Стоит ли прогревать машину зимой. Нужно ли прогревать двигатель автомобиля зимой и летом. Компрессионные и маслосъемные кольца

Для начала стоит отметить, что вопрос «нужно ли прогревать инжекторный двигатель» звучит несколько неправильно. Вне зависимости от типа подачи топлива, будь то инжектор или карбюратор, пуск двигателя, и его дальнейший прогрев происходит по одной и той же схеме. Поэтому давайте выясним, нужно ли прогревать двигатель вообще.

Споры по поводу прогрева не утихали никогда, и владельцы автомобилей, разбившись на два лагеря, постоянно спорят о необходимости прогрева двигателя, и о бесполезности этой затеи. Кто-то садится и сразу едет, кто-то греет двигатель до рабочей температуры, и лишь после этого начинает движение.

Приверженцы теории «сел и поехал» как правило, ссылаются на авторитетных товарищей из крутых автомастерских, которые никогда не грели и все у них замечательно. И на свой личный опыт, мол, никогда не грел и ничего страшного. В крайнем случае, в ход идет пресловутый аргумент ИМХО.

Сложность объективной оценки заключается в том, что:

  • износ деталей двигателя это очень долгий процесс;
  • манера езды каждого водителя отличается.

Именно поэтому сложно определить, сколько проработает ваш двигатель, если вы будете постоянно его прогревать, или не будете вовсе. Но заявления экспертов о том, что 75 процентов износа приходится на момент его холодного запуска, лично у меня не вызывают сомнения в том, надо ли.


Автор всегда был приверженцем теории прогрева, но цели убедить кого-то перед написанием статьи не ставил. Стоит ли прогревать двигатель в любом случае решает сам владелец автомобиля.

Теория прогрева двигателя

Все детали двигателя, цилиндры и поршни не исключение, производятся из металла. Поршни чаще всего делают из легких сплавов алюминия, цилиндры из металла и чугуна. Здесь в первую очередь стоит вспомнить физику и то, что при нагреве тела расширяются, и от того, из чего это самое тело сделано, зависит время нагрева и коэффициент расширения.

Все детали двигателя настроены таким образом, чтобы зазор между цилиндром и поршнем был минимальным. Это дает наименьшие потери энергии в момент воспламенения топливной смеси. Пока детали не нагрелись до необходимой температуры и не расширились, считайте, что двигатель ваш работает не так, как это предусмотрено производителем. А уж если быть совсем точным, то цилиндро-поршневая группа вашего двигателя испытывает колоссальнейшие нагрузки, и подвержена наибольшему износу в момент нагрева до рабочей температуры. Стоит ли при этом начинать движение и дополнительно нагружать двигатель?

Прогрев двигателя зимой

Одно дело, когда на улице +10-15, и совсем другое, когда температура воздуха отрицательная. Тут в дело вступает ещё ряд факторов.

Один из них это вязкость масла , которое очень важно для работы двигателя. В момент запуска двигателя зимой, масло в поддоне достигает максимальной вязкости, а значит, не может полноценно смазывать все детали, нагрузка на масляный насос так же возрастает в разы. Да, масла бывают разные, да есть SAE 30 и 40, но даже у них есть свой предел.

Чем ниже температура воздуха, тем выше содержание в нем кислорода. А чем больше кислорода — тем беднее наша рабочая смесь. Это одна из причин, почему зимой сложнее завести двигатель. На старых, карбюраторных двигателях данная проблема решалась вытягиванием подсоса, что приводило к закрытию заслонки в камере карбюратора, и как следствие обогащению смеси.


В инжекторе этим вопросом занимается автоматика, выставляя в момент запуска раннее зажигание и увеличивая подачу топлива, повышая обороты двигателя на холостом ходу.

Сколько нужно прогревать?

Прогрев двигателя зимой не столь уж утомительный процесс, ведь пока вы сметаете снег с автомобиля, очищаете или отогреваете стекла и зеркала (при наличии данной функции).

Сколько нужно прогревать? Достаточно будет 3-5 минут, за это время двигатель хоть немного прогреется, сбросит обороты. Маслу надо разогреется, только тогда оно будет полноценно смазывать все трущиеся детали.


Вот когда самое время начинать движение. Но даже в этом случае нельзя сильно давать газу, 2000 -3000 оборотов, не больше, не забывайте что рабочая температура 80-90 градусов, и пока на указателе меньше — лихачить не стоит. Трансмиссия в морозы тоже испытывает повышенные нагрузки, масло в коробке вязнет, именно поэтому так сложно переключать передачи в самом начале движения на механике, а автоматика переключается рывками.

