Технология покраски автомобиля: пошаговый порядок. Лакокрасочное покрытие — важнейший элемент защиты кузова Окраска автомобильных кузовов

Лакокрасочное покрытие - это способ защиты вашего транспортного средства от коррозии, внешних климатических и механических факторов,важный элемент экстерьера. От того, как выполнена и кузова, зависит визуальное восприятие машины - об этом известно каждому автолюбителю.

Вследствие этого, краска для покраски авто -элемент, который определяет дизайн. Правильно выбрать цвет для автомобиля - значит обеспечить кузову и дискам защиту и привлекательный экстерьер. А момент выбора вас должно интересовать не только то, сколько стоит автомобильная краска, но её внешний вид и эксплуатационные характеристики.


Покраска автомобиля определяет его дизайн

Виды эмалей: химический состав

Автомобильная эмаль, в зависимости от химического состава, может относиться к одной из трёх разновидностей:

  • алкидной;
  • акриловой;
  • меламиноалкидной.

Каждая краска для покраски авто имеет свои недостатки и преимущества. Принимая решение, какую краску выбрать для своей машины, мы исходим из задач, которые мы при этом ставим.

Алкидная эмаль

Автоэмаль такого типа изготавливается на основе из алкидных смол. Эта краска для авто удобна тем, что в работе с ней не нужно создавать особых условий.

При полной покраске она применяется не очень часто - после её нанесения потребуется ещё покрыть авто лаком и отполировать. для машины чаще всего применяется для локальных покрасочных работ.


1K эмаль Кудо автомобильная, Алкидная

Специалисты отмечают у этого типа следующие достоинства:

  • быстрое высыхание;
  • демократичные цены;
  • высокий уровень защиты;
  • удобство применения.

Основным недостатком алкидных материалов является максимально быстрое высыхание, вследствие чего они сохнут не очень равномерно. Поэтому рекомендуется при окрашивании использовать или аэрозольный вариант, при котором вещество распыляется из баллончика. Это даёт маленькую толщину слоя, что положительно сказывается на качестве покрытия.


Алкидные автоэмали «Булмат»

Акриловая эмаль

Акриловая эмаль чаще всего используется в покрасочных работах для автомобиля. В её составе присутствуют два ингредиента - пигмент и отвердитель. После того как они вступают между собой в химическую реакцию, происходит высыхание эмали.

Если говорить о достоинствах, которыми отличается такая краска для покраски авто, можно назвать следующие факторы:

  • после окрашивания не нужно покрывать поверхность лаком;
  • высокий уровень защиты от агрессивных сред;
  • короткое время высыхания;
  • возможность исправления дефектов в процессе окрашивания.

Автоэмаль акриловая Vika АК-1301 0,85 кг с отвердителем 0,212 кг

Недостатков у этого типа эмали всего два:

  • высокая стоимость;
  • необходимость нанесения в несколько слоёв.

Эмаль универсальная акриловая SATIN RAL , Кудо

Меламиноалкидная эмаль

Меламиноалкидная краска для машины относится к заводским видам покрытия. Учитывайте это, решая какую выбрать эмаль для работы в домашних условиях. Это объясняется тем, что для полимеризации необходимы особые условия. Она сохнет при повышенных температурах в диапазоне от 110 до 130 0 С.

Меламиноалкидная краска для покраски автомобиля имеет следующие достоинства:

  • прочность и надёжность;
  • большое количество вариантов цветов и эффектов.

При этом главным недостатком является то, что вы не сможете её заказать для окрашивания в собственном гараже.


Покраска автомобиля в заводских условиях

Типы поверхности после окрашивания

Определяясь с тем, какую выбрать краску для автомобиля, учитывайте, что поверхность может быть:

  • глянцевой. Авто будет ярко блестеть, отражая солнечные лучи. Такой тип поверхности возможен при выборе любой краски для авто, кроме алкидной - в случае её применения вам понадобится дополнительно покрывать поверхность лаком и полировать;
  • матовой. Такая поверхность не блестит и не отражает предметы. Достижение этого эффекта возможно при использовании алкидных эмалей и специальных матовых лаков;
  • металлик. В эмаль добавляется специальный пигмент, который даёт металлизированный блеск. Окрашивание такого типа имеет свои сложности - его лучше доверить профессионалам;
  • хамелеон.

