Чем промыть систему охлаждения двигателя? Как промыть систему охлаждения двигателя Избавляемся от воздушных пробок

Место установки термостата на ВАЗ 2109

Из чего состоит схема охлаждения ВАЗ 2109, должен знать каждый владелец этого автомобиля. В пути могут случиться самые разные поломки. И вы должны их исправить. Этим и хороши отечественные автомобили – им главное завести мотор, а там уж доедет он хоть куда. И не важно, сколько километров до финишной черты. Большинство неисправностей устраняется подручными средствами. Да что уж там, часть деталей можно снять, а машина останется все равно на ходу! И будет прекрасно себя чувствовать. В частности, это относится к такому узлу, как термостат. Если он вышел из строя, то можно его внутренности просто разбить – жидкость начнет бегать по большому кругу, охлаждение мотора будет работать идеально. То же самое можно сказать и про датчик вентилятора. Если сломался, то замыкаете его контакты, чтобы включить обдув. Каких хитростей только не придумает наш человек в сложных ситуациях (для кого-то они сложные, а для нас они вполне стандартные).

Основные элементы схемы охлаждения ВАЗ 2109

Итак, начать стоит с общего описания. Сразу нужно отметить, что система полностью герметичная, в ней поддерживается некоторое давление. Оно позволяет жидкости циркулировать (конечно, больше на этот фактор влияет насос). В качестве охлаждающей жидкости используется либо чистый антифриз, либо разбавленный (тосол). Крайне не рекомендуется применять воду, так как она оставляет много накипи на стенках системы. Давайте рассмотрим более детально схему охлаждения ВАЗ 2109 (вместе с отопительной системой).

Расширительный бачок

Это именно то, с чего начинается наша схема. Ведь именно расширительный бачок ВАЗ 2109 позволяет проводить заливку жидкости. В нем хранится своеобразный «резерв». Когда антифриз закипает, он расширяется, все излишки поступают в бачок. При остывании они уходят в систему. С помощью расширительного бачка ВАЗ 2109 получается избавиться от воздушных пробок. Один важный элемент у него – это пробка. Поистине интересная деталь, так как в нее встроено два клапана. Первый работает на выпуск (при давлении свыше 1,3 Атмосферы через него стравливается лишний воздух). Второй же засасывает снаружи воздух, когда давление падает до 0,2 Атм. Благодаря синхронной работе этих элементов поддерживается практически стабильное давление.

Жидкостный насос

Осуществляется охлаждение двигателя ВАЗ 2109 во многом благодаря этому нехитрому устройству. Еще его называют помпой – в основе лежит всего три элемента. Это корпус, шкив привода и крыльчатка (сегодня чаще встречается пластиковая, а вот раньше нередко можно было увидеть алюминиевые образцы). Привод от ремня газораспределительного механизма у помпы ВАЗ 2109. Вращение оси происходит посредством подшипника (но некоторые производители для уменьшения себестоимости используют даже втулки). Конечно, доверия к втулкам, пусть и прочным, у автовладельцев мало. Между блоком цилиндров и корпусом насоса стоит прокладка, которая предотвращает протечки охлаждающей жидкости. Пожалуй, это и все, что можно в общих чертах сказать об этом узле.

Радиаторы ВАЗ 2109

Их в схеме охлаждения два – основной и на печке. Первый устанавливается аккурат между фарами, напротив решетки. Благодаря ее специфической конструкции, а также форме бампера, осуществляется забор воздуха и равномерный обдув ячеек. Радиатор печки ставится в отопителе-улитке, которая расположена под панелью. Подключение к системе охлаждения осуществляется при помощи четырех тонких патрубков: два в салоне, два в моторном отсеке. Между ними находится кран печки – пластмассовая деталь, устанавливаемая в окно кузова. В ней имеется два отверстия с наконечниками под патрубки. Причем одно оборудовано нехитрой задвижкой, приводимой в движение рычагом на бороде посредством тросика.

Электровентиляторы

Как на основном, так и на радиаторе печки, имеется принудительный обдув. Основной радиатор оснащен вентилятором, который смонтирован в непосредственной близости к ячейкам. Его включение производится при помощи датчика, расположенного в нижней части радиатора. Первые модели девяток имели в схеме включения электровентилятора реле. Оно снижало нагрузки на датчик, что способствовало увеличению его срока службы. Но в конце 90-х начали отказываться от дополнительного электромагнитного реле, так как при производстве использовались датчики, контакты которого могли выдержать включение силовых цепей. Но если вы вдруг решите заняться переоборудованием схемы охлаждения ВАЗ 2109, примените реле, оно надежнее и использовать его намного эффективнее.