Прогрев дизельного двигателя

Отдельно стоит обсудить тему прогрева дизельного двигателя. Ни для кого не секрет, что запускается дизельный двигатель в мороз намного сложнее, и связано это, прежде всего с особенностью воспламенения дизтоплива. В мороз дизель становится вязким, и распыление его форсунками затрудняется. Сезонность топлива играет здесь немаловажную роль.

Существует три вида солярки, каждая со своими показателями цетанового числа , температуры воспламенения, помутнения и другими:

  1. летняя. Используется при температуре воздуха от 0 градусов и выше;
  2. зимняя, применяется до -30 градусов;
  3. арктическая, используется в условиях крайнего севера.

Многие владельцы дизелей, испытывают проблемы с запуском двигателя, именно из-за применения летнего топлива в зимний период.

Дизельный двигатель отличается от бензинового самовоспламенением, за счет резкого сжатия воздуха он нагревается до температуры 700-900 градусов, и впрыскиваемое топливо воспламеняется. Нагнетаемый холодный воздух при отрицательных температурах усугубляет проблему. Использование свечей накаливания призвано ее решить. Они нагревают воздух в камере сгорания до необходимой температуры, и уже после этого можно заводить мотор.

Установка различных дополнительных предпусковых подогревателей, дает возможность более уверено заводить двигатель автомобиля в зимний период. Это актуально как для дизельных, так и для бензиновых (инжекторных и карбюраторных двигателей). Это обеспечит более быстрый прогрев двигателя. Благо рынок сейчас предлагает массу решений, а от вас требуется лишь выбрать наиболее оптимальный.

Вывод

Если до прочтения данной статьи у вас были вопросы, прогревать ли двигатель перед движением, нужно ли это и зачем, то сейчас надеемся, они отпали.

Двигатель важно и нужно прогревать. Вне зависимости от вида топлива и системы его подачи;
Время прогрева двигателя зависит от ряда факторов, и может варьироваться в зависимости от температуры окружающего воздуха, объема двигателя и оборотов.

Чем бережней вы будете относиться к автомобилю, тем дольше он прослужит без нареканий.

Буквально кричащая о том, чтобы люди прекратили прогревать свои замерзшие двигатели каждый раз после простоя автомобиля. Нам кажется, что информация стоит внимания, в качестве темы для рассуждения. Поэтому приводим ее для своих читателей.

Суровые зимние условия сложное испытание для вашего автомобиля, но вы можете сделать их еще более сложными, если каждое утро, заводя свой автомобиль вы тратите некоторое время на «прогрев» двигателя, прежде чем начать движение. Если это так, то вы, еще один из многих водителей, который думает, что важно прогреть двигатель автомобиля на холостом ходу, и это важно, для того чтобы в студёную пору защитить мотор. , которая сделает больше вреда, чем пользы!

Вот так, безапелляционно начинается эта статья- совет. Идем дальше. Прим. автора.

Мы поговорили с инженером-механиком и бывшим гонщиком драг- рейсинга, Стивеном Чиати, о данном всепроникающем мифе, гласящим о том, что вам нужно разогреть машину зимой.

Последние 26 лет, Чиати работал - в основном бензиновыми - и в настоящее время курирует всю работу, проводимую над двигателями внутреннего сгорания в Аргоннской национальной лаборатории в Иллинойсе.

Перейдя сразу к делу, Чиати пояснил, что на холостом ходу в холод автомобиль не только больше потребляет топлива, но также во время этого происходит смывание, очищение от масла, критически важных компонентов, при помощи которых двигатель собственно и работает, а именно с цилиндров и поршней.

На этом моменте прочтения стало ясно, что данная теория что-то новенькое, и к ней стоит прислушаться. Поэтому я продолжил чтение и выяснил интересные моменты.

Теория. Почему не желательно прогревать двигатель зимой

В нормальных условиях работает на смеси воздуха и паров топлива, бензина в нашем случае. Когда смесь поступает в цилиндр, поршень сжимает ее, в определенный момент, проскакивает искра, что в итоге приводит к сгоранию топлива, приводя двигатель в движение.

Но когда на улице холодно, будет испарятся хуже. Сам автомобиль изначально компенсирует это, добавляя больше бензина в воздушную смесь - что как известно любому опытному автомобилисту, называют «богатой топливной смесью», и здесь как раз начинаются проблемы.

"Это проблема, потому что вы на самом деле доливаете дополнительное топливо в камеру сгорания, чтобы сжечь его, и некоторое его количество попадает на стенки цилиндров, в большем количестве, чем нужно" пояснил инженер-механик Стивен Чиати. "Бензин- отличный растворитель и он легко смоет тонкую пленку масла со стенок цилиндра, если вы оставите его работать в холодных условиях на холостых оборотах, в течение длительного периода времени".

