Сделать снегоболотоход своими руками. Рыбацкий каракат болотоход. Гусеничный или на пневматике - какой лучше делать

Легкие вездеходы с камерами огромного размера способны преодолевать сильное бездорожье, по которому другие типы внедорожников пройти не могут. Самостоятельно изготовленные транспортные средства такого типа просты, так как сложной технической базы под собой не имеют, чем и завоевали признание большинства домашних умельцев. Подобная техника особо востребована жителями сельской местности, где осадки сильно снижают качество дорог, а также у любителей охоты, рыбалки и экстремального отдыха.

Разновидности самодельных вездеходов

В зависимости от типа конструкции и ходовой части, различаются следующие виды самодельных вездеходов:

  1. Лодочные болотоходы. Имеют простую конструкцию и относительно дешевы в изготовлении. Оснащены подвесным мотором и позволяют передвигаться по мелким водоемам.
  2. Гусеничный болотоход позволяет ездить по заросшим водоемам, но достаточно сложен и дорог в изготовлении, так как требует прикрепления особого вида гусениц.
  3. Вездеход на шинах низкого давления – наиболее простой и перспективный вид болотохода, эксплуатационные качества которого зависят от конструкции и надежности шин.

Некоторые самоделки в последствии становятся серийными моделями. Так произошло с , о котором теперь известно во всем мире.

Типы самодельных вездеходов на шинах низкого давления

Самодельные вездеходы на шинах низкого давления, имея одинаковый принцип перемещения по бездорожью, могут различаться по типу конструкции. Различают следующие основные виды транспортных средств данного типа:

1. Полноприводный каракат . В своей конструкции использует элементы трансмиссии и ходовой части от устаревших типов легковых автомобилей. Имеет полный привод, раздаточную коробку, а приспособленный корпус лодки в нижней его части и герметичность добавляют вездеходу плавучести. Предназначается для преодоления топей и болот, способен доставлять грузы и людей в недоступные для районы.

2. Трицикл на шинах низкого давления . Отличается максимально простой конструкцией, и может быть изготовлен почти любым автолюбителем в условиях гаража. За основу такого вездехода часто берут мотоцикл ИЖ Планета 3, благодаря его выносливости и неприхотливости.

3. Самодельный каракат с двигателем мотоколяски СЗД . Его особенность – расположение двигателя не под рамой или бензобаком, а под сиденьем или в задней части рамы вездехода. Детали ходовой традиционно берут от автомобилей, а в передней части используются элементы мотоциклов. Для изготовления рамы применяют трубы, швеллера и уголки.

4. Вездеходы с шинами низкого давления на основе легковых автомобилей или квадроциклов . Изготавливаются с использованием уже готовых основных агрегатов путем переделки трансмиссии и ходовой части, а также оснащения их шинами низкого давления.

Как сделать вездеход на шинах низкого давления?

Работа по изготовлению вездехода начинается с составления плана действий, полное выполнение которого означает достижение желаемого результата. Следующие советы помогут сэкономить время и денежные средства:

  1. Наличие свободного времени, позволяющего регулярно выполнять работы по сборке вездехода. При его отсутствии лучше вообще не начинать.
  2. Планирование бюджета. Самостоятельное создание вездехода позволяет сэкономить на покупке серийной модели, но, чтобы исключить лишние траты, необходимо произвести все расчеты и купить необходимые узлы и детали, а также оставить определенную сумму на непредвиденные расходы или возникновение поломок.
  3. Разработка плана. При наличии опыта разработок транспортных средств или задатков инженера-проектировщика возможно самостоятельное создание чертежа вездехода. При отсутствии такового пользуются чужим опытом и готовыми чертежами, которых в сети Интернет достаточное количество.

