Техника вождения для начинающих. Основы вождения. В чем нужно разбираться, чтобы начать ездить на машине с нуля

Теория вождения авто с МКПП позволит вам, когда вы впервые сядете за руль, управлять машиной не вслепую, а достаточно осознанно. Конечно же, для того, чтобы появилась некоторая уверенность в себе в новой для вас роли водителя, требуется достаточно много практиковаться.
Многих автовладельцев совершенно не прельщает перспектива самостоятельно заниматься ремонтом машины, поэтому «матчасть» будет представлена лишь схематично, как необходимый и достаточный минимум знаний для новичка.

Схема передачи вращения на колеса заднеприводного автомобиля


Для того, чтобы понять основы вождения автомобиля с механической коробкой передач, достаточно, пусть и поверхностно, знать схему передачи момента вращения от двигателя к ведущим колёсам.
Итак, двигатель запущен, авто стоит на стояночном тормозе, рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. Это означает, что вал двигателя и муфта сцепления вращаются. Вращение передаётся и на первичный вал КПП, но, поскольку ни одна из передач не включена, крутящий момент на ведущие колёса не передаётся и авто не двигается.
Муфта сцепления состоит из двух дисков – ведущего и ведомого, плотно прижатых друг к другу. В тот момент, когда водитель выжимает педаль сцепления (крайнюю левую из трёх), диски разъединяются, и первичный вал коробки передач останавливается.
Для того, чтобы автомобиль начал двигаться, необходимо включить передачу и отпустить педаль сцепления. Тогда вся цепочка, изображённая на схеме, объединится в одно целое и крутящий момент двигателя передастся на ведущие колёса.
На полноприводных авто эта схема несколько усложнена, что принципиального значения в плане обучения вождению автомобиля с механической коробкой передач не имеет.

Техника вождения автомобиля с механической коробкой передач

Перед тем, как впервые начать вождение автомобиля с МКПП, следует изучить органы управления им, основными из которых являются:

  • рулевое колесо;
  • педаль управления муфтой сцепления;
  • педаль тормоза;
  • педаль акселератора («газа»);
  • рычаг выбора передач;
  • рычаг ручного тормоза.

Первые уроки вождения автомобиля с механической коробкой передач


Итак, вы впервые сели на водительское сидение. В первую очередь необходимо осмотреться, изучая расположение органов управления, порядок переключения передач, схема которого может быть различной - она обычно наносится на верхнюю часть рукояти рычага переключения передач, где буква «R» означает заднюю передачу.
Далее выполняем последовательно следующие действия:

  1. Необходимо отрегулировать сидение так, чтобы посадка была удобной и позволяла свободно удерживать руки на руле слегка согнутыми, а ноги на педалях; отрегулируйте также зеркала заднего вида.
  2. Убедитесь, что машина удерживается ручным тормозом, а рычаг КПП находится на «нейтралке» (он должен быть не зафиксирован).
  3. Запустите двигатель.
  4. Нажмите до упора на педаль сцепления и включите первую передачу.
  5. Снимите машину со стояночного тормоза, опустив вниз его рычаг.
  6. Перенесите правую ногу на педаль газа.
  7. Плавно отпускайте педаль сцепления. Чтобы двигатель не заглох, слегка нажимайте на «газ».
  8. По мере разгона авто переключайте передачи, выжимая сцепление и снимая ногу с «газа».

Передачи переключайте, когда обороты двигателя достигнут 3000 – 4000 оборотов в минуту. Впрочем, различные модели машин имеют отличные друг от друга характеристики двигателя и КПП, поэтому достигнуть определённого совершенства в управлении можно, лишь упорно практикуясь.

Начало движения на подъёме и остановка авто


Обучению началу движения в этом случае, начинают на специальной эстакаде. Авто устанавливается на ручной тормоз. При трогании с места необходимо, при включенной первой передаче, плавно опускать рычаг ручного тормоза, параллельно с этим увеличивая обороты двигателя педалью «газа» и отпуская педаль сцепления.
Поначалу возникнут проблемы с координацией действий, которая появится в результате тренировок. В дальнейшем, по мере приобретения навыков езды, вам даже не придётся ставить машину на «ручник». Вы научитесь трогаться с места в горку, даже если во время остановки авто будет удерживаться нажатием педали тормоза, без использования рычага ручного тормоза.
Остановку авто следует осуществлять, сбавляя обороты двигателя и последовательно переходя на низшие передачи, применяя приём торможения двигателем. Не стоит привыкать гасить скорость на «нейтралке» - эта привычка может здорово подвести вас на скользкой дороге.
При обучении движению задним ходом учитесь ориентироваться по боковым зеркалам заднего вида – этот навык поможет впоследствии филигранно парковаться в условиях тесноты. Для управления скоростью в таком случае пользуйтесь педалью сцепления, не снимая с неё ногу – это позволит вовремя скорректировать направление и избежать столкновения с каким-нибудь препятствием.
Применяя эти несложные правила вождения автомобиля с механической коробкой передач на практике, вы постепенно обучитесь грамотной и безаварийной езде.

