Почему не работает электроусилитель на калине. Электроусилитель руля на Ладе Калине — гарант упрощенной и комфортной эксплуатации авто Датчик положения ротора электроусилителя калина

На автомобиле Лада Калина, в зависимости от комплектации, может устанавливаться электромеханический усилитель рулевого управления. Воздействует он на рулевой вал. Команды на его включение в работу подаются различными датчиками. При запуске двигателя, пока работает стартер, электромеханический усилитель (ЭУР) отключен. В работу он вступает после достижения коленчатым валом частоты вращения 400 оборотов в минуту . Сигнал ему об этом подаёт датчик частоты вращения каленвала, он же работает с тахометром. При движении автомобиля со скоростью более 60 км/час ЭУР отключается. Данные о величине скорости автомобиля получает от спидометра, а если быть более точным, от датчика скорости. Управляет работой ЭУРа электронный блок управления.

При отказе в работе электроусилителя руля, на щитке приборов загорается контрольная лампа с символом руля . Учитывая то, что чаще всего выходит из строя датчик скорости, ЭУР естественно отключается и работать не будет, хотя сам он исправен. Не даёт ему работать электронный блок управления, так как к нему не поступает сигнал с датчика скорости. Электронный блок управления стоит в не очень хорошем месте, так как в случае не герметичности радиатора отопителя на него будет попадать антифриз. Мокрая микросхема работать не будет. Естественно водитель это почувствует, так как рулевое управление становиться тяжелее.

Электромеханический усилитель рулевого управления Калины чувствителен к напряжению бортовой сети. По техническим характеристикам его рабочее напряжение должно быть в пределах 10,8 – 15 вольт. Но бывают случаи, что ЭУР отказывается работать, даже если генератор выдаёт напряжение в 13 вольт. Виновником в этом случае является не сам генератор, а его реле напряжения. В случае отказа работать электромеханического усилителя рулевого управления, для обеспечения безопасности, уберите в монтажном блоке из гнезда 50 амперный предохранитель. В этом случае движение на автомобиле продолжать можно, но уже без усилителя.

Многих владельцев Калины иногда пугают страшными сказками про электроусилитель, что он часто выходит из строя и руль заклинивает. Но относиться к этому серьезно не стоит, так как это полная чушь. Даже если усилитель и откажет, то все будет работать в обычном режиме, как будто его и не было на вашей машине. Но бывают случаи выхода из строя блока управления этого механизма, о демонтаже которого расскажу ниже.

Снятие и установка электронного блока управления электроуслилителем руля на Ладе Калине

Для данного ремонта понадобится крестовая отвертка, на всю работу уйдет не менее получаса времени, так как придется . После того, как от него «избавились», можно приступать дальше.

  • Сперва откручиваем три болта крепления пластиковой накладки внизу под панелью:
  • После того, как она извлечена, становится доступен блок управления, как показано на фото ниже:

  • Следующим шагом будет отсоединение всех штекером с проводами, из три. Крепятся как обычно с помощью защелок, извлекаются очень просто.

  • Теперь можно откручивать два болта крепления крестовой отверткой, которые показаны на фото ниже:

  • После этого берем за верхнюю часть и опускаем блок управления электроусилителем вниз, так как он крепится еще на пластине. Опускается он просто, достаточно приложить немного усилий и он окажется практически у самых педалей, ниже наглядно показано:

  • И осталось совсем немного — открутить три болта крепления блока усилителя руля от пластины, на которой он установлен:

  • И придерживая его снизу, свободно вынимаем. Для справки, на моей Калине 2011 года выпуска стоит БУ сделанный в Корее. И слава Богу, что не наш отечественный, уж качество корейской сборки будет получше, чем наших мастеров. По крайней мере, у меня с ним электроусилителем никогда не возникало за 2,5 года эксплуатации.

Если требуется замена, то установку нового модуля производим в порядке, обратном снятию. Но желательно, чтобы вам на Калине не пришлось менять этот элемент в электронике, который является довольно дорогостоящим, в районе 5 500 рублей по данным некоторых официальных Интернет-магазинов.

Электроусилитель руля – проблемное место у Лады Калина. Наверняка, это вызвано тем, что отечественный автопром лишь недавно познакомился с ЭУР. Не успел «Автоваз» еще научиться делать добротные системы рулевого управления. Поэтому ремонт электроусилителя руля на Калине пока остается частой практикой. Но заниматься ею лучше всего специалистам.

Дилетантство здесь будет некстати – оно может лишь усугубить ситуацию. Рулевая система – важный узел, от исправности которого зависит эффективность управления автомобилем и, конечно же безопасность.

Ремонт электроусилителя руля на Калине – ответственная работа, требующая определенных знаний в области ЭУР. И так как подобными знаниями обладает минимальное число автолюбителей, то в основном при проблемах водители едут на СТО, что в корне правильно.

