Самодельный минитрактор из пускача. Самодельный минитрактор из пускача Минитракторы с двигателем пд 10

Двухтактный, бензиновый, одноцилиндровый. Мощность его 10 л. с. при 3500 об/мин. Установлен с правой стороны дизеля на площадке кожуха маховика. Основанием двигателя является картер, состоящий из передней 4 и задней 12 половин (рис. 85, а). Обе половины шлифованными плоскостями прижаты друг к другу и образуют герметически закрытую кривошипную камеру.

Схема пускового двигателя ПД-10

Рис. 85. Пусковой двигатель ПД-10М - схема (пускач ПД-10).
а) Продольный разрез , 1—промежуточная плита; 2—шестерня коленчатого вала; 3—промежуточная шестерня; 4—передняя половина картера; 5—шариковый подшипник; 6 и 14—сальники; 7—передний роликовый подшипник; 8 — передняя полуось коленчатого вала; 9—щека коленчатого вала; 10—шатунный роликовый подшипник; 11—палец (шатунная шейка) коленчатого вала; 12—задняя половина картера; 13—задний роликовый подшипник; 15—войлочный сальник; 16—маховик; 17 - задняя полуось коленчатого вала; 18—шатун; 19—смазочный канал; 20—поршень; 21—стопорное кольцо поршневого пальца; 22—поршневой палец; 23—газоотводящий патрубок; 24—выпускное окно; 26—недоотводяший патрубок; 26—запальная свеча; 27—заливной краник; 28—головка цилиндра; 29—прокладка головки; 30—цилиндр; 31—продувочное окно; 32—впускное окно; 33—карбюратор; 34—тяга от регулятора к карбюратору; 35—магнето ,
б) Разрез цилиндра в горизонтальной плоскости,
в) Шестерни: 36—шестерня привода регулятора; 37—шестерня привода регулятора.

Для плотности соединения плоскости смазывают шеллаком.

Устройство ПД-10М

Цилиндр 30 в ПД-10М отлит за одно целое с водяной рубашкой, крепится четырьмя шпильками и гайками на картере и центрируется в нем нижним обработанным пояском. С задней (по ходу трактора) стороны цилиндр имеет два расположенных рядом выпускных окна 24. С противоположной стороны расположены всасывающие окна 32.

В плоскости качания шатуна диаметрально друг другу расположены продувочные окна 31, которые соединены перепускными каналами с полостью кривошипной камеры. Касательное расположение продувочных каналов к окружности цилиндра (см. рис. 85,6) уменьшает утечку горючей смеси вместе с отработавшими газами через выпускные окна при продувке цилиндра.

Между головкой цилиндра 28 и цилиндром имеется прокладка 29. Внутренняя выемка головки образует полусферическую камеру сгорания. В резьбовые отверстия головки ввернуты запальная свеча 26 и заливной краник 27.

Поршень 20 в двигателе ПД-10 из алюминиевого сплава имеет выпуклое сферическое днище, обеспечивающее хорошую очистку цилиндров от отработавших газов. Поршень снабжен тремя компрессионными кольцами с прямыми замками. Чтобы предотвратить поломку поршневых колец , их замки фиксируются штифтами, запрессованными в канавках поршня. Правильное положение поршня в цилиндре определено стрелкой, набитой па его днище, которая при сборке должна быть обращена в сторону задней полуоси 17 коленчатого вала.

Поршневой палец 22 изготовлен из стали 20Х; наружная поверхность его цементирована и закалена. Крепление пальца плавающее, от осевого перемещения он удерживается стопорными пружинными кольцами 21.

Пускач ПД-10 имеет Шатун 18 из стали 12ХНЗА, с неразъемными головками. В верхнюю головку запрессована бронзовая втулка. Шатунный подшипник роликовый, двухрядный. Ролики монтируются без сепараторов и колец непосредственно в теле шатуна и на пальце 11 коленчатого вала. Поэтому эти поверхности цементированы, закалены и обработаны до высокой степени чистоты.

Коленчатый вал составной, собирается вместе с шатуном и его подшипником. Полуоси 8 и 17 и палец кривошипа 11 запрессованы в соответствующие отверстия щек 9. Для уравновешивания центробежной силы колена щек имеют противовесы.

