Как проверить автомобильный аккумулятор мультиметром. Как лучше проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность: выбираем подходящий способ Как померить напряжение мультиметром аккумулятор автомобиля

Аккумулятор - важнейшая вещь в любом автомобиле. Именно этот элемент дает пусковой ток на стартер. Именно благодаря аккумулятору осуществляется быстрый и беспроблемный запуск двигателя. Но так бывает не всегда. Чтобы не испытывать трудностей с пуском, нужно периодически проверять его уровень заряда. Сделать это можно несколькими способами.

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля в домашних условиях? Ответ на этот вопрос вы узнаете далее в нашей статье.

Методы

Существует несколько способов того, как проверить заряд аккумулятора автомобиля:

  • по индикатору;
  • при помощи нагрузочной вилки;
  • мультиметром;
  • путем замера плотности электролита.

Каждый из них имеет свои особенности. Давайте рассмотрим перечисленные методы подробнее.

Встроенный индикатор

Большинство импортных аккумуляторов имеют встроенный индикатор, по которому можно проверить заряд. Впервые такие АКБ появились в Японии. Затем подобную фишку стали практиковать европейские производители.

В чем заключается его суть? На крышке АКБ имеется прозрачное окошко (некий глазок). Если посмотреть на него, то можно увидеть, что он окрашен в зеленый цвет. Но так бывает не всегда. Зеленый оттенок в окошке будет только в том случае, если аккумулятор полностью заряжен. Если же окошко прозрачное или белое, значит, АКБ потеряло часть заряда. Самый страшный случай - черное окошко. В таком случае аккумулятор сел «в ноль», и его нужно срочно зарядить.

К сведению, это один из самых простых способов того, как проверить заряд аккумулятора автомобиля без вольтметра и прочих приспособлений. Ведь все, что вам необходимо, - открыть капот и заглянуть в то самое окошко. Но стоит отметить, что такой глазок есть не на всех аккумуляторах (особенно, если дело касается отечественных). Поэтому чтобы определить уровень заряда, нужно знать и другие методы.

Нагрузочная вилка

Это, пожалуй, самый профессиональный способ проверки состояния аккумулятора. Обычно такой метод используется на СТО. В чем его суть? Устройство подключается к клеммам батареи и дает ток короткого замыкания.

То есть нагрузочная вилка имитирует работу стартера и показывает, на сколько вольт проседает аккумулятор при попытке водителя завести мотор. На сегодняшний день это самая точная схема проверки состояния АКБ. Чтобы правильно считывать показания, помните, что после нагрузки напряжение на аккумуляторе должно быть не менее 10 Вольт. Если же батарея проседает до 9 и ниже, значит, она уже слабая. Такой аккумулятор будет быстро разряжаться зимой.

Используем мультиметр

Это незаменимый прибор, который должен быть у каждого автомобилиста. Позволяет не только проверить уровень напряжения АКБ, но и сопротивление датчиков, нагрузку бортовой сети в режиме реального времени и много других важных параметров. Приобрести данный аппарат можно за 300-700 рублей, что в 2-3 раза дешевле нагрузочной вилки. Пользоваться данным прибором очень легко.

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром? Для начала его необходимо собрать. Выполняем следующие действия:

  • Подключаем два провода с положительной и отрицательной полярностью в соответствующие разъемы.
  • На концах проводов будут щупы. Их мы прикладываем к
  • Предварительно выставляем прибор в режим замера напряжения и устанавливаем поворотный переключатель на 20 Вольт.
  • Подключаем выводы мультиметра к батарее и смотрим на результат. При этом зажигание автомобиля должно быть выключено.

Считываем данные с мультиметра

Какой показатель является нормальным для батареи? Специалисты отмечают, что полностью заряженный аккумулятор должен выдавать напряжение не менее 12,5 Вольт. В случае, если мультиметр показал цифру ровно 12В, значит, батарея разряжена наполовину. О том, что аккумулятор нужно срочно зарядить, свидетельствует показатель в 11,5 Вольт и ниже.

Электролит

Существует еще один способ того, как проверить заряд аккумулятора автомобиля своими руками. Особенно он актуален в преддверии зимы. Как известно, с падением температуры, плотность электролита уменьшается. Соответственно падает заряд и производительность батареи. Как проверить заряд аккумулятора автомобиля? Для этого нам понадобится ареометр. Ниже представлена подробная инструкция:

  • Итак, открываем капот и при помощи минусовой отвертки откручиваем поочередно «банки» АКБ. Их всего 6.
  • Погружаем наш ареометр внутрь и ждем, пока он не заполнится электролитом.
  • Далее достаем наружу устройство и смотрим на показания.
  • По истечению небольшого времени, поплавок всплывет до нужного уровня. На шкале будет несколько делений. Нормальным считается показатель в 1,23-1,27 грамма на кубический сантиметр. Если плотность электролита составляет 1,2 грамма, значит, аккумулятор разрядился примерно на четверть. О глубоком разряде свидетельствует показатель в 1,1 и ниже грамма на кубический сантиметр.

