Прибор для проверки зарядки аккумулятора автомобиля. Определяем степень заряженности аккумулятора по напряжению. Проверка емкости аккумулятора авто под нагрузкой

Аккумуляторная батарея – основной источник электроэнергии в автомобиле. Если АКБ находится в рабочем состоянии, то обеспечивает беспрерывное наличие света в салоне, активность показателей приборной доски, подогрев печки, запуск двигателя, прочее. Работоспособность проверяют не только после определенного периода эксплуатации, но и при покупке, чтобы быть уверенным в его исправности. Существует несколько проверенных способов, как можно промониторить автомобильный аккумулятор в домашних условиях, не обращаясь в сервисный центр.

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром

При полной зарядке аккумулятор выдает напряжение от 12,5 до 12,8 В. Это измерение проводится по происшествии 2 ч. от зарядки аккумулятора.

Как работать с мультиметром:

  • Нужно поставить вольтметр в режим постоянного тока.
  • Далее установить щуп красного цвета в гнездо для измерения тока от 10 до 20 А.
  • Теперь щупы наводятся на аккумуляторные клеммы на 2 сек.
  • Время контакта не более 2 сек., чтобы не испортить АКБ. Затем сверяют полученные параметры с цифрами, обозначенными в документах для АКБ.

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность нагрузочной вилкой

Второй шаг – проверка под нагрузкой. Специальный прибор “нагрузочная вилка” состоит из вольтметра, нагрузочной спирали и зажима.

Как работать с нагрузочной вилкой:

  • Зажим присоединяется к минусу батареи, а вилкой касаются к плюсу на клемме.
  • Выдержать в таком положении 5 сек. и запомнить последние результаты на вольтметре.
  • Показатель 9 В означает исправность батареи.


Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность – уровень электролита

Некоторые модели АКБ оснащены удобными отметками, через которые видно уровень электролита: верхняя – максимум по объему, нижняя – минимум. В случае когда отметки отсутствуют, откручиваются заливные пробки. Нормальный уровень – электролит покрывает пластины на 15 мм.

Процесс проверки уровня электролита:

  • Берется трубочка диаметром 3 мм, погружается в электролит и упирается в пластины.
  • Далее её вытаскивают и смотрят уровень жидкости. Если количество электролита недостаточное, то пластины выглядывают.
  • Важно не пропустить этот момент и предпринять меры, потому что они разрушатся и выведут из строя всю батарею.
  • Повысить уровень электролита можно доливая дистиллированную воду. После этого производят зарядку аккумулятора.


Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность – плотность электролита

Раз в 3 месяца в целях профилактики проводится замер плотности электролита. Низкая концентрация влияет на уровень заряда. Испарение воды происходит по причинам долгого использования и неправильной зарядки. Ареометр – специальный прибор, предназначенный для таких целей. Чтобы не было ошибок, главное знать, в жаркое время года плотность всегда больше. Оптимально работать при температуре 25°C.

Проверка плотности электролита:

  • На аккумуляторе выкручиваются заливные пробки.
  • Ареометр вставляют в каждое отверстие и всасывают электролит.
  • Хорошая плотность – поплавок всплывает до зеленой зоны на шкале с результатами 1,26 – 1,30 г/см3. Показатели записываются в блокнот.
  • Когда поплавок тонет до белой или красной зоны шкалы, следует повысить концентрацию. Имеется несколько вариантов как это сделать. Можно просто зарядить АКБ, в других ситуациях закачивают новый электролит. Для этого старый выкачивают и меняют на смесь дистиллированной воды и серной кислоты.


У каждого владельца автомобиля возникают проблемы с исправностью аккумулятора. Особенно сбои бывают уже после продолжительного срока службы. В любом случае, надлежит уметь самостоятельно проверять элемент питания на работоспособность. Перед обследованием уместно ознакомиться с признаками неисправности, обозначить условия в которых прибор эксплуатировался. Вспомнить срок годности, возможно, проблема именно в этом.

Степень заряда автомобильного аккумулятора замеряют при приобретении новой АКБ и при возникновении проблем во время эксплуатации. И если летом допустима определённая разряженность батареи, то с понижением температуры могут возникнуть трудности с энергообеспечением оборудования или даже запуском двигателя. Определение степени заряженности аккумулятора - простая процедура, которую можно осуществить самостоятельно.

Приобретая новый источник питания, следует проверить степень заряженности аккумулятора, подразумевающую количество энергии, которое может выдавать аккумуляторная батарея на протяжении определённого времени. Именно поэтому замеряется заряд АКБ в Ампер-Часах. Для получения максимально грамотных показаний стоит проводить несколько замеров: без нагрузки или с ней.

Для новой АКБ уровень разности потенциалов должен быть больше 12 вольт. Если напряжение аккумулятора автомобиля упало до 10,8В, то использование такой батареи не рекомендуется - её следует зарядить. После полной зарядки АКБ показатель напряжения будет равен примерно 12,6 вольтам. Плотность электролита целиком заряженного аккумулятора составляет приблизительно 1,28 гр/см3.

Как изменяется напряжение при разряде аккумулятора

Прямая связь таких параметров, как напряжение и состояние химических элементов (электролита и пластин), а также уровня зарядки, отражается на работоспособности всей системы.