Сказать, что вы приятно удивитесь, когда услышите по телефону или прочтете на сайте автосервиса стоимость локальной покраски деталей вашего авто или, тем более полной покраски, значит ничего не сказать.

Технология покраски автомобиля

А красить нужно. Уже пришло время для полной покраски авто, либо возникла ситуация, когда нужно сделать с его дальнейшей . Выход? Выход есть всегда. Заключается он в покраске кузова автомобиля своими руками. Не переживайте, всё у вас получится. Просто, прежде чем приступить к покраске, потренируйтесь на старой детали кузова, которых в избытке вокруг любых гаражей.

Начнем с того, что откроем вам «тайну». Технология покраски авто имеет общие принципы действий, неважно, хотите ли вы произвести , или покраску в «металлик», покрасить деталь кузова либо осуществить .

Разница будет заключаться лишь в подборе материалов для покраски и времени, которое вы затратите. Не забудьте включить сюда материал и время для учебно – тренировочной покраски. Чуть больше времени, чуть больше материалов, но приобретенный опыт того стоит.

Итак, технологию покраски авто мы условно разобьём на такие направления:

  • Этапы покраски автомобиля.
  • Порядок покраски автомобиля.
  • Техника покраски автомобиля.

А условно потому, что эти направления действий могут меняться или органично дополнять друг друга.

Этапы покраски автомобиля

Подготовка материала и оборудования. Что нужно для покраски автомобиля? Материалы для покраски: шпатлевка, грунтовка, краска и лак в зависимости от площади и вашего выбора цвета авто. стандартно.

Основными элементами оборудования являются: шлифмашинка с кругами, строительный фен, краскопульт, компрессор, наждачная бумага, шлифовальный рубанок.

Подготовка кузова. Этот этап включает в себя: мойку кузова, демонтаж всего, что не нуждается в покраске, ремонт участков кузова при необходимости, подготовку поверхности к шпатлеванию, шпатлевание, грунтовка поверхности.

Всё, ваше авто готово к покраске. Но для этого нужна подготовка. Инструкция по покраске автомобиля прямо указывает на наличие идеально чистого места при нанесении краски и лака. Вот такую покрасочную камеру мы и сделаем из гаража.

Подготовка места. Этап, о котором редко где говорится – это подготовка места для покраски. Этим местом является гараж. Стандартный гараж 3х6 не годится для полной покраски, а вот для локальной покраски деталей кузова он подходит идеально. Техника покраски автомобиля полностью, требует как минимум место размером 4х6 метров.

Всё лишнее убираем и производим генеральную уборку помещения. С пылесосом и «Дихлофосом» в летнее время. Таким образом мы устраняем возможность пыли, мусору и насекомым испортить ваши старания по покраске авто на этапе покрытия лаком. Стены, пол, потолок смачиваем водой. Лужи ни к чему, но и сухих мест быть не должно.

Как вариант: гараж изнутри, после полной подготовки кузова к покраске, можно укрыть полиэтиленовой пленкой. Для этого нужно лишь иметь скотч и плёнку.

Порядок покраски автомобиля

Порядок покраски автомобиля у каждого мастера свой, но, тем не менее, есть основные принципы, которых стоит придерживаться. Все съёмные детали нужно снимать и красить их локально. Это касается дверей, оптики, ручек, молдингов и т.д. Т.е. кузов автомобиля должен остаться «голым».

Покраску деталей нужно начинать с внутренних или скрытых поверхностей. Наружная покраска осуществляется в последнюю очередь, и начинается она с крыши автомобиля.

Техника покраски автомобиля

Техника покраски автомобиля для разных видов покраски так же ничем особым не отличается. Если вы используете аэрозольный баллон для удаления сколов и трещин, то инструкция по применению баллона приведена на нем.