Опорами вала служат два роликовых подшипника 7 и 13. Концы полуосей уплотнены резиновыми каркасными сальниками 6 и 14, которые обеспечивают герметичность камеры. Конец задней полуоси дополнительно уплотнен войлочным сальником 15.

На конусном конце задней полуоси шпонкой и гайкой закреплен маховик 16, имеющий кольцевую выточку для закладки пускового шнура. На конце передней полуоси установлены шестерня 2 и шариковый подшипник 5, который удерживает вал от осевых перемещений.

Шестерни пускового двигателя помещаются в полости передней половины картера, которая спереди закрыта промежуточной плитой 7. Чтобы обеспечить правильное взаимное положение коленчатого вала и ротора магнето, шестерни соединяют по меткам, как показано на рисунке 85, в.

Система охлаждения пускового двигателя ПД-10 объединена с системой охлаждения дизеля.

Система смазки пускача ПД-10 - устройство . Все детали кривошипно-шатунного механизма смазываются дизельным маслом, которое подается в двигатель с горючей смесью. Шестерни двигателя ПД-10 старт также смазываются дизельным маслом; его заливают в колодец картера маховика через горловину в полости шестерен пускового двигателя до уровня контрольной пробки.

Система питания пускового двигателя ПД-10М . Для пускового двигателя применяют автомобильный бензин А-66. В бачок пускового двигателя заливают смесь 15 частей бензина и 1 части масла по объему.

Топливо из бачка, закрепленного под верхним листом капота трактора, через отстойник самотеком подводится к карбюратору. Горючая смесь из карбюратора поступает в кривошипную камеру двигателя.

БУДУЧИ еще учеником 3-го класса средней школы (более 20 лет назад) уговорил родителей оформить годовую подписку на «Моделист-конструктор». С тех пор и являюсь его постоянным читателем, бережно храню все присланные по почте номера полюбившегося издания. Желанием построить собственный мини-трактор (МТ) загорелся, когда в № 12 журнала за 1978 год прочитал публикацию о «Луковичонке».

Целый год ушел на подбор необходимых узлов. Жил я тогда в районе, в общем-то, несельскохозяйственном. Раздобыть для осуществления своего замысла что-либо от сельхозмашин не было возможности. Поэтому в моем МТ большинство узлов и деталей - самодельные или от списанных автомобилей.

Реально к созданию мини-трактора смог приступить лишь весной 1988 года. Мастерил его почти два лета (зимой приходилось заниматься другими делами). Зато МТ полупился универсальным, сильным и надежным. До сих пор ни в чем не подводит.

Конечно, к трактору подошел бы двигатель от мотоцикла «Урал» или «Днепр». Но таковых у меня не было. Пришлось довольствоваться «пускачом» ПД-10У, заменив у него штатный цилиндр на более мощный (от мотоцикла «ИЖ-Планета») по методике, о которой неоднократно и обстоятельно рассказывал журнал «Моделист-конструктор». Считаю необходимым только добавить: при доработке двигателя желательно шпильки М10 цилиндра брать чуть длиннее обычных, вместо карбюратора К-28 установить высокопроизводительный К-62 с самодельным прямым патрубком, исключающим подтекание бензина через воздухофильтр, а охлаждение цилиндра улучшить с помощью вентилятора Д-37, оснастив его кожухом для направленного движения воздуха.

Трансмиссия мини-трактора выполнена по классической последовательной схеме с ведущим задним мостом. Двигатель ПД-10У напрямую состыкован с расположенным внизу на уровне рамы штатным сцеплением, а оно, в свою очередь, с самодельным редуктором. Крутящий момент передается от последнего на узел отбора мощности (в кинематической схеме условно отсутствует) и коробку перемены передач (КПП) от ГАЗ-51. Причем выполнено это так, что соединенные болтами корпуса составляют «монолитный» силовой агрегат.

1 -двигатель ПД-10У (доработанный) с муфтой сцепления; 2 - колесо переднее (от автомобиля «Волга» ГАЗ-21); 3 - редуктор самодельный; 4 - коробка перемены передач (от автомобиля ГАЗ-51); 5 – передача карданная (от автомобиля ГАЗ-66, укороченная); 6 - передача главная (задний мост от грузовика ЗИЛ-157, укороченный); 7- колесо заднее (от автомобиля ЗИЛ-157).