Виртуальный автоинструктор вождения авто с МКПП

В помощь начинающим водителям разработаны различные симуляторы, позволяющие «примерить» на себя роль водителя. Но, несмотря на достаточно совершенные разработки в этом направлении, научиться ездить с их помощью невозможно – никакая программа не способна предусмотреть все неожиданности, возникающие в реальной жизни. Впрочем, отработать реакцию и скорость зрительного восприятия они помогут.
Как вариант, можно приобрести лицензионную программу «City Car Driving». Это игра, имитирующая вождение автомобиля с механической коробкой передач. Она имеет несколько уровней сложности, позволяет создать видимость движения в различных погодных условиях, при изменениях освещённости и т.п.
Но реальный опыт никакой симулятор заменить не в состоянии, поэтому – практика и только практика!

Вы спланировали приобретение автомобиля. Но прежде чем купить авто необходимо научиться водить. Сложно это или легко? Вы сами ответите на этот вопрос после того, как сейчас будет рассмотрена теория вождения автомобиля для начинающих.

Как научиться водить машину самому? Хороший вопрос.

Прежде чем вы откроете дверь авто и сядете на водительское место в надежде быстро освоить новую для вас технику, необходимо немного полистать книги и брошюры.

Какие именно? На самом деле их не много, они очень важны для того чтобы обезопасить себя и окружающих на дороге. И вы догадались, правилах дорожного движения (ПДД).

Это настоящая библия для автомобилиста и знать её нужно назубок. Чтобы освоение правил шло легче в интернете можно поискать видеоуроки или же симулятор вождения автомобиля онлайн. Есть и такой.

После того как вы посчитали, что освоили материал, не поленитесь приобрести сборник экзаменационных билетов по ПДД и проверьте свои знания. Особенно полезно это сделать перед сдачей экзамена на право вождения. Без этой процедуры никак.

Вождение автомобиля — практика

Предположим, с ПДД вы справились, и теперь вам предстоит самое интересное — вождение автомобиля.

Допустим, что у вас есть на чём учиться – ваше новое авто или же ваших друзей или знакомых. В любом случае лучше, чтобы первая машина, за рулём которой вы окажетесь, была с . Почему?

Всё очень просто, такой тип трансмиссии даст возможность более глубоко изучить и КПП, а также понять поведение автомобиля в целом, ведь вы будете становиться с ним во время движения практически единым целым.

Уверен, что все автовладельцы с опытом однозначно скажут, что прежде чем сесть за руль авто с модным «автоматом», нужно научиться водить машину на механической коробке передач.

Помимо этого, желательно иметь рядом с собой более опытного в этом деле человека, который, если что, поможет.

Итак, приступим и попытаемся изложить теорию вождения автомобиля для начинающих максимально доступно и по пунктам.

Практикум: Подготовка

  • Подготовка к поездке – данный подпункт включает в себя несколько важных мероприятий.

Во-первых, осмотрите авто, убранство его салона, а особенно место водителя. Отметьте для себя, где находятся педали, ручка переключения передач, другие органы управления, к примеру, переключатели поворотников и фар.

Во-вторых, сядьте за руль и настройте сиденье под себя, наклон рулевой колонки и зеркала заднего вида.

В-третьих, не забудьте пристегнуться;

  • Пробуем заводить и глушить машину – вставьте ключ в замок зажигания и поверните сначала в положение ACC (включатся некоторые потребители), затем в ON придержав на нём секунд 10, а затем в положение START. Если всё в порядке и двигатель запустился, отпустите ключ, и он сам вернётся в положение ON. Для глушения мотора нужно повернуть ключ в положение ACC.

Практикум: Начало движения

  • Пробуем начать движение – это ключевая часть вождения автомобиля. Как вы наверняка помните, мы изучаем вождение автомобиля с механической коробкой передач, а это значит, что справа от нас находится кулиса КПП или просто «ручка», а в ногах у нас три педали: слева — сцепление, посередине – тормоз, и справа – газ.

Теперь нажимаем левой ногой на сцепление до упора, а правой рукой включаем кулисой первую передачу (кстати, зачастую на её верхней части схематически нарисовано, в какую сторону дёргать, чтобы включить ту или иную скорость).

Снимаем машину с ручного тормоза и плавно начинаем отпускать сцепление, как только вы почувствовали движение – не бросайте резко эту педаль, а продолжайте аккуратно поднимать с неё ногу. Поехали – педалью газа регулируйте скорость, если надо остановиться – жмите правой ногой на тормоз:

  • Практически сразу, как вы тронулись, и стрелка тахометра стремительно поползла вверх – переключайтесь на вторую передачу. Процедура выглядит так же, как и в пункте выше – отпускаем газ, выжимаем сцепление, переводим рычаг на вторую передачу, аккуратно отпускаем сцепление, параллельно тихонько нажимая газ;
  • Переключение со второй скорости на третью можно делать при скорости 40 км/ч, на четвёртую – при 60 км/ч, на пятую – при 80 км/ч;
  • Как научиться водить машину без умения правильно останавливаться? Предположим, вы разогнались до определённой скорости и теперь вам нужно притормозить перед светофором. Если вы до этого жали на педаль газа, отпускаем её и той же ногой плавно жмём тормоз, параллельно левой ногой выжимаем сцепление. Не забывайте, трогаться потом нужно с первой передачи.