При покраске автомобиля краскопультом важно выдержать общие правила техники покраски. Они не отличаются сложностью, но от их выполнения зависит качество слоев, и в итоге, внешний вид авто.

  • для нанесения краски. Рекомендуется № 1,4. Здесь всё зависит от краски.
  • Выбор давления компрессора. Как правило, оптимальным является 2,5 – 3 атм.
  • Расстояние сопла краскопульта от окрашиваемой поверхности 150-250 мм.
  • Слои нанесения. Рекомендуется 2-3 слоя краски. Движения нанесения должны быть равномерные и важно не переусердствовать с толщиной слоя, чтобы избежать подтеков. Иначе это место придётся перекрашивать полностью. Промежутки между нанесением слоёв должны составлять 15-20 минут для сушки краски.

Мнение эксперта

Руслан Константинов

Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

После покраски покрытие подвержено различным воздействиям ещё на протяжении нескольких недель, несмотря на то, что лак твердеет уже через пару дней. В среднем лучше автомобиль не эксплуатировать после покраски не менее полутора недель для оптимальной кристаллизации краски и создании плёнки на поверхности. В это время нельзя использовать щётки для сметания пыли, исключить попадание на покрытие прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. Если возможности выдержать срок нет, то стоит избегать поездок по загородным трассам и на дальние расстояния. Что касается полировки, то заниматься этой процедурой можно только через месяц после покраски. До этого можно использовать обычные щадящие средства ухода за лакокрасочным покрытием с содержанием воска.

Многие автомобилисты задаются вопросом: когда можно мыть машину после покраски и не навредить ЛКП. Мыть машину и тем более мойками высокого давления можно только после двух недель. Кто-то моет авто уже через пару дней, но в таком случае высока вероятность повреждения покрытия, особенно если мыть неправильно. Прежде всего, хотя бы месяц нужно исключить моющие средства с агрессивным химическим составом, нельзя использовать и бытовую химию. Желательно поначалу использовать мягкую губку и чистую воду, лучше, если она будет проточной. Не стоит мыть автомобиль на солнце, т. к. капли воды могут стать настоящими линзами и нагревают отдельные участки, таким образом, повреждая ЛКП.

Вот, собственно, такова технология покраски автомобиля. После покраски в 98% случаев требуется автомобиля.

Удачи вам, любители своего автомобиля.

Покраска автомобиля – это этап ремонтных работ, который способен совершенно преобразить вашу машину по разумной стоимости. Удивительные возможности открываются перед владельцем, решившим полностью покрасить кузов авто:

  • изменить эстетические характеристики, освежить оттенок или подобрать редкий цвет, тем самым придав уникальность и особый шик;
  • полная покраска автомобиля, цена которой, как правило, не запредельна, придает кузову идеальный внешний вид, и соответственно максимально увеличивает стоимость машины;
  • получить за счет покраски кузова практически новый автомобиль, сохранив при этом привычный и любимый – для тех, кому дорого именно это авто, или для тех, кто считает нецелесообразным переплачивать за приобретение новой машины, если есть возможность многократно улучшить качество имеющейся.

Сколько стоит покрасить машину полностью в Москве? Со стоимостью покраски авто целиком вы можете ознакомиться ниже.

Ориентировочные цены на покраску автомобиля :

  • Локальная окраска 1 детали от 985 руб.
  • Окраска переходом, без ремонта от 1.340 руб.
  • Покраска 1 кузовной детали от 3.970 руб.
  • Окраска авто без крыши от 44.750 руб.
  • Полная покраска автомобиля от 57.340 руб.

Наши мастера по ремонту

ПОЛНАЯ ПОКРАСКА АВТОМОБИЛЯ В МОСКВЕ

Одним словом, хочу сказать, что полностью покрасить автомобиль, если он технически исправен, намного разумнее, чем покупать новый и переплачивать за него 30–40 %. В нынешнее время частую смену автомашин стимулируют производители с единственной целью: «выкачать» из населения как можно больше денег. Стоимость нового авто возрастает приблизительно на 30 %, а его качество, по сравнению с предшественником, всего лишь на 10 %.