1 - фара (2 шт.); 2 - капот; 3 - двигатель; 4 - бак топливный; 5 - зеркало заднего вида; 6 - переключатель света центральный; 7 - колесо рулевое; 8 - рычаги управления гидравликой; 9 - сиденье водителя; 10 - гидрошланги; 11-гидроцилиндр; 12 - гидроподвеска; 13 - колесо заднее; 14 - маслораспределитель двухсекционный; 15 - шланг слива масла; 16 - рама; 17 - редуктор рулевого управления; 18 - колесо переднее; 19 - балка переднего моста; 20 - бак масляный; 21 -рычаг переключения передач; 22 - рычаг сцепления; 23 - крыло; 24 - поручень; 25 - ящик для инструмента; 26 - брызговик; 27 фар-коп; 28 - тяга рулевая, продольная; 29 - тяга рулевая, поперечная.

1 - двигатель ПД-10У; 2 - шкив ведущий (одноручь-евый) узла отбора мощности; 3 - сцепление; 4 - пружина; 5 - петля узла отбора мощности, крепежная; 6 - коробка передач; 7 - балка рамы МТ; 8 - лонжерон уголковый; 9 - кронштейн (с двумя шарикоподшипниками и ведомым валом) узла отбора мощности; 10 - ролик натяжной, 11 -ремень А700; 12 - шкив ведомый (одноручьевый) узла отбора мощности; 13 - шкив двухручьевый.

Рама с системой гидроподвески похожа на те, что были опубликованы в «Моделисте-конструкторе» № 10’85 и 5’94. В основе ее лежит сварной прямоугольник 2170×650 мм. Материал - стальной швеллер № 18 - взят с существенным запасом прочности, чтобы в ходе эксплуатации не бояться перекосов. Учтено также, что в самой раме имеется несколько вырезов (под коробку отбора мощности и под стремянки крепления заднего моста), требующих усиления конструкции.

В начале рамы снизу крепятся кронштейны переднего моста и резиновые отбойники, а в задней ее части на болтах М10 -стойка из швеллера № 12 для установки гидроцилиндра и две пластины подсоединения маятниковой подвески с приварным фаркопом.

Устройство гидросистемы трактора тоже безхитростное. Оно практически ничем не отличается от того технического решения, которое было опубликовано в названных номерах журнала. Гидроцилиндр опускает-поднимает и удерживает на требуемой высоте раму подвески, сваренную из равнобокого стального уголка таким образом, чтобы в поперечном сечении каждого силового элемента был квадрат.

Передний мост представляет собой балку - толстостенную трубу с приваренными к ее торцам шкворневыми втулками из отрезков такой же трубы. Посередине балки приварен корпус подшипника оси качания моста, укрепленный стальными косынками.

Поворотные цапфы колес вырезаны из швеллера № 20. К полкам отверстий и нарезана резьба М8.

По толщине кольцевой фланец не одинаков. Это сделано для развала передних колес.

1 - кронштейн сварной (стальной уголок 40×40); 2 вентилятор Д-37 воздушного охлаждения двигателя; 3 - ремень А630 (2 шт.); 4 - шкив двухручьевый; 5 - генератор переменного тока.

1 —– шкив двухручьевой; 2 - шкив ведомый; 3 - кронштейн ведомого вала; 4 - лонжерон уголковый; 5 - петля крепежная.

1 - основание (стальной швеллер № 18); 2 - поперечина (стальной уголок 50×50, 4 шт.); 3 - кронштейн переднего моста (стальная пластина 200x170x10, 2 шт.); 4 - кронштейн заднего моста (стальная пластина сечением 180×10, 2 шт.); 5 - кронштейн подвески (стальная полоса сечением 150×10,2 шт.); 6 - кронштейн усиления (стальной швеллер№ 12, L70); 7 - стойка (стальной швеллер № 12,L450); 8 - рама подвески (стальной уголок 40×40); 9 - втулка (стальная труба 60×10, L80, 2 шт.); 10 - гидроцилиндр; 11 - фаркоп (стальная пластина 120х80х 10 с отверстием Ø 40); 12 - ’ косынка (стальная пластина 70x70x10,2 шт.); 13 - амортизатор-ограничи-тель поворота переднего моста (2 шт.).