А вот вентилятор печки имеет более сложное подключение, так как у него есть три скорости вращения. Установлен он в подкапотном пространстве, по центру кузова. Воздух от него поступает к радиатору через воздуховод с заслонками. Три скорости вращения получилось достигнуть благодаря использованию резистора. Это несколько витков, выполненных нихромовой проволокой, также есть отвод от середины. Первая скорость (минимальная частота вращения) – включены в цепь питания все витки резистора. Вторая скорость – происходит включение только половины резистора. И третья – это питание напрямую от АКБ. В таком случае будут самые большие обороты крыльчатки.

Датчики

В схеме охлаждения ВАЗ 2109 использовано всего два датчика. Первый – на радиаторе, предназначен для включения электрического вентилятора. И второй – в блоке двигателя (под трамблером). Он выводит информацию о текущей температуре на индикатор в приборной панели. Никакого ухода за ними не нужно, так как эти устройства не подлежат ремонту. В случае появления какой-либо неисправности, датчик охлаждающей жидкости ВАЗ 2109 заменяется новым. Процедура эта осложняется лишь тем, что потребуется сливать антифриз (весь или частично, в зависимости от того, какой именно датчик вышел из строя).

Термостат

Самое вкусное осталось на конец саги про охлаждение девятки. Термостат необходим, чтобы проводить перенаправление потоков жидкости. Первоначальный прогрев происходит при циркуляции антифриза по малому кругу. Когда он достигает температуры около 85 градусов, начинает часть жидкости поступать в большой круг (если просто объяснить, то начинается циркуляция по основному радиатору). Так вот термостат может заклинить, в результате чего антифриз не переходит в радиатор, двигатель начинает перегреваться. Чтобы исправить такую «ошибку», можно выбить все внутренности из узла (правда, придется сливать антифриз и патрубки). Но при поломке в дороге это единственный выход из ситуации. Не забудьте только залить после жидкость по уровню. Вот такая несложная схема охлаждения ВАЗ 2109, хотя в самом начале было даже страшновато смотреть на нее, ведь столько всего непонятного виделось в ней.

Как промыть систему охлаждения двигателя ВАЗ-2109?

И вообще, стоит ли это делать, спросите вы. Еще как стоит! Только представьте, какое количество грязи может попасть в расширительный бачок. А если еще принять во внимание тот факт, что некоторые водители любят ездить на воде, то вообще становится страшно. Потому что бывают ситуации, когда приходится лить в расширительный бачок ту воду, которая есть рядом. Порой это вода из речек, да чуть ли не из луж. А представьте, сколько в ней всякой гадости?

И вряд ли сможет выдержать система охлаждения двигателя ВАЗ 2109 такие условия эксплуатации. Поэтому промывка обязательно должна проводиться при каждой замене антифриза. В частности, перед его заправкой, если до этого использовалась вода.


Жидкости для системы охлаждения

Перед тем, как заливать свежий антифриз, либо же отечественный его аналог тосол, нужно проверить состояние всех патрубков и хомутов. Обратите внимание на то, что датчики должны быть в идеальном состоянии. Для верности их можно поменять. Также помпа должна быть в рабочем состоянии. И перед тем, как промыть систему охлаждения двигателя ВАЗ 2109, смените все элементы, которые пришли в негодность.

На фото вы можете посмотреть все жидкости, которые используются в системе охлаждения мотора. Промывочная заливается с чистой водой, двигатель заводится и некоторое время смесь эта циркулирует по патрубкам. Не забудьте открыть кран печки, чтобы состав попал во все укромные места системы. Перед применением обязательно ознакомьтесь с инструкцией к применению, здесь рассмотрены только общие моменты.

После того, как температура двигателя достигла рабочей, можно выключить зажигание и дать мотору остыть. После сливаете промывочную жидкость и заливаете воду. Необходимо повторить с водой цикл промывки минимум три раза, чтобы смесь всю выгнать из системы. Она довольно агрессивная, может разъесть не только отложения, но и металлические части двигателя, а также патрубки. Вот теперь вы знаете, как промыть систему охлаждения двигателя ВАЗ 2109 самостоятельно. Для этого не нужно обладать исключительными навыками. Но не забывайте о технике безопасности — не сливайте жидкость из системы, пока не остынет мотор.

Видео о системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания:

https://youtu.be/EK7_GSpECNo

Ваз 2109 промывка системы охлаждения

Не многие автомобилисты адекватно оценивают важность такого мероприятия, как промывка системы охлаждения двигателя. Зачастую они ограничиваются тем, что время от времени подливают или меняют тосол, искренне удивляясь, отчего же он спустя неделю почернел? Причина проста грязный радиатор. Устройство системы охлаждения двигателя таково, что загрязнения накапливаются не только снаружи (пыль, насекомые, песок), но и внутри (ржавчина, накипь, моторное масло и продукты разложения антифриза). Загрязненный радиатор не в состоянии полноценно справляться с возложенной на него задачей охлаждать двигатель, в некоторых случаях, загрязнение может привести к. Стоит отметить, что, имеет много общего с ремонтом легковых авто.