Также стоит проверить сам уровень электролита в каждой из «банок». Если он недостаточный, его следует возобновить. Сделать это можно дистиллированной водой (ею же разбавляют и охлаждающую жидкость).

Не игнорируйте недостаточный уровень электролита в аккумуляторе. Это может стать причиной частой потери заряда и осыпания свинцовых пластин. В результате, АКБ придет в негодность, а при любых попытках подзарядки жидкость будет кипеть.

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля зарядным устройством?

На каждом ЗУ имеется шкала, определяющая напряжение батареи. При отсутствии мультиметра, нагрузочной вилки и ареометра, можно воспользоваться и им. Как проверить заряд аккумулятора автомобиля таким способом?

Все очень просто - подключаем выводы ЗУ к клеммам батареи и нажимаем на проверочную кнопку. Подключать к розетке прибор не стоит - в таком случае он подаст зарядку, а показания будут не ниже 13 Вольт.

Можно ли заряжать дома?

При отсутствии гаража допускается возможность подзарядки АКБ в квартире. Но делать это лучше на балконе. Во время этого процесса электролит выделяет вредный для человека сернистый газ и хлористый кислород. При его вдыхании возможно головокружение и тошнота. Поэтому заряжаем в максимально отдаленном и хорошо проветриваемом помещении. Также следите за состоянием электролита.

Нельзя допускать, чтобы аккумулятор кипел. Это снижает его ресурс. В среднем легковой 60-амперный аккумулятор заряжается за 7-8 часов. При этом на ЗУ нужно выставлять минимальную силу тока. Для АКБ вредны стрессовые нагрузки. Если батарея долго заряжается, или одна из банок закипела через полчаса, значит, она пришла в негодность.

В заключение

Итак, мы выяснили, как проверить заряд аккумулятора автомобиля. Один из самых простых способов - это мультиметр. Что касается ареометра, это уже профилактическая мера. Да, таким прибором можно измерить «остаток жизни» АКБ. Но, в большей части, он является диагностическим прибором (равносильно, как и нагрузочная вилка). Поэтому каждый аппарат хорош по-своему.

В былые времена аккумуляторы были настолько дефицитным товаром, что автовладельцы буквально тряслись над ними, всеми силами стараясь прислушаться к их самочувствию. У самых опытных была припасена не только дистиллированная вода, но и кислота. Ареометр считался обязательным прибором, а зарядные устройства внушали уважение одними только массогабаритными показателями. Честно говоря, принципиальных изменений с тех пор батареи не претерпели. Но вот владельцы пообленились: самым сложным прибором для проверки состояния батареи для них теперь является разве что вольтметр.

Не секрет, что за вольтметром мы лезем обычно тогда, когда уже приказала долго жить или находится на грани.

Каким же должно быть напряжение на и как его правильно мерить?

Вообще говоря, надо контролировать так называемое напряжение разомкнутой цепи (НРЦ). Его проверяют на холодном двигателе при снятой клемме - иначе откуда взяться разомкнутой цепи? Но на практике часто халтурят: проводят замеры не снимая клемму. Грешат этим даже бывалые электрики. Если же проводить измерения правильно, то НРЦ должно составлять не менее 12,5 В для батареи любого типа. При этом напряжение чаще всего окажется чуть выше.

А если напряжение ниже? Извольте подзарядить! После зарядки и выдержки отключенной от зарядного устройства батареи в течение 10–15 ч НРЦ должно составлять 12,6–12,8 В. Иногда бывает и чуть больше.

Что еще можно померить? Конечно, напряжение при работающем двигателе: сразу будет ясно, идет зарядка от генератора или нет.

По показаниям вольтметра видно, что мотор работает и генератор жив. 14,53 В - полет нормальный. Если же напряжение после пуска двигателя стало даже меньше, чем до того, как мотор заработал, то генератор, увы, не работает. Вообще, напряжение, выдаваемое генератором, должно находиться в диапазоне 14,0–14,5 В. Только после пуска двигателя «прикуриванием» или буксировкой напряжение может быть чуть меньше, потому что генератор просто не вытягивает должные параметры.

По показаниям вольтметра видно, что мотор работает и генератор жив. 14,53 В - полет нормальный. Если же напряжение после пуска двигателя стало даже меньше, чем до того, как мотор заработал, то генератор, увы, не работает. Вообще, напряжение, выдаваемое генератором, должно находиться в диапазоне 14,0–14,5 В. Только после пуска двигателя «прикуриванием» или буксировкой напряжение может быть чуть меньше, потому что генератор просто не вытягивает должные параметры.