Выводы

Примерно так выглядят Теория вождения автомобиля для начинающих и упражнения человека, который не знает, как научиться водить машину. Советы простые и главным условием их успешного закрепления является частая практика за рулём.

Нужно отметить, что вождение автомобиля с автоматической коробкой гораздо проще, ведь там нет необходимости думать о переходе с одной передачи на другую, а педалей всего две – газ и тормоз.

Обучившись на «механике», вы будете с транспортным средством на «ты», после чего «автомат» покажется вам отдыхом и детским развлечением. Но об этом в другой раз, друзья.

Надеюсь, теория вождения автомобиля для начинающих, изложенная выше, будет для вас, уважаемые читатели, на первых порах, полезной.

В данной статье мы рассмотрим основы вождения или точнее технику вождения автомобиля. Основы – это базовые навыки, без которых не получится овладеть искусством вождения.

Многие инструкторы и даже директора некоторых автошкол считают, что занятия на автодроме вообще не нужны в программе обучения.

Поэтому очень часто прямо на первом занятие инструктора стараются выезжать в город, в результате учащийся получает огромный стресс.

Такой радикальный подход к обучению приводит к двум вещам:

Первое - Страх, неуверенность в себе, сомнения в своих способностях и желание прекратить обучение.
Второе – С таким подходом к обучению невозможно развить необходимые навыки, и освоить технику управления автомобилем.

Вы спросите, а как же уроки в автошколе на автодроме?
Автодром, точнее эти крохотные участки асфальта, которые называют автодромами, используются для отработки пяти тестовых упражнений, а не фигурного вождения.

А фигурное вождение – это и есть ключевой момент в подготовке основам вождения, тот фундамент, без которого научиться управлять автомобилем практически невозможно.

В обычных автошколах вообще отсутствует фигурное вождение, его там нет, не было и когда будет, никто не знает.

Вот так…

Вы наверно желаете спросить. А как же те пять упражнений на площадке?
А вот это очень важный вопрос и вот почему...

Потому что все эти пять упражнений являются тестовыми, то есть по ним сдают экзамены и проверяют наличие необходимых навыков, а не обучают основам вождения (базовым навыкам).

А базовые навыки прекрасно развиваются при выполнении различных фигур, потому что фигурное вождение это основа основ профессиональной подготовки всех технических видов спорта (авто, мото и т.д.). И развить базовые навыки (технику вождения) без фигурного вождения практически не возможно.

Сейчас Вы узнаете самый короткий путь, который приведет Вас к вашей цели, то есть возможности овладеть навыками профессионального управления автомобилем.

Итак,
Основы вождения (техника вождения), что в него входит, и какие навыки необходимо развить.

Посадка за рулем.

Начнем с главного с посадки за рулем. Если посмотреть на посадку начинающих водителей вы заметите, кто-то сидит близко к рулю, обычно такой водитель желает видеть капот своего автомобиля, чтобы лучше видеть направление движения, или сидит дальше и управляет автомобилем одной рукой.

В обоих случаях, это грубая ошибка и при возникновении критической ситуации, оба водителя не успеют совершить необходимые действия рулем и педалями, и все это из-за неправильной посадки.

И еще один важный момент. Где должна находиться ваша левая нога, когда вы едете? Часто начинающие водители, те, кто управляет автомобилем с механической КП, держат ее постоянно на педали сцепления.

А где она на самом деле должна быть? Почему именно там? И какие важные действия должна выполнять?

На эти вопросы нам не разу не ответили правильно, учащиеся, которые пришли к нам заниматься после обычной автошколы.

Внимание!

Если у Вас неправильная посадка вы не сможете эффективно управлять автомобилем.

Техника вращения руля.

Существует много способов вращения руля, как правило, все они пришли из автоспорта, к сожалению, в большинстве автошкол до сих пор начинающих обучают одному единственному и неэффективному способу, так называемый «силовой способ» вращения руля. Таким способом, как правило, вращают руль на грузовых автомобилях, автобусах, тракторах, но этот способ не подходит для современных легковых автомобилей. А происходит это потому, что инструктора в автошколах работали водителями на грузовиках, автобусах, и настолько привыкли так вращать руль, что этому учат и своих учеников в автошколе.

На сегодняшний день для управляя современным автомобилем, я рекомендую освоить два основных способа, которые позволят Вам научиться, на 100% контролировать траекторию автомобиля при маневрах различной сложности.

И вот эти три способа:

Скоростное вращение с перехватом
Вращение Одной рукой с перекатом
Вращение Одной рукой без переката

Вам необходимо научиться правильно выполнять эти три способа вращения руля, и знать в какой ситуации их возможно применить.

Вам необходимо на практике с использованием основного способа вращения с перехватом отработать два важных момента вход в поворот и выход из поворота, и все это важно освоить на поворотах с разными радиусами.

Еще раз повторю, это необходимо освоить на практике в реальных условиях.
Даже когда вы знаете, как выполнять необходимые действия, но не довели этот навык до автоматизма, в дальнейшем у Вас могут возникнуть проблемы.

Внимание!

При обучении Вам сложно определить свои ошибки, поэтому необходим контроль над вашими действиями, и лучший вариант это хороший автоинструктор, который отметит ваши ошибки, чтобы вы могли их исправить.