Шины низкого давления своими руками

Шины данного типа визуально напоминают огромные подушки, поддерживающие всю конструкцию. Степень сцепления в таких колесах позволяет делать транспортное средство проходимым по любому бездорожью. В зависимости от особенностей конструкции, такие шины делятся на следующие типы:

  1. Арочные. Отличаются повышенными размерами в сравнении со стандартным колесом по ширине в 5 раз, и имеют толщину до 700 мм. Давление в них как в обычном мяче – 0,05 Мпа. Устанавливаются исключительно на ведущий привод.
  2. Широкопрофильные. Отличаются овальной конструкцией и давлением ниже стандартного до 2х раз. Чаще используются в грузоподъемном транспорте.
  3. Тороидные. Изготавливаются в камерном и бескамерном варианте, отличаются высокой популярностью среди автолюбителей.
  4. Пневмокатковые , имеющие грунтозацепы для улучшения характеристик проходимости, и ребра повышения жесткости, придающие всей конструкции устойчивость и прочность.

Стоимость шин низкого давления, изготовленных в заводских условиях, может оказаться многим автолюбителям не по карману. Но для собственного вездехода самостоятельно сделать такое колесо вполне возможно. Работы выполняются в следующем порядке:

1. Выбор исходного материала, к примеру, шины сельскохозяйственной или авиационной техники, а также других видов транспорта промышленного назначения.

2. Протектор очищают, моют и сушат, после чего прорисовывают нужные узоры, чтобы создать собственный рисунок, а также удалить лишнюю проволоку и резину.

3. Для удаления излишков проволоки, внутренняя часть колеса подрезается и производится удаление корда при помощи .

4. Лишнюю резину также удаляют лебедкой, сделав надрезы по окружности, и закрепив их клещами к тросу, аккуратно оттягивая и подрезая при помощи ножа.


5. После удаления слоя протектора, поверхность зачищают наждачной бумагой.

6. Сборка диска. Для этого используют стандартный, разрезанный напополам диск, или сваренный из пластин и труб, после чего тщательно отшлифованный, чтобы исключить повреждение камеры.

7. Шина натягивается на диск и закрепляется ремнями или пожарным шлангом, после чего накачивается. Колесо готово.

Какой выбрать тип протектора для вездехода?

Для подбора нужного вида протектора для вездехода с шинами низкого давления, нужно учитывать следующие факторы:

  1. Протектор должен обладать способностью самоочистки. Данное свойство особенно актуально для использования вездехода в суровых и заболоченных местах.
  2. При использовании вездехода на торфяниках, шины выбирают с невысоким и неглубоким рельефом, иначе при разрыве их верхнего слоя, сцепление окажется недостаточным для полноценного передвижения.
  3. При использовании в заснеженных районах и на песчаниках шины выбирают с редким рисунком.

Выбор двигателя для вездехода

Чаще всего в качестве силового агрегата для самостоятельного изготовления вездехода используют следующего типа:

  1. Мотоциклетные.
  2. Автомобиля ЗАЗ.
  3. Мотоблока.
  4. Отечественных автомобилей.

Наличие в вездеходе определенного двигателя не имеет принципиальной разницы. Более важно учитывать такую особенность, как обеспечение его достаточного охлаждения , так как транспортное средство эксплуатируется круглый год в различных температурных условиях и при невысокой скорости движения. Для этого отлично подходит двигатель ЗАЗ, хорошо переносящий перепад температур. Вездеходы, работающие на мотоблочных силовых агрегатах, также зарекомендовали себя с лучшей стороны.

Другим основным критерием выбора двигателя для будущей самоделки является его мощность .

Запас мощности должен быть достаточным, чтобы вездеход на шинах низкого давления смог выехать из грязи, воды, или глубокого снега.

Выбрав агрегат с запасом мощности, получают лучшую производительность, предупреждают перегрев и создают условия для максимально долгого срока эксплуатации.

Особенности ходовой части вездехода

Ходовая часть вездеходов на шинах низкого давления изготавливается в виде для придания вездеходу лучших качеств проходимости, повышения комфорта управления транспортным средством и удобства езды для водителя и пассажиров. Данный тип конструкции имеет основной недостаток – трудоемкость изготовления.

Для ее создания применяют трубы, уголки и швеллера, изготовленные из прочной легированной стали, создав крепкую основу, способную выходить несколько лет без поломок. Раму делают как цельную, так и сочлененную. Последняя имеет высокий рабочий потенциал, но сложность изготовления делает ее достаточно редкой в самодельных конструкциях.