Поэлементная покраска автомобилей: окраска капота, кузова и дверей

Полная или поэлементная покраска авто значительно повышает цену ремонта машины. Кстати, хочу открыть секрет, используя который, вы утроите удовольствие от полученного результата! Можно многократно повысить интенсивность цвета. Если машина была окрашена в обычный двухстадийный серебристый металлик и ничем не выделялась из общей массы, то при полной окраске есть возможность выбрать самый роскошный и нестандартный тон, предположим, подходящий трехстадийный оттенок из модельных рядов Аston Martin, Rolls-Royce, Ferrari, Maserati, Bentley с эффектом серебристого перламутра. Итог будет потрясающим, превосходящим все возможные ожидания. Удорожание с учетом стоимости краски незначительно, примерно 5–7 %, а автомобиль в результате становится шикарным и уникальным. И самое главное, решение покрасить машину не требует внесения никаких изменений в ПТС и свидетельство о регистрации. Цвет как был серебристым, так и остался. Однако неповторимость эксклюзивных оттенков таких моделей, как Аston Martin, Rolls-Royce, Ferrari поражает красотой и роскошью. Чтобы узнать, сколько стоит покраска машины полностью или другие кузовные работы в Москве, пришлите несколько фотографий авто на нашу почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Мы рассчитаем цену в течение нескольких часов.

Покраска автомобиля

Почему я так уверенно об этом говорю? Дело в том, что покраску автомобилей многократно выполняли мастера компании «Профессионал», и абсолютно все клиенты пребывали в совершенном восторге от результатов. Есть еще одно колоссальное преимущество в решении покрасить кузов автомобиля для улучшения цвета - повышение потенциальной продажной цены машины. При повторной поэлементной или полной покраске авто в тот же цвет, что и был первоначально, при продаже машины у предполагаемого покупателя могут возникнуть каверзные вопросы относительно ее состояния: «С какой целью решили покрасить весь автомобиль целиком? Что с ним было раньше? Участвовал ли он в ДТП? Были ли повреждения при других обстоятельствах?». Неумелые ответы на подобные неприятные предположения, могут стать причиной значительного снижения стоимости. При втором варианте, когда покраска машины превратила обычный цвет в эксклюзивный, и цена авто выросла, вы гордо ответите: «Я решил покрасить автомобиль, чтобы сделать его уникальным!» и увлеченно расскажете покупателю, как выбирали самый интересный тон из каталога цветов концерна Роллс-Ройс, как проводились тест-напыления образцов краски на кузов, как вы наблюдали весь процесс преображения.

Покраска авто

Приезжайте в «Профессионал», и мы безукоризненно выполним работу, используя нашу запатентованную технологию, благодаря которой значительно уменьшается стоимость окраски кузова. Таким образом, покраска автомобиля по вполне умеренной цене, повышает ценность вашего железного красавца до высочайших вершин! С уважением, Андрей Владимирович, основатель корпорации «ПРОФЕССИОНАЛ».

Со временем лакокрасочное покрытие любого автомобиля теряет свой первоначальный внешний вид, при этом его защитные свойства также снижаются. Основные факторы, влияющие на разрушение лакокрасочного слоя транспортного средства:

  • температура окружающей атмосферы;
  • химически активные среды;
  • ультрафиолетовое излучение;
  • внешние механические нагрузки.