Техника управления педалями.

Итак, педали сцепления, тормоза и газа. Для автомобиля с акпп педаль сцепления не актуальна, но вот две другие важны, поэтому, как и на механике необходимо развить необходимые навыки.

Какие это навыки?
Для работы сцеплением следующие:

Плавно начать движение с места (выполняя правильно вы сможете легко сделать это на любой машине)
Тронуться на горку (два варианта, с ручного тормоза и с педали тормоза,)
Эффективно тронуться на льду (на какой передачи и как выполнить правильно?)
Плавное переключение передач (У Вас машина дергается при каждом переключении передач или нет?)
Переключение передач с двойным выжимом сцепления (когда и для зачем это необходимо уметь)
Раскачивание автомобиля при помощи сцепления (где пригодится этот навык?)

Практически все ученики, которые пришли на наши занятия после автошколы, совершают ошибки в каждом из приведенных в списке навыков, но это несложно исправить, если поставить такую цель.

Замедление автомобиля или искусство торможения. Торможение не просто нажатие на педаль тормоза - это искусство. И чем лучше вы им владеете, тем выше ваши шансы сохранить не только нервы, но и может быть ваше здоровье и даже жизнь.

Многие начинающие водители считают - главное, чтобы тормоз был исправен, а остановиться помогут электронные системы типа ABS, ESP и т.д.

Однако, наличие электронных вспомогательных устройств (ABS, ESP и т.д.) не гарантирует Вам остановку в точно заданном месте, так как при их использовании есть как плюсы, так и минусы.

Внимание!

Вы должны осознавать, что любое срабатывание электронных устройств, говорит о том, что вы как водитель не смогли оценить ситуацию, принять правильное решение, и выполнить нужные действия. И поэтому Вам необходимо разобраться, в чем ваша ошибка, и что необходимо исправить в вашей технике торможения, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем.

Существует много способов остановить автомобиль, но использование проверенных и эффективных способов торможения это наилучшее решение.

Основные способы:

Плавное торможение
Прерывистое торможение
Ступенчатое торможение
Торможение двигателем
Комбинированное торможение

Вам необходимо освоить все эти способы торможения, чтобы остановить свой автомобиль двигающийся на скорости, в сложных погодных и дорожных условиях.

Способы торможения автомобиля

Управление педалью газа.

Говоря о педали газа многие, могут спросить. А разве педалью газа надо учиться пользоваться?

Что значит, для Вас дать газу? Для многих это значит разогнать автомобиль.

Но есть и другие вопросы.
Как изменяется работа педалью газа в зависимости от погодных и дорожных условий?
Как необходимо работать педалью газа, на повороте? На входе в поворот? На дуге поворота? На выходе из поворота?
Как управляют педалью газа при преодолении затяжных подъемов?
Как необходимо работать педалью газа на продолжительных спусках?
Как нужно работать педалью газа при переключении передач, чтобы машина не дергалась при каждом переключении?

Педаль газа с ней все очень просто, когда знаешь, Где? Как? Почему? Зачем? И почему не наоборот?

Знание ответов на эти вопросы позволяет не создавать себе проблем.

Коробка передач (Механическая КП и Автоматическая КП)

Несколько слов о начальных навыках использования механической коробки передач (МКП) Часто начинающие включают не ту передачу, которую хотели включить или им бывает сложно быстро найти нужную передачу.

А у Вас есть такие сложности при включении передач в коробке?

Если да, то есть простое решение, перестаньте искать и воспользуйтесь подсказками самой коробки и это не наклейка на ручке со схемой переключения. Это техническая особенность устройства коробки, понимание которой избавит Вас от перебирания всех передач, и поможет сразу включить нужную передачу.

А вот еще некоторые вопросы:
Как управлять МКПП при прохождении поворотов?
На каких оборотах двигателя необходимо переключать передачи при плавном или интенсивном разгоне автомобиля?
А если Вы снижаете скорость, то на каких оборотах двигателя необходимо переключать передачи последовательно вниз для каждой передачи 5,4,3,2,1?

Ответы на эти и многие другие вопросы Вы найдете: В уроке "Как переключать передачи"

Что необходимо знать при вождении автомобиля с АКП.

С автоматической коробкой все просто включил D, едет вперед, включил R, едет назад, что еще надо для счастья начинающему водителю?
Счастье владельца автомобиля с АКП - это никогда не видеть счет на ремонт автоматической коробки. А для этого очень важно изучить где? когда? и как? используются все остальные передачи в вашей АКПП.

Подробнее в статье "Вождение с АКПП"

Ответы на вопросы: где? когда? и как? используются все передачи в автоматической коробке на вашем автомобиле Вы найдете в статьях на сайте.

Наконец мы добрались до того, что позволит Вам собрать все навыки (выше сказанные) в одно целое и сотворит чудо над вашей координацией.

Ваши руки, ноги, глаза и даже мысли объединятся, и будут слаженно работать ради главной цели, полного контроля над автомобилем. Но достигается это только полным контролем над собой и своими действиями!

И для решения этой задачи лучше всего подходит фигурное вождение.