1 - балка моста (стальная труба 57×8, L975); 2 - вкладыш осевого подшипника (бронза, 2 шт.); 3 - корпус осевого подшипника (стальная труба 50×5, L190); 4 - косынка (стальная пластина 100x20x5, 4 шт.); 5 - ограничитель поворота (стальной шестигранник, h50, 2 шт.); 6 - втулка шкворневая (стальная труба 57×8, L110,2 шт.); 7 - вкладыш (бронза, 4 шт.); 8 - шайба косая (Ст5, 4 шт.); 9 - шкворень (болт М20, 2 шт.); 10 - цапфа поворотная (стальной швеллер № 20, L145, 2 шт.); 11 -фланец кольцевой (от автомобиля УАЗ-452Д, модернизированный, 2 шт.); 12 - укосина (стальная пластина 45x45x10, 2 шт.).

а - соединение рулевых сошек с левой цапфой;

1 - сошка рулевая (2 шт.); 2 - тяга поперечная; 3 - тяга продольная.

Рулевое управление типовое. Поворотные сошки самодельные. Приваренные к цапфам, они имеют по втулке с коническим отверстием под палец тяги. Рычаг для продольной тяги - заводской. Цапфы с балкой моста соединены шкворнями.

Рулевые тяги - от УАЗ-452: поперечная укорочена (методом изгибания) до длины 950 мм, а продольная - до 600 мм. От УАЗ-452 взят и редуктор рулевого управления. Но так как его корпус имеет несимметричное крепление, позаимствованный узел пришлось установить вертикально, приварить к нему отрезок стального уголка 70×70 мм и через него прикрепить к раме МТ болтами М8.

Рулевой вал (от УАЗ-452) я переделал, удлинив за счет вварной втулки из стали 20 почти на 150 мм и установив на нижнем конце карданную вилку рулевого управления от ГАЗ-66. Для этого распилил полый рулевой вал надвое, вогнал в каждую из половин по отрезку стального прута диаметром 8 мм так, чтобы оставались свободными концы длиной не менее 10 мм, и, вставив их с двух сторон во втулку, зажатую в тисках, сварил воедино.

С рулевой колонкой я поступил иначе: вместо слишком короткой «УАЗовской» установил на свой мини-трактор самодельную, вырезанную из газоводопроводной трубы подходящего размера, в которой проточил на токарном станке гнезда под подшипники рулевого вала. Результатами остался доволен.

А.КЛИМЕНКО, Приморский край

Целый год ушел на подбор необходимых узлов для самодельного мини-трактора . Жил я тогда в районе, в общем-то, несельскохозяйственном. Раздобыть для осуществления своего замысла что-либо от сельхозмашин не было возможности. Поэтому в моем МТ большинство узлов и деталей - самодельные или от списанных автомобилей. Реально к созданию мини-трактора смог приступить лишь весной 1988 года. Мастерил его почти два лета (зимой приходилось заниматься другими делами). Зато МТ получился универсальным, сильным и надежным. До сих пор ни в чем не подводит.

Конечно, к мини-трактору подошел бы двигатель от мотоцикла «Урал» или «Днепр». Но таковых у меня не было. Пришлось довольствоваться «пускачом» ПД-10У, заменив у него штатный цилиндр на более мощный (от мотоцикла «ИЖ-Планета») по методике, о которой неоднократно и обстоятельно рассказывал журнал «Моделист-конструктор». Считаю необходимым только добавить: при доработке двигателя желательно шпильки М10 цилиндра брать чуть длиннее обычных, вместо карбюратора К-28 установить высокопроизводительный К-62 с самодельным прямым патрубком, исключающим подтекание бензина через воздухофильтр, а охлаждение цилиндра улучшить с помощью вентилятора Д-37, оснастив его кожухом для направленного движения воздуха.

Трансмиссия мини-трактора выполнена по классической последовательной схеме с ведущим задним мостом. Двигатель ПД-10У напрямую состыкован с расположенным внизу на уровне рамы штатным сцеплением, а оно, в свою очередь, с самодельным редуктором. Крутящий момент передается от последнего на узел отбора мощности (в кинематической схеме условно отсутствует) и коробку перемены передач (КПП) от ГАЗ-51. Причем выполнено это так, что соединенные болтами корпуса составляют «монолитный» силовой агрегат.