В конечном счете, выйти из строя может не только система охлаждения двигателя автомобиля, но и сам мотор,
может оказаться даже загрязненная система охлаждения двигателя. Если включить воображение и представить себе, что двигатель это сердце машины, тогда можно предположить, что бегущая по металлическим трубкам охлаждающая жидкость это поступающая в сердце кровь. Как же быть? Можно ли самостоятельно справиться с этой проблемой? Конечно, лучше не экспериментировать и обратиться в профессиональный сервисный центр. Там эту процедуру выполнят в лучшем виде.

Однако, как показывает практика, дело это совсем не сложное. Как промыть систему охлаждения двигателя своими силами? Делать это нужно в летнее время. Для начала открываем капот, закрепляем крышку, вооружаемся резиновыми перчатками. Затем нужно будет оценить степень загрязнения радиатора. Сделать это проще простого.

Достаточно лишь полностью слить из него антифриз. Состояние слитой жидкости покажет, насколько грязный радиатор. В использованном антифризе могут присутствовать частички ржавчины, накипи и прочих отработанных продуктов. Установив текущее состояние системы охлаждения, можно приступать к ее реабилитации. Сделать это можно несколькими способами, выбор будет зависеть от результатов предварительного обследования степени загрязнения.

Если автомобиль новый, а визуальная проверка показала отсутствие явных загрязнений, можно промыть систему охлаждения водой. Желательно использовать дистиллированную или вскипяченную воду с минимальным содержанием солей. Вся процедура очень проста в систему заливается вода, после чего двигателю дают поработать на холостых оборотах около 20 минут. После этого мотор глушится, вода сливается. Процедуру повторяют до тех пор, пока вода в сливном бачке не станет абсолютно чистой. Частички накипи в слитом антифризе тревожный знак, свидетельствующий о появлении осадка, который в любой момент может привести к неисправности системы охлаждения двигателя, выходу из строя и разрушению отдельных деталей, засорению трубок радиатора.

Это значит, что обычная вода в качестве промывающего средства не подойдет. Как промыть систему Pв данном случае? Для этого готовят слабокислый раствор на базе молочной кислоты, каустической соды или обычной уксусной эссенции. Главное не переборщить с кислотой, иначе могут повредиться резиновые и пластиковые элементы. Время удаления накипи составляет от 3 до 8 часов. Технология промывки стандартная с периодическим запуском двигателя.

Разница лишь в том, что прогретую жидкость оставляют на 2-3 часа в системе, после чего сливают и повторяют процедуру вновь. По завершению очистки всю систему промывают дистиллированной водой. Существуют специальные средства для промывки системы охлаждения машины.

Они позволяют эффективно и бережно очистить сильные загрязнения, растворить и удалить наиболее стойкие отложения на внутренних поверхностях. В их состав входят особые моющие компоненты в различной концентрации. Жидкость для промывки системы охлаждения способна устранить любые типы загрязнений, в том числе масляные, наиболее щадящим способом. Технология использования подобной химии не отличается от других способов промывки охладительной системы автомобиля и традиционно завершается водными процедурами. Зачастую ремонт системы охлаждения двигателя является следствием наружного загрязнения радиаторной решетки (пухом, пылью и т. Д.

) Поэтому внешняя часть системы охлаждения требует не меньшего внимания, чем ее сокрытая от глаз часть. Чистят радиатор путем продувания и промывания под напором воды. Важно только не переусердствовать в этом деле. А, вы можете прочитать в другой статье.

Вопрос, чем промыть систему охлаждения двигателя , интересует автовладельцев, столкнувшихся с проблемами . Существует как народные средства очистки (лимонная кислота, молочная сыворотка, “Кока-Кола” и прочие), так и современные технологичные составы. О тех и других вариантах остановимся подробнее.

Средства для очистки системы охлаждения от масла, ржавчины и отложений

Как часто делать промывку

Перед тем как мы перейдем к непосредственному описанию тех или иных средств, хотелось бы напомнить, насколько важно делать регулярную промывку системы охлаждения автомобиля. Дело в том, что в зависимости от используемой охлаждающей жидкости на стенках трубок, из которых состоит , накапливается ржавчина, масляные отложения, продукты разложения антифризов, а также накипь. Все это приводит к затруднению циркуляции ОЖ и уменьшению теплоотдачи. А это всегда плохо сказывается на характеристиках двигателя и повышает износ его отдельных деталей с риском их преждевременного выхода из строя.

Грязный радиатор

Стоит отметить, что промывка системы может быть как внутренней, так и внешней (внешняя очистка подразумевает промывку радиатора снаружи от имеющихся на его поверхности частичек грязи, пыли, насекомых). Рекомендуется делать внутреннюю промывку системы охлаждения не реже одного раза в год . Лучше всего это делать весной, когда уже нет морозов, а впереди предстоит жаркое лето.