Последовательность самостоятельной сборки вездехода

Сборка вездехода на шинах низкого давления включает в себя следующие этапы:

1. Выбор вида вездехода и основы, на которую будут монтироваться агрегаты и детали. Для этого используются рамы автомобилей или мотоциклов, а также самодельную конструкцию, разработанную своими силами или позаимствованную с чужих чертежей.

2. Изготовление и сборка подвески с задним мостом. Для этого оптимальным решением является независимая конструкция , и, хотя на ее создание будет потрачено намного больше времени, в итоге получится вездеход с более высокими качествами проходимости и комфорта езды.


3. Монтаж колес. Производится после окончания работ по созданию заднего моста и подвески. Для крепления камер используются металлические ступицы. Правильно изготовленные или выбранные колеса низкого давления обеспечат вездеход повышенной безопасностью при движении и хорошей управляемостью.

4. Монтаж двигателя. Особое внимание при этом уделяется правильному устройству системы охлаждения.

5. Монтаж дополнительных систем. Включает в себя подключение тормозной системы, коммуникаций по отводу выхлопных газов, сцепления и . На данном этапе производится установка корпуса вездехода и осветительных приборов.

6. Окончание работ и осуществление пробного теста, который показывает работоспособность узлов и систем. При наличии неполадок или моментов, которые необходимо доработать, недостатки устраняются, после чего вездеход готов к эксплуатации.

Видео испытания самодельного вездехода

Самодельный вездеход болотоход на шинах низкого давления с полным приводом, сделанный своими руками.

Этот вездеход построен для поездок по лесному бездорожью и болотам, в основном для поездок на рыбалку.

На вездеход установлен — одноцилиндровый, четырёхтактный двигатель ЗиД, мощностью 4.5 л/с. Двигатель советского производства, достался в новом состоянии, поэтому делать стал на его основе.

КПП (укороченная) от Москвича. Двигатель с КПП стыкуется через самодельное сцепление сделанное из маховика Запорожца, его корзины и сцепления, направляющая выжимной муфты самодельная. Диск пришлось переклепать шлицевую часть чтобы оделся на первичный вал коробки Москвича. Понижающий редуктор установлен на двигателе.

Рама переломного типа (две полурамы соединённые узлом перелома).

Болотоход удачно прошёл испытания и используется для поездок на рыбалку. Двигатель довольно экономичный, расход топлива около 1,5 л в час.

Рулевая размещена справа, делалось так потому что шнурок, которым заводится двигатель выходил с этой стороны, ну и заводить удобнее стоя на раме правой рукой. Самодельный каракат перевозится на прицепе, прицеп от сх Тайга. Колеса перед упаковкой в прицеп снимаются и каракат своим ходом на голых дисках заезжает в прицеп. Перевозить можно любой легковушкой, на месте выгружается и собирается за несколько минут.

Для накачки колес есть штатный компрессор с приводом от двигателя, вездеход загружается всем необходимым и в путь по бездорожью.

На вездеходе отсутствуют брызговики, грязью и водой не забрызгивает, в худшем случае только сапоги-болотники страдают от грязи. Да и то только по лесным размешанным колеям. Скорость движения небольшая, поэтому с колес ничего не зашвыривает во все стороны, ну и в болотах кроме травы и воды больше нет ничего, грязи нет.

Вездеход больше рассчитан на тягу, по болоту свободно едет грузом в 500 кг (рыбы, водитель, пассажир) скорость около 8-10 км/ч по GPS .

Когда болотоход не загружен, то можно ехать и по шустрее, пустого скорость больше. А для тяжелых случаев, есть еще понижающая передача, что дает возможность загрузив аппарат вытаскивать УАЗ из грязи, или пересекать глубокие овраги. Блокировки дифференциалов в обоих мостах нет, но есть раздельные передние гидравлические тормоза на переднем мосту, что дает возможность тормозить буксующее колесо, тем самым передовая крутящий момент на другое колесо. Такие тормоза очень помогают если колесо проваливается в «окно» на болоте.

Вот такой получился вездеход болотоход сделанный своими руками.

Самодельный вездеход болотоход на шинах низкого давления, для поездок по тайге: фото и описание самоделки.

