Сокращенное опробование тормозов производят. Затяжными спусками, где производится полное опробование автотормозов. Проверка автотормозов в грузовых поездах

При сокращенном опробовании контролируют состояние тормозной магистрали по действию тормоза хвостового вагона.

Сокращенное опробование производится в случаях:

После прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно было сделано полное опробование от станционной сети;

После смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;

После любого разъединения соединительных рукавов в составе поезда, соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана тормозной воздушной магистрали в составе поезда.

Сокращенное опробование производится на ПТО без отцепки локомотива от поезда и на промежуточных станциях в случае прицепки группы вагонов к поезду без переформирования состава. При этом обязательно проверяют действие тормозов у каждого вагона прицепляемой группы.

В грузовых поездах машинист локомотива выполняет проверку действия автотормозов силами локомотивной бригады.

Сокращенное опробование автотормозов выполняется следующим образом.

По сигналу осмотрщика «Произвести торможение» (днем поднятой вертикально рукой, ночью - поднятым ручным фонарем с прозрачно-белым огнем) машинист подает один короткий звуковой сигнал и за один прием понижает давление в магистрали грузовых поездов на 60 - 70 кПа (0,6 - 0,7 кгс/см2), пассажирских поездов нормальной длины - на 50 - 60 кПа (0,5 - 0,6кгс/см2), длинносоставных и сдвоенных пассажирских поездов - на 70 - 80кПа (0,7 - 0,8кгс/см2).

Осмотрщик проверяет состояние тормозной сети поезда по действию тормоза последнего вагона. Убедившись, что последний вагон заторможен, он подает сигнал «Отпустить тормоза» днем движением руки перед собой по горизонтали, ночью - такими же движениями ручного фонаря с прозрачно-белым огнем.

Машинист подает два коротких звуковых сигнала и производит отпуск. После получения ответного сигнала с локомотива осмотрщик проверяет, все ли тормозные колодки последнего вагона отошли от поверхности колес. На этом сокращенное опробование заканчивается.

Во время опробования автотормозов для передачи указаний машинисту можно применять радиосвязь, устройства громкоговорящего оповещения или специальные указатели.

Если сокращенное опробование тормозов произведено после полного опробования от станционной сети, машинисту локомотива выдается справка формы ВУ-45, как при полном опробовании от локомотива.

Когда сокращенное опробование производится после переформирования состава поезда, то в имеющейся у машиниста справке формы ВУ-45 делается отметка о сокращенном опробовании и изменении состава. Такую отметку делает осмотрщик по тормозам или осмотрщик вагонов, а на станциях, где их нет - работник, производивший опробование. Во всех других случаях отметка в справке о выполнении сокращенного опробования не делается. Работник, производивший опробование тормозов, обязан не допустить отправления поезда, если в процессе опробования тормоз хвостового вагона не сработал.

Если после отпуска тормозов в процессе полного или сокращенного опробования будут обнаружены в поезде неотпустившие воздухораспределители, то нельзя отпускать их вручную до выяснения причин неотпуска. Необходимо проверить положение концевых кранов, особенно в тех местах, где приклеплялись оли отцеплялись вагона, и убедиться в том, что нет в поезде перекрытых концевых кранов, после чего повторить опробование. Вторично неотпустившие воздухораспределители на ПТО должны быть заменены, а на промежуточных станциях выключены с выпуском воздуха из резервуаров вручную. О наличии выключенных воздухораспределителей делается отметка в справке формы ВУ-45.

Контрольная проверка действия автотормозов выполняется по требованию машиниста локомотива или работников вагонного хозяйства для выявления причин неудовлетворительной работы тормозного оборудования или самопроизвольного торможения в пути следования. Такая проверка производится после прибытия поезда на ПТО или на промежуточной станции совместно работниками вагонного и локомотивного хозяйства, а при необходимости - и в пути следования во время движения поезда. Очередность и объем контрольной проверки определяется исходя из причин, вызвавших ее необходимость.

