Региональная экономика. Региональная экономика и управление Региональные экономические центры определение

Региональный подход к экономическим исследованиям был создан в США, начиная с 1960 года применялся в СССР для территориального планирования хозяйства.

Экономический регион может рассматриваться как часть мирового хозяйства (полноправный участник рынка) или зависимый элемент государства (составная часть национальной экономики). В первом случае рассматривается участие региона в мировой экономике, политических процессах. Во втором случае применяют воспроизводственный подход, рассматривая долю региона в общем объеме ВВП государства.

Задачи региональных экономических исследований

Практическое применение региональной экономики состоит в разработки эффективной модели управления государством. Например, размер социальных пособий и уровень налоговой нагрузки зависят от степени экономического развития региона, специализации производств, количества трудоспособного и занятого населения.
  • Разработка и внедрение программ регионального развития с учетом особенностей территориальной единицы и государственных приоритетов. Например, создание инфраструктуры в нефтедобывающих регионах, поддержка жертв природных катастроф в сейсмически опасных районах (Алтай, Саяны).
  • Регулирование местных рынков с помощью установления цен, тарифов, налоговых ставок, штрафных санкций. Например, введение специальных повышенных цен на товары в дотационных и развивающихся регионах (Крымский полуостров).
  • Справедливое распределение товаров и услуг по налаженным каналам сбыта. Например, создание транспортных магистралей для своевременной доставки продовольствия, медикаментов и топлива в регионы со сложными климатическими условиями (Мурманск, Норильск, Воркута).
  • Обеспечение эффективного обмена товарами и услугами между регионами, информационная и финансовая поддержка, формирование общественного мнения. Например, программы Министерства регионального развития РФ включают информирование населения о льготных программах ипотечного кредитования.
  • Адаптация экономики региона к единым программам развития хозяйства страны, соблюдение интересов местных граждан и бизнеса. Например, Федеральные целевые программы социального и экономического развития для регионов. Правительство создает единый стандарт развития, затем адаптирует его к текущему состоянию экономики.

Классификация регионов с точки зрения экономических исследований

Выделение областей и местностей в экономический регион проводят в зависимости от задач исследования. Например, для внедрения программы промышленного развития регионы разделяют на развитые и неосвоенные, промышленные и аграрные, центральные и отдаленные. Классификация регионов проводится по множеству признаков, которые помогают адаптировать программы развития.
  • Территориальные признаки: производственная специализация региона (например, Приморский край — производство рыбы и морепродуктов), климатический пояс, административно-территориальное деление (республика, край, область, округ).
  • Экономические признаки: участие в государственных программах, количество производственных и торговых предприятий, уровень образования, удаленность от промышленных центров, обеспеченность ресурсами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Вопрос 1. Дайте определение понятию «Региональная экономика». Перечислите по дсистемы региональной экономики

Ответ : Региональная экономика - это отрасль экономической науки, изучающая территориальную организацию производства. Она описывает экономические явления и процессы, связанные с рыночным развитием хозяйства отдельных регионов и их включением в единое экономическое пространство. Поэтому целью исследователей является, с одной стороны, определение общих черт, присущих регионам, с другой - выявление специфики каждого из них и на базе полученных результатов выработка конкретной программы по их дальнейшему комплексному развитию.

Основные подходы к региональной экономике

В экономике, где территориальная единица является объектом управленческих решений, а сами эти решения могут приниматься на различных уровнях управленческой системы - федеральном, региональном (республика, область, край), муниципальном, необходимы большее единство и строгость при районировании страны и законодательно- правовое закрепление статуса каждого уровня. Не случайно в рамках Европейского экономического сообщества разработано общее для всех стран понятие региона. При этом признаком, по которому ту или иную территорию можно представить как относительно самостоятельную единицу, служит ее социально-экономическое единство со всей национальной экономикой, т.е. протекающие на ней экономические процессы должны отражать определенные закономерности общественного воспроизводства, формирующиеся под влиянием взаимосвязанных экономических, социальных и природных факторов. В этом смысле регион предстает как территориально-специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса. Таким образом, слова «регион» и «территория» должны соотноситься как часть и целое. Понятия же «район» и «регион», обозначая часть общей территории, являются в широком смысле синонимами и употребляются применительно к некоторой ограниченной части пространства.

Компонентно-функциональную структуру региона можно представить в виде функциональных подсистем:

· Природно-ресурсная

· Экономическая

· Население

· Производственная инфраструктура

· Социальная инфраструктура

· Рыночная инфраструктура объединяет финансово-кредитную, коммерческую, информационную

· Институциональная инфраструктура

· Экологическая инфраструктура

· Рекреационная

· Политическая

· духовная

Вопрос 2. Дайте определение понятию «Региональная политика». Перечислите к омпоненты региональной политики

Ответ: региональная политика -- составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно-обоснованной стратегии регионального развития.

Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

Внутренняя политика регионов -- целевые действия органов власти региона, направленные на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения благосостояния населения, совершенствования структуры материального производства, улучшения состояния окружающей среды, развитие социально-экономической инфраструктуры.

В государственной региональной политике можно выделить ряд взаимосвязанных элементов: экономическую, социальную, научно-техническую, экологическую, демографическую, гуманитарную и национальную политику.

На основе общих принципов государственной региональной политики формируется региональная экономическая политика. В региональном управлении экономическая политика занимает ведущее положение. Решение социальных, экологических, научно-технических, демографических и других проблем региона возможно в необходимом объеме только при наличии соответствующих финансовых, кредитных и материальных ресурсов. Региональная экономическая политика включает:

Бюджетную и налоговую политику;

Планирование, прогнозирование в регионе;

Создание и реализацию целевых программ;

Использование природных ресурсов и распоряжение собственностью региона:

Размещение производительных сил;

Управление структурой производства;

Политику развития региональных комплексов;

Контрольно-аналитическую деятельность;

Информационное обеспечение.

Целью региональной социальной политики государства является повышение благосостояния и удовлетворение потребностей жизнедеятельности всего населения. Осуществление социальной политики в значительной мере находится в непосредственной зависимости от экономических возможностей страны, той части национального дохода, которая выделяется на потребление. Социальная политика государства и региона имеет общую экономическую и правовую основу, призванную обеспечить реализацию прав и интересов граждан России. Цели современной региональной политики в социальной сфере -- обеспечение достаточного уровня благосостояния в каждом регионе, создание приблизительно одинаковых жизненных возможностей для всех граждан. Региональная социальная политика призвана препятствовать нежелательной миграции населения, ослабить внутреннее социальное напряжение, сберечь целостность и единство страны.