Рама с системой гидроподвески похожа на те, что были опубликованы в «Моделисте-конструкторе» № 10"85 и 5"94. В основе ее лежит сварной прямоугольник 2170x650 мм. Материал - стальной швеллер № 18 - взят с существенным запасом прочности, чтобы в ходе эксплуатации не бояться перекосов. Учтено также, что в самой раме имеется несколько вырезов (под коробку отбора мощности и под стремянки крепления заднего моста), требующих усиления конструкции. В начале рамы снизу крепятся кронштейны переднего моста и резиновые отбойники, а в задней ее части на болтах М10 -стойка из швеллера № 12 для установки гидроцилиндра и две пластины подсоединения маятниковой подвески с приварным фаркопом.

Устройство гидросистемы мини-трактора тоже безхитростное. Оно практически ничем не отличается от того технического решения, которое было опубликовано в названных номерах журнала. Гидроцилиндр опускает-поднимает и удерживает на требуемой высоте раму подвески, сваренную из равнобокого стального уголка таким образом, чтобы в поперечном сечении каждого силового элемента был квадрат. Передний мост представляет собой балку - толстостенную трубу с приваренными к ее торцам шкворневыми втулками из отрезков такой же трубы. Посередине балки приварен корпус подшипника оси качания моста, укрепленный стальными косынками. Поворотные цапфы колес вырезаны из швеллера № 20.

К полкам цапф изнутри приварены косые шайбы для плотного контакта с бронзовыми вкладышами шкворневой втулки моста. Полуось колеса вместе со ступицей - от УАЗа, крепится к цапфе (как на автомобиле) болтами М8. Для этого предусмотрен приварной кольцевой фланец, в котором просверлены шесть отверстий и нарезана резьба М8. По толщине кольцевой фланец не одинаков. Это сделано для развала передних колес. Рулевое управление типовое. Поворотные сошки самодельные.

Приваренные к цапфам, они имеют по втулке с коническим отверстием под палец тяги. Рычаг для продольной тяги - заводской. Цапфы с балкой моста соединены шкворнями. Рулевые тяги - от УАЗ-452: поперечная укорочена (методом изгибания) до длины 950 мм, а продольная - до 600 мм. От УАЗ-452 взят и редуктор рулевого управления. Но так как его корпус имеет несимметричное крепление, позаимствованный узел пришлось установить вертикально, приварить к нему отрезок стального уголка 70x70 мм и через него прикрепить к раме МТ болтами М8.

Рулевой вал (от УАЗ-452) я переделал, удлинив за счет вварной втулки из стали 20 почти на 150 мм и установив на нижнем конце карданную вилку рулевого управления от ГАЗ-66. Для этого распилил полый рулевой вал надвое, вогнал в каждую из половин по отрезку стального прута диаметром 8 мм так, чтобы оставались свободными концы длиной не менее 10 мм, и, вставив их с двух сторон во втулку, зажатую в тисках, сварил воедино. С рулевой колонкой я поступил иначе: вместо слишком короткой «УАЗовской» установил на свой мини-трактор самодельную, вырезанную из газоводопроводной трубы подходящего размера, в которой проточил на токарном станке гнезда под подшипники рулевого вала. Результатами остался доволен.

Кинематическая схема трансмиссии (узел отбора мощности условно не показан): 1 -двигатель ПД-10У (доработанный) с муфтой сцепления; 2 - колесо переднее (от автомобиля «Волга» ГАЗ-21); 3 - редуктор самодельный; 4 - коробка перемены передач (от автомобиля ГАЗ-51); 5 - передача карданная (от автомобиля ГАЗ-66, укороченная); 6 - передача главная (задний мост от грузовика ЗИЛ-157, укороченный); 7 - колесо заднее (от автомобиля ЗИЛ-157).


Мини-трактор (общий вид): 1 - фара (2 шт.); 2 - капот; 3 - двигатель; 4 - бак топливный; 5 - зеркало заднего вида; 6 - переключатель света центральный; 7 - колесо рулевое; 8 - рычаги управления гидравликой; 9 - сиденье водителя; 10 - гидрошланги; 11-гидроцилиндр; 12 - гидроподвеска; 13 - колесо заднее; 14 - маслораспределитель двухсекционный; 15 - шланг слива масла; 16 - рама; 17 - редуктор рулевого управления; 18 - колесо переднее; 19 - балка переднего моста; 20 - бак масляный; 21 -рычаг переключения передач; 22 - рычаг сцепления; 23 - крыло; 24 - поручень; 25 - ящик для инструмента; 26 - брызговик; 27 - фар-коп; 28 - тяга рулевая, продольная; 29 - тяга рулевая, поперечная.