При этом скорость разрушения лакокрасочных материалов существенно увеличивается (до полутора раз), если транспортное средство эксплуатируется в условиях повышенной запыленности и загрязнения воздуха. В такой ситуации ускоряют процесс разрушения присутствующие в атмосфере агрессивные газы: СО, SO2, NH и т.д. Предотвратить преждевременное старение лакокрасочного покрытия удается при помощи постоянного профилактического ухода за ним, однако полностью остановить данный процесс невозможно. В некоторых случаях восстановить слой лакокрасочного покрытия удается за счет проведения мелкого ремонта, заключающегося в локальной покраске проблемной части кузова. При возникновении более серьезных проблем (растрескивание и отслоение краски, появление пузырей и очагов коррозии и т.д.) требуется полная покраска транспортного средства. Процесс покраски автомобиля – это достаточно трудоемкое и длительное занятие, которое обычно доверяют профессиональным автомобильным малярам. Однако если автолюбитель, по какой-либо объективной причине, хочет выполнить данную работу самостоятельно, то покраска кузова автомобиля своими руками в «гаражных» условиях потребует некоторых теоретических знаний и практических навыков.

Как подготовить место покраски

Перед проведением работ необходимо выбрать место для покраски и тщательно подготовить его. Покрасочную камеру необходимо оборудовать в закрытом помещении с хорошей вентиляцией.

Потолок, стены и пол покрасочной камеры тщательно очищаются от пыли, которая в случае оседания на эмаль кузова способна значительно ухудшить его внешний вид и защитные характеристики.

Должного внимания требует грамотная организация освещения. Для самостоятельной покраски автомобиля применяется мелкодисперсный красильный порошок, частицы которого в процессе распыления неизбежно попадают в воздух, где и пребывают во взвешенном состоянии, существенно ухудшая видимость внутри помещения. Кроме того, недостаточное освещение помешает увидеть все дефекты окраски, которые могут появиться на кузове автомобиля в процессе работы. Для получения наилучшего результата рекомендуется использовать одновременно потолочные и стеновые источники света, применение которых обеспечит комфортные условия, необходимые для качественного нанесения лакокрасочного покрытия на кузов автомобиля.

Стадии покраски

Это наиболее трудоемкая часть процесса покраски кузова автомобиля. От качества их проведения зависит и визуальный вид транспортного средства, и эксплуатационный срок наносимых на кузов лакокрасочных материалов. В первую очередь автомобиль нужно хорошо отмыть от пыли и грязи. При этом особое внимание следует уделить очищению багажника, внутренних частей дверей и моторного отсека. Делать это необходимо для того, чтобы избежать выдувания пыли из данных полостей автомобиля в процессе распыления краски под большим давлением. В качестве дополнительной защиты от пыли можно использовать увлажненные лоскуты ткани, равномерно распределенные по внутренней поверхности дверей. Отсутствие сушильной камеры в полной мере компенсируется использованием промышленного фена.

После мойки с машины следует снять все декоративные части, а все несъемные элементы, красить которые нет необходимости, защитить от краски при помощи малярного скотча или специальной смеси, которая препятствует окрашиванию деталей.

Увеличить комфорт и эффективность проведения покрасочных работ помогает частичная разборка частей кузова, таких как:

  • крышка багажника;
  • двери;
  • капот;
  • крылья.

Следующий этап подготовки заключается в выявлении очагов коррозии металла . Для этого при максимальном освещении автомобиль осматривается на наличие ржавчины, после чего принимаются меры для ее удаления.

Избавиться от коррозии можно механическим и химическим способом. Механический способ заключается в очистке поверхности автомобиля от ржавчины при помощи инструментов и материалов абразивной обработки. Коррозия большой площади кузова удаляется при помощи орбитальной машинки. Для предотвращения образования пыли перед механической зачисткой на поврежденную часть кузова наносится керосин или уайт-спирит. Химический способ подразумевает воздействие на очаги коррозии при помощи специализированных составов, которые способны эффективно растворять ржавчину без ущерба для металлической поверхности.

Далее необходимо произвести шлифовку и обезжиривание всего кузова автомобиля. Для этого вся окрашиваемая поверхность обрабатывается при помощи орбитальной машинки с кругами из шлифовального абразивного материала до той стадии, когда старый слой краски приобретает однородный матовый оттенок. После этого с поверхности кузова удаляется вся образовавшаяся в процессе работы пыль.

