Они были первыми. Колесные и гусеничные трактора ссср Советские фронтальные погрузчики

12091 28.07.2019 6 мин.

ПК-30, Уральский завод

Погрузчик ПК-30

  • вес машины – 10700 кг;
  • грузоподъёмность от 2,7 до 4 тонн;
  • дизельный тип двигателя;
  • мощность 122 л.с.;
  • максимальная скорость 35 км/час;
  • вместимость ковша – 1,6 куб.м.;
  • ширина режущей кромки ковша – 2450 мм.

Достоинства техники:

  • высокая надёжность;
  • высокопроизводительность;
  • возможность функционирования в тяжёлых условиях;
  • низкая стоимость по сравнению с подобной техникой, произведённой за границей;
  • производство с использованием инновационных технологий.

Недостатки:

  • отсутствует защита на сочленениях подъёмного механизма от пыли и грязи, которая становится абразивом и в течение нескольких лет может привести технику в негодность;
  • нет защиты на шлангах. Если попадает какой-либо предмет между кабиной оператора и ковшом, тогда может выйти из строя гидросистема или рулевое управление.

Цена такой техники от производителя составляет 2,5 миллиона рублей . Если приобретать эту технику через посредников или дилеров, тогда её цена может находиться в пределах 3 миллионов рублей.

Спецтехника данной модели – это современная производительная машина, которая качественно и быстро выполнит любые погрузочные и перерабатывающие работы.

Большая мощность и грузоподъёмность техники позволяет поднимать большую массу груза. Она активно применяется в дорожном строительстве.

Terex TL65, Орловский завод

Российский погрузчик Terex TL65

К техническим характеристикам данной техники следует отнести:

  • небольшие габариты, масса устройства составляет 9900 кг;
  • грузоподъёмность 1,5 тонны;
  • дизельный тип двигателя;
  • мощность 85 л.с.;
  • вместимость ковша – 0,9 куб.м.;
  • ширина режущей кромки ковша – 1200 мм.

Достоинства:

  • габаритная ширина (1700 мм), позволяет работать на узких стройплощадках;
  • надёжность;
  • высокопроизводительность;
  • возможность функционирования в различных производственных условиях;
  • невысокая цена машины по сравнению с подобной спецтехникой, произведённой за границей;
  • не требуется особый уход во время эксплуатации;
  • использование ультрасовременных технологий при производстве отдельных элементов и систем.

Недостатки:

  • из-за небольших габаритов не допускается использовать технику в тяжёлых условиях работы;
  • незащищённость шлангов;

Цена:

Если заказывать такую модель спецтехники у производителя, тогда придётся заплатить не более 1,8 миллиона рублей.

В зависимости от местонахождения дилера, стоимость такой машины может варьироваться от 2,0 до 2,2 миллионов рублей.

Современный дизайн техники, техническая надёжность и небольшие габариты позволяют ей быть популярной моделью на рынке такой спецтехники. Большой спрос объясняется небольшой ценой и большим количеством преимуществ этой машины.

Все преимущества самого большого автокран в мире – .

“Кировец” К-702МА-ПК6, г. Санкт-Петербург

Технические характеристики машины:

  • вес машины – 21000 кг;
  • грузоподъёмность около 6 тонн;
  • дизельный тип двигателя;
  • мощность 125 л.с.;
  • максимальная скорость 39 км/час;
  • вместимость ковша – 4 куб.м.;
  • ширина режущей кромки ковша – 3200 мм.

“Кировец” К 702 МА-ПК6

Плюсы спецтехники:

  • многофункциональность;
  • высокая надёжность;
  • можно использовать при низких (до -40 градусов) и высоких (до +40 градусов) температурах воздуха;
  • невысокая стоимость;
  • не требует особого ухода;
  • возможность использования в различных производственных условиях.

Минусы данной спецтехники:

  • незащищённость шлангов;
  • неприспособленность к работе со связанными и плотными грунтами.

Стоимость машины составляет в пределах 2,0 миллионов рублей.

Такая спецтехника предназначена для работы с мелкокусковыми и сыпучими материалами. Отлично выполняет любые работы, связанные с погрузкой, разгрузкой, уборкой. Если оснастить машину специальным захватом с щипцами, тогда её можно использовать на деревообрабатывающем предприятии в качестве штабелера.

ЗТМ 216А (АРТ), Ростовская область

Технические характеристики этой модели:

  • вес машины – 17000 кг;
  • грузоподъёмность около 3,5 тонн;
  • дизельный тип двигателя;
  • мощность 115 л.с.;
  • максимальная скорость 30 км/час;
  • вместимость ковша – от 1,7 до 2,0 куб.м.;
  • ширина режущей кромки ковша – 2400 мм.

Преимущества техники:

  • высокая производительность и надёжность;
  • низкий уровень потребления топлива;
  • отличная грузоподъёмность;
  • джойстиковое управление в кабине оператора;
  • защита от опрокидывания кабины и от падающих предметов.