На некоторых машинах на приборной панели имеется лампочка с изображением радиатора, свечение которой может свидетельствовать не только о понижении уровня , но и том, что его пора менять. Это может служить сигналом и к тому, что пришло время чистки системы охлаждения. Также существует ряд косвенных признаков наступления необходимости такой очистки:

Значок радиатора, сигнализирующий о неполадках в системе охлаждения

  • частые перегревы двигателя;
  • проблемы в работе помпы;
  • замедление реакция на сигналы реостата (инерционность);
  • показания высокой температуры от соответствующего датчика;
  • проблемы в работе “печки”;
  • вентилятор всегда работает на повышенных оборотах.

Если мотор сильно греется - то пришло время подбирать средство для того, чтобы промыть , и выбирать для этого время и возможности.

Народные средства промывки охлаждающей системы

Как мы указывали выше, существуют два типа средств для промывки - народные и специальные. Начнем с первых, как более дешевых и проверенных.

Лимонная кислота

Использование лимонной кислоты для очистки охлаждающей системы

Самая обычная лимонная кислота, разведенная в воде, способна очистить трубки радиатора от ржавчины и грязи. Особенно она эффективна в случае, если в качестве охлаждающей жидкости используется обычная вода, поскольку кислотные составы эффективны против ржавчины, а щелочные - против накипи . Однако помните, что раствор лимонной кислоты не в состоянии убрать значительные загрязнения.

Состав раствора следующий - 20-40 граммов вещества растворите в 1 литре воды, а если загрязнения сильные, то количество кислоты на один литр может быть увеличено до 80-100 граммов (больший объем создается в аналогичной пропорции). Идеальным вариантом считается, когда при добавлении кислоты в дистиллированную воду уровень pH находится в районе 3 .

Сама процедура очистки проста. Необходимо слить всю старую жидкость и залить новый раствор. Далее нужно разогреть двигатель до рабочей температуры и оставить ее на несколько часов (а лучше на ночь ). Далее слить раствор из системы и посмотреть на его состояние. Если он очень грязный, то процедуру нужно повторить еще 1-2 раза до тех пор, пока жидкость не будет достаточно чистая. После этого нужно обязательно промыть систему водой. Далее залить средство, которым вы планируете пользоваться в качестве охлаждающей жидкости.

Уксусная кислота

Использование уксусной кислоты для очистки системы охлаждения

Действие этого раствора аналогично описанному выше. Раствор уксусной кислоты отлично подходит для промывки системы охлаждения от ржавчины. Пропорции раствора следующие - пол-литра уксуса на ведро воды (10 литров). Процедура очистки аналогичная - сливаем старую жидкость, заливаем новую и прогреваем машину до рабочих температур. Далее нужно оставить автомобиль с запущенным двигателем на 30-40 минут с тем, чтобы в радиаторе произошла химическая очистка. Далее нужно слить чистящую жидкость и посмотреть на ее состояние. Повторять процедуру до тех пор, пока жидкость не станет чистой. Далее нужно промыть систему кипяченной или дистиллированной водой, после чего залить охлаждающую жидкость, которую вы планируете использовать на постоянной основе.

Fanta

Использование Фанты для очистки системы охлаждения

Аналогично предыдущему пункту. Однако здесь существует важное отличие. Дело в том, что в отличие от Coca-Cola, где применяется ортофосфорная кислота, в “Фанте” используется лимонная кислота , которая обладает меньшим очищающим эффектом. Поэтому некоторые автовладельцы для очистки охлаждающей системы заливают ее вместо антифриза.

Что касается времени, в течение которого нужно так ездить, то все зависит от степени загрязненности системы. В частности, если она не очень загрязнена, и чистка делается больше для профилактики, то достаточно дать поработать двигателю в течение 30-40 минут на холостых оборотах. Если вы хотите хорошо вымыть застаревшую грязь, то можно покататься так 1-2 дня, после чего залить в систему дистиллят, покататься еще, слить его и посмотреть на его состояние. Если дистиллят грязный - повторять процедуру до тех пор, пока система не очистится. В конце не забудьте хорошенько промыть ее водой и залить новый антифриз.

Обратите внимание, что если в трубопроводе печки есть мелкие дыры или трещины, но грязь их “затянула”, то при промывке эти дыры могут открыться и образуется течь.

Молочная кислота или сыворотка

Отличный вариант для промывки охлаждающей системы двигателя автомобиля - это молочная кислота . Однако существенная проблема заключается в том факте, что достать молочную кислоту на сегодняшний день очень непросто. Но если вам удастся достать это вещество, то ее можно заливать в радиатор в чистом виде и некоторое время поездить на ней (или дать машине постоять с запущенным двигателем).