Фигурное вождение

Фигурное вождение – это наилучший способ отработать технику вращения руля в поворотах разного угла и радиуса, научиться объезжать различные препятствия, почувствовать габариты автомобиля. А также освоить базовые навыки использования зеркал, довести до совершенства работу педалями, научиться определять расстояния и многое другое.

Главный секрет такой эффективности заключается в том, чтобы все упражнения были построены последовательно от простого к сложному, и тогда за 3-4 занятия, возможно, достичь необходимого результата и приобрести основные (базовые) навыки.

Для достижения такого результата, мы используем более 30 упражнений (в обычной автошколе их всего пять и все они для сдачи, а не для...),

А теперь, перейдем к упражнениям.
В освоении техники управления фигурное вождение является ключевым для изучения и тренировки основных маневров. Что же такое основные маневры – это перестроение, повороты разного радиуса, объезд препятствий, развороты и все это необходимо уметь делать как передним, так и задним ходом.

В процессе обучения фигурное вождение позволяет приобрести следующие навыки – это распределение внимания, чувство габаритов, принятия решения, вращения руля, скорость действий педалями и многое другое. И чтобы развить эти навыки необходимо тренироваться различных фигурах (овал, квадрат, простая и смещенная змейки, и т.д.). Все фигуры позволяют Вам за очень короткое время освоить технику вождения на хорошем уровне.

В этих тренировках есть еще один важный момент, отрабатывая фигуры, вы сразу развиваете нужные действия практически в том же виде, в каком вы их будете использовать в реальных условиях движения.

Несколько слов об объезде препятствий.
Много различных препятствий встречается нам на пути, но для того, чтобы все эти препятствия научиться объезжать, Вам необходимо научиться строить траекторию объезда. И когда Вы сможете это сделать, то не важно, каким автомобилем вы будете управлять малолитражкой или джипом.

Конечно, существуют определенные приемы выполнения этих действий, которые необходимо Вам знать. Знание приемов поможет Вам уверенно совершать объезд различных препятствий без страха, суеты и даже не нервничать.

Вот это все представляет основы вождения или если сказать точнее технику вождения автомобиля, которая закладывает очень хороший фундамент для дальнейшего совершенствования вашего мастерства на следующем этапе подготовки, и он называется «Тактика вождения».

Успехов Вам в совершенствовании водительского мастерства!

Сергей Савченко

P.S. Узнать больше о секретах мастерства вождения, а также о технике и тактике управления автомобилем Вы сможете из книги «Вождение автомобиля».

Выбирая для себя автомобиль, будущие водители становятся перед выбором: какую выбрать марку машины, цвет, тип кузова, а также с механической коробкой передач, либо с АКПП.

Все зависеть будет от личных предпочтений и материальных возможностей. Ведь автомобили с МКПП будут стоить на порядок дешевле, нежели автомат. Но не все знают, как правильно ездить на механике.

Для чего нужно умение вождения авто с механической коробкой?

Некоторые автошколы предоставляют такие услуги, как обучение вождению исключительно на автомобили автомат. Это значит, что и права будут выданы соответствующие. То есть, потом сесть за руль МКПП не представится возможным без получения нового удостоверения.

Ситуации в жизни возникают различные, и иногда возникает острая необходимость управлять автомобилем с механической коробкой. Получив права, позволяющие это делать, всегда можно пересесть на автомат. Наоборот же, сделать не получится.

Покупка авто на механике является более выгодным приобретением. Помимо более низкой цены автомобилей, их эксплуатация выйдет также более экономичной. Как правило, расход топлива у них меньший, и ремонт некоторых деталей выйдет также менее дорогим.

В ситуации, когда оказывается разряженным аккумулятор, можно выйти из положения. Например, перекинуть провода из другого автомобиля для подзарядки. Либо же машина может завестись, с так называемого толкача. Эти варианты не подходят, если транспортное средство с автоматической трансмиссией.

Только используя механическую коробку, можно чувствовать полный контроль над автомобилем. Когда многие манипуляции выполняются на автомате, этого не происходит.

Основы езды на механике

Прежде чем узнать, как научиться ездить на механике, желательно понимать, с чем вообще придется иметь дело:

  1. Педали. При управлении ТС используется три педали: газ (крайняя правая), тормоз (по центру), сцепление (располагается слева). В отличие от автоматической трансмиссии, здесь используются в управлении обе ноги. Если водитель, севший за руль механики новичок, поначалу, это делать будет непривычно.
  2. КПП. При помощи смещения шестеренок в трансмиссии, происходит переключение скоростей. На многих автомобилях данный селектор оснащен подсказками, используя которые проще разобраться, какая передача выбрана.
  3. Тахометр. Располагается на панели приборов, и позволяет определить, сколько коленвал двигателя делает оборотов в минуту. При помощи него новички контролируют, когда необходимо переключаться на следующую передачу.

Разбираемся с передачами на МКПП

Механика тем и отличается от автомата, что требует постоянного контроля водителя, то есть, самостоятельного переключения скоростей. В основном ТС имеют 4 или 5 скоростей, и в дополнении к ним задняя. Чтобы понимать месторасположение каждой, необходимо знать их предназначение.

