Метки ремня грм ваз 2110 16 клапанов

Определенные особенности имеет замена ремня ГРМ ВАЗ 2110 (16 клапанов). По сути, отличий от восьмиклапанного мотора не так уж и много, схема проведения работы очень схожа. Если приглядеться внимательно, то 16-тиклапанный двигатель – это тот же ВАЗ 21093, только с усовершенствованиями и доработками. Главное – у них одна база. Но нас интересует десятка и процедура замены элементов ГРМ. Дело в том, что многие владельцы таких автомобилей боятся самостоятельно проводить такой ремонт – сложно, боязно, последствия могут быть самыми катастрофичными. Но ведь и не менять нельзя – обрыв приведет к загибанию клапанов и ремонту ГБЦ. Давайте рассмотрим все нюансы, а в завершение определим, стоит ли связываться с заменой, либо же доверить ее профессионалам?

Общие сведения о ГРМ

Стоит сразу определиться с тем, на каких десятках рвет ремни, а на каких нет. Все зависит от того, есть ли выемки в поршнях под клапаны. Если они имеются, то никакой обрыв не страшен, можно эксплуатировать (читай: «насиловать») свою десятку до тех пор, пока ремешок не порвется от старости. Конечно, нужно всегда с собой возить ключи, домкрат, запасные части. Но давайте не будем советовать такие гадости, а будем рекомендовать нашим читателям проводить замену ремня ГРМ ВАЗ 2110 (16 клапанов) своевременно – каждые 45 тыс. км. пробега.


Такое значение можно получить, проведя примерные вычисления: машина старая, износ узлов и агрегатов сильный, поэтому нужно сокращать с 60 000 км. периодичность до 45 000. Тут даже учтен фактор некачественных запчастей. Если говорить о более современных моторах, которые ставятся на автомобили «Приора», то у них имеется одна маленькая, но полезная особенность – широкий ремень ГРМ. Он примерно вдвое шире, что позволило увеличить его ресурс до 200 тыс. км. А такого пробега автомобиль за пятилетку не достигнет. И если вы купили новую «Приору» и собираетесь нею пользоваться 3-5 лет, то нужды менять комплект ГРМ просто нет.


Замена ремня ГРМ на автомобилях ВАЗ, у которых 16 клапанов, проводится практически так же, как и на 8-миклапанном. Как говорится, «волка бояться – в лес не ходить», здесь можно перефразировать и сказать так: «меток бояться – ГРМ не менять!». Что сложного в этом деле? Абсолютно ничего! Три метки – на двух распределительных и на коленчатом валах. От того, как вы их установите, будет зависеть работа двигателя. Если установите неверно, то клапаны будут открываться не в такт движениям поршней. Но нужно надеяться на свое зрение и точность. Вместе с ремнем ГРМ обязательно меняете ролики. Желательно еще поставить новый ремень генератора, при необходимости помпу.

Замена ремня ГРМ ВАЗ 2110 16 клапанов


Если уж грубо сказать, то все, что было ранее в статье – это призыв к замене своими руками, попытка спровоцировать вас провести на ВАЗ 2110 ремонт самостоятельно, без привлечения мастеров со стороны. А теперь о процедуре в несколько этапов:

  1. Снимаете привод генератора. Для этого ослабляете его, выкрутив верхнюю гайку и придвинув корпус генератора ближе к двигателю.
  2. Под левое заднее колесо (а лучше – под оба) ставите упоры и выжимаете «ручник».
  3. Поднимаете правую переднюю сторону и снимаете колесо.
  4. При наличии защиты убираете ее, чтобы получить доступ к шкиву на коленчатом валу.
  5. Не удерживайте от проворачивания непосредственно шкив коленчатого вала! Лучше попросите кого-нибудь выжать тормоза и включите 5-ю скорость. Или же через смотровое окно в картере сцепления зубилом держите от проворачивания за венец маховик. Это наиболее безопасные способы.
  6. Снимите пластиковую защиту отсека с приводом ГРМ ВАЗ 2110 16 клапанов.
  7. Ключом на «17» выкручиваете гайку крепления натяжного ролика.

Теперь можно поменять ремень ГРМ, либо же провести замену помпы (только не забудьте слить из системы ОЖ).


Как известно, замена ремня грм ваз 2110 проводиться должна каждые 100 тыс. км пробега. Но часто случается и так, что замена ремня грм ваз 2110 8 клапанов или 16 проводится в случае, когда данная деталь сильно изнашивается по ряду причин.
В данной статье рассмотрим, как провести данную операцию самостоятельно, без использования какого-либо особенного оборудования.