Более доступной альтернативой молочной кислоте является молочная сыворотка. Она обладает аналогичными свойствами по очистке радиатора и других элементов системы охлаждения. Алгоритм использования сыворотки такой:

Использование молочной сыворотки

  • заранее приготовить около 10 литров сыворотки (желательно домашней, а не из магазина);
  • процедить весь купленный объем 2-3 раза через марлю с тем, чтобы отфильтровать крупные куски жира;
  • предварительно из радиатора слить имеющуюся там охлаждающую жидкость, а на ее место влить сыворотку;
  • проехать с ней километров 50-60;
  • сливать сыворотку необходимо в горячем состоянии, чтобы грязь не успела опять прилипнуть к стенкам трубок (соблюдайте при этом осторожность! );
  • дать двигателю остыть;
  • залить в радиатор заранее прокипяченную воду;
  • запустить двигатель, дать ему нагреться (около 15-20 минут);слить воду;
  • дать остыть двигателю;
  • залить антифриз, который планируете использовать на постоянной основе;
  • выпустить воздух из системы, при необходимости долить еще охлаждающей жидкости.

Обратите внимание, что сыворотка имеет свои очищающие свойства в течении 1-2 часов. Поэтому упомянутые 50-60 км необходимо проехать за это время. Дольше ездить не имеет смысла, так как сыворотка смешивается с грязью, находящейся в системе.

Каустическая сода

Это вещество в народе называют по-разному - гидроксид натрия, “едкая щелочь”, “едкий натр”, “каустик” и так далее.

Вещество можно использовать лишь для очистки медных радиаторов (в том числе для радиатора печки). Содой нельзя чистить алюминиевые поверхности.

В соответствии с официальной инструкцией завода-изготовителя медных радиаторов действовать необходимо по следующему алгоритму:

Каустическая сода

  • снять с автомобиля радиатор;
  • промыть его внутренности простой водой и продуть сжатым воздухом (не превышая давление в 1 кгс/см2) до состояния, когда из радиатора будет вытекать чистая вода;
  • приготовить около 1 литра 10%-го раствора каустической соды;
  • нагреть состав минимум до +90°С;
  • залить в радиатор приготовленный состав;
  • дать ему настояться 30 минут;
  • слить раствор;
  • в течение 40 минут промывать внутренности радиатора горячей водой и продувать горячим воздухом поочередно (при этом давление не должно превышать 1 кгс/см2) в направлении обратном направлению движения работы насоса .

Помните, что каустическая сода вызывает ожоги и разъедает живые ткани. Поэтому работать необходимо на улице в перчатках и респираторе.

В результате химической реакции из труб радиатора может показаться белая пена. Если это произошло - не пугайтесь, это нормальное явление. Герметичность системы охлаждения после очистки необходимо проводить на холодном двигателе, так как горячая вода быстро испаряется, и найти предполагаемое место течи будет проблематично.

Среди так называемых народных средств существует ряд таких, которые не рекомендуются к использованию, несмотря на то, что некоторые автовладельцы все же пользуются ими, и они в отдельных случаях даже помогают. Приведем несколько примеров.

Coca-Cola

Использование Coca-Cola в качестве очистителя

Некоторые автомобилисты для того, чтобы промыть систему охлаждения от масла, эмульсии, накипи и ржавчины используют Coca-Cola. Дело в том, что в ее составе имеется ортофосфорная кислота , с помощью которой можно легко избавиться от упомянутых загрязнений. Однако кроме кислоты, в этой жидкости имеется большое количество сахара и углекислого газа, которые могут привести к определенным проблемам.

Если вы решите использовать “Колу” в качестве очищающей жидкости, то лучше предварительно выпустить из нее углекислый газ, чтобы в процессе расширения он не нанес вреда отдельным узлам двигателя. Что касается сахара, то после использования жидкости, необходимо тщательно промыть систему охлаждения обычной водой.

Также помните, что ортофосфорная кислота может нанести вред пластиковым, резиновым и алюминиевым деталям охлаждающей системы. Поэтому “Колу” можно держать в системе не дольше 10 минут!

Fairy

Некоторые автолюбители для промывки охлаждающей системы от масла используют популярный бытовой жироочиститель Fairy или его аналоги. Однако его использование связано с рядом проблем. Во-первых, его состав предназначен для борьбы с пищевым жиром, и с моторным маслом он попросту не справится. А даже если и попытаться залить его в радиатор, то вам придется заливать и “кипятить” двигатель несколько десятков раз.

Calgon и его аналоги

“Белизна”

Особенность “Белизны” состоит в том, что в ее составе имеется гипохлорит натрия, который разъедает алюминий. И чем выше температура жидкости и рабочей поверхности, тем быстрее происходит коррозия (по экспоненциальному закону). Поэтому ни в коем случае не заливайте в систему различные средства для удаления пятен, в особенности те, где имеется хлорка и связи на ее основе (в том числе “Мистер Мускул”).

