Тягово-скоростные свойства автомобиля. Шпаргалка: Тягово-скоростные свойства и топливная экономичность автомобиля Показатели тягово-скоростных свойств
Тягово-скоростные свойства автомобиля существенно зависят от конструктивных факторов. Наибольшее влияние на тягово-скоростные свойства оказывают тип двигателя, коэффициент полезного действия трансмиссии, передаточные числа трансмиссии, масса и обтекаемость автомобиля.
Тип двигателя. Бензиновый двигатель обеспечивает лучшие тягово-скоростные свойства автомобиля, чем дизель, при аналогичных условиях и режимах движения. Это связано с формой внешней скоростной характеристики указанных двигателей.
На рис. 5.1 представлен график мощностного баланса одного и того же автомобиля с различными двигателями: с бензиновым (кривая N" т) и дизелем (кривая N" т). Значения максимальной мощности N max и скорости v N при максимальной мощности для обоих двигателей одинаковы.
Из рис. 5.1 видно, что бензиновый двигатель имеет более выпуклую внешнюю скоростную характеристику, чем дизель. Это обеспечивает ему больший запас мощности (N" з > N" з ) при одной и той же скорости, например при скорости v 1 . Следовательно, автомобиль с бензиновым двигателем может развивать большие ускорения, преодолевать более крутые подъемы и буксировать прицепы большей массы, чем с дизелем.
КПД трансмиссии. Этот коэффициент позволяет оценить потери мощности в трансмиссии на трение. Снижение КПД, вызванное ростом потерь мощности на трение вследствие ухудшения технического состояния механизмов трансмиссии в процессе эксплуатации, приводит к уменьшению тяговой силы на ведущих колесах автомобиля. В результате снижаются максимальная скорость движения автомобиля и сопротивление дороги, преодолеваемое автомобилем.
Рис. 5.1. График мощностного баланса автомобиля с разными двигателями:
N" т – бензиновый двигатель; N" т - дизель; N" з, N" з – соответствующие значения запаса мощности при скорости автомобиля v 1 .
Передаточные числа трансмиссии. От передаточного числа главной передачи существенно зависит максимальная скорость автомобиля. Оптимальным считается такое передаточное число главной передачи, при котором автомобиль развивает максимальную скорость, а двигатель - максимальную мощность. Увеличение или уменьшение передаточного числа главной передачи по сравнению с оптимальным приводит к снижению максимальной скорости автомобиля.
Передаточное число I передачи коробки передач влияет на то, какое максимальное сопротивление дороги может преодолеть автомобиль при равномерном движении, а также на передаточные числа промежуточных передач коробки передач.
Увеличение числа передач в коробке передач приводит к более полному использованию мощности двигателя, росту средней скорости движения автомобиля и повышению показателей его тягово-скоростных свойств.
Дополнительные коробки передач. Улучшение тягово-скоростных свойств автомобиля может быть достигнуто также применением совместно с основной коробкой передач дополнительных коробок передач: делителя (мультипликатора), демультипликатора и раздаточной коробки. Обычно дополнительные коробки передач являются двухступенчатыми и позволяют увеличить число передач вдвое. При этом делитель только расширяет диапазон передаточных чисел, а демультипликатор и раздаточная коробка увеличивают их значения. Однако при чрезмерно большом числе передач возрастают масса и сложность конструкции коробки передач, а также затрудняется управление автомобилем.
Гидропередача. Эта передача обеспечивает легкость управления, плавность разгона и высокую проходимость автомобиля. Однако она ухудшает тягово-скоростные свойства автомобиля, так как ее КПД ниже, чем у механической ступенчатой коробки передач.
Масса автомобиля. Увеличение массы автомобиля приводит к возрастанию сил сопротивления качению, подъему и разгону. В результате ухудшаются тягово-скоростные свойства автомобиля.
Обтекаемость автомобиля . Обтекаемость оказывает значительное влияние на тягово-скоростные свойства автомобиля. При ее ухудшении уменьшается запас тяговой силы, который может быть использован на разгон автомобиля, преодоление подъемов и буксировку прицепов, возрастают потери мощности на сопротивление воздуха и снижается максимальная скорость автомобиля. Так, например, при скорости, равной 50 км/ч, потери мощности у легкового автомобиля, связанные с преодолением сопротивления воздуха, почти равны потерям мощности на сопротивление качению автомобиля при его движении по дороге с твердым покрытием.