После полного заряда автомобильного аккумулятора электролит имеет высокую концентрацию кислоты, и напряжение батареи максимально. Во время эксплуатации плотность уменьшается, в связи с этим падает значение напряжения, следовательно и заряд АКБ. Стоит отметить, что разность потенциалов источника питания изменяется не только от заряда аккумулятора, но и от количества приборов, подключённых к сети.

Как соотносятся заряженность батареи и напряжение аккумулятора, можно увидеть на этом рисунке:

Тесно связаны напряжение и ёмкость АКБ. Оба параметра производитель указывает в модели источника питания. Они показывают, какую нагрузку энергии выдаёт аккумуляторная батарея на протяжении определённого времени разряда. Большие токи и быстрый разряд уменьшают ёмкость источника питания, меньшие - могут способствовать увеличению этого показателя.

Остаточную ёмкость аккумулятора принято проверять:

  • по напряжению под мощностью при помощи нагрузочной вилки и постоянного тока;
  • спектральным анализом;
  • приборами, снимающими показания при переменном токе.

Все эти способы базируются на сведениях о сопротивлении АКБ, что позволяет только качественно оценить состояние источника питания. Зависимость ёмкости аккумулятора от напряжения не является причиной для установления работоспособности батареи. Связано это с возможным наличием плавающего заряда даст совершенно нормальный результат диагностики, что не будет соответствовать действительности. Поэтому мы рекомендуем проверять остаточную ёмкость АКБ от напряжения с помощью специалистов, которые проведут компьютерное исследование батареи.

Как правильно замерить напряжение аккумулятора

Максимально точные значения можно получить, осуществив комплекс диагностик. Для этого необходимо иметь при себе специальные устройства (мультиметр, вольтметр или нагрузочную вилку). Для осуществления измерений напряжения от аккумулятора необходимо соединить контакты устройства и клеммы батареи.

Во время диагностических процедур стоит понимать, что источник питания, подсоединённый к бортовой системе авто, потребляет энергию. Поэтому показания могут быть несколько ниже, но они не должны опускаться ниже значений 11-11,5 вольт. Проведение корректных измерений допустимо на полностью отключённой и заряженной АКБ, то есть электрическая цепь должна быть разомкнута. Однако это необязательное условие: если вы проверяете напряжение в замкнутой цепи, то учитывайте определённую погрешность.

  1. АКБ подсоединена к системе автомобиля, который не заведён. При этом условии бортовая сеть потребляет определённое количество энергии, поэтому показатель напряжений должен находиться в диапазоне 12,5-13,0 В.
  2. На заведённой машине с выключенными источниками потребления энергии показания прибора должны варьироваться в промежутке от 13,5 до 14 вольт. Более высокие показания говорят о том, что батарея разряжена, а генератор работает не в штатном режиме. Стоит учесть, что повышение данных в холодное время года не является точным свидетельством разряженности АКБ. Если в течение некоторого времени вольтаж вошёл в рамки, то система полностью работоспособна. Пониженные показатели (от 13 до 13,4 вольта) говорят о некоторой разряженности батареи. Необходима зарядка аккумулятора.
  3. На заведённой машине с включёнными источниками потребления электроэнергии значение напряжений должно быть больше 12,8-13,0 В.

Обращаем ваше внимание, работа с мультиметром или вольтметром допускает обратное соотношение полюсов измерительного прибора и клемм АКБ. Нагрузочная вилка должна использоваться строго в соответствии с полярностью.

Проверка заряда аккумулятора по напряжению рекомендуется спустя некоторое время после полной зарядки аккумулятора автомобиля, а также в условиях рабочей температуры (около 20 градусов Цельсия).

Ниже представлена таблица «Степень заряда АКБ по напряжению».

Уровень заряда АКБ

Напряжение в разомкнутой цепи малосурьмянистых (Sb/Sb) и гибридных (Sb/Ca) аккумуляторов, вольт

Напряжение в разомкнутой цепи

в кальциевых (Ca/Ca) и AGM/Gel (Ca/Ca) аккумуляторах, вольт

Таблица 1. Степень заряда аккумулятора по напряжению.

Как изменяется плотность электролита при разряде аккумулятора

Под плотностью следует понимать соотношение дистиллированной воды и серной кислоты (65% к 35% соответственно), являющееся максимально оптимальным для автомобильных источников электрического питания и обеспечивающее накопление заряда электричества. Чем ниже плотность электролита, тем ниже напряжение аккумулятора автомобиля и уровень его заряда. При увеличении плотности ухудшается работоспособность АКБ.

Определённая степень разряда батареи характеризуется активным поглощением серной кислоты и её оседанием на пластинах. Сульфация металлических элементов становится причиной увеличения их жёсткости и неспособности участвовать в химическом процессе. Так как серная кислота тратится, меняется соотношение компонентов - жидкость становится менее плотной, что сказывается на способности аккумулятора в машине держать заряд.

Наглядно увидеть зависимость уровень заряда аккумулятора от плотности электролита можно в этом графике:

Таблица 2. Степень заряда аккумулятора по плотности.

