму, от двигателя привод протянуть к задним колесам, сделав их ведущими, а передние соединить с рулевым управлением. Тогда подобную технику можно будет снабдить и педалями и спидометром.

Для настоящего хозяина нет предела совершенству. Стоит только дачнику обзавестись подсобным устройством в виде мотоблока, как тут же возникает непреодолимое желание превратить его в нечто гораздо большее и функциональное. Переделка мотоблока в мини-трактор – самая распространенная трансформация, которую воплощают в жизнь дачники-конструкторы. Ведь купить мини-трактор не каждому по карману, а по получаемой функциональности он будет намного превосходить тот же мотоблок!

Вопрос, конечно, риторический, но для начала стоит определиться, а что же и, главное, как будем переделывать? То есть начинаем как всегда с подготовки эскиза и чертежа основных узлов и элементов агрегата.

Мини-трактор представляет собой самоходное транспортное средство, у которого есть все необходимые узлы, присущие
таковому. Это платформа, на которой установлен силовой агрегат и к основанию которой крепятся все дополнительные узлы и элементы, 4 колеса, рулевое управление, тормозная система, педали, коробка передач, электропроводка, место водителя. При переоборудовании мотоблока в мини-трактор все эти недостающие узлы будет необходимо купить готовыми или же соорудить самостоятельно. В результате переделки необходимо получить не просто четырехколесное транспортное средство. Нужна полноценная сельскохозяйственная машина, способная не только выполнять обработку земли аналогично мотоблоку, но и уметь гораздо большее! Ведь если после переоборудования функциональность агрегата не расширится – какой смысл все начинать?

Необходимый инструментарий и оборудование

Перед тем как приступать непосредственно к переоборудованию мотоблока, необходимо определиться с минимальным перечнем инструментария, который понадобится в процессе работы:


Для того чтобы превратить мотоблок в полноценный мини-трактор, необходимо будет обзавестись следующим:

  • металлическая профильная труба для изготовления рамы и несущих конструкций;
  • колеса;
  • ступицы передних колес с тормозной системой;
  • рулевое колесо, рулевая штанга, рулевые тяги;
  • червячный рулевой редуктор;
  • коробка передач;
  • подножки с педалями;
  • емкость для тормозной жидкости;
  • сиденье водителя;
  • панель приборов;
  • защита колес (крылья);
  • дополнительное навесное оборудование, при помощи которого планируется расширить функциональность мини-трактора.

Устройство рамы

Первое, с чего стоит начать переоборудование мотоблока – это сооружение основной несущей конструкции мини-трактора или
рамы. Для ее изготовления можно использовать металлическую профильную трубу с сечением 20 на 40 мм или 40 на 60 мм и толщиной стенки 2,5–3 мм. Выбор диаметра исходной трубки не является принципиальным. Если где-то в закромах есть профильная труба несколько иного сечения и в достаточном количестве, ее можно смело использовать.

Нарезку заготовок для создания рамы производят при помощи болгарки. После того как все составляющие подготовлены, их необходимо свести в единую конструкцию. Для этого на ровной горизонтальной поверхности производят их сопоставление посредством угольника и фиксацию при помощи струбцин. Далее, используя сварочный аппарат, их прихватывают с нескольких сторон друг к другу. После того как заготовки рамы соединены, еще раз проверяют правильность геометрии всей конструкции и производят финишное обваривание всех швов. Места, на которые будет приходиться повышенная нагрузка или вибрация, необходимо дополнительно усилить.

Полезный совет. Не стоит переживать, если вдруг не получается полностью просчитать всю конструкцию рамы мини-трактора. Начните только с базового каркаса для установки колес, отталкиваясь от общей длины рамы мини-трактора. Остальные части можно будет дополнить в процессе изготовления.

В задней, а также передней части рамы необходимо предусмотреть возможность для крепления вспомогательного навесного оборудования (плуги, культиваторы, косилки и др.). Дополнительно сзади стоит установить фаркоп, который позволит буксировать прицеп с полезной нагрузкой.

Монтаж передней ходовой части

После того как изготовление основного элемента рамы завершено, самое время приступить к монтажу ходовой части. Ввиду простоты организации конструкции и осуществления монтажа своими руками некоторые узлы подвески можно упростить (в частности, установку амортизаторов и пружин). И хотя работа на таком мини-тракторе может показаться жестковатой, упрощение конструкции избавит от многих технических хлопот.

Монтаж передней подвески можно осуществить следующим образом. На авторынке среди б/у запчастей необходимо приобрести две ступицы передних колес с тормозной системой в сборе, по возможности с комплектом рулевых тяг, редуктором, рулевой колонкой и рулевым колесом. Они будут использованы для изготовления передней ходовой части мини-трактора.

Сначала подбирают отрезок профильной трубы, соответствующий по ширине передней оси. Далее производят крепление колесных ступиц к торцам подготовленной трубки. После находим центр оси, сверлим в нем отверстие и при помощи болта осуществляем крепление в торец по центру (продольной оси) рамы. Таким образом, будучи жестко фиксированными между собой на оси, передние колеса мини-трактора свободно смогут наклоняться относительно всего корпуса.

Полезный совет. Если использовать для передних колес ступицы от легкового автомобиля, то впоследствии нет необходимости что-то выдумывать с резиной. Останется лишь запастись б/у покрышками нужного размера.