Что это за деталь

В принципе, при снятии никаких сложностей возникать и не должно. Только нужно обязательно помнить, проводя данную операцию своими руками, что перегибать или же перекручивать ремень нельзя ни в коем случае.
Для начала следует подготовить все таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к ремню. Это поможет легко и быстро снять его.
Демонтируют обычно такие составляющие, как:

  • Шкивы клинового ремня (снять нужно будет оба);
  • Обязательно демонтировать воздушный фильтр;
  • Снять сервонасос рулевого управления.

Все же, прежде чем начать описывать все тонкости замены, полезно будет знать, что собой представляет ремень ГРМ. По сути, это особая составляющая газораспределительного механизма, от которого многое зависит.
Обрыв его настолько опасен, что не приведи Бог. Поэтому своевременная замена его так важна.
Ремень грм представляет собой цепь резиново-металлического типа с зубцами. Насечки, сделанные на ремне, размещены бывают с внутренней стороны данной детали.
Являясь неким синхронизатором, ремень грм обеспечивает нормальное вращение коленвала и распределительного вала в ДВС.


Не стоит говорить о том, насколько большое значение имеет синхронность работы обоих валов. Ведь благодаря согласованной работе двух валов и обеспечивается главная задача газораспределительного механизма – впускать топливную смесь и выпускать отработанные газы.
Как известно, впуск и выпуск проходит посредством впускных и выпускных клапанов.

Примечание. Кроме того, задача ремня грм заключается в том, чтобы распредвал вращался со скоростью, которая в данном случае имеется у коленвала.

Теперь про ролики.
Под шкивами распредвалов всегда бывают размещены два ролика:

  • Ролик опорный, имеющий специальное отверстие, через которое он фиксируется (если хорошенько присмотреться, то можно увидеть, что отверстие расположено не прямо по центру, дабы можно было регулировать натяжку ремня грм);
  • Ролик натяжной.

Схема механизма распределения газов

Грм состоит из следующих элементов:

  • шкива, имеющего зубчатую конструкцию;
  • собственно ремня грм;
  • шкива, обеспечивающего работу водяного насоса;
  • шкива, обеспечивающего работу распредвала выпускных клапанов;
  • специального натяжного ролика;
  • задней защитной крышкой ремня;
  • синхронизатора датчика фаз;
  • кронштейна;
  • пружины;
  • опорного ролика.

Кроме того, в грм всегда имеются установочные метки:

  • на крышке ;
  • на задней крышке ремня;
  • на шкивах.

Сами шкивы не похожи друг на друга. В частности, к шкиву распредвала бывает зафиксирован диск синхронизации или кольцо, обеспечивающее нормальную работу датчика фаз.
Сам привод бывает закрыт пластмассовой крышкой с обеих сторон.Что касается меток, то они предназначены для правильной установки фаз газораспределения, и они должны совпадать попарно.

Опасности обрыва ремня

Сейчас рассмотри, что может произойти, если оборвется данный ремень. Самым печальным моментом может оказаться при обрыве ремня грм соприкосновение клапана с поршнем.
В такой ситуации обязательно произойдет загибание тарелки или же ножки клапана (впускного либо выпускного). Конечно же, можно провести ремонт и в данном случае, но он точно обойдется не в копеечку.
Некоторые производители, защищая двигатель от такой вот опасности, ставят в поршнях специальные циковки или попросту говоря, выемки, созданные для того, чтобы минимизировать поломки и последствия обрыва ремня грм. Специалисты знают, что на некоторых Вазовских двигателях клапаны гнутся, а на других не гнутся.
Ниже представлен вазовский мотор, где гнутся клапаны после обрыва ремня грм:

  • ДВС Ваз 2110 1,5 л с двумя рядами клапанов (16 клапанный).

А вот на этих моторах клапаны не гнутся:

  • ДВС Ваз 2110 1,5 л на 8 клапанов;
  • ДВС Ваз 2110 1,6 л на 8 клапанов;
  • ДВС 1,6 л 16 клапанный.

Загибаются клапана также на моторах от Приоры и Калины.

Процесс замены

Когда нужна замена ремня? Если наивно верить производителю и надеяться, что он протянет все 100 тыс. км пробега, проблем не избежать.
Опытный и грамотный водитель всегда проводит визуальный осмотр, замечая такие сигналы замены, как:

  • следы масла на ремне;
  • чрезмерный износ зубцов, расположенных на внутренней стороне поверхности ремня или трещины;
  • различные складки ремня, порезы, расслоения и т.д;
  • появление свисающих ниток и разлохмачивание ремня.