“Крот”

Известный в узких кругах “Крот” выполняется на основе каустической соды. Соответственно, им нельзя обрабатывать алюминиевые радиаторы и другие поверхности. Он подходит только для чистки медных радиаторов (в частности, радиаторов печки) и лишь сняв его, прогнав по системе такой очиститель вы убьете все резиновые сальники и уплотнители.

Другие смеси

Некоторые автолюбители для чистки используют смесь лимонной кислоты (25%), соды (50%) и уксуса (25%). Однако не рекомендуем вам поступать также, поскольку она очень грубая и разъедает резиновые и пластмассовые детали.

Данные чистящие средства допустимы лишь если нужно промыть радиатор печки и вы не предусматриваете гонять жидкость по всей системе охлаждения.

Специальные жидкости для промывки радиатора

Перечисленные выше средства, конечно же, можно использовать, чтобы промыть радиатор и охлаждающую систему автомобиля, однако они уже изжили себя как морально, так и технологически. В настоящее время производители автохимии предлагают потребителям широкий ассортимент различных чистящих средств, стоящих вполне разумных денег, то есть, доступных рядовому автовладельцу.

Виды жидкостей

Существует несколько видов чистящих жидкостей для радиаторов, которые делятся по химическому составу. В частности:

  • Нейтральные . Такие жидкости не содержат агрессивных веществ (в частности, щелочей и кислот). Поэтому они не способны отмыть значительные загрязнения. Как правило, нейтральные составы используют в качестве профилактики.
  • Кислотные . Как понятно из названия, основой их состава являются различные кислоты. Такие жидкости отлично подходят для очистки неорганических соединений.
  • Щелочные . Здесь основа - щелочи. Отлично подходят для устранения органических загрязнений.
  • Двухкомпонентные . Они производятся на основе как щелочей, так и кислот. Таким образом, их можно использовать в качестве универсального очищающего средства, чтобы промыть систему охлаждения от накипи, ржавчины, продуктов распада антифриза и других соединений.

Не используйте одновременно два разных средства. Ограничьтесь одним! Также не используйте очень концентрированные щелочные или кислотные составы, поскольку они могут повредить резиновые и пластиковые элементы системы.

Популярные жидкости

Представляем для вас обзор наиболее популярных в нашей стране жидкостей для промывки системы охлаждения автомобиля, а также некоторые отзывы автолюбителей, которые использовали ту или иную жидкость. Надеемся, что приведенная ниже информация окажется полезной для вас, и вы будете знать, чем лучше промыть систему охлаждения.

ТОП 3 лучших жидкостей для промывки системы охлаждения

LAVR Radiator Flush

LAVR Radiator Flush Classic . LAVR - российский бренд автохимии. Средство LAVR Radiator Flush Classic - отличное решение для промывки системы охлаждения любого автомобиля. Каталожный номер продукции - LN1103. Приблизительная стоимость упаковки объемом 0,43 литра - 3...5$, а упаковки 0,98 литра - 5...10$.

Бутылки объемом 430 мл вам будет достаточно для использования в системе охлаждения общим объемом 8...10 литров. Состав заливают в систему, и доливают теплой водой до отметки MIN. После этого двигатель должен поработать около 30 минут на холостом ходу. Далее средство удаляют из системы и промывают дистиллированной водой в течение 10...15 минут при запущенном двигателе на холостых оборотах. После этого можно заливать новый антифриз.

К полезным свойствам средства относится увеличение срока службы антифриза на 30...40%, эффективное удаление накипи, продуктов разложения антифриза, ржавчины, грязи. Содержит ингибитор коррозии, увеличивает ресурс помпы и термостата.

7-минутная промывка Hi-Gear Radiator Flush

Hi-Gear Radiator Flush - 7 minute . Производится в США компанией Hi-Gear. Реализуется в странах СНГ, а также Европы и Америки. Промывка системы охлаждения Hi-Gear - очень популярное средство у автомобилистов во всем мире. Артикул - HG9014. Цена одной банки объемом 325 мл составляет около 4...6$.

Баллончика объемом 325 мл вам будет достаточно, чтобы промыть охлаждающую систему объемом до 17 литров. Средство можно использовать для чистки систем охлаждения легковых и грузовых автомобилей. Отличительная особенность - малое время работы, а именно 7 минут .

К полезным свойствам средства относится то, что оно на 50...70% увеличивает эффективность работы радиатора, устраняет перегревы стенок цилиндров, восстанавливает циркуляцию охлаждающей жидкости, уменьшает вероятность перегрева двигателя, защищает сальник помпы. Средство не содержит кислот, не требует нейтрализации, не агрессивно к пластмассовым и резиновым деталям.

LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger

LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger . Это популярное средство от известной немецкой компании-производителя автохимии. Его можно использовать в любых системах охлаждения и нагрева. Не содержит агрессивных щелочей и кислот. Приблизительная цена баллончика объемом 300 мл - 6...8$. Артикул - 1994.