Со временем очищающие свойства топлива могут "иметь губительное влияние на смазки и жизненный цикл таких вещи, как поршневые кольца и гильзы цилиндров", которые имеют решающее значение для работы цилиндропоршневой группы, для нормальной работы двигателя.

Итог: Вопреки распространенному мнению, при прогреве двигателя и его работе на холостом ходу в холодную погоду, жизнь вашего двигателя не продлевается, а сокращается.

Как видно из короткого теоретического экскурса- бензин при создании определенных условий- является серьезным врагом некоторых элементов двигателя. На самом деле в этом есть рациональное зерно. В теории все верно. Но какой практический совет даст американский инженер- механик?

Простое решение для защиты двигателя

К счастью, ваш автомобиль не работает на богатой смеси всю зиму. Это происходит только, когда мотор холодный. Как только ваш двигатель прогревается до +4 градусов по Цельсию, автомобиль переходит на нормальный темп потребления топлива.

Вы возможно уверены, что продуктивно и безопасно прогреваете двигатель на холостом ходу? , двигатель все еще холодный.

"Холостой ход будет прогревать двигатель до рабочей температуры слишком долго и пока этого не произойдет, «мозги» мотора продолжат посылать обогащённую смесь топлива в цилиндры, чтобы можно было гарантировать, что в цилиндрах достаточно топлива для нормального испарения и рабочего сгорания топлива".

Самый быстрый способ для прогрева двигателя, состоит в том, чтобы использовать его по прямому назначению, иначе говоря, ехать!

Многие возразят, но как на непрогретом автомобиле можно сразу же ехать?! В минусовые температуры все смазки, масла и технические жидкости (трансмиссионное масло или жидкость в гидроусилителе, к примеру), сильно охлаждены, поэтому не могут выполнять на 100% свои рабочие функции или функции защиты.

В пример, в статье приводится работа гидроусилителя на непрогретом автомобиле. Мол, жидкость в нем холодная, а значит густая, значит и гидроусилитель будет работать неправильно и может даже выйти из строя. Действительно ли? На что Стивен отвечает, все будет нормально и вот почему…

Вы быстрее разогреете масло, когда оно начнет «работать» и перетекать в системе, если автомобиль потихоньку поедет через небольшой промежуто времени после запуска двигателя. Стивен ответил, что достаточно прогрева в течение 30 секунд или 1 минуты, и можно отправляться в путь.

К сожалению, не было приведено никаких температурных рамок. Ведь поехать в -25, это не тоже самое, что тронуться в -5. Но вероятно в основном температуры не снижаются ниже -10, -15 градусов, так что и вопросов по этому поводу у авторов статьи не возникло.

Да, вы почувствуете, что автомобиль будет вести себя несколько иначе, он будет весь слишком плавным в своей работе, «резиновым». Но это же ощущение возникнет и при обычном долгом прогреве автомобиля в холод.

Опять же, логично, что автомобиль состоит не только из двигателя, есть в нем еще масса полезных и важных деталей. Все трущиеся или крутящиеся поверхности имеют смазку, которая также, как и масло в двигателе густеет и в холодном состоянии на время теряет часть своих защитных способностей. Эти детали также должны выполнить работу, чтобы разогнать смазку. Выполнить ее можно только в движении.

Таким образом, начало движения заранее (ГЛАВНОЕ НЕСПЕШНОГО И АККУРАТНОГО ДВИЖЕНИЯ), сможет прогреть двигатель и разгонит масло в КПП, смазку в ШРУСАХ, ступицах и других частях автомобиля.

Вывод Стивена Чиати: времени на прогрев мотора стоит отвести ровно столько, сколько вам требуется для очистки стекол вашего автомобиля от снега и льда.

Не гоните лошадей!

Этот пункт американской статьи выделен особо. Как мы говорили, чуть выше, нагрузку давать на непрогретом автомобиле НЕЛЬЗЯ.

Будьте осторожны с работой педали газа сразу после выезда. Вашему двигателю потребуется определенное время, чтобы разогреться до рабочей температуры. Обычно в движении автомобиля требуется от 5 до 15 минут для выходя в рабочий диапазон. Если сразу нажать педаль газа в пол, ничего хорошего с мотором не произойдет, он испытает серьезные нагрузки, которые при систематических появлениях могут привести к преждевременным поломкам.

Плюс к этому, на прогреваемом двигателе будет повышен расход топлива и в целом ваш автомобиль будет работать по крайней мере на 12% менее эффективно.