Хорошая обтекаемость легковых автомобилей достигается незначительным наклоном крыши кузова назад, применением боковин кузова без резких переходов и гладкого днища, установкой ветрового стекла и облицовки радиатора с наклоном и таким размещением выступающих деталей, при котором они не выходят за внешние габариты кузова.
Все это позволяет уменьшить аэродинамические потери, особенно при движении на высоких скоростях, а также улучшить тягово-скоростные свойства легковых автомобилей.
У грузовых автомобилей сопротивление воздуха уменьшают, применяя специальные обтекатели и покрывая кузов брезентом.
ТОРМОЗНЫЕ СВОЙСТВА.
Определения.
Торможение – создание искусственного сопротивления с целью снижения скорости или удержание в неподвижном состоянии.
Тормозные свойства – определяют максимальное замедление автомобиля и предельные значения внешних сил, которые удерживают автомобиль на месте.
Тормозной режим – режим, при котором к колесам приводят тормозные моменты.
Тормозной путь – путь, проходимый автомобилем от обнаружения помехи водителем до полной остановки автомобиля.
Тормозные свойства – важнейшие определяющие безопасности движения.
Современные тормозные свойства нормируются правилом №13 комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии при ООН (ЕЭК ООН).
Национальные стандарты всех стран участниц ООН составляют на основании этих Правил.
Автомобиль должен иметь несколько тормозных систем, выполняющих различные функции: рабочую, стояночную, вспомогательную и запасную.
Рабочая тормозная система является основной тормозной системой, обеспечивающей процесс торможения в нормальных условиях функционирования автомобиля. Тормозными механизмами рабочей тормозной системы являются колесные тормоза. Управление этими механизмами осуществляется посредством педали.
Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля в неподвижном состоянии. Тормозные механизмы этой системы располагают либо на одном из валов трансмиссии, либо в колесах. В последнем случае используются тормозные механизмы рабочей тормозной системы, но с дополнительным приводом управления стояночной тормозной системы. Управление стояночной тормозной системой ручное. Привод стояночной тормозной системыдолжен быть только механическим .
Запасная тормозная система используется при отказе рабочей тормозной системы. У некоторых автомобилей функции запасной выполняет стояночная тормозная система или дополнительный контур рабочей системы.
Различают следующие виды торможений : экстренное (аварийное), служебное, торможение на уклонах.
Экстренное торможение осуществляется посредством рабочей тормозной системы с максимальной для данных условий интенсивностью. Количество экстренных торможений составляет 5…10% от общего числа торможений.
Служебное торможение применяют для плавного снижения скорости автомобиля или остановки в заранее намеченном мес
Оценочные показатели.
Существующими стандартами ГОСТ 22895-77, ГОСТ 25478-91 предусмотрены следующие показатели тормозных свойств автомобиля:
j уст. – установившееся замедление при постоянном усилии на педаль;
S т – путь, проходимый от момента нажатия на педаль до остановки (остановочный путь);
t ср – время срабатывания – от нажатия на педаль до достижения j уст. ;
Σ Р тор. – суммарная тормозная сила.
– удельная тормозная сила;
– коэффициент неравномерности тормозных сил;
Установившаяся скорость на спуске V т.уст. при торможении тормозом – замедлителем;
Максимальный уклон h т max , на котором автомобиль удерживается стояночным тормозом;
Замедление, обеспечиваемое запасной тормозной системой.
Нормативы показателей тормозных свойств АТС, предписываемые стандартом, приведены в таблице. Обозначения категорий АТС:
М – пассажирские: М 1 – легковые автомобиля и автобусы не более 8 мест, М 2 – автобусы более 8 мест и лонной массой до 5 т, М 3 – автобусы полной массой более 5 т;
N – грузовые автомобили и автопоезда: N 1 – полной массой до 3,5 т, N 2 - свыше 3,5 т, N 3 – свыше 12 т;
О – прицепы и полуприцепы: О 1 – полной массой до 0,75 т, О 2 – полной массой до 3,5 т, О 3 – полной массой до 10 т, О 4 – полной массой свыше 10 т.
Нормативные (количественные) значения оценочных показателей для новых (разрабатываемых) автомобилей назначают в соответствии с категориями.