Как определить неисправность?

Несмотря на то, что ремонт ЭУР требует обращения в автосервис, обнаружить первые симптомы неисправности можно самому .

Калины на передней панели имеют специальный индикатор желтого цвета, который в случае поломки электроусилителя загорается и сообщает об ошибке в системе. Если он загорелся, значит, у вас появился лишний повод навестить ближайшую автомастерскую. Но сразу стоит отметить, что желтый индикатор не сообщает о критичной неисправности, а сигнализирует лишь о возникновении неполадки, которая позволяет управлять автомобилем, но уже без участия ЭУР.

В случае если электроусилитель руля полностью отказал, то лучше сразу остановиться и вытащить его предохранители . В Калине они находятся с левой стороны от руля. Теоретически при неисправностях ЭУР должен отключаться самостоятельно. Однако раз на раз не приходится. Поэтому для верности все же стоит позаботиться о предохранителях.

Возможные неисправности и их причины

Основной проблемой, которая вызывает поломку электроусилителя руля - .

ЭУР, установленный на Калине, работает не с постоянным усилием, прилагаемым к рулевой рейке. В полную силу усилитель начинает работать только в момент, когда машина движется на низкой скорости или прибывает в состоянии покоя. При разгоне усилия усилителя на рулевую рейку уменьшаются. То есть чем ниже скорость движения, тем больше начинает работать ЭУР.

Естественно описанную неисправность можно выявить только, когда машина стоит на месте или движется с маленькой скоростью .


Исправить данную поломку можно лишь путем полной замены датчика скорости. Причем здесь необязательно отправляться в сервис. Все можно заменить самому.

Вторая неисправность может скрываться в самом ЭУР. В основном она заключается в самоотключении электроусилителя руля из-за того, что он не прошел самоконтроль. То есть устройство самостоятельно отключается, чтобы не мешать водителю при управлении машиной.

Подобного рода неисправность гарантирует поездку на СТО и потребует хорошо потратиться.

Дополнительные причины

Неприятности в работе электроусилителя руля может вызвать:

  • падение напряжения по причине возможных разрывов цепи из-за неисправностей с проводкой;
  • превышение значения частоты вращения ДВС;
  • отсутствие информации

Сегодня, всех хозяев Лада Калина, интересует вопрос: почему не работает электроусилитель руля на Калине ? Ведь этот автомобиль начали производить ещё в ноябре 2004 года, с электроусилителем руля в базовой комплектации. Прошёл десятилетний юбилей, но по отзывам автолюбителей, проблема эта существует до сих пор.

Состоит электроусилитель из электромотора, механизма передачи усилия и электронной системы управления. Управление, работой электроусилителя, осуществляет электронный блок с тремя специальными датчиками, которые должны оперативно определять скорость машины, обороты мотора и необходимое усилие для поворота передних колёс.

Во время завода мотора стартером, электроусилитель руля (ЭУР), не работает. Он включается только с момента достижения 400 оборотов в минуту коленвала и прекращает работать, когда автомобиль разгоняется более 60 км. в час.

Признаки неисправности


Почему не работает электроусилитель руля на Калине сразу разобраться невозможно. Тем не менее в большинстве случаев неисправности (ЭУР), на приборном щитке должна загореться лампочка изображающая рулевое колесо с восклицательным знаком . После чего, специалисты автозавода ВАЗ рекомендуют на небольшой скорости двигаться в автосервис.

Почему на небольшой скорости? Потому что первые годы выпуска (ЭУР) Махачкалинским заводом, он имел особенность поворачивать ведущие колёса машины максимально влево или вправо и самостоятельно фиксироваться в таком положении.

О последствиях говорить не нужно . Но даже если аварийная лампочка на приборной доске не загорелась, рулевое колесо может начать трещать и биться крупной дрожью, или вы почувствуете, что (ЭУР) временами самостоятельно отключается и включается, вообще без видимых причин.


Электромотор и механическая часть (ЭУР) редко вызывают нарекания, но вот электрика и электроника требуют подробного изучения поломок.

Инструкция очень подробная, все действия мастером по ходу работу комментируются и показываются с удобных ракурсов. Работа выполняется по шагам, так чтобы вы всё смогли повторить у себя в гараже, без посторонней помощи. Ремонт не самый простой, приходится много всего разбирать и собирать, но она того стоит, делая всё своими руками, можно сэкономить пару тысяч, которые вы отдали бы в авто сервисе.