Определение степени зарядки аккумулятора по встроенному гидрометрическому индикатору

Диагностика работоспособности источника питания вышеописанными способами нужна в тех случаях, когда аккумуляторная батарея не оснащена специальным индикатором. Наличие указателя зарядки аккумулятора автомобиля позволяет оценить состояние источника питания без использования дополнительных средств.

При заряде батареи свыше 60% индикатор горит зелёным светом. Это означает полную исправность АКБ и возможность запуска двигателя. Отсутствие зелёной индикации и тёмный цвет окошка сообщает о низком заряде батареи и необходимости её зарядить. Запуск автомобиля может быть затруднён. Светлый указатель информирует о том, что процент дистиллированной воды мал - её необходимо долить.

В данной статье мы постарались максимально развёрнуто ответить на все вопросы о степени зарядки АКБ по напряжению. Для диагностики состояния источника питания вам понадобится специальный инструмент:

  • вольтметр или мультиметр, с помощью которых можно провести исследования как по вольтажу, так и по значениям сопротивления;
  • ареометр, замеряющий плотности электролита;
  • устройство необходимое для заряда АКБ, имеющей определённую степень разряженности.

Для удобства восприятия информации в тексте представлена таблица заряда аккумулятора и таблица напряжения аккумулятора автомобиля.

Во время работ не забывайте про степень зарядки источника питания, которая напрямую влияет на получаемые показания. Определить степень заряженности вам также помогут вышеперечисленные приборы.

Аккумулятор - важный элемент системы машины, позволяющий ей полноценно функционировать, даже когда она не заведена. Вряд ли кому-то хочется в неподходящий момент оказаться перед проблемой разряженного источника питания. Мы настоятельно рекомендуем проводить диагностику батареи с определённой периодичностью. А как вы проверяете заряд автомобильной АКБ, поделитесь с нами в комментариях.

Аккумулятор - важнейшая вещь в любом автомобиле. Именно этот элемент дает пусковой ток на стартер. Именно благодаря аккумулятору осуществляется быстрый и беспроблемный запуск двигателя. Но так бывает не всегда. Чтобы не испытывать трудностей с пуском, нужно периодически проверять его уровень заряда. Сделать это можно несколькими способами.

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля в домашних условиях? Ответ на этот вопрос вы узнаете далее в нашей статье.

Методы

Существует несколько способов того, как проверить заряд аккумулятора автомобиля:

  • по индикатору;
  • при помощи нагрузочной вилки;
  • мультиметром;
  • путем замера плотности электролита.

Каждый из них имеет свои особенности. Давайте рассмотрим перечисленные методы подробнее.

Встроенный индикатор

Большинство импортных аккумуляторов имеют встроенный индикатор, по которому можно проверить заряд. Впервые такие АКБ появились в Японии. Затем подобную фишку стали практиковать европейские производители.

В чем заключается его суть? На крышке АКБ имеется прозрачное окошко (некий глазок). Если посмотреть на него, то можно увидеть, что он окрашен в зеленый цвет. Но так бывает не всегда. Зеленый оттенок в окошке будет только в том случае, если аккумулятор полностью заряжен. Если же окошко прозрачное или белое, значит, АКБ потеряло часть заряда. Самый страшный случай - черное окошко. В таком случае аккумулятор сел «в ноль», и его нужно срочно зарядить.

К сведению, это один из самых простых способов того, как проверить заряд аккумулятора автомобиля без вольтметра и прочих приспособлений. Ведь все, что вам необходимо, - открыть капот и заглянуть в то самое окошко. Но стоит отметить, что такой глазок есть не на всех аккумуляторах (особенно, если дело касается отечественных). Поэтому чтобы определить уровень заряда, нужно знать и другие методы.

Нагрузочная вилка

Это, пожалуй, самый профессиональный способ проверки состояния аккумулятора. Обычно такой метод используется на СТО. В чем его суть? Устройство подключается к клеммам батареи и дает ток короткого замыкания.

То есть нагрузочная вилка имитирует работу стартера и показывает, на сколько вольт проседает аккумулятор при попытке водителя завести мотор. На сегодняшний день это самая точная схема проверки состояния АКБ. Чтобы правильно считывать показания, помните, что после нагрузки напряжение на аккумуляторе должно быть не менее 10 Вольт. Если же батарея проседает до 9 и ниже, значит, она уже слабая. Такой аккумулятор будет быстро разряжаться зимой.

Используем мультиметр

Это незаменимый прибор, который должен быть у каждого автомобилиста. Позволяет не только проверить уровень напряжения АКБ, но и сопротивление датчиков, нагрузку бортовой сети в режиме реального времени и много других важных параметров. Приобрести данный аппарат можно за 300-700 рублей, что в 2-3 раза дешевле нагрузочной вилки. Пользоваться данным прибором очень легко.

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром? Для начала его необходимо собрать. Выполняем следующие действия:

  • Подключаем два провода с положительной и отрицательной полярностью в соответствующие разъемы.
  • На концах проводов будут щупы. Их мы прикладываем к
  • Предварительно выставляем прибор в режим замера напряжения и устанавливаем поворотный переключатель на 20 Вольт.
  • Подключаем выводы мультиметра к батарее и смотрим на результат. При этом зажигание автомобиля должно быть выключено.