Коробка передач: инструкция для начинающих

  • Всякий раз движение начинается с выжима педали сцепления, таким образом, появляется возможность переходить на другую скорость. Вводить требуемую передачу допустимо в том случае, когда сцепление будет полностью выжато.
  • Когда избрана нейтральная передача, при выжимании газа, автомобиль не двинется с места. Когда селектор находится в данной позиции, возможно, выбирать желаемую скорость, включая заднюю.
  • Рабочей передачей считается вторая. На ней удобно передвигаться по наклонной местности, а также осуществлять езду в пробках. Первую же обычно используют для старта пути, затем, ускоряясь, переходят на вторую. Набрав еще большую скорость и обороты, можно переходить на третью.
  • Труднее освоить неопытным водителям как ездить на механике, на задней передаче. Используя ее, разгон происходит быстрее, нежели на первой, но все же, водить машину часто, таким образом, весьма опасно.

Прежде чем выезжать на автомобиле в город, необходимо хорошо ориентироваться, где какая передача расположена. Теория это хорошо, но в данном случае, необходимы практические навыки. Ведь во время езды отвлекаться и смотреть на селектор, выбирая нужную передачу, нельзя, поскольку это небезопасно. Первое время можно тренироваться на авто, в нерабочем состоянии, доводить до автоматизма включение передач.

Начало движения

Порядок действий:

  1. Прежде чем, повернуть ключ в замке зажигания, необходимо полностью выжать педаль сцепления левой ногой, а правой нажать на тормоз, и только после этого завести мотор. Мотор заведен, сцепление выжато, можно включать первую передачу (до этого селектор находиться в нейтральном положении). Чтобы автомобиль не заглох, нельзя отпускать левую ногу с педали. Когда машина работает, с тормоза, нога перемещается на педаль газа и одновременно необходимо начинать убирать ногу со сцепления, только плавно.
  2. Чтобы выполнить переход на следующую скорость, необходимо, чтобы стрелка тахометра приравнивалась к 3000 оборотам. Если переключиться слишком рано, то машина может заглохнуть.

Как выполняется переход:

  • Правая нога убирается с газа, а левой полностью выжимается сцепление, и в это время селектор переводится в необходимое положение,
  • Сцепление необходимо отпустить, а педаль газа нажать,
  • Далее в управлении участвует только правая нога, до перехода на следующую скорость или остановки.

Более опытные водители обычно не обращают внимания на показания тахометра, а ориентируются на звук двигателя.

Если автомобиль не разгоняется и слишком низкие обороты, то необходимо переключиться на скорость ниже. А если же обороты слишком высокие, то необходимо включение следующей скорости, чтобы не перегружать двигатель.

Остановка и парковка

Чтобы заглушить автотранспорт можно использовать два варианта:

  1. Переключение на пониженные передачи, вслед за тем, необходимо выжать педаль тормоза.
  2. Надавить сцепление и переместить селектор в нейтральную позицию, затем устранить ногу со сцепления и поднажать, если есть надобность, тормоз.

Чтобы износ коробки был меньшим лучше использовать второй способ, и не забывать помимо тормоза обязательно выжимать сцепление.

Припарковав свой автомобиль всегда необходимо использовать ручной тормоз, особенно, если поверхность с наклоном. Также всегда стоит помнить о положении колес во время стоянки. Их требуется выворачивать таким образом, чтобы в случае внезапного движения, машина не очутилась на проезжей части.

Поступай на дороге так, как хочешь чтобы другие поступали с тобой! Пропусти помеху справа и дурака слева!

Что водителю в первую очередь необходимо

- Ответственность: вы должны заботиться о безопасности - своей собственной, ваших пассажиров и всех других участников движения.

- Сосредоточенность: не садитесь за руль, если вы чувствуете усталость или недомогание, думаете о чём-то отвлечённом, растроены или раздражены, испытываете стресс.


- Умение прогнозировать ситуацию: постоянно анализируйте поведение других участников движения, действуйте в соответствии с дорожной обстановкой.


- Терпение: не следует превращать езду в соревнование и отвечать грубостью на грубость, использовать агресивный язык или жесты,
стараться преподать другому водителю урок, если он причинил вам неудобство; проявляйте терпение, если автомобиль впереди долго не может тронуться с места - у водителя могут быть веские причины; не испытавайте своё терпение (и не рискуйте напрасно) - не приближайтесь слишком близко к автомобилю, управляемому учеником, увеличьте дистанцию и боковой интервал; не испытывайте терпение других - не совершайте обгон только для того, чтобы вклиниться между впереди идущими машинами или тут же совершить поворот.

- Уверенность: это неотъемлемая часть водительского мастерства, но помните - неоправданный риск приводит к аварии!