Введение
Функциональные свойства определяют способность автомобиля эффективно выполнять свою основную функцию -- перевозку людей, грузов, оборудования, т. е. характеризуют автомобиль как транспортное средство. К этой группе свойств, в частности, относятся: тягово-скоростные свойства -- способность двигаться с высокой средней скоростью, интенсивно разгоняться, преодолевать подъемы; управляемость и устойчивость -- способность автомобиля изменять (управляемость) или поддерживать постоянными (устойчивость) параметры движения (скорость, ускорение, замедление, направление движения) в соответствии с действиями водителя; топливная экономичность -- путевой расход топлива в заданных условиях эксплуатации; маневренность -- способность движения на ограниченных площадях (например, на узких улицах, во дворах, паркингах);проходимость -- возможность движения в тяжелых дорожных условиях (снег, распутица, преодоление водных преград и т. п.) и по бездорожью; плавность хода -- способность движения по неровным дорогам при допустимом уровне вибровоздействия на водителя, пассажиров и на сам автомобиль; надежность -- безотказная эксплуатация, длительный срок службы, приспособленность к проведению технического обслуживания и ремонта автомобиля. Тягово-скоростные свойства автомобиля определяют динамичность движения, т. е. возможность перевозить грузы (пассажиров) с наибольшей средней скоростью. Они зависят от тяговых, тормозных свойств автомобиля и его проходимости -- способности автомобиля преодолевать бездорожье и сложные участки дорог.
Скоростные свойства автомобиля
Возможности автомобиля в достижении высокой скорости сообщения характеризуются скоростными свойствами. Показателем скоростных свойств является максимальная скорость. В соответствии с уравнением максимальной скорости на горизонтальном участке дороги соответствует равенство тяговой силы Р т сумме сил сопротивления качению Р к и сопротивления воздуха Р в. Для определения максимальной скорости автомобиля необходимо решить уравнение силового баланса. Графический способ его решения показан на рис. 1. На графике в координатах скорость V a -- тяговая сила Р т нанесены четыре кривые Р т для разных передач четырехступенчатой трансмиссии и кривая суммы сил сопротивления качению Р к и воздуха Р в.
Точка пересечения кривой изменения тяговой силы Р т на 4-й передаче с суммарной кривой сил сопротивления Р к + Р в определяет максимальную скорость автомобиля V max на горизонтальном участке.
При движении на подъем добавляется сила сопротивления подъему Р п, поэтому кривая Р к + Р в смещается вверх на величину силы сопротивления подъему Р пг. Максимальная скорость на подъеме V Пmах в нашем случае определяется точкой пересечения кривой изменения тяговой силы Р т на 3-й передаче с суммарной кривой сил сопротивления Р к + Р в + Р п.
Резерв тяговой силы res P T может быть использован на преодоление силы инерции Р и при разгоне: rеsР т = Р и = Р т - Р к - Р в.
Рис. 1.
Величина ускорения j x , м/с 2 , пропорциональна resP T и обратно пропорциональна массе автомобиля М а, умноженной на коэффициент k j учета вращающихся масс:
j x = res Р т /М а,k j
Изменение скорости автомобиля при разгоне показано на рис. 2. Продолжительность разгона характеризует инерционность автомобиля, которая пропорциональна постоянной времени разгона Т р. Величина Т р связана с максимальной скоростью V max . За время t = Т р автомобиль разгоняется до скорости V T , равной 0,63 V max .
Оказалось, что средняя скорость движения автомобилей в свободных условиях совпадает или близка к V T . Это можно объяснить следующим. Разница между максимальной скоростью V mах и текущей скоростью V a является резервом скорости, который водитель может использовать при выполнении обгонов. Когда скорость автомобиля превышает 0,63 V max , водитель начинает ощущать, что в случае необходимости он не может увеличить скорость с нужной интенсивностью. Поэтому резерв скорости res V без = V max -- V T является наименьшим безопасным резервом, a V T -- наибольшей безопасной скоростью в свободных условиях.
Рис. 2.
Максимальная скорость V mах, безопасная скорость V T и постоянная времени разгона Т р являются показателями скоростных свойств автомобиля. Безопасная скорость V T может служить ориентиром при выборе скорости автомобиля в условиях свободного движения. Значения V max , V T и Т р для разных моделей автомобилей приведены в табл. 1. Постоянная времени разгона Т р изменяется пропорционально изменению массы автомобиля. Поэтому интенсивность разгона грузового автомобиля и автобуса без нагрузки намного выше, чем с нагрузкой.
Таблица 1.