Государственная региональная научно-техническая политика выражает отношение государства к научно-техническим проблемам, которые являются составляющей частью региональной политики. К основным задачам региональной научно-технической политики относятся:

Изучение, анализ состояния научно-технического комплекса региона, выявление местной специфики и проблем;

Определение приоритетов развития научно-технического комплекса;

Сохранение, восстановление и развитие научно-технического комплекса в соответствии с установленными приоритетами;

Определение основных направлений инвестиционной деятельности;

Создание благоприятных условий для инноваций;

Развитие наукоемкой продукции, повышение экспортного потенциала, конкурентоспособности производителей продукции;

Минимизация негативных последствий научно-технического прогресса.

Основная цель региональной экологической политики состоит в создании безопасных условий жизни человека и восстановлении природной среды. К числу конкретных целей региональной экологической политики относятся:

Гарантирование экологической безопасности ядерных объектов, радиационной защиты населения и окружающей среды;

Сведение к минимуму вредного влияния техногенных аварий и катастроф;

Улучшение экологического состояния бассейна рек;

Улучшение экологического состояния в городах и промышленных центрах;

Экологизация технологий в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и др.

Вопрос 3. Дайте определение понятию « Региональное развитие». Перечислите методы возде йствия на региональное развитие

Ответ: развитие региона - это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории.

Социальное-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

· рост производства и доходов

· перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества

· перемены в общественном сознании

· перемены в традициях и привычках.

Среди тактических целей развития региона можно назвать:

· привлечение новых видов бизнеса

· расширение существующего бизнеса

· развитие малого бизнеса

· развитие промышленности

· развитие сферы услуг

· повышение уровня занятости населения региона

Управление развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремиться стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.

Все возможные методы воздействия администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:

· создание в регионе благоприятных общий условий для развития деловой активности. Сюда можно отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство. Традиционными являются действия по созданию и укреплению инфраструктуры, которая является базовой для всех видов бизнеса: дороги,телефон, городские вокзалы, аэропорт и др.

· регулирование деловой активности. Администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается путем уменьшения местных налогов или предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий идр.

· прямая кооперация администрации региона и бизнеса. Здесь имеет место непосредственное сотрудничество администрации и частных организаций.

Вопрос 4. Опишите кратко структуру региональных финансов

Ответ:

Ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);

Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы -- государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема -- к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования.

Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:

Ресурсы бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);

Ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);

Ресурсы внебюджетных фондов;

Кредитные ресурсы коммерческих банков и прочих финансовых структур (используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений);

Дотации, субвенции и другие поступления из вышестоящих бюджетов для покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).

Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.

Вопрос 5. Назовите источники финансирования дефицита бюджета

Ответ: Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ - по законодательству РФ:

Внутренние источники: государственные займы (осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ), бюджетные ссуды (полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ), кредиты (полученные от кредитных организаций);

Внешние источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не служат источниками финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим источники финансирования дефицитов бюджетов различных уровней.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники -- кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных; бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2) внешние источники следующих видов -- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих формах:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций.

Вопрос 6. Что из себя п редставляет программный бюджет

Ответ: Бюджеты, создаваемые под определенные программы и проекты, получили название программных бюджетов. Поскольку программа может охватывать несколько исполнительных организационных уровней, то и программный бюджет должен быть более широким и интегрированным, чем исполнительный. Программные затраты являются обобщенными суммарными затратами, которые получаются путем агрегирования затрат различных подразделений организации. Подробная детализация расходов подразделений организации для программного бюджета необязательна, поскольку он не всегда базируется на деятельности только этих подразделений, а также потому, что организация может быть занята одновременно в нескольких программах, внутри которых ответственность за деятельность несут конкретные подразделения. Поэтому программный бюджет лучше отвечает организационным потребностям органов управления более высокого уровня, в то время как исполнительный бюджет лучше приспособлен для задач более низкого уровня управления.

Программный бюджет отличается от традиционного тем, что все или почти все расходы включены в программы и каждая программа своей целью прямо увязана с тем или иным стратегическим итогом деятельности ведомства. Стратегический итог - это долгосрочная устойчивая выгода для общества, проистекающая из мандата или прозорливости ведомства. Это изменение, которое ведомство планирует внести в жизнь общества, и которое должно быть измерено и находиться в сфере ведомственного влияния. В свою очередь стратегические итоги деятельности ведомства увязываются с приоритетами и ожидаемыми результатами деятельности правительства.

Программный бюджет обычно нацелен на длительную перспективу и является долгосрочным. Если исполнительный бюджет основывается на опыте прошлой работы, программный бюджет строится на основе оценки того, каких результатов деятельности следует ожидать в будущем. С этой точки зрения программный бюджет лучше приспособлен для формирования долгосрочного государственной социально-экономической политики.

Программный бюджет больше подходит целям всеобъемлющего бюджетного планирования, включая предоставление информации центральному бюджетному органу, главе исполнительной власти и законодательным органам. Исполнительный бюджет также должен содержать информацию, необходимую для анализа, но, кроме этого, должен быть достаточно подробным, чтобы удовлетворять потребности низовых уровней управления.

Программный бюджет организовывает бюджетные расходы по программам или функциональным областям, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Ключевыми элементами этого процесса являются долгосрочное планирование, постановка целей, разработка программы, анализ деятельности. Однако следует учитывать, что ошибки, допущенные в постановке целей и разработке программ, могут болезненно отразиться на эффективности деятельности муниципальных органов власти в целом.

Разработка программного бюджета состоит из четырех важнейших этапов:

1. Постановка целей, выбор методов, последовательности шагов и времени достижения целей.

2. Расчет затрат для реализации каждого необходимого шага.

3. Разработка полной программы работ, необходимых для достижения целей.

4. Определение критериев оценки того, насколько успешно достигнуты поставленные цели.

Программный бюджет позволяет увеличить степень рациональности принимаемых решений. Подход требует рассмотрения последствий реализации программ и результатов предпринимаемых действий. Кроме того, подчеркивается роль планирования для принятия бюджетных решений. Однако постановка целей оказывается затрудненной в силу сложности проблем и различного их видения разными участниками процесса целеполагания. Разработка и использование программного бюджета может потребовать существенных преобразований, которые способны оказать влияние на многие другие тесно связанные с бюджетом области.

На практике реальные события в экономической, социальной и политической сферах часто существенно отличаются от предполагавшихся, что подрывает надежность проводившихся при составлении долгосрочного бюджета плановых расчетов. Плановые расчеты часто оказываются завышенными и нереалистичными для исполнения. Анализ соотношения затрат и результатов далеко не всегда учитывает косвенные последствия или побочные эффекты предпринимаемых или предполагаемых действий. Объективный анализ результатов может оказаться невозможным.