Недостатки модели:

  • небольшая ёмкость ковша;
  • невысокая скорость передвижения;
  • неприспособленность к работе со связанными и плотными грунтами.

Стоимость такой спецтехники находится в пределах 1,7 – 1,85 миллиона рублей.

Конструкция этого фронтального погрузчика предусматривает установку трёх моделей двигателей и двух моделей гидромеханических трансмиссий. Активно используется на складах и в сельском хозяйстве.

При помощи смены рабочих органов, такая техника может быть использована в портах, карьерах, лесоперерабатывающей промышленности и так далее.

Четра-60 и Четра-К12, Чебоксарский завод “Промтрактор”

Технические характеристики этих двух популярных моделей этого завода изготовителя такие:

  • грузоподъёмность от 6 до 12 тонн;
  • масса техники – 22900 кг;
  • ёмкость ковша – от 5,5 до 6,8 куб. м.;
  • дизельный тип двигателя;
  • мощность 238 л.с.;
  • максимальная скорость 30 км/час;

Преимущества данной техники заключаются в таких параметрах:

  • высокая производительность;
  • отличная манёвренность;
  • мобильность;
  • транспортабельность;
  • простая конструкция;
  • большой набор опций;

Недостатки спецтехники:

  • неприспособленность к работе со связанными и плотными грунтами.

Стоимость такого фронтального погрузчика российского погрузчика находится в пределах 1,7 – 1,95 миллиона рублей (сравните с ценой погрузчика ).

Такая спецтехника прекрасно справляется с работой по планированию площадок, по выгрузке в отвал или на транспортное средство и с погрузкой и разгрузкой штучных грузов. Активно используется в складских помещениях, в различных карьерах и портах, а также на коммунальных предприятиях и в сельском хозяйстве.

Амкодор 333В, Белорусский завод

Технические характеристики:

  • грузоподъёмность 4 тонны;
  • масса техники – 11500 кг;
  • ёмкость ковша – 2,3 куб. м.;
  • дизельный тип двигателя;
  • мощность 205 л.с.;
  • максимальная скорость 22,6 км/час;
  • ширина режущей кромки ковша – 2500 мм.

Амкодор 333б

Преимущества модели:

  • высокая производительность;
  • отличная манёвренность;
  • экономичность;
  • компактность техники;
  • мобильность;
  • транспортабельность;
  • простая конструкция;
  • большой набор опций;
  • надёжность гидравлической конструкции и системы управления.

Недостатки спецтехники:

  • неприспособленность машины к функционированию со связанными и плотными грунтами.

Большинство компаний дилеров реализуют эту машину в пределах 2,2 – 2,3 миллионов рублей.

Эта машина была изготовлена ещё в постсоветское время на заводе “Амкодор” в Белоруссии. Но до сих пор она имеет прекрасные технические характеристики и пользуется огромной популярностью среди строительных и дорожных компаний нашей страны.

Инженеры компании выбрали такую линию производства, благодаря которой получилась техника с максимальной эффективностью при простоте конструкции машины.

Что делать, чтобы машину не забрал эвакуатор – узнайте в .

Заключение

В заключении необходимо отметить, что многие фронтальные погрузчики российского производства могут проигрывать такой технике импортного производства в обустройстве кабины оператора и наборе опций. Но по практичности, надёжностии стоимости обслуживания таким отечественным моделям нет равных.

Отличная производительность и экономичность, компактность и простота в эксплуатации, а также достойная цена фронтальных погрузчиков российского производства, помогают этой технике стать популярной среди строительных и дорожных компаний.

Сегодня фронтальный погрузчик, пожалуй, является самой востребованной техникой на стройке и в карьере. Он стал настолько привычной и обыденной машиной, что представить без него постройку дома или проведение работ по добыче полезных ископаемых практически невозможно. Кажется, что это строительное оборудование человеком было изобретено в незапамятные времена.

Между тем, как это ни удивительно, но история создания фронтального погрузчика не настолько богата, как, к примеру, экскаватора или бульдозера, и уходит корнями в недалекие 20-е годы прошлого столетия.

Фронтальные погрузчики начали свой путь развития гораздо позже, нежели иные землеройные машины. На протяжении многих десятилетий, экскаваторы пытались выполнять работу, которую сейчас совершают исключительно погрузчики.

Кто явился самым первым изобретателем этой удивительно полезной машины сейчас можно только догадываться, но, скорее всего, им стал какой-то фермер, пожелавший облегчить способ погрузки на телегу навоза. Известны самые примитивные погрузчики, появившиеся лишь на заре 20 века, у которых ковш, установленный на простой трактор, мог подыматься и опускаться с помощью систем лебедок. На самом деле погрузчиком эту машину можно было назвать с большой натяжкой, ибо это были неповоротливые и малоэффективные агрегаты, способные поднимать не более 0,4 м3, да и те использовались, по большей части, исключительно в сельском хозяйстве.

Тем не менее, появление этих прототипов будущих погрузчиков ознаменовало рождение нового класса машин, чья мобильность, маневренность и универсальность вывела процесс зодчества и карьерной добычи на известный нам сейчас современный уровень.