На станциях проверяют плотность тормозной сети поезда; правильность включения режимов торможения; исправность действия авторежимов и авторегуляторов, правильность установки чугунных и композиционных тормозных колодок, правильность регулировки рычажных передач, величину выхода штоков тормозных цилиндров и состояние ручных тормозов.

Давление в тормозных цилиндрах вагонов, у которых было заклинивание колесных пар или имеются признаки неисправности авторежима и пониженной эффективности торможения; исправность крана машиниста, пределы давлениявоздуха в главных резервуарах, действие автотормоза локомотива; проходимость воздуха через блокировочное устройство усл.№ 367 на локомотиве; исправность автотормозов поезда; исправность электропневматического тормоза в пассажирских вагонах.

При контрольной проверке допускается увеличение выхода штока тормозного цилиндра у грузовых вагонов на 50 мм по сравнениюс предельным при отправлении поезда с ПТО. Давление в тормозных цилиндрах проверяется по установленным на них манометрам после зарядки тормозной сети грузового поезда до 650 кПа (6,5 кгс/см2), а пассажирского - до 520 кПа (5,2 кгс/см2). При служебном торможении давление в тормозных цилиндрах грузовых вагонов должно быть не более 450 кПа (4,5 кгс/см2) на груженом режиме, 340 кПа (3,4 кгс/см2) на среднем и 200 кПа (2 кгс/см2) на порожнем, а пассажирских вагонов - не более 430 кПа (4,3 кгс/см2).

Во время проверки действия автотормозов поезда производят полное опробование, в процессе которого фиксируют количество не сработавших воздухораспределителей при торможении, самопроизвольно отпустивших, а также время самопроизвольного отпуска. Воздухораспределители не должны самопроизвольно отпускать пассажирские и грузовые на равнинном режиме в течение не менее 5 мин, грузовые на горном режиме - не менее 10 мин. Подсчитывают также силу нажатия тормозных колодок на 1000 кН (100 тс) веса поезда исходя из количества сработавших при торможении воздухораспределителей с учетом фактического режима их включения.

При проверке правильности управления автотормозами производится торможение и отпуск в соответствии с данными скоростемерной ленты, зафиксированными на перегоне, где выявлена ненормальная работа тормозов. После этой проверки дается ступень торможения снижением давления в магистрали на 50 - 60 кПа (0,5 - 0,6 кгс/см2), а затем отпуск автотормозов постановкой ручки крана. Машиниста в первое положение - с выдержкой до получения в уравнительном резервуаре установленного давления для грузового поезда с последующим переводом ручки крана в поездное положение. Время отпуска тормозов на равнинном режиме должно быть не более 50 с в грузовом поезде длиной до 200 осей, 80 с в грузовом поезде длиной более 200 осей.

Время отпуска тормозов с воздухораспределителями усл. № 135 и 270 на горном режиме увеличивается в 1,5 раза.

Если причина неисправности воздухораспределителя не установлена, то такой воздухораспределитель снимают с вагона и проверяют на стенде в АПК. При снятии воздухораспределителя проверяют чистоту сетки на магистральном воздухопроводе.

сокращенное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов двух хвостовых вагонов производится:

После прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было выполнено полное опробование автотормозов от компрессорной установки или локомотива.

После смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцеплялся;

После всякого разъединения рукавов в составе поезда или между составом и локомотивом, кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль поезда.

Соединения рукавов при прицепке вагонов – на каждом прицепленном вагоне;

После перекрытия концевого крана в составе.

После стоянки пассажирского поезда более 20 минут, грузового более 30 минут;

При падении давления воздуха в главных резервуарах ниже 5,5 кг/см2;

При смене кабин управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне, после остановки поезда в связи с невозможностью дальнейшего управления поездом из головной кабины ведущего локомотива.

Проверка автотормозов в пути следования.

Для того чтобы убедиться в исправной и надежной работе автотормозов поезда, введена обязательная проверка их действия в пути следования.

Проверка производится после произведенного ранее полного или сокращенного опробования автотормозов в строго установленном для этой проверки месте. Для проверки действия автотормозов машинист производит служебное торможение. После получения необходимого тормозного эффекта, машинист отпускает тормоза. Помощник машиниста докладывает длину тормозного пути. Длина тормозного пути отсчитывать от момента поворота ручки крана 395(394), до момента снижения скорости на 10 км/ч.