Поэтому не старайтесь подгонять холодный автомобиль. Ничего кроме повышенного расхода топлива и износа вы не получите.

От себя еще раз напомним, в прогревании НУЖДАЮТСЯ ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ АВТМОБИЛЯ , поэтому даже если вы как обычно прогрели двигатель на холостом ходу, чуть ли не до идеальной рабочей температуры, скорость вашего движения первые несколько километров по дороге в идеале не должна превышать 40 км/ч- 50 км/ч. Особенно важно следить за переключениями коробки передач, чтобы избежать ее поломки.

Корни мифа об «обязательном прогреве мотора в холодное время»

Некоторые мифы живучи, обязаловка о том, что машине нужно проработать в холодную погоду, не исключение. Зародился миф в те времена, когда автомобильные двигатели питались карбюраторными системами.

До 1980 года, карбюраторы были основной системой питания двигателя топливом. Немного позже начали развиваться более сложные электронные системы впрыска топлива.

Ключевое отличие систем питания в том, что электронный впрыск топлива обладает датчиком, который постоянно поставляет в цилиндры правильную воздушно-топливную смесь. У карбюраторных машин не было этого важного датчика.

В зимний сезон здравый смысл подсказывает нам, что, прежде чем отправиться в путь на автомобиле, мы изначально должны запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу, т. е. до тех пор, пока мотор не прогреется. Но действительно ли это нужно? На этот счет существует много различных мнений, о чем автолюбители любят долго разглагольствовать и спорить часами. А на самом деле вопрос автомобилистами ставится интересный: нужно ли прогревать холодный двигатель, и особенно в зимний период времени? Оказывается, вопреки распространенному мнению, существует конкретный ответ: сам прогрев холодного двигателя перед поездкой никак не продлевает срок его службы. Вы удивлены?

Прочитав данную статью, вы будете знать, что длительный прогрев двигателя в зимнее время может привести к нехватке смазки внутри блока двигателя, а в результате частого прогрева двигателя зимой вы можете значительно понизить его ресурс из-за уменьшения качества смазки внутренних компонентов силового агрегата.

Если объяснить в двух словах, то двигатель внутреннего сгорания работает с использованием поршней, которые, в свою очередь, сжимают воздушно-топливную смесь (смесь воздуха и топлива) для последующего ее воспламенения свечой зажигания в камере сгорания. Воспламенение топлива - это малоконтролируемый мини-взрыв внутри камеры сгорания, в результате которого высвобождается энергия, как раз и «питающая» и приводящая в движение внутренние компоненты в двигателе.


Когда двигатель холодный, у бензина меньше шансов испаряться в достаточном количестве. Соответственно, получается, что при холодном моторе (например, после ночной стоянки автомобиля на улице в мороз) топливная смесь может оказаться не совсем подходящей для ее оптимального воспламенения.

Современные двигатели с электронным впрыском топлива имеют различные датчики, которые, в зависимости от температуры двигателя и от температуры на улице, подают сигнал блоку управления двигателем на дополнительный впрыск топлива в камеру сгорания. То есть, по сути, если в холодное время года бензин испаряется плохо, то электроника современного автомобиля автоматически подает на холодный двигатель в камеру сгорания больше топлива. И это будет происходить до тех пор, пока двигатель не прогреется до +4-5 градусов.

В итоге получается, что во время прогрева на холостом ходу двигателя в камеру сгорания попадает больше топлива, чем требуется тогда, когда мотор находится в прогретом состоянии. Таким образом, по мнению ведущих автомобильных инженеров-специалистов, вся дополнительная порция топлива оседает на стенках цилиндров двигателя и может привести к дальнейшему вымыванию моторного масла. Хотим напомнить, что бензин, являясь прекрасным растворителем, при запуске холодного мотора начинает быстро вымывать саму смазку двигателя со стенок цилиндров. Правда, с многими здесь можно согласиться, что в течение короткого прогрева двигателя на холостом ходу этот процесс вряд ли может сократить ресурс самого двигателя. Но если регулярно прогревать современный автомобиль как раньше, по старинке, то в течение длительного периода времени из-за постоянной нехватки внутри двигателя моторного масла ресурс его службы может существенно сократиться.

Например, от нехватки смазки в холодном двигателе страдают в первую очередь поршневые кольца и сами стенки цилиндров. Ведь из-за того, что излишний бензин, по сути, мгновенно растворяет , увеличивается выработка стенок цилиндров и поршневых колец.

Кроме всего не стоит забывать, что из-за увеличенной подачи топлива при прогреве двигателя существенно вырастает расход горючего.