Видео замена электроусилителя руля (ЭУР) в Ладе Калине:

Одна из новинок российского автопрома – «Лада Калина» - стала первым отечественным автомобилем, оборудованным ЭМУРУ – электромеханическим усилителем рулевого управления. Как работает электроусилитель руля «Калина»? Ответу на этот вопрос будет посвящена отдельная большая статья. Мы лишь отметим, что с увеличением скорости, которую набирает машина, компенсирующий момент ЭУР постепенно уменьшается, а при достижении 60 км/ч он отключается автоматически.
Первое время эта деталь была не совсем «доработана» и имела одно опасное свойство – она могла отключиться во время движения машины, независимо от ее скоростного режима. Следует заметить, что сегодня все эти проблемы остались в прошлом. Добавим, что электроусилитель можно совсем отключить, вытащив один из его предохранителей. Правда, рулевое управление при этом станет еще «тяжелее», чем на «десятке» или «четырнадцатой».

Устройство ЭМУРУ работает от бортовой электросети автомобиля с напряжением от 10,8 до 15В.

Расположение контактов на колодках

Колодка Х1:
1. «Плюс» от аккумулятора (12В);
2. «Минус» от аккумулятора.
Колодка Х2:
1. Выключатель зажигания («плюс» с клеммы);
2. Вход сигнала (тахометр);
3. Вход сигнала (датчик скорости);
4. Выход (индикатор состояния ЭМУРУ);
5. Выход K-line (колодка диагностики);
6. Выход L-line (свободен);
7. Общий (масса);
8. Вывод технологический (свободен).
Колодка Х3: фазы электродвигателя:
A. (1 и 2) – фаза A;
B. (1 и 2) – B;
C. (1 и 2) – C.
Колодка Х4: датчик момента ЭУР «Калина»:
1. Провод общий 1;
2. Общий 2;
3. Контакт питания;
4. Выход 1;
5. Выход 2;
6. Контакт входа сигнала частоты.
Колодка Х5: датчик положения ротора:
1. Общий;
2. Выход фазы A;
3. Выход фазы B;
4. Выход фазы C;
5. Питание (+ 5В).
Электромеханический усилитель руля, установленный на «Калине», может работать в следующих режимах:
Самотестирование
Компенсация
Отказ
Готовность

Коды ошибок ЭМУРУ «Лада Калина»

Итак, общая схема электроусилителя руля «Лады Калина» нами изучена, теперь рассмотрим возможные цифровые коды ошибок и кратко опишем их значение. Отметим, что оборудование можно диагностировать, используя сканер ДСТ-2М с установленным картриджем «ВАЗ-ИЖ» или программным обеспечением MT-10.


С1000 – ошибка не обнаружена.
С1011 – отсутствие сигнала (цепь оборотов двигателя).
С1012 – отсутствие сигнала (цепь датчика скорости).
С1013 – упало напряжение в бортовой сети.
С1014 – упало напряжение на замке зажигания.
Датчик момента:
С1021 – напряжение (основной вывод).
С1022 – напряжение (контрольный вывод).
С1023 – неверный сигнал выводов.
С1024 – отсутствие сигнала.
Датчик положения рулевого вала:
С1031 – неисправность цепи (основной сигнал).
С1032 – неисправность цепи (контрольный сигнал).
С1033 – отсутствие питания.
Датчик положения ротора двигателя:
С1041 – цепь фазы A – неисправность.
С1042 – цепь фазы B – неисправность.
С1043 – цепь фазы C – неисправность.
С1044 – неверная последовательность.
С1045 – отсутствие питания.
Силовые цепи:
С1050 – замыкание на массу.
Двигатель, превышение тока:
С1051 – фазная обмотка A.
С1052 – B.
С1053 – C.
Обрыв фазных обмоток:
С1054 – обрыв обмоток.
С1055 – обмотка A.
С1056 – B.
С1057 – C.
Замыкание фазных обмоток:
С1058 – замыкание обмоток.
С1059 – обмотка фазы A.
С1060 – B.
С1061 – C.
С1070 – неопознано.
ЭБУ - электронный блок управления:
С1071 – ошибка ОЗУ.
С1072 – ошибка ПЗУ.
С1073 – ошибка EEPROM.
С1074 – реле блока.
С1075 – температура радиатора превышена.
С1076 – напряжение питания ЭБУ.
С1077 – напряжение на силовые конденсаторы.
С1078 – время заряда конденсаторов.
С1079 – превышение тока одной из обмоток.
С1080 – пробой силового транзистора.
В настоящее время сканеры ДСТ-2М уже не производят, их место заняли более современные и совершенные устройства модели ДСТ-12. С этим оборудованием можно диагностировать не только неисправности электроусилителя руля «Лады Калина». Сканер ДСТ-12 универсален, он применяется при обслуживании многих автомобилей - как выпущенных на «АвтоВАЗ», так и моделей других производителей.