Понадобился болотоход для поездок в тайгу на охоту и за ягодами. Решил построить вездеход своими руками. Для постройки были использованы детали от мотоцикла Иж Планета-5, и от автомобиля Тойота Кариб.

Вот так начиналась постройка болотохода. Рама сварена из профиля, двигатель от мотоцикла, реализован полный привод (КПП, мосты от полноприводного авто Тойота Кариб).

От двигателя Ижа идёт цепная передача на вал КПП Тойоты.

Рулевое также собрано из запчастей Тойоты.

Колеса болотохода сделаны — камера в камере, камеры не автомобильные, они армированы ниткой, плюс установлена транспортерная лента полосой 25 см, за время эксплуатации клеился один раз, проткнул горельником.

Покраска рамы.

На фото: завозка досок в тайгу для охотничьей избушки.

Фото: на выходных ездили в тайгу, ну и конечно же без трудяги болотохода там ни как, да он там и живет у нас от туда он выезжает только на ТО, цель была забросить груз на избушку и поездка за клюквой.

Получился довольно простой и практичный вездеход болотоход сделанный своими руками. Вездеход уверенно передвигается по лесу, болоту, держится на воде. Отличный помощник для охотника и рыболова.


Видео: поездка на самодельном вездеходе по болоту.

Видео: вездеход болотоход едет по тайге.

На необъятных просторах Российской Федерации до сих пор можно обнаружить такие местности, где отсутствуют какие-либо признаки цивилизации. Передвижение на обычных транспортных средствах невозможно, разве что на болотоходах.

Для большинства соотечественников стоимость заводского варианта не по карману, так же как и дальнейшее его обслуживание. Вот и выходит, что жителю какого-либо Богом забытого поселка проще сотворить болотоход из комплектующих деталей, которые буквально валяются под ногами.

Особенности самодельного болотохода

Удача в деле создания самодельного транспортного средства для бездорожья будет сопутствовать при наличии минимальных технических навыков и опыта, полет фантазии. В таком случае можно рассчитывать на то, что собранный своими руками болотоход получится ничем не хуже своего заводского собрата. К этому надо прибавить существенную экономию средств семейного бюджета. Такие самоделки, как болотоходы способны облегчить передвижение в болотистых местностях и селах, где нет дорог.

Всё разнообразие конструкций самодельных вездеходов можно условно разделить на следующие виды:

  1. Наибольшего внимания заслуживает вездеход, который сконструирован на основе шин с низким давлением воздуха. Шины – одна из наиболее важных составляющих вездеходов. Высокая проходимость и качество эксплуатации находятся в прямой зависимости от конструкции колес.
  2. Изготовление болотохода лодочного типа оправданно в тех случаях, когда предстоит преодолевать мелководья.
  3. Гусеничный болотоход целесообразно эксплуатировать в местности с очень заросшими водоемами. С одной стороны, для него характерна высокая проходимостью, но, с другой – трудоемкость процесса выполнения сборки.

Порядок изготовления болотохода своими руками

Если в хозяйстве пылится старый советский мотоцикл ИЖ Планета-4, то его можно разобрать, оставив только раму. После некоторых доработок она послужит основанием для будущего болотохода.

Что касается вопроса о выборе двигателя, то экономия здесь неуместна. Прекрасно если удастся найти новый мотор от мотоцикла «Тула», по следующим причинам: наличие системы принудительного охлаждения и оптимальное использование энергии. В силу того, что машине придется практически постоянно перемещаться по болотам, выход из строя аккумулятора может доставить немало хлопот. Поэтому в двигателе следует произвести замену его «родного» зажигания на магнето от трактора, с помощью которого производится запуск мотора транспортного средства.

На раме последовательно производится монтаж бензобак, сиденье и руль от мотоцикла «Восход-2М». Старый мотоцикл послужит донором тогда, когда дело доходит до установки передней вилки. Подойдет любая модель мотоцикла, лишь бы эта деталь легко поддавалась разборке. В большинстве случаев это модель мотоцикла «Урал».

Шестерня и цепной привод должны быть согласованы друг с другом. Это надо учитывать при выборе цепи. Старый советский внедорожник УАЗ-469 пригодится, когда встает вопрос об установке заднего моста с полуосями.