Считываем данные с мультиметра

Какой показатель является нормальным для батареи? Специалисты отмечают, что полностью заряженный аккумулятор должен выдавать напряжение не менее 12,5 Вольт. В случае, если мультиметр показал цифру ровно 12В, значит, батарея разряжена наполовину. О том, что аккумулятор нужно срочно зарядить, свидетельствует показатель в 11,5 Вольт и ниже.

Электролит

Существует еще один способ того, как проверить заряд аккумулятора автомобиля своими руками. Особенно он актуален в преддверии зимы. Как известно, с падением температуры, плотность электролита уменьшается. Соответственно падает заряд и производительность батареи. Как проверить заряд аккумулятора автомобиля? Для этого нам понадобится ареометр. Ниже представлена подробная инструкция:

  • Итак, открываем капот и при помощи минусовой отвертки откручиваем поочередно «банки» АКБ. Их всего 6.
  • Погружаем наш ареометр внутрь и ждем, пока он не заполнится электролитом.
  • Далее достаем наружу устройство и смотрим на показания.
  • По истечению небольшого времени, поплавок всплывет до нужного уровня. На шкале будет несколько делений. Нормальным считается показатель в 1,23-1,27 грамма на кубический сантиметр. Если плотность электролита составляет 1,2 грамма, значит, аккумулятор разрядился примерно на четверть. О глубоком разряде свидетельствует показатель в 1,1 и ниже грамма на кубический сантиметр.

Также стоит проверить сам уровень электролита в каждой из «банок». Если он недостаточный, его следует возобновить. Сделать это можно дистиллированной водой (ею же разбавляют и охлаждающую жидкость).

Не игнорируйте недостаточный уровень электролита в аккумуляторе. Это может стать причиной частой потери заряда и осыпания свинцовых пластин. В результате, АКБ придет в негодность, а при любых попытках подзарядки жидкость будет кипеть.

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля зарядным устройством?

На каждом ЗУ имеется шкала, определяющая напряжение батареи. При отсутствии мультиметра, нагрузочной вилки и ареометра, можно воспользоваться и им. Как проверить заряд аккумулятора автомобиля таким способом?

Все очень просто - подключаем выводы ЗУ к клеммам батареи и нажимаем на проверочную кнопку. Подключать к розетке прибор не стоит - в таком случае он подаст зарядку, а показания будут не ниже 13 Вольт.

Можно ли заряжать дома?

При отсутствии гаража допускается возможность подзарядки АКБ в квартире. Но делать это лучше на балконе. Во время этого процесса электролит выделяет вредный для человека сернистый газ и хлористый кислород. При его вдыхании возможно головокружение и тошнота. Поэтому заряжаем в максимально отдаленном и хорошо проветриваемом помещении. Также следите за состоянием электролита.

Нельзя допускать, чтобы аккумулятор кипел. Это снижает его ресурс. В среднем легковой 60-амперный аккумулятор заряжается за 7-8 часов. При этом на ЗУ нужно выставлять минимальную силу тока. Для АКБ вредны стрессовые нагрузки. Если батарея долго заряжается, или одна из банок закипела через полчаса, значит, она пришла в негодность.

В заключение

Итак, мы выяснили, как проверить заряд аккумулятора автомобиля. Один из самых простых способов - это мультиметр. Что касается ареометра, это уже профилактическая мера. Да, таким прибором можно измерить «остаток жизни» АКБ. Но, в большей части, он является диагностическим прибором (равносильно, как и нагрузочная вилка). Поэтому каждый аппарат хорош по-своему.

От состояния аккумуляторной батареи зависит удобство эксплуатации авто – надежная заводка двигателя, хороший свет, комфорт в салоне. Владельцы автомобилей надеются на ее безупречную работу, но случается, она подводит. Как избежать такой ситуации, расскажет статья.

1 Проверка аккумулятора – предупреждение неисправностей

Проверить аккумулятор вовремя и правильно – значит быть уверенным, что он не подведет. Ведь ситуация, когда аккумулятор вдруг перестает работать, крайне неприятна. Полбеды, если такое случилось в гараже, его можно поставить на зарядку. Но если это приключилось в дороге, тут уже не позавидуешь. Большинство автолюбителей ездят до тех пор, пока аккумулятор крутит, а затем покупают новый. Своевременный уход может значительно продлить его жизнь и поможет избежать неприятных ситуаций.

На работоспособность аккумулятора влияют, кроме естественного старения, и другие факторы. Режим работы двигателя, состояние электрооборудования сказываются и на состоянии АКБ. Ряд причин могут привести к недозаряду или перезаряду. Батарея недозаряжается, когда автомобилем пользуются, передвигаясь на короткие расстояния. Включенный зимой подогрев, вентилятор отопления тоже могут стать причиной недозаряда. Неисправный регулятор напряжения с малым током не дает АКБ возможности нормального заряда при движении.

Систематический недозаряд автомобильного аккумулятора приводит к сульфатации пластин, что после падения емкости ведет к короткому замыканию и выходу из строя батареи.

Постоянно перезаряженный аккумулятор – тоже не долгожитель. Перезаряд появляется, чаще всего, из-за неисправности регулятора напряжения. Он выдает повышенный зарядный ток, электролит начинает кипеть. В необслуживаемом аккумуляторе выкипает вода, оголяются пластины, проходит их деформация. В других АКБ они осыпаются. Как следствие, аккумулятор становится неработоспособным. Также причиной перезаряда могут быть длительные затяжные поездки, когда двигатель постоянно работает на повышенных оборотах.