Вот почему большинство автопроизводителей советуют в современных автомобилях не прогревать двигатель длительное время. Например, многие автомобильные компании рекомендуют водителям прогревать автомобиль прямо на ходу на небольших оборотах, а далее, как только мотор прогреется до 4 градусов, электроника автоматически переключит впрыск топлива в камеру сгорания двигателя на нормальное его значение. Кстати, возьмите на заметку, именно с этого момента в машине также снизится повышенный расход топлива, который обычно отмечается сразу после запуска холодного двигателя.

Обратите также внимание, что холостой ход на самом деле медленнее прогревает двигатель. Намного быстрее мотор может прогреться на ходу, в движении. Причем стоит отметить, что даже если спустя несколько минут после запуска холодного двигателя вовнутрь салона машины начнет поступать теплый воздух, это еще не означает, что двигатель автомобиля начал быстро прогреваться.

Идеальным, по мнению многих инженеров, является следующий алгоритм: запустить холодный двигатель, дать ему поработать 1-2 минуты (в это время можно очистить машину ото льда и снега) и только потом, на небольших оборотах, отправляться в путь. Правда, надо учитывать погодные условия: если на улице сильный мороз (более -10 градусов), то прогрев мотора на холостом ходу желательно увеличить как минимум вдвое.

Таким образом, из всего вышесказанного становится понятно, что не стоит безоговорочно прислушиваться к совету автопроизводителей, некоторые из которых в своих рекомендациях нередко заявляют, что двигатель вообще не нужно прогревать. Просто нужно помнить, что трогаться сразу после запуска автомобиля в зимнее время чревато для мотора лишней нагрузкой.

Но и затягивать холостой ход двигателя во время прогрева также не стоит. Мы уже сказали, что для этого достаточно 1-2 минуты (при небольшом морозе), затем можно плавно и медленно трогаться, двигаясь на небольших оборотах. Для полного прогрева двигателя автомобиля во время движения, в зависимости от температуры воздуха, потребуется всего в среднем от 5 до 15 минут.

Откуда же взялся миф, что перед поездкой нужно всегда прогревать двигатель до рабочей температуры?

Прогрев двигателя до рабочей температуры в былые годы был обязателен для всех автомобилей, оснащенных карбюраторной системой впрыска. Напомним, что карбюратор в старых машинах смешивал бензин и воздух, создавая, тем самым, топливную смесь для двигателя. К сожалению, карбюратор не имел датчиков, которые есть сегодня во всех современных автомобилях с электронной системой впрыска. Соответственно, из-за отсутствия датчиков в карбюраторных машинах во время прогрева автомобиля количество топлива, смешиваемого с кислородом, не регулировалось. В результате, чтобы отправиться в путь на старой машине в зимнее время, необходимо было полностью прогреть мотор до рабочей температуры.

Вот почему до сих пор существует устойчивый миф, что все автомобили (даже новые) непременно нужно полностью прогревать перед эксплуатацией зимой.

Но если вы не являетесь владельцем старой карбюраторной машины, то вам нет никакой необходимости полностью прогревать свой автомобиль перед поездкой. Лучше всего будет, если вы после запуска двигателя дадите ему несколько минут, чтобы набрать небольшую температуру, а далее уже отправитесь в дорогу.

Не повредит ли движение на непрогретой машине гидроусилителю?

А как быть с гидроусилителем? Ведь он также использует смазку для работы рулевого усилителя и на морозе тоже имеет свойство замерзать. Как быть, если долго автомобиль прогревать нельзя, а ехать с непрогретым гидроусилителем тоже опасно?

На самом деле это не является проблемой, поскольку трансмиссионное масло гидроусилителя прогревается очень быстро. Да, конечно, в первую минуту после запуска холодной машины зимой руль будет очень тяжелым, ведь в гидроусилителе при холоде масло будет густое. Но после того как вы тронетесь с места и проедете всего 1-2 минуты, рулевое колесо станет легким и трансмиссионное масло гидроусилителя полностью прогреется.

Единственное, в первые минуты движения машины вам не стоит делать рулевым колесом резких движений, надо быть осторожным, так как руль в это время будет тяжелым. Кстати, если вы будете долго греть автомобиль на холостом ходу, то не рассчитывайте на быстрый прогрев жидкости в гидроусилителе. Особенно тогда, когда во время прогрева вы не двигаете рулем. Дело тут в том, что из-за отсутствия движения рулевого колеса насос гидроусилителя не качает нужное количество жидкости и, соответственно, сам процесс прогрева трансмиссионного масла гидроусилителя будет идти очень медленно.