Примечание. Не лишним будет проверить и ролик натяжители, который если будет неисправен, способен нанести огромный ущерб не только ремню, но и основным деталям ДВС.

Замена проводится при помощи следующих инструментов:

  • ключами на 15 и 17 (обычными и накидными);
  • специальным ключом, которым можно отрегулировать натяжной ролик;
  • специальным съемником для стопорных колец;
  • монтировкой или длинной отверткой.

Демонтаж ремня

Начинаем замену, представленную здесь в виде пошаговой инструкции:

  • обесточиваем аккумуляторную батарею;
  • приводной ремень генератора демонтируем;
  • устанавливаем поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки;

  • берем ключ на 15 и выворачиваем болт, который фиксирует натяжной ролик;
  • после этого натяжной ролик немного поворачиваем, чтобы натяжка ремня грм снизилась;


Примечание. Чтобы легко вывернуть болт, фиксирующий привод генератора, нужно упереть в коленвал монтировку так, чтобы он не проворачивался. Лучше воспользоваться услугами помощника, который будет удерживать коленвал от проворачиваний, пока отворачивается болт.

  • далее берем накидной ключ на 17 и выворачиваем болт, фиксирующий шкив коленвала;
  • снимаем его вместе с шайбой;
  • демонтируем шкив привода генератора;
  • извлекаем, но очень аккуратно, шайбу со шкива привода;


  • извлекаем ремень грм со шкива коленвала.

Установка

Прежде чем начать установку нового ремня грм, следует все тщательно подготовить. В первую очередь, это касается очистки от масла и грязи шкива, а также чистку натяжного ролик.

Примечание. Если детали сильно загрязнены, то рекомендуется воспользоваться тряпкой, смоченной в бензине или уайт-спирте.

Итак:

  • монтируем шкив привода генератора на место (на нем имеется специальная выемка, которую нужно одеть на место);


  • ставим на место новый ремень.

Примечание. При установке нового ремня следует обратить внимание на натяжку ведущей ветви.

  • вооружаемся специальным ключом и съемником;
  • ключ вставляем в пазы натяжного ролика, расположенные с внешней стороны;
  • поворачиваем ролик до тех пор, пока вырез на диске и выступ на внутренней втулке натяжного ролика не совпадут (выступ бывает прямоугольной формы);
  • берем ключ на 15 и затягиваем болт, фиксирующий натяжной ролик.

Примечание. Если после установки ремня слышен характерный шум в распредвале, значит вполне вероятно, что наблюдаются проблемы с подшипником натяжного ролика, который имеет также большое значение для механизмов ДВС.

Чтобы убедиться в этом, следует демонтировать ролики и начать медленно вращать подшипник, убеждаясь в отсутствии люфта или заедания. Кроме того, нужно обратить внимание на следы от подтеканий масла.
Если будут обнаружены описанные выше неисправности, значит требуется замена самого ролика.

Меняем и эту деталь


Для замены натяжного ролика нужно будет приобрести новый, который стоит не так уж и дорого. Рекомендуется также посмотреть данное видео.

Примечание. При установке нового натяжного ролика нужно следить за тем, чтобы отверстия под специальный ключ смотрели наружу.

Проверка натяжения

После замены, да и вообще в целях профилактики принято проводить проверку натяжения ремня грм. Делают это при помощи специального индикатора, как показано на фото снизу.

Если нет индикатора, то можно применить старый «дедовский метод».
Для этого вооружаемся следующими инструментами:

  • штангенциркулем;
  • ключом, которым натягивали ремень грм;
  • монтировкой (желательно тонкой, можно и длинную отвертку);
  • ключом;
  • безменом.

Начинаем:

  • берем безмен и цепляем его за рукоять ключа (можно, к примеру, замотать крюк безмена к торцовому ключу изолентой).

Примечание. Приматывая изолентой крюк безмена к торцовому ключу, нужно следить за тем, чтобы крючок находился сверху ключа, а не снизу. Таким образом, будет обеспечиваться правильное измерение при надавливании.