Впрочем, невзирая на свою небогатую историю, технология создания фронтального погрузчика прошла свой положенный путь эволюции и за несколько десятилетий из маломощного трактора с ковшом смогла сотворить такую машину, технические характеристики которой поражают наше воображение сегодня.

Если не считать тех допотопных тракторов-погрузчиков, изобретенных для облегчения погрузки сена в амбар, пожалуй, первым создателем, удачно воплотившим идею сотворения настоящего строительного погрузчика, стала английская фирма «Muir-Hill Ltd».

Компания «Muir-Hill Ltd», образованная в 1901 году в Манчестере, носила имя ее создателей господина Мьюира и Хилла, и являлась первым и основным английским предприятием, выпускающим на тот момент грузовики-самосвалы не только для нужд гражданского строительства, но и для армии Великобритании.

Уже в 1927 году ее инженеры приступили к работе по изобретению первого фронтального погрузчика. Результатом этих изысканий стал выпуск колесного образца с объемом ковша 0,5 м3 и мощностью 28 лошадиных сил под капотом. Ковш, управляемый системой канатов, был установлен на базу сельскохозяйственного трактора фирмы Fordson. Сама же машина получилась вполне эффективной, рабочей, и практически сразу понравилась покупателям.

Фото одного из первых погрузчиков, созданных компанией «Muir-Hill Ltd»


Чуть более поздняя модель погрузчика производства «Muir-Hill Ltd», уже на колесах, обтянутых резиной

К 1939 году компании удалось построить и продать несколько сотен своих погрузчиков. Однако вскоре нагрянувшая война затормозила инженерный процесс, оставив компании лишь возможность снабжать армию королевы образцами техники, созданными в мирное время.

Тем временем, на другом материке, в американском Чикаго инженер по имени Фрэнк Г.Хью корпел над созданием своего варианта погрузчика. Именно этот талантливый изобретатель назовет погрузчик погрузчиком и впервые использует в его конструкции гидравлическую систему управления.

Фрэнк Хью, являясь талантливым инженером, еще в 1920 году, будучи юным помощником горного инженера, стал задумываться над созданием маневренной машины, способной перемещать большие объемы сыпучих материалов. Спустя 16 лет, в 1936 году, ему удастся-таки построить свой большой фронтальный погрузчик, в котором двигатель он разместит сзади над двумя ведущими колесами машины. Этот образчик тяжелой погрузочной техники оказался весьма удачным и его с успехом использовали на погрузке/разгрузке железнодорожных вагонов, при рытье погребов и в цехах сталелитейных заводов.

В 1938 году Фрэнк Хью для компании «International Harvester» создаст более мощный погрузчик на базе модели трактора TD-35 с чуть большим объемом ковша порядка 0,5 м3. А базой для него станет гусеничный трактор. На тот момент это был первый в мире гусеничный фронтальный погрузчик с самой большой емкостью рабочего органа.

А в 1939 году именно Фрэнк Хью первым в мире оборудует колесный погрузчик системой гидравлического управления.

Его гидравлический погрузчик состоял из вертикальной мачты, закрепленной на передней части трактора и пары рычагов, прикрепленных сзади и соединенных с ковшом. По существу гидравлический цилиндр, расположенный между боковыми стойками мачты, поднимал посредством системы кабелей заднюю часть ковша. Эта машина Хью по современным представлениям больше походила на гигантскую мышеловку, нежели на тот погрузчик, с которым мы знакомы сейчас. Однако, это было инновационное решение, способное обеспечить многие промышленные отрасли необычной машиной- помощником.

Впрочем, невзирая на успех созданных им агрегатов, Хью постоянно балансировал на грани банкротства. В своей работе он находился в непосредственной зависимости от производителей тракторов, ибо его погрузчики монтировались на их базе. Процесс развития технологических решений в те годы не стоял на месте, конструкции тракторов менялись буквально ежемесячно. Зачастую Хью даже не знал о вносимых конструктивных изменениях. Проблема осложнялась тем, что некоторые производители наотрез отказывались снабжать Хью схемами и рисунками новых моделей тракторов. Его инженерам приходилось буквально на ходу менять конструкцию погрузчиков и это вносило в бизнес постоянную неразбериху и финансовые потери. Тогда Хью создаст свое полное по циклу производство погрузочной техники и избавится от зависимости строптивых изобретателей тракторов.

Но, как и в случае с компанией «Muir-Hill Ltd», вторая мировая война внесла свои коррективы, остановив развитие погрузчиков Хью и заставив изобретателя несколько лет работать исключительно на военную промышленность.

После войны Фрэнк Хью вернулся к усовершенствованию своей машины, и в 1947 году выпустил первую в мире полноприводную модель гидравлического погрузчика модели НМ.

Фото полноприводного погрузчика модели НМ, выпущенного в 1947 году

Эта надежная машина имела рекордную на то время емкость ковша в 1,2 м3, была оснащена усилителем руля и коробкой передач с функцией заднего хода. Она работала от дизельного двигателя и обладала способностью развивать скорость до 16 миль в час (27,5 км/ч).