Возможно советы не прогревать любые автомобили - это чей-то заговор?

Существует мнение (особенно среди многих автолюбителей, а не среди профессионалов), что рекомендации автопроизводителей по поводу необязательного прогрева двигателя после его запуска - это не что иное, как глобальный заговор самих автопроизводителей, направленный против всех автовладельцев транспортных средств с целью уменьшения сроков владения автомобилями из-за преждевременного выхода из строя самих силовых агрегатов. Конечно же, эта версия не выдерживает никакой критики.

Подумайте хорошенько, зачем это производителям автомобилей? Даже если допустить, что им это как раз и было нужно, то вряд ли таким образом они пытались бы уменьшить ресурс у своей автопродукции. Ведь существует множество других, причем менее заметных, способов сократить ресурс пробега автомобилей.

Вопрос о том, нужно или нет прогревать двигатель автомобиля в зимнее время, в России поистине гамлетовский. Большинство российских автолюбителей, проживающих в условиях суровых зим, уверено: прогрев мотора «железного коня» — дело архиважное, и спорить тут не о чем. Но большинство производителей современных автомобилей, ратующих за чистоту окружающей среды, утверждают, что прогрев двигателя машины перед ездой – вреден, так как за время, потраченное на эту операцию, в воздух попадает значительное количество вредных веществ. В Европейском Союзе сейчас осуществляется переход на новые стандарты Евро-6 (некоторые страны блокируют принятие этих стандартов, уверяя, что еще не готовы так жестко контролировать выбросы), автопроизводителей ставят в жесткие экологические рамки. Поэтому единственный выход для них — разработка высокотехнологичных, экологически чистых двигателей, которые бы в самые лютые морозы не нуждались в предварительном прогреве. Но Евросоюз – не Россия, особенно, что касается погодных условий, а потому прогрев двигателя в зимнее время – мера крайне необходимая.

Аргументов у тех, кто ратует за отказ от прогрева двигателя, три: это вредит экологии, плохо влияет на узлы двигателя и увеличивает расход топлива. Рассмотрим эти аргументы внимательно. Насчет экологии – споров нет, работающий на холостых оборотах двигатель действительно выпускает в окружающую среду отработанные газы. А если учесть что, например, на Крайнем Севере двигатели грузовиков и спецтранспорта вообще не выключают сутками, то ущерб окружающей среде наносится поистине колоссальный. Но это – исключительные случаи, большинство же автолюбителей тратят на прогрев мотора до 10-15 минут максимум. И степень загрязнения экологии тут не такая критичная, хотя если по утрам в таком мегаполисе как Москва одновременно прогреваются десятки тысяч двигателей, то ни о какой пользе окружающей среде речь действительно идти не может. И россиянам еще везет, что в стране не действуют такие жесткие экологические стандарты, как в том же ЕС.

Касательно расхода топлива, то и этот аргумент во многом справедлив: в зависимости от объема двигателя и времени его работы при прогреве потребление горючего вырастает в среднем на 3-7 процентов. Цифры вроде бы некритичные, но если учесть, что прогревать двигатель приходится как минимум два раза в день – утром и вечером, при возвращении с работы, то есть повод задуматься. И, наконец, третий аргумент «против» — повышенный износ двигателя. Он в некоторой мере тоже справедлив, ведь продолжительная работа мотора на холостом ходу приводит к тому, что избыточно обогащенная кислородом топливно-воздушная смесь не успевает полностью сгорать в камере сгорания, отчего на ее стенках образуется нагар. Если такое действо происходит часто, то накопившийся на стенках камеры сгорания нагар может спровоцировать поломку двигателя, что обернется дорогостоящим ремонтом. Также от длительного прогрева могут пострадать у бензинового мотора (на них тоже образуется нагар) и форсунки у дизельного, которые попросту закоксуются со временем. Это также грозит выходом из строя указанных деталей топливной системы двигателя.

Казалось бы, часть приведенных аргументов против прогрева должна убедить тех, кто считает, что греть двигатель в лютые морозы все же нужно. Действительно, и перспектива ремонта мотора огорчит рядового российского автолюбителя гораздо больше, чем загрязнение окружающей среды. Но и у прогрева двигателя перед ездой есть свои аргументы «за». И они довольно весомые. Дело в том, что работа непрогретого двигателя под рабочими нагрузками в зимнее время чревата несколькими неприятными вещами. Во-первых, когда автолюбитель заводит мотор в мороз и сразу же едет, да еще и поддает газку, то двигатель испытывает масляное голодание. Не секрет, что даже самые продвинутые синтетические масла изменяют под воздействием низких температур свою вязкость, становясь гуще. Чего уж говорить о полусинтетических и минеральных маслах, на которых в России ездит немалое количество автомобилей. Результат недостаточной подачи – повышенное трение деталей двигателя друг о друга, что со временем приводит к выходу из строя таких узлов, как цилиндры, поршни, подшипники скольжения распредвала и коленвала, а также – деталей турбин. Представляете, в какую сумму может вылиться ремонт ? Именно поэтому многие автовладельцы пренебрегают экологией, заботясь о сохранности моторов своих автомобилей, и прогревают их.