  • демонтируем верхнюю крышку ремня грм (если проверка проводится не после замены);
  • поднимаем правую часть автомобиля домкратом;
  • снимаем грязезащитный щиток отсека двигателя;
  • теперь берем ключ на 17 и начинаем аккуратно поворачивать коленвал за болт шкива (при этом нужно тщательно осмотреть ремень);
  • проверяем натяжение ремня в его средней части, укладывая монтировку и надавливая на ремень торцовым ключом с силой в 10 кг (с помощью штангенциркуля замеряем прогиб относительно положенной монтировки).

Примечание. Если натяжение правильное, то прогиб ремня должен быть равным 5,4 мм в этом месте. Если же прогиб больше или меньше, то нужно соответственно натянуть или ослабить его.

Помним, что сильное натяжение ремня грм способно привести к значительному снижению срока его эксплуатации, быстромы выходу из строя натяжного ролика и даже износа подшипника помпы.

Совет. Регулировка проводится с помощью ключа на 17, которым ослабляем или натягиваем гайку, фиксирующую натяжной ролик.

Вот и все! Своими руками удалось не только заменить ремень грм, но и провести его правильное натяжение.
Главное в этом деле – все делать так, как советует инструкция. Научившись этому, можно неплохо сэкономить семейный бюджет, ведь цена на услуги подобного рода в автосервисах довольно высокая.

Каждый узел и деталь в машине изнашиваются, и ремень газораспределительного механизма не является исключением. Чтобы замена осуществлялась правильно, производитель авто в паспорте указал сроки износа для всех элементов транспортного средства. ВАЗ замена ремня ГРМ 2110 и 2112 по паспорту должна проходить через каждые 45 тыс. км. Разумеется, что показатель неточный, ведь все зависит от стиля езды, условий эксплуатации и климата. Специалисты рекомендуют выполнять проверку ремня каждые 10 тысяч км пробега.

В данном материале мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Как происходит работа ГРМ и его элементов;
  2. Признаки неисправности ГРМ;
  3. Замена при 8- и 16-клапанном моторе.

Полезный совет! Если после 45 тысяч вы провели замену ремня, но при этом он остался в рабочем состоянии, то не стоит сразу выбрасывать. Рекомендуем положить его в багажник или в салон, ведь никто не знает, что может приключиться с машиной в пути.

Принцип работы ремня и местонахождение

Этот элемент представляет собой резинометаллический ремень или металлическую цепь. Впуск смеси топлива и воздуха, а также выпуск выхлопных газов – вот в чем заключается работа ГРМ. Обрыв элемента грозит дорогостоящими ремонтными работами, при которых может потребоваться замена даже поршней. Другими словами, ремень ГРМ является связующим звеном между коленвалом и распредвалом.


Когда предстоит замена ремня ГРМ ВАЗ 2110 или 2112, водителя в первую очередь интересует вопрос местонахождения этого элемента. Открыв крышку капота, вы сразу же обнаружите ремень с зубчатой поверхностью. Его главное отличие от других похожих элементов заключает в том, что ремень охватывает несколько шкивов.

Когда нужно менять ремень ГРМ

Сначала стоит рассмотреть признаки, которые можно почувствовать или определить визуально:

  • из моторного отсека доносятся посторонние шумы;
  • выхлопы стали черными;
  • сложности при пуске двигателя;
  • при работе мотора появляются ощутимые вибрации.

Не всегда эти признаки говорят о неисправности или повреждении ремня ГРМ, но при их возникновении обратить свое внимание в первую очередь нужно на этот элемент. Чтобы проверить элемент, его нужно демонтировать: отключается минусовой провод от АКБ, снимается заглушка, затем удаляется ремень генератора и шесть болтов, крепящих защитную крышку. После этого вы можете оценить состояние элемента.

Замена ремня ГРМ ВАЗ 2110 или 2112 требуется в том случае, если вы обнаружите следующие повреждения:

  • расслоение резины;
  • присутствуют масляные подтеки;
  • наличие потертостей, трещин и складок;
  • выпуклости, порезы;
  • наличие оборванных нитей.

Процесс замены – подробные инструкции

Мы разберем варианты с 8- и 16-клапанными моторами, которые присутствуют в моделях ВАЗ 2112 и 2110. Независимо от количества клапанов, для замены потребуется одинаковый набор инструментов. В список входят штатные инструменты, которые можно обнаружить в гараже практически каждого водителя.


Помимо самого ремня ГРМ и ролика для ВАЗ 2110 или 2112, в работе понадобятся:

  • специальный ключ, регулирующий степень натяжения ролика;
  • накидной ключ на «17»;
  • ключ на «15»;
  • ключ на «10»;
  • монтажка, как альтернатива – мощная отвертка.