Специфика «дорожного полотна» и условия эксплуатации таковы, что без тормозного механизма можно обойтись. Самодельный болотоход остановится с небольшим тормозным путем после того, как будет заглушен двигатель. Особые требования к передним колесам не предъявляются. Прекрасным решением будет установка колес снятых с комбайна. Перед этим с покрышек придется удалить верхний слой. Самоделки болотоходы – это занятное хобби для тех, кто любит мастерить транспорт своими руками.

Прежде чем устанавливать задние колеса придется потрудиться над усовершенствованием протектора. Размер покрышки должен соответствовать конструктивным особенностям самодельного болотохода. Вариантов может быть несколько, среди которых колеса с автомобилей «Ока», грузовиков ЗИЛ-131 или ГАЗ-66.

Рисунок протектора шин следует выбирать с учетом их функционального назначения и при этом должен присутствовать эффект самоочистки протектора, что немаловажно для болотохода. Лучшего сцепления колеса на торфяниках можно ожидать тогда, когда шины будут иметь относительно неглубокий и невысокий рельеф протектора. В противном случае может произойти разрушение верхнего слоя шин. Если же машина будет использована на песчаной или заснеженной местности, целесообразно подобрать шины, рисунок протектора которых редкий.

Для подгона дисков под камеры придется воспользоваться специальными вставками. В одном случае это могут быть полоса-вкладыш, а в другом – диски-тазики. Фиксация дисков с камерами осуществляется ремнями или транспортной лентой.

Статья составлена по материалам сайта - ссылка на источник

Полноприводный легкий болотоход, рама "переломка". Очень легкий и проходимый каракат с экономичным двигателем. Фото после капремонта с покраской, так сказать привели в божеский вид и кое-что поправили.

>

Это до покраски, так сказать в полевых условиях

>

>

Теперь немного о конструкции. Двигатель ЗиД, одноцилиндровый четырехтактный, мощность по моему всего 3л/с, вроде предназначен для кручения электрогенератора, достался новый, поэтому делать стал на его основе. Коробка "Москвичевская", которую я укоротил. Двигатель с коробкой стыкуется через самодельное сцепление сделанное из маховика "горбатого" запорожца, его корзины и сцепления, направляющая выжимной муфты самодельная. Запорржский диск пришлось переклепать шлицевую часть чтобы оделся на первичный вал москвичевсклй коробки. Понижающий редуктор установлен на двигателе.

Задний привод
>

>

>

>

>

На этом каракате уже пройдено около 600 км. Расход топлива около 1,5л в час. Если заметили то рулевая справа, делалось так потому что шнурок, которым заводится двигатель выходил с этой стороны, ну и заводить удобнее стоя на раме правой рукой. Каркат перевозится на прицепе, прицеп от с\х Тайга. Колеса перед упаковкой в прицеп снимаются и каракат своим ходом на голых дисках заезжает в прицеп. Перевозить можно любой легковушкой, на месте выгружается и собирается минут за 20-ть, для накачки колес есть штатный компрессор с приводом от двигателя, каракат загружается всем необходимым и в путь по бездорожью.

Не смотря на то на каракате отсутствуют брызговики грязью и водой не забрызгивает, в худшем случае только сапоги-болотники страдают от грязи. Да и то только по лесным размешанным колеям. Скорость движения небольшая, поэтому с колес ничего не зашвыривает во все стороны, ну и в болотах кроме травы и воды больше нет ничего, грязи нет.

Вездеход больше рассчитан на тягу, по болоту свободно едет грузом в 500 кг (рыбы, водитель, пассажир) скорость около 8-10 км/ч по GPS. Что полностью устраивает. Когда каракат не загружен то можно ехать и по шустрее, пустого скорость больше. А для тяжелых случаев есть еще понижающая передача, что дает возможность загрузив аппарат вытаскивать УАЗ из грязи, или пересекать глубокие овраги. Блокировки дифференциалов в обоих мостах нет, но есть раздельные передние гидравлические тормоза на переднем мосту, что дает возможность тормозить буксующее колесо, тем самым передовая крутящий момент на другое колесо. Такие тормоза очень помогают если колесо проваливается в "окно" на болоте.