Впрочем, есть оптимальное средство, которое должно примирить противников и защитников идеи прогрева силового агрегата. Можно обойтись минимальными потерями для окружающей среды, кошелька и мотора, если прогревать его не более 4-5 минут, а затем двигаться, держа обороты не выше 2000 до тех пор, пока температура двигателя не установится на отметке 90 градусов. К тому же, сейчас общедоступны так называемые , которые работают автономно и позволяют прогреть не только мотор, но и установить комфортную температуру в салоне автомобиля.

Споры на тему прогревать или нет двигатель автомобиля перед поездкой не утихают в среде автолюбителей. Действительно, так ли необходим прогрев? Если да, то как его лучше проводить? Нужен ли прогрев двигателя летом? Или только зимой? Чем чревата поездка на холодном двигателе? Попробуем разобраться.

Основная масса автолюбителей утверждает, что прогревать двигатель авто перед поездкой необходимо. Но, вот инструкции к современным автомобилям, наоборот, утверждают обратное. А если быть совсем точным, то в них предполагается методика прогрева двигателя «на ходу», причем специально оговаривается, что прогревать двигатель «по старинке» на холостом ходу не рекомендуется.

Нужно ли прогревать двигатель

Основные аргументы, которые приводят противники прогрева двигателя:

  • При прогреве на холостом ходу наносится вред экологии, поскольку в это время формируется переобогащенная смесь, которая сгорает не полностью.
  • Чрезмерный расход топлива, вытекающий из первого пункта.
  • Современные материалы и технологии, использующиеся в автомобилестроении позволяют начинать движение «без дедушкиных страхов».
  • Износ деталей системы выпуска отработавших газов, в первую очередь нейтрализатора отработавших газов, а также повышенное загрязнение свечей, и неоптимальный прогрев масла.

Однако, попробуем все-таки разобраться с тем, какие именно процессы происходят внутри холодного двигателя во время пуска, взглянув на двигатель «изнутри».

Несмотря на повышенную унификацию, к которой стремятся практически все производители, детали двигателя автомобиля выполнены из различных материалов и от этого никуда не деться.

Схематично можно представить двигатель внутреннего сгорания так:

  • Поршневая группа, несущая основную нагрузку.
  • Система смазки двигателя, обеспечивающая подачу масла к трущимся частям.
  • Система питания, подающая топливо, в количестве, необходимом для работы.
  • Система выпуска отработавших газов.

Цилиндры поршневой группы изготовлены в основной своей массе из стали и ее производных. Поршни, блоки цилиндров, навесное оборудование изготавливаются, как правило, из алюминиевых сплавов. Подшипники шатунов имеют в своем составе сталь и алюминий в пропорциях.

Теперь, с учетом этих знаний, а также законов физики, которые никто не отменял, посмотрим на процессы, происходящие в холодном двигателе.

Как известно, с понижением температуры металлы имеют свойство сжиматься, причем чем ниже температура, тем больше коэффициент сжатия, причем он (коэффициент) индивидуален для каждого металла в отдельности. Или проще говоря, при одинаковой температуре сталь и, например, алюминий будут сжиматься и расширяться по-разному.

Для основной массы двигателей оптимальная рабочая температура составляет 90–95 ℃, а следовательно, и все зазоры трущихся частей двигателя рассчитаны на работу при этой температуре. Пуск холодного двигателя, в частности зимой при низких отрицательных температурах, заставляет трущиеся детали работать с повышенным напряжением именно из-за разницы коэффициента расширений. А увеличенная нагрузка приводит, соответственно, к повышенному износу.

Да, конечно, конструктивно заложены необходимые допуски для обеспечения «холодного пуска», но и гарантия на работу двигателя не пожизненная! Для большинства моделей составляет до нескольких десятков тысяч километров или не более 3 лет. Причем все вышеизложенное актуально для новых, только сошедших с конвейера автомобилей.