Чтобы увеличить срок службы недешевого оборудования, рекомендуем периодически проверять аккумулятор, придерживаясь такой последовательности:

  • осмотреть состояние клемм, внешний вид;
  • проверить электролит: состояние уровня и плотности;
  • измерить вольты на клеммах;
  • проверить его нагрузочной вилкой.

2 Внешний осмотр – пользуйтесь любым удобным случаем

Возьмите себе за правило: подняли капот автомобиля – осмотрите аккумулятор. Времени это займет немного, а польза может быть большая. Грязная поверхность становится причиной саморазряда. Грязь – это не только слипшаяся пыль. При эксплуатации на крышку попадает электролит, превратившийся в жидкое состояние из паров. Если к грязному аккумулятору добавить окисленные клеммы, утечку тока, вовремя не подзарядить – разряд батареи обеспечен. Частые и глубокие разряды грозят сульфатацией пластин.

Можно самому определить, что грязная поверхность приводит к саморазряду. Подключаем вольтметр одним щупом к клемме, а другим проводим по крышке аккумулятора. Видим, что прибор показывает наличие некоторого напряжения. Грязь, электролит на крышке проводят ток между клеммами, батарея саморазряжается. Уход за поверхностью совсем не сложен. Поверхность промываем щелочным раствором, который нейтрализует электролит (немного пищевой соды растворить в воде). Зеленый налет на клеммах промываем горячей водой, вытираем насухо. Можно использовать мелкую наждачку для зачистки. Контакт должен быть надежным. Проверяем крепление: если оно ненадежное, корпус, особенно зимой, может дать трещины.

3 Электролит – проверка уровня и плотности

От саморазряда по поверхности избавились, пора переходить к внутреннему содержимому. В обслуживаемых аккумуляторах проверяем электролит на уровень, используя стеклянную трубку. Вставляем ее в банку до упора в сепаратор пластин, закрываем пальцем и вынимаем. Высота жидкости над пластинами должна составлять 10–12 мм. Если она недостаточна, доливаем дистиллированную воду, которая выкипела.

Доливка электролита – частая ошибка автомобилистов. Он не выкипает. Единственный случай, когда его необходимо долить – если АКБ перевернулась, и из нее вытек электролит.

Приступая к дальнейшей проверке, следует оценить заряженность батареи. Делают это двумя способами: проверкой плотности или измерением напряжения. Плотность проверяется прибором под названием ареометр. Его трубку помещаем в банку, грушей засасываем электролит, чтобы поплавок внутри начал плавать, и смотрим на его шкалу. Ниже приведена таблица с показателями плотности полностью заряженного аккумулятора в зависимости от климатических зон, где он эксплуатируется..

Отклонение от номинальной плотности в сторону понижения на каждые 0,01 г/см 3 означает падение напряжения на 5–6 %. Обычный показатель плотности нового аккумулятора – 1,27 г/см 3 . Допустим, проверка плотности показала 1,21 г/см 3 . Это значит, что емкость аккумулятора недостаточна, он разряжен на 30–36 %, и его следует подзарядить. В исправном аккумуляторе происходит восстановление плотности, что сигнализирует о его заряде. Не следует допускать разряда больше 50 %. Особенно опасно это при морозах. Кроме того, что батарея не будет работать, возникает угроза, что треснет корпус: с понижением плотности электролит замерзает.

4 Использование мультиметра – оценка состояния батареи

Мультиметр – недорогой многофункциональный прибор, работающий от пальчиковой батарейки. Им можно производить различные измерения своими руками, но нас интересуют показатели напряжения. Такой прибор нелишне иметь в арсенале каждому автолюбителю. Включаем его в режим измерения постоянного напряжения DCV, диапазон выставляем 20 V. Черный щуп подключаем к минусу, красный – к плюсу, и снимаем показания. Полностью заряженный аккумулятор должен показать 12,6 В. Показатель 12 В и менее говорит о разряде на 50 % и более, требуется срочная подзарядка. Если мультиметр показывает 11,6 В – батарея полностью разряжена.

Измерения лучше проводить, когда автомобиль некоторое время не работал. Если снять показания сразу после поездки, они будут одними, на утро следующего дня – другими. Заряженный аккумулятор способен держать напряжение несколько дней. Оно не сильно падает, даже если автомобилем не пользовались неделями. На разряженном АКБ падение напряжения стремительное, и может случиться, что, когда придется срочно выехать, двигатель не заведется. Поэтому совет: перед длительным перерывом в поездках обязательно полностью зарядите аккумулятор.

Проверка мультиметром при заведенном двигателе позволит не только оценить работоспособность АКБ, но и проверить исправность электрооборудования. При работающем двигателе прибор должен показать 13,5–14,0 В. Показатели, повышенные до 14,2 В и больше, говорят о плохо заряженной батарее. Генератор работает усиленно, чтобы ее зарядить. При значительных морозах повышение напряжения возможно потому, что ночью аккумулятор разрядился, или электроника допускает больший ток из-за очень холодного воздуха.