Именно модель HM стала базовой моделью всех выпускаемых в последующем больших полноприводных фронтальных погрузчиков на протяжении нескольких лет.

Затем, уже в 1949 году выйдут в производство модели HF и ВН. Они также будут полноприводными, оснащенными гидравликой, но существенным изменениям подвергнутся кабина оператора, дизайн самого погрузчика, его способность поднятия ковша и колесная база.

Модель H F, выпущенная Фрэнком Хью

К началу 50-х годов компания Фрэнка Хью процветала, его погрузчики пользовались популярность у покупателей, и производство было завалено заказами. До появления первых погрузчиков марки Caterpillar оставался еще с десяток лет. Но Фрэнк устав и больше не чувствуя в себе сил управлять огромной компанией, 1 ноября 1952 года продаст производство фирме «International Harvester» за $ 7,8 млн. Он не забросит работу, и будет еще долго трудиться под крышей компании «International Harvester», создавая все новые модели погрузчиков.

В итоге, у всех знатоков истории строительной техники именно имя Фрэнка Хью навсегда станет ассоциироваться со словом погрузчик, ибо столько, сколько сделал этот человек для создания всем известной машины, не совершал больше никто.

Примерно в 1953 году первенство по инновациям, вносимым в технические характеристики фронтального погрузчика, у Фрэнка Хью перехватила фирма «Scoopmobile», выпустив первую в мире модель колесного шарнирно-сочлененного фронтального погрузчика LD 5.

Модель LD 5

До этого момента, фронтальные погрузчики оставались довольно неповоротливой техникой с малой маневренностью на небольших участках и ограниченным углом наклона ковша, что уменьшало их эффективность и область применения.

Шарнирно-сочлененная рама, внедренная инженерами компании «Scoopmobile» в модель LD 5, позволила оператору контролировать наклон ковша. Что в конечном итоге повысило маневренность погрузчика и значительно облегчило процесс загрузки и выгрузки материала. Все это дало возможность использования техники в таких работах, где механизация труда была крайне необходима.

Именно внедрение в конструкцию погрузчика двух основных технологий – гидравлического управления и шарнирно-сочлененной рамы сделали из простого трактора с ковшом, знакомую нам сегодня строительную машину. Эти два изобретения открыли новую веху в истории создания фронтального погрузчика, и к середине 50-х годов во многих странах мира корпорации стали работать над выпуском своих серий погрузочной техники. Кому-то удавалось удержаться на рынке производства строительных агрегатов, кто-то, не выдерживая конкуренции, исчезал.

Известная американская компания «Allis-Chalmers» в свое время тоже выпускала фронтальные погрузчики. Это фото одной из ее моделей TL-545. Однако, пережив несколько финансовых потрясений, забастовку персонала и судебные тяжбы, в конце концов, решила сосредоточиться исключительно на выпуске техники для сельского хозяйства

Однако к началу 60-х годов прошлого столетия погрузчики все еще оставались довольно небезопасной техникой. Изначально установленный позади оператора поворотный рычаг представлял собой серьезную угрозу, ибо находясь в вертикальном положении, загораживал обзор. К тому же неудобное расположение рычага часто становилось причиной ранений операторов.

Многочисленные несчастные случаи и последующие социальные выплаты пострадавшим операторам привели к тому, что в 1961 году в процесс вмешалось государство. Национальный совет по безопасности США, вникнув в существующие проблемы, обязал производителей погрузчиков внести коренные изменения в конструкцию выпускаемых машин, дабы снизить их травматичность. И следующим шагом, позволившим погрузчику стать надежной, безопасной и эффективной машиной, такой, как мы его знаем сейчас, стало конструктивное изменение местоположения поворотного рычага и дизайна кабины оператора.

Подобное требование вынудило большинство производителей изменить конструкцию вращения рамы, в результате чего появилась возможность перемещения поворотного рычага наперед, что практически сразу сняло большинство проблем травмоопасности. В это же время производители существенно переработали и конструкцию кабины оператора. Она стала более закрытой и удобной, что в конечном итоге кардинально отразилось на безопасности и производительности.

Однако, основной прорыв в создании именно безопасного фронтального погрузчика все же совершила всемирно известная компания «Caterpillar». Над усовершенствованием конструкции этой погрузочной техники ее инженеры стали работать еще в 1955 году. Но их первые модели погрузчиков были исключительно гусеничными и особо не пользовались популярностью.

Но к 60-му году компания явила на свет свою первую, ставшую знаковой, 944-ую модель погрузчика из серии «Traxcavator». Запуск данной модели произошел в декабре 1959 года на заводе-изготовителе Caterpillar в городе Аврора, штат Иллинойс.