Диагностика ЭМУРУ без сканера

При отсутствии сканирующего устройства, коды неисправностей электроусилителя руля можно считывать методом «скрепки». Для этого потребуется выполнить следующие действия:
1. Выключите зажигание;
2. Замкните контакты № 6 и 7 у 8-ми контактного разъема БУ (блока управления), который находится рядом с силовым разъемом питания.
3. Включите зажигание. Вы сможете «читать» коды по мигающей лампе диагностики.
Какие контакты нужно замыкать? Посмотрите на разъем блока управления со стороны проводов (напоминаем, он 8-ми контактный, черного цвета). Считаем за первый контакт тот, что расположен вверху справа и ведем счет справа налево:
1. Замок зажигания (+12В) – голубой.
2. Тахометр – красно-коричневый.
3. Скорость автомобиля – серый.
4. Контрольная лампа ЭМУРУ – бело-розовый.
5. K-line – черно-желтый.
6. L-line – пустой контакт.
7. Масса – коричневый.
8. Пустой контакт.
Если вы задумали самостоятельный ремонт электроусилителя руля «Лада Калина», вам необходимо запомнить, а лучше где-нибудь записать, следующие данные:
Параметры светового кода (временные):
1. Начальная пауза – длительность 2 сек;
2. Длинный сигнал – 2 сек;
3. Короткий сигнал – 0,5 сек;
4. Пауза между сигналами – 0,5 сек;
5. Пауза между кодами – 2 сек.
Расшифровка светового кода неисправностей:
1. «11» - система исправна;
2. «12» - отсутствует сигнал оборотов двигателя;
3. «13» - датчик момента;
4. «14» - двигатель ЭМУР;
5. «15» - датчик ПРВ (положения рулевого вала);
6. «16» - датчик ПРД (положения ротора двигателя);
7. «17» - бортовая сеть;
8. «18» - блок управления;
9. «19» - датчик скорости автомобиля.
Вот и вся основная информация, которую необходимо знать по этому вопросу. Надеемся, что вы поняли – если не работает электроусилитель руля «Лада Калина» - паниковать и бежать в автомастерскую совсем необязательно, ремонт устройства вполне по силам даже непрофессионалу. Мы уверены, что эти сведения окажут вам существенную помощь при эксплуатации и обслуживании вашего транспортного средства.

Автомобиль нашего времени кардинально отличается от машин прошлого века. Это касается всех аспектов. И одним из главнейших признаков нового автомобиля стала лёгкость вращения рулевого колеса. Теперь даже находясь в стоящем на одном месте автомобиле, водитель может крутить руль двумя пальцами. Чем же достигается такой эффект? Это работа электрического усилителя руля (ЭУР). Но иногда он выходит из строя.

Электроусилитель руля

Этот аппарат делает мощнее усилие, которое передаётся в системе рулевого управления. Проще говоря, руль можно крутить двумя пальцами. Ранее на моделях ВАЗ ставились гидравлические усилители (ГУР), но начиная с Лады «Калины» от них отказались.

Был разработан ЭУР.
По мощности передачи усилия ГУР предпочтительнее, однако, у него много недостатков:

  • Отбор мощности у двигателя.
  • Необходим постоянный контроль за уровнем в бачке.
  • Проверка маслопроводов.

Всех этих недостатков электроусилитель лишён. И он даже более прост в ремонте, чем ГУР. Но и своих неисправностей у него хватает.

Устройство ЭУР

Основные составляющие электрического усилителя:

  1. Механическая часть.
  2. Электрическая составляющая.
  3. Электронный блок управления (ЭБУ) с периферией.

В механическую часть входят, собственно детали рулевого управления, соединительные части и крепёжная арматура. То есть входной и выходной валы, кронштейн, гайки, болты, шпильки и пружины. Ну ещё регулировочный рычаг, для изменения угла наклона руля.

Электрическая, собственно сам мотор усилителя. Наиболее уязвима электронная составляющая. ЭБУ и разъёмы с датчиками.


Способы определения неисправности ЭУР

Ну конечно, первейший признак поломки в системе - это срабатывание сигнальной лампочки ЭБУ на панели приборов. Обычно на стандартной заводской модели «Приоры», это значок в форме рулевого колеса с восклицательным знаком. При включении зажигания, он на несколько секунд загорается, а потом, если компьютер решил что всё в порядке, лампочка гаснет. И соответственно, когда обнаружена поломка электроусилителя «Приоры» - загорается и остаётся гореть.

Важно! Нужно помнить, электроусилитель «Приоры» своим компьютером связан с бортовым ЭБУ ВАЗ 2170 «Приора», и поэтому самое верное сделать компьютерную диагностику. Сейчас продаются индивидуальные диагностические сканеры, которые доступны любому владельцу «Приоры» не только по цене, она в пределах 1250 рублей, но и в плане простоты освоения.