Повышение напряжения в начале работы двигателя не таит в себе опасности. Если электрооборудование исправно, то минут через 10 все придет в норму, установятся обычные 13,5–14,0 Вольт. Но если оно постепенно не возвращается к оптимальному уровню, возникает опасность перезарядки. При максимальном зарядном напряжении, особенно при длительной поездке, электролит постепенно выкипит, батарея придет в негодность.

Теперь о пониженном напряжении на работающем автомобиле. Если оно составляет 13,0–13,4 В – аккумулятор не получает достаточной подзарядки. Следует отключить все энергопотребляющие приборы и опять замерить. Если напряжение нормализовалось, все в порядке, в противном случае возможна неисправность генератора, особенно, если показатель ниже 13,0 В. Не спешите его ремонтировать, проверьте контакты. Если они окислены, будет ощущаться нехватка напряжения.

Узнать состояние аккумулятора можно еще одним способом. Заводим двигатель при выключенных потребителях, подключаем мультиметр и следим за показаниями. Постепенно, по одному, включаем потребителей: магнитолу, ближний свет и так далее. При каждом включении наблюдаем падение напряжения на 0,1–0,2 В. Значительное падение говорит о неисправности автомобильного генератора, скорее всего, износе щеток. Если включить все потребители, падение напряжения не должно быть ниже 12,8–13,0 В, иначе АКБ сильно разряжается и прослужит недолго.

5 Измерение нагрузочной вилкой – полная оценка работоспособности

Случается, что аккумулятор имеет нормальное напряжение, измеренное тестером, но крутить стартер он не хочет. Проверка состояния нагрузочной вилкой даст полную и ясную картину. Прибор представляет собой вольтметр с нагрузочным сопротивлением. Нагрузочная вилка подсоединяется с соблюдением полярности к клеммам на короткое время – 5 секунд. Показания засекаем в конце этого времени. Следует заметить, что при подсоединении наблюдается искрение. Ничего страшного нет, ведь подсоединяется нагрузка. Проверку следует проводить нечасто, чтобы не навредить батарее.

Показатели оцениваем по таблице или берем сведения из инструкции к нагрузочной вилке. Если аккумулятор заряжен на 100 %, показатель напряжения под нагрузкой составит 10,2 В. Меньший показатель указывает на необходимость подзарядки. Если измерения вольтметром без вилки показали нормальное состояние, а с нагрузочной вилкой видна сильная разница, аккумулятор имеет неисправность: сульфатацию, замыкание пластин и некоторые другие. Если возможно, неисправность устраняют или покупают новую АКБ.

Случается, что под рукой нет никаких приборов, а требуется оценить состояние аккумуляторной батареи. В домашних условиях подключаем нагрузку, равную половине емкости. Для аккумулятора 60 А/час она равна 30 Ампер. Можно взять 6–7 лампочек на 55 Вт и подключить их параллельно. Через 5 минут оцениваем яркость света. Если он потускнел, аккумулятор не справляется со своими обязанностями.

Не ленитесь ухаживать за аккумулятором, периодически проверять его, тогда он будет служить долго и надежно!

Состояние аккумулятора автомобиля - предмет постоянной заботы владельца. Если за ним не следить, проблемы настигнут в самый неподходящий момент, и обижаться надо будет только на самого себя. Большинство водителей знает о важной и ответственной роли АКБ, выполняя осмотр и регулярно производя необходимое обслуживание. Но некоторые начинающие автолюбители не имеют представления, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, а также какие инструменты или приспособления для этого нужны. Вопрос важный, поэтому следует рассмотреть его со всех сторон.

Визуальный осмотр

Первым действием, выполняемым при осмотре АКБ, является обычный визуальный осмотр. Необходимо проверить, нет ли изъянов, видимых внешне:

  • Нарушения целостности корпуса.
  • Загрязнения, слой пыли или мелкого мусора.
  • Состояние клемм, наличие белого или зелёного налёта окислов.
  • Потёки электролита или влага.
  • Ослабление контакта клемм, отсутствие плотности прилегания.

Внешний осмотр аккумулятора надо производить регулярно. Он не отнимет много времени, но позволит обнаружить первые признаки износа или разрушения, сигнализирующие о необходимости ремонта или замены. Каждый раз, когда владелец заглядывает под капот автомобиля, он должен уделить несколько секунд для оценки внешнего вида АКБ. Обнаруженные загрязнения, лужицы воды или потёки электролита следует удалить ветошью. Для удаления потёков электролита можно использовать слабый раствор щёлочи (на 100 г воды берётся 5 г соды), после чего корпус насухо протирают сухой тряпкой. Допускать наличие влаги на корпусе нельзя, поскольку это приводит к ускоренному интенсивному саморазряду.

Корпус аккумуляторной батареи должен быть целым, а грязь на контактах отсутствовать

Ослабленный контакт клемм уменьшает пусковой ток, что замедляет процесс зарядки, ухудшает запуск двигателя. Вследствие увеличения сопротивления и плохого прилегания контактов образуется налёт окислов, клеммы сильно нагреваются, усугубляя проблему еще больше. Вопрос решается зачисткой клемм мелкой наждачной бумагой, затяжкой контактов и смазкой техническим вазелином. Можно поступить ещё проще - проверяя уровень масла в двигателе, достаточно прикоснуться концом щупа к контактам. Этой капельки масла достаточно, чтобы защитить поверхность клемм от возникновения налёта окислов.