Силовой агрегат (редуктор снят): 1 - двигатель ПД-10У; 2 - шкив ведущий (одноручьевый) узла отбора мощности; 3 - сцепление; 4 - пружина; 5 - петля узла отбора мощности, крепежная; 6 - коробка передач; 7 - балка рамы МТ; 8 - лонжерон уголковый; 9 - кронштейн (с двумя шарикоподшипниками и ведомым валом) узла отбора мощности; 10 - ролик натяжной, 11 - ремень А700; 12 - шкив ведомый (одноручьевый) узла отбора мощности; 13 - шкив двухручьевый.


Узел отбора мощности: 1 - шкив; 2 - шкив ведомый; 3 - кронштейн ведомого вала; 4 - лонжерон уголковый; 5 - петля крепежная.


Генераторно-вентеляторный узел: 1 - кронштейн сварной (стальной уголок 40x40); 2 вентилятор Д-37 воздушного охлаждения двигателя; 3 - ремень А630 (2 шт.); 4 - шкив двухручьевый; 5 - генератор переменного тока.


Рама мини-трактора с гидроподвеской: 1 - основание (стальной швеллер № 18); 2 - поперечина (стальной уголок 50x50, 4 шт.); 3 - кронштейн переднего моста (стальная пластина 200x170x10, 2 шт.); 4 - кронштейн заднего моста (стальная пластина сечением 180x10, 2 шт.); 5 - кронштейн подвески (стальная полоса сечением 150x10,2 шт.); 6 - кронштейн усиления (стальной швеллер№ 12, L70); 7 - стойка (стальной швеллер № 12, L450); 8 - рама подвески (стальной уголок 40x40); 9 - втулка (стальная труба 60x10, L80, 2 шт.); 10 - гидроцилиндр; 11 - фаркоп (стальная пластина 120х80х 10 с отверстием диаметром 40); 12 - косынка (стальная пластина 70x70x10,2 шт.); 13 - амортизатор-ограничитель поворота переднего моста (2 шт.).


Передний мост: 1 - балка моста (стальная труба 57x8, L975); 2 - вкладыш осевого подшипника (бронза, 2 шт.); 3 - корпус осевого подшипника (стальная труба 50x5, L190); 4 - косынка (стальная пластина 100x20x5, 4 шт.); 5 - ограничитель поворота (стальной шестигранник, h50, 2 шт.); 6 - втулка шкворневая (стальная труба 57x8, L110,2 шт.); 7 - вкладыш (бронза, 4 шт.); 8 - шайба косая (Ст5, 4 шт.); 9 - шкворень (болт М20, 2 шт.); 10 - цапфа поворотная (стальной швеллер № 20, L145, 2 шт.); 11 -фланец кольцевой (от автомобиля УАЗ-452Д, модернизированный, 2 шт.); 12 - укосина (стальная пластина 45x45x10, 2 шт.).


Модернизируемые детали рулевого механизма УАЗ-452: а - соединение рулевых сошек с левой цапфой; 1 - сошка рулевая (2 шт.); 2 - тяга поперечная; 3 - тяга продольная.


Чем объяснить такой «гибрид» - самодельный двухколесный мотоблок и одноосная грузовая тележка на жесткой сцепке? Не больше ли возможностей у мини-трактора при тех же четырех колесах? - обычно спрашивали те, кто знакомился с моим самодельным мотоблоком.

Вопрос не праздный: в нем сказывается интерес к особенностям выбранной схемы агрегата. Дело не только в мощности двигателя. При небольших габаритах конструкции поставленного мною двигателя ПД-10 вполне хватает для сельхозработ на дачном участке. Главное - удалось компактно разместить узлы в мотоблоке, использовав принцип вертикального соединения - собрав их на «одной оси». И как результат появилась возможность установить здесь же сиденье водителя (кстати, потому и «мотоблок»), а значит, сделать более удобное штурвальное рулевое управление. Находиться на прицепе, да еще груженом, и управлять оттуда, держа в руках рычаги мотоблока, как это зачастую происходит, далеко не просто.