Итак, провести компьютерную диагностику, связаться с ЭБУ получить коды ошибок с расшифровкой или без. Даже если сканер выдаёт только коды, это не страшно. Можно просто знать, что неисправности связанные с ЭУР «Приоры», начинаются с символа «С». Например, С1013, обозначает что низкое напряжение в сети, и электроусилителю этого мало.

Ну тут могут быть несколько вариантов. Самый распространённый случай, это ослабление, или пригорание одного из двух силовых проводов, идущих на ЭУР. Это красный и чёрный провода, большого сечения, входящие в отдельный разъём на устройстве. Их довольно просто проверить. А также это может быть большой предохранитель на устройство, тут всё понятно. Ну а третья причина, это недостаток в сети автомобиля, например, слабые, или неисправные, аккумулятор или генератор. При такой неисправности к специалисту, и никак иначе. К автоэлектрику.

«Народный» способ проверки неисправности, или «контроль»

Ну а если сигнализатор не горит, а сомнения в исправности или неисправностей ЭУР «Приоры» присутствуют, или после проведения ремонта нужно сделать «контроль», поступают следующим образом: нужно не включая зажигания покрутить рулевое колесо. Запомнить усилие. И повторить операцию запустив мотор. Если изменений нет, с ЭУР «Приоры» что-то произошло!


Какие всё-таки неисправности существуют в электроусилителе «Приоры»

И снова тот же список, механика, электрика, электроника. Ну с механикой всё понятно, это выход из строя валов, соединений и арматуры. При этой неисправности, колёса просто не отреагируют на поворот баранки. И эту неисправность, проще всего устранить. А вот с остальными неисправностями гораздо сложней. Если неисправности связаны с выходом из строя самого сервомотора, усилителя, «Приоры» о ремонте не стоит и думать. Проще приобрести в магазине новый ЭУР и самостоятельно заменить. Либо отнести на сервис, и попытаться отремонтировать там. Если пропала связь с ЭБУ ЭУР «Приоры», то это, скорее всего, второй разъём, со шлейфом проводов, то же и в случае неполучения сигнала для блока, от внешних датчиков - коленчатого вала и распредвала. Да, да они также важны для работы устройства. В этих случаях можно снять и отремонтировать, или заменить недорогой пучок проводов.

Остался сам «мозг» электроусилителя, и внутренние датчики положения валов агрегата. С датчиками возиться не вариант, только ремонтный сервис. А вот сам компьютер, при его неисправности, можно купить и заменить самостоятельно.

Снятие и установка


Это не такая уж и сложная процедура, как может показаться. И даже требует очень мало инструмента:

  1. Накидной ключик на 8.
  2. Головка с воротком, или торцевой ключ на 13.
  3. Фигурная (крестовая) отвёртка.

И более ничего, кроме умения, ими пользоваться. Это при условии, что сам руль уже снят, а это отдельная история.

Внимание! Перед началом процесса, первым делом отключить аккумуляторную батарею ! Можно просто сняв одну клемму.

Ну а теперь вперёд. Пластмассовые накладки с колонки руля снять, вывернув 2 самореза и отстегнув 2 фиксатора. Отвёрткой же, выкручиваем болты, в количестве четырёх штук, и отделяем нижнюю часть накладки. Теперь мешают замок, и «вертолёт» - переключатели поворотов и дворников. Первым делом, прижимая на разъёмах усики, отключаем все провода. Потом, ключом на 8, ослабить хомут, который прикрепляет эти устройства, после чего, они свободно сойдут с кожуха вала.


Отсоединить два разъёма от ЭБУ ЭУР. Снять со специальной шпильки пластиковую накладку.

Нижние гайки не откручивать совсем, а провернуть на несколько оборотов ключом № 13. А вот стяжной болт шарниров промежуточного вала , вытащить полностью, открутив его гайку на 13. Ну вот. Выкрутив все крепёжные гайки, можно вытаскивать неисправный ЭУР «Приоры». Ключом на 13 освободить нижний вал устройства от шлицевого шарнира. Ну вот и всё. Можно попытаться починить описанные выше неисправности самому, отнести в мастерскую или просто поставить новый агрегат на свою «Приору», действуя в обратном порядке.

Полезное видео по общему ремонту электроусилителя руля «Приоры».


Электроусилитель руля (ЭУР или ЭМУРУ) 11186-3450008 : 1 - вал рулевого управления, 2 - электродвигатель, 3 - электронный блок управления, 4 - датчик крутящего момента, 5 - датчик положения ротора

В электромеханических усилителях рулевого управления, необходимое компенсационное усилие создается за счет электродвигателя. В общем случае ЭУРсостоит из следующих основных компонентов:

– рулевой вал с торсионным приводом;

– электродвигатель;

– электронный блок управления (ЭБУ);

– датчик крутящего момента;

– датчик положения ротора.