В целом программный бюджет имеют ограниченную сферу применения и не может заменить сложившуюся систему линейно-объектных бюджетов. Использование программного бюджета может быть полезным при централизованном внедрении определенной системы мер, которая не может быть эффективно и оперативно реализована соответствующими службами в рамках текущего планирования и бюджетирования.

Вопрос 7. Перечислите основные п ринципы местного самоуправления

региональная экономика управление

Ответ: Принципы местного самоуправления - это основополагающие идеи обусловливающие организацию и деятельность населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Принципы отражают сущность местного самоуправления как особой формы организации публичной власти, предопределяют построение и функционирование местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления, Конституции РФ, ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и в региональном законодательстве согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 КРФ.

Соблюдение принципов местного самоуправления является обязательным для населения муниципального образования, органов государственной власти и местного самоуправления.

Выделяют следующие принципы местного самоуправления.

1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Конституция Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления (ст. 18).

2. Законность в организации и деятельности местного самоуправления. Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления. Речь идет о контроле за соблюдением органами местного самоуправления правовых норм, а не о целесообразности или качестве принимаемых муниципальными органами решений по вопросам местной жизни.

3. Гласность деятельности местного самоуправления. Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения.

4. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляет коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления (ст. 35). По принципу единоначалия осуществляет свои полномочия глава муниципального образования (ст. 36).

5. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. При этом решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законом.

Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

6. Организационное обособление местного самоуправления его органов в системе управления государством и функциональная связь с органами государственной власти. В соответствии со ст. 12 КРФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государство, таким образом, признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти.

Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти, реализуя отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться законом в соответствии со ст. 132 КРФ, а также осуществляя решения, принятые органами государственной власти, оказывая в соответствии с законом содействие государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяет представительные органы муниципального образования правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации, а также закрепляет обязанность органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправления.

Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления.

7. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Европейская Хартия местного самоуправления исходит из того, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочий. Этот важнейший принцип местного самоуправления получил свое правовое закрепление в Конститу-ции Российской Федерации, законодательстве о местном самоуправлении.

Конституция Российской Федерации, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность (ст. 8). Статья 132 Конституции Российской федерации предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

Важной гарантией реализации рассматриваемого принципа являются конституционные положения о финансировании осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления и о компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 132 и 133).

8. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления обусловлено федеративным устройством Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления. В рамках данных общих принципов субъекты Российской Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию организации местного самоуправления.

9. Государственная гарантия местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.

10. Ответственность в системе местного самоуправления содержит два основных аспекта: во-первых, ответственность всех органов и должностных лиц перед населением, во-вторых, ответственность субъектов муниципального управления перед государством23. ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в главе 10 закрепил основания, процедуру и правовые последствия ответственности органов и должностных лиц муниципального образования.

Вопрос 8. Перечислите основные показатели эффективности региональног о воспроизводственного процесса

Ответ: Региональное воспроизводство характеризуется следующими определяющими признаками.

1. Как и в масштабах экономики страны, воспроизводственный процесс представляет собой взаимосвязанное единство про изводства, распределения, обмена и потребления. Наличие всех фаз воспроизводственного цикла и их законченность во времени позволяют говорить о существовании регионального воспроизводства. Оно занимает свое четко обозначенное место в системе отношений общественного воспроизводства, занимая промежуточное положение между макро- и микроуровнями, соответствующими общественному производству и отдельно взятым хозяйствующим субъектам, и служа своего рода опосредствующим звеном между ними.

2. Процесс регионального воспроизводства носит открытый, незамкнутый характер. Его участники имеют между собой различные виды связей (в том числе производственные, трудовые, торговые, информационные, финансовые) как внутри, так и за пределами региона. Отсутствует жесткая зависимость между имеющимися в регионе ресурсами воспроизводства и его результатами, а также первичными доходами и уровнем потребления за счет возможного централизованного перераспределения средств.

3. Региональное воспроизводство имеет двоякий смысл, соответствующий двум важнейшим признакам региона: комплексности и специализации. В широком смысле региональное воспроизводство означает протекание воспроизводственных процессов общества на части его территории. Иными словами, любой уровень воспроизводства может быть назван региональным, потому что протекает на определенной территории.

В узком смысле термин «региональное воспроизводство» означает, что часть процессов общественного воспроизводства обособляется исключительно в пределах границ территории. В конечном счете региональное воспроизводство выполняет две основные функции: обеспечения воспроизводства продуктов специализации региона для хозяйства страны и обеспечения воспроизводства проживающего на его территории населения.

4. Важной особенностью регионального воспроизводства следует признать установление макротерриториальных, региональных и внутрирегиональных пропорций. Это, например, пропорции уровня жизни населения, структуры региональной продукции, межотраслевые экономические пропорции и др. Обеспечение пропорциональности хозяйства территории ведет к гармоничному, сбалансированному развитию экономики, повышает интенсивность внутритерриториальных связей и способствует тем самым образованию межотраслевых территориальных комплексов.

5. В зависимости от степени перераспределения результатов воспроизводства в масштабах страны по отдельным регионам выделяют суженный, эквивалентный и форсированный типы регионального воспроизводства.

6. Для регионального воспроизводства характерна определенная инерционность. Она связана с тем, что воспроизводство трех важнейших частей ресурсов региона -- природных, рабочей силы и основных фондов -- носит долговременный характер и выходит далеко за рамки годового цикла воспроизводства общественного продукта. Например, цикл воспроизводства населения составляет на сегодняшний день в России 25--35 лет в зависимости от конкретного региона.

Механизм управления региональным развитием проявляется в воздействии на региональные воспроизводственные циклы, к числу которых относятся:

· воспроизводство трудовых ресурсов

· воспроизводство финансово-кредитных и денежных ресурсов

· воспроизводство инвестиционно-строительного процесса

· воспроизводство продовольственных ресурсов

· воспроизводство природных ресурсов

· воспроизводство производственных услуг

· воспроизводство социально-бытовых услуг

· воспроизводство услуг рыночной инфраструктуры

· воспроизводство информации и зданий.

Воспроизводственные циклы составляют единую систему и находятся в постоянном взаимодействии. Они представляют собой основу социально-экономического развития региона, обеспечивая условия для взаимодействия всех субъектов региональной экономики.

Вопрос 9. Назовите основные причин ы кризисных ситуаций в регионах

Ответ: В России сейчас можно выделить различные группы проблемных регионов:

Слаборазвитые. Население этих регионов в своем большинстве можно назвать бедным, так как более 80% граждан находятся ниже черты бедности. Здесь можно выделить следующие субъекты федерации: Алтай, Тува, Марий Эл и др.