Показатели скоростных свойств транспортных средств (тс) различных категорий с полной массой
Модель ТС |
Среднее Т р для ТС одной категории |
||||
Учебный 1 |
|||||
Учебный 2 |
|||||
«С 3 » + «Е» |
Учебный 3 |
||||
«С 3 » + «Е» |
Учебный 4 |
||||
«С 3 » + «Е» |
|||||
«С 3 » + «Е» |
|||||
«С 3 » + «Е» |
|||||
«С 3 » + «Е» |
* Разрешенная максимальная масса 3,5...12 т.
* * Разрешенная максимальная масса более 12 т.
Выбег автомобиля происходит при переводе рычага переключения передач в нейтральное положение. Такое движение называют накатом. В этом случае сила инерции Р и является движущей силой уравнение принимает вид:
P и = M а j x = - Р К ± Р п - Р в
Разделив левую и правую части уравнения на М а, получим выражение для определения величины замедления при накате J н:
J н = (- Р К ± Р п - Р в) / M а
Из выражения видно, что чем больше масса автомобиля М а, тем меньше замедление и тем больше время движения накатом до остановки. Зависимость скорости V a от времени t при накате показана на рис. 3.
Рис.3.
Как можно видеть из графика, инерционность автомобиля при накате характеризуется постоянной времени наката Т н. Постоянные времени разгона Т р и наката Т н связаны между собой, так как зависят от массы автомобиля М а. Постоянная времени наката Т н примерно в 1,5 -- 2 раза превышает постоянную времени разгона Т р. Чем больше Т н, тем большую часть пути можно проезжать накатом, что имеет большое значение для снижения расхода топлива.
Тягово-скоростные свойства имеют важное значение при эксплуатации автомобиля, так как от них во многом зависят его средняя скорость движения и производительность. При благоприятных тягово-скоростных свойствах возрастает средняя скорость, уменьшаются затраты времени на перевозку грузов и пассажиров, а также повышается производительность автомобиля.
3.1. Показатели тягово-скоростных свойств
Основными показателями, позволяющими оценить тягово-скоростные свойства автомобиля, являются:
Максимальная скорость , км/ч;
Минимальная
устойчивая скорость (на высшей передаче)
,
км/ч;
Время разгона (с места) до максимальной скорости t р, с;
Путь разгона (с места) до максимальной скорости S р, м;
Максимальные и средние ускорения при разгоне (на каждой передаче) j max и j ср, м/с 2 ;
Максимальный преодолеваемый подъем на низшей передаче и при постоянной скорости i m ах, %;
Длина динамически преодолеваемого подъема (с разгона) S j ,м;
Максимальная сила тяги на крюке (на низшей передаче) Р с , Н.
В
качестве обобщенного оценочного
показателя тягово-скоростных свойств
автомобиля можно использовать среднюю
скорость непрерывного движенияср
,
км/ч.
Она зависит от условий движения и
определяется с учетом всех его режимов,
каждый из которых характеризуется
соответ-ствующими показателями
тягово-скоростных свойств автомобиля.
3.2. Силы, действующие на автомобиль при движении
При движении на автомобиль действует целый ряд сил, которые называются внешними. К ним относятся (рис. 3.1) сила тяжести G , силы взаимодействия между колесами автомобиля и дорогой (реакции дороги) R Х1 , R х2 , R z 1 , R z 2 и сила взаимодействия автомобиля с воздухом (реакция воздушной среды) Р в.
Рис. 3.1. Силы, действующие на автомобиль с прицепом при движении: а - на горизонтальной дороге; б - на подъеме; в - на спуске
Одни из указанных сил действуют в направлении движения и являются движущими, другие - против движения и относятся к силам сопротивления движению. Так, сила R Х2 на тяговом режиме, когда к ведущим колесам подводятся мощность и крутящий момент, направлена в сторону движения, а силы R Х1 и Р в - против движения. Сила Р п - составляющая силы тяжести - может быть направлена как в сторону движения, так и против в зависимости от условий движения автомобиля - на подъеме или на спуске (под уклон).
Основной движущей силой автомобиля является касательная реакция дороги R Х2 на ведущих колесах. Она возникает в результате подвода мощности и крутящего момента от двигателя через трансмиссию к ведущим колесам.
3.3. Мощность и момент, подводимые к ведущим колесам автомобиля
В условиях эксплуатации автомобиль может двигаться на различных режимах. К этим режимам относятся установившееся движение (равномерное), разгон (ускоренное), торможение(замедленное)
и
накат (по инерции). При этом в условиях
города продолжительность движения
составляет приблизительно 20 % для
установившегося режима, 40 % - для
разгона и 40 % - для торможения и
наката.