ЭУР устанавливается на рулевом валу, части которого соединены между собой торсионным валом с установленным на нем датчиком крутящего момента. При вращении руля происходит скручивание торсионного вала, которое и регистрируется датчиком крутящего момента. Далее информация с этого датчика поступает в ЭБУ, который вычисляет необходимое компенсационное усилие (с учетом показаний датчика скорости автомобиля), подаваемое на рулевой вал входящим в состав ЭУР электродвигателем. В общем случае ЭУР может располагаться как на рулевой колонке, так и на рулевой рейке. В последнем случае снижается нагрузка на рулевой вал и его сочленения.

Преимуществами ЭУР относительно ГУР являются простота конструкции и компактность механизма. При этом ЭУР активируется только при вращении руля, тогда как насос ГУР работает постоянно, создавая дополнительную нагрузку на двигатель и, соответственно, увеличивая расход топлива. Также ЭУР отличается гибкостью настройки, позволяя за счет изменения управляющей программы менять ощущения от рулевого управления. К плюсам ГУР можно отнести „честную» обратную связь и устойчивость к высоким нагрузкам, что позволяет применять его на внедорожниках, грузовиках и другой тяжелой технике, тогда как ЭУР обычно устанавливается на легковых автомобилях.

В автомобиле LADA KALINA электроусилитель размещен на рулевой колонке. Входящий в состав ЭУР бесколлекторный электродвигатель подключен к рулевому валу через редуктор. Питание электродвигателя ЭУР осуществляется от бортовой сети автомобиля. ЭУР сохраняет работоспособность при изменении напряжения бортовой сети в диапазоне 10,8 - 15 В. Номинальное напряжение питания ЭУР равно 13,5 В, для момента нагрузки 35 Нм максимальный потребляемый ток не превышает 50 А.


Рис. 2. Схема электрических соединений электроусилителя руля 11186-3450008

Таблица 1. Назначение выводов разъёмов электроусилителя

Колодка Контакт Адрес
Х1 1 + 12 В от аккумуляторной батареи
2 «Минус» от аккумуляторной батареи
Х2 1 + 12 В с клеммы «15» выключателя зажигания
2 Вход сигнала от тахометра
3 Вход сигнала от датчика скорости
4 Выход на индикатор состояния ЭУР
5 Выход «К-линия» на колодку диагностики
6 Выход «L-линия» (не задействован)
7 Общий провод («земля»)
8 Технологический вывод (не задействован)
ХЗ А1 Фаза А электродвигателя
А2 Фаза А электродвигателя
В1 Фаза В электродвигателя
В2 Фаза В электродвигателя
С1 Фаза С электродвигателя
С2 Фаза С электродвигателя
Х4 1 Общий провод 1 датчика момента
2 Общий провод 2 датчика момента
3 Питание датчика момента
4 Выход 1 датчика момента
5 Выход 2 датчика момента
6 Вход сигнала частоты 250 кГц
Х5 1 Общий провод датчика положения ротора
2 Выход фазы А датчика положения ротора
3 Выход фазы В датчика положения ротора
4 Выход фазы С датчика положения ротора
5 Напряжение питания +5 В датчика положения ротора

Максимальный компенсирующий момент на рулевом валу может достигать 30 Нм, ЭУР обеспечивает такой момент на стоящем автомобиле, с увеличением скорости движения компенсирующий момент пропорционально снижается. Исходными данными для системы управления электродвигателем является информация о моменте на рулевом валу, положении ротора и скорости движения автомобиля, получаемая с соответствующих датчиков.

Для ЭУР 11186-3450008 предусмотрено 4 режима работы: «Самотестирование», «Готовность», «Компенсация», «Отказ». Для индикации состояния ЭУР на приборной панели автомобиля имеется индикатор состояния (рис. 3).


Рис. 3. Расположение индикатора состояния ЭУР

При включении зажигания автомобиля ЭУР переходит в режим «Самотестирование», в котором выполняется проверка исправности системы. Если в процессе самотестирования выявлены неисправности (отрицательный результат самотестирования), ЭУР переход в режим «Отказ», при этом в память блока управления ЭУР заносится код неисправности (см. таблицу 2).