Техника безопасной езды при управлении автомобилем

1. Не спешите - лучше опоздать на 10 минут, чем приехать на 10 минут раньше.
2. Перед началом движения убедитесь, что это безопасно, не начинайте движение, если создадите помеху приближающимся автомобилям.
3. Заблаговременно включайте сигналы поворотников и вовремя выключайте их.
4. Не превышайте установленную скорость более чем на 30 км/час.
5. Не позволяйте отвлекать себя разговорами, если это влияет на ваше вождение.
6. Разговаривая по телефону используйте громкую связь.
7. Не пользуйтесь наушниками.
8. Не смотрите карты и путеводители.
9. Не курите.
10. Не поворачивайтесь к задним пассажирам - всё внимание на дорогу.
11. Выдерживайте правильную (безопасную) дистанцию и боковой интервал.
12. Плавно трогайтесь и плавно останавливайтесь.
13. Не управляйте автомобилем с похмелья.
14. Не разгоняйте автомобиль перед пешеходным переходом, где никого нет - пешеход может появиться неожиданно.
15. Нельзя: выжать сцепление, включить 1-ю передачу и ждать включения зелёного сигнала светофора.
16. При движении задним ходом - включайте аварийную сигнализацию.
17. При движении задним ходом скорость не должна превышать 20 км/час, а расстояние проезда должно быть минимальным.
18. При движении задним ходом уменьшите громкость радио.
19. Установите звуковой сигнал на включение задней передачи.
20. Всегда включайте ближний свет фар.
21. Не экономьте на незамерзающей жидкости, ветровое стекло вседа должно быть чистым!
22. Включайте сигналы поворотов во дворах.
23. Перед тем как нажать на педаль тормоза посмотрите в зеркало заднего вида (оцените расстояние до заднего автомобиля и его скорость).
24. Не тонируйте стёкла автомобиля (на первом году своего вождения).
25. Установите знаки «начинающий водитель» (если Вы новичок).
26. Не производите перестроение из ряда в ряд перед пешеходным переходом и на нём.
27. Если собираетесь чихнуть, то перед этим отпустите педаль газа.

Два нельзя

1. Быть слепым (крутите головой на 360 градусов).
2. Быть глухим (слушайте дорогу).

Имущественная безопасность

1. Сев в автомобиль, заблокируйте замки дверей.
2. Не покидайте автомобиль, если двигатель заведён, или ключи находятся в замке зажигания.

Научитесь читать дорогу

1. Выдерживайте траекторию движения своего автомобиля с помощью наблюдения за центром пути движения.
2. Смотрите как можно дальше вперёд, это поможет вам заранее заметить появившуюся опасность.
3. Активно наблюдайте за изменениями обстановки не только на проезжей части дороги, но и на прилегающей территории.
4. Не задерживайте свой взгляд длительно на одном объекте (более 2 секунд).
5. Постоянно наблюдайте за обстановкой сзади и сбоку своего автомобиля.
6. Перед перестроением, поворотом или выездом на главную дорогу заранее убедитесь, что место, которое вы хотите занять, свободно.
7. Чем больше ваша скорость, тем шире должен быть ваш взгляд.

Вождение в сложных условиях

1. Избегайте участки дороги имеющие нефтяные, масляные и гудроновые пятна.
2. Не въезжайте в лужи на скорости больше 50 км/час.
3. Если дорога покрыта тающим льдом, избегайте двигаться по полосам с неинтенсивным движением.
4. Производите манёвр обгона только по необходимости.
5. Остерегайтесь мокрых листьев, снежных и песчаных заносов.

Перечень неисправностей при которых управлять автомобилем опасно

1. Не работают стоп-сигналы.
2. Не работает звуковой сигнал.
3. Не работает ручной тормоз.
4. Не работают сигналы поворотников.
5. Не работает аварийная сигнализация.
6. Уровень тормозной жидкости в расширительном бачке уменьшается (ниже риски min) - приходится часто доливать.

Правила управления автомобилем на кольцевой

1. Выдерживайте безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, кратную интервалу между осветительными столбами:
- при скорости движения ~ 50 км/час - 0,5 интервала;
- при скорости движения ~ 100 км/час - 0,75 интервала;
- при скорости движения ~ 150 км/час - 1,0 интервал.
2. Включайте указатель поворота при перестроении (всегда).
3. Если Вы двигаетесь в 3 - 4 ряду и Вас часто обгоняют справа - задумайтесь, может стоит перестроится в соседний правый ряд. Соблюдайте скоростной режим и рядность движения!

Шпаргалка для пешеходов

1. Не перебегайте дорогу (даже по зебре), идите спокойно.
2. Не бегайте, не ходите вдоль дороги.
3. Не катайтесь на велосипеде по дороге.
4. Переезжая дорогу (на велосипеде) по зелёному (по зебре) не торопитесь, двигайтесь примерно со скоростью пешехода.
5. Переходите дорогу перпендикулярно.
6. Не переходите дорогу, когда на голове капюшон.
7. Не переходите дорогу слушая громкую музыку через наушники.
8. Переходя дорогу с животными, держите их на коротком поводке.
9. Переходя дорогу с коляской, держите её сбоку.
10. Переходя дорогу, поднимите ребёнка с санок.
11. Переходя дорогу с ребёнком, держите его за руку или на руках.
12. Переходя дорогу посмотрите: налево и направо.
13. Желательно чтобы один из предметов гардероба верхней одежды был светлого цвета или присутствовали светоотражающие катафоты (в тёмное время суток водитель может не заметить пешехода).