Далее устанавливают рулевые тяги, сопоставляют их с червячным рулевым редуктором и производят его крепление к раме. После того как редуктор закреплен, монтируют рулевую штангу и рулевое колесо. Стоит учесть, что в процессе монтажа рулевой штанги, возможно, ее придется дополнительно фиксировать. Когда рулевая колонка собрана, можно приступать к монтажу сидения водителя, а также задних колес.

Монтаж задней ходовой части

Монтаж задних колес имеет свои особенности, так как именно сюда будет осуществляться передача крутящего момента от двигателя. Колеса для упрощения конструкции можно сделать жестко сцепленными, т. е. без установки дифференциала. Такое решение имеет несколько преимуществ:

  • во-первых, значительно упрощается конструкция мини-трактора;
  • во-вторых, жестко фиксированная задняя ось будет минимизировать пробуксовку трактора при работе на открытом грунте.

Стоит помнить, что с жестко фиксированной задней осью будет определенно затруднительно передвигаться по асфальту, особенно на поворотах, так как подобная комплектация будет способствовать повышенному износу резины.

Крепление задней оси лучше всего организовать при помощи подшипников, жестко запрессованных во втулки. На самой оси необходимо заранее установить шкив или звездочку для передачи усилия от двигателя. В качестве задних колес лучше приобрести специальные модели для мини-трактора, которые будут иметь увеличенный размер и крупный рисунок протектора. С такими колесами будет удобно передвигаться по вспаханной земле.

Для защиты от грязи, воды и камней передние и задние колеса необходимо закрыть защитными крыльями, которые можно или самостоятельно изготовить из оцинкованного листа, или приобрести подходящий готовый вариант.

Монтаж двигателя

Монтаж двигателя внутреннего сгорания производят в передней части мини-трактора. Это делается для того, чтобы изменить перераспределение веса и создать дополнительное утяжеление впереди. Ведь основная нагрузка сзади будет создаваться за счет прицепного оборудования. Тип крепления и нюансы установки зависят от конкретного мотоблока, который планируется переоборудовать, а также имеющегося на нем двигателя.

Перед установкой мотора для него на раме мини-трактора производят монтаж крепления. Для того чтобы иметь возможность производить регулировку силы натяжения ременной передачи, крепление двигателя к раме можно сделать скользящим, создав соответствующие прорези для болтов.

Полезный совет. Среди устанавливаемых на мини-трактор двигателей предпочтение стоит отдать тем, которые имеют
водяное охлаждение. В случае выбора мотора с воздушным охлаждением необходимо организовать достаточную циркуляцию воздуха для обеспечения адекватного охлаждения.

Передачу крутящего момента от двигателя на задние колеса рекомендуется организовать при помощи ременной передачи. Устанавливать мотор необходимо таким образом, чтобы шкив вала отбора мощности находился на одной оси со шкивом, установленным на задней оси. Это предотвратит соскакивание ременной передачи в процессе работы, а также ее повышенный износ. После монтажа ременной передачи ее на всем протяжении необходимо закрыть защитным чехлом.

Если двигатель имеет установленную коробку передач, следует предусмотреть возможность переключения передачи с места водителя при помощи специальных тяг. Также необходимо предусмотреть место для крепления педали сцепления.

Монтаж тормозной системы

После того как установлен двигатель, приступают к монтажу тормозной системы. В качестве деталей для нее можно использовать унифицированные части легкового автомобиля.
Первым делом необходимо определиться с местом расположения педали тормоза. В этом месте следует установить крепление педали, а также вмонтировать главный тормозной цилиндр. После этого производят подключение тормозного цилиндра к тормозным барабанам передних колес при помощи металлических и резиновых шлангов. Далее тормозную систему необходимо проверить на герметичность и прокачать, для того чтобы удалить остатки воздуха и обеспечить должную функциональность.

Монтаж электрооборудования

В зависимости от типа установленного двигателя на панель приборов можно вывести ключ зажигания, датчик температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива в бензобаке. Если на мини-тракторе планируется передвигаться и работать в сумерках или в ночное время, спереди необходимо установить фару, а сзади и по бокам – дополнительные габаритные огни. Также если не исключается возможность передвижения по дорогам в составе основного транспортного потока автомобилей, мини-трактор обязательно следует снабдить стоп-сигналами и указателями поворотов.

Подключение дополнительного оборудования

В передней части мини-трактора в качестве вспомогательного оборудования можно установить ковш, а в задней части –
весь спектр сельскохозяйственных механизмов для обработки земли. Дополнительно его рекомендуется снабдить гидравлическим насосом и гидравлическими цилиндрами. С их помощью можно будет опускать и поднимать навесное оборудование, производить другие манипуляции. Если от двигателя предусмотреть дополнительный вал отбора мощности (например, при помощи добавочной карданной передачи), то появится возможность подключения не только статического, но и подвижного, динамического оборудования. Это значительно расширит сферу применения мини-трактора.

Заключение

Имея немного сноровки и огромное желание, всего за несколько дней мотоблок можно превратить в полноценный мини-трактор, который станет незаменимым помощником по дому и хозяйству. Используя огромный дополнительный арсенал навесного и прицепного оборудования, мини-трактор можно превратить в универсальную сельскохозяйственную машину!

Видео с Youtube о переделке мотоблока ЗУБР в минитрактор.