Депрессивные. К такому типу относятся регионы, производственные мощности которых не используются из-за сокращения государственного заказа и разрыва кооперационных связей. В советские времена было построено большое количество небольших городов, население которых в своем большинстве работало на одном крупном градообразующем предприятии. После того, как государственные заказы прекратились, предприятия оказались в кризисной ситуации. Следствием этого стали задержка или невыплата заработной платы, снижение уровня жизни населения. К таким районам можно отнести отдельные области Западной и Восточной Сибири, Урала и др.

Регионы с экологическими проблемами. Характеризуются наличием вредного производства, либо переживающие последствия различных катастроф (Поволжье, Урал, Кузбасс и др.).

Региональная политика приобретает в настоящее время особенно важное значение, так как она осваивает сейчас самостоятельно новые направления, которые в советские времена регулировались центром.

Региональная политика состоит из нескольких компонентов, которые призваны охватить все сферы деятельности каждого региона в отдельности. Здесь необходимо упомянуть о самой цели региональной политики, которая направлена на развитие рыночных отношений во всех заинтересованных регионах, создание для этого необходимых условий, развитие перспективного производства и предпринимательских способностей граждан.

Среди компонентов региональной политики можно отметить:

Социальные - направлены на социальную защиту и поддержку населения, развитие и поддержание в соответствующем состоянии объектов социальной инфраструктуры.

Экономические - повышение эффективности производства на территории региона с учетом природно-ресурсного потенциала, финансовых и материальных ресурсов, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, экспорта, стимулирование инвестиционной активности и др.

Потребность в проведении грамотной региональной политики находит свое особенно яркое выражение в период кризисных ситуаций.

Региональная кризисная ситуация возникает при ухудшении экономического состояния регионов. Для предотвращения кризиса требуется дополнительное вмешательство федеральных законодательных и исполнительных органов власти, внедрение чрезвычайных методов экономического регулирования.

Перечислим наиболее распространенные причины кризисных ситуаций в масштабе региона:

Значительное падение объемов производства;

Ухудшение демографической ситуации, отрицательный естественный прирост, приводящий к депопуляции населения и ухудшению генофонда;

Увеличение безработицы свыше 15% от экономически активного населения;

Разрушение социально-экономической инфраструктуры;

Неконтролируемый приток беженцев и иностранных рабочих, которые создают атмосферу социальной напряженности.

По показателю спада производства кризисными регионами считаются 9 субъектов Федерации (республика Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Адыгея, Чувашия; Читинская и Ивановская области), а предкризисными 31 субъект (Владимирская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Кировская, Воронежская, Пензенская, Ростовская, Курганская, Свердловская, Челябинская, Омская, Камчатская, Сахалинская, Калининградская области, Ставропольский, Алтайский и Хабаровский края, республика Мордовия, Карачаево-Черкессия, Удмуртия, Алтай и ряд национальных округов).

В настоящее время Российская Федерация отличается большой дифференциацией регионов по доходам и уровню жизни, иными словами, происходит процесс расслоения населения различных регионов. Российские регионы различаются также по средней покупательной способности денежных доходов и потребительских расходов. Здесь можно отметить неравномерность распределения доходов между населением, наблюдается массовая бедность.

Вопрос 10. Перечислите методы региональной политики

Ответ: Региональная политика - составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д.

Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

Методы проведения региональной политики

Выделение "нуждающихся" районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику;

- "реанимация" депрессивных районов,

- "стимулирующая" политика,

- "компенсирующая" политика.

Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают:

Прямую финансовая помощь;

Займы на выгодных условиях и налоговые льготы;

Создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры;

Размещение государственных заказов;

Политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.

Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики. В первом случае государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.) Во втором - государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический “климат” в них или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и для управления миграционными потоками.

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными. В числе этих методов:

Осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов;

Размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы. Развитие рыночной экономики предполагает- применение методов экономического регулирования, включающих создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем:

Проведение политики субвенции (централизованные средства из федерального бюджета, выделяющееся региону лишь на достижение таких целей, которые невозможно решить за счет других источников финансирования - это преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций);

Решение критических социальных проблем, а также на реализацию государственных региональных программ для предприятий, находящихся, в сложных социально-экономических и экологических условиях;

Привлечение частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйственные субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями;

Предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями;

Установление льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих, важное значение- для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства;

Применения повышенных цен на экологически чистую продукцию;

Введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагоприятных регионах.

На современном этапе экономического развития рыночные структуры в регионах в основном сформированы и функционируют. К их числу относятся; налоговая, банковская, складская и торгово-сбыточная, службы занятости и др. однако они пока еще не в полной мере отвечают рыночным требованиям, поэтому в настоящее время стоит задача дальнейшего их совершенствования. В условиях углубления экономической реформы важнейшими проблемами являются формирование рынка труда и регулирования процессов занятости

Специфика регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае своего набора экономических рычагов и стимулов.

Вопрос 11. Перечислите основные теории размещения пр оизводительных сил и их авторов

Ответ: Теории размещения хозяйственной деятельности включают в себя:

· Теорию размещения сельскохозяйственного производства

Теория предполагает наличие экономически изолированного от основного мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и источником обеспечения промышленными товарами. Транспортные затраты прямо пропорциональны весу груза и дальности перевозки. Основоположник теории И.Тюйнен. Он пытается ответить на вопрос: какие формы примет при установленных предпосылках сельское хозяйство, и какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от города. В основе его метода лежит сопоставление транспортных затрат на перевозку продукции от места производства до рынка. В результате появляются зоны, наиболее благоприятные для размещения в их пределах тех или иных видов сельскохозяйственных производств.

· Теорию размещения промышленности.

Ее основоположники - В.Лаундхарт, А.Вебер. Лаундхард разработал теорию рационального штандорта промышленного предприятия. Его главное открытие- метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции.. Решающим фактором является транспортные издержки..

Вебер более комплексно формулировал задачу размещения. По его мнению, задачей размещения является минимизация общих издержек производства изолированного предприятия, а не только транспортных издержек. Основными ориентациями в размещении являются: транспортная, рабочая, агломерационная.

· Теорию размещения населенных пунктов

Первую теорию о функциях т размещении системы населенных пунктов в рыночном пространстве выдвинул В.Кристаллер. Центральными местами он называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания.

· Общую теорию размещения.

Основоположник данной теории А.Леш. Он расширяет предмет теории размещения, переходя от уровня предприятий и поселений к проблемам формирования экономических регионов. Наиболее важным вкладом А.Леша считается разработка принципиальных основ теории пространственного экономического равновесия. Состояние равновесия по А.Лешу имеет следующие условия: а) местоположение каждой фирмы характеризуется максимально возможными преимуществами для потребителей и производителей; б) фирмы размещаются так, что территория используется полностью; в) существует равенство цен и издержек; г) все рыночные зоны имеют минимальный размер.