При всех режимах движения, кроме наката и торможения с отсоединенным двигателем, к ведущим колесам подводятся мощность и крутящий момент. Для определения этих величин рассмотрим схему,
Рис. 3.2. Схема для определения мощ ности и крутящего момента, подво димых от двигателя к ведущим ко лесам автомобиля:
Д - двигатель; М - маховик; Т - транс миссия; К - ведущие колеса
представленную на рис. 3.2. Здесь N e - эффективная мощность двигателя; N тр - мощность, подводимая к трансмиссии;N кол - мощность, подводимая к ведущим колесам; J м - момент инерции маховика (под этой величиной условно понимают момент инерции всех вращающихся частей двигателя и трансмиссии: маховика, деталей сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи и др.).
При разгоне автомобиля определенная доля мощности, передаваемой от двигателя к трансмиссии, затрачивается на раскручивание вращающихся частей двигателя и трансмиссии. Эти затраты мощности
(3.1)
где А - кинетическая энергия вращающихся частей.
Учтем, что выражение для кинетической энергии имеет вид
Тогда затраты мощности
(3.2)
Исходя из уравнений (3.1) и (3.2) мощность, подводимую к трансмиссии, можно представить в виде
Часть этой мощности теряется на преодоление различных сопротивлений (трения) в трансмиссии. Указанные потери мощности оцениваются коэффициентом полезного действия трансмиссии тр.
С учетом потерь мощности в трансмиссии подводимая к ведущим колесам мощность
(3.4)
Угловая скорость коленчатого вала двигателя
(3.5)
где ω к -угловая скорость ведущих колес; u т -передаточное число трансмиссии
Передаточное число трансмиссии
Где u k - передаточное число коробки передач; u д - передаточное число дополнительной коробки передач (раздаточная коробка, делитель, демультипликатор); и Г - передаточное число главной передачи.
В результате подстановки e из соотношения (3.5) в формулу (3.4) мощность, подводимая к ведущим колесам:
(3.6)
При постоянной угловой скорости коленчатого вала второй член в правой части выражения (3.6) равен нулю. В этом случае мощность, подводимая к ведущим колесам, называется тяговой. Ее величина
(3.7)
С учетом соотношения (3.7) формула (3.6) преобразуется к виду
(3.8)
Для определения крутящего момента М к , подводимого от двигателя к ведущим колесам, представим мощности N кол и N T , в выражении (3.8) в виде произведений соответствующих моментов на угловые скорости. В результате такого преобразования получим
(3.9)
Подставим в формулу (3.9) выражение (3.5) для угловой скорости коленчатого вала и, разделив обе части равенства на к получим
(3.10)
При установившемся движении автомобиля второй член в правой части формулы (3.10) равен нулю. Момент, подводимый к ведущим колесам, в этом случае называется тяговым. Его величина
(3.11)
С учетом соотношения (3.11) момент, подводимый к ведущим колесам:
(3.12)
Тягово-скоростные свойства имеют важное значение при эксплуатации автомобиля, так как от них во многом зависят его средняя скорость движения и производительность. При благоприятных тягово-скоростных свойствах возрастает средняя скорость, уменьшаются затраты времени на перевозку грузов и пассажиров, а также повышается производительность автомобиля.
3.1. Показатели тягово-скоростных свойств
Основными показателями, позволяющими оценить тягово-скоростные свойства автомобиля, являются:
Максимальная скорость , км/ч;
Минимальная
устойчивая скорость (на высшей передаче)
,
км/ч;
Время разгона (с места) до максимальной скорости t р, с;
Путь разгона (с места) до максимальной скорости S р, м;
Максимальные и средние ускорения при разгоне (на каждой передаче) j max и j ср, м/с 2 ;
Максимальный преодолеваемый подъем на низшей передаче и при постоянной скорости i m ах, %;
Длина динамически преодолеваемого подъема (с разгона) S j ,м;
Максимальная сила тяги на крюке (на низшей передаче) Р с , Н.
В
качестве обобщенного оценочного
показателя тягово-скоростных свойств
автомобиля можно использовать среднюю
скорость непрерывного движенияср
,
км/ч.
Она зависит от условий движения и
определяется с учетом всех его режимов,
каждый из которых характеризуется
соответ-ствующими показателями
тягово-скоростных свойств автомобиля.