Traxcavator 944 кардинально отличался от всех предыдущих образцов погрузчиков, выпущенных CAT. Во-первых, он был установлен на колесную базу. Во-вторых, вместо вертикальной мачты машина управлялась двумя подъемными рычагами. К тому же погрузчик имел жесткую раму, два ведущих задних колеса, был оборудован 4-х цилиндровым дизельным двигателем ® D330, мощностью 105 л.с. (78 кВт), и имел ковш вместимостью более полутора кубических метров. Данные технические характеристики машины буквально сразу завоевали популярность у заказчиков, сделав модель погрузчика Traxcavator 944 самой востребованной в мире на те годы. Вплоть до начала 80-х годов двигатель CAT ® D330 оставался образцом мощности и экономичности для всех производителей в мире.

Чуть позже, в 1960 году Caterpillar добавил еще две модификации погрузчиков в серию Traxcavator. Модельный ряд был дополнен фронтальным погрузчиком модели 922, оснащенной двигателем мощностью 80 л.с. и ковшом объемом около 1 м3 и моделью 966 с двигателем в 140 л.с. и вместимостью ковша более 2 м3.

Модель Caterpillar 922

Модель Caterpillar 966

Особенностью всех погрузчиков серии Traxcavator стали удобно расположенные в кабине органы управления, очень мощные двигатели, усовершенствованная двухскоростная коробка передач, и, главное – особая безопасность самой конструкции кабины оператора. В 1965 году серию "Traxcavator" официально переименуют, присвоив ей емкое название «Колесные погрузчики».

После серии "Traxcavator" Caterpillar выпустит еще много удачных моделей фронтальных погрузчиков, но в 1970 году с ними вновь вступит в конкуренцию компания «International Harvester», выпустив на рынок самую огромную и мощную машину-гиганта того времени - погрузчик «Payloader 580». Впервые этот великан был представлен на съезде Американских горнопромышленных предприятий в Лас-Вегасе, где по праву получил статус самого большого фронтального погрузчика в мире.

Погрузчик-великан модели «Payloader 580», выпущенный компанией «International Harvester» в 1070 году

Уже этот агрегат, с объемом ковша почти 14 м3 (позже он был увеличен до 17 м3) и 1200-ми лошадиными силами под капотом был технически и визуально похож на погрузчик, известный нам сегодня. Это был первый образец тяжелой погрузочной техники, созданный для карьерной добычи. В нем оператор был полностью огражден кабиной, созданной для защиты от травмирования перегружаемым материалом. Начиная с появления этой модели, все остальные производители погрузчиков начнут именно таким образом заботиться о безопасности операторов, конструируя закрытые кабины даже в погрузчиках малой и средней весовой категории.

С тех пор многие производители, будто соревнуясь, выпустят десятки самых универсальных, самых мощных, самых маневренных и самых больших в мире погрузчиков, но все это будет возможно только благодаря таланту изобретателей, в свое время совершивших научно-технический прорыв в истории создания строительной техники.

Современные фронтальные погрузчики – это машины, которые используют повсеместно – от сельского хозяйства, уборки дачных участков до строительства автомагистралей и работ в подземных карьерах. Их модификации, технические характеристики и возможности очень разнятся. Существуют крохи мини-погрузчики, способные расчистить от снега приусадебный участок,

а есть модели, своими размерами заслоняющие солнце. Но не стоит забывать, что все это стало возможным только благодаря усилиям и таланту нескольких гениев-инженеров.

В нынешнем году ЗАО «Автонавантажувач» отпраздновало 60-летний юбилей. В СССР после Великой Отечественной войны широко развернулись работы по восстановлению и развитию народного хозяйства. В этих условиях очень нужны были автопогрузчики, и производство таких машин срочно наладили во Львове - впервые в СССР.

Дата рождения завода - 24 апреля 1948 года, когда Совет Министров СССР принял постановление «Об организации массового производства автопогрузчиков для механизации погрузо-разгрузочных работ на транспорте и в промышленности». В этом документе поставили задачу срочно создать предприятие по изготовлению техники такого типа. Уже в 1949 году оно должно было начать поставки готовой продукции. До 1950 года следовало выпустить 10 тыс. машин, а до 1955-го - 50 тыс.

Как все начиналось

Построить новое предприятие решили на базе львовского завода «Газаппарат». В те годы он напоминал скорее полукустарные мастерские: ни нормальных цехов, ни оборудования, ни кадров, естественно, не было. Отсутствовало и видение конструкции будущей машины.

В первую очередь начали отстраивать завод, при этом даже не имея генерального плана - поджимали сроки. Главный инженер Александр Кузовков, исходя из собственного опыта, - а молодой специалист уже успел поработать на знаменитом ЗИЛе под началом И. А. Лихачева - начал создавать будущее производство. Следующим шагом стало формирование конструкторского бюро. Люди собрались со всех концов страны, но костяк все же составили молодые выпускники Львовского политехнического института. Летом 1948 года к ним присоединилась большая группа конструкторов и технологов из московского технологического института «Оргавтопром». Главным конструктором стал А. Л. Иванов, главным технологом - М. О. Шувалов. Именно эта команда и построила завод.