Отлично подойдет для автовладельцев, желающих промыть систему охлаждения двигателя от масла, эмульсии и ржавчины. Банки объемом 300 мл хватает для создания 10 литров очищающей жидкости. Средство добавляют к охлаждающей жидкости и оставляют двигатель запущенным на 10...30 минут. После этого проводят чистку системы и заливают новый антифриз.

Чистящее средство растворяет жировые, масляные и известковые отложения, убирает загрязнения и осадки. Вещество нейтрально к пластмассам, резине, совместимо с любыми охлаждающими жидкостями. Не содержит агрессивные кислоты и щелочи.

Как правило, на упаковке каждого средства для очистки системы охлаждения вы найдете инструкцию по его применению. Обязательно ознакомьтесь с ней перед непосредственным использованием.

Это далеко не полный список средств для очистки охлаждающей системы автомобилей, которые реализуются в магазинах нашей страны. Однако мы остановились лишь на более популярных из них, поскольку они зарекомендовали себя лучше других. Любое из перечисленных средств можно использовать для промывки системы, например, когда в антифриз попало масло .

Выводы

Как видите, выбор средств для очистки ОС достаточно широк. Рекомендуем вам использовать профессиональные средства , а не различные народные методы которыми пользуются что бы промыть систему охлаждения двигателя в домашних условиях, когда нет возможности купить спец средства. Так вы убережете охлаждающую и другие системы вашего автомобиля от возможных поломок и продлите срок их эксплуатации. Поскольку различные кислоты разъедают не только осадок, но некоторые компоненты и детали ОС.

Также помните, что если вы хотите перейти с одной марки антифриза на другую, то при этом вам нужно обязательно промыть охлаждающую систему чистой дистиллированной водой. Это является самым простым и дешевым методом профилактической очистки ОС.



Очень важную функцию выполняет система охлаждения двигателя в автомобиле. Она работает за счет определенной жидкости имеющая название тосол. Именно он позволяет не нагреваться ДВС. Данную систему необходимо иногда промывать, но многие автолюбители об этом забывают. А ведь это может привести к загрязнению радиатора и в следствии к перегреву двигателя. В данной статье будут рассмотрены основные моменты при самостоятельной очистке системы охлаждения.

Радиатор имеет такую конструктивную особенность, которая позволяет скапливаться грязи и снаружи, и внутри. Под грязью также может подразумеваться моторное масло, ржавчинки и простая накипь, которая образовывается, если в качестве охлаждающей жидкости использовать воду. Многие радиаторы выполнены из меди и алюминия, поэтому коррозия встречается очень редко. Если появилась ржавчина, то это означает, что сборка деталей была плохого качества.

Промываем систему

В начале надо избавиться от старого тосола, для этого достаточно просто найти и открыть клапан слива на СОД. Потом следует промыть систему, используя дистиллированную водичку, при этом надо применить присадку, которая удалит накипь. Ее можно купить в автомобильном или же в хозяйственном магазине.

Когда вода и присадка попадут в систему, то они во время работы двигателя начнут разрушать имеющуюся накипь. Потом данная смесь с частичками накипи просто выливается также как и старый тосол. При сливании жидкость будет довольно мутная и даже может приобрести желтовато-зеленоватый оттенок.

Перед промыванием системы охлаждения следует придерживаться определенной последовательности. Вначале делается промывание непосредственно радиатора, после него отчищается двигатель и самым последним чиститься радиатор печки. Теперь разберем все этапы поподробнее.

Промываем радиатор. Из системы сливается охлаждающая жидкость и происходит разбор трубопровода. А именно снимается шланги с поверхности радиатора и бачка. Для лучшего результата от промывки, необходимо обеспечить сильный напор. Для этого рекомендуется использовать шланги, которые применяются в садах. Он создаст хороший напор, который промоет все внутренние элементы. Промывание идет до тех пор, пока не польется чистенькая водичка без различных частичек накипи.

Отчищаем двигатель. Потребуется такой же шланг, для образования хорошего напора. Его нужно устанавливать в выходной клапан из термостата. Также как и при отчистке радиатора требуется дождаться, пока вода перестанет выходить с различными частичками грязи.

Чистим радиатор печки. Прежде чем начать промывать систему, потребуется убрать выходящие с печки шланги и открутить отопительный краник. В самое верхнее отверстие вставляется шланг и начинается отчистка под хорошим напором. И чистка заканчивается аналогично предыдущим процессам.

Особенности при сливании и заливании охлаждающей жидкости

Для получения окончательного положительного результата, требуется владеть некоторыми правилами при заливании и сливании тосола. Во-первых, все действия с жидкостью надо делать тогда, когда двигатель полностью остыл. Во-вторых, обязательно проверяем, открыта ли крышка на расширительном бачке, перед начинанием промывания. В-третьих, нужно знать и выполнять все правила безопасности. Ведь присадка, используемая для промывки, является химическим веществом, поэтому всю работу необходимо выполнять в резиновых перчатках.