Как проверить аккумулятор на работоспособность

Существует два явных признака выхода АКБ из строя:

  • Усилия стартера не хватает, чтобы завести двигатель. Искра слабая и поджечь топливную смесь она не в состоянии. Двигатель прокручивается с заметным трудом.
  • Заряд АКБ быстро заканчивается. Это особенно заметно в зимнее время, когда заряда хватает лишь на несколько запусков.

При появлении признаков снижения работоспособности АКБ следует определить причину быстрого исчезновения разряда. Не всегда в этом виноват сам аккумулятор, нередко источником проблемы являются другие элементы:

  • Слабый ток генератора не в состоянии качественно зарядить аккумулятор. Эту проблему надо решать на СТО.
  • Неправильно подключенные устройства и приборы также способствуют ускоренной разрядке АКБ.
  • Долгий срок службы аккумулятора, вызвавший износ устройства (сульфатация, механические повреждения, окисление).
  • Проблемы с электропроводкой. Со временем изоляция перетирается, и появляется возможность замыкания.
  • Неопытные или невнимательные водители нередко оставляют включенными некоторые приборы - магнитолу, индикаторы или лампочки. Это способствует расходу заряда АКБ.
  • Отсутствие обслуживания. Если не производится постоянный уход за аккумулятором, срок его службы начинает стремительно сокращаться.

Когда внешние причины расхода заряда устранены или не обнаружены, вероятность отказа аккумулятора значительно увеличивается. Необходимо произвести проверку его работоспособности. Существует несколько методов определения его состояния:

Уровень и плотность электролита

Этот способ проверки годится только для измерения заряда обслуживаемых аккумуляторов. Устройство устанавливают на горизонтальную поверхность, откручивают все пробки банок и визуально определяют количество электролита в каждой из них. Он должен быть примерно на 1 см выше уровня верхушек пластин. Если требуется более точная проверка, понадобятся градуированная или простая стеклянная трубка и линейка. Трубку опускают в электролит до упора в край пластины, свободный конец зажимают пальцем и вынимают её из банки. Измеряют длину столбика электролита, оставшегося в трубке. Она должна составлять 10-15 мм. Если уровень не соответствует номинальному значению, доливают до нужного количества дистиллированную воду. Подобным образом производят проверку уровня в каждой банке.

Немного устаревший ареометр с семью поплавками для измерения плотности электролита

Для проверки плотности понадобится ареометр. Он представляет собой стеклянную колбу, на верхнем конце которой установлена резиновая груша, а внутри находится поплавок с нанесённой шкалой (градуировкой). Для проверки следует опустить свободный конец трубки в электролит и с помощью груши втянуть его внутрь. Поплавок должен свободно плавать в жидкости. Линия градуировки, совпадающая с поверхностью электролита, покажет значение плотности в г/см 3 . В норме она составляет 1,28+- 0,01 г/см 3 . Понижение значения на 0,01 означает разряд на 5-6%. Проверку надо производить в соответствующих условиях:

  • Произведена полная зарядка АКБ.
  • Температура воздуха должна составлять 25 о.

Если при проверке получено значение 1,23 г/см 3 , значит, плотность упала на 0,05 г/см 3 , что означает падение заряда примерно на 30%. Нужна подзарядка. Рекомендуется производить такую проверку раз в полгода. Если после полной зарядки показания не соответствуют контрольным значениям, необходима замена электролита.

Измерение ёмкости

Методика состоит в осуществлении контрольного разряда батареи с заранее известными показателями нагрузки. Определяется, за какое время устройство отдаст половину своего заряда при известной нагрузке. Единицей измерения служат ампер-часы (а/ч). Для проверки ёмкости необходимо полностью зарядить АКБ. Затем следует убедиться в полноте заряда, для чего надо проверить плотность и объём электролита. После этого к аккумулятору подключается потребитель с заранее известной мощностью, например - лампа на 24 Вт, отмечается точное время подключения. Лампа горит до момента падения напряжения АКБ на 50% от первоначального значения (при полной зарядке устройства). Время, потраченное на половинный разряд батареи, умножается на силу тока, присутствующего в цепи аккумулятор-лампа при подключенной нагрузке. Полученная величина сравнивается с паспортным значением ёмкости в а/ч. Чем ближе окажутся оба показателя, тем лучше техническое состояние аккумулятора.

Другой способ определения ёмкости менее информативен, но позволяет гораздо быстрее получить ответ, работоспособен аккумулятор, или нет. Необходима лампа (нагрузка может быть любой, но лампа удобнее), забирающая половину тока батареи. Например, если паспортная ёмкость составляет 7 а/ч, то лампа должна создавать нагрузку 3,5 В. Лампа подключается и выдерживается пару минут. Если она постепенно тускнеет, значит, аккумулятор неработоспособен и проводить проверку дальше незачем. Если же этого не происходит, надо измерить напряжение на клеммах. Показатель 12,4 В и выше свидетельствует об исправности, а меньшее значение свидетельствует о необходимости замены АКБ.