Аксиомы при эксплуатации автомобиля

1. Разберитесь в правилах дорожного движения и запомните их (требуется понимать очерёдность проезда всех видов перекрёстков и т. д.).
2. Составьте алгоритм действий при управлении и эксплуатации автомобиля для различных ситуаций (выучите его наизусть).
Пример: требуется произвести пуск инжекторного двигателя при температуре минус 20 градусов.
а. включить на 30 секунд габаритные огни.
б. установить рычаг переключения передач в нейтральное положение (если требуется, поднять рычаг стоячного тормоза).
в. все переключатели перевести в положение «выкл» .
г. выжать педаль сцепления.
д. повернуть ключ в положение «зажигание » , выдержать паузу 5 секунд, повернуть в положение «статертёр » , после пуска двигателя ключ отпустить.
е. педаль сцепления плавно отпустить через ~ 30 секунд.
(если при выполнении пункта «д » пуск двигателя не происходит в течении 10 - 15 секунд, отпустить ключ, подождать 15 секунд и повторить пункт «д » ).
3. Уступите помехе справа и дураку слева.
4. Всегда включайте сигналы поворотников при изменении траектории движения (если при перестроении водитель не заметит помеху и начнёт манёвр перестроения, то другой водитель увидев сигнал поворотника сможет избежать аварии).
5. Всегда делайте плавные манёвры при перестроении (если вы не заметите помеху, то другой водитель сможет избежать аварии).
6. Включайте ближний свет фар - всегда.
7. Правильно выбирайте скорость (она зависит: от ваших навыков и дорожной ситуации).
8. Если вы не управляли автомобилем более двух месяцев, покатайтесь в спокойном режиме: по незагруженным улицам, в утреннии часы.
9. Гравий и камни на дороге - это опасно, существует вероятность попадания их в лобовое стекло (увеличьте дистанцию и уменьшите скорость).
10. Понизьте скорость при въезде в тоннель (для адаптации глаз к новому освещению).
11. Движение по трамвайным рельсам - опасно! Причины:
- возможен разрыв и порез покрышки;
- на шипованной резине - вырывание шипов и занос;
- во время дождя - увеличение тормозного пути и занос.
12. Не захламляйте салон автомобиля (для этого есть багажник):
- забытая бутылка может закатиться под педали;
- не следует вешать игрушки на зеркало заднего вида, это уменьшает обзорность;
- на задней панели - опасно хранить острые и тяжёлые предметы.
13. На первом году вождения не тонируйте стёкла, в дальнейшем - только качественной плёнкой, не самой тёмной.
14. Не тонируйте задние фонари автомобиля, водитель заднего автомобиля может не увидеть изменения яркости стоп-сигналов.
15. Пристёгивайтесь ремнями безопасности
(по статистике аварий и краш-тестам травмы усугубляются, если не использовать ремень безопасности).
16. Если автомобиль оснащён подушками безопасности:
- все должны быть пристёгнуты;
- нельзя класть руки на опущенные стёкла, если есть боковые подушки;
- перевозить ребёнка спиной по ходу движения на переднем сиденьи нельзя;
- нельзя ничего устанавливать в районе надписи «AIRBAG » , а также по предполагаемой траектории открытия подушки;
- если одеты очки, это может стать причиной травмы.
Нельзя самому производить демонтаж/монтаж подушки безопасности - возможна травма!
17. Дистанция (безопасная):
- при движении в потоке - не менее 5 метров;
- при остановке на подъёме - не менее 2 метров;
- при остановке перед светофором - от 1 до 1,5 метра.
18. Не управляйте автомобилем:
- в состоянии алкогольного опьянения;
- если вы сильно устали;
- если вы находитесь в состоянии стресса.
19. Если на дороге возникла сложная или нестандартная ситуация, не следует торопиться и давать ускорение, желая быстрее проскочить опасный участок (по правилам хорошего тона в этот момент все равны как в бане).
20. Техническое состояние автомобиля - внимательно проверить перед дальней поездкой:
- подвеску
- развал/сходимость колёс/ балансировка/давление
- тормозную систему
- фильтры (топливный и воздушный)
- кондиционер (давление)
- жидкости (их уровень и срок замены): акпп, двигатель, охлаждающая, тормозная.


Ремонт автомобиля

1. Перед тем, как установить новую деталь в автомобиль взамен испорченной - внимательно её осмотрите сами, попросите мастера проверить её на исправность. Ответственно подойдите к проверке, помните если деталь окажется неисправной, то это может привести к поломке других узлов и агрегатов.
2. Выезжая из ремзоны не разгоняйтесь - на первом метре сделайте тестовое торможение.

Как толкать автомобиль (если он сломался)

Опустите стекло левой водительской двери, упритесь левой рукой в рамку стекла и сдвигайте автомобиль в нужном направлении, подруливая правой рукой (при этом ключ должен находиться в замке зажигания).

Как надёжно установить номерной знак

- вариант 1: закрепить болтами - резьбу обильно смазать графитовой смазкой или литолом, первой гайкой затянуть, второй законтрить;
- вариант 2: зафиксировать заклёпками.


Занятия по вождению проводятся во всех районах Санкт-Петербурга.
Записаться на занятие по вождению Вы можете по телефону
8-911-209-45-10,
мы подберём удобное для Вас время и место встречи.

Мы с радостью поможем Вам обрести уверенность за рулём автомобиля, преодолеть страхи и переживания. Просто позвоните нам!