Грунтовка кузова – следующий этап подготовительных работ. В качестве грунтовой смеси используют акриловый грунт, распыляемый равномерным слоем по всей поверхности автомобиля при помощи пульверизатора. Рекомендуется наносить грунтовку как минимум два раза, тщательно просушивая каждый слой.

После полного высыхания акриловой смеси загрунтованный кузов шлифуется до получения идеальной поверхности и очищается от пыли.

Покраска кузова. Наиболее эффективным способом покраски является напыление красильного порошка специализированным пистолетом – краскопультом . Главная задача данного способа – подобрать нужный диаметр сопла пистолета, исходя из процента вязкости краски. Неправильно выбранный диаметр сопла приводит к образованию потеков и неровностей на окрашиваемой поверхности кузова. В процессе распыления краски оптимальное удаление пистолета от поверхности автомобиля – от 30 до 35 см. Отклонение от данной величины в большую сторону приводит к перерасходу красящего вещества и к плохой адгезии краски с поверхностью металла, в меньшую – к образованию разводов и потеков.

Чаше всего в процессе покраски транспортного средства на его кузов наносится три слоя краски. Первый слой – проявочный. Его отличительные свойства заключаются в наименьшей толщине и в наибольшей вязкости распыляемого красильного вещества. Краску наносят горизонтальными полосами быстрыми движениями, передвигаясь от верхней части кузова к его низу.

После окраски первого слоя следует выдержать 10–15 минут, необходимых для просыхания краски.

Следующий слой имеет большую толщину и наносится на металлическую поверхность перпендикулярно первому слою эмали. Данный способ распыления краски позволяет избежать появления неокрашенных участков автомобиля.

Толщина заключительного слоя меньше толщины второго, а эмаль отличается меньшей густотой.

После того как все слои краски были нанесены на автомобиль, кузову необходимо некоторое время для просушки. Если не применяется специализированное оборудование, то транспортное средство должно сохнуть на протяжении нескольких суток. Точное время зависит от типа краски и от температуры окружающего воздуха.

На заключительном этапе работ на окрашенную поверхность можно нанести слой лака , при этом краска не должна быть сильно пересушена.

Если покраска кузова автомобиля осуществляется впервые – имеет смысл потренироваться в технологии нанесения краски на любых ненужных металлических предметах.

Видео

Многих интересует, можно ли покрасить кузов автомобиля из балончика. Ответ в видеоматериале:

И классическая покраска автомобиля... Подготовка и покраска авто в черный цвет:

Элегантную, прочную и герметичную «одежду» для автомобильного кузова создают на протяжении многих десятилетий. За всю историю автомобилестроения были испробованы самые разные типы красок, а до наших дней дошло всего несколько их разновидностей. И различаются они по целому ряду характеристик.

Краска (эмаль) – неоднородна, она состоит из целого набора компонентов. Основной – это так называемый пигмент, представляющий собой твердые частицы, придающие материалу определенный цвет. Связываются эти частицы жидкой основой – смолой природного или синтетического происхождения. Для достижения необходимой консистенции (вязкости) в состав краски перед ее нанесением вводят растворитель. Когда краска слоем уложена на поверхности, он становится «ненужным» и испаряется.

Свойства эмалей – адгезия, твердость, оптимальные параметры сушки – зависят от типа смолы-основы. В зависимости от этого автокраски сегодня «грубо» делятся на нитро, алкидные и акриловые.

Первые автокраски, известные со времен производства Ford T, выпускались на нитроглицериновой основе. Благодаря способности растворителей хорошо испаряться они быстро высыхали при невысокой температуре. Нитроэмали в чистом виде уже практически не применяются в автомобильной промышленности и >автосервисе, так как они не обеспечивают необходимый блеск поверхности, а слой краски имеет малую толщину и низкую пластичность. Ее используют только реставраторы раритетных автомобилей, на кузова которых в свое время наносили по 14 и более слоев нитроэмали. Сейчас в основном применяют алкидные и акриловые краски. О них и поговорим подробнее.