Чертеж самодельного мотоблока: 1 – бензобак; 2 – расширительный водяной бак; 3 – глушитель; 4 – основной водяной бак; 5 – двигатель; 6 – корпус конической пары привода косилки; 7 – звездочка ВОМ; 8 – шкворень; 9 – звездочка выходного вала двигателя; 10 – колесо; 11 – звездочка оси колес; 12 – звездочка промежуточного вала; 13 – рама; 14 – коса; 15 – пружина-компенсатор; 16 – педаль тормоза; 17 – рычаг подъема косилки; 18 – штурвал; 19 – сиденье водителя.

Остальные преимущества самодельного мотоблока - меньшая металлоемкость, большая энерговооруженность, сниженный удельный расход горючего. Размещение водителя над ведущей осью повышает сцепление колес с грунтом. Хорошая маневренность обеспечена короткой двухосной базой, а у «традиционного» мини-трактора с тележкой было бы как минимум шесть колес и три оси.

Мотоблоком можно не только нахать, вести обработку посевов, культивацию, но и использовать его как привод для различных механизмов. Приспособил я его и для покоса.

Отработка этого варианта доставила мне, пожалуй, больше всего хлопот. Дело в том, что я вначале навесил косилку сбоку. Но это увеличило ширину агрегата: трудно было выкашивать траву в лесопосадках и редколесье, даже переезжать по полевым дорогам к месту работы. Кроме того, беспокоила сильная вибрация косы. Поэтому ее пришлось переместить вперед. Заодно изменил привод. Если раньше его схема была аналогична приводу жатки комбайна, то теперь установил кривошип непосредственно на сам механизм ножа. Управление от этого облегчилось, и вибрация исчезла. Сократилось также время навешивания. Правда, несколько увеличился вес привода, что заставило поставить более сильные пружины-компенсаторы веса косы.

Из сломанного крыла от широкозахватных граблей изготовил мини-грабли, разместил их сзади на кузове тележки и снабдил поднимающим рычагом. Это механизировало следующий этап - подборку валков. Кроме того, стало не страшно и редкотравье. В таких местах работаешь, и вроде бы ничего за тобой не остается, а прицепил мини-грабли - через десять-двадцать метров собрал хотя бы копешку.

Большинство деталей и узлов самодельного мотоблока - от списанных сельхозагрегатов. Полотно косилки взял от широкозахватной тракторной, от нее же приспособил шатун привода, а кривошип использовал от конной косилки. Рычаги подвески - бывшие продольные тяги рулевого управления комбайна с вилками креплений на одном его конце (ответные проушины от тех же тяг). Можно от него подобрать и корпус подшипников вала кривошипа, однако весь узел из-за этого оказывается тяжеловат: лучше, конечно, изготовить более простой. Для его установки к полотну ножа приварил дополнительную пластину. Кстати, в моем варианте нож имеет 18 пальцев. Места с 20-го по 23-е занимает шатун, то есть полотно отрезано за 23-м пальцем.

Для управления положением косы справа от сиденья поставлен рычаг подъема, причем так, чтобы он работал «от себя»: стало возможным применить и ножную педаль.

Восемнадцать работающих пальцев оставляют некоторый запас мощности двигателя для покосов на склоне - «в гору». Можно посоветовать тем, кто живет на равнинах, несколько увеличить длину полотна на 2-4 пальца.

Двигатель самодельного мотоблока обеспечивает рабочие скорости 3 и 12 км/ч. Колея мотоблока и грузовой тележки различна - 710 и 1100 мм соответственно: считаю, что такой «поезд» более устойчив. Колеса от СЗА. Редуктор поставил от трактора ДТ-54. Охлаждение водяное, с циркуляцией через расширительный и основной бачки. Бензобак самодельный, топливо из негопоступает самотеком.

Рычаги переключения передач и сцепления выведены для удобства вперед - перед сиденьем водителя. Однако необходимо предусмотреть в таком случае их дублирование, разместив и сзади агрегата те же рычаги - для управления с «земли».