Кстати о подзарядке. Напряжение на клеммах после ее окончания будет меняться. Например, в конце заряда (вскоре после отключения зарядного устройства) оно может составлять 13,5 В, а через сутки - допустим, 12,6 В. Это нормальное явление.

При взгляде на форму батареи, с которой мы начали разговор про напряжение, сразу становится ясно: тут вольтметр уже не нужен. Раздуло корпус вследствие замерзания электролита. И хотя корпус выдержал, но структура пластин аккумулятора безвозвратно повреждена ледяными кристаллами. Придется покупать . А всего-то нужно было либо периодически подзаряжать батарею от сетевого зарядного устройства, либо периодически пускать двигатель. Во втором случае приходится на довольно продолжительное время, примерно 20–30 минут после прогрева, чтобы мотор поработал на повышенных оборотах. В противном случае энергия, потраченная на работу стартера, не будет восполнена.

Ну, а идеальный вариант длительного хранения аккумулятора зимой выработали еще наши деды. Снять с машины, подзарядить, хранить в прохладном помещении и иногда проверять плотность, в крайнем случае напряжение. И как все живое - ждем весны!

Не успела наступить зима, как что-то стало не так с хорошо работающим последние пару-тройку лет аккумулятором. Чувствуется как он напрягается из последних сил, пытаясь оживить промороженную машин ку. И это при десяти десяти градусах мороза, то ли еще будет при двадцати, как обещали этой зимой? Как узнать не пора ли с аккумулятором что-то делать, чтобы не остаться один на один с холодной машиной зимой?

Многие глядя под капот задаются вопросом: Как проверить заряжен ли аккумулятор? Есть старый дедовский способ, о котором чуть ли не каждый номер журнала “За рулем” писал. Покупаем в магазине ареометр. Это такая трубка стеклянная с грушей и поплавком, которую нужно совать в аккумулятор и поплавок должен показать заряжен ли наш друг.


Ареометр действует по принципу измерения плотности электролита, грушей набираем электролит из аккумулятора, а поплавок тонет или всплывает в зависимости от плотности. На поплавке – шкала, показывающая плотность и соответствующую ей степень заряженности. Где-то там была еще и таблица, которая вносила поправки в показания, если температура в момент измерения отличается от 25 градусов Цельсия. Самый точный способ определения емкости, и к тому же самый правильный.





Внимательно осматриваем аккумулятор. Чтобы его лучше рассмотреть я даже принес аккумулятор домой. И так, смотрим и удивляемся, и куда тут чего? По большому счету большинство современных аккумуляторов считаются необслуживаемыми. (Необслуживаемый это значит первые два-три года с ним ничего не нужно делать, а когда нужно будет, проще выкинуть и купить новый) А для визуальной проверки заряженности есть даже некий глазок. У меня почему-то ничего через него не видно.

У необслуживаемых аккумуляторов считается, что все запаяно и заклеено, но мы-то с вами понимаем, что на заводе куда-то должны были заливать электролит в этот стандартный кислотный аккумулятор. Смотрим внимательно и видим, что отверстия все-таки есть, достаточно выкрутить при помощи монетки и можно проверять. Но мы не будем его проверять ареометром. Во-первых, там в аккумуляторе кислота, и очень неприятно будет, если она попадет, например, на палец. А во-вторых, понять степень заряда 12-ти вольтового аккумулятора можно просто померив напряжение на его клеммах и не пачкаясь кислотой. Метод конечно менее точный, зато пачкаться не нужно.

Только здесь два нюанса. Напряжение нужно мерить через несколько часов после последней поездки (зарядки), чтобы все химические процессы успокоились. Если померить сразу, то аккумулятор будет всегда показывать очень хороший результат. Мерить нужно цифровым вольтметром, который показывает десятые, а еще лучше сотые доли вольта. Конечно, если вы большой любитель автомобильных аккумуляторов, то можете воспользоваться первым вариантом, с кислотой и грушами, но я предпочитаю второй. К тому же у меня брелок от сигнализации показывает напряжение на аккумуляторе, поройтесь в инструкции к своей машине, может быть у вас есть нечто подобное.

Итак: таблица напряжений заряженного аккумулятора

Что хорошо, что температура воздуха практически не влияет на напряжение. Т.е. на морозе напряжение буде чуть меньше, но не сильно. Однако отрицательная температура очень даже сильно влияет на возможность аккумулятора отдать свою емкость. Смотрим на таблицу.

Приблизительная зависимость емкости аккумулятора от температуры окружающего воздуха

Если аккумулятор заряжен на 100% при 25 градусах цельсия, то чем ниже температура, тем меньше он может отдать своей емкости. Но если аккумулятор разряжен, скажем на 50%, то при понижении температуры до -20, завести машину можно будет только вызвав помощь друга. Да и разряженный аккумулятор может просто замерзнуть, превратившись в ледяной боченок. Конечно можно его оттаить, а потом попытаться зарядить, но как потом будет это все работать- известно. Плохо будет работать, если вообще будет. Так что лучше да такого не доводить.