Для сливания всей охлаждающей жидкости можно порекомендовать заехать на эстакаду, чтобы перед машины немного приподнялся. Если такой возможности нет, то проводить данную очистку можно и горизонтально.

Перед началом слива необходимо убрать клейму, достаточно отсоединить только «-» или еще называют «массу». В автомобилях марки ВАЗ 2111, чтобы добраться до крышки в блоке цилиндров, требуется убрать модуль зажигания. ВАЗы 2110 и 2112 устроены проще, и до данной крышки можно добраться без разборки зажигания.

Перед промыванием системы охлаждения в различных марках легковых автомобилей требуется посмотреть уровень нагревания ДВС. Следует запомнить, что нельзя сливать тосол, если двигатель еще полностью не остыл.

После подготовительных работ убираем пробку с бака и подкладываем емкость под него, для стекания тосола. Снимаем крышку, находящуюся на блоке цилиндров и начинается слив. Как только жидкость уже прекратится вытекать, потребуется еще убрать крышку находящуюся непосредственно под радиатором.

Также потребуется подложить какую-нибудь емкость под нее. Как только будет завершен весь слив жидкости, все снятые крышки надо соответственно закрутить на свои места.

На заметку: Почему глючит гаджет? Как улучшить его работу? Ответ Вы найдете на сайте http://progifree.ru/ .

Как только вся грязь выйдет вместе с водичкой из системы, требуется заливание нового тосола. Чтобы в процессе заливания не образовывались воздушные пробки, необходимо придерживаться следующих правил:

  • если двигатель карбюраторного типа, то потребуется расслабить хомут и убрать шланг, который отходит от штуцера подогревания карбюратора.
  • если двигатель инжекторного типа, то потребуется убрать шланг, который отходит от штуцера подогревания патрубка дросселя.

Поверяем, закрыты ли пробки снизу расширительного бачка и начинаем заливание нового тосола, равномерно распределяя его по всей системе.

После заливания следует запустить двигатель и периодически его останавливать для дозаправки антифризом. Ведь в процессе работы жидкость будет уходить во все имеющиеся отводы в системе. Как только СОД будет полностью наполнен антифризом, то тосол больше не будет изменять свой уровень.

Далее прицепляем шланги на места и наполовину закручиваем пробку расширительного бачка. При плотно закрученной крышке может образоваться высокое давление, а так же при последующей промывке данную пробку будет трудновато убирать, ведь тосол в взаимодействии с воздухом немного увеличивается и под такое воздействие попадают все имеющиеся детали в СОД. При слабо присоединенных хомутах, может произойти выскакивание их из системы, и в таком автомобиле нельзя будет продолжать движение.

Снова приводим в рабочее состояние автомобиль и проверяем уровень тосола, как правило, оно немного понижается, поэтому его потребуется долить до требуемой величины.

Избавляемся от воздушных пробок

Для нормального охлаждения двигателя, могут помешать появление воздушных пробок. Они порой возникают в данной системе. Самым элементарным способом решения данной проблемы является заезд на эстакаду, чтобы передняя часть автомобиля немного приподнялась. При этом глушить мотор не надо, а просто необходимо дать ему немного поработать. Даже рекомендуется периодически давить на газ, чтобы образовывались разные обороты двигателя. Правда такой метод помогает не очень часто.

Если после поведения данных действий, проблема все же осталась, то следует провести следующие действия:

  • снимается патрубок, находящийся на дроссельном узле, который приводит ОЖ в противоположное действие;
  • доливается тосол непосредственно в бачек до тех пор, чтобы он пошел из данного патрубка;
  • после этого затыкается штуцер и нужно подождать, чтобы жидкость потекла из шланга;
  • как только появляется жидкость, заводиться двигатель и затыкается пальчиком патрубок до тех пор, пока тосол не начнет вытекать из шланга на дроссельном узле;
  • закрываем штуцер и ждем момента, когда ОЖ побежит из шланга;
  • затягиваем патрубок и зажимаем крепежный хомут;
  • запускаем двигатель и нагреваем его до рабочего состояния;
  • включаем салонную отопительную систему и ждем горячего потока воздуха. Если он появился, то воздушные пробки удалены.

После окончания всех действий устанавливаем на обратное место патрубок и проверяем количество ОЖ в расширительном баке. Если ее не хватает, то доливаем до нужного уровня.

Не стоит продолжать движение на автомобиле, если уровень температуры ДВС превышает критического значения. Это может привести к перегреву двигателя. Основанием поднимания температурного режима могут стать образование в системе воздушных пробок или просто недостающее количество тосола.

Именно данным методом можно совершить промывание системы охлаждения самостоятельно в большинстве марок легковых автомобилях. Следует запомнить, что дистиллированная водичка и присадка, предназначенная от накипи, являются лучшими средствами, чтобы отчистить СОД от ненужных отложений.