А что же с конструкцией - ее ведь тоже не было? В том же 1948 году в Днепропетровске по заданию Госплана СССР разрабатывался первый в СССР универсальный автопогрузчик с вилочным захватом. Работой руководил известный автоконструктор, лауреат Госпремии Виталий Андреевич Грачов. Автопогрузчик спроектировали по стандартной схеме - с двигателем в качестве противовеса. Перед группой инженеров поставили задачу максимально использовать уже освоенные в производстве узлы и агрегаты. Фактически базой для постройки машины послужил ГАЗ-51. От него взяли двигатель, сцепление, КП, укороченные мосты и карданные валы, а также гидравлические тормоза с приводом только на передние колеса, капот, радиатор и электрооборудование. У автомобиля ЗИС-150 позаимствовали рулевой механизм и, с некоторыми изменениями, рулевые тяги. Машине присвоили индекс 4000. Грузоподъемность ее составляла 3 т.

Документацию передали во Львов, и уже к 7 ноября 1948 года экспериментальный цех сделал первую раму. А с 1 января 1949 года выпуск газовой аппаратуры на заводе прекратили и поставили перед коллективом задачу - за год изготовить 1200 автопогрузчиков. Уже 11 июня из ворот выехали первые серийные «ласточки» - это стало настоящим праздником для заводчан. Всего же на протяжении 1949 года предприятие выпустило 1254 автопогрузчика и таким образом перевыполнило план.

Дальше - больше

Первые машины разлетелись по всей стране, и тут же проявились их недостатки. Погрузчик оказался весьма неустойчив и труден в управлении: усилие на руле составляло 50 кг. Главным недочетом конструкции была неправильная развесовка по осям, из-за чего на бездорожье машина буксовала.

Молодая команда инженеров отправилась в Днепропетровск к автору идеи Грачову, где сообща и сотворили модель 4000М. Главным ее отличием стала улучшенная проходимость. Не забыли и о комфорте: в рулевом управлении появился гидроусилитель, кабина обзавелась крышей и двумя мягкими сиденьями со спинками. Уже в 1950 году обновленная модель начала сходить с конвейера.

Следующим этапом в развитии завода стало освоение 5-тонного погрузчика. Министерство прислало на завод указание о сборке такого автопогрузчика, созданного в специальном КБ Московского экспериментального завода под руководством главного конструктора Сеславина. Всем эта машина была хороша, а коллектив ее создателей даже наградили Государственной премией. Однако на Львовском заводе перестроить конвейер под новый погрузчик оказалось очень сложно. Ведь машина по компоновке была совсем другая - 3-колесная, с 5-тонным противовесом.

И тут вспомнили, что тема диплома одного из молодых конструкторов - 5-тонный автопогрузчик, на 80% унифицированный с моделью 4000М: немного длиннее база, мост от ЗИЛа… Сейчас уже трудно представить, каким образом, но заводчанам удалось отстоять собственную модель, и уже в 1951 году начался серийный выпуск 5-тонного погрузчика под индексом 4003.

Обновление

В 1953 году на заводе организовали ЦКБ - центральное конструкторское бюро. Первым результатом его работы стала новая модель 4006, созданная в том же году. Отличия по сравнению с 4003 - гидравлические тормоза, дисковый ручной тормоз и безблоковая стрела. Тогда же появились новые гидронасос, автоматический клапан в системе гидравлики и безрамный ковш, что позволило снизить массу последнего на 50 кг.

В дальнейшем завод в основном наращивал темпы выпуска, но и о прогрессе не забывал. В 1957 году началась подготовка к производству модели 4009, предназначенной для штабелирования древесины. Были созданы опытные образцы 10-тонного погрузчика 4008. Год 1960-й год ознаменовался обновлением модельного ряда. На смену погрузчикам 4000М и 4003 пришли более современные 4043 и 4045 грузоподъемностью, соответственно, 3 и 5 т. В 1966-м появились модернизированные модели под индексами 4043М и 4045М. В те же 60-е в начали выпускать 10-тонные погрузчики серии 4008 и погрузчик, предназначенный для работы на лесоскладах 4009. В лучшие времена завод в год выпускал свыше 20 тыс. автопогрузчиков.

Особая веха в истории предприятия - производство гидрокранов грузоподъемностью 0,5 - 1 т. В качестве шасси в разные времена использовались стандартные бортовые автомобили ЗИЛ-157К, ЗИЛ-130, КРАЗ-214б.

Завод жив!

В 70 - 80-е гг. согласно договоренностям со странами СЭВ на львовском заводе выпускали погрузчики грузоподъемностью от 3 до 12,5 т, а более легкий сегмент отдали на откуп болгарскому «Балканкару». Львовяне все больше наращивали темпы производства, одновременно занимаясь модернизацией уже существующих моделей и расширением гаммы. В 1972 году началось строительство нового завода, а через два года с его конвейера сошел первый погрузчик.