Алкид

Революцию в отрасли покрасочных материалов для автомобилей произвело появление синтетических красок на нитроцеллюлозной основе, широко известных как алкидные эмали (их иногда называют «синтетикой»). В свое время такими красками пользовались на автосборочных конвейерах и в ремонтных мастерских. В советские годы широкое распространение получили алкидно-меламиновые эмали МЛ-12, МЛ-197, МЛ-1110.

Алкидные краски наносятся легче, чем нитроэмали, из-за меньшей доли растворителя ложатся на поверхность более толстым слоем (в среднем 15 – 20 микрон), достаточно эластичны, не боятся бензина. Однако при всех своих плюсах они не очень устойчивы к атмосферным воздействиям – кислотным осадкам, ультрафиолетовому излучению.

Высыхают краски этого типа вследствие испарения из их состава растворителей, а также окисления смолы при контакте с кислородом, содержащимся в воздухе. Это может происходить как при небольших температурах – 20–30°С, так и при более высоких – 100–130°С. От температуры зависит время высыхания – так, при 120°С «синтетика» сохнет 1 час, при 80°С – 2 часа, при 50°С – 3-4 часа. Применение ускорителей, которые интенсифицируют процесс испарения растворителя, сокращает время сушки вдвое. Некоторые автомаляры очень любят финскую алкидную краску торговой марки Sadolin, которая без каких-либо ускорителей высыхает при 20°С в течение 8–10 часов.

В отечественном автосервисе, помимо Sadolin, до сих пор применяются алкидные краски марок Helios, Vika («Русские краски»), Mipa и др. В Европе эмали этого типа не используются из экологических соображений. В Украине же, несмотря на кажущуюся архаичность, они не уходят с рынка, как и в других странах с морально устаревшим автопарком. Из-за этого доля алкидов в мировом производстве автоэмалей достаточно велика – до 50 %.

Акрил

Следующее поколение красок – эмали на основе полиуретановой и акрилуретановой смол, причем последние под общепринятым названием «акриловые» получили повсеместное признание. Ремонтные акриловые эмали называют двухкомпонентными (их обозначают индексом 2К), потому что они образуются из двух составляющих – соответственно акриловой краски и отвердителя. Их смешивают непосредственно перед покраской.

Процесс высыхания протекает несколько иначе, чем у алкидных красок. Основную роль играет не испарение растворителя (хотя оно тоже присутствует), а процесс полимеризации смолы в результате химический реакции с отвердителем. Благодаря этому краска может сохнуть даже при 15°С, хотя для сокращения времени высыхания температуру поднимают до 80°С. Теоретически с применением ускорителя возможна покраска и при 5°С, однако обеспечить высокое качество покрытия при такой температуре нереально.

Двухкомпонентные эмали за один проход пульверизатора могут укладываться на поверхность толстым слоем (до 60 микрон), хотя в этом не всегда есть необходимость – и более тонкая пленка (40–50 микрон) без дополнительной защиты обладает достаточной прочностью, твердостью, эластичностью и химической стойкостью. Кроме того, после полимеризации акриловая эмаль хорошо поддается полировке и дает возможность перекрашивать автомобиль без негативных последствий. В целом особенности двухкомпонентных акриловых красок позволяют даже в условиях ремонтных мастерских создавать покрытие, по качеству близкое к заводскому.

Стоит отметить, что автокраски целого ряда брэндов – Glasurit, PPG, Sikkens, Spies Hecker, Standox, Lechler и др. – сегодня выпускаются исключительно на акриловой основе. Продукция данного типа есть и в ассортименте не столь маститых производителей, которые у нас более известны своими алкидными эмалями.

Цвет с «дистанционкой»

Так называемый твердый остаток, который определяет толщину и цвет эмалевой пленки на кузове, на самом деле может быть не совсем твердым. Уже существуют краски (правда, очень дорогие), которые после нанесения пребывают в аморфном состоянии. Ориентацией частиц их твердого осадка в слое краски можно управлять, создавая в нем электрическое поле. При этом один полюс управляемого с помощью пульта электроустройства подсоединяется к металлу кузова, а другой – непосредственно к слою краски. Частицы при этом изменяют свое положение, поэтому меняются характеристики преломления света в слое краски и, соответственно, изменяется цвет покрытия!