Таблица 2. Коды ошибок ЭБУ электроусилителя

Код Описание кода
С1000 Ошибки не обнаружены
С1011 Цепь сигнала оборотов двигателя автомобиля, отсутствие сигнала
С1012 Цепь сигнала датчика скорости автомобиля, отсутствие сигнала
С1013 Напряжение бортовой сети автомобиля ниже минимального порога
С1014 Напряжение на замке зажигания ниже минимального порога
С1021 Напряжение основного вывода датчика момента
С1022 Напряжение контрольного вывода датчика момента
С1023 Неверный сигнал основного и/или контрольного вывода датчика момента
С1024 Датчик момента, отсутствие сигнала
С1031 Датчик положения рулевого вала, неисправность цепи основного сигнала или несоответствие допустимому диапазону
С1032 Датчик положения рулевого вала, неисправность цепи контрольного сигнала или несоответствие допустимому диапазону
С1033 Датчик положения рулевого вала, отсутствие питания
С1041 Датчик положения ротора двигателя, неисправность цепи фазы А или несоответствие допустимому диапазону
С1042 Датчик положения ротора двигателя, неисправность цепи фазы В или несоответствие допустимому диапазону
С1043 Датчик положения ротора двигателя, неисправность цепи фазы С или несоответствие допустимому диапазону
С1044 Неверная последовательность датчика положения ротора
С1045 Датчик положения ротора двигателя, отсутствие питания
С1050 Замыкание на массу в силовых цепях
С1051 Двигатель, превышение тока через фазную обмотку А
С1052 Двигатель, превышение тока через фазную обмотку В
С1053 Двигатель, превышение тока через фазную обмотку С
С1054 Двигатель, обрыв фазных обмоток
С1055 Двигатель, обрыв фазной обмотки А
С1056 Двигатель, обрыв фазной обмотки В
С1057 Двигатель, обрыв фазной обмотки С
С1058 Двигатель, замыкание фазных обмоток
С1059 Замыкание обмотки фазы А двигателя
С1060 Замыкание обмотки фазы В двигателя
С1061 Замыкание обмотки фазы С двигателя
С1070 Неисправность не опознана
С1071 Блок управления, ошибка ОЗУ электронного блока
С1072 Блок управления, ошибка ПЗУ электронного блока
С1073 Блок управления, ошибка EEPROM электронного блока
С1074 Реле электронного блока
С1075 Блок управления, превышение температуры радиатора
С1076 Напряжение питания элементов ЭБУ ниже минимального порога
С1077 Напряжение на силовых конденсаторах ниже минимального порога
С1078 Время заряда силовых конденсаторов
С1079 Ток одной из фазных обмоток выше максимального порога
С1080 Пробой как минимум одного из верхних силовых транзисторов

Если неисправности не выявлены (положительный результат самотестирования), система переходит в режим «Готовность» или «Компенсация». Также режим «Самотестирование» периодически активируется в процессе работы системы.

Режим «Готовность» активируется на незапущенном двигателе после включения зажигания автомобиля, при условии положительного результата самотестирования. Отсутствие запуска двигателя определяется по сигналу от тахометра. В режиме «Готовность» индикатор работы ЭУР на приборной панели горит постоянно. Компенсирующий момент на рулевом валу не обеспечивается.

Переход ЭУР в режим «Компенсация» осуществляется из режима «Готовность» при условии, что напряжение бортовой сети автомобиля не ниже 10,8 В, а обороты коленчатого вала превышают 600 об/мин. При переходе в режим «Компенсация» индикатор панели приборов выключается. В случае если напряжение бортовой сети снижается до 10,3±0,2 В и/или обороты двигателя составляют менее 350 об/мин, ЭУР переходит в режим «Готовность». Для ЭУР режим «Компенсация» является основным рабочим режимом, в котором он компенсирует часть момента на рулевом валу.

В режиме «Отказ» индикатор ЭУР горит постоянно, независимо от оборотов двигателя. Для считывания кодов неисправностей можно использовать диагностический сканер ДСТ-2М с картриджем ВАЗ-ИЖ, программное обеспечение МТ-10 или любое другое, поддерживающее работу с ЭБУ данного ЭУР. Кроме того, с помощью средств диагностики можно получить дополнительную информацию о состоянии ЭУР, приведенную в таблице 3.

Таблица 3. Параметры ЭБУ электроусилителя

Параметр Описание Единица или состояние Типовое значение
Напряжен Напряжение аккумулятора В 13,2...14,6
Скор Скорость автомобиля км/ч 0
Обор Частота вращения коленвала об/мин 800...880 (на холостом ходу)
УсилМом Усилие с датчика момента Нм 0 (при неподвижном рулевом колесе)
Фаза А Положение фазы А Да/нет -
Фаза В Положение фазы В Да/нет -
Фаза С Положение фазы С Да/нет -
ТокФазы А Ток фазы А % -
ТокФазы В Ток фазы В % -
Т.Радиат Температура радиатора силовых компонентов ЭМУР °С -
Ошибок Количество обнаруженных кодов неисправностей - -
КонтрСумПЗУ Контрольная сумма ПЗУ - -
KCyмEEPROM Контрольная сумма EEPROM - -
ЭлДвиг. Тип электродвигателя (Коллекторный/ индукторный/ синхронный) Индукторный
ДатПолРул Наличие датчика положения рулевого вала Да/нет Нет
ДатПол Ротор Наличие датчика положения ротора электродвигателя Да/нет Да
ДатТРадиат Наличие датчика температуры радиатора ЭБУ Да/нет Да
ДатМомента Наличие датчика момента Да/нет Да
МехРедуктор Наличие механического редуктора Да/нет Да
РежимГотовн Активность ЭМУР, режим «Готовность» Вкл/выкл Выкл
РежКомпенс Режим «Компенсация» Вкл/выкл Вкл
СниженМощн Режим «Снижение мощности» Вкл/выкл Выкл
ЗадВыклЗажиг Задержка выключения по замку зажигания Вкл/выкл Выкл
АварияРеле Режим «Авария», силовое реле Вкл/выкл Выкл