Вопрос 12. Перечислите основные те ории районирования и их авторов

Ответ: Первым ученым разработавшим теорию районирования был Н.П.Огарев. Он предлагает разделить Россию на области « по географическим и промышленным условиям» и по народам0 населяющим страну. Европейскую Россию он предлагает разделить на 10 областей:

· Беломорская

· Прибалтийская

· Белорусская

· Литовская

· Средняя или Кровная Великороссия

· Уральская

· Прикаспийская

· Донское казачество

· Малороссия

· Новороссия.

В отношении Сибири Н.П.Огарев указывал, что ее следует разделить на ряд областей « по направлению к Тихому океану».

Д.И. Менделеев выделяет экономические районы «различного хозяйственного характера», группируя губернии в 14 краев:

· Центральный или Московский

· Балтийский и Петербургский

· Северный

· Восточный

· Западный

· Среднеазиатский

· Юго-Западный

· Северо-Западный

· Малороссийский

· Средний хлебный или Черноземный

· Финлядия

· Полский

Теория экономического районирования.

Основной ее постулат заключается в том, что правильное разделение страны на крупные экономические районы будет способствовать их комплексному развитию. Наиболее полно теоретические основы экономического районирования раскрыты в работах Н.Н. Колосовского, они сводятся к следующему:

· Вся территория страны делится на экономические районы, образованные по производственным признакам и представляющие в своей совокупности законченную систему региональных производительных сил

· Каждый район осуществляет комплексное развитие хозяйства на своей территории для наиболее полного удовлетворения местных производственных и потребительских нужд за счет местных источников сырья и энергии.

· Для каждого экономического района устанавливается три категории производств. Производства районного значения - их продукция потребляется внутри экономического района, производства межрайонного значения - для группы экономических районов, общесоюзного значения, для всей страны.

Теория образования региональных комплексов.

Сегодня большое внимание в стране уделяется размещению производительных сил и проблеме экономического районирования. Экономическое районирование сможет компенсировать недостатки консервативного административно-территориального деления страны и в перспективе дает возможность перейти к государственному управлению по крупным экономическим районам.

Использованная литература

1. Справочник. Социально-экономические проблемы России. / Отв. ред. П.С.Филиппов. СПб.: Норма, 1999.

2. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: Курс лекций - М., Московский лицей, 2003

3. Шалмина Г.Г., Территориальные системы регулирования экономики. - Новосибирск, 1994.

4. Прокопчук А.О., Козырев А.А. Стратегическое планирование: Конспект лекций. - СПб.: Питер, 2000

5. Шамхалов Ф. Государство и экономика, основы взаимодействия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2000

6. МЭИ.Региональная экономика и управление. М.2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Методы исследований в региональной экономике. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов. Методы управления региональной экономикой, классификация методов.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2007

    Положения и цели региональной политики в РФ. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления. Задача органов местного самоуправления. Основные положения региональной экономической политики. Определение компетенции местного самоуправления.

    лекция , добавлен 25.02.2009

    Региональные проблемы играют важную роль в развитии многих стран мира, особенно на этапах значительных экономических, социальных, политических перемен. Региональная политика США: взаимодействие администраций штатов и органами местного самоуправления.

    реферат , добавлен 27.03.2008

    Общая характеристика региона, региональной экономики и региональной политики. Оценка уровня жизни с учетом особенностей (специфики) региона. Формирование уровня жизни в современных экономических условиях. Особенности региональных инвестиционных процессов.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2009

    Место региональной экономики в воспроизводственном процессе страны. Показатели, характеризующие межрегиональные связи страны. Территориальное разделение труда как основа регионального воспроизводственного процесса. Экономика отдельных регионов России.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2009

    Место региональной экономики в системе общественно-экономических отношений. Разделение труда и процесс регионального воспроизводства. Хозяйственный механизм деятельности фирмы. Классификация методов управления. Связи и зависимость в сфере потребления.

    реферат , добавлен 17.04.2012

    реферат , добавлен 23.02.2017

    Структура инвестиций, источники их финансирования. Модели инвестиционной политики, ее специфика в переходной экономике. Проблемы реализации инвестиционной политики в Российской Федерации на современном этапе. Региональная инвестиционная политика.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Региональный рост и межрегиональные неравенства: региональная социально-экономическая динамика, межрегиональная дивергенция и межрегиональная конвергенция. Проблемы социально-экономического развития Центрально-Черноземного экономического района.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2009

    Географическое положение, природные ресурсы и население Ростовской области. Рассмотрение уровня развития, структуры и главных отраслей экономики. Оценка внешнеэкономических связей, инвестиционного климата. Анализ проблем и перспектив развития края.

Понятие национальная экономика введено в научный оборот XIX в. представителями исторической школы. Почти 100 лет назад ее основатель -- Густав Шмоллер (1838--1917) сформулировал "генетический подход" к исследованию экономики. По его мнению, хозяйственный облик страны формируют социально-исторические, национально-психологические, этнические и даже антропологические факторы. Шмоллер впервые обратил внимание на "экономическую психологию" того или иного народа, придающую неповторимость национальной экономике. Он высказал и другую, звучащую весьма актуально, мысль: в экономической политике не может быть универсальных правил и решений, пригодных для всех стран и времен.

Примыкавший к исторической школе социолог Макс Вебер (1864--1920) исследовал воздействие религии на хозяйственную жизнь народов и стран. Его труды "Протестантская этика и дух капитализма" и "Экономическая этика мировых религий" снискали мировую известность.

С воспроизводственных позиций можно дать такое определение понятия национальной экономики: это сфера, в которой организуются процессы производства, распределения, перераспределения, обмена и потребления в рамках национального государства, т.е. сфера, ограниченная рамками государственности, где организуются воспроизводственные процессы. Схематично сформулированное понятие можно отобразить следующим образом (рис. 1.1).

Рис. 1.1.

Понятия "регион", "экономический район"

Актуальность рассмотрения проблемы разграничения понятий и определений, выяснение сущностного содержания некоторых экономических категорий обусловливаются возросшей ролью регионального управления, становлением местного самоуправления, влиянием территориальных организаций на социально-экономическое развитие территорий.

В связи с этим необходимы:

· учет местных ресурсов и специфики при выработке критериев, методики и инструментария управления использованием социально-экономического потенциала;

· опора на экономическое состояние и уровень развития муниципальных образований и регионов;

· страхование от влияния на происходящие процессы внутренних и внешних факторов, без чего невозможны высокоэффективная организация управления и принятие решений местными органами власти и управления.