И при каком напряжении уже нужно аккумулятор зарядить? Ответ дает производитель автомобилей. В некоторых особо продвинутых машинках, если напряжение аккумулятора падает ниже 12 вольт, например до 11,9 , что по согласно первой таблице – 40% емкости, то машина выдает на бортовом компьютере “Аккумулятор разряжен”. У меня, к примеру, она начинает противно блямкать при каждом открытии дверцы, мол, хозяин, скорее заряжай меня, скоро смерть моя придет. Конечно производитель перестраховывается и на таком разраженном аккумуляторе можно еще ездить, но лучше все-таки не дожидаясь мороза в 20 градусов нести аккумулятор на зарядку в теплое помещение.

Заряжаем аккумулятор при помощи автоматического зарядного устройства.

А в теплое, чтобы аккумулятор взял всю возможную емкость, а не сколько, сколько указано в таблице.
Зарядник должен быть полностью автоматическим, чтобы как раз и не носиться с ареометрами для выявления степени заряда/разряда. У меня осталась еще со старых времен и работает прекрасно, зяряжает даже 70A аккумулятор, хотя в инструкции написано, что работает для 55-60 амперных.

А можно ли подзарядить аккумулятор на холостом ходу, чтобы не таскать эти 15-19 килограммов? Подзаря дить конечно можно, вопрос сколько нужно гонять машинку на холостом ходу. Это время зависит от многих факторов. Но кроме эмпирических доводов, давайте обратимся к цифрам. Автомобильный генератор выдает до 80 Ампер при максимальных оборотах около 5000 оборотов. На холостом ходу генератор будет выдавать около 30-40 ампер. Много это или мало? Все зависит от потребителей. Если схема зажигания берет около 20 ампер, фары еще 20, обогрев стекла 15. Конечно чуть меньше, поскольку мы смотрим по величине предохранителей.

Но все равно мы видим, что даже при отключенных потребителях почти весь ток, который вырабатывает генератор, будет уходить на поддержание работы машины, и на заряд аккумулятора останется всего ничего, хорошо, если ампер 10. Таким током разряженный 60 амперный аккумулятор будет заряжаться порядка 6 часов и то, если аккумулятор будет принимать заряд, мы помним, что на морозе емкость аккумулятора резко уменьшается. Вот и ответ. А если вспомнить, что стартер сразу берет 150-200 ампер, а может и до 500 ампер в сильно заторможенно-промороженном варианте, то лишний раз запускать двигатель для “подзарядки” аккумулятора вообще не стоит. Лучше уж отнести разряженный аккумулятор заряжаться туда где тепло и ему будет хорошо.

Сколько нужно ездить, чтобы аккумулятор заряжался? Если у вас короткие поездки, скажем меньше часа, да еще по городу, где вы больше стоите в пробках на холостом или близком к холостому ходу, когда мы “медленно стоим” режиме, то аккумулятор в таком варианте будет постепенно разряжаться. И через пару-тройку месяцев, даже полностью исправный аккумулятор нужно будет заряжать. Зимой проблема усугубляется тем, что при коротких поездках холодный аккумулятор не прогревается и просто не может взять заряд. Летом, когда аккумулятор теплый, подзаряд начинается сразу же после начала поездки, что явно положительно влияет на возможность завести двигатель.

Выводы простые:
Во-первых, пока не заведен двигатель, лучше не включать дополнительные потребители энергии дабы сэкономить заряд аккумулятора. К примеру в моей машинке была такая функция как “Вежливый свет”, когда после постановки не сигнализацию, еще секунд 15 машина услужливо подсвечивала мне ближним светом дабы я не шел домой в темноте. Ага, а стоит она обычно мордой к забору, и вежливо так в забор светит. А с учетом того, что у меня для отключения этой фичи нужно было специально ехать на сервис и программировать автомобильные мозги, то аккумулятор эта штука сажала мне хорошо, пока я ее не отключил.
Во-вторых, меньше коротких поездок, мало того, что при этом расход бензина бешеный, так еще и аккумулятор садится. Но это уж как получится.
В-третьих контролировать напряжение на аккумуляторе. И если оно упало ниже 12 вольт, то не раздумывая нести заряжать аккумулятор. А если ему года три и более, и раньше он работал нормально, то либо что-то в машине подтерлось и замыкает, либо поездки короткие, а то может быть и менять пора, сейчас стоит это не так дорого.

От состояния аккумуляторной батареи зависит удобство эксплуатации авто – надежная заводка двигателя, хороший свет, комфорт в салоне. Владельцы автомобилей надеются на ее безупречную работу, но случается, она подводит. Как избежать такой ситуации, расскажет статья.