Также возможно считывание кода ошибки без диагностического сканера. Перевод ЭУР 11186-3450008 в режим индикации неисправности выполняется следующим образом:

1. Выключают зажигание.

2. Замыкают контакты 6 и 7 разъема Х2 (выход «L-линия» и «общий»).

3. Включают зажигание и считывают код неисправности, подсчитывая количество миганий лампы диагностики, при этом необходимо учитывать, что ЭУР индицирует двухзначные коды сокращенного перечня неисправностей (см. таблицу 4). При подсчете количества миганий контрольной лампы следует учитывать, что длительность начальной паузы составляет 2 с, длительность паузы между сигналами - 0,5 с, длительность паузы между кодами - 2 с. Длинному сигналу соответствует включенная в течение 2 с лампа, короткому - включенная в течение 0,5 с лампа.

Таблица 4. Сокращенный список неисправностей электроусилителя руля

Код Расшифровка
11 (1 длинный 1 короткий) Система исправна
12 (1 длинный 2 коротких) Отсутствие сигнала оборотов двигателя
13 (1 длинный 3 коротких) Неисправность датчика момента
14 (1 длинный 4 коротких) Неисправность двигателя ЭУР
15 (1 длинный 5 коротких) Неисправность датчика положения рулевого вала
16 (1 длинный 6 коротких) Неисправность датчика положения ротора двигателя ЭУР
17 (1 длинный 7 коротких) Неисправность бортовой сети автомобиля (ниже 10 В или больше 18 В)
18 (1 длинный 8 коротких) Неисправность блока управления ЭУР
19 (1 длинный 9 коротких) Неисправность датчика скорости автомобиля

В случае если обнаружены ошибки, связанные с недостаточным напряжением бортовой сети или внешними датчиками (коды С1011, С1012,
С1013 и С1014, коды 12, 17, 19 сокращенного списка), следует проверить исправность соответствующих элементов и электрических цепей. Для сброса указанных ошибок ЭУР необходимо выключить и включить зажигание. При обнаружении внутренних ошибок ЭУР (коды С1021-С1080) необходимо выключить и включить зажигание, запустить двигатель и, вращая рулевое колесо, проверить работоспособность ЭУР, после чего провести пробный выезд на скорости до 40 км/ч. В случае если ЭУР все равно переходит в режим «Отказ», его заменяют.

Рекомендации производителя предусматривают только замену ЭУР в сборе, вариант ремонта ЭУР, связанный с его разборкой, не предусмотрен. В то же время в ряде случаев восстановить работоспособность ЭУР можно за счет пропайки ЭБУ и его соединений с датчиками крутящего момента и положения ротора. До выполнения вмешательства в ЭУР целесообразно считать коды ошибок, выяснив, какой именно датчик вызывает переход ЭУР в режим «Отказ».

Согласно имеющихся на тематических форумах рекомендаций стоит обратить внимание на паяные соединения оптронов датчика положения ротора, пайку проводов обмоток и исправность диодов датчика момента, реле, а также цепи обвязки процессора ЭБУ. Кроме того, следует убедиться в надежности подключения разъемов ЭУР.

Для получения доступа к датчику положения ротора:

1. Снимают кожух рулевой колонки.

2. Отключают идущие вдоль рулевой колонки жгуты проводов (от замка зажигания, выключатель указателей поворота и т.д.).

3. Откручивают 4 гайки крепления ЭУР и опускают его, в сборе с рулевым колесом, на водительское сиденье.

4. Отсоединяют колодки разъемов Х1, Х2, ХЗ от ЭУР.


Рис. 4

5. Откручивают 3 винта, удерживающие крышку датчика положения ротора, и снимают ее (рис. 4).


Рис. 5. Плата датчика положения ротора

6. Откручивают 3 винта, удерживающие плату датчика положения ротора (рис. 5). При выполнении операции обращают внимание, через какой из винтов на плату датчика подведен «общий провод» автомобиля.

7. Снимают плату датчика и выполняют пайку находящихся на ней оптронов.

Сборка узла выполняется в обратном порядке.