Отечественная экономическая наука с 70-х годов истекшего столетия основное внимание уделяла изучению теории и разработке практических рекомендаций, касающихся регионального воспроизводства и управления ресурсами. Вместе с тем многие вопросы интенсификации использования потенциала развития муниципальных образований, разработки жизнеспособных моделей эффективного использования местных ресурсов остаются недостаточно изученными и дискуссионными в науке и злободневными -- в практической деятельности:

В их числе:

· эффективность управления социально-экономическим потенциалом в регионах;

· соотношение местных, региональных и федеральных интересов;

· формирование местных и региональных рынков и их инфраструктуры;

· инвестиционная политика;

· управление имуществом при различных формах собственности;

· повышение эффективности использования местных pecypсов;

· интенсификация использования ресурсов и другие проблемы.

Исключительная важность действительно научного обеспечения радикальных рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления определила острую необходимость более углубленного изучения вопросов повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регионального управления.

Понятию "регион" уделяется много внимания и в современной экономической, географической и градостроительной литературе.

Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия "регион" являются:

· географические (расположение, величина территории и количество населения);

· производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);

· градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

· социологические (нормы общения, поведения).

Регион -- целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.

Ее характеризуют:

· высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями;

· многоконтурность управления; иерархичность структуры;

· значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов;

· неполная определенность состояний элементов.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:

· системообразующая база;

· системообслуживающий комплекс;

· экология;

· население;

· инфраструктура рынка.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек -- органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

Итак, основываясь на вышесказанном, можно принять за основу следующее определение региона.

Регион -- это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция -- специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются:

· индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);

· индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);

· общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).

Как отмечалось выше, важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно- территориальным делением страны. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, ибо административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей -- торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.

Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

Непосредственно с регионом связано и другое понятие -- "территориальная организация общества" . В широком смысле слова это понятие охватывает все вопросы, касающиеся: территориального разделения труда; размещения производительных сил; региональных различий в производственных отношениях; расселения людей; взаимоотношений общества и окружающей среды; региональной социально-экономической политики; места региона в международном и общегосударственном разделении труда.

Можно выделить и такое понятие, как "региональное разделение труда" -- специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими. Необходимо иметь представление и о следующих терминах.

Промышленный узел -- группа предприятий различных отраслей, сосредоточенных в одном месте, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспомогательные объекты и сооружения.

Агломерация -- территориально-хозяйственное сочетание, которое:

· возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;

· отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;

· оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;

· показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) ? значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологическую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.

Межотраслевой территориальный комплекс -- интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющие единую программу развития.

Экономический район -- целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны.

По своему внутреннему содержанию термин соответствует более гибкому понятию "регион".

Экономические зоны -- группы укрупненных районов, выделяемые по ряду признаков (территориальному, природно-сырьевому, географическому и т.д.).

В региональной экономике ключевыми являются понятия территории и региона.

Территория- это ограниченная часть твердой поверхности земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками. Категориями, дополняющими понятие территория являются акватория (ограниченная часть водной поверхности земли) и аэротория (часть воздушной оболочки Земли,

соотнесенная с определенной территорией или акваторией). Понятием, объединяющим категории территория, акватория и аэротория является понятие геотория . В дальнейшем, если это не оговорено особо, мы будем пользоваться термином территория .

Неоднородность территории по различным признакам или чрезмерная величина территории обусловливает необходимость ее членения на части, которыми являются регионы.

ПОДХОДИМ К ПОНЯТИЮ РЕГИОНА

Регион. Обычно под регионом понимается цело­стный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Первоначально термином регион обозначали территорию, отделенную по определенным, характерным признакам, например, Сибирский, Южный регион и т.д.

Регионализация (разделение целой территории страны на составляющие – регионы). В целях выработки национальной экономической политики существуют следующие типы регионализации:

1) макрорегионализация, исходящая из деления национальной экономики на определенные зоны в целях долгосрочного планирования структуры размещения производительного потенциала. В соответствии с этим выделяют восточную и западную экономическую зону. Для западной зоны характерно доминирование производства в отрасли машиностроения и наукоемких сфер экономики. Восточная зона ориентирована на ресурсодобывающие и энергетические отрасли. Основным критерием подобного рода деления является общность преобладающей специализации хозяйственной деятельности, природного и ресурсного потенциала. Каждый из них представляет собой укрупненный экономический район, целостную хозяйственную систему;

2) мезорегионализация, исходящая из деления регионов в соответствии с существующей административной структурой - субъекты, входящие в состав Федерации. Они представляют собой функционально независимые хозяйственные системы. Существует и более мелкая мезорегионализация - выделение хозяйственных систем подрайонов, которые обладают общей специализацией и тесными хозяйственными связями;

3) микрорегионализация , исходящая из выделения уровня местного самоуправления и соответствующих ему сельских, городских административных районов, общая численность которых составляет 4 тыс. человек. Они представляют собой первичный уровень национальной экономики как целостной системы.

Таким образом, термин регион может употребляться в следующих значениях:

-Административно-территориальная единица унитарного государства или федерации (муниципальное образование или субъект Федерации).

-Экономико-географический район , включающий совокупность таких административно-территориальных единиц.

-Территориальная единица национального социально-экономического пространства, характеризующаяся наличием определенного явления или их совокупности.

Мы в региональной экономике оперируем мезорегионизацией , т.к. в структуре национальной экономики России в силу ее федеративного государственного устройства существует специфическая структурная единица - регион ; это ограниченная рамками субъекта РФ экономическая система с взаимосвязанными протекающими в ней экономическими процессами.

Итак, в региональной экономике под регионом понимаются субъекты РФ , входящие в состав Российской Федерации - относительно обособленные административные единицы и соответствующие им социально-экономические хозяйственные системы. В этом случае экономика региона представляет собой часть национальной экономики, повторяющую ее по основным функциональным характеристикам. Выделение в составе национальной экономики более мелких единиц - экономики регионов - позволяет выработать и реализовать более эффективную экономическую политику, так как каждый регион отличается своими специфическими чертами. Соответственно в предмет региональной экономики включается региональная специфика функционирования национальной экономики, в том числе инвестиционный процесс, человеческие ресурсы, качество жизни, хозяйственной деятельности.

Регион характеризуют следующие критерии:

- географические (расположение, величина территории, наличие ресурсов, климатические условия);

- демографические (количество и плотность населения, половозрастная структура);

- производственно-функциональные (специфика преобладаю­щих видов деятельности);

- градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

- социологические (нормы общения, поведения).

!!! Пример . Выводимую в Калининград игорную зону разместить в ЧР проблематично.

Регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения, играющего определяющую роль в функционировании региона. Изучение об­щественной жизни в регионе возможно только на основе струк­туризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

Регион - это территория в административных границах субъ­екта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостно­стью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Регион как социально-экономическая система может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к кото­рым относятся:

Системообразующая база;

Системообслуживающий комплекс;

Экология;

Население;

Инфраструктура рынка.

ПОПЫТКА ВЫДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ РЕГИОНОВ

Однородный регион (гомогенный) не имеет больших внутренних различий по существенным критериям, например по природным условиям, плотности населения, доходам на душу населения и т.п. Очевидно, что полностью однородный регион - это абстракция, в реальности полностью однородных регионов быть не может. Понятие однородного (гомогенного) региона имеет главным образом концептуально-методологическое значение.

Узловой регион имеет один или несколько узлов (центров), которые связывают остальную часть пространства. Регион такого типа называют также центральным, поляризованным.

Программный регион выделяется как пространственная система, на территории которой реализуются некоторые региональные или общенациональные задачи, и которая становится в этой связи особым объектом управления. Например, это программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

По уровню социально-экономического развития специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделя­ют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы:

1) развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей;

2) регионы со средним экономическим потенциалом ;

3) проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития – например, зоны Севера и др. В этой группе выделяются депрессивные и отсталые регионы . Сложившаяся ситуация в таких регионах не позволяет им развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им требуется государственная поддержка. Указанные регионы могут не совпадать с административно-территориальными единицами.

! .По классификации 2010 г. Минрегионов - высокоразвитые, развитые, средне-развитые, менее развитые

! Не обязательно! Обилие подходов к определению региона, породило и чрезвычайное разнообразие классификаций. Среди них можно выделить 4 основные группы.

1 группа классификаций - это простые регионы, выделяемые по единичным признакам. В региональной экономике в качестве таких признаков чаще всего выступают:

Объем валового регионального продукта;

Темпы экономического роста;

Тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный);

Коэффициент плотности населения;

Характер хозяйственной специализации региона.

2 группа классификаций - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей:

Инвестиционного потенциала и

Инвестиционного риска.

3 группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как:

Депрессивные регионы

Демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

Стагнирующие регионы

Отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития;

Пионерные регионы;

Регионы нового освоения;

Программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.

4 группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются:

-"планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и

-"плановые" регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-

Черноземный район, Волго-Вятский, Прибалтийский, Приволжский).

Регионы в понимании региональной экономики (субъекты РФ) имеют органы управления, т.е. относятся к первому типу.

ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Экономическое пространство - это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними:

Населенные пункты,

Промышленные пред­приятия,

Хозяйственно освоенные и рекреационные площади,

Транспортные и инженерные сети и т.д.

Основные характеристики экономического пространства :

- плотность (численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, основной капитал и т.д. на единицу площади);

- размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности, в том числе существование хозяйственно освоенных и неосвоенных территорий);

- связанность (интенсивность экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей).

Для функционирования экономического пространства важное значение имеют расстояния между его элементами. Экономическое расстояние , в отличие от физического, измеряемого километрами, милями и т.п., характеризуется прежде всего транспортными издержками . Поэтому экономическое расстояние между одними и теми же географическими точками оказывается неодинаковым для разных перемещаемых товаров,

услуг, групп мигрантов.

Каждый регион имеет свое внутреннее экономическое пространство и связи с внешним пространством.

В Конституции РФ зафиксированы главные требования, обеспечивающие единство экономического пространства страны, в том числе:

Гарантируемое единство экономического пространства, свободное пере­мещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции, свобода экономической деятельности, не запрещенной законом (ст. 8);

Недопущение установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74);

Запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля (ст. 75).

Большинство стран мира, кроме самых малых, имеют неоднородное экономическое пространство. В этом отношении особенно отличается Россия, но даже в границах неоднородного экономического пространства выделяются особые части - анклавы и эксклавы.

Анклав - обособленный участок территории, который по отношению к окружающей его территории отличается специфическими условиями (эконо­мическими, финансовыми, национально-культурными и т.п.). Типичными примерами анклавов являются свободные и оффшорные экономические зоны.

Эксклав - это отделенная от основной территории страны ее часть. В Российской Федерации всеми признаками эксклава обладает Калининградская область.

Локалитет - элементарный объект пространства (местность -"малая территория") с каким-то одним объектом. Это может быть компактный населенный пункт, предприятие, коммуникация и т.п., т.е. локалитет может быть поселенческим, промышленным, транспортным, рекреационным и т.д. Сочетания локалитетов образуют конкретные:

а) формы пространственной организации хозяйства,

б) формы пространственного расселения.

Формы пространственной организации хозяйства.

Промышленный узел - группа предприятий различных отраслей, размещенных на компактной территории, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспо­могательные объекты и сооружения (общие объекты производственной и социальной инфраструктуры).

Саратовский промышленный узел состоит из предприятий нефтехимии и машиностроения. В состав узла входят объединение Нитрон, завод резинотехнических изделий, завод санитарно-технического оборудования, дизельный завод и ряд других расширяемых и существующих предприятий, в том числе ТЭЦ.

Транспортный узел - пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающееся с концентрацией производства и населения.

Федеральные транспортные узлы : Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Калининград, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск. Владивосток.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) ― значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологиче­скую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транс­портных затрат.

ТПК имеют производственную специа­лизацию в масштабах межрегионального, национального и даже мирового рынков. ТПК являются типичной формой хозяйственного освоения новых территорий с богатыми природными ресурсами. Например, это Братско-Усть-Илимский и Саянский ТПК , специализированные на электроэнергетике, цветной металлургии и лесопереработке. Другие ТПК - Тимано-Печорский, Западно-Сибирский, Канско-Ачинский (КАТЭК), Южно-Якутский - формируются на базе уникальных природных ресурсов.

Межотраслевой территориальный комплекс - интегрирован­ные на территории отраслевые производства, входящие одно­временно в общегосударственную систему межотраслевых обра­зований и имеющие единую программу развития.

М ежотраслевые промышленные комплексы охватывают горнодобывающую промышленность, рудно-металлургическую, топливно-энергетическую, машиностроительную, химическую, строительную, легкую и т.д.; агропромышленные - отрасли растениеводства и животноводства вместе с предприятиями, которые перерабатывают сельскохозяйственное сырье и реализуют ее. Туда же – военно-промышленный комплекс и т.д.

Формы пространственного расселения подразделяются на городские и сельские населенные пункты.