Отцепка локомотива от состава.

После прибытия поезда на станцию назначения состав должен быть закреплен тормозными башмаками от самопроизвольного ухода. Поэтому состав необходимо закрепить до отцепки от локомотива.

После получения разрешения на отцепку от состава, машинист (отключает ЭПТ, если было включено) производит полное служебное торможение краном машиниста 395 (394), снижая давление в тормозной магистрали на 1,5 – 1,7 кг/см2. После этого отдает команду помощнику машиниста отцепить локомотив и закрепить состав. Помощник машиниста перекрывает концевые краны у локомотива и первого вагона, разъединяет рукава тормозной магистрали между локомотивом и первым вагоном, подвешивает рукава на кронштейнах, закрепляет состав тормозным башмаком. Докладывает машинисту.

Смена кабин управления.

Отключить ЭПК, при этом выключится локомотивный светофор на блоке индикации КЛУБ.

Проконтролировать выпуск воздуха из тормозной магистрали и правильность перекрытия разобщительных кранов к крану 395 (394) и 254.

Проконтролировать отключение прожектора, отключение буферного фонаря со стороны машиниста и включение со стороны помощника, отключение выключателя «Управление возбуждением». (рис. 52)

Ожидать включение красной сигнальной лампы «Дублирование управления»

После включения лампы отключить выключатели «Управление общее», «Топливный насос», «Управление охлаждением».

Через улицу перейти в другую кабину.

Доложить машинисту, затем включить ЭПК. По локомотивному светофору убедиться во включении (загорится лампа светофора). Если лампа светофора не включилась и свистит свисток, то выключить ЭПК. Машинист забыл переключить переключатель направления.

По регламенту напомнить машинисту о проверках тормозов


Прицепка локомотива к составу.

После получения команды, помощник машиниста соединяет рукава тормозной магистрали локомотива и вагона. После чего открывает концевые краны. Сначала у локомотива, затем у вагона. Изымает тормозной башмак из-под вагона. Работу производить в сигнальном жилете и рукавицах. Доложить машинисту о результатах.

Рис. 52.
Сигнальная лампа «Дублирование питания» Сигнальная лампа «Реле заземления» Сигнальная лампа «Реле боксования» Сигнальная лампа «Перегрев воды» Сигнальная лампа «Включение вентилятора» Резервная лампа резервная лампа Сигнальная лампа «Реле перехода» Сигнальная лампа контроля цепи ЭПТ Сигнальная лампа «Перекрыша ЭПТ» Сигнальная лампа «Торможение ЭПТ» Выключатель «Управление общее» Выключатель «Топливный насос» Выключатель «Управление охлаждением» Выключатель «Управление возбуждением» Выключатель «Управление переходом» Выключатель «Прожектор» Выключатель «Буферный правый» Выключатель «Буферный левый» Резервные выключатели Выключатель «Освещение пульта» Выключатель «Освещение кабины» Киловольтметр главного генератора Килоамперметр главного генератора Кнопка «Пуск дизеля» Переключатель ЭПТ Манометр «Уравнительный резервуар» и «Тормозной цилиндр» Переключатель «автоматическое, ручное охлаждение» Манометр «Давление масла» Переключатель стеклоочистителя Кнопка бдительности Термометр «Температура масла» Переключатель «Прожектор тускло-ярко» Манометр «Тормозная и напорная магистраль» Термометр «Температура воды» Кнопка «Звуковой сигнал» Переключатель «Напряжение батареи» или «Напряжение питания ЭПТ» Амперметр «Ток зарядки батареи» Тумблер управления ЭПТ Вольтметр батареи или ЭПТ

Сокращенное опробование автотормозов производится с целью проверки проходимости воздуха по тормозной магистрали от локомотива до хвостового вагона. Сокращенное опробование выполняют:

  • · после прицепки поездного локомотива к составу, если полное опробование автотормозов было предварительно выполнено от компрессорной установки или другого локомотива;
  • · после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;
  • · после всякого разъединения рукавов в составе или между составом и локомотивом (кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль), соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в составе;
  • · в пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 минут, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см2, при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда;
  • · в грузовых поездах, если при стоянке поезда произошло срабатывание автотормозов, изменилась плотность тормозной магистрали более чем на 20% от указанной в справке формы ВУ-45, после стоянки поезда более 30 минут.

При выполнении сокращенного опробования тормозов по сигналу осмотрщика вагонов машинист выполняет разрядку тормозной магистрали на величину ступени торможения, как при полном опробовании, и устанавливает ручку крана машиниста в IV положение. Осмотрщик проверяет срабатывание тормозов двух хвостовых вагонов по выходу штока тормозного цилиндра и прижатию тормозных колодок к колесам. По сигналу осмотрщика «Отпустить тормоза» машинист отпускает тормоза установкой ручки крана машиниста в первое положение. В пассажирских поездах ручку крана машиниста выдерживают в этом положении до получения давления в уравнительном резервуаре 5,0 - 5,2 кгс/см2, а в грузовых и грузопассажирских поездах до давления в уравнительном резервуаре на 0,5 кгс/см2 выше зарядного. После этого ручку крана машиниста переводят в поездное положение. Осмотрщик вагонов проверяет отпуск тормозов двух хвостовых вагонов по уходу штока тормозного цилиндра и отходу тормозных колодок от колес. В случае прицепки в хвост поезда группы вагонов осмотрщик проверяет работу тормозов у каждого прицепленного вагона. На станциях, где должности осмотрщиков вагонов не предусмотрены, к сокращенному опробованию привлекаются работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов (перечень должностей устанавливается начальником дороги). После выполнения сокращенного опробования тормозов осмотрщик вагонов обязан сделать отметку в справку формы ВУ-45 о его выполнении, а машинист заносит в справку данные о плотности тормозной сети.

Если сокращенное опробование тормозов в поезде производится после полного опробования от компрессорной установки, то осмотрщики вагонов обязаны перед опробованием проверить плотность тормозной сети поезда при втором и четвертом положениях ручки крана машиниста, целостность тормозной магистрали, замерить зарядное давление в магистрали хвостового вагона, а при длине грузового поезда более 100 осей определить наибольшее время отпуска автотормозов двух хвостовых вагонов. По окончании опробования машинисту вручается справка формы ВУ-45, как при полном опробовании. Сокращенное опробование электропневматических тормозов выполняют в пунктах смены локомотивов и локомотивных бригад по действию тормозов двух хвостовых вагонов и при прицепке вагонов с проверкой действия тормозов у каждого прицепленного вагона. В пассажирских поездах сначала выполняется сокращенное опробование электропневматических тормозов, а затем автотормозов. Сокращенное опробование ЭПТ производится порядком, аналогичным их полному опробованию от локомотива. Отпуск тормозов производят кратковременным, на 1 - 2 секунды перемещением ручки крана машиниста в первое положение с последующим перемещением ее поездное положение. Срабатывание тормозов и их отпуск контролируют по лампам сигнализатора в кабине локомотива, а также прижатию и отходу тормозных колодок от колес двух хвостовых вагонов. Без выполнения сокращенного опробования тормозов или с недействующими тормозами у двух хвостовых вагонов отправлять поезд на перегон запрещается. Сокращенное опробование тормозов моторвагонных поездов Сокращенное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормоза хвостового вагона производится:

  • · после всякого разъединения рукавов или перекрытия концевых кранов в поезде;
  • · после стоянки поезда более 20 мин или падения давления в главных резервуарах ниже 4,5 кгс/см2.

Сокращенное опробование электропневматических тормозов производится:

  • · после смены кабины управления;
  • · после смены локомотивных бригад;
  • · после всякого разъединения электрической цепи ЭПТ.

Сокращенное опробование автоматических и электропневматических тормозов выполняется также после отстоя поезда без локомотивной бригады в течение времени, менее установленного приказом начальника дорога (на Октябрьской ж. д. это время составляет 12 часов). Приступая к сокращенному опробованию тормозов, локомотивная бригада должна зарядить тормозную магистраль до зарядного давления и проверить работу сначала ЭПТ, а затем автоматических тормозов по действию тормоза хвостового вагона. Для этого в рабочей кабине включить ЭПТ и по сигналу помощника машиниста произвести ступень торможения до повышения давления в тормозном цилиндре головного вагона на 1,0 - 1,5 кгс/см2. Помощник машиниста обязан проверить действие тормоза хвостового вагона по манометру тормозного цилиндра и по выходу штока тормозного цилиндра и прижатию тормозных колодок к колесам, а затем подать сигнал об отпуске тормозов. Машинист по этому сигналу переводит ручку крана машиниста в I положение, затем ручку крана № 334 Э - в положение IIА, крана № 395 во II положение.

Помощник машиниста должен проверить отпуск тормоза хвостового вагона по манометру в нерабочей кабине. При положительном результате проверки машинист выключает ЭПТ и проверяет работу автоматических тормозов снижением давления в уравнительном резервуаре на 0,5 - 0,6 кгс/см2. Помощник машиниста подает сигнал об отпуске тормозов после проверки действия тормоза хвостового вагона. По этому сигналу машинист переводит ручку крана машиниста в I положение, затем ручку крана №334Э - в положение IIА, крана № 395 во II положение. Машинист контролирует работу тормозов по манометру тормозного цилиндра и сигнальным лампам в рабочей кабине. Если при сокращенном опробовании не сработает тормозов хвостового вагона, то работник, проверяющий тормоза этого вагона, обязан не допустить отправление поезда. Ответственность за правильное выполнение сокращенного опробования тормозов в моторвагонных поездах несут машинист и помощник машиниста.

полного опробования от УЗОТ).

Сокращенное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов двух хвостовых вагонов в поездах производится:

После прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно

было выполнено полное опробование автотормозов от стационарной компрессорной установки через УЗОТ или локомотива;

  • - после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцеплялся;
  • - после всякого разъединения рукавов в составе поезда, перекрытия концевого крана в составе, после соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава (в последнем случае с проверкой действия тормоза на каждом прицепленном вагоне);
  • - если при стоянке поезда произошло самопроизвольное срабатывание тормозов или изменение плотности более чем на 20% от указанной в справке ВУ-45;
  • - при стоянке поезда после остановки более 30 мин.

После выполнения операций по прицепке локомотива к составу в соответствии с п. 1.4.6.4 данного приложения, головной осмотрщик-автоматчик совместно с машинистом обязаны проверить плотность тормозной сети поезда, целостность тормозной магистрали, как и при полном опробовании тормозов (пункт 1.4.6.5 данного приложения). Кроме того хвостовой осмотрщик-автоматчик обязан замерить зарядное давление в магистрали хвостового вагона и наибольшее время отпуска двух хвостовых вагонов в соответствии с пунктом 1.4.6.5 данного приложения, подвешивает соединительный рукав последнего вагона, навешивает сигнальный диск, обозначающий хвост поезда.

После того, как все вышеизложенные операции выполнены, по команде головного осмотрщика-автоматчика, который находится в кабине локомотива, машинист должен подать один короткий сигнал и снизить давление в уравнительном резервуаре на величину, установленную для полного опробования тормозов. Головной осмотрщик-автоматчик по радиосвязи сообщает хвостовому осмотрщику-автоматчику: «На пути №…. состав затормозили». По этой команде хвостовой осмотрщик-автоматчик контролирует срабатывание тормозов у двух хвостовых вагонов и сообщает головному осмотрщику-автоматчику: «Тормоза у состава №…., хвостовой вагон № ….. сработали. Отпустить тормоз».

После произведенной ступени торможения машинист локомотива должен проверить плотность тормозной сети поезда при 4 положении ручки крана машиниста.

Получив извещение о срабатывании тормозов, головной осмотрщик-автоматчик дает команду машинисту поезда отпустить тормоз. Машинист подает свистком два коротких сигнала и отпускает тормоза установленным порядком в соответствии с п. 1.4.6.5 данного приложения. Хвостовой осмотрщик-автоматчик по радиосвязи сообщает головному осмотрщику-автоматчику: «Тормоза у состава №…., хвостовой вагон № ….. отпустили».

По окончании опробования машинисту вручается справка ВУ-45, как при полном опробовании.

Без выполнения сокращенного опробования или с недействующими тормозами у двух (в поездах повышенного веса и длинны - пяти) хвостовых вагонов отправлять поезд запрещается.

Время на сокращенное опробование тормозов в поезде от локомотива после полного опробования от УЗОТ составляет 12 минут.

Перед отправлением поезда со станции формирования необходимо проверить работу пневматических и электропневматических тормозов на стоянке путем проверки прижатия тормозных колодок и выхода штока тормозного цилиндра при торможении. При отпуске тормозные колодки должны отойти от обода колеса, а шток - уйти в корпус тормозного цилиндра.

Полное опробование тормозов проводится в случаях:

На станции формирования перед отправлением;

После смены локомотива;

На станциях, разделяющих смежные гарантийные участки следования грузовых поездов, без смены локомотива;

На станциях, предшествующих крутым затяжным спускам.

Полное опробование производится в следующей последовательности:

После зарядки тормозной магистрали всего поезда от локомотива, производится проверка целостности тормозной магистрали путем кратковременного открытия концевого крана у хвостового вагона - машинист наблюдает по манометру в локомотиве падение давления в тормозной магистрали;

Проверяют плотность тормозной магистрали согласно норм;

По сигналу осмотрщика (поднятая вертикально вверх рука), машинист отвечает одним коротким свистком и производит снижение давления в тормозной магистрали на 0,5-0,6 атм;

Осмотрщик проверяет прижатие колодок и выходы штоков тормозных цилиндров у всех вагонов в поезде;

По сигналу «Отпуск» (движение руки перед собой на уровне груди), машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и повышает давление в тормозной магистрали до зарядного;

Осмотрщик проверяет отход тормозных колодок от обода колеса и уход всех шковов в тормозные цилиндры.

В каких случаях производится сокращенное опробование тормозов?

Перед отправление поезда в рейс необходимо произвести опробование тормозов всего состава. Установлено два вида опробования тормозов: полное и сокращенное.

Сокращенное опробование тормозов производиться в следующих случаях:

После прицепки локомотива, если предварительно было произведено полное опробование тормозов от стационарной установки;

После всякого разъединения тормозной магистрали в составе или перекрытия концевых разобщительных кранов;

После передачи управления второму локомотиву или смены кабины управления;

После смены локомотивных бригад без отцепки локомотива от поезда;

После стоянки пассажирского поезда на промежуточной станции более 20 минут.

На промежуточных станциях, где нет работников вагонных служб, к сокращенному опробованию тормозов может привлекаться начальник поезда или проводник хвостового вагона.


По указанию начальника поезда, проводник хвостового вагона путем кратковременного открытия концевого разобщительного крана на хвостовом вагоне проверяет целостность тормозной магистрали поезда.

Затем вертикально поднятой вверх рукой днем или белым огнем фонаря ночью подает сигнал в сторону локомотива о начале опробования - машинист отвечает одним коротким свистком локомотива и понижает давление в тормозной магистрали на 0,5-0,6 атм. от зарядного давления.

Проводник проверяет прижатие тормозных колодок к ободам колес и выход штока тормозных цилиндров (80-120 мм) у двух хвостовых вагонов. Убедившись в этом, проводник подает в сторону локомотива ручной сигнал на окончание опробования тормозов горизонтальным движением руки на уровне груди днем либо фонарем с белым огнем ночью - машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и повышает давление в тормозной магистрали до зарядного давления.

Проводник проверяет отход тормозных колодок от обода колес и возвращение штока в тормозной цилиндр в исходное положение у двух хвостовых вагонов.

В случае обнаружения неисправности в работе тормозов, проводник выставляет в сторону локомотива красный сигнал и вызывает по цепочке начальника поезда.