Итак, двигатель заведен, но еще не прогрет до рабочей температуры. Масло и технические жидкости, обеспечивающие работу автомобиля, при отрицательных температурах имеют повышенную вязкость, что приводит к их меньшей текучести, или, попросту говоря, холодное масло поступает в меньших объемах к трущимся деталям, что опять-таки повышает износ. А увеличение оборотов двигателя при трогании с места увеличивает этот износ на порядок.

Подавляющее большинство автопроизводителей ограничивают обороты на время прогрева, что само собой говорит о его необходимости!

Прогрев двигателя летом

Обобщив все вышесказанное можно утверждать: прогрев двигателю необходим. А вот нужен ли он двигателю летом или только зимой? Ведь летом масло двигателя не загустевает, технические жидкости в норме...

Да, летом более щадящие условия для запуска двигателя, но, как говорилось выше, для оптимальной работы двигателя требуется определенная температура. И если зимой прогрев двигателя может длиться и 5, и 10, и 15 минут, в зависимости от того какая температура «за бортом», сколько простоял автомобиль, на открытом воздухе или в помещении и так далее, то летом это время, конечно, значительно снижается. И прогрев уже больше напоминает тот самый, упоминавшийся «прогрев на ходу». Но первоначальный прогрев хотя бы до температуры двигателя 40–50 ℃ или до снижения холостых оборотов при наличии автомата необходим!

Прогрев двигателя инжекторного автомобиля

Практически все автомобили, оборудованные инжекторной системой питания, имеют автомат прогрева, автоматически выставляющий установленные заводом-изготовителем обороты холостого хода. Однако, имеются некоторые нюансы, соблюдение которых позволит снизить нагрузку на двигатель и обеспечить уверенный пуск двигателя.

Обязательным условием пуска является наличие хорошей искры и достаточного количества топлива, что обеспечивается хорошей работой аккумуляторной батареи. Зимой, в условиях низких температур «хорошим тоном» будет разогреть электролит аккумулятора, включив секунд на 20-30 свет фар, что в свою очередь увеличит время, в течении которого аккумулятор сможет отдавать максимальный ток.

Для обеспечения «холодного запуска» необходимо отключить все посторонние электроприборы (магнитолу, вентилятор отопителя и так далее) и выжать сцепление, при наличии механической трансмиссии, после чего произвести пуск двигателя.

Не надо нажимать на педаль газа! Автомат пуска сам выставит все необходимые настройки дросселя и обогатит смесь в необходимом количестве.

После запуска двигателя потихоньку, плавно, но уверенно, отпускается педаль сцепления. Стоит отметить, что для владельцев «автоматов» этот пункт не актуален.

Прогрев карбюраторного автомобиля

Запуск и прогрев карбюраторного автомобиля отличается необходимостью ручного управления дросселем и обогащением топлива (если на карбюраторе автомобиля не установлен автомат запуска).

Для пуска карбюраторного двигателя вытягивается кнопка (рычаг) «подсоса», выжимается сцепление, после чего и производится непосредственно запуск двигателя. При исправной системе зажигания, после первого неудачного пуска может потребоваться некоторое дополнительное количество топлива, которое подается во впускной коллектор автомобиля энергичным нажатием педали «газа».

Как и в случае с инжекторным двигателем, после того как двигатель наберет обороты, педаль сцепления отпускается, а количество оборотов при прогреве корректируется «подсосом». Оптимальные обороты при прогреве карбюраторного двигателя составляют 1200–1500 об/мин. О готовности к поездке карбюраторного автомобиля говорит тот факт, что «подсос» утоплен полностью, а двигатель отзывается на педаль газа без провалов.

Прогрев дизельного двигателя

Дизельный двигатель, в отличие от карбюраторного требует полноценного прогрева до начала движения под нагрузкой, что продиктовано его конструкцией (меньшие зазоры между стенками цилиндров и поршнями, значительно более высокая компрессия обеспечивает более высокие нагрузки на поршневую систему в целом).

Уверенный пуск дизельного двигателя обеспечивается наличием специальных свечей подогрева топлива, которые включаются перед запуском стартера, а попадающее на них топливо более активно испаряется.

Для запуска дизеля, при наличии механической коробки передач, опять-таки выжимается сцепление и включается зажигание. Большинство дизельных автомобилей имеет индикаторную лампу, показывающую состояние работы свечей накаливания. После того как лампа тухнет можно осуществлять запуск двигателя.

При низких температурах полезно несколько раз включить - выключить зажигание для того, чтобы свечи накаливания создали благоприятную температуру для запуска внутри камеры сгорания.

Управляет прогревом на дизельном автомобиле автомат, поэтому вмешательства водителя в этот процесс не требуется. После того как дизель наберет необходимые для прогрева обороты, нажатая педаль сцепления отпускается.