Новинка

Несмотря на то, что отечественный рынок уже достаточно насыщен, на нем продолжают появляться новые брэнды. Не так давно украинские покупатели познакомились с продукцией еще нескольких компаний.

В их числе итальянская фирма Lechler, которая производит двухкомпонентные акриловые краски и лаки для обычных однотонных покрытий и покрытий с эффектом «металлик», «перламутр» и «хамелеон». Существенно, что эта фирма с полуторавековой историей, как и многие другие производители, предлагает полный ассортимент материалов для ремонтно-восстановительных кузовных работ – шпатлевки, грунты, полировальные пасты и т. п.

В ближайшее время в Украине появятся краски и под уже знакомым брэндом Mixon. Специалистам из автосервиса он известен по другим типам материалов, которые используются при восстановлении лакокрасочного покрытия кузовов. Производятся эти краски в Европе. В ассортимент продукции Mixon входят как алкидные и акриловые эмали, так и краски-«металлики».

Краски и лаки под маркой Eurolak также появились в Украине в этом году. Они интересны тем, что производятся в Германии по заказу украинской компании – с учетом особенностей рынка стран Восточной Европы, но по немецким стандартам.

Свою новинку представила в этом году на рынке Украины и компания Sadolin – эмаль Sadolin 2K Acrylic Topcoat. Это одна из последних разработок компании. Новая краска отвечает самым высоким требованиям, предъявляемым к акриловым эмалям.

Акварель для автопрома

Около десяти лет назад ведущие европейские автопроизводители начали внедрять технологию окраски автомобилей акриловыми эмалями на водной основе. Толчком к этому послужило ужесточение экологических требований. Сегодня такими красками покрывают кузова Audi, VW, Volvo и др. В развитых странах эмали на водной основе уже начали применять и в некоторых автомалярных мастерских. А причиной, побудившей к использованию этой недешевой технологии, стали высокие налоги с предприятий, использующих любые другие растворители.

Эмали, основанные на водорастворимых смолах, ничем не отличаются от обычных, даже сохнут с такой же «скоростью». Малярам такие эмали нравятся, поскольку в них нет токсичных летучих веществ. Однако это не значит, что такие краски совсем безвредны для организма людей, непосредственно контактирующих с ними. К сожалению, украинские автомаляры по целому ряду причин еще не скоро будут использовать водорастворимые акриловые автоэмали.

«Металлик» и «перламутр»

Для получения красок «металлик» и «перламутр» используется особая пигментная краска-основа, которая отличается прозрачностью. В ее состав вводят частицы, которые способны отражать свет, чем и создают эффект «металлик» при попадании в слой краски лучей света. Оттенок цвета при этом изменяется в зависимости от угла зрения. Поверх этой эмали наносится слой лака, который придает покрытию визуально большую глубину и выполняет функцию защитного слоя. Краска с отражающим эффектом имеет сложный состав – это комбинация на основе полиэфирных смол с добавлением меламиновой смолы и целлюлозного эфира.

Двухслойное покрытие, т.е. краска под слоем лака, все чаще встречается и при использовании обычных однородных красок без эффекта «металлик». Распространению этой технологии в последние годы способствует снижение стоимости лака, а также, стремление добиться, чтобы покрытие было не только эффектным, но и прочным. Слой лака при этом имеет толщину 60 микрон, поэтому наносить краску можно более тонким слоем – 15–20 микрон.

«Перламутр» отличается от «металлика» в первую очередь мягким блеском. Достигается это тем, что проникающий в толщу краски свет отражается от более мелких частиц, которые в толще краски располагаются многослойно. В качестве частиц используются полупрозрачные чешуйки железной слюды, окрашенные окисью металла. Перламутровые покрытия могут быть двух- и трехслойными, т.е. с одним или двумя слоями эмали-основы определенного цвета и слоем прозрачного лака.