Но с развалом СССР былые связи утратились, объемы производства упали, да и поддержка государства пропала. Впрочем, коллектив не переставал трудиться, улучшая старые и разрабатывая новые модели. Погрузчики получили каркасную кабину с клеенными стеклами и улучшенной эргономикой. Продолжались эксперименты с установкой двигателей Deutz и Volvo.

И завод выжил. Была разработана гамма новых моделей ЛЕВ грузоподъемностью от 5 до 16 т. Козыри у них оставались те же - простота, надежность и невысокая цена.

В настоящее время завод каждый месяц выпускает около 20 машин, и все они реализуются. География поставок достаточно разнообразна - в основном это Россия, Беларусь, Украина, а также Иран и Египет.

Редакция благодарит главного конструктора ЗАО «Автонавантажувач» Степана Гаврилечко за помощь в подготовке материала

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Трактора СССР были первыми машинами, выпуску которых придавалось большое значение. Спецтехнику поставляли в колхозы, задача которых состояла в выполнении продовольственной программы. Первые трактора обеспечили высокую производительность труда при выполнении сельскохозяйственных работ. Несмотря на малую мощность, они хорошо справлялись с поставленными задачами. Трактористы в союзе были почитаемыми людьми, считались грамотными и образованными.

В начале 20-х годов 20 века на ленинградском заводе «Красный Путиловец» приступили к выпуску российского трактора. Основой конструкции советской машины послужила американская модель, пользующаяся высоким спросом за рубежом. Поэтому Фордзон — прототип последующих колесных советских тракторов. От конструкторов завода требовалось усовершенствовать зарубежную модель в кратчайшие сроки.


Машина была безрамной, с поперечно установленным 4-цилиндровым двигателем. В качестве горючего служила сырая нефть. Весила около 2 т, развивала скорость до 3-х км/ч. Использовалась преимущественно на сельскохозяйственных работах и для перемещения грузов. Так было положено начало массовому производству колесных тракторов.

Первый трактор в СССР был выпущен в 1923 г. Это была универсальная машина, востребованная колхозами и промышленными предприятиями. Советские трактора во многом обусловили успех первых пятилеток, задачей которых был подъем народного хозяйства. Все модели спецтехники использовалась для выполнения широкого спектра работ:

  • вспашки полей;
  • буксировки тяжеловесных грузов на лесопильных предприятиях;
  • на строительстве дорог и зданий;
  • в коммунальном хозяйстве.

Минитрактора выпускались небольшими партиями, т. к. их конструкция непрестанно совершенствовалась.

Начиная с 1923 года в течение 6 лет на заводе тракторостроения в г. Коломна осуществлялось производство тракторов Коломнец 1. Это был почти полный аналог американского Могул. Но советские конструкторы отказались от нескольких узлов зарубежной машины и тем самым облегчили конструкцию российской. Это обеспечило ее более высокую скорость.


Коломенская модель имела рамный остов, была оснащена двухтактным одноцилиндровым двигателем мощностью 25 л. с. Силовую установку расположили вертикально, радиаторную систему охлаждения заменили градирней. Всего было выпущено 500 машин этой модели.

В 1923 году на заводе «Красный Прогресс» было запущено производство тракторов Запорожец. Это была облегченная модель, специально созданная для работы с двухкорпусным плугом. Отличительная особенность машины в том, что ее изготавливали из недорогих и доступных материалов. Двигатель работал на сырой нефти. Для запуска требовалось раскалить запальную головку. У машины было 3 колеса — 2 передних и 1 заднее. Агрегат мог развивать скорость не более 3,6 км/ч.


Карлик

В начале 20-х годов прошлого века талантливым российским изобретателем Я. В. Маминым были разработаны два трактора — Гном и Карлик. В отличие от иностранных моделей, это были легкие и маневренные машины, простые в сборке и ремонте. В конструкцию Карлика входил не имеющий аналогов одноцилиндровый двигатель высокого сжатия, изобретенный Маминым.


Несмотря на легкий вес (до 1,4 т) и невысокую мощность в 12 л. с., Карлик обладал большей тяговой силой, чем зарубежные тракторы, и превосходил по этому показателю даже американский Фордзон. Все это обеспечило высокий спрос на данную модель, и в течение 4 лет завод «Возрождение» ежедневно выпускал Карликов 1.

В 1924 г на заводе «Красный Путиловец» приступили к производству трактора Фордзон-Путиловец. Правительством было принято решение о выпуске машин на основе модели американского Фордзона, но адаптированных для российских условий. Тем самым сокращали время, требуемое для разработки отечественной модели.


Фордзон-Путиловец стал основой для всей колесной спецтехники. Машина оснащалась четырьмя колесами, задние из которых были ведущими. В передней части находился вертикально установленный двигатель. Сиденье оператора располагалось над задним мостом.

Особенность модели в том, она имеет безрамную конструкцию. Такой прием был использован впервые в мировом машиностроении. Таким образом добились нескольких преимуществ:

  • более легкого веса;
  • маневренности;
  • экономии на материалах изготовления;
  • более высокой скорости перевижения.