Городские населенные пункты различаются, прежде всего, по числен­ности населения. В России численность населения города должна быть не менее 10 тыс. чел. , а других городских образований (поселков городского типа ) - не менее 2 тыс. чел. Так согласно Градостроительному Кодексу РФ выделяются:

Сверхкрупные города (свыше 3 млн. жителей),

Крупнейшие города (от 1 до 3 млн. жителей),

Крупные города (от 250 тыс. до 1 млн. жителей),

Большие города (от 100 до 250 тыс. жителей),

Средние города (от 50 до 100 тыс. жителей),

Малые города (от 10до 50 тыс. жителей).

Города бывают моно - и (чаще) многофункциональными - одновременно концентрируют промышленность, строительство, транспорт, торговлю, финансы, учреждения образования, здравоохранения, культуры, науки, управления и т.п.

Сельские поселения в большей степени, отра­жают природные, исторические, национально-культурные особенности народонаселения. Для исторического ядра России характерен деревенский тип расселения , сложившийся при общинной форме землепользования. На северном Кавказе это казачьи станицы и горные аулы. В Сибири и на Дальнем Востоке -лесопромышленные и горнопромышленные поселки. На Крайнем Севере - оленеводческие и охотничьи поселки.

Урбанизация - процесс концентрации населения и производства в городах, который имеет своим результатом образование систем городов, поглощающих значительную часть сельских поселений и сельского населения. Уменьшение сельского населения происходит в результате его миграции в города, включения сельских поселений в городскую черту растущих городов, преобразования крупнейших сельских поселений в городские поселки.

Обратный процесс – субурбанизация или дезурбанизация . Современной тенденцией урбанизации в развитых странах является переезд наиболее обеспеченной части населения из городских центров в более комфортабельные пригороды и поселки с хорошей транспортной доступностью (субурбанизация и дезурбанизация). В России эти процессы пока в начальной стадии.

Агломерация - территориально-хозяйственное образование, интегрирующее промы­шленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населен­ные пункты. Характерные признаки агломерации :

Возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;

Отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;

Оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;

Показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

Примерами являются Московская и Санкт-Петер­бургская агломерации.

Слияния городских агломераций образуют мегаполисы, концентрирующие по несколько десятков миллионов человек (северо-восточное побережье США, восточно-центральное побережье острова Хонсю в Японии и т.д.).

ПОНЯТИЯ «РЕГИОН» И «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН»

В английском языке регион и район синонимы, но в региональной экономике это разные понятия.

Экономический район - это крупный территориально-производственный комплекс, сложившийся на базе большой территории, которая отличается от других частей страны специализацией в народном хозяйстве, своеобразным экономико-географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Экономический район характеризуется целостностью территории, он является неразрывной частью народного хозяйства страны, отличающейся под влиянием территориального разделения труда от других территорий определенным сочетанием отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Экономический район - целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны.

В современной РФ выделяют следующие экономические районы : 1.Центральный (13 регионов - субъектов РФ: Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская,Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области и Москва)

2. Центрально-Черноземный,

Понятие о РЭ. Основные понятия РЭ. Типы и основные модели экономик.

1.1. Понятие региональной экономики и основные вопросы, изучаемые в ней

ИСТОРИЗМ и ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ИХ ВОЗЗРЕНИЯ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

Густав Шмоллер (1838-1917) основатель исторической школы (анализ явлений через их изменения во времени) сформулировал генетический подход к исследованию экономики и подвел к понятиям экономическая психология и национальная экономика . По его мнению, хозяйственный облик страны формируют социально-исторические, национально-психологические, этнические и даже антропологические факторы. Шмоллер утверждал: в экономической политике не может быть универсальных правил и решений, пригодных для всех стран и времен.

Макс Вебер (1864-1920), примыкавший к исторической школе, исследовал воздействие религии на хозяйственную жизнь народов и стран в трудах «Протестантская этика и дух капитализма» и «Экономическая этика мировых религий». Он говорит о двух началах:

- мистическом , призывающем к уходу от мира к пассивному созерцанию событий, общению с Богом, и

- аскетически активном самоограничении , направленном на преобразование мира в соответствии с Его заветами.

Вернер Зомбарт (1863-1941) - представитель исторической школы подразделяет предпринимателей на:

- завоевателей (уверенность в себе, настойчивость и воля - германцы),

- организаторов (умение соединять людей в трудовом процессе –он о них не говорил¸ но ведь это - евреи),

- торговцев (способность завоевать доверие и расположить к себе, побуждая людей к покупкам – англосаксы).

Институционализм (ро­дина - США, начало 20 века) разделяет по сути дела много­факторный подход исторической школы и считает экономику сердцевиной многообразных общественных процессов и институтов (государственных форм, законодатель­ства, политических организаций, обычаев, образа мыслей и пси­хологического склада). Т.е. он усложняет и детализирует подход историзма, но ему не противоречит.

!!! Но все было гораздо раньше - см. Бытие 46: Земля Гешем идеальна для скотоводства и туда пошли дети Иакова по указанию фараона, ибо мерзость для египтян (живут с разливов Нила) пасущие скот (кочевники). Евреи разбогатели в совершенно бесполезном для Египта регионе.

Национальной экономика - это сфера, ограниченная рамкаминационального государ­ства, в которой организуются воспроизводственные процессы, т.е.:

производство,

распределение,

перераспре­деление,

обмен (вообще-то обмен и есть форма перераспределения, т.е. один из этих пунктов можно бы и убрать),

потребление.

Вывод 1.1. В каждой стране свои условия, свой народ со своими обычаями¸ и это определяет региональные особенности экономики.

Пример1.1. Средневековые Италия (торговля, экспедиции, банкирские дома) и Русь (всех купцов принимала у себя аж до П1).

ПОДХОДИМ К ПОНЯТИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аналогично можно утверждать, что внутри стран тоже нет однородности, т.к всегда имеются различия в природных, исторических, культурных и др. условиях развития отдельных частей страны (регионов). Особенности их экономического состояния и развития занимается региональная экономика.

Региональная экономика – наука, изучающая закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, крупных экономических районов, субъектов Федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городских агломераций и других территориальных экономических подсистем, смысл которых мы уясним чуть позднее).

Региональная экономика исследует пространственные проблемы экономического развития национальной экономики, определяя пути и механизмы их решения.

Объекты исследования региональной экономики – территориальные аспекты социально-экономической системы страны, функционирование территориальных подсистем региональной экономики, их отдельных элементов и взаимодействия между ними, а также механизмы управления социально-экономическим развитием регионов.

Основные составляющие региональной экономики как предмета :

Экономика отдельного региона;

Экономические связи между регионами;

Региональные системы (национальная экономика рассматривается как система взаимодействующих регионов);

Размещение производительных сил в регионе;

Региональные аспекты экономической жизни (финансы, инвестиционные процессы, трудовая деятельность, уровень жизни и т.д.).