Проверка напряжения мультиметром

Проверка напряжения аккумулятора с помощью бортового компьютера зачастую даёт неверный результат, поскольку измерение производится через несколько различных потребителей. Точные показатели можно получить только отдельным измерением напряжения с помощью мультиметра. Проверка производится без нагрузки, с отсоединённым от бортовой сети аккумулятором. При полной зарядке он должен выдавать 12,6-12,9 В. Более точное значение для данной батареи можно узнать в паспорте устройства.

Значение напряжения в 12,78 В говорит о полной зарядке аккумулятор

Измерение производится тестером, установленным на постоянный ток (DC), диапазон измерения - 20 В. Красный щуп включается в гнездо мультиметра, соответствующее диапазону измеряемого тока 10-20 А. Затем чёрный щуп присоединяется к минусу, а красный - к плюсу АКБ. Если щупы перепутать местами, на дисплее значение будет отображено со знаком «минус». Прикосновением концов щупов к клеммам аккумулятора измеряется напряжение. Необходимо помнить, что время касания не должно превышать более 2 секунд, в противном случае можно испортить аккумулятор.

Только что заряженная батарея нередко отдаёт большее напряжение, чем указано в паспорте - 13 В и более. Это связано со свойствами электролита и не является действительным значением. Для получения точной информации рекомендуется производить измерения через 2 часа после окончания зарядки. Показания прибора в районе 12,7 В означают исправность батареи. Если устройство выдало значение 11,7 В, заряд аккумулятора полностью отсутствует.

Нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка - это электротехническое устройство, предназначенное для определения величины заряда автомобильного аккумулятора. Возможности прибора позволяют определить не только степень загрузки, но и общую работоспособность АКБ. Первые конструкции представляли собой вольтметр с параллельно подключенным к нему нагрузочным резистором и двумя контактами. Современные приборы оборудуются массой дополнительных узлов - амперметрами и прочими устройствами для диагностики электрической системы машины. Существует достаточно большое количество разновидностей нагрузочных вилок, но принципиального отличия они не имеют, вся разница заключается в величине нагрузки и пределах измерения. Есть конструкции, предназначенные для работы с кислотными или щелочными аккумуляторами, кроме того, существуют устройства, производящие измерение заряда отдельных банок. От двух контактов большинство производителей отказались, устанавливая на свои приборы один зажим типа «крокодил» на проводе и второй операционный контакт. Такая конструкция намного удобнее.

Нагрузочная вилка имитирует работу стартера автомобиля, потому напряжение начинает проседать

Перед началом измерения необходимо отсоединить аккумулятор от бортовой сети, протереть его насухо ветошью и очистить клеммы от налёта окислов. Проверка производится поэтапно:

  • Через 6-7 часов, прошедших после окончания зарядки или остановки двигателя, производится измерение рабочего напряжения батареи без нагрузки. На современных приборах это делается путём присоединения плюса (зажим на собственном проводе) к соответствующей клемме АКБ и кратковременном касании минусовым контактом второй клеммы без подключения нагрузочных спиралей (сопротивления). Фиксируются показания вольтметра. На этом первый шаг заканчивается. Можно сравнить полученное значение с эталонными данными из паспорта. Полной зарядке батареи соответствует напряжение порядка 12,9 В. Уменьшение этого значения на 0,3 В означает падение заряда на 25%. Например, если вольтметр показал 12,3 В, то заряд составляет около 75%.
  • Если первый этап прошёл успешно и продемонстрировал полный заряд аккумулятора, приступают ко второму шагу проверки. На этот раз измерения будут производиться под соответствующей нагрузкой. В цепь включается соответствующее сопротивление и вновь производится контакт минуса с соответствующей клеммой аккумулятора, только в данном случае производится не кратковременное прикосновение, а 5-секундное удержание контакта, и фиксация показаний вольтметра производится на 5 секунде. Для полноценно работающего аккумулятора полученное значение должно составлять 9 В или чуть выше. Меньшие значения свидетельствуют о нарушениях работы АКБ и необходимости обслуживания, замены электролита или полной замене устройства.

Во время прикосновения контакт искрит и довольно сильно нагревается. Это нормально, но между измерениями рекомендуется немного (3-5 минут) подождать, чтобы щуп нагрузочной вилки успел остыть. По этой причине не следует производить измерения слишком часто, так как подобный вид проверки отрицательно сказывается на функциональных возможностях аккумулятора. Другие конструкции нагрузочных вилок имеют некоторые особенности в конструкции, поэтому необходимо перед первым использованием изучить руководство пользователя. Тем не менее, общие правила проведения проверки у всех типов одинаковы, разница лишь в деталях.

Постоянное наблюдение за состоянием и работоспособностью автомобильного аккумулятора позволяет избежать серьёзных проблем. Регулярный осмотр и обслуживание батареи способствует увеличению срока службы устройства и обеспечивает штатное функционирование всех систем автомобиля. Важность этой процедуры обусловлена не столько соображениями экономии, позволяющей отложить приобретение нового аккумулятора на некоторое время, сколько возможностью исключить нежелательные остановки или необходимость . Далеко не всегда на дороге встречается другой автомобиль, владелец которого сможет оказать подобную услугу, поэтому необходимо позаботиться о себе заранее.