Четырехтактный четырехцилиндровый двигатель карбюраторного типа обеспечивал мощность 20 л. с. Машина управлялась КПП с тремя передачами: двумя передними и одной задней.

Универсал

В начале 30-х годов прошлого века на Кировском заводе в Ленинграде приступили к производству мощного по тем временам трактора Универсал. Машина разрабатывалась с целью механизации посева и обработки пропашных культур. Прототипом послужил американский Фармолл. Но в процессе разработки российской машины конструкция зарубежной была настолько изменена, что Универсал считают самостоятельной моделью. Причем одновременно были сконструированы сразу две ее модификации, а через некоторое время третья и четвертая:

  1. «У-1» — для обработки высококостебельных пропашных культур.
  2. «У-2» — для низкостебельных.
  3. «У-3» — для междурядной обработки.
  4. «У-4» — для уборки хлопка.


Характеристики трактора Универсал позволяли использовать его и в качестве тяговой техники. В середине 30-х годов эти машины выпускали сразу на двух заводах: Кировском и Владимирском тракторном.

Т-150

Т-150, выпускаемый Харьковским и Минским тракторными заводами, стал самой мощной и быстроходной сельскохозяйственной машиной 60-х годов 20 века. Разработкой этой техники занимались ведущие конструкторы и изобретатели Советского Союза. Они решали задачу массовой поставки модернизированной спецтехники на смену устаревшим моделям.


Технические характеристики трактора:

  • мощность — 170 л. с.;
  • скорость оборотов коленвала — 2100 в минуту;
  • минимальный радиус поворота — 6,5 м;
  • дорожный просвет — 400 мм;
  • тяговое усилие — 6000 кгс.

Машина оснащалась бензиновым шестицилиндровым двигателем с турбонадувом СМД-60, запуск которого осуществлялся электростартером. Начиная с 1971 года на Т-150 начали устанавливать более мощные двигатели: ЯМЗ-236, 236НЕ, 238М2. Трансмиссия трактора гидромеханическая с 2-дисковым сцеплением и пневматическим приводом. Остов полурамный, коробка передач механического типа.

Гусеничные трактора СССР

Начиная с середины 60-х годов прошлого века в России активно проводились исследования по эффективности применения в сельском хозяйстве тракторов колесного типа.

В результате были сделаны выводы о том, что выгоднее и безопаснее в эксплуатации машины на базе гусениц.

В отличие от колесных, они не вызывают большого уплотнения почвы, влекущего снижение урожайности на 25%. Есть у гусеничных моделей и другие преимущества:

  • более высокая проходимость по рыхлым и вязким грунтам;
  • снижен риск пробуксовывания;
  • более высокие тяговые характеристики.

В связи с этим было принято решение о переходе крупнейших тракторостроительных заводов страны на производство машин на базе гусениц. К 80-м годам 20 века колхозы и совхозы России были полностью укомплектованы техникой этого типа.

Техника данного вида представлена следующими моделями.

Коммунар

Коммунар — первая модель гусеничного трактора, производство которой осуществлялось ХТЗ (Харьковским тракторным заводом) с 1924 по 1931 гг. В период Великой Отечественной войны эта техника использовалась в качестве тяговой для артиллерийских орудий. Всего было разработано 3 модификации базовой модели:

  • Г-50;
  • Г-75;
  • З-90.


Технические характеристики трактора Коммунар:

  • масса — 8,5 т;
  • мощность — 50 л. с.;
  • максимальная скорость — 7 км/ч;
  • коробка передач трехступенчатая (2 вперед и 1 назад).

Дт-54

В 50-х годах прошлого века было налажено производство первого дизельного гусеничного трактора Д-54. Его выпуск осуществлялся тремя крупнейшими заводами страны: Сталинградским, Харьковским и Алтайским. Эту мощную машину использовали для всех видов работ, где требовались выносливость, проходимость, большое тяговое усилие.


Д-54 был оборудован 5-ступенчатой механической коробкой передач, развивал скорость до 5,7 км/ч, обладал тяговой мощностью 2000 кгс.

Дт-75 — самый массовый гусеничный трактор СССР

Д-75 — спецтехника общего назначения, выпускаемая в России с 1973 года. Первые машины были оснащены дизельными двигателями мощностью 75 л. с. Трактор имеет рамную конструкцию, в первоначальном варианте был оборудован кабиной автомобильного типа с регулируемым по высоте сиденьем.

Начиная с модификации Д-75М высота и оснащение кабины регулярно претерпевали изменения в сторону повышения комфортабельности.

Для эксплуатации в регионах с суровыми климатическими условиями предусмотрена возможность холодного запуска двигателя. Конструкция машины позволяет присоединять к ней полунавесное оборудование бокового типа. Это предоставляет возможность использовать трактор как бетоноукладчик и погрузчик. Таким образом спектр выполняемых спецтехникой задач был расширен. В него вошли бурильные, дорожные и строительные работы. По сей день тракторы этой модели востребованы сельским хозяйством и промышленностью, активно эксплуатируются в самых разных условиях.