Состоит из передней балки - уголка 50X 50 мм, двух боковых швеллеров и поперечной трубы диаметром 72 мм. Для установки двигателя предусмотрена пластина шириной 50 мм, вырезанная из металлического листа толщиной 6 мм и поперечный уголок 50 X 50 мм. Из металлического листа изготовлены и кронштейны шкива рулевого управления, корпуса подшипников дополнительного вала, крепления сиденья. Отверстия для установки всех узлов на раме просверливаются диаметром 10 мм.

Рама мотоблока: 1 – труба вала отбора мощности (труба 72×3, длина 650 мм); 2 – продольный швеллер; 3 – проушина цепи ограничения поворота (труба 36×8, длина 50 мм); 4 – проушина сцепного устройства; 5 – пластина крепления двигателя; 6 – звездочки оси колес; 7 – кронштейн установки сиденья; 8 – пластина установки корпуса подшипников промежуточного вала; 9 – передний угольник; 10 – опора штурвала; 11 – уголок заделки тормозной ленты; 12 – уголок-поперечина. Отверстия под болты крепления: I – двигателя; II – корпуса подшипника оси колес; III – проушины подвиски-косилки; IV – барабана троса рулевого управления; V – оси рычагов управления.

Трансмиссия мотоблока . Привод ведущих колес осуществляется через двухступенчатый редуктор, а привод вала отбора мощности - через одноступенчатый редуктор, коническую пару и карданный вал. Большинство деталей трансмиссии использовано от списанной сельхозтехники.

Тормоз ленточный, натяжной, от СК-3, но несколько укороченный. Укреплен на специальном поперечном уголке: его соединение с боковыми швеллерами на болтах заодно с проушинами подвески косилки, в тормозной барабан установлен непосредственно на ходовом валу - оси колес.

Рулевое управление - тросовое, причем тросы перекрещены для совпадения направления поворота штурвала и колес.

Прицепное устройство тележки - поворотный кулак, применяемый в конструкции ГАЗ-51. Рычаг поперечной тяги сохранен, но вместо гайки с другой стороны кулака изготовлен палец-рычаг с резьбой. Имеются также ограничители крена тележки - выступы на диске кулака - на случай «попыток» ее переворота и ограничители радиуса поворота - накидные цепи. Аналогично присоединение и сельхозорудий, только с помощью регулирующей добавочной тяги.



В любой деревне можно чуть ли не за могорыч купить пусковой двигатель ПД-10. На базе этого двигателя можно с минимальными затратами сконструцировать малогабаритный трактор для дачного, приусадебного участка. Конечно, «пускач», рассчитан на большое число оборотов и только кратковременное использование. Но некоторые переделки откроют в нем скрытые резервы.

Нужно только подрезать головку блока - увеличить степень сжатия в цилиндре. Карбюратор используем К-16-А. Глушитель, а без него лучше не эксплуатировать, ревет ПД-10 прилично, самодельный, бензобак - емкостью 3-10 л., можно варьировать.


Узлы трактора на рисунке: передний А и задний В мосты, прицепное устройство В, рама в сборе Г.

1 - отверстия для крепления радиатора, 2 - отверстия для крепления вентилятора, 3 - отверстия для крепления двигателя, 4 - отверстия для крепления коробки передач, 5 - место установки главного тормозного цилиндра, 6 - отверстия для крепления заднего моста.


Система охлаждения водяная, принудительная. Для нее можно взять радиатор и вентилятор от автомобиля «Москвич» 402-й, 412-й модели, по сути - любого "убитого" авто. Водяной насос в нашем варианте взят от двигателя ГАЗ-51, но это не догма.

Раму изготовили из швеллера № 8 , сейчас есть профильные трубы, можно из них. Для жесткости на передней части рамы приварены поперечины из уголка № 6. Они также послужат основанием для мотора. Спереди и сзади рамы приварены буфера из швеллера N° 8. В передней части рамы подвешиваем поперечную полуэллиптическую независимую рессору, взята от автомобиля М-20. Поворотные цапфы, колеса и шины установлены от мотоколяски. Рулевой механизм, рулевые тяги с шарнирами - также от «Москвича». Задний и передний мосты - от М-20. "Кузов", а по сути - передние и задние крылья, а также капот изготавливаем из кровельной стали толщиной 0,8 мм.