1 Проверка аккумулятора – предупреждение неисправностей

Проверить аккумулятор вовремя и правильно – значит быть уверенным, что он не подведет. Ведь ситуация, когда аккумулятор вдруг перестает работать, крайне неприятна. Полбеды, если такое случилось в гараже, его можно поставить на зарядку. Но если это приключилось в дороге, тут уже не позавидуешь. Большинство автолюбителей ездят до тех пор, пока аккумулятор крутит, а затем покупают новый. Своевременный уход может значительно продлить его жизнь и поможет избежать неприятных ситуаций.

На работоспособность аккумулятора влияют, кроме естественного старения, и другие факторы. Режим работы двигателя, состояние электрооборудования сказываются и на состоянии АКБ. Ряд причин могут привести к недозаряду или перезаряду. Батарея недозаряжается, когда автомобилем пользуются, передвигаясь на короткие расстояния. Включенный зимой подогрев, вентилятор отопления тоже могут стать причиной недозаряда. Неисправный регулятор напряжения с малым током не дает АКБ возможности нормального заряда при движении.

Систематический недозаряд автомобильного аккумулятора приводит к сульфатации пластин, что после падения емкости ведет к короткому замыканию и выходу из строя батареи.

Постоянно перезаряженный аккумулятор – тоже не долгожитель. Перезаряд появляется, чаще всего, из-за неисправности регулятора напряжения. Он выдает повышенный зарядный ток, электролит начинает кипеть. В необслуживаемом аккумуляторе выкипает вода, оголяются пластины, проходит их деформация. В других АКБ они осыпаются. Как следствие, аккумулятор становится неработоспособным. Также причиной перезаряда могут быть длительные затяжные поездки, когда двигатель постоянно работает на повышенных оборотах.

Чтобы увеличить срок службы недешевого оборудования, рекомендуем периодически проверять аккумулятор, придерживаясь такой последовательности:

  • осмотреть состояние клемм, внешний вид;
  • проверить электролит: состояние уровня и плотности;
  • измерить вольты на клеммах;
  • проверить его нагрузочной вилкой.

2 Внешний осмотр – пользуйтесь любым удобным случаем

Возьмите себе за правило: подняли капот автомобиля – осмотрите аккумулятор. Времени это займет немного, а польза может быть большая. Грязная поверхность становится причиной саморазряда. Грязь – это не только слипшаяся пыль. При эксплуатации на крышку попадает электролит, превратившийся в жидкое состояние из паров. Если к грязному аккумулятору добавить окисленные клеммы, утечку тока, вовремя не подзарядить – разряд батареи обеспечен. Частые и глубокие разряды грозят сульфатацией пластин.

Можно самому определить, что грязная поверхность приводит к саморазряду. Подключаем вольтметр одним щупом к клемме, а другим проводим по крышке аккумулятора. Видим, что прибор показывает наличие некоторого напряжения. Грязь, электролит на крышке проводят ток между клеммами, батарея саморазряжается. Уход за поверхностью совсем не сложен. Поверхность промываем щелочным раствором, который нейтрализует электролит (немного пищевой соды растворить в воде). Зеленый налет на клеммах промываем горячей водой, вытираем насухо. Можно использовать мелкую наждачку для зачистки. Контакт должен быть надежным. Проверяем крепление: если оно ненадежное, корпус, особенно зимой, может дать трещины.

3 Электролит – проверка уровня и плотности

От саморазряда по поверхности избавились, пора переходить к внутреннему содержимому. В обслуживаемых аккумуляторах проверяем электролит на уровень, используя стеклянную трубку. Вставляем ее в банку до упора в сепаратор пластин, закрываем пальцем и вынимаем. Высота жидкости над пластинами должна составлять 10–12 мм. Если она недостаточна, доливаем дистиллированную воду, которая выкипела.

Доливка электролита – частая ошибка автомобилистов. Он не выкипает. Единственный случай, когда его необходимо долить – если АКБ перевернулась, и из нее вытек электролит.

Приступая к дальнейшей проверке, следует оценить заряженность батареи. Делают это двумя способами: проверкой плотности или измерением напряжения. Плотность проверяется прибором под названием ареометр. Его трубку помещаем в банку, грушей засасываем электролит, чтобы поплавок внутри начал плавать, и смотрим на его шкалу. Ниже приведена таблица с показателями плотности полностью заряженного аккумулятора в зависимости от климатических зон, где он эксплуатируется..

Отклонение от номинальной плотности в сторону понижения на каждые 0,01 г/см 3 означает падение напряжения на 5–6 %. Обычный показатель плотности нового аккумулятора – 1,27 г/см 3 . Допустим, проверка плотности показала 1,21 г/см 3 . Это значит, что емкость аккумулятора недостаточна, он разряжен на 30–36 %, и его следует подзарядить. В исправном аккумуляторе происходит восстановление плотности, что сигнализирует о его заряде. Не следует допускать разряда больше 50 %. Особенно опасно это при морозах. Кроме того, что батарея не будет работать, возникает угроза, что треснет корпус: с понижением плотности электролит замерзает.

4 Использование мультиметра – оценка состояния батареи

Мультиметр – недорогой многофункциональный прибор, работающий от пальчиковой батарейки. Им можно производить различные измерения своими руками, но нас интересуют показатели напряжения. Такой прибор нелишне иметь в арсенале каждому автолюбителю. Включаем его в режим измерения постоянного напряжения DCV, диапазон выставляем 20 V. Черный щуп подключаем к минусу, красный – к плюсу, и снимаем показания. Полностью заряженный аккумулятор должен показать 12,6 В. Показатель 12 В и менее говорит о разряде на 50 % и более, требуется срочная подзарядка. Если мультиметр показывает 11,6 В – батарея полностью разряжена.

Измерения лучше проводить, когда автомобиль некоторое время не работал. Если снять показания сразу после поездки, они будут одними, на утро следующего дня – другими. Заряженный аккумулятор способен держать напряжение несколько дней. Оно не сильно падает, даже если автомобилем не пользовались неделями. На разряженном АКБ падение напряжения стремительное, и может случиться, что, когда придется срочно выехать, двигатель не заведется. Поэтому совет: перед длительным перерывом в поездках обязательно полностью зарядите аккумулятор.

Проверка мультиметром при заведенном двигателе позволит не только оценить работоспособность АКБ, но и проверить исправность электрооборудования. При работающем двигателе прибор должен показать 13,5–14,0 В. Показатели, повышенные до 14,2 В и больше, говорят о плохо заряженной батарее. Генератор работает усиленно, чтобы ее зарядить. При значительных морозах повышение напряжения возможно потому, что ночью аккумулятор разрядился, или электроника допускает больший ток из-за очень холодного воздуха.

Повышение напряжения в начале работы двигателя не таит в себе опасности. Если электрооборудование исправно, то минут через 10 все придет в норму, установятся обычные 13,5–14,0 Вольт. Но если оно постепенно не возвращается к оптимальному уровню, возникает опасность перезарядки. При максимальном зарядном напряжении, особенно при длительной поездке, электролит постепенно выкипит, батарея придет в негодность.

Теперь о пониженном напряжении на работающем автомобиле. Если оно составляет 13,0–13,4 В – аккумулятор не получает достаточной подзарядки. Следует отключить все энергопотребляющие приборы и опять замерить. Если напряжение нормализовалось, все в порядке, в противном случае возможна неисправность генератора, особенно, если показатель ниже 13,0 В. Не спешите его ремонтировать, проверьте контакты. Если они окислены, будет ощущаться нехватка напряжения.

Узнать состояние аккумулятора можно еще одним способом. Заводим двигатель при выключенных потребителях, подключаем мультиметр и следим за показаниями. Постепенно, по одному, включаем потребителей: магнитолу, ближний свет и так далее. При каждом включении наблюдаем падение напряжения на 0,1–0,2 В. Значительное падение говорит о неисправности автомобильного генератора, скорее всего, износе щеток. Если включить все потребители, падение напряжения не должно быть ниже 12,8–13,0 В, иначе АКБ сильно разряжается и прослужит недолго.

5 Измерение нагрузочной вилкой – полная оценка работоспособности

Случается, что аккумулятор имеет нормальное напряжение, измеренное тестером, но крутить стартер он не хочет. Проверка состояния нагрузочной вилкой даст полную и ясную картину. Прибор представляет собой вольтметр с нагрузочным сопротивлением. Нагрузочная вилка подсоединяется с соблюдением полярности к клеммам на короткое время – 5 секунд. Показания засекаем в конце этого времени. Следует заметить, что при подсоединении наблюдается искрение. Ничего страшного нет, ведь подсоединяется нагрузка. Проверку следует проводить нечасто, чтобы не навредить батарее.

Показатели оцениваем по таблице или берем сведения из инструкции к нагрузочной вилке. Если аккумулятор заряжен на 100 %, показатель напряжения под нагрузкой составит 10,2 В. Меньший показатель указывает на необходимость подзарядки. Если измерения вольтметром без вилки показали нормальное состояние, а с нагрузочной вилкой видна сильная разница, аккумулятор имеет неисправность: сульфатацию, замыкание пластин и некоторые другие. Если возможно, неисправность устраняют или покупают новую АКБ.

Случается, что под рукой нет никаких приборов, а требуется оценить состояние аккумуляторной батареи. В домашних условиях подключаем нагрузку, равную половине емкости. Для аккумулятора 60 А/час она равна 30 Ампер. Можно взять 6–7 лампочек на 55 Вт и подключить их параллельно. Через 5 минут оцениваем яркость света. Если он потускнел, аккумулятор не справляется со своими обязанностями.

Не ленитесь ухаживать за аккумулятором, периодически проверять его, тогда он будет служить долго и надежно!

Каждому автолюбителю не помешают знания о методах проверки работоспособности аккумулятора. Времена, когда двигатель можно было запустить путём вращения ручного стартера, давно ушли в прошлое. АКБ (аккумуляторная батарея) в современном автомобиле, помимо запуска двигателя, ответственна за питание систем безопасности, сигнализации, электроприводов замков. Хорошее состояние батареи - важнейший фактор правильной эксплуатации транспортного средства.

Случаев, когда требуется проверка работоспособности АКБ, может быть множество. Например, машина долго простояла без эксплуатации, или на улице установились сильные морозы, которые увеличивают нагрузку на батарею, или планируется дальняя поездка в отпуск. Проверить надёжность этого прибора можно, измерив три основных параметра: напряжение, ёмкость и плотность электролита.

Измерительные приборы

Для проверки работоспособности аккумулятора используют несколько приборов и выполняют ряд нехитрых манипуляций :

  1. Мультиметр - доступный и удобный прибор, позволяющий с приемлемой точностью определить состояние АКБ.
  2. Нагрузочная вилка - устройство, позволяющее имитировать стартовую нагрузку на аккумулятор при запуске двигателя и одновременно производить замер просадки вольтажа на клеммах батареи.
  3. Ареометр служит для проверки плотности электролита в банках батареи.
  4. Специализированное окошко на корпусе АКБ - цветовой индикатор состояния зарядки необслуживаемых и малообслуживаемых аккумуляторов. Зелёный цвет обозначает 100% заряд, белый - малый уровень электролита, а чёрный говорит о необходимости зарядки.

Проверка АКБ мультиметром

Методика того, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром, интересует многих автолюбителей. Мультиметр (другое название - тестер) является самым легкодоступным и универсальным прибором для всех замеров, связанных с электричеством. Применяется в электрике и электронике. Отлично подойдёт для тестирования автомобильных электрических цепей. Им можно измерить основные параметры, такие как сопротивление, напряжение, сила тока. Как следствие, возможен замер ёмкости АКБ. Это сможет сделать любой человек, знакомый с первичными основами в области электричества. Проще говоря, с задачей легко справится ученик старших классов школы.

Проверку аккумулятора автомобиля мультиметром можно условно разделить на два этапа :

  1. Проверка зарядки по напряжению в батарее.
  2. Проверка ёмкости АКБ.

Эти два важнейших параметра измеряются достаточно просто, но требуют внимательности при подключении измерительного прибора, так как аккумулятор обладает мощной силой тока несмотря на невысокое напряжение, что при неверном подключении может вывести тестер из строя.

О том, как проверить зарядку аккумулятора мультиметром, в интернете написано много статей. Но все они сводятся к одному простому методу - замеру напряжения на клеммах. Метод позволяет определить уровень заряда батареи, а также установить, нуждается ли батарея в обслуживании. Делается это следующим образом:

  • Отключить клеммы питания автомобиля от АКБ.
  • Установить предел измерений мультиметра на значение от 0 до 20 V постоянного тока. Важно не перепутать: мультиметр должен быть включён на режим измерения напряжения, измеряемого в вольтах, а не в положение замера силы тока, измеряемого в амперах.
  • Подключить мультиметр к клеммам батареи, соблюдая полярность.
  • Запомнить показания.

По полученным показаниям можно легко понять, в каком состоянии находится АКБ :

Для получения более точных сведений о состоянии заряда устройства измерения следует производить спустя минимум четыре часа после отключения клемм питания автомобиля.

При проверке состояния аккумулятора нелишним будет тест на возможные избыточные токи утечки.

Возможность утечки напряжения

Советы о том, как проверить тестером аккумулятор автомобиля на избыточный ток утечки, помогут сберечь драгоценный заряд для запуска двигателя после долгой стоянки или в морозное время года.

Сразу нужно отметить, что в современных автомобилях существует штатная утечка. Она возникает из-за постоянного потребления питания охранными системами автомобиля, контроллерами управления замками и т. п. Такая утечка не должна превышать 75 миллиампер в час, иначе батарея будет быстро разряжаться. В реальности электрическое потребление при постоянном питании устройств значительно меньше.

Но бывают и нештатные, избыточные утечки . Они могут происходить как через корпус самой батареи, так и в электрических цепях и схемах автомобиля, приводя к преждевременной разрядке АКБ.

Утечка через корпус аккумулятора

Микротоки по корпусу батареи могут проходить через различные подтёки (например, подтёки электролита) и загрязнения. Для определения мест прохождения микротоков необходимо:

  • Отключить батарею от систем автомобиля.
  • Поставить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения в пределах от 0 до 20 V.
  • Подключить плюсовой щуп мультиметра к плюсу батареи.
  • Минусовым щупом медленно водить в местах подтёков и загрязнений.

Любое отклонения от нуля в показаниях прибора говорит о наличии микротоков на корпусе батареи.

Устраняются такие утечки легко. Корпус аккумулятора необходимо обработать раствором соды (одна столовая ложка соды на стакан воды). Батарея тщательно протирается от подтёков и загрязнений, а затем высушивается. Если тестирование не выявило утечек, но на батарее имеются подтёки и загрязнения, их всё равно необходимо удалить, так как рано или поздно загрязнения приведут к утечкам и саморазряду устройства.

Надостаток заряда в цепи

Утечки заряда батареи могут происходить в электрических цепях автомобиля. Чтобы определить, в какой именно цепи происходит повышенное электропотребление, необходимо:

Если показания прибора по току утечки превышают 75 миллиампер, необходимо произвести следующие действия:

  • Вынуть поочерёдно предохранители и реле для последующего наблюдения за показаниями прибора.
  • После того как показания утечки придут в норму, определить, в какой из цепей происходит утечка.

Зная, в какой из цепей авто находится неисправность, её гораздо легче найти и исправить.

Дальнейшее устранение утечек такого рода - повод обратиться к профессиональному автоэлектрику. Проверка даёт возможность понять, что АКБ полностью работоспособна, а саморазряд происходит по вине внутренней электрики автомобиля и не имеет отношения к аккумулятору.

Проверка ёмкости

Существует множество способов, как проверить ёмкость аккумулятора автомобиля, но наиболее простыми являются два метода измерений мультиметром, а именно:

  • проверка ёмкости АКБ под нагрузкой;
  • проверка ёмкости аккумулятора методом контроля разряда.

Тестирование под нагрузкой

Простейшим способом проверки ёмкости аккумулятора под нагрузкой является подключение обыкновенной автомобильной фары мощностью от 40 до 45 ватт. Нагрузку подключают напрямую к клеммам аккумулятора. Фара должна поработать в течение трёх минут в качестве нагрузки. Затем её отключают и производят замер мультиметром в режиме измерения напряжения постоянного тока в диапазоне от 0 до 20 V.

Если ёмкость АКБ в норме, то напряжение на клеммах будет превышать 12,4 V. Любые проблемы с запуском двигателя кроются не в батарее, а в электрике автомобиля.

Если показания прибора ниже 12,4 V, это говорит о потере ёмкости аккумулятором, а значит в скором времени нужно готовиться к приобретению новой батареи.

Стоит отметить, что если при подключении фары к АКБ лампочка через несколько десятков секунд начинает блёкло гореть, производить дальнейшие замеры не имеет смысла, а батарея подлежит замене.

Тест методом контролируемого разряда

Перед проверкой необходимо полностью зарядить батарею и иметь паспорт проверяемого аккумулятора.

К клеммам устройства подключают нагрузку, соответствующую штатной нагрузке, указанной в техническом паспорте батареи. Нагрузку можно собрать из автомобильных ламп различной мощности. В цепь включается тестер в режиме измерения силы тока до 10 ампер.

Далее необходимо зафиксировать время разряда аккумулятора по силе тока ниже 50%. Полученные данные следует сравнить с данными, указанными в техническом паспорте АКБ. Если временной показатель приближается к номинальному значению, указанному в паспорте, батарея в порядке. При существенном различии показаний аккумулятор подлежит замене.

Замеры нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка - это прибор, который позволяет осуществить замер напряжения при имитации нагрузки на батарею вовремя включения стартера и запуска двигателя. Такие измерения наиболее точны, но сам прибор можно найти только в автосервисе, поэтому плановые проверки АКБ, как правило, производят мультиметром.

Измерение плотности электролита

Проверка заряда аккумулятора будет неполной, если не произвести замер плотности и уровня электролита. Для этого понадобится прибор - ареометр.

Из банки АКБ закачивают электролит в колбу прибора, в которой также находятся измерительные поплавки. Смотрят, на какой отметке шкалы остановятся поплавки ареометра. Прибор прост в использовании и для того, чтобы правильно ориентироваться в показателях, необходимо знать следующее:

  • Максимально заряженная АКБ имеет плотность электролита 1,24-1,27 г/см.
  • 1,20 г/см 3 - соответствует 75% заряду.
  • 1,16 г/см 3 - заряд на уровне 50%.
  • 1,08-1,10 г/см 3 - критический разряд.

Этот способ проверки непопулярен, потому что современные АКБ, в основном, необслуживаемые, и у них нет возможности открыть банки и замереть плотность электролита.

Замеры работоспособности аккумулятора удобнее и доступнее производить с помощью мультиметра. Своевременные проверки АКБ позволят вовремя заметить утечки и потерю ёмкости. Это даст возможность вовремя принять меры для устранения неисправностей аккумулятора, а также значительно продлит срок эксплуатации устройства.