Замена на 8-клапанном двигателе

Замена ремня ГРМ ВАЗ 2110 8 клапанов проходит следующим образом:

  1. Первым делом обесточиваем АКБ – для этого необходимо достать минусовой провод;
  2. Откручиваем болты, которые держат защитный кожух ГРМ, а затем снимаем кожух;
  3. Со стороны пассажира необходимо демонтировать брызговик моторного отсека вместе с защитным элементом и правое колесо;
  4. Наша задача – добиться совпадения меток на крышке и, соотвественно, на шкиве, как это указано на всех схемах. Для этого нужно крутить деталь по часовой стрелке;
  5. Переходим к КПП и снимаем с неё заглушку;
  6. Нам необходимо проверить совпадение меток в этом отверстии;
  7. Блокируем маховик – для этого можно воспользоваться монтажкой или мощной отверткой;
  8. Теперь можно снять шкив генератора ГРМ;
  9. Мы добрались до гайки, которая держит ролик ГРМ – её необходимо ослабить, но не открутить;
  10. Вот мы и добрались до нужного элемента ГРМ ВАЗ 2110 или 2112. Теперь его можно снять. Все детали, которые он закрывал, необходимо прочистить моющим средством. После удаления грязи область нужно протереть чистой ветошью;
  11. Далее происходит установка нового ремня ГРМ и ролика-натяжителя – соблюдайте направление, указанное на стрелка. Иногда бывает, что производитель не указывает стрелки, в таком случае, нужно поставить элемент так, чтобы надпись читалась слева направо;
  12. Для натяжения необходимо против часовой стрелки провернуть ролик
  13. Следующий шаг – это тестирование ремня ГРМ и его натяжения. Проверять элемент нужно при холодном моторе, при этом температура в гараже или боксе должна быть в пределах +15-+30С. Запускаем двигатель и выполняем осмотр ремня ГРМ.

Если нет лишних звуков, вибрации, то все элементы можно устанавливать обратно — это колесо, кожух и брызговик.

Замена на 16-клапанном двигателе

Несмотря на то, что клапанов здесь больше, замена ремня ГРМ не сложнее, чем на варианте, где 8 клапанов. Итак,замена ремня ГРМ ВАЗ 2110 16 клапанов выполняется следующим образом:

  1. Как и в случае с ВАЗ 2110 или 2112, где 8 клапанов, нам нужно демонтировать защиту ремня. Держат её 6 болтов.
  2. Далее нужно убрать с датчика коленвала фишку – откручиваем крепление и достаем сам датчик. Для наглядности можно изучить фото.
  3. Если вы самостоятельно проводите демонтаж механизма газораспределения, то вы наверняка заметили отсутствие одного зубчика. Сделано это для того, чтобы датчик мог самостоятельно отыскать мертвую точку. Также при помощи этой особенности можно заблокировать коленчатый вал.
  4. Выполнить блокировку можно тогда, когда в отверстие под датчик будет помещена трубка подходящего размера. Теперь шкив заблокирован, как результат, его можно благополучно демонтировать.
  5. Далее схема работы практически не отличается от снятия 8-клапанного распределительного механизма своими руками – ослабляем крепление ролика и достаем неисправный или изношенный ремень.
  6. Поставить новый элемент можно двумя способами: снять натяжной ролик и затем установить ремень вместе с ним или сделать при помощи прокручивания распредвала.
  7. Когда новый элемент установлен, можно возвращать все в изначальное положение. Начать стоит с крепления шкива – закручиваем болт и совмещаем шестерню – в этом помогут метки на масляном насосе. Если они отсутствуют, то можно сделать метку самостоятельно.
  8. Совмещать детали нужно аккуратно, так как шестерня распределительного механизма не должна сбиться.
  9. Используя специальный ключ, мы должны натянуть ремень. Такой ключ есть не у каждого, но в качестве альтернативы всегда можно взять мощную отвертку и два гвоздя. Также стоит помнить гайке, которую необходимо крепко затянуть.
  10. Проверяем натяжку, резина должна отходить от шестерней, но при этом не должно быть складок.
  11. Осталось провернуть каленвал 2 раза и убедиться, что метки остались на том же месте – работа завершена

Как видите, замена ремня ГРМ ВАЗ 2112 выполняется достаточно просто. Главное, выделить на это время. Проверяйте механизм распределения газов каждые 10 тысяч километров, и тогда вам не придется тратиться на дорогостоящий ремонт.