3.2. Силы, действующие на автомобиль при движении
При движении на автомобиль действует целый ряд сил, которые называются внешними. К ним относятся (рис. 3.1) сила тяжести G , силы взаимодействия между колесами автомобиля и дорогой (реакции дороги) R Х1 , R х2 , R z 1 , R z 2 и сила взаимодействия автомобиля с воздухом (реакция воздушной среды) Р в.
Рис. 3.1. Силы, действующие на автомобиль с прицепом при движении: а - на горизонтальной дороге; б - на подъеме; в - на спуске
Одни из указанных сил действуют в направлении движения и являются движущими, другие - против движения и относятся к силам сопротивления движению. Так, сила R Х2 на тяговом режиме, когда к ведущим колесам подводятся мощность и крутящий момент, направлена в сторону движения, а силы R Х1 и Р в - против движения. Сила Р п - составляющая силы тяжести - может быть направлена как в сторону движения, так и против в зависимости от условий движения автомобиля - на подъеме или на спуске (под уклон).
Основной движущей силой автомобиля является касательная реакция дороги R Х2 на ведущих колесах. Она возникает в результате подвода мощности и крутящего момента от двигателя через трансмиссию к ведущим колесам.
3.3. Мощность и момент, подводимые к ведущим колесам автомобиля
В условиях эксплуатации автомобиль может двигаться на различных режимах. К этим режимам относятся установившееся движение (равномерное), разгон (ускоренное), торможение(замедленное)
и
накат (по инерции). При этом в условиях
города продолжительность движения
составляет приблизительно 20 % для
установившегося режима, 40 % - для
разгона и 40 % - для торможения и
наката.
При всех режимах движения, кроме наката и торможения с отсоединенным двигателем, к ведущим колесам подводятся мощность и крутящий момент. Для определения этих величин рассмотрим схему,
Рис. 3.2. Схема для определения мощ ности и крутящего момента, подво димых от двигателя к ведущим ко лесам автомобиля:
Д - двигатель; М - маховик; Т - транс миссия; К - ведущие колеса
представленную на рис. 3.2. Здесь N e - эффективная мощность двигателя; N тр - мощность, подводимая к трансмиссии;N кол - мощность, подводимая к ведущим колесам; J м - момент инерции маховика (под этой величиной условно понимают момент инерции всех вращающихся частей двигателя и трансмиссии: маховика, деталей сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи и др.).
При разгоне автомобиля определенная доля мощности, передаваемой от двигателя к трансмиссии, затрачивается на раскручивание вращающихся частей двигателя и трансмиссии. Эти затраты мощности
(3.1)
где А - кинетическая энергия вращающихся частей.
Учтем, что выражение для кинетической энергии имеет вид
Тогда затраты мощности
(3.2)
Исходя из уравнений (3.1) и (3.2) мощность, подводимую к трансмиссии, можно представить в виде
Часть этой мощности теряется на преодоление различных сопротивлений (трения) в трансмиссии. Указанные потери мощности оцениваются коэффициентом полезного действия трансмиссии тр.
С учетом потерь мощности в трансмиссии подводимая к ведущим колесам мощность
(3.4)
Угловая скорость коленчатого вала двигателя
(3.5)
где ω к -угловая скорость ведущих колес; u т -передаточное число трансмиссии
Передаточное число трансмиссии
Где u k - передаточное число коробки передач; u д - передаточное число дополнительной коробки передач (раздаточная коробка, делитель, демультипликатор); и Г - передаточное число главной передачи.
В результате подстановки e из соотношения (3.5) в формулу (3.4) мощность, подводимая к ведущим колесам:
(3.6)
При постоянной угловой скорости коленчатого вала второй член в правой части выражения (3.6) равен нулю. В этом случае мощность, подводимая к ведущим колесам, называется тяговой. Ее величина
(3.7)
С учетом соотношения (3.7) формула (3.6) преобразуется к виду
(3.8)
Для определения крутящего момента М к , подводимого от двигателя к ведущим колесам, представим мощности N кол и N T , в выражении (3.8) в виде произведений соответствующих моментов на угловые скорости. В результате такого преобразования получим
(3.9)
Подставим в формулу (3.9) выражение (3.5) для угловой скорости коленчатого вала и, разделив обе части равенства на к получим
(3.10)
При установившемся движении автомобиля второй член в правой части формулы (3.10) равен нулю. Момент, подводимый к ведущим колесам, в этом случае называется тяговым. Его величина
(3.11)
С учетом соотношения (3.11) момент, подводимый к